Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века): религиоведческий анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Курилов Виктор Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Курилов Виктор Алексеевич
Введение
Глава 1. Теория религии в советском обществоведении и проблема секуляризации
§ 1.1. Трактовка сущности и перспектив религии в советской литературе ... 8 § 1.2. Советские исследователи о социальной природе и
структуре религии
§ 1.3. Феномен секуляризации в рассмотрении советских авторов
Глава 2. Свобода совести как фактор секуляризации в СССР: политический и правовой аспекты
§ 2.1. Право на свободу совести в идеологии РСДРП
§ 2.2. Законодательство о свободе совести и партийные решения
о религии в первые десятилетия советской власти
§ 2.3. Законодательство о свободе совести и политика коммунистической партии по отношению к религии в 1940-е - первой половине 1980-х годов.. 48 § 2.4. Законодательство о свободе совести и политика КПСС
по отношению к религии с 1985 по 1991 годы
§ 2.5. Концепт свободы совести в советской юридической литературе
Глава 3. Деятельность советских органов государственного управления по отношению к религиозным объединениям
§ 3.1. Образование и деятельность органов государственного контроля за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных
объединениях до 1965 г
§ 3.2. Совет по делам религий при Совете министров СССР
с 1965 по 1984 гг
§ 3.3. Совет по делам религий при Совете министров СССР
с 1984 по 1991 гг
§ 3.4. Пятое Управление Комитета государственной безопасности
§ 3.5. Религиозные объединения как субъект правовых отношений в Советском Союзе
Заключение
Список источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века: Конституционно-правовой аспект1999 год, кандидат исторических наук Кудрявцев, Александр Ильич
Государственно-конфессиональные отношения в Волгоградской области в 1975-1990 гг.2010 год, кандидат исторических наук Хвостова, Галина Ивановна
Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви: 1953-1991 гг.2005 год, доктор исторических наук Маслова, Ирина Ивановна
Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и пропаганды на российском Дальнем Востоке в 1917-1939 годах0 год, доктор исторических наук Федирко, Оксана Петровна
Нетрадиционные религиозные движения в общественно-политической жизни России 1990-2015 гг.2021 год, кандидат наук Осипова Виктория Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века): религиоведческий анализ»
Введение
Актуальность исследования. В современной России религиозный фактор оказывает заметное влияние на социально-политическую жизнь. В то же время наблюдается несбалансированность присутствия религиозного комплекса в публичном пространстве, что может приводить к обострению социальных и этнических конфликтов, способствовать дестабилизации общественных отношений. Противоречивое, непоследовательное отношение государства к религиозным объединениям, чрезмерная политизация религиозного сознания, нарушения конституционных прав человека и гражданина в сфере свободы совести являются серьёзными факторами риска для целостности и нормальной жизнедеятельности многонациональной и поликонфессиональной страны. Проблемы, связанные с пониманием социальной роли религии в обществе, переживающем длительную и нелинейную трансформацию, пока не получили достаточного научного осмысления.
Истоки указанной сложной ситуации коренятся в недавнем советском прошлом. Без изучения содержания и последствий партийно-государственного регулирования свободы совести в Советском Союзе невозможно понимание современного положения религии в российском обществе. Усиление публичного присутствия религиозных институтов в общественной жизни, формирование государственной политики в сфере свободы совести и кооперационной модели отношения государства к религиозным объединениям, требуют религиоведческого анализа особенностей секуляризации в Советском Союзе, политических и правовых аспектов регулирования советским государством релизации свободы совести.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- активизацией религиозного фактора в жизни российского общества;
- поиском оптимальной модели отношения государства к религиозным объединениям, которая будет способствовать консолидации российского общества и предотвращению социальной напряжённости;
- необходимостью иметь прогнозируемый сценарий секуляризации в России на основании изучения особенностей модели секуляризации в Советском Союзе и влияния государственных институтов на религиозное сознание и отношения в обществе по поводу религии.
Степень научной разработанности темы. Изучение секуляризации в Советском Союзе началось на рубеже 1950-60-х годов. Укажем лишь наиболее известных авторов: Лебединец Г.М., Левада Ю.А., Лопаткин Р.А., Сапрыкин В.А., Твалтвадзе А.Г., Угринович Д.М., Яблоков И.Н. — в своих работах они рассматривали различные особенности секуляризации в условиях социализма.
Модель секуляризации, предложенная советскими учеными, формировалась в русле идей марксизма-ленинизма. Фундаментальным положением, на котором строилась эта модель, стал тезис о неизбежности отмирания религии по мере социалистического развития общества и
перехода к коммунизму. Процесс освобождения всех сфер жизни от религиозного влияния мыслился как объективный, однако большая роль в темпах его совершения отводилась субъективному фактору — антирелигиозной деятельности политических институтов.
Целью изучения секуляризации в советском обществе было не только решение научных задач, но и разработка эффективных методов преодоления религии в СССР, методологическая помощь в проведении антирелигиозной (научно-атеистической) работы, которая считалась составной частью деятельности по формированию коммунистического сознания. По выводам советских авторов, одних только социалистических преобразований социально-экономической жизни общества для секуляризации недостаточно, необходима ещё и активная работа политико-идеологических институтов, заинтересованных в ускорении секуляризации как одного из важнейших факторов становления коммунистических отношений.
С распадом советской политической системы модель секуляризации, понимаемой в теории научного коммунизма и научного атеизма как преодоление и отмирание религии, стала несостоятельной. Реальность оснований воспроизводства религиозности и практическая потребность в стабильности социального устройства привели к постепенному развитию кооперационной модели отношения государства к религиозным объединениям. Однако наработки советских исследователей религии не потеряли своего научного значения и в наши дни.
В современном отечественном религиоведении советской модели секуляризации уделяется недостаточное внимание. В основном, российские авторы рассматривают эту тематику под углом зрения современного дискурса о секулярном и постсекулярном обществе. Некоторыми религиоведами затрагивается проблема соотношения теоретических трактовок религии в советское время и практической деятельности по форсированию секуляризационного процесса. В их ряду можно назвать Л. А. Андрееву, Е. М. Мирошникову, М. И. Одинцова, Т. С. Пронину, С. В. Рязанову, М. Ю. Смирнова, Е. А. Степанову, Е. С. Элбакян. В очень содержательной работе Д. А. Узланера1 отмечается целый ряд особенностей советской модели секуляризации: 1) опора на марксистско-ленинскую концепцию отмирания религии в социалистическом обществе и замещение религиозного сознания научно-материалистической картиной мира; 2) последовательность советской модели секуляризации, благодаря наличию марксистской философской аргументации; включение концепции секуляризации в общую теорию научного коммунизма; 3) выделение в качестве аспектов секуляризации: а) утраты религией функций регулятора общественных отношений и б) утверждения научно-материалистического, коммунистического сознания; 4) тезис о важности субъективного фактора, наряду с объективными условиями секуляризации. Исследователями религии
1 Узланер Д.А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. - 2010. - .№ 6. - С. 62-69.
рассматриваются и некоторые аспекты изучения секуляризации в специфических условиях советского общества. Например, Ю. Ю. Синелина сделала обзор трактовок секуляризации в советской социологии религии, сопоставляя их с зарубежными теориями2, В. И. Гараджа уделил внимание истории изучения советской социологией религии одного из ключевых показателей секуляризации — состояния религиозности в СССР .
При всей значимости этих и ряда других немногочисленных исследований, связь секуляризации в Советском Союзе с содержанием и последствиями партийно-государственного регулирования свободы совести остаётся недостаточно раскрытой. Преобладает публицистическая критика советского опыта, который оценивается преимущественно как репрессивный. Такое упрощенное понимание создает впечатление полного разрыва с советским прошлым, тогда как многие нынешние проблемы политики в отношении к религии унаследованы именно из этого прошлого.
Ситуация вокруг религии в современной России требует выработки оптимальной модели отношения государства к религиозным объединениям, которая будет способствовать консолидации российского общества. С этой целью разработка сбалансированных основ государственной политики в сфере свободы совести с необходимостью должна учитывать сильные и слабые стороны советской модели секуляризации.
Объектом исследования является процесс секуляризации общественного сознания и социальных отношений в условиях политической системы СССР во второй половине XX века.
Предмет исследования — идеологическое, политико-правовое и организационное воздействие партийных и государственных институтов на процесс секуляризации в Советском Союзе во второй половине XX века.
Целью диссертационной работы является раскрытие форм и способов влияния политических институтов и правовых норм на процесс секуляризации в Советском Союзе и определение особенностей секуляризации в советском обществе во второй половине XX века.
Для достижения этой цели ставится ряд исследовательских задач:
- анализ трактовок секуляризации в трудах советских исследователей религии;
- экспликация концептуальной модели секуляризации в советском обществе;
- анализ влияния политики советского государства и КПСС на процесс секуляризации в Советском Союзе во второй половине XX века;
- рассмотрение совокупности нормативно-правовых актов, партийных документов, ведомственных инструкций и иных материалов, отражающих влияние советских политических институтов на секуляризацию;
2
Синелина Ю.Ю. Концепция секуляризации в социологической теории. - М.: ИСПИ РАН, 2009. - С. 73-77.
3
Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 220-225.
- выявление конкретных способов государственного регулирования в сфере свободы совести;
- анализ изменения политики советского государства по отношению к религии и становления кооперационной модели взаимодействия государства с религиозным объединениям в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Теоретической основой исследования являются научные труды советских и современных российских авторов, посвящённые феномену секуляризации и его особенностям в различные социально-исторические эпохи, прежде всего — в советский период.
Методологической основой исследования является системный подход, с помощью которого элементы советской модели секуляризации, как системы, рассматриваются в качестве подсистем, изменяющихся в ходе исторического развития советского общества. В исследовании применены общие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, единство исторического и логического, моделирование; специальные методы: формально-юридический, историко-генетический.
Источниковедческая и эмпирическая база работы основана на материалах архивных фондов Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР по Ленинграду и Ленобласти и Уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Ленинграду и Ленобласти, хранящихся в ЦГА Санкт-Петербурга. Также в исследовании широко представлены официальные периодические издания советских нормативно-правовых актов, сборники документов КПСС, исследования советских авторов и иные материалы, связанные с правовыми и политическими аспектами государственного регулирования свободы совести и секуляризации в Советском Союзе.
Научная новизна исследования:
Эксплицирована и получила научное описание модель секуляризации в СССР, рассмотренная в ракурсе её взаимосвязи с политическими и правовыми аспектами государственного регулирования свободы совести.
Впервые проведены систематизация и научный анализ трактовок секуляризации в трудах советских исследователей религии как комплекса политико-идеологических установок и теоретико-методологических подходов на марксистской философской основе.
Впервые введены в научный оборот и стали предметом аналитического изучения несколько десятков неопубликованных и прежде неиспользованных исследователями документов, раскрывающих конкретные способы влияния советских политических институтов на процесс секуляризации в СССР.
Впервые сделан и обоснован исследовательский вывод об изменении политики советского государства по отношению к религии во второй половине XX в. и становлении кооперационной модели взаимодействия государства с религиозным объединениям в середине 1980-х - начале 1990-х годов.
Положения, выносимые на защиту:
- Главная особенность советской модели секуляризации — это стремление политической системы в Советском Союзе управлять ходом секуляризации, подчинить этот процесс общим задачам строительства коммунизма.
- При постоянных ссылках на объективный характер социально-исторического развития, подразумевающий неизбежное отмирание религии по мере движения общества к коммунизму, советские институты идеологии, политики и права выступали в качестве активного субъективного фактора, форсировавшего секуляризацию в СССР вне прямой связи с реальным отношением к религии различных слоев населения страны.
- Целенаправленная атеизация населения являлась важнейшим проявлением воздействия субъективного фактора на процесс секуляризации; для преодоления препятствий этому процессу применялся широкий спектр средств — от репрессивных до пропагандистско-воспитательных и просветительских. При этом нарастало расхождение между идеологическими декларациями об отмирании религии по мере социалистического развития и реальным состоянием общественного сознания, вопреки советской модели секуляризации воспроизводящего религиозные настроения.
- Советская концепция секуляризации как преодоления религии в социалистическом обществе была продолжением внутренней и внешней политики советских институтов власти; изменения в этой политике отражались на теоретических позициях по отношению к религиозной сфере жизни общества.
- Содержание и темпы секуляризации в СССР определялись состоянием социально-политической системы советского общества, обуславливавшим противоречивость политики государства по отношению к религии.
- Следствием специфики секуляризации в СССР стало становление кооперационной модели отношения государства к религиозным объединениям, начавшееся во второй половине 1980-х годов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что введённые в научный оборот новые документы позволяют раскрыть конкретные механизмы влияния советских политических институтов на процесс секуляризации в СССР, объяснить противоречивость политики по отношению к религии на протяжении второй половины XX века. В результате проведённого исследования выясняются истоки политизации религии на постсоветском пространстве, раскрываются причины становления кооперационной модели отношения государства к религиозным объединениям в современной России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использованные в нем материалы, положения и выводы диссертации могут быть применены в учебно-образовательной деятельности по широкому кругу религиоведческих дисциплин и обществознания, в сфере повышения религиоведческой компетентности управленческого аппарата всех уровней, при выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию
государственной политики в области свободы совести и отношения к религиозным объединениям.
Глава 1.
Теория религии в советском обществоведении и проблема секуляризации
§ 1.1. Трактовка сущности и перспектив религии в советской литературе
Отношение советской партийно-государственной системы к религиозным объединениям невозможно понять без учета положений марксистско-ленинской теории, развивая которую и применяя на практике, сообразуясь с объективной действительностью, КПСС и Советы формировали свою политику в отношении общественных процессов в целом и религиозных объединений в частности.
Советское обществоведение, опираясь главным образом на работы К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, рассматривало религию как социальное явление со сложной структурой. Причём религия в социалистическом обществе относилась к сфере пережиточных социальных явлений прошлых общественно-экономических формаций. В самом общем виде выделяли два типа пережитков: 1) пережитки прошлого в сфере трудовой деятельности (тунеядство, стяжательство, частнособственнические тенденции, нарушение трудовой дисциплины, расточительство); 2) пережиточные явления в отношении к другим людям и к обществу в целом (равнодушие, жестокость, грубость, высокомерие, карьеризм, мещанство, индивидуализм, пьянство, хулиганство, религиозные и националистические предрассудки). Считалось, что степень и частота проявлений пережитков прошлого в социалистическом обществе зависит от ряда субъективных причин. К ним относили нарушения и извращения социалистических принципов управления народным хозяйством (стихийность в организации труда, ошибки в планировании, недооценка принципов материальной заинтересованности, моральных стимулов к труду, волюнтаризм, местничество), а также недостаточную эффективность идейно-воспитательной работы. Поэтому для устранения негативных причин проявления пережитков использовались не только постоянные пропагандистские усилия, но и меры экономического, административного и правового порядка. Общим местом был декларативный тезис о том, что в условиях социализма создаются все необходимые предпосылки для полного преодоления религиозных пережитков прошлого в сознании и поведении людей4.
4 Общественное сознание в условиях совершенствования социализма / под общ. ред. А.И. Комаровой. -Львов: Вища школа, 1986. - С. 146-147.
Целью общественного прогресса являлся коммунизм - бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества. Предполагалось, что по мере движения к коммунизму органы государственного управления будут постепенно утрачивать свой политический, классовый характер. Объединившись в конечном счёте с обществом, они станут органами общественного самоуправления, через которые все члены общества и будут осуществлять руководство хозяйственной и культурной жизнью, т. е. государство отомрёт5. Разумеется в таком высокоорганизованном обществе все предрассудки изживут себя, исчезнут ещё на подступах к коммунизму. Следовательно, общественный процесс отмирания религии при социализме рассматривался как переход от одной фазы общественно-экономической формации (социализм) к другой (коммунизм). Именно потому, что религия сама по себе, как говорил Карл Маркс, лишена содержания и живёт не небом, а землёй, она должна погибнуть сама собой в результате уничтожения той извращённой реальности, теорией («мистическим туманным покрывалом») которой она является. По мнению Маркса религиозное отражение действительного мира неизбежно исчезнет тогда, «когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой», когда «строй общественного жизненного процесса...станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем». Исходя из логики этих теоретических рассуждений, строительство социализма и коммунизма и есть создание такой материальной основы общества, таких материально-практических условий существования людей, которые исключают отношения господства и подчинения, «подрывают классовые корни религии» и делают людей социально свободными хозяевами своей судьбы. Успехи развития такой практики, всё больше поднимают роль и значение науки — антипода религии — и постепенно лишают последнюю всякой реальной почвы6.
Говоря о теории религии в советских общественных науках необходимо отдельно остановиться на философской категории отчуждения, которая являлась важнейшим компонентом теоретических построений в советском религиоведении. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что в религии отражаются общественные отношения с исторически обусловленным содержанием общественного сознания. Фридрих Энгельс дал следующие определение религии: «...Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы
п
принимают форму неземных» . По мысли Энгельса источником религии являются силы, которые господствуют над человеком и тяготеют над его
5 Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. - М.: Мысль, 1970. - С. 283.
6 Общественное сознание и общественная практика. - М.: Изд. Московского университета, 1979. С. 187-188.
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 20. - С. 328.
сознанием; они отражаются в сознании в виде фантастических образов и порождают мнимые представления. Маркс писал: «продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одарёнными собственной жизнью, стоящими в определённых отношениях с людьми и
о
друг с другом» , он объясняет это с помощью своей теории товарного фетишизма. Людям представляется, что товары находятся в определённых отношениях между собой; в качестве товаров продукты труда становятся «вещами чувственно-сверхчувственными или общественными». Чувственными в них являются свойства, которые дают им возможность удовлетворять потребности, а сверхчувственными - те, что позволяют вступать в отношения с другими товарами, обмениваясь на них. По этому поводу Маркс отмечает: «товарная форма и то отношение стоимостей продуктов труда в котором она выражается, не имеют решительного ничего общего с физической природой вещей и вытекающими из неё отношениями вещей. Это - лишь определённое общественное отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами. Чтобы найти аналогию этому, нам пришлось бы забраться в туманные области религиозного мира»9. Необходимо заметить, что отдельный интерес представляет объяснение генезиса и воспроизводства религиозного сознания с помощью теории товарного фетишизма К. Маркса, но эта проблема требует самостоятельного исследования. Отметим вкратце, что фетишизм в широком смысле - это наделения вещей свойствами, которые им не принадлежат. Понятие товарный фетишизм К. Маркс определял, как превращение продуктов человеческих рук - вещей, товаров -в самостоятельные существа, наделённые самостоятельной жизнью, определяющие судьбу людей. С этой точки зрения, религию, например, можно рассматривать как форму отчуждения, и вместе с тем она наиболее яркое проявление фетишизма. Маркс для выяснения сущности товарного фетишизма как раз и проводит аналогию между ним и религией10. Исходя из этой концепции специфика религиозной формы сознания заключается в том, что в нём, как в кривом зеркале, отражаются определённые общественные отношения и социальные качества людей, как отношения между религиозными персонажами, как свойства самих этих продуктов умозрения, якобы находящихся вне сознания и живущих самостоятельной, не человеческой жизнью11.
Маркс в ранних своих работах определяет отчуждение (самотчуждение) труда как простой политико-экономический факт. Анализируя этот факт Маркс приходит к следующим выводам: 1) «Предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила независящая от производителя». 2) Поэтому: а) осуществление труда, ...его претворение в действительность выступает как выключение рабочего
8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 23. - С. 82.
9 Там же.
10 Розенталь М.М. Диалектика «Капитала» К. Маркса. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Мысль, 1967. - С. 306.
11 Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - С. 68.
из действительности, б) опредмечивание выступает как утрата предмета
и закабаление предметом, в) освоение - как отчуждение, как
самоотчуждение. 3) А это в свою очередь означает, что: а) труд рабочего
существует вне его, независимого от него, как нечто чуждое для него, б)
этот труд становится противостоящей ему самостоятельной силой, в)
жизнь сообщённая им предмету, выступает против него как враждебная и 12
чуждая» . Под «самотчуждением труда» Маркс понимал, во-первых, то что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности. Во-вторых, его труд не добровольный, а вынужденный, т.е. -принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. В-третьих, труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Далее проблема отчуждения труда конкретизировалась как проблема анализа той социальной формы труда, в которой деятельность человека приобретает отчуждённый характер. Эта проблема переросла в проблему конкретного исторического исследования того социального механизма, который превращал труд - эту жизнедеятельность человека - в отчуждение человека от самого себя. Последним звеном в анализе Маркса отчуждения труда было выведение из него отношений индивидов друг к другу, т.е. отчуждение человека от человека. Суть этого отчуждения состоит в том, что человеческая форма деятельности индивида обособляется от него, и не только ускользает от его контроля, но и противостоит ему в качестве
13
чуждой силы .
По мысли К. Маркса отчуждение коренится не в сознании, а в бытии, в развитии материального производства, поэтому его основной формой является отчуждённый труд. В силу этого отчуждение представляет собой для Маркса характеристику исторически определённой человеческой деятельности. Труд создаёт не только человека, но и те силы, которые порабощают его. Труд сам по себе, труд как таковой не есть отчуждение. Лишь при определённых условиях и на определённом уровне развития общества труд становится отчуждённым трудом, т.е. условием и формой порабощения, угнетения человека14. По мысли Маркса все виды отчуждения порождены отчуждением труда. Сущность социального отчуждения заключается не в самом определённом результате деятельности человека, а в отношениях между трудом, его результатами и людьми15.
Социальное отчуждение - это сложный процесс, состоящий, во-первых, в том, что от людей как членов социальных коллективов отделяются их силы, способности и результаты их деятельности, и, во-вторых, эти результаты: 1) становятся самостоятельно действующими; 2) выходят из-под контроля; 3) превращаются в господствующую над обществом силу, принося в своём
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Государственно-церковные отношения: политологический анализ2006 год, доктор политических наук Логинов, Андрей Викторович
Отражение советского законодательства о религии на деятельности православных религиозных объединений в СССР в 1929-1990 гг.: по материалам Верхнего Поволжья2014 год, кандидат наук Полозова, Кристина Андреевна
Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе: Философско-правовой анализ2004 год, доктор философских наук Володина, Нина Витальевна
Правовое регулирование функционирования религиозных объединений в России в начале XX в.2008 год, доктор юридических наук Сафонов, Александр Александрович
Правовое регулирование и прокурорский надзор в сфере отношений государства и религиозных объединений: Теория. Законодательство. Обеспечение законности2005 год, доктор юридических наук Залужный, Александр Гаврилович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курилов Виктор Алексеевич, 2018 год
Источники
Архивные материалы
1. ГАРФ, ф. Р-6991, о. 2, д. 302, л. 2.
2. ГАРФ, ф. Р-6991, о. 2, д. 302, л. 25.
3. РГАНИ ф. 89, о. 20, д. 66, л. 2-17.
4. Аналитическая справка по отчётам уполномоченных Совета по делам религий при СМ СССР об итогах работы в 1987 г. и о состоянии религиозной обстановки в республиках, краях и областях Российской Федерации // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1, д. 113, л. 38-39.
5. Выписка из протокола № 10 заседания Совета по делам религий при СМ СССР от 26 ноября 1987 г. // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1, д. 105, л. 2-3.
6. Гордиенко Н.С. К вопросу о недопустимости канонизации Ксении блаженной // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1, д. 100, л. 34-35.
7. Доклад на идеологической комиссии Ленинградского Обкома КПСС О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» 10.09.64 г. // ЦГА СПб., ф. Р -9324, о. 3, д. 59, л. 58.
8. Докладная записка об отзывах верующих г. Ленинграда на XXVII съезд КПСС. 25 февраля 1986 г. // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1, д. 100, л. 42-44.
9. Докладная записка о праздновании в Ленинградской синагоге праздника «Симхас-Тойре». // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1, д. 9, л. 64-65.
10. Докладная записка о прохождении в религиозных обществах Ленинграда пасхальных праздников в 1985 году. // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1, д. 94, л. 50-51
11. Докладная записка О работе Ленинградской епархиальной мастерской 10 июня 1960 г. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 50, л. 14.
12. Докладная записка. О церковных «двадцатках» и исполнительных органах религиозных обществ Русской православной церкви. // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1-2, д. 42, л. 43.
13. Доклад Председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР В.А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета 21 апреля 1960 г. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 50, л. 67
14. Доклад Председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР В.А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета 20 апреля 1961 года. // ЦГА СПб., ф. Р.-9324, о.3, д. 52, л. 33.
15. Доклад Председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР В.А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета 20 апреля 1961 г. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 52, л. 50.
16. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Никодиму митрополиту Ленинградскому и Ладожскому преподаватель ЛДАиС А.А. Должников. Отчёт о сопровождении иеромонаха Феодора Нанкинъямы. // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1, д. 4, л. 184.
17. Инструктивное письмо Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР. // ЦГА СПб., ф. Р.-9324, о. 3, д. 9, л. 8.
18. Информационно-инструктивный доклад Совета // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 43, л. 183.
19. Информация о проделанной работе по подготовке и проведению Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве по линии РПЦ. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 46, л. 247.
20. Информация о работе по отвлечению населения от исполнения религиозных обрядов путём внедрения советской обрядности 21 февраля 1963 г. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 56, л. 8.
21. О некоторых вопросах работы уполномоченных по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 54, л. 23.
22. О некоторых вопросах работы уполномоченных по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 54, л. 26.
23. О некоторых вопросах работы уполномоченных по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 54, л. 28.
24. О некоторых вопросах работы уполномоченных по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 54, л. 29-30.
25. О некоторых вопросах работы уполномоченных по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 54, л. 35.
26. О постановлении ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О докладной записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам о недостатках научно-атеистической пропаганды» и задачи Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР и его Уполномоченных. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 48, л. 57.
27. О постановлении ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О докладной записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам о недостатках научно-атеистической пропаганды» и задачи Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР и его Уполномоченных. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 48, л. 110-111.
28. Отчётно-информационный доклад Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР по Ленинграду и Ленобласти за 1959 г. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 51, л. 48-49.
29. Постановление Совета по делам религий при СМ РСФСР от 20 апреля 1990 г. «О взаимодействии в решении служебных задач с народными депутатами, в том числе и избранными народными депутатами священнослужителями». // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1, д. 126, л. 94.
30. Приложение к приказу МВД СССР № 250 от 10.10 1989 г. «Об утверждении рекомендаций по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов». // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о.1, д. 120, л. 61-62.
31. Протокол № 22/с заседания Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР 21 сентября 1955 г. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 37, л. 32-36.
32. Протокол № 5/с заседания Совета по делам РПЦ при СМ СССР от 13 февраля 1957 г. // ЦГА СПб., ф. Р-9324, о. 3, д. 43, л. 12.
33. Разъяснение Жилищного управления исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся 2 июля 1968 г. // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о.1, д. 15, л. 61.
34. Разъяснение «По вопросу неправомерных выплат лечебных пособий работникам исполнительных органов и обслуживающему персоналу религиозных объединений». // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1-1, д. 33, л. 25.
35. Разъяснение «По вопросу о выплатах лечебных пособий в религиозных организациях» 4 декабря 1973 г. // ЦГА СПб., ф. Р-2017, о. 1-2, д. 37, л. 67.
36. Справка о работе с иностранными церковными делегациями. // ЦГА СПб., Ф. Р-9324, о.3, д. 49, л. 62.
37. ЦГА СПб., Ф. Р-9324, о. 2, д. 60, л. 90-91.
38. ЦГА СПб., Ф. Р-9324, о. 2, д. 60, л. 114.
39. ЦГА СПб., Ф. Р-9324, о. 2, д. 60, л. 115.
40. ЦГА СПб., Ф. Р-9324, о. 2, д. 84, л. 40-41.
41. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 9, л. 61.
42. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 34, л 63.
43. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 34, л 112-113.
44. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 37, л 5.
45. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 46, л 39-40.
46. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 54, л 1-2.
47. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 54, л 1-5.
48. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 54, л 9.
49. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 54, л 10.
50. ЦГА СПб. Ф. Р-9324, о. 3 д. 56, л 36.
51. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 25, л . 14.
52. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 25, л . 34.
53. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 30, л 80.
54. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 33, л 29.
55. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 34, л 20.
56. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 68, л . 4.
57. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 82, л 26.
58. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 82, л 39.
59. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 -2, д. 82, л. 71-72.
60. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 94, л 9 - 24.
61. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 95, л 10.
62. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 100, л. 32.
63. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 101, л. 10.
64. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 101, л. 142.
65. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 105, л. 10-11.
66. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 105, л. 70.
67. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 107, л. 2.
68. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 114, л. 135.
69. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 117, л. 35-36.
70. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 117, л. 49.
71. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о.1, д. 117, л. 71.
72. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 117, л. 76.
73. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о.1, д. 118, л. 5-6.
74. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 119, т.1, л. 3.
75. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 119, т. 1, л. 9-10
76. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 120, л. 93.
77. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 127, л. 212-213.
78. ЦГА СПб. Ф. Р-2017, о. 1 д. 127, л. 275-276
Правовые акты
79. Закон СССР от 04.06.1990 N 1529-1. О предприятиях в СССР. [Электронный ресурс] -URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-pravila/q2p.htm
80. Закон СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1. О собственности в СССР. [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/1000000401
81. КЗоТ (09.12.1971) Ст. 226, ст. 230. [Электронный ресурс] - URL: http://ntc.duma.gov.ru/duma_na/asozd/asozd_text.php?code=5923
82. Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. [Электронный ресурс] - URL: supol .narod.ru/archive/official_documents/const1918. htm
83. Конституция РСФСР принятая XII Всероссийских съездом советов 11.05.1925. [Электронный ресурс] - URL: http://dslov.narod.ru/txt/t4.htm
84. Конституция Российской Федерации (с гимном России). - М.: Проспект, 2011.
85. Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. - М.: Статут, 2009.
86. Об утверждении положения о добровольных обществах и союзах. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 г. // Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. - М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1996. - С. 320.
87. О перечне лиц, работающих в религиозных организациях, на которых распространяется законодательство о труде. Постановление Президиума ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунального хозяйства от 21 августа 1962 г. с Приложением // Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. Изд. 2-е., доп. - М.: Юрид. лит., 1971. - С. 53.
88. О порядке обложения налогами граждан, получающих доходы от религиозных органов, а также предприятий этих органов (26.02.1966) // Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. Изд. 2-е., доп. - М.: Юрид. лит., 1971. - С. 42-50.
89. О профобслуживании лиц, работающих в качестве рабочих и служащих в религиозных организациях. Постановление ВЦСПС (05.11.1956), протокол №20, п.16. // Бюллетень ВЦСПС. - 1956. - № 19. - С. 5.
90. Положение о Комитете государственной безопасности при СМ СССР и его органах на местах // Лубянка. Органы ВЧК-ОШУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ.1917-1991.Справочник. - М.: Новый хронограф, 2003. - С. 696.
91. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. [Электронный ресурс] - URL: http://ш.wikisource.org/wiki/Уголовный_кодекс_РСФСР_1926
года/Редакция 05.03.1926
92. Устав профессиональных союзов СССР (01.11.1963 г.) [Электронный ресурс] - URL: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 6015.htm
93. Частное определение Комиссии Президиума Верховного Совета РФ по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП // Христианский вестник. - 1992. - № 9, ноябрь. - С. 4-8.
Официально-документальные издания
94. Ведомости Верховного Совета СССР № 49, 1988, Ст. 729.
95. Ведомости Верховного Совета РСФСР № 12, 1966, Ст. 220; № 31, 1971, Ст. 653, Ст. 654; № 27, 1975, Ст. 572.
96. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 11. - Ст. 164; 1990. № 41, Ст. 813
97. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совет РСФСР. - 1990. -№ 21 . - Ст. 240
98. Собрание действующего законодательства СССР. Т. 3. - М.: Известия, 1973.
99. Собрание действующего законодательства СССР, Т. 14. - М.: Известия, 1974.
100. Собрание постановлений правительства СССР. М., 1976. - № 7. Ст. 39.
Документы КПСС
101. К гуманному, демократическому социализму: Программное заявление XXVIII съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1990.
102. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1917). Т. 1. 1898-1917. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1983.
103. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т 2. 1917-1922. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1987.
104. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 3. 1922-1925. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1984.
105. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 5. 1929-1932. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1984.
106. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1985.
107. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 10. 1961-1965. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1986.
108. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988). Т. 12. 1971-1975. - 9-е изд., и испр. - М.: Политиздат, 1986.
109. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988). Т. 15. 1985-1988. - 9-е изд., и испр. - М.: Политиздат, 1989.
110. Материалы XXII съезда КПСС. - М.: Госполитиздат, 1961.
111. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1987.
112. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. - М.: Политиздат, 1977.
113. Об идеологической работе КПСС: Сборник документов. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1983.
114. Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС. Июнь 1963. - М.: Госполитиздат, 1963.
115. XXVIII съезд КПСС, 2-13 июля 1990 г.: Т. 1. - М.: Политиздат, 1991.
Литература
Книги
116. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы / С.А. Авакьян. - М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1996.
117. Авдеев Ю.И. Правила социалистического общежития и участие общественности в их охране. / Струнников В.Н. - М.: Гос. изд-во юрид. л-ры, 1961.
118. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983.
119. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. - М.: Политиздат, 1984. - 174 с.
120. Римаренко Ю.И. Атеистическое воспитание в системе идеологической работы в органах внутренних дел / Бублик С. А. - Киев: НИиРИО КВШ МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1989. - 104 с.
121. Бобков Ф.Д. КГБ и власть. - М.: Эксмо, 2003.
122. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971.
123. Брежнев Л.И. За справедливый демократический мир, за безопасность народов и международное сотрудничество. - М.: Политиздат, 1973.
124. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. - М.: Лента-Пресс, 2004.
125. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан - М.: Изд. Московского ун-та, 1972.
126. Восленский М. Номенклатура: монография - М.: Захаров, 2005.
127. Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик: УССР, БССР, ЗСФСР, Узбекской и Туркменской. - изд. 3-е. - М.: Юр. Изд. НКЮ РСФСР, 1926.
128. Гирман Ю.И. В чём сущность свободы совести? - М.: Мысль, 1966.
129. Гольст Г.Р. Религия и закон. - М.: Юридлит, 1975.
130. Гордиенко Н.С. Творческое развитие научного атеизма в теории и политике КПСС. -Ленинград: Знание, 1980. - 36 с.
131. Грешников И. П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
132. Давыдов Ю.Н. Труд и свобода. - М.: Высшая школа, 1962.
133. Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. Изд. 2-е., доп. - М.: Юрид. лит., 1971.
134. Зарубежные марксисты о религии и церкви. - М.: Политиздат, 1975.
135. Ильичёв Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 18 июня 1963 г. - М.: Госполитиздат, 1963.
136. Интеллигенция перед лицом новых проблем социализма: Встреча М.С. Горбачёва с представителями польской интеллигенции. - М.: Политиздат, 1988.
137. Исторический материализм. - изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1954 .
138. История государственной политики СССР и России в отношении религиозных организаций в 1985-1999 гг. / Под общ. ред. А. Н. Торшина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
139. Калинин В. Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. - М.: Знание, 1989.
140. Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (19171922). - М.: Изд. Крутицкого подворья, 2005.
141. Клочков В.В. Религия, государство, право. - М.: Мысль, 1978.
142. Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. - М.: Политиздат, 1982.
143. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР. Изд. - 3-е., испр. и доп. - М.: Юрид. лит., 1982.
144. Конституции социалистических государств. Т. 1. - М., 1987.
145. Конституционный статус общественных организаций в СССР. - М.: Наука, 1983.
146. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988). - 9-е изд., и испр. - М.: Политиздат, 1989.
147. Крупская Н.К. Из атеистического наследия. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1964.
148. Кукушкин Ю.С. Очерк истории Советской Конституции. / Чистяков О. И. - М.: Политиздат, 1987.
149. Кулик В.С. О методологии исследования структуры религии: Проблемы методологии научного познания. - Новосибирск, 1968.
150. Курляндский И.А. Сталин, власть, религия. - М.: Кучково поле, 2011.
151. Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984.
152. Курочкин П.К. Социальная позиция русого православия. - М.: Знание, 1969.
153. Кюбар П.Я. Совет атеистов действует. - М.: Политиздат, 1977.
154. Лебединец Г.М. Диалектика социальных корней религии. - Львов: Вища школа, 1975.
155. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 1965.
156. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 7. - М.: Политиздат, 1967.
157. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. - М.: Политиздат, 1967.
158. Лисичкин В.М. Идеология и политика современного русского православия. - Минск: Беларусь, 1984.
159. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. - Киев: Наукова думка, 1986.
160. Лопаткин Р.А. Процесс секуляризации в условиях социализма и его социологическое исследование. / К обществу свободному от религии. - М.: Мысль, 1970. - 278 с.
161. Ляпунов Ю. И. Ответственность за тунеядство. - М.: Знание, 1982.
162. Мануйлова Д.Е. Церковь и верующие. - М.: Политиздат, 1981.
163. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое государство. - М.: Юридлит, 1972.
164. Маркс К. Критика Готской программы. - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 19. М.: Политлит, 1961.
165. Маслова И. И. Вероисповедная политика в СССР: поворот курса (1985-1991 гг.) -М.: МНЭПУ, 2005.
166. Маслова И. И. Советское государство и РПЦ: политика сдерживания (1964-1984). -М.: МНЭПУ, 2005.
167. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов: Изд. Саратовского университета, 1987.
168. Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. -168 с.
169. Мокроносов Г. В. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности / Мокроносов Г.В., Москаленко А.Т. - Новосибирск: Наука, 1981.
170. Момджян Х.Н. Коммунизм и христианство. - М.: Знание, 1974.
171. Новое мышление и свобода совести: вопросы и ответы / Сост. П.В. Макарцев. - М.: Знание, 1989.
172. Общественное сознание в условиях совершенствования социализма. / Под общей ред. А.И. Комаровой. - Львов: Вища школа, 1986.
173. Общественное сознание и его формы. - М.: Политлит, 1986.
174. Общественное сознание и общественная практика. - М.: Изд. Московского ун-та, 1979.
175. Общественные отношения: Вопросы общей теории. / Под ред. П.А. Рачкова. - М.: Изд. МГУ, 1981.
176. Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985-1997 гг. - М.: Российское объединение исследователей религии, 2010.
177. Одинцов М.И. «Вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святой...» История Пятидесятнической церкви в России. XIX - XX вв. - СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2012.
178. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. - М.: Луч, 1994.
179. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны: (1941-1945). - М.: РАГС, 1995.
180. Одинцов М. И. Совет по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР и Московская патриархия: эпоха взаимодействия и противостояния. 1943-1965 гг. / Одинцов М.И., Чумаченко Т.А. - СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2013.
181. Ойзерман Т.И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. - М.: Знание, 1965.
182. О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1981.
183. Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры с отдельными комментариями по вопросам, связанным с отделением церкви от государства и школы от церкви в Союзе ССР. - М.: Изд. Безбожник, 1930.
184. О социальной концепции русского православия. / Под общ. ред. М. П. Мчедлова; Ин -т комплекс. соц. исслед. РАН, Исслед. центр. - М.: Республика, 2002.
185. Партийная организация и атеистическое воспитание. - М.: Политиздат, 1975.
186. Перфильев М.Н. Общественные отношения. - М.: ВИУ, 2001.
187. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. - Л.: Изд-во. Ленингр. ун-та,1972.
188. Петров Н.В. Специальные структуры КГБ по борьбе с инакомыслием в СССР. 1954 -1989 гг. / Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Т. 3. - М.: Кучково поле, 2007.
189. Петюкова О.Н. Правовые формы отношений Советского государства и РПЦ в 19171945 годах. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.
190. Придворов Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. / Придворов Н.А., Тихонова Е. В. - М.: Юриспруденция, 2007.
191. Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политическая теория и исторические метаморфозы. / Работяжев Н.В., Соловьёв Э. Г. - М.: Наука, 2005.
192. Религиозная обрядность: содержание, эволюция, оценки. - Киев: Выща школа, 1988.
193. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. - М.: Юриспруденция, 2001.
194. Римаренко Ю. И. Атеистическое воспитание в системе идеологической работы в органах внутренних дел. / Римаренко Ю.И., Бублик С. А. - Киев: НИиРИО КВШ МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1989. - 104 с.
195. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. - М.: Наука, 1985.
196. Розенталь М.М. Диалектика «Капитала» К. Маркса. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Мысль, 1967.
197. Рудинский Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права. - М.: ЗАО ТФ МИР, 2006.
198. Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. - Л.: Лениздат, 1974.
199. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. - М.: Мысль, 1980.
200. Савчук Н.П. Общественное сознание и его формы. - Киев: 1967.
201. Сапрыкин В.А. Роль субъективного фактора в преодолении религии. - Алма-Ата: Изд-во «Казахстан», 1972. - 104 с.
202. Сидоров Д.И. За новые обряды, обычаи, традиции. - М.: Знание, 1964.
203. Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. - М.: ИСПИ РАН, 2009. - 120 с.
204. Смирнов М.Ю. Религия и религиоведение в России. - СПб.: РКГА, 2013.
205. Социалистическая обрядность. - Киев: Вища школа, 1985.
206. Тютюкин С.В. Г.В. Плеханов. Судьба русского марксиста. - М.: РОССПЭН, 1997.
207. Угринович Д.М. Обряды. За и против. - М.: Политиздат, 1975.
208. Угринович Д.М. Религия как предмет социологического исследования. // Очерки методологии познания социальных явлений. - М.: Мысль, 1970. - 344 с.
209. Формы общественного сознания. - М.: МГУ, 1960.
210. Xайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству. / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2005.
211. Цвигун С.К. О подрывной деятельности спецслужб и идеологических центров империалистических государств против СССР. // За высокое качество и действенность идеологической работы: Материалы Всесоюзного семинара-
совещания идеологических работников. Москва, 20-25 апр. 1981 г. - М.: Политиздат, 1981.
212. Черненко К.У. КПСС и права человека. - М.: Издательство Агентства печати Новости, 1982.
213. Шкаровский М.В. РПЦ при Сталине и Хрущёве: государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. 3-е изд., доп. - М.: Изд. Крутицкого подворья Общества любителей церковной истории, 2005.
214. Штриккер Г. РПЦ в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. В 2-х т. - М.: Пропилеи, 1995.
215. Щербицкий В.В. XXV съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. - М.: Политиздат, 1977.
216. Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979.
Учебная литература
217. Аринин Е.И. Религиоведение: введение в основные концепции и термины. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2004.
218. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. - М.: Мысль, 1970.
219. Барабашев Г.В. Советское строительство / Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. - М.: Юридлит, 1988.
220. Денисов А.И. Советское государственное право / Денисов А.И., Кириченко М. Г. -М.: Юридлит, 1957.
221. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996.
222. Гордиенко Н.С. Основы научного атеизма: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988.
223. Кислицын И.М. Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях: Учебное пособие. - Пермь: Пермский ун-т. 1991.
224. Основы научного атеизма: Учебник. / Под ред. Н.С. Гордиенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1989.
225. Партийное строительство: Учеб. пособие. - 6-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1981.
226. Советское государственное право: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1978.
227. Советское государственное право: Учебник. - М.: Юридическая литература, 1980.
228. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985.
229. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. Учебное пособие. - М.: Космополис, 1994.
Статьи
230. Бублик С.А. Атеистическая контрпропаганда в структуре идеологической работы в органах внутренних дел // Контрпропагандистская работа в специализированном вузе. - Киев: КВШ МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1987. - С. 124-132.
231. Выступление Экзарха Украины митрополита Киевского и Галицкого Филарета на Поместном соборе // Журнал Московской патриархии. - 1971. - № 8. - С. 7-14.
232. Горбачёв М.С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки // Коммунист Таджикистана. - 1988. - № 8. - С. 5-60.
233. Из отчёта Совета по делам религий - членам ЦК КПСС // Вестник РХД. - 1979. - № 130. - С. 275-344.
234. Ильичёв Л.Ф. Формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание. // Коммунист. - 1964. - № 1. - С. 23-46.
235. Интервью председателя Совета по делам религий при СМ СССР К.М. Харчева, данное 17 сентября 2008 г. ответственному редактору газеты «НГ-религии» Марку Смирнову. // Государство и церковь в ХХ веке: эволюция взаимоотношений,
политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - С. 177-185.
236. Кнышевский Павел. Истоки тотального шпионажа. // Государственная безопасность и демократия. - 1993. - № 2. - С. 44-47.
237. Косуха П. И. Социалистическая обрядность и преодоление религиозных пережитков // Под знаменем ленинизма. - 1985. - № 18. - С. 63-66.
238. Красиков А. Свобода совести и государственно-конфессиональные отношения в постсоветской России // Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / Под ред. Киммо Каариайнена, Д. Фурмана. - М.: СПб.: Летний сад, 2007. - С. 88-133.
239. Курочкин П.К. Социалистическая обрядность и формирование научно-материалистического мировоззрения. // Социалистическая обрядность и формирование нового человека. - Киев: Политиздат Украины. - 1979. - С. 63-74.
240. Курилов, В. А. Модель государственно-церковных отношений, изложенная в «Основах социальной концепции РПЦ» / В. А. Курилов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Т. 16. - № 2. - С. 242-250.
241. Курилов, В. А. Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины XX - начала XXI веков / В. А. Курилов // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 2. - С. 221-229
242. Курилов, В. А. Секуляризация и атеизация в Советском Союзе в 60-е и 80-е гг. XX в. / В. А. Курилов // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2016. - № 1. - С. 142-152
243. Лауринайтис Ф.К. По поводу даты и названия ленинского декрета о свободе совести. // Вопросы истории КПСС. - 1983. - № 4. - С. 73-76.
244. Ловинюков А.С. Закон СССР 1990 г. О свободе совести и религиозных организациях. // Советское государство и право. - 1991. - № 4. - С. 23-35.
245. Мартов Л. Социализм и религия / Под ред. П. Лепешинского. - Л.: Рабочее издательство «Прибой», 1926. - С. 124-128.
246. Маслова И.И. РПЦ и КГБ (1960-1980-е годы) // Вопросы истории. - 2005. - № 12. -С. 86-96.
247. Маслова И.И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и РПЦ (1965 -1991 г.г.). // Отечественная история. - 2005. - № 6. - С. 38-51.
248. Махкамов К.М. Назревшие проблемы // Наука и религия. - 1987. - № 3. - С. 2-4.
249. Музикявичюс А. Светское бракосочетание и особенности секуляризации религиозно ориентированного обрядового поведения. / Музикявичюс А., Скирстун Я. // Обрядность и мировоззрение. Вып. 2. - М., 1989. - С. 32-42.
250. Нарский И.С. Проблема отчуждения в трудах Карла Маркса (от Экономическо-философских рукописей» к «Капиталу»). // Философские науки. - 1967. - № 4. - С. 47-57.
251. Нарский И.С. Об историко-философском развитии понятия «отчуждения». // Философские науки. - 1963. - № 4. - С. 97-106.
252. Одинцов М.И. Письма и диалоги времён «хрущёвской оттепели». // Отечественные архивы. - 1994. - № 5. - С. 25-83.
253. Одинцов М.И. «Церковь предпринимает маневры, чтобы обвенчаться с современностью, врасти в коммунизм» (доклад В.А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам религий при Совете министров СССР. 1977 г.). // Исторический архив. - 2009. - № 4. - С. 60-82.
254. О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения. // Партийная жизнь. - 1964. - № 2 - С. 22-26.
255. О свободном исполнении религиозных обрядов // Советская юстиция. - 1987. - № 16. - С. 9.
256. Посмертный триумф комитета // Московские новости. - 1992. - № 10. - С. 5 - 6.
257. Религия и перестройка // Русская мысль. - 1988. - № 3725, 20 мая. - С. 3-5.
258. Розенбаум Ю. А. Закон о свободе совести. // Новое время. - 1988. - № 40. - С. 24-26.
259. Ружелите О.С. Дальнейшее совершенствование института свободы совести в конституции зрелого социализма. / Конституция СССР и правовое положение личности. - М.: Институт государства и права АН СССР, 1979. - С. 107-112.
260. Социализм и религия. // Коммунист. - 1988. - № 4. - С. 115-123.
261. Судоплатов П.А. «Остаюсь единственным живым свидетелем...» // Молодая гвардия. - 1995. - № 5. - С. 19-43.
262. Тагирова-Шайдаева Г.М. Атеистическое воспитание: проблемы и резервы перестройки. // Идеологическая работа партийных комитетов в условиях демократизации общества (Материалы научно-практической конференции). - М., 1990. - С. 189-191.
263. Тубинис Юргис. Архиепископ Хризостом: КГБ платил комплиментами. // Российская газета. - 1992. - № 52/388. - С. 7.
264. Узланер Д.А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. 2010. - .№ 6. - С. 62-69.
265. Успенский Н. Д. Во имя единения и мира. //Журнал московской патриархии. - 1961. - № 5. - С. 11-30.
266. Фишевский Ю.К. Роль организаций общества «Знание» в пропаганде социалистической обрядности. // Социалистическая обрядность и формирование нового человека. - Киев: Политиздат Украины. - 1979. - С. 53-62.
267. Харчев К.М. Гарантии свободы. // Наука и религия. -1987. - № 11. - С. 21-23.
268. Чумаченко Т.А. Совет по делам РПЦ при СМ СССР и отношения Московской патриархии с Православными церквями Восточной Европы. 1948-1953 гг. // Свобода совести в России: исторический и современные аспекты. Вып. 6. Сб. статей. - М.; СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2008. - С. 295 - 311.
269. Шердаков В.Н. Где кончается религиозность и начинается атеизм? // Социологические исследования. - 1987. - № 4. - С. 44-49.
Интернет ресурсы
270. Обращение члена Московской Хельсинской группы священника Георгия Эдельштейна к президенту РФ В. В. Путину. Сайт МХГ. [Электронный ресурс] -URL: www.mhg.ru/publications/1BC89BD.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.