Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Скрыльникова, Жаныл Хабдуалиевна

  • Скрыльникова, Жаныл Хабдуалиевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 195
Скрыльникова, Жаныл Хабдуалиевна. Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2008. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Скрыльникова, Жаныл Хабдуалиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Этническая история ногайцев-карагашей Астраханской области.

1. Общая природная характеристика Астраханской области.

2. Формирование этнического состава населения Нижней Волги.

3. История ногайцев.

4. Проблема этнической идентификации ногайцев-карагашей.

ГЛАВА II. Этнические процессы в среде ногайцев-карагашей.

1. Роль Астраханского областного общества ногайской культуры «Бирлик» (Единство) в возрождении этнической идентичности ногайцев-карагашей.

2. Язык как фактор этнической консолидации.

3. Возрождение этнической культуры: поиски путей.

4.Вынужденное переселение: влияние деятельности Астраханского газового комплекса на этническую судьбу ногайцев-карагашей.

ГЛАВА III. Трансформация обрядов жизненного цикла.

1. Религиозные воззрения ногайцев-карагашей и их влияние на обряды жизненного цикла.

2. Обряды детского цикла.

3. Свадебная обрядность.

4. Похоронно-поминальная обрядность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области»

Проблема изучения небольших этнических групп - субэтнических подразделений этносов - продолжает привлекать большое внимание представителей разных научных дисциплин - этнологов, лингвистов, историков, социологов, политологов. Несмотря на все объективные условия, вызывающие ассмиляцию этих групп, а также нивелирующую национальную политику советского государства, они сумели сохранить свое этническое самосознание, язык, полностью или частично специфику традиционно-бытовой культуры. Это проявилось, в частности, при проведении Всероссийской переписи населения 2002 г., когда немногочисленные этнические группы, осознавшие себя как самостоятельные общности, выделились в качестве отдельных народов или самостоятельных субэтнических единиц внутри этносов1.

Современная территория Астраханской области (Нижняя Волга) - это пограничный регион, где на протяжении веков происходило интенсивное взаимодействие и смешение культур, языков, религий, хозяйственных традиций, в результате чего этнические границы здесь часто размыты, идентичности народов заселяющих край противоречивы, существует множество «переходных» групп, которые можно рассматривать как самостоятельные этнические или субэтнические группы.

В данной диссертации предпринимается попытка исследовать проблему этнической идентификации и связанные с этим этнокультурные процессы у ногайцев-карагашей Астраханской области, которые на протяжении нескольких столетий испытали разные этнокультурные (калмыцкое, казахское, татарское, русское, ногайцев с Северного Кавказа) влияния и оказывались в составе разных административных единиц. Нами подробно анализируются факторы, влияющие на их идентификацию и этнокультурные процессы, в данном

1 Соколовский С.В. «Татарская проблема» во всероссийской переписи населения (взгляд из Москвы) // www. Ab Imperio. 2002. № 4 контексте: подробно рассматривается деятельность Астраханского общества ногайской культуры «Бирлик» (Единство).

Объектом диссертационной работы является субэтническая; группа ногайцев-карагашей (самоназвание «карагаш-ногай»), проживающих в

Красноярском, Приволжском, Харабалинском районах Астраханской области и

В: микрорайоне Бабаевском г. Астрахани. Их. оценочная; численность около 2 '

10000 человек. В 1926 г. при первой Всесоюзной переписи населения этнические группы ногайского происхождения - карагаши, кундровцы и юртовцы - были записаны «татарами». Эточ объясняется спецификой использования термина «татары»,, который в XIX и начале XX вв. был весьма распространенным этнонимом по отношению к ним, а также ко многим другим тюркским группам в разных регионах страны . Данное обстоятельство-вызвало процесс так называемого «отатаривания», происходящий, главным образом, через систему образования и культуру. Однако, несмотря на все попытки ассимиляции; ногайцы-карагаши: в, отличие от юртовских и кундровских s; ' татар, также отнесенных к этнотерриториальной группе «астраханские татары», сумели:сохранить свое локальное этническое самосознание.

- В конце 1980-х - начале 1990-х гг. у ногайцев-карагашей происходил активный; процесс осознания принадлежности к ногайскому этносу. Село

Сеитовка Красноярского района стало эпицентром мероприятий,.направленных на возрождение ногайской культуры.

Результат этнической самоидентификации фиксируется во Всесоюзной переписи 1989 г., когда 3958 так называемых «татар» записались «ногайцами»?.

Вокруг первой постсоветской переписи 2002 г. развернулась бурная общественная полемика. После длительной и обширной дискуссии по

2 ' ' ■ Данные были выведены автором диссертации по похозяйственным книгам сельских советов на территории, которых проживают ногайцы-карагаши.

3 Соколовский С.В. «Татарская проблема» во всероссийской переписи населения (взгляд из Москвы)// www. Ab Imperio. 2002. № 4 ■

4 Национальный состав Астраханской-области, по данным переписи населения 1989 г., предоставленных (Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат). Здесь следует пояснить, что во Всесоюзном Систематическом словаре национальностей и языков переписи 1989 г. карагаши остались зафиксированными в переписной категории «татары». См. Соколовский С.В. Татарская проблема во Всероссийской переписи населения // Ab Imperio. 2002. № 4. татарской проблеме»5, в Систематический переписной словарь карагаши вошли как субэтническая группа ногайского этноса6, с официальной численностью в 4570 человек7.

Предметом исследования являются процессы идентификации на основе анализа состояния и динамики таких важных этнокультурных компонентов как: язык, традиционно-бытовая культура (в частности, обряды жизненного цикла), межэтнические отношения и влияние на эти процессы таких субъективных факторов, как деятельность общественных и политических лидеров общественного движения «Бирлик».

Цель диссертационной работы - комплексное изучение этнокультурных процессов у ногайцев-карагашей, выявление современных тенденций развития и изменений, связанных с данными.процессами.

С учетом имеющегося литературного и этнографического материала необходимо решить следующие задачи:

• Проанализировать влияние исторического, политического, культурного и социологического факторов на этнокультурное развитие этой субэтнической группы;

• Рассмотреть процессы ассимиляции, консолидации, а также, адаптации (региональное переселение);

• Определить элементы национальной» культуры, которые отличают . данную группу и воспринимаются как этномаркирующие;

• Исследовать процесс формирования этнического самосознания, предполагающий принадлежность данной субэтнической • группы к ногайскому этносу, возрождение и развитие культуры и языка;

5 Соколовский С.В. «Татарская проблема» во всероссийской переписи населения (взгляд из Москвы) // www. Ab Imperio. 2002. № 4; Исхаков Д.М. Взгляд на всероссийскую перепись из Татарстана. // www. Ab Imperio. 2002. № 4, Абдрахманов Р. АН Татарстана - за сохранение единого татарского этноса; Беляков Р. Судьба татарской нации: дискуссия продолжается; Габдурафиков И. II Всемирный курултай завершил свою работу. // www. iea. ras.ru. Раздел: исследования, подраздел: Всероссийская перепись населения 2002. Публикации ИЭА.

6 Там же.

7 Национальный состав Астраханской области, по данным переписи населения 2002 г., предоставленных (Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат).

• Выявить основные внутренние и внешние факторы и общую динамику этнокультурных процессов у ногайцев-карагашей;

• Проанализировать изменения в сфере обрядов жизненного цикла.

Методология исследования. Ввиду сложности и многообразия методов, подходов и научных школ, изучающих этничность, мы не ставили перед собой задачу ввести настоящее исследование в определенное теоретико-методологическое русло, вместе с тем исследованные нами этнические процессы, происходившие в среде ногайцев-карагашей в течение XX - начала XXI вв., навели нас на мысль о частично конструктивистском характере данных явлений. Современную общность ногайцев-карагашей мы рассматриваем как восстановленную и существующую в результате целенаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов, особенно со стороны государства8. В качестве активных «конструкторов» мы выделяем как само государство, так и национальную интеллигенцию: в 1920-1980-х гг. «татарская, интеллигенция», а начиная с конца 1980-х гг. «ногайская». Суть- подобных «культурнооднородных общностей», по мнению В.А. Тишкова, «составляют разделямое индивидуумами представление о принадлежности к общности, или идентичности, а также возникающая, на основе этой общности солидарность»9. Подобное явление можно охарактеризовать как «национальное движение», которое отмечается практически среди всех основных этнических групп страны.

Хронологические рамки работы. В первой главе мы выделили широкие хронологические рамки с XV до начала XXI' вв., что позволило отразить основные этапы этнической истории ногайцев, в более позднее время и карагашей, в их динамике. Вместе с тем, основная часть исследования сосредоточена на изучении этнических процессов у карагашей конца 1980-х -начала 2000-х гг., то есть на времени активных изменений в политической и экономической жизни не только данной этнической группы, но страны в целом.

8 Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003. С. 114-115

9 Там же.

Степень изученности темы. Этническая культура ногайцевкарагашей, проживающих на территории Астраханской области (Нижняя

Волга), на сегодняшний день почти не изучена, поскольку фундаментальных исследований по этой теме не проводилось. Первые заметки о жизни ногайцев

Нижней Волги мы встречаем у английского путешественника Э.

Дженкинсона10, посетившего Астрахань в 1558 г., и секретаря гольштинского посольства А. Олеария", который посетил Астрахань спустя полвека.

Мы предполагаем, что первые описания, связанные непосредственно с историей карагашей, принадлежат известному польскому путешественнику Я. 12

Потоцкому , посетившему Астрахань в 1797 г. Впервые изучение карагашей было начато П.И. Небольсиным , давшим важные этнографические сведения.

Систематическое научное изучение карагашей началось лишь в XX в. Оно связано с именем В.Д. Пятницкого14, посетившего карагашей в 1927 г. Им было составлено единственное подробное описание быта и обрядов жизненного цикла этого народа. Ценность его исследований усугубляется тем, что В.Д. Пятницкий застал карагашей в тот период, когда они еще вели полукочевой образ жизни, хотя уже все активнее переходили к оседлости.

В 1930-е гг. началось и антропологическое изучение карагашей. Первым в этой области был В.ВЬ. Трофимов15. Он отнес их к «южно-сибирскому типу монголоидной расы», а исследования Т.А. Трофимовой16 подтвердили, что в основе формирования антропологического облика данной группы лежит «южносибирский монголоидный тип», характерный для тюркоязычного населения степей Евразии.

10 Дженкинсон Э. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в М , 1937

11 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Смоленск, 2003. С.347-350.

12 Потоцкий Я. Путешествие Я на Потоцкого в Астрахань и окрестные страны в 1797 году // Исторические путешествия. Извлечение из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв. Сталинград, 1936.

13 Небольсин П.И. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник Императорского Русского географического общества. СПб., 1851. Ч. 2. Кн. 4,- 30 е.; Очерки Волжского Низовья //Журнал Министерства внутренних дел. Спб.,1852. 4.38. №4-6. - 197 с.

14 Пятницкий В.Д. Карагачи (по материалам поездки 1927г.) // Землеведение. М., 1939. Т. 32. Вып. 3-4. С 155170

15 Трофимов B.B. Татары-карагачи // Известия Саратовского Нижне-Волжского института краеведения им. М. Горького. Саратов, 1933. № 6. С. 115-121

16 Трофимова Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. Новая серия. Т.7. М.,Л., 1949. С 48-116

В 1970-1980-х гг. наступает новый период в изучении истории карагашей.

Эта работа связана, прежде всего, с именами ученого В.М. Викторина и историка-краеведа Р.У. Джуманова17. Последний, будучи по национальности карагашем, не только пытался восстановить этническую историю своего народа, но и активно способствовал возрождению карагашской культуры.

Работы В.М. Викторина носили академический характер. Начав с исследования социальной организации ногайцев Нижнего Поволжья, В.М. Викторин уделил огромное внимание и этнической истории карагашей, а также других тюркских

18 племен Нижней Волги . Именно им была предложена концепция интерстадиала19, то есть прерывности в заселении Астраханского края» тюркскими племенами.

Несомненную ценность, имеет коллективный труд «Ногайцы» ученых лл

И.Х.Калмыкова, Р.Х. Керейтова, А.И. Сикалиева . В нем на основе архивных источников, этнографических материалов, собранных во время экспедиционных работ в Карачаево-Черкессии, Дагестане и Астраханской области, карагаши и юртовские татары впервые отнесены к ногайцам. Книга вызвала широкий общественный резонанс среди карагашей - стала настольной книгой во многих семьях и единственным методическим пособием для активистов по возрождению ногайской культуры. Следует отметить и работы ученых Б.А. Кельдасова, М.Г. Сафаргалиева, С.А. Калмыковой, Д.С. Кидирниязова и др.2'

17 Джуманов Р. Другу другом бытии, а недругу недругом // Коммунист Приволжья, 20.08.1987; Акценты расставит жизнь // Коммунист Приволжья, 08.05.1988; Решать же народу // Коммунист Приволжья, 18.07.1989; Заботы малых народов // Степная новь, 17.08.1989; И татарский, и ногайский. // Коммунист Приволжья, 19.07.1988.

18 Викторин В.М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVNI-начало XX вв.). Автореф. дис. . канд. истор. наук. Л., 1985. К этнической истории карагашей // Вопросы социально-экономического развития и общественного движения в Поволжском крае // Поволжский край. Саратов, 1983. Вып. 8. С. 147-162; Аулья и мужавират (Следы доисламских верований у ногайцев окрестностей Астрахани) // Половецкая луна. Черкесск, 1993. № 3 (7). С. 85-92

19 Викторин В.М. Интерстадиал (к перерыву постепенности этнического развития при присоединении Нижнего Поволжья к Российскому государству) // Материалы четвёртой краеведческой конференции. Астрахань, 1991

4. 1.С. 46-50.

20 И. X. Калмыков, Р.Х. Керейтов, А.И. Сикалиев. Ногайцы. Черкесск, 1988. - 232 с.

21

Калмыкова С.А. Особенности караногайского диалекта // Труды Карачаево - Черкесского педагогического института. Черкесск, 1968. Вып. 5. С. 158-198; Лексические заимствования в акногайском диалекте ногайского языка // Черкесск, 1959. Вып. 2. С. 167-181; Орфография ногайского языка // Орфография тюркских литературных языков СССР. M., 1973. С. 170-230.

С 1990-х гг. появляются научные исследования о современных проблемах ногайцев Северного Кавказа. Они принадлежат доктору исторических наук, профессору Г.Е.Маркову и доктору исторических наук К.П. Калиновской22. В их работах на основе полевых материалов, собранных в Нефтекумском, Степановском районах Ставропольского края и Ногайском районе Дагестанской АССР содержатся не только картина жизни ногайцев, но и анализируются предпосылки возникновения кризисных ситуаций, а также предлагаются меры по их предотвращению.

Активно занимались исследованиями тюрко-татарских групп Астраханской области, в том числе и ногайского происхождения Д.М. Исхаков, Ю.Г. Мухаметшин, Ф.С. Баязитова, Ф.Л. Шарифуллина, Р.К. Уразанова, Н.А. Халиков и другие23. Их исследования в основном были направлены на доказательство принадлежности всех этих групп к татарскому этносу.

Весомый вклад в изучение истории возникновения и существования Ногайской Орды, а также ее дробления на Большую и Малую внес фундаментальный труд доктора исторических наук В.В. Трепавлова24 «История. Ногайской Орды», который на сегодняшний день, по важности собранных и обобщенных обширных и уникальных исторических материалов, является неоценимым источником информации.

Кельдасов Б.А. Историко-географические аспекты развития ногайского народа // Историко-географические аспекты развития Ногайской орды. Махачкала, 1993. С. 15-18; Нити древности // Коммунист Приволжья. с. Началово, Астраханская область, 10.12.1987. С.4.

22 Марков Г.Е., Калиновская К.П. Ногайцы: этнокультурные проблемы и межнациональные отношения // Вестник МГУ. Сер.8. История. М., 1991. №4. С. 59-70; Ногайцы - проблемы национальных отношений и культуры // Советская этнография. М., 1990. .№2. С. 15-23, Поиски решения проблем ногайской степи // Исследования по прикладной и неотложной этнологии М., 1993. №44. С. 1-19.; Экологические проблемы ногайской степи. // Исторический ежегодник. Спецвыпуск. Омск, 2001. С. 107-119; Калиновская К.П. Современные ногайцы. Актуальные проблемы этнокультурного развития // Вестник МГУ. Сер.8. История. М., 2002. №1. С.21-36; Современные проблемы Ногайской степи // Новое в этнографии. М.,1993. С. 1-7. 23Исхаков Д.М. Современный национализм татар // Панорама-форум. 1998, № 13, - 30 е.; Астраханские татары, этническое расселение и динамика численности в XVUI- начале XX вв. // Астраханские татары. Казань, 1992. С.5-33. Уразманова Р.К. Праздники и обряды Астраханских татар // Астраханские татары. Казань, 1992.С.89-108. Мухаметшин Ю.Г.Этнографический обзор поселений, усадеб и построек татар астраханской области // Астраханские татары. Казань, 1992. С.48-73. Баязитова Ф.С. Традиционные обряды Астраханских татар на фоне диалектного языка (этнолингвистический аспект) // Астраханские татары. Казань, 1992.С.132-153. Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадебная обрядность Астраханских татар // Астраханские татары Казань, 1992. С.109-119.; Некоторые результаты изучения свадебной обрядности Астраханских татар // Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989гг Тезисы докладов. Алма-Ата, Часть 2. С. 111-113- Халиков Н.А. Традиции и инновации в хозяйственной культуре Астраханских татар//Астраханские татары. Казань, 1992.

24 Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2001. - 752 с.

Существенный вклад в изучение карагашского языка внес профессор, доктор филологических наук Л.Ш. Арсланов. Им было произведено полное научное исследование, давшее лингвистическую классификацию языка. Он не только описал язык карагашей, но и был одним из первых, кто на данных главным образом, лингвистики открыто причислил карагашей к ногайцам25.

Для; осмысления материала чрезвычайно важны также исследования по семейной^ обрядности других этнических групп, в том числе и работы по юртовским татарам Н.Р. Азизовой. Были полезны также работы астраханских исследователей Г.У. Джумановой, А.Р. Усмановой, Р.Г. Мухамедовой и др., по этническим группам татар и ногайцев, проживающим на территории Нижнего Поволжья.

В1 конце 1990-х гг. к изучению карагашей присоединились политолог Э.'Ш. Идрисов и историк А.В. Сызранов. Каждый подходил к «карагашской» проблеме с позиции своей науки. Хотя диссертация Э.Ш'. Идрисова и была посвящена'потестарным отношениям у кочевников, особое внимание он уделял самым» различным сторонам этнической культуры и истории карагашей26. Он был одним из первых, кто попытался осветить национально-политические процессы самоидентификации карагашей, в том числе их так называемое «экологическое движение».

А.В.Сызранов интересуется- духовной культурой карагашей, особенно их религиозными верованиями. Основное внимание он уделяет формам ислама у карагашей и других тюркских народов- Астраханской области, пытается

25 Арсланов Л.Ш. Язык карагашей-ногайцев Астраханской области. Набережные Челны, 1992. - 160 с. К вопросу о карагашском языке // Советская тюркология. Баку, 1977. №4. С.73-81.

26 Идрисов Э.Ш. К этнокультурному развитию ногайцев-карагашей // Традиции живая нить. Сборник-материалов по этнографии Астраханского края. Астрахань, 2005. Вып. № 11. С 25-48; К вопросу об этнокультурной характеристике ногайцев-карагашей в связи с преподаванием родного языка // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2005 года). Культурологический подход к изучению литературы, русского, иностранного и родного языков в общеобразовательных учреждениях. Астрахань, 2005. С.310-316.

27 Сызранов А.В. Святые места мусульман Астраханского края. Астрахань, 2006. С.51; Культ мусульманских «святых мест» - «аулья» в Нижнем Поволжье и его межэтническая трансмиссия // Развитие н взаимодействие национальных культур как факт стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (21-22 ноября). Астрахань, 2000; Демонологические представления тюрков Нижнего Поволжья // Перекрестки истории. Астрахань, 2004. С. 102106; Культ мусульманских святых в Астраханском крае // Этнографическое обозрение. М., 2006. №2. С. 128-143; Ислам у Астраханских ногайцев-карагашей // Ислам на Юге России: СБ. Астрахань, 2007. С. 127-134. выявить элементы шаманизма среди тюркского населения и культа аулья — святых, связанных с суфизмом на Нижней Волге.

В оценке религиозных явлений (исламских) и общетюркских этнических процессов мы опирался на исследования отечественных ученых - востоковедов И.Бларамберга, В.В.Бартольда, Н.А.Баскакова, В.Н. Басилова, С.П. Полякова и др.

Несмотря на то, что сформировалась определенная историографическая традиция по изучению ногайцев-карагашей, в ней явно присутствует лакуна по изучению этнокультурных процессов в их среде. Отсутствие подобных работ актуализирует представленное диссертационное исследование и подтверждает его научную новизну.

Источники исследования. Основным источником при написании диссертации явились полевые материалы автора, собранные в специальных экспедициях в 2005 г. (сентябрь), 2006 г. (июль, август, сентябрь, ноябрь) и в 2007 г. (март, апрель, июнь, июль, август). Сбор этнографического материала проводился в селах с компактным проживанием карагашей - Сеитовке, Малом Арале, Ясын-Сокане, Джанае Красноярского района, поселке Кири-Кили Приволжского района, а также в местах, куда ногайцы-карагаши были переселены в конце 1990-х г. - с. Растопуловке Приволжского района и в микрорайоне Бабаевском г. Астрахани. При комплексном изучении повседневной культуры карагашей, особое внимание уделялось обрядам жизненного цикла, наименее подверженных влиянию со стороны других этнических групп. В них наиболее ярко выражена этнокультурная специфика ногайцев-карагашей.

Помимо авторских полевых исследований, в работе были использованы данные переписей населения Астраханской области за 1989 и 2002 гг., предоставленные органом Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат), похозяйственные книги «Сеитовского сельского совета», «Джанайского сельского совета», «Растопуловского сельского совета».

Анализировались статистические данные по изучению ногайского языка за период 1991-2007 гг., предоставленные Министерством образования и науки Астраханской области. Использовались справочные данные анализа и перспективы подготовки педагогических кадров по специальности 0312 -учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области родного (национального) языка и литературы, предоставленные Астраханским педагогическим училищем № 1.

Большую помощь в описании общей природной характеристики Астраханской области оказали научные исследования геолого-географического факультета Естественного института Астраханского государственного университета.

В ходе работы использовались и местные периодические издания: областные и районные газеты «Коммунист Приволжья» (1987, 1988, 1989 гг.), «Россиянка» (1991 г.), «Пульс Аксарайска» (2005 г.), «Волга» (1990, 1999, 2001, 2005 гг.), «Ленинский Путь»(1989, 1990 гг.), «Астраханские известия» (2002 г.), «Идель» (1999г.), «Строитель коммунизма» (1989 г.), «Степная новь» (1989 г.).

Основные документальные материалы о деятельности Общества «Бирлик» содержатся в личном архиве историка-краеведа Р.У. Джуманова, который' любезно разрешил автору использовать эти материалы в своем исследовании. Ряд этих документов вводится в научный оборот впервые.

Использовались и директивные документы органов власти, в частности информационные документы Управления по взаимодействию с общественно-политическими объединениями граждан и национально-культурными обществами администрации Астраханской области. Широко использованы опубликованные материалы Всероссийских и Астраханских областных конференций: «Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах юга России» (Астрахань, 2004 г.), «Проблемы этногенеза народов' Вол го-Камского региона в свете данных фольклористики» (Астрахань, 1989 г.), «Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации» (Тюмень,

2003 г.), «Традиции живая нить» (Астрахань, 2003-2005 гг.), «Проблемы взаимодействия национальных культур» (1995 г.), «Очерки исследователей Астраханского края» (Астрахань, 1997 г.) и др.

Методы исследования. Основные методы, использованные в данном исследовании - комплексный анализ с использованием географических, исторических, антропологических, лингвистических, этнографических, социологических и политологических данных; сравнительно-исторический метод, позволяющий проанализировать историю народа, определить его современное положение в полиэтничном обществе.

При сборе этнографического материала использовались традиционные методы полевого исследования (опрос, анкетирование, интервью, метод включенного наблюдения).

Новизна исследования. Впервые в отечественной этнологической и социологической литературе прослежены процессы самоидентификации и этнической консолидации у ногайцев-карагашей в указанный период. Выявлены и проанализированы факторы, влиявшие на культурные и общеэтнические процессы в ногайско-карагашской среде. Показана роль ногайцев-карагашей в- национальных процессах на Юге России. Нами проанализирована деятельность национального объединения ногайцев «Бирлик» в формировании этнического самосознания и развитии культуры данной субэтнической группы.

Как видно из приведенной историографии, на сегодняшний день отсутствуют широкомасштабные исследования или монографии, посвященные динамике этнических процессов у карагашей в новейшее время.

Практическое значение исследования. Проведенный анализ позволил по-новому осмыслить проблему формирования этнического самосознания малой этнической группы в полиэтничном обществе, обозначив острые моменты этнических процессов в регионе, и наметив ряд возможных перспектив для формирования дальнейшей национальной региональной политики в Астраханской области. Данная работа имеет, кроме научного, еще и практическое значение, так как наши выводы могут быть полезны для областной и городской администрации Астрахани.

Апробация. Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в печатных публикациях, выступлениях на конференциях. По теме диссертации опубликованы статьи в научном журнале «Вестник Поморского университета», на сайте «Тюрколог», в журнале «Этнографическое обозрение». Итоги исследования были представлены также в виде научных докладов на круглом столе по вопросам сохранения и развития ногайской национальной культуры «Язык, культура, духовная общность», в рамках проводимых традиционных Джанибековских чтений (март 2007 г.), 4-ой международной научно-практической конференции МФЮА «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (май 2007 г.).

Структура Диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Скрыльникова, Жаныл Хабдуалиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1990-е гг. стали действительно переломным моментом в судьбе ногайцев-карагашей - особой субэтнической группы в составе ногайцев. Изменения затронули самые разные стороны их жизни: хозяйственную деятельность, характер расселения, этническое самосознание, традиционную культуру, языковые процессы.

В очередной раз история карагашей демонстрирует удивительную способность народа к адаптации и выживанию в самых суровых условиях. Считаясь составной частью Малых Ногаев, карагаши были переселены с Северного Кавказа на Нижнюю Волгу - туда, где когда-то они и проживали, и откуда в XVI в. были вытеснены калмыками. Именно здесь, на Волге, и сложился характерный культурно-хозяйственный комплекс ногаев, основанный на скотоводстве, с второстепенной ролью земледелия и рыболовства. Эта триединая модель (скотоводство, рыболовство и земледелие) была зафиксирована на Нижней Волге еще во II тыс. до' н.э. благодаря уникальным природным характеристикам региона. В отдельных случаях к этому хозяйственному комплексу присоединялась еще одна или даже две^ хозяйственных модели - торговля и добыча природных ресурсов, главным образом соли (в районе озер Баскунчак и Эльтон).

XVI-XVIII вв. для ногайцев, в том числе и карагашей - это длительный период войн и адаптации к условиям Северного Кавказа и Донских степей. В 1722 г. судьба этого-народа-вновь резко ^изменилась: карагаши были захвачены калмыцкими войскамт и переселены на левобережную- часть Волги. С одной стороны, они вернулись на «историческую родину», но, с другой, они оказались приписаны к калмыкам, что наложило определенный отпечаток на внешний облик карагашей. Эти факторы, по мнению многих исследователей1 и путешественников, были столь существенны, что позволяет говорить нам об определенном антропологическом типе карагашей и об отличной от остальных ногайцев культуре, сложившейся уже на территории Астраханской области:

Уход калмыков в Джунгарию- вновь изменил этническую картину края; позволив -переселиться на освободившиеся земли новой" этнической группе -казахам Букеевской орды. Теперь карагаши оказались соседями казахов, что также сказалось^ на их культурном облике. На их хозяйственном укладе это практически не отразилось. Как и прежде, они занимались только скотоводством; так как рыболовецкие угодья уже были занятышредставителями других . народов. Однако карагаши нанимались на рыболовецкие промыслы -как речные, так и морские. Земледелие у них не получило распространения, 1 несмотря^ на все усилия властей. По мнению ряда исследователей, это было совершенно оправдано - новое занятие не могло принести им выгоду, какую давало скотоводство. , ,

Начиная с XX в. и особенно в Советский период культура карагашей вновь претерпела*значительнее изменения: оседание, переход к новым сферам хозяйственной; деятельности; татаризация (особенно затронувшая- сферу образования и культуры). Все это не могло- не повлиять на процесс самоидентификации карагашей, которых приписывали'к татарам, да и сами они' порой' отождествляли себя- с татарами; сохраняя'! при1 этом и .эндоэтноним, и многие специфические черты культуры.

• ■ • I ' ■1

Открытие газоконденсатного месторождения вновь серьезно повлияло на образ жизни- ногайцев-карагашей. Дело в том; что- газоперерабатывающий комплекс был построен в непосредственной близи, от компактного' проживания карагашей; а несколько их сел попало в защитно-санитарную* зону «АстраханьТазпрома». Соседство с крупным заводом; сказалось на карагашах как: положительно, так и отрицательно. Работа на «Астраханьгазпроме» в период 1990-х гг. была наиболее: высокооплачиваемой' и стабильной в Астраханской области и, по сути; была единственной, возможностью обеспечить свое существование на должном;уровне. Вместе с этим близостьк газодобывающему комплексу плачевно сказалась на. здоровье ногайцев-карагашей, и прежде всего их детей; что подтолкнуло население к активным действиям. Эти выступления получили широкий резонанс ш пользовались». поддержкой как в областной администрации, так и среди местных депутатов. Мы не согласны с применением термина «экологическое движение», так как речь в этих выступлениях шла о переселении из санитарной зоны, а собственно экологических лозунгов не ставилось. Возможно, что это было связано со слабостью экологического движения- в регионе. Интересно, что карагашский опыт нашел подтверждение и в других регионах России, о чем указывала JI. Дробижева, полагающая, что «экологические лозунги» были популярны в национальных движениях, так как рассматривались не только как этническая ценность, но и общенациональная. Именно это давало им всенародную поддержку.

В то же время эти выступления, по сути, консолидировали ногайцев-карагашей, пробудив национальное самосознание. Это выразилось и в том, что общество ногайской культуры, «Бирлик» стало одним из первых национальных обществ, созданных на территории области. Согласуется с выводами JT. Дробижевой тот факт, что вторым по-значимости среди ногайцев-карагашей было движение за языковую идентификацию. Правда, это движение, в отличие' от «экологического», было во многом инспирировано карагашской элитой. Вряд ли оно получило бы широкое признание, если бы призывы-националистически настроенной интеллигенции не находили широкой-народной поддержки.

Понятно, почему именно на этом концентрировалось внимание общественности: язык занимает первое место среди факторов, которые респонденты называют, относя себя-к тому или другому народу.

Процессы этнической идентификации карагашей- были связаны с пропагандистской деятельностью некоторых карагашских интеллигентов, таких как Р.У. Джуманов, В.М. Кутламбетов, P.P. Исаналиевой, Э.Ш. Идрисов и др. Значительную роль сыграл здесь ученый-этнолог В.М. Викторин. Сложно сказать, как бы пошло развитие карагашской- культуры, если бы не деятельность «Бирлик». При незначительной численности карагашей в Астраханской области они задавали тон в деятельности многих тюркоязычных национальных обществ. Роль «Бирлик» выходила далеко за пределы Нижнего Поволжья, что, в свою очередь, влияло и на активность общеногайского национального движения., Карагаши - действительно, очень небольшая группа - лидировали среди других этнических групп ногайцев и были консолидирующей силой для всего народа. Деятельность «Бирлик» — это и различные конференции, дни национальной ногайской культуры, дни ногайских просветителей, первая в России телевизионная программа на ногайском языке. Поддержка и некий негласный контроль над восстановлением Сарайчика - своеобразной столицы Ногайской орды, ныне находящейся на территории Казахстана. В годы перестройки; «Бирлик» выступал и посредником в заключении договоров о сотрудничестве. между субъектами Российской Федерации: Астраханской областью и Карачаево-Черкессией, Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР.

Учитывая незначительное число ногайцев-карагашей в Астраханской области, их роль в различных, национальных процессах была ■ i- . непропорционально выше. На протяжении 1990-х гг. карагаши задавали тон многим , начинаниям в ; области. Все это наводит нас на мысль, что процесс активизации национальных интересов среди ногайцев-карагашей носил; частично конструктивистский характер. В то же время, необходимо учитывать и общие настроения, характерные для данного периода, которые соответствовали настроениям национальных элит.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось серьезными- изменениями в карагашскои среде. Прежде всего; значительная часть ногайцев-карагашей утратили преимущества компактного проживания: они оказались расселены в разных местах, с разными; условиями проживания. Преимущественно это были квартиры в многоэтажных домах. Даже в с. Растопуловке Приволжском районе некоторые семьи оказались не в домах коттеджного типа, а в многоквартирных домах; Они утратили возможность заниматься привычным трудом -скотоводством, являвшимся серьезным подспорьем в каждой карагашской семье.

В Астрахани ногайцы-карагаши оказались в еще более непривычной для них культурной-ситуации, окруженные иноэтническим населением - русскими, татарами, казахами и др. Городская культура вносит свои коррективы в процесс культурной трансформации. Телевидение, газеты и журналы, повседневная культура соседей - все это накладывает отпечаток на культуру ногайцев-карагашей.

Анализ обрядов жизненного цикла показывает, что большинство из них подверглось серьезным изменениям. В большей степени это касается свадебного обряда. Именно здесь можно обнаружить множество инноваций. Если карагаши, проживающие в сельской местности, меньше подверглись влиянию массовой культуры, то в городе молодые люди в большей степени стараются следовать моде, нежели традиции.

Хотя во многом карагашская свадьба и сохраняет традиционную структуру, вместе с тем, происходит ее унификация с общероссийским свадебным комплексом. Очень показательно в этом отношении и влияние националистически настроенной элиты, ориентированной на ногайский этнос. В этой среде свадьба устраивается по кавказскому образцу, что, конечно, ни в коей мере не соответствует карагашской традиции. Получили распространение и танец «лезгинка», и песни ногайцев с Кавказа. Все это еще раз говорит о том, что «изобретенный традиционализм» является- частью деятельности национальных элит, по-своему трактующих традицию.

Изменения затронули и сферу похоронных обрядов, под влиянием как моды, так-и общеисламской обрядности. Конечно, как и в случае со свадьбой, изменения в* основном коснулись не структуры, а внешних форм похоронного обряда, материалов надгробий и т.д.

В меньшей степени изменения коснулись родильных обрядов, может быть потому, что они не носили столь массового и публичного характера, а в большей степени касались частной жизни-семьи и близких родственников.

В настоящий момент субэтническая группа ногайцев-карагашей находится в весьма сложной ситуации. С одной стороны, происходит усиление этнической самоидентификации, дальнейший поиск своей культурной самобытности, но с другой - переселение большой массы ногайцев-карагашей в другие места вряд ли скажется1 положительно на культурных тенденциях. Длительное время село Сеитовка играло ведущую роль в пропаганде карагашской культуры, но теперь, после переселения, сложно сказать, какое село станет своеобразным центром карагашей.

Может быть, на эту роль могут претендовать села, связанные с культовыми местами, например, Малый Арал, где располагается могила Сеит -бабы Хожетаевского. Однако это село должно стать частью Байбекского сельсовета; а с. Байбек, расположенное рядом, заселено преимущественно казахами, что накладывает свой отпечаток на жизнь в Малом Арале. Да и Малоаральская начальная школа сейчас практически на грани закрытия из-за нехватки учеников. Нет на сегодняшний день и сильного лидера, который мог бы поднять движение- карагашей на новый уровень. Все это позволяет нам. сделать вывод, что пик этнокультурной активности среди карагашей прошел. «Бирлик» и вообще национальное движение карагашей находится в некотором поиске новых форм, но что это будут за формы, еще предстоит выяснить.

Хотелось бы также отметить, что серьезную роль в развитии карагашской, культуры могут сыграть местные министерства культуры и образования, администрация области: Но, по нашему глубокому убеждению, процесс развития ногайской культуры - это не только государственная задача, но и проблема национальной общественности, которая должна не только < апеллировать к властям и обвинять их в невнимательности к ее интересам, но и приложить серьезные усилия для пробуждения самосознания ногайского народа.

139

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Скрыльникова, Жаныл Хабдуалиевна, 2008 год

1. Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение. М., 2001. № 2. С. 128-131.

2. Азизова Н.Р. Семейная обрядность юртовских татар. Автореф. дис. . канд. истор. наук. М., 2004.

3. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. М.,: «Восточная литература». 1971. 312 с.

4. Английские путешественники в Московском государстве в XVII веке. М., 1937.

5. Аристов Н. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Вып.Ш и IV. СПб., 1896.

6. Арсланов Л.Ш. Язык карагашей-ногайцев Астраханской области, Набережные Челны, 1992. 160 с.

7. Арсланов Л.Ш., Викторин В.М. Переселенческие острова // Степная новь. 25 июля. Астрахань, 1987.

8. Арсланов Л.Ш., Викторин В.М. Астраханские татары // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.

9. Арсланов Л.Ш. К вопросу о карагашском языке // Советская тюркология. Баку, 1977 №4. 9.

10. Арсланов Л.Ш. Островные говоры татарского языка Астраханской области // Астраханские татары. Казань, 1992.

11. Арсланов J1.III. Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья. Набережные Челны, 1995.

12. Арсланов JI.IIL Формирование и развитие островных языков и диалектов (на материале тюркских языков и диалектов Волгоградской: астраханской областей: Ставропольского края и Калмыцкой АССР). Автореф. . док. филол.наук. Алма-Ата, 1982.

13. Астраханский сборник, издаваемый Петровским обществом исследователей края. Астрахань, 1896. Вып. 1. 338 с.

14. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.,: «Мысль». 1970. 144 с.

15. Басилов В.Н. Два варианта среднеазиатского шаманства // Советская этнография. М., 1990. № 4. С. 64-76.

16. Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.,: Наука. 1992. 328 с.

17. Басилов В.Н., Кармышева Дж. X. Ислам у казахов (до 1917 г.). М.,: Издательская фирма «Восточная литература» » Российская Академия Наук. 1997.-240 с.

18. Баскаков Н.А. Ногайский язык и его диалекты. Грамматика, тексты и словарь. М.,: из-во Академия наук СССР. 1940. 230 с.

19. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М.,: «Высшая школа». 1962.-320 с.

20. Баскаков Н.А.Ногайский язык // Языки народов СССР. Т. 2. М., 1966.

21. Баширов Н. Хоронить ли ногайцев при жизни // Коммунист Приволжья. 27.06.1989.

22. Баширов Н. Дать шанс ногайцам // Диалог. 1989. № 17. С. 18-19.

23. Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе: «Илим». 1972. 170 с.

24. Беляков Р. Судьба татарской нации: дискуссия продолжается // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Приволжский федеральный округ. 2002. № 35.

25. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик, : «Эль-Фа». 1999. 368 с.

26. Булатов Г.Ш. Ислам в Астраханском крае // Идель (Газета Астраханского областного общества татарской национальной культуры «Дуслык»). № 48 (335). 2 января 1998 г. С. 2.

27. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука. 1991. -289 с.

28. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татарское книжное издательство. 1993. 208 с.

29. Васильев Д.В. Утверждение ислама как государственной религии в Золотой Орде // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. № 5. Астрахань, 2002. С. 16-22.

30. Васильев Д.В. К вопросу о роли суфизма в исламизации Золотой Орды // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований.№ 6. Астрахань, 2003. С. 19-24.

31. Васькин Н.М. Заселение Астраханского края. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство. 1973. 47 с.

32. Викторин В.М. К этнической истории карагашей // Вопросы социально-экономического развития и общественного движения в Поволжском крае / Поволжский край. Вып. 8. Саратов, 1983. С. 147-162.

33. Викторин В.М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII-начало XX вв.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. JI., 1985.

34. Викторин В. Друзьями быть // Коммунист Приволжья. 10.12.1987.

35. Викторин В.М. Интерстадиал (к перерыву постепенности этнического развития при присоеденении Нижнего Поволжья к Российскому государству) // Материалы четвёртой краеведческой конференции. Астрахань: Типография издательства «Волга», 1991. Ч. 1. С. 46-50.

36. Викторин В.М. Аулья и мужавират (Следы доисламских верований у ногайцев окрестностей Астрахани) // Половецкая луна. Черкесск, 1993. № 3 (7). С. 85-92.

37. Викторин В.М. Казахи // Астраханские известия. № 14 (170). 7 апреля 1994 г. С. 5.

38. Викторин В.М. Туркмены // Астраханские известия. № 27 (183). 7 июля 1994 г. С. 6.

39. Викторин В.М. Межэтническая ситуация в Астраханской области: культурные, социальные, политические проблемы: Методические рекомендации для студентов, педагогов и социальных работников. Астрахань: Издательство Астраханского гос. пед. ун-та. 1998. 16 с.

40. Викторин В.М. Тукли-баба Шашлы-адже святое место астраханских мусульман // Этнографическое обозрение. М., 2003. № 2. С. 50-61.

41. Викторин В.М. Татары Астраханской области: страницы этнической истории // Астраполис (Астраханские политические исследования). Астрахань, 2003. № 1(4). С. 74-81.

42. Викторин В.М. Субэтносоциум «нугай казак» на границе Западного Казахстана и Нижнего Поволжья и родственные группы населения юга России: парадоксы взаимодействия тюркских этносов, 30.03.2007

43. Викторин В.М., Нафтуллин А.Д. Ислам и население Астраханской области // Ислам и современность (методические рекомендации в помощь лекторам-атеистам). Астрахань, 1988. С. 31-36.

44. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1991. С. 254.

45. Гарданов Б.А.Исторический очерк. //Народы Кавказа, М., 1960. Т.1.

46. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Ч. II. Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сём городе: с начала августа 1769 года по пятое июня 1770 года. СПб., 1777. 361 с.

47. Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII-начала XVIII вв. М.: Издательство МГУ. 1982. 216 с.

48. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеденские эскизы). М., 1938. -180 с.

49. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М.,: Товарищество «Клышников Комаров и Ко», 1993.-528 с.

50. Далингер А. Медико-статистическое исследование татарского населения Астраханского уезда. СПб., 1887. 173 с.

51. Демидов С.М. История религиозных верований народов Туркменистана. Ашхабад: «Ылым», 1990. 144 с.

52. Джальмуханбетова Т., Измалиева JI. К родному языку // Строитель коммунизма, 01.05.1989.

53. Джальмуханбетова Р. Джанибековские чтения в Астрахани //Волга, 12.03.1999.

54. Джуманов Р.У. Другу другом бытии, а недругу недругом // Коммунист Приволжья, 20.08.1987.

55. Джуманов Р. У. Акценты расставит жизнь // Коммунист Приволжья, 08.05.1988.

56. Джуманов Р. И татарский, и ногайский. // Коммунист Приволжья, 19.07.88.

57. Джуманов Р. Решать же народу // Коммунист Приволжья, 18.07.1989.

58. Джуманов Р. Заботы малых народов // Степная новь, 17.08.1989.

59. Джуманов Р.У. Особенности формирования этносов Нижнего Поволжья // Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики (Материалы научного семинара 16-20 сентября 1989 г.,г. Астрахань). Астрахань, 1989. С. 23-27.

60. Джуманов Р. «Наурыз» прошел, но «Наурызы» еще будут // Идель, 14.05.1999.

61. Джуманов Р.У. Страсти по переписи // Астраханские известия, 26.09.2002.

62. Джуманова Г.У. К вопросу об этногенезе астраханских (нугайских) татар // Проблема этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики (Материалы научного семинара, 16-20 сентября, 1989. г. Астрахань. Астрахань, 1989. С. 60-72.

63. Джуманова Г.У. К вопросу об этногенезе астраханских татар // Идель, 1992. № 1-2. С. 92-94.

64. Древнетюркский мир: история и традиции. Материалы научной конференции. Казань. 24-25 января 2001 г. Казань, 2002. 144 с.

65. Дробижева< JI.M. Социальные-проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.,: «Наука», 2001. 320 с.

66. Евреинов А. Внутренняя или Букеевская киргиз-казачья орда // Современник. СПб., 1851. Т. XXIX. Отд. II. С. 49-96.

67. Жуковская H.JI. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Учебное пособие. М.,: Издательская фирма «Восточная литература» Российская Академия Наук. 2002. 247 с.

68. Зайцев В.И. Астраханское ханство. М.,: Издательская фирма «Восточная литература» » Российская Академия Наук. 2004. 303 с.

69. Зыков Ф.П. Астрахаснкое царство или союз свободных городов (К вопросу о древнем состоянии Астраханского края) Т/ Астрахань и Астраханский край. Астрахань, 1924. С. 83-100.

70. Идрисов Э.Ш. К этнокультурному развитию ногайцев-карагашей' // Традиции живая нить. Сборник материалов по этнографии Астраханского края. Астрахань: Областной методический центр, 2005. Выпуск 11. С. 25-48.

71. Идрисов Э.Ш. Потестарно-политический процесс в традиционалистской этноспецифической среде. Автореф. дис. . канд. полит, наук. Волгоград, 2005.

72. Идрисов Э.Ш. К вопросу об учете ногайского этноса во Всероссийской переписи 2002 года// Сборник научных работ аспирантов и студентов Волгоградской академии государственной службы. Волгоград, 2005. Вып.З.1. С. 6-10.

73. Идрисов Э.Ш. Национально-культурное движение Астраханских ногайцев в конце XX начале XXI вв.: проблемы и перспективы // Научный вестник Астраханского филиала Волгоградской академии государственной службы. Волгоград, 2005. 4.2. С.75-81

74. Идрисов Э.Ш. Этнополитические процессы в среде ногайского этноса: потестарные закономерности и инновационные тенденции// Сборник научных' работ аспирантов и студентов Волгоградской академии государственной службы. Волгоград, 2004. Вып.-б. С 9-14.

75. Ирмуратов X. Октябрь в ауле. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство. 1967. 190 с. •

76. Исин А. Казахское ханство и Ногайская орда во второй половине 15-16-в. Семипалатинск, 2002. 139 с.

77. Истилеев А. У святых могил Букей-хана и Сейд-бабы // Волга (Независимаягазета Астраханской области). Астрахань, 16 ноября 2001. № 170 (24091).

78. Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв. Сталинград, 1936.

79. История Астраханского края: Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. унта, 2000. 1122 с.

80. Исхаков Д.М. Астраханские татары: этнический состав, расселение и динамика численности в XVIII-начале XX вв. // Астраханские татары. Казань, 1992. С. 5-33.

81. Исхаков Д.М. Современный национализм татар // Панорама-форум. 1998. № 13. С. 30-47.

82. Исхаков Д.М. Взгляд на всероссийскую перепись из Татарстана // Ab Imperio, 2002. № 4.

83. Ишбердеев Р. Расставим акценты // Коммунист Приволжья, 05.04.1988.

84. Казахи: историко-этнографическое исследование. Алма-Ата, 1995. 350 с.

85. Калиновская К.П., Марков Г.Е. Ногайцы проблемы национальных отношений и культуры // Советская этнография. М., 1990. №2.С. 15-23.

86. Калиновская К.П., Марков Г.Е. Ногайцы: этнокультурные проблемы и межнациональные отношения // Вестник МГУ. Сер.8. История. М., 1991. №4. С. 59-70.

87. Калиновская К.П., Марков Г.Е. Поиски решения проблем ногайской степи. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1993. .№44. С.1-19.

88. Калиновская К.П., Марков Г.Е. Экологические проблемы ногайской степи. // Исторический ежегодник спецвыпуск. Омск, 2001.С. 107-119

89. Калиновская К.П. Современные ногайцы. Актуальные проблемы этнокультурного развития. // Вестник МГУ. Сер.8. История. М., 2002. №1. С.21-36.

90. Калиновская К.П. Современные проблемы Ногайской степи // Новое в этнографии. М., 1993. С. 1-7.

91. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев. А.И.-М. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск: Ставропольское книжное издательства, 1988. 232 с.

92. Калмыкова С.А. Ногайско-русский словарь. М., 1963.

93. Калмыкова С.А. Акногайский диалект ногайского языка. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1965.

94. Калмыкова С.А. Особенности караногайского диалекта // Труды Карачаево Черкесского педагогического института. Черкесск, 1968. Вып. 5. С. 158-198

95. Калмыкова С.А. Лексические заимствования в акногайском диалекте ногайского языка//Черкесск, 1959. Вып. 2. С. 167-181.

96. Калмыкова С.А. Орфография ногайского языка // Орфография тюркских литературных языков СССР. М.: «Наука», 1973. С. 170-230.

97. Калмыков И.Х. Из истории ногайцев Дагестана, Терека и Ставропольской губернии в XIX и начале ХХв. // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1985.С.78-111.

98. Кармышева Дж. X. Земледельческая обрядность у казахов // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1986. С. 47-70.

99. Карнович Е.П. Покорение царства Астраханскаго // Астраханский сборник, издаваемый Петровским обществом изследователей края. Астрахань, 1896. Вып. 1. С. 1-18.

100. Кельдасов Б.А. Нити древности // Коммунист Приволжья, 10.12.1987.

101. Кельдасов Б.А.историко-географические аспекты развития ногайского народа // Историко-географические аспекты развития Ногайской орды (сборник статей). С. 15-18.

102. Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // Советская этнография. М., 1980. № 2. С. 117-127.

103. ПО.Керейтов Р.Х. Сохранение некоторых традиций семейной общины у современных ногайцев//Тезисы докладов на сессии, посвященной итогамполевых этнографических и антропологических исследований в 1974-1975гг. Душанбе. 1976. С.99-101.

104. Ш.Керейтов Р.Х. Некоторые реликты доисламских верований у ногайцев // Проблемы атеистического воспитания в условиях Карачаево-Черкессии. Черкесск. 1970. С. 104-110.

105. Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // Советская этнография. 1980. №2. С. 117-127.

106. Керейтов Р.Х. Пережитки обрядов вызывания дождя у ногайцев// Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований. 1978-1975гг. Тезисы докладов. Уфа. 1980. С.158-159.

107. Керейтов Р.Х. Терминология родства у ногайцев // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкессии: Материальная и духовная культура. Черкесск. 1982. С. 191-212.

108. Климович Л.И. Ислам. М.,: Наука. 1965. 336 с.

109. Книга Большому Чертежу. М., 1950.

110. Кусаинова Е.В. Русско-ногайские отношения и казачество в конце XV-XVII веке. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2005. 230с.

111. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1995. 312 с.

112. Левшин А. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсакских орд и степей. Ч, 3: Этнографические известия. СПб., 1832. 304 с.

113. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки. СПб.: «ИскуствоСПб». 2000. 704 с.

114. Макатов И.А. Культ святых в исламе (на материалах Дагестанской АССР и Чечено-Ингушской АССР) // Вопросы научного атеизма. Вып. 3. М.,: «Мысль». 1967. С. 164-175.

115. Малов Н.М., Малышев А.Б., Ракушин А.И. Религия в Золотой Орде: Учебное пособие. Саратов: Издательство Саратовского университета. 1998. -128 с.

116. Марков А.С., Львов С.Г. Астрахань на старинных открытках. Астрахань: ГУЛ «Издательско-полиграфический комплекс «Волга». 1999. 172 с.

117. Маторин Н.М. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. Язычество-ислам-православие-сектантство. М.,: «Безбожник». 1929. 176 с.

118. Мощенко В. В погоне за прибылями не посчитались с судьбой представителей малого народа // Волга. 17.02.2005.

119. Мустафина P.M. Представления, культы, обряды у казахов (в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце XIX — XX вв.). Алма-Ата: «Казак университет!». 1992. 176 с.

120. МухаммедоваР.Г. Татары-мишари. М.,: Наука. 1972. 247 с.

121. МухамедоваР. Общество «Бирлик» Единство // Волга. 18.04.1990.

122. Народы мира: историко-этнографический справочник./ Гл. ред. Ю.Бромлей. М.,: Советская Энциклопедия. 1988. 624 с.

123. Наумкин В.В. Тасаввуф // ИКС. М.,: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1983. С. 105-107.

124. Небольсин П.И. Инородцы астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник императорского русского географического общества, ч. 2, кн. 4, СПб., 1851.

125. Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. СПб., 1852. 197 с.

126. Нефедьев Н.А. Подробные сведения о Волжских калмыках, собранные на месте. СПб., 1834. 180 с.

127. Николаева JI. Изучают ногайский язык // Строитель коммунизма, 16.09.1989.

128. Павленко Ю.А. К вопросу о распространении суфизма в Нижнем Поволжье // Археология Нижнего Поволжья на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та. 2001. С. 74-76.

129. Пальмов Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков. Астрахань, 192628, в 3 частях.

130. Панин И.И. История Астраханского края (1900-1940 гг.). Астрахань: «Волга». 1997. 160 с.

131. НЗ.Перетяткович Г. Поволжье в XV- XVII веках. М., 1877.

132. Печенкина В. Знакомьтесь: общество «Бирлик» // Ленинский Путь. 17.11. 1990.

133. Плетнева С.А. Кочевники средневековья. М., 1982. -210 с.

134. Иб.Покоряя рекордные глубины // Пульс Аксарайска. 26.08.2005;

135. Поляков С.П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. М.,: «Знание». 1989. 112 с.

136. Пономарев С. Стоит ли раздувать потухший очаг // Коммунист Приволжья. 14.06.1989

137. Пономарев С. От Этого не уйти // Коммунист Приволжья. 18.07.1989

138. Потоцкий Я. Путешествия в Астрахань и окрестные страны в 1797 // Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв. Сталинград. 1936. С. 195220:

139. Пятницкий В.Д. Карагачи (По материалам поездки в 1927 г.) // Землеведение. Географический журнал им. Д.Н. Анучина. Т. 32. Вып. 3-4. М., 1930. С. 155-170.

140. Равинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию в отношению к земледелию, промышленности и домоводству. СПб., 1809. 527 с.

141. Рыбушкин М.С. Записки об Астрахани. Астрахань. 1912. 158 с.

142. Рябухин В.Н. К этногенезу астраханских татар // Материалы второй краеведческой конференции. Астрахань: Типография издательства «Волга». 1989. С. 35-39.

143. Сафаргалиев-М.Г. Распад Золотой орды. Саранск. 1960. 350 с.

144. Сикалиев А.И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск: Ставропольское книжное издательство. 1994. 328 с.

145. Сикалиев А.И. Жизнь и деятельность ногайского просветителя А.Ш. Джанибекова// Труды Карачаево- Черкесского научно исследовательского института экономики, истории, языка и литературы. Вып.4. 1973. С. 161-162.

146. Сиражетдинов Ш.К. История села Новые Булгары. Астрахань: «Издательско-полиграфический комплекс «Волга». 2001. 160 с.

147. Смирнов К.Ф. Савроматы. М.,: Наука. 1964. 280 с.

148. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.,: «Наука». 1969. 336 с.

149. Соколовский С.В: «Татарская проблема: во? Всероссийской переписи населения//АЬ Imperio. 2002. № 4.

150. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.,: «Наука». 1981. 304 с.

151. Сундеткалиев 3. Праздник ногайской культуры в Малом- Арале // Россиянка, 06.12.1991. : .

152. Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.,: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1975. С. 5-93.

153. Сызранов А.В. Святые места1 мусульман Астраханского края; Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет». 2006. 51 с. ' 1

154. Сызранов А.В Демонологические: представления тюрков Нижнего Поволжья» // Перекрестки истории. Астрахань. 2004. С. 102-106.

155. Сызранов А.В Культ мусульманских святых в Астраханском крае // Этнографическое обозрение. М;, 2006: №2. С. 128-143.

156. Сызранов А.В. Ислам у астраханских ногайцев-карагашей. // Ислам на Юге России: Сборник статей. Астрахань. 2007. С. 127-134.17КТатары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: «Наука». 1967. 540 с. .

157. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат. 1990. 622 с.

158. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Сибирское отделение издательства «Наука». 1989. -180 с.

159. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.,: «Восточная литература», 2002. -752 с.

160. Трепавлов В.В. Малая Ногайская Орда. Очерк истории// Тюркологический сборник. 2003-2004: Тюркские народы в древности и средневековье. М.,: Восточная литература. 2005. С. 273-311.

161. Трофимов В.В. Татары-карагачи // Известия Саратовского Нижнее-Волжского института краеведения им. М. Горького. Саратов. 1933, № 6. С. 115121.

162. Трофимова Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии // Труды АН СССР, Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая, Новая серия (4) М.,: «Наука». 1949.

163. Уразманова Р.К. Праздники и обряды астраханских татар // Астраханские татары. Казань. 1992. С. 89-108.

164. Усманова А.Р. Похоронно-поминальные обряды татар Астраханской области// Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М., 2003. № 3 (39). С. 34-37.

165. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966, 250 с.181 .Фёдоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд-во МГУ. 1994. -228 с.

166. Халиков Н.А. Традиции и инновации в хозяйственной культуре астраханских татар //Астраханские татары. Казань. 1992.

167. Харузин А.Н. Степные очерки (Киргизская Букеевская Орда). Странички из записной книги. М., 1888. 193 с.

168. Хроника освоения Аксарая //Волга. 05.10.2001.

169. Шамуков И. Живут в JIanace ногайцы// Ленинский путь. 02.02.89.

170. Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадебная обрядность астраханских татар // Астраханские татары. Казань. 1992.

171. Шарифуллина Ф.Л Некоторые результаты изучения свадебной обрядности астраханских татар// Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований. 1988-1989гг. Тезисы докладов. Часть 2. Алма-Ата. С. 111-113.

172. Шилов В.П. Очерки по истории древних племен Нижнего Поволжья. Л., 1975.

173. Шнайдштейн Е.В. Археологические памятники поздних кочевников Нижнего Поволжья IX-XV вв. как источник по проблеме этногенеза астраханских татар. Автореф. дис . канд. ист. наук. Л., 1975. 16 с.

174. Шнайдштейн Е.В. О происхождении астраханских татар // Материалы второй краеведческой- конференции. Астрахань: Типография издательства «Волга». 1989. С. 24-32.

175. Штылько А.Н. Иллюстрированная Астрахань. Очерки прошлого и настоящего города, его достопримечательности и окрестности. Саратов, 1896. -134 с.

176. Ярлыкапов А.А. Ислам у степных ногайцев в XX в. (историко-этнографическое исследование).Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1999.

177. Ярлыкапов А.А «Плохие» и «хорошие» мусульмане: ислам в Ногайской степи//Этнические психология и общество. Материалы 1-ой конференции секции этнической психологии при Российском Психологическом Обществе.

178. Институт этнологии и антропологии РАН. 23-24 октября 1997г.М.,: Старый сад. 1997. С.190-196.

179. Ярлыкапов А.А. Обряд вызывания дождя у ногайцев//ислам и народная культура. М.,1998. С. 172-182.

180. Ярлыкапов А. А. Ногайская степь: этнос и религия сегодня // Этнографическое обозрение. 1998.№3.С.89-98.

181. Ярлыкапов А.А. Похоронно-поминальный обряд степных ногайцев в прошлом и настоящем (XIX 80-е годы XX века) // Среднеазиатский этнографический сборник. Том. 4. Памяти В. Н. Басилова. М. «Наука». 2001.

182. Ярхо А.И. Ногайская экспедиция (Предварительное сообщение)//Советская Азия.1930.№5-6. С.341-343.

183. Яхтанигов Х.Х.Северокавказские тамги. Нальчик. 1993. 204 с.157

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.