Становление и развитие духовно-нравственного воспитания учащихся в Индии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Мефодьева Марина Анатольевна

  • Мефодьева Марина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 172
Мефодьева Марина Анатольевна. Становление и развитие духовно-нравственного воспитания учащихся в Индии: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». 2019. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мефодьева Марина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ИНДИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

1.1 Генезис духовно-нравственного воспитания в Индии как педагогическая проблема

1.2 Состояние разработанности проблемы духовности и нравственности в индийской и российской научной литературе

1.3 Современное состояние духовно-нравственного воспитания в

Индии

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНДИИ

2.1 Организация духовно-нравственного воспитания учащихся в образовательных заведениях Индии

2.2 Семейное воспитание в Индии. Формы, методы и средства воспитания в индийской семье

2.3 Адаптационный потенциал духовно-нравственного воспитания

Индии для отечественной школы

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ A. Таблица периодов развития индийской системы

образования

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Глоссарий

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Статьи Конституции Индии об образовании

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие духовно-нравственного воспитания учащихся в Индии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Первая четверть третьего тысячелетия характеризуется повышенным вниманием к вопросам духовно-нравственного обновления общества. Педагоги, религиозные и общественные деятели все чаще выражают беспокойство по поводу смещения ценностных ориентиров у детей и молодежи, что, в свою очередь, обусловлено ростом насилия в обществе, пропагандой распущенности, культом материальной выгоды. В этой связи актуализируется проблема формирования духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи в организованном воспитательном процессе, что позволит воспитывать граждан России с устойчивой социально-гуманистической ориентацией.

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных для современной российской школы и потребность в ее разрешении находит отражение в таких значимых федеральных программах, как Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2018), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025г.), Проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2012), Федеральная целевая программа развития образования (на период 2016-2020), Приоритетный национальный проект «Образование» (2011), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009).

Проблема духовно-нравственного воспитания рассматривается с позиции актуализации процессов гуманитаризации современного российского образования. Духовно-нравственное воспитание способствует социокультурной модернизации российского общества, становясь ключевым звеном для его консолидации и сплочения.

Духовно-нравственное воспитание, исследуемое с точки зрения формирования сознания и преобразования личности учащегося посредством усвоения философско-духовных, культорологических и национальных ценностей, в первую очередь, подразумевает развитие личности, где нравственность является важным условием дальнейшего самосовершенствования.

В связи с этим возрастает роль не только школы, но и семьи, которая является неотъемлемым звеном в формировании полноценной личности. Школа, семья и общество при консолидации усилий располагают существенным потенциалом духовно-нравственного воздействия на формирование ценностных ориентиров ребенка или подростка. Изучение истории и культуры страны, национальных традиций и духовно -нравственных ценностей должно лежать в основе воспитательной системы общества, семьи, и школы в единстве.

В условиях интенсивного межкультурного взаимодействия особую значимость приобретает обновление концепции духовно-нравственного воспитания, при этом положительную роль может сыграть изучение позитивного опыта зарубежных стран, особенно Индии, поскольку именно в этой стране сложился многовековой опыт, а именно философско-воспитательная традиция воспитания высокодуховной, нравственной личности. Важнейшим ресурсом духовно-нравственного воспитания в индийской системе образования является ресурс содержательно-ориентационной компоненты философской традиции, опирающейся на традиционную смысловую систему мировоззренческих установок, формируемых при тесном взаимодействии семьи, общественности (религиозной и светской) и школы, что в свою очередь позволяют сохранять и передавать сохраняющие актуальность многовековые воспитательные идеалы, заключенные в общественных и семейных традициях, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию детей и

молодежи через приобщение к духовно-нравственным ценностям, формирование отношения к себе, людям и окружающему миру.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение разработанности данной проблемы позволило выявить, что вопросам формирования духовно-нравственной личности посвящены исследования А.М. Аллагулова, Л.И. Асановой, Д.А Бежевец, Н.М. Борытко, Х.Х. Валиахметова, Р.Х. Гильмеевой, А.В. Глумного, О.Ю. Голубевой, О.А. Каллимуллиной, Р.Х. Лепехиной, А.Д. Магомедовой, С.В. Пашкова, Т.Н. Петровой, Н.В. Рады, А.В. Репринцева, А.И. Рёдель, Н.В. Соповой, С.И. Тарасовой, С.А. Хамматовой и др.

В трудах таких ученых, как В.В. Аленко, К.Н. Кудрявцев, А.С. Куликов, И.А. Медведева, С.И. Тарасова анализируются вопросы духовно-нравственной традиции как фактора формирования личности.

Аксиологические аспекты духовно-нравственного воспитания представлены в работах М.В. Емельяновой, Н.В. Космачевой, З.Ж. Кучуковой, С.М. Лепшаковой, Н.Г. Лыковой, Т.Н. Петраковой, Г.Г. Тенюковой, И.С. Чальцевой и др.

Духовно-нравственный потенциал семьи и школы исследуется в работах Р.Ш. Ахмадиевой, К.Р. Агаронян, А.Г. Адамовой, Г.И. Биушкина, Р.Ю. Ветрова, Т.В. Геворкян, Ю.А. Генваревой, А.К. Гулова, М.И. Ковалевой, С.В. Кочневой, А.С. Куликова, Н.А. Леванькова, О.Н. Лушниковой, В.Ш. Масленниковой, Т.Н. Молевой, Н.Ю. Наркевич, Р.М. Сафиной, Н.В. Светловой, О.А. Смагиной А.В. Фахрутдиновой, М.Г. Харитонова, Л.С. Хидировой и др.

В работах Н.Г. Бариновой, Ю.Б. Козловой, А.А. Корзинкина, С.В. Пашкова, Е.В. Шестуна и др. освещаются вопросы влияния религии и церкви на духовную жизнь общества, роль религиозных ценностей в структуре духовно-нравственного воспитания.

Несомненный интерес для нашего исследования представляют диссертационные работы по вопросам реформирования общего образования

в современной Индии (Супрунова Л.Л.), интегральной педагогике индийского философа Ауробиндо Гхоша (Мартынов А.В.), школ Р. Тагора как феномена мирового альтернативного педагогического движения (Тененёва Н.В), национального просвещения Махатмы Ганди (Василенко В.А.), возможности использования творческого наследия Н.Л. Рериха в духовно-нравственном развитии личности (Магомедова А.Д.), духовно -нравственного воспитания в системе современного российского образования (Пашков С.В.), духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях социальных перемен в обществе (Лепехина Р.Х.), духовно-нравственного воспитания младших школьников и старшеклассников во внеучебной деятельности (Адамова А.Г., Умаров А.), духовного-нравственного воспитания в православной и светской педагогике (Баринова Н.Г., Соловцева И.А.), духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования (Абрамов С.И., Воронкова Ю.В., Сергеева О.Ю.), духовно-нравственного воспитания школьников на традициях народной культуры (Пархоменко Н.А.).

Логика исследования построена при опоре на труды ученых, занимающихся изучением зарубежного педагогического опыта (И.С. Бессарабова, Р.А. Валеева, А.Н. Джуринский О.Н. Олейникова, Д.Р. Сабирова, Т.М. Трегубова, А.В. Фахрутдинова, Т.В. Цырлина и др.)

В зарубежной педагогике проблема духовно-нравственного воспитания личности подрастающего поколения стала предметом анализа в исследованиях С.С. Бабы (S.S. Baba), Н.Л. Гупты (N.L. Gupta), T. Дасгупты (T. Dasgupta), Дж. Джинжал (J. Jindal), Дж. Кумты (J. Kumta), Кешавмурти (Keshavmurti), К. Крипалани (K. Kripalani), К. Премалакшми (K .Premalakshmi), С.С. Чандры (S.S. Chandra), Р.К. Шармы (P.K. Sharma), Р.Н. Шармы (R.N. Sharma), П. Шриваставы (P. Shrivastava), У. Ядав (U. Yadav) и др.

Все перечисленные работы явились существенной предпосылкой и источником изучения данной проблемы. Однако, до настоящего времени

духовно-нравственное воспитание в Индии и особенности его становления и развития не получили системного освещения в отечественной педагогической литературе, что определяет значимость и актуальность данной работы. Таким образом, изучение духовно-нравственного воспитания в Индии может стать основой для поиска путей совершенствования духовно-нравственного воспитания в России. В связи с этим возникают противоречия между:

- возросшим интересом государства, общества и школы к проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся и отсутствием теоретических исследований, направленных на изучение опыта духовно-нравственного воспитания в странах с богатым философско-духовным и культурным наследием;

- преобразованиями в российском обществе, ведущими к изменениям ценностных ориентиров, и отсутствием механизмов сохранения духовно -нравственных ценностей в условиях коммерциализации общественных отношений и наличием такого опыта в современной индийской педагогической науке и практике;

- наличием соответствующего философско-образовательного базиса понимания обучения и воспитания в Индии, направленного на развитие человеческого самосознания и изменением парадигмы обучения в сторону цифровизации и либерализации, ведущих к сокращению внимания к духовно-нравственному самосовершенствованию населения (при понимании его значимости).

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы ведущие педагогические идеи и механизмы духовно -нравственного воспитания учащихся в Индии, а также историко-педагогические предпосылки его становления и развития.

Актуальность проблемы определила тему диссертационного исследования: «Становление и развитие духовно-нравственного воспитания учащихся в Индии».

Цель исследования - на основе историко-педагогического и теоретико-методологического анализа изучить ведущие педагогические идеи и механизмы духовно-нравственного воспитания в Индии.

Объект - процесс духовно-нравственного воспитания учащихся в Индии.

Предмет - ведущие педагогические идеи и механизмы духовно-нравственного воспитания в Индии.

Гипотеза исследования: изучение ведущих педагогических идей и механизмов духовно-нравственного воспитания в Индии позволят определить перспективы адаптации опыта Индии в отечественной системе образования в том случае, если:

- изучен генезис развития ведущих педагогических идей духовно-нравственного воспитания в Индии;

- выявлены, на теоретическом и технологическом уровнях, сущность и специфика духовно-нравственного воспитания в Индии;

- теория и практика духовно-нравственного воспитания в этой стране будет представлена в виде структурно-идентификационной модели раскрывающей данный процесс как многомерный;

- определена целесообразность и перспективность адаптации опыта духовно-нравственного воспитания Индии в российской педагогической практике.

Проблема, цель, объект, предмет, гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. Выявить генезис ведущих педагогических идей духовно-нравственного воспитания в Индии.

2. Определить сущность и содержание духовно-нравственного воспитания в индийских школах.

3. Изучить механизмы духовно-нравственного воспитания и построить структурно-идентификационную модель процесса духовно-нравственного воспитания в Индии.

4. Обосновать адаптационный потенциал духовно-нравственного воспитания Индии в российской школе.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

на общенаучном уровне - концепции системного подхода, основывающегося на общей теории систем в психолого-педагогических исследованиях в образовательной деятельности (В.И. Андреев, П.А. Анохин, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Л.В. Загрекова, В.П. Кузьмин, Л.М. Попов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); культурологического подхода (И.Я. Лернер, П.П. Козлова, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, и др.); аксиологического подхода, обуславливающего овладение ценностями общечеловеческой культуры (А.А. Давыдов, П.В. Копнин, В.М. Лившиц и др.), акмеологического подхода, раскрывающего закономерности/пути достижения профессионализма в деятельности и развитии человека, как вершины самореализации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, Н.А. Рыбников и др.).

на научном уровне - концепции соотношения национального и общечеловеческого в культуре, образовании и воспитании (Н.М. Борытко, Р.А. Валеева, С.И. Гессен, Я.А. Коменский, В.Ш. Масленникова, З.Г. Нигматов, А.В. Фахрутдинова) гуманитарно-педагогические положения о ценностно-смысловых основаниях и роли культуры в воспитании (Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Р.А. Валеева, Г.В. Мухаметзянова, Е.Г. Хрисанова, Н.Е. Щуркова); гуманистические концепции о роли и значении религиозно-культурологических традиций в воспитании подрастающего поколения (В.Г. Афанасьев, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова, Н.Д. Никандров, А.В. Фахрутдинова, А.Н. Хузиахметов, А.С. Альтекар, Н. Венкатаях, Вивекананда, М. Ганди, А. Гхош, Д. Неру, С. Радхакришнан, Н.К. Рерих, Р. Тагор и др.), а также концептуальные идеи ученых, исследовавших

проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе (А.Г. Алферов, Х.Х. Валиахметов, Т.В. Геворкян, Н.И. Демидова, Л.М. Донченко, В.Г. Закирова, Л.А. Казанцева, Ю.Г. Коджаспиров, П.Ф. Лесгафт, И.Н. Пронина, Н.В. Сопова, Л.Л. Супрунова, Л.С. Хидирова, N.L. Gupta, J. Rajni, S. Kumar, A.K. Lal, M.W. Muesse, M.N. Mahole, V. Prakash, S. S. Ravi и др.).

Исследование было выполнено при опоре на комплекс методов, взаимодополняемость которых позволила обеспечить объективность и научную достоверность результатов исследования:

- теоретический анализ философской, духовной, исторической, социологической, политологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов позволил определить генезис ведущих идей и современные инвариантные характеристики духовно-нравственного воспитания в Индии, а также ведущие теоретические и практические подходы к его реализации в педагогической практике;

- научная интерпретация и факторный анализ репрезентационных материалов и существующих практик позволили определить сущность и специфику духовно-нравственного воспитания, а также принципы и условия его реализации в Индии;

- сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выявить общее, частное и особенное в теории и практике духовно-нравственного воспитания в Индии и адаптационные возможности изученного опыта для отечественной школы в контексте ее модернизации.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап - поисково-прогностический (2014-2015 гг.) Обзор репрезентативности материалов и их анализ с целью изучения степени разработанности проблемы в философской, педагогической, психологической, социологической, политологической, культурологической литературе; определение концептуального замысла и составление алгоритма исследования с целью его дальнейшей реализации; построение

категориального аппарата; изучение историко-теоретических предпосылок становления и развития теории и практики духовно-нравственного воспитания с целью определения генезиса концептуальных идей, оказавших влияние на организацию современного духовно-нравственного воспитания учащихся Индии.

Второй этап - теоретико-аналитический (2016-2017гг.). Уточнение исследовательских позиций, исследование вопросов организации духовно-нравственного воспитания в семейной педагогической практике Индии с целью проведения сравнительно-сопоставительного анализа. Изучение инвариантности организационных форм и содержания духовно-нравственного воспитания, выявление и определение ключевых понятий исследования, определение сущности и специфики (общего и особенного), принципов и условий реализации. Разработка структурно-идентификационной модели духовно-нравственного воспитания в Индии, апробация результатов исследования на научных конференциях и в печати.

Третий этап - обобщающий (2018-2019гг.). Окончательная обработка данных на основе уточнения теоретических знаний относительно особенностей духовно-нравственного воспитания в Индии. Выявление и обоснование возможностей, целесообразности и перспективы использования теоретических наработок и практики реализации духовно-нравственного воспитания в Индии для отечественной системы воспитания учащихся в контексте модернизации российского образования. Завершение оформления диссертационной работы, продолжение апробации результатов исследования на научных конференциях и в печати.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Изучен генезис ведущих педагогических идей на основе анализа историко-педагогических основ, целей и задач духовно-нравственного воспитания в Индии, а именно: признание ведущей роли священных писаний, мантр, гимнов в образовании, саморазвитии и самосовершенствовании; идея триединства духовного, физического и

умственного развития, саморазвития и самосовершенствования в контексте ритуально-религиозного и философско-кастового освоения знания; идея формирования национальных и религиозно-философских покастовых принципов при учете триединства духовного, физического и умственного развития; идея духовно-нравственного совершенствования индивида на основе философско-религиозного и утилитарного знания; идея лояльной социализации при триединстве духовного, физического и умственного развития, саморазвития и самосовершенствования (светско-религиозное разделение); идея формирования колониальной лояльности; идея традиционно-культорологического возрождения, направленная на триединство духовного, физического и умственного развития, саморазвитие и самосовершенствование; идея ценностно-ориентированного воспитания основанного на традиционно-культорологическом и социально-значимом понимании идеи саморазвития и самосовершенствования.

2. На основе системного анализа трудов выдающихся индийских идеологов построена структурно-идентификационная модель духовно-нравственного воспитания в Индии, которая базируется на принятых в российской педагогической науке подходах к процессу воспитания (акмеологический, аксиологический, культорологический,

цивилизационный). Изученные концепции индийских исследователей и определенные подходы, существующие в российской научной школе, позволили выделить ряд принципов организации духовно-нравственного воспитания в Индии, а именно: принцип индуктивности, принцип единства когнитивно-нравственного развития, принцип культурно-исторической транспарентности; педагогические условия современного духовно-нравственного воспитания в Индии (единство воспитательных усилий школы, семьи и общества; обеспечение культорологической преемственности; сквозная культурологическая, духовно-нравственная направленность образовательного процесса), критерии оценки духовно-нравственной воспитанности (когнитивно-ценностный, личностно-значимый,

этно-культорологический, социо-созидательный), формы (индивидуальные, групповые, массовые), методы (методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности) и средства (печатные, мультимедийные, Интернет, природа, традиции) духовно-нравственного воспитания в Индии.

3. Представлена характеристика семьи и семейного воспитания в Индии, в которой семья рассматривается как институт передачи духовно-нравственных ценностей и традиций, в силу традиционной культурно -исторической и философской первичности в общественном укладе семья обладает потенциалом формирования базиса традиционно-духовного и нравственного развития человека. Выделены формы, методы и средства духовно-нравственного воспитания в индийской семье, а именно: методы формирования нравственных установок, мотивов, отношений, представлений, понятий, идей (традиционно-субординационный уклад, религиозно-философские традиции и знания, фольклор), где средствами выступают отношения (традиционные устои), преемственность традиций, молитвы, знаковые обряды, сказки и т.д.; методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, которые находят отражение в методах воспитания делом (труд, упражнение, приучение, личный пример), где средствами выступает мир жизнедеятельности воспитанника и природа; методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, осуждение).

4. Выявлены особенности духовно-нравственного воспитания в индийских учебных заведениях, а именно: гармоничное сочетание и развитие ума, тела и души; формирование стремления к самосовершенствованию (основанное на философской традиции) и постоянному, непрерывному духовно-нравственному росту; усвоение культурных и духовно-нравственных ценностей и традиций; формирование

гражданской позиции; формирование отношения к здоровому образу жизни; формирование основ экологического мышления.

Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в теорию сравнительной педагогики и проведен исторический анализ духовно-нравственного воспитания в индийской семье и школе, ранее не представленный в отечественной педагогике, который расширяет теоретические основы педагогики и создает предпосылки для использования наследия индийских классиков философии и педагогики в теории и практике духовно-нравственного воспитания в отечественной школе.

Раскрыты сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания и развития личности в индийской семье и школе: многоаспектность современного духовно-нравственного воспитания, основанная на глубоком усвоении и сохранении культурных ценностей и на духовно-философских традициях индийского общества, которая заключается в воспитании нравственности (характера), триединстве интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования и самосовершенствования, осознанном почитании и приверженности культурным и общественным традициям. Содержание представлено в виде трехкомпонентной структуры: когнитивно-ценностный компонент - понятие и представление об идеале духовного совершенствования, знания о ценностях, знание этно-культурологических основ общественного бытия; личностно-значимый компонент - анализ, понимание, сопереживание, переживание, оценка внутреннее стремление; поведенческий компонент (социо-созидательный) - опыт действий, умения, навыки, готовность к социальному взаимодействию, основанному на сформированной системе ценностей.

Дано определение современного духовно-нравственного воспитания в Индии как процесса формирования сознания и преобразования личности человека посредством усвоения общечеловеческих, духовных, нравственных и культурных ценностей и постижение современной действительности на

основе философско-духовной традиции и стремления к самосовершенствованию и культурно-исторической преемственности.

Практическая значимость исследования. Представлены перспективы адаптации опыта исследователей и практиков в решении педагогической проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в Российской школе за счет изучения теории и практики духовно -нравственного воспитания в Индии как в учебных заведениях, так и на уровне локального сообщества и семьи, что может быть учтено в опыте работы российских учебных заведений при совершенствовании организации процесса воспитания;

Выявлены формы, методы и средства духовно-нравственного воспитания учащихся Индии, которые могут быть применены в отечественной практике с учетом особенностей и специфики российской действительности и деятельности общеобразовательной школы;

На основе изучения теоретических подходов и опыта организации духовно-нравственного воспитания учащихся Индии определен механизм привлечения данного опыта в отечественной педагогической практике.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической базой исследования, основанной на идеях отечественных и зарубежных ученых в рассматриваемой области; опорой на результаты фундаментальных научных работ в области философии, педагогики и психологии; научной апробацией результатов исследования на всероссийских, международных и зарубежных конференциях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ведущими педагогическими идеями процесса становления и развития духовно-нравственного воспитания на основе выделенных этапов являются: признание ведущей роли священных писаний, мантр, гимнов в образовании, саморазвитии и самосовершенствовании; идея триединства духовного, физического и умственного развития, саморазвития и

самосовершенствования в контексте ритуально-религиозного и философско-кастового освоения знания; идея формирования национальных и религиозно-философских покастовых принципов при учете триединства духовного, физического и умственного развития; идея духовно-нравственного совершенствования индивида на основе философско-религиозного и утилитарного знания; идея лояльной социализации при триединстве духовного, физического и умственного развития, саморазвития и самосовершенствования (светско-религиозное разделение); идея формирования колониальной лояльности; идея традиционно-культорологического возрождения, направленная на триединство духовного, физического и умственного развития, саморазвитие и самосовершенствование; идея ценностно-ориентированного воспитания, основанного на традиционно-культорологическом и социально-значимом понимании идеи саморазвития и самосовершенствования.

2. Многоаспектность современного духовно-нравственного воспитания, основана на глубоком усвоении и сохранении культурных ценностей и духовно-философских традициях индийского общества: воспитании нравственности (характера), триединстве интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования и самосовершенствования, осознанном почитании и приверженности культурным и общественным традициям.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мефодьева Марина Анатольевна, 2019 год

- 197 с.

123. Супрунова, Л.Л. Опыт модернизации образования в Индии / Л.Л. Супрунова. - М. : Прогресс - Традиция, 2008. - 255 с.

124. Тагор, С. Школа Тагора / С. Тагор // Индия перспективы. - 2010.

- №2. - С. 12-19.

125. Тайчинов, М.М. Духовно-нравственное воспитание в процессе общения с природой / М.М. Тайчинов // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №5. - С.23-24.

126. Тараненко, Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современных условиях / Н.Ю. Тараненко, В.Е. Касьянов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - №3. - С. 65-70.

127. Тененёва, Н.В. Теоретические идеи и школы Рабиндраната Тагора как феномен мирового альтернативного педагогического движения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Тененёва Наталья Витальевна. - Курск, 2006. - 216 с.

128. Тененёва, Н.В. Рабиндранат Тагор о проблеме синтеза педагогических идеалов Востока и Запада / Н.В. Тененёва, Т.В. Цырлина // Ярославский педагогический вестник, 2005. - №3. - С. 49-53.

129. Тарасова, С.И. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Тарасова Светлана Ивановна. - Белгород, 2003. - 241 с.

130. Ткачева, А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур / А.А. Ткачева. - М. : Наука, 1989. - 139 с.

131. Утигалиева, О.М. Духовно-нравственное воспитание личности на основе общечеловеческих ценностей / О.М. Утигалиева // Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - №9. - С. 60-62.

132. Фахрутдинова, А.В. Роль локального сообщества в развитии духовно-нравственной культуры подрастающих поколений в странах востока / А.В Фахрутдинова, М.М. Махмутова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1025.

133. Фахрутдинова, А.В. Роль традиции в духовно-нравственном становлении гражданина / А.В. Фахрутдинова, М.М. Махмутова // Обраовательная среда сегодня : стратегии развития. - 2015. - №1(2). - С. 2931.

134. Фахрутдинова, А.В. Гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах на рубеже XX-XXI веков : дис. ... док. пед. наук : 13.00.01 / Фахрутдинова Анастасия Викторовна. - Казань, 2012. - 482 с.

135. Философия : Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. -М. : Гардарики, 2004. - 1072 с.

136. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 510 с.

137. Хан, Х. И. Очищение ума / Х. И. Хан; пер. с англ. Н. Семеновой, Н. Хрустовой, И. Брыкиной. - М. : Изд-во «Сфера», 1999. - 413 с.

138. Хан, Х. И. Путь озарения : Сборник / Х. И. Хан; пер. с англ. Н. Семеновой. - М. : Изд-во «Сфера», 2000. - 336 с.

139. Хамматова, С. А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Хамматова Светлана Ангамовна. - Уфа, 2006. - 313 с.

140. Хидирова, Л.С. Формирование нравственных качеств у детей средствами семейных традиций : На материале семей Северного Таджикистана : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Хидирова Лола Сотиболдиевна. - Худжанд, 2002. - 163 с.

141. Чальцева, И.С. Воспитание нравственных ценностей студентов в процессе общественно-педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Чальцева Ирина Семеновна . - Ростов на Дону, 2004. - 253 с.

142. Человек и духовность : сборник статей; отв. ред. В.Г. Федотова. -Рига : Знание, 1990. - 150 с.

143. Черникова, Т.В. Инновационный подход к воспитанию духовно -нравственной культуры личности школьника / Т.В. Черникова, К.В. Зелинский // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - №6. - С. 141-146.

144. Шестун, Е. В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности : историко-теоретический аспект : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Шестун Евгений Владимирович. - Казань, 2006. - 384 с.

145. Шитякова, Н.П. Психолого-педагогические основы преподавания учебных предметов духовно-нравственной направленности / Н.П. Шитякова

// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2015. - №1. - С. 109-116.

146. Шохин, В.К. Нравственное и этическое в индийских мировоззренческих текстах / В.К. Шохин // Этическая мысль. - 2000. -Вып.1. - С. 32-45.

147. Шри Ауробиндо Собрание сочинений. Том 8. Основы индийской культуры / пер. с англ. М.Л. Салганик. - СПб. : Изд-во «Адити», 1998. -114 с.

148. Шри Ауробиндо Гхош Человеческий цикл / Шри Ауробиндо Гхош; пер. с англ. А. Шевченко. - Казань : Новый Век, 1992. - 351 с.

149. Aggarwal, D.D. History and development of elementary education in India / D.D. Aggarwal. - New Delhi : Sarup & Sons, 2002. - 797 p.

150. Agrawal, M.M. Spirituality and Indian culture / M.M. Agrawal. -New Delhi : Concept Publishing Company, 2005. - 136 p.

151. Barahate, Yogini S. Role of a Teacher in Imparting Value-Education// IOSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS). - 2014, - P. 13-15.

152. Bhalla, Prem P. Hindu rites, rituals, customs and traditions / Prem P. Bhalla. - New Delhi : Hindology Book, 2009. - 325 p.

153. Bhattacharya, S. Foundations of education / S. Bhattacharya. - New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 2006. - 376 p.

154. Chand, T. Development оf education system in India / T. Chand. -New Delhi : Anmol Publications PVT Ltd, 2000. - 220 p.

155. Chandra, S.S. Principles of education / S.S. Chandra, R.K. Sharma. -New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 2004. - 246 p.

156. Chandra, S.S. Philosophy of education / S.S. Chandra, R.K. Sharma. -New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 2006. - 256 p.

157. Chaube, S.P. Recent philosophies of education in India / S.P. Chaube. - New Delhi : Concept Publishing Company, 2005. - 288 p.

158. Dasari, Rajendra Prasad Value System and Value Preferences of Prospective Teachers of Secondary Schools / Rajendra Prasad Dasari // An Indian Survey Universal Journal of Educational Research. - 2017. - 5(8). - P. 1403-1409.

159. Dasgupta, T. Social thought of Rabindranath Tagore : a historical analysis / T. Dasgupta. - New Delhi : Abhinav Publications, 1993. - 230 p.

160. Dhawan, M.L. Philosophy of education / M.L. Dhawan. - New Delhi : Mehra Offset Press, 2005. - 288 p.

161. Dhiman, O.P. Foundation of education / O.P. Dhiman. - New Delhi : APH Publishing Corporation, 2008. - 321 p.

162. Dosanjh, J.S. Child - rearing in ethnic minorities / J.S. Dosanjh, P.Ghuman. - Great Britain : WBC Book Manufacturers Ltd, 1996. - 228 p.

163. Esbjorn-Hargens, S. Integral education : new directions for higher learning / S. Esbjorn-Hargens, O. Gunnlaugson, J. Reams. - N.Y. : State University of New York Press, 2010. - 386 p.

164. Gawande, E.N. Value oriented education (vision for better living) / E.N. Gawande. - New Delhi : Sarup & Sons, 2004. - 171 p.

165. Goel, Aruna, Goel S. L. Human Values and Education. New Delhi: Deep and Deep publication pvt ltd, 2005. - 243 p.

166. Gupta, K.S. The philosophy of Rabindranath Tagore / K.S. Gupta. -Cornwall : MPG Books Ltd, 2005. - 103 p.

167. Gupta, N.L. Human values in education / N.L. Gupta. - New Delhi : Concept Publishing Company, 2000. - 271 p.

168. Gupta, N.L. Swami Vivekananda / N.L. Gupta. - New Delhi : Anmol Publications PVT Ltd, 2003. - 204 p.

169. Jayapalan, N. History of education in India / N. Jayapalan. - New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 2005. - 176 p.

170. Just, K.M. Nurturing child and adolescent spirituality / K.M. Just. -Maryland : Rowman & Littlefield Publishers Inc., 2006. - 503 p.

171. Kumar, K. Political Agenda of education / K. Kumar. - New Delhi : Sage Publications, 2005. - 223 p.

172. Kumar, S. Educational philosophy in modern India / S. Kumar. -New Delhi : Anmol Publications PVT Ltd, 2000. - 291 p.

173. Lal, A.K. The urban family : a study of Hindu social system / A.K. Lal. - New Delhi : Taj Press, 1990. - 155p.

174. Madan, G.R. India of tomorrow : Problems of social reconstruction / Madan G.R. - New Delhi : Allied Publishers Ltd., 1998. - 344 p.

175. Mahale, Meera N. The adolescents, their family situations and the education / Meera N. Mahale. - New Delhi : J.N.Printers, 1987. - 424 p.

176. Muesse, M.W. The Hindu traditions : a concise introduction / M.W. Muesse - Minneapolis : Fortress Press, 2011. - 208 p.

177. Nath, R. History of Indian education system / R. Nath, Y.K. Singh. -New Delhi, : APH Publishing Corporation, 2007. - 281 p.

178. Pani, R.N. Integral education : thought and practical / R.N. Pani. -New Delhi : APH Publishing Corporation, 2007. - 671 p.

179. Pathak, R.P. Education in the emerging India / R.P. Pathak. - New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 2007. - 192 p.

180. Pradhan, Jyoti Sankar Innovations and Initiatives in Teacher Education / Jyoti Sankar Pradhan // Zenith International Journal of Multidisciplinary Research. - 2018. - V.8. - Is.5. - P. 116-124.

181. Prakash, O. Cultural history of India / O. Prakash. - New Delhi : New Age International Publishers Ltd., 2005. - 654 p.

182. Prakash, V. School education in rural India / V. Prakash. - New Delhi : Mittal Publications, 1993. - 181 p.

183. Premalakshmi, K. Value Education - The Need of the Hour // Language in India. - 2013. - V.13-2. - P. 210-216.

184. Rajni, J. Education in India. Scope and scenario / J. Rajni. - New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 2008. - 168 p.

185. Ramnath, Kishan N. Global Trends in Teacher Education / Kishan N. Ramnath. - New Delhi: APH publishing house, 2007. - 230 p.

186. Rani, A. Gandian Non-Violence and India's Freedom Struggle / A. Rani. - New Delhi : Shree Publishing House, 1981. - 348 p.

187. Ravi, S.S. A comprehensive study of education / S.S. Ravi. - New Delhi : PHI Learning Private Limited, 2011. - 950 p.

188. Ray, B. Women of India: colonial and post-colonial periods / B. Ray. - New Delhi : Pauls Press, 2005. - 622 p.

189. Rena, R. Value-based Education for Human Development - Eritrean Perspective / R. Rena // Essays in Education. - 2006. - Vol.18. - P. 1-7.

190. Roopnarine, J.L. Parent - child socialization in diverse cultures, V.5 / J.L. Roopnarine. - New Jersey : Ablex Publishing Corporation, 2002. - 262 p.

191. Sahu, B. The new educational philosophy / B. Sahu. - New Delhi : Sarup & Sons, 2004. - 416 p.

192. Seymour, S.C. Women, family and child care in India : a world in transition / S.C. Seymour. - Cambridge : Cambridge University Press, 2004. -323 p.

193. Sharma, R.K. History of education in India / R.K. Sharma, R.N. Sharma. - New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 1996. - 343 p.

194. Sharma, R.K., Sharma R.N. Problems of education in India / R.K. Sharma, R.N. Sharma. - New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 2004. -437 p.

195. Sharma, R.N. Sri Aurobindo's philosophy of social development / R.N. Sharma. - New Delhi : Atlantic Publishers and Distributers, 1991. - 227 p.

196. Sharma, S. History and development of higher education in India, V.4 / S. Sharma. - New Delhi : Sarup & Sons, 2002. - 326 p.

197. Singh, S. Values in Teacher Education: Issues and Challenges / S. Singh // Scholarly Research Journal for Humanity Science &English language. -2016. - V.3/13. - P. 3262-3268.

198. Singh, Y.K. Philosophical foundation of education / Y.K. Singh. -New Delhi : APH Publishing Corporation, 2008. - 384 p.

199. Subramanian, V.K. Introspection for India : a paradigm for progress / V.K. Subramanian. - New Delhi : Abhinav Publications, 2001. - 142 p.

200. Venkataiah, N. Value education / N. Venkataiah. - New Delhi : APH Publishing Corporation, 2007. - 256 p.

201. Yadav, U. Ethical Moral Values and Indian Education System / U. Jadav, M. Saini // XVII Annual International Seminar Proceedings. - 2016. - P. 712-714.

Интернет-источники

202. Духовность - высшая сила. Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.brahmakumarisru.com

203. Кешавмурти, Дж. Шри Ауробиндо - Надежда человечества [Электронный ресурс] / Дж. Кешавмурти; пер. А. Панкова. URL : http: //book.ariom.ru/txt634. html

204. Мень, А.В. О духовности. Беседа в ФИАН АН СССР [Электронный ресурс]. - URL : http://www.alexandrmen.ru

205. Образование не будет полным без обучения ценностям. Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.brahmakumarisru.com

206. О системе интегрального образования Индии и опыте работы одной из передовых индийских школ [Электронный ресурс] // Педагогика Культуры. - №3/4. - 2005. URL : http://pedagogika-cultura.ru/3-4-2005-g/522-peredovykh-indij skikh-shkol-3

207. Сингх, С.К. Духовность - что это такое? [Электронный ресурс]. -URL : http://www.koob.ru/kirpal_singh/duhovnost_chto_eto

208. Annual report 2014-2015. Part 1. Department of School Education and Literacy. Department of Higher Education. Ministry of Human Resource Development [Electronic resource]. - URL : http://mhrd.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/document-reports/Part 1 .pdf

209. Annual report 2014-2015. Part 2. Department of School Education and Literacy. Department of Higher Education. Ministry of Human Resource Development. [Electronic resource]. - URL : http://mhrd.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/document-reports/Part2.pdf

210. Annual report 2016-2017. Department of School Education and Literacy. Department of Higher Education. Ministry of Human Resource Development [Electronic resource]. - URL : http://mhrd.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/documentreports/HRD_AR%2020 16-17.pdf

211. B. Ed. Course. Ramakrsishna Institute of Moral and Spiritual Education (RIMSE) [Electronic resource]. - URL : http://rimse.org.in/?page_id=23

212. Constitution of India [Electronic resource]. - URL : https://www.india.gov.in/my-government/constitution-india/constitution-india-full-text

213. Eleventh Five Year Plan 2007-12. Volume II : Social Sector. Planning Commission Government of India [Electronic resource]. - URL : http://planningcommission.gov.in/plans/planrel/fiveyr/11th/11_v2/11th_vol2.pdf

214. Gulati, S. Education for Values in Schools - A Framework. [Electronic resource] / S. Gulati, D. Pant // National Council of Educational Research and Training, Sri Aurobindo Marg. - New Delhi. URL : http: //www.ncert.nic. in/departments/nie/depfe/final .pdf

215. Kirpal Sagar Academy. Mission and vision [Electronic resource]. -URL : http://kirpalsagaracademy.com/401000000073.html

216. Kirpal Sagar Academy. Life at KSA [Electronic resource]. - URL : http://kirpalsagaracademy.com/401000000079.html

217. Kirpal Sagar Academy. Walk through [Electronic resource]. - URL : http://kirpalsagaracademy.com/4010000000127.html

218. Mirambika school for new age [Electronic resource]. - URL : http: //sriaurobindocomplex.org/mirambika-school .htm

219. Mona school. Moral Education [Electronic resource]. - URL : https://www.monaschool.com/www/website/moraleducation.php

220. National Policy on Education 1986/ Programme on action 1992 [Electronic resource]. - URL : http://mhrd.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/upload_document/npe.pdf

221. New Era High School. Moral children classes [Electronic resource]. -URL : https://www.nehsindia.org/mcc

222. New Era High School. Junior youth spiritual empowerment [Electronic resource]. - URL : https://www.nehsindia.org/jysep

223. Report to the People on Education 2011-12 [Electronic resource]. -URL : http://mhrd.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/document-reports/RPE_2011-12.pdf

224. Springdales School. Ethos [Electronic resource]. - URL : http: //www.springdales .com/etho s.asp

225. Springdales School. Curriculum [Electronic resource]. - URL : http: //www.springdales.com/j unior.asp

226. Tagore International School. Vasant Vihar [Electronic resource]. -URL : http://www.tagoreint.com/vv/V2.0/

227. Twelfth Five Year Plan (2012-2017) Social Sectors [Electronic resource]. - URL : http://planningcommission. gov.in/plans/planrel/fiveyr/12th/pdf/12fyp_vol3.pdf

228. Value Education for Teachers... [Electronic resource]. - URL : http://media.radiosai.org/journals/Vol_01/01AUG31/Prasanthi/Values.htm_

ПРИЛОЖЕНИЕ А.

(обязательное)

Таблица периодов развития индийской системы образования А.1

Основные этапы развития Ведущие центры образования Цели образования Содержание обучения и воспитания Доступность образования Язык обучения

индииского

образования

1.Ведийский Школы (гурукула, - саморазвитие, - изучение священных писаний, Все касты Санскрит

2000-1400 лет до паришад, саммелан) - самосовершенствование - заучивание наизусть гимнов,

н.э. мантр и их правильное произношение,

2. Школы (гурукула, - умственное,духовное, физическое - изучение ритуалов и священных - брахманы, Санскрит - изучение

Постведийский 14 паришад, развитие, писаний: Вед, Брахманов - кшатрии ритуалов и

00 - 600 лет до саммелан), - саморазвитие, (описание ритуалов и значения - вайшьи священных

н.э. ашрамы(обитель мудрецов и отшельников в древней Индии) - самосовершенствование мантр) и Упанишад (комментарии к ведийским текстам писаний: Вед, Брахманов (описание ритуалов и значения мантр) и Упанишад (комментарии к ведийским текстам)

3. Брахманский Школы, ашрамы -умственное,духовное, физическое развитие, - изучениесвященных - брахманы, Санскрит

600-500 лет до н.э. - саморазвитие, писаний,арифметики, геометрии, - кшатрии

(точного - самосовершенствование астрологии, экономики, истории, - вайшьи

датирования нет) - всесторонние развитие личности, - формирование национальных ценностей, - распространение религиозных идей и принципов политики, земледелия, военного искусства

4. Буддийский Вихары, монастыри, - умственное,духовное, физическое - изучение священных писаний, Все касты - санскрит,

500 лет до н.э. - университеты развитие, религии,медицины, арифметики, - пали,

1200 лет н.э. - саморазвитие, - самосовершенствование - всестороннее развитие личности, - вера в учение Будды, - достижение нирваны геометрии, астрологии, экономики, истории, политики, земледелия, животноводства, стрельбы из лука, прядения, ткачества, портняжного дела, рисования и т.д. - пракрит

Продолжение таблицы А.1

5. Мусульманский 1200 - 1700 лет н.э. Школы, медресе, университеты - умственное,духовное, физическое развитие, - саморазвитие, - самосовершенствование - распространение религиозных знаний (Ислама), - получение светского образования, как средства подготовки человека к жизни в обществе - обязательное изучение арабского языка, - изучение грамматики, логики, философии, литературы, медицины, астрономии, греческого языка, земледелия, военного искусства и т.д. Все касты - персидский - арабский

6. Британский 1700 - 1947 г.г. Школы, медресе, колледжи, университеты - получение светского образования, как средства подготовки человека к жизни в обществе - подготовка к работе на британское правительство - теология, музыка, грамматика, логика, этика, медицина, право, история, математика, география Все касты - английский, - язык штата

7. Традиционно -культорологический 7. 1 с 1948 - 1990-е гг. (возрождение национального самосознания) Школы, медресе, колледжи, университеты 7.1. - удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; - формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях технологической цивилизации; - распространение знаний среди населения 7.2 - формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного образовательного пространства; - актуализация и обеспечение духовной и культурной преемственности; - сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; - интенсификация образовательного процесса и повышение образовательного и культурного уровня населения - стандартная программа обучения, принятая правительством Отмена кастового строя - английский, - хинди, - язык штата

7.2. с 1990-е гг. по настоящее время (глобализационно-обусловленный)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

(информационное) ГЛОССАРИЙ

1. Араньяки - тексты, входящие в ведийский канон вместе с ведами, брахманами и упанишадами.

2. Асана - поза, положение тела.

3. Ахимса - поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, поведение, направленное против самого зла, а не против людей его творящих (отсутствие ненависти).

4. Ашвагхоша - буддийский поэт, драматург, философ и проповедник, живший, предположительно, во 2 в.

5. Ашрам - обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдалённой местности — в горах или в лесу. В контексте современного индуизма, термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. Основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией и повторением мантр.

6. Баджан - священное песнопение, богослужение.

7. Брахманы - священные писания индуизма, часть литературы шрути. Представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведические ритуалы.

8. Брахмачария - период ученичества, обязательный для высших каст; период непорочности, целомудрия.

9. Брихадараньяка-упанишада - («Великие тайные лесные учения») — одна из 108 главных Упанишад, входит в «Яджур-веду». Это самая большая по объёму и самая древняя из Упанишад. Повествует об изначальных основах мироздания и подлинном тождестве человеческих существ.

10. Бхагавад - гита («Божественная песнь») - памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть «Махабхараты», состоит из 700 стихов. «Бхагавад-гита» является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии. Считается, что «Бхагавад-гита» может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто «Бхагавад-гиту»

характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира.

11. Веданта - завершение или кульминация Вед, упанишады, философская монистическая система, обучающая наивысшему знанию -знанию Абсолюта.

12. Веды - изначальные священные писания, обладающие безусловным авторитетом, слова Бога; до нас дошли четыре Веды: Ригведа («Веда гимнов»), Самаведа («Веда песнопений»), Яджурведа («Веда жертвенных формул») и Атхарваведа («Веда заклинаний»).

13. Восточно-Индийская компания (Ост-Индийская компания) -общество, созданное 31 декабря 1600г. указом Елизаветы I и получившее обширные привилегии для торговых операций в Индии. С помощью компании была осуществлена британская колонизация Индии и ряда стран Востока.

14. Дхарма - высший закон праведности, справедливости; мерило истины, добродетели.

15. Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными догмами брахманизма.

16. Махабхарата - («Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) - древнеиндийский эпос. Одно из крупнейших литературных произведений в мире, которое представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лирико-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических гимнов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из 18 книг (парв).

17. Мантра - магическая словесная формула, священное заклинание на санскрите, произносимое во время различных религиозных церемоний.

18. Праджапати - («Владыка созданий») или Праджапита — божество в индуизме. В Ведах — Праджапати это божество, связанное с деторождением, с зачатием, это бог, породивший мир от своего семени. В гимне «неизвестному богу» говорится, что Праджапати был рождён из золотого зародыша, стал «владыкой творения», поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу; Праджапати властвует над двуногими и четвероногими, его руки — стороны света. В

Брахманах Праджапати описывается как отец всех богов, породивший вселенную духовным усилием и посредством жертвоприношения. В Упанишадах Праджапати приобретает черты безличного Абсолюта, Брахмана.

19. Пуджа - религиозный обряд в индуизме, исполняемый для молитвы и выражения своего почтения Богу (или богам).

20. Пурана - тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведийского периода, в которых описывается история вселенной от ее сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагаются индуистская философия и космология

21. Рамаяна - древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, приписываемая легендарному поэту Валмики. Создана предположительно около 4 в. до н.э. в Восточной Индии, современный вид приобрела ко 2 в.н.э. В средние века «Рамаяна» стала одной из священных книг вишнуизма. Поэма посвящена подвигам Рамы.

22. Рама - легендарный древнеиндийский царь г.Айодхьи (древний город в Индии, известный как центр паломничества). Рама почитается как седьмая аватара Вишну, сошедшая в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1 млн. 200 тыс. лет тому назад. Большинство индуистов считают Раму реально существовавшей исторической фигурой, царем, правившим большей частью современной Индии из своей столицы Айодхьи.

23. Рамакришна Парамахамса - (наст.имя Гададхар Чаттерджи -1836 - 1886) - индийский религиозный проповедник и общественный деятель. Духовный наставник Свами Вивекананды. Стремился объединить адвайта - веданту Шанкары с учением Рамануджи. Считая, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. По Рамакришне, главное требование религиозной этики - не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое влияние на идеологию индийского национального движения.

24. Рамануджа - средневековый индийский религиозный философ. Основатель вишишта-адвайты - разновидности веданты, характеризующейся, в отличие от абсолютного монизма адвайта-веданты, ограниченным монизмом: Рамануджа признает наряду с существованием брахмана реальность эмпирического мира и индивидуальных душ.

25. Риши - мудрецы в индуизме, которым боги открыли ведийские гимны.

26. Садху - термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению

трех целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.

27. Сакральный - в широком смысле все, имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

28. Сансара - в индийской философии - это реинкарнация, то есть повторные рождения; когда бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, что, в свою очередь, сопровождается приобретением способностей, соответствующих результатам предшествующего существования. Сансара может иметь конец, который совпадает с достижением «освобождения» - мокши как высшей цели человеческого существования.

29. Свадеши - одна из форм антиимпериалистического движения в Индии, направленная на поощрение развития национальной промышленности.

30. Смрити - это понятие применяется к большому количеству древних книг, которые, как считается, содержат воспоминания, записи о лично пережитом и испытанном. Термин также используется для тех мыслей разума, которые воспроизводят прошлые мысли или образы прошлого опыта.Жанр преданий, к которому относят веданги (цикл обрядовой и научной литературы, примыкающий к Ведам), «Законы Ману», «Махабхарату», «Рамаяну», некоторые сутры и др. В индуизме смрити, в отличие от жанра шрути, не считаются священными, но пользуются глубоким уважением. В буддизме термин «смрити» связан не только с памятью и воспоминаниями, но употребляется как технический термин в практике, означающий самоконтроль, самообладание.

31. Упанишады - индийские прозаические и стихотворные религиозно-философские трактаты. В центре «Упанишад» - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказывается в них на втором плане.

32. Хануман - король обезьян, один из богов, главный помощник Рамы в борьбе с демоном Раваной.

33. Шанкара - индийский философ, проповедник и реформатор индуизма, основатель адвайта-веданты, творивший, по современным датировкам, в 7-8 вв.

34. Шива - в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду -тримурти. Он - Творец, Охранитель и Разрушитель всего, Космический Танцор, который оживляет Вселенную изнутри.

35. Яджнявалкья-смрити - одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Приписывается риши Яджнавалкъе. Содержит краткое изложение всех вопросов дхармы. Делится на три раздела: о добродетельном поведении, о судебных делах, о покаянии.

ПРИЛОЖЕНИЕ В. (информационное) Законы Конституции Индии об образовании

Статья Интерпретация

Right to education (право на образование) 21A. The State shall provide free and compulsory education to all children of the age of six to fourteen years in such manner as the State may, by law, determine. Государство обеспечивает бесплатное и обязательное образование для всех детей в возрасте от шести до четырнадцати лет, таким образом, как это может быть определено законом.

Provision for free and compulsory education for children (обеспечение бесплатного и обязательного образования) [45. The State shall endeavour to provide, within a period of ten years from the commencement of this Constitution, for free and compulsory education for all children until they complete the age of fourteen years.] Государство стремится обеспечить в течение десяти лет с начала действия настоящей Конституции бесплатное и обязательное образование для всех детей до достижения ими четырнадцатилетнего возраста.

Fundamental duties (основные обязательства) 51A. It shall be the duty of every citizen of India - [(к) who is a parent or guardian to provide opportunities for education to his child or, as the case may be, ward between the age of six and fourteen years.] Обязанностью каждого гражданина Индии - [к) родителя или опекуна является предоставление возможностей для получения образования ребенку или, в зависимости от обстоятельств, подопечному в возрасте от шести до четырнадцати лет.]

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.