Совершенствование профессиональной подготовки военных дирижёров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Цупиков, Игорь Викторович

  • Цупиков, Игорь Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 206
Цупиков, Игорь Викторович. Совершенствование профессиональной подготовки военных дирижёров: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2013. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цупиков, Игорь Викторович

Содержание

Введение

Глава 1. Историко-иедагогический анализ опыта подготовки военных дирижёров

§ 1. Анализ истории развития профессиональной подготовки

военных дирижёров в России

§ 2. Исследование научных и прикладных положений профессиональной подготовки военных дирижеров в специальной литературе. 34 § 3. Систематизация проблем современного состояния профессиональной подготовки военных дирижёров

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование

процесса совершенствования подготовки военных дирижёров

§ 1. Определение основных задач, этапов и содержания

опытно-экспериментального исследования

§ 2. Обоснование критериев совершенствования подготовки профессиональной военных дирижёров. 73 § 3. Динамика и результаты опытно-экспериментального исследования

Глава 3. Педагогические пути совершенствования подготовки военных дирижёров

§ 1. Развитие профессионально-творческих компетенций курсантов. 118 § 2. Интенсификация конкурсной деятельности курсантов

§ 3. Инновирование педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование профессиональной подготовки военных дирижёров»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Профессия военного дирижёра, насчитывающая многовековую историю, берёт начало с формирования Вооружённых сил государства. Изначально, выступая средством обеспечения воинских ритуалов, военные оркестры со временем превратились в обязательный компонент общественной жизни, принимая всё более активное участие в различных государственно-публичных мероприятиях. В ходе диссертационного исследования выявлено, что управление военно-музыкальным коллективом в современных условиях требует всё более глубокой и разносторонней профессиональной подготовки военных дирижёров. В современной военно-музыкальной практике востребован специалист не только хорошо оснащенный теоретически, грамотно ориентирующийся в профессиональных вопросах, но и умеющий принимать оригинальные решения в различных сферах профессиональной деятельности. Он должен владеть комплексом профессиональных компетенций, быть готовым к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях, использовать свой образовательный потенциал при решении задач управления военно-музыкальным коллективом, непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично изменяющейся профессиональной среды. Несмотря на достижения в сфере интеграции компьютерных технологий и музыки, важное место в профессиональной подготовке военных дирижёров занимают личное мастерство и индивидуальное творчество руководителя музыкального коллектива.

Новые подходы к подготовке и организации воинских ритуалов и спортивно-массовых мероприятий подразумевают существенное повышение у военных дирижёров профессиональной гибкости и эрудиции. Подобные качественные изменения детерминируют необходимость совершенствования организации, содержания и технологии профессиональной подготовки

военных дирижёров.

Вместе с тем за последние два десятилетия количество оркестров в Вооружённых силах Российской Федерации сократилось более чем в 10 раз, а типовые штаты на 15-30 %, что привело к значительному снижению их творческого и военно-профессионального потенциала. Существенно сократилось количество обучающихся на военно-дирижёрском факультете Военного института. Заметно падает престиж профессии, снижается образовательный уровень абитуриентов. Это в свою очередь приводит к сокращению профессорско-преподавательского состава и снижению его качественных характеристик. Беседы, проведённые с руководящим и преподавательским составом на начальном этапе диссертационного исследования, позволили выявить отношение и уровень готовности преподавательского состава к различным аспектам качественных изменений в профессиональной подготовке военных дирижёров. Так, желание и потребность к изменениям в профессиональной подготовки военного дирижёра выразили 35 % респондентов, о функциональной готовности к осуществлению инновационных изменений в образовательной деятельности заявили 16 % респондентов, способность управлять качеством вносимых изменений в подготовку курсантов отметили 8 % респондентов, об отсутствии знаний и системного представления о современных подходах к развитию военно-дирижёрского образования говорили 89 % респондентов.

Актуальность исследования также обусловлена недостаточной научной разработанностью проблематики. Так, например, вопросы подготовки дирижёров, в том числе военных, поднимались в истории и теории военной музыки (Т.К. Маякин, В.И. Тутунов, Х.М. Хаханян и др.); в отдельных вопросах подготовки концертмейстеров (H.A. Крючков, A.A. Люблинский, Е.М. Шендерович и др.); в исследованиях особенностей специальной подготовки музыкантов-исполнителей (Ж.Б. Арбан, В.М. Блажевич, В.М. Буяновский, Ю.Я. Должиков, Б.А. Диков, А.И. Усов, и др.); в основных положениях музыкальной педагогики, в том числе военной (JI.M. Гинзбург,

И.А. Мусин, H.A. Римский-Корсаков, Г.М. Цыпин, а также JI.JI. Бочкарёв, H.A. Малько, Д.А. Науказ, A.M. Немирский и др.). Вместе с тем вопросы подготовки военных дирижёров ни на уровне кандидатской диссертации ни на уровне диссертационного исследования не рассматривались.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность научных и прикладных основ, а также необходимость преодоления существующих проблем в подготовке военных дирижёров обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Научная задача исследования состоит в педагогическом обосновании совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров на основе создания в военно-музыкальном вузе инновационной творческой среды.

Объектом исследования является профессиональное образование военных дирижёров, а его предметом - сущность, содержание, структура и педагогические пути совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и проведения опытно-экспериментальной работы выявить сущность, содержание, структуру и педагогические пути совершенствования процесса профессиональной подготовки военных дирижёров.

Для достижения цели в диссертации решались следующие задачи:

1. Обоснование теоретических и прикладных основ профессиональной подготовки военных дирижёров.

2. Опытно-экспериментальная проверка совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.

3. Обоснование и апробация основных путей совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.

Гипотеза исследования состоит в том, что в современных условиях усиливается противоречие между возрастающими требованиями к

профессиональной подготовленности военных дирижёров и преимущественно репродуктивным характером их обучения и воспитания в военно-музыкальных учебных заведениях. Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно на основе развития профессионально-творческих компетенций курсантов, интенсификации их конкурсной деятельности, а также инновирования педагогической подготовки преподавательского состава.

Методология и методы диссертационного исследования. Методологическую основу исследования составил комплекс подходов: диалектического, позволяющего раскрыть сущность, содержание и структуру процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров в их взаимосвязи и взаимообусловленности; синергетического, предполагающего учет внутренне присущей процессу совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров самоорганизации её компонентов, позволяющей достичь поставленной цели; проблемно-деятелъностного, моделирующего императивы непрерывно и качественно меняющейся военно-музыкальной среды деятельности военного дирижёра; системного, комплексного, прогностического, процессуального, функционального и др.

Для проведения исследования использовались теоретические методы (моделирование, обобщение, синтез, сравнительный анализ и др.) и эмпирические методы (наблюдение, тестирование, интервью, беседа, анкетирование, ранжирование, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности, метод экспертных оценок и др.).

Теоретическую основу диссертационного исследования составили основные положения теории обучения (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, С. И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И .Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.B. Барабанщиков, И.А. Алёхин, А.Д. Лазукин, М.А. Лямзин, В.Н. Гуляев, В С. Леднев и др.), теории воспитания (A.A. Аронов, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, Н.С. Кравчун,

A.Д. Лазукин, Ю.А. Ленёв, В.А. Сластенин и др.), результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (П.К. Анохин, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов,

B.Д. Шадриков и др.), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И. П. Подласый и др.), проектирования и моделирования процесса профессиональной подготовки в высшей школе (А.П. Аношкин, В.Н. Гуляев, В.В. Дудулин, А.Д. Лазукин, Ю.О. Овакимян, В.Д. Самойлов и др.), теории педагогического управления образовательным процессом (В.И. Байденко, А.Н. Лейбович, В.И. Марченков, В.И. Соколова, В.Д.Шадриков и др.), музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, И.А. Мусин, A.M. Немирский, Г. М. Цыпин).

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью методологических и теоретических позиций исследования с требованиями инновационного уровня развития педагогической теории и практики, полнотой рассмотрения предмета исследования, корреляцией его структурных, содержательных и функциональных характеристик, реализацией междисциплинарного подхода к исследованию, а также обеспечена достаточной экспериментальной базой и апробацией результатов, полученных в процессе исследований в Военном университете МО РФ. Изучались материалы профессиональной подготовки дирижёров духового оркестра в Российской академии музыки им. Гнесиных (кафедра дирижирования исполнительских специальностей, класс заслуженного артиста РФ, профессора А. Э. Мишурина) и Московского государственного университета культуры и искусств (кафедра духовых оркестров и ансамблей МГУКИ, класс заслуженного артиста РФ, профессора О. И. Потапова). Общее количество респондентов составило более 200 человек.

Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, осуществлявшийся в три этапа. На первом этапе, подготовительном (2005-2008 гг.), были изучены исторические и литературные источники по проблеме, определены цель и задачи

исследования, сформулированы его объект и предмет, предпринято проектирование авторских решений в сфере исследования, произведен отбор высших учебных заведений для участия в эксперименте, определена гипотеза исследования, проведена организационная работа с участниками опытно-эксперимента. На втором этапе, основном (2008—2010 гг.), реализована экспериментальная проверка исследовательского замысла по совершенствованию профессиональной подготовки военных дирижеров. На основе разработанных критериев и показателей производилась оценка эффективности педагогического процесса профессиональной подготовки военных дирижеров, а также проверка целесообразности и рациональности предложенных путей и условий совершенствования данного процесса, корректировалась программа и методика исследования, проводилась апробация полученных результатов, формулировались предварительные выводы и рекомендации. На третьем этапе, заключительном (2010-2013 гг.), осуществлялась всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов исследования, данные педагогического эксперимента обсуждались на заседаниях предметно-методических комиссий, кафедр, ученого совета, учебно-методических комиссий, формировались основные выводы и практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки военных дирижеров; выявлялись зависимости в профессиональной подготовке военных дирижеров, обосновывалась системная совокупность педагогических путей совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров в вузе. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу. Материалы исследования отражены в научных статьях общим объемом более 3,0 п. л.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены основные тенденции в развитии профессиональной подготовки военных дирижёров, предполагающие в дореволюционном периоде (1711-1917 гг.) отбор наиболее подготовленных музыкантов для

управления военными оркестрами; в советском периоде (1917-1991 гг.) курсовую подготовку военных дирижёров в музыкальных учебных заведениях и в современном периоде (с 1991 г. по настоящее время) преобладание компетентностного подхода в подготовке военных дирижёров.

2. Обоснованы педагогическая сущность, содержание и структура процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров на основе формирования в военных вузах элементов инновационной творческой среды.

3. Разработана целевая педагогическая программа совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров и функциональная модель её реализации, определены критерии оценки эффективности исследуемого процесса и их конкретные показатели.

4. Экспериментально проверены основные пути совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров: развитие профессионально-творческих компетенций курсантов; интенсификация конкурсной деятельности курсантов; инновирование педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявленные основные тенденции в подготовке военных дирижёров в ходе 1-го этапа - становление первичных дирижёрских умений, самостоятельное формирование навыков дирижирования, систематическое проведение репетиционной работы в оркестрах и др.; в ходе 2-го этапа -структуризация курсовой подготовки военных дирижёров, создание методических материалов, выявление особенностей управления военным оркестром и др.; в ходе 3-го этапа - разработка общекультурных и профессиональных компетенций военного дирижёра, инновирование содержания их образования, переход на Федеральный государственный стандарт и др.

2. Сущность процесса профессиональной подготовки военных дирижеров, основанная на формировании творческой индивидуальности

курсантов и развитии состязательности в их учебной деятельности.

Содержание профессиональной подготовки военных дирижёров представлено в исследовании в виде системной совокупности профессиональных компетенций военного дирижёра: способности успешно переносить предельные физические и психологические нагрузки военно-дирижёрской деятельности; готовности к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; способности к эффективным, в том числе педагогическим коммуникациям; способности к гибкой реализации и трансформации своего педагогического потенциала при решении организационных и педагогических задач управления военно-музыкальным коллективом; способности быть лидером в коллективе; способности непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично развивающейся профессиональной среды. Выявленные и генерализированные компетенции нашли своё опосредованное выражение в результатах сравнительного анализа и обобщения сущностных признаков поведения обучающихся в контрольных и экспериментальных группах.

Структура процесса профессиональной подготовки военных дирижёров включает: совокупность субъектов и объектов, целей и задач, выявление новых закономерностей процесса совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра (соответствие уровня процесса целеполагания инновационным требованиям развития военно-музыкальной теории и практики; соответствие уровня подготовленности преподавательского состава требованиям развития педагогической теории и практики и др.), а также определение противоречий (между классической фундаментальностью военно-дирижёрского образования и потребностью внесения назревших корректив в профессиональную подготовку военного дирижёра; между повышением требований к качеству профессиональной подготовки военного дирижёра и отсутствием готовности у части руководящего и профессорско-преподавательского состава к инновационной

образовательной деятельности и др.), принципов, форм и методов и результатов.

3. Разработанная целевая педагогическая программа совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра и функциональная модель её реализации, особенностью которой является ориентация на создание условий для формирования и развития у будущих руководителей военных оркестров коммуникативных и организационных способностей, мотивации к самосовершенствованию и самоопределению в военно-дирижёрской деятельности; функциональность методов её реализации. Ключевой особенностью программы является трансляция инновационных процессов военно-дирижёрского образования через личностные изменения участвующего в них профессорско-преподавательского состава.

4. Экспериментально обоснованные пути и условия совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра:

- развитие профессионально-творческих компетенций курсантов, педагогическими условиями которого являются использование развивающих технологий обучения и воспитания; проектирование игровых моделей учебной деятельности и творческих форм самостоятельной работы обучающихся; формирование у курсантов культуры самообучения и самовоспитания, лидерских качеств и стрессоустойчивости; контроль, анализ и корректирование качественно-содержательных характеристик процесса и результатов овладения курсантами компетенциями и др.;

- интенсификация конкурсной деятельности курсантов, педагогическими условиями которой являются доминирование интенсивных, состязательных игровых форм проведения занятий и игровых проектов, максимально приближенных к реальной военно-музыкальной деятельности военного дирижёра; педагогическое стимулирование аналитического стиля мышления обучающихся и саморазвития ими динамической смысловой системы; проектирование обучающимися инновационной военно-музыкальной среды; формирование культуры самообучения и культуры

эффективной педагогической коммуникации и др.;

- инновирование педагогической подготовки преподавательского состава вуза, педагогическими условиями которого являются направленность подготовки преподавателей к педагогической деятельности позднеклассического уровня; обеспечение подготовки преподавателей технологиями развивающего обучения; проектирование кафедральных и межкафедральных методологических семинаров по актуальным проблемам военно-музыкальной теории и практики, оказывающим влияние на развитие педагогической теории и практики; овладение преподавательским составом кроссконцептуальным уровнем педагогического мышления и игротехнической культурой педагогической деятельности; формирование у преподавателей культуры самодиагностики и самоанализа педагогической деятельности и др.

Теоретическая значимость диссертации состоит в выявлении историко-педагогических тенденций теоретических представлений о сущности и структуре профессиональной подготовки военных дирижёров и уточнении её понятийно-категориального аппарата. Результаты диссертационного исследования являются основой для модернизации теоретических положений совершенствования профессиональной подготовки курсантов военно-музыкального вуза.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты способствуют практике профессиональной подготовки военного дирижёра, осуществляемой с позиций развивающих технологий обучения. В исследовании разработана целевая педагогическая программа совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров и функциональная модель её реализации, определены критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки, а также пути совершенствования исследуемого процесса.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены согласованностью методологических и теоретических позиций

исследования с требованиями инновационного уровня развития педагогической теории и практики, полнотой рассмотрения предмета исследования, корреляцией его структурных, содержательных и функциональных характеристик, реализацией междисциплинарного подхода к исследованию. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения экспертизы промежуточных и итоговых выводов, результатов и рекомендаций. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в вузах. Результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на вузовских научно-практических конференциях и семинарах, заседаниях кафедр педагогики, военно-дирижёрской Военного университета МО РФ, в Российской академии музыки им. Гнесиных (кафедра дирижирования исполнительских специальностей, класс заслуженного артиста РФ, профессора А.Э. Мишу-рина) и Московского государственного университета культуры и искусств (кафедра духовых оркестров и ансамблей МГУКИ, класс заслуженного артиста РФ, профессора О.И. Потапова). Результаты исследования нашли отражение в научных статьях.

Структура диссертации подчинена решению научной задачи и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ДИРИЖЕРОВ

§1. Анализ истории развития профессиональной подготовки военных дирижёров в России.

Военно-дирижерское образование за годы своего существования претерпело множество существенных преобразований. Всякий раз, когда изменялась общественная или военная система государства, реформировалась и военная музыка. Менялись ее организационные основы и общественная функция, а также подходы к подготовке кадров.

С момента введения в штаты полков военных духовых оркестров Петром I (1711 г.) управление военной музыкой стали осуществлять приглашенные капельмейстеры-иностранцы. Именно они стали предшественниками профессиональных капельмейстеров России. В это же время в полках лейб-гвардии открываются школы солдатских детей, которые готовили оркестровых музыкантов.

На рубеже XVIII - начала XIX в. заметно обогатились функции штатных военных оркестров России, однако отсутствие в этот период централизованного управления военной музыкой крайне отрицательно сказывалось на деятельности оркестров.

В 1816 г. впервые была учреждена должность заведующего музыкальными хорами войск гвардии, на которую был назначен A.A. Дерфельдт (1781-1829), разностороннее одаренный музыкант существенно повлиял на развитие отечественной военной музыки. Он не только являлся главным капельмейстером, но был и даровитым композитором, составителем сборников маршей, изобретателем хроматических медных инструментов.

Следующим прогрессивным шагом в развитии отечественной военной музыки стала военная реформа 1860-1870 гг., проводимая в российской

армии под руководством Военного министра Д.А. Милютина. Служебная деятельность музыкантов и общественная функция оркестров стали более качественными благодаря замене рекрутского набора всесословной воинской повинностью. В связи с заметным ростом числа военных оркестров в 70-х гг. XIX в. остро встал вопрос о руководителях таких коллективов. Из-за отсутствия в России развитой системы профессионального музыкального образования, в том числе и военно-дирижерского образования, в русской армии в последней четверти XIX в. находилось много капельмейстеров-иностранцев: австрийских, прусских, баварских, саксонских подданных. Среди них были талантливые и высокообразованные музыканты, способствовавшие своей деятельностью развитию военных оркестров в России. В качестве дирижеров русских военных оркестров в эти годы плодотворно работали ведущие музыканты-духовики, профессора Петербургской консерватории: В.В. Вурм, И.Г. Метцдорф, К.А. Нидеман, Ф.И. Тютнер, В.А. Шуберт, Ф.Ф. Шоллар; профессора Московской консерватории: Ф.Б. Рихтер, Ф.Ф. Эккерт; артисты императорских театров: И.И. Армсгеймер, К. Кадлец, Б. Кнох, Ф.А. Коукаль, А.К. Марквардт, Г.Л. Китлер, И.Ф. Плацатка и ряд других музыкантов. Чаще всего капельмейстеры-иностранцы, служившие в русской армии, были выпускниками Пражской и ряда немецких консерваторий.

Однако было бы неверном думать, что в русской армии служили лишь капельмейстеры-иностранцы. В 1887 г., например, в лейб-гвардии и гвардейских полках Санкт-Петербургского военного округа служили 9 российских капельмейстеров из 18. В большинстве своем русские капельмейстеры гвардейских войск заканчивали школы кантонистов и впоследствии долгое время служили в оркестрах этих же полков, становясь их руководителями. Так, например, с 1889 по 1901 гг. музыкальным руководителем оркестров войск гвардии и Петербуржского военного округа был Иван Панкратьевич Оглоблин - талантливый русский музыкант-самородок. Пройдя трудный путь воспитанника школы кантонистов и

музыканта полкового оркестра, он к началу 1870-х гг. был произведен в капельмейстеры и более 30 лет руководил одним из лучших военных оркестров столицы.

В развитии дирижерского искусства в России большую роль сыграли, с одной стороны, дирижеры-иностранцы, следовавшие европейской традиции, с другой стороны, русские дирижеры, опиравшиеся на народные, демократические истоки исполнительства.

При активном содействии музыкальной общественности - Советов профессоров Петербургской и Московской консерваторий, деятелей Русского музыкального общества в 1870-х гг. для обучения будущих военных музыкантов стали открываться совершенно новые учебные заведения. В конце 60-х гг. XIX в. Русское музыкальное общество обратилось к Военному министерству с предложением организовать подготовку военных музыкантов при музыкальных школах отделений РМО и при Петербургской и Московской консерваториях. Вышеуказанное предложение нашло свое воплощение в школе при 8-м флотском экипаже, которая в 1873 г. по инициативе H.A. Римского-Корсакова была реорганизована в музыкальное заведение на 20 учеников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цупиков, Игорь Викторович, 2013 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности -М. : Педагогика, 1980. - 34 с.

2. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - М. : Военный университет, 2003.-377 с.

3. Алишев, Н.В. Развитие профессионально важных функций как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ: Сборник научных трудов. - JI: изд-во ЛГУ, 1983.- 124 с.

4. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность - М. : Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

5. Андреев A.B. Знания или компетенции? // Высш. образование в России. -2005,-№2.-С. 3-11.

6. Андруник А.П. Педагогические основы личностно-ориентированного воспитания дисциплинированности: Дис. канд. пед. наук / Пермский военный институт ракетных войск, 2002. - 201 с.

7. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности - М. : Наука, 1981.-270 с.

8. Асафьев Б. В. Речевая интонация - М.-Л.: Музыка, 1965. - 136 с.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс - Л.: Музыка, 1971. -376 с.

10. Афанасьев В.Г. Проектирование педтехнологий // Высш. образование в России. - 2001. - № 4. - С.149-151.

11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект-М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

12. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические

вопросы) - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

13. Методика исследования проблем военной педагогики / A.B. Барабанщиков, В.П. Давыдов, А.И. Конюхов, Н.Ф. Феденко. - М. : ВПА, 1987.- 135 с.

14. Безбородова JI. Дирижирование - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.

15. Белошицкий A.B. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза Педагогика. - 2006. - № 5. - С.60-66.

16. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов - М. : Высшая школа, 1989.- 143 с.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

18. Биочинский, И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Автореф. дис. докт. пед. наук. - М., 1993. - 40 с.

19. Болотов В.А., В.В. Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Перемены : пед. журн. - 2004. - № 2. - С. 130-139.

20. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов/н Д : РГПУ, 2000. - 314 с.

21. Бондарь М.А. Выявление и воспитание эмоционального начала у студента на уроках дирижирования : Научно - методическая работа. -М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1979. - С. 4-11.

22. Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицин. Управление качеством образовательного процесса. /- Спб: изд. РГПУ им. Герцена, 2001.-359 с.

23. Булат P.E. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах : автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб, 2010. -46 с.

24. Буянова Н.Б. Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, направленность (психолого-педагогические аспекты): автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2011.

-60 с.

25. Буянова Н.Б. Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. - М. 2004. - 161 с.

26. Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования - М. : ВПА, 1971. - 214 с.

27. Вербицкий A.A. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт Высшее образование в России. - 1995. - № 2. - С.135-137.

28. Верди И., Г. Лиознов Критерий оценки по предмету «Техника дирижирования» : Методическая разработка. - Одесса, 1989. - 16 с.

29. Военно-дирижерский факультет. 1935-1995 : Ист. очерк. - М. : Изд-во ВДФ при МГК, 1995.-318 с.

30. Вопросы современного музыкального образования: парадигмы, концепции, технологии. - Старый Оскол ; Белгород : Белгор. гос. ун-т, 2007.-250 с.

31. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 345 с.

32. Гарбазей И.Н. Военно-музыкальное искусство в жанровой системе массовых представлений : дис. канд. Искусствов. : 17.00.02. - М., 2005. -278 с.

33. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М.: ВУ, 1995. -199 с.

34. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М. : Школа-пресс, 1995. - 448 с.

35. Гилазова Э.Г. От узкой профессионализации к фундаментализации. Высшее образование в России. -2006. -№ 9. - С. 104-108

36. Гнилов Б.Г. Образовательная деятельность в институте военных дирижеров // Б.Г. Гнилов. Мир образования - образование в мире. -2007,-№4.-С. 313-319.

37. Городов П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. -М. : ВПА, 1983. - 126 с.

38. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе : дис. д-ра пед. наук. - М., 2003.

39. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2003.-48 с.

40. В.Н. Гуляев, И.П. Логинов, H.A. Неволина. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе (научные и прикладные основы) : учебное пособие. /- М.:АТиСО, 2008. - 187 с.

41. Давыдов В.П. Вопросы педагогической психологии в высшей школе пограничных войск : Курс лекций. - М.: Академия ФПС, 1995. - 272 с.

42. Деркач A.A., Н.В. Кузьмина. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма - М. : Российская академия управления, 1993.-23 с.

43. A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин Акмеология : учеб. пособ. - СПб. : ПИТЕР, 2003.-256 с.

44. Джемс У. Психология. - М. : Педагогика, 1991. - 367 с.

45. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / под ред. Л.М. Гинзбурга. - М. : Музыка, 1975. - 632 с.

46. Доронкина A.A. Технология развития психофизиологических способностей музыканта. // Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития : Смол. гос. ин-т искусств. -Смоленск, 2007. - С. 112-115.

47. Б.А. Душков, A.B. Королев, Б.А. Смирнов. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности

- М. : Академический проект, Деловая книга, 2005. - 848 с.

48. Епифанова, О.В. Формирование учебной мотивации. // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 106-108.

49. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. - СПб. : Ферт, 1993. - 260 с.

50. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. - М. : Музыка, 1988. - 80 с.

51. Железняк, Л.Ф. Психология высшей пограничной школы. - М. : Пограничная академия ФСБ России, 2003. - 399 с.

52. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование.

- Екатеринбург: Изд. Уральского Государственного профессионального педагогического университета, 1998. - 54с.

53. Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Н.С. Садовникова. Основы профориентологии : Учебное пособие для вузов / - М. : Высш. шк., 2005.- 159 с.

54. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-40 с.

55. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

56. Ивашкин А. Мы все время должны стремиться к новому... // Музыкальная академия. - 2004. - № 3. - С. 16.

57. Казачков С.А. Дирижер хора - артист и педагог. - Казань: Казан, гос. консерватория, 1998. - 308 с.

58. Канерштейн М. Вопросы дирижирования. - М. : Музыка, 1965. - 224 с.

59. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить; пер. с англ. 3. П. Вольской, Ю. В. Семенова. -М. : Прогресс, 1989. - 716 с.

60. Качалов A.B. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 1/2 (62). - С. 212-217.

61. Климов Е.А. Социальная перцепция: объяснение и понимание // Развитие социально-перцептивной компетентности личности: материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика A.A. Бодалева. - М. : РАГС, 1998. - С. 24-29.

62. Колесса Н. Основы техники дирижирования. - К. : Муз. Укра'ша, 1981. -208 с.

63. Колношенко О.В. Повышение эффективности педагогического менеджмента образовательного процесса в военном вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. - М. , 2008. - 24 с.

64. И.М. Кондаков, A.B. Сухарев Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. - 1989,-№ 5. - С.158-164.

65. Корноухов М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект: автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2011. - 49 с.

66. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах : автореф. дис. докт. пед. наук. - Воронеж, 2002. - 42 с.

67. Короткое Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. - М. : ГУУ, 2002. - 84 с.

68. Кравчук И.С. Методы воспитания советских воинов. - М.: ВПА, 1964. -47 с.

69. Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов. Руководитель и коллектив /- JI. : Лениздат, 1974. - 167 с.

70. Кузьмина, H.B. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - J1. : ЛГУ, 1980.-С. 34-41.

71. Левитан K.M. Личность педагога: становление и развитие. - Саратов: СГПУ, 1991.- 188 с.

72. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М. : Знание, 1980.-96 с.

73. Лукъянец A.A. Подготовка курсантов к деятельности по укреплению воинской дисциплины в подразделении : дис. канд. пед. наук. - М. : ВПК, 1990.-243 с.

74. Луначарский A.B. В мире музыки : ст. и речи. - М. : Совет, композитор, 1971. - 542 с.

75. Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов : автореф. дис. докт. пед. наук.-М. : ВУ, 1997.-35 с.

76. Макаренко Г. 1сторичш етапи становления та розвитку диригентсько\' професп // Проблеми професшно!' педагопчно\' д1яльность - Кит : Науковий св1т, 2002. - С. 175-183.

77. Малько Н. Основы техники дирижирования. - М.,Л. : Музыка, 1965. -219 с.

78. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса : учебное пособие - М.:ИД «Сентябрь», 2001. - 260 с.

79. Марков А.И. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании : дис. канд. пед. наук - Ставрополь, 2004. - 167 с.

80. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М. : Знание, 1996. -308 с.

81. Михайловский В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. - М. : РАГС, 1995. - 260 с.

82. Михайловский В.Г. Организационно-педагогические , основы профессионального становления офицерских кадров: автореф. дис. докт. пед. наук. - М. : ВУ, 1995. - 40 с.

83. Мусин И. Техника дирижирования. - JI. : Музыка, 1967. - 352 с.

84. Мусин И.А. О воспитании дирижера. - М. : Музыка, 1985. - 247 с.

85. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. - М. : Музыка, 2006. - 232 с.

86. Назарова JI. Тьюторское сопровождение профессионализации педагогов-музыкантов // Народное образование. - 2006. - № 2. - С. 148-149.

87. Немирский A.M. Военно-музыкальное образование в СССР: краткий историко-педагогический очерк // Педагогика искусства [Электронный ресурс]. - 2010. - № 2. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2010/14_06_nemirski .pdf

88. Немирский A.M. К вопросу содержания и методики преподавания отечественной военно-музыкальной культуры в профессиональном образовании военных дирижеров // Научная школа Б.П. Юсова в практике образовательных учреждений: Сб. науч. трудов. - М. : Спутник +, 2011.

89. Немирский, A.M. Педагогическая модель профессионального образования военных дирижеров на современном этапе // Интеграция -основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования : Сб. науч. трудов. - М. : Спутник +, 2010.-С. 215—219.

90. Немирский A.M. Профессиональное военно-музыкальное образование: историко-педагогический аспект // Педагогика искусства [Электронный ресурс]. - 2010. - № 1. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1 -

2010/nemirskii_07_03_2010.pdf

91. Л.А. Никитина, Ф.Т. Шагеева, В.Г. Иванов. Технология формирования профессиональной компетентности / // Высшее образование в России. -

2006.-№ 9.-С.119-125.

92. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 112с.

93. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы : учебное пособие, - Орел : Академия ФАПСИ, 2002. - 317 с.

94. Гуляев В. Н. Обучение в высшей школе: проблемно-деятельностный подход [Текст] // Народонаселение. 2003. № 1. - С. 74-80.

95. Общевойсковые уставы ВС РФ. - М. : Воениздат, 2004. - 591 с.

96. Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. - Л., 1979. - 200 с.

97. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. - Л. : Музыка, 1984.- 199 с.

98. Основы военной педагогики : курс лекций / под общ. ред. П.И. Образцова. - Орел : ВИПС, 1999. - 224 с.

99. Панова Н.В. Совершенствование коммуникативных качеств педагога : учебное пособие. - СПб.: ГПУ ИОВ РАО, 2006. - 146 с.

100. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

101. Петров А.Ю. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Альма матер. Вестник высшей школы. -2004. -№ 10.-С. 6-10

102. Платонова С.Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 29 с.

103. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. -М., 1989.-223 с.

104. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании : дис. канд. искусствов. - Новосибирск, 2000. -238 с.

105. Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. - М., JI. : Музгиз, 1948.-60 с.

106. Пугал H.A., Плеханова И.Н. Создание мотивации достижения успеха. Специалист. 2005. - № 10. - С.8-10.

107. Ражников В.Г. Моделирование музыкально-психологического воздействия. - М. : ЦАПИ, 1991.-226 с.

108. Рассказов Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза: дис. докт. пед. наук. - Курган, 2000. - 405 с.

109. Рахлин Н. Статьи. Интервью. Воспоминания. - М.: Совет, композитор, 1990.-С. 153.

110. Савельев Б.А., Масленников A.C. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования. - Йошкар-Ола : ЦГА, 2004. - С. 8

111. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Пед. образование и наука : науч.-метод, журн. - 2004. - № 1. - С. 32-35.

112. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Журнал практического психолога. - 1999. - № 9. - С. 35-52.

113. Смирнов Б.Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен : дис. д-ра искусствов. : 17.00.02. -Челябинск, 2004. - 330 с.

114. Смирнов Б.Ф. Теория дирижерского искусства в системе подготовки руководителей оркестров народных инструментов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. -№2.-С. 78-87.

115. Смирнова Т. Вища диригентсько-хорова осв1та в УкраУш: минуле i сучасшсть : Монограф1я. - Киев : Константа, 2002. - 256 с.

116. Советская военная музыка ВОС МО СССР / Под ред. Б. Т. Кожевникова. - М.: Изд-во ВОС МО СССР, 1977. - 428 с.

117. Строкова Т. А. Мониторинг педагогических нововведений // Педагогическая диагностика. - 2008. - № 3. - С. 44-56.

118. Стукалова О.В. Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2011. - 43 с.

119. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.- 108 с.

120. Таниева Г.М. Современные музыкальные технологии в системе музыкального образования молодежи // Культура. Технология. Цивилизация : сб. науч. ст. - Н. Новгород : Нижегород. гос. техн. ун-т. 2007.-С. 135-138.

121. Тевосян А.Т. Дирижерско-хоровое образование в вузе как система // Проблемы музыкальной педагогики : сб. трудов Моск. гос. консерватории.-М., 1981.-С. 109-126.

122. Телегина Э.Д. Воображение и творчество // Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. - М. : Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.

123. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 275 с.

124. Уткин В.Е. Проектирование и реализация системы подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию военнослужащи х: автореф. дис. д-ра пед. наук. - Казань, 2011. - 47 с.

125. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года». - М., 2000.

126. Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22, ст. 2331.

127. Фомичева М.В. Инновационные технологии в профессиональном становлении музыкантов // Актуальные вопросы современного образования. - Ульяновск : УлГУ, 2008. - Т. 2. - С. 118-123.

128. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособ. - М. : изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 240 с.

129. Холодкова Л.А. Формирования инновационного мышления в процессе развивающего обучения в военном высшем учебном заведении : автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 19 с.

130. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. - СПб., Алетейя, 2001. - 320 с.

131. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. -М.: Изд-во МГТА, 2001.-300 с.

132. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и комптентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8.-С. 26-31.

133. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М. : Смысл, 2001. - 365 с.

134. Интервью В.М. Халилова на радио «Эхо Москвы» 16.07.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://echo.msk.rU/programs/voensovet/792982-echo/#element-text

/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.