Этос японского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Сосновская, Елена Александровна

  • Сосновская, Елена Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 180
Сосновская, Елена Александровна. Этос японского общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Новосибирск. 2006. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сосновская, Елена Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МИР БОГОВ И МИР ЛЮДЕЙ: ОТ ДУХОВНЫХ ОСНОВАНИЙ

МОРАЛЬНЫМ ПОНЯТИЯМ.

§1.1. Характерные особенности японского этоса.!.

1.1.1. Человек и природа.

1.1.2. Специфика образа мышления японцев.

1.1.3. Социальная структура японского общества.

1.1.4. Религиозные представления японцев.

§1.2. Синто - духовное основание японской этики.

1.2.1. «Божественное» происхождение японской нации.

1.2.2. Культ предков. Боги и люди.

1.2.3. Чувство благодарности.

1.2.4. «Жить со всеми и для всех».

1.2.5. Моральные установки синто.

1.2.6. Чистота - харэ.

1.2.7. «Следование естественному пути».

§1.3. Конфуцианская составляющая японской этической системы.

1.3.1. Сыновняя почтительность.

1.3.2. Японское конфуцианство.

1.3.4. «Пять добродетелей».

1.3.5. Бусидо - моральный кодекс самураев.

§1.4. Буддизм - путь добродетели.

1.4.1. Буддизм и японское государство.

1.4.2. Пути спасения.

1.4.3. Концепция кармы.

ГЛАВА II. СИСТЕМА ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЯПОНСКО] ОБЩЕСТВА.

§2.1. Специфика и структура морального сознания японцев.

2.1.1. Культура стыда - мораль видимостей.]

2.1.2. Система нравственных представлений японцев.:

2.1.3. Понятие долга в европейской этической традиции

2.1.4. Долга в японской этической традиции.!

§2.2. Он - долг благодарности.

2.2.1. Долг-он, получаемый при рождении.

2.2.2. Долг-он, полученный в общении.

2.2.3. Онгаэси - возврат долга.

§2.3. Долг гыму.]

2.3.1. Права и обязанности человека в японской моральной культуре.]

§2.4. Долг обязательство гири.

2.4.1. Гири и ниндзё.

2.4.2. Долг чести.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этос японского общества»

Актуальность исследования. Интерес Запада к этическим аспект философии Востока, в том числе и философии Японии, носит давний постоянный характер. Исследователей разных стран привлекает совершен особый тип мышления, особый способ освоения и понимания мира, весь характерный для японского национального сознания. Однако, сталкиваяс! принципиально иным, «незападным» типом мышления, нерефлексивным привычном, европейском понимании) философским знанием и отсутстви философского понятийного аппарата, языковыми трудностями, эмоциональь замкнутостью японской культуры и пр., исследователи ограничиваются общ обзором религиозно-философских воззрений японцев и не более того. 1 сфера интересов западных исследователей в ряде фундаментальных работ проблемам японской культуры в основном переносится на аспекты истори: культурологического характера, а под изучением собственно «японсь философии», чаще всего, подразумевается исследование узких пробл философии дзэн-буддизма.

Ситуация в отечественном востоковедении представляется еще бо: сложной. Российскому востоковедению менее ста лет. Изучение культурны: духовных традиций Японии шло в основном в рамках филологических исторических исследований, при этом периодически возникали явные спа интереса к Японии в различных школах востоковедения. На данный мом* при наличии широкого круга исследований, посвященных проблемам культу Японии, мы можем зафиксировать недостаточное внимание к ее духов] нравственным основаниям. А ведь все общественные процессы, равно Kai поведение отдельно взятого человека, в контексте японских социокультурн традиций рассматриваются и оцениваются преимущественно с религиозны: этических позиций. Так нормы морали, а также связанные с ними духовн ценности, оставаясь актуальными и востребованными от глубокой древност] до настоящего времени, выполняют исключительно важную регулирующ функцию в японской культуре и потому имеют гораздо более определяюще мировоззренческом плане значение, чем, например, нормы права. Имен синкретизм религиозных воззрений японцев, сочетающийся со своеобразны духовными представлениями, определившими специфику и роль морали японском обществе, обеспечивает устойчивость и стабильность японск культуры на протяжении всей истории этой островной страны.

Актуальность темы исследования обусловлена не только сравнитель малой изученностью этико-философского пласта японской культуры, а так области нравов и моральных аспектов поведения японцев в обществе. I пристального изучения духовно-нравственных оснований, мировосприятия миропонимания японцев невозможно понимание сути и смысла внутренне содержания самых различных проявлений японской культуры, а так затруднительно и выстраивание адекватного общения между европейским восточным типами социумов. Так для налаживания конструктивных отношен между Россией и Японией, которые всегда носили крайне сложный, а зачаст и напряженный характер, совершенно необходимо учитывать не тол! социально-экономические особенности развития нашего восточного соседа, < политику и дипломатию, но и особенности самоощущения японцев, в частнос глубинные метафизические смыслы, детерминирующие специфику мышлен: цели и ценности, формы, а также способы и принципы функционировав морали в японском обществе.

Несомненную актуальность данного исследования подчеркивает и : факт, что в настоящее время в Японии явно растет интерес к проблем самоопределения нации. Как и другие страны мира, страна «восходящ< солнца» столкнулась с проблемой утраты самобытной национальной культу вследствие глобализации социально-экономических отношен] Необходимость исследования национальной духовной культуры, актуализаи для подрастающих поколений традиционной системы ценное] рассматривается современными японскими исследователями как зш самоидентификации и сохранения японской нации в духовном, этическом гражданском аспектах.

Степень разработанности темы. Японская социокультурная духовно-этическая традиции представляют в целом принципиально иной т: этико-философской рефлексии, нежели тот, который свойственен культу Запада, крайне сложный по своим социально-гражданским и этичесю представлениям для аналитики и восприятия западного человека. Японцам свойственно строго абстрактное мышление, даже в их языке практичес отсутствуют общие категории. Для образа мышления японцев характер обращение к первоначальному, внутреннему опыту, при этом акцент делает на непосредственном, интуитивном постижении вещей. В силу конкретное «приземленности» мышления невозможны и любые умозрительные построен о должном и правильном, поэтому у японцев нет абсолютных и универсальн: ценностей; ситуативность этических оценок конкретных поведенческих реал является одной из специфических черт японского этоса. Именно поэтому i этико-философского осмысления духовных оснований японской культур специфики нравственного сознания японцев необходимо привлечем широкого круга этико-философских, культурологических и историческ исследований.

Данная работа направлена на восполнение пробела в исследован морали и нравственных отношений японцев, но поскольку последние существуют в «чистом виде», а сложным образом связаны с их религиозны! эстетическими, идеологическими и др. воззрениями и ценностями неотделимы от их самобытного образа жизни автор счел логичес правомерным и теоретически оправданным исследование именно эт< японского общества. Этос будет рассматриваться нами как особое, устоявше* в этико-философской литературе понятие, выражающее некую устойчив целостность моральных отношений в обществе, идентифицируемое на ypoi ментальных установок, жизненных образцов, общественных привычек воссоединяющее в себе местопребывание, образ жизни и нравы люд Гусейнов А.А. Возможно ли глобальное общество без глобального этоса? / Гуманитарная культура как фа) преобразования России. СПб., 1998 //Интернет версия: <http://guseinov.ru/publ/globethos.html>. вынужденных в силу ряда причин сосуществовать вместе и подчинят] сложившимся в том или ином социуме стереотипам поведения. Это пошл максимально соответствует социально-гражданским и этическ представлениям японцев, ибо в японской моральной культуре ] действительно встречаемся с уникальным единством местопребывания моральных отношений людей, складывающихся в процессе сосуществовани едином географическом и социокультурном пространстве.

В исследовании этоса сложились целые философские традиц; достаточно разнообразные, но представленные в основном в европейсь культуре. Становление понятия этоса шло крайне сложно, оно то исчезало сферы внимания философов, то вновь становилось востребованным, особенностям смыслового наполнения, по характеру использования, этос очень широкое понятие. Мы сделаем попытку перенести понятие этосг японскую культуру, однако, прежде всего, представляется необходим остановиться на понимании этоса в западной социально-философской этической мысли.

Этос» в древнегреческом языке означает местопребывание человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Позднее данное сл< приобретает новый смысл и начинает обозначать некую устойчивую прирс какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых сущест! в особенности, - человека2. В данном значении оно широко использовалос античной философии: Эмпедокл говорил об этосе первоэлементов; Гераклит этосе человека, имея в виду то, что на русский язык переводится слова «образ жизни», «характер»; в произведениях Аристотеля «Большая этика) «Никомахова этика» слово «этос» используется при содержательном описаь этических добродетелей. Смещение и углубление значения слова «этос» местопребывания человека - к его характеру) является симптоматичным: зд

2 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 9. можно усмотреть зависимость характера, устойчивой природы человека животных от их совместного проживания, обще-жития .

Проблема исследования этоса как совокупности нравов, ценности! ориентиров и стереотипов поведения вновь актуализируется в XVIII веке, частности, И .Г. Гердер 4 пытался увязать функционирование моральш ценностей с географической средой, а также с условиями существования люд в определенном природном и социальном пространстве. Он исследов значение нравственных ценностей в обществе той или иной страны, присущими ей традициями, нравами и особенностями характера жизневосприятия народов, ее населяющих. И хотя он не использое собственно термин «этос», но, тем не менее, ему удалось уловить некотор: внешние черты проявления этого феномена в социальной и этнокультурн действительности европейских народов.

С несколько иной точки зрения систему принятых в общест ценностей, норм поведения рассматривает в своих трудах М. Вебер, по су дела, исследуя социокультурную, ментальную и профессионалы^ характеристику этоса. В своей работе «Протестантская этика и р капитализма»5 он противопоставляет капиталистическому этосу, основанно на протестантской религии, феодальный этос, сложившийся под сильн] влиянием католической церкви. М. Вебер предложил расширенное понимав морали, объективированной в укладе, строе жизни, мироощущении люд Немецкий философ XX века М. Шелер рассматривал конкретный э: индивида, исторической эпохи, семьи, народа и др. как систему оцен потребностей, влечений, отличающих ментальность людей разных поколенш Этос зафиксирован в качестве аспекта профессиональной деятельности английского социолога Р. Мертона, пытавшегося применить понятие «этос» ; характеристики моральных нормативов научного сообщества.

3 Голик Н.В. Тайна этоса // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конферен] СПб., 2001. С. 87.

4 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

5 Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006.

6 Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 600.

Е. Анчел подразумевала под этосом, «нравственные начала, проявляющиеся в повседневной жизни»7, М. Оссовская, утверждала, г единство этосу задает система базовых духовных ориентиров, различающихс. конкретно-историческом плане 8.

Несмотря на различное толкование понятия «этос», оно несводимс нравам и представляет собой некие устойчивые морально-этические доминан инвариантные для определенного типа общества. Этос, в известном смыс, понятие, отражающее сферу духовно-ценностного и социокультурнс синкретизма, поскольку в нем соединяются местопребывание челове характер, привычки, устои народа, ментальные характеристики, и отчасти да профессиональная деятельность людей. Именно в силу этой предмета уникальности понятие «этос» представляется уместным для изучения осмысления японского морального сознания, поскольку у япош сосуществование в едином этнокультурном и географическом пространс: подразумевает не только совместную жизнедеятельность людей, но полноправное участие в жизни социума божеств, духов предков, природы, чт действительности и порождает совершенно особый тип морального сознан: где духовность, обусловливая нравственные представления людей, бу; рассматриваться в качестве фундаментального основания культуры.

В отечественную философскую литературу понятие «этос» ввел А Гусейнов, определив некий характер предметной типологизации этоса по тип добродетелей, устойчиво фиксируемых в той или иной культуре. В частнос он указывает на то, что в древнегреческих общественных нравах след] выделять две доминанты этнокультурных отношений - это аристократическ или гомеровский этос и мещанский или гесиодовский этос. Аристократическ этос ориентирован на мужество, честь, храбрость, щедрость и т.д., а мегцанск - на бережливость, трудолюбие, законопослушание9. А.А. Гусейнов первые нашей философии исследовал золотое правило нравственности как наибод

7 Анчел Е. Этос и история. М., 1988. С. 4,

8 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

9 История этических учений. М., 2003. точно выражающие специфику моральной регуляции человеческ взаимоотношений 10 . В свете данной работы представляется интересы] суждение о том, что отношения людей друг к другу должны строиться отношениях взаимности, а краткой формулой взаимности отношений лкц друг к другу и является золотое правило нравственности. Система отношен долженствования в японском обществе также строится на принципе взаимное выражающемся в таких категориях японской этики как благодарное сострадание, человеколюбие. Изучению норм японской морали, механизмо! принципов, на которых строятся отношения в японском социуме посвяще] работы японских исследователей: Ю. Айда, Б. Гинеи, Ё. Ириэ, X. Кансин, Катаяма, К. Като, Р. Кацураги, Р. Косан, Э. Маэда, К. Нагано, К. Отэй, X. Рю1 Т. Садзая, М. Сато, К. Томинага, М. Умэхара, К. Хидо, Т. Хорио, Т. Фурука: С анализом понятия «этос» связаны работы отечественных авторов В, Бакштановского, М.Г. Гонопольского, В.Т. Ефимова, А. Ф. Лосева, А.Б. Фран

При рассмотрении моральных понятий японской этической систег оказались важны работы, так или иначе затрагивающие категорию «долга». Э исследования отечественных авторов (JI. Богословский, И.Д. Ладанов, В. Пронников, Е.Г. Спальвин), европейских (Р. Бенедикт, Дж.Б. Сэнсом, Л. Хер и японских исследователей (С. Гэн, О. Ивао, Б. Кавасима, О. Кюсаки, Т. Сиба Т. Такахаси, С. Такэути).

На концептуализацию исследовательского подхода к проблеме, пус не прямое, а опосредованное влияние оказали труды представителей русск религиозно-философской традиции (Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, И.А. Ильин, Л. П. Карсавин и др.), утверждавших приоритетное духовных оснований жизнедеятельности общества над этическими социально-гражданскими формами его существования. Для автора данно исследования также являются актуальными работы Р.Г. Апресяь посвященные анализу базовых нормативно-этических программ; исследован: В.Ш. Сабирова, указывающего, что формирование определенного ти:

10 Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1979. морального сознания имеет духовную и метафизическую детерминацию, и О Соиной, показавшей зависимость нравственного бытия индивида ментальных и культурологических данностей.

Философское же осмысление национального сознания япош требует не только общетеоретических знаний, но и глубинного постижеЕ ценностных смыслов исследуемого социума, привлечение результат исторических, культурологических, этнографических исследований. Е рассмотрении японской социокультурной традиции, с присущим ей особ: типом человеческой ментальности и мировосприятия, особым склад характера индивида, духовно-нравственными особенностями его мышление поведения автор опирался на труды зарубежных и отечественн исследователей (В.М. Алпатов, Н.Г. Анарина, С. Бухиро, Н.А. Волгин, Т Григорьева, Л.Д. Гришелева, Ч. Данн, Н. Инадзо, Н.А. Иофан, Б. Ирэтани, Какуми, Н. Камисима, К.П. Кирквуд, Н.И. Конрад, М.Н. Корнилов, О. Кюса И.А. Латышев, С.Б. Маркарян, А.Н. Мещеряков, Д. Накаяма, Н.С. Николае В.В. Овчинников, М. Оку, Б. Пильняк, Б.В. Поспелов, И. Сабуро, Т. Сакаи, Сато, Т.Н. Снитко, Дж. Б. Сэнсом, С. Тани, Ю.В. Твардовский, X. Тихо, И Тихоцкая, А.А. Ткачев, С. Токуан, Л. Херн, А. Ямакава). В связи с глубо! укорененностью японской морали в нескольких типах религиозной традиг автор обращался к исследованиям по синтоизму (С. А. Арутюнов, Е.С. Бакш В. Н. Еремин, Л.И. Ермакова, Д.М. Китагава, С.Б. Маркарьян, А.Н. Мещеряк Ю.Д. Михайлова, В.Э. Молодяков, Э.В. Молодякова, А.А. Накорчевский, Г Светлов, Е.К. Симонова-Гудзенко, М. Сонода, М. Такэмицу, К. Ходза] буддизму (Т.П. Григорьева, А.Н. Игнатович, Л.Б. Карелов, У.Л. Кинг, К Козловский, А.Н. Мещеряков, А.А. Накорчевский, К. Нукария, О.О. Розенбе Н.Н. Трубникова, Д. Судзуки, Б. Сукаи) и конфуцианству (Т. Курода, Ъ Маранджян, Я.Б. Радуль-Затуловский, Е.Г. Спальвин, С. Тернбулл).

В процессе выявления особенностей мировосприятия, обр мышления, способов решения типичных ситуаций нравственного выбора ав' опирался на летописные мифологические своды «Кодзики» («Записи о деян] древности», 712 г.), «Нихонсёки» («Анналы Японии», 720 г.), «Фудок («Описание земель и обычаев», 713 - 733 гг.), «Нихонрёики» (Японсв легенды о чудесах», 822 г.), а также на художественные произведения, стат] дневники, опросы и другие материалы, публикуемые на японских сайт Интернета.

Объектом исследования является японский этос и связанные с н религиозные и духовные традиции японского общества. Предм исследования - система нравственных представлений японцев, фиксируема: духовных основаниях, моральных понятиях и нормах поведения.

Цель диссертационного исследования - осуществление анализа эт( японского общества как особого типа духовно-ценностного и нравственш бытия, актуализируемого в различных формах долженствован определяющих семейную, гражданскую и общественную жизнь японцев.

Достижение поставленной цели предполагает решение следукж задач исследования:

1. Осмысление этоса японского общества, формирующего систе духовных, ценностных, социокультурных и административно-граждансь воззрений японцев;

2. Выявление специфических характеристик японского этоса, таь как: духовный и ценностный синкретизм, а также глубокая обусловленное собственно моральных ценностей духовно-религиозными основаниями;

3. Определение роли каждого духовного основания (синтоиз: конфуцианства, буддизма) в формировании моральных понятий японцев;

4. Осуществление анализа особенностей морального созна! японцев;

5. Осуществление этической категоризации моральных понят японцев и выделение на этой основе особой системы долженствован соответствующей ментальным и этнокультурным представлениям японцев;

6. Аналитика структуры феномена долга как ключевого поняг японского морального сознания;

7. Выявление и исследование основных сущностных характерна долга благодарности - он;

8. Аналитика проявлений понимания долга, как долга-обязанно< (гири, гиму) в нравственных поведенческих установках японцев.

Методологические основы исследования. В своем диссертационв исследовании автор опирался на философские традиции московсю этического сообщества (Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, А Титаренко, А.П. Скрипник и др.), рассматривающей мораль как особый спо< духовно-практического, ценностного, освоения мира, а также опосредующей философской рефлексии. При исследовании японской и западноевропейс! социокультурных традиций широко привлекался метод философе культурологической компаративистики, позволяющий осуществл сопоставление философских школ и направлений Востока и Запада, рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов £ использован сравнительно-типологический метод, благодаря которому основе изучения различного рода источников и литературы были выявле общие и специфические черты морального сознания японцев. Этический ана нравственного сознания, моральных категорий, норм поведения япон: осуществлялся на широком культурологическом материале, в связи с чем , данного исследования был крайне актуален герменевтический метод подходом к объекту исследования как к результату исторического накопле] смыслов (Г.-Х. Гадамер, В. Дильтей, М. Хайдеггер), что дало возможно теоретически бесконечно углублять понимание содержания интерпретируем объекта. Также в диссертационном исследовании применялся структур семиотический подход - метод, подходящий для синхронных onncai культурных объектов, относительно однородных и устойчивых во врем< (Вяч.Вс. Иванов, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров, Успенский).

Научная новизна исследования заключается в философском анал этоса японского общества, воспроизводящего имманентные ему фор нравственной регуляции жизнедеятельности японцев в гражданском, семейн и интеллектуально-ментальном аспектах. В этой связи:

1. Впервые выявлены и описаны основные черты, присущие этс японского общества, определяющие и специфику нравственной культу; японского социума, и самобытность морального сознания японцев.

2. Проанализированы духовные основания японского общест представляющие собой сложный синкретизм синтоизма, буддизма конфуцианства.

3. Определена роль и значимость влияния каждой духовн «составляющей» (синто, конфуцианства и буддизма) на формировав нравственных представлений японцев.

4. Выявлена специфика и структура морального сознания японц доказано, что моральные представления японцев относятся не к культуре сть: как пишет Р. Бенедикт, а к культуре долга.

5. Исследована моральная категория долга в японской культуре качестве основного «стержневого» понятия японской этической систем Рассматривается специфика толкования долга в японской этической традип как структурно сложного, многомерного понятия, включающего в себя разн уровни понимания (долг-благодарность, долг-обязанность и др.) и проявлен соответствующих ему нравственных поведенческих установок.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На формирование нравственных представлений японцев существен! влияние оказала национальная самобытность данного народа, века находившегося в культурной изоляции и очень избиратель ассимилировавшего впоследствии понятия, ценности и нормы, выработанн другими народами. Специфику морального сознания японцев и особенное функционирования морали в японском обществе обусловили следуюп основные факторы: географическая компактность проживания, ocof восприятие народом природы и окружающего мира, вертикальная иерарх социальной структуры общества, синкретизм религиозной жизни.

2. Для этоса японского общества характерна глубокая укорененно морали в духовно-религиозных основаниях, подчинивших себе собствеь моральные представления и определивших устойчивость, как систе нравственных ценностей японцев, так и всей японской культуры в цел* Система этических представлений японцев имеет ярко выраженн синкретический характер. Развитие моральных категорий целиком и полное! осуществлялось в рамках религиозных учений конфуцианства, буддизма синтоизма, каждое из которых оказало серьезное влияние на отбор формирование элементов структуры морального сознания островного народа

3. Моральное сознание японцев представляет собой сложи; многомерную структуру, для которой в целом характерна высокая степ< совпадения моральных требований и реального поведения. Все значил* понятия японской системы ценностей (честь, преданность, благодарность, ст человеколюбие и др.) объединены стержневым нормативным принципов долгом, который скрепляет и активизирует ценностное содержание в остальных моральных категорий.

4. Категория долга наиболее полно отражает ценностную ориентац] принятую в японской этнокультурной традиции, поскольку человек в японс] культуре оценивается не как целостная личность, а исключительно с то1 зрения отношений долженствования.

5. Феномен долга в японской культуре имеет сложную, многоуровнев структуру и включает в себя и долг благодарности, и обязательство, и рит) Ядром категории долга, а также системообразующим началом В' совокупности взаимоотношений в японском обществе, является д< благодарности - он. Осмысление долга как обязанности (гиму) бу, представлять собой следующий смысловой слой понятия долга, а долг-г; являет собой практическое выражение понятия долга в повседневной жиз Долг не только организует и стимулирует нравственное поведение японцев, и объединяет японский социум в единое моральное целое.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретичесь значимость работы заключается в комплексном этико-философском анал! японской социокультурной и этнокультурных традиций, благодаря которо были раскрыты основные черты этоса японского общества и выявле специфика и структура системы нравственных представлений японцев, исследовании представлено авторское описание категории «долг являющейся базовой категорией японского морального сознания. Вывод полученные в результате осмысления сущностных, структурных функциональных характеристик морального сознания японцев, moi представлять основу для глубокого исследования моральной культу японского общества, а также обстоятельного изучения системы моральн представлений японцев, в целом расширяющих общетеоретичесь представления о социокультурных версиях морали, а также духовных ментальных основаниях нравственного сознания человека.

Практическая значимость данного исследования имеет социаль] политический аспект, а, возможно, и политико-дипломатический, ибо, i показывает практика, налаживание конструктивных отношений с наш ближайшим восточным соседом - Японией непродуктивно без уч< особенностей ментальности и тех специфических ценностных установ которые глубоко укоренены в японском обществе и нравственном сознан японцев, углубленному исследованию которых как раз и посвящена настояп диссертация.

Практическая значимость данного диссертационного исследовав заключается также в том, что материалы диссертации могут быть использова при составлении учебных курсов, методических пособий и спецкурсов факультетах регионоведческой, исторической, культурологичесь направленности в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертации получи отражение в ряде докладов на межвузовской конференции «Глобалы безопасность - региональное развитие» (Новосибирск, 2003), ежегодн апрельской Научно-технической конференции Новосибирске государственного архитектурно-строительного университета (НГАСУ) (20 2006), межвузовской конференции «Перспективы исторического культурологического образования в школе и вузе: теория и практш (Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) 200 международной научно-практической конференции «Философия образовав Востока и Запада: развитие диалога» (Новосибирск, 2006), а также заседаниях кафедры философии Новосибирского государствен» архитектурно-строительного университета (НГАСУ). Тезисы докладов и стат опубликованы в соответствующих сборниках. Материалы диссертации легл: основу спецкурса «Япония: культура, религия, общество» (2000, 2003) «Общественная мысль и художественная литература Японии» (2005), читаем автором в НГПУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух гл восьми параграфов, заключения и библиографического списка (1 наименования). Общий объем работы - 181 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Сосновская, Елена Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертационной работе автор исследовал структуру выделил основные характеристики японского этоса, показав, что < специфической особенностью является опосредование моральн представлений японцев духовными основаниями. Была очерчена структ) морального сознания японцев, в которой долг рассматривается в качес: стержневого понятия, структурирующего всю систему их нравственн ценностей.

Япония во многих отношениях страна уникальная: с одной стороны, культура наиболее четко отражает основные черты, так называем! традиционных, восточных обществ, с другой стороны, - имеет св< оригинальную специфику, в том числе и в сфере морали. Формирован этической системы японцев проходило под влиянием синтоиз? конфуцианства и буддизма. Синкретизм, присущий в целом японской культу] нашел яркое проявление и сфере морали. Основные структурные момен своей этической системы японцы позаимствовали из конфуцианства, но японской почве содержание всех основных положений китайской этики бы изменено, практически до неузнаваемости. Японская культура не прос заимствовала те или иные элементы китайского или буддийского учения, тщательнейшим образом адаптировала, перерабатывала их, приводя соответствии со своими представлениями о целях и ценностях существования

Духовно-нравственной основой, той глубинной структурой, на котор< выстраивается вся система этических воззрений японцев, а если говорить бол широко - строится существование всего японского общества, является синто традиционная, национальная религия японцев. Для японцев синто - это даже ] религия, а сама жизнь, естественный и гармоничный порядок, существующий незапамятных времён, которому неукоснительно должен следовать каждь рождённый в этой стране. Именно синто задает вектор развития японскта этосу, обусловив адекватность и устойчивость моральных установок. Синг закладывает основу духовного существования нации; общие установления поводу того, каким должно быть общество и человек японской культуры; свою очередь конфуцианство дополнит идеи синтоизма практическ конкретизацией моральных требований, а буддизм привьет японцам жесть осознание причинно-следственной связи поступков, личную ответственность наконец, обоснует необходимость нравственного роста индивида. Моральг сознание японцев, а также целостная система нравственных ценное! японского общества представляют собой пример удивительного синкретиз духовной культуры.

Современное японоведение располагает достаточно широким круг серьезных работ, исследующих самые разнообразные сферы духовной материальной культуры Японии, однако в силу ряда причин, никто так и описал японский этос во всей его духовно-ценностной уникальности, в е отличии и от западноевропейской, и от восточной этических традищ поскольку специальных исследований, посвященных собственно проблем морали и этики японского общества практически не существует.

Внешняя простота японского этоса обманчива, за казалось бы схожи] моральными понятиями скрыты глубокие сущностные различия. Так известной книге американской исследовательницы Рут Бенедикт «Хризанте и меч: модели японской культуры» (1944г.) высказывается ряд тонких и верш замечаний относительно особенностей национальной психологии механизмов поведения японцев, описана система долженствования, котор признается в качестве центрального аспекта японской культуры, но, как н кажется, сущностные черты моральных представлений японцев, так и не бы вскрыты автором. В настоящем исследовании мы не можем полност! согласиться и с предложенной структурой японской версии долга, о чем а неоднократно писали в нашем исследовании. В полемике с Рут Бенедикт авт считает необходимым подчеркнуть, что японскую культуру невозмож: толковать только как «культуру стыда», поскольку, на наш взгляд, она являет скорее культурой долга, причем совершенно особенного, во мноп диссонирующего с европейской системой долженствования. В отличие представителей западной .культуры у японцев совершенно ин культурологические и ментальные феномены существования, иная систе целей и ценностей, иная структура морального сознания, а потод следовательно, и иная природа долга. Нравственные представления японце! это целостная и эффективно функционирующая система, существовав которой возможно только в пространстве японской социокультурной традищ Устойчивость японской морали, ее уникальность и исключительная жизнен! сила заключается в том, что она в высочайшей степени детерминирова своеобразной духовностью японцев, оригинальными особенностями ментальности.

В настоящей диссертационной работе автор попытался раскрь: доминантные качества, сущностные черты японского этоса. В этом смыс общей замысел работы и его предметная реализация представля исключительную сложность, ибо от автора требовалось знание традиций нравов Японии, широкого пласта востоковедческих работ, философск литературы, связанной с философией, теорией морали, феноменом это< категорией долга и пр. Для автора данной диссертационной рабо представляется несомненным, что японское общество - это специфический т социума, для морального самосознания которого характерно отсутствие нравственной жизни различия между реальным и идеальным, в силу которс японцам в целом присуща высокая степень совпадения моральных требован и реального поведения.

Глубокая укоренённость морали в духовности, синкретизм культуры нравственного самосознания японцев, а также корпоративная структу общества оказали значительное влияние на структуру их этическ представлений, стержневым понятием которой стала категория долга. Япон всю свою жизнь выстраивает в зависимости от тех или иных долгов] обязательств. Понятие долга гармонизирует отношения в общестз стимулирует нравственную жизнь японцев. Все наиболее значимые ценности] установки японского общества либо вытекают из сложной систем долженствования, либо дублируют и подкрепляют систему взаимн] «долговых отношений». Поступок, его мотив, цель рассматриваются относительно какого-либо морального абсолюта, а относительно требован взаимных обязательств, того круга отношений, в котором он совершается, японской традиции долг рассматривается не только как основной скрепляющ элемент всей этической системы, но и как необходимое моральное основан существования человека на земле.

Специфика нравственных представлений японцев формируется не толь под влиянием особенностей окружающей среды, жесткой иерархии партикуляризма социальной структуры общества, особенностей мышления ментальности японцев, но и под воздействием вполне конкретных основаш Автор полагает, что специфика японского этоса, заключается в укорененное этических представлений в широком ареале того, что мы называ духовностью, и именно религиозные представления японцев, устойчив духовные традиции опосредуют моральную рефлексию, моральные данное японского этоса.

Мораль японцев, строго говоря, несмотря на обилие работ востоковедению для европейского сознания есть по прежнему явлен малоизученное и это обстоятельство открывает для нас самые широк исследовательские перспективы. Мы надеемся на дальнейшее продолжен нашего исследования, и в будущем, автор предполагает рассмотреть влияние мораль японской ментальности, изучить сферу категориальных представлен японцев и более обстоятельно сравнить трактовки основных моральн] категорий японской и европейской философско-этическими традициями, также сопоставить японский этос с этическими основаниями друг национальных культур.

Автор убежден, что осмысление сущностных, структурных функциональных характеристик морального сознания японцев, осуществленн в данном диссертационном исследовании, позволит достичь не только бол

1 ut глубокого понимания самых различных аспектов японской культуры, но собственно более четко осмыслить самобытность отечественной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сосновская, Елена Александровна, 2006 год

1. Алпатов, В.М. Япония: язык и общество / В.М. Алпатов. М.: Мурав< 2003.-208 с.

2. Анарина, Н.Г. Три статьи о японском менталитете / Н.Г. Анарина. М.: Т( Агентство «Информат», 1993. - 44с.

3. Антология дзэн / под ред. С.В. Пахомова; пер. с англ. С.Л. Бурмистрова СПб.: Наука, 2004.-403 с.

4. Анчел, Е. Этос и история / Е. Анчел / пер. с венг. М.А. Хевеши. М.: Мыс: 1988.- 128 с.

5. Апресян, Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программ! Р.Г. Апресян. М.: ЦОП ИФ РАН, 1995.-353 с.

6. Аристотель. Этика / пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. М.: ОС «Издательство ACT», 2004. - 492 с.

7. Арутюнов, С.А. Современный быт японцев / С.А. Арутюнов. М.: Hayi 1968.-232 с.

8. Арутюнов, С.А. Старые и новые боги Японии / С.А. Арутюнов, Г.Е. Светл -М.: Наука. -200 с.

9. Бакшеев, Е.С. Понятие «души», «жизни» и «сердца» в раннеяпонск духовной культуре / Е.С. Бакшеев // Япония 2000-2001. Ежегодник. -МАКС Пресс, 2001. С.207-225.

10. Ю.Бакштановский, В.И. Этос / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Этш Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г, Апресяна и А.А. Гусейнова. .\ Гардарика, 2001. - 671 с.

11. П.Бенедикт, Р. Хризантема и меч: модели японской культуры / Р. Бенедш пер. с англ. Н.М. Селиверстова. СПб.: Наука, 2004. - 360 с.

12. Бердяев, Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н.А. Бердж М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 688 с.

13. З.Богословский, JI. К вопросу о характеристике японцев / Л. Богословски: Удар солнца или Гири чувство чести / сост. B.C. Пинхасович. - М.; СГ Рос. гос. б-ка: Летний сад, 1999. - С. 83-89.

14. М.Буддизм в Японии / отв. Ред. Т.П. Григорьева. М.: Наука. Издательс: фирма «Восточная литература», 1993. - 704 с.

15. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. М.: Книжн дом «Университет», 1998. - 432 с.

16. Вебер, М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер М.: Издательство «РОСПЭН», 2006. 651 с.

17. Волгин, Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудов проблем / Н.А. Волгин. -М.: ОАО«Издательство «Экономика», 1998. 25

18. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике / Р. Генон; пер. с фр. В.; Быстрова. СПб.: Азбука, 2000. - 318 с.

19. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер / Пер прим. А.В. Михайлова. М.: Наука, 1977. - 703 с.

20. Говорунов А.В. Культура «подобающего места» // Бенедикт Р. Хризантем; меч: модели японской культуры / Р. Бенедикт; пер. с англ. Н. Селиверстова. СПб.: Наука, 2004. с. 5 - 38.

21. Голик, Н.В. Тайна этоса / Н.В. Голик // Религия и нравственность секулярном мире. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 2 30 ноября 2001 г. СПб., 2001. - С. 86-90.

22. Горегляд, В.Н. Дневники и эссе в японской литературе X XIII вв. / В. Горегляд. -М.: Наука, 1975.-380 с.

23. Горегляд, В.Н. Японская литература VIII XVI вв.: Начало и развит: традиции / В.Н. Горегляд. - СПб.: Уентр «Петерб. востоковедение», 1997. 397с.

24. Григорьев, М.П. Лик Японии. Пер. с яп. и эссе / М.П. Григорьев. М.: й РАН, Институт буддизма, 1997. - 338 с.

25. Григорьева, Т.П. Дао и логос (встреча культур) / Т.П. Григорьева. IV Наука, 1992.-424с.

26. Григорьева, Т.П. Дзэн как свобода / Т.П. Григорьева // Человек. 2004. JV -С. 76-90.

27. Григорьева, Т.П. Красотой Японии рождённый: В 2 т. / Т.П. Григорьева М.: Альфа-М, 2005.-416 с.

28. Григорьева, Т.П. Синтоистская основа японской культуры / Т.П. Григоры // Синто путь японских богов. Т.1. Очерки по истории синто / отв. ред. Е Ермакова, Г.Е. Комаровский, А.Н. Мешеряков. СПб.: Гиперион, 2002. -509-544.

29. Гришелева, Л.Д. Формирование японской национальной культуры: кое XVI начало XX вв. / Л.Д. Гришелева. - М.: Наука, 1986. - 285 с.

30. Гришелева, Л.Д. Японская культура нового времени. Эпоха Мэйдзи / Л Гришелева, Н.И. Чегодарь. М.: Издательская фирма «Восточ! литература» РАН, 1998. - 240 с.

31. Гусейнов, А.А. Возможно ли глобальное общество без глобального этоса А.А. Гусейнов / Гуманитарная культура как фактор преобразования. СЕ 1998 // Интернет версия: <http://guseinov.ru/publ/globethos.html>.

32. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. I Молодая гвардия, 1979. - 223 с.

33. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности / А.А. Гусейнов. I МГУ, 1974.- 157 с.

34. Гусейнов, А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. I Гардарика, 1998.-472 с.

35. Данн, Ч. Повседневная жизнь в Японии / Ч. Данн; пер. с англ. М.А. Глухов М.: ИД «Муравей», 1997. - 272 с.

36. Диалог Тойнби-Икеда. Человек должен выбрать сам / Пер. с англ. Б Губман и др. М.: Леан, 1998. - 448 с.

37. Древне китайская философия. Памятники философской мысли / сост. . Хин-Шун. Т.1. М.: МП «Принт», 1994. - 363 с.

38. Дробницкий, О.Г. Моральная философия. Избранные труды / О Дробницкий. М.: Издательство «Гардарика», 2002. - 524 с.

39. Дух Ямато в прошлом и настоящем / сост. А.А. Долин. М.: Наука, 1989 210 с.

40. Елисеефф В, Японская цивилизация / В. Елисеефф, Д. Елисеефф; пер. с с{ И. Эльфонд. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 528 с.

41. Ерёмин, В.Н. Синто в наши дни / В.Н. Ерёмин //Синто путь японских бог Т.1. Очерки по истории синто / отв. ред. Е.М. Ермакова, Г.Е. Комаровскг А.Н. Мешеряков. СПб.: Гиперион, 2002. - С. 352-385.

42. М.: Наука, 1987.-319 с. 45 .Игнатович, А.Н. Буддийская философия периода Хэйан / А.Н. Игнатович Буддийская философия в средневековой Японии / отв. ред. Ю.Б. Козловскг -М.: Янус-К, 1998.-С. 96-196.

43. Игнатович, А.Н. «Среда обитания» в системе буддийского мироздания / А. Игнатович // Человек и мир в японской культуре: сб. ст. / отв. ред. Т. Григорьева. М.: Наука, 1985. - С. 48-72.

44. Идеалы самураев / сост. и ред. У.С. Уилсон; пер. с англ. Р.В. Котенко. СГ Евразия, 1999.-319 с.

45. Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. / отв. ред. В. Горегляд. -М.: Наука, 1990. 215 с.

46. Инадзо, Нитобэ. Бусидо: Дух Японии / Инадзо Нитобэ; пер. с яп. К. Семен -Киев: София, 1997.- 110с.

47. Иофан, Н.А. Культура древней Японии / Н.А. Иофан. М.: Наука, 1974. 261 с.

48. История китайской философской мысли / пер. с кит. B.C. Таскина; общ. р< M.JI. Титаренко. -М.: Прогресс, 1989. 552 с.

49. История этических учений / общ. ред. А.А. Гусейнов. М.: Гардарика, 201 -911с. ' '

50. История Японии. В 2х т. / отв. ред. А.Е. Жуков. М.: Инстш востоковедения РАН, 1999. - 663 с.

51. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант; под. ред. Ю.В. Перо: К.А. Сергеева, Я.А. Слинина. СПб.: Наука, 1995. - 528 с.

52. Карелова, Л.Б. Синто-буддийский синкретизм XIII-XV вв. // БуддийсБ философия в средневековой Японии / отв.ред. Ю.Б. Козловский. М.: Ящ К, 1998.-С. 241-263.

53. Кирквуд, К.П. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатс столеотия /К. Кирквуд. -М.: Наука, 1988. 303 с.

54. Китагава, Д.М. Религия в истории Японии / Д.М. Китагава; пер. с англ. Н.' Селиверстова. СПб.: Наука, 2005. - 588с.

55. Книга японских обыкновений / сост. А. Н. Мещеряков. М.: Наталис, 19* -399 с.

56. Кодзики Записи о деяниях древности / Пер. и коммент. Е. М. Пинус. СПб.: ШАР, 1993.-320с.

57. Козловский, Ю.Б. Японский амидаизм в эпоху средневековья / Ю Козловский // Буддийская философия в средневековой Японии / отв.р« Ю.Б. Козловский.-М.:Янус-К, 1998.-С. 17-30.

58. Конрад, Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии: VII-XVI ве / Н.И. Конрад. -М.: Искусство, 1979. 144 с.

59. Корнилов, М.Н. Категории японской культуры: Пространство / М. Корнилов // Япония: общество и культура: реф.сб. М.: ИНИОН РАН., I9i -С. 119-170.

60. Латышев, И.А. Семейная жизнь японцев / И.А. Латышев. М.: Наука, 19£ -288 с.

61. Латышев, И.А. Япония, японцы и японоведы / И.А. Латышев. Ъ Алгоритм, 2001.-832 с.

62. Лукьянов, А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. Ъ Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 384 с.

63. Марандясян, К.Г. Конфуцианское учение в интерпретации Огто Сорай / К Маранджян // Из истории общественной мысли Японии 17-19 вв / под р< В.Н. Горегляд. -М.: Наука, 1990. С. 28-73.

64. Маркарян, С.Б. Образ жизни и ценностные ориентации японцев преддверии XXI века / С.Б. Маркарян // Япония: мифы и реальность. Jap; Myths and Realities : M.: Издательская фирма «Восточная литература» Р/ 1999.-С. 137-160.

65. Маркарян, С.Б. Праздники в Японии / С.Б. Маркарян, Э.В. Молодякова. М.: Наука, 1990.-248 с.

66. Мещеряков, А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины / А. мещеряков. -М.: Наука, 1988. -232с.

67. Мещеряков, А.Н. Древняя Япония: культура и текст / А.Н. Мещеряков. Ъ Наука, 1991.-224 с.

68. Мещеряков, А.Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновени:

69. A.Н. Мещеряков. М.: Наталис, 2004. - 556 с.

70. Мещеряков, А.Н. Синто и буддизм / А.Н. Мещеряков // Синто п) японских богов. Т.1. Очерки по истории синто / отв. ред. Е.М. Ермакова, Г, Комаровский, А.Н. Мещеряков. СПб.: Гиперион, 2002. - С. 136-148.

71. Мир по-японски: Эстетические и этические ценности в японской культуре под ред. Г. Чхартишвили. СПб.: Издательство «Северо-Запад», 2000. - 569 с

72. Мисима, Юкио. Хагакурэ нюмон / Юкио Мисима // Самурайская этика современной Японии / пер. А. Мищенко. СПб.: Евразия, 1998. - 330 с.

73. Михайлова, Ю.Д. Мотоори Норинага и «школа национальных наук» / Ю. Михайлова // Из истории общественной мысли Японии 17-19 вв / под ре

74. B.Н. Горегляд. М.: Наука, 1990. - С. 73-117.

75. Молодяков, В.Э. Синто и японская мысль / В.Э. Молодяков // Синто пу японских богов. Т.1. Очерки по истории синто / отв. ред. Е.М. Ермакова, Г Комаровский, А.Н. Мешеряков. СПб.: Гиперион, 2002. - С. 634-689.

76. Молодякова, Э.В. Мацури традиционные праздники Японии / Э. Молодякова, С.Б. Маркарян. - М.: ЗАО «Японии сегодня», 2004. - 282с.

77. Молодякова, Э.В. Синто в послевоенные годы / Э.В. Молодякова //Синтс путь японских богов. Т.1. Очерки по истории синто / отв. ред. Е.М. Ермако Г.Е. Комаровский, А.Н. Мешеряков. СПб.: Гиперион, 2002. С. 312-352.

78. Молодякова Э.В. Среда обитания современных японцев / Э.В. Молодякова Япония 2000-2001. Ежегодник. М.: МАКС Пресс, 2001. - С. 148-169.

79. Мораль и этическая теория / под ред. О.П. Целиковой. М.: Наука, 1974 295 с.81 .Нагата, Хироси. История философской мысли Японии / Хироси Нагата; ш с яп. А.Н. Игнатовича, Б.П. Лаврентьева, Т.А. Розанова. -М.: Прогресс, 19 -416с.

80. Нагата, Хироси. История японского материализма / Нагата Хироси; пер. с Л.Ш. Шахназаровой. М.: Мысль, 1990. - 333 с.

81. Назаров, В.Н. Опыт хронологии русской этики XX в.: третий период (196 1990) / В.Н. Назаров // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН., 200: Интернет версия: <http://ethics.iph.ras.ru/em/em4/ll.html>.

82. Накорчевский, А.А. Синто / А.А. Накорчевкий. СПб.: «Азбука-классикг «Петербургское Востоковедение», 2003. - 448 с.

83. Накорчевский, А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древнос к раннему средневековью: магия и эзотерика) / А.А. Накорчевский. СП «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2004. - 384 с.

84. Николаева, Н.С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. Середина ХУ1-ХХве / Н.С. Николаева. -М.: Изобраз. Искусство, 1996. 400 с.

85. Нихон рёики // Волшебная Япония / под. ред. Н. Баулина. -М.: Издательст: «Северо-Запад Пресс», 2001. 536 с.

86. Нихон сёки Анналы Японии: В 2 т. / Пер. с яп., коммент. Л. М. Ермаков и А. Н. Мещарекова. - СПб.: Гиперион, 1997. - 432 с.

87. Норинага, Мотоори. Душа бога Наоби / Мотоори Норинага // Синто п> японских богов. Т.2. Тексты синто / отв. ред. Е.М. Ермакова, Г Комаровский, А.Н. Мешеряков. СПб.: Гиперион, 2002. - 496 с.

88. Нукария, К. Религия самураев. Исследование дзен-буддийской философго практики в Китае и Японии / К. Нукария; пер. с англ. О.Б. Макаровой СПб.: Наука, 2003.-245 с.

89. Овчинников, В.В. Ветка сакуры: рассказ о том, что за люди японцы / В Овчинников. М.: Мол. гвардия, 1988. - 222 с.

90. Пильняк, Б. Корни японского солнца / Б. Пильняк; пер. с фр. Г. Шумилова М.: Три квадрата, 2004. 332 с.

91. Поспелов, Б.В. Очерки философии и социологии современной Японии / Б Поспелов. М.: Наука, 1974. - 302 с.

92. Постмодернизм и культурные ценности японского народа: Науч.-анал. обзор / отв. ред. М. Н. Корнилов. М.: ИНИОН, 1995. - 38 с.

93. Пронников, В.А. Японцы (этнопсихологические очерки) / В.А. Пронник* И.Д. Ладанов. -М.: Издательство «ВиМ», 1996.-400 с.

94. Радуль-Затуловский, Я. Б. Из истории материальных идей Японии в XVI первой половине XIX в. / Я.Б. Радуль-Затуловский. М.: Наука, 1972. - 291

95. Раудль Затуловский, Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Япон / Я.Б. Радуль-Затуловский. - М., Л.: Издательство Академии Наук ССС 1947.-359 с.

96. Розенберг, О.О. Труды по буддизму / О.О. Розенберг. М.: Наука, 1991 295 с.

97. Сабиров, В.Ш. Идея спасения в русской философии / В.Ш. Сабиров Школа мысли: Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудо Выпуск №5. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2005. - С. 5-21.

98. Сабиров, В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике / В. Сабиров // Человек. 2001. №5 - С.125-135; №6 - С.104-111.

99. Сабиров, В.Ш. Основы философии: Учебник для студент негуманитарных специальностей / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. Новосибирск: НГАСУ, 2004.-260 с.

100. Сабуро, Иэнага. История японской культуры / Иэнага Сабуро; пер. с : B.C. Гривнин. М.: Прогресс, 1972. 229 с.

101. Сайте. Гаммон («Обращение к Будде с желаниями») // Буддизм в Япою -М., 1993.

102. Сакаия, Таити. Что такое Япония? / Таити Сакаия; пер. с яп. B.C. Гривн -М.: ИТАР-ТАСС, 1992.-334 с.

103. Сато, Хироаки. Самураи: история и легенды / Хироаки Сато; пер. с ан: Р.В. Котенко. СПб.: Евразия, 1999. - 416 с.

104. Светлов, Г. Е. Колыбель японской цивилизации : Нара : Истор. религия, культура] / Г.Е. Светлов. -М: Искусство, 1994. 270 с.

105. Светлов, Г.Е. Путь богов (Синто в истории Японии) / Г.Е. Светлов. I» Мысль, 1985.-240 с.

106. Скрипник, А.П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. Скрипник. М.: Политиздат, 1992. - 349 с.

107. Снитко, Т.Н. К вопросу о специфике организации японского культурно пространства / Т.Н. Снитко // История и культура Японии: сб.ст. Ъ Институт востоковедения РАН; Издательство «Крафт+», 2002. - С. 252-27(

108. Соина, О.С. О религиозных откровениях Ф.М. Достоевского / О.С. Сои //Человек.-2004. №5.-С. 129-141; №6. С. 91-102.

109. ИЗ. Соина, О.С. «Пушкинская речь» Ф.М. Достоевского (Опыт современно прочтения) / О.С. Соина // Человек. 2001. №3. - С. 153-163; №4. - С. 165-1

110. Соина, О.С. Читаем Достоевского: опыт философского осмыслен мировоззрения и творчества писателя / О.С. Соина, В.Ш. Сабиров. Новосибирск: Наука, 2005. 300с.

111. Соина, О.С. Этическая пропедевтика / О.С. Соина // Школа mbicj Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудов). Выпуск №5 Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2005. С. 30-43.

112. Сонода, М. Мир синто / Минору Сонода; пер. с яп. В. Еремин. .N Научная книга, 2001. - 78 с.

113. Сонода, М. «Священные рощи» и праздники: основы формирован японской общины и культура синто / Минору Сонода // Япония 2002-20( Ежегодник-М.: МАКС Пресс, 2003. С. 184-191.

114. Сосэки, Нацумэ. Мальчуган / Нацумэ Сосэки // Избранные произведен! СПб.: Гиперион, 2005. - 704 с.

115. Спальвин, Е.Г. Конфуцианские идеи в этическом учении японскс народа / Е.Г. Спальвин // Удар солнца или Гири чувство чести / сост. В, Пинхасович. -М.; СПб.: Рос. гос. б-ка: Летний сад, 1999. - С. 153-185.

116. Стражева, И.В. Со скоростью "Хикари" / И.В. Стражева. М.: Hay. 1990,- 199 с.

117. Судзуки, Д. Основы Дзэн Буддизма / Д. Судзуки, С. Кацуки; пер. с аи В.А. Шериев // Дзэн-Буддизм. - Бишкек: МП «Одиссей», 1993. - 672 с.

118. Сэммё. Указы древних императоров // Синто путь японских богов. Т Тексты синто / отв. ред. Е.М. Ермакова, Г.Е. Комаровский, А.Н. Мешеряк< СПб.: Гиперион, 2002. - 496 с.

119. Сэнсом, Дж. Б. Япония: Краткая история культуры / Дж. Б. Сэнсом; пер англ. Е. В. Кириллов. СПб.: Евразия, 1999. - 576 с.

120. Такуан, Сохо. Самураи: меч и душа / Такуан Сохо, Миямото Мусаси; п< А. Мищенко. СПб.: Евразия, 2000. - 352 с.

121. Тани, С. Метафизика В л. Соловьева с точки зрения буддизма махаяны / Тани // Человек. 2004. №6. - С. 67-75.

122. Твардовский, Ю.В. Загадки "японского духа" / Ю.В. Твардовский. Ъ Сов. Россия, 1989.- 126 с.

123. Тёрнбулл, С. Самураи. Военная история / С. Тёрнбулл; пер. с англ. А Никитина. СПб.: Издательская группа «Евразия», 1999. - 432 с.

124. Ткачев, А.А. «Новые религии» Востока/ А.А. Ткачев. -М.: Наука, 1991 216 с.

125. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этш философского исследования / А.И. Титаренко. М.: Мысль, 1974. - 278 с.

126. Тихоцкая, И.С. Семья в Японии: традиции и современность / И Тихоцкая // Япония 2000-2001. Ежегодник. М.: МАКС Пресс, 2001. -170-193.

127. Трубникова, Н.Н. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кук о различениях между тайным и явным учениями / Н.Н. Трубникова. } «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 368 с.

128. Кинг, У.Л. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурае: Уинстон Л. Кинг; пер. Р.В. Котенко. СПб.: Евразия, 1999. - 320 с.

129. Федоров, Н.Ф. Из «Философии общего дела» / Н.Ф. Федоров; сост. С. Титаренко. Новосибирск: Кн. изд-во, 1993. - 214 с.

130. Федоров, Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров; вступ. статья, прим., сост. С Семенова.-М.: Мысль, 1982.-711с.

131. Хэрн, Л. Душа Японии / Л. Хэрн; пер. Е. Маурина. М.: Издательск Дом «Муравей», 1997. - 352 с.

132. Цунэтомо, Ямамото. Хагакурэ / Ямамото Цунэтомо // Самурайская эте в современной Японии / пер. А. Мищенко. СПб.: Евразия, 1998. - 330 с.

133. Человек и мир в японской культуре: сб. ст. / отв. Ред. Т.П. Григорьева М.: Наука, 1985.-280 с.

134. Шелер, М. Ресентемент в структуре моралей / М. Шелер; пер. с нем. А. Малинкина. СПб.: Наука, 1999. - 231 с.

135. Юдзан, Д. Наставления вступающему на путь воина / Юдзан Дайдозк Идеалы самураев / сост. и ред. У.С. Уилсон; пер. с англ. Р.В. Котенко. СГ Евразия, 1999.-319 с.

136. Япония и мировое сообщество. Социально-психологические аспек интернационализации / Е.Ю. Архипов, В.Н. Бунин, Е.В. Верисоцкая, В. Горегляд, Л.Л. Громковская, А.А. Козлов. М.: МИКАП, 1994. - 240 с.

137. Айда, Ю. Нихондзин но кодзо. Фудо, рекиси, сякай (Структура японскс сознания. Окружающее пространство, история, общество) / Айда Юдан. Токио: Коданся, 1972. 237 с.

138. Арима, С. Нихонринригакуси (История японской этики) / Ари Сукэмаса. Токио: Коданся, 1954. - 432 с.

139. Бухиро, С. Хан то нихондзин (Клановость и японцы) / Бухиро Сэйити Токио: РНР Синее, 1999.-205 с.

140. Гиму (долг). Дайдзитэн (Большой толковый словарь) // Интерн< <http://www.lcenritogimujisyoyori.html>.

141. Гинеи, Б. Рёсин. Дотоку исики но кэнюо (Совесть. Исследован морального сознания) / Гинеи Будзо. Токио: Ибунся, 1977. - 306с.

142. Гэн, С. Гири то ниндзё нихонтэки синсэй но иккосай (Долг человеколюбие - размышления о японской ментальности) / Гэн Сиэн. Токио: Чю:око:рон, 1999.-218 с.

143. Гэн, С. Гири (Долг) / Гэн Сиэн. Токио: Сансёдо:, 1996. - 139.с.148. Ёкояма, Г. Сион но тайсэцуса (Важность долга) / Ёкояма Гэнсю Интернет: <http://www.riimou.net/cont04/rengo/2006-02.html>.

144. Ивао, О. Гири то ниндзё (Долг и человеколюбие) / Ивао Оцука Интернет: <http://iwao-otsuka.com/enqb/res/dwgirininjoul/htm>.

145. Иноуэ, Т. Тэцугакуси сэйрицу но гэмба (Условия становления философ: / Иноуэ Тэцудзиро. Токио: Кобундо, 1997. - 224 с.

146. Ириэ, Ё. Нихон га ками но куни датта дзидай (Эпоха когда Япония бы «страной богов») / Ириэ Ё:ко. Токио: Иванами, 2001. - 233 с.

147. Ирэтани, Б. Нихондзин но сюдансинри (Групповая психология японце! Ирэтани Бино. Токио: Синкосэнкё, 1986. - 263 с.

148. Итасака, Т. Хадзимэтэ но кодзики (Первые Кодзики) / Итасака Тосикад -Токио: Нихонбунгэйся, 1993. -253 с.

149. Кавасима, Б. Нихондзин но он но исики но дзицуно (Реальное осознан японцами долга) / Кавасима Бусэн. Токио: Иванами, 1951. - 315 с.

150. Какуми, С. Нихондзин но икиката (Образ жизни японцев) / Каку: Сюнсюкэ. Токио: Коданся, 1966. - 238 с.

151. Камисима, Н. Нихондзин но хассо (Образ мышления японцев) / Камиси Ничиро. Токио: Коданся, 1975. - 222с.

152. Кансин, X. Хадзи то иси ( Стыд и нрав) / Кансин Хатиро. Тою Коданся, 1998.- 187 с.

153. Катаяма, Ф. Нихондзин-но кокоро (Душа японцев) / Катаяма Фумихико Токио: Синдзигбуцуо:райся, 2002. 317 с.

154. Като, К. Моноготари но нака но сякай то айдентити (Общество отображении художественной литературы и самоидентификация) / Кг Киичи // Интернет версия: <http://www.ritsumei.ac.jp>.

155. Като, К. Нихондзин това наника (Кто такие японцы) / Като Киити. Токио: Коданся, 1976. 214 с.

156. Кацураги, Р. Дзию то нандаро. Гробаризейсён то нихондзин но ринрик ( Что такое свобода. Глобализации и взгляд японцев на мораль) / Кацура Рюо. Токио: Асахисимбунся, 2002. - 189 с.

157. Кикучи, К. Он о каэсу ханаси (Рассказ о возврате долга) // Кикути Kai Танпэн то гикёку (Малые произведения и драмы). Токио: Сансёдо. 1988. 514 с.

158. Киндаичи, К. Синмэйкакукокугодзитэн (Новый толковый слова родного языка) / Киндаичи Кё:сукэ, Ямада Тадао, Сибата Такэсии. Тою Сансёдо, 1997.- 1558 с.

159. Косан, Р. Ватасино айкокусин (Мой патриотизм) / Косан Рика. Тою Чикумасинсё, 2004. - 216 с.

160. Курода, Т. Нихон тю:сэй-но сякай то сю:кё: (Общество и религ: средневековой Японии) / Курода Тосио. Токио: Иванами, 1990. - 390 с.

161. Кусуноки, Н. Он о мэгуру нихондзин (Японцы, окруженные долпж Кусуноки Наби // Интернет: <http://www.ritsumei.ac.jp/inng/gl/koho/ 020603/special/special02060302b.html>.

162. Кюсаки, О. Нихондзин но сейкаку (Характер японцев) / Кюсаки Оня. Токио: Токиосёбаку, 1977. 286 с.

163. Маэда, Э. Ринри тоиу чикара (Сила морали) / Маэда Эйги. Тою Коданся, 2001.- 187 с.

164. Мори, О. Маихимэ (Танцовщица) / Мори Огай. Токио: Сансёдо, 1985 276 с.

165. Нагаясу, Ю. Гимусэнкосэцу но сайкочику (Пересмотр существуют; теории долга) / Нагаясу Юкимаса // Интернет: <http://rc.moralogy.jp/ronbu: 35.html>.

166. Нагано, К. Нихондзин ва надзэ ицумо мосивакэнай то омоимас (Поче. японцы всегда чувствуют себя виноватыми) / Нагано Кэйко. Токио: Сёсс 2003.-261 с.

167. Накаямя, Д. Сэнрякусикодэкинай нихондзин (Японцы, необладаюш стратегическим мышлением) / Накаяма Дзи. Токио: Тикумасинсё, 2001 206с.

168. Окада, X. Рекисито ва нани ка (Что такое история) / Окада Хидэхиро. Токио: Бунгэнсю, 2001. 222с.

169. Окада, X. Чюгоку бунмэй но рэкиси (История китайской цивилизации Окада Хидэхиро. Токио: Коданся, 2004. - 264 с.

170. Оку, М. Ниппон исэеннэнки моноготари (Япония тысячелетн повествование) / Оку Мури, Одзима Тосу. - Токио: Майнитичисимбут 2001.-254 с.

171. Он но ханаси (Беседы об он ) // Интернет: <http://www.hokurilcu.ne /genkai/9 8 shuj о. html>.

172. Отэй, К. Сэкининттэ нандэска (Что такое ответственность) / Отэй Кэн Токио: Коданся, 1998. 262 с.

173. Рюки, X. Нихондзин но синдзёринри (Этическое чувство японцев) / Рю Хакусиба. Токио: Коданся, 1976. - 214 с.

174. Садзая, Т. Сёсэцу: Ринригакукоги ( Повесть: Лекции о морали) / Сал Тому. Токио: Коданся, 1997. - 228 с.

175. Сакураи, А. Он (Долг) / Сакураи Ацутаро // Сякайкагаку дзитэн (Слова общественных наук). Токио: Бодзиндзя, 1968. - 1878 с.

176. Сато, М. Нихонринрисисоси (История японской этической мысли) / Са Масахидэ. Токио: Токиодайгаку, 2003. - 214 с.

177. Сато, М. Надзэ дотоку ва хицуё нанока (Почему нужна мораль) / Са Масахидэ. Токио: Морародзикэнкюдзё, 2005. - 191 с.

178. Сибарё, Т. Нихондзин но учи то сото (Внешнее и внутреннее у японце! Сибарё Таро. Токио: Чюосинсё, 1978. - 174 с.

179. Синтодзитен (Словарь Синто) / сост. Иноуэ Нобутака, Окада Сед: Сакамото Корэмару. Токио: Кобундо, 1999. - 831 с.

180. Синмэйкакукокугодзитэн (Новый толковый словарь родного языка' Киндаичи Кё:сукэ, Ямада Тадао, Сибата Такэсии. Токио: Сансёдо, 1997 1558 с.

181. Сион ни цуйтэ (О долге сион) // Интернет: <http://www.lci.rim.or. ~kyo/hitorigoto/onnituite.html>.

182. Судзуки Д. Дзэн то нихонбунка (Дзэн и японская культура) / Судзу Дайсэцу. Токио: Иванамисётэн, 1977. - 286 с.

183. Сукаи, Б. Буке то ринри ( Буддизм и мораль) / Сукаи Бунси. Токр Чикумасинсё, 1996. - 252 с.

184. Такахаси Т. Нихондзин но качикан (Ценности японцев) / Такахаси Тэцу Токио: Чю:око:ронсинся, 2003. 222с.

185. Такэмицу, М. Ниппон но камигами о сиру синто (Синто, знаюш японских богов) / Такэмицу Макото. Токио: Аохару, 2005. - 96 с.

186. Тихо, X. Нихондзии то энкинхо (Японцы и представления о ближнем дальнем) / Тихо Харуо. Токио: Чикумасинсё, 1998. - 187 с.

187. Такэути, С. Нихонтэкисэйкаку то киндайка (Характер японцев модернизация) / Такэути Сигуми. Токио: Цуридзиннобэрудзу, 1991.-23!

188. Томинага, К. Нихон но киндайка то сякайкодо (Модернизация Японии социальные перемены) / Томинага Кэничи. Токио: Коданся, 1990. - 479 с

189. Намикава, Э. Има косо нихондзин га минаосубэки кёику (Педагоги которую необходимо понять японцам именно сейчас) / Намикава Эйта. Токио: Гома, 1998.-235 с.

190. Умэхара, М. Сюкё то дотоку (Религия и мораль) / Умэхара Mo. Toki Бунгэнсю, 1996. - 291 с.

191. Уэно, Т. Хоон гоко ни ойтэ (Лекции о долге воздаяния) / Уэно Тоне Интернет: <http://www.ki.rim.or.jp/~kyo/hitorigoto/onnituite.html>.

192. Фурукава, Т. Эйю то Сэйдзин (Герои и святые мудрецы) / Фурукава. Токио: Фукумура Тэцуси, 1958. 217 с.

193. Ханаяма, С. Буке но субэтэ (Все о буддизме) / Ханаяма Сё:ю. Тою РНР Кэнкюсё, 1991.- 128 с.

194. Хидо, К. Кавариюку нихондзин (Меняющиеся японцы) / Хидо Косиба Токио: Номурасогокэнкюдзё, 2001. 361 с.

195. Хироси, И. Гимурон но мондайтэн (Проблемные вопросы теории долге Хироси Икэ // Интернет: <http://www.asahi-net.or.jp/~rz7t-tcy/class/ethi' introduction/lec8 .html>.

196. Ходзава, К. Нихондзин но синватэки сико ( Мифологическ представления японцев) / Ходзава Катакуни. Токио: Коданся, 1979. - 180

197. Хорио, Т. Гэндзай сякай то кёику (Современное общество и образован! / Хорио Тэрухиса. Токио: Иванами, 1997. - 249 с.

198. Ямасаки, С. Синтэцугаку нюмон (Введение в современную философию Ямасаки Сэйичи, Хироси Сигава. Токио: Сансёдо, 1968. - 453с.

199. Ямакава А. Хэйсэйбусидо. Нихонкиндайсисако ( Бусидо эпохи Хэйс: Переосмысление современной японской истории) / Ямакава Аокаи. Тою Киндайбунгэйся, 1995. - 129 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.