Социокультурный анализ феномена рекламы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Вахрушев, Олег Аркадьевич

  • Вахрушев, Олег Аркадьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 182
Вахрушев, Олег Аркадьевич. Социокультурный анализ феномена рекламы: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Нижний Новгород. 2005. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Вахрушев, Олег Аркадьевич

Введение.

Глава I.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕКЛАМЫ.

1.1. Реклама как социальное явление.

1.2. Структура и функции рекламы.

Глава II.

РЕКЛАМА КАК ВИД МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

2.1. Генезис рекламы как вида массовой коммуникации.

2.2.Воздействие рекламы на массовое сознание.

Глава III.

РЕКЛАМА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

3.1. Реклама в культурной жизни общества.

3.2. Реклама в межкультурной коммуникации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурный анализ феномена рекламы»

Актуальность темы исследования. Современная реклама представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный феномен, который продолжает развиваться и видоизменяться под воздействием новых экономических, политических, социокультурных и технологических условий.

Обращение к исследованию процесса становления рекламы как отдельного вида профессиональной деятельности и мощного социального института во многом обусловлено особенностями современной ситуации. В настоящее время мы переживаем новый этап развития коммуникаций, связанный со становлением информационной цивилизации. Этот этап основан, прежде всего, на технологическом перевороте, позволившем достичь скоростной передачи больших объемов любых видов информации на огромные расстояния, а также тиражирования ее среди максимального количества получателей.

Со второй половины XX в. в мире происходят политические, социально-экономические, культурные трансформации, порождающие совершенно новую рыночную ситуацию. Бурный научно-технический прогресс не только резко повысил эффективность производства, но и обеспечил массовый охват информацией потребительской среды. В то же время беспрецедентное увеличение производительности труда и объемов выпускаемой продукции привели к резкому расширению и быстрой смене ее ассортимента, а также сопутствующих услуг. В этих условиях происходит резкое обострение конкуренции между производящими компаниями, стремящимися не только завоевать, но и надолго сохранить за собой определенные сегменты рынка.

Существует острая необходимость исследования философских, социологических, культурологических, экономических аспектов рекламных коммуникаций, передающих духовный опыт в виде моделей потребительского поведения, формирующих поведенческие установки индивидов, жизненных ценностей в современном транскультурном пространстве. Осознание необходимости прогнозировать результаты рекламной деятельности обусловливает интерес рекламистов к психологическим научным исследованиям, к пониманию закономерностей индивидуального и массового восприятия информации, к экспериментальным способам замера тех когнитивных и эмоциональных реакций, а также нравственных, эстетических и прагматических аспектов, которыми сопровождается взаимодействие аудитории с рекламной продукцией.

Современное массовое производство ориентировано, прежде всего, на клонирование типовых товаров, которые отличаются лишь своими брендами, ценностями, созданными рекламой и иными средствами маркетинговых коммуникаций. Основная задача производителя состоит в создании рекламного сообщения, содержащего определенную ценность, которая становится главным дифференцирующим вектором этого продукта от всех остальных. Производство товаров начинает напоминать процесс создания ценностей, когда на каждом этапе производства и манипуляции с товаром последнему добавляется тот или иной признак, придающий товару дополнительную стоимость, повышающий его статус, престижность как предмета потребления.

К сожалению, в большинстве случаев современная реклама воспроизводит не культурные классические ценности, поддерживающие традиционные смыслообразующие ориентации человека, а ценности массовой культуры, досуга и потребления, развивая тем самым принцип ге до н и сти ч ее ко го и н д и в и д у ал из м а.

Реклама как феномен культуры представляет большие возможности для всесторонних теоретических исследований, поскольку обладает большой степенью интегративности. Это может быть подтверждено тем фактом, что реклама является объектом изучения целого ряда наук: экономики, культурологии, социологии, психологии, лингвистики, искусствоведения, философии и многих других. Несмотря на прагматическую направленность рекламной коммуникации, ее эффективность во многом зависит от ее социокультурного содержания. Именно оно во многом предопределяет адекватное понимание рекламного текста, восприятие рекламной информации в условиях межкультурной коммуникации, мотивацию целевой аудитории и т.д.

Агрессивность, навязчивость и культурное несоответствие многих рекламных сообщений обусловливают негативное отношение к ней со стороны общества. Проблема создания эффективного рекламного сообщения в условиях поликультурного коммуникативного пространства, выявление негативных факторов, препятствующих адекватному восприятию рекламной информации, требует тщательного изучения, от которого зависит успешность реализации запланированной рекламной кампании.

Актуальность выбранной темы также определяется необходимостью всестороннего анализа структуры и механизмов функционирования рекламной коммуникации, как одного из ключевых явлений современной культуры и общества.

Степень разработанности темы. Характеризуя степень изученности феномена рекламы в исследованиях зарубежных и отечественных авторов, следует отметить преобладание работ, посвященных исследованию рекламы как одного из видов маркетинговых коммуникаций, т.е. ориентированных, прежде всего, на прагматический аспект рекламной практики. Вместе с тем, интегративность современной рекламы обусловливает поддержание интереса к данному феномену со стороны других исследовательских подходов. Несмотря на то, что многие авторы рассматривают рекламу исключительно как явление современности, для нас в рамках данной работы интерес представляет возможность осмысления феномена рекламы как знаковой системы, вида массовой коммуникации, возникновение и эволюция которой проходит все этапы историко-культурного развития общества от архаики, через античность и средневековье, новое время к сегодняшним дням.

Феномен рекламы представляет огромный интерес для специалистов самых различных областей, что подтверждается значительным количеством исследований, как зарубежных специалистов, так и отечественных. Предмет исследований, реклама, предстает как сложное и многогранное явление, нашедшее свое место в самых разнообразных сферах деятельности человека.

Среди существующих исследований можно выделить два наиболее распространенных подхода, преследующих отличающиеся друг от друга цели изучения рекламы. Наиболее распространенным считается прагматический подход, ориентированный, прежде всего, на экономический эффект рекламы (К. Картер, Ф. Котлер, В.Л. Музыкант, Д.Огилви, И.Я. Рожков, К. Ротцолл, Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и др.). Данный подход наиболее ценен для практической деятельности, так как позволяет выявить наиболее эффективные способы извлечения выгоды из использования рекламы. Второй подход - социокультурный («культурологический», - В.В. Ученова) позволяет рассматривать рекламу как социокультурное явление, затрагивающее самые разнообразные сферы человеческой деятельности под углом зрения роли и места рекламы в культурно-коммуникативном процессе (Д. Бурстин, И. Морозова, Ф. Пресбри, Н.В. Старых, В.В. Ученова, Л.Н. Федотова, Б. Элиот и др.). Совершенно очевидно, что оба подхода не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют. Однако социокультурный подход позволяет рассмотреть рекламу в динамике общекультурных процессов, берущих истоки на заре человечества. Это расширяет теоретическую базу исследования рекламной деятельности и объясняет, каким образом в ходе исторического процесса реклама выделилась в особый вид профессиональной деятельности, составила особый вид культуры и коммуникативной сферы.

В предпринятой попытке рассмотреть механизмы воздействия рекламы на массовое сознание автор диссертационного исследования исходил из работ Г. Лебона, С. Московичи, X. Ортега-и-Гассета, Г. Тарда, Э. Тоффлера, 3. Фрейда, Э. Фромма и др., а также отечественных исследователей

Б.А.Грушина, Г.Г.Дилигенского, А.К.Уледова и др. Исследования отечественных психологов - Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева, Ю.А Шерковина и др. позволили рассмотреть основные механизмы психологического воздействия рекламы на массовую аудиторию. Большой интерес представляет теория психологической установки, отраженная в работах грузинского исследователя Д.Н. Узнадзе, а также американских психологов Ф. Зимбардо, Ф. Знанецкого, Г. Олпорта и У. Томаса. Психологические установки, по мнению этих авторов, имеют решающие значение в изменении мотивов и потребностей индивида, в свою очередь обусловливающих изменения в поведении.

Особенности современных цивилизационных условий отражены в исследованиях зарубежных философов и социологов - Д. Белла, М. Кастеллса, О. Тоффлера, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, а также отечественных исследователей - H.H. Васиной, В.П. Заболотского, И.С. Мелюхина, М. Мунтяна, Л.Д. Реймана, Е.П. Савруцкой, Ф.С. Тумусова, Г.Х. Шахназарова. В работах этих авторов представлено видение последствий переустройства миропорядка и развития глобальной информационной системы.

К наиболее разработанным в отечественной литературе вопросам относится проблема исследования социальных механизмов стабилизации коммуникативных процессов. К таким механизмам относятся традиции, обычаи, обряды, которые играют первостепенную роль в трансляции культурного опыта поколений, упорядочении общественных процессов. В этом плане огромное значение представляют работы М.М. Громыко, Е.П. Савруцкой, И.В. Суханова, Д.М. Угриновича и др.

В философских и культурологических исследованиях семиотический анализ культуры предполагает изучение текстов с точки зрения производства, хранения, распространения и, самое главное, - воздействия содержащейся в них информации на духовный мир человека. При рассмотрении рекламы как феномена культуры с позиций семиотики мы опираемся на исследования зарубежных и отечественных авторов: Ю.МЛотмана, И. Морозовой, Ч. Пирса, А.А. Потебни, Ф. де Соссюра и др.

В анализе культуры и места рекламы как вида коммуникации мы опираемся на системный метод исследования рассматриваемого феномена. Внутренняя структура системы культуры и института рекламы рассматривается на основании структурного функционализма (Р.Мертон, Т.Парсонс и др.). Интерес представляют работы английских этнографов и социологов, рассматривающих культуру через функционирование социальных институтов (Б. Малиновский, А. Редютифф-Браун и др.).

Для структуралистского направления (Р. Барт, К. Леви-Строс, Ж. Лакан, М. Фуко и др.) в философии характерно выявление кодовых структур культуры, определения принципов их структурирования и признание инвариантности любой знаковой системы как социокультурного феномена. К. Леви-Строс интерпретирует культуру как систему коммуникативных значений, представленных в кодовой форме. Р. Барт представляет культуру как знаковую систему языка и исследует ее средствами общей лингвистики, выявляя семиотические коды, влияющие на социокультурное сознание.

Традиции французского структурализма продолжила отечественная Тартуско-московская школа, которая в методологическом плане рассматривала «семиосферу» культуры, как «устройство, вырабатывающее информацию» (В. В. Иванов, Ю.М. Лотман, A.M. Пятигорский, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский и др.).

Для рассмотрения основополагающей роли языка в осуществлении рекламной коммуникации особую ценность представляют работы Х.-Г. Гадамера, И.Г. Гердера, Э. Сепира и Б.Л. Уорфа, занимающих центральное место в философско-лингвистических исследованиях проблемы языка и культуры, Среди отечественных исследователей выделяются работы Г.И. Богина, С.Г. Воркачева, Л.Н. Гумилева, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, С.А. Сухих и др. (роль языка в формировании личности), М.Н. Алпатьева, М.Н. Губогло, М.И. Исаева, В.Ю. Михальченко (проблема функционирования языка в поликультурном пространстве), С.Г. Тер-Минасовой, В.Г. Зусмана, З.И. Кирнозе и др. (язык и межкультурная коммуникация).

Объектом является выявление места рекламной коммуникации в многообразии и динамике социокультурных процессов развития общества.

Предметом диссертационного исследования выступает философский анализ рекламы как социокультурного явления.

Основная цель диссертации заключается в рассмотрении рекламы как сложного социокультурного феномена, являющегося видом массовой коммуникации, современное развитие которой определено условиями новой информационной цивилизации, массовой культуры и общества потребления.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: рассмотреть рекламу в контексте исторических и культурных условий и выяснить особенности ее функционирования; определить место и роль рекламы в системе культуры; на основе структурно-функционального анализа рекламной коммуникации рассмотреть основные подходы к системной целостности рекламы как социокультурного явления, а также определить ее место и роль в культуре и обществе; выявить основные механизмы воздействия рекламы на массовое сознание; уточнить специфику влияния межкультурной коммуникации на осуществление рекламной деятельности и реализацию рекламного продукта.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, специалистов в области рекламы, исследующих место и роль последней в историко-культурном и культурно-коммуникативном процессе. Философское исследование рекламы как феномена культуры базируется на междисциплинарном подходе и опирается на достижения конкретных наук и эмпирических материалов социологии, психологии, рекламы, журналистики, маркетинговых исследований и т.д.

Методологической базой исследовании служит комплексный подход, опирающийся на принципы диалектики, историзма, системности, что позволяет рассматривать рекламу как социальное явление в его историческом развитии, институциональной целостности, функциональной определенности, во взаимосвязи явлений жизни общества, обеспечивая тем самым единство исторического и логического, анализа и синтеза в понимании рассматриваемого феномена.

Использование общенаучных методов в комплексе с методом актуализации позволяет рассмотреть ряд проблем и способов их решения под углом зрения основных тенденций развития современной цивилизации. Научная новизна исследования состоит в следующем: определено место и роль рекламы как вида массовой коммуникации в системах «культура» и «общество». на основе структурно-функционального анализа рекламной коммуникации рассмотрены основные подходы к функциям рекламы как системы и ее роли в информационно-коммуникативном пространстве современной цивилизации; определены основные аксиологические характеристики рекламной коммуникации в культурной жизни общества в диахроническом и синхроническом аспектах; рассмотрены позитивные и негативные аспекты воздействия рекламы на массовое сознание в современных социокультурных условиях; в контексте поликультурного современного коммуникативного пространства выявлены причины возникновения коммуникативных барьеров при проведении рекламных кампаний, а также рассмотрены пути их преодоления; показана культурообразующая роль рекламы в условиях интернационализации рынка товаров и услуг, вызванной тенденциями интеграции и глобализации.

Положения выпосимыс на защиту: характер связи рекламы с культурой и другими общественными явлениями определяется функциями рекламы, исследование которых осуществляется на основе структурно-функционального анализа рекламной коммуникации; определение рекламы как социального явления находится в прямой зависимости от основных методологических подходов к исследуемому феномену - прагматического и социокультурного, что позволяет рассматривать рекламу не только как инструмент эффективного продвижения товара или услуг, но и как вид информационно-коммуникативной деятельности, аксиологический и семиотический аспекты которой раскрывают место и роль рекламы в системах культуры и общества; культурообразующая роль рекламы в условиях интернационализации рынка, вызванных тенденциями глобализации, проявляется в формировании определенных ценностей, материального и духовного плана, повышении культуры потребительского спроса, т.е. нравственной ответственности в рекламно-коммуникативной деятельности, а также юридической ответственности производителей рекламной продукции перед обществом и государством; основной целью воздействия рекламы на массовое сознание является целенаправленное формирование потребностей и установок, регулирование мотивов, содержание и формы проявления которых обусловлены уровнем развития общества и особенностями сложившейся в нем культуры; возникновение коммуникативных барьеров при проведении рекламных кампаний обуславливается причинами экономического, социального, культурного, межкультурного характера; возможности преодоления коммуникативных барьеров реализуются разработкой специальных информационно-коммуникационных технологий, повышением уровня культуры рекламных сообщений, с учетом особенностей межкультурной коммуникации.

Теоретическая значимость работы состоит в проведении исследования такого сложного и недостаточно изученного социокультурного явления современности, как реклама. Рассмотрение социально-философского аспекта рекламы как феномена культуры позволяет установить определенный перечень ранее слабо исследованных проблем и разработать основание для дальнейших научных исследований в области социокультурных проблем рекламной коммуникации.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов данной диссертации для разработки рекомендаций теоретического и прикладного характера как для создателей рекламной продукции, так и ее потребителей. Степень востребованности настоящего исследования в области рекламной деятельности характеризуется бурным развитием этой сферы в России, появлением большого количества рекламных агентств, а также повышением интереса к данному феномену.

Соответственно, практическая значимость настоящего исследования определяется возможностью применения полученных выводов в практике работы субъектов рекламы, а также подготовке и чтении лекций для студентов и аспирантов при изучении рекламной деятельности.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи диссертации апробированы в выступлениях с научными докладами и сообщениями на кафедре философии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. H.A. Добролюбова, на конференциях международного, общероссийского и регионального уровней. В частности, идеи были представлены в докладах на IV Международной научно-практической конференции по региональной культуре «Культура и проблемы межэтнической коммуникации. Роль НКО в оптимизации межэтнических отношений» (г. Нижний Новгород, 21-23 мая 2002 г.), V

Международной научно-практической конференции по региональной культуре «Продвижение имиджа Нижегородского региона: опыт и перспективы» (г. Нижний Новгород, 21-23 мая 2003 г.), VI международной научно-практической конференции "Нижний Новгород в историко-культурной традиции России" (г. Нижний Новгород, 22-23 сентября 2004 г.), научно-практической конференции «Социальные коммуникации: новое в науке, образовании, технологиях» (г. Санкт-Петербург, 21-22 октября 2004 г.).

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Вахрушев, Олег Аркадьевич

Заключение.

Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что реклама - это определенная знаковая система, вид массовой коммуникации, возникновение и эволюция которой проходит все этапы историко-культурного развития общества. Эволюция этого чрезвычайно сложного и многогранного феномена продолжается и в настоящее время под воздействием новых экономических, политических, социокультурных и технологических внешних условий.

Междисциплинарный подход к исследованию феномена рекламы, открывает огромные возможности для его теоретического осмысления в рамках различных научных дисциплин. Существует острая необходимость исследования философских, социологических, культурологических, экономических и прочих аспектов рекламных коммуникаций, передающих духовный опыт в виде моделей потребительского поведения, формирующих поведенческие установки индивидов, жизненных ценностей в современном транскультурном пространстве. Осознание необходимости прогнозировать результаты рекламной деятельности обусловливает интерес рекламистов к психологическим научным исследованиям, к пониманию закономерностей индивидуального и массового восприятия информации, к экспериментальным способам замера тех когнитивных, эмоциональных и прагматических реакций, которыми сопровождается взаимодействие аудитории с рекламной продукцией.

Представление о рекламе как системной целостности позволяет всесторонне раскрыть принципы ее функционирования и развития, а также выявить основные структурные элементы, каждый из которых может нести свою функцию и, вместе с тем, быть включенным в комплекс единой программы рассматриваемого феномена. В этом плане, структурный подход к рассмотрению феномена рекламы способствует пониманию потребительского сознания, а также реконструкции восприятия потребителем рекламы и продвигаемого ею продукта. Функциональный подход позволяет объяснить активность рекламных процессов и их составляющих; его применение дает возможность выявить и объяснить функции, выполняемые рекламой в системе общества. Исследования структуралистов позволяют установить структурное сходство рекламы с такими фольклорными жанрами как мифы и сказки; реклама так же образует так называемый «метаязык», используемый для построения определенных образов и действий, одновременно являющийся значащим элементом в других системах значений - в культуре, производстве, потреблении и т.д.

С позиций функционального подхода общество рассматривается как саморазвивающаяся система, структурные компоненты которой во взамодействии друг с другом порождают ее интегральные свойства. Саморазвитие общества представляется как постоянное обогащение его потребностей, совершенствование средств их удовлетворения, усиления роли факторов культуры в этом процессе. Рекламная коммуникация развивалась спонтанно, отвечая на вновь возникающие потребности, постепенно выражающиеся в том, что появлялась необходимость в сбыте излишка продукции в условиях динамично развивающегося рынка и сильной конкуренции, что позволяет выделить такую важную функцию рекламы, как системообразующую.

На основании проведенных исследований установлено, что санкционирование рекламного сообщения осуществляется в рамках функционирования социальной системы. Если образное или понятийное содержание рекламного сообщения не признается аудиторией актуальным, интересным, модным, полезным и т.п., его существование обречено, поскольку в этом случае оно не способно выполнять необходимую функциональную нагрузку по управлению объектами рекламной информации.

Анализ, по нашему мнению, основных этапов развития рекламной деятельности в ходе развития человеческого общества, предоставляет свидетельства о присутствии уже на ранних этапах развития общества ряда коммуникативных приемов, которые, пройдя ряд эволюционных преобразований, легли в основу современной рекламной деятельности.

Прототипы составляющих современной рекламной коммуникации возникли на основе ранних знаковых комплексов и выполняли в первую очередь демонстративную функцию, что позволяет провести параллели с современной рекламой, основу которой составляет многообразие знаковых комплексов, вырастающих на базе современных информационно-коммуникативных технологий.

По мере историко-культурного развития общества и процесса разделения труда происходит постепенное вычленение из синкретических форм проторекламы набора целей, методов и средств, необходимых для выделения рекламы как самостоятельной профессии, специализированного вида деятельности. Становление рекламы как социального института стало возможным с появлением новой социальной и экономической ситуации, обусловившей необходимость в организации массового производства, появлении средств массовой информации, а также поиска эффективных механизмов продвижения и сбыта товаров и услуг.

К началу XX в., прежде всего в США и странах Западной Европы, реклама переходит на качественно новый уровень своего развития, когда можно говорить о межпрофессиональной интегративности рекламных процессов, усложняющихся и обогащающихся за счет использования достижений других видов профессиональной деятельности и новых научных разработок, в том числе в сфере философии, социологии и психологии. Отсюда возрастает интерес профессионалов к прогнозированию эффективности рекламных сообщений, пониманию закономерностей индивидуального и массового восприятия рекламной информации, а также поиску путей формирования культуры потребительского спроса.

В рекламе применяется большое количество различных способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия и манипулирования. Основной целью воздействия рекламы на массовое сознание является изменение основных психологических установок, посредством чего производится целенаправленное регулирование мотивов и потребностей индивида, и, в конечном счете, поведения. Психологическое воздействие рекламы на массовое сознание создает определенные проблемы, связанные, прежде всего, с усилением влияния ценностей массовой культуры, а также ониоманией, т.е. навязчивым влечением делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и последствиями.

Реклама, традиционно рассматриваемая как составной элемент маркетинга, создает необходимость ее анализа в контексте культуры, понимаемой как сложившейся в обществе системе ценностей и норм поведения, которые рассматриваемый феномен поддерживает или отвергает. Рекламу можно причислить к явлениям, изначально содержащим в себе противоречия, неоднозначно воспринимаемыми различными социальными группами. Среди положительных аспектов функционирования рекламы в системе культуры, по нашему мнению, следует выделить то, что реклама принимает активное участие в обновлении культуры, ее развитии.

Новая социально-экономическая ситуация обусловливает интернационализацию рынка товаров и услуг, вызванную набирающими силу тенденциями глобализации. Это создает необходимость при реализации рекламной деятельности на международном уровне следовать основным принципам межкультурной коммуникации и учитывать сегментированность целевых аудиторий не только по привычным тендерным, возрастным, территориальным, финансово-экономическим показателям и пр., но, в первую очередь, по культурно-национальным (языковым, этноконфессиональным, обрядовым, культовым и т.д.) признакам.

Неадекватность кодирования и раскодирования заложенной в рекламном тексте или рекламном образе информации влечет за собой огромные финансовые потери, т.к. смысл переданной получателю информации при ошибочном выборе кода и его расшифровке делает абсолютно неприемлемым использование рекламного сообщения для сбыта товара или услуг.

Изучение роли феномена рекламы в материальной и духовной сферах культуры жизни общества обозначило ряд перспектив для дальнейшего исследования. В их число, по нашему мнению, необходимо включить всестороннее исследование таких явлений, как социальная и политическая реклама, особенно в плане определения места и роли этих видов рекламы в сферах духовной и материальной культуры. Стремительно развивающееся информационное общество в ходе технологического прогресса получает новые информационно-коммуникационные средства, значительно расширяющие возможности рекламной коммуникации и рекламного воздействия на сознание потребителей. В связи с этим, на наш взгляд, большое значение могут иметь исследования правовых и нравственно-этических аспектов осуществления рекламной деятельности в условиях динамично расширяющегося рекламного коммуникативного пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Вахрушев, Олег Аркадьевич, 2005 год

1. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно. - М. : Акад. исслед. культуры , 2001 - 411с.

2. Алексеев, М.Ю. Особенности национального поведения / М.Ю. Алексеев, К.А. Крылов. М. : Арт-БизнесЦентр, 2001. - 314с.

3. Анатомия рекламного образа / Под общ. ред. A.B. Овруцкого. Спб.: Питер, 2004. - 224с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997.-237с.7)w 5. Арнольдов, А.И. Цивилизация грядущего столетиякультурологические размышления) / А.И. Арнольдов. — М.: Грааль, 1997.-328 с.

5. Баранов, В.М. Рекламное право / В.М. Баранов, М.В. Баранова, Ю.В. Черячукин. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2002 -268с.

6. Баранова М.В. Реклама как феномен культуры: автореф. дне.канд. культ, наук : 24.00.01 / Баранова Марина Владимировна. Н. Новгород, 2000 г. - 28 с.ф 8. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. М. :1. Прогресс, 1989.-616с.

7. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт .- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996-312с.

8. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М. : Советская Россия, 1979. - 424с.

9. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худ. литература, 1975. - 504 с.

10. Беликов, В.И. Социолингвистика / В.И. Беликов, Л.П. Крысин. М. : Ä РГГУ, 2001.-439с.

11. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. М. : Academia, 1999.-956с.

12. Белла, Р. Привычки и нравы. Индивидуализм и служение обществу в жизни американцев. / Р. Белла и др. // Наука и техника. 1987. -№11.

13. Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. СПб.: Питер, 2001. - 860с.

14. Библер, В.Г. Культура. Диалог культур / В.Г. Библер // Вопросы философии. 1989. - № 6.- С. 31-42.

15. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: «Рудомино», 2001. -218с.

16. Братченко, C.JI. Диагностика личностно-развивающего потенциала /

17. C.JI. Братченко. Псков : Изд-во Псковского области, ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. - 68с.

18. Бритова, H.H. Римский скульптурный портрет / H.H. Бритова. М.: Искусство, 1975.- 103с.

19. Брудный, А. Семантика языка и психология человека / А. Брудный. -Фрунзе : Илим, 1972, -375с.

20. Ван Дейк, Т.А. Язык: Познание. Коммуникация / Т.А. Ван Дейк. М. : Прогресс, 1989.-300с.ф 22. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. 808с.

21. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М. : Прогресс, 1984. -367с.

22. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. -М. : Рус. Яз., 1990.-246с.

23. Веселов, C.B. Маркетинг в рекламе, в 3-х т. / C.B. Веселов. М. : Международный институт рекламы, 2002.

24. Винничук, JI. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. М. : Высшая Школа, 1988. - 496с.о27,28,2932,33,34,3538

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.