Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность: 1925-1947 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Покровская, Светлана Викторовна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Покровская, Светлана Викторовна
Введение.
Глава 1. Создание и основные этапы деятельности союза воинствующих безбожников.
1.1. Предпосылки и условия образования СВБ. I съезд союза безбожников.
1.2. «От съезда к съезду»: союз безбожников во второй половине 1920-х гг.
1.3. II съезд СВБ и отказ от умеренного курса в антирелигиозной работе
1.4. СВБ в годы «безбожных пятилеток».
1.5. СВБ в предвоенные годы.
1.6. СВБ в годы войны и его ликвидация.
Глава 2. Организационное строение и социально-профессиональный состав СВБ.
2.1. Организационная структура союза и его финансирование.
2.2. Численность и социально-профессиональный состав СВБ, кадровая политика.
2.3. Руководство союза воинствующих безбожников.
Глава 3. Общая характеристика деятельности СВБ.
3.1. Основные направления деятельности СВБ. Содержание, формы и методы антирелигиозной агитации и пропаганды.
3.2. СВБ и административные методы борьбы с религией и церковью.
3.3. Другие направления деятельности СВБ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Политика советской власти в отношении религии и церкви в деревне Северо-Запада России в конце 1920-х - 1930-е гг.2002 год, кандидат исторических наук Проскурина, Алла Владимировна
Эволюция государственно-церковных взаимоотношений в 1917 - конце 1930-х гг.: на примере Тобольской епархии2011 год, кандидат исторических наук Дронова, Владислава Владимировна
Религиозная политика советского государства по отношению к Русской Православной церкви в конце 1920-х в 1930-е гг.: На материалах Западной Сибири2002 год, кандидат исторических наук Гайлит, Оксана Александровна
Становление государственно-церковных отношений на Урале: 1917-1925 гг.2003 год, кандидат исторических наук Зорина, Надежда Анатольевна
Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах2006 год, кандидат исторических наук Басова, Надежда Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность: 1925-1947»
Актуальность темы. В новой и новейшей истории человечества было несколько ярких примеров гонений на религии и религиозные организации. Можно вспомнить политику дехристианизации во Франции в годы Великой французской революции, «Культуркампф» в Германии Отто Бисмарка, а в XX веке — антикатолическое движение в Мексике, преследование конфуцианства и других традиционных религий в коммунистическом Китае и запрещение религии в Албании. Однако несомненно, что самым масштабным и по размаху, и по продолжительности является антирелигиозное движение в СССР в 1920— 1930-е гг., активным участником и в известной мере организатором которого был Союз воинствующих безбожников СССР (СВБ). Как уникальный исторический феномен, деятельность этой организации должна быть подвергнута тщательному научному анализу.
В связи с деятельностью СВБ возникает также немало частных, но чрезвычайно важных вопросов. Как можно оценить результаты деятельности этой организации? Какова была ее роль в массовом закрытии церквей и принятии других мер административного давления на церковь? С чем связаны подъемы и спады в деятельности Союза? Поиск ответов на эти вопросы поможет сформировать цельное и адекватное представление о 1920—1930-х гг., в котором не будет места предвзятости и политической ангажированности.
Актуальность темы исследования определяется также процессами, происходящими в государственно-конфессиональных отношениях Российской Федерации. В настоящее время происходит поиск наиболее подходящей модели религиозной политики Российского государства. Всестороннее изучение деятельности такой структуры, как Союз воинствующих безбожников СССР, поможет предотвратить ошибки и преступления советского прошлого, а также будет способствовать более плодотворному взаимодействию государственных структур и религиозных объединений, в частности, Русской православной церкви.
Несмотря на очевидную актуальность, степень научной разработанности темы весьма невелика. Историография Союза может быть условно разделена на советскую, постсоветскую и зарубежную. Первыми историками СВБ были, как правило, активные деятели Союза, пытавшиеся (обычно к «круглым» датам) подвести «итоги пройденного пути»1. Естественно, они освещали деятельность своей организации преимущественно в панегирических тонах (хотя и указывали на «отдельные недостатки»), а в религии и церкви видели исключительно замаскировавшегося «классового врага».
В послевоенный период советской истории о СВБ вспоминали нечасто. Как с горечью сетовал в 1967 г. один из активистов Союза М.М.Шейнман, л о Союзе Безбожников молодежь знает мало» . К годовщинам образования СВБ в «профильном» журнале «Наука и религия» появлялись короткие статьи, больше похожие на некрологи3. Специально его деятельность во всесоюзном масштабе исследовал лишь Б.Н.Коновалов4. О работе СВБ писали ученые, изучавшие положение религиозных организаций в СССР и историю советского атеизма (как в целом по стране, так и в отдельных местностях)5, а также биографы председателя Союза Ем.Ярославского и
1 См.: Шишаков В. Союз воинствующих безбожников // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. М., 1932; Олещук Ф.Н. Пятилетие Союза воинствующих безбожников. М., 1930; Его же. X лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1936; Лукачсвский А.Т. Очерки по истории атеизма. М., 1929; XV лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1940; Варваров И., Железных А. Авангард безбожников Сибири. Новосибирск, 1929.
2 Шейнман М.М. Емельян Михайлович Ярославский (1878—1943). [Из цикла «Историки — участники Октябрьской революции». Воспоминания. С пред. ред.] // История СССР. 1967. № 5. С. 135.
3 Коновалов Б. Драгоценный опыт ветеранов // Наука и религия. 1975, №4; Николаев Б. Первые шаги // Там же; Мазохин В. Рука об руку. 50 лет со времени образования Союза воинствующих безбожников // Там же. 1975, №6; Коновалов Б. Союзу воинствующих безбожников — 60 лет // Там же. 1985, №12.
4 Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников // Вопросы научного атеизма. Вын. 4. М., 1967. С. 64; Его же. К массовому атеизму, М., 1974; Его же. Из истории интернациональных связей советских атеистов // Вопросы научного атеизма. М., 1975. Вып. 18; Его же. Проблемы теории и практики атеизма в СССР в 1920—1930-х гг. Автореф. дисс. . к.филос.н. М., 1968.
5 Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917— 1937 гг.). Л., 1973; Его же. Массовый атеизм: становление и развитие. Л., 1983; активиста антирелигиозного движения П.А.Красикова, интересовавшиеся данной стороной их жизненного пути6.
Несмотря на отдельные ценные наблюдения и выводы, для большинства публикаций, вышедших в 1950-е—первой половине 1980-х гг. и посвященных антирелигиозной деятельности в 1920—1930-е годы, характерными были выводы о прямом и неуклонном восхождении к «массовому научному атеизму», о постоянном возрастании уровня партийного руководства антирелигиозной работой и т.п. Объективному анализу данной проблематики мешали жесткий идеологический контроль за работой исследователей и господствовавшие в исторической науке догмы и стереотипы. Фактически не разрешалось говорить об ошибках в антирелигиозной работе, нарушении свободы совести, росте в отдельные периоды религиозности. В источниковой базе исследований преобладали официальные, «парадные» материалы, тенденциозно подобранная газетная и другая информация, насыщенная обличениями религиозного актива и завышенными оценками успехов в преодолении религиозности. Многие архивные документы оставались недоступными для историков.
Во второй половине 1980-х гг. общественно-политическая ситуация в стране меняется, идеологический контроль ослабевает и исчезает, архивы становятся более доступными. Резко возрастает общественный и научный
БарменковА.И. Свобода совести в СССР. М., 1979; Эйигорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917—1937 гг.). Томск, 1982; Набиев Р.А. У истоков массового атеизма. Из опыта атеистической работы партийной организации Татарии в период строительства социализма (1917—1937 гг.). Казань, 1984; Малиновкин С.Н. От религии к атеизму: Из истории атеистического движения в Горьковской области. Горький, 1987; Федосин В.А. Деятельность СВБ БССР в 1933—1941 гг. // Научный атеизм и атеистическое воспитание. Вып. 1. Минск, 1983.
6 Савельев С.Н. Емельян Ярославский— пропагандист марксистского атеизма. J1., 1976; Его же. Ем.Ярославский и антирелигиозная пропаганда в конце 20-х— начале 30-х годов // По этапам развития атеизма в СССР. J1., 1967; Его же. Ем.Ярославский и преодоление анархистских влияний в антирелигиозной работе в СССР // Музей истории религии и атеизма. Сб. 7. М., 1964; Гребенников Р.В. Е.М.Ярославский как воинствующий марксист-атеист. Автореф. дисс. к. филос. наук. Минск, 1966; Кащенков И.В. Агитатор партийной правды [О Е.М.Ярославском]. М., 1982; Фатеев П.С. Емельян Михайлович Ярославский. М., 1980; Андриснко Л.А. Атеист ленинской школы: Жизнь и антирелигиозная деятельность П.А.Красикова. М., 1976; Гиндин А., Гиндин Г. Петр Красиков. Жизнь и революционная деятельность. Красноярск, 1973. интерес к проблеме государственно-церковных отношений при советской власти, массовых гонений на религию и церковь. Появляются публикации, рисующие деятельность СВБ в резко-негативном ключе . Уже на рубеже 1980—1990-х гг. формируются основные направления исследований, которые получают интенсивное развитие в последующие полтора десятилетия:
1) изучение государственной антирелигиозной политики, анализ взаимоотношений государства и религиозных организаций на общегосударственном уровне, в контексте которых в той или иной мере о но в основном очень кратко) рассматривается деятельность СВБ и по-новому переосмысливается роль Ем.Ярославского9;
2) исследование деятельности СВБ и антирелигиозной работы в целом на местном уровне (причем это может быть и обширный регион — например, Сибирь и Дальний Восток, и небольшой район)10; также
7 Платонов О. Путешествие в Китеж-град // Москва. 1990, №4.
8 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Его же. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений: 1917—1938 гг.). М., 1991; Его же. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002; Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999; Цыпин В. Русская православная церковь. 1925—1938. М., 1999; Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991; Васильева O.IO. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 гг. М., 1999; Ее же. Русская православная церковь и советская власть в 1917—1927 годах // Вопросы истории. 1993, № 8; Игумен Дамаскин (Орловский). История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации // Память новомучеников и исповедников РПЦ. Труды. Вып. 1. Новомученики XX века. М., 2004; Шкурин А.В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)— ВКП(б) и ее деятельность по отношению к Русской православной церкви в 1922—1929 гг. Дисс. канд. ист. наук. М., 2005; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в российской истории (XVI-XX вв.). М., 2003.
9 Нежный А.И. Комиссар дьявола. М., 1993. Книге свойственна излишняя публицистичность и упрощенно-односторонний подход к оценке неоднозначных по своей сути общественно-политических процессов, очевидная политическая ангажированность.
10 Загидуллин Д.Н. Руководство Башкирской партийной организации деятельностью Союза воинствующих безбожников (1926—1937 гг.) // Партийное руководство государственными и общественными организациями. Уфа, 1988; Парфенова С.А. Шадринский окружной совет Союза Безбожников // Шадринская старина. Шадринск, 1994; Сафронова О.А. Причины несостоятельности Союза воинствующих безбожников (СВБ) Тюменского округа в 20-е-30-е годы XX столетия // Религия и церковь в Сибири. Тюмень, 2001. Вып. 14; Лебина Н.Б. Деятельность «воинствующих безбожников» и их судьба // Вопросы истории. 1996, № 5—6 [о деятельности СВБ в Ленинграде]; Сомов В.А. Антирелигиозная пропаганда в Горьковской области в 1939—1941 гг. // Вестник Нижегородского госуниверситета. Сер. История. 2002. деятельность СВБ в локальном масштабе рассматривают авторы ряда диссертационных работ, изучавшие взаимоотношения государства и церкви на местах11;
3) анализ особенностей СВБ как общественной организации (эти работы крайне немногочисленны и посвящены специфике социально
12 психологического облика членов СВБ) .
В абсолютном большинстве публикаций 1990—2000-х гг. деятельность Союза оценивается негативно. Есть, впрочем и исключения. Так, например, Ю.Н.Бакаев рассматривает создание Союза как одну из форм проявления свободы совести и полагает, что «многогранная позитивная деятельность СВБ, его благородная миссия ныне зачастую окарикатуриваются в публицистике до неузнаваемости»13.
Так или иначе, в отечественной историографии нет работ, в которых на современном уровне, с использованием ставших доступными архивных источников и без идеологической предвзятости комплексно и во
Вып. 1; Бакаев 10.Н. Власть и религия: история взаимоотношений (1917—1941). Хабаровск, 2002; Слезин А.А. Безбожие в 1930-е годы — апогей или кризис? // Труды кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета: Сб. научных статей. Вып. III. СПб., 2005; Его же. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920-х годов // Вопросы истории. 2005, №9; Доброновская А.П. Религия и общество в Енисейском регионе накануне «великого перелома». 1926—1928 годы // Культура и социум. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Котоженковскис чтения, посвященные 60— летию со дня рождения Г.Г. Котоженкова.». Абакан, 2002; Малицкая JI.P. Антирелигиозная деятельность советской власти в отношении мусульман-татар Западной Сибири // Современное общество: Материалы научной конференции, посвященной 25—летию Омского государственного университета. Омск, 1999; Проскурина А.В. «Союз безбожников» на Псковщине: организация и деятельность в конце 1920-х— первой половине 1930-х гг. // http://www.krotov.info/history/20/1920pros.html.
11 Алленов А.Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917—1927 гг.: На материалах Тамбовской губернии. Дисс. канд. ист. наук. Тамбов, 2004; Бакшеева Е.Б. Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви на Дальнем Востоке России: Октябрь 1922— июнь 1941гг. Дисс. канд. ист. наук. Хабаровск , 2004; Катунин Ю.А. Православная церковь и государство: проблема взаимоотношений в 1917— 1939 гг.: На материалах Крыма. Дисс. д-ра иет. наук. Симферополь, 2003.
12 Желнакова П.10. Бывшие священнослужители в рядах «Союза безбожников». Рукопись, деп. в ИНИОН. М., 1995; Донина И.Н. «Автобиографии безбожников» как вид массового источника по социальной психологии рубежа 1920—1930-х гг. / По материалам рукописного отдела Государственного музея истории религии // Клио. 1998, №3.
13 Бакаев Ю.Н. Власть и религия: история взаимоотношений (1917—1941). Хабаровск, 2002. С. 169, 177. См. также популярную в Интернете статью доктора философских наук профессора З.А.Тажуризиной «Помнить советский атеизм» (http://nsl.pravda.info:81/news/articles/we/38594.html и др.). взаимосвязи исследовались бы такие вопросы, как этапы развития СВБ, организационная эволюция, социальный состав, основные направления деятельности.
Зарубежные (западные и эмигрантские) историки в основном рассматривали СВБ как часть государственной репрессивной машины14. Исключением среди западных ученых был Джон Кертис, принадлежавший к левым кругам американской интеллигенции. Он выражал крайнюю симпатию организованному противостоянию религии, открыто восхвалял советские антирелигиозные методы борьбы и обвинял Православную церковь во всех смертных грехах15. Основываясь на доступных ему источниках (преимущественно газетных заметках и опубликованных материалах, которых, впрочем, Кертис проанализировал огромное количество), исследователь принял на веру утверждения о контрреволюционной деятельности верующих и полагал, что власти в борьбе с религией достигли своей цели. Идеологическая ангажированность Кертиса и ограниченность источников свела на нет его попытку описать роль Союза в общественно-политической жизни СССР 1920—1930-х гг.
В ряде сравнительно недавних исследований западных ученых антирелигиозная кампания рассматривается как одна из попыток создания в 1920-х гг. новой культуры; роль СВБ в этом процессе не 16 комментируется .
14 Pospelovsky D. A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer, 3 vols. N.-Y., 1987—1988; Мерле Фэйнсод, Смоленск под Советами (Кембридж: Гарвард Юпиверсити Пресс, 1958), 430—444. Уолтер Коларз, Религия в Советском Союзе (Лондон: Макмилан, 1961); Джоан Дилани, «Истоки Советских антирелигиозных объединений», в Аспекты религии в Советском Союзе, 1917—1967, ред. Ричард Маршал Мл. (Чикаго: Юпиверсити оф Чикаго Пресс, 1971) (введение сноски 7—8)
15 Джон Шелтон Кертис. Русская церковь и советское государство (Бостон: Литл, Браун, 1953).(Из введения, сноска 6)
16 Стефан Плагенборг, «Вера народа и антирелигиозная пропаганда в молодой Советской республике», Архив обществознания 26 (1992): 95—130; Изабель Тирадо, «Революция, молодое крестьянство и комсомольская антирелигиозная пропаганда (1920—1928)», Канадско-американские славянские записки 26, №№ 1—3 (1992): 97—117; Ричард Стайте, Мечты революции: утопия и реальность в русской революции (Нью-Йорк: Оксфорд Юпиверсити Пресс, 1989). Гленис Янг в Власть и священное в революционной России: религиозные активисты в деревне (Юпиверсити Парк: Пен Стейт Юпиверсити Пресс, 1997) (Из введения, сноска 9)
Наконец, отдельную монографию Союзу воинствующих безбожников посвятил Дэниел Перис17. Несомненно, она является этапной работой. Автора прежде всего интересовало, как директивы центрального руководства ВКП(б) и СВБ воплощались в работе местных структур, какой они получали отклик у населения. С этой целью им были изучены местные архивы (в Ярославле и Пскове). Однако исследователь руководствовался представлением о преобразованиях в СССР как о столкновении «крупномасштабной теории и маломасштабной действительности», что наложило определенные методологические ограничения.
Недостаточная научная разработанность темы сказывается на качестве исследований. Так, И.Н.Ильина в своей в целом очень содержательной монографии, посвященной общественным организациям 1920-х гг., при описании деятельности СВБ основывается исключительно на работе видного функционера Ф.Н.Олещука «X лет Союзу воинствующих безбожников СССР» (М., 1936), что конечно, снижает ценность этого 18 описания . Следовательно, неразработанность темы предопределяет необходимость ее углубленного анализа.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ деятельности Союза воинствующих безбожников. Эта общая цель конкретизируется в следующих задачах исследования:
1) изучение предпосылок образования, этапов развития и основных вех эволюции СВБ;
2) анализ организационной структуры и социально-профессионального состава организации, ее кадрового потенциала и руководства;
3) рассмотрение основных направлений деятельности СВБ, их особенностей.
Хронологические рамки исследования определяются в первую очередь временем существования СВБ: 1925—1947 гг. Однако непосредственный
17 Peris D. Storming (he heavens: the Soviet League of the Militant Godless. N.-Y., 1998.
18 Ильииа И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М., 1920. С. 134—135. предшественник («зародыш») СВБ — Общество друзей газеты «Безбожник»— был создан в 1924 г., а сам курс на усиление ведения антирелигиозной работы был принят в 1922 г. Поскольку в наши задачи входит и анализ предпосылок образования СВБ, нижняя хронологическая граница, следовательно, отодвигается до 1922 г.
Диссертационное исследование опирается на обширную источниковую базу, в основе которой лежат неопубликованные архивные источники.
Были изучены неопубликованные документы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и Российском государственном архиве современной политической истории (РГАСПИ). В ГАРФ материалы, относящиеся к деятельности СВБ, собраны в фонде 5407. К сожалению, самые поздние документы относятся к 1938 г., т.е. последние годы существования Союза этим фондом не охвачены. В РГАСПИ основные документы, относящиеся к деятельности СВБ, сосредоточены в фонде 17 Центрального комитета РКП(б)—ВКП(б)— КПСС (Отдел агитации и пропаганды — оп. 60; Организационное бюро и Секретариат ЦК— оп. 112—113; Управление пропаганды и агитации — оп. 125) и особенно в фонде 89 — личном фонде Ем.Ярославского (оп. 4 — деятельность Ем.Ярославского как председателя СВБ, председателя Антирелигиозной комиссии, Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК ВКП(б) и редактора журнала и газеты «Безбожник»). Наибольший интерес представляют письма центрального и местных Союзов воинствующих безбожников Ем.Ярославскому с обзорами своей работы, письма Ем.Ярославского в ЦС СВБ и резолюции на письмах ЦК ВКП(б) о выработке программы для подготовки антирелигиозных кадров и организации работы по антирелигиозной пропаганде, протоколы Исполбюро ЦС СВБ, материалы об организации антирелигиозных музеев, закрытии монастырей, письма и информационные сводки ЦС СВБ ССР о росте СВБ, присланные Ем .Ярославскому.
Вторую по важности группу источников составляют опубликованные материалы Союза воинствующих безбожников — как периодические, так и непериодические. В 1925—1941 гг. Союз выпускал огромное количество газет, журналов, официальных материалов, брошюр и другой печатной продукции. Особенно интересен научно-методический журнал
Антирелигиозник» — орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР, издававшийся в Москве с 1926 по июнь 1941 гг. Он освещал опыт антирелигиозной пропаганды в СССР и за рубежом, информировал о работе СВБ и его Центрального совета, помещал статьи по истории религии и атеизма, а также методические материалы для агитаторов и пропагандистов. В нем постоянно публиковали свои статьи руководители Союза воинствующих безбожников. Ценные сведения содержатся также в газете и журнале «Безбожник». Из официальных опубликованных материалов огромное значение имеют уставы СВБ, стенографический отчет II съезда СВБ, материалы пленумов ЦС СВБ19.
Отдельными книгами издавались работы руководителей СВБ, посвященные как организационным вопросам, так и содержанию, формам
20 и методам антирелигиознои пропаганды .
В качестве источников также привлекались опубликованные в ряде сборников документы, произведения руководителей партии и государства, материалы центральной и местной периодической печати (организационно не связанной с СВБ), мемуарные свидетельства. Самостоятельным источником являются записанные автором данного диссертационного
19 См.: Устав Союза безбожников СССР. М., 1925; Устав Союза воинствующих безбожников. М., 1930; Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1930; Резолюции II пленума ЦС СВБ СССР. Март 1930. М., 1930; III Пленум Центрального совета Союза воинствующих безбожников. М., 1931; IV расширенный Пленум ЦС СВБ СССР. М., 1938.
20 Ярославский Ем. Против религии и церкви. М., 1932—1935. Т. 1—4; Его же. Коммунизм и религия. М., 1940; Олещук Ф. Пятилетие Союза воинствующих безбожников. М., 1930; Его же. X лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1936; Его же. Молодежь и религия. М., 1938; Его же. XVn съезд ВКП(б) и задачи антирелигиозной работы. М., 1934; Его же. Кто строит церкви в СССР. М., 1929; Лукачевский А.Т. Очерки по истории атеизма. М., 1929; Его же. Атеистическая пропаганда на современном этапе. М., 1936; Рожицын В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. М., 1926; и др. исследования и хранящиеся в его личном архиве свидетельства о деятельности СВБ на местах (интервью с пожилыми людьми, взятые в городах Великий Устюг, Сольвычегодск, Тотьма).
Диссертант стремился использовать все ценное в источниковедческом плане, что было сделано его предшественниками, и учесть как можно большее число опубликованных документов. По мнению диссертанта, изученный достаточно обширный корпус источников по избранной теме позволяет провести полноценное научное исследование и сформулировать обоснованные выводы, опирающиеся на разнообразный конкретно-исторический материал.
Объектом исследования является вероисповедная политика Советского государства в 1922—1947 гг. Предметом исследования является деятельность Союза воинствующих безбожников и ее результаты.
Методологической основой диссертации являются следующие принципы: комплексность анализа, т.е. использование совокупности источников, связанных с данной проблемой; учет их тенденциозности, использование различных приемов критики исторического источника; историко-типологический (выделение существенных признаков изучаемых явлений); историко-сравнительный (на основе сходных признаков прогноз о сходстве других); историко-генетический (изучение генезиса анализируемых явлений); конкретно-исторический подход.
Ведущим методом сбора данных были архивные изыскания. В помещенных в работе цитатах из источников церковного и государственного происхождения, в соответствии с нормами традиционной археографии, сохранены все особенности оригинала.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной историографии с привлечением широкого круга источников была комплексно изучена и проанализирована деятельность Союза воинствующих безбожников СССР, выявлена роль СВБ в антирелигиозной политике власти на отдельных этапах. Ряд аспектов темы исследования впервые стал предметом научного изучения. К ним относятся: процесс образования СВБ, его социальный и кадровый состав, кризис 1933—1936 гг. и активизация деятельности в 1937—1938 гг. Научная значимость исследования заключается также в том, что оно позволяет более полно представить вероисповедную политику Советского государства и восполнить определенные пробелы в изучении истории государственно-конфессиональных отношений.
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих и специальных трудов, учебников и методических пособий по истории государственно-конфессиональных отношений, а также в процессе преподавания общих курсов истории государственно-конфессиональных отношений в России. Практическая значимость определяется также тем, что оно демонстрирует опыт функционирования формально общественной, но вместе с тем осуществляющей жестко заданную государственную политику организации, что позволит избежать ошибок прошлого как в деятельности современных общественных организаций, так и в работе государственных органов, курирующих эти организации.
Материалы исследования апробированы. Основные положения отражены автором в научных публикациях объемом около 2 авт. листов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, и включает 7 построенных автором графиков, круговых диаграмм и гистограмм.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Советское государство и церковь в 1917-1927 гг.: по материалам Северо - Запада России2009 год, кандидат исторических наук Дроздова, Марина Анатольевна
Государственная политика в области религии на Дальнем Востоке России: 1917-1937 гг.2004 год, кандидат исторических наук Маленков, Виктор Васильевич
Государственная политика в отношении христианских конфессий в СССР в 1929 - первой половине 1931 гг.2009 год, кандидат исторических наук Карманова, Галина Николаевна
Антирелигиозная деятельность комсомола: 1918-1925 гг.2008 год, кандидат исторических наук Баланцев, Александр Викторович
Периодическая печать как источник по истории взаимоотношений церкви и государства в 1920-е гг.: На примере Уральского региона2000 год, кандидат исторических наук Лямзин, Андрей Валерьевич
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Покровская, Светлана Викторовна
Заключение
Союз воинствующих безбожников СССР был массовой и в отдельные периоды своей истории чрезвычайно активной общественной организацией, осуществлявшей деятельность по нескольким направлениям. Как мы постарались показать, в разрушении церквей и других мерах административного давления на религиозные организации СВБ играл второстепенную, хотя и важную роль. Основным направлением его деятельности была антирелигиозная агитация и пропаганда. И здесь, подводя итоги, нельзя обойти вопрос об эффективности и результатах этой пропаганды.
Несомненно, что сегодня имеется немало данных (и, прежде всего, ранее засекреченные результаты переписи 1937 г.), свидетельствующих о сохранении высокого уровня религиозности в 1930—1940-е гг. Следовательно, деятельность СВБ нельзя назвать высокоэффективной. Можно выделить четыре группы причин такой недостаточной эффективности:
1) кадровые. Типичными активистами СВБ были молодые русские рабочие или служащие (недавние выходцы из рабочей среды), как правило, мужчины, малообразованные, имевшие своего рода «личные счеты с Богом». Основной же массив верующих составляли крестьяне, женщины, люди среднего возраста и пожилые, представители национальных меньшинств, которые уже в силу этого не могли испытывать особого доверия к антирелигиозным пропагандистам. Низкий же уровень образования и очевидная некомпетентность многих активистов отталкивали людей думающих, занимающихся самообразованием. Часть компетентных и преданных делу кадров была уничтожена в ходе политических репрессий. Использование бывших священников с начала 1930-х гг. ограничивало опасение проникновения «классового врага». Кроме того, наряду с бескорыстными энтузиастами в актив СВБ «по положению» входили партийные и комсомольские номенклатурные работники, которые зачастую рассматривали антирелигиозную работу как обременительную дополнительную нагрузку. В конце 1920-х—начале 1930-х гг. (в период особенно бурного роста рядов СВБ) многие ячейки Союза создавались с самого начала формально, т.е. туда автоматически записывался весь партийный, комсомольский актив, после чего фиксировалось нужное количество членов СВБ. Такие общества были изначально неработоспособны;
2) организационные. Большую часть своей истории СВБ был забюрократизированной централизованной организацией, в которой работа часто совершалось не для результата, а для отчета перед вышестоящим начальством («для галочки»). Сложная «многоэтажная» структура центральных органов также не способствовала росту эффективности. Жесткая зависимость от партийных органов глушила инициативу и в центре, и на местах;
3) содержание антирелигиозной пропаганды. Внедрявшаяся активистами СВБ в сознание людей советская версия атеизма почти полностью игнорировала экзистенциальные проблемы человека, и особенно проблему смерти, конечности человеческого существования. Во-вторых, советская действительность находилась в вопиющем противоречии с тезисом о социализме как своего рода «преддверии земного рая» (коммунизма). В-третьих, вечным нравственным требованиям и нормам противопоставлялась ситуативная трактовка морали как формы нравственности, обусловленной конкретными историческими обстоятельствами, определенной ситуацией в человеческой жизни (нравственный релятивизм). Все это не могло вызвать в обществе атеистический энтузиазм;
4) формы и методы антирелигиозной пропаганды. Зачастую преобладал формальный подход к делу, т.е. борьба с видимыми проявлениями религиозности: закрытие храмов, устранение священников и приходского актива, уничтожение икон и т.п., после чего писался отчет о проделанной работе как якобы полной победе над религией. Последующие же оживления религиозной жизни (для чего нередко было достаточно приезда священника, засухи и т.п.) приводили активистов «безбожного движения» в отчаяние, создавали впечатление бессмысленности всей проделанной работы. Кроме того, антирелигиозная пропаганда велась крайне нерегулярно и несистематически: ее оживление наблюдалось прежде всего в ходе антирождественских и антипасхальных кампаний, а затем местные ячейки вновь переходили на фиктивную работу в виде формальных лекций на давно надоевшие всем темы, которые быстро набили оскомину даже интересующейся публике, а в исполнении местных агитаторов, часто не имевших даже начального образования, выглядели просто-напросто компрометирующими атеистическую работу.
Вместе с тем, по нашему мнению, не стоит и преуменьшать вклад СВБ в разрушение религиозности населения нашей страны. Исследования постсоветского времени показали, что абсолютное большинство населения России, к сожалению, лишь формально причисляет себя к православным, но при этом чуждо православной обрядности и не знает основных
485 православных догматов . Это большинство — не атеисты и не верующие, люди с неопределенным и эклектичным мировоззрением, верящие в существование сверхъестественного (магию, астрологию, реинкарнацию и т.п.), но не являющиеся действительными приверженцами традиционных религий.
И вот здесь можно вспомнить, что агитация и пропаганда СВБ на практике носила не столько атеистический характер, сколько была направлена против конкретных религий и конфессий. Это была не столько проповедь безбожия, сколько «антибожия». Как откровенно говорилось в
485 См. например: Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997, №6. Статья вызвала оживленную полемику. См. об этом: Вигилянский В. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001, №4; Поспеловский Д. По поводу статьи священника В. Вигилянского // Новый мир. 2001, №9. одной из уже цитировавшихся нами антирелигиозных брошюр, «убедить верующих в несуществовании бога трудно, почти невозможно. Но, основываясь на их же представлениях о боге. можно показать, как по священным книгам выходит, что бог — величайший преступник». Именно такая проповедь подменяла (в первую очередь у молодежи с ее не сформировавшимся мировоззрением) традиционную веру эклектичным набором, в котором находилось место и празднованию Пасхи, и вере в гороскопы, и крещению детей, и посещению колдунов. Можно сказать, что Союз воинствующих безбожников сделал своего рода «выстрел в будущее», и в этом отношении нам и сегодня приходится иметь дело с последствиями его действий.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Покровская, Светлана Викторовна, 2007 год
1. Источники А. Архивные материалы
2. ГАРФ (Государственный Архив Российской Федерации, бывший Центральный Государственный Архив Октябрьской Революции и Социалистического Строительства, ЦГАОР). Ф. 5407 (Союз воинствующих безбожников).
3. РГАСПИ (Российский государственный архив современной политической истории, бывший Центральный Партийный Архив Института Маркса и Энгельса, ЦПА ИМЛ). Ф. 17 (ЦК КПСС). Ф. 89 (фонд Ем.Ярославского).3.Архив АН СССР. Ф. 2.
4. Б. Официальные документы ВКП(б) и СВБ СССР1 .III Пленум Центрального совета Союза воинствующих безбожников. М., 1931.
5. IV расширенный Пленум ЦС СВБ СССР. М., 1938.
6. XV лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1940.
7. Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922—1925. Кн.1./ Сост. Н.Н.Покровский, С.Г.Петров. Новосибирск — М., 1997—1998.
8. Положение о районных советах СВБ. М., 1936.
9. Ю.Резолюции II пленума ЦС СВБ СССР. Март 1930. М., 1930.11 .Сталинские списки // http://stalin.merno.ru/spiski/pg04129.htm
10. Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1930.
11. Устав Союза безбожников СССР. М., 1925.
12. М.Устав Союза воинствующих безбожников. М., 1930.
13. В. Работы, статьи и выступления руководителей ВКП(б), руководителей и активистов СВБ
14. Ленин В.И. ПСС. Т. 5, 17,45, 48, 50, 54.
15. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М., 1953.
16. Сталин И.В. Соч. Т. 10, 11, 13.
17. Троцкий J1. Вопросы быта. М., 1923.
18. Троцкий J1. Ленинизм и рабочие клубы // Известия. 1924, 23 июля.
19. Бухарин Н. Реконструктивный период и борьба с религией. М., 1929.
20. Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма. М., 1920.
21. Луначарский А.В. Об антирелигиозной пропаганде // Революция и церковь. 1919, №1.
22. Луначарский А.В. Религия и социализм. СПб., 1908. Ю.Ярославский Ем. Библия для верующих и неверующих. Л., 1975.
23. Ярославский Ем. Коммунизм и религия. М., 1940.
24. Ярославский Ем. Марксизм и анархизм // Спутник коммуниста. 1924, №4—5.
25. Ярославский Ем. О методах антирелигиозной пропаганды — вынужденный ответ тов. Костеловской // Правда. 1925, 29 января.
26. Ярославский Ем. Ответы иностранным безбожникам. М., 1932; Коновалов Б.Н. Из истории интернациональных связей советских атеистов // Вопросы научного атеизма. М., 1975. Вып. 18.
27. Ярославский Ем. Против религии и церкви. М., 1932—1935. Т. 1—4.
28. Амосов Н. На детском антирелигиозном фронте. Материалы 1-й всесоюзной конференции юных воинствующих безбожников. М., 1930.
29. П.Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь. М., 1939.
30. БуркинН. Монастыри в России, их эксплуататорская и контрреволюционная роль. М., 1931.
31. Варваров И., Железных А. Авангард безбожников Сибири. Новосибирск, 1929.
32. Василенко В.О. Офицеры в рясах. Духовенство в царской армии. М., 1930.
33. Венедиктов Д. Палачи в рясах. (Прошлое русского духовенства). Л., 1933.
34. Венедиктов Д. Попы: провокаторы, тюремщики, погромщики. М., 1930.
35. Вторая империалистическая война и церковь (материалы к лекции). М., 1941.
36. Горев М. Материалы для агитаторов по вопросу изъятия церковных ценностей для голодных. М., 1922.
37. Горев М. Троицкая Лавра и Сергий Радонежский. М., 1920.
38. Грекулов Е.Ф. Московские церковники в годы реакции. М., 1932.
39. Дмитриев А.Д. Церковь и идея самодержавия в России. Рязань, 1930.
40. Дулов В., Недельский В., Покровский А. Происхождение христианства. Л., 1931.
41. Женщина и религия. М., 1931.
42. Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция и интервенция 1918— 1920 гг. (Очерки и материалы). М., 1930.
43. Кандидов Б.П. Религия в царской армии. М., 1929.
44. Кандидов Б.П. Церковь и Октябрьская революция. М., 1929.
45. Кандидов Б.П. Церковь и шпионаж. М., 1937.
46. Ковалев Ф. Православие на службе самодержавия в России. М., 1930.
47. Лукачевский А.Т. Атеистическая пропаганда на современном этапе. М., 1936.
48. Лукачевский А.Т. Очерки по истории атеизма. М., 1929.
49. Маркус Г. Новый этап в работе Интернационала пролетарских свободомыслящих. М., 1932.
50. Олещук Ф. Коммунизм и религия // Большевик. 1940, №8.
51. Пути антирелигиозной пропаганды. К постановке работы. Киев, 1925.
52. Путинцев Ф.М. Методы изучения и критики сектантства // Коммунистическое просвещение. 1926, № 5.
53. Путинцев Ф.М. Политическая роль сектантства. М, 1928.
54. Резвушкин Я. Суд над богом. М., 1925.
55. Рожицын В. Предисловие // Древе А. Происхождение христианства из гнозиса. М., 1930.
56. Рожицын В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. М., 1926.
57. Скворцов-Степанов И.И. Основные течения в антирелигиозной пропаганде. М., 1925.
58. Степанов И. Почему пропадает вера и растёт безверие? М., 1920.
59. Шишаков В. Союз воинствующих безбожников // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. М., 1932;
60. Яковлев М. Антирелигиозная литература за 15 лет // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. М., 1932.
61. Яковлев Я.А. Деревня как она есть (очерки Никольской волости). М., 1923.
62. Г. Материалы периодической печати
63. Антирелигиозник. 1926—1941.
64. Безбожник (газета). 1922—1935, 1938—1941.
65. Безбожник (журнал). 1925—1941.
66. Известия ЦК КПСС. 1990, №4.5.Известия. 1943.
67. Правда. 1925, 1929—1930, 1943, 1945.
68. Комсомольская правда. 1929, 1937.
69. Хроника «безбожного фронта» по материалам газеты «Северная правда». 6 мая 1929 г. //http://www.kosnct.rU/%7Eccc44/hronika/hronica.htm# Тос5118927971. Д. Мемуары и воспоминания
70. Взыскующие града. Письма и дневники. М., 1997.
71. Воспоминания очевидцев из г. Великий Устюг, Сольвычегодск, Тотьма. Личный архив автора.
72. З.Шейнман М.М. Емельян Михайлович Ярославский (1878—1943). Из цикла «Историки — участники Октябрьской революции». Воспоминания. С пред. ред. // История СССР. 1967. № 5.1. Литература
73. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992.
74. Алексеев В.А. Была ли в СССР «безбожная пятилетка»? // Диспут. 1992, №2. С. 20.
75. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.
76. Алексеев В.А. Тернистый путь к живому диалогу (Из истории государственно-церковных отношений в СССР в 30—50 годы XX столетия). М., 1999.
77. Алленов А.Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917— 1927 гг.: На материалах Тамбовской губернии. Дисс. канд. ист. наук. Тамбов, 2004.
78. Андриенко Л.А. Атеист ленинской школы: Жизнь и антирелигиозная деятельность П.А. Красикова. М., 1976.
79. Аскольдов С.А. Формы и способы борьбы с религией большевиков // Русское возрождение. 1984, № 26.
80. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991.
81. БакаевЮ.Н. Власть и религия: история взаимоотношений (1917— 1941). Хабаровск, 2002.
82. Ю.Бакшеева Е.Б. Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви на Дальнем Востоке России: Октябрь 1922 — июнь 1941 гг. Дисс. канд. ист. наук. Хабаровск , 2004.
83. ГБарменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1979.
84. Бондаренко В.Н. Марксистская светская религия. Уфа, 1994. С. 64.
85. Бычков С. «Чекистский игумен» Евгений Тучков // http://kiev-orthodox.org/site/personalities/727/
86. Васильева О. «Серый кардинал ВЧК» // Новое время. 1993, №46.
87. Васильева O.IO. Русская православная церковь в политике советского государства 1943—1948 гг. // Вопросы истории. 1994, № 4.
88. Васильева 0.10. Русская православная церковь и советская власть в 1917—1927 годах//Вопросы истории. 1993, № 8.
89. П.Венгер А. Рим и Москва: 1900—1950. М., 2000.
90. Вигилянский В. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001, №4.
91. Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия. М., 1995.
92. Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917—1937 гг.). Л., 1973.
93. Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие. Л., 1983.
94. Генина Е.С. Е.М.Ярославский (1878—1943) и антирелигиозный фронт Кузбасса // http://history.kemsu.ru/PUBLlC/rcad/content.htm
95. Гиндин А., Гиндин Г. Петр Красиков. Жизнь и революционная деятельность. Красноярск, 1973.
96. Голубцов С.А. Московское духовенство в преддверии и начале гонений. 1917—1922 гг. М., 1999.
97. Гребенников Р.В. Е.М. Ярославский как воинствующий марксист-атеист. Автореф. дисс. . к. филос. наук. Минск, 1966.
98. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
99. Гудечкова О. О сотрудничестве чехословацкого «Союза пролетарских неверующих» с «Союзом воинствующих безбожников» в 20—30-е гг. // Вопросы научного атеизма. М., 1978. Вып. 22.
100. Донина И.Н. «Автобиографии безбожников» как вид массового источника по социальной психологии рубежа 1920—1930-х гг. / По материалам рукописного отдела Государственного музея истории религии //Клио. 1998, №3.
101. Емельянов А. Репрессии духовенства и мирян РПЦ в 1917—1941 гг. СПб., 1995.
102. Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине: Революция. История. Личность. М., 1989.
103. Емелях Л.И. Исторические предпосылки преодоления религии в советской деревне (секуляризация деревни накануне Великого Октября. Л., 1975.
104. Желнакова Н.Ю. Бывшие священнослужители в рядах «Союза безбожников». Рукопись, деп. в ИНИОН. М., 1995.
105. Жижков В.В. Вопрос о религии во внутрипартийной борьбе 1928— 1929 гг. (по материалам черновых протоколов Политбюро) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI—XX вв. Новосибирск, 2003.
106. Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. М., 2001.
107. Игумен Дамаскин (Орловский). Гонения на Русскую православную церковь в советский период. Православная энциклопедия. Том «Русская православная церковь» // http://ezh.sedmitza.ru/index.html7dicb513
108. Игумен Дамаскин (Орловский). История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации // Память новомучеников и исповедников РПЦ. Труды. Вып. 1. Новомученики XX века. М., 2004.
109. Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М., 1920.
110. Ихлов Е. Пластмассовый Сталин // http://www.liberal.ru/libcom. asp?Num=248.
111. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997, №6.
112. Касаткин М.В. Академик Борис Михайлович Завадовский // Биология. Приложение к газете «Первое сентября». 2005, №9—10.
113. Катунин Ю.А. Православная церковь и государство: проблема взаимоотношений в 1917—1939 гг.: На материалах Крыма. Дисс. д-ра ист. наук. Симферополь, 2003.
114. Кащенков И.В. Агитатор партийной правды О Е.М.Ярославском. М., 1982.
115. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М., 1968.
116. Козлов В.Ф. Гибель церковных колоколов в 1920—1930-е гг. // http://kolokola.ru/historv/gibel 1 .htm
117. Коновалов Б. Драгоценный опыт ветеранов // Наука и религия. 1975, №4.
118. Коновалов Б. Союзу воинствующих безбожников — 60 лет // Наука и религия. 1985, №12.
119. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М., 1974.
120. Коновалов Б.Н. Из истории интернациональных связей советских атеистов // Вопросы научного атеизма. М., 1975. Вып. 18.
121. Коновалов Б.Н. Проблемы теории и практики атеизма в СССР в 1920—1930-х гг. Автореф. дисс. к.филос.н. М., 1968.
122. Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников // Вопросы научного атеизма. Вып. 4. М., 1967. С. 64.
123. Коржихина Т.П. Общественные организации в СССР. Материалы к источниковедению и историографии. М., 1992.
124. Костеловская М. Об ошибках в антирелигиозной пропаганде // Правда. 1925, 25 января.
125. Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1889—1938. М., 1992.
126. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.
127. Лебина Н.Б. Деятельность «воинствующих безбожников» и их судьба // Вопросы истории. 1996, № 5—6.
128. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. В 3 т. Кюзнахт, 1977. Т. 1. С. 58.
129. Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в российской истории (XVI-XX вв.). М., 2003.
130. Мазохин В. Рука об руку. 50 лет со времени образования Союза воинствующих безбожников // Наука и религия. 1975, №6.
131. Малиновкин С.Н. От религии к атеизму: Из истории атеистического движения в Горьковской области. Горький, 1987.
132. Малицкая Л.Р. Антирелигиозная деятельность советской власти в отношении мусульман-татар Западной Сибири // Современное общество: Материалы научной конференции, посвященной 25—летию Омского государственного университета. Омск, 1999.
133. Марченко Ю.Г. Очерки истории культурного развития рабочих Сибири (1920—1928 гг.). Новосибирск, 1977.
134. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.). В 2 т. СПб., 2003. Т. 2.
135. Набиев Р.А. У истоков массового атеизма. Из опыта атеистической работы партийной организации Татарии в период строительства социализма (1917—1937 гг.). Казань, 1984.
136. Наше Отечество: Опыт политической истории. М., 1991. Ч. 2.
137. Нежный А.И. Комиссар дьявола. М., 1993.
138. Николаев Б. Первые шаги // Наука и религия. 1975, №4.
139. Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений: 1917—1938 гг.). М., 1991.72.0динцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.
140. Павлов И. Российская религиозность в контексте переписи населения 1937 года//http://www.krotov.info/hislory/20/1930/1937 pav1ov.htm
141. Пайпс Р. Россия под большевиками. М., 2005.
142. Парфенова С.А. Шадринский окружной совет Союза Безбожников // Шадринская старина. Шадринск, 1994.
143. Петров С.Г. Новые данные об обновленческом поместном соборе 1923 г.//http://www.rocor.de/htm1/documents/Sentendre/petrov obnovl sobor.htm
144. Платонов О. Путешествие в Китеж-град // Москва. 1990, №4.
145. Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Т.1. // http://www.rus-skv.org/historv/library/plat4—1/хх 185.html
146. Полякова 10. Русские литературно-художественные журналы Харькова XIX-XX вв. // http://sp-issues.narod.rU/6/polyakova.htm
147. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга //http://www.anto1ogy.sfilatov.ru/work/proizv.php?idpr=0050001&num=9
148. Поспеловский Д. По поводу статьи священника В. Вигилянского // Новый мир. 2001, №9.
149. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
150. Правящий класс СССР перед второй мировой войной. 1936— 1939 гг. // http://www.rus-sky.org/history/library/rule.htm.
151. Проскурина А.В. «Союз безбожников» на Псковщине: организация и деятельность в конце 1920-х— первой половине 1930-х гг. // http://www.krotov.info/history/20/1920pros.html.
152. Регельсон JI. Трагедия Русской церкви. 1917—1945. М., 1996.
153. Решетов A.M. Николай Михайлович Маторин: (Опыт портрета ученого в контексте времени) // Этнографическое обозрение. 1994. № 3.
154. Розанова И.Е. Главполитпросвет РСФСР в системе руководства культурным строительством в 1920—1930 гг. // Государственные учреждения и общественные организации СССР: проблемы, факты, исследования / Ред. Т.П. Коржихина. М, 1991.
155. Русак В. (Степанов). Пир сатаны. Русская православная церковь в «ленинский» период (1917—1924). М., 1991.
156. Савельев С.Н. Бог и комиссары (К истории Комиссии по отделению церкви от государства при ЦК РКП(б) — Антирелигиозной комиссии) // Религия и демократия. М., 1993.
157. Савельев С.Н. Ем. Ярославский и антирелигиозная пропаганда в конце 20-х — начале 30-х годов // По этапам развития атеизма в СССР. Л., 1967.
158. Савельев С.Н. Ем. Ярославский и преодоление анархистских влияний в антирелигиозной работе в СССР // Музей истории религии и атеизма. Сб. 7. М.; Л., 1964.
159. Савельев С.Н. Емельян Ярославский — пропагандист марксистского атеизма. Л., 1976.
160. Савельев С.Н. Протоколы антирелигиозных мудрецов // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. Л., 1991.
161. Сафронова О.А. Причины несостоятельности Союза воинствующих безбожников (СВБ) Тюменского округа в 20-е-30-е годы XX столетия // Религия и церковь в Сибири. Тюмень, 2001. Вып. 14.
162. Священник Григорий Эделынтейн: «Идея письма патриарху буквально носилась в воздухе» //http://portal-credo.ru/site/?act=prcss&typc =list&press id=405
163. Слезин А.А. Безбожие в 1930-е годы — апогей или кризис? // Труды кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета: Сб. научных статей. Вып. III. СПб., 2005.
164. Слезин А.А. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920-х годов // Вопросы истории. 2005, №9.
165. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 2000.
166. Солженицын А.И. Двести лет вместе. М., 2002. Ч. 2.
167. ЮО.Сомов В.А. Антирелигиозная пропаганда в Горьковской области в 1939—1941 гг. // Вестник Нижегородского госуниверситета. Сер. История. 2002. Вып. 1.
168. ЮГСтепинский М.А. Интернационал пролетарских свободомыслящих и интернациональные связи советских атеистов. Курск, 1989.
169. Ю2.Стручков И. Антирелигиозная работа в Красной Армии // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. М., 1932.
170. ЮЗ.Тажуризина З.А. «Помнить советский атеизм» // http://ns1 .pravda.info :81/news/articles/we/38594.html
171. Ю4.Фатеев П.С. Емельян Михайлович Ярославский. М., 1980.
172. Федосин В.А. Деятельность СВБ БССР в 1933—1941 гг. // Научный атеизм и атеистическое воспитание. Вып. 1. Минск, 1983.
173. Юб.Фирсов C.JI. Была ли безбожная пятилетка? // Независимая газета.2002, 30 октября.
174. Цыпин В. Русская православная церковь. 1925—1938. М., 1999.
175. Ю8.Шафаревич И. Две дороги к одному обрыву // Новый мир. 1989, №7.
176. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
177. Ю.Шкурин А.В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) — ВКП(б) и ее деятельность по отношению к Русской православной церкви в 1922—1929 гг. Дисс. . канд. ист. наук. М., 2005.
178. Щипков А. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. СПб., 1998.
179. Эдельман О. Культурная тундра // Отечественные записки.2003, №5.
180. ПЗ.Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917— 1937 гг.). Томск, 1982.
181. ЭткиндА. Русские секты и советский коммунизм: проект Владимира Бонч-Бруевича // Минувшее. 1996, №19.
182. Юровский С. В. Луначарский — воинствующий атеист. Л., 1967.
183. Яковлев А.Н. По мощам и елей. М., 1995.
184. Якунин В.Н. Легенды и предания о чудесных явлениях, знамениях и фактах помощи Божьей в период Великой Отечественной войны. Самара, 2002.
185. Якунин В.Н. Русская Православная Церковь на оккупированной территории СССР в годы Великой отечественной войны 1941—1945 г. Самара, 2001.
186. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
187. Peris D. Storming the heavens: the Soviet League of the Militant Godless. N.-Y., 1998.
188. Pospelovsky D. A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer, 3 vols. N.-Y., 1987—1988.
189. Мерле Фэйнсод, Смоленск под Советами (Кембридж: Гарвард Юниверсити Пресс, 1958).
190. Уолтер Коларз, Религия в Советском Союзе (Лондон: Макмилан, 1961).
191. Джоан Дилани, «Истоки Советских антирелигиозных объединений», в Аспекты религии в Советском Союзе, 1917—1967, ред. Ричард Маршал Мл. (Чикаго: Юниверсити оф Чикаго Пресс, 1971).
192. Джон Шелтон Кертис. Русская церковь и советское государство (Бостон: Литл, Браун, 1953).
193. Стефан Плагенборг, «Вера народа и антирелигиозная пропаганда в молодой Советской республике», Архив обществознания 26 (1992): 95—130.
194. Изабель Тирадо, «Революция, молодое крестьянство и комсомольская антирелигиозная пропаганда (1920—1928)», Канадско-американские славянские записки 26, №№ 1—3 (1992): 97—117.
195. Ричард Стайте, Мечты революции: утопия и реальность в русской революции (Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1989).
196. Гленис Янг в Власть и священное в революционной России: религиозные активисты в деревне (Юниверсити Парк: Пен Стейт Юниверсити Пресс, 1997).
197. Вильям Г.Розенберг, ред., Мечты большевиков: первая стадия культурной революции в советской России (Энн Арбор: Ардис, 1984).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.