Современная французская проза рубежа веков: модификация романной формы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, доктор филологических наук Шевякова, Эвелина Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 473
Оглавление диссертации доктор филологических наук Шевякова, Эвелина Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РОМАННОЙ ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI В.
1.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАН.
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ МЫШЛЕНИЯ, НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ВИДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА.
1.3. ОБНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА РОМАННОЙ ПРОЗЫ.
1.4. МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗИРОВАНИЯ.
ГЛАВА II. РОМАНТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО РОМАННОГО СИНТЕЗА
2.1. ДОЛГОЕ ЭХО РОМАНТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.
2.2. СИНТЕЗ РОМАНТИЧЕСКОГО МИФОТВОРЧЕСТВА И РОМАННОГО НАЧАЛА В РОМАНЕ-ПОЭМЕ ЖАН-МАРИ-ГЮСТАВА ЛЕКЛЕЗИО «БЛУЖДАЮЩАЯ ЗВЕЗДА».
2.2.1. ПОЭТИКА НАЗВАНИЯ, ПОСВЯЩЕНИЯ, ЭПИГРАФА.
2.2.2. ОТЗВУКИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЭТИМОЛОГИИ.
2.2.3. МИФОПОЭТИЧЕСКАЯМОДЕЛЬ МИРА В РОМАНЕ. АРХЕТИП «ДРЕВА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ».
2.2.4. ПРОБЛЕМА ИНИЦИАЦИИ. СВОЕОБРАЗИЕ ХРОНОТОПА. СИНКРЕТИЧЕСКИЙ МИФОЛОГИЗМ ЛЕКЛЕЗИО.
2.2.5. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОМАНА: СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ.
2.2.6. ПОЭЗИЯ ВОДНОЙ СТИХИИ.
2.3. РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОМАНТИЧЕСКИХ МИФОВ В РОМАНЕ Ж.ЭШНОЗА «У РОЯЛЯ».
ГЛАВА Ш. МЕЖЖАНРОВЫЕ ПОЛИФОРМЫ ОБНОВЛЕННОГО РОМАННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ.
3.1. СУБЪЕКТИВНАЯ ЭПОПЕЯ МИШЕЛЯ БАТАЯ: «РОМАН - КРИК» «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА»
3.2. ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЛИФОРМА РОМАНА Л.АРАГОНА «БЛАНШ, ИЛИ ЗАБВЕНИЕ».
3.2.1. КАТЕГОРИЯ ГИПОТЕЗ В ПОЭТИКЕ РОМАНА.
3.2.2. ЛИНГВОСТРУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ИЗОБРШЕНИЯ.
3.2.3. СПЕЦИФИКА АРАГОНОВСКОГО ИНТЕРТЕКСТА.
3.2.4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ МАНЕРЫ.
3.3. «ТРАНСКРИПЦИЯ - ИГРА» С РОМАНОМ РОКОКО (РОМАН МИЛАНА КУНДЕРЫ «НЕСПЕШНОСТЬ»).
3.4. «СИНТЕЗИРУЮЩАЯ МУДРОСТЬ» РОМАНА-МЕДИТАЦИИ М.КУНДЕРЫ «ПОДЛИННОСТЬ»
ГЛАВА IV. ВАРИАНТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА.
4.1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТМОДЕРНИЗМА ВО ФРАНЦИИ».
4.2. ТРАГИФАРС РОМЕНА ГАРИ «ПЛЯСКА ЧИНГИЗ-ХАИМА» КАК ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО РОМАНА.
4.3. РОМАН-КАЛЕЙДОСКОП А.РОБ-ГРИЙЕ «В ЛАБИРИНТЕ»: ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ.
4.4. РОМАНЫ ЖАКА РУБО КАК «МЕТАТЕКСТУАЛЬНЫЕ ЧУДОВИЩА» (М.ГОНТАР): ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ПАСТИШ ИЛИ ПАРОДИЙНОСТЬ?.
ГЛАВА V. МИНИМАЛИСТСКИЙ РОМАН.
5.1. ОБНОВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 80 - 90 ГГ. СПЕЦИФИКА «ВОЗВРАЩЕНИЙ».'.
5.2. ИГРА С РОМАННОЙ ТЕХНИКОЙ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: «ПЕРЕОТКРЫТИЕ» ВЫМЫСЛА В РОМАНАХ ЖАНА ЭШНОЗА.
5.3. СВОЕОБРАЗИЕ ТОПОСА СИМУЛЯЦИИ В РОМАНЕ ЖАНА ЭШНОЗА «ВЫСОКИЕ БЛОНДИНКИ».
5.4. РОМАН-МЕТАФОРА ЖАНА ЭШНОЗА «ОДИН ГОД».
5.4.1. АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
5.4.2. СПЕЦИФИКА УСЛОВНО-МЕТАФОРИЧЕСКОЙ РОМАННОЙ ФОРМЫ Ж. ЭШНОЗА.
5.5. ТРАНЗИТНАЯ ФОРМА РОМАНА ЖАНА ЭШНОЗА «Я УХОЖУ»: ОТ ПОСТМОДЕРНИЗМА К
НОВЫМ БЕРЕГАМ.
5.6. МОДИФИКАЦИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА В МИНИМАЛИСТСКОМ РОМАНЕ Ж. ЭШНОЗА «БЕЖАТЬ».
5.7. ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА ПО-ТУССЕНОВСКИ.
5.7.1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ж.-Ф.ТУССЕНА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ
ЛИТЕРА ТУРОВЕДЧЕСКОЙ НА УКЕ.
5.7.2. СМЕХОВАЯ ПАЛИТРА РОМАНОВ ПИСАТЕЛЯ.
5.7.3. ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ: ТУССЕН - ПАСКАЛЬ.
5.7.4. ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ: ТУССЕН - ВОЛЬТЕР.
5.7.5. «ВНЕПРОСТРАНСТВЕННЫЕЗНАЧЕНПЯ» ТУССЕНОВСКОГОПРОСТРАНСТВА.
5.7.6 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛЬНОСТИ, ВРЕМЕНИ, ВЕЧНОСТИ В РОМАНАХ ТУССЕНА.
ГЛАВА VI МЕНЯЮЩИЙСЯ ОБЛИК ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
6.1. ДЖАЗОВАЯ ПАРТИЯ МАКСАНСА ФЕРМИНА: РОМАН «БИЛЬЯРД БЛЮЗ».
6.2. СИНТЕЗ СЛОВА И МУЗЫКИ В РОМАНЕ М. ФЕРМИНА «ЧЕРНАЯ СКРИПКА»: ОТ «КРЕМОНСКОЙ СКРИПКИ» ГОФМАНА ДО «ЧЕРНОЙ СКРИПКИ» М.ФЕРМИНА.
6.3. «РОМАН ПРИОБЩЕНИЕ» КРИСТИАНА БОБЕНА («ВСЕ ЗАНЯТЫ»).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Французский исторический роман первой половины XIX века: Эволюция жанра1999 год, доктор филологических наук Литвиненко, Нинель Анисимовна
Модификация романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия: Способы художественного синтезирования1999 год, доктор филологических наук Пестерев, Валерий Александрович
Синтез повествовательных форм в "Нью-Йоркской трилогии" Пола Остера2009 год, кандидат филологических наук Карслиева, Диана Константиновна
Роман о художнике как "Роман творения", генезис и поэтика: На материале литератур Западной Европы и США конца ХVIII - ХIХ вв.2001 год, доктор филологических наук Бочкарева, Нина Станиславовна.
Жанровое своеобразие циклов постмодернистских романов Бернара Вербера «Об ангелах» и «О богах»2020 год, кандидат наук Белей Мария Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная французская проза рубежа веков: модификация романной формы»
В диссертации изучается в теоретическом и историко-литературном плане современный французский роман рубежа веков как «магистральный жанр» художественной литературы; особенности функционирования романных жанров в переходную эпоху; новые формы романного мышления, новые художественные стратегии, эстетический опыт французского романа конца XX - начала XXI в. Поскольку специфика современного романа в осознанной и нередко провозглашенной неотделимости художественного феномена от философских, лингвистических, культурологических идей времени, то, так или иначе, эти идеи оказываются в поле зрения автора диссертации.
Во французском литературоведении последних десятилетий возрос интерес к исследованию текущей литературы, специфики новой романной формы. Появились эссе, монографии, статьи о современном романе1, но системно-целостных исследований, детально изучающих функционирование романной формы в порубежную эпоху нет. В отечественном литературоведении достаточно глубоко исследован французский роман начала XX века, 50-80-х годов", но литература конца XX - начала XXI в. практически не изучена.
1 Berthélot Fr. Du Rêve au Roman. La création Romanesque. Dijon, 2003. Bessard-Banquy O. Le Roman ludique. P., 2003.
Blanckeman B. Fictions singulières: Etudes sur le roman français contemporain. P., 2002.
Blanckeman В., Millois J.-Cl. Le Roman français aujourd'hui: transformations, perceptions, mythologies. P.,
2004.
Brunei P. Où va la littérature française? Vuibert, 2002.
Europe. Les questions du roman / Le Roman en question. P., 1998.
Gontar M. Le postmodernisme en France: Définition, critères, périodisation. Rennes, 2001.
Les écrivains minimalistes. Colloque (du 21 juillet au 31 juillet). P., 2003.
Jouve V. La poétique du roman. 2-е éd. Rev. P., 2006.
Leclerk-Y. Autour du Minuit. P., 1994.
L'Éclatement des genres au XX siècle. P., 2001.
Prévost Cl., Lebrun J.-Cl. Nouveaux territoires romanesques. P., 1990.
Valettes B. Esthétique du roman moderne. P., 1993.
ViartD. Le Roman français au XX-ème siècle. P., 1999.
Viart D., Vercier B. La littérature française au présent. Héritage, modernité, mutations. P., 2005.
2 Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М., 1977. Бондарев Д.П. Поэтика французского романа нового времени. М., 1994. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973.
Зонина Л. Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.). М., 1984. Кирнозе З.И. Французский роман XX века. Монография. Горький, 1977. Французская литература 1945-1990. M., 1995.
АКТУАЛЬНОСТЬ диссертации определена неразработанностью теоретических и историко-литературных проблем романного жанра последних десятилетий - в его модификациях, различных формах художественного синтеза, «переходности», индивидуально-авторских вариациях, когда происходит ломка канона и вызревание нового эстетического качества, когда и методология анализа и терминология еще во многом находятся в процессе становления.
Формирование новой художественной парадигмы рубежа эпох - с ее многомерностью, нелинейностью, плюральностью - определяет своеобразие романной рефлексии: ее направленность на многообразие художественных форм.
ЦЕЛЬ работы - концептуальное исследование модификаций романной формы в современной французской прозе, способов художественного синтезирования во взаимосвязи с новыми принципами мышления, новейшими моделями видения мира и человека, с теоретическими аспектами современной романной поэтики.
Диссертация включает в себя несколько тесно связанных между собой комплексов проблем, продиктованных целью исследования:
1. Проблема романной формы в контексте литературы конца XX - начала XXI в., новые формы романного мышления.
2. Модификации внутри романной жанровой системы (синтез традцион-ных жанровых форм и их обновление); вне жанровой системы романа («романизация» философии, музыки, лирики, драмы, искусства кино); модификация на границах эстетических систем (романтизм - модернизм - постмодернизм- минимализм).
3. Способы художественного синтезирования, межжанровые полиформы современного романного повествования.
4. Созидательная функция романтического языка в романном синтезе новейшего времени.
5. Специфика литературного постмодернизма во Франции.
6. Поэтика минималистского романа.
7. Текущая литература последнего десятилетия. Комплексный анализ данных проблем определил ЗАДАЧИ исследования:
1. Детально проанализировать в аспекте модификации жанровых форм эстетически значимые, характерные для рубежа веков, выражающие основные тенденции развития современного французского романа произведения, которые еще не были предметом глубокого литературоведческого анализа.
2. В единстве теоретического, культурологического, поэтологического подходов исследовать варианты романной целостности как деконструкции традиционных жанров, многообразия форм художественного синтезирования, гибридизации, симбиоза, создания межжанровых, полижанровых образований: межжанровая полиформа субъективной эпопеи М. Батая: синтез модифицированного исповедального романа, репортажа, мифа, современного психологического повествования, эссе, драмы, поэзии; «роман-медитация» М.Кундеры: синтез философского романа, эссе, трактата о романе, вариации традиционных жанров в зеркале современности; «роман-калейдоскоп» А. Роб-Грийе; гибридизация модернистского кода и кода массовой культуры в романах Ж.Эшноза; «роман-джаз» М.Фермина; лирико-философский фрагментарный роман К.Бобена; минималистский роман - философская сказка Ж.-Ф.Туссена, в котором модернистские и постмодернистские техники представлены в характерном для современной французской литературы принципе «черепицы» и т.д.
3. Выявить созидательный потенциал романтического образа мысли, созидательную функцию романтического языка в современном французском романе.
4. Уяснить функциональность экспериментов современного французского романа с понятием «художественная достоверность»; изучить видоизменение модуса «реального» в современном романном жанре, проанализировать, как миметическое изображение соединяется (вытесняется) концептуальным, выявить способы репрезентации в минималистском романе.
5. Изучить особенности литературного постмодернизма во Франции. Представить интерпретацию вариантов литературного постмодернизма.
6. Осуществить комплексный анализ индивидуально-авторских вариантов минималистского романа.
7. Исследовать философско-поэтическую прозу последнего десятилетия.
8. Дать представление о некоторых исследованиях, посвященных рецепции романа рубежа эпох во французском литературоведении.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ:
- в системном научном освещении современного французского романа рубежа эпох с целью выявления новых художественных стратегий, кристаллизовавшихся во второй половине XX столетия: многочисленных модификаций романной формы, новых поэтологических принципов, которые воплотили глубинные трансформации, изменившие категории классической теории жанров;
- в детальном исследовании различных модификаций романной формы, основанном на анализе особенностей- соотношения различных жанров в полифоническом целом (в полемике с концептом «внежанровости» современного романа);
- в изучении французского постмодернизма как одной из тенденций времени, части литературного процесса, не получившего во Франции такого признания и резонанса, как в других странах Европы и США, не проявившегося «ярко» в «классических» формах, - и тем самым способного углубить и откорректировать представления о европейском литературном постмодернизме в целом;
- в комплексном анализе минималистского романа, еще не изученного отечественным литературоведением и противоречиво интерпретируемого в западной науке;
- во введении в литературный обиход имен новых авторов, новых текстов, ранее не исследованных.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования
Систематизированное рассмотрение теоретических аспектов современной романной формы в единстве с комплексным анализом произведений, в различных модификациях выявляющих многообразие эстетических поисков современного французского романа - определяет теоретическую значимость работы.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут оказаться полезными для теоретического осмысления проблем художественного синтеза, специфики современного романа как новой формы художественного мышления, особенностей литературного процесса рубежа эпох, для уточнения концепции французской литературы ХХ-ХХ1 вв.
Материал, содержащийся в работе, может быть использован при создании учебников по истории французской литературы ХХ-ХХ1 вв., учебных пособий по спецкурсам, посвященным изучению современного французского романа, а также в лекционных и практических курсах при изучении истории литературы Франции, истории зарубежной литературы ХХ-ХХ1 вв.
Теоретический и методологический фундамент исследования
Методология работы определена спецификой изучаемого материала -современного французского романа, «тотальность» которого предполагает исследование на границах литературоведения, философии, психоанализа, культурологии. Художественная природа современного романа предопределяет как наиболее адекватную стратегию сочетание взаимодополняющих подходов различных методологий: литературно-теоретического, историко-литературного, герменевтического подходов, элементов структурного метода. Работа опирается на традиции отечественной и французской филологии и на достижения современных теоретиков, исследователей романной поэтики, интерпретации текста. Как теоретико-методологическая основа В' работе использованы идеи Л.Г.Андреева, М.М.Бахтина, Л.Я. Гинзбург, К.М.Жирмунского, Ю.М. Лотмана, А. В. Михайлова, И. П. Ильина,
Г.К.Косикова; труды по исследованию французской литературы Т.В.Балашовой, А .П.Бондарева, С.Н.Зенкина, З.И.Кирнозе, Н.А.Литвиненко, В.А.Лукова, В.П.Трыкова, Н.Т.Пахсарьян., В.В.Шервашидзе; работы французских ученых Р.М.Альбереса, П.Брюнеля, Б.Версье, Д.Виара, М.Гонтара, Ц.Тодорова, а также философские идеи Р.Барта, Ж. Дерридо, Ж.Делёза, М.Бланшо, психоаналитические открытия XX века и некоторые идеи и гипотезы современных естественных наук (И.Пригожин, Б.Мандельбро, С.Хоккинг).
Проблема модификации романной формы во французской прозе рубежа веков определила ВЫБОР для анализа отдельных романов конца 60-х-70-х годов XX в., в поэтике которых зарождались тенденции, ставшие впоследствии определяющими в дальнейшем развитии французского романа: лирическая полиформа поздних романов Л.Арагона; трагифарс Ромена Гари «Пляска Чингиз Хаима» как латентная фаза развития французского постмодернизма. Интересен сам факт опережения.
Опыт неороманистов (Роб-Грийе) видится несколько иначе с позиций XXI века, обретает новые акценты и новый смысл и в контексте эволюции творчества данного писателя, и в соотношении с романами постмодернистов, минималистов, поэтому его творчество изучается в данной работе.
Что же касается литературы последних десятилетий, то автор диссертации ориентировался на произведения уже известные во Франции, но малоизвестные в отечественном литературоведении и - в большинстве случаев -еще не переведенные на русский язык.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современная романная форма кристаллизуется во взаимосвязи с новыми принципами мышления, новейшими моделями видения мира и человека, воплощающими кризисность и «переходность» конца XX столетия, и представляет собой новую художественную систему.
2. Рубеж ХХ-ХХ1 вв. определил особый тип жанровой трансформации романа: деструкцию традиционных жанров, вплоть до концепции «смерти романа» (смерти канонического романа) и формирование новых форм романного мышления, многоуровневых и многомерных, которые невозможно оценивать с позиций жанровых канонов1.
3. Современный роман вступает в разноуровневые диалогические связи с читателем, внутри системы жанров (синтез и обновление традиционных романных жанров; новые формы психологического повествования); ВНЕ жанровой системы романа («вбирая» философию, психологию, эссеистику, литературную критику); на границах эстетических систем (романтизм - реализм -модернизм - постмодернизм - минимализм).
4. Обновление языка современной романной прозы ярко проявляется в новых романных сложно-структурных образованиях («роман-эссе», «роман-метафора», «кино-роман», «роман-трагифарс», «роман-калейдоскоп», «роман-крик» и т.д.).
5. Характерная черта современной французской литературы - романтическая составляющая нового романного синтеза. Долгое эхо романтической манеры мышления, романтического языка, обладающих огромной созидательной силой, звучит в самых современных концепциях и теориях и определяет во многом художественный мир современного французского романа (произведения М. Дюрас, поздние романы Л.Арагона, романы Ж.-М.-Г Лек-лезио, М.Батая, М.Фермина, К.Бобена).
6. Ни в одной другой стране парадоксы постмодернизма не обрели столь «классического» воплощения как во Франции. По сравнению с общеевропейским постмодернизмом во французской литературе можно скорее говорить о фазе «вызревания» постмодернизма (роман Ромена Гари «Пляска Чингиз-Хаима»), о наметившемся переходе от модернизме к постмодернизму (роман А.Роб-Грийе «В лабиринте»), о симбиозе модернизма и постмодернизма (романы П.Модиано), «о принципе «черепицы» в соотношении модернизма и
1 О «тотальном разрушении жанровых границ», о «стягивании жанров (нередко относящихся к разным видам и родам искусства)», — пишет известный ученый В.А. Луков в кн.: История литературы. Зарубежная литература от истоков и до наших дней. М., 2003. — С. 431,432. постмодернизма (романы Ж.-Ф.Туссена), об игре с посмодернистскими концепциями и техниками (романы Ж. Эшноза), чем о литературном постмодернизме в «чистом» виде.
7. Минималистский роман - новый эстетический феномен, вобравший опыт модернизма и постмодернизма и по-своему творящий «реальность» и романную рефлексию о ней.
8. Литература последнего десятилетия характеризуется преобладанием лиризма, музыкальности, поэтичности. Возникают новые романные модификации: лирико-философская сказка как фрагментарная романная структура, моделирующая единство множественного; роман - романтическая опера - музыкальная драма; романная форма, становящаяся словесным эквивалентом свободной джазовой импровизации и т.д.
9. Современный французский роман носит ярко выраженный характер художественной новизны.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 473 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы: Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева2012 год, кандидат филологических наук Амирян, Тигран Норайрович
Исторический роман постмодернизма и традиции жанра: Великобритания, Германия, Австрия2002 год, кандидат филологических наук Райнеке, Юлия Сергеевна
Творчество И. А. Бунина и художественные принципы модернизма2002 год, кандидат филологических наук Ничипоров, Илья Борисович
Полистилистика романа А.С. Байетт "Обладание"2008 год, кандидат филологических наук Антонова, Наталья Александровна
Британский социальный роман в эпоху постмодернизма2013 год, доктор филологических наук Новикова, Вера Григорьевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Шевякова, Эвелина Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение модификаций современной романной формы, универсалистского пафоса современного романа (как структурной, так и аструктурной целостности), очевидно, требуют выхода на более высокий уровень обобщения и обращения к новым актуальным проблемам — общим для современной действительности - к проблемам глобализации, ее неоуниверсалистскому смыслу, к современному культурному транснационализму.
Современный философ Александр Иванович Неклесса утверждает: «Сегодня в лоне глобального сообщества происходит вызревание вполне определенного мироустройства: наднационального континуума, объединяющего на основе универсального языка прагматики светские и посттрадиционные культуры различных регионов планеты»1.
Общие для современной действительности, неоднозначные, остро дебатируемые тенденции глобализации, изменения цивилизационной парадигмы, о которых пишут сейчас социологи, философы, экономисты, физики, историки, не могли не коснуться культурных аспектов, понятия «всемирная литература».
Известно, что в 80-е годы происходит некоторая «переориентация» с изучения литературы на исследование культурного сознания. Появляются «культурные исследования», которые в США получили название «посткультурных исследований» («пост» - как переосмысление прежних тенденций); проблема «культурного пограничья», «постколониальные исследования», - все эти явления создали феномен мультикультурализма, противоречиво интерпретируемого и как проявление центробежных тенденций в современной культуре, и центростремительных. Мультикультурализм реализует глобальные тенденции в I культуре на основе поликультуры, т.е., с одной стороны, некое «размывание» национальных культур, с другой, - кристаллизация плюралистической культурной парадигмы как единства и гармонии культурного многообразия.
1 Неклесса А.И. Эпилог истории / Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000. - С. 214.
Основной пафос «посткультурных исследований» - глобалистский. С точки зрения теоретиков «посткультурных исследований», всемирная литература, построенная на межкультурных взаимодействиях, уже не рассматривается «в ячейках отдельных национальных традиций, но скорее через призму тех или иных глобальных культурных, политических, психологических влияний, закономерностей, понятий - к примеру, таких как «историческая травма», рабство, революция, террор, изгнание, бездомность, потеря культурной идентичности»1.
Сама тенденция к посткультурности сигнализирует .о противоречивом стремлении выстроить новую глобальную общность, новый синтез, на основе различных альтернативных вариантов метарассказов, перекроив тем самым карту культурных исследований вне европоцентристских категорий и реалий», - утверждает исследователь-теоретик М.В.Тлостанова.2
Рождается «культурологическая проза» XXI века, характерное явление века глобализации, которое запечатлевает в одном художественном целом вариант переосмысленного представления о «всемирной литературе».
В романе «Врата Леванта» Амина Маалуфа3, французского писателя ливанского происхождения, воплощена одна из разновидностей «культурологического романа». Маленькая горная деревушка под Бейрутом, работа в ливанской газете «День», своеобразное паломничество по шестидесяти странам мира, война в Ливане, эмиграция во Францию, Гонкуровская премия 1903 года, множество романов - «единения», «приобщения» к общечеловеческим ценностям, Восток и Запад, не слившиеся в едином понятии «Дом», а символизирующие «внедомность», остраненность, надтерриториальность. Биография Амина Маалуфа - реальность его собственной жизни, реальность общественной жизни его времени и романное воображение взаимодействуют в его произведении то в игровом, то в трагическом контексте.
1 Bhabha H. The loation of culture. N Y., 1994 - P. 11-12 / Цит. По ст. М.В.Тлостановой «Посткультурные исследования» / Западное литературоведение XX в. Энциклопедия M., 2004 - С. 323.
2 Тлостанова M.B. Op. cit. - Р 323.
3 Маалуф А. Врата Леванта. M., 2000.
Очевиден принцип «всемирности» как его определяет палестино-американский критик Э.Саид - особый тип взаимодействия и взаимозаменяемости реальности и текста, когда текст (и мир) становится гибридным, множественным - «восточным базаром», порождающим мультикультурную целостность, некую «всемирную общность» в фрагментарности ее составляющих.
Центростремительную тенденцию романа воплощает и его структура, и манера повествования, и рефлексия героя: «Именно так, она мусульманка и еврейка!. Да, одновременно, и еще многое другое. Она гордилась всеми своими предками - как завоевателями, так и беглецами из Центральной Азии, Анатолии, Украины, Аравии, Бессарабии, Армении, Баварии. У нее не было никогда желания делать выбор между разными каплями своей крови, частичками своей души» (с. 130).
И герой романа Маалуфа - истинный «всемирный человек» - культурный скиталец эпохи глобализации. Отпрыск османской династии, который родился в семье, правившей Востоком на протяжении нескольких веков, сын турка и армянки («Не знаю, кто сегодня способен понять, что означало в том злосчастном году (1915) для армянки носить в своем чреве дитя османского турка» (с. 48); женатый на еврейке, участник французского Сопротивления, переживший погромы армянских кварталов, войны, голод, резню, эпидемии, эмиграции, смерть отца и матери, арабо-израильскую войну, двадцать, лет отупляющего принудительного лечения в клинике для слабоумных; во время очередной войны, когда клиника оказалась на ничьей земле, герой - недаром отец назвал его Оссиан - «Мятеж»! - сбежал из заточения. Он нашел свою маленькую седоволосую женщину, свою жену, свою Клару. Концовка романа еще раз подчеркивает особую взаимосвязь реальности и текста, когда, как и во всем произведении, многоликая и непредсказуемая реальность воплощается в неканонической свободной, открытой романной форме, исключающей однозначное понимание, предполагающей множественность интерпретаций, в частности, и воплощение двусмысленности и неуловимости человеческого бытия в эпоху глобальных потрясений.
Идея, всеединства и всемирности, новой универсальности - отказ от европоцентризма, интерес к культурам «третьего мира», отказ от понятия «маргинальной культуры», «большой» и «малой» литературы» пронизывает многие произведения Жан-Мари-Гюстава Леклезио и является основным пафосом его Нобелевской лекции 2008 года.
Идеи обновленного универсализма, мультикультурной идентичности, воплощающие современные тенденции глобализации и моделирующие современный процесс рождения транскультурной эстетики, ярко проявляются в тех разновидностях тотального романа, когда в одном художественном целом соединены и деконструкция национального метарассказа, и реконструкция глобальной общности на основе альтернативных вариантов.
Рассматривая романы франко-арабского писателя А.Хатиби, алжирца Н.Диба1 в контексте современных размышлений о транскультурной эстетике, можно предположить, что и в них воплощена так называемая модель «плавильного котла» (термин Г.Альтшулера), т.е. неизбежность глобальных тенденций в культуре, и в то же время национальная идентичность, национальная традиция еще сохраняются, несколько затушеванными. В таких произведениях, моделирующих уже существующие и грядущие интеграционные процессы, разные национальные миры, традиции, культуры становятся подобными, но сохраняют некоторые различия.
Характерно, что основной акцент ставится на смешении, гибридности, синкретизме рождающейся мультикультурной целостности. И определяющим началом в.романах франко-испанского писателя Фернандо Аррабаля, ливанца, пишущего на французском языке, Амина Маалуфа становится не национальная ментальность, национальная традиция, а ее утрата перед лицом глобаль
1 См. исследования франкофонной литературы в работе Gontar M. Le roman français postmoderne. Une écriture turbulente. Paris. 2002. - P. 90-108. ных потрясений времени - исторических и психологических травм - войн, террора, бездомности, изгнания, отчужденности.
Транскультурная эстетика эпохи глобализации. сменяет во многих случаях прежнюю модель национальной и мировой литературы», - замечает исследователь М.В.Тл останова1.
Тенденции, которые уже сегодня очевидны:
- Транскультурная эстетика как модель «восточного базара» с его «все-мирностью», игрой реальности и текста, культурной мозаикой (произведения Ж.-М.-Г.Леклезио, Амина Маалуфа);
- Транскультурная эстетика как полицентрическая диалогическая модель культурного многообрзия и единства (роман М.Фермина «Снег»);
- Транскультурная эстетика как «плавильный котел», в котором синкретические тенденции совмещаются с сохранением плюралистической национальной идентичности (А.Хатиби, Н.Диба).
Естественно, что в литературе будут вызревать, кристаллизоваться различные формы еще не постигнутого сегодня универсального мультикульту-рализма, универсального и бесконечного многообразия единства литератур, пророчески предсказанные великим Гете в его определении «всемирная литература». * *
Развитие современного французского романа, воплощая многообразие эстетических концепций мира и человека, представляет собой динамичный, сложный, многоуровневый процесс, характеризующийся «длинными линиями» (С.Небольсин) разветвляющихся традиций (национальной культуры, европейской, мировой), взаимодействующих неоднозначно и неповторимо индивидуально в творчестве каждого писателя с различными направлениями экспериментальных поисков ХХ-ХХ1 вв.
1 Тлостанова М.В. Постсоветсткая литература и эстетика транскультурации. М., 2004. - С. 203.
Тотальный роман конца века волею и воображением его создателей, отказавшийся от узости абсолютизированных рациональных путей, вобрав и перекодировав опыт памяти, психологии, истории, культуры человечества, «предсказывает» новую реальность: не «лягушачью перспективу» (О.Шпенглер) сегодняшнего потребительского общества, а реальность, могущую разгадать «музыку смысла» становящегося бытия и человеческого предназначения, которая сейчас только еще «маячит неизреченным миражем»1.
Концепции лауреатов Нобелевской премии ученых Митчела Файгенбаума и Ильи Пригожина о принципиальной возможности возникновения порядка из хаоса, оказав существенное влияние на мышление специалистов по естественным наукам, обретают ныне важное значение и для гуманитарных исследований. В книге «Порядок из хаоса» И.Пригожин пишет: «Энтропия выполняет не только деструктивную, но и конструктивную функцию: структурно организованные системы могут возникать из хаотически движущихся элементов бесструктурной среды»2. Применительно к гуманитарным знаниям это означает, что потенциально хаос содержит в себе неисчислимые возможности изменений, в том числе дорогу «в никуда», и дорогу к космосу будущей культуры. Современный философ и культуролог А.Ф.Косарев в работе «Философия мифа» замечает: «Чтобы в сознании родилась новая идея, оно должно «умереть», «обратиться в прах», погрузиться в хаос бессознательного, взбудоражить его своим падением и только после этого прорасти новой мыслью»3.
Один из крупнейших отечественных ученых - теоретик постмодернизма И.П.Ильин в статье «Хаология: несколько уроков искусства для философского и естественнонаучного познания»4, цитируя высказывания теоретика хаологии в сфере гуманитарных наук и социальной антропологии Жоржа Баландье, солидаризируется с ним. В книге «Беспорядок. Похвальное слово движению»
1 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. - Сс. 543.
2 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. - С. 251.
3 Косарев А. Философия мифа. М., 2000. - С. 225.
4 Ильин И.П. Хаология: несколько уроков искусства для философского и естественнонаучного познания / Постмодернизм: парадоксы бытия. М., 2006. - С. 45.
Ж.Баландье писал: «Беспорядок, турбулентность, дезорганизация и непредвиденность обладают неожиданной силой очарования: тайные случайности приобщают . к интенсивному исследованию, применяющему самые сложные и самые мощные средства информации. Уже десять лет как родилась новая дисциплина - хаология, и уже некоторые определяют ее как одно из тех кардинальных открытий, которые совершили революцию в истории цивилизации»1.
В XXI в. стало ясно, что хаология постмодернистского сознания как часть современного культурного сознания — переходная ступень, тот «хаос возможностей», то «необходимое многообразие, без которого невозможно развитие» (с. 37)". Как в поэтической системе романтизма мир обретал «дыхание» и свободу в «дымках» и «туманах», ибо утрачивал «тиранию» четкого контура, так современный «творящий хаос», раскрепощая сознание от «тирании» абсолютных истин и детерминизма, выкристаллизовывает новые возможности творческого познания мира и человека.
Постмодернистская хаология культурного сознания - не бессмыслица, это попытка прикосновения к невыразимому категориями логики, причинности, рационализма, - попытка пробиться к новому способу мышления и миропонимания, тот хаос-лабиринт, то «нижнее царство», через которое должна пройти культура, чтобы возродиться в новом качестве. Когда-то на стенах пещер наши далекие предки чертили кривые колечки, осваивая идею круга и Вечного Возвращения; разные ветви, разные потоки современной культуры воссоздают в своих творениях «сады расходящихся тропок», ризоматические лабиринты нашего сознания, быть может по-разному осваивая методологию неведомых механизмов будущего и бесконечных возможностей человеческого сознания.
Как и современная философия, искусство современного романа разведывает и моделирует в многообразии форм особенности будущего сообщества, в котором интеграция не станет унификацией, и компромисс между разными цивилизациями, традициями осуществится во множестве форм, разновидно
1 Balandier G. Le désordre: Eloge du movement. P., 1988. - P. 9.
2 Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. M., 2001. стей, возможностей, воплощая категорию многоголосого, мультисемантиче-ского и единого духовного бытия человечества.
Французский роман переходной эпохи в непрестанных художественных исканиях, обновлении искусства романной прозы, романно-структурных новообразованиях, в неисчислимых модификациях романной формы ,в многочисленных формах концептуального романного синтеза, синкретизма, си-мультанности в пределах единой поэтики произведения,остается ведущим жанром и «выражением века» (Т.Элиот).
Обновление языка современной романной прозы ярко проявляется в новых романных сложно-структурных образованиях, которые (несколько условно, по доминирующему принципу) можно назвать:
- «роман - эссе», «роман - дневник», «роман - «открытая притча», «роман -джаз», «кино - роман», «роман - трагифарс», «роман дознания», «роман -опера», «роман - крик», «роман - метафора», «роман - медитация», «роман -калейдоскоп», «роман приобщения», «роман - «транскрипция» классического произведения», «роман - миф», «игровой роман», «лирический роман», «роман - субъективная эпопея», «лирический роман - сказка для взрослых», «роман - вопрошание», «роман - транзит», «роман - современная философская сказка», «роман-поэма»;
- варианты нового психологического повествования;
- множество полижанровых, межжанровых форм обновленного романного повествования;
- варианты литературного постмодернизма;
- минималистский роман;
- традиционное романное повествование во всем его многообразии, вариативности, обновлении;
- зарождающиеся формы «культурологического романа».
В многоголосом и контрапунктном звучании разнонаправленных тенденций, сосуществующих по принципу антиномичной дополнительности, в их комбинаторной бесконечности, объединяясь и диссонируя со многими формами традиционного и обновленно-традиционного повествования, кристаллизуется МУЛЬТИВЕРСУМ современного французского романа - в становлении романных форм; в синтезе и ветвлении различных художественных систем в пределах ОДНОГО открытого художественного целого; в доминировании или равнозначности тех или иных художественных тенденций, семантической многоуровневости и многомерности, в «переходности» на разных эстетических уровнях межжанровых структур, в их открытости в будущее. Мультиверсум современного французского романа как эстетический и культурологический феномен, диалогическая рефлексия века о самом себе, о проблемах Бытия, Становления, Субъекта, как альтернативная форма ПОЗНАНИЯ: поэтического, философско-художественного познания.
Воплощая изменение романного мышления, новую художественную реальность времени, кристаллизуя новые творческие ориентиры - во всей сложности их отталкивания-взаимодействия с романным искусством первой половины XX в. и мировым художественным опытом романа, вопрошая настоящее, - становящийся мультиверсум современного французского романа переходного времени обращен в будущее, прозревая эстетические модификации, новые тенденции развития словесно-художественной культуры.
Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Шевякова, Эвелина Николаевна, 2009 год
1. Aragon L. Blanche ou L'Oubli. P., 1967.
2. Bataille M. L'arbre de Noël. P., 1967.
3. Bobin Ch. Autoportrait au radiateur. P., 1997.
4. Bobin Ch. L'homme qui marche. P., 1995.5. Bobin Ch. Jeai. P., 1998.
5. Bobin Ch. Louise Amour, P., 2004.
6. Bobin Ch. Tout le monde est occupé. P., 1999.8. Bobin Ch. Le Très-Bas.
7. Camus A. Carnets. I. P., 1962.
8. Camus A. Le mythe de Sysiphe. P., 1992. 1 l.Echenoz J. Un an. P., 1997.
9. Echenoz J. Courir. P., 2008.
10. Echenoz J. Je m'en vais. Suivi de «Dans l'atelier de l'écrivain». Entretien réalisé par G. Winter, P. Griton et E. Barthélémy P., 2001
11. Echenoz J. Les grandes blondes. P., 1995.
12. Echenoz J. Le méridien de Greenwich. P., 1979.
13. Echenoz J. Au piano. P., 2003.
14. Echenoz J. Ravel. P., 2006.
15. Fermine M. L'Apiculteur. P., 2000.
16. Fermine M. Billard blues. P., 2003.
17. Fermine M. Neige. P., 1999.
18. Fermine M. Le violon noir. P., 1999.
19. Gary R. La danse de Gengis Cohn. P., 1967.
20. Hugo V. Cromwell. P., 1968.
21. Hugo V. Les Misérables. T. I-IV. P., 1935-1937.
22. Hugo V. L'homme qui rit / Hugo Y. Romans. T. III. P., 1963.
23. Hugo V. Notre-Dame de Paris. P., 1974.
24. Hugo V. Les travailleurs de la mer. P., 1966.
25. Kundera M. L'identité. P., 1997.
26. Kundera M. La lenteur. P., 1995.
27. Le Clézio J.M.G. Le chercheur d'or. P., 1985.
28. Le Clézio J.M.G. Désert. P., 1980.
29. Le Clézio J.M.G. Étoile errante. P., 1992.
30. Le Clézio J.M.G. L'extase matérielle. Essai. P., 1967.
31. Le Clézio J.M.G. L'inconnu sur la terre. P., 1978.
32. Musset A. de. Mélanges de littérature et de critique / A. de Musset. Oeuvres ornées de dessins de M. Bida. P., s.a.
33. Musset A. de. Confession d'un enfant du siècle. Nouv. éd., P., 1864.
34. Musset A. de. Premières poésies. 1829-1835. Nouv. éd. P., 1857.
35. Pascal B. / Œuvres complètes. P., 1954.
36. Robbe-Grillet A. Angélique ou l'Enchantement. P., 1987.
37. Robbe-Grillet A. Dans le labyrinthe. P., 1964.
38. Robbe-Grillet A. Les derniers jours de Corinthe. P., 1994.
39. Robbe-Grillet A. Le Miroir qui revient. P., 1985.
40. Toussaint J.-Ph. L'appareil-photo. P., 1988.
41. Toussaint J.-Ph. La sale de bain. P., 1985.
42. Вольтер. Философские повести. M., 1960.
43. Гари P. Пляска Чингиз-Хаима. СПб., 2000.
44. Гофман Э.Т.А. Известия о последних судьбах пса Берганцы / Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1991.
45. Гофман Э.Т.А. Крайне бессвязные мысли / Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1.М., 1991.
46. Гофман Э.Т.А. Мысли о высоком назначении музыки / Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1., М., 1991.
47. Гофман Э.Т.А. Советник Креспель / Гофман Э.Т.А. Новеллы. JL, 1990.
48. Маалуф А. Врата Леванта. М., 2000.
49. Рубо Ж. Прекрасная Гортензия. М., 2000.
50. Рубо Ж. Похищение Гортензии. М., 2000.
51. Туссен Ж.-Ф. Фотоаппарат. Романы. М., 2003.
52. Теоретико-методологические исследования
53. Аверинцев С.С., Андреев M.JI., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох / Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
54. Альтернативные миры знания / Под ред. В.Н.Поруса и Е.Л.Чертковой. СПб., 2000.
55. Андреев Л.Г. От «заката Европы» к «концу истории» / На границах. Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.
56. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М., 1977.
57. Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? Художественный синтез и постмодернизм / Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.
58. Арто А. Театр и его Двойник. СПб.; М., 2000.
59. Асмолов А.Т. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
60. Барт Р. Драма, поэма, роман / От структурализма к постструктурализму. Французская семиотика. М., 2000.
61. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.64.Барт Р. S/Z. М., 2001.
62. Барт Р. Эффект реальности / Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
63. Баршт К. Постструктурализм в свете открытия А.Потебни (заметки о ракурсах филологического бытия) / Литературоведение как проблема. М., 2001.
64. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
65. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.
66. Бахтин М.М. Эпос и роман: о методологии исследования романа / Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
67. Бергсон А. Смех. М., 1992.
68. Бергсон А. Материя и память. М., 1992.
69. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.
70. Берковский Н. Романтизм в Германии. М., 2001.
71. Бланшо М. Взгляд Орфея / Бланшо М. Ожидание Забвение. СПб., 2000.
72. Бланшо М. Как возможна литература? /Жан Полан. Тарбские цветы, или Террор в изящной словесности. СПб., 2000.
73. Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002.
74. Бондарев J)JI. Поэтика французского романа XIII в. М., 2008.
75. Бондарев ^.П. Поэтика французского романа нового времени (к проблеме генезиса, становления и эволюции жанра). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Москва. 1994.
76. Бубер. М. Я и Ты / «Квинтэссенция». Философский альманах. М., 1992.
77. Вакенродер В.К. Вечность искусства / Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
78. Вакенродер В.К. Краски / Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
79. Вакенродер В.К. Фантазии об искусстве. М., 1977.
80. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
81. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М., 1986.
82. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., 1978.
83. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 4. М., 1973.
84. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
85. Гонтар М. Постмодернизм во Франции: определение, критерии, периодизация / Постмодернизм: парадоксы бытия. М., 2006. /перевод с фр. Н.Т.Пахсарьян/.
86. Грицанов A.A., Можейко М.А. Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
87. Гурко Е. Жак Деррида. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск, 2001.
88. Декомб В. Современная французская философия. М., 2000.
89. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.
90. Делёз Ж. Платон и симулякр. / Новое литературное обозрение № 5, 1993.
91. Деррида Ж. Московские лекции. 1990. Свердловск, 1991.
92. Дубин В. Словесность как невозможность, или разговоры о литературе и метафизике / Борхес Х.Л. Оправдание вечности. М., 1994.
93. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. Учебное пособие. М., 2001.
94. Женетт Ж. Фигуры: работы по поэтике. Т. 2. М., 1998.
95. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.
96. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
97. Жоль К.К. Мысль. Слово. Метафора. Проблемы семантики в философском освещении. Киев, 1984.
98. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973.
99. Затонский Д. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков, 2000.
100. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1973.
101. Ильин И.П. Двойной код / Западное литературоведение XX века. Энциклопедия, М., 2004.
102. Ильин И.П. Общая характеристика постмодернизма / Теория литературы. Т. 4. Литературный процесс. М., 2001.
103. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.
104. Ильин И.П., Цурганова Е.А. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М., 1999.
105. Ильин И.П. Хаология: Некоторые уроки искусства для философского и естественно-научного познания. / Постмодернизм: парадоксы бытия. М., 2006.
106. Касаткина Т.А. Слово, творящее реальность, и категория художественности / Литературоведение как проблема. М., 2001.
107. Кирнозе З.И. Россия и Франция: диалог культур. Нижний Новгород. 2002.
108. Кирнозе З.И. Французский роман XX века. Монография. Горький, 1977.
109. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М., 2001.
110. Кон И.С. Проблемы человеческого «Я» в психологии и литературе / НТР и развитие художественного творчества. Л., 1980.
111. Косиков Г.И. Идеология. Коннотация. Текст. / Р. Барт S/Z. М., 2001.
112. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998.
113. Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции / Зарубежное литературоведение 70-х годов. Направления, тенденции, проблемы. М., 1984.
114. Косиков Г.К. Структура и/или текст / Стратегии современной семиотики. От структурализма к. постструктурализму. Французская семиотика. М., 2000.
115. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / От структурализма к постструктурализму. Французская семиотика. М., 2000.
116. Кристева Ю. Разрушение поэтики / От структурализма к постструктурализму. Французская семиотика. М., 2000.
117. Кундера М. Нарушенные завещания. СПб., 2004.
118. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.
119. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
120. Лейтес Н.С. Конечное и бесконечное. Размышления о литературе XX века: мировидение и поэтика. Пермь, 1992.
121. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1985.
122. Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: Что такое постмодернизм? / Современная литературная теория. Антология: М., 2004.
123. Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.
124. Литвиненко H.A. Французский исторический роман первой половины XIX век. Эволюция жанра. Учебное пособие. М., 1999.
125. Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени: Классицизм. / Литературная учеба № 4, 1990.
126. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
127. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи. Исследования. Заметки. СПб., 2000.
128. Луков Вл.А. Предромантизм. М., 2006.
129. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» / Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.
130. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. СПб., 1997.
131. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000.
132. Манн Ю.В. Автор и повествование / Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
133. Материалы заседания Московского теоретического семинара «Глобальное общество: изменение социальной и культурной парадигмы. / Мир психологии, № 3, 1999.
134. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986
135. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000.
136. Михайлов A.B. Несколько тезисов о теории литературы / Литературоведение как проблема. М., 2001.
137. Можаева А.Б. Иносказательные форме в романе XX века. / Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002.
138. Можейко М.А. Интертекстуальность / Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
139. Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.
140. Неклесса А.И. Эпилог истории / Глобальное общество: новая система координат /подходы к проблеме/. СПб., 2000.
141. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2000.
142. Новалис. Фрагменты / Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.
143. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства / Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М., СПб., 2000.
144. Пахсарьян Н.Т. Литературные высказывания о реальности и проблема художественного реализма / Филология в системе современного университетского образования. Вып. 8. М., 2006.
145. Пахсарьян Н.Т. Современный французский роман на путях преодоления эстетического кризиса / Постмодернизм: что же дальше? М., 2006.
146. Пеше М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия / Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999.
147. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976.
148. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
149. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1999.
150. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков и до наших дней. Т. 4.: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
151. Репейко А.П. Метафора / Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.
152. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблема лирической и эпической формы. Воронеж, 1978.
153. Современная литературная теория. Антология. М., 2004.
154. Теория литературы /перевод с англ., нем., исп., франц., польск./ М., 1990.
155. Тлостанова М.В. От постмодерна к постколониальности и к теориям глобализации / Постмодернизм: парадоксы бытия. М., 2006.
156. Тлостанова М.В. Постсоветсткая литература и эстетика транскуль-турации. М., 2004.
157. Толстов А.Б. Философия науки перед онтологическим выбором. / Онтологическая проблема и современное методологическое сознание. М., 1990.
158. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999.
159. Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе / Зарубежный психоанализ: Хрестоматия. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001,
160. Фрейденберг О.М. Метафора. / Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.
161. Фрай Н. Антология критики. / Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
162. Фромм Э.Социальное бессознательное /из плена иллюзий; / Зарубежный психоанализ: Хрестоматия. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001.
163. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977.
164. Фуко М. Что такое Просвещение? / Вестник Московского ун-та, сер. 9. Филология, 1999, № 2.
165. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект / Современная литературная теория. Антология. М., 2004.
166. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
167. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
168. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры / Самосознание литературы и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб., 2000.
169. Цурганова Е.А. Панорама западного литературоведения XX века / Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. М., 2004.
170. Шлегель А. Идеи / Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
171. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного (Структура психики и процесс индивидуализации) / Зарубежный психоанализ: Хрестоматия. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001.
172. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество / Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб., 2000.
173. Albéres R.-M. Aventure intellectuelle du XX siècle. Panorama des littératures européennes.- 4-e éd., rev. et augm. P., 1969.
174. Albéres R.-M. Histoire du roman moderne. P., 1962.
175. Albéres R.-M. Littérature, horizon 2000. P., 1974.
176. Albéres R.-M. Métamorphoses du roman. -Nouv. éd.- P., 1972.
177. Aristote. Poétique. P., 1976.
178. Balandier G. Le désordre: Eloge du mouvement. P., 1988, p. 9.
179. Barthes R. Le bruissement de la langue. P., 1984.
180. Barthes R. L'effect de réel / Barthes R., Bersani L. et al., Littérature et réalité. P., 1982.
181. Barthes R. L'empire des signes. Genève, 1970.
182. Barthes R. "La mort de l'auteur". P., 1968.
183. Barthes R. Le plaisir du texte. P, 1973.
184. Barthes R. Texte / Encyclopaedia universalis, vol. 15. P., 1973.
185. Baudrillard J. La précession des simulacres / Baudrillard J. Simulacres et simulation. P., 1981.
186. Berthélot Fr. Du Rêve au Roman. La création Romanesque. Dijon, 2003.
187. Bessard-Banquy O. Le Roman ludique. P., 2003.
188. Blanchot M. Livre â venir. P., 1971.
189. Blanchot M. Note sur la transgression / L'Amité. P., 1971.
190. Blanckeman B. Fictions singulières: Etude sur le roman français contemporain. P., 2002.
191. Blanckeman В., Millois J.-Cl. (dir) Le Roman français aujourd'hui: transformations, perceptions, mythologies. P., 2004.
192. Bourneuf R. et Quellet R. L'univers du roman. P., 1972.
193. Brugière B. Aspect de la conscience de soi dans le romantisme / Genèse de la conscience moderne: Etudes sur le dévéloppement de la conscience de soi dans les littératures du monde occidental. P., 1983.
194. Brunei P. La littérature française aujourd'hui. Essai sur la littérature française dans la seconde moitié du XX-e siècle. P. 1997.
195. Charbonnel N. Les Aventures de la métaphore. Stasbourg. 1991.
196. Combe D. Les genres littéraires. P., 1992.
197. Compagnon A. Les cinq paradoxes de la modernité. P., 1990.
198. Dambre M., Gosselin M. (dir.) L'Éclatement des genres au XX-e siècle. P., 2001.
199. Deleuze G. Logique du sens. P., 1969.
200. Deleuze G., Guattari F. Différence et répétition. P., 1968.
201. Deleuze G., Guattari F. Rhizome. P., 1976.
202. Demeyere A. Modiano et le cinéma. Lion, 2008.
203. Derrida J. De la grammatologie. P., 1967.
204. DerridaJ. Chœura. P., 1993. ■ ,
205. Dupas J.-Cl. Le Post-moderne et la chimère / Postmoderne. Les termes d'un usage. Les Cahiers de philosophie. № 6, 1988.
206. Europe. Les questions du roman / Le Roman en question. P., 2002.
207. Foucault M. L'archéologie du savoir. P., 1969.
208. Gary R. Pour Sganarelle. Recherche d'un roman et d'un personnage. P., 1965.
209. Gefen A. La mimèsis. P., 2002.
210. Genette G. Frontières du Récit. Figures II. P., 1969.
211. Gontar M. Le postmodemisme en France: Définition, critères, périodisation / Le temps des letters: Quelles périodisations pour l'histoire de la littérature française du XX-eme siècle? Rennes, 2001.
212. Hutcheon L. The Poetics of Postmodernism: history, theory, fiction. New-York, Routlage, 1988.
213. Jakobson R. Questions de poétique. P., 1973.
214. Jouve V. La poétique du roman. 2-e éd. rev. P., 2006.
215. Jouve V. L'effet-personnage dans le roman. P., 1992.
216. Kibédi-Varga A. Le récit postmoderne / Littérature № 77, fevr. 1990.
217. Kristeva J. Le texte du roman. P., 1978.
218. Kundera M. L'art du roman. Essai. P., 1985.
219. Lacan J. Le séminaire: Le Moi dans la théorie de Freud et dans la technique de psychanalyse. Livre 1-2. P., 1978.
220. Le roman français aujourd'hui: transformations, perceptions, mythologies. P., 2004.
221. L'Eclatement des genres au XX siècle / Sous la dir. de M. Dambre et M.Gosselin. Nante Paris, 2001.
222. Levinas E. Totalité et Infini. Essai sur l'Extériorité. Gaage, 1961.
223. Lipovetsky J. L'ère du vide: Essai sur l'individualisme contemporain. P., 1983.
224. Lyotard J.-F. La condition postmodeme: Rapport sur le savoir dans les sociétés les plus développées. P., 1979.
225. Lyotard J.-F. Le Postmodernisme expliqué aux enfants. P., 1986.
226. Lyotard J.-F. Réecrire la modernité / Les Cahiers de philosophie. № 5, 1988.
227. Nadeau M. Le roman français contemporain (1960-1992): une crise ' exemplaire. P., 1997.
228. Pouilloux Y. Métaphore / Dictionnaire des Genres et notions littéraires. Encyclopaedia Universalis. Paris, 1997.
229. Rabau S. L'intertextualité. Textes choisis. P., 2002.
230. Raimon M. Le signe des temps. Le roman contemporain. P., 1976.
231. Ravel Th. Le roman à l'aurore du troisième millénaire / L'Histoire littéraire: ses methods et ses résultats. Genève, 2001.
232. Ricœur P. La Métaphore vive. P., 1975.
233. Ricœur P. Temps et Récit. 1983-1985. III v.
234. Robbe-Grillet A. Une voie pour le roman futur / M. Nadeau. Le roman français depuis la guerre. Textes théoriques. Documents. P., 1992.
235. Robbe-Grillet A. Pour un nouveau roman. P., 1969.
236. Sartre J.-P. Critiques littéraires (Situation I). P., 1975.
237. Todorov Tz. Les genres du discours. P., 1978.
238. Valettes B. Esthétique du roman moderne. P., 1993.
239. Vercier В., Lecarme J. La littérature en France depuis 1968. P., 1982.
240. Viart D. Le Roman français au XX-ème siècle. P., 1999.
241. Viart D. Les mutations esthétiques du roman français contemporain / «Lendemain» №107-108, 2002.
242. Viart D. Ecrire avec soupçon enjeux du roman contemporain / Roman français contemporain. P., 2002.
243. Viart D., Vercier B. La littérature française au présent. Héritage, modernité, mutations. P., 2005.
244. Монографин, научные статьи, литературные интервью
245. Аверинцев С.С. Вода / Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1980.
246. Аверинцев С.С. Иудаистическая мифология / Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1980.
247. Балашова Т.В. Автор, герой, рассказчик в цикле Пруста / Вопросы филологии, № 1. М., 1999.
248. Блауберг И.И. Анри Бергсон и философия длительности / Анри Бергсон. Собр.соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1992.
249. Борхес X.JI. Оправдание вечности. М., 1994.
250. Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., 1994.
251. Глейк Д. Хаос. Создание новой науки. СПб., 2001.
252. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.
253. Деги М. Морис Бланшо: «Ожидание Забвение» / Бланшо М. Ожидание Забвение. СПб., 2000.
254. Егорова Е.А. Роман Кристиана Бобена «Всетишайший»: возрождение и трансформация агиографической традиции / Литература XX века: итоги и перспективы изучения. М., 2004.
255. Еремина В.И. Метафора и ее формы / Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978.
256. Житомирский Д.В. Музыкальная эстетика Э.Т.А.Гофмана. М., 1980.
257. Зонина JI. Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов/60-70 гг./М., 1984.
258. Киященко Л.П. В поисках исчезающей предметности. Очерки о синергетике языка. М., 2000.
259. Корнилова E.H. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М., 2001.
260. Косарев А. Философия мифа. М., 2000.
261. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
262. Литвиненко H.A. Массовая литература и феномен массового в литературе и культуре: некоторые аспекты / Вестник УРАО № 1, 2002.
263. Луков Вл.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). М., 1984.
264. Луков Вл.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2008.
265. Мережинская А.Ю. «Поздний» постмодернизм: механизм смены художественной парадигмы / Постмодернизм: парадоксы бытия. М., 2006.
266. Милюгина Е.Г. Романтики о жизни, смерти и бессмертии / Романтизм: грани и судьбы. Ч. 2. Тверь, 1998.
267. Милюгина Е.Г. Романтизм мифа и мифы романтизма / Романтизм и его исторические судьбы. Ч. 1. Тверь, 1998.
268. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. М., 1982.
269. Можейко М.А. Детектив / Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
270. Панова О.Ю. От постмодернизма к реализму? / Заметки об англоамериканской прозе 1970-1900-х гг. / Литература XX века: итоги и перспективы изучения. М., 2006.
271. Паскаль Б. / Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М., 2005.
272. Паскаль Б. / Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVII вв. М., 1987.
273. Пахсарьян Н.Т. «Большой Гапаль» Поли Коистаи: современные вариации на темы рококо / Литература XX века: итоги и перспективы изучения. М., 2004.
274. Полан Ж. Тарбские цветы, или Террор в изящной словесности. СПб., 2000.
275. Пронин В.А., Толкачев С.П. Современный литературный процесс за рубежом. М., 2000.
276. Радченко И. Предисловие. / Жан-Филипп Туссен. Фотоаппарат. Романы. М., 2003.
277. Ржевская Н.Ф. Патрик Модиано / Французская литература 19451990. М., 1995.
278. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М., 2002.
279. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Саратов, 1990.
280. Салтыков-Щедрин М.Е. За рубежом. М., 1947.
281. Семенов Л.Е. Романтизм и гуманитарные парадигмы современности /Романтизм и его исторические судьбы. Ч. 1. Тверь, 1998.
282. Скворцов Л.В. Феномен Постмодернизма как парадокс истины бытия / Постмодернизм: парадоксы бытия. М., 8006.
283. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Новая философия новый язык. СПб., 2002.
284. Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.
285. Стародубцева Л.В. Метафизика лабиринта / Альтернативные миры знания. СПб., 2000.
286. Степанов Ю.С. Париж-Москва, весной и утром. / Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999.
287. Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре / Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.
288. Таранов П. Звезды мировой философии. Философия сорока пяти поколений. М., 1998.
289. Тлостанова М.В. Гротеск в литературах Запада XX века / Художественные ориентиры зарубежной литературы XX в. М., 2002.
290. Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. Америакнский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.
291. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
292. Топоров В.Н. Числа / Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.2. М., 1982.
293. Уваров Ю.П. Французский психологический роман 60-80-х годов XX века / Жанровое своеобразие современной прозы Запада. Киев,1989.
294. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
295. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины / Собр.соч.: В 2 т. Т. 1.М., 1930.
296. Флоренский П.А. У водоразделов мысли / Собр.соч.: В 2 т. Т. 2.М.,1990.
297. Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997.
298. Французская литература 1945-1990. М., 1995.
299. Хоккинг С. Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. СПб., 2000.
300. Чавчанидзе Д.Л. Романтический роман Гофмана / Художественный мир Гофмана. М., 1982.
301. Шелли П.Б. Защита поэзии / Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М, 1960.
302. Шеллинг Ф. Об отношении изобразительного искусства к природе / Литературная теория немецкого романтизма Л., 1934.
303. Шервашидзе В.В. Зарубежная литература XX века. М., 2002.
304. Шерлаимова С. Миссия романа в эпоху конца литературы. Не левый и не правый Милан Кундера / Книжное обозрение «Ех НЬпб» НГ, 21.08.1997.
305. Шрейдер Н.С. Три романа-исповеди: их авторы и герои /F.-R. de Chateaubriand. René. В. Constant. Adolphe. A. de Musset. Confession d'un enfant du siècle. M., 1973.
306. Эпштейн M. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.
307. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков. М., 1999.
308. Alizart M. Quoi de neuf en 1998 aujourd'hui-même et pour demain? //http://mul.club.ir/mul 12-1 .html
309. Alvares H., «L'appareil-photo» est-il un roman postmoderne? Cuadornos de Filología Fransesca, № 6, 1992.
310. Amette J.-P. Modiano: souvenir d'en France souvenir d'enfance // Point. P., 1988, №799, p. 72.
311. Aragon L. Préface / Blanche ou L'Oubli. P., 1967.
312. Aragon parle avec Dominique Arban. P., 1968.
313. Ascholt W. Der Französische Roman der Achtziger Jabre. Darmstadt, 1994.
314. Assouline P. Les eaux troubles de l'Ocupation // Lire. P., 1990, № 176, P., 1990.
315. Augé M. Non-Lieux. Introduction à une anthropologie de la surmodernité. P., 1992.
316. Bertho S. Jean-Philippe Toussáint et la métaphysique / Jeunes auteurs de Minuit / Textes réunis par M.Ammouche-Kremers, H.Hillenaar (éds.) Amsterdam Atlanta, 1994.
317. Blanchot M. La part du feu. P., 1949.
318. Blanckeman B. Les récits indécidables: Jean Echenoz, Hervé Guibert, Pascal Quignard. P., 2000.
319. Blake H. Le postmodernisme américain / Tel Quel № 71-73, 1977.
320. Boisdeffre P. de. Où va le roman. Essai, nouv. éd., rev. et augm. P., 1972.
321. Bonnefoy C., Cartano T., Oster D. Dictionnaire de la littérature française contemporaine. P., 1977.
322. Bonoli L. Ecritures de la réalité / Poétique. № 137,2004.
323. Borgomano M. L'œurve de Marguerite Duras et la dérive des genres / L'éclatement des genres au XX-e siècle. P., 2001.
324. Bradeau M., Proguidis L., Saïgas J.-P., Viart D. Le Roman français contemporain. ADPF, 2002.
325. Brunei P. Où va la littérature française? Vuibert, 2002.
326. Chénetier M. Au delà du soupçon. La nouvelle fiction américaine de 1960 à nos jours. P., 1989.
327. Chénetier M. Est-il nécessaire d'exliquer le postmodern (isme) aux enfants? / Postmodernismes. Poésis des Amériques, Ethos des Europes. Études Littéraires. Université Laval, vol. 27, № 1, 1994, p. 20.
328. Combe D. Modernité et refus des genres au XX siècle / L'éclatement des genres au XX-e siècle. P., 2001.
329. Cousseau A. Postmodernité: retour au récit à la tentation romanesque / Vers une carthographie du roman contemporain / Cahier du Centre de Recherche «Études sur le roman du second demi- siècle». № 1. mai 2002.
330. Criso R.A. Vers une nouvelle génération: Postmodernisme in Contemporary French Literature / Romance Languages Annual, vol. 3, 1992.
331. Dictionnaire biografique des auteurs de tous les temps et de tous les pays. T. I., P., 1957; T. II. P., 1958.
332. Dictionnaire de Littérature contemporaine, 1900-1960, sous la direction de P. de Boisdeffre. P., 1962.
333. Dimic J. La crise psychologique dans le roman français du XX siècle. Belgrade, 1968.
334. Dion R., Fortier F., Hachebaert E. Enjeux des genres dans les écritures contemporaines. Montréal, 2001.
335. Doucey Br. «La Ronde de nuit». Patrick Modiano: Résumé. Personnages. Thèmes. P., 1992.
336. Douzou C. Enquête d'histoire, en quête de soi / Vers une carthographie du roman contemporain. Cahiers du Centre de recherche «Etudes sur le roman du second demi-siècle», № 1, mai, 2002.
337. Dubois J. Le roman policier ou la modernité. Nathan, 1992.
338. Echenoz J. Entretien avec Argan et de Montrémy / Jeunes auteurs de Minuit. Amsterdam Atlanta, 1994.
339. Echenoz J. Entretien avec Pierre-Marc de Biasi / «Le Magizine littéraire». P., №401 sept. 2001.
340. Echenoz J. Entretien avec J.-B. Harang / Harang J.-B. L'art est difficile. P., 2004.
341. Echenoz J. L'image du roman comme un moteur de fiction me séduit en ce moment / Journal l'Umanite, 11 octobre 1996.
342. Echenoz J. «Il se passe quelque chose avec le jazz». Entretien avec O. Bessard-Banquy / Europe № 820-821, 1997.
343. Fauvel M. Jean-Philippe Toussaint et la photographie: exposer le roman / Romance Languages Annual, № 6, 1994.
344. Flieder L. Le roman français contemporain. P., 1998.
345. Genette G. Vertige fixé / Alain Robbe-Grillet. Dans le labyrinthe. P., 1962.
346. Godard H. La crise de la fiction. Chroniques, roman-autobiographie, autofiction / L'éclatement des genres au XX-e siècle. P., 2001.
347. Golsan R.J. Vers une définition du «roman occupé» depuis 1990. «Dora Bruder» de Patrick Modiano / Vers une carthographie du romanrcontemporain. / Cahiers du Centre de Recherche «Etudes sur le roman du second demi-siécle », № 1, mai, 2002
348. Gontar M. Le roman français postmoderne. Une écriture turbulente. Paris. 2002, p. 90-108.
349. Gorp van H., D. Delabastita H. Dictionnaire des termes littéraires. P., 2001.
350. Haroche Ch. Une somme romanesque d'Aragon: "Blanche ou L'Oubli" / La pensée, № 137. janv-févr., 1968.
351. Hamon Ph. Un discours contraint / Littérature et Réalité. P., 1982.
352. Huston N. Tombeau de Romain Gary. P., 1990.
353. Hyppolite P. Hyper-réalisme et fictions minimalistes / Les écrivains minimalistes. Colloque (du 21 juillet au 31 juillet) P., 2003.
354. Jakobson R. Le métalangage d'Aragon / Selected writings, v. III. Poetry of Grammar and Grammar of Poetry. The Hague - Paris - New-York, 1981.
355. Jerusalem Ch. Jean Echenoz. P., 2006.
356. Jeunes auteurs de Minuit / Textes réunis par M.Ammouche-Kremers. Amsterdam Atlanta, 1994.
357. Jimenez M. Qu'est-ce que l'esthétique? P., 1997.
358. La littérature française 1990-2005. Choix de textes. M., 2006.
359. Lebrun J.-Cl. Jean Echenoz. P., 1992.
360. Lecarme J. L'autofiction: un mauvais genre / Autofiction. P., 1993
361. Leclerk Y. Autour de Minuit. P., 1994.
362. Le Clézio J.M.G. Dans la forêt des paradoxes. Conférence Nobel. Le 7 décembre 2008.
363. Lecherbonnier B. Aragon. Paris Montréal, 1971.
364. Lejeune Ph. L' autobiographie en France. P., 1998.
365. Lejeune Ph. Peut on innover en autobiographie / Autobiographie, VI Rencontres psychanalytiques d'Aix - en - Provence, P., 1987.
366. Littré E. Dictionnaire de la langue française, t. I-VII. P., 1958.
367. Littérature et philosophie / Europe № 849-850, janv-févr., 2000.
368. Madole J. A propos de "Blanche ou L'Oubli" / Europe, № 464, déc. 1967.
369. Maupassant Guy de. Préface à «Pierre et Jean», P., 1992.
370. Meschonnic H. Modernité, modernité. P. 1988.
371. Mourissette B. Les romans de Robbe-Grillet. 2e éd. P., 1971.
372. Nadeau M. Le roman français depuis la guerre. P., 1992.
373. Nadeau M. Malaise dans la littérature. Champ-Vallon, 1993. P., 1997.
374. Perec G. Cahiers du jazz / Magazine littéraire, № 316, févr. 1993.
375. Pingaud B. Écrivains d'Aujourd'hui. P., 1960.
376. Prévost Cl., Lebrun J.-Cl. Nouveaux territoires romansques. P., 1990.
377. Rabaté D. Le Roman depuis 1900. P., 1998.
378. Rabaudy M. Les enfants de Minuit. / L'Express du 27.12.2001.
379. Raimond M. La crise de roman. Dès lendemain du Naturalisme aux années vingt. Thèse pour doct. ès lettres. P., 1966.
380. Ricard Fr. Le roman où aucun mot ne serait sérieu / M. Kundera. La lenteur. P., 1995.
381. Richard J.-P. L'État des choses. P., 1990.
382. Richard J.-P. Terrains de lecture. P., 1996
383. Robbe-Grillet A. / Critique. Revue générale des publications françaises et étrangères. Août-sept., 2001.
384. Robbe-Grillet A. Colloque de Cerisy. Centre culturel international de Cerisy-La-Salle. P., 1976.
385. Rosse D. Romain Gary et la modernité. P., 1995.
386. Ruby C. Le champ de bataille: post-moderne (neo-moderne). P., 1990.
387. Saïgas J.-P. Défense et illustration de la prose française / Le roman français contemporain. P., 2002.
388. Schoots S.P. Passer en douce à la douane: l'écriture minimaliste de Minuit: Amsterdam-New-York, Rodopi, 1997.
389. Simon V. Allain Robbe-Grillet. Les sables mouvants du texte. Uppsala univ. libr., 1998.
390. Théofîlakis E. Moderne et après; les Immatériaux. P., 1985.
391. Toussaint J.-Ph. / Entretien par M.Jourde pour «Les inrockuptibles», 1992.
392. Tremblay Fr. La Fiction en question. Essai. Montréal-Paris, 1998.
393. Varicas E. Quelques interrogations sur le sens du «post». / Varicas E. Féminisme, modernité, postmodernisme: pour un dialogue des deux cotés de l'océan. Mise en ligne le mercredi 18 fevrier 2004. http://www.
394. Vaugeois D. Conditions et fonctionnement de L'Hétérogénité générique /L'Eclatement des genres au XX siècle. Nante Paris, 2001.
395. Vers une carthographie du roman contemporain / Cahiers du centre deF
396. Recherche «Etudes sur le roman du second demi-siecle», № 1, mai, 2002.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.