Современная философия нации и национального: От теории к практике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Батыров, Геннадий Константинович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат философских наук Батыров, Геннадий Константинович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Нация как объект философского интереса.
1.1 .Философские принципы исследования нации и национального.
1.2.Методологические модификации концепции нации.
1.3.Нация как ступень этногенеза.
1.4.Основные проблемы в изучении наций на современном этапе.
ГЛАВА 2. Социально-практический смысл философской концепции нации.
2.1.Социальные связи внутри этноса.
2.2.Нация и государство.
2.3.Россия: национальное государство или федерация национальностей?.
2.4.Конкретно-историческое применение философской концепции нации.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Этнополитическая структура России и ее оценка массовым сознанием1999 год, кандидат социологических наук Ортабаев, Барадин Билялович
Политические механизмы региональных этнических процессов в России2005 год, кандидат политических наук Гурьев, Евгений Леонидович
Этнические элиты Северного Кавказа: Опыт социологического анализа2001 год, кандидат социологических наук Белоусов, Михаил Владимирович
Социально-структурные предпосылки межэтнической напряженности2005 год, кандидат социологических наук Кубякин, Евгений Олегович
Национальный вопрос в России в конце ХХ века: Социально-философский анализ2000 год, кандидат философских наук Краснянский, Дмитрий Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная философия нации и национального: От теории к практике»
Актуальность темы исследования. В последние годы интерес к проблеме нации и национального, по вполне понятным причинам, не ослабевал. Однако, наметилась тенденция, которая не может не настораживать. Если раньше (60 - 80-е гг.) отечественные ученые отдавали явное предпочтение социально-философским проблемам нации, затем отошли от них в пользу более широких проблем этнического развития в целом, то в последнее время исследовательский интерес в этой области приобрел откровенно политизированный и прагматично-социологический характер. Само по себе это явилось ответом на социальный заказ общества, сотрясаемого межнациональными конфликтами разного уровня и разной степени сложности. Конфликты эти необходимо было решать, причем, чем скорее, тем лучше. «Быстрые» решения, как известно, являются приоритетом конкретной социологии и политологии. Однако практика урегулирования межнациональных конфликтов отходила все дальше и дальше от теоретических исследований природы и сущности национального, хотя сами эти исследования нельзя было считать завершенными.
Так, например, вопросы федеративного устройства России решались, в основном, в социально-политическом поле - через анализ системы представительной власти, моделирование выборных кампаний, отработки соответствующих законодательных актов и т.п. При этом не поднимались принципиальные вопросы, такие как: может ли быть субъектом федерации этническое образование, не достигшее стадии национального; какие экономические, социальные, политические условия должны удовлетворять претензиям этносов на статус национальных субъектов; как изменились векторы этнических мик-саций и этнических сепараций в постиндустриальную эпоху, переход в которую совпал в нашей стране с постперестроечными процессами; как изменился статус нации после появления в мире наднациональных сообществ? Ответить на эти вопросы можно, только вернувшись в категориальное поле философского исследования. Не отвечать на них уже нельзя, поскольку сугубо политические решения, как оказалось, только обнажают новые проблемы. Примеры тому - Юг России, отношения в СНГ, Ближний Восток, Северная Ирландия, любая другая точка мирового этнического пространства в стадии социального обострения.
Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе с прошлого века встречается термин "этнос", а разработка советскими этнографами этнической проблематики в 60-80-х годах привела к появлению оригинальной и не имеющей аналогов в западной науке "теории этноса". Этническими проблемами в тех или иных аспектах занимаются различные социальные науки: психология, философия, история, политология, социология. Первым этносоциологическим исследованием принято считать работу У.Томаса и Ф.Знанецкого (1916 г.), посвященную изучению положения польских эмигрантов в Америке. В настоящее время подобные исследования за рубежом ведутся, в основном, в рамках социальной психологии (Т.Парсонс, П.Л .Ван дер Берге, А.Инкельс, А.Кардинер, Р.Линтон, С.Либерзон и др.) и культуроантропологии (К.Гирц, С.Нанда ).В обобщенном виде это направление представлено в работах В.Вундта Р.Линтона и Д.Левинсона, выводящих свойства национального характера из так называемой базовой и модальной личности, формирующейся под воздействием специфических для каждого этноса воспитания детей. Специфика неомарксистского подхода к этническим и расовым отношениям становится очевидной благодаря наиболее значимым исследованиям О.Кокса, М.Райха, Р.Майлса, Дж.Соломаса.
В нашей стране проблемы этногенеза хорошо разработаны Ю.Бромлеем, В.Козловым, Л.Гумилевым, В.Алексеевым, А.Андреевым и др. Выделены этапы развития этносов, показано отличие между ними как "по горизонтали", так и "по вертикали".
Отдельную группу работ составляют исследования, посвященные непосредственно состоянию межнациональных отношений в России. Здесь наибольший интерес представляют работы И.Клямкина, Р.Абдулатипова, А.Гулыги, К.Кантора, Н.Карлова, И.Петровой и др. Эта группа исследований отличается преимущественным вниманием к вопросам специфики русского этноса и сравнительно слабо отражает его взаимодействие с другими этническими группами. Современные межнациональные конфликты актуализировали интерес к этноконфликтологии,
Непосредственно проблемам формирования наций и соответствующего федеративного устройства России посвящены работы В.Иванова, Ю.Арутюняна, С.Арутюнова, А.Бороноева, А.Здравомыслова, В.Тишкова, М.Руткевича, В.Тадевосяна. В этих работах высказываются, порой, прямо противоположные взгляды на развитие наций в России. Так, если в работах В.Иванова делается попытка объективного и беспристрастного анализа реального положения дел, причем, практически отсутствуют оценки и высказываются весьма осторожные прогнозы, то в работах Тишкова нарочитая политизированность, вплоть до "вынесения за скобки" собственно этнической проблематики, провоцирует других авторов на контрдискурс (Руткевич, Ару-тюнян).
Отечественная традиция этнопсихологии ведет начало от работ В.Ключевского, П.Лаврова, И.Бодуэна де Куртене, уделивших пристальное внимание, в частности, воздействию географической среды и уровня технического развития на психический склад народа. Их научное наследие получило дальнейшую разработку в трудах Л.Выготского, А.Лурия, позже
A.Леонтьева, И.Кона и других. Оригинальный подход к социологическим проблемам этничности отличает работы А.О. Бороноева, Л.Дробижевой,
B.Кунициной, С.Лурье, Н.Седовой.
Можно легко увидеть, что проблема нации и национального в зеркале отечественного и зарубежного обществознания приобрела мозаичный характер. Собственно философских работ по этой тематике в последние годы не появлялось. Между тем, как известно, «нет ничего практичнее хорошей теории».
Цель и задачи исследования. Целью исследования явилось обобщение философского материала по проблеме нации и национального в контексте его практической значимости в объяснении современных этнических процессов.
Для реализации цели исследования необходимо было решить следующие задачи.
1) Определить философские принципы исследования нации и национального.
2) Проследить методологические модификации концепции нации в современную эпоху.
3) Эксплицировать статус нации как ступени этногенеза.
4) Выяснить соотношение национального и государственного.
5) Проанализировать современное состояние России как национального федеративного государства.
6) Показать возможности конкретно-исторического применения философской концепции нации на примере реального субъекта федерации. Объектом исследования являлись нации и национальногосударственные отношения.
Предметом исследования явился опыт применения современной философской концепции нации для объяснения и описания социально-этнического развития конкретного субъекта Российской Федерации - Республики Калмыкия.
Методологической базой исследования послужили историко-философские и социально-философские концепты этногенеза, системный анализ, принцип единства исторического и логического. Диссертант исполь зовал в последнем параграфе диссертации методы исторической социологии.
Гипотеза исследования. Автор предполагал, что философия нации, построенная на основе единства природного и социального, постулирует появление нации как естественно-исторический процесс, нация при этом выступает как ступень этногенеза, хронологически и сущностно соответствующая индустриальному обществу и предполагающая необходимость государственно-политического оформления этноса. Если с этой точки зрения рассмотреть современное состояние национальных субъектов Российской Федерации, то окажется, что далеко не все они могут быть определены как нации и, следовательно, иерархия отношений в федерации должна быть пересмотрена.
Научная новизна исследования состоит в том, что философская концепция нации не только прочтена в новой исторической реальности, но и использована как объяснительная гипотеза для определения особенностей развития российского федеративного государства.
Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту.
1. Нация является закономерной стадией этногенеза, соответствующей индустриальной цивилизации и нуждающейся в государственном оформлении. Философская трактовка нации отличается тем, что дифференцирует определения данного феномена "по вертикали", определяя нацию как этап этногенеза, и "по горизонтали", различая нации, имеющие разную этническую природу.
2. Структурирование нации предполагает формирование этнополи-тической элиты, которая возглавляет данный процесс. От ее социальной ориентации во многом зависит его конфликтность или бесконфликтность.
3. Структурирование нации предполагает усложнение процесса самоидентификации индивида. Он носит бинарный характер и отражает предпочтения либо этнические, либо социально-гражданские (идентификация с этносом или идентификация с государством).
4. Понятия "нация", "национальное", "национализм" имеют неоднозначную трактовку и используются в двух аспектах — этническом (этносоциальном) и государственном (политическом). За этим -объективное различие этнических и государственных общностей. Попытки противопоставить их друг другу и признать единственно правильным только одно, второе значение неизбежно ведут к эт-нонациональному нигилизму, который особенно неприемлем в многонациональной стране. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании национального и территориального начал.
5. Калмыкия представляет собой характерный пример этнонации в составе федеративного государства, тем более интересный, что она расположена между территориями компактного поселения более развитого в плане этногенеза народа - русских, и не оформленных национально этносов Северного Кавказа (народностей).
6. Применение концептуальных положений философии нации и национального к анализу конкретно-исторического этнического субъекта не только возможно, но и плодотворно, так как позволяет четко определить стадию и перспективы социально-этнического развития, обнаружить его специфику и предложить объяснительные конструкции решения проблемных ситуаций.
Апробация работы. Материалы и выводы исследования докладывались автором на научно-практических конференциях разного уровня (Элиста, 2001; Волгоград, 1999; Ставрополь, 2000 и др.). По результатам исследования опубликованы две брошюры, общим объемом 2,4 п.л. Результаты исследования использовались автором в общественно-политической работе как лидера Общественного Движения «Родной Край» (Республика Калмыкия).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав (восьми параграфов), Заключения, Списка использованных источников и литературы. Объем 143 м.п.стр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Русский народ в системе межнациональных отношений Российской Федерации1999 год, кандидат политических наук Черноусова, Елена Анатольевна
Русский этнос и его роль в осуществлении национальной политики России2004 год, кандидат политических наук Бронский, Игорь Михайлович
Этническая детерминация современного российского социума2003 год, кандидат философских наук Бажанова, Ирина Семеновна
Становление и развитие Чеченской Республики: историко-политологический анализ2006 год, кандидат политических наук Алхазуров, Магомед Исаевич
Этнокультурная толерантность народов Поволжья2006 год, доктор философских наук Романов, Василий Николаевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Батыров, Геннадий Константинович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все сегодняшние дискуссии по поводу самоопределения и суверенитета этнических групп России, по поводу Федерации, по поводу напряженности в межэтнических отношениях —- являются, по сути, лишь сторонами одной и той же проблемы — проблемы формирования наций внутри страны и собственно России как нации-государства.
У нас так и не закончился процесс формирования национальной государственности в России после распада СССР. Этот процесс имеет в наших условиях свои специфические особенности, принципиально отличающие его от аналогичных процессов в других странах в пору, когда тем приходилось решать сходные проблемы.
Современные национальные государства ("нации-государства") на Западе складывались, как известно, в начальный период трансформации традиционных обществ в индустриальные и оказались той политической формой, которая в наибольшей степени отвечала задачам такой трансформации. Универсализация и рационализация языка и культуры в целом, преодоление локального, замкнутого характера последней, свойственного традиционным общностям, способствовали становлению институтов современной рыночной экономики и политической демократии, равно как и историческому самоутверждению современной бюрократии, осуществляющей функции государственного управления в соответствии не с обычаем, а с нормами права.
Задачи, решавшиеся на Западе национальными государствами, в России взяло на себя "государство-империя", принявшее в XX столетии советскую форму. И частично ему это удалось (о цене мы сейчас не говорим): страна осуществила индустриализацию и урбанизацию, специфическим образом рационализировав культуру (в т.ч. и посредством ее идеологизации) и придав русскому языку общеобязательный государственный статус.
Однако "имперский" способ решения исторических проблем, решаемых обычно национальным государством, натолкнулся, в конце концов, на свои естественные пределы. Индустриализация и урбанизация, осуществленные насильственно-административными методами в режиме перманентной чрезвычайщины, оказались неспособными обеспечить устойчивое функционирование и саморазвитие системы в обстоятельствах обычных, нечрезвычайных (не говоря уже о том, что в силу глубокой укорененности традиционалистских установок в менталитете многих советских народов индустриальная модернизация оказалась в ряде регионов незавершенной).
Чтобы справиться с этими задачами, коммунистический режим в последние десятилетия своего существования предпринял ряд мер, призванных обеспечить создание некоего исторического синтеза "имперской" и национальной форм государственности (массовые переселения русских в союзные республики, русификация школьного образования и т.п.). Но попытка, как известно, не удалась. И дело даже не в том, что русификация вызвала недовольство национальной интеллигенции бывших союзных республик: на "низовом" уровне к ней относились, как правило, вполне терпимо. Дело прежде всего в том, что система столкнулась с неэффективностью и исторической бесперспективностью насажденного ею типа экономической и политической культур.
Предпринятые же в середине 80-х годов попытки изменить их, сохранив "имперскую" форму, очень быстро выявили неустойчивость самой этой формы, ее неспособность сочетаться с нормами и механизмами, выработанными в других странах в ходе становления современных национальных государств.
Приступая лишь сегодня к формированию нации и национальной государственности, Россия имеет в своем активе ряд важных предпосылок, которых не было в пору решения аналогичных задач на Западе (индустриализация и урбанизация, а также определенная рационализация культуры стали в советский период фактом). В то же время советская эпоха оставила нам в наследство целый ряд других трудноразрешимых проблем: наличие национальных республик в составе России, претендующих на создание собственной государственности; государственная неконсолидированность русского народа, оказавшегося, помимо всего прочего, по разные стороны новосозданных государственных границ; и, что самое существенное, необходимость осваивать современную экономическую культуру, зачатки которой были вытравлены коммунистическим режимом, причем осваивать ее в условиях урбанизированного общества, — задача, не имеющая исторических прецедентов.
Очень интересен, в этой связи, социальный феномен, который охватил, начиная с 1960-х гг., Америку, а уже с конца 1960-х гг. и начала 1970-х гг. и всю Европу. Этот процесс называется - этническое возрождение или «этнический парадокс современности». В бывшем СССР этническое возрождение становится очевидным с середины 1980-х гг., играя важную роль в последующем распаде государства. В последней трети столетия этническое возрождение превращается во всемирный феномен, определяющий контуры исторического процесса на рубеже веков.
Сущность этого явления в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности. Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую незаметно преодолеть эту грань, и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.
Этническое возрождение не может не угрожать стабильности централизованных полиэтнических государств. В современном мире насчитывается около двухсот государств и 2-5 тысяч этносов. Большинство государств, независимо от их конституционного оформления, являются полиэтничными и обладают высокой степенью централизации; можно утверждать, что централизованные государства - основная форма государственности в современном
143 мире. Если этническое возрождение начинает активно инкорпорировать национальную идею, важнейшим элементом которой является ориентация на создание национального государства, то создаются почти идеальные условия для дестабилизации полиэтничных государств и возникновения конфликтов.
По прогнозам некоторых ученых, сепаратизм и дезинтеграция государств будут играть важную роль в общественном процессе в обозримом будущем. Американский географ С. Коэн в прошлом президент Ассоциации американских географов, утверждает: «Пройдет 25-30 лет, и число государств мира увеличится процентов на пятьдесят. Более трехсот независимых стран появится на глобусе». Джулиан Минджи, американский представитель комиссии по политической карте мира в Международном союзе географов, прогнозирует распад Австралии на четыре государства, образование нескольких новых независимых государств в Европе, распад России, полную перестройку политической карты Азии, исчезновение Канады как государства, изменение границ США. Тенденция на самоопределение станет преобладающей.».
К сожалению, можно с уверенностью сказать, что человечество вступило в новую этноконфликтную полосу своей истории, в которой будут доминировать локальные и региональные конфликты. Для их прогнозирования и предотвращения необходима хорошая, теория, которой, как мы пытались показать, является современная отечественная философия нации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Батыров, Геннадий Константинович, 2002 год
1. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политика, люди и природа в лабиринтах смутного времени. М., 1994. - 227 с.
2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.- 169 с.
3. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. -224 с.
4. Авксентьев A.B., Авксентьева В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.-222 с.
5. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология. //Социологические исследования. 1996. -№ 12.
6. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М.: Политиздат, 1988.-352 с.
7. Алексахина H.A. Этническая реидентификация и лингвистическая русификация: бывший Советский Союз и Российская Федерация /В сб.: Социальная трансформация российского общества. М.: ИСЭПН, 1995.
8. Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. М.: Наука, 1969.-324 с.
9. Алексеев В.П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986. - 173 с.
10. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства. // Общественные науки и современность. 1991. - № 1. -С. 105-114.
11. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. // Вопросы философии. 1990. - № 8. - С. 10-13.
12. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие = Peoples and kultures. Their development and interaction. M.: Наука, 1989. - 243 с.
13. Арутюнян Ю.В., Дробижева JIM., Кондратьев B.C., Сусоколов A.A. Этносоциологня: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М.: Наука, 1984.-255 с.
14. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991,-№8.-С. 102-117.
15. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1998.
16. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
17. Бодуэн де Куртуне. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 Т. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. Т. 1. - 384 с.
18. Бороноев А.О. Методологические вопросы исследования национальной психологии: Канд. дис. .- JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. 164 с.
19. Бороноев А.О. Основы этнической психологии: Учебное пособие. СПб. М.: Наука, 1991.- 143 с.
20. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. М.: Изд. дом Сатис, 1992. - 264 с.
21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
22. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 333 с.
23. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.: Мысль, 1990.-391 с.
24. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотношении истории, этнографии и социологии. //Советская этнография, 1969. -№ 3.
25. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1981.-880 с.
26. В раздумьях о России. XIX век: Сб. ст. М., 1996. - 146 с.
27. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с
28. Вебер М. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704 с.
29. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и воспроизводство этнической структуры населения: Доклад на семинаре "Население бывшего СССР в XXI веке". Амстердам, 1992.
30. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 Т. М.: Педагогика, 1982. Т.2. -504 с.
31. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1998. 699 с.
32. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
33. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991. — 157 с.34. Гоголь Н.В.
34. Горский A.A., Пушкарев JI.H. Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX). М., 1994.
35. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. //Вопросы философии. 1992. - № 1. - С. 52-61.
36. Гулыга А. Понять Германию понять Россию //Наш современник. -1995.-№ 2.-С. 135-148.
37. Гумилев JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: ЭКОПРОС, 1992.-334 с.
38. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989.-495 с.
39. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Гослитиздат, 1957. - 991 с.
40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.
41. Дильман А., Седова Н. Сегодня и завтра российских немцев. -Волгоград, 1993.
42. Драгунский Д.В. Макрополитика. (Заметки о детерминантах национального поведения) // Политические исследования. 1995. -№ 5.
43. Дробижева Л.М. Штрихи национального самосознания. // Русские: Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. - 342 с.
44. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 3-49.
45. Ещич М.Б. Развитие системы образования в многонационалыной Югославии // Образование в Вып. 4. М.: ИНГЮ, 1994.
46. Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. 1992, 31 июля.
47. Здравомыслов А.Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1997. - 286 с.
48. Зильберманн Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 72-89.
49. Игнатьев А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 49-65.
50. Ильин И.А. О России. М.: Студия «ТРИТЭ» - «Рос. Архив», 1991.-31 с.
51. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.
52. Исаев М.И. Языковое строительство в СССР. М.: Наука. 1979.
53. Итс Р.Ф. Века и поколения: Этнографические этюды. Л.: Лениздат, 1986.-236 с.
54. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. 1994. -№ 5. - С. 27-35.
55. Кантор K.M. Немецкая идеология Маркса Энгельса и русский марксизм. // Вопросы философии. - 1995, - № 12. - С. 88-109.
56. Кантор K.M. Четвертый виток истории //Вопросы философии. 1996. -№ 8.-С. 19-24.
57. Кантор K.M. Является ли Россия исторической страной // Вопросы философии. 1997. - № 4.
58. Карлов Н.В. Честь имени, или О русском национальном сознании. // Вопросы философии. 1997. - № 4.
59. Карсавин Л. Государство и кризис демократии (1934). //Новый мир. -1991.-№ 1,-С. 64-81.
60. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. В 9-ти т. М.: Мысль, 1987. -Т. 1-5.- с.
61. Козлов В.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры. // Советская этнография. 1979. - № 3. - С. 31-40.
62. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
63. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. -М., 1971.-С. 130.
64. Кон И.С. К проблеме национального характера. // История и психология. -М.: Наука, 1971.
65. Кон И.С. Психология предрассудка // Новый мир. 1996. -№ 9. - С. 188.
66. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М.: Экономика, 1993. - 397 с.
67. Крапивенский С.Э. К анализу категории «социальная революция». -Волгоград: Нижн.-Волжск, кн. изд-во, 1971. 183 с.
68. Крапивенский С.Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992. - 191 с.
69. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия П-й пол. ХУШ -начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989. - 478 с.
70. Куницина В.П. Этнические стереотипы // Психологический журнал. -1989,-№4.-С. 47-58.
71. Лавров П. Философия и социология. Избранные произведения: В 2 Т. -М.: Мысль, 1965.-Т. 1-2.
72. Ланщиков А.П. Национальный вопрос в России. М.: Современник, 1991.-238 с.
73. Лебек С. Происхожение франков. 5-11 века. Т. 1. -М.: Скарабей, 1993.
74. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т. 24. - 1980. - 568 с.
75. Ленин В.И. О манифесте «Союза армянских социал-демократов» // Полн. собр. соч. Т. 7. - 1979. - 589 с.
76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
77. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: МГУ, 1994. - 287 с.
78. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990,-№4.
79. Лосский Н.О. Избранное. -М.: Правда, 1991.-622 с.
80. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -559 с.
81. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. -М.: Политиздат, 1991. -367 с.
82. Лурия А.Р. Язык и сознание. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 319 с.
83. Лурье C.B. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Отечественные науки и современность. 1997.-№2.-С.
84. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. - С.
85. Макаренко В.П. Российский политический менталитет // Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1993,-№5.
86. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. - 159 с.
87. Малахов B.C. Русская духовность и немецкая ученость // Вопросы философии. 1993. -№ 5. С.
88. Маркарян Э.С. Проблемы культурных традиций // Советская этнография. 1981.-№2.-С. 79-85.
89. Марченко Г.И. Формирование этнической идеи // Социально-политический журнал. 1994. - № 11-12. - С.94-99.
90. Матвеев С.Я. Новая русская мечта и кризис самоидентификации // Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов: Ч. 1.-М, 1994.-254 с.
91. Межнациональные отношения в СССР: история и современность / Коллектив авторов. М.: ИНИОН, 1991. - 178 с.
92. Милль Дж. Ст. Размышления о представительском правлении. СПб., 1863.-С.
93. Миронов В.Б. Пир мудрецов: Учебное пособие. М., 1994. - 304 с.
94. Моисеев Н. Есть ли будущее у России? // Наш современник. 1996. - № 10.-С. 81-90.
95. Морозова Г.Ф. Иммиграция реальная угроза будущему страны // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С. 30-36.
96. Мюллер М. Наука о мысли. СПб: Изд. A.C. Семенова, 1891. - 474 с.
97. Мюллер Э.И. В. Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии. 1993. - № 5.
98. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988. - 624 с.
99. Народы России: Энциклопедия. // Большая российская энциклопедия. -М., 1994.-479 с.
100. Национальные проблемы и политика (по материалам ФРГ). М., 1989. -52 с.
101. Некоторые показатели, характеризующие национальный состав населения Российской Федерации. По данным переписи населения 1989 г.-М., 1989. -Т.1, 2.
102. Непримерова Г.А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования. -М., 1979.
103. Огурцов А.П. Трудности анализа ментальности // Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1994.-№ 1.-С. 25-54.
104. Орлов Б. Что русскому здорово, то немцу . тоже здорово // Дружба народов, 1997.-№3.-С. 163-175.
105. Основные итоги микропереписи населения 1994 / Госкомстат России. -М., 1994.
106. Панарин A.C. «Вторая Европа» или «третий Рим» (парадоксы европеизма в современной России) // Вопросы философии. 1996. - № 10.-С. 19-32.
107. Ю8.Панарин A.C. Возвращение в цивилизацию или «формационное одиночество»? // Философские науки. 1991. - № 8.
108. Ю9.Панарин A.C. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. - № 6.
109. ПО.Панарин A.C. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. - № 6. С.
110. Ш.Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические взрывы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 1932.
111. Парсонс Говард JI. Человек в современном мире: Сб. М.: Прогресс, 1985.-428 с.
112. Песков A.M. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992,-№ 8.-С. 105-121.
113. Песков A.M. У истоков русского философствования: шеллингианские таинства любомудров // Вопросы философии. 1994. - № 5.
114. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 вв. М.: Русич, 1995.-317 с.
115. Плотников Н.С., Колеров М.А. Макс Вебер и его русские корреспонденты // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 74-79.
116. Попипо В.А. Кавказская война: Т. 1-5. Ставрополь, 1994.
117. Поршнев Б.В. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -232 е.
118. Предвечный Г.П. Основные условия и факторы, формирующие состояние напряженности на Северном Кавказе // Межнациональные отношения сегодня. Ростов-на-Дону - Донецк: Изд-во Ростовского унта, 1994.-252 с.
119. Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период. -М.: Мин. об., 1991.
120. Прокоп Я. Жажда смысла // Россия и современный мир. 1996. — № 4. -С. 14-21.
121. Прот. Зеньковский В.В. История русской философии: Т.1. Париж, 1948.
122. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М.: Наука, 1989. - 357 с.
123. Распутин В.Г. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Молодая гвардия, 1994. -Т. 3.-496 с.
124. Расы и общество / Кол. авторов. М.: Наука, 1982. - 352 с.
125. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм, классы. Революция. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.
126. Россаде В. Социокультурный и этнокультурный подходы к проблемам преобразования Европы //Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Спб., 1995. - С. 69-76.
127. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М.: Наука, 1993.-368 с.
128. Русские народные традиции и современность. М.: Наука. 1995. - 304 с.
129. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992 - с. 270.
130. Русские: историко-этнографические очерки: Сб. ст. М., 1997. - 222 с.
131. Русский народ: историческая судьба в XX столетии («круглый стол») // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1993. - 95 с.
132. Руссо Жан-Жак. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании.: Избр. соч.: В 3 т. М.: Гослитиздат, 1961. -Т. 1.-851 с.
133. Рыбаковский J1JI. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М.: ИСПИ РАН, 1996.
134. Сагатовский В.И. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.
135. Седова H.H. Интернационализм. Патриотизм. Личность. Волгоград: Нижн.-Волжск. кн. изд-во, 1969. - 128 с.
136. Седова H.H. Философия Человека: Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов. Волгоград, 1997. - С.
137. Седова H.H. Человек этнический. - Волгоград, 1994. - С.
138. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. - 608 с.
139. Серио П. Этнос и демос: Дискурсивное построение коллективной идентичности // Этничность. Национальные движения. Социальная практика: Сб. ст. Спб, 1995. - 336 с.
140. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк): Учеб. пособ. -М.: Механик, 1996, 208 с.
141. Силницкий Ф. Национальная политика КПСС (1917-1922). 3-е изд. -Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1990. - 312 с.
142. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 183 с.
143. Скворцов Н.Г. Этничность и тансформционные процессы // Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сб. ст. С.-Петербург, 1995.-336 с.
144. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 687 с.
145. Современная западная социология // Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
146. Современная западная философия // Словарь. М.: Политиздат, 1991. -414 с.
147. Современная семья у народов зарубежной Европы: опыт этносоциального исследования. -М.: Наука, 1993. 192 с.
148. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России: Соч.: В 2 т. М., 1990. -Т.1.-892 с.
149. Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов: Соч.: В 18 т. Книга ХУП. М.: Мысль, 1996. - С. 202.
150. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- 542 с.
151. Социальное и национальное: Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. М.: Наука, 1973. - 331 с.
152. Социально-культурный облик советских наций // По результатам этносоциологических исследований. М.: Наука, 1986. - 453 с.
153. Социально-культурный облик советских наций: По результатам этносоциологического исследования / Под ред. Ю.В. Бромлея и Ю.В. Арутюняна. М.: Наука, 1986.
154. Социология конфликта: Вып. 2: Проблема конфликта в западной социологии. Нижний Новгород, 1994. - 108 с.
155. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе: Социологические очерки. Л.: Наука, 1987. - 174 с.
156. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии.- 1997. № 1.-С. 154-166.
157. Страда В. Будущее культуры и культура будущего // Россия и современный мир. 1993. - № 3.
158. Сусоколов A.A. Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987. -С. 10.
159. Тишков В. История и историки в США = History and historians in USA. -M.: Наука, 1985.-352 с.
160. Тишков В. А. Современная Этнография: преодоление кризиса // Советская этнография. 1992. - № 3. - С. 7-18.
161. Тишков В.А. Что есть Россия? (перспективы нациостроительства) // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С. 3-17.
162. Тойби А.Д. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.
163. Тойнби А.Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
164. Традиции в совремнном обществе: Исследования этнокультурных процессов: Сб. ст. М.: Наука, 1990. - 247 с.
165. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1987.-446 с.
166. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. -М., 1994.
167. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. -№ 12.
168. Философский энциклопедический словарь. М., 1994. - С.
169. Франк С. Русское мировоззрение // Общественные науки и современность. 1990. -№ 6; 1991. -№ 1.
170. Функционирование языков в многонациональном обществе: Материалы международного коллоквиума «Функционирование языков в многонациональных странах». М., 1991.
171. Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение. Л.: Знание, 1989. - 34 с.
172. Хакимов Р. Закат империи. Тамар иле / Татарские края. - 1993. - № 913.
173. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995, № 3. - С. 34-41.
174. Чаба Т. Современные проблемы защиты прав меньшинств в их международном аспекте. Ростов-на-Дону, 1994.
175. Чебоксаров H.H., Чебоксарова H.A. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.-271 с.
176. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1998.-400 с.
177. Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная. Новые конфигурации мирового пространства. Россия. М.: Наука, 1994. - 176 с.
178. Чикобава A.C. Проблема языка как предмета языкознания. М.: Учпедгиз, 1959.- 179 с.
179. Шестопал Е. Образ власти в России: желания и реальность (политикопсихологический анализ) // Полис. 1995. - № 4.
180. Шлегель К. Немецкий образ России в первой трети 20-го столетия: попытка реконструкции // Вопросы философии. 1994, № - 5. С.
181. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. -Новосибирск: Наука, 1993. 584 с.
182. Эйдельман Н.Я. Быть может за хребтом Кавказа. М.: Наука, 1990.
183. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. - 446 с.
184. Этнические процессы в странах зарубежной Европы: Сб. ст. М.: Наука, 1970.-284 с.
185. Этнические процессы как предмет исследования. // Современные этнические процессы в СССР. M.: Наука, 1984. - 243 с.
186. Этнические стереотипы поведения: Сб. ст. Л.: Наука, 1985. - 325 с.
187. Этнография и смежные субдисциплины. Школы и направления. Методы. -М.: Наука, 1988.-222 с.
188. Этнознаковые функции культуры: Сб. ст. М.: Наука, 1991. - 223 с.
189. Этнологическая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения: Сб. ст. -М.: Наука, 1991.- 187 с.
190. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. -М.: Наука, 1987,- 194 с.
191. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М.: Наука, 1984.-255 с.
192. Этносы и этнические процессы: Памяти Р.Ф. Итса: Сб. ст. М.: Наука, 1993.-344 с.
193. Van der Berge P.L. The Ethnis Phenomenon, New York, Oxford: Elsevier, 1981.
194. Geertz C. Interpretation of Cultures, New York, Basic Books, 1973.
195. De Vos G, Role of Ethnicity in Social History. In: De Vos G., Romanucci-Ross L. (eds.) Tehnis Identity. Cultural Continuités and Change. Palo Alto (Calif.), Mayfield Publishing Company, 1973.
196. De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accomodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Chande. Chicago, 1982, p.
197. Duicker H.C. and Frejda N.H. National Character and National Steretypes: Confluence. Amsterdam, North-Hall Rublishing Company, 1960.
198. Hsy F.L.K. Psycholocial Antropology: Approaches to Cultura and Personality. Homewood Dorsey Press, 1961.
199. Inkeles A. and Levinson D.J. The Study of Modal Personality and Sociocultural Systems. In: Lindsey C. and Aronson E. (eds) The Handbook of Social Psychology.!~ Massachusetts (Calif.), London, Addison-Wesley, 1969, vol. 1Y.
200. Clifton J.A. Cultural Anthropology: Aspiration and Approaches. New York, 1968.
201. Cohen A. The Lesson of Ethnicity. In: Cjhen A (ed.) Urban Ethnicity, London, 1974.
202. Kardiner A. and Lipton R. Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.
203. Lieberson S.A. Societal Theory of Race and Ethnis Relations // American Sociological Rewiew. 1961. -№ 26.
204. Nanda S. Cultural Antropology. Belmont (Calif.): Wadsworth Publ., 1991.
205. Parsons T. Some Thoretical Considerations on the Natura and Thends of Ethnicity. In: Glazer N. and Moynihan D. (eds) Ethnicity. Theory and Experience, Cambridge Mass: Harvard University Press, 1975.
206. Riggs F.W. Ethnicity. Nationalism, Race, Minority // International Sociology, 1991, vol. 6., №3, P.
207. Theodorson G.A. Modern Dictionar y of Sociology. New York 1969. - P.443.
208. Werner H. Comparative Psychology of mental development. Chicago: Follet Publishing, 1961.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.