Социокультурный потенциал спонтанного танца тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Рубаненко, Аида Мажитовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат философских наук Рубаненко, Аида Мажитовна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Синкретическая природа спонтанного танца. 20
1.1. Телесность как социокультурное основание спонтанного танца.
1.2. Культурно-историческая интерпретация становления спонтанного танца. 55
Глава 2. Спонтанный танец в структуре индивидуального развития личности.96
2.1. Креативный потенциал спонтанного танца. 97
2.2. Гуманистические ориентиры спонтанного танца. 128
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Танец в пространстве современной культуры2014 год, кандидат наук Садыкова, Дарья Андреевна
Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности2011 год, кандидат культурологии Курюмова, Наталия Валерьевна
Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве2000 год, кандидат культурол. наук Жиленко, Мария Николаевна
Мифология и феноменология танца2003 год, кандидат философских наук Морина, Лариса Павловна
Танец в аспекте антропологической онтологии2006 год, кандидат философских наук Осинцева, Надежда Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурный потенциал спонтанного танца»
1.1. Актуальность исследования проблемы. В конце XX века во всем мире возросла обращенность к исследованию понятия культуры. Это можно объяснить тем, что продвижение человеческих сообществ по пути гуманизации и демократизации невозможно без утверждения общечеловеческих (антропологических) ценностей по отношению к другим ценностям.
Автором антропологической трактовки феномена «культура», как известно, стал в 1871 г. Э.Тайлор.1 В его понимании культура была представлена совокупностью разнообразных деяний homo faber, т.е. фундаментальным антропологическим понятием. При такой трактовке культура представляет из себя продукт открытой человеческой природы. Это позволяет оценивать культуру как неиссякаемый источник общественных нововведений, что побуждало и побуждает современных исследователей к выявлению потенциала культуры, к поиску ее внутренних резервов, к нахождению возможностей их реализации (Ю.В.Ананьев, В.Ф.Асмус, П.С.Гуревич, А.В.Дахин, Л.А.Зеленов, Н.С.Злобин, В.А.Кайдалов, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Л.Е.Кертман, О.Л.Краева, В.А.Кутырев, В.П.Кожевников, Ю.А.Лебедев, С.П.Макарычев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, А.Моль, С.В.Норенков, С.В.Орлов, В.М.Розин, М.М.Прохоров, В.И.Столяров, Л.В.Филиппова, В.А.Фортунатова, В.И.Хорев, В.А.Щуров и др.).
Именно это обстоятельство дает основание видеть в культуре не только детерминанту социального развития, но и фундаментальный антропологический феномен - способ человеческого бытия вообще. И хотя
1 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. 2
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. философский абрис культуры очерчен давно, метафилософские вопросы культуры, по словам П.С.Гуревича, поставлены именно современной философией. Больше того, «сформировалась культурфилософия или философия культуры, направленная на философское постижение культуры как универсального и всеобщего феномена».1
Наше обращение к понятию культуры вообще связано с необходимостью обозначения того общего поля ценностей, в котором находит свое место спонтанный танец как вид культуры и его возможности для развития личности, выступающие предметом нашего исследования.
Однако, по нашему мнению, конкретное исследование отдельного типа или вида культуры чрезвычайно затруднено наличием множества подходов к изучению культуры. Если А.Моль в начале 70-х годов отметил существование более чем 250 определений , то отечественный теоретик культуры Л.Е.Кертман в настоящее время насчитывает уже свыше 400 определений культуры.3
В нашей работе мы не ставим перед собой задачи сопоставления научных определений или их интеграции. Скорее мы будем исходить из необходимости наметить те ключевые понятия, которые будут определять концептуальные рамки конкретного исследования - социокультурного потенциала спонтанного танца как вида культуры.
С аксиологической точки зрения, по нашему мнению, культурой следует считать только то, что обладает ценностью, т.е. позитивным значением для сохранения и развития человеческого общества, для раскрытия, реализации его социокультурного потенциала. Особенно ценным в связи с этим представляется замечание А.Ф.Лосева, исходящего из того,
1 Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. - С.5.
2 Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973.
3 Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М.: Политиздат, 1987.-СЛ. что «любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное «тело культуры» лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека - субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объективным миром»1.
Именно поэтому в типологическом аспекте культуру нельзя ограничивать сферой художественной культуры, поскольку существует и нравственная, и религиозная, и экологическая, и медицинская культура, и культура общения, речи и т.д., в том числе культура телодвижения, культура танца, т.е. все то, что создает сам человек с целью преобразования окружающей и социальной среды и, разумеется, самого себя, своей телесности, которая является единством, синкрезисом биологического, социального и духовного развития человека. Поэтому культура человеческой телесности, - по словам Л.И.Буевой2, - это не только предпосылка здорового образа жизни, в ней есть этико-эстетический, а, следовательно, и духовный смысл.
С антропологической точки зрения посредством человеческой телесности как языка формируются человеческие чувства, культивируются формы проявления и регулирования влечений, переживаний, волеизъявлений и действий, т.е. человеческая чувственность во всей ее сложности и утонченности.
Между тем, наше социальное время позволяет складываться этому языку телодвижений стихийно, откровенно и даже вульгарно акцентируя эротику и секс. Связано ли это с утратой Слова как доминанты и заменой
1 Лосев А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации. Античность как тип культуры. - М.: Искусство, 1988. 4.2. - С.525-526.
Буева Л.И. Культура и образование. Проблемы взаимодействия. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1997. -№ 2. - С. 12-18. его на Тело, т.е. с возникновением проблемы «телоцентричности»1 или с отсутствием в системе социализации определенной системной целостности культуры - на эти вопросы пока нет однозначных ответов.
Однако совершенно очевиден тот факт, что становление культурного самосознания личности, способной решить проблему ценностей, с которыми она себя отождествляет - это цель культуры, т.е. инкультурация, ибо культура вне человека - это кладовая «мертвых вещей или кладбище духа». Социокультурный подход, следовательно, предполагает как разнообразные сведения об артефактах культуры, так и создание в социуме предпосылок для решения проблемы формирования индивидуального культурного облика и образа.
Одной из реальных возможностей для создания таких предпосылок является, на наш взгляд, разработка праксиологии культурного самопознания личности, способного обеспечить ей свободу выбора и ответственность за него. В этой связи высказывание известного отечественного культуролога П.С.Гуревича о том, что сегодня зреет идея создания такого мира, в котором огромное значение приобретут как древние, так и современные методы самопознания и самосовершенствования, кажется нам не только актуальной, но и прогностической2. П.С.Гуревич осовременил мысль Ж.Ж.Руссо о том, что одной из панацей от бед цивилизации является возвращение в «объятия» природы. Движение к совершенному человеку представлялось Руссо прежде всего через совершенствование, культивирование его тела. Однако, овладение своим телом - это, по Руссо, не
1 Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - С.35-53.
2 Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. - 2000. - № 10. - С.37-41. просто средство укрепления физического здоровья, обретения двигательных навыков и т.п., а важнейшее средство личностного развития.1
Поэтому вполне понятен наш интерес к спонтанному танцу как к одному из древнейших и ненасильственных способов развития и самопознания, совершенствования и самосовершенствования личности, поскольку между восприятием тела субъектом и формированием его Я-структур существует тесная взаимосвязь. Не случайно во всех основных концепциях развития самопознания личности первой ступенью индивидуализации является осознание границ своего тела, оказывающее влияние на общую адаптируемость и являющееся условием для формирования различных ви
2 3 дов поведения, то есть условием формирования социального «Я». Утверждение о том, что социальное «Я» необходимо включает рефлексию телесных качеств, подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями.4
Актуальность исследования проблемы, с точки зрения автора, определяется, во-первых, тем, что в существующей культурологической литературе отсутствует теоретический анализ спонтанного танца как некоторой социокультурной ценности, способствующей, с нашей точки зрения, утверждению единства внутреннего и внешнего, духовного и соматического, идеи и ее проявления. Лишь в таком измерении танец подчеркивает «позитивную аксиологию» человеческого тела, его значимость, придание ему личностного, культурно-сообразного потенциала. Частные искус
1 Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. -М.: Мысль, 1984.
2 Fisher S.V. Cleveland S. Body Image and Personality. - Princetion, 1958. -P.61-68.
3 Филиппова JI.B., Горбунова Е.Ю., Лебедев Ю.А. Субкультура современного детства. - М.-Н.Новгород, 2001; Прима Е.В., Филиппова Л.В. и др. Развитие у шестилетних детей социальной уверенности. - М.-Н.Новгород, 2001.
4 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1959. - С.52-53. ствоведческие исследования танца не выявляют его социокультурного потенциала, что, однако, не исключает привлечения частнонаучных материалов к культурологическому анализу предмета нашего исследования.
Специфика культурологического анализа, по нашему мнению, и заключается не столько в погруженности в сам объект исследования, сколько в способности выявить культуротворческий гуманистический потенциал изучаемого явления, т.е. его значение для человека, его развития, формирования, самосовершенствования. Это обусловлено тем, что культура в своей сущности представляет собой совокупность исторически накопленных ценностей, а человек - меру этих ценностей. Поэтому автор не ограничивается рассмотрением богатства архитектоники танца, своеобразно складывающейся в каждую историческую эпоху, а обращается к культурно-историческому анализу танцевальной творческой импровизации, позволяющей интерпретировать спонтанный танец как совокупность экспрессивных способностей «выстраивать» свое внешнее «Я» и выявлять свое внутреннее «Я» посредством экспрессивных компонентов, ибо экспрессивное поведение - это непосредственное бытие личности в мире, детерминирующей социокультурный потенциал танца. В особенности это относится к спонтанному танцу, где традиционные танцевальные техники являются всего лишь основой, базисом для свободной, креативной самореализации личностью своей телесности.
Ограниченность осмысления человеческой телесности уже оборачивается знаково названной борьбой «естественного и искусственного»1, «исчезновением реального и удушением натурального»2.
Кутырев В.А. Естественное и искусственное: Борьба миров. - Н.Новгород: ННГУ, 1994.
2 Kroher A., Kroher M. Body Invaders: Sexuality and the postmodern condition. -L., 1988.
Красноречивее всего об этом свидетельствует статистика, утверждающая, что патология психосоматики в детском возрасте приобретает хронический характер. Так, по данным Научного Центра здоровья РАМН, более 60% дошкольников обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 25% детей поставлены конкретные диагнозы. Ведущее место по распространенности среди детей 6-7 лет занимают болезни нервной системы (30-40%), костно-мышечной системы (30-40%), органов дыхания (20-25%), сердечно-сосудистой системы (10-25%), аллергические реакции составляют 10-25%. Особую тревогу вызывает тот факт, что уровня школьной зрелости в 6-7-летнем возрасте достигают менее 50% детей.1
Пример состояния здоровья детской популяции наглядно свидетельствует о правомерности утверждения А.Франка о детерминирующей роли социальных институтов по отношению к телу2, ибо взрослый человек может руководствоваться индивидуальным культурным выбором, тогда как ребенок - лишь культурой общества. В данном случае проявление «телесного негативизма», допускаемого со стороны социальных институтов, способно привести и приводит к девальвации культурного смысла человеческого тела.
Все сказанное имеет прямое отношение к культуре спонтанного танца, поскольку именно спонтанный танец как свободная, творческая социально-пространственная телесная практика позволяет индивиду не только достичь особого переживания психосоматического единства, но и самореализовать свой психобиологический потенциал и (при необходимости) осуществить коррекцию состоянию своего субстрата.
1 Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке к школе (программные материалы). - М.-Н.Новгород: Московский психолого-социальный институт, ГХИ ННГАСУ. - С.3-4.
Frank A. For a Sociology of the Body: an analytical review // The Body: Social Process & Cultural Theory. - L: Sage, 1991.
В такой ситуации вполне закономерна постановка вопроса о необходимости обеспечения согласования развития естественного и искусственного. Наша гипотеза о социокультурном потенциале спонтанного танца как особой форме проявления и развития телесности выдвигает исследуемую нами тему в число актуальных культурологических проблем.
Гуманистический пафос любой социокультурной идеи заключается в праксиологической ее реализации - разработке содержания креативной телесной практики, ее апробации в учебных программах по подготовке специалистов в области телесно-креативного развития личности, гарантирующего ей по А.Франку «степень предсказуемости поведения тела и степень самосознания человеком своей телесности в ее бытии».1
1.2. Степень научной разработки проблемы
Актуальность темы исследования заставила нас, прежде всего, обратиться к методологии исследования феномена спонтанного танца и его социокультурного потенциала. Поскольку «носителем», субъектом танца является человек телесный, постольку для нас было важно выявить многие составляющие предмета исследования: соотношение понятий тела и телесности; аксиологический статус культуры вообще и культуры танцевального движения, в частности; содержательные характеристики телесно-ориентированных практик; установление глубинной сущности спонтанного танца, позволяющего констатировать его гуманистический потенциал; анализ современной культурной ситуации с точки зрения необходимости культивирования спонтанного танца и реальные возможности его инкуль-турации.
Обращение к источниковедческой базе позволяет констатировать, что вопросам изучения соотношения тела и телесности посвящены работы многих исследователей, поскольку это один из фундаментальных вопросов
1 Frank A. For a Sociology of the Body: an analytical neview // The Body: Social Process & Cultural Theory.- L.Sage, 1991. философского познания и традиционно он решается через соотношение биологического и социального (Л.И.Анциферова, Б.Г.Ананьев, А.С.Батуев, Л.П.Буева, П.С.Гуревич, А.Ф.Лосев, В.П.Казначеев, Т.В.Карсаевская, О'Нейл, Н.Б.Оконская, В.В.Орлов, Т.Парсонс, В.П.Петленко, В.Ф.Сержантов, Б.Тернер, К.Е.Тарасова и Е.К.Черненко и др.).
Значительное место отводится изучению тела в гносеологии, где оно рассматривается как источник чувственных ощущений (А.Бергсон, П.Бурдье, Г.Гачев, Ф.Ницше, В. Подорога, А.И.Миракян, Ф.Т.Михайлов и ДР-)
Тело как экзистенциальный феномен рассматривалось
A.Ф.Лосевым, Н.А.Бердяевым, М.М.Бахтиным, П.А.Флоренским,
B.Н.Топоровым, В.В.Зеньковским, В. А.По дорогой, М.Мерло-Понти, М.Моссом, Ф.Ницше, Ж.-П.Сартром, М.Хайдеггером, Х.Плеснером, А.Франком, М.Шелером и многими другими.
Однако, несмотря на многочисленные исследования, тело человека так и не получило ценностного, культурно-значимого статуса. Это свидетельствует об исключительной сложности соотношения тела как психофизиологического понятия и тела как человеческой жизни, отражаемой и фиксируемой на телесном уровне. Введенное И.М.Быховской понятие «телесность» призвано, по мнению автора, «размыть» эту границу между «объектным» и «субъектным».1
Основа телесного являлась предметом научной дискуссии многих исследователей в области физической культуры (В.К.Бальсевича, И.М.Быховской, Н.Н.Визитея, П.А.Виноградова, В.М.Выдрина, Б.В.Евстафьева, В.П.Иванченко, З.Кравчика, Ю.А.Лебедева, Ю.П.Лисицина, Г.Люшена, Л.П.Матвеева, Н.А.Пономарева,
1 Быховская И.М. Телесность человека как объект социокультурного анализа. Дис.док. филос. наук. -М., 1992.
Г.М.Праздникова, М.Я.Сарафа, В.И.Столярова, Е.В.Стопниковой, К.Хайнемана, В.И.Хорева и многих других).
В последнее время внимание исследователей все больше привлекает изучение таких современных направлений, какими являются язык тела, проблемы невербальной коммуникации и поведения, формирование телесности в социальном пространстве, проблема телесного жеста и др. (Л.Н.Бабич, М.Волошин, И.А.Герасимова, И.Н.Горелова, Е.В.Кузнецова, С.Н.Куракина, Г.Калеро, И.Э.Кох, Е.В.Кузнецова, С.Н.Куракина, В.А.Лабунская, В.Н.Никитин, Дж.Ниренберг, А.Пиз, Х.Рюкле, Дж.Фаст и Э.Холл и др.), имеющих самое непосредственное отношение к культуре выразительного движения, в том числе танцевального. Однако в этих работах тело также не фиксируется как основание культуры, как субстрат ее феноменов.
Значительный интерес представляют работы, в которых танец рассматривается как вид искусства, анализируются его техники и композиционные особенности (А.Я.Ваганрва, М.Волошин, В.Гринер, И.Н.Горелова, Ж.Далькроз, М.Ю.Еремина, С.Н.Куракина, И.Курсис, М.Э.Кох,
B.А.Лабунская, Е.С.Маркова, и др.).
Учитывая, что спонтанность вообще - это мобилизация всего телесного потенциала человека, его «жизне-тела», нам было важно обратиться к работам психо-физиологического характера, посвященным анализу движения, вопросам психорегуляции, проблемам формирования эмоционально-волевой сферы личности (П.К.Анохин, Р.Бернс, Н.А.Бернштейн, Н.П.Бехтерева, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, Н.Н.Данилова,
C.В.Дмитриев, Кэррол Э.Изард, Г.П.Ильин, А.Р.Лурия, Д.Я.Райгородский, Н.А.Розе, С.Л.Рубинштейн, В.И.Селиванов, П.В.Симонов, В.В.Столин, Р.Чалдини и др.), внесшим большой вклад в формирование представления о динамической структуре личностного «Я» как основания внутреннего мира человека.
Немаловажным являлся для нас анализ телесно-ориентированных практик таких авторов, как М.Александер, А.Лоуэн, Р.Штейнер, И.Рольф, В.Райх, М.Фельденкрайз, способствующих осмыслению возникновения интенциональных констант.
Особый интерес в русле нашего исследования представляло новое культурно-спортивное движение «СпАрт»1 (В.И.Столяров), интегрирующее в себе телесно-атлетические, духовно-нравственные, социально-психологические функции, а также работы В.Н.Никитина по исследованию пластико-когнитивной терапии. Квинтэссенцию исследования составил компаративный анализ пластико-креативной методики М.Лекс, Г.Падиллы3 и спонтанного танца.
Большое значение для осмысления предмета исследования имели работы, раскрывающие понимание потенциала человека, в первую очередь, состава как основы его педагогического воплощения и совершенствования.4
Наше исследование носит культурологический характер, т.е. ориентировано на комплексное изучение танца как вида культуры, а не как вида искусства или историко-этнографического феномена, что находило отражение в трудах известных историков и этнографов (В.П.Алексеев, А.И.Першиц, Д.К.Зеленин, Б.А.Рыбаков, Э.Б.Тайлор, С.А.Токарев и др.).
Осмысление танца как вида культуры заставило нас обратиться к анализу разнообразных танцевальных дискурсов, возникновение которых не объясняется лишь очередным изменением танцевальной стилистики.
1 Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы. Вып.1, М.: Гуманитарный центр «СпАрт», 1997. л
Никитин В.Н. Энциклопедия тела. Психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. - М.: Алетейа, 2000.
3 Lex М., Padilla G. Buchreihe «Der Weg zum Elementaren Tanz». Heinrichshofens-Verlag, Wilhelmshafen, 1986.
4 Краева O.M. Диалектика потенциала человека. Монография. -Н.Новгород-М., 1999.
Появление всевозможных танцевальных дискурсов скорее представляет собой новую культурную тенденцию к конвергенциализму как новому взгляду на природу культуры. Этот «полный поворот кругом» (У.Фолкнер), характерный для конвергенциализма, уже осознается исследователями как существенная особенность и нового менталитета и культурного ландшафта.1
1.3. Цели и задачи исследования
Основной целью работы является исследование социокультурного потенциала спонтанного танца и его реализации в процессе развития личности. Это определило необходимость решения следующих задач:
1. Осуществления категориального анализа телесности, раскрывающего диалектическое соотношение тела как естественно данного явления и телесности как феномена, искусственно сконструированного, в том числе, средствами свободного танцевального движения.
2. Выявления синкретической природы культуры спонтанного танца посредством изучения его сложной архитектоники в процессе культурно-исторического становления.
3. Исследования специфики креативных возможностей спонтанного танца через культурно-исторический анализ танцевальной импровизации как основания креативности.
4. Анализа возможностей спонтанного танца в процессе индивидуального развития личности, т.е. в процессе инкультурации.
5. Культурологического анализа терапевтического потенциала спонтанного танца как гуманистического способа самосовершенствования личности.
1 Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. - 1999. - № 4. - С.35.
1.4. Теоретико-методологическая база исследования
Теоретическую основу нашего культурологического исследования составляют труды известных зарубежных и отечественных ученых, чье наследие дает возможность методологически верно понять как исходные, базовые понятия философии культуры, так и специфическую проблематику телесной культуры.
Методологическая база представлена основными принципами диалектики: принципом системности при характеристике составляющих архитектонику танца, принципом поляризации при выявлении противоположных компонентов организации танцевального движения, принципом типологического анализа функций и компонентов танца как синкретического образования, принципом экстраполяции и интерпретации при компаративном анализе артефактов культуры.
В целях углубления культурно-исторического анализа нами привлекался авторский перевод текстов зарубежных исследователей по данной проблеме. В качестве эмпирического материала мы использовали собственный опыт педагогической и практической работы на кафедрах культурологии и психологии Гуманитарно-художественного института ННГАСУ.
1.5. Научная новизна исследования
Научная новизна работы выражается в выявлении и обосновании синкретической природы спонтанного танца не как вида искусства, а как особого вида культуры. В работе показано, что многообразные виды и формы культуры синтезируются в спонтанном танце без утраты своей специфики, в то же время, подчиняясь общей задаче социально-культурной организации ритмики телесного движения.
Такой подход предопределил изучение архитектоники танца, поскольку вся совокупность компонентов танцевального движения должна быть организована в некоторую пространственно-временную целостность.
При этом мы имеем в виду и функциональную, и структурную организованность, что, на наш взгляд, удачно схватывается понятием «архитектоника», позволяющим рассматривать спонтанный танец как сложный социально-природный и семантико-физиологический механизм, то есть как гуманистический механизм соматической инкультурации или культурной соматологии. В работе показано, что спонтанный танец является своеобразной телесной манифестацией социодинамики и биодинамики человеческого тела, что позволяет субъекту достичь особого переживания психосоматического единства.
Исследование социокультурных возможностей спонтанного танца привело нас к заключению о том, что данная форма культурной соматологии, как никакая другая, является достаточно прочным «мостиком» между восприятием тела субъектом и формированием его Я-структур, самой важной составляющей которых является способность к рефлексии и саморефлексии как гарант личностного роста. Именно этот механизм делает спонтанный танец уникальным средством самопознания, самокоррекции, самосовершенствования человеческой телесности.
Наше исследование показало, что спонтанный танец в отличие от канонического не ограничивается отобранными историческим социумом формами выражения, а предполагает новую их интерпретацию для создания индивидуальной формы существования. Спонтанный танец выступает как личностный выбор средств выразительности, адекватных ментально-сти и психической индивидуальности. В то же время, функции этих ин-тенциональных констант чрезвычайно важны для понимания механизмов формирования культурных традиций и складывания традиционно-новационных отношений.
1.6. Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическую значимость работы мы видим в выявлении и теоретическом обосновании спонтанного танца как возможности совершенствования человеком своей телесности на основе принципов культуросооб-разности, включающих осознание тела как личностной и социальной ценности, его индивидуально-экспрессивных и коммуникативных функций.
Практическая значимость работы определяется возможностями использования ее результатов для дальнейшего развития теории личности и культуры, как методологического основания для разработки концепции телесной культуры; в пропаганде здорового образа жизни. Перспективы праксиологии автор связывает с необходимостью внедрения подобных технологий в образовательную практику всех учебных заведений в качестве «сгеайу-дисциплины», ибо лишь гармония духа и тела способна ослабить наметившуюся тенденцию к рационализму, ведущему, к сожалению, в первую очередь к разрушению и уничтожению физического тела человека.
Полученные результаты могут быть использованы в качестве методических материалов к спецкурсам и элективам теории и истории культуры, прикладной культурологии, исторической культурологии, артпедаго-гики и артпсихологии.
1.7. Апробация исследования
Теоретические аспекты диссертации нашли отражение в докладах на международных, региональных и межвузовских конференциях:
1. Научно-практической конференции «Педагогическая валеология: опыт, проблемы, перспективы: Н.Новгород: ННГАСУ, 1998.
2. Международной конференции «Образование Взрослых - шаг России в XXI век». - Н.Новгород: ННГАСУ, 1999.
3. Межвузовской конференции «Проблемы многоуровневого высшего образования». - Н.Новгород: ННГАСУ, 2000.
4. XXIX академического симпозиума «Человечество в XXI веке: индикаторы развития. - Н.Новгород, 2001.
5. 3-ей международной научно-практической конференции по региональной культуре. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2001.
Практические результаты представлены учебно-методическими пособиями по овладению социокультурным потенциалом спонтанного танца, в соответствии с которыми проводится обучение студентов гуманитарно-художественного института ННГАСУ и переподготовка педагогических кадров образовательных учреждений в Центре психофизиологического развития детей Российской академии образования в г. Нижнем Новгороде.
1. Телесная арттерапия. Методические пособия. 4.1 - Н.Новгород: ННГАСУ, 2000. - 40 с.
2. Телесная арттерапия. Методические пособия. Ч.П. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2000.-41 с.
3. Танец длиною в жизнь. Монография. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2001. -101 с.
4. Спонтанный танец как вид телесной культуры. Монография. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2001.- 120 с.
Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедр философии и политологии, культурологии и социальной педагогики и инновационных образовательных технологий гуманитарно-художественного института ННГАСУ.
1.8. Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем составляет 174 страницы машинописного текста. Список литературы включает 287 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Феноменология танца: движение в структуре временности2010 год, кандидат философских наук Степанова, Надежда Юрьевна
Система художественного языка танца: специфика, структура и функционирование2010 год, доктор искусствоведения Кондратенко, Юрий Алексеевич
Танцевально-пластическая культура мордвы: опыт искусствоведческого анализа2012 год, доктор искусствоведения Бурнаев, Александр Гаврилович
Телесность в структуре культурных универсалий аполлонийского и дионисийского: На материале культуры русской творческой интеллигенции начала XX века2004 год, кандидат культурологии Иванов, Антон Анатольевич
Корейская хореография: культурный контекст и опыт феноменологической интерпретации танцевальной практики2010 год, кандидат философских наук Чой Кьюнг Сук
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Рубаненко, Аида Мажитовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществленное нами диссертационное исследование социокультурного потенциала спонтанного танца позволяет сделать некоторые выводы, имеющие, на наш взгляд, теоретическое и практическое значение.
1. При понимании культуры, возникшем в нашем столетии, как базисного фундаментального способа человеческого быта, социокультурная сущность человека рассматривается как в его общественных, так и персональных измерениях.
2. Среди множества видов культуры, отражающих многообразие форм деятельности общественного человека, менее всего разработана теория культуры тела, телодвижения, являющегося результатом соматической социализации и инкультурации, и в значительной степени предопределяющего возможности самореализации и самоутверждения личности.
3. Принципиальной предпосылкой нашего исследования послужило то обстоятельство, что тело человека, как природный биологический феномен, не тождественно феномену телесности, которая возникает и проявляет себя в реальном социальном пространстве, т.е. в условиях социокультурного бытия человека.
4. Содержание многих отечественных и зарубежных телесно-ориентированных практик, в той или иной мере культивируемых в современном социокультурном пространстве, в большой степени характеризуются профессионально-прагматической направленностью, неизбежно приводящей к деформации тела, и как следствие - к психосоматическим отклонениям. Катастрофическое состояние физического, психического и духовного здоровья значительной части общества выдвигает проблему инкультурации, как праксиологию культуры тела, в центр культурологических проблем.
5. Для формирования телесности как социально-детерминирвованного и культурно «окрашенного» феномена необходима, прежде всего, работа с внутренним миром человека, его ценностными смыслами, образами, мировоззренческими установками на постоянное совершенствование себя и окружающего мира посредством гуманистических способов социализации тела: проявление «телесного негативизма», допускаемого со стороны социальных институтов, способно привести и приводит к девальвации культурного статуса человеческого тела.
6. Поскольку в наше время истинное место и роль соматической инкультурации еще не до конца осознаны, то выявление, теоретическое обоснование гуманистически ориентированных способов инкультурации представляют наиболее эффективный путь «возделывания» телесности человека. Одним из таких способов нам представляется спонтанный танец как вид культуры. Этот способ относится к числу культуротворческих практик, обеспечивающих гармонию соматического и духовного развития человека.
7. Исследование социокультурных возможностей спонтанного танца привело нас к заключению о том, что данная форма культурной соматологии, как никакая другая, является прочным мостиком между восприятием тела субъектом и формированием его Я-структур, самой важной составляющей которых является способность к рефлексии и саморефлексии как гарант личностного роста. Именно этот механизм делает спонтанный танец уникальным средством самопознания, самокоррекции, самосовершенствования человеческой телесности.
8. В работе показано, что спонтанный танец, в отличие от канонического, не ограничивается отобранными историческим социумом формами выражения, а предполагает новую их интерпретацию для создания индивидуальной формы существования. Спонтанный танец выступает как личностный выбор средств выразительности, адекватных ментальности и психической индивидуальности.
9. Спонтанный танец - это, прежде всего, внутренний порыв, облаченный в форму, в то время как танец классический (как вид искусства) -это форма, которая должна быть адекватно реализована.
Телесная выразительность и экспрессивность меняют не только качество самовосприятия индивида, но и качество восприятия его окружающими. Развитие экспрессивного «Я» через спонтанную импровизацию позволяет личности формировать представление о динамической структуре своего внешнего «Я» и посредством его раскрывать внутреннее «Я».
10. Праксиология социокультурного потенциала спонтанного танца, то есть его инкультурация представлена авторской методикой, которая содержит несколько этапов работы над формированием когнитивных, эмоциональных и регуляторно-волевых процессов сознания, начиная с исходных сенсорно-перцептивных процессов и заканчивая формированием самосознания и самооценки как интегративных психических структур.
11. Дальнейшие перспективы культивирования спонтанного танца автор связывает с необходимостью внедрения его и ему подобных технологий в образовательную практику всех учебных заведений в качестве «сгеаПу-дисциплины», ибо лишь гармония духа и тела способна ослабить наметившуюся тенденцию к рационализму, который ведет, увы, к разрушению и уничтожению физического тела человека.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рубаненко, Аида Мажитовна, 2001 год
1. Авдеев А.Д. Происхождение театра. - М.: Искусство, 1959. - 380 с.
2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высш. школа, 1990. - 361 с.
3. Антология культурологической мысли / Авт. Сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 352 с.
4. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.-96 с.
5. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.Ф. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. -1979.-№>4.-С.35-46.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М: Наука, 2000. - 352 с.
7. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1996.-174 с.
8. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Изб. труды. М.: Наука, 1978. - 400 с.
9. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические растройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Изд-во Института Психотерапии, 199. - 304 с.
10. Ю.Анциферова Л.И. Общественно-историческая характеристика телесного бытия человека. Биология человека и социальный прогресс. Пермь: Пермский у-т, 1982. - С.21-33.
11. П.Арендт X. Традиции и современная эпоха // Вестник Московского унта. Сер.7. Философия. - 1992. - № 1. - С.80-95.
12. Артемова В.Г., Горлянская М.Г., Горлянский В.А. Философская мысль от истоков до наших дней. 4.1. Древний мир, Средневековье и Новое время: Хрестоматия. Н.Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1997. -264с.
13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, И.Ю.Комиссарова, Т.А.Добровольская. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-248 с.
14. Ахиезер A.C. Физические основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. - № 9. - С.29-45.
15. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. - 318 с.
16. Бабич JI.H. Социально-пространственные модели телесности. Дисс.к.соц.н. Саратов, 1999. - 127 с. с прилож.
17. П.Балашов Н.И. На пути к Кальдерону. Кальдерон. Драмы. Кн.1. М., 1989.-С.758, 774.
18. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. - № 7. - С.37-41.
19. Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема //Вопросы философии. 1981. - № 8. - С.78-89.
20. Батенин С.С. Человек в его истории. М.: Изд. Лен. ун-та, 1976. - 295 с.
21. Баткин Л.И. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. -М.: Наука, 1978.-200 с.
22. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л.Рубинштейна //Вопр. философии. 1989. - № 4. - С.96-109.
23. Батуев A.C. Эволюция лобных долей и высшая интегративная деятельность мозга. Л.: Медицина, 1973. - 125 с.
24. Батуев A.C., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопр. психологии. 1994. - № 1. - С.85.
25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
26. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Пер с фр. // Бергсон А. Собр. соч. В 4- томах. Т.1. М.: Московский клуб, 1992. -С.50-160.
27. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. -345 с.
28. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. -С.61-75.-495 с.
29. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1988. -260 с.
30. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека,- Л.: Наука, 1974. 150 с.31 .Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры. М.: Новая школа, 1993.-78 с.
31. Бодалев А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. - 188 с.
32. Буева Л.И. Культура и образование. Проблемы взаимодействия. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 12-18.
33. Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком. Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1984. -326 с.
34. Бурдье П. Начала. M.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.
35. Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. унта, 1995. - С.16-39.
36. Быховская И.М. Здоровье как практическая аксиология тела // Мир психологии. № 1 (21) январь-март, 2000. С.82-89.
37. Быховская И.М. Телесность человека как объект социокультурного на-лиза. Дисс. . д. филос. н. М., 1992. - 295 с.
38. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ие, 1980,- 191с.
39. Валукин Е.П. Система мужского классического танца. М.: Прогресс, 1967. - 101 с.
40. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект: сознательно владейте своими чувствами. М.: ЛИК ПРЕСС, 1998.- 160 с.
41. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: «Смысл», «Per Se», 2000. - 685с.
42. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1986. - 164 с.
43. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские и педагогические аспекты). Кишинев: Штиинца, 1989. -110 с.
44. Виноградов Н.А. Физкультура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовых средств информации. М.: Мысль, 1991. - 224 с.
45. Волконский С.Н. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту. СПб.: Издание «Аполлон», 1912. - 210 с.
46. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. - 848с.
47. Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л.: Наука, 1981. - 160 с.
48. Выготский JI.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379 с.
49. Выгодский Л.С. Психология развития как феномен культуры. Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
50. Выдрин В.М. Физическая культура и теория // Теория и практика физической культуры. 1986. № 5. С.24-27.
51. Гадамер Г. Истина и метод. -~М.: Прогресс, 1988. 700 с.
52. Гальперин П.Я., Кобылицкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 100 с.
53. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М.: Искусство, 1965. - 323 с.
54. Гачев Г. Русский Эрос. М.: Интерепринт, 1994. - 279 с.
55. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. - № 4. - С.50-63.
56. Герасимова И.А. Эволюция когнитивных предустановок творчества. Автореф. дисс. д.филос.н. М.: Институт философии, 1998.
57. Гидденс Э. Элементы теории структурации. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабёрмас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. унта, 1995. - С.40-72.
58. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.
59. Горелова И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980. -104 с.
60. Горохова E.H. Внимание учащихся в условиях индивидуальной и групповой форм организации обучения. Дисс. к. психол. н., М., 1987.
61. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Кн.1 / Пер. с англ.К.Лукьяненко; Под ред. и с предисл. А.Тахо-Годи. -М.: Прогресс-Традиция, 1999. 448 с.
62. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Кн.2 / Пер. с англ.К.Лукьяненко; Под ред. и с предисл. А.Тахо-Годи. М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 432 с.
63. Григорьян Б.Т. Человек. Его понимание и признание в современном мире. М.: Мысль, 1986. - 224 с.
64. Груздева В.В. Культура как объект философской рефлексии //Культура и цивилизация. Н.Новгород: НКИ, 1998. - С. 11-23.
65. Грунин H.B. Социальная значимость биологической индивидуальности человека. Автореф. дис. . к. филос. наук. Н.Новгород: ННГАСУ, 1992.
66. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: метод, пособие для преп. и студ. педвузов / Пер. с фин. А.Ойттинен. М.: Туманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - 176 с.
67. Гурджиев Г. Взгляды из реального мира. Минск: ООО «Кузьма», 1999. "639с.
68. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. - №> 10. - С.37-41.
69. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. -288 с.
70. Гуревич П.С. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.-359 с.
71. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
72. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии. Л., 1988. - С.504-517.
73. Далькроз Е. Жак. Ритм. Энциклопедия сценического самообразования. 6 т. Изд. жур. «Искусство». 120с.
74. Данилова H.H. Психофизиология. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1999.-373 с.
75. Культурология архаики //Культурология. Учебн.пособие. Н.Новгород: ННГУ, 1993. - С.32-67.
76. Дахин A.B. Феноменология универсальности в культуре. — Н.Новгород: ННГАСУ, 1995.- 148 с.
77. Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. М., 1994.
78. Де Боно Э. Латеральное мышления. СПб: Питер Паблишинг, 1997. -320 с.
79. Добровольская Г. Танец. Пантомима. Балет. Л.: Искусство, 1975. -125с.
80. Дружинин В.Н. Психологическая газета, янв. 1999 (14/03/99)
81. Дюрвиль Г., Дюрвиль А. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений // Физиогномика. М., 1993. - С.111-220.
82. Евстафьев Б.В. Физическая культура в мировой литературе: Анализ основных взглядов на сущность физической культуры за период с 1890 по 1979 гг. Л.: ВДКИФК, 1988. '- 133 с.
83. Еремина М.Ю. Роман с танцем. СПб: ООО ТФ «Созвездие» - 1998. -252 с.
84. Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1988. - 126 с.
85. Изард Кэролл Э. Психология эмоций / Пер.с англ. М.: Наука, 1996. -460 с.
86. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.
87. Ильин Е.П. Психология воли. СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 288 с.
88. История Древнего Рима. СПб.: Полигон, ACT, 1998. - 888 с.
89. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 1999. - 479 с.
90. История современной зарубежной философии: компаративный подход. СПб: Лань, 1997.-480 с.
91. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: В 2-х ч.- Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1988. -190с.
92. Каган М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК «Петрополия», 1996. -416с.
93. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.-328 с.
94. ОО.Казначеев В.П., Спирин Е.А. Социокультурный феномен человека: многообразие измерений и свойств // Психологический журнал. №5. -1988. -С.5-13.
95. Карпинская P.C. Человек и его жизнедеятельность М.: Знание, 1988. -64 с.
96. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М.: Медицина, 1978. - 247 с.
97. ЮЗ.Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1979. - 215 с.
98. Ю4.Катчмер Д. Дао биоэнергетики. София: Бок София-Пресс, 1998. -144с.
99. Ю5.Кертман JI.E. История культуры стран Европы и Америки. М.: Высш. шк, 1987.-304 с.
100. Юб.Кожевников В.П. Методологические основы культурологии. Курс лекций. М.: Гуманит. ин-т, 1999. - 228с.
101. Ю7.Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. т.2., 1981, № 3.
102. Ю8.Кон И.С. Открытие «Я» в психологии. М.: Политиздат, 1984. - 385 с.
103. Ю9.Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. -215с.
104. Ю.Королева Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) // Советская этнография. 1975. -№ 3. - С.147-155.
105. П.Косевич Е. Тело и дух как объект христианской философской культуры. Дисс. . д. филос. н. М., 1992. - 336 с.
106. Косевич Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета // Философские науки. 1992. - № 2. - С.49-61.
107. ПЗ.Кох И.Э. Основы сценического движения. JL: Искусство, 1970. -566 с.
108. Кравчик 3. О формировании теории физической культуры в системе наук //М.: ФиС, 1984. С.24-37.
109. Краева О.М. Диалектика потенциала человека. Монография. -Н.Новгород-Москва, 1999. 192 с.
110. Крайг Г. Психология развития. СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 992 с.
111. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1996. -607 с.
112. Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности (философские очерки). Монография. Ижевск: Издательство Удмуртского ун-та, 1993. - 172с.
113. И9.Круткин B.J1. Человеческая телесность как мировоззренческая проблема. Екатеринбург, 1992. 1
114. Крюковский Н.И. Человек прекрасный: очерки теоретической эстетики. Минск: изд-во БГУ, 1983. - 303 е.
115. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 71 с.
116. Куракина С.Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ): Автореф. дисс. . к.филос.н. Ростов-на-Дону, 1994.
117. Курсис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 1994. - 200 с.
118. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород: Изд-во «Ниж. Новгород», 1994. 199 с.
119. Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения: Методические указания к спецкурсу «Психология экспрессивного поведения». Ростов-на-Дону, 1994.-46 с.
120. Лабунская В.А. Психология выражения и проблемы формирования экспрессивного «Я» личности // Прикладная психология. № 5. - 1999.
121. Ланге H.H. Психический мир /Под ред.М.Я.Ярошевского. М.: Изд-во «Психология». - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1990. - 368 с.
122. Лебедев Ю.А. Физическая культура общества и физическое совершенство личности в условиях развитого социализма. Дисс. . к. филос.н. -Пермь, 1984.
123. Лебедев Ю.А. Философские основы теории и практики физической культуры. Дисс. д. филос. н. Н.Новгород, 1993.
124. Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности. Пермь: изд-во Пермского ун-та, 1992. -107с.
125. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.Педагогикапресс, 1999. 608 с.
126. Левек П. Эллинистический мир. М.: Наука, 1989. -252 с.
127. Лейнер X. Основы глубинно-психологической символики // Журнал практического психолога, 1996. № 3,4.
128. Лосев А.Ф. Античная философия и общественно-исторические фор-мации.Античность как тип культуры. 4.2. М.: Искусство, 1988. - 333с.
129. Лосев А.Ф. История античной эстетики (Ранняя классика) М.: Искусство, 1962. -583 с.
130. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е изд. испр. М.: ЧеРо, 1998. - 192 с.
131. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.
132. Лоуэн А. Психология тела. Биоэнергетический анализ тела. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. 208 с.
133. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М.: ПАНИ,1996.-319с.
134. Лоуэн А. Язык тела. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -382с.
135. Лурия А.Р. Высшие подкорковые функции человека. М., 1968. - С.34.
136. Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественно-исторической гносеологии. М.: Школа «Языки русской культуры»,1997.-304 с.
137. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Наука, 1983. - 294 с.
138. Маркова Е.Современная зарубежная пантомима. М.: Искусство, 1985.- 190 с.
139. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. -Харвест. Минск.: ACT, 2000. С.430с.
140. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 199 с.
141. Мерабишвили Г.Б. Взаимоотношение биологического и социального в человеке. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1990. - 145с.
142. Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
143. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. - 64 с.
144. Михайлов Ф.Т. Общечеловеческое сознание и сомосознание индивида. М.: Наука, 1990. - 222 с.151.«Модели человека» в современной зарубежной социологии. М.: ИНИОН АН СССР, 1985,- 186 с.
145. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 426 с.
146. Москаленко В.В. Культура и деятельность как факторы социализации. Автореф. дис. . д. филос. н. Киев, 1988. - 35 с.
147. Москаленко В.В. Социализация личности. Философский аспект.- Киев: Вища школа, 1986. 198 с.
148. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. Пер. с фр. М.: Изд. фирма «Восточная литература». РАН, 1996. -360 с.
149. Мысливченко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984. - 316 с.
150. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.
151. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М.: Искусство, 1988,- 191с.
152. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1999. -488с.
153. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. Психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М.: Алетейя, 2000. - 624с.161 .Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. - М.: Экономика, 1990-48 с.
154. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -302с.163 .Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978. -391 с.
155. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ: Сборник статей. Харьков: Ремон-информ, 1999. -412с.
156. Орлов В.В. Социальная биология // Соотношения биологического и социального: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1981. - С. 14-37.
157. Орлов C.B. История культуры. Курс лекций. СПб.: Литон, 1998. -107с.170.0рлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М: Молодая гвардия, 1985. - 220 с.171.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.- 587 с.
158. Пиз А. Язык телодвижений. Н.Новгород: Ай Кью, 1992. -218 с.
159. ПЗ.Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. Проблема человека в западной философии. Переводы. М.: Прогресс, 1988. - С.96-151.
160. Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ас! Ма^тет, 1995. -430 с.
161. По дорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ас! Ма^пет, 1995.-344 с.
162. По дорога В. А. Мир без сознания (проблема телесности в философии Ф.Ницше). Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. - С. 15-31.
163. Поликарпов В.А. Психотерапия в Базет-анализе // Символдрама. -Минск, 2001.
164. Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры. Л.: ГДОИФК, 1976.- 78 с.
165. Пономарев Н.А. Социальные функции физической культуры и спорта. -М.:ФиС., 1974.-310 с.
166. Прима Е.В. Жизненный потенциал человека как ценность культуры. Автореф. дис. . к. культурологии Н.Новгород, 2000.
167. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Монография. Н.Новгород, 1998. - 283 с.
168. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке к школе (программные материалы). М.-Н.Новгород: Московский психолого-социальный институт, ГХИ ННГАСУ. -164 с.
169. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 2-е изд., испр. / Под-гот. текста В.В.Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. -815 с.
170. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. -Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. С. 134.
171. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 624 с.
172. Рид Э.С. Уроки по теории действия // Управление движением. М., 1990.-С.7-19.
173. Рожанский И.Д. Античный человек. О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С.282-298.
174. Розин В.М. Введение в культурологию: Учебник для высшей школы. -М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998. 224 с.
175. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. Учеб. пособие. -М., 1994.-443 с.
176. Розин В.М. Психология: Теория и практика: Учеб. пособ. для высшей школы. М.: Изд-кий Дом «ФОРУМ», 1997. - 296 с.
177. Рубаненко A.M. Танец длиною в жизнь. Н.Новгород: ННГАСУ, 2001. - 39 с.
178. Рубаненко A.M. Телесная арттерапия. Методические пособия. Ч. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2001.- 40 с.
179. Рубаненко A.M. Телесная арттерапия. Методические пособия. 4.II. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2001.-41 с.
180. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. - 352 с.
181. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1982. — 782 с.
182. Салливан Гарри Стэк. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с анг. СПб: Ювента, М.: «КСПТ», 1999. - 347 с.
183. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. - 656 с.
184. Сараф М.Я. Спорт и культура (исторический анализ) // Спорт. Духовные ценности. Культура. Вып. первый. М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - С.53-83
185. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для НФК. М.: ФиС, 1984. - 103 с.
186. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С.323-328.
187. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL: Изд-во ЛГУ, 1990. -359с.
188. Симонов В.П. Что такое эмоция. М.: Наука, 1966. - С.31-60.
189. Славянская мифология. Энциклопед. словарь. -М.: Эллипс, 1995.
190. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -286с.
191. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1989. -215 с.
192. Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1985.- № 4. С.39-50.
193. Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы. Вып. 1-8, М.: Гуманитарный центр «СпАрт», 1997.
194. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988. - № 4. - С.78-91.
195. Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теория и практика физической культуры. 1985. - № 2.- С.40-44; № 7. С.45-49.
196. Ю.Столяров В.И. Спартианские игры новая гуманистически ориентированная модель спорта и его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Сб. - Вып. четвертый. - М.: Гуманит. центр «СпАрт» РГАФК, 1998. - С.54-279.
197. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии). М.: Издательская фирма «Логос», 1992. - 202с.
198. Сулима И.И. Герменевтика и понимающие подходы в гуманизации образования. Автореф. дис. . к. филос. н. Н.Новгород, 1996.
199. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальное явление. -Горький: Волго-вятское кн. изд-во, 1973. 226 с.
200. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. -216 с.
201. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. -573с.
202. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: Мысль, 1979. - 366 с.
203. Тахо-Годи A.A. О древнегреческом понимании личности на материале термина «сома» // Вопр. классической филологии. М., 1971.221 .Телесность человека: междисциплинарное исследование. М.: МГУ, 1991. - 159 с.
204. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // THESIS, 1994, № 4 «Научный метод». - С. 119-157.
205. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990.-620 с.
206. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 576 с.
207. Толстых A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности. -СПб: Алетейя, 200. 288 с.
208. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. -№ 10. -С.35-53.
209. Тхостов А.Ш. Семантика телесности и мифология болезни. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1993. - С. 100-112.
210. Уолш Д. Социология и социальный мир. Функционализм и теория систем // Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978. - С.47.
211. Фаст Дж., Э.Холл. Язык тела. Как понять иностранца без слов. М.: Вече, Персеп, ACT -432 с.
212. Фельденкрайз Моше. Осознавание через движение: Двенадцать практических уроков. М.-СПб: Институт общегуманитарных исследований. - 2000.- 151с.
213. Финк Е. Основные проблемы человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 429 с.
214. Филиппова Л.В., Горбунова Е.Ю., Лебедев Ю.А. Субкультура современного детства. М.-Н.Новгород, 2001.- 180с.
215. Фортунатова В.А. Человек в мире культуры. Учебн. пособие. -Н.Новгород, 1998.-98 с.
216. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. - 448 с.
217. Фрейд 3. Символика сновидения. Алма-Ата: Наука, 1990. - 191с.
218. Френкин A.A. Эстетики физической культуры. М.: ФиС, 1963. -151с.
219. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. - 664 с.
220. Хомская ЕД. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972. 379 с.
221. Хохлова В.В. Искусство воспитания Рудольфа Штайнера. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. 164 с.
222. Хьелл Л., Зигнер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1988. - 608 с. 241.Чалдини Р. Психология влияния. - СПБ: Изд-во «Питер», 2000. - 272с.
223. Чаркова М.Н. Влияние мотивационного фактора на развитие свойстввнимания. Дис. . к. психол. наук. Новосибирск, 1996. 243 .Чехов М.А. Шесть способов репетирования // Литературное наследие.
224. Шевцов A.A. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб: Тропа Троянова, 200. - 544 с.
225. Штайнер Р. Духовное становление педагогики. М.: Парсифаль, 1995.-256с.
226. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М.: Парсифаль, 1994.- 80с.
227. Шюре Э. Божественная эволюция. М.: Ваклер. Рефл-бук, 1997.-347с. 250.Эдвард де Боно. Нестандартное мышление. - Минск: Попурри, 2000.1. С.44.
228. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. М.: Ренессанс, 1991.-С.95-128.
229. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - С.95-128.
230. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Пер. с англ. М.-К.: ЗАО «Совершенство», «Port-Poyar», 1997. - 384 с.
231. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: Ваклер Reel-book, 1996.-302 с.
232. Юнг К. Человек и его символы / Под общ.редакцией С.Н.Сиренко. -М.: Серебряные нити, 1997. 368 с.
233. Berger D., Luckmann Т. The Social Constructor! of Reality. N.Y. Doubleday, 1966. -p.74.
234. Biomechanische Prinzipuon // Biomechanik Sportlicher Bewegungen. Sportverlag Berlin, 1971. S. 187-211. -216 s.
235. Creativity, the arts and innovative practices in education. Lesley college Cambridge, 1996.- 186 p.
236. Dance / Moventent Therapists // Creativity, the arts and innovative practices in education. Lessley College, Cambridge, 1996. p.4-8.
237. Fisher S.V. Cleveland S. Body Image and Personality. Princetion, 1958. -361 p.
238. Frank A. For a Sociology of the Body: an analytical neview // The Body: Social Process & Cultural Theory.- L.Sage, 1991.
239. Gerber E.W. My body, my self// Sport and the body. Philad, 1979. -p.180-187.263 .Heinemann К. Sport and the sociology of the body // International review of sport sociology, 1980, 41-55.
240. Jameson F. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism / New Left Review, 1994.
241. König К. Sinnesentwicklung und Leiberfahrung, Stuttgart. 3 Auflage, 1986.- 124s.
242. Krawczic Z. Physical Culture from the Perspective of Valves: A ceneral and Selective Approach to Pchysical Culture International Peview for Sociology of Sport, 1988. v.23. №2. p.36-45.
243. Krawczic Z. Sport and humanism. Aspetsof an analysis: Paper presrnted at the XII-th World Congress of Sociology. 9-13 July 1990.- Madrid. Spain.
244. Kroker A., Kroker M. Body Invaders: Sexuality and the postmodern condition. L., 1988. - 277 p.
245. Lichtenhan Rudoft Von Tanz zum Ballett: Stuttgart; Zurich; Belser. -191 S.
246. Luschen G., Weiz K. Die Soziologie des Sports. Darmstadt, 1976.
247. Lex Maja. Fin Porträt der Tänzerin, Choreographin und Pädagogin Herausgegeben von Anhe Abraham und Koni Hanft Druck. Druck GmbH, 1986. - 60 S.
248. Lex Maja. Graziela Padilla. Elementarer Tans. Band2; Die Arme. Die Anpassung. Heinrichsnofen-Bücher. Wilhelmshaven, 1988. -299s.
249. Lex Maja. Graziela Padilla. Elementarer Tans. Band3; Der Raum. Heinrichsnofen-Bücher. Wilhelmshaven, 1988.-427s.
250. Mary Clarke. Dancers of Mercury: the story of ballet Rambert. London. Adam and Charles Black, 1962. -240 p.
251. Mauss M. Body techniques in Sociology and Psycology: Essays. L.: Raltlege and Kegan Paul, 1979.
252. Merlean-Ponty M. Le Visible et l'invisible, P., 1964. - P.302.
253. Merlean-Ponty M. Phenomenology of Percepton. L., 1968. - P.171.
254. Novak Sintia. Nachdenken über Tanzimproviasation. Contact Quarterly, winter/ spring 97, vol. 22. № 1.279.0'Neil. Five Bodies. L., 1984. - 311 p.
255. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Engl. CI: Prentice - Hall, 1966.
256. Rolf I. Rolfing-Strukturelle Internation. Wandel und Gleichgewicht der Körperkultur. München. Hugendubel Verlag, 1989.
257. Rose G. Body and reatity // International Jornal of Psychology. 1966. -№47. - P.502-509.
258. Schutz A. Structures of the Lifeworld. Tllin., 1974. p.91.
259. Stange A. Die Sprache des Körpers Menschenkenntis für Alltagund Berif. - Düsseldorf - Wien, 1971.
260. Thomas G.E. Sport in a Philosophie-context. Philadelphia, 1983.
261. Tirner B. The body and socitty. Oxford, 1984. -411 p.
262. Verlag Freies Geistesleben. Zum Heilpädadgogischen Kurs Rudolf Steiners. Aufsätze von R.Grosse, H.Klimm, H.Poppelbaum. 2 Auflage, 1981. Verlag Freies Geistesleben.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.