Становление епархий Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Шабанова, Наталья Юрьевна

  • Шабанова, Наталья Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 121
Шабанова, Наталья Юрьевна. Становление епархий Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2012. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шабанова, Наталья Юрьевна

Оглавление

С.

Введение

Глава I. Положение Русской православной церкви в Западной

Европе в 1920-1945 гг

Глава II. Институты Московского Патриархата в

Великобритании и Франции после Второй мировой войны

Глава III. Корсунская и Сурожская епархии как канонические территории Московского Патриархата в Великобритании и

Франции: завершение процесса становления

Глава IV. Межцерковные связи епархий Московского

Патриархата в Великобритании и Франции

Заключение

Список использованных источников и

литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление епархий Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции»

Введение

Актуальность исследования

Русская православная церковь, ее влияние на развитие общества, взаимодействие с государством, отношения с иными конфессиями -эти и другие вопросы долгое время оставались за рамками отечественных исследований. Однако сегодня наша страна, будучи многоконфессиональной, переживает период, характеризующийся изменением идеологических ориентиров, общественных идеалов и ценностей. Данный процесс возрождает интерес к мировым религиям, к мировому духовному наследию, и, в частности, к Русской православной церкви, что способствует пониманию многих аспектов существования современного поликонфессионального мира. В настоящее время в российской науке происходит отход от преобладавших прежде стереотипов, становление новых представлений о религии и Церкви, их роли и месте в общественной жизни, национальном самосознании, духовной культуре народов. За религиозными учениями признается роль носителей и хранителей общечеловеческих, нравственных ценностей. Иными словами, идет складывание новой научной проблематики, связанной с духовной жизнью общества и функционированием церковных институтов.

После окончания Второй мировой войны определились границы влияния Русской православной церкви Московского Патриархата в Европе. Во Франции, где находилось большее число приходов Московского Патриархата, был образован Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви с центром в Париже, который в то же время являлся духовным центром русской эмиграции. В состав Экзархата вошли также приходы в Великобритании. Среди всех православных церквей, находящихся в то время на территории Западной Европы, положение Церкви

Московского Патриархата было наиболее сложным в силу политической обстановки в мире, поскольку даже в священнослужителях руководимой из Москвы Церкви видели коммунистическую угрозу. Помимо прочего, Московский Патриархат имел многочисленных недоброжелателей в политических и религиозных кругах.

Несмотря на непростые условия, Московский Патриархат не только сумел сохранить позиции в Европе, но и расширить сферу своего влияния и занять положение, соответствующее статусу Патриаршей Церкви. При этом система административного устройства Церкви с годами преобразовалась: от небольшого по численности приходов Экзархата до образования епархий, Сурожской в Великобритании и Корсунской - во Франции, которые существуют по сей день.

Объектом данного исследования является роль и место Русской православной церкви Московского Патриархата в духовной жизни Великобритании и Франции.

Предмет исследования - Русская православная церковь, оказавшаяся на чужой канонической территории, а также влияние условий, в которых оказалась Церковь на формы, направления и методы ее работы в процессе становления и развития церковных структур в Великобритании и Франции.

Цель исследования - комплексный анализ становления административного устройства Русской православной церкви в Великобритании и Франции, а также процессов ее адаптации вне пределов собственной канонической территории.

В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:

- анализ основных этапов становления структур Русской православной церкви во Франции и Великобритании;

- определение места Русской православной церкви Московского Патриархата в православной среде Великобритании и Франции;

- анализ миссионерской и просветительской деятельности Русской православной церкви в Великобритании и Франции;

- определение направленности и динамики межцерковных

отношений:

- выявление путей адаптации Русской православной церкви к изменяющимся условиям;

-выявление роли личностного фактора, в том числе роль митрополита Сурожского Антония, в процессе становления епархий Московского Патриархата в Великобритании и Франции.

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. В

первую, очередь это проблема сосуществования епархий

Московского Патриархата с другими Церквами на европейском

пространстве; разработка этой проблемы позволяет дать ответы на

вопросы: 1) как Московскому Патриархату удалось сохранить свои

позиции в Западной Европе в условиях не всегда положительного

отношения к ней со стороны политических институтов и других

христианских конфессий; 2) каковы причины и условия

становления епархий Московского Патриархата в Великобритании и Франции.

Изучение данного аспекта представляется весьма важным,

особенно при условии того, что Русская православная церковь в

современной духовной жизни Европы, где сохраняется значительная

православная диаспора, играет важную роль. Изучение процесса

становления институтов Православной Церкви в Западной Европе

позволяет расширить представления о духовной и социо-культурной

жизни русской эмиграции, а также духовной жизни Западной Европы вцелом.

с

Хронологические рамки исследования охватывают период 1945 г. до начала 1970-х гг. Отправная точка исследования -события в истории русского православия, когда окончательно определились сферы влияния Московского Патриархата и других Православных Церквей в Европе, когда был образован Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата, административный центр Русской православной церкви в Европе. Верхняя дата исследования относится к завершению становления Корсунской и Сурожской епархий Московского Патриархата, и оформлению, таким образом, нового административного устройства Русской православной церкви на территории Западной Европы.

В первой главе дан краткий обзор истории Русской православной церкви в 1917-1945 гг., так как без представления об этом периоде истории Церкви было бы затруднено понимание многих процессов, происходящих в период 1945-1970-х гг.

Многоплановость выбранной темы потребовала привлечения источников исторического содержания.

В основу исследования положены принципы объективности и историзма. Методологическую основу исследования составили методы аналогии, компаративного анализа, метод системно-структурного анализа, а также структурно-функциональный метод.

Научная новизна диссертационной работы, состоит в том, что впервые в отечественном и зарубежном религиоведении уделено внимание сложным проблемам становления структур Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции. В работе анализируются факторы, способствовавшие укреплению позиций Русской православной церкви, и приведшие к формированию епархий в Великобритании и Франции, то есть к расширению канонической территории Церкви; дана оценка

взаимоотношениям епархий Московского Патриархата с другими христианскими конфессиями. В данной работе впервые в отечественной науке освещен вопрос становления Французской епархии Московского Патриархата.

Степень изученности проблемы не соответствует ее актуальности.

Общие философские и методологические проблемы исследования религии получили разработку в трудах В. И. Гараджи, И. Н. Яблокова, Д. М. Угриновича, Ю. А. Кимелева, Е. И. Аринина1 и др. В этих работах были заложены основы методологических и социально-философских аспектов представлений о сущности религии, а также конкретно-исторических проявлений этого феномена.

Отдельные аспекты изучаемой проблемы освещены отечественной и зарубежной исторической литературе. Однако в настоящее время в религиоведении все еще нет обобщающего исследования становления и развития русского православия в Великобритании и Франции.

В 1990-начале 2000-х гг. выходят монографии, охватывающие длительный период в истории Русской православной церкви, однако вопрос становления и развития церковных структур Московского Патриархата в Великобритании и Франции остается за рамками данных исследований (М.В. Шкаровский «История русской церковной эмиграции»2, В. Цыпин «История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды»3, Поспеловский Д.В.

в

См.: Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995; Яблоков И.Н Основы религиоведения. М„ 2000; Он же. Религия в системе культуры М 1994-Угринови Д М. Введение в религиоведение. М., 1985; Кимелев Ю.А. Философия религии. М„ 1998; Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998.

^ Шкаровский, М.В. История русской церковной эмиграции. СПб 2009

Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви-Синодальный и новейший периоды. М., 2010.

«Русская православная церковь в XX веке»1, В. Мосс «Православная церковь на перепутье (1917-1999)»2).

Вопросы истории русской эмиграции и деятельности Русского студенческого христианского движения рассмотрены в работах A.JL Гуревича (в монографиях: «История деятельности Русского студенческого христианского движения: 1923-1939 гг.»3 и «История издательства "YMCA - Press"»4, а также в статьях: «Проблемы внутреннего диалога в РСХД в 30-е гг. XX в.»5, «Четыре волны русской эмиграции и их отношение к Православию»6).

Отношения Русской православной церкви с институтами экуменического движения и формирование экуменических взглядов в русской общественной мысли рассмотрены в работах В.А. Ливцова (в монографии «Формирование идеи объединения церквей в русской общественной мысли XIX - XX вв.»7 и в статье «Русская православная церковь и Всемирный совет церквей: экуменизм или автаркия»8).

Наибольшее освещение получила деятельность и духовное наследие митрополита Сурожского Антония, значительная часть работ увидела свет после его кончины в 2003 г. Можно выделить три направления этих работ: биографические (А.Н. Зайцев «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь, творчество, миссия»9),

1 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке.М., 1995.

2 Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917-1999). СПб., 2001.

Гуревич А.Л. История деятельности Русского студенческого христианского движения- 19231939 гг. М., 2003.

4 Он же. История издательства "YMCA - Press". М.,2004.

5 Он же. Проблемы внутреннего диалога в РСХД в 30-е гг. XX в. // Вера и диалог - общение: проблемы диалога в церкви. Материалы Международной научно -богословской конференции, 24-26 сентября 2003 г. М., 2004. С. 170-174.

Он же. Четыре волны русской эмиграции и их отношение к Православию // Альфа и Омега. 2003. «N21. С.357-364.

7

Ливцов В.А. Формирование идеи объединения церквей в русской общественной мысли XIX -XX вв. М., 2003.

Ливцов В.А. Русская православная церковь и Всемирный совет церквей: экуменизм или автаркия // Россия между Западом и Востоком. М., 1999. С. 118-122.

Зайцев А.Н. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь, творчество, миссия. М., 2009.

воспоминания о митрополите Антонии (статья Дж. Кроу «Православие в жизни: делание митрополита Антония священника и епископа в лондонском Соборе, включая личные воспоминания»1, вышедшая в сборнике материалов конференции «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», статья протоиерея Владимира Тимакова «Встречи с митрополитом Сурожским Антонием» 2 ); и труды, посвященные богословскому наследию митрополита Антония (статья протоиерея Стефана Хедли «Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты» 3 в сборнике материалов конференции «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», статьи И. Макарова «Митрополит Сурожский Антоний о значении православного пастыря»4, Е.М. Величко «Антоний митрополит Сурожский»5 и др.). ДР-)-

В зарубежной историографии также существуют работы, затрагивающие вопросы, рассматриваемые в данном исследовании. Например, работа историка С. Бенага «Англичанин при дворе царя. Духовное путешествие Чарльза Сиднея Гиббса» (Benagh С. An Englishman in the Court of the Tsar. The spiritual Journey of Charles Sydney Gibbes6), посвященная личности Чарльза Гиббса, будущего архимандрита Николая, служившего преподавателем английского языка для детей последнего русского императора, принявшего в

1 КроуДж. Православие в жизни: делание митрополита Антония священника и епископа в лондонском Соборе, включая личные воспоминания // Духовное наследие митрополита Антония сТнш™' материалы ПеРВ0Й Международной конференции, 28-30 сентября 2007 г. М„ 2008.

\таш. C.2ÎZT2 пр0т0шрей- ВсТреЧИ с -трополитом Сурожским Антонием // Альфа и Омега.

ъ Хедли Стефан, протоиерей. Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты // Духовное наследие митрополита Антония Сурожского: материалы Первой Международной

конференции, 28-30 сентября 2007 г. М„ 2008. С.31-48

200Г№ЗвСЯ3-^ИТР°ПОЛИТ СУР°ЖСКИЙ АНТ0НИЙ ° Значении православного пастыря // София. ^Величко Е.М. Антоний митрополит Сурожский // Дельфис. 1993 №2 С 20 24

в1Т<?«а1Г£аГ200?е ^ *"" ^ ^ ^^ °f

последствии православие и основавшего первый православный храм в Оксфорде.

В 2005 г. в Лондоне вышла книга английской журналистки Джиллиан Кроу, прихожанки лондонского храма «Святой человек. Впечатления о митрополите Антонии» («This holy man. Impressions of Metropolitan Anthony» 1 ). Книга посвящена воспоминаниям об архиерее, беседам с ним, содержанию его проповедей и определению роли митрополита Антония в духовной жизни Великобритании.

Проблема взаимоотношений Русской православной церкви и Русского Экзархата Вселенского Патриархата во Франции затронута в многочисленных статьях деятелей Экзархата в периодическом издании Русского студенческого христианского движения «Вестник РСХД»2. Вопрос становления Британской епархии затронут в работах одного из виднейших деятелей русской эмиграции в Англии, основателя Содружества св. Албания и преподобного Сергия Радонежского Н.М. Зёрнова3.

Положения, выносимые на защиту:

- Положение Русской православной церкви в Западной Европе менялось в течение обозначенного периода. Московский Патриархат, присутствие которого в Западной Европе изначально не вызывало одобрения со стороны властных структур, Римской церкви и некоторых православных, к началу 1970-х гг. укрепил свои позиции, что в частности выразилось в образовании в Западной Европе епархий Московского Патриархата.

l2 Crow G. This holy man. Impressions of Metropolitan Anthony. L 2005

РГ*лТов?7 3ТллРпЛ'л, УГСТИе ПраВОСЛавных в экуменической жизни // Вестник РСХД: 1967 №86: С.26 38; ** ° Пр™ ** "

\*Z2VHMZr0VaМ The FellowshiP of St- Alban a»d St. Sergius. A historical memoir. Oxford. 1979-эернов Н.М. Вселенская церковь и русское православие. Париж, 1952.

Миссионерская направленность православия Московского Патриархата в Великобритании, способствовала тому, что Сурожская епархия с первых дней своего существования заняла прочное место на конфессиональном поле Великобритании, в то время как Французская епархия сторонилась миссионерской инициативы.

Миссионерская направленность Сурожской епархии Московского Патриархата повысила авторитет Русской православной церкви, которая заняла одну из ведущих позиций в религиозной жизни Великобритании. Деятельность правящего архиерея Сурожской епархии, митрополита Антония, способствовала укреплению официальных отношений Русской православной церкви с Англиканской церковью.

Отдельные аспекты исследования были представлены на научно-методических заседаниях кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и использованы при чтении лекций на историческом факультете Государственного академического университета гуманитарных наук.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в двух публикациях1 общим объемом 2,2 п.л.

Шабанова Н.Ю. Православная католическая церковь Франции: история и современность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4 С 23 1-237.; Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата в 1945-1960 гг Г

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава I. Положение Русской православной церкви в Западной

Европе в 1920-1945 гг.

в

Становление епархий Русской православной церкви Великобритании и Франции - процесс, длившийся более четырех десятилетий, годов упорной работы и противостояния натиску недоброжелателей, уходящий корнями в историю послереволюционной России, когда за пределами канонической территории Русской православной церкви формируется многочисленная русская диаспора.

После окончания Гражданской войны в России, когда потерпели крушение последние надежды на восстановление монархии в связи с поражением белой армии, огромные массы бывших граждан Российской Империи хлынули за границу в поисках убежища, в их числе были как мирные граждане, так и уцелевшие в боях Гражданской войны. Основные направления миграции - Западная Европа и Балканы. Общая численность эмигрировавших оценивается более чем в три миллиона человек. В странах Западной Европы к началу 1920-х годов оказалось около двух миллионов русских, в основном людей православного вероисповедания1.

В эти годы в эмиграции вместе с паствой оказались пастыри и архипастыри. Духовная жизнь русских эмигрантов в Западной Европе сосредоточивалась в храмах, построенных еще в XIX веке в столичных городах, при посольствах или в курортных местах. Бежавшие же на Балканы русские обращались в православные храмы соответствующей юрисдикции.

Русские церкви в Западной Европе до революционных событий находились в ведении митрополита Петроградского, в новых же

Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М., 2010. С.743.

условиях осуществлять руководство церквами из России не представлялось возможным. Именно вопрос о высшем церковном управлении в диаспоре сыграет ключевую роль в дальнейшей истории Русской православной церкви.

Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), оказавшись за границей, считал, что духовное окормление эмигрантов должны взять на себя Поместные православные церкви тех территорий, на которых оказались эмигранты, а деятельность по осуществлению русского церковного управления должна быть прекращена. Сам же митрополит Антоний, как и архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский), собирался затвориться в одном из монастырей Афона или в Сербии. Но этому не суждено было случиться. И митрополит Антоний, и архиепископ Евлогий, проанализировав сложившуюся ситуацию, в свете того, что оставшиеся белые силы собирались возобновить борьбу с большевиками, пришли к выводу о том, что непременно надо сохранить русскую церковную организацию за рубежом.

Осуществление высшего церковного управления, однако, было задачей непростой, так как, пожелавшие установить церковное управление архиереи находились на чужой канонической территории. По этой причине начинаются переговоры митрополита Антония и епископа севастопольского Вениамина (Федченкова) с Местоблюстителем престола Константинопольского Патриархата митрополитом Досифеем о законности существования русского управления. Итогом переговоров стал указ Патриаршего Местоблюстителя от 2 декабря 1920 г. об учреждении Временного высшего русского церковного управления за границей в каноническом ведении Константинопольского Патриархата 1

председателем ВВРЦУ стал митрополит Антоний. Константинопольская Патриархия сохраняла за собой все судебные прерогативы. Само же ВВРЦУ считало себя преемником Высшего церковного управления на юге России и подчинялось Патриарху Московскому.

Патриарх Московский Тихон и Священный Синод, в свою очередь, иначе представляли дальнейший путь управления церквами за рубежом. 8 апреля 1921 г. был издан указ Патриарха о временном подчинении всех западноевропейских приходов архиепископу Волынскому Евлогию1. Временное высшее русское церковное управление за границей использовало данный указ как подтверждение, хотя и косвенное, законности своего существования.

С 1921 г. духовным центром русской эмиграции становится Югославия. Временное высшее церковное управление за границей с согласия Сербского Патриарха Димитрия провело под председательством митрополита Антония Общецерковное заграничное собрание в городе Сремские Карловцы (проходило с 21 ноября по 2 декабря 1921 г.), впоследствии Русский всезаграничный церковный собор. На Соборе присутствовали все добравшиеся до Сремских Карловцев архиереи, находящиеся за рубежом, участники Поместного Собора Русской Православной церкви 1917-1918 гг., представители зарубежных приходов, также среди членов Собора была делегация от мирян, в том числе монархически настроенные военные и политические деятели, что придавало Собору политическую окраску.

Собор издал два послания, первое - воззвание к молитве за восстановление монархии в России, другое - призыв народам мира к борьбе с большевизмом. Все постановления Собора издавались

якобы с благословения Патриарха Тихона, притом, что в действительности Патриарх не имел возможности даже ознакомиться с их содержанием. Решения Карловацкого Собора положили начало противоречию между иерархами Русской православной церкви, прошедшему красной нитью через всю историю Церкви в XX веке. Именно с постановлений Карловацкого Собора начинается раскол русского православия за рубежом и оформление независимых православных юрисдикций.

Ответственность перед советской властью за издание постановлений Карловацкого Собора легла на Патриарха Тихона, принятие этих постановлений привело к крайне неблагоприятным последствиям для Церкви в СССР, притом, что ни Церковь, ни Патриарх Тихон не имели никакого отношения к составлению этих документов. Тем временем, многие русские клирики за рубежом использовали в качестве оправдания деятельности Собора в Сремских Карловцах послание Патриарха Тихона Патриарху Сербскому Димитрию с выражением благодарности за добрый прием русских эмигрантов, волей судеб оказавшихся на канонической территории Сербского Патриархата.

В то же время солидарности среди членов самого Собора в Сремских Карловцах не было. Так 34 члена Собора, среди которых был и архиепископ Евлогий, в ответ на постановления Собора, в письменном обращении выразили несогласие с призывом к восстановлению монархии и упоминанием императорской династии, поскольку вопросы политического характера неуместны к обсуждению на церковном соборе. Однако, несмотря на ноту протеста от некоторых участников Собора, большинством было принято решение считать этот вопрос вопросом нравственности, а значит, - и вопросом церковным.

Результатом деятельности Собора явилось образование Высшего церковного управления за границей под руководством митрополита Антония, которому фактически отводилась роль заместителя Патриарха. Высшее церковное управление, таким образом, провозглашало себя ведущим органом управления в жизни всего церковного зарубежья, оно оформило свою структуру и включало Архиерейский Синод и Церковный Совет.

Реакция Московской Патриархии последовала в мае 1922 г. Митрополиту Антонию и возведенному в сан митрополита Евлогию был выслан указ Патриарха Тихона, который озвучил официальную позицию Русской православной церкви: Карловацкий Собор не признается имеющим канонического значения, а его постановления не являются истинным голосом Русской православной церкви, и, ввиду того, что управление русскими приходами за рубежом уже возложено на митрополита Евлогия, Высшее церковное управление за границей должно быть упразднено. Патриарх Тихон напомнил также об ответственности за политические выступления от имени Церкви.

Мнения относительно указа Святейшего Патриарха среди членов Высшего церковного управления разделились: митрополит Антоний склонялся к выполнению воли Патриарха, тогда как на заседании ВВРЦУ в Сремских Карловцах 1 сентября 1922 г. был высказан ряд доводов против выполнения требований Патриарха. Среди несогласных вновь оказался митрополит Евлогий, который высказался о недопустимости тона, в котором обсуждается постановление Святейшего Патриарха. Тем не менее, его голос не был услышан, и днем позже состоялся Архиерейский Собор в Карловцах, на котором был создан Синод, принявший на себя

полномочия Высшего церковного управления. Возглавил Синод митрополит Антоний как старейший иерарх.

Сложившаяся ситуация стала причиной разногласий между митрополитами Антонием и Евлогием: последний, следуя указу Патриарха относительно его главенства над всеми зарубежными приходами, отказался подчиняться власти Синода.

Дальнейшие события усложнили отношения между митрополитом Евлогием и зарубежным Синодом, что привело к их окончательному расхождению. На очередном Карловацком Архиерейском Соборе 1924 г. был поднят вопрос о том, что митрополит не признает над собой канонической власти Архиерейского Синода, и было принято решение упразднить автономию митрополита Евлогия. Окончательный разрыв отношений произошел в 1926 году, когда митрополит Евлогий покинул Карловцы после отклонения на очередном Соборе его требования пересмотреть вопрос о существовании церковного управления за границей. На следующем Соборе 1927 года митрополит Евлогий и его последователи были запрещены в служении. В ответ на это митрополит Евлогий объявляет о независимости Западноевропейской митрополии от Архиерейского Синода за границей. Таким образом, после произошедшего разрыва русские православные приходы в Западной Европе оказываются в подчинении митрополита Евлогия, а в ведении Архиерейского Синода остались Балканы, часть приходов в Германии, а также в Китае.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шабанова, Наталья Юрьевна, 2012 год

Литература

1. Anglican-Orthodox dialogue: The Dublin agreed statement 1984. L. 1985. 73 p.

2. Benagh C. An Englishman in the Court of the Tsar. The spiritual Journey of Charles Sydney Gibbes. Ben Lomond (California): Conciliar Press, 2000. 296 p.

3. Crow G. This holy man. Impressions of Metropolitan Anthony. London: Darton, Longman and Todd. 2005. 251 p.

4. Emhardt, W.C. The Lambeth Conference and Eastern Orthodoxy: Preparation for the Conference. S.I. 451 p.

5. Emhardt, W.C. The Orthodoxy at Lambeth. S.I. 1931.

6. Geffet, В. Eastern Orthodox and Anglicans. Notre Dame (Ind.): University of Notre Dame press, 2010. 501 p.

7. Pain J.H. Sobornost. A Study in Modern Russian Orthodox Theology. London: Oxford University Press. 1967. 297 p.

8. Zernov N., Zernova M. The Fellowship of St. Alban and St. Sergius. A historical memoir. Oxford. 1979. 32 p.

9. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. - М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса. Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1994. - 1063 с.

10. Аметистов Т.А. Каноническое положение Православной русской церкви за границей. - Париж: Епархиальное управление Западно-европейского Митрополичьего округа, 1927. - 95 с.

11. Анастасий (Грибановский), митрополит. Беседы с собственным сердцем. - СПб.: Библиополис, 2002. - 320 с.

12. Андроников К.Я. О Православии на Западе // Вестник РСХД. 1967. №86. С.26-38.

13. Антоний (Храповицкий), митрополит. Избранные труды, письма, материалы. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. - 941 с.

14. Антоний, епископ Сергиевский. Слово при наречении во епископа Сергиевского // Журнал Московской Патриархии. 1958. №2. С.8.

15. Антоний, митрополит (Блум А.Б.) Труды. Кн.1. - М.: Практика, 2002.- 1080 с.

16. Антоний, митрополит (Блум А.Б.) Труды. Кн.2. - М.: Практика, 2007. - 938 с.

17. Антоний, митрополит Сурожский. О жизни христианской. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2004. - 448 с.

18. Антоний, митрополит Сурожский. Церковь. - Киев: Пролог, 2005. - 249 с.

19. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. - Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 1998. - 297 с.

20. Белов A.B., Шилкин А.Д. Карловацкий раскол - прошлое и настоящее. - М.: Знание, 1975. - 64 с.

21. Беляева A.B. Источники по истории Русской Православной Церкви в эмиграции (1919 - 1939 годы) в России и за рубежом // Архивы Русской православной церкви: пути из прошлого в настоящее. - М.: Б/и, 2005. - 381 с. С. 229-236.

22. Беляева A.B. Русская православная Церковь Заграницей. (19191926 гг.): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 1998. - 280 с.

23. Бобринский Б.А. Деятельность богословского института имени Преподобного Сергия Радонежского в 1953-1954 гг. // Вестник РСХД. 1954. №32. С.30-31.

24. Булгаков С.Н. Россия, эмиграция, православие // Религиозная философия (конец XIX - середина XX в.). Антология. Вып.1 -М.: Книжная палата, 1993. - С. 110-119.

25. Быть православным в Англии // Митрополит Сурожский Антоний. О слышании и делании. - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999. - 382 с. С.283-328.

26. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. - М.: Б/и, 1999. - 212 с.

27. Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Второй Ватиканский Собор. - М.: Лепта-Пресс, 2004. - 380 с.

28. Ведерников А. Архимандрит Дионисий (Шамбо) (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 8. С. 26-31.

29. Величко Е.М. Антоний митрополит Сурожский // Дельфис. 1993. №2. С. 20-24.

30. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох.- М.: Отчий дом, 1994. - 446 с.

31. Высшие женские богословские курсы // Вестник РСХД. 1956. №42. С.46-47.

32. Гараджа Я.Я.Религиоведение. - М.: Аспект-пресс, 1995. - 348 с.

33. Гонения на веру в России и английские христиане // Вестник РСХД. 1930. №5. С. 12-13.

34. Горбачева Т. Царская семья в судьбе Чарльза Гиббса // Церковный вестник. 2003. №6 (253). С. 6-11.

35. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм: Движение за единство христианских церквей. - М.: Наука, 1972. - 199 с.

36. Граббе Г., протоиерей. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. - Джорданвилль: Св. Троицкий монастырь, 1989. -217с.

37. Гуревич А.Л. История деятельности Русского студенческого христианского движения: 1923-1939 гг. - М.: Спутник+, 2003. -158 с.

38. Гуревич А.Л. История издательства "YMCA - Press". - M.: Спутник+, 2004. - 59 с.

39. Гуревич А.Л. Культурно - религиозная деятельность русской эмиграции (по материалам истории Русского студенческого христианского движения): автореферат диссертации на

соискание ученой степени кандидата исторических наук (24.00.01). - М.: Б/и, 2005. - 27 с.

40. Гуревич А.Л. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви во Франции и Западной Европе // Проблемы истории русского зарубежья: материалы и исследования. - М.: Наука, 2005. - С. 135-152.

41. Гуревич А.Л. Проблемы внутреннего диалога в РСХД в 30-е гг. XX в. // Вера и диалог - общение: проблемы диалога в церкви. Материалы Международной научно - богословской конференции, 24-26 сентября 2003 г. - М.: Б/и, 2004. - 462 с. С. 170-174.

42. Гуревич А.Л. Религиозные архивы русской эмиграции: фонд Евлогия в ГАРФ // ПСТГУ. XVI ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Т.2. -М.: Б/и, 2006. С.176-180.

43. Гуревич А.Л. Четыре волны русской эмиграции и их отношение к Православию // Альфа и Омега. 2003. №1. С.357-364.

44. Деяния Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви. - Белград, 1939.

45. Деяния Русского Всезаграничного Собора. - Сремски Карловцы, 1922.

46. Дорохин А. Поместная церковь в Великобритании: шаг вперед или назад? // Встреча. 2007. №1. С. 48-52.

47. Духовное наследие митрополита Антония Сурожского: материалы Первой Международной конференции, 28-30 сентября 2007 г. - М.: Новости, 2008. - 388 с.

48. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. - М.: Московский рабочий, 1995. - 421 с.

49. Езова ЛД. Свято-Сергиевское подворье в Париже // Россия и современный мир. 2002. №4 (37). С.217-226.

50. Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии. // Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. -319 с. С. 35 - 48.

51. Журинская М.А. Митрополит Антоний Сурожский // Журнал Московской Патриарии. 2003. № 9. С.40-45.

52. За рубежом: Белград - Париж - Оксфорд (хроника семьи Зерновых): 1921-1972. Paris: YMCA-press, 1973. - 561 с.

53. Зайцев А.Н. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь, творчество, миссия. - М.: Эксмо, 2009. - 347 с.

54. Зандер Л. Западное Православие // Вестник РСХД. 1957. №48. С.12-25.

55. Зандер Л. Участие православных в экуменической жизни // Вестник РСХД. 1957. №44. С.40-46.

56. Зёрнов Н.М. Англия // Вестник РСХД. 1930. №5. С. 18-20.

57. Зёрнов Н.М. Возможно ли соединение с православием западных христиан // Вестник РСХД. 1934. №4. С.12-19.

58. Зёрнов Н.М. Письмо из Англии // Вестник РСХД. 1930. №4. С.16-17.

59. Зёрнов Н.М. Пути сближения между Православной и Англиканской Церквами // Вестник РСХД. 1934. №5. С.27-29.

60. Зёрнов Н.М. Христианский Запад на распутьи // Вестник РСХД. 1931. №6 . С.25-28.

61. Зёрнов Н.М. Вселенская церковь и русское православие. -

Париж: Содружество св. Албания и Преп. Сергия Радонежского, 1952. - 318 с.

62. Зёрнов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. - Paris: YMCA-press, 1991. - 368 с.

63. Знаменский П.В. История Русской Церкви. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. - 474 с.

64. Зорина М. Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви в начале 30- х гг. XX в. // Альфа и Омега. 2003. №4. С.325-336.

65. Иванов-Тринадцатый Герман, протодиакон. Русская Церковь лицом к Западу. - Мюнхен: Обитель преп. Иова Почаевского, 1994.- 362 с.

66. Из истории христианской церкви на Родине и за рубежом. - М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1995.

67. Интервью с митрополитом Сурожским Антонием (в день преображения Господня, 19 августа 1994 г.) // Континент. 1994. №82. С.241.

68. Казнина O.A. Русские в Англии. Русская эмиграция в контексте русско-английских литературных связей в первой половине XX в. - М.: Наследие, 1997. - 413 с.

69. Карсавин Л.П. Путь Православия. - М., Харьков: Фолио, 2003. - 557 с.

70. Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб.: Комплект, 1993. -350 с.

71. Карташев A.B. Воссоздание Святой Руси. - Париж, 1956. - 251 с.

72. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. - М.: Терра, 1997. - 685 с.

73. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. - М.: Терра, 1997. - 564 с.

74. Кимелев Ю.А. Философия религии. - M.: Nota Bene, 1998. - 422 с.

75. Кларк О.Ф. Россия и Англия встретились. Впечатления англо-католика от конференции // Вестник РСХД. 1927. №3. С.11-13.

76. Клеман О. Беседы с Патриархом Афинагором. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. - 691 с.

77. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека: 19201970. - Париж: Libr.des cinq continents, 1971. - 347 с.

78. Константинов Д., протоиерей. Итоги гонений на Православную Церковь в СССР // Вестник РСХД. 1965. №77. С.12-29.

79. Кончина митрополита Николая Крутицкого (1891-1961) // Вестник РСХД. 1962. №64. С.29-32.

80. Краткий обзор деятельности Православного Богословского Института в Париже за 1955-1956 учебный год // Вестник РСХД. 1956. №42. С.45-46.

81. Крушение православия в Англии. - Тверь: Фонд возрождения православной культуры "Миссия", 1999. - 76 с.

82. Крянев Ю.В.Христианский экуменизм. - М.: Политиздат, 1980. -157 с.

83. Лебедев В. Мысли о русской эмиграции // Воля России. 1922. № 25. С.7-19.

84. Ливцов В.А. Русская православная церковь и Всемирный совет церквей: экуменизм или автаркия // Россия между Западом и Востоком. - М.: Социум, 1999. 157 с. - С. 118-122.

85. Ливцов В.А. Формирование идеи объединения церквей в русской общественной мысли XIX - XX вв. - М.: Б/и, 2003. - 45 с.

86. Майданоеич Е.Л. Вторая международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского // Альфа и Омега. 2009. №3. С. 343-347.

87. Майданоеич Е.Л. Духовное наследие митрополита Антония Сурожского // Альфа и Омега. 2004. №3. С. 324-330.

88. Макаров И. Митрополит Сурожский Антоний о значении православного пастыря // София. 2004. №3. С.3-9.

89. Маслова И. И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская православная церковь // Отечественная история. 2005. №6. С. 52-65.

90. Митрополит Антоний Сурожский. Мы должны нести в мир веру (1989) // Православие и культура в религиозной мысли русского зарубежья. - М.: Спутник, 2003. - 150 с. С.139-147.

91. Митрофанов Георгий, священник. Русская Православная Церковь в России и эмиграции: к вопросу о взаимоотношениях Московского Патриархата и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. - Спб.: Ноах, 1995. - 142 с.

92. Митрохин Л.Н. Философия религии. - М.: Республика, 1993. -416 с.

93. Митрохин Л.Н. Христианские ценности на рубеже третьего тысячелетия //Диспут. 1992. №1. С.7-20.

94. Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917-1999) - СПб: Алетейя, 2001. - 415 с.

95. Назаров М.В. Три ветви русского зарубежного православия // Вопросы истории. 1997. №6. С.3-16.

96. Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век. — М.: Луч, 1994.-171 с.

и

97. Одинцов М.И. Русские патриархи XX в.: Судьбы Отечества

Церкви. - М.: Изд-во Российской академии государственной службы (РАГС), 1999. - 326 с.

98. Отто Р. Священное. - СПб.: AHO «Издательство СПбГУ», 2008. -272 с.

99. Пантелеева Е.В. Русская православная церковь в Западной Европе в 20-30-е гг. XX в. (религиоведческий анализ): диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 2006. - 152 с.

100. Пантелеева Е.В. Русское православное зарубежье 20-30-х гг. XX в. // Россия в глобальном мире: социально- теоретический альманах. №9. - СПб: Нестор, 2005. 339 с. С.208-212.

101. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление // Философские науки. 1992. №2. с. 62-73.

102. Письмо секретарю FUACE Эмилю Чиампи // Вестник РСХД. 1974. №112-113. С. 309-312.

103. Полякова Е.Ю. Государственная церковь в Англии // Очерки истории западного протестантизма. - М.: ИВИ РАН, 1995. - 236 с. - С. 117 -129.

104. Попов A.B. Русская Православная Церковь Московского патриархата и Русская Православная Церковь за границей: проблемы объединения // Россия и современный мир: проблемы политического развития. - М.: Б/и, 2005. - 268 с. - С. 183-190.

105. Попов A.B. Русское Зарубежье и архивы: Документы Рос. эмиграции в архивах Москвы - М.: Интеллект, 1998.- 386 с.

106. Посещение англичанами русского Русского Церковного

Парижа. Англо-Русский Съезд // Вестник РСХД. 1935. № 12. С.37-40.

107. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. -М.: Республика, 1995. - 511 с.

108. Православие и культура в религиозной мысли русского зарубежья: Антология. - М.: Спутник+, 2003. - 150 с.

109. Православие и культура: сборник религиозно-философских статей под редакцией В.В. Зеньковского. - Берлин: «Русская книга», 1923. - 285 с.

110. Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902- 1998. - М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата: Издательство МФТИ, 1999. - 495 с.

111. Раее М.И. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции, 1919 - 1939. - М.: Прогресс- Академия, 1994. - 292 с.

112. Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М.: Акад. проект, 2006. - 1255 с.

113. Родзянко Владимир, протоиерей. Международный съезд ученых в Оксфорде // Вестник РСХД. 1957. №47. С.46-47.

114. Родзянко М.М. Правда о Зарубежной церкви. - Мюнхен, 1954.

115. Росс Н. Русская церковь на берегах Сены: от зарождения до 1917 г. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. - 318 с.

116. Российское зарубежье: История и современность. - М.: Звездопад, 1998. - 297 с.

117. Роуан Уильяме, архиепископ Кентерберийский. Пастырь, который научил меня молиться // <http://news.bbc.co.Uk/hi/russian/russia/newsid_3532000/3532248.s tm>

118. Русская православная церковь за границей 1918-1968. - Нью-Йорк, 1968. - 1451 с.

119. Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917-1941: Документы и фотоматериалы. - М.:

Изд -во Библейско - богословского института св. апостола Андрея, 1996.- 328 с.

120. Русская Православная Церковь. XX век. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.- 800 с.

121. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. - М.: РОССПЭН, 1997.- 748 с.

122. Свято-Сергиевское подворье в Париже: к 75-летию со дня основания. - Спб.: Алетейя, 1999. - 256 с.

123. Семенов-Тянъ-Шанский А., протоиерей. О задачах нашего Экзархата // Вестник РСХД. 1963. №70-71. С.2-6.

124. Соловьев B.C. О христианском единстве. Россия и Вселенская церковь. - М.: Рудомино, 1994. - 334 с.

125. Соловьева Т.С. Из истории англикано-православного диалога в XIX веке // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16). С.370-389.

126. Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921-1931) // Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. - 319 с. - С. 6-34.

127. Супрун Т.Н. Место православной восточно-христианской традиции в духовной культуре Англии: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. - М., 2003. -208 с.

128. Тимаков Владимир, протоиерей. Встречи с митрополитом Сурожским Антонием // Альфа и Омега. 2004. №3. С.239-252.

129. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М.: Мысль, 1985. -268 с.

130. Урядова A.B. Русская православная церковь за рубежом и ее значение для эмиграции, Европы и России // Проблемы истории

русского зарубежья. Материалы и исследования. Кн.2. - М.: Наука, 2005. - 451 с. - С. 9- 22.

131. Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Мысль, 1965. - 414 с.

132. Филоненко А. Русская православная церковь в Великобритании XX в.: миряне и открытость миру // Альфа и Омега. 2002. №4. С.349-363.

133. Флоренский П.А. Христианство и культура. - Харьков, 2001. -664 с.

134. Хелстовская К. Четверговая школа A.M. Осоргиной // Вестник РСХД. 1955. №39. С. 41-44.

135. Церковь Владыки Василия (Кривошеина).- Нижний Новгород: Братство св. Александра Невского, 2004 г. - 504 с.

136. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 . - 816 с.

137. Шабанова Н.Ю. Западноевропейский экзархат Московского Патриархата в 1945-1960 гг. - М.: Макс Пресс, 2012. 26 с.

138. Шабанова Н.Ю. Православная католическая церковь Франции: история и современность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. С.231-237.

139. Шесть лет существования: женские богословские курсы // Вестник РСХД. 1955. №37. С.42-43.

140. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве.- М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1999. - 399 с.

141. Шкаровский, М.В. История русской церковной эмиграции. -СПб.: Алетейя , 2009. - 358 с.

142. Шмеман А._Д. По-поводу парижских церковных дел // Вестник РСХД. 1966. №80. С. 19-24.

143. Шмеман А.Д. Исторический путь Православия. - Paris: YMCA-press, 1985. - 388 с.

144. Шмеман А.Д. Миссионерская поездка в Брюссель (8-9 апреля 1967 г.) // Вестник РСХД. 1967. №83. С.79-80.

145. Экуменическое собрание в Париже 11 марта 1964 г. по поводу гонений на Церковь в СССР // Вестник РСХД. 1964. №72-73. С.8-31.

146. Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний» http://www.mitras.ru

147. Элиаде М. История веры и религиозных идей. - М.: Критерион, 2002. Т. 2. - 504 с.

148. Элиаде М. История веры и религиозных идей. - М.: Критерион, 2002. Т. 3. - 348 с.

149. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во Московского университета, 1994. - 143 с.

150. Южаков P.M. Русское православие в Англии. Николай Зёрнов и Антоний Сурожский // Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917 - 1940-е гг.). -М.: Русский путь, 2002. - 448 с. - С. 267-282.

151. Яблоков И.Н. Религия в системе культуры. - М.: Высшая школа, 1994. - 249 с.

152. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 2000. - 480 с.

153. Якунин В.Н. Взаимоотношения Московского Патриархата и эмигрантских православных приходов во Франции в 1944-1945 гг. // Проблемы гуманизации вузовского образования. Тольятти. 2002. Вып. 12. С. 26-44.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.