Декоративная стилизация в живописной подготовке студентов начальных курсов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Карнаев, Михаил Анатольевич
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат наук Карнаев, Михаил Анатольевич
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты живописной стилизации
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения живописи на начальных этапах обучения
12. Специфика профессиональной живописной подготовки на начальных курсах обучения
13. Критерии оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров
Глава 2. Декоративная стилизация в процессе обучения живописи
2.1. Типичные пробелы в живописной подготовке студентов (констатирующий эксперимент)
2.2. Теоретические принципы совершенствования живописной подготовки студентов
2.3. Методика обучения живописи на начальных курсах (формирующий эксперимент)
Заключение
Список литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Совершенствование живописной подготовки студентов художественных колледжей2011 год, кандидат педагогических наук Боброва, Елена Владимировна
Совершенствование живописной подготовки будущих дизайнеров в процессе изображения натюрморта2013 год, кандидат наук Краснобородкин, Василий Петрович
Формирование колористического единства в процессе живописного изображения: На начальном этапе обучения студентов педагогических вузов2004 год, кандидат педагогических наук Пронина, Наталья Константиновна
Формирование декоративного восприятия студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях gейзажной живописью2023 год, кандидат наук Худэжичаолу И
Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи: На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также дизайнеров2000 год, кандидат педагогических наук Тютюнова, Юлия Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декоративная стилизация в живописной подготовке студентов начальных курсов»
Введение
Актуальность исследования обосновывается происходящими в современной системе образования инновационными процессами, связанными с переходом высшего профессионального образования на многоуровневую систему обучения. Известно, что занятия по живописи являются универсальным средством формирования высокой эстетической и художественной культуры студентов, эффективным стимулом развития их творческой деятельности и гармоничности восприятия; на них синтезируются и развиваются знания, умения, навыки по рисунку, композиции, цветоведению, проектированию.
Специфика живописной подготовки будущих дизайнеров заключается не только в обучении основам профессиональной грамоты, но и в активизации самостоятельной творческой деятельности, поскольку итоговой целью дисциплины «Живопись» является формирование у будущего дизайнера гармоничности цветового восприятия. Психологические особенности процесса восприятия исследовали Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.
«Живопись», наряду с «Проектированием» и «Рисунком» - одна из важнейших дисциплин базовой части общепрофессионального цикла, которая изучается студентами-дизайнерами на протяжении всего периода обучения, именно поэтому одним из главных условий эффективной подготовки бакалавров, следует считать разработку перспективных методик обучения живописи с учетом специфики дизайнерского образования. Большой вклад в исследование теоретических положений и концепций теории и методики обучения изобразительному искусству внесли Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.
Актуальность исследования подтверждается необходимостью анализа специфических особенностей обучения живописи студентов-дизайнеров, выявления различий между методиками подготовки художников-дизайнеров и
учителей изобразительного искусства, обоснования основных условий эффективной живописной подготовки студентов начальных курсов в процессе изучения основ декоративной стилизации. Проблемы организации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров, в контексте изучения декоративной стилизации представлены в работах Л. П. Ермолаевой, В. П. Козлова, Г. М. Логвиненко. Отдельные вопросы живописной подготовки учителей изобразительного искусства раскрыты в диссертационных исследованиях Е. М. Кожагулова, С. М. Кожуховской, К. А. Кравченко, А. В. Новиковой, Н. К. Прониной, Р. Н. Шайхулова, но теоретических и практических исследований, выявляющих специфику методики обучения живописи студентов-дизайнеров в системе высшего профессионального образования, недостаточно.
Анализ традиционной подготовки специалистов, показал, что она направлена на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, и предполагает шестилетнее обучение, образовательный же процесс подготовки бакалавров предусматривает формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в течение четырех лет. В связи с изменением концепции образования очевидна необходимость пересмотра и научного осмысления содержания методики обучения живописи.
Проблема исследования - выявление теоретических положений и методических концепций в русле современных образовательных тенденций, направленных на обучение декоративной стилизации в процессе живописной подготовки студентов начальных курсов.
Объект исследования - процесс обучения студентов живописи в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования - методика обучения, направленная на совершенствование живописной подготовки студентов по специальности «Дизайн».
Цель исследования - на основе анализа психологических особенностей зрительного восприятия, дидактических принципов обучения, современных методик в области живописи, рисунка, композиции теоретически
обосновать и экспериментально проверить методику обучения живописи для специальности «Дизайн», основанную на развитии возможностей декоративной стилизации цветовых пластических, композиционных составляющих живописного образа.
Задачи исследования:
- выявить специфику декоративного восприятия цвета, тона, композиции в процессе живописного изображения;
- определить последовательность перевода трехмерных предметов в двухмерные стилизованные декоративные образы;
- обосновать критерии и отдельные показатели оценки живописных работ;
- сформулировать научно-теоретические принципы развития живописной подготовки студентов-дизайнеров;
- экспериментально проверить эффективность предложенной методики обучения живописи.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что если в процессе обучения студентов-дизайнеров живописи акцентировать педагогические воздействия на развитие их умений трансформировать цветовые отношения в стилизованные декоративные образы, то эффективность профессиональной подготовки дизайнеров значительно повысится.
Методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные исследования по философии, посвященные различным аспектам эстетического восприятия, специфики существования художественного образа (В. С. Асмус, Е. С. Громов, И. С. Кон, Б. Г. Лукьянов, М. С. Каган, Н. П. Пищулин, Ю. А. Огородников, В. А. Разумный и др.);
- основополагающие труды по психологии художественного творчества и восприятия (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков, В. П. Зин-ченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.);
- теоретические положения и концепции теории и методики обучения
изобразительному искусству (Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.)
Методы исследования: 1) теоретические - анализ и синтез научно-методической и специальной литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, государственных стандартов, учебных программ по живописи, рисунку, композиции; 2) эмпирические - длительное педагогическое наблюдение, беседы, анализ аудиторных и самостоятельных заданий, сопоставительный анализ работ на семестровых и промежуточных просмотрах; обобщение практического опыта обучения специальным дисциплинам в художественных и педагогических вузах; педагогический эксперимент, статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые в практике обучения академической живописи исследованы возможности декоративной стилизации для профессионального становления дизайнеров в системе бакалавриата;
- установлена зависимость между процессом формирования образов представления и развитием живописных умений по стилизации объемных форм в плоскостные живописные пятна;
- научно обоснована принципиальная методическая модель последовательной живописной подготовки будущих дизайнеров.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования позволили расширить научное представление о возможностях живописной подготовки будущего дизайнера:
- научно обоснованы возможности декоративной стилизации в живописной подготовке студентов, раскрыта содержательная и формальная составляющая декоративной стилизации в живописном процессе художественно-образного познания;
- определены основные этапы декоративной стилизации в процессе перевода воспринимаемых трехмерных предметов в условные живописные
формы;
- сформулированы теоретико-методические положения, активизирующие творческую деятельность студентов на академических занятиях и в самостоятельной работе.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что:
- на основе сформулированных теоретических положений разработана методика обучения живописи, направленная на активизацию и раскрытие резервных возможностей творческой деятельности студентов-дизайнеров;
- обоснованы методические рекомендации по живописному изображению натюрморта, учитывающие психологические особенности восприятия, представления и воображения художника в процессе декоративной стилизации предметов натюрморта в конкретном композиционном решении;
- основные положения диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и дают положительную динамику в профессиональном становлении студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
Научно-методическое обоснование психолого-педагогических аспектов декоративной стилизации в живописной подготовке студентов.
Определение содержательной функции декоративной стилизации в живописном процессе.
Обоснование критериев и отдельных показателей оценки декоративной стилизации в живописной подготовке студентов.
Научно-теоретическое обоснование экспериментальной методики, стимулирующей профессиональное становление будущего дизайнера в живописном процессе.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, подтвержденных практикой:
- адекватностью цели, задач, логики исследования, разработанной по-
следовательной методики обучения, а также экспериментальной проверкой основных положений диссертационной работы;
— обоснованием основных критериев и отдельных показателей, позволяющих достаточно объективно оценивать живописные качества учебных работ;
- сопоставлением полученных экспериментальных данных с методической практикой, существующей в художественных и педагогических вузах;
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в течение ряда лет и отражены в публикациях, в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня в Горно-Алтайском государственном университете (2006, 2011), Омском государственном педагогическом университете (2012), а также в ежегодных отчетах Ученого совета Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и др. Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры изобразительного искусства и дизайна Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и были успешно использованы в процессе выполнения студентами курсовых и дипломных работ. Экспериментальные материалы апробированы в процессе обучения студентов отделения «Декоративно-прикладного искусства» Омского филиала Высшей школы народных искусств (2010 - 2011), художественно-графического отделения Бийского педагогического колледжа (2010 - 2012), отделения «Декоративно-прикладное искусство» Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса (2010 - 2012).
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих ход экспериментальной работы.
Глава 1. Теоретические аспекты живописной стилизации
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения живописи
на начальных этапах обучения
В контексте исследования необходимо выявить специфику целостного восприятия, цвета, тона, композиции в процессе живописного изображения, определить взаимодействие целостного восприятия и возможности технического воплощения умозрительного образа в материале и выявить особенности обучения живописи студентов-дизайнеров на начальных этапах.
Восприятие в психологической литературе рассматривается как процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, которые непосредственно воздействуют на органы чувств человека (Б. Г. Ананьев, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.), как результат перцептивной деятельности объекта (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.).
Результаты применения современных педагогических методик экспериментально показывают возможность развития творческого мышления, активизации творческой деятельности в процессе целенаправленного обучения. В связи с этим актуальными являются исследования, посвященные выявлению психологических особенностей художественного восприятия. Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Теплов значительное внимание уделяют изучению в процессе творческой деятельности художника особенностей восприятия, выражающихся в целенаправленном, целостном восприятии и отражении действительности как эстетической ценности.
В современной психологии процесс восприятия характеризуется как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения [125, с. 182]. Необходимо отметить, что такое целостное
отражение складывается в результате взаимодействия анализаторов, с подключением памяти и мыслительных операций, в результате чего восприятие представляет собой систему перцептивных действий, для овладения которыми требуется специальное обучение и практические навыки.
Л. С. Выготский доказывает, что сам акт восприятия является процессом сопоставления воспринимаемого с хранящимся в памяти образом, т. е. с уже имеющимся знанием относительно этого объекта [42].
Анализ работ отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) позволил выявить, что первичными данными восприятия являются структурные особенности воспринимаемого объекта. Известно, что зрительное восприятие связано с обнаружением общих структурных особенностей объекта. Первоначально воспринимаются предметы по отношению к пространству. Затем осваиваются отношения между предметами, далее между деталями предметов и т. д. Можно утверждать, что особенностью зрительного восприятия является процесс создания конкретного представления о целом.
По словам Р. Л. Грегори, зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. В процесс восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений [54, с. 14].
Сложившийся зрительный образ объекта, находящийся в памяти человека, является образцом для последующего осознанного восприятия, иными словами, создается в результате многочисленных повторных воздействий. Формирование способности к восприятию отождествляется с формированием сознания. Информация, которая в восприятии не опирается на знание, не воспринимается, а просто фотографически отражает его внешнюю форму. В отличие от такого отражения объекта, восприятие предполагает постоянное получение новой информации, которая поступает в том случае, если объект по формальным признакам вызывает отличительную реакцию или отражает новые грани своего содержания.
Известный ученый и художник Н. Н. Волков утверждает, что всякое восприятие есть отражение действительности. Но существуют разные виды отражения действительности (например, восприятие, мысль, представление). Общий заголовок «восприятие» также объединяет разные виды отражения действительности. В самом деле, если бы мы, глядя на рисунок, видели только бумагу, группу штрихов и пятен и ничего больше, мы могли бы считать восприятие рисунка таким же по его природе, как и восприятие любого другого предмета. Рисунок, конечно, прежде всего, реальная вещь, и мы воспринимаем его, прежде всего так, как воспринимаем всякую другую реальную вещь. Однако мы видим в нем не только линии и пятна, а изображенные предметы. Мы видим изображенное трехмерное пространство, хотя реальный лист бумаги — плоский. Мы видим изображенные объемные вещи, хотя линии и пятна рисунка - плоские линии и пятна. Словом, специфическое восприятие рисунка идет дальше, чем обычное восприятие вещи. Через восприятие одной вещи - листа бумаги — мы воспринимаем в рисунке образ другой вещи, увиденной глазами художника и изображенной его рукой [35, с. 37-38].
При помощи восприятия изображения осуществляется чувственное познание предметов - их объем, характер, пропорции, пространственные свойства среды, в которой они находятся. В этом процессе особенность восприятия состоит в том, что в сознании зрителя отражаются и фиксируются состояния и изменения изучаемого объекта, его количественные, качественные, структурные признаки. Необходимо подчеркнуть, что при рассмотрении восприятия как активного процесса выявления логики, синтеза и осознания информации о воспринимаемом объекте прежде всего выявляются закономерности, которые часто связаны не только с формой, величиной, фактурой или текстурой предмета, но и с опытом восприятия по отношению к данному объекту.
Восприятие выступает как осмысленный синтез разнообразных ощущений, получаемых от предметов или явлений различной сложности. Такое соединение всех ощущений выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
I I
а
Психологи, рассматривая общие закономерности процесса восприятия и их значение в изобразительной деятельности, выделяют в этой связи основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия: предметность (восприятие в форме отделенных друг от друга предметов); целостность (образ достраивается до некоторой целостной формы); осмысленность (свойство восприятия создавать чувственный образ, который достигается посредством мыслительной деятельности человека); апперцепция (свойство восприятия, которое связано не только с различными состояниями индивида и основывается не только на зрительных ощущениях в момент наблюдения, но и на предшествующем жизненном опыте); избирательность (выделение из множества качеств изображаемого предмета лишь существенных, актуальных задачам изображения, требующих творческого уровня восприятия); константность (восприятие предметов относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров, независимо от меняющихся физических условий восприятия); категориальность (восприятие носит обобщенный характер) [187].
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс восприятия состоит из множества вышеозначенных закономерностей, из синтеза взаимодействий которых и складывается обобщенный образ предмета или явления в изобразительном искусстве. В связи с этим представляется необходимым более подробно рассмотреть основные свойства образа.
Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения [125, с. 182]. Получается, что различные предметы способны вызывать у индивида совершенно конкретные ощущения.
Е. И. Игнатьев, рассматривая взаимосвязь восприятия и представления о предмете, особо подчеркивает: «Всякое новое восприятие предмета всегда ведет к изменению (дополнению или уяснению) представления этого предмета. Чем большее число предметных связей данного предмета будет отражено в нашем мозгу в процессе восприятия, чем больше сторон этого предмета будет выяснено,
4
I
\
А
тем богаче и правильнее будут наши представления о данном предмете» [73, с. 241].
При анализе понятия целостности восприятия необходимо уточнить, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми второстепенными элементами, а только мысленно достраивается до целостной модели на основе ограниченного набора характерных, индивидуальных признаков. Изучая проблему целостного восприятия в изобразительной деятельности, Г. В. Беда, писал: «Художник заботится о целостности изображения не только для выделения главного, характерного и подчинения ему второстепенного, но ради естественного, единого, целостного зрительного впечатления от рисунка или этюда» [12, с. 47].
В данном контексте необходимо отметить, что целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, тон, форма, пропорции, фактура, текстура и т. д.) основных характерных признаков с одновременным отвлечением от второстепенных.
На начальном этапе восприятия, в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. Следующий этап восприятия требует объединения группы основных характерных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память.
Целостное восприятие предметов возникает как результат сложной интеллектуальной работы, при которой умышленно выделяются одни (характерные) признаки, тормозятся другие (второстепенные). Воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое образное представление о предмете.
Важнейшая специфическая, профессиональная характеристика художника - целостность восприятия, т. е. способность воспринимать натурную среду, выделяя самое характерное и существенное, определяя взаимосвязь между разрозненными частями. Необходимо уточнить, что восприятие художника фиксирует не всю предметно-пространственную среду во всем ее изменчивом многообразии, а выборочно, самое характерное: особые выразительные качества или
I
т
>
А
конструктивные особенности, оригинальную пластику формы, присущую только одному предмету или явлению. Соответственно, только целостное восприятие позволяет удерживать в поле зрения индивидуальные особенности, объединяющие натуру, исключая ее фотографическое копирование в живописном этюде. Поэтому целостность восприятия следует считать важнейшим условием для формирования профессиональных живописных умений на начальных этапах обучения будущих дизайнеров, способствующих построению художественного живописного изображения, а их взаимодействие — важнейшей составляющей творческого процесса.
Убедительным свидетельством сформированности профессиональной зрелости художника является осознанный отбор из многочисленных качеств объекта изображения только тех, которые направлены на создание выразительного образа в живописном произведении, что возможно лишь при взаимодействии между становлением образа натуры и деятельностью целенаправленного художественного восприятия.
Анализ записей движений глаз, проведенный А. Л. Ярбусом, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления [125, с. 183-184].
Целенаправленность восприятия проявляется как в целостности образного видения, так и в умении воспроизводить предметно-пространственную среду как с натуры, так и по памяти, воображению. Развитие творческого восприятия включает способность осознанно проводить анализ строения формообразующих элементов предметов, сравнение и оценку пропорциональных, цветовых и тональных отношений, композиционных связей и т. д.
Одной из характерных особенностей восприятия является осмысленность. С. Л. Рубинштейн, рассматривая осмысленность как свойство восприятия отме-
чал его предметность. Он считал, что восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе. «Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение. Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет» [152, с. 249]. Весьма значим вывод исследователя: будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.
В данном контексте необходимо отметить, что сложность создания живописного этюда на начальном этапе обучения студентов заключается в том, что целостное восприятие и возможность технического воплощения умозрительного образа в материале имеют существенное различие. Перед студентом возникает проблема преодоления стереотипов, связанных с понятием - локальный цвет предмета, так как при живописном изображении активную роль играет акон-стантное восприятие цвета (цвета, претерпевшего изменение под воздействием освещения, окружающей среды или удаления).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие живописных умений студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов2007 год, кандидат педагогических наук Кожагулов, Токкожа Мукажанович
Развитие живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов2008 год, кандидат педагогических наук Шайхулов, Рамазан Нурисламович
Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов педагогических вузов2005 год, кандидат педагогических наук Тихоненко, Ирина Николаевна
Теоретическое и методическое обеспечение обучения живописи студентов 1-2 курсов факультетов искусств в высших учебных заведениях Ирака2003 год, кандидат педагогических наук Сафа Хатам Садун
Теоретические и методические основы формирования обобщенного видения натуры в живописи портрета у студентов художественно-графических факультетов2007 год, кандидат педагогических наук Чалый, Семен Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карнаев, Михаил Анатольевич, 2013 год
Список литературы
1. Авсесян, О. А. Натура и рисование по представлению [Текст] : Учеб. пособие / О. А. Авсесян. - Москва : Изобразительное искусство, 1985. -152 е.: ил.
2. Аксенов, Ю. Г. Цвет и линия : практическое руководство по рисунку и живописи [Текст] / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - Москва : Совет, художник, 1976. -301 е.: ил.
3. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Москва : Изд-во Академия пед. наук РСФСР, 1960. - 478 с.
4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев. ~ Москва : Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с.; Т. 2 - 287 с.
5. Аниснмов, Н. Н. Основы рисования [Текст] : учеб. пособие для строительных специальностей вузов / Н. Н. Анисимов. - Москва Стройиздат, 1977.-168 с.
6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное воспитание [Текст] / Р. Арнхейм. -Москва: Прогресс, 1974. - 392 с.
7. Арнхейм, Р. Визуальное мышление [Текст] / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - Москва, 1981.-е. 107
8. Асмус, В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики [Текст] / В. Ф. Асмус. -Москва: Искусство, 1968. - 654 с.
9. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы [Текст] / С. И. Архангельский. - Москва : Высшая шк., 1980. - 368 с.
10. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - Москва : Педагогика, 1982. -192 с.
11. Басин, Е. Я. Психология художественного творчества [Текст] / Е. Я. Басин. - Москва : Знание, 1985. - 64 с.
12. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специаль-
^ j
ности 2109 «Черчение, рисование и труд». 2-е изд., перераб, и доп. -Москва : Просвещение, 1981. - 239 е.: ил.
13. Белкин, А. С. Основы возрастной психологии [Текст] / А. С. Белкин. -Москва : Академия, 2000. - 192 с.
14. Белютин, Э. М. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Э. М. Белю-тин. - Москва : Совет. Россия, 1975. - 83 с.
15. Беспалъко, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] : учеб. метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - Москва : Высшая школа, 1989.-144 е.: ил.
16. Бесчастное, Н. 77. Изображение растительных мотивов [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. -Москва : ВЛАДОС, 2004. - 176 с. : ил.
17. Бесчастнов, Н. 77. Черно-белая графика [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 272 с.: ил.
18. Бернштейн, М. Д. Проблемы учебного рисунка [Текст] / М. Д. Бернштейн. - Москва : Искусство, 1940. - 162 с.: ил.
19. Блонский, 77. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / П. Н. Блонский. - Москва : Просвещение, 1969. - 222 с.
20. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург. : Прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2004. - 272с.
21. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Академия, 2002. - 320 с.
22. Бореев, Ю. Б. Эстетика [Текст] / Ю. Б. Бореев. - Москва : Политиздат, 1981.-399 с.
23. Ботвинников, А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст] : / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ло-
mob. науч. - исслед. ин-т содержания и методов обучения Академии наук СССР; Москва : Педагогика, 1979. - 56 с.
24. Брунер, Дж. С. Процесс обучения [Текст] / Дж. С. Брунер. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1962. - с. 84.
25. Брунер, Ф. X. Психология познания [Текст] / пер. К. Н. Бабанского ; под. ред. А. Р. Лурия. - Москва : Прогресс, 1977. - 411 с.
26. Брушлинский, А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики [Текст] / А. В. Брушлинский // Психол. журн. - 2000. - №6. - Т. 21. - с. 5 - 11.
27. Брушлинский, А. В. С. Л. Рубинштейн - родоначальник деятельностного подхода в психологической науке [Текст] / А. В. Брушлинский // Психол. журнал. - 1989. - № 3. - т. 10. - с.43 - 60.
28. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А. В. Брушлинский. - Москва : Знание, 1983. - 96 с.
29. Бунге, М. Интуиция и наука [Текст] / М. Бунге. - Москва: Погресс, 1967.- 188 с.
30. Ванслов, В. В. Содержание и форма в искусстве [Текст] / В. В. Ванслов. -Москва : Искусство, 1956. - 369 с.
31. Введение в психологию [Текст] / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - Москва : Академия, 1996. -496 с.
32. Величковский, Б. М. Психология воспитания [Текст] / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. О. Лурия. - Москва : Изд-во МГУ, 1973.-245 с. : ил.
33. Виппер, Б. Р. Проблема развития натюрморта [Текст] / Б. Р. Виппер. -Санкт-Петербург . : Азбука — классика, 2005. - 384 е.: ил.
34. Власов, В. Г. Стили в искусстве [Текст] / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург: Кельн, 1995. - Т. 1. - 672 с. : ил.
35. Волков, H. Н. Восприятие предмета и рисунка [Текст] / H. Н. Волков. -Москва: Академия пед. наук РСФСР, 1950. - 508 с.
36. Волков, Н. Н. Восприятие картины [Текст] : пособие для учителя изд. 2-е, доп. / Н. Н. Волков, под ред. д-ра пед. наук И. П. Глинской - М.: Просвещение, 1976. - 32 с.: ил.
37. Волков, Н. Н. О константности восприятия величины и формы [Текст] / Н. Н. Волков // Исследования по психологии восприятия. - Москва, 1948.-с. 201 -254.
38. Волков. Н. Н. Цвет в живописи [Текст] / Н. Н. Волков. - Москва : Искусство, 1965.-231с .
39. Волков, Н. Н. Композиция в живописи [Текст] / Н. Н. Волков. - Москва -Искусство, 1977. - 263 с.
40. Воронина, Е. В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Воронина. - Москва, 2004. - 16 с.
41. Восприятие и деятельность [Текст] / под ред. А. Н. Леонтьева. - Москва : Изд-во МГУ, 1976. - 320 с.
42. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. -Москва : Искусство, 1986. - 573 с.
43. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1967. - 96 с.
44. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - Л.; М.: Соцэкгиз, 1934. - с. 323. - 173 с.
45. Выготский, Л. С. Развитие высших психологических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : 1960.
46. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий [Текст] / П. Я. Гальперин. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1965. -92 с.
47. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов [Текст] / В. А. Ганзен. -Изд-во ЛГУ, 1974. - 152с.: ил.
48. Герчук, Ю. А. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Герчук. - Москва : Учеб. лит., 1988. - 208 с.: ил.
49. Гете, И. В. Об искусстве [Текст] / И. В. Гете. - Москва : Искусство, 1975.-623 с.
50. Гибеон Дж. Перцептивное научение - дифференциация или обогащение? [Текст] / Гибсон Дж., Гибсон Э. Хрестоматия по ощущениям и восприятию. - Москва, 1975. - С. 181 - 197.
51. Гилъденбранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве [Текст] / А. Гильденбрандт. - Москва, 1914.-196 с.
52. Гинзбург, И. П. П. Чистяков и его педагогическая система [Текст] / И. Гинзбург. - Москва; Ленинград : Искусство, 1940. — 203 с.
53. Грегори, Р. Л. Разумный глаз [Текст] / Р. Л. Грегори. - Москва : Мир, 1972.-209 с.
54. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия [Текст] / Р. Л. Грегори. - Москва : Прогресс, 1970. - 271 с.
55. Грибакин, Н. В. Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Грибакин. - Москва : МПГУ, 2000. - 183 с.
56. Давыдов, В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности [Текст] / В. В. Давыдов // Психол. журнал. - 1988. - № 6. -Т. 19.-С. 20-28.
57. Даниэль, С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя [Текст] / С. Даниэль. -Санкт-Петербург : Амфора. ТИД Амфора, 2006. - 206 с.
58. Движение глаз и зрительное восприятие [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова, Н. Ю. Вергелеса, А. А. Митькина. - Москва : Наука, 1978. - 277 с.
59. Дейнека, А. А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование [Текст] / А. А. Дейнека. - Москва : Изд. Акад. Художеств СССР, 1961.
60. Дерябин, А. С. Педагогическая система и методы Д. Н. Кардовского в деятельности его учеников и последователей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. С. Дерябин. - Москва, 1976. - 24с.
61. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты [Текст] / А. Дюрер. - Ленинград; Москва : Искусство, 1957. - т. 2. - 253 с.
62. Ермолаева, Л. П. Основы дизайнерского искусства [Текст] / Л. П. Ермолаева. - Москва : Архитектура-С, 2009. - 152 е.: ил.
63. Ермолаева, Л\ П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека [Текст] : учеб. пособие для студентов-дизайнеров. - Москва : Гном и Д, 2001. - 120 с.
64. Ермолаева-Томина, Г. Б. Психология художественного творчества [Текст] / Г. Б. Ермолаева-Томина. - Москва: Академ, проект, 2003. -302 с.
65. Ермаш, Г. Л. Искусство и мышление [Текст] / Г. Л. Ермаш. - Москва : Искусство, 1982. - 277 с.
66. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский // Совет, педагогика. - 1988. - № 1. - С. 70 - 75.
67. Запорожец, А. В. Избранные педагогические труды [Текст] : в 2 т. /
A. В. Запорожец. - Москва : Педагогика, 1986. - т. 1 : Психологичекое развитие ребенка. - 347 с.
68. Запорожец, А. В. Восприятие и действие [Текст] / А. В. Запорожец,
B. П. Венгер, А. Г. Рузская. - Москва : Просвещение, 1987. - 323 с.
69. Запорожец, А. В. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин. - Москва : Изд-во МГУ, 1978 - 118 с.
70. Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа [Текст] / В. П. Зин-ченко, Н. Ю. Вергилес. - Москва : Изд-во МГУ, 1966. - 106 с.
71. Ивахнова, Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства [Текст] : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп / Л. А. Ивахнова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2003. - 130 с.: ил.
/ '( I V , ' I tf
Г ■.. - .. - "7, ■■:■'. . ■ ■ ■■ ■■■ ■■ ' . ' , ■ ■ , ■
72. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] : Е. И. Игнатьев - Москва : Учпедгиз, 1961. - 223 с.
73. Игнатьев, Е. И. Психология рисунка и живописи [Текст] / Е. И. Игнатьев. - Москва : Просвещение, 1954. - 254 с.
74. Игнатьев, Е. И. Психология [Текст] : пособие для пед. училищ / Е. И. Игнатьев. - Москва : Просвещение, 1967. - 450 с.
75. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст] / Е. И. Игнатьев. - Москва : Знание, 1968. - 32 с.
76. Игнатьев, Е. И. Вопросы психологии анализа процесса рисования [Текст] / Е. И. Игнатьев. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1950. - Вып. 23.-С. 71-112.
77. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представления и воображения [Текст] / Е. И. Игнатьев. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1956.-Вып. 76.-С. 2-17.
78. Иогансон, Б. В. За мастерство в живописи [Текст] / Б. В. Иогансон. -Москва: Акад. художеств СССР, 1952. - 213 с.
79. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания высшей школы [Текст] / И. Ф. Исаев. - Москва; Белгород, 1993. - 219 с.
80. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия [Текст] / под ред. проф. А. П. Горкина. Москва : Росмэн, 2007. - 506 с.
81. Ищук, Н. С. Формирование у студентов творческого композиционного подхода к рисунку [Текст] : автореф. дис. ... канд.пед.наук / Н. С. Ищук. -М., 1988.- 17с.
82. Кальоти, Д. От восприятия к мысли. О динамике неодназначного и нарушениях симметрии в науке и искусстве [Текст]: Пер. с нем. - Москва : Мир, 1998.-221 с. : ил
83. Кардовский, Д. Н. О принципах и методах обучения рисованию. [Текст] / Д. Н. Кардовский. - Москва, Ленинград : Изо-Гиз, 1938. - 223 с.
й
84. Кибрик, E. A. Об искусстве и художнике [Текст] / Е. А. Кибрик. - Москва : Изд-во АХ СССР, 1961. - 311 с. : ил.
85. Кибрик, Е. А. Работа и мысли художника [Текст] / Е. А. Кибрик. - Москва : Искусство, 1984. - 255 с. : ил.
86. Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В. И. Кириенко. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1959. -304 с.
87. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись [Текст] : практ. пособие. - Москва : Высшая шк., 1992. - 270 с. : ил.
88. Краткий словарь по эстетике [Текст] : - Москва : Просвещение, 1983. -179 с.
89. Краткий словарь терминов изобразительного искусства [Текст] : Москва : Советский художник, 1965, - 191 с.
90. Кожагулов, Е. М. Развитие живописных умений студентов начальных художественно-графических факультетов педагогических вузов [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. наук / Е. М. Кожагулов. - Омск, 2007. - 19 с.
91. Кожуховская, С M Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений [Текст] : автореф. дис. ... канд.пед.наук / С. М. Кожуховская. - Москва : 1998. - 25 с.
92. Козлов, В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий [Текст] / В. Н. Козлов. - Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264с. : ил.
93. Кошаев, В. Б. Композиция в русском народном искусстве [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 116с.
94. Кравченко, К А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. наук /. К. А. Кравченко. - Омск, 2009. - 23 с.
95. Красило, А. И. Психология обучения творчеству [Текст] : учеб. пособие ! для психологов и педагогов / А. И. Красило. - Москва : Ин-т практ. пси-
к
хологии, 1991. - 136 с.
96. Крымов, Н. П. Художник и педагог [Текст] : Статьи и воспоминания / ред. сост. и авт. вступит, ст. С. В. Разумовская. - Москва : АХ СССР, 1960.-264 с.
97. Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества [Текст] / В. С. Кузин. -Москва : Просвещение, 1971. - 144 с.
98. Кузин, В. С. Наброски и зарисовки [Текст] : - 2 - е изд. / В. С. Кузин. -Москва : Просвещение, 1981. - 160 с. : ил.
99. Кузин, В. С. Психология [Текст] : учеб. -3-е изд., перераб. и доп. / В. С. Кузин. - Москва : АГАР, 1997. - 304 с.
100. Кузин, В. С. Психология живописи [Текст] : учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., испр. / В. С. Кузин. - Москва : Издат. дом «ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с. : ил.
101. Кулак, И. А. Психологические принципы обучения [Текст] / И. А. Кулак. - Москва : Изд-во БГУ, 1981.-280 с.
102. Кулебакин, Г. И. Рисунок и основы композиции [Текст] : учеб. для средн. проф. техн. училищ. - 2-е изд., перераб. и доп. / Г. И. Кулебакин. - Москва : Школа, 1983. - 127 с.: ил.
103. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : Наука, 1977. - 304 с.
104. Лернер, И. Я. Дидактическая система обучения [Текст] / И. Я. Лернер. -Москва : Знание ,1976. - 64 с.
105. Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка [Текст] : учеб. / Н. Г. Ли. - Москва : ЭКСМО, 2005. - 480 е.: ил.
106. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 Изобразительное искусство / Г. М. Логвиненко. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2005. - 144 е.: ил.
107. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии
s [Текст] / Б. Ф. Ломов. - Москва : Наука, 1984. - 226 с.
J "у ■ > 1 . , * i j < > ' ' ! + I • t 4 t-, . ' Vk 1 ' ^ - ( Ч ' Л <
1, I'.V, I [i'li^ ' '< ' ' ' ЧМ", 7 rv. 4 >,' 1, „ 'Г и у, I , > ' 1 i » •
/ ( 't ' < 1. «' / ^ ' ' > ч > ' '»< Ь j* ' i A . ' r
^ [' i
ft 5
108. Ломов, Б. Ф. Проблема деятельности в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // Психол. журн. - 1981. - № 5. - Т. 2. С. 3 - 23.
109. Ломов, Б. Ф. Психология восприятия [Текст] / Б. Ф. Ломов. - Москва : Наука, 1972.-312 с.
110. Ломов, Б. Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы [Текст] / Б. Ф. Ломов.- Москва : Наука, 1989. - 194 с.
111. Ломов, С. П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / С. П. Ломов. - Москва : 2000. - 403 с.
112. Ломов, Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся [Текст] / под ред. В. Г. Ананьева. - Москва : АПН РСФСР, 1959. - 270 е.: ил.
113. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук. - Москва : Политиздат, 1976. - 144 с.
114. Лурия, А. Р. Ощущение и восприятие [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ,1975. - 112 с.
115. Макаров, К. А. Выразительность условных форм [Текст] / К. А. Макаров // Декоратив. искусство СССР. - 1965. - № 1. - С. 25 - 26.
116. Максимов, Ю. В. У истоков мастерства [Текст] / Ю. В. Максимов. -Москва : Просвещение, 1983. - 159 с.
117. Матисс, А. Сборник статей о творчестве. [Текст] / А. Матисс. - Москва : Изд.-во Иностр-ой лит., 1958. - 32 с.
118. Махмутов, М. К Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. - Москва : Педагогика, 1975. - 311 с.
119. Медведев, Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования [Текст] / Л. Г. Медведев. - Омск : Издат. дом «Наука», 2008.-290 с.: ил.
120. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку [Текст] : учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов / Л. Г. Медведев. - Москва : Просвещение, 1986. - 159 с.
121. Медведев Л. Г. Живопись. Гамония чувства, мысли, цвета [Текст] : альбом-монография / JI. Г. Медведев. - Санкт-Петербург : Мультипринт Северо-Запад; Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - 152 с.
122.Межах, Б. С. Процесс творческого и художественного восприятия [Текст] / Б. С. Мейлах. - Москва : Искусство, 1985. - 317 с.
123. Молева, Н. М. П. П. Чистяков теоретик и педагог [Текст] / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - Москва: АХ СССР, 1953. - 244 с.
124. Николаева, Н. А. Стилизация и экспериментальность [Текст] / Н. А. Николаева // Декоратив. искусство СССР. - М. : Искусство, 1975. -с. 178-190.
125. Немое, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 3-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - Кн.1. : Общие основы психологии. - 688 с.
126. Новикова, А. В. Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук /. А. В. Новикова.; ОмГПУ. - Омск, 2006. - 19 с.
127. Останов, Б. Е. Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Б. Е. Оспанов.; ОмГПУ. -Омск, 2006. - 19 с.
128 .Павлинов, П. Я. Каждый может научиться рисовать [Текст] / П. Я. Павлинов. - Москва : Совет, художник, 1966. - 104 с.
129. Павлов, И. П. Избранные труды [Текст] / И. П. Павлов. - Москва : АПН СССР, 1951.-615 с.
130. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. -Москва : Шк. пресса, 2002. - 512 с.
131. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. -Москва: Просвещение, 1969. - 659 с.
133. Подласый, И. 77. Педагогика. Новый курс [Текст] : учебник для студентов пед. Вузов : в 2 кн. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1 : Общие основы, процесс обучения. - 576 с. : ил.
134. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. - Москва : Педагогика, 1970. - 280 с.
135. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления [Текст] / Я. А. Пономарев. - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 351 с.
136. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства [Текст] / под ред. В. С. Кузина. - Москва ^Просвещение, 1975. - 151 с.
137. Познавательные процесс и способности в обучении [Текст] : учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Аниси-мова, Е. Н. Корнеева. - Москва : Просвещение, 1990. - 142 с. : ил.
138. Пронина, Н. К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения (на начальном этапе обучения студентов педагогических вузов) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. К. Пронина.; ОмГПУ. - Омск, 2004. - 19 с.
139. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Педагогика-Пресс, 1999.-440 с.
140. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа [Текст] / под общ. ред. Е. И. Игнатьева. - Москва : АПН РСФСР, 1954. - 224 с.
141. Пучков, А. С. Методика работы над натюрмортом [Текст] / А. С. Пучков, А. В. Триселев. - Москва: Просвещение, 1982. - 160 с.
142. Пучкова, Н. Н. Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе знаний декоративно-прикладным искусством (на примере вышивки)
143. Раушенбах, Б. В. Пространственное построение в живописи [Текст] / Б. В. Раушенбах. - М.: Наука, 1999. - 342 с.
144. Ротанова, Т. А. Экспериментальное исследование условий возникновения установки в зрительном восприятии. Новые исследования в педагогических науках [Текст] / Т. А. Ротанова. - Москва : Просвещение, 1965. -с. 19-123.
145. Рок, И. Введение в зрительное восприятие [Текст] : Кн.1. Пер. с англ. / под ред. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко. - Москва : Педагогика, 1980.-312 с.: ил.
146. Ростовцев, Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка [Текст] : учеб. пособие для высших художественных учебных заведений / Н. Н. Ростовцев. - Москва : Изобраз. искусство, 1983. - 287 с.: ил.
147. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка [Текст] / Н. Н. Ростовцев. - Москва : Просвещение, 1982.-240 с.
148. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] : учеб. для студентов худож.-граф. фак.. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. / Н. Н. Ростовцев. - Москва : АГАР, 2000. - 256 с.
149. Ростовцев, Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием [Текст] / Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев. - Москва : Просвещение, 1987. - 176 с.
150. Рубинштейн, С. Л. Воображение. Основы общей психологии [Текст] / С. JI. Рубинштейн. - Москва : АПН РСФСР, 1940. - 437 с.
151. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / отв. ред. Е. В. Шорохова. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 147 с.
152 .Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. JI. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000 - 712 е.: ил.
А
i | I I » I I
ч
153. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1973. - 416 с.
154. Рязанцева, И. М. Формирование художественного воображения в подготовке студентов художественно-графических факультетов [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И. М. Рязанцева. - Москва, 2003. - 405 с.
155. Севастьянов, Е. А. Единство познания и творчества в искусстве [Текст] / Е. А. Севастьянов. - Москва : Изобраз. искусство, 1977. - 312 с.
156. Севастьянов, Е. А. Изобразительность и выразительность в искусстве [Текст] / Е. А. Севастьянов. - Москва : Изобраз. искусство, 1970. - 270 с.
157. Салтыков, А. Б. Самое близкое в искусстве [Текст] / А. Б. Салтыков. -Москва : Искусство, 1969.- 296 с.
158. Сапожников, А. 77. Полный курс рисования [Текст] / под ред. глав. ред. журнала «Худ. совет» В. Н. Ларионова. - 4 -е / А. П. Сапожников. - Москва : АЛЕВ-В, 2003. - 169 с.
159. Сеченов, И. М. Элементы мысли [Текст] / И. М. Сеченов. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 404 с.
160. Сеченов, И. М. Впечатление и действительность [Текст] / И. М. Сеченов. // Избр. фил. псих, произв. - Москва, 1947. - с. 328-343.
161. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения [Текст] / И. М. Сеченов. - Москва :АН СССР, 1948. -Т.1.-772 с.
162. Славин, А. В. Наглядный образ в структуре познания [Текст] / А. В. Славин. - Москва : Политиздат, 1971.-271 с.
163. Сластенин, В. А. Формирование социально активной личности учителя [Текст] / В. А. Сластенин // Совет, педагогика. - 1981. -№ 4. - с. 76-84.
164. Смирнов, С. Д. Психология образа: Проблемы активности психологического отражения [Текст] / С. Д. Смирнов. - Москва : Изд-во МГУ, 1985. -231 с.
165. Смирнов, Б. А. Художник о природе вещей [Текст] / Б. А. Смирнов. -Ленинград : Художник РСФСР, 1970. - 186 с. : ил.
166. Словарь философских терминов [Текст] / науч. ред. проф. В. Г. Кузнецов.- Москва : ИНФРАМ, 2004. - 731 с.
167. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М. Н. Скаткин. - Москва : Педагогика, 1986. - 152 с.
168. Соколов, М. В. Художественная обработка металла. Азы филиграни: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» [Текст] / М. В. Соколов. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 143 е.: ил.
169. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. М. Сокольникова. - Москва : Академия, 1999. - 368 с.
170. Соловьев, А. М. Учебный рисунок [Текст] / А. М. Соловьев, Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева. - Москва : Искусство, 1953. - 240 с.
171. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 193 с.
172. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н. Ф. Талызина. - Москва :Изд-во МГУ, 1975. - 343 с.
173. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта [Текст] : учеб.-метод. пособие для фак. психологии гос. ун-тов / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. - Москва : Изд-во МГУ 1987. - 63 с.: ил.
174. Теплое, Б. М. Практическое мышление [Текст] // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - Москва, 1981. - с. 147-148
175. Теплое, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теп-лов. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
176. Теплое, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б. М. Теплов. - Москва : Учпедгиз, 1947. - Вып .2. - 325 с.
177. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - Москва : Ин-т практ. психологии; Воронеж : НПО МОДЕК, 1998. - 544 с.
178. Узнадзе, Д. H. Психология установки [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - Санкт-Петербург :Питер, 2001. - 414 с.
179. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси : АН ГрузССР, 1961. - 178 с.
180. Фаворский, В. А. О рисунке. О композиции [Текст] / В. А. Фаворский. -Фрунзе : Кыргызстан, 1966. - 77 с.
181. Философия и педагогика: проблемы взаимодействия [Текст]. - Свердловск : Изд-во СГПИ, 1988. - 109 с.
182. Философия [Текст] : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриченко, проф. В. П. Ратникова. - Москва : ЮНИТИ, 2000. - 584 с.
183. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «Бакалавр») [Текст]. - Москва, 2009.
184. Хогарт, У. Анализ красоты [Текст] : пер с англ. - 2-е изд., исправ. и доп / У. Хогарт. Вступ. статья и примеч. М. П. Алексеева. - Ленинград: Искусство, 1987.-254 с.
185. Художественное восприятие [Текст] : сб. статей под ред. Б. С. Мейлаха. - Ленинград: Наука, 1971. - 387 с.
186. Художественное творчество и психология [Текст] : - Москва : Наука, 1991.- 189 с.
187. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков. -Москва : Просвещение, 1990. - 142 с.
188. Шайхулов, Р. Н. Развитие живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов [Текст] : ав-тореф. дис.... канд. пед. наук / Р. Н. Шайхулов.;- Омск, ОмГПУ., 2008. -20 с.
189. Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] / Е. В. Шорохов. - Москва : Просвещение, 1974. -144 с.
190. Шорохов, Е. В. Композиция [Текст] : учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е. В. Шорохов. - Москва : Просвещение, 1986. - 207 с.
191. Шпикалова, Т. Я. Концептуальные подходы к содержанию художественного образования и восприятия школьников средствами народного искусства [Текст] / Т. Я. Шпикалова // Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического и народного искусства: материалы семинара - совещания педвузов России. - Шуя, 1992.-с. 9-17 с.
192. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе : теоретическое обоснование системы обучения и воспитания [Текст] : дис. ... д-ра. пед. наук / Т. Я. Шпикалова. - Москва , 1988. - 346 с.
193. Щербаков, В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество [Текст] / В. С. Щербаков. - Москва : Просвещение, 1969. - 272 с.: ил.
194. Щербаков, В. С. Композиция в работе с натуры [Текст] / B.C. Щербаков. // Художник. - 1971. -№ 1. - 57-60 с.
195. Щербаков, В. С. Формат картины и выразительность [Текст] / В. С. Щербаков. // Художник. - 1980. - № 5. - с. 62-63
196. Щеголь, Г. М. Колорит в живописи: Заметки художника [Текст] / Г. М. Щеголь. — Москва : Искусство, - 1997. - 341 с.
197. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. - Москва : Педагогика, 1979, - 160 с.
198. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 351 с.
199. Эльконин, Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные особенности усвоения знаний [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - Москва : Просвещение, 1966. - с. 104 - 235
200. Энциклопедия натюрморта [Текст] : - Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 352 с. : ил.
201. Эстетика. Словарь [Текст] / под общ. ред. А. А. Беляева [и др. ]. - Москва : Политиздат, 1989. - 147 с.
202. Юон, К. Ф. Об искусстве [Текст] : в 2 т / К. Ф. Юон. - Москва : Совет, художник, 1959. - Т. 1. - 384 с. : 27 л. ил. Т. 2. - 285 с. : 14 л. ил.
203. Юон, К. Ф. О композиции в живописи [Текст] // Искусство. - 1952, - № 5.-с. 81-85
204. Якобсон, 77. М. Психология художественного восприятия [Текст] / П. М. Якобсон. - Москва : Искусство, 1964. - 86 с.
205. Ярошевский, М. Г. История психологии [Текст] / М. Г. Ярошевский. -Москва : Мысль, 1976 - 463 с.
1. Декоративное решение натюрморта из предметов быта (вертикальное и горизонтальное расположение формата)
Рис. 2. Варианты декоративной стилизации «Восточный натюрморт»
\ ф |
н щ
Рис. 3. Подготовительные упражнения (клаузуры)
Рис 4. Варианты декоративной стилизации «Натюрморт с гипсовой маской»
Рис. 5. Подготовительные упражнения (клаузуры)
Рис. 6. Варианты декоративной стилизации натюрморта «Русская баня»
Рис. 7. Подготовительные упражнения (клаузуры)
Рис. 8. Форэскизы декоративно-композиционных решений натюрморта
«Символы Горного Алтая»
Рис. 9. Варианты декоративной стилизации натюрморта «Символы Горного Алтая»
Рис.10. Варианты приемов декоративной стилизации натюрморта из предметов быта в холодной гамме
Рис. 11. Варианты декоративной стилизации натюрморта, построенных на контрасте тональном и цветовом, с использованием контурной обводки
Рис.12. Варианты декоративной стилизации натюрморта с использованием приема членения объемных форм на плоскости
Рис.13. Варианты приемов декоративной стилизации натюрморта с использованием округлых и ломаных силуэтных линий
Рис.14. Варианты приемов декоративной стилизации натюрморта с фронтальным изображением предметов
Рис.15. Варианты приемов декоративной стилизации натюрморта
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.