Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мангер, Татьяна Эдуардовна

  • Мангер, Татьяна Эдуардовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 229
Мангер, Татьяна Эдуардовна. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тамбов. 2001. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мангер, Татьяна Эдуардовна

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства.

§1. Непрерывная подготовка специалистов культуры и искусства как научно-педагогическая проблема.

§2. Пути совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства.

§3. Современное состояние системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в условиях многоуровневого вуза.

Выводы.

Глава 2. Опытно-экпериментальная работа по совершенствова-•V нию системы непрерывной подготовки специалистов культу ры и искусства.

§1.Модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

§2.Организационно-педагогические условия реализации модели.

§3.Обоснование критериев оценки уровня готовности специалистов культуры и искусства к профессиональной деятельности.

§4.Результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию системы. ]

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе»

Актуальность исследования. Масштабность социально-экономических изменений, происходящих в России, их сложность, противоречивость и недостаточная научная обоснованность объективно обусловливают возрастание значимости системы образования. Именно система образования определяет формирование перспектив развития общества в целом и интеллектуального потенциала страны в наступающем столетии, является одним из стратегических направлений его развития.

Важной составляющей системы образования России является непрерывная подготовка специалистов для различных областей практической и научно-теоретической деятельности - включая культуру и искусство - способных решать задачи, обусловленные как общими тенденциями развития человеческой цивилизации, так и потребностями развития государства и общества.

Непрерывность рассматривается как фундаментальный принцип современного образования, в основе которого лежат интересы общества и улучшение качества жизни людей. В моделях непрерывного образования делается акцент на возможности продолжения образования на всех этапах жизнедеятельности человека. Информатизация общественной жизни и формирование новых экономических механизмов, действуя в тесной взаимосвязи, определили возможность практической реализации идей и концепций становления новой образовательной системы - в частности, системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Многоуровневая система позволяет: обеспечить вариативность обучения, способствуя реализации творческого потенциала личности; сделать более гибким обучение, способное реагировать на изменение социальных процессов; адаптировать специалистов к потребностям рынка труда; приблизить отечественную систему подготовки специалистов к международным стандартам.

Не случайно в последние годы растет число работ в данной области, исследуется ряд аспектов, связанных со структуризацией учебных заведений, фундаментализацией образовательных программ, пересмотром Государственного образовательного стандарта, несоответствием содержания образования в сфере культуры и искусства современному этапу развития культуры и искусства, интеграцией учебного процесса, гуманизацией и гуманитаризацией образования и т.п. Все это говорит о том, что вошедшая в сферу культуры и искусства многоуровневая система непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства нуждается в совершенствовании и требует нового концептуального подхода к организации деятельности системы.

Анализ показывает, что необходимость совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства определяется следующими факторами: потребностью в формировании качественно нового уровня мышления и инновационного стиля деятельности; глубокой взаимосвязи всех звеньев в учебно-воспитательном процессе; возможностью наблюдать и развивать обучаемого на протяжении всего процесса обучения; просматривается усиление тенденций к разработке единой методологической основы в преподавании специальных и общих дисциплин, не только по содержанию, но и по методам и формам обучения; возросшей потребностью общества в высококвалифицированных специалистах.

Потребности в решении задач совершенствования системы образования в целом и одной из ее подсистем - подготовки специалистов культуры и искусства - стимулируют научный поиск путей удовлетворения этой потребности. Так, к настоящему времени проведен ряд исследований, раскрывающих методологические, теоретические, методические и технологические аспекты системы непрерывной подготовки различных специалистов. Данной проблеме посвящены работы А.П. Аверьянова, А.В. Батаршева, А.П. Валицкой, В.М. Горлинского, В.И. Горовой, Р. Даве, М.С. Когана, А.И. Корженевского, Г. Коптаж, Ю.А.Кустова, А.В.Малиновской, М.И. Махмутова, A.M. Новикова, В.Я. Новоблаговещенского, Ю.А. Полянского, В. Руденко, Н.Руденко, Г.М. Цыпина, М.С. Чвановой и многих других.

Однако для современного этапа функционирования системы подготовки специалистов культуры и искусства характерно слабое развитие, отсутствие опоры на научно-обоснованную теорию формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности, усиление акцентов на решение технических и методических вопросов, изолированное друг от друга существование структурных элементов, дублирование учебного материала и т.п.

Анализ практики подготовки специалистов культуры и искусства позволил вскрыть основные ее противоречия. С одной стороны, в последнее время в обществе наблюдается тенденция к возрастанию востребованности высококвалифицированных специалистов культуры и искусства, с другой стороны -существующая система непрерывной подготовки функционирует в условиях нарушения преемственности, недостаточного внимания к развитию психофизиологических особенностей обучаемых на каждом этапе, ее инерционностью в ориентации на подготовку узкопрофильных специалистов.

С одной стороны, современное состояние системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства характеризуется стремлением к удовлетворению социального заказа в новых социально - экономических условиях, что проявляется в использовании отдельных технологий, методов, приемов обучения, с другой стороны - в педагогике слабо разработаны вопросы, связанные с научно-педагогическим и методическим обеспечением системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства.

Совокупность указанных противоречий и обусловливает проблему исследования, решение которой определяет цель - раскрыть педагогические условия совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Объект исследования: процесс совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Исходя из поставленной цели и предмета исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического опыта была сформулирована гипотеза исследования: процесс совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства может иметь положительную динамику, а как следствие этого, уровень готовности специалистов к профессиональной деятельности может быть существенно повышен, при условии:

- построения процесса обучения с опорой на теорию формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности и ориентации подготовки на целевую и содержательную преемственность каждого этапа;

- совершенствования учебного процесса на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий и учета психофизиологических особенностей развития обучаемых на каждом этапе подготовки;

- обеспечения личностно-деятельностной направленности образовательного процесса и ориентации на подготовку широкопрофильного специалиста.

На основе данной гипотезы сформулированы задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы в педагогической науке и практике.

2. Раскрыть сущность и направления совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства.

3. Выделить и обосновать образовательные ступени становления личности в условиях непрерывного образования специалистов культуры и искусства.

4. Разработать модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

5. Выявить и экспериментально обосновать совокупность организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию подготовки специалистов в условиях многоуровневого вуза.

6. Опираясь на результаты исследования, разработать учебно-методические материалы и рекомендации для педагогических, научно-педагогических и управленческих кадров.

Методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие закономерности довузовской подготовки специалистов, подготовки специалистов в вузе, повышения их квалификации. Разработка социально-педагогического подхода к проблеме исследования проводилась в логике развития профессионального образования и повышения качества деятельности педагогов в условиях новой социокультурной ситуации.

Теоретической основой исследования являются положения, определяющие содержание профессионально-деятельностного (Э.Б. Абуллин, J1.J1. Боч-карев, Ф.Д. Брянская, Н.А. Ветлугина, А.В. Малиновская, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, и др.); социально-педагогического (Ю.К.Бабанский, Э.Э. Карпова, Я.А. Коменский, В.Г. Кинелев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин и др.) подходов к формированию личности специалиста. Большое влияние на исследование оказали идеи социальной, культурологической и профессиональной ориентации и самоутверждения личности (А.В.Батаршева, Б.С.Гершунского, Р.М.Куличенко, И.А.Липского, Р.П. Миль-руда, В.А.Монастырского, О.В.Ромах, М.И.Старова, В.С.Торохтия и др.). Основные положения диссертации опираются на выводы специалистов в области профессиональной подготовки специалистов культуры и искусства, непрерывного образования (Ф.Г. Арзаманов, А.С. Базиков, Э.А. Баллер, В.М. Гор-линский, В.М. Каирян, В.Руденко, Н. Руденко, Г.М. Цыпин и др).

В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в Internet. Среди них: электронные каталоги диссертационного зала РГБ, электронная документация на сервере Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и др.

Основными методами исследования были: теоретический анализ философской, научно-педагогической, психологической литературы с целью разработки концептуальных основ исследования, анализ учебно-программной документации, наблюдение, беседы с преподавателями, анкетирование, моделирование ситуации, методы опроса и самооценки.

Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерных средств: автоматизированных анкет самооценки, систем обработки числовой, текстовой, графической информации и др.

Основной базой опытно-экспериментальной работы были: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова, Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, Мичуринский государственный педагогический институт. Исследованием были охвачены учащиеся, студенты и слушатели системы повышения квалификации, всего около 300 человек.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:

На первом этапе в 1996-1997 годах проводилось накопление эмпирического материала, определялись методологические и методические подходы к решению проблемы, изучались результаты социологических исследований.

На втором этапе (1998-1999 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт. На данном этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) с целью проверки гипотезы была разработана методика исследования; организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой проводилось уточнение рабочей гипотезы и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования: уточнены сущность, содержание и пути совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе; выявлены образовательные ступени непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства, синхронизированные со ступенями становления личности специалиста (по Б.С.Гершунскому); разработана модель совершенствования системы, выявлена и экспериментально обоснована совокупность организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена модель совершенствования системы непрерывной подготовки, учитывающая социальный заказ общества на подготовку специалистов культуры и искусства, базирующаяся на обучении в деятельности, требованиях к знаниям, умениям и навыкам, к определенным свойствам личностно-значимых качеств специалиста, преемственности целей, содержания, форм и методов; разработаны научно-обоснованные рекомендаций. В то же время исследование вносит определенный вклад в формирование целостного представления о содержательном и процессуальном аспектах непрерывного образования специалистов культуры и искусства.

Практическая значимость исследования состоит в принципиальной возможности использования содержащегося в нем теоретического и методического материалов и выводов для улучшения качества подготовки специалистов культуры и искусства в системе непрерывной профессиональной подготовки в условиях многоуровневого вуза.

На защиту выносятся следующие положения:

1. К настоящему времени сложились внешние и внутренние предпосылки необходимости совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства, приведение ее в соответствие с современными требованиями и социальным заказом общества. Внешние предпосылки обусловлены современной социокультурной ситуацией в стране и мире, потребностями общества, семьи, рынка образовательных услуг. Внутренние - динамикой научных знаний, индивидуализацией и дифференциацией обучения, кризисными явлениями в системе подготовки специалистов культуры и искусства на всех уровнях.

2. Сущность совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства состоит в переходе указанной педагогической системы на более высокий качественный уровень целостности (агрега-тивный или гармонический) обуславливающийся рядом педагогических, организационных, экономических, социальных и технологических факторов. Переход осуществляется на основе создания организационно-педагогических условий и сопровождается повышением уровня готовности специалистов к профессиональной деятельности.

3. Модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства включает следующие компоненты:

- содержательную (структура системы непрерывной подготовки; цели, принципы, функции, учебная информация, методы и формы обучения на каждом этапе подготовки);

- процессуальную (направления совершенствования, механизмы воздействия).

4. Педагогические условия, способствующие совершенствованию системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства включают: 1) научное, учебно-методическое обеспечение; 2) междисциплинарную интеграцию; 3) формирование содержания и методики обучения: на основе принципов обучения на каждом этапе подготовки, с учетом преемственности и психофизиологических особенностей обучаемых; 4) соответствие принципам функционирования современной информационной среды; 5) активизация субъект-субъектных отношений; 6) новые организационные формы и методы управления и обучения с использованием компьютерных технологий; 7) повышение роли практики.

Апробация и внедрение результатов. Исследование проходило при непосредственном участии автора в научно-экспериментальной работе кабинетов, отделов и кафедр Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Ученых советах института (1999, 2000, 2001), Международной конференции (Самарканд, 2001), Всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 2001), областных научно-практических конференциях (Тамбов, 2000, 2001) и на кафедрах педагогического профиля ТГУ им. Г.Р. Державина (2000, 2001).

Материалы исследования внедрены в учебный процесс в формах: спецкурсов «Музыкальная литература» на каждом этапе обучения; методических материалов для управления учебно-воспитательным процессом на этапе довузовской подготовки; программы курса «Общее фортепиано»; различных учебных курсов для повышения квалификации преподавателей и администрации музыкальных школ, колледжей и училищ, школ и училищ искусств.

Достоверность результатов обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером опытно-экспериментальной работы.

Структура диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мангер, Татьяна Эдуардовна

Выводы

1. На основе анализа современного состояния системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства разработана модель совершенствования данной системы, включающая в себя предпосылки создания системы, интересы социального заказа общества, государственный стандарт высшего профессионального образования, структуру системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе, а также пути совершенствования данной системы.

2. Выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в условиях многоуровневого вуза, включающие в себя: методы, формы и средства организации обучения, которые с учетом преемственности, иерархии, психофизиологических особенностей обучаемых, внедрения в учебный процесс ТСО, способствующие интеграции учебного процесса и являющиеся приоритетными в формировании гармонически развитой личности и готовности к профессиональной деятельности.

3. Структура организации дидактических условий совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в условиях многоуровневого вуза требует использования комплексных мотива-ционно-деятельностных факторов личности и обеспечивается поэтапным моделированием объекта и предмета исследования на основе личностно-деятельностного и социально-культурных подходов к анализу, сочетанием теоретических и опытно-экспериментальных методов.

4. Критерии оценки и методика диагностирования уровня готовности специалистов профессиональной деятельности, разработанные в ходе исследования на этапе анализа позволили выявить следующее: изменения уровня мотивации, изменения в знаниях (приращение и полнота знаний), изменение уровня когнитивного и эмоционально-волевой сферы.

5. Уровень готовности специалистов культуры и искусства к профессиональной деятельности нами определяется, как сумма мотивационного, эмоционально-волевого, когнитивного и операционального компонентов.

6. Разработанная модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства, состоящая из целей, принципов, функций, содержания, методов, форм и условий способствовала проверке эффективности гипотезы.

7. Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные, подтвердили гипотезу о том, что уровень готовности специалистов культуры и искусства к профессиональной деятельности может быть повышен, при условиях построения процесса обучения с опорой на теорию формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности, ориентации подготовки на целевую и содержательную преемственность каждого этапа, совершенствовании учебного процесса на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, учета психофизиологических особенностей развития обучаемых на каждом этапе подготовки, ориентации на подготовку широкопрофильного специалиста и обеспечении личностно-деятельностной ориентации образовательного процесса.

Заключение

Проведенное исследование проблемы организационно-педагогических условий совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства носит экспериментальный характер. Оно основано на методологии социально-педагогического, системного и личностно-ориентированного подхода к педагогическому исследованию и опирается на теорию педагогики, социальной, культурологической и профессиональной ориентации и концепции непрерывного образования. Актуальность поиска путей совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в условиях многоуровневого вуза определила разработку модели ее совершенствования. Основными результатами проведенного исследования являются:

1. На основе анализа состояния проблемы философской, психолого-педагогической, научно-методической литературе на общедидактическом и частнопредметном уровнях выявлено, что:

- в настоящее время существует ряд противоречий между социальным заказом на подготовку специалистов культуры и искусства и реальным состоянием педагогического процесса;

- существует потребность совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства;

- существуют проблемы, связанные с обеспечением педагогических условий совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства;

- сложившийся к настоящему времени процесс подготовки специалистов культуры и искусства не отвечает современным требованиям развития общества и требует пересмотра теоретической и технологической основ.

2. В работе обосновано, что непрерывная подготовка специалистов культуры и искусства в условиях многоуровневого вуза является важным компонентом целостного развития человека, составляющей его общей культуры, включающая совокупность знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной целенаправленной деятельности. Она способствует осознанию материальных и духовных ценностей государства и общества, позволяет положительно влиять на окружающую, как профессиональную, так и социокультурную среду, оценивать свой личный вклад в образовательный процесс и свои возможности.

Сущность совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе заключается в изучении состояния ее целостности, обуславливающийся такими факторами, как технические, организационные, экономические, социальные. Поскольку система непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства является суммативной и включает в себя три подсистемы подготовки специалистов — довузовская, вузовская и послевузовская, - для осуществления ее совершенства необходимо ряд условий, которые выражены нами в путях совершенствования данной системы. Это:

- преемственность в целях содержания, методах, формах и средствах на всех этапах обучения;

- совершенствование учебного процесса и профессиональной деятельности педагога;

- выявление и развитие психофизиологических особенностей обучаемых на протяжении всех этапов обучения;

- внедрение новых информационных технологий в учебный процесс;

- вложение инвестиций в развитие музыкального образования.

3. Выявлено, что содержание непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства включает познавательный, развивающий, воспитательный и социальный аспекты. Установлено, что в процессе совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства изменения претерпевают все ее компоненты: цели, содержание, образовательные технологии (включающие формы организации познавательной деятельности, методы обучения, средства обучения), все виды деятельности (учебно-воспитательная,организационно-управленческая, научно-исследовательская), роли обучающегося и учителя, содержание всех видов обеспечения системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства.

4. Выделены ступени непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства: ступень формирования элементарной и функциональной грамотности, когда формируется первоначальные знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего музыкального образования - общеобразовательная подготовка; ступень общего (базового) уровня подготовки — допрофессиональная подготовка; ступень формирования профессиональной компетентности, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах профессиональной деятельности — профессиональная подготовка; ступень профессионального совершенствования; ступень формирования индивидуального творческого менталитета личности в условиях социума.

5. Структура непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства включает мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и операциональный компоненты.

6. На основе анализа современного состояния системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства разработана модель совершенствования данной системы, включающая в себя предпосылки создания системы, интересы социального заказа общества, государственный стандарт высшего профессионального образования, структуру системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе, а также пути совершенствования данной системы. Критерии оценки и методика диагностирования уровня готовности специалистов профессиональной деятельности, разработанные в ходе исследования на этапе анализа позволили выявить следующее: изменения уровня мотивации, изменения в знаниях (приращение и полнота знаний), изменение уровня когнитивного и эмоционально-волевой сферы.

Уровень готовности специалистов культуры и искусства к профессиональной деятельности нами определяется, как сумма мотивационного, эмоционально-волевого, когнитивного и операционального компонентов.

Разработанная модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства, состоящая из целей, принципов, функций, содержания, методов, форм и условий способствовала проверке эффективности гипотезы.

7. В результате анализа теоретических источников и экспериментальной работы выявлены следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе:

- междисциплинарная интеграция, как основа совершенствования обучения;

- формирование содержания и методики обучения специалистов культуры и искусства с учетом традиционных и специфических педагогических принципов обучения на основе преемственности и с учетом психофизиологических особенностей обучаемых;

- организация непрерывного процесса обучения специалистов культуры и искусства в соответствии с принципами функционирования современной и информационной среды;

- активизация субъект субъектных отношений (педагог - обучаемый, обучаемые - обучаемый), личностных позиций, как субъективных факторов и дидактических условий; повышение профессиональной подготовки педагога;

- введение в процесс обучения новых организационных форм и методов с использованием компьютерных технологий;

- повышение роли практика - как один из основополагающих аспектов подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Данные условия включают в себя методы, формы и средства организации обучения, которые с учетом преемственности, иерархии, психофизиологических особенностей обучаемых, внедрения в учебный процесс ТСО, способствующие интеграции учебного процесса и являющиеся приоритетными в формировании гармонически развитой личности и готовности к профессиональной деятельности. Структура организации дидактических условий совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в условиях многоуровневого вуза требует использования комплексных мотивационно-деятельностных факторов личности и обеспечивается поэтапным моделированием объекта и предмета исследования на основе личностно-деятельностного и социально-культурных подходов к анализу, сочетанием теоретических и опытно-экспериментальных методов.

8. Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные, подтвердили гипотезу о том, что уровень готовности специалистов культуры и искусства к профессиональной деятельности может быть повышен, при условиях построения процесса обучения с опорой на теорию формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности, ориентации подготовки на целевую и содержательную преемственность каждого этапа, совершенствовании учебного процесса на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, учета психофизиологических особенностей развития обучаемых на каждом этапе подготовки, ориентации на подготовку широкопрофильного специалиста и обеспечении личностно-деятельностной ориентации образовательного процесса.

9. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы разработан комплекс учебно-методических материалов и рекомендаций для педагогических, научно-педагогических и управленческих кадров.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мангер, Татьяна Эдуардовна, 2001 год

1. Абуллин Э.Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога-музыканта // Вопросы подготовки музыканта-педагога.- Магнитогорск, 1997.-С. 109.

2. Абуллин Э.Б. Философия, социология. Психология искусства и музыкальная педагогика.- М.; 1991.- 241с.

3. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства.- М.; 1988.- ч 1-144с, ч II-285с.

4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.; Музыка, 1971.-280с.

5. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.Г. Арановского.- М., 1974.- 336с.

6. Арзаманов Ф.Г. О постановке педагогических исследований в музыкальном вузе // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования.- М., 1979.- С. 45.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- JI., 1971. Кн. 1- 376с.

8. Асафьев Б.В. О Музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л., 1973.- С. 144. •

9. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985.- 208с.

10. Бабанский Ю.К. Методы обучения учащихся в средних профессионально-технических учебных заведениях: Метод, рекомендации.- М.: Изд. Госпро-фобра СССР, 1982.- 40с.

11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.- 192с.

12. Базиков А.С. Содержание образования; историко-теоретический ракурс// Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история,теория, практика. Вып. 2. Тамбов: Изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2000.- 121с.

13. Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования. / Монография.- Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.- 440с.

14. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: 1969.- 294с.

15. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию,- JL- М.: Советский композитор, 1973.- 272с.

16. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе.- СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996.- 90с,- Библиограф. 172 назв.

17. Богачев Е.Н. Методология и методы управления высшим учебным заведением в условиях становления рыночных отношений: Автореф. на соиск. уч. степ.д.э.н,- СПб.; 1992.

18. Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище,- М., 1961.- 150с.

19. Бочкарев JI.JI. Насущные задачи музыкальной психологии. // Советская музыка, № 1, 1981.

20. Бочкарев JI.JI. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога.- М., 1981.- 286с.

21. Бочкарев JI.JI. Психологические аспекты подготовки музыкантов исполнителей к концерту // Проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. XIX.- М., 1975.

22. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности.- М., Изд-во "Институт психологии РАН", 1997г.- 352с., илл.

23. Брунер Д. Процесс обучения.- М., 1962.- 84с.

24. Бычков Ю.Н. Курс сольфеджио в Парижской консерватории // Проблемы высшего музыкального образования.- М., 1975.- С. 33.

25. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. Вступит. ст. B.C. Агеева М., Прогресс. 1990. С. 192.

26. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика.- 1997.- № 2.-С. 3-8.

27. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб. тезисов VI научной конференции. М., 1982.

28. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968.- 415с.

29. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В.- М., 1973.- 288с.

30. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. М., 1980.

31. Вопросы музыкальной педагогики Вып. 1-10- М., 1978-1991.

32. Выгожский JI.C. Психология искусства.- М., 1986- 572с.

33. Гарднер М. Машины, сочиняющие мелодию // Путешествие во времени.-М.: Мир, 1990.-С. 102-117.

34. Гейлиг М.Ф. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы.- М., Музыка, 1966.- 164с.

35. Гейнрихс И.П. Музыкальная память // Музыкально-педагогическая подготовка учителя.- М., 1973,- С. 32.

36. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы,- М.: Педагогика, 1987.- 264с.

37. Голант Е.Я. К теории методов обучения в советской школе // Сов. педагогика.- 1956.- №11.- С. 90-98.

38. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода- М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 1999.- 330с.

39. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего образования. / Дис. . д-ра пед. наук. Ставрополь, 1995.- 450с.

40. Гринин В.В., Ладыгина А.Б. Искусство: диалектика преемственности.-Минск, 1979.- 214с.

41. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.- М., 1983.- 144с.

42. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка; Т. 1-4.- М.; Рус. яз., 1978-1980. Т.4. P-V. 1980.- 683с.

43. Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1994,-436с.

44. Джалалов С., Яценко В.Е. Концепция краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в специалистах в новых экономических условиях // Экономика высшей школы. Вып. 1.- М.: НИИ ВО, 1995.- 149с.

45. Евтихиев П.Н. Очерк развития современной теории инструментализма: Учебно-методическое пособие. Выпуск 1.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997.-32с.

46. Жильцов Е.Н., Чупрунов Д.И. Экономика, организация и планирование высшего образования: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1979.-240с.

47. Зайцев С.Г. Компьютер и образование.- М., 1996- 144с.

48. Закон Тамбовской области от 29.12.1999г. № 96-з "Об образовании в Тамбовской области".

49. Закон Тамбовской области от 14 сентября 2001г. № 212-3 "О программе развития образования в Тамбовской области на 2001-2003г."

50. Зарипов Р.Х. Моделирование транспозиции инвариантных отношений и музыкальных вариаций на вычислительной машине.- Kybemetika (Praha), 1973.- Vol 9.- № 5.-Р. 400-421.

51. Звягин А.Н. Исследование сущности принципа систематичности и путей его реализации в обучении // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2- М., 1981.-С. 76.

52. Ивлиева И.А. Требования к критериальному аппарату оценки качества профессиональной подготовки // Непрерывное многоуровневое профессиональное образование. Под научной редакцией X. Бернарчика.- ИПТО Санкт-Петербург, ITeE, Radom 1997.- С 101.

53. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве.- СПб.: Изд-во СПб. университета экономики и финансов,1996,- 206с.

54. Информационные технологии в образовании. VI Международная конференция-выставка. Научно-методический сборник тезисов и докладов. Секция

55. Программные средства и мультимедиа в образовании и искусстве.- НПП "БИТпро" Ассоциация учителей и преподавателей информатики, 1997. 11-14 февраля 1997г. Москва.

56. Информационные технологии в образовании. VI Международная конференция-выставка. Научно-методический сборник тезисов и докладов. Секция

57. Информационные технологии, телекоммуникации в управлении и обучении. НПП "БИТпро" Ассоциация учителей и преподавателей информатики,1997. 11-14 февраля 1997г. Москва.

58. Информационные технологии в образовании. VII Международная конференция-выставка. Научно-методический сборник тезисов и докладов. Секция

59. Программные средства и мультимедиа в образовании и искусстве. НЛП "БИТпро", 1998. Москва, 10 февраля 13 февраля, 1998.

60. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения.-Владимир, 1972.- 132с.

61. Кабалевский Д.Б. Про тех китов, и про многое другое.- М., 1976.- 96с.

62. Каирян В.М. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма.- М., 1971.- 212с.

63. Карпова Э.Э. Формирование системности знаний как средство интенсификации процесса обучения // Актуальные вопросы деятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях.- М.: 1989.- С. 57.

64. Касаткин В.М. Фортепиано. Программа для училищ и вузов культуры.-Минкультуры РФ, 1991.

65. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России.- М.: Республика, 1995. 328с., ил.

66. Коллегия Минобразования России по вопросам преемственности, непрерывности образовательных стандартов общего и профессионального образования. 26 декабря 1996г.

67. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1955, 651с.

68. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ.- Псков: ПОИПКРО, 1996.-440с.

69. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10.11.89) // Международное законодательство об образовании.- М.: Социально-политический журнал, 1994.

70. Кондаков Н.И. Содержание // Логический словарь-справочник.- 2-е изд.-М.: Наука, 1975.- С. 556-557.

71. Конспект лекций по курсу методики обучения на скрипке. Машинопись, 1949. Научная музыкальная библиотека имени С.И. Танеева.

72. Концепция непрерывного образования. Проект.- М.: Гособразование СССР, 1988.

73. Коптаж Г. Непрерывное образование; основные принципы.- Alma mater. 1991. №6. С. 52-62.

74. Корженевский А.И. Проблемы совершенствования профессионально-педагогической подготовки пианистов в музыкальном вузе // Актуальные вопросы деятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях.- Киев, 1981.- С. 12.

75. Корнилова В.А., Кузнецова Э.И., Матросова В.Л., Рычкова А.К., Хотун-цева Ю.Л. Концепция перехода к многоуровневой системе высшего педагогического образования // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 59-64.

76. Королев Ф.Ф. Ленин и педагогика.- М.: Педагогика, 1971.- 400с.

77. Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Советская педагогика, 1992, № 7-8. С. 55-58.

78. Ладыгина А.Б., Гринин В.В. О преемственности в искусстве.- М., 1982.-63с.

79. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- 2-е изд., перераб.- М.: Высш. шк., 1991.- 224с.

80. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971.-279с.

81. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопр. психологии, 1980. № 1. С. 4.

82. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 184с.

83. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.- М.: Знание, 1976.- 64с.

84. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.- М., 1967,- 752с.

85. Маккиннов Л. Игра наизусть.- Л., 1967.- 65с.

86. Малинковская А.В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и "модель выпускника".- М.: 1997.- 155с.

87. Мальцева Е.А. Основные элементы слуховых ощущений // Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН.- М., 1925. Вып. 1.

88. Масленкова Л. Психология музыкального диктанта // Теоретические дисциплины в музыкальном училище.- Л., 1977.- 127с.

89. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки; О содержании понятия "адекватное восприятие" // Восприятие музыки.- М., 1980.- С. 16.

90. Медушевский В.В. О закономерностях в средствах художественного воздействия музыки.- М., 1976.- 254с.

91. Методические рекомендации по проблемам музыкального исполнительства для студентов-заочников.- Московский университет культуры, 19911997.

92. Минаев Е.А. К исследованию преемственности связей в организации учебного репертуара пианиста // Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. XXVII.- М., 1976.

93. Михель П. Музыкальное воспитание в ГДР на службе всестороннего и гармонического развития личности // Международное общество по музыкальному образованию детей и юношества: IX конференция. М., 1970.

94. Мичи Д., Джонсон Р. Компьютер-творец.- М.: Мир, 1987.- 256с.

95. Музыкальное образование в новой России на пороге 21 века. Тезисы Международной научно-практической конференции.- Тольятти. МаГК, 1998.-134с.

96. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки.- М., 1980. С. 91.

97. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М., 1972.-196с.

98. Новиков А.Н. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998 № 4.-С 11-17.

99. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений. Пер. с англ. под ред. доктора экономических наук, профессора А.Н. Шохнина- М.: Банки и биржи, "ЮНИТИ", 1997.- 247с.

100. Огородников И.Т. Педагогика.- М.: Просвещение, 1968.- 354с.

101. Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есипова.- М.: Просвещение, 1967.-472с.

102. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Педагогика, 1983.- 608с.

103. Педагогическая информатика № 2, 93г. АОЗТ "Полиграфист", Екатеринбург. гл. ред. Я.А. Ваграменко. Изд. отдел ИНИНФО, 1993.

104. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского.- М.: Педагогика, 1990.- 224с.

105. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в трех томах, т. 2.- М., 1963.- 563с.

106. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 1969.-659с.

107. Полянский Ю.А. Очерки по методике преподавания игры на виолончели (на укр. яз.).- Киев, 1978.- 128с.

108. Применение технических средств в музыкальном образовании. Сост. П.В. Лобанов.- М., 1971.- 84с.

109. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация Профессиональное образование, 1997.- 512с.

110. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. ИП РАН, М., 1997.- 576с.

111. Pare Ю.Н. Проблемы развития системных методик в музыкальном вузе // Методика преподавания историко-теоретических дисциплин.- М., 1976. — с.26.

112. Россолимо Г.И. К физиологии музыкального таланта.- // Музыкальная психология: Хрестоматия.- М., 1992.- 210с.

113. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М., АН СССР, 1958.-С. 14.

114. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М., 1976.- 416с.

115. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 12.

116. В. Руденко, Н. Руденко Вопросы преемственности и перспективности в процессе обучения.- Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7. Сб. статей / Сост. В.И. Руденко.- М.: Музыка, 1986.- 160с., нот.

117. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы,- М.: Знание, 1981.- 96с.

118. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М.: Педагогика, 1971.- 206с.

119. Совершенствование структуры и перспективы развития многоуровневого образования в сфере культуры и искусства. Программа и тезисы докладов научно-практической конференции. Под ред. В.В. Костылева, З.А. Вавили-на.- Волгоград: Перемена, 1996.- 72с.

120. Соколов Ф.В. О музыкальной памяти пианистов-исполнителей // Музыкальное исполнительство. Вып. 6.- М., 1970.

121. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления.- М., 1974.- 336с.

122. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Психологические основы.- М., 1984,- 344с.

123. Тарасов Г.С. Психологические основы музыкального обучения // Музыка в начальной школе.- М., 1979.-С. 5.

124. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогическая наука реформа школы) / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.- М., Педагогика, 1988.- 176с.

125. Теория и практика образования: история и современность. Вып. 6. Сборник научных трудов кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета.- Липецк, 2001.- 266с.

126. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М.: Педагогика, 1983.- 352с.

127. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. I.- М.: Педагогика, 1985.-328с., ил.- (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). В подзаг.: АПН СССР.

128. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.- Л., 1947.-224с.

129. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н. Тихонов, А.Я. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова; Под ред. А.Н. Тихонова.- М.: Вита-Пресс, 1998.- 256с.: ил.

130. Федеральный закон от 10 июля 1992г. № 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13.01.96г. № 12-ФЗ, от 16.11.97 "№ 144-ФЗ, от 20.07.2000г. № 102-ФЗ) "Об образовании".

131. Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитания учащихся средних профтехучилищ / Под ред. М.И. Махмуто-ва.- М.: Педагогика, 1986.- 216с.

132. Харламов И.Ф. Педагогика.- Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 1990.- 576с.

133. Цыгульская Т.Ф. Влияние индивидуально-типологических различий на успешность овладения профессией учителя музыки // Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе.- Киев, 1981.- С. 24.

134. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.- М., 1984.- 176с.

135. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 1978.

136. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Моногр.- М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.- 518с. '

137. Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников.- М., 1982.- 96с.

138. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989.- 447с.

139. Яворский Б.Л. Конструкция мелодического процесса.- М., 1929.- 114с.

140. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. Т. I.- М., 1972.- 711с. 141-. Ядов В.А. Отношение к труду: Концептуальная модель и реальные тенденции // Соц. исследования.- 1983.- 1 3.- С. 50-62.

141. Dave R.H. (ed.) Foundations of Libelong Education: Some Methodological Aspectes, Paris, Pergamon Press. 1976. p. 15-55.

142. Gordon E. Development Music Aptitude as Measured by the Primary Measures of Music Audiation // Psychol. Music. 1979. 7(1).

143. Greer D. The Effect of Timbre on Brass Wind Notation // Studies in the Psychology of Music. 1970. Vol. 6.

144. Haack P. The Influence of Loudness on the Piscrimination of Musical Sound

145. Factors // J. Res. Mus. Ed. 1975. Vol. 23. • »

146. Kovacs S. Uber das Verhalthis des erkennenden und mitte llenden gedacht-nisses auf musikalichem Gebiet.-In.: Archiv fur die gesam, Psychology, XXXVII Band, Leipzig, 1918.

147. Leonard N. The Effect of Certain Intrinsic and Contextual Characteristics of the Tone Stimulus on Pitch Discrimination. West Virginia Univ., 1967.

148. Lewandowska K. Structure and Development of Musical Aptitude in Childhood // Bulletin de Psychologie. 1976-1977. Vol. 30.

149. Nadel S. Zum Begriff der Musikalitat. Zeits. fur Musikwissensch., 1928. Heft I.

150. Orff K. Schulwerk. Yahrbuch, 1963.

151. Revesz G. Prii fung der Musikalitat // Zeits. fur Psyshol. 1920. 85.

152. Rubin Rabson G. Studies in the psychology of memorizing piano music. J. of Educational psychology. 1939, vol. XXX, 1941. vol. XXXII.

153. Seashore C. Measures of Musical Talent // Psychol. Rew. 1930. 37.

154. The Oxford Companion to Music.- London.- Oxford University Press.- 1977.-1190p., the edit. 10.

155. Toffler A. Previews and Premises.- New York: Morrow, 1983, 230p.

156. Vorce F. The Effect of Simultaneous Stimulus on Vocal Pitch Accuracy. The Florido State Univ., 1964.

157. Williams D., Carlser J. A Programmatic Long Term Plan of Child Psycho -Musicology. Los-Alamitos; California, 1974.

158. Полагаю, что каждый культурный человек должен совершенствовать свои профессиональные знания.

159. Испытываю желание следить за разработками новых методологий и технологий в области: а) образования в целом б) музыкального образования.

160. Желаю владеть профессиональными и социокультурными знаниями на достаточно высоком уровне.

161. Полагаю, что владение профессиональными знаниями на достаточно высоком уровне позволит мне в дальнейшем продвинуться по служебной лестнице.

162. Мне интересно совершенствовать свои знания, как средство самообразования, так и средство обучения, поскольку испытываю в этом необходимость.

163. Полагаю, что совершенствование профессионального мастерства позволит мне в дальнейшем работать на более высоком уровне.

164. Испытываю удовлетворение от совершенствования профессионального мастерства.

165. Мне интересно участвовать в процессе совершенствования образовательной сферы.

166. Мой образовательный рост внесет определенную лепту в совершенствование системы музыкального образования.

167. Вы понимаете необходимость совершенствования своих профессиональных и социокультурных знаний для активизации профессиональной деятельности.

168. Вы понимаете, что повышение Вашей квалификации будет способствовать совершенствованию образовательной среды.

169. Вы высоко оцениваете свои возможности в осуществлении профессиональной деятельности в новых современных условиях. •

170. Вы можете мобилизовать свои силыдля решения вопроса повышения уровня своего профессионального мастерства, самореализации в деятельности.

171. Вы ясно себе представляете трудности, с которыми придется столкнуться при решении задач, поставленных в п. 5.

172. Вы чувствуете уверенность в своих силах.

173. Вас устраивает уровень профессиональной среды, в которой проходит Ваша деятельность.

174. Вы чувствуете личную ответственность за развитие профессиональной образовательной среды.218 АНКЕТА

175. Просим Вас оценить свои профессиональные знания и умения до и после обучения на курсах повышения квалификации по 10-бальной шкале.п/п Вопрос До обучения После обучения1 2 3 4

176. Умение осуществлять отбор оптимального по объему содержания учебного материала для повышения эффективности занятий и выделять в нем главное, существенное.

177. Умение выбирать оптимальные формы, методы, средства обучения на каждом этапе учебного занятия.

178. Умение выбрать наиболее целесообразную структуру учебного занятия.

179. Умение выявлять способности учащихся.

180. Умение индивидуально и дифференцированно подходить к организации учебной деятельности.

181. Умение использовать профессиональные знания в учебном процессе.

182. Умение ориентировать свою обучающую деятельность на организацию по-знавательной деятельности учащихся.

183. В. Умение самостоятельно приобретать и совершенствовать свои знания, необходимые для профессиональной деятельности.

184. Умение осуществлять перестройку собственной деятельности с учетом изменения образовательной среды.

185. Творческое отношение к деятельности. Творческое использование опыта коллег. Собственные педагогические находки.

186. Полагаю, что каждый будущий специалист культуры и искусства должен владеть как специальными и общими профессиональными, так и социокультурными знаниями.

187. Желаю владеть специальными и общими профессиональными и социокультурными знаниями на достаточно высоком уровне.

188. Мне интересно получать специальные и общие музыкальные знания.

189. Обучение в системе непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе открывает мне пути совершенствования своих профессиональных знаний, умений и навыков и получение профессионального образования на более высоком уровне.

190. Полагаю, что каждый специалист культуры и искусства должен повышать свое профессиональное образование на последующих этапах образовательной системы в условиях системы непрерывной подготовки в многоуровневом вузе.

191. Мне интересно совершенствовать свои знания путем самообразования.

192. Система непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе позволит мне стать высококвалифицированным специалистом.

193. Я испытываю необходимость в получении специальных и общих музы-кальных и социокультурных знаний на высоком профессиональном уровне, которые мне может дать только обучение в системе непрерывной подготовки в многоуровневом вузе.

194. Мой образовательный рост несет определенную лепту в развитие музыкального образования в целом и нашего вуза в частности.

195. Вы осознаете все необходимость в получении профессиональных и социокультурных знаний для дальнейшей своей профессиональной деятельности.

196. Вы можете мобилизовать свои силы для решения вопроса получения профессиональных и социокультурных знаний на достаточно высоком профессиональном уровне.

197. Вы ясно представляете себе трудности, связанные с получением профессионального музыкального образования.

198. Вы решительно настроены на получение музыкального профессиональногообразования на всех этапах многоуровневой системы.

199. Вы чувствуете уверенность в своих силах.

200. Вы готовы посвятить себя служению выбранной Вами специальности и реализовать полученные профессиональные и социокультурные знания в профессиональной деятельности.

201. Настроены ли Вы совершенствовать полученные профессиональные знания, чем внесете вклад в развитие общего музыкального образования в целом.

202. Просим Вас оценить свои полученные профессиональные знания и умения до обучения в музыкальном училище и после обучения по 10-бальной шкалеп/п Вопрос До обучения После обучения1 2 3 4

203. Специальные профессиональные умения и навыки.

204. Общие профессиональные умения и навыки.

205. Умение самостоятельно работать над программным репертуаром.

206. Умение осуществлять отбор в содержании учебного материала.

207. Умение пользоваться дополнительным материалом.

208. Умение самостоятельно приобретать и совершенствовать свои знания.

209. Умение использовать в своем обучении компьютерные технологии и ТСО.

210. Умение использовать профессиональные знания на практике.

211. Умение реализовать полученные ис-полнительско-творческие навыки во время публичных выступлений.

212. Творческое отношение к деятельности.

213. Привило Вам в музыкальной школе любовь к искусству вообще и музыке в частности.

214. Вам интересно было получать знания по предметам общего музыкального образования, таких как музыкальная литература, хор, сольфеджио и т. п.

215. Вам интересно было осваивать умения и навыки по специальной дисциплине.

216. Помогло Вам обучение в музыкальной школе в освоении общегуманитарных предметов в общеобразовательной школе.

217. Вы считаете, что обучение в музыкальной школе привило Вам эстетиче-ский вкус и умение ориентироваться в различных направлениях современного искусства.

218. Занятия в музыкальной школе помогли Вам правильно распределять свое время, организовать домашние занятия, выбирать главное.

219. Считаете ли Вы, что занятия музыкой способствуют формированию таких черт характера как воля, целеустремленность, выдержка.

220. Хотели бы Вы продолжить свое музыкальное образование.

221. Способствовало ли обучение музыке развитию Вашего творческого потенциала.

222. Хотели бы Вы продолжить свое обучение и получить профессиональное музыкальное образование.

223. В случае, если Вы не продолжите дальнейшее профессиональное обучение, возникнет ли у Вас потребность исполнять музыку самому, быть активным слушателем.

224. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН работы курсов повышения квалификации на 2000 2001 учебный год

225. Октябрь Преподаватели музыкальных училищ, колледжей, училищ искусств и музыкальных отделений педагогических училищ по специальности «Фортепиано».

226. Ноябрь Преподаватели хореографии ДМШ и ДШИ, руководители хореографических коллективов.

227. Декабрь Преподаватели ДМШ и ДШИ по специальности «Струнные инструменты».

228. Январь Преподаватели ДМШ и ДШИ по специальности «Народные инструменты».

229. Январь Преподаватели музыкальных училищ, колледжей, училищ искусств по специальности «Народные инструменты».

230. Февраль Директора, заместители директоров по учебной работе ДМШ, ДШИ, ДХШ.

231. Март Преподаватели ДМШ и ДШИ по специальности «Фортепиано».

232. Март Преподаватели музыкальных училищ, колледжей, училищ искусств и музыкальных отделений педагогических училищ по специальности «Руководитель академического хора», «Руководитель народного хора».

233. Апрель Преподаватели ДМШ и ДШИ по специальности «Теория музыки».

234. Апрель Преподаватели музыкальных училищ, колледжей, училищ искусств по специальности «Духовые и ударные инструменты».

235. Август Международные курсы им. С. В. Рахманинова в рамках работы ФПК по специальностям «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые инструменты».

236. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова Факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов1. Утверждаюректор ТГМПИ им. С. В. Рахманинова1. А. С. Базиков2001 года

237. Современное состояние музыкального образования 6 6 4 2

238. Вопросы музыкальной педагогики и психологии 4 4 2 2

239. Методология профессионального музыкального образования 8 6 2 4 4

240. Методика преподавания игры на народных инструментах 38 20 2 6 6 2 2 20 18

241. Педагогическая и исполнительская практика 40 22 8 8 2 18 22

242. ИТОГО 96 36 4 22 14 14 2 2 2 48 48у Ъ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.