Социологическая концепция А.И. Стронина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Симонова, Елена Валерьевна

  • Симонова, Елена Валерьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 129
Симонова, Елена Валерьевна. Социологическая концепция А.И. Стронина: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Санкт-Петербург. 2006. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Симонова, Елена Валерьевна

Введение.

Глава 1. Идейно-теоретические истоки социологической концепции А.И. Стронина.

1.1. Формирование и эволюция научного мировоззрения исследователя.

1.2. Теоретико-методологическая база работ А.И. Стронина.

Глава 2. Содержание и развитие социологической концепции А.И. Стронина.

2.1. Особенности методологии ученого.

2.2. Анализ общества в трудах исследователя.

2.3. Учение А.И. Стронина о социальной динамике.

Глава 3. Теоретико-методологическое новаторство в концепции А.И. Стронина и его актуальность.

3.1. Элементы структурно-функционального анализа и метод «диалектического изолирования».

3.2. Элементы теории социальной стратификации.

3.3. Работы А.И. Стронина и теория организации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологическая концепция А.И. Стронина»

Актуальность исследования. Абсолютное большинство теоретиков и методологов социологии в настоящее время акцентирует внимание лишь на анализе современного состояния западной и российской социологии, ее новейших достижений. Но исследование современных проблем опирается на результаты деятельности многих поколений социологов. И, хотя в социологии важнейшее значение имеет именно результат - некий набор понятий и способы его применения в прикладных исследованиях, но удовлетворять социологов он может лишь до тех пор, пока не возникает проблема, то есть, какие-либо очевидные противоречия и логические неувязки. В этом случае приходится подвергать анализу используемый исследователями механизм, который состоит из теоретических понятий. А раскрыть смысл и содержание этих понятий можно, лишь обратившись к тому, как они возникали. При возникновении проблемы приходится осуществлять анализ процесса формирования основополагающих понятий социологии, обращаясь к творческому наследию ученых предшествующих периодов.

Актуальность исследования теоретико-методологического наследия отечественной дореволюционной социологии обусловлена особенностями современной российской науки. В настоящее время перед российской социологией стоят задачи анализа наиболее актуальных и значимых социальных проблем и выработки рациональных путей их решения. Выполнение данных задач представляется невозможным без учета классического наследия социологической науки, без исследования накопленного ею опыта и критического его обобщения с учетом новых реалий. Поэтому вполне закономерным является обращение к наследию русских социологов XIX - начала XX веков. Осмысление этого наследия востребовано современной действительностью, это - восстановление исторической справедливости и, в то же время, социологическое осмысление проблем современной действительности.

Переоценка ценностей в духовной сфере, происходящая в настоящее время, актуализирует и творческое наследие Александра Ивановича Стронина (1826

1889) [75, с. 287 ], крупного русского мыслителя, философа, социолога, публициста, литератора и педагога. Поскольку А.И. Стронин позиционируется в социологической науке как социолог-органицист [75, с. 287; 33, с. 281; 28, с. 314; 23, с. 38; 21, с. 23 и т.д.], его наследие актуализируется в связи с повышением интереса к натуралистическим теориям. Особый интерес к теоретическим поискам А.И. Стронина обусловлен также тем, что он был одним из первых русских мыслителей, способствовавших становлению социологии как науки, разработке ее понятийно-категориального аппарата, ее методологическому обоснованию.

Актуальность данного исследования определяется и созвучием многих идей, всего творческого наследия А.И. Стронина тенденциям современной социологической науки, а также современным социально-политическим реалиям. Не только его идеи о единстве биологического и социального, о гармонии во взаимоотношениях между людьми и элементами общества, но и его высказывания об общественной роли интеллигенции, о будущем устройстве общества, о роли знания и информации в новых общественных условиях весьма актуальны в настоящее время.

Степень разработанности темы. Следует отметить, что интерес к творчеству А.И. Стронина на протяжении всего периода исследований работ российских мыслителей был крайне неравномерным, и, в настоящее время, его социологическое наследие остается практически неизученным. Он принадлежит к той группе русских социологов, которые мало известны даже в России за пределами узкого круга специалистов, и их взгляды не удостоились сколько-нибудь заметного рассмотрения в отечественной социологической литературе.

При жизни исследователя главные его социологические труды активно рецензировались и обсуждались представителями различных направлений российской общественной мысли (Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти, П.Н. Ткачев, В.Д. Спасович, Д.Л. Мордовцев, Н.И. Кареев и др.) [56; 61; 72; 100; 79; 37]. Это обусловило различные подходы к оценке идей А.И. Стронина со стороны критиков. Условно можно выделить два подхода к оценке трудов А.И. Стронина: негативный, политически-идеологизированный и позитивный, аналитический.

Негативная критика звучала со стороны Н.К. Михайловского, ГШ. Ткачева и др. Н.К. Михайловский, занимаясь в этот период разработкой субъективного метода в социологии, выступил в своих статьях с резкой критикой «аналогичного метода» в изучении истории [56]. Как отмечает Н.И. Кареев, статья Н.К. Михайловского «.имела более широкую задачу, нежели критика взглядов Стронина в тот период существования.социологии, когда вопрос о ее методе стоял на очереди, а такие произведения, как «История и метод», компрометировали новую науку» [36, с. 92]. Н.К. Михайловский отмечал, что Стронин анализирует групповые конфликты и борьбу социальных групп, используя дарвиновский закон борьбы за существование и объясняя «выживание» сильнейших тем, что они обладали средствами эксплуатации слабейших. Но с точки зрения субъективной социологии биологическая доктрина, возвышавшая победителя в социальной борьбе, была презренной и ошибочной. В целом же, с точки зрения Михайловского, объяснение сущности общественного неравенства было как бы апологией этого неравенства. С резкой критикой работы А.И. Стронина «Политика как наука» выступил и П.Н. Ткачев [100], который также рассматривал в идеях А.И. Стронина прежде всего социальный консерватизм.

С позитивной критикой выступили В.Д. Спасович, Е.В. де Роберти, Д.Л. Мордовцев, Н.И. Кареев. В.Д. Спасович, публицист, историк, литературовед, анализируя труды А.И. Стронина, зафиксировал, что «Политика как наука» была опытом разработки одной из наименее изученных проблем в социологии. В.Д. Спасович указал, что А.И. Стронин изучил духовную сферу жизни общества в ее взаимосвязи с социально-экономическими и политическими процессами, законы построения общества, «впечатлений» и «рефлексов», проанализировав причины, проявления и последствия социальных явлений [51, с. 36].

Е.В. де Роберти, давая, в целом, позитивную оценку работе А.И. Стронина «Политика как наука», отмечал, что чем более частными являются обобщения и социальные законы, выделяемые А.И. Строниным, тем более труд его приобретает научное значение. Некоторые части труда критик признавал даже образцовыми, содержащими ценные социальные наблюдения [72, с. 2]. В частности, важными наблюдениями являются: выявление А.И. Строниным процессов «инкорпорации» и «экскорпорации» в обществе, роли политических партий.

Н.И. Кареев, давая критическую оценку монографии «История общественности», охарактеризовал данную работу как социологическую попытку разработки теории исторического прогресса, исследующей закономерности социальных явлений. Он оценил систему социологических понятий А.И. Стронина как одну из лучших в отечественной социологической науке [37]. Кареев увидел сходство «Истории общественности» по ее замыслу с «Азбукой социальных наук» В.В. Берви-Флеровского. Позднее, при написании работы «Введение в изучение социологии», Н.И. Кареев использовал в ней материал всех трех монографий А.И. Стронина [51, с. 50]. Д.Л. Мордовцев дал позитивный отклик на «капитальный труд» Стронина (его «Историю общественности»), поставив его в ряд знаменитых работ по философии истории, исследующих мировые законы жизни [50, с. 263].

Следует отметить, что лишь после смерти А.И. Стронина были предприняты попытки дать общие оценки жизни и творчества ученого в некрологах и энциклопедических словарях [59; 63; 107; 62 и др.]. Здесь дается краткая и неполная характеристика его педагогической, общественной и научно-исследовательской деятельности. В качестве ученого он позиционируется как представитель механицизма и органицизма. В различных воспоминаниях [31; 26 и др.], вышедших до 1917 года, рассматривалась лишь педагогическая и общественно-просветительская деятельность А.И. Стронина.

В течение советского периода анализу творчества А.И. Стронина практически не уделялось внимания. Лишь к концу данного этапа в рамках истории России изучению подверглась общественно-просветительская деятельность исследователя. В этом отношении следует отметить работу В.Е. Кельнера, который акцентирует внимание на исследовании просветительской деятельности ученого и подробно анализирует его брошюры из цикла «Народной энциклопедии» [38]. В.Е. Кельнер констатирует, что А.И. Стронин описывает социальную структуру, сложившуюся к началу 70-х годов XIX века в пореформенной России, и, в целом, демонстрирует взгляды, характерные для крестьянской демократической мысли второй половины XIX века.

Лишь в постсоветский период, когда началось изучение различных социальных проблем, освоение классического и современного западного, а также дореволюционного российского наследия социологической науки, имя исследователя, как яркого представителя российской социологии, начинает фигурировать на страницах учебных пособий, энциклопедических изданий и в трудах исследователей [28; 45; 54; 64; 75; 103; 78; 33 и др.]. Осуществляются попытки анализа работ А.И. Стронина с точки зрения его вклада в развитие российской социальной мысли.

Так, В.Р. Лейкина-Свирская [48; 49; 50] исследует в своих работах жизненный и творческий путь исследователя, достаточно подробно характеризует основные направления его деятельности, анализирует его основные труды, акцентируя внимание на изучении взглядов А.И. Стронина по таким проблемам как общественная роль интеллигенции, развитие общества, панславистские идеи, демократические идеи.

A.B. Маркова [51], также подробно излагая в своей монографии творческую биографию исследователя, предпринимает попытку выявить идейные истоки его научного творчества, проанализировать методологические основы его концепции, описать его взгляды на структуру и динамику общества, но акцентируя внимание на анализе философских проблем политики.

Е.И. Кукушкина, публикуя отрывок из работы А.И. Стронина «История общественности», предваряет публикацию небольшим предисловием, в котором отмечает, «.бросается в глаза.охват широкого круга явлений и процессов, во взаимосвязи и взаимовлиянии которых Стронин видит основу целостности социального организма. Он обращает внимание на тот факт, что лишь благодаря постоянному и непрерывному взаимодействию таких элементов общественности, как семья, школа, язык, литература и их «чувствительный проводник» - ребенок, существует и развивается общественный организм» [44, с. 166-167]. Кукушкина считает, что ни одно из понятий, используемых Строниным в «Истории общественности», нельзя считать устаревшим в настоящее время. А это значит, что современным исследователям необходимо самым тщательным образом изучать сделанные нашими предшественниками (в том числе и А.И. Строниным) научные открытия, чтобы в своей работе опираться на прочный фундамент отечественной социологической мысли [44, с. 168].

Таким образом, анализ степени изученности социологических взглядов А.И. Стронина свидетельствует о том, что отдельные аспекты его творчества и социологической концепции рассматривались, обсуждались и изучались как современниками исследователя, так и последующими поколениями ученых. Но, отмечая определенные достижения в изучении социально-философского и социологического наследия российского исследователя, становится очевидным, что социологическая концепция А.И. Стронина в ее целостности и комплексности в настоящее время является неизученной. Как в дореволюционной, так и в современной отечественной литературе рассматривались лишь отдельные аспекты творчества, что явно недостаточно для целостного понимания концепции российского ученого. Поэтому логичным и необходимым является исследование творчества А.И. Стронина с целью комплексного изучения его социологической концепции.

Целью данной работы является комплексный анализ идей, представленных в социологической концепции А.И. Стронина и характеризующих вклад российского исследователя в развитие социологической науки.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1) выявление идейно-теоретических истоков социологической концепции российского исследователя;

2) анализ методологических основ социологической позиции мыслителя;

3) характеристика взглядов А.И. Стронина на общество, его структуру и динамику, на законы общественного функционирования и развития;

4) оценка комплекса идей, составляющих теоретико-методологическое новаторство российского ученого.

Объектом исследования является социологическая концепция, выдвинутая А.И. Строниным в его научных текстах.

Предмет исследования - теоретическое и методологическое содержание социологической концепции А.И. Стронина, а также основные проблемы, представляющие собой новаторство российского исследователя и характеризующие его вклад в развитие социологической мысли.

Источниковой базой диссертации являются социологические тексты А.И. Стронина; критические тексты, посвященные осмыслению элементов его социологической концепции; а также научные работы исследователей, привлекаемые для осуществления сравнительного анализа.

Основными социологическими трудами исследователя являются: Стронин А.И. История и метод. СПб., 1869; Стронин А.И. Политика как наука. СПб., 1872; Стронин А.И. История общественности. СПб., 1885. В данных работах последовательно и во взаимной связи излагаются идеи, формирующие социологическую концепцию исследователя [88; 92; 89].

Представляют интерес также критические тексты как дореволюционных, так и современных российских исследователей: статья Михайловского Н.К. «Аналогический метод в общественной науке («История и метод. Соч. А. Стронина»)», опубликованная в журнале «Отечественные записки» в 1872 году в 7 номере; статья данного же критика «Литературные и журнальные заметки», опубликованная в журнале «Отечественные записки» в 12 номере 1872 года; критическая статья Ткачева П.Н. «Ташкентец в науке», опубликованная в журнале «Дело» в 12 номере 1872 года; статья Спасовича В.Д. «Опыт построения социологии», опубликованная в журнале «Вестник Европы» в 4 номере 1873 года. Следует отметить серию статей Евгения де Роберти «Наши социологи. «Мысли о социальной науке будущего». Соч. П.Л. Ч. I. СПб. 1872. - «Политика как наука». Соч. А. Стронина. СПб. 1872.», опубликованных в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в номерах 19, 58 и 125 1873 года, представляющих собой тщательный разбор труда А.И. Стронина и позитивную критику на данную работу. Для характеристики взглядов российского исследователя на проблемы социальной динамики важна статья Кареева Н.И. «Чем должна быть теория прогресса? (А.И. Стронин. История общественности. СПб. 1885.)», опубликованная в журнале «Русское богатство» в номерах 1, 2, 3 1886 года. Труды современных авторов, такие как статья Лейкиной-Свирской В.Р. «Три книги А.И. Стронина», опубликованная в периодическом издании «Исторические записки» в 115 томе в 1987 году, а также монография Марковой A.B. «Философия политики А.И. Стронина», опубликованная в 1995 году, дающие описание и характеристику трудов российского мыслителя [56; 61; 100; 79; 72; 37; 50; 51].

Существуют также работы дореволюционных и современных российских и зарубежных социологов, теоретико-методологическим идеям которых созвучны некоторые идеи, разрабатываемые А.И. Строниным в его трудах. Монография О. Конта «Курс положительной философии», опубликованная в Санкт-Петербурге в 1894 году в переводе на русский язык. Труд Г. Спенсера «Основания биологии», опубликованный в 2-х томах в Санкт-Петербурге в 1870 году. Сборник работ Г. Спенсера «Опыты научные, политические и философские», опубликованный в Минске в 1998 году. Работа Д.С. Милля «Система логики силлогистической и индуктивной», опубликованная в Санкт-Петербурге в 1865-1867 годах. Сборник работ М. Вебера «Избранные произведения», опубликованный в Москве в 1990 году. Монография Т. Парсонса «Система современных обществ», опубликованная в Москве в 1997 году и др. [80; 16 и др.].

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы в диссертационном исследовании используются структурно-функциональный, системный, социокультурный подходы, совокупность которых обеспечивает современную научную характеристику и объективную интерпретацию социологической концепции А.И. Стронина. Для анализа научной литературы и документов в данной работе используются как общенаучные методы (логический, методы анализа, синтеза, систематизации), так и специальные методы научного исследования (сравнительно-исторический, генетический, герменевтический). Генетический метод позволяет выявлять стадии и этапы в развитии научного мировоззрения исследователя, зафиксировать динамику его концепции. Структурнофункциональный подход состоит в выделении элементов социологической концепции А.И. Стронина и определении их места и роли в системе социологического знания. Системный подход предполагает анализ концепции российского исследователя как целостного комплекса взаимосвязанных компонентов. Сравнительно-исторический метод основан на выявлении сходства и различия между социальными идеями различных мыслителей (различных эпох) с целью установления общих и специфических для них характеристик. Социокультурный подход предполагает анализ социологической концепции А.И. Стронина в общекультурном контексте. Герменевтический метод предполагает изучение отдельных фрагментов текста как самостоятельных смысловых единиц, что позволяет выявить элементы социологической концепции А.И. Стронина.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые в отечественной социологии осуществлен комплексный анализ научных идей российского социолога второй половины XIX века А.И. Стронина и доказано наличие в трудах ученого социологической концепции как стройной, последовательной и логичной системы взаимосвязанных идей о природе социального знания, его структуре и методологии, о специфике социологии как науки, о ее объекте и предмете, о природе, структуре и динамике общества, о закономерностях функционирования и развития социальной системы;

- выявлена специфика формирования научных взглядов российского социолога под влиянием различных факторов в рамках основных направлений его деятельности на разных этапах жизненного пути, проанализированы идейно-теоретические истоки социологической концепции А.И. Стронина, ее теоретико-методологические основы;

- осуществлен анализ научных взглядов российского исследователя на общество, его структуру и развитие, в частности, продемонстрировано наличие в его взглядах на общество механистических, организмических, психологических, системных и структурно-функциональных представлений, доказано, что исследователь является представителем социологического реализма, сторонником прогрессистско-циклического подхода к анализу процесса социального развития;

- выявлено значение использования А.И. Строниным различных научных подходов, известных в рамках современного ему этапа развития социального знания, для выдвижения идей, актуальных и в настоящее время: попытка отраслевой дифференциации социального научного знания, одна из первых попыток осуществления структурно-функционального анализа общества, разработка метода «диалектического изолирования», аналогичного методологии «идеального типа» М. Вебера, попытка осуществления стратификационного анализа общества на основе естественных, экономических, политических, образовательных, территориальных критериев, что было не характерно для социологических работ XIX века, выработка идей, близких идеям синергетического подхода, теории организации и самоорганизации;

- показана перспективность дальнейшего исследования социологической концепции А.И. Стронина, особенно, в контексте структурно-функционального анализа, системного подхода, теории социальной стратификации и мобильности, теории организации;

- впервые в научный оборот введены источники, ранее не рассматривавшиеся в социологической науке.

Основные положения, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Социологическая концепция А.И. Стронина представляет собой стройную, последовательную и логичную систему взаимосвязанных идей о природе социального знания, его структуре и методологии, о природе, структуре и динамике общества, о закономерностях функционирования и развития социальной системы. Социология для А.И. Стронина является лишь частью единого, целостного социального знания. Российский исследователь рассматривает социологию как науку о функционировании общества. Объектом социологии является общество как единый целостный организм. Предметом же - социальная структура общества, взаимосвязь и взаимодействие ее элементов.

2. Социологическая концепция А.И. Стронина формировалась под влиянием идей таких социальных мыслителей как Аристотель, П.Д. Гольбах, Дж. Локк, Дж.

Вико, И.Г. Гердер, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Леббок. Влияние О. Конта и Г. Спенсера проявилось в использовании российским ученым объективных методов естественных наук для исследования общества, в анализе А.И. Строниным общества, социальных явлений и процессов с позиций социального механицизма и социального органицизма, в его взглядах на общество как целостную и динамичную систему, в разработанной им классификации наук. Идеи Гольбаха позволили исследователю сформировать представление об обществе как надындивидуальной социальной реальности, оказывающей влияние на формирование, развитие и деятельность личности. Учение Аристотеля о структуре общества и идеи Дж. Локка о разделении властей были использованы А.И. Строниным для анализа социальной структуры. Осуществляя анализ социальной динамики, А.И. Стронин опирался на идеи Дж. Вико о цикличности социального развития, И.Г. Гердера о прогрессивном, поступательном развитии общества, на эволюционистские идеи Э. Тайлора и Дж. Леббока, что позволило исследователю сформировать оригинальную концепцию развития общества, сочетающую в себе принципы линейности и цикличности протекания социальных процессов.

3. А.И. Стронин в своих взглядах на общество выступает как представитель социологического реализма. Общество представляет собой надындивидуальное, целостное образование. Представление российского исследователя об обществе включает в себя механистические, организмические, психологические, системные и структурно-функциональные элементы. Основываясь на позициях социального механицизма, А.И. Стронин «конструирует» коническую модель общества, сочетающую в себе пирамидальную и пространственно-концентрическую модели и позволяющую исследователю продемонстрировать структуру общества и функциональную взаимосвязь ее элементов. Сравнение общества с биологическим организмом дает возможность представить общество как целостную систему, показать органический характер взаимосвязей между ее элементами, продемонстрировать способность социальной системы к самоорганизации и саморазвитию. Общество предстает в социологической концепции исследователя как целостная система разнообразных элементов - социальных групп, видов деятельности, осуществляемых данными группами, и продуктов, результатов этой деятельности. Элементы психологизма проявились в исследовании А.И. Строниным взаимодействия общества со средой, осуществляемого посредством механизма «впечатлений» и «рефлексов», а также выявления одного из важнейших факторов социальных явлений - психологического, наряду с социальными и естественными факторами, влияющими на функционирование и развитие социальных явлений.

4. Рассматривая функционирование и развитие общества, А.И. Стронин выделяет общие законы (биологический, социологический и политический), а также ряд частных. Согласно общему биологическому закону, общество проходит три стадии в своем развитии: прогресс, застой, регресс, который завершается общим упадком и «смертью». Для А.И. Стронина, как для сторонника теории циклического развития, характерно восприятие «гибели» общества как начала нового цикла. Согласно общему социологическому закону, социальные структуры развиваются в ходе многоуровневого цикла в направлении их усложнения и дифференциации. Согласно общему политическому закону социальные изменения происходят благодаря взаимодействию общества и среды. Исследователь вводит понятия «инкорпорация» и «экскорпорация», используемые в процессе анализа интеграции инноваций в структуру общества, а также экстрагирования из общества нефункциональных элементов.

5. Отдельная роль в изучении научного наследия А.И. Стронина принадлежит выявлению его новаторства в области методологии. Как представитель направлений, использующих естественнонаучные подходы и методы в общественных науках, А.И. Стронин приблизился по ряду позиций к положениям структурно-функционального анализа. Общество характеризуется А.И. Строниным как целостный системный социальный объект, имеющий структуру, являющуюся инвариантной. Осуществляя структурно-функциональный анализ общества, исследователь охарактеризовал составляющие общество элементы и их функции, изучил взаиморасположение данных элементов в их иерархии, отметил, что в обществе существует глубокая специализация и взаимозависимость элементов, в нем происходят изменения организации в направлении усложнения структуры и специализации ее элементов. А.И. Стронин также поставил проблему наличия в обществе элементов, обладающих институциональной природой, и выявил в социальной системе элементы, которые могут быть охарактеризованы как функциональные эквиваленты.

6. Разработка А.И. Строниным оригинального метода «диалектического изолирования» является примером инновации российского исследователя в области разработки новых научных методов. Метод «диалектического изолирования» является способом образования абстрактных понятий. Для А.И. Стронина образование абстрактных идеальных понятий посредством метода диалектического изолирования выступает не как цель, а как средство научного познания самого явления, его характерных качеств и свойств. Идея разработки А.И. Строниным метода «диалектического изолирования» оказалась близкой идее конструирования «идеального типа», представленной в работах выдающегося немецкого исследователя М. Вебера.

7. В концепции А.И. Стронина представлены основные элементы теории социальной стратификации. Он осуществляет многомерный анализ общества, основываясь на естественных, экономических, политических, образовательных, территориальных критериях выделения социальных групп общества. Исследователь выделяет в структуре общества иерархически расположенные слои, отличающиеся друг от друга неравным доступом к важнейшим благам, и отмечает наличие в качестве отдельного элемента общества интеллигенции как особой социальной группы, преимущественно занимающейся интеллектуальной деятельностью, причем, специфику общества составляет то, что представители данной социальной группы инфильтрованы в различные слои общества. А.И. Стронин, описывая положение интеллигенции в обществе, близко подошел к идее социальной мобильности.

8. В ходе создания своей социологической концепции исследователь, осуществляя научную работу на стыке различных подходов и наук, развивает ряд аспектов теории организации, таких как целостность социальной организации, наличие управленческой подсистемы, наличие обратной связи, иерархическое строение, открытость во взаимодействии с внешней средой, динамизм, способность к самоорганизации. Процесс организации общества А.И. Стронин воспринимал как последовательный и стадиальный. Признаками организованного общества А.И. Стронин считал целостность, наличие управления и иерархического строения. Исследователь подчеркивал, что развитие социальной организации происходит в результате ее взаимодействия со средой, так как каждая «организация» представляет собой явление для одних организаций и среду для других социальных объектов. По мнению исследователя, сбалансированное развитие организации возможно исключительно при наличии действующей системы «обратной связи». Рассматривая общества, государства, человечество в целом как организованные системы, А.И. Стронин подчеркивал необходимость наличия в их рамках внутреннего разнообразия в качестве обязательного условия их функционирования и развития. Социальные организованные системы включают в себя элементы, характеризующиеся способностью к самоорганизации по образцу общественного целого.

Научно-практическая значимость работы. Результаты работы способствуют более полному освоению истории социологической мысли, служат источником новых идей и гипотез в социологии. Материал, содержащийся в диссертации, может быть использован при подготовке учебных курсов истории российской социологии, социологии организаций, отдельных спецкурсов и пособий по ним. Работа имеет значение для анализа приоритетов российской социологии в процессе развития мировой социологической мысли.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации были изложены автором в ряде научных статей; обсуждались на научных конференциях: Научно-практическая конференция студентов и преподавателей педагогического факультета ТвГУ «Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога» (Тверь, 2002 год); Всероссийская научная заочная конференция «Образование в XXI веке» (Тверь, 2003 год; Тверь, 2004 год); VI Конференция Европейской социологической ассоциации (Испания, Мурсия, 2003 год); VII Конференция Европейской социологической ассоциации (Польша, 2005 год); 37-й

Международный конгресс Международного института социологии (Швеция, Стокгольм, 2005 год, 5-9 июля).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета 12 января 2006 г. и была рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена степень изученности темы, поставлены цель и задачи исследования, указаны объект и предмет исследования, рассмотрена методология исследования. В первой главе анализируется творческая биография исследователя, характеризуются основные направления его деятельности, выявляются истоки и основы его социологической позиции. Во второй главе осуществляется анализ методологических основ социологической системы российского ученого, анализируются его взгляды на проблемы социальной структуры и динамики. В третьей главе рассматривается комплекс идей, составляющих теоретико-методологическое новаторство российского ученого. В заключении подводятся итоги исследования, дается оценка социологических взглядов А.И. Стронина.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Симонова, Елена Валерьевна

Заключение

Исключительная значимость и актуальность для современной социологии научных трудов А.И. Стронина заключается в разработке исследователем ключевых проблем социологического знания, которые с удивительной точностью были предугаданы им, и изучение которых представляет задачу современного этапа развития социологической науки. В трудах российского ученого изложена оригинальная социологическая концепция, представляющая собой стройную, последовательную и логичную систему взаимосвязанных идей о природе социального знания, его структуре и методологии, о природе, структуре и динамике общественного целого, о закономерностях функционирования и развития социальной системы.

Анализ теоретико-методологических истоков социологической концепции А.И. Стронина свидетельствует, что свои идеи исследователь разрабатывал в русле позитивистского направления в социологии. Причем, те новации, которые внес в позитивистскую социальную мысль А.И. Стронин, осуществлялись в русле аналогичных попыток со стороны других русских философов и социологов позитивистской ориентации. Необходимо отметить, что работа по «конструированию» новой социальной науки велась А.И. Строниным не только под влиянием таких его предшественников как О. Конт и Г. Спенсер, но иногда и синхронно с ними. Кроме того, значительное влияние на формирование научных взглядов российского социолога оказали работы Аристотеля, П.Д. Гольбаха, Дж. Локка, Дж. Вико, Гердера, Э. Тайлора, Леббока.

А.И. Стронин разрабатывает методологическую основу для осуществления анализа общества и социальных явлений в рамках таких направлений как социальный механицизм и социальный органицизм. Причем, российскому ученому удалось максимально полно использовать эвристический потенциал механистического и органицистского подходов, наметив в их рамках «контуры» структурно-функционального анализа, теории социальной стратификации, теории организации и самоорганизации. Являясь представителем позитивистского направления в социологии, исследователь придерживается мнения, что в научном исследовании необходимо применять индуктивные методы, в частности, обсерватику. Но, считая использование исключительно индуктивных методов недостаточным для изучения социальных явлений, А.И. Стронин разрабатывает метод аналогики, позволяющий переносить закономерности, выявленные другими науками, в сферу обществознания. Следует отметить, что А.И. Стронин осознавал необходимость учета специфики области применения данных методов в ходе их использования для изучения общества, а также подчеркивал необходимость комплексного использования указанных методов.

Разработка собственной оригинальной методологии научного исследования позволила А.И. Стронину предложить несколько вариантов классификации социальных наук, отражавших эволюцию научных взглядов ученого. Разрабатывая один из вариантов классификации наук, А.И. Стронин выделяет отрасли научного знания, которые, в свою очередь, дифференцируются ученым на частные научные дисциплины, каждая из которых углубленно изучает какую-либо сферу социальной жизни. Социологию А.И. Стронин рассматривает как часть единого, целостного социального знания. Данную классификацию наук можно представить как одну из первых в российской социологии попыток отраслевой дифференциации социального научного знания.

Основываясь на разработанной им методологии, А.И. Стронин сформировал оригинальную для того периода исторического развития концепцию социальной структуры. На ее базе исследователь конструирует коническую модель общества, сочетающую в себе пирамидальную и пространственно-концентрическую модели и позволяющую исследователю продемонстрировать структуру общества и функциональную взаимосвязь ее элементов. К позитивным сторонам концепции социальной структуры А.И. Стронина следует отнести следующие: 1) попытка исследователя приблизить схему социальной структуры к системной модели общества, в рамках которой различные социальные элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, а также с внешним окружением; 2) разработка многоуровневой классификации социальных элементов, выделяемых по различным критериям, для достижения наибольшей достоверности определения сравнительного статуса какого-либо общества. Характерной особенностью модели социальной структуры А.И. Стронина является то, что в данной модели социальное неравенство и социальная стабильность представлены в качестве необходимых условий функционирования любого общества.

Рассматривая функционирование и развитие общества, А.И. Стронин выделяет общие законы (биологический, социологический и политический), а также ряд частных. Российский ученый отмечает, что разнообразные процессы функционирования и развития социальных организмов протекают согласно частному биологическому «закону скрещивания». Сравнивая общество с биологическим организмом, А.И. Стронин выделяет такие характерные его отличия как большую сложность и разнообразие, универсальность отдельных его частей. По мнению российского исследователя, общество, по аналогии с биологическим организмом, проходит три стадии «жизни»: прогресс, застой, регресс, который завершается общим упадком и «смертью». Для А.И. Стронина как для сторонника теории циклического развития характерно восприятие «гибели» общества как начала нового цикла.

Исходя из анализа общего социологического закона, выделенного А.И. Строниным, можно сделать вывод, что исследователь являлся представителем прогрессистско-циклического подхода. Согласно выявленным исследователем закономерностям, социальные структуры развиваются в ходе многоуровневого цикла в направлении их усложнения и дифференциации. Исследователь выделяет «закон соединения и разделения труда», проявлениями которого являются «акции» и «реакции» как резкие изменения, являющиеся составными частями прогресса и регресса. Прогресс и регресс, таким образом, представляют собой ряд «акций» (действий) и «реакций» (противодействий), сменяющих друг друга. Факторами колебаний в общественном развитии, по мнению А.И. Стронина, являются политические партии, деятельность каждой из которых соответствует определенной стадии цикла общественного развития.

В концепции А.И. Стронина необходимо выделить еще два важных элемента: 1) политический «закон впечатлений и рефлексов», выделенный исследователем и характеризующий взаимодействие общества и среды, приводящее к социальным изменениям; 2) введение понятий «инкорпорация» и «экскорпорация», что позволило ученому проанализировать процесс интеграции инноваций в структуру общества, а также экстрагирования из общества устаревших, нефункциональных элементов. «Инкорпорация» и «экскорпорация» являются составными элементами акций и реакций и выполняют регулирующую роль в функционировании общества.

Таким образом, анализ взглядов российского мыслителя на общество, его структуру и динамику, позволяет выявить механистические, организмические и системные представления. Кроме того, А.И. Стронин выделяет ряд характеристик общества и социальных процессов, которые в настоящее время могут трактоваться как элементы структурно-функционального анализа. По мнению исследователя, общество можно представить как единое и взаимосвязанное целое. И, хотя сам термин «система» А.И. Строниным не используется, общество характеризуется им именно как целостная система, как некий системный социальный объект, имеющий структуру, которая является инвариантной и универсальной. По существу, осуществляя структурно-функциональный анализ общества, исследователь выявил типичную структуру любого общества, любого социального объекта, охарактеризовал составляющие его элементы и их функции, изучил взаиморасположение данных элементов в их иерархии. Сравнивая общество с биологическим организмом, исследователь отмечал, что в обществе существует глубокая специализация и тесная взаимозависимость элементов, в нем происходят изменения организации в направлении усложнения структуры и специализации ее элементов.

Важным методологическим новшеством российского исследователя является использование им для анализа социальных явлений метода «диалектического изолирования», который может быть сопоставлен с категорией «идеального типа» М. Вебера. Как и для М. Вебера, для А.И. Стронина образование абстрактных идеальных понятий посредством метода диалектического изолирования выступает не как цель, а как средство научного познания, средство выявления не только связей и закономерностей социальных явлений и процессов, но и средство познания самого явления, его характерных качеств и свойств. Позднее идея конструирования «идеального типа» как средства социологического познания нашла свое наиболее полное воплощение в работах выдающегося немецкого исследователя, и А.И. ф Стронин в определенном смысле может рассматриваться в качестве предтечи М. Вебера.

Необходимо отметить также наличие в зачаточном виде в концепции А.И. Стронина элементов теории социальной стратификации. Основой дифференциации общества, согласно концепции А.И. Стронина, являются политические и экономические функции социальных страт. Исследователь выделяет в структуре общества иерархически расположенные слои, отличающиеся друг от друга неравным доступом к таким важнейшим благам, как «сила», «богатство», «знание» и «власть». Следует отметить, что А.И. Стронин, описывая положение ф интеллигенции в обществе, достаточно близко подошел к идее социальной мобильности.

Также, анализируя природу, структуру, функционирование и развитие общества, А.И. Стронин развивает ряд аспектов организационной науки таких как целостность социальной организации, целесообразность ее существования, движение к общей цели, наличие управленческой подсистемы, наличие обратной связи, иерархическое строение, открытость во взаимодействии с внешней средой, динамизм, способность к самоорганизации. Следует отметить, что А.И. Стронин использовал понятие «организация» для обозначения как социального объекта, так и Ф упорядоченности данного социального объекта, а также для обозначения процесса организационной деятельности. Процесс организации общества исследователь воспринимал как последовательный и стадиальный. Признаками организованного общества А.И. Стронин считает целостность, наличие управления, власти, наличие иерархического строения.

Исследователь подчеркивает, что развитие социальной организации происходит в результате ее взаимодействия со средой, так как каждая «организация» представляет собой явление для одних организаций и среду для ф других социальных объектов, а в широком смысле общество выступает как явление ч для окружающей его природной среды. Здесь исследователь намечает развитие представлений о таком свойстве социальных организованных систем как рекурсивность. Это свойство объекта быть одновременно и подсистемой, и сложной ф системой с наличием элементов, подсистем.

Взаимодействие со средой (социальной или природной) осуществляется на основе вышеупомянутого закона «впечатления и рефлекса». Согласно данному закону посредством таких явлений как «инкорпорация» и «экскорпорация» происходит адаптация организованной системы к среде, что необходимо для ее развития. По мнению исследователя, сбалансированное развитие системы возможно исключительно при наличии действующей системы «обратной связи».

Рассматривая общества, государства, человечество в целом как организованные системы, А.И. Стронин подчеркивает необходимость наличия в их 0 рамках внутреннего разнообразия в качестве обязательного условия их функционирования и развития. Российский исследователь указывает на то, что социальные организованные системы отличаются большей сложностью и разнообразием по сравнению с природными. Также, в отличие от естественных природных систем, социальные организованные системы включают в себя элементы, характеризующиеся способностью к самоорганизации по образцу общественного целого.

Таким образом, именно стремление изучать социальные явления, используя возможности различных научных подходов, известных в рамках современного А.И. Ф Стронину этапа развития научного знания, позволило ему выдвинуть новые идеи в теории социального познания, разработать отдельные элементы структурно-функционального анализа, синергетического подхода, системного подхода, теории самоорганизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Симонова, Елена Валерьевна, 2006 год

1. Абельс X. Проблема социального порядка в социологии Т. Парсонса // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3: Межвуз. сб. / Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб., 2000.

2. Абушенко B.JI. Структурно-функциональный анализ // Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.J1. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.

3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

4. Американские буржуазные теории управления (критический анализ) / Под ред. Б.З. Мильнера. М., 1978.

5. Ансберг О. Н. Забытый мыслитель // Лейкина-Свирская В.Р. А.И. Стронин 1826- 1889. СПб, 1992.

6. Аттестат о службе А.И. Стронина, выданный ему в 1887 г. // ОР РНБ. Ф. 752. № 1.

7. Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // Социологические исследования. 2005. № 5.

8. Белов Е. Туман в истории и политике (по поводу статьи г. Спасовича. «Вестник Европы», апрель 1873 года. Разбор «Опыта социологии» Стронина) // Гражданин. 1873. № 28. 9 июля.

9. Библиография // Новое время. 1877. № 566. 25 сентября. Ю.Библиография. Политика как наука. А. Стронина. СПб. 1872 г. Мысли осоциальной науке будущего. П.Л. Спб. 1872 г. // Санкт-Петербургские ведомости. 1872. №330. 1 декабря.

10. Биографические материалы // ОР РНБ. Ф. 752. № 1.

11. Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М, 1989. 1 З.Вагнер В. Из истории дарвинизма в социологии. (Памяти Михайловского) //

12. Русская мысль. 1904. № 8. Август. 14.Вагнер В. Максим Максимович Ковалевский как социолог // Вестник Европы. 1916. № 8 (август)

13. Василькова B.B. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

14. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

15. Вершинин М.С. Типологические особенности политической философии русского консерватизма // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Материалы V Российского симпозиума историков русской философии. Нижний Новгород, 1998.

16. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

17. Внутренние новости. Хроника // Голос. 1877. № 227. 26 сентября.

18. Воспоминания Иосифа Самчевского // Киевская старина. 1894. Июль.

19. Галактионов A.A. Органическая теория как методология социологической концепции Н.Я. Данилевского // Российская социология. Межвузовский сборник / Под ред. проф. А.О. Бороноева. СПб., 1993.

20. Голосенко И.А. Русская социология: ее социокультурные предпосылки, междисциплинарные отношения, основные проблемы и направления // Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986.

21. Голосенко И.А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России. Избранные сочинения: В 2-х книгах. СПб., 2002.

22. Гуревич П. Дело о распространении малороссийской пропаганды // Былое. 1907. Июль. №7/19.

23. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998.

24. Драгоманов М.П. Два учитель Спомеш. Львов, 1902.

25. Задачи нашей интеллигенции // Неделя. 1873. № 2. 14 января.

26. Иванов О.И. Методология социологии: Учебно-методич. пособие. СПб., 2003.

27. Из воспоминаний старого полтавца // Киевская старина. 1900. № 3. Март.

28. История буржуазной социологии XIX начала XX века / Под ред. И.С. Кона. М., 1979.

29. История социологии: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1997.

30. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (Предыстория социологии и первые программы науки об обществе). М., 1995.

31. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1996.

32. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

33. Кареев Н.И. Чем должна быть теория прогресса? // Русское богатство. 1886. № 1,2,3.

34. Кельнер В.Е. «Народная энциклопедия» Александра Стронина (Из истории книжного дела 70-х годов XIX в.) // История СССР. 1985. № 6.

35. Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. Том I. Социология / Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб., 1997.

36. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социологические исследования. 2004. № 1.

37. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Исторический очерк. Л., 1964.

38. Костин В.А., Костина Н.Б. К вопросу об определении понятия "социальная организация" // Социологические исследования. 2001. № 10.

39. Красавин В.П. Методологические проблемы социального познания в русской философско-социологической литературе конца XIX века. Пермь, 1974.

40. Кукушкина Е.И. Из истории отечественной социологии // Вестник МГУ. Серия 18. 2000. № 1.

41. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX начала XX века. М., 1993.

42. Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002.

43. Лапин Н.И. Проблемы социологического анализа организационных систем // Вопросы философии. 1974. № 7.

44. Лейкина-Свирская В.Р. А.И. Стронин // Лейкина-Свирская В.Р. А.И. Стронин. 1826-1889. СПб., 1992.

45. Лейкина-Свирская В.Р. Публицистика// Лейкина-Свирская В.Р. А.И. Стронин. 1826-1889. СПб., 1992.

46. Лейкина-Свирская В.Р. Три книги А.И. Стронина // Исторические записки. Т. 115. М., 1987.

47. Маркова A.B. Философия политики А.И. Стронина. М., 1995.

48. Методологические проблемы теории организаций / Под ред. М.И. Сетрова. Л., 1976.

49. Мильнер Б.З. Теория организаций. М., 2002.

50. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

51. Миненков Г.Я. Прогресс // Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.

52. Михайловский Н.К. Аналогический метод в общественной науке («История и метод. Соч. А. Стронина») // Отечественные записки. 1872. № 7.

53. Мордовцев Д. Байрон в переводах Алеко. СПб. 1886 г. // Новости. 1886. 2 апреля.

54. Морозов В.П. Естествознание как источник «Тектологии» A.A. Богданова // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Выпуск II. A.A. Богданов. М., 1989.

55. Н.Б. Некролог А.И. Стронина // Южный край. 10 февраля 1889. № 2789.

56. Н.В. // Биржевые ведомости. 1877. № 251. 5 октября.

57. Н.М. Литературные и журнальные заметки // Отечественные записки. 1872. № И; 1872 №12.

58. Некролог // ОР РНБ. Ф. 752. № 2.

59. Некролог // Северный вестник. 1889. № 3.

60. Новикова С.С. История развития социологии в России (учебное пособие). Москва Воронеж, 1996.

61. Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социологические исследования. 2002. № 10.

62. Новые книги. Политика как наука. Стронина // Сияние. 1872. № 45. 5 ноября.

63. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

64. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.,1995.

65. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. М., 1996.

66. Рассказы о земле и о небе Александра Иванова. 3-ье издание К.С. Дьяковой. Спб. 1872 // Народная школа. 1873. № 10. Октябрь.

67. Роберти Е. де // Санкт-Петербургские ведомости. 1873. № 133. 16 мая.

68. Роберти Е. де. Наши социологи. «Мысли о социальной науке будущего». Соч. П.Л. Ч. I. Спб. 1872. «Политика как наука». Соч. А. Стронина. Спб. 1872. // Санкт-Петербургские ведомости. 1873. № 19; 1873. № 58; 1873. № 125.

69. Сивуха C.B. Социальная стратификация // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.

70. Скобелева Е.И. Анализ предпосылок и принципов идеально-типического познания социальных процессов в теоретической социологии М. Вебера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2004.

71. Социологи России и СНГ XIX XX вв. Биобиблиографический справочник. М., 1999.

72. Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX века / Под ред. Б.А. Чагиной. Л., 1978.

73. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.

74. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.

75. Спасович В.Д. Опыт построения социологии // Вестник Европы. 1873. № 4.

76. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.

77. Стронин А. Комментарий к «Политике как науке» // Санкт-Петербургские ведомости. 1873. № 128. 11 мая; № 133. 16 мая.

78. Стронин А.И. Анекдотическая история текущей войны. Изд. А. Стронина. Апрель, май, июнь и июль 1877. СПб., 1877.

79. Стронин А.И. Дневник в прозе. Т. 1 (1826 1862) // ОР РЫБ. Ф. 752. № 3.

80. Стронин А.И. Дневник с 1848 по 1888 г. Т. 2 (1863 1864). Автограф // ОР РНБ. Ф. 752. №4.

81. Стронин А.И. Дневник с 1848 по 1888 г. Т. 3 (1865 1868) // ОР РНБ. Ф. 752. №5.

82. Стронин А.И. Дневник с 1848 по 1888 г. Т. 4. Автограф // ОР РНБ. Ф. 752.

83. Стронин А.И. Дневник с 1848 по 1888 г. Т. 8 (1885 1888). Автограф // ОР РНБ. Ф. 752. № 10.

84. Стронин А.И. История и метод. СПб., 1869.

85. Стронин А.И. История общественности. СПб., 1885.

86. Стронин А.И. Мир и война. Современные афоризмы А. Стронина. СПб., 1870.

87. Стронин А.И. Письма Петру Ивановичу Стронину. 21 февр. 1861 г. 19 янв. 1875 г. // ОР РНБ. Ф. 752. № 24.

88. Стронин А.И. Политика как наука. СПб., 1872.

89. Стронин А.И. Рассказы о жизни земной Александра Иванова. СПб., 1873.

90. Стронин А.И. Рассказы о земле и о небе Александра Иванова. СПб., 1865.

91. Стронин А.И. Рассказы о силах земных Александра Иванова. СПб., 1873.

92. Стронин А.И. Рассказы о царстве Бовы Королевича Александра Иванова. СПб., 1873.

93. Стронин А.И. Рассказы о человеческой жизни Александра Иванова. СПб., 1873.

94. Стронин А.И. Франция или Германия. Современные афоризмы А. Стронина. СПб., 1870.

95. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

96. Ткачев П.Н. Ташкентец в науке // Дело. 1872. № 12.

97. Тясина И. Организация и окружающая среда (теоретико-методологические проблемы взаимодействия) // Вестник Московского университета. Социология и политология. Серия 18. 1996. № 2.

98. Франция или Германия? Современные афоризмы А. Стронина. Спб. 1870 // Отечественные записки. 1870. № 12. Декабрь.

99. Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних ^ специальных учебных заведений. М., 2000.

100. Циркуляр 19 октября 1870 года//Санкт-Петербургские ведомости. 1870. № 324. 24 ноября (6 декабря).

101. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

102. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М., 2000.

103. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Т. XXXI. СПб, 1901.

104. Barnes Н.Е. Sociology and political theory. A Consideration of the Sociological Basis of Politics. New York, 1924.ф 109. Maus H. A short history of sociology. New York, 1962.6)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.