Современное художественное образование в Германии: В шк. федер. земли Сев. Рейн-Вестфалия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Быкасова, Лариса Владимировна

  • Быкасова, Лариса Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 233
Быкасова, Лариса Владимировна. Современное художественное образование в Германии: В шк. федер. земли Сев. Рейн-Вестфалия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Таганрог. 1997. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Быкасова, Лариса Владимировна

Введение. 2

Глава 1. Социальная значимость, методические и дидактические принципы художественного образования и его роль в развитии личности учащихся.

§1. Сущность, роль и цели художественного образования. 17-

§ 2.Психолого-педагогические особенности художественного образования. 35

§3. Концепции эстетического развития в современных немецких теориях. 58

§ 4. Сравнительный анализ немецкой и российских моделей художественного образования. 86

Глава 2. Художественное образование в школах земли Северный Рейн-Вестфалия /Германия/.

§1. Художественное образование в начальной школе

1-4 кл./ . . . 109

§2. Художественное образование k гимназиях и школах первой ступени /5-10 кл./. . . 119

§3. Художественное образование в гимназиях и школах второй ступени /11-13 кл. /.141

§4. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня художественной информированности российских и немецких школьников. . 152

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современное художественное образование в Германии: В шк. федер. земли Сев. Рейн-Вестфалия»

Настоящее исследование является первой попыткой изучения опыта Германии 90-х годов XX века в решении круга вопросов, связанных с художественным образованием подрастающего поколения. При этом мы понимаем под художественным образованием целенаправленную систему действенного формирования человека, способного оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе, искусстве, способность жить и преобразовывать мир, творить "вторую природу" по законам красоты, законам эстетического совершенства /103,761/.

Бесспорно, данная работа не претендует на всеобъемлющее исследование немецкого эстетического и художественного образования в ее научном и практическом аспектах. Более того, затрагивая ряд общих эстетико-педагогических проблем, мы ограничили свою задачу в основном исследованием теоретических вопросов художественного образования и рассматриваем художественную деятельность учащихся школ Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. В процессе нашей работы обнаружилось, что в Германии отсутствуют единые теоретические концепции по общим проблемам художественной педагогики, каждая земля имеет свое представление о тех или иных вопросах преподавания /что наглядно отражено в программных требованиях по предметам эстетического цикла/ и.т.д. Поэтому нам пришлось синтезировать изученные в ходе исследования материалы по отдельным аспектам художественно-педагогической теории и практики.

Известно, что в процессе художественного образования осуществляется накопление и передача от поколения к поколению чувственно-эмоционального опыта человечества, материализованного в произведениях искусства, представлениях о совершенном, гармоничном. В ходе этого процесса совершается отбор, усвоение, интеллектуальное и эмоциональное закрепление данного опыта в соответствии с основным содержанием образа жизни людей. В процессе художественного образования через эмоциональное состояние, чувства, настроение формируются деятельность и убеждения индивида, происходит его приобщение к определенному социуму, составляющему среду существования человека и создающему условия для его каждодневной жизнедеятельности.

Еще одно специфическое свойство художественного образования заключается в том, что оно служит средством познания, влияет на развитие образного, как правило, ассоциативного мышления и вообще всего интеллекта человека. Чувственно-эмоциональная природа художественного образования помогает различными средствами компенсировать эмоциональную недостаточность многих видов человеческой деятельности, вернее, видов труда, особенно нетворческих, механических, узкоспециализированных профессий. В этом заключается еще одно важное свойство художественного образования.

Реализуя свои социальные функции, художественное образование выполняет многочисленные задачи. Оно начинается с создания запаса элементарных эстетических знаний, без которых не могут возникнуть склонности, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Эстетические знания человек начинает приобретать с раннего детства, в последующем в процессе направленного обучения он получает необходимые знания уже в образно-понятийной форме. Таким образом, эстетические, в том числе и художественные знания, могут приобретаться как без осознания /на уровне синкретизмов/, так и в активном познавательном процессе /на уровне логического мышления/. Человек не рождается с готовыми художественными чувствами и вкусами, он рождается только с задатками для формирования таких чувств и вкусов, способностей и дарований.

Вторая задача художественного образования заключается в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного восприятия таких качеств личности, которые обеспечат ей возможность эмоционально оценивать художественно значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Художественное образование ставит своей конечной целью и одной из основных задач - объединить все эти способности в творчестве по законам красоты в любом виде человеческой деятельности, придать личности гармонию.

Важнейшей общественной функцией искусства является воспитательная. Искусство, захватывая различные стороны психики человека -эмоциональную сферу, мысли и волю, способствует развитию его интеллекта, высших духовных чувств, формированию мировоззрения, оказывает громадное влияние на поступки человека.

Общее художественное образование и воспитание осуществляется в школе. На плечи педагогов, преподающих предметы эстетического цикла, ложится очень ответственная задача - успешно сочетать воспитательную и образовательную стороны данного процесса.

В содержании каждого учебного художественного предмета есть стороны, составляющие его фактическую, образовательную основу и стороны, выражающие его воспитательный смысл. Обе эти стороны теснейшим образом связаны между собой.

Образовательная основа предметов эстетического цикла - это те знания и умения, которые дают школьнику возможность сознательно воспринимать произведения искусства, а также грамотно и выразительно пользоваться средствами разных искусств в сфере общественной и личной жизни.

Что касается воспитательной стороны каждого предмета, то она проявляется в формировании мировоззрения и нравственного облика школьника, в развитии всех духовных качеств и способностей личности молодого человека.

Решение кардинальных проблем педагогики требует помимо развертывания новых теоретических и экспериментальных исследований также критического изучения путей развития теоретической мысли и педагогической практики в разных странах.

Знакомство с политикой государств в области просвещения, с педагогическими теориями и учебно-воспитательной практикой в зарубежных странах позволяет вскрыть объективно действующие в педагогической сфере закономерности, выявить прогрессивные явления и новшества, определить пути развития актуальных задач, стоящих перед школой в настоящее время.

В этом смысле, на наш взгляд, имеет важное значение изучение педагогической теории и методики объединенной Германии, в частности, западной ее части, находившейся от нас длительное время за "железным занавесом".

Политика школьного образования в Германии находится сегодня на очень ответственном этапе. По сообщению журнала "Новая немецкая школа", немецко-немецкое объединение, процесс европейской интеграции, общественные преобразования, экономические нововведения расшатывают традиционный подход к образованию, заставляя искать новые методы работы в сложившихся условиях /190,18/. Правительство Германии нацеливает педагогическую науку на решение важных проблем образования и воспитания, без решения которых невозможно будет развитие творчески активной личности, призванной завтра включиться в сложный процесс общественной жизни.

Особое внимание в этой связи привлекает теория и методика преподавания предметов эстетического цикла, которые завоевывают все большую популярность в практике преподавания общеобразовательных дисциплин.

Проблемам художественного образования посвящены труды многих немецких ученых, педагогов, искусствоведов: Х.Вайкерта /266,190/, Ф.Кюне /222,18/, Д.Ленцена /230,24/, К.Мантея /233,54/ и др.

Существующие в Германии центры эстетического развития школьников при университетах проделывают колоссальную работу по разработке новых методических пособий и рекомендаций, по составлению учебных планов по курсу "Искусство". Много и плодотворно трудятся в этой области К.Матиес /234,81/, К.Пфафф /240,19/, В.Шлимм /248,56/ и др.

В результате изучения и анализа системы образования, педагогической, психологической литературы Восточной и Западной Германии, в сопоставлении дидактических приемов педагогов двух немецких стран, в диспутах ученых и педагогов-практиков, ведущихся на страницах педагогической печати, рождались те новые инициативы, которые обеспечивали наибольшую эффективность педагогического воздействия на подрастающее поколение, призванное жить и работать в новых исторических условиях.

Продуктивный обмен научной информацией и практическим опытом /в том числе и в плане художественного воспитания/ укрепляет связи, взаимопонимание между педагогами различных стран, позволяет совместно исследовать наиболее важные педагогические проблемы с учетом национальных особенностей и конкретно-исторического своеобразия в развитии школьного дела.

Важнейшими каналами художественного воспитания являются литература, музыка, телевидение, видео, кино, театр, изобразительное искусство. В этом отношении прав немецкий ученый Ф.Кюне: ". в будущем не должно быть ни одного учителя, который в каком-то виде не имел отношения к одному или нескольким видам искусства. От каждого учителя требуется, чтобы он владел определенными навыками в литературном, изобразительном и музыкальном выражении" /222,46/. В школах Германии действительно существует такой синтез. Педагог часто совмещает преподавание двух предметов: математики и изобразительного искусства, английского языка и музыки, немецкого языка и театра. Изучая опыт работы немецких школ по художественному образованию. общаясь с немецкими педагогами, мы установили, что преподавание, казалось бы, далеких друг от друга предметов, сегодня является нормой. Педагог дает импульс для логического мышления школьников, умело направляя ход рассуждений в нужное русло с помощью четко сформулированных наводящих вопросов. У учащихся появляется прекрасная возможность пробудить фантазию, напрячь ум, развить творческое мышление.

По мнению немецких педагогов Ш.Байнборна и Р.Брекау, предметы эстетического цикла настолько увлекают школьников, что работа на уроке никогда не бывает скучной и обременительной. Такие уроки посещаются учащимися с большим удовольствием. /167,14/.

К сожалению, опыт организации художественного образования в Германии скудно освещается в российской печати и недостаточно изучен в научно-педагогических центрах нашей страны.

Холодная война". годы "оттепели" и "застоя" сыграли негативную роль в сближении педагогической науки двух немецких государств. Ученые не имели взаимных контактов, все существовавшие до этого времени связи были нарушены. Педагогические науки России и Германии "варились" в собственном соку, не было взаимопроникновения, взаимоизучения и взаимоанализа педагогической теории и практики немецкой и российской педагогики. По мнению журнала "Шпигель" /268,28/, "политические игры" нанесли значительный урон обогащению педагогической науки, для восполнения которого потребуются десятилетия. И действительно, изредка появляющиеся статьи о Германии были настолько идеологизированы и политизированы, что в них можно было выделить лишь отдельные крупицы информации, не позволявшие составить целостную картину развития педагогической науки в стране. То, что делалось на протяжении многих лет в области решения психолого-педагогических проблем в Германии, остается для нас до сих пор "белым пятном". Диссертационные исследования В.0.Вендровой /23,28/, Э.А.Верб /24,31/, В.Г.Волкова /26,19/, затрагивая общие вопросы эстетического воспитания в бывшей ГДР, не раскрывают сущности и особенностей художественного образования, что не снижает их научной ценности, но и не создает глубокого представления о немецком художественном образовании. Вот почему проблемы преподавания дисциплин эстетического цикла и, в частности, изобразительного искусства в школах Германии дают, по нашему мнению, широкий простор для дальнейших исследований, подтверждая их необходимость и актуальность.

Актуальность нашего исследования мы видим в изучении опыта художественного образования в современной Германии /на примере Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия/, как одной из наиболее развитых стран мира.

Исходя из актуальности изучения и анализа немецкого опыта художественного образования и в связи с отсутствием специальных исследований этого профиля в научной педагогической литературе нашей страны, мы избрали темой настоящего исследования "Современное художественное образование в Германии /в школах федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия/".

Выбор данной административной единицы современной Германии объясняется следующими причинами:

1/земля Северный Рейн-Вестфалия расположена в западной части Германии, находившейся долгое время за "железным занавесом"; 2/между городами Северного Кавказа и городами данной административной единицы установлены партнерские связи, что существенно помогло в изучении и анализе педагогических процессов немецкой педагогики и художественного образования как составной ее части; 3/личные контакты с немецкими педагогами содействовали проведению констатирующего эксперимента в интегрированной школе г.Люденшай-да.

Объект исследования: процесс художественного образования в школах федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия /Германия/ на примере изобразительного искусства.

Предмет исследования: достоинства и недостатки, специфика организации занятий по художественному образованию в современной немецкой школе.

Цель исследования: определение и анализ модели, структуры, содержания, форм, методики художественного образования /на материале изобразительного искусства/ учащихся школ федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия.

В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи исследования:

1/проанализировать философскую, педагогическую, психологическую, искусствоведческую литературу, определить базовые понятия, модели, связанные с содержанием художественного образования, принципами функционирования предметов художественного цикла в учебном процессе школы;

2/выявить сущность и определить особенности и функции художественного образования в современной Германии; 3/изучить практический опыт, выявить дидактические особенности организации художественного образования в школах федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия /на примере занятий по изобразительному искусству/;

4/осуществить сравнительный анализ основных российских моделей художественного образования /на материале изобразительного искусства/ в средних учебных заведениях и немецкой модели, принятой за основу в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия.

Проблема исследования: противоречие между потенциальными возможностями изучения и анализа теории и практики художественного образования в школах современной Германии /как, впрочем, и опыта других развитых стран планеты/ и определенной замкнутостью в себе традиционного эстетического образования в нашей стране, вызванной многолетней обособленностью России от западного мира в целом.

Гипотеза исследованиям предполагается, что с помощью анализа теории и практики художественного образования в средних учебных заведениях федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия /Германия/, сравнения основных российских моделей художественного образования /на материале изобразительного искусства/ с немецкой моделью можно выявить как достоинства и недостатки, так и специфику последней.

Методологическая основа исследования: базовые понятия теории и практики художественного образования, основы которых заложены в трудах ведущих теоретиков эстетического восприятия, познания, творчества, известных педагогов в области художественного воспитания, в работах российских и немецких ученых эстетиков, искусствоведов: Б.Т.Лихачева /76,88/, Б.М.Неменского /94,106/, Б.П.Юсова /162,73/, Р.Бубнера /179,90/, А.Эрдмана /187,69/, А.Гроля /196,57/, Х.Коха /218,619/, К.Мантея /233,602/, Э.Пановски /239,13/, Э.Шлее /247, 310/ и др.

Многогранность проблемы предопределила необходимость применения в комплексе следующих методов исследования:

1/общенаучные методы: классификация, сравнение, аналогия, анализ, синтез, и др.;

2/анализ и систематизация исследований, учебных трудов по педагогике, психологии, философии, эстетике, искусствоведению, художественному образованию /в том числе на примере изобразительного искусства/, программных документов о развитии современной немецкой школы, касающихся вопросов совершенствования художественного образования и воспитания подрастающего поколения; 3/анализ практики обучения изобразительному искусству в современной немецкой школе: а/педагогическое наблюдение за практической деятельностью учителей /по организации учебного процесса/ и деятельностью учащихся на уроках; б/анализ результатов анкетирования учащихся /для выявления их уровня художественной информированности/; 4/беседы с учащимися на темы, связанные с художественным образованием;

5/проведение сравнительного анализа российских и немецкой моделей художественного образования для выявления особенностей преподавания предметов эстетического цикла в Германии /федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия/.

Организация исследования велась в несколько этапов. На начальном этапе изучались работы российских, немецких ученых, педагогов, философов, психологов, логиков, эстетиков, искусствоведов по исследуемой проблеме, анализировался и обобщался наиболее ценный опыт художественного образования учащихся, уточнялись цель, задачи исследования, разрабатывалась программа его проведения /февраль 1995 -декабрь 1995/.

На следующем этапе проводилось констатирующее изучение интересовавших нас вопросов преподавания изобразительного искусства в школах России и Германии. В Таганроге мы познакомились с организацией преподавания изобразительного искусства в школах N10 /педагоги Н. Н. Золотова, А.Г.Фартушная, В.П.Фартушный/, N15 /педагог Н.И.Бело-усова/, N18 /педагог Л.С.Николенко/, N30 /педагог Э.Ф.Макарова/, N37 /педагоги А.В.Пасюта, Т.А.Половинка/, кроме этого проводились беседы и консультации с искусствоведами ТГПИ Т.В.Смолиной, Ю.А.Смолиным, а также ведущими специалистами лаборатории Б.П.Юсова, занимающимися проблемами полихудожественного развития Г.В.Арзямовой, Е.А.Ермолинской /г.Москва/.

В Германии знакомство с организацией художественного образования проводилось на базе интегрированной школы им. А.Рейхвайна /г. Люденшайд/, где в течение двух поездок в Германию в 1995 и 1996 гг. нами активно посещались занятия педагогов, преподающих дисциплины эстетического цикла. В результате знакомства, общения с учителями Р.Брекау, А.Гролем, Х.Кредлером, Г.Яльчин, анализа школьной документации и директивных указаний Министерства образования земли Северный Рейн-Вестфалия нам удалось обобщить опыт немецких педагогов в организации художественного образования в школах данной Федеральной земли.

Кроме этого, нами был осуществлен сравнительный анализ российских и немецкой моделей художественного образования, исследована методика преподавания предметов эстетического цикла в школах России и Германии и выявлены особенности, характерные для каждого государства /апрель-май 1995, январь-декабрь 1996/.

На третьем этапе проанализированы, обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы выводы /январь 1997 - сентябрь 1997/.

Научная новизна исследования: определены модель, формы и методы художественного образования в школах объединенной Германии путем анализа его историко-педагогических аспектов, сравнительного анализа с российскими моделями художественного образования, выявления специфики педагогических условий обучения школьников на материале изобразительного искусства /на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия/.

Практическая значимость: материалы и результаты проведенного исследования могут быть использованы преподавателями, аспирантами и студентами педагогических вузов, школьными учителями при детальном ознакомлении с вопросами художественного образования в Германии, на занятиях со студентами и школьниками по дисциплинам эстетического цикла.

Апробация исследования проводилась на уроках изобразительного искусства в школе-гимназии N15 г.Таганрога и Областном педагогическом лицее. О результатах исследования автор докладывала на научной конференции аспирантов Таганрогского государственного педагогического института в январе 1996 г., на научно-практической конференции преподавателей Таганрогского государственного педагогического института в январе 1997 г., в публикациях научных статей в сборнике Академии педагогических и социальных наук /18,25-30; 19,84-88:20, 10-14/.

Внедрение результатов диссертационного исследования проводилось в процессе выполнения студентами курсовых работ, проведения педпрактики студентов, на занятиях со школьниками.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1/художественное образование в современной Германии выступает как средство развития эстетического, творческого потенциала личности; 2/содержание немецкого художественного образования в области преподавания изобразительного искусства определяется следующей спецификой: а/преобладание практической деятельности над теоретической, понятийной, в результате чего создаются реальные продукты творчества; б/новизна, индивидуальность продукта творческой деятельности, самостоятельного поиска способов создания художественного образа; в/личностный характер процесса, эмоционально-эстетическая активность процесса, которые через художественно-изобразительные средства отражаются на результате творческой деятельности педагога и учащихся.

3/сравнительный анализ основных российских моделей художественного образования в средних учебных заведениях /на материале изобразительного искусства/ с немецкой моделью показал, что к достоинствам художественного образования, осуществляемого в школах Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия относятся: а/его всеобщность и обязательность на протяжении обучения в школе с 1 по 13 класс; б/преобладание практической деятельности на теоретической; в/наличие большого количества аудиовизуальной техники, учебных пособий, позволяющее не только в значительной степени разнообразить уроки искусства, но и вывести художественное образование на уровень современных технологий.

В качестве отрицательного момента подчеркнем недостаточную, на наш взгляд, интенсивность отдельных этапов работы на уроке искусства.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Быкасова, Лариса Владимировна

ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ

Анализ научно-методической литературы, документов Министерства образования земли Северный Рейн-Вестфалия, решений школьной конференции, посещение уроков искусства, знакомство с дидактическими находками немецких педагогов, общение с учителями, преподающими предмет "Искусство" в школе позволил нам сделать следующие выводы:

- успешная организация художественного образования в начальной школе Германии имеет важное значение в подготовке учащихся к продолжению занятием предметом "Искусство" на первой ступени гимназии;

- важнейшей предпосылкой художественного образования и развития школьников является широта и разносторонность их интересов. Включение искусства в одну их сфер интереса является основным условием успешного развития личности;

- согласно профилю школа разрабатывает программы, отражающие сущность, направления, особенности учебного процесса;

- для обеспечения процесса познания на уроке искусства первой ступени создается обязательная "рамка". Каждая категория в процессе изучения многократно и очень подробно тематизируется;

- на уроках искусства первой ступени гимназии существуют три поля деятельности: создание изображения, восприятие его содержания, отражение условий возникновения изображения. Данные поля описывают предметную структуру;

- вторая ступень обучения имеет важные цели: научно-пропедевтическое образование молодежи и ее самореализация в социальной ответственности:

- в процессе обучения на второй гимназической ступени применяются такие методы, как предиконографическое описание, иконографический анализ, иконологический синтез и др.:

- курс искусства для 11-13 классов имеет специфический признак коммуникативная способность", отличающий его от других курсов; в учебном процессе педагоги Германии ориентируются на следующие аспекты в преподавании искусства на уроке: духовная основа, личность автора, социокультурные связи; основа немецкого урока - самостоятельность учителя в применении методов, толковании выбранной модели; урок искусства на всех ступенях школьного образования в Германии следует основным положениям системного построения и нарастающей прогрессии; собственная практика детей в постижении медиакультуры способствует приобретению критериев суждения и ведет к творческой оценке медиа, необходимых для успешного процесса художественного образования; применение немецкими учителями новейших педагогических технологий, большого количества раздаточного материала, аудиовизуальных средств, увеличительной, проекционной, копировальной техники позволяет существенно повысить интерес учащихся к изучаемому предмету; процесс объяснения нового материала на уроке "Искусство" схематично обозначается следующим образом: описание - исследование -толкование - использование контекста; урок "Искусство" имеет специфические дидактические возможности, заключающиеся в умении учащихся продуктивно соотносить визуальный опыт и возможности его приобретения; на уроке "Искусство" применяются такие формы работы, как индивидуальная, групповая, пленарная, "проект"; для художественного образования в немецкой школе характерными являются следующие принципы: возрастающей трудности в области постановки проблем, возрастающей дифференциации в области разработки проблем, возрастающих требований в овладении методами работы, возрастающей самостоятельности учащихся; анализ проведенного нами опроса по выявлению уровня художественной информированности школьников в определенной степени характеризует результаты сложившейся системы преподавания изобразительного искусства в российской и немецкой школе; проведение уроков изобразительного искусства в течении всего периода обучения с 1 по 13 класс дает преимущество немецким школьникам в плане приобретения практических навыков и умений рисования, работы с различными материалами, посещение лучших музеев мира также способствует пробуждению глубокого интереса к изучаемому предмету; результаты нашего исследования содержат основу для дальнейшего совершенствования художественного образования в российской школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ философской, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы, знакомство с директивными указаниями Министерства образования федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, решениями школьной конференции, документацией школ во время посещения немецких школ, присутствия на уроках искусства, общения с педагогами и учащимися, проведения констатирующего эксперимента в российских и немецкой школах сделало возможным:

- дать определение базовых понятий, необходимых для диссертационного исследования /эстетическое образования, эстетический вкус, художественное образование, художественная педагогика и др./;

- определить главную задачу эстетического воспитания, которая заключается в развитии личности как духовной целостности, развитии всестороннего отношения к действительности, формировании способности творить по законам красоты;

- выявить пути решения главной задачи эстетического воспитания, заключающиеся в двух направлениях единого процесса влияния на личность: ее социализации и персонификации;

- раскрыть сущность художественного образования, заключающегося в способности искусства формировать разностороннюю личность, в возможности все богатство общественного опыта в процессе восприятия искусства превращать в опыт личный, в связи с изначальной комплексностью искусства;

- определить цели художественного образования: привитие школьнику вкуса и иммунитета против безвкусицы, умение получать эстетическое наслаждение от общения с искусством, формировать у учащихся эстетические суждения;

- описать состав, функции, систему и подсистемы, этапы, структуру и принципы художественного образования; определить задачи художественного образования соответственно возрастным этапам развития школьников; выяснить методологическую основу художественного образования, которая заключается в идее комплексного подхода; выявить принципы построения учебных программ по художественному образованию: тематической цикличности, историко-тематический, исторический; рассмотреть точки зрения авторов диссертационных исследований, посвященных отдельным проблемам немецкого художественного образования, выявить их достоинства и недостатки; определить психолого-педагогические особенности художественного образования школьников: а/комплексность процесса в связи с единством духовной сущности человека, которая не может быть рассечена на изолированные составные части; б/взаимосвязь рационального и эмоционального в процессе художественного развития; в/необходимость развития личности ребенка в художественном отношении с развития чувственно-эмоционального восприятия искусства; г/преобладание творчества над отражением, коммуникативных функций над познавательными; д/возрастные особенности учащихся в процессе художественного образования определяются как психофизиологическим, так и социальным развитием личности; проанализировать современные теории немецких ученых Л.Вейсманте-ля, Э.Шпрангера, К.Ясперса и их последователей - сторонников "сократического воспитания", стремящихся сочетать авторитарное и спонтанное воспитание; сравнить модели художественного образования российских ученых и

Министерства образования федеральной земли Северный Рейн-Вестфа-лия, установить их сходства и различия. При этом отметим, что немецкая модель - действующая, внедренная во всех школах федеральной земли. Модели художественного образования, предлагаемые российскими авторами, не находят массового применения, являясь, таким образом, теоретической стороной всего процесса художественного образования, не подкрепленного процессом практическим. Немецкая и российские модели имеют одинаковые цели /формирование гармоничной личности/, структуру /три блока в соответствии с возрастным уровнем развития школьников/, однако различаются по задачам; разработать на основе описанных моделей синтетическую модель художественного образования школьников на материале изобразительного искусства; выявить, что общая задача немецкой педагогики - дать учащимся знания и воспитание, - находит свое выражение в различных документах в каждой отдельно взятой школе; согласно профилю школа разрабатывает программы, отражающие сущность, направления, особенности учебного процесса; прийти к выводу о том, что основой немецкого урока является самостоятельность учителя в применении методов, толковании модели; выявить особенности художественного образования на каждой из трех ступеней школьного обучения: а/включение элементов игры в процесс урока позволяет сделать его творческим, каждый ученик начальной школы может, таким образом, выразить свою индивидуальность; б/урок "Искусство" следует основным положениям системного построения и нарастающей прогрессии; учебные планы и форма урока опирается на то, чтобы идти от простого - к сложному, от конкретного - к общему, от наглядного - к абстрактному; в/учебные планы первой гимназической ступени немецкой школы исходят из трех обучающих единств, каждое из которых охватывает два учебных года: 5/6, 7/8, 9/10 классы; учебный процесс строится согласно методическим и педагогическим требованиям и принципам, но учебные планы создают свободу для учителя, что помогает найти подход к каждой индивидуальной группе учащихся; г/процесс объяснения нового материала на уроке "Искусство" можно схематично обозначить следующим образом: описание - исследование - толкование - использование контекста; д/на уроке "Искусство" в 5-10 классах немецкой школы важную роль играет не только обучение дифференцированному и осознанному восприятию, но и субъективный опыт обучающегося и собственный процесс обучения; е/для обеспечения процесса познания на уроке "Искусство" первой ступени гимназии создается обязательная рамка. Такая рамка в эстетических категориях - цвет, линии, площади. Каждая категория в процессе изучения многократно и очень подробно тематизи-руется; ж/на уроках "Искусство" первой ступени гимназии существуют три поля деятельности: создание изображения - восприятие его содержания - отображение условий возникновения изображения. Данные поля образуют основополагающую предметную структуру, т.е. они описывают принципиальные формы и условия предметного изучения; з/курс "Искусство" для 11-13 классов имеет специфический признак, отличающий его от других курсов - "коммуникативную способность"; и/вторая ступень обучения в гимназии имеет важные цели: пропедевтическое образование молодежи и ее самореализация в социальной ответственности; к/урок "Искусство" в 11-13 классах имеет специфические дидактические возможности, заключающиеся в умении учащихся продуктивно соотносить визуальный опыт и возможности его приобретения; л/в процессе преподавания искусства в старших классах гимназии применяются такие методы, как предиконографическое описание . иконографический анализ, иконологический синтез: м/немецкими педагогами используются такие виды работы как индивидуальная, групповая, пленарная, "проект"; н/художественное образование в старших классах базируется на четырех принципах: возрастающей трудности в области постановки проблем, возрастающей дифференциации в области разработки проблем, возрастающих требований в овладении методами, возрастающей самостоятельности учащихся, установить, что собственная практика учащихся в постижении медиа-культуры способствует приобретению критериев суждения и ведет к творческой оценке медиа, необходимых для успешного процесса художественного образования; разработать и описать признаки показателей уровней художественной информированности школьников, на основании которых был проанализирован проведенный нами констатирующий эксперимент в немецкой и российской школах; заключить, что анализ проведенного нами опроса по выявлению уровня художественной информированности школьников в определенной степени характеризует результаты сложившейся системы преподавания изобразительного искусства в российской и немецкой школе; проведение уроков изобразительного искусства в течении всего периода обучения с 1 по 13 класс дает преимущество немецким школьникам в плане приобретения практических навыков и умений рисования, работы с различными материалами; посещение лучших музеев Европы также способствует пробуждению глубокого интереса к изучаемому предмету; констатировать: результаты нашего исследования содержат основу для дальнейшего совершенствования художественного образования в российской школе; разработать экспериментальную программу факультативного спецкурса "Художественное образование на примере Западноевропейского изобразительного искусства" /для старших классов средней школы/; отметить тот факт, что в ходе диссертационного исследования подтвердилась выдвинутая нами гипотеза: с помощью анализа теории и практики художественного образования в средних учебных заведениях федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия /Германия/, сравнения основных российских моделей художественного образования /на материале изобразительного искусства/ с немецкой моделью можно выявить как достоинства и недостатки, так и специфику последней; определить дальнейшую перспективу научного исследования: проверку эффективности адаптации достижений современного художественного образования в Германии, как целенаправленного, педагогически организованного процесса развития эстетического и творческого потенциала личности в условиях российской школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Быкасова, Лариса Владимировна, 1997 год

1.Berresheim Н.2.Brock В.3.Brog Н.4.Celebonovic А.5.Сгопе R. Warhol А.6.Dadek W.7.Ernst М.8.Еvers Н.9.На11ег Н.lO.Hauser А. И.Herding К.12.Herding К.13.Hoffmann D.14.Hoffmann D.15.Janssen H.16.Jantzen H.17.Jensen J.18.Jensen J.

2. Der Kurzfilm.Koln,1970.-S.67-74. Identitat/Nichtidentitat.Dortmund,1976.-S.104. Konkrete Kunst,konkrete Poesie.Berlin,1977.-S.87. Burgerlicher Realismus.Berlin, 1974. -S. 122. Der Kunsfler als "Produktionsmaschine". Bonn, 1970.-S.62-74.

3. Das Filmmedium.Munchen,1986.-S. 121. Collageroman.Stuttgart,1976.-S.327. Vom Historismus zum Funktionalismus.Baden-Baden, 1976.-S.20.

4. Die Zwanziger Jahre in Portrait.Bonn,1976.-S.94-95.

5. Gotik des Abendlandes.Koln,1962.-S.220-242. Das Bild als biografische Metapher.Koln,1974.-S.182.

6. Bildbescheibung.Koln,1977.-S.217-218.20.Kreuser H.21.Kienholz E.22.Keyenburg H.23.Menzel A. 24.0sterwold T.25.Paech J.26.Pinthus K.19.Jurgens-Kirchhoff A. Technik und Tendenz der Montage. Giessen,1978. -S. 42.

7. Die Boheme. Stuttgart, 1971. -S. 43-48. Neue Gesellschaft fiir bildende Kunst. Berlin, 1970.-S.13-48.

8. Realismus. Hannover, 1978. -S. 81. Der Maier. Stuttgart, 1965. -S. 10-21. Realitat und Realismus.Stuttgart, 1971.-S. 213. Didaktik der Massenkommunikation. Stuttgart, 1977. -S.215.

9. Das Kinostuck. Frankfurt, 1962. -S. 222.

10. Quintanilla J. Hommage an meine Mutter.Koln. 1972. -S. 179.

11. Raderscheid A. Die neue Sachlichkeit in Deutcshland. Miinchen,1974.-S.92.

12. Die Geschichte des Impressionismus. Koln,1965.-S.209-213.

13. Schmoll I. 36.Schneider S.37.Schloz G.

14. Sitte W. Bekenntnis zum sozialistischen Realismus. Bonn,1975.-S.109.

15. Steinwachs G. Mythologie des Surrealismus. Berlin,1971.-S.42.

16. Wissmann J. Pop Art Oder Realitat als Kunstwerk. Dusseldorf,1986.-S.12-34.

17. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев,ваятелей и зодчих.-М.: Искусство, 1971.-786с.42.Всеволожская С.Н. и др.

18. Итальянская живопись XIII-XVIII веков в собрании Эрмитажа. -Л.: Советский художник, 1964. -315с.43.Гершензон-Чегодаева Н.М.

19. Нидерландский портрет XV в.-М.-.Искусство, 1972.-197с.

20. Гойя Ф. Капричос: Альбом по искусству.-М.: Центр Рой.1992.-168с.

21. Дмитриева Н.А. Изображение и слово.-М. .-Искусство, 1962.-168с.

22. Зинченко В. П., Порождение образа. -М.: Искусство. 1973. -433с. Вучетич В.М.,1. Гордон В.М.

23. Зись А. Я. Искусство и энергетика. -М.: Искусство, 1967. -465с.

24. Калитина Н.Н. Французская пейзажная живопись 1970-1970. -Л.:Искусство, 1972.-262с.

25. Калитина Н.Н. Французский портрет XIX в.-Л.:Искусство, 1982.280с.

26. Киященко Н. И., Эстетическое творчество. -М.: Знание, 1984. -110с. Лейзеров Н.Л.

27. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству вобщеобразовательной школе. -М.:Просвещение, 1972. -270с.

28. Такач М.Х. Испанские мастера от Сурбарана до Гойи: Музейизобразительных искусств в Будапеште.-Будапешт:1. Корвина,1995.-94с.

29. Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрожденияросписи вилл Флоренции и Рима).-М.Издательство Московского университета, 1992.-208с.

30. Фаворский В.А. Образ в пространственном и словесном искусстве

31. Декоративное искусство СССР. -1971.-N9.-C.20.

32. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии /Теория эстетического воспитания. -М.:Просвещение, 1975.-С.76-83.1. ЛИТЕРАТУРА

33. Алексеев Э.Е. Молодежь и музыка сегодня. Социальные функцииискусства и его видов /Под ред. Е.К. Чухман. -М.: Искусство, 1980.-258с.

34. Алиев Ю.Н. Музыкальное воспитание школьников.-М.: Искусство,1975.-109с.

35. Алферов В.Ю. Непрерывное образование развитых стран //Педагогика. 1990.-N8.-С.131-136.

36. Ананьев Б.Г., Особенности восприятия у детей. М.:Знание.1964.-Рыбалко Е.Ф. 186с.

37. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность и др. восприятия. -М.: Знание, 1968. -473с.

38. Андросов М. В искусстве для детей есть тайна //Искусство вшколе.-1995.-N4.-С.31-38.7.Бакушинский А.В.

39. Художественное творчество и воспитание. М.: Учпедгиз, 1925.-397с.

40. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность.-Саранск:

41. Изд-во Мордовского ун-та, 1992.-167с.

42. Белик А. П. Эстетика и современность.-М. Политиздат, 1963.189с.

43. Ю.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.Т.УШ.-М., 1995.-118с. Н.Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников //Педагогика.-1994,-N2.-С.17.

44. Библер B.C. Нравственность, культура, современность.-М.:1. Знание,1990.-62с.

45. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.:Педагогика,1968.-97с. Эстетика-учителю. -Тамбов, 1971. -208с.

46. Структура школьного образования в Германии//Пе-дагогика.-1991.-N5.-С.130-135. Художественное воспитание в школах ГДР. Дис. канд. пед.наук.-М.,1968.-174с.

47. Курс эстетики в средней школе как средство эстетического воспитания старшеклассников.Дис.д-ра пед.наук.-Л.,1965.-220с.

48. Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры/Под ред.Д.М.Генкина.М.:Наука, 1980.-119с.

49. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству. Дис.канд.пед.наук.-М.,1981.-174с.

50. Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада. //Педагогика. -1991.-N1.-С.124-130.

51. Выготский Л.С. Мышление и речь.-М.,Л.,1934.-427с.

52. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.:1. Искусство,1967.-146с.

53. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.,1967.-447с.

54. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.-.Искусство, 1968.-576с.

55. Герасимов С.А. Любить человека.-М.:Просвещение,1985.-380с.

56. Гиппан Ф. Тенденция развития эстетического воспитания в1. ФРГ.-Л., 1984.-183с.

57. Гонарчук А.Ю. Формирование ценностного отношения школьников кколлективно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.-М.:Просвещение,1965. С.164-169.

58. Горький A.M. Полное собрание сочинений.-М.,1958.т.27.С.93.

59. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.-М.:Педагогика, 1981. -176с.

60. Дадамян Г.Г. Студенты глазами студентов //Декоративное искус-и др. ство СССР.-1976.-N11.-287с.

61. Демина Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся. Со41. Дидро Д.42.Дмитриева Н.

62. Долгов К.М. 44.3инченко В.П.держательные и структурные аспекты. Рига: Звайгзне, 1978.-108с.

63. Джидарьян И. А. Эстетические потребности. -М.: Знание. 1976. -118с.

64. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962. -230с. Эстетика Д.Лукача.-М.-.Знание, 1988.-63с. Теоретические проблемы психологического восприятия. -М.:Искусство,1964.-250с. 45. Зинченко В. П. Порождение образа. -М.: Искусство, 1973. -433с.

65. Искусство и эстетика.-М.:Искусство, 1967.-465с. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками/на уроке по развитию речи/. Автореф. дис. канд. пед.наук. -М., 1978. -26с.

66. Ильенков Э.В. 0 специфике искусства/Вопросы эстетики.-М., 1960.-С.12.

67. Ион Э. Введение в эстетику.-М.:Прогресс, 1964. -58с.

68. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшимишкольниками/Под ред. Ю. А. Гонарчук-М.: Просвещение, 1991.-127с.

69. Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Под ред.Е.К.Чухман, М.: Искусство, 1981. -335с.

70. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развитияшкольников /Под ред.Е.В.Квятковского, Ю.У.Фох-та-Бабушкина.-М.:Знание,1974.- 270с. 55.Каган М.С. Морфология искусства.-Л.1972.-165с.46.3ись А. Я. 47.Иванова С.М.56. Каган М.С.57.Капустин М.П.

71. Киященко Н.И. Лейзеров Н.Л.59.Кошаев А.60.Крупская Н.К.61.Крупская Н.К.62.Крупник Е.П. и др.63.Крылова Н.Н.64.Крюкова Н.Н.65.Кузин B.C.66.Лабунская Г.Б.67.Лабунская Г.В.68.Левашова Г.Н.69.Левитов Н.Д.70.Левшина И. С.71.Левшина И. С.

72. Человеческая деятельность.-М.:Знание,1974. -147с. Воспитание и образование как усвоение молодежью. -М.:Наука,1981.-335с. Эстетическое творчество.-М.:Знание,1984. -210с.

73. Факультет искусства //Искусство в школе.1987.-N1.C.23.

74. Формирование эстетических суждений старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1982. -27с. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.:Просвещение. 1972.-270с.

75. Изобразительное творчество детей.-М.:Просвещение, 1965.-207с.

76. Художественное воспитание детей в семье.-М.:Педагогика, 1970.-48с.

77. Общая культура учителя. -Л:. Знание, 1977. -46с. Детская и педагогическая психология. -М.:Просвещение, 1964.-268с.

78. Любите ли вы кино?-М.:Искусство, 1978.-254с. Художественное воспитание сегодня: социальнаязначимость, методические принципы //Искусство и эстетическое воспитание молодежи/Под ред. Б. Т.Лихачева. -М.:Наука, 1981.С.33-49.

79. Леонтьев А. Н. Человек и культура. -М.: Искусство, 1963. -379с.

80. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М.:Знание, 1981. -173с.

81. Лернер И. Я. Проблемы обучения. -М.: Знание, 1974. -64с.

82. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания.-М.-.Педагогика, 1972.-159с.

83. Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание в школе. -М.: Педагогика,1980.-136с.

84. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. -М.:1. Просвещение,1985.-175с.

85. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.-М.Прометей, 1993.-527с.

86. Лукач Д. Своеобразие эстетического. -М.: Знание. 1986. -185с.

87. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики.-М.:Просвещение, 1983.-192с.

88. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. -М.:Знание, 1973. -153с.

89. Лысенкова С.Н. Педагогический поиск.-М.Просвещение, 1987.-с.99.

90. Малькова З.А. Педагогические системы будущего:школьные реформывысокоразвитых стран //Педагогика.-1990.-N12.-С.116-120.

91. Маркс К., Об искусстве.В 2-х т. Сост.и вступит.статья М. Энгельс Ф. Лифшица. Коммент. Г. Фринлендера. М.: Искусство, 1976.1. Т.1.-576с.

92. Марнет Г. 0 значении эстетических потребностей и интересовв эстетическом воспитании. -М.: Наука, 1981. -С. 54.

93. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.

94. К проблеме художественных способностей и их раз-вития//Педагогика искусства и школа/Под ред.З.Н. Новлянской. -М., 1982. -225с.

95. Миронов В.Б. Образование в странах Запада в конце XX века

96. Педагогика.-1990. -N1. -С. 128-131.

97. Митина B.C. Качество образования в современных школьных реформах на Западе//Педагогика. -1991.-N10.-С.18.

98. Миттер В. Обучение национальных меньшинств в школах ФРГ //

99. Педагогика.-1990. -N1.-С.125-131.

100. Молчанова М.А. О системе самостоятельных работ учащихся приизучении отдельных тем курса //Самостоятельная работы учащихся в школе и дома /Под ред.М.А.Молчановой: Таганрог, 1962.-137с.

101. Монтень М. Размышления об искусстве. Соч.-Т.2. -М.:Голос,1992.-560с.

102. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. -М.:Просвещение,1987.-172с.

103. Неменский Б.М. Учить и учиться изобразительному искусству. -М.:

104. Просвещение. 1985. -С.79-86.

105. Нуйкин А. Эстетика и политика //Иностранная литература.1972.-N2.-23с.

106. Д.М.Генкина.-М.:Просвещение.1987.-200с. 100. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя /Под ред.

107. Н. А.Кушаева. -М.: Просвещение, 1986. -239с.

108. Павлинов П.Я. Графическая грамота.-М.:Искусство,1953.-176с.

109. Педагогика: искусство и школа/Сост. Е.К. Чухман и Н.Н.Махайлова.1. М.,1982.-292с.

110. Педагогический словарь.-М.:Изд-во Академии пед.наук,1960.-766с.104.Пилиповский В.Я.

111. Традиционноместско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе //Педагогика.-1992.-N9-10.-С.21-34.

112. Писарева Л.И. Тенденция развития современной школы ФРГ //Педагогика, 1991.-N2.-С.133-139.

113. Плеханов Г.В. Письма без адреса /Плеханов. Литература и эстеттика. -М. Гослитиздат, 1958. Т. 1.-С. 13.

114. Польская О.Я. Роль воссоздающего воображения в процессе изучения литературы.Дис.канд.фил.наук.-М.,1965.-163с.

115. Курс "Мировая художественна культура" в старших классах общеобразовательной школы //Музыкальное воспитание в СССР/Под ред.В.Е.Семенова. -М.: Искусство, 1978.-234с. И2.Предгеченская Л.М.

116. Русско-немецкие художественные связи на рубеже XIX-XX веков. Автореф. канд. пед.наукМГУ, 1982. -22с. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности.-М.: Искусство, 1986.-190с.

117. Клуб и культура общения.-М. :Изд-во ВНМЦНТ и КПР МК СССР,1989.-92с.

118. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -М. -.Мысль, 1969.-190с.

119. Роль искусства в развитии способностей школьников /Под ред.Е.К.

120. Чухман.-М.:Педагогика,1985.-141с.

121. Рубинштейн С.Л.Принципы и пути развития психологии. -М. ,1959.417с.

122. Рубинштейн С.Л.Человек и мир //Методологические и теоретическиепроблемы психологии /Под ред.В.Е.Семенова. -М., 1969.-374с.

123. Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии.-М.:Знание, 1973. -397с.

124. Рылова Л.Б. Проблемное обучение на уроках изобразительногоискусства в общеобразовательной школе. Дис.канд. пед.наук.-М.,1983.-253с.

125. Сергеева Н.П. Впечатления о современной немецкой школе //Педагогика. -1993.-N2.-С.23-26.

126. Симонов П.В. Что такое эмоция?-М.Педагогика,1996.-196с.126.Синельникова А. И.

127. Эстетическое воспитание подростков при обучении иностранному языку: на материале школ Казахстана.115.Раев А.116.Разумный В. А.117.Разумный В.А.118.Разумный В. А.

128. Автореф. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1985. -26с.

129. Система эстетического воспитания школьников/Под ред. С. А.Герасимова. -М. -.Искусство. 1983.-126с.

130. Совершенствование учебно-воспитательного процесса на урокахизобразительного искусства. Материалы 1-й Всесоюзной научно-практической конференции /Ред.В. С. Кузьмин и др.-М., 1972.-230с.

131. Современная философия и социология в ФРГ. Некоторые направленияи проблемы/Под ред. Д. С. Огородникова. -М.: Знание, 1971.-280с.

132. Степанов С. И. Психологическое диагностирование ребенка по егорисункам //Воспитание школьников. -1995.-N3.-С.27-31.

133. Столетов В.Н. Учитель, воспитай ученика//Литературная газета.1979.-N48.

134. Столетов В.Н., Диалоги о воспитании.-М.:Педагогика. 1985.-288с. Вернер Л. А.

135. Сухова Т.И. Содержание и формы эстетического воспитания впрактике современной общеобразовательной школы. Дис. канд.пед.наук.М.1981.-213с.134.Сухомлинский В.А.

136. Рождение гражданина.-М.:Мысль. 1971.-129с.

137. Тамм Ю. А., Ермолинская Е.А.

138. Программа изобразительного развития/1-11классы/. Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств /Под ред.Б.П.Юсова-М.: НИИ художественного воспитания АПН СССР.1993.-78с.

139. Теория эстетического воспитания/Под ред.Б.Т. Лихачева. -М.:Искусство. 1979.-218с.

140. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия //Известия Академии педагогических наук РСФСР.Выпуск 2.-М.Л.,1947.-90с.

141. Тихонова М.Т. Объединенная Германия: образовательная политика1. Педагогика.-1994.N5.-79с.

142. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 т.-Т.11.-М.,1953.1. С.41.

143. Торшилова К.М.Художественное восприятие живописи и структура Дукаревич М.3. личности.-Л. 1978.-235с.

144. Торшилова К.М.Концепции эстетического развития личности в сов-Ратгауз Г. ременных буржуазных теориях Англии, США и ФРГ //

145. Эстетическое воспитание молодежи/Под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. -М.: Педагогика. 1981. -272с.

146. Третьякова 3. И. Подготовка учителя к эстетическому воспитаниюшкольников. -Свердловск, 1975. -81с.

147. Тургенев И.С. Из-за границы.Письмо первое.Соч.-Т.Н.-М.,Госполитиздат,1956.-317с.

148. Фаворский В. А. Образ в пространственном и словесном искусстве//

149. Декоративное искусство СССР.-1971.-N9.-С.20.

150. Федоров А. В. Подготовка студентов педвузов к эстетическомувоспитанию школьников на материале экранных искусств/кино, телевидение, видео/.-Таганрог:Из-во Таганрогского пед. института, 1994. -384с.

151. Философская энциклопедия/Гл.ред.Ф. в. Константинова. -М.: Сов. энциклопедия, 1960.-501с.

152. Фомина Н.Н. Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков /Автореферат канд. пед.наук.М., 1996. -24с.

153. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. -М.:Педагогика,1982.-С.270.

154. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. М.: Наука,1963.-396с.

155. Шиллер Ф. Сб.статей по эстетике.М.-Л.,1953.-604с.

156. Школа и искусство /Под ред. К.Лехта. -Таллин, 1977. -131с.

157. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. -М.:Знание,1979.-112с.

158. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности/Под ред.Г. Зальмона. -М.:Искусство, 1983. -117с.

159. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя

160. Под ред. г. С.Лабковской.-М.:Просвещение, 1983.-304с.

161. Эстетическое воспитание школьной молодежи/Под ред. Б. т. Лихачева,

162. Психология художественного восприятия.-М. .-Искусство, 1964.-198с.

163. Aktuelle Probleme der kulturellen Massenarbeit/Red.K.Achorn.Leipzig, 1983.-92S.

164. Allgemeinbildung.Lehrplankwerk.Unterricht/Ausgearbeitet von einem Autorenkollektiv unter Leitung von G.Neuner. Berlin,1972.-438S.

165. Anlage zum Antragstellung fur einen WP I-Bereich Kunst-Musik-Darstellundes Spiel.Iserlohn, 1995.-140S.

166. Autorenkollektiv und Probleme des Darstellens/Red. H.-W.Klussemann.Wuppertal,1986.-94S.

167. Arens D. Methodik. Musikunterricht. Volk und Wissen,Volkseigener Verlag. Berlin, 1876. -126S.

168. Berresheim H. Der Kurzfilm. Koln, 1970. -74S.

169. Berkie H. Kunstunterricht. Handbuch fur die Planung der

170. Stunden/Stundenbilder mit Zielen, Inhalfen, Methodik. Munchen, Schwarzenberg, 1978.-98S.

171. Bildungspolitik mit der GeW.NDS-1995.-N12.-S,3.

172. Brecht B. Schrifften zum Literatur und Kunst.Bd. II,Weimar,1976.-366S.

173. Brog H. Konkrete Kunst, konkrete Poesie. Berlin, 1977. -S. 87.

174. Brockhaus F.A. Enzyklopadie.Wiesbaden, 1968.В. 1.-S.810-812.162.Юсов Б.П.163.Якобсон П.М.164.Якобсон П.М.165.Якобсон П.М.

175. Brockhaus F. A. Enzyklopadie.Wiesbaden, 1968. B. 7. -S. 208.

176. Brockhaus F.A. Enzyklopadie/Siebzehnte vollig neubearbeitete

177. Auflage des grossen Bjtockhaus. Band 8. Wiesbaden, 1968.-844S.

178. Bubner R. Asthetische Erfahrung.Frankfurt/M, 1989-96S.

179. Chance der Jugend//Fernsehen ist die Reiz-Kitzel Maschine/Red.

180. R.Schulze Aachen, 1995.-S.14-15.

181. Chance nicht verspielen /NDS-1995.-N22.-S.18-21.

182. Crone R. Der Kunstler als "Produktlonsmaschine".Bonn, Warhol A. 1970.-S.62-74.

183. Dadek W. Das Filmmedium.Munchen, 1986.-N9.-S.21.

184. Denken deim Gedenken. NDS. -1995. -N9. -S. 15.

185. Empfehlungen fur den Unterricht in der Realschule fur das Fach

186. Kunst. Rat ingen(u. a. )Henn, 1973. -35S.

187. Engels F. Anti-Duhring.MsW,Band 20.-298S.

188. Erdmann A. Zusammenhange. Eine Forderung nach mehr Rhythmik.1. Zurich.1990-114S.

189. Ernst M. Collagenroman.Stuttgart, 1976. -S. 327.

190. Erziehung und Wissenschaft//Schule ist mehr als Unterricht/Red.

191. J.Lenz.Frankfurt, 1995.-208S.

192. Er 1 ebni spadagogi к. NDS. -1995. -N13/14. -S. 18-21.

193. Erziehung bedeutet Leben lernen. Erziehung und Wissenschaft.1995.-N 4.-S.18.

194. Evers H. Vom Historismus zum Funktionalismus. Baden-Baden,1976.-S.20.

195. Ewigkeit D. Das Salz in der Suppe jeden Unterrichts/Erziehung und Wissensehaft. -N 7/8. -1995. -S. 4-7.

196. Fachschaft Kunstgeschichte. Munchen(Hg.). Kunstgeschichte-aberwie? Berlin, 1989.-181S.

197. Groh K. Psychologie der aktuellen Kunst in Ostewropa.196.Groll A.197.Gunter 0.198.Hager K.199.Haller H.1. Berlin,1993.-82S.

198. Spiele.SpaJJ und Abenteuer im Sauerland. Guiraners-bach,1994.-200S.

199. Didaktik der asthetischen Erziehung. Georg Wes-termann Verlag. Braunschweig, 1974. -142S. Zu Fragen der Kulturpolitik.Dietz-Verlag.Berlin, 1972.-S.22-32.

200. Die zwanziger Jahre im Portrait. Bonn,1976.-S.94-95.201.Hannappel H.202.Hauser A.203.Hecker U.204.Herdiger K.205.Herding K.

201. Integrationspadagogik-Schule als Lebens und Erfahrungsraum furalle Kinder.-NDS.-1995.-N 17.-S.25. Schminktechniken. Hamburg, 1987, -64S. Zeichnungen und Radierungen. Hamburg, 1976.-S. 72-83.

202. Gotik des Abendlandes.Koln, 1962. -S. 220-242. Die Jdee der Universitat. Berlin, 1961.-123S.207.Jans M.208.Janssen H.209.Jantzen H.210.Jaspers K. Rossmann K.211.Jensen J.212.Jensen J.

203. Bildbeschreibung. Koln, 1977. -S. 217-218. Das Bild als biografische Metapher. Koln,1974.-S.182.

204. Jurgens-Kirchhot Technik und Tendenz der Montage. Giessen,214.Kagan M.215.Keyenburg H.216.Kienholz E.217.Knopff H.1978.-S.42.

205. Vorlesungen zur Asthetik.Vierte Auflage. Berlin, 1975.-218S.

206. Realismus Hannover, 1978.-S. 81. Neue Gesellschaft fur bildende Kunst. Berlin, 1970.-S.13-48.

207. Progressiver Kunstunterricht. Eine Handreichung fur Lehrer der Sekundarstufe 1.Donauvrorth, Auer, 1972.-160S.

208. Kulturpadagogik und Kulturarbeit. Weinheim. Munchen. Juventa.1988.-272S.

209. Kulturpolitisches Worterbuch. Diets-Verlag.Berlin, 1970.-529S.

210. Kunst. Richtlinien Gymnasiale Oberstufe Diisseldorf, 1993.-205S.

211. Kunst. Richtlinien und Lehrplane Gymnasium. Sekundarstufe 1.1. Diisseldorf, 1993.-134S.

212. Linssen H. Wieder eine Schule der Beliebigkeit.-NDS. -1995. -N21. -S. 28-33.

213. Lichatschow B. Asthetische Aspekte der Erzlehung. Berlin,1976.-190S.

214. Manthey K. Aktuelle Probleme der asthetischen Bildung und

215. Erziehung /Padagogik. -1965. -N12. -1087S.

216. Matthies K. Erkenntnis und Interesse in der Kunstdidaktik.1. Berlin,1986.-196S.

217. Meier A. Erziehung der Jugend zum Schopfertum /Einheit.

218. Berlin.-1975.-Heft 11.-S.1286.

219. Menzel A. Der Maler. Stuttgart, 1965. S. 10-21

220. Methodik Kunsterziehung. Ausgearb. von einem Autorenkollektivunter der J-eitung von A.Muller. Berlin, 1980. -136S.

221. Neu T. Sinnliche Grunderfahrungen: sybo'ektive

222. Orientierungen staff Lehrsysteme. Leipzig, 1991.234.S

223. Panofsky E. Sinn und Deutung in der bildenden Kunst. Koln,1989.-92S.

224. Pfaff K. Kunst fur die Zukunft. Koln.Du Mont, 1989.-119S.

225. Philosophisches Worterbuch. Hrsg. von W. Bugger. Freiburg-Wien,1964.-753S.

226. Rewald J. Die Geschichte des Impressionismus. Koln, 1965.1. S.209-213.

227. Rolf-Gunter Dienst. Deutche Kunst-eine neue Generation. Berlin,1990.-213S.

228. Roosen H. Zum Problem der Inhaltsdeutung von Werken derbildenden Kunst. Koln,1971.-S.97-131.

229. Rubinstein S. Grundlagen der allgemeinen Psychologie. Berlin,1981.-611S.

230. Rumpf H. Die kunstlerische Schule und das wirkliche247.Schlee E.248.Schlimm W.249.Sclimalor H.250.Schmidt S.251.Schmidt S.252.Schmoll I.253.Schumacher E.

231. Seger P. 255. Ses-Zaloziecky 256.Seel M.257.Sitte W. 258.Sliwka K.

232. Zur Rezeptionsproblematik reihenorganisierter Kunst. DorTmund,1977.-S.22-47. Denkmaler im 19.Jahrhundert. Munchen, 1982.-S. 76-94.

233. Gemalde und Zeichnungen. Bonn, 1975.-S.41-57. Aspekte zum Unterrichtsfeld. Bildende Kunst und visuelle Kommunikation. Koln, 1987.-74S. Die wortlose Sprache. Hall, 1984.-62S. Kulturfragen der Gegenwart. Heidelberg, 1973.-113S.

234. Die spielende Klasse. Ideen, VorschlSge und Texte fur Gruppe. Munchen, 1991.-138S. Mensehenbildung an der Zeitenwende. Berlin, 1991.-138S.

235. Begenung mit Kunstwerken. Ein Beitrag zur Didaktik der bildenden Kunst. Munchen. 1972.-208S.

236. Der Mensch in seiner anthropologischen Verfassung und Bildsamkeit. Berlin, 1979.-104S. heutigen Lebens /Spiegel.-1993.-N4.-S.28

237. Asthetische Denken. Frankfurt /М, 1990.-117S. wieder zum Privileg? NDS.-1995.-N10.-S.7. Pop Art Oder die Realitat als Kunstwerk. Diisseldorf, 1986.-S. 12-34. Referat auf der gemeinsamen Plenartagung der Akademie der Kiinste. Berlin, 1974.-S. 15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.