Социокультурные основания китайской модели политической модернизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Воропаев, Дмитрий Сергеевич

  • Воропаев, Дмитрий Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 185
Воропаев, Дмитрий Сергеевич. Социокультурные основания китайской модели политической модернизации: дис. кандидат наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2012. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Воропаев, Дмитрий Сергеевич

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ КОНКУРИРУЮЩИХ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

1.1 Эпоха модерна и теории модернизации

1.2 Эволюция теорий и концепций политической модернизации

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ВНЕ-ИНСТИТУЦИНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

2.1 Китайская цивилизация и язык в преломлении методологии структурализма

2.2 Универсальная модель политической системы и традиционное понимание «модернизации» в Китае

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАПАДНОЙ И КИТАЙСКОЙ МОДЕЛЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

3.1 Китайская модель политической модернизации: принципы и методы построения

3.2 Сценарии цивилизационного и политического процесса на Западе и на Востоке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные основания китайской модели политической модернизации»

Введение

Актуальность темы

Выбор модернизационных стратегий в различных точках планеты зависит не только от достаточно хорошо операционализируемых, а потому удобочитаемых сторонним наблюдателем показателей: природных ресурсов, экономического потенциала и человеческого капитала, которыми располагает страна, но в еще большей степени от социокультурной специфики региона. То, что локально-цивилизационная подоплека редко попадает в фокус исследований по модернизации, будучи постулируемой и выносимой за скобки, а часто и вовсе рассматривается как препятствие для модернизации, обусловлено доминированием в политическом дискурсе принципа «моноцивилизационного» пути развития. Актуальность настоящего теоретико-политологического исследования обусловлена тем, что указанный принцип, порождающий геополитическую утопию «монополярного мира», утрачивает эвристический потенциал. В данном контексте синтез методологических установок, заложенных в концепциях коэволюции и цивилизационного подхода, способен обогатить инструментарий философии политики и стимулировать междисциплинарные исследования.

Китайский опыт, реализующий стратегию «синтеза экономических и технократических методов Запада с духовными ценностями Поднебесной»1, в связи с этим представляет особый интерес, свидетельствуя о том, что освоение новых технологических укладов не во всяком случае умаляет значимость культурно (и даже когнитивно) иных цивилизационных миров и не снижает их конкурентоспособность. Он позволяет говорить о необходимости внести коррективы в понимание демократии и в трактовку моделей модернизации, которые предлагаются «странам-аутсайдерам» в качестве образца. По мнению основателя Института Китая в Пекине Дж.

1 Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Международные отношения в XXI веке. М., 2011. С.157.

Нейсбита, «в то время как западная демократия как функционирующая политическая система оказалась в тупике, Китай выстраивает совершенно новую демократическую систему».2 Это позволяет, как считает Нейсбит, признать факт коэволюции «вертикальной демократии» (китайский путь) и «горизонтальной демократии» (западный опыт). Инволюция духа и увеличение влияния символических средств общения - устойчивый вектор движения Запада, поэтому ему вскоре придется играть на чужом поле, учиться институциональному строительству у единственной цивилизации в истории человечества, преуспевшей в обуздании архаики и деструктивного потенциала образных средств коммуникации.

Наконец, осмысление основополагающих принципов

функционирования и развития китайского общественно-политического монолита приобретает особую актуальность в связи с задачей системной модернизации России. Китай однажды обратился к заимствованию советской модели социально-экономического и политического устройства, а затем, когда сам референт обнажил ее слабые звенья, своевременно осуществил адекватные преобразования, вернувшись на традиционный путь институционализации, деперсонификации власти, установив императив сменяемости политической элиты и принципы рыночной экономики. Сегодня хотелось бы вести речь о диалогичной петле обратной связи трансформаций политических систем двух стран. Учет китайского опыта в процессе выработки алгоритма модернизации России (с избеганием механического калькирования) представляется чрезвычайно актуальной задачей для будущего страны.

Степень научной разработанности темы

В политическом и теоретико-политологическом дискурсах доминирует все же скорее технологическое понимание феномена модернизации, что объясняется тесной связью исследовательских программ с «социальным

2 Нейсбит Дж. России требуется выработать собственную версию демократии// Мировой политический форум, 2010. http://varoslavl.dada.ru/sections/state/Dzhon-Neisbit-Rossii-trebuetsva-vvrabotat-sobstvennuyu-уегауи^етокгаШ

заказом», установкой на эффективность и целесообразность. Поэтому в

соответствующих исследованиях часто игнорируется мировосприятие самих «объектов модернизации» и превалируют различные версии теории политической модернизации и вестернизации, теории демократических переходов, транзитология, компаративистика. Среди наиболее известных авторов: Г. Алмонд, С. Верба, Л. Даймонд, Р. Даль, Т. Карозерс, X. Линц, Л. Пай, Р. Патнэм, Д.А. Растоу, Э. Гидденс, Г. Тернборн, О. Торнквист, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, И. Шапиро, Ф. Шмиттер.3В данной мыслительной парадигме показательна дискуссия, развернувшаяся между «либералом-прогрессистом» Ф. Фукуямой, сообщившим миру о «конце истории» (впоследствии несколько поменявшим позицию), и консервативным либералом С. Хантингтоном, чьи взгляды из теории «авторитарной модернизации» трансформировались в концепцию «столкновения цивилизаций». К исследовательскому меньшинству, работающему под девизом «модернизации в обход модернити», можно, с известной долей допущений, отнести таких именитых авторов, как А. Абдель-Малек, А. Турен, III. Эйзенштадт. 4 Вслед за институционально-цивилизаторским и мультикультуралистским подходами в неолиберальном дискурсе наметилось течение, пытающееся обеспечить идеологическую защиту секулярного общества от угрозы «обратной глобализации». Данное направление отмежевывается от институционального детерминизма в пользу утилитарного истолкования детерминизма культурного, в соответствии с

3 Almond G. A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol. 18. № 3; Almond G., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, 1989; Гидденс Э. Последствия модернити. Новая постиндустриальная волна на Западе. - М., 2000; Dah! R.A. Democracy and Its Critics. New Haven, 1989; Карозерс Т. Ошибка теории «поэтапной демократизации» // Pro et Contra. 2007. № 1; O'Donnell Guillermo, Schmitter Philippe. Transitions from authoritarian rule: tentative conclusions about uncertain democracies. Baltimore, 1986; Putnam R. D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. N. Y., 2000; Putnam R. D. The comparative study of political elites. Englewood Cliffs, N.J., 1976; Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5. С. 5—15; Тернборн, Г. Глобализация и неравенство. Сумерки глобализации: наст. кн. антиглобалиста. М., 2004; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005; Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004; Фукуяма Ф. Конфуцианство и демократия// Русский журнал. 25.12.1997. Электронная публ. http://www.hrono.ru/libris/lib f/fukuyama03.html#10; Hungtington S.P. Political Order in Changing Societies. London, 1996; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006; Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики/Полис. 2001. № 3 - 5;

4 Touraine A. Le Mouvement de mai ou le communisme utopique. Paris, 1968. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

которым всякой культурной традиции, не укладывающейся в рамки либеральных установок, отказывается в легитимности. Среди представителей данного направления наиболее известны исследователи: С. Бенхабиб, Р. Инглхарт, К. Вельцель.5

В политико-философском дискурсе, касающемся мирового цивилизационного процесса, наиболее влиятельны концепция «незавершенного» доопределяющегося проекта модернизации Ю. Хабермаса и пессимистичная оппозиция ей в виде концепции «эры тотальной симуляции» Ж. Бодрийяра, который пытается объяснить отказ современной «кибернетической цивилизации» от духовного развития.

В России к проблеме модернизации, в основном в связи с отечественным политическим процессом и его социокультурными особенностями, обращались A.C. Ахиезер, А.Г. Володин, С.Н. Гавров, А.Г. Дугин, H.H. Зарубина, М.В. Ильин, Б.Г. Капустин, С.А. Ланцов, А.Ю. Мельвиль, E.H. Мощелков, A.C. Панарин, В.И. Пантин, В.М. Побережников, JI.B. Сморгунов, А.И. Соловьев, В.Г. Федотова.6

О том, какое значение для американской политологии времен «холодной войны» имела проблема модернизации КНР, можно судить по статусу «главного» американского китаиста - Лукиана Пая. С конца 90-ых гг.

5Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003; Инглахрт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М., 2011.

6 См.: Ахиезер А. Российский либерализм перед лицом кризиса // Общественные науки и современность. 1993. №1; Володин А. Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика. / Полис. 2000, № 3. С. 104-116; Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004; Дугин А.Г. Трансформация политических институтов и структур в процессе модернизации традиционных обществ // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. полит, н. Ростов-на-Дону, 2004; Зарубина H.H. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998; Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. М., 2000; Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. №3; Мелъвилъ А.Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты). М., 1999; Мощелков E.H. Современная Россия и демократические идеологемы Запада: проблема совместимости // Демократия в России и Европе: философское измерение: Материалы м. конф. «Философские проблемы демократического общества». Калининград, 2003. С. 1 17 - 126; Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI в. М., 2003; Панкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. 2005, №3; Побережников И.В. Модернизация: теоретические и методологические проблемы // Экономическая история. Обозрение Вып. 7. M., 2001. С. 163-169; Сморгунов A.B. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999; Соловьев А.И. Апология модерна // Власть, № 5, 2002 г. (0,5 пл.); Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

интерес к проблеме спадает, о чем свидетельствует сокращение публикаций на соответствующую тему в англоязычной научной периодике. Что касается качества дискурса в данной сфере, то, к сожалению, основательные работы по культуре и языку Китая описывают преимущественно Досиньхайский период и прикладная политическая аналитика редко на них ориентируется.

Проблемам политической модернизации и политических реформ Китая и Тайваня посвящены русскоязычные работы: О.Б. Бальчиндоржиевой, Е.П. Бажанова, Н.Е. Бажановой, K.M. Барского, В.Г. Бурова, A.B. Виноградова, А.Д. Воскресенского, В.Г. Ганшина, JIM. Гудошникова, К.А. Егорова, К.А. Кокарева, Л.И. Кондрашовой, Б.Т. Кулика, Цзинцзе Ли, О.В. Литвинова, A.B. Лукина, Лю И, Л.М. Мамаевой, Цзюйшэн Ню, Э.П. Пивоваровой, Д.А. Смирнова, Б.С. и П.Б. Старостиных, Г.А. Степановой, Г.А. Степанова, Сунь Хао, В.Я. Портякова, М.Л. Титаренко, Цзэнкэ Хэ, Чжан Сянго. Среди свежих работ стоит выделить диссертацию В.В. Тельбизова «Стратегия модернизации политической системы КНР: идеология и основные направления (1989-2003 гг.)». Это фундированное первоисточниками исследование институциональных изменений политической системы, происходивших в период полномочий 3-его поколения руководителей КНР.

Российское китаеведение в теоретико-политологических работах придерживается хронологического подхода. Исследователи заняты преимущественно аналитикой официальных партийных, государственных документов и СМИ Китая, сохраняя преемственность традиций советского китаеведения. По этой причине возникает феномен «вторичной аналитики», характерный и для китайской науки.

Среди отечественных китаистов, занимающихся вопросами политических традиций и культуры Китая, их влиянием на политический

7 Бажанов Е.П. Китай: вчера и сегодня. М., 2007; Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М., 1998; Виноградов A.B. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М., 2005; Ганшин В.Г. Формирование гражданского общества в России и Китае. М., 2007; Гудошников Л.М. Рук. авт. колл. Политическая система и право КНР в процессе реформ 1978-2005. М., 2007; Кондрашова Л. И. Китай ищет свой путь. М., 2006; Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая. M., 2004; Лукин A.B. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР// Сравнительная политология. №1(3), 2011; Литвинов О.В. Китайский путь к демократии. M., 2004; Мамаева Н.Л. Партия и власть: Компартия Китая и проблема реформы политической системы. М., 2007.

процесс отметим: H.A. Абрамову, К.В. Васильева, JI.C. Васильева, Л.П. Делюсина, А.И. Кобзева, П.М. Кожина, B.C. Колоколова, А.Е. Лукьянова, В.В. Малявина, A.C. Мартынова, B.C. Мясникова, Л.С. Переломова, И.И. Семененко, K.M. Тертицкого, Т.Л. Титаренко, В.Ф. Феоктистова. Необходимо сказать и о зарубежных исследователях в данной сфере: Предмет исследования Х.Г. Крила - становление древнекитайской государственности и политические традиции Китая. Изучением особенностей мировоззрения современных китайцев в их связи с религиозными традициями занимался А. Масперо. Проблему трансформации политических ценностей, обусловленную экономическими переменами, а также особенности адаптации к ним КПК исследовали политологи Б. Диксон, Д. Гудман, М. Голдман, Ван Мьяо-ян. Работу В. Бауэра8 можно привести как пример культурологической теории, соотнесенной с реальностью маоистского Китая. Аргументированный характер носит позиция первого иностранного профессора университета Циньхуа в Пекине, Дэниела А. Белла, обосновывающая перспективу осуществления политической модернизации КНР на основе одного из современных конфуцианских проектов. Благодаря Д.А. Беллу, 9 профессору Гонконгского университета Руйпин Фаню 10 и сотруднику ИДВ РАН А.П. Шилову англо- и русскоязычные читатели получили возможность открыть для себя феномен возрождения академического политического конфуцианства в континентальном Китае ХХ1в. в лице Цзян Цина и его школы. 11 Идеи, касающиеся мышления и языка китайцев, сформулированные В. фон Гумбольдтом, 12 Н.Я.

* Bauer W. The Chine and Hoping for the Happiness. The Paradise. The Utopian. The Ideals. N.Y., 1973.

9 Cm. Daniel A. Bell China's new Confucianism: politics and everyday life in a changing society. Princeton, NJ, 2008. Confucian Political Ethics. Princeton University Press, 2007. Beyond Liberal Democracy: Political Thinking for an East Asian Context. Princeton, 2006.

10 The Renaissance of Confucianism in Contemporary China./Ed. by Ruiping Fan/ Philisophical Studies in Contemporary Culture. Vol. 20, HK, London, NY, 2011.

" Шилов А.П. Конец древности: о духовном кризисе современного китайского общества и поиске новых ценностей. M., 2009. С.135-136, 180; Шилов А.П. Духовное и идеологическое состояние китайского общества на фоне мирового финансово-экономического кризиса. Экспресс-информация ИДВ РАН № 2. М. 2010. С.53-62.

12 Humboldt W. Lettre à m. Abel-Rémusat sur la nature des formes grammaticales en général et sur le génie de la langue chinoise en particulier. Paris, 1827.

Бичуриным,13 М. Гране,14 С.Е. Яхонтовым15 и его школой (М.В. Кружков, И.С. Гуревич, И.Т. Зограф), а также нашими современниками А.И. Кобзевым 16 , Н.П. Мартыненко, 17 Е.П. Бажановым, 18 способствовали выработке концепции, представленной в настоящей работе. Невозможно было обойтись и без работ по языку, логике и научному мышлению в Древнем Китае Хр. Харбсмейера 19 и К. Робинсона 20 в составе беспрецедентного по масштабам в мировой синологии проекта Дж. Нидэма «Наука и цивилизация в Китае».

В целом же вопрос о социокультурных предпосылках политической модернизации KEP разработан фрагментарно. Теоретических работ, которые бы описывали модель политической модернизации КНР и ее институциональные составляющие через призму вне-институциональных факторов, на основании цивилизационного подхода, а также теорий, системно обосновывающих политическую культуру и политический процесс с помощью методологии структурализма и принципа лингвистического детерминизма, автор не встретил в научной литературе. А проблематика культурологического характера, хотя и присутствует в специализированных монографиях, не имеет должного отражения в политологическом дискурсе.

Цель работы - выявить и проанализировать фундаментальные социокультурные основания и характеристики модели модернизации политических институтов Китая, с учетом сценариев ее взаимодействия с западной моделью демократии. Эта цель представляется остроактуальной,

13 Бичурин Н.Я. Китайская грамматика. Пекин. 1832.

14 Гране М. Китайская мысль. М., 2004; Гране М. Китайская цивилизация. M., 2008; Granet M. Quelques particularités de la langue et de la pensee chinoises. Paris, 1920.

15Яхонтов С.Е. Древнекитайский язык. M., 1965.

16 Кобзев. А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. M., 1993.

17Мартыненко Н.П. Культура как превращение знаков - вэньхуа. Т. 1, 2. M., 2006; Мартыненко Н.П.

Семиотика древнекитайских философских текстов. Введение в метод. М., 2003.

18 Бажанов Е.П. д. ист. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, см., напр., Бажанов Е.П. Китайская грамота. О китайском языке, иероглифах, каллиграфии, «иероглифическом» видении мира. Москва, 2008; Бажанов Е.П. Восточный экспресс с остановками на Западе. Записки очевидца. Москва, 2008; Бажанов Е. П., Бажанова H. Е. Китайская мозаика. Москва, 2011.

19 Needham J. Science and Civilization in China. V.7 Part.I Language and Logic by C. Harbsmeier. Cambridge, 1998.

20 Robinson K. and Needham J. Literary Chinese as a Language for Science // Needham J. Science and Civilization in China. V.7 Part. II General Conclusions and Reflections. Cambridge, 2004. P. 95 - 198.

поскольку в эпоху глобализации Китай сохраняет свою цивилизационную идентичность, что не мешает ему занять нишу одного из ведущих акторов мирового политического процесса. В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:

• Проанализировать содержание конкурирующих и взаимодополняющих теорий и доктрин, описывающих и/или обосновывающих выбор стратегий индустриализации, модернизации, в том числе и политической модернизации;

• Проследить становление «эндогенной» модернизации с позиций цивилизационных теорий и феномена коэволюции в рамках социальных систем, поскольку принцип коэволюции заложен в фундамент цивилизационного подхода, если сам этот подход не выхолощен до схемы моноцивилизационного развития;

• Рассмотреть эволюцию основных теорий политической модернизации;

• Выявить характер и особенности системы традиционных культурных образцов китайской цивилизации и их влияние на модель политической модернизации КНР;

• Исследовать принципы и методы построения сформировавшейся и доопределяющейся модели политической модернизации Китая;

• Предложить попытку осмысления и сценарного прогнозирования глобальных трендов в сфере трансформации политических институтов в контексте цивилизационного процесса.

Методологическим основанием работы послужил комплексный подход. Он заключается в совмещении позиций культуроцентризма и лингвистического детерминизма, подкрепляемых методом лингвистического (этимологического, семиотического) анализа и установками философии структурализма. Структурная лингвистика, структурализм и постструктурализм демонстрируют свой эвристический и методологический потенциал при осмыслении и описании китайской цивилизации и ее языка. Применение этой методологии в данном случае, как представляется, более

10

оправдано, нежели при описании постмодернистской европейской символической реальности, на материале которой она была разработана.

Исследование выполнено с учетом системной методологии реконструкции семиотических структур китайской классической письменной традиции, разработанной Н.П. Мартыненко. Данный подход позволяет наиболее полно постигать зашифрованные в «смысловом письме» категории китайской мысли через их позиционирование в системе интертекстуальных соотношений иероглифов (их составных ключей) и в контексте аналогий с образами из «жизненного пространства» различных периодов китайской истории.21 Работа соответствует методологической установке, предложенной программой «Цивилизационный путь России» Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия. По мнению руководителя совета, академика Е.П. Челышева, «самобытное достояние каждой цивилизации и каждого народа - большого и малочисленного - имеет право на уважение и защиту, что позволяет преодолеть ограниченный, а в настоящее время и крайне опасный цивилизаторский образ мышления». Эта концептуальная схема «оправдывает, легитимирует насильственные меры по насаждению «мирового порядка» и якобы цивилизованных форм правления».22

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• Впервые обоснована применимость категориальной пары коэволюция -коинволюция в политологии, благодаря чему предметом изучения может стать феномен сохранения цивилизационной самобытности в процессе системной модернизации, который наиболее полно демонстрируется Китаем. Делается вывод о том, что именно такой путь обеспечивает

21 Мартыненко Н.П. Специфика семиотического изучения древнекитайских текстов // дисс. на соиск. уч. ст. д. филос. н. М., 2007.

22 Челышев Е.П. Цивилизационный выбор России в современном мире: синтез наук, многообразие культур, верность традициям // Проблемы культурного и природного синтеза. М.: ИИЯ.

устойчивость технологического развития и политической модернизации в условиях жесткой конкуренции.

• Впервые в философии политики применена методология структурализма и постструктурализма по отношению к изучению китайской иероглифической цивилизации, ее политической системы и политической культуры. Обоснована также неприменимость формационного подхода к китайской модели модернизации.

• На примере китайской модели политической модернизации обоснована гипотеза о том, что авторитаризм и однопартийная парламентская система органичны обществу с доминированием релятивного (вне референции) символического космоса над реальностью знаковой и абстрактно-символической.

• При сопоставлении моделей модернизации на Западе и на Востоке описан феномен коинволюции и определена граница, отделяющая цивилизационную коэволюцию, служащую гарантом сосуществования цивилизаций, от коинволюции как процесса, свидетельствующего об архаизации общественной жизни.

Положения, выносимые на защиту

1) Причина несостоятельности многих теоретических схем, призванных объяснить взаимосвязь социокультурного многообразия и модернизационной унификации, заключается в порочности принципа «моноцивилизационного» развития, порождающего утопию «монополярного мира». В процессе ее превращения в геополитическую программу используются отсылки на неизбежность эволюционных процессов. Становление «моноцивилизации» при этом рассматривается как позитивный итог развития человечества, поскольку только такой результат будто бы способен остановить архаизацию мировой культуры. Эта логика вступает в противоречие с политическими реалиями и, прежде всего, с фактом успешного модернизационного развития Китая, что изменяет вектор поиска путей модернизации.

2) Обоснованные сомнения вызывает принцип безальтернативного развития человечества, который в его современных интерпретациях явно противоречит признанию за каждой локальной цивилизацией права на существование и развитие. Это противоречие, характерное для политической теории со времен Н.Я.Данилевского, игнорировалось и в политической науке, и в политической практике, где господствует не цивилизационный, а цивилизаторский тип мышления.

3) Китай - когнитивно защищенная от внешнего идейного воздействия социоцентричная цивилизация, для которой не характерно представление о развитии как о высшей ценности и самоцели (в его западно-философской интерпретации). Модернизация Китая обусловливается вызовом «коллективной потери лица», ограничивается мерами, способствующими увеличению «совокупной мощи» государства и устойчивости воспроизводства структуры социума. Она совершается на собственной цивилизационной основе посредством конкретно-символического мышления, в соответствии с формулой Дэн Сяопина: «переходить реку, ощупывая камни».

4) Корни общекитайского аналога «Consensus Juris» 23 - базовой предпосылки политического порядка и успешной модернизации на Западе -следует искать в принципиально непротиворечивой, «непроблематичной», целостной и эмоционально позитивной картине мира, детерминированной авторитарной (в когнитивном смысле) природой иероглифа. Политическое здание КНР легитимирует также феномен коллективизма, устойчивость которого, нелогичная с позиции теорий модернизации в условиях урбанистической, «капиталистической» среды, обосновывается структуралистски, исходя из контекстной (конвенциональной) природы китайской речи и письменности. Конфуцианство отражает эти особенности менталитета установками на эмпатию и аффиляцию. Аналогичным образом объясняется деперсонифицированный характер политической системы Китая.

23 Лат. Согласие по поводу права.

5) Органичность модернизации в форме «авторитарного транзита» для КНР обусловлена тем, что одним из оснований цивилизационной общности Китая и достаточным компонентом легитимности политической надстройки является власть-сила. Иероглифы имеют тенденцию к мультипликации (из-за отсутствия у идеограммы фонетических и иных вне-структурных референтов), что означает перманентную угрозу коммуникационного партикуляризма и политического сепаратизма. Одной из системообразующих функций унитарной административно-бюрократической машины было обеспечение надежной письменной, директивной коммуникации. Неизбежно «авторитарный» характер цивилизации обнаруживает себя и в форме «мягкой силы», поскольку, в условиях господства символической реальности, ключевым властным ресурсом является контроль над каналами трансляции смыслов в обществе, а его утрата чревата внезапным низложением политического режима. Классификация, упорядочение составляют суть и цель существования политической надстройки, а «исправление имен», то есть контроль над состоянием политического словаря и ритуалом его социальной индоктринации, реформирование концептов языка традиционно одно из главных направлений в политическом планировании.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воропаев, Дмитрий Сергеевич, 2012 год

Библиография

1. Абрамова Н. А. Политическая культура Китая. Традиции и современность. М., 2001.

2. Аверинцев С.С. Собр. Соч./Связь времен. К., 2005.

3. Аверинцев С.С. Собр. Соч./София-Логос. Словарь. К., 2006.

4. Аграрная проблема Китая (конец XX - начало XXI века). М., 2009.

5. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002.

6. Арриги Джованни. Адам Смит в Пекине: Что получил в наследство XXI век. М., 2009.

7. Бажанов Е.П. Китайская грамота. О китайском языке, иероглифах, каллиграфии, «иероглифическом» видении мира. М., 2008.

8. Бажанов Е.П. Современный мир. Избранные труды. М., 2004.

9. Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. М., 2007.

10. Бажанов Е.П. Восточный экспресс с остановками на Западе. Записки очевидца. М., 2008.

11. Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Куда идет человечество? О тенденциях международных отношений в XXI веке. М., 2009. Е.П. Бажанов, Н.Е. Бажанова. Многополюсный мир. М., 2010.

12. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Китайская мозаика. М., 2011

13. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Мир и война. М., 2011.

14. Бараш Р.Э. Явление разделенных этнонациональных групп: политологический анализ. М., 2010.

15. Барский В.Г. Логика устойчивого развития // «Академия Тринитаризма», М„ Эл № 77-6567, публ.11131, 09.04.2004 http://www.trinitas.ru/rus/doc/0202/007a/02020022.htm

16. Барт Р. Структурализм как деятельность.// Избранные работы: семиотика, поэтика. М., 1989.

17. Бахтин М.М. Проблема текста.// Собр. Соч. т. 5. Работы 1940-1960 гг. М., 1997.

18. Бердяев. Н. Философия свободы. СПб., 1990.

19. Бестужев-Рюмин К. Русская история. Т.2. СПб., 1885.

20. Бибихин В.В. Новый ренессанс. М., 1998.

21. Бибихин В.В. Введение в философию права. М., 2005.

22. Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000.

23. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2011.

24. Бородин В.Ф. Проблемы трансформации политических систем России и Китая (конец XX - начало XXI вв.): опыт сравнительного анализа. М., 2008.

25. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

26. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М., 1998.

27. Васильев JI. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

28. Васильев JI.C. Традиция и проблемы социального прогресса в истории Китая. / Сб. статей. Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.

29. Васильев JI.C. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1987.

30. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006.

31. Берлин Е.В. Проблемы формирования и эволюции «Большого Китая» (роль и место Китая в интеграционных проблемах региона ЮВА). // Автореферат на соискание степени кандидата политических наук / Дипломатическая Академия МИД РФ. Институт актуальных международных проблем. М., 2001.

32. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. Кн 2. М., 1977.

33. Виноградов A.B. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М., 2005.

34. Виттрок Б. Современность: одна, ни одной или множество? (Европейские истоки и современность как всеобщее состояние) // Полис. 2002. № 1. С. 155.

35. Воропаев Д.С. Китайская грамота как ресурс модернизации.// Человек, 2010, №4, С. 66-82.

36. Воропаев Д.С. Китайская модель политической модернизации в контексте феномена коинволюции цивилизаций. М., 2011.

37. Воскресенский А. Д. Политические системы и политические культуры Востока. М., 2007.

38. Галеева В. Послушные дети экосистемы и трудности перевода. Интервью профессора восточного факультета СПбУ H.A. Спешнева //Санкт-Петербургский Университет. №2. Вып 3691. СПб., 2005.

39. Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. М., 2006.

40. Ганшин В.Г. Формирование гражданского общества в России и Китае. М., 2007.

41. Георгиевский С. М. О корневом составе китайского языка: в связи с вопросом происхождения китайцев. М., 2006.

42. Гидденс Э. Последствия модернити. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 2000.

43. Гране М. Китайская мысль. М., 2004.

44. Гране М. Китайская цивилизация. М., 2008.

45. Гудошников JIM. Рук. авт. колл. Политическая система и право КНР в процессе реформ 1978-2005. М., 2007.

46. Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

47. Гумбольдт Вильгельм фон. Язык и философия культуры. М., 1985.

48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. СПб, 1995.

49. Девятов А.П. Красный дракон. Китай и Россия в XXI веке. Алгоритм. М., 2002.

50. Девятов А.П, Практическое китаеведение. Базовый учебник. М., 2007.

51. Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.

52. Диксон Брюс. Красные капиталисты в Китае. Партия, частные предприниматели и перспективы политических перемен. М., 2005.

53. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

54. Жижек Славой Возвышенный объект идеологии. Пер. Вл. Софронова. М., 1999.

55. Завадский М. Новый китайский горизонт. // Эксперт №2 (736) / 17.01.2011

56. Зарубина H.H. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998.

57. Зегнер X. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Т.1.М., 2004.

58. Зенгер X. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Т.2. М., 2004.

59. Зидентоп Ларри. Демократия в Европе. М., 2004.

60. Золотов Л.А., Шайтанов В.Я. ГЭС «Три ущелья» на р. Янцзы в Китае. // Энергия = Energy. 2001.

61. Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. М., 2000.

62. Ильин М.В. Перспективы сравнительного изучения политической модернизации // Политическая наука. 2003. № 2. С. 32.

63. Искусство управления / Сост., пер., вступ.ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2004.

64. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я.. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века. Л., 1961. Гл.З.

65. Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80 - 90-е гг. XX века/ отв. ред. Титаренко М.Л. М., 2001.

66. Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы (Размышления по поводу применимости транзитологической

парадигмы при изучении посткоммунистических трансформаций) //Полис,

2004.№ 4;

67. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

68. Кармадонов О. А. Семантика политического пространства: опыт кросскультурного транссимволического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т 1. Вып. 4.

69. Китай в мировой и региональной политике (история и современность) / Отв. ред. Е.И. Сафронова. М., 2007.

70. Китайская Народная Республика в 2004 - 2005 гг. Политика, экономика, культура. М., 2005.

71. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 60-летию КНР. М., 2009.

72. КНР: особенности и тенденции современной региональной политики // ЭКСПРЕСС - ИНФОРМАЦИЯ № 4 / РАН. Институт Дальнего Востока. М.,

2005.

73. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китаискои классической философии. М., 1993.

74. Кобзев А. И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики / Китай в диалоге цивилизаций. К 70-летию академика М. Л. Титаренко. М., 2004.

75. Кобзев А.И. Китай в глобальной поляризации культур // Доклад на VI международном общественном форуме «Диалог цивилизаций» (Греция. Родос 10.10.08). Электронная публикация. Адрес ссылки: http://www.synologia.m/a/KHTafi в глобальной поляризации культур

76. Кобзев А.И. «Полезно-прекрасное добро и вредно-безобразное зло» // Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т./ Т. 2. Мифология. Религия. М., 2007.

77. Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая. М., 2004.

78. Коллингвуд Р.Дж. Идея Истории. Автобиография. М., 1980.

79. Кондрашова Jl. И. Китай ищет свой путь. М., 2006.

80. Кондрашова Л.И. Эволюция и современное состояние государственно-территориального устройства КНР. // ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ №4 Особенности и тенденции современной региональной политики. / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2005.

81. Конфуций. Лунъюй. Перевод И. И. Семененко. М., 2003.

82. Кранина Е.И. Проблемы охраны окружающей среды и устойчивого развития экономики Китая. // XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе. М., 2009.

83. Крушинский А.А. Двоичная структура понятий и логика исторических развилок // доклад на XV Всерос. науч. конф. «философии восточноазиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация М, ИДВ РАН, 2009.

84. Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Имерия Западная Чжоу. СПб., 2001.

85. Кузнецов B.C. Ислам в общественно-политической жизни Китайской Народной Республики. М., 2002.

86. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л.. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития. М„ 2006.

87. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Киев, 1997.

88. Лазарева Т.В. Кадровое строительство в национальных районах Китайской Народной Республики (1949-1999). М., 2001.

89. Лапина З.Г. Ритуал как способ организации жизни в традиционной китайской культуре // ВМУ. Сер. 13. Востоковедение. М., 1991.

90. Ли цзи / Пер. отд. глав И.С.Лисевича, Р.В.Вяткина, В.Г.Бурова // Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973.

91. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества/ Оборотная сторона зеркала. М., 1998.

92. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

93. Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII - XXI веках. М., 2007.

94. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.

95. Малахов B.C. Еще раз о конце истории // Вопросы философии. 1994. № 7-8.

96. Малые народности и Великий Китай // Информационный бюллетень №2 / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 1994.

97. Малявин В. Империя ученых. М., 2007.

98. Малявин В.Искусство управления. М., 2004.

99. Мамаева Н.Л. ПАРТИЯ И ВЛАСТЬ: Компартия Китая и проблема реформы политической системы. М., 2007.

100. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М., 1994.

101. Мартыненко Н.П. Культура как превращение знаков - вэньхуа. Т. 1,2. М, 2006;

102. Мартыненко Н.П. Семиотика древнекитайских философских текстов. Введение в метод. М., 2003.

103. Мартыненко Н.П. Специфика семиотического изучения древнекитайских текстов // дисс. на соиск. уч. ст. д. филос. н. М., 2007. Масперо А. Религия Китая. СПб., 2004.

104. Маслов A.A. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003.

105. Медоуз Д. и др. Пределы роста. М., 1991.

106. Месарович М., Пестель Э. Человечество на перепутье. 1974; Пестель Э. За пределами роста. М., 1988.

107. Мировая и российская политика: сборник статей по политологическим теоретико-методологическим и прикладным проблемам истории и современности / Каф. мировой и рос. политики, Филос. фак. МГУ им. М. В.

Ломоносова; [ред.-сост. В. И. Коваленко, А. И. Костин, А. В. Федякин]. М., 2008.

108. Модернизация Тайваня и перспективы отношений с КНР / сборник материалов научной конференции ИМЭМО / отв. ред. Г.И. Чуфрин. / РАН. ИМЭМО. М., 2003.

109. Моисеев H.H. Вернадский и современность// Вопросы философии. №4, 1994. С. 3-13; Моисеев H.H. Коэволюция природы и общества// Экология и жизнь. № 2-3, 1997.

110. Моисеев H.H. Современный антропогенез, цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. №1

111. Монтескье Ш. О духе законов// Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

112. Москалев A.A. Нация и национализм в Китае: эволюция китайской мысли в подходах к нации и национализму. М., 2005.

113. Мощелков E.H. Современная Россия и демократические идеологемы Запада: проблема совместимости // Демократия в России и Европе: философское измерение: Материалы междунар. конференции «Философские проблемы демократического общества». Калининград, 2003. С. 117 - 126.

114. Мясников B.C. Россия и Китай: контакты государств и цивилизаций // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 72 - 80.

115. Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения // Свободная мысль-XXL 2004. № 10.

116. Нейсбит Дж. Мегатренды. М., 2003.

117. Нейсбит Дж. Мегатренды Китая: восемь столпов нового общества. М., 2009.

118. Нейсбит Дж. России требуется выработать собственную версию демократии// Мировой политический форум, 2010.

http://yaroslavl.dada.ru/sections/state/Dzhon-Neisbit-Rossii-trebuetsva-vvrabotat-sobstvennuvu-versivu-demokratii

119. Нерознак В.П. Праязык: реконструкт или реальность?// Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Теория лингвистической реконструкции. М., 1988.

120. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2001.

121. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2000.

122. Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1994.

123. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003.

124. Панарин A.C. Философия политики. М., 1996.

125. Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: Цивилизационная динамика и процессы модернизации. М., 2004.

126. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

127. Переломов JI. С. Традиции в политической культуре Китая / Китай в диалоге цивилизаций. К 70-летию академика М. JI. Титаренко. М., 2004.

128. Переломов JI.C. Конфуций. Лунь юй. М., 1998. С. 195.

129. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

130. Политика и практика Китая в вопросе нацменьшинств / Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин, сентябрь 1999.

131. Политические отношения и политический процесс в современной России: учебное пособие для студентов, обуч. по напр. подготовки ВПО 030200 "Политология" / [С.Е.Заславский и др.] ; под общ. ред. В. И. Коваленко. М., 2010.

132. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.

133. Пропп В. Морфология волшебной сказки. М., 2007.

134. Расторгуев В.Н. Философия и методология политического планирования: Избранные лекции и доклады. Тверь, 2009.

135. Расторгуев В.Н. Экологическая политика России: шкала стратегических ресурсов и теория болевых точек планеты // Колодцы мира. Великий водораздел двух тысячелетий и трех морей (Экологическая доктрина России: от замысла к пилотным проектам). М.: Финансовый контроль, 2004. С. 40-104.

136. Рашковский Е. Цивилизации мира в сегодняшней науке // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №11. С. 3-9.

137. Родионов А.А. Некоторые национальные особенности этики и психологии китайцев в повести Jlao Ше «Двое Ма» // Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы II Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия "Symposium". Вып. 3. СПб., 1999. С. 80-85.

138. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

139. Сисаури В.И. Церемониальная музыка Китая и Японии. СПб., 2008.

140. Смирнов Д.А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР: от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2005.

141. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. СПб., 1999.

142. Соловьев А.И. Социокультурное измерение политического процесса // диссертация на соиск. уч. степ. д. полит, н., М. 1994.

143. Соловьев А.И. Апология модерна // Власть, № 5, 2002 г. (0,5 п.л.).

144. Соловьев А.И. Трансъячеестые структуры как форма строения и источник саморазвития государства// Полис. 2006. №6.

145. Социальные процессы в КНР // ЭКСПРЕСС - ИНФОРМАЦИЯ №1 / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2006.

146. Старостин Б. С., Старостин П. Б. Политические реалии Востока и сравнительный анализ политических систем / Политические системы и политические культуры Востока. М., 2007.

147. Сунн Линьфэй. Тенденция и цена трансформации китайского общества. // ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ №1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КНР. / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2006.

148. Сунь Липин и др. Ближайшие и среднесрочные перспективы изменения структуры китайского общества и потенциальный кризис. // ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ №1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КНР. / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2006.

149. Сюй Пин. Факторы становления и развития свободных экономических зон (СЭЗ) в Китае и России : автореф.дис...канд.социол.наук / Моск.гос.ун-т им.М.В.Ломоносова, Социол.фак. М., 2006.

150. Сюй Синьсинь. Тенденции изменения разрыва между бедными и богатыми слоями городского и поселкового населения. // ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ №1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КНР. / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2006.

151. Тань Аошуан. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. М., 2004.

152. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

153. Тернборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: Объяснение в социологии и социальной науке // Теория общества: Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова. М., 1999.

154. Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы. М., 1999.

155. Титаренко М.Л. История китайской философии. М., 1989.

156. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР / Отв. Ред. М.Л. Титаренко, Л.С. Переломов. М., 1994.

157. Трубецкой Н. С. Об истинном и ложном национализме // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

158. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков // История. Культура. Язык. М., 1995.

159. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1993.

160. Уиткомп В. Современный Китай. М., 2006.

161. Успенский Л. Слово о словах. М., 1957.

162. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М., 1999.

163. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

164. Философия политики и права: Сборник научн. Раб. Вып. 1, 2.1 под ред. E.H. Мощелкова. М., 2011.

165. Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году. СПб., 2010.

166. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005.

167. Фукуяма Ф. Конфуцианство и демократия // Русский журнал. 25.12.1997. Электронная публикация. http://www.hrono.m/libris/lib f/fukuyama03.html# 10.

168. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001.

169. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим.// Время и бытие: Статьи и выступления. СПб., 2007.

170. Хайдеггер М. Присутствие и речь. Язык.// Бытие и время. СПб., 2004. § 34.

171. Хайдеггер М. Путь к языку// Время и бытие: Статьи и выступления. СПб., 2007.

172. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006.

173. Хантингтон С. Третья волна: Демократизация на исходе XX века. М., 2003.

174. Харламов И.Н. Проблема знакового и образного сознания в структуре философской антропологии.//Автореф. соиск. уч. ст. канд. филос. наук. МГУ. М., 2006.

175. Хаут Томас / Гемават Панкай. Пекин готовится к прыжку. Чьи теперь технологии? // Harvard Business Review - Россия, №3 2011. С. 73-82.

176. Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996.

177. Хомяков A.C. «Семирамида».// Соч. в двух т., т. 1: Работы по историософии. М., 1994.

178. Чжан Сянго Формирование идеи политической модернизации в современном Китае. СПб., 2000.

179. Чжуан-цзы: Даосские каноны/ Перевод, вступит. Статья, коммент. В.В. Малявина. М., 2004.

180. Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени»). Пер. Н.И.Монастырева. Исслед. Д.В.Деопика и А.М.Карапетъянца. М., 1999.

181. Шамшурин В.И. Политическая традиция в Древнем Китае// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1996, № 6. С. 44 - 54.

182. Шамшурин В.И. Проблема символа в политике и религии.// Философия политики и права: Сборник научных работ. Вып. 2. / под ред. E.H. Мощелкова. М., 2011.

183. Шарп Дж. От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения. М., 1993.

184. Шилов А.П. Конец древности: о духовном кризисе современного китайского общества и поиске новых ценностей. М., 2009.

185. Шилов А.П. Духовное и идеологическое состояние китайского общества на фоне мирового финансово-экономического кризиса. Экспресс-информация ИДВ РАН № 2. М. 2010.

186. Челышев Е.П. Цивилизационный выбор России в современном мире: синтез наук, многообразие культур, верность традициям // Проблемы культурного и природного синтеза. М. : ИИЯ.

187. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

188. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск, 2004.

189. XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе. М., 2009.

Литература на иностранных языках

176. Цзян Цинь. Чженчжи жусюэ: дандай жусюэ де чжуаньсян, течжи ю фачжань. Бэй Цзин, 2003 (Политическое конфуцианство: трансформация, особенности и развитие современного конфуцианства). Пекин: саньлянь шудянь, 2003.

177. Цзян Цинь. Шэнмин ян ю ван дао чжэнчжи: жуцзя вэньхуа дэ сяньдай цзячжи. Тайбэй, 2004. (С верой по жизни и «Величественный путь» политики: значение конфуцианской культуры в современном контексте. Тайбэй, 2004).

178. Хуаньцзин люйпишу (Зеленая Книга окружающей среды в Китае). Пекин, 2006.

179. Alan P.L. Liu. Mass politics in the People's Republic: state and society in contemporary China / Boulder, Colo., 1996.

180. Almond G. A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol. 18. № 3. P. 396.

181. Almond G., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, 1989.

182. Arthus-Wei Huiying. A study of authority and relations in Chinese governmental agencies and institutional work units: neo-patrimonialism in urban work units. Lewinston, 2000.

183. Asian discourses of rule of law: theories and implementation of rule of law in twelve Asian countries, France and the U.S. / edited by Randall Peerenboom. London, 2004.

184. Bauer W. The Chine and Hoping for the Happiness. The Paradise. The Utopian. The Ideals. N.Y., 1973.

185. Bell Daniel A. Beyond Liberal Democracy: Political Thinking for an East Asian Context. Princeton, 2006.

186. Bell Daniel A. China's new Confucianism: politics and everyday life in a changing society. Princeton, NJ, 2008.

187. Bell Daniel A. Confucian Political Ethics. Princeton University Press, 2007.

188. Bian, Morris L. The making of the state enterprise system in modern China: the dynamics of institutional change. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2005.

189. Bianco, Lucien. Peasants without the Party: Grassroots movements in twentieth century China. Asia & the Pacific Series. Armonk: M. E. Sharpe Inc., 2001.

190. Breslin Shaun. China and the global political economy. NY, 2007.

191. Bringing the party back in: how China is governed, (eds. Brodsgaard, Kjeld Eric & Zheng, Yongnian). Singapore: East Asian Institute, National University of Singapore: Eastern Universities Press, 2004.

192. Brodsgaard, Joan. The Chinese Communist Party in Reform. London; New York: Routledge, 2005.

193. Burgess Robin, Zhuang Juzhong. Modernization and son preference in People's Republic of China / Manila, 2002.

194. Burgh, Hugo de. The Chinese journalist: mediating information in the world's most populous country. London; New York, NY: RoutledgeCurzon, 2003.

195. Callaham A. William Cultural governance and resistance in Pacific Asia. London, 2006.

196. Challenges for China's public spending: Toward greater effectiveness and equity. Paris: Organisation for Economic Co-operation and development, 2006.

197. Chan, Gerald. China's compliance in global affairs: trade, arms, control, environmental protection, human rights. Series on contemporary China; vol. 3. London: World Scientiffic Pub., 2006.

198. Charting China's future: political, social, and international dimensions, (ed., Chung, Jae Ho) Lanham: Rowman & Littlefield, 2006.

199. Cheek, Timothy. Living with reform: China since 1989. Global history of the present. New York: Palgrave Macmillan, 2006.

200. Chen Guidi, Wu Chuntao. Will the Boat Sink the Water?: The Life of China's Peasants. - London, 2006.

201. Chen, Jie. Popular political support in urban China. Washington, D.C.: Woodrow Wilson Center Press, 2004.

202. Cheung Gordon C.K. China factors: political perspectives & economic interactions. New Brunswick, NJ, 2007.

203. Cheung Siu-Keung, Lee Joseph Tse-Hei, Nedilsky Lida V. Marginalization in China. Recasting Minority Politics, NY: Palgrave McMillan, 2009.

204. China and Democracy: the prospect for a democratic China / edited by Suisheng Zhao. NY, 2000.

205. China and the Internet: politics of the digital leap forward, (eds. Hughes, Christopher R.; Wacker, Gudrun). Politics in Asia Series. London, New York: RoutledgeCurzon, 2003.

206. China in an era of transition: understanding contemporary state & society actors / edited by Reza Hasmath and Jenifer Hsu. NY: Palgrave Macmillan, 2009.

207. China into the future: making sense of the worlds most dynamic economy / edited by W. John Hoffmann and Michael J. Enright. Singapore, 2008.

208. China turns to multilateralism: foreign policy and regional security / edited by Guoguang Wu and Helen Lansdowne. London, 2008.

209. China: contemporary political, economic, and international affairs, (ed., Denoon, David) New York: New York University Press, 2007.

210. China: contemporary political, economic, and international affairs / edited by David B.H. Denoon. NY, 2007.

211. China: economic, political and social issues / Jack M. Phillips and Logan J. Moore, editors. NY, 2009.

212. China's campaign to "Open up the West": national, provincial, and local perspectives, (ed. Goodman, S. G.). Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2004.

213. China's deep reform: Domestic politics in transition, (eds., Dittmer, Lowell, & Liu, Guoli) Lanham, Md.: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2006.

214. China's power sector reforms: where to next? (ed., Varley, Caroline) Paris: International Energy Agency, 2006.

215. Chinese political culture, 1989 - 2000. Studies on Contemporary China / Shiping Hua, editor. Armonk, NY, 2001.

216. Chou Bill K.P. Government and policy-making reform in China: the implications of governing capacity. London, 2009.

217. Close, Paul. The Beijing Olympiad: the political economy of a sporting mega-event Askew, David, & Xu, Xin, eds. London: Routlege, 2007.

218. Collected Works of Abraham Lincoln, edited by Roy P. Basler.

219. De Bary, Wm. Theodore. Nobility and Civility: Asian Ideals of Leadership and the Common Good. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2005.

220. Debating Political Reform in China: Rule of Law vs. Democratization / Suisheng Zhao, editor. Armonk, NY, 2006.

221. Dillon, Dana R. The China challenge: standing strong against the military, economic, and political threats that imperil America. Lanham, MD.: Rowman & Littlefield, 2007.

222. Dreyer J.T. China's Political System: Modernization and Tradition. - N.Y., 2004.

223. Duara, Prasenjit. Sovereignty and authenticity: Manchukuo and the East Asian modern. State and society in East Asia Series. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2003.

224. Elite dualism and leadership selection in China, (ed. Zang, Xiaowei). London; New York: RoutledgeCurzon, 2004.

225. Famdon John. China rises: how China's astonishing growth will change the world. London, 2008.

226. Fang S. Frank. China fever: fascination, fear, and the worlds next superpower. Berkeley, 2007.

227. Filial piety: practice and discourse in contemporary East Asia / edited by Charloitte Ikels. Stanford, Calif., 2004.

228. Forum on future development of China report. HK: HK Pei Hua Education Foundation, 2008.

229. Fukuyama, F. The Great Disruption. Human nature and the reconstitution of social order. - London , 1999.

230. Fung, Edmund S. K. In Search of Chinese Democracy. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2006.

231. Gilley Bruce. China's democratic future: how it will happen and where it will lead. NY, 2004.

232. Gittings John. The changing fae of china: from Mao to market. NY, 2005.

233. God and Caesar in China: policy implications of church-state tensions, (eds. Kindopp, Jason & Hamrin, Carol Lee). Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2004.

234. Goldman Merle. From Comrade to Citizen: The Struggle for political Rights in China. Cambridge, Mass., London, 2005.

235. Good governance in China: a way towards social harmony: case studies by China's rising leaders / edited by Wang Mengkui. London, China Development Research Foundation, 2009.

236. Governance in China, (ed. Howell, Jude). Lanham, Md.: Rowman & Littlefield Publishers, 2004.

237. Governing China's multiethnic frontiers, (ed. Rassabi, Morris). Seattle: University of Washington Press, 2004.

238. Grasso June, Corrin Jay, Kort Michael. Modernization and revolution In China: from the Opium Wars to world power. NY, 2004.

239. Grassroots political reform in contemporary China: (eds., Perry, Elizabeth J., & Goldman, Merle) contemporary China series; 14 Cambridge, M.A.: Harvard University Press, 2007.

240. Gries, Peter Hays. China's new nationalism: pride, politics, and diplomacy. Berkeley: University of California Press, 2004.

241. Groot, Gerry. Managing transitions: the Chinese Communist Party, united front work, corporatism, and hegemony. New York: Routledge, 2003.

242. Guo Xiaoqin. State and society in China's democratic transition: Confucianism, Leninism, and economic development. NY, 2003.

243. Guobing Yang The power of the Internet in China: citizen activism online. HK, 2008.

244. Guoguang, W. Anatomy of Political Power. Singapore: Marshall Cavendish International (Asia) Pte, Limited, 2005.

245. Guthrie Dough. China and globalization: the social, economic and political transformation of Chinese society. NY: Routledge, 2009.

246. Hall L. David, Ames T. Roger. The democracy of the dead: Dewey, Confucius, and the hope for democracy in China. Chicago, 1999.

247. He Baogang, Guo Yingjie. Nationalism, national identity and democratization in China. Ashgate, 2000.

248. Holding China together: diversity and national integration in the post-Deng era. (eds. Naughton, Barry J. & Yang, Dali L.). Cambridge, UK; New York: Cambridge University Press, 2004.

249. Holmes, Leslie. Rotten states?: corruption, post-communism, and neoliberalism. Durham: Duke University Press, 2006.

250. Hughes, Christopher R. Chinese Nationalism in a Global Era. London; New York: Routledge, 2005.

251. Human Rights and Chinese values: legal, philosophical and political perspectives, (ed. Davis, Michael.). New York: Oxford University Press, 1995.

252. Hungtington S.P. Political Order in Changing Societies. - London, 1996. 463 P.

253. Hutton W. The Writing on the Wall. China and the West in the 21st Century. London, 2006.

254. Intellectual property rights and communications in Asia: conflicting traditions, (edu. Pradip Ninan, Thomas, Jan Servaes.) Thousand Oaks, CA Sage Publications India, 2006.

255. Kennedy, Scott. The business of lobbying in China. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2005.

256. Keping Yu. Globalization and changes in China's governance. Leiden, 2008.

257. Krieger Silke, Trauzettel Rolf. Confucianism and the modernization of China. Mainz, 1991.

258. Kurlantzick, Joshua. Charm offensive: how China's soft power is transforming the world. New Haven: Yale University Press, 2007.

259. Leadership in a changing China, (eds. Chen, Weixing & Zhong, Yang). New York: Palgrave Macmillan, 2005.

260. Leonard Mark. What does China think? London, 2008.

261. Lewis, John Wilson. Imagined enemies: China prepares for uncertain war. (ed., Xue, Litai) Stanford, Calif.: Stanford University Press, 2006.

262. Lim, Boon Keng. The Chinese crisis from within. Singapore: Select Pub., 2006.

263. Lin Ming C., Galikowski Maria. The search for modernity: Chinese intellectuals and cultural discourse in the post-Mao era. NY: Saint Martin's Press, 1999. P.271

264. Lin, Chun. The transformation of Chinese socialism. Durham: Duke University Press, 2006.

265. Lum Thomas. Problems of democratization in China. NY, 2000.

266. Manion, Melanie. Corruption by design: building clean government in mainland China and Hong Kong. Cambridge: Harvard University Press, 2004.

267. Mann, Jim. The China fantasy: how our leaders explain away Chinese repression. New York: Viking, 2007.

268. Marsh, Christopher. Unparalleled Reforms: China's Rise, Russia's Fall, and the Interdependence of Transition. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, Inc, 2005.

269. Meng Liliu. Contract age: a study on the modernization of social relationship in China. Beijin, 2006.

270. Mertha, Andrew. The politics of piracy: intellectual property in contemporary China. Ithaca: Cornell University Press, 2007.

271. Moody, Peter R. Conservative thought in contemporary China. Lanham, MD.: Rowman & Littlefield, 2007.

272. Murphy Melissa. Decoding Chinese politics: intellectual debates and why they matter: a report of the CSIS Freeman Chair in China Studies. Washington, DC, 2008.

273. Nationalism, democracy and national integration in China, (eds. Liew, Leong H. & Wang, Shaoguang). London; New York: Routledge Curzon, 2004.

274. Navarro Peter. The coming China wars: where they will be fought and how they can be won. Upper Saddle River, N.J., 2008.

275. New asian Marxisms / edited by Tani E. Barlow. Durham, NC, 2002.

276. Ngok Ma. Political development in Hong Kong: state, political society, and civil society. HK, 2007.

277. O'Brien Kevin J., Li Lianjiang. Rightful Resistance in rural China. NY, 2006.

278. Ogden Suzanne. Inklings of democracy in China. Cambridge, MA, 2002.

279. Paltiel T. Jeremy. The empire's new clothes: cultural particularism and universal value in China's quest for global status. NY, 2007.

280. Pan Philip P. Out of Mao's shadow. The struggle for the soul of a new China. NY, 2008.

281. Peerenboom Randall. China modernizes: threat to the west or model for the rest? Oxford, 2007.

282. Pei, Minxin. China's Trapped Transition: The Limits of Developmental Autocracy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2006.

283. Perry J. Elizabeth. Goldman Merle. Grassroots Political Reform in Contemporary China. Cambridge, Mass. and London, 2007.

284. Political change in China: comparisons with Taiwan / edited by Bruce Gilley, Larry Diamond. Boulder, Colo., 2008.

285. Political civilization and modernization in China: the political context of China's transformation (congress papers) / edited by Yan Zhong, Shiping Hua. London, 2006.

286. Political communications in greater China: the construction and reflection of identity, (eds. Rawnsley, Gary D.; Rawnsley, Ming-Yeh T.) New York: RoutledgeCurzon, 2003.

287. Politics of modern China / edited by Zheng Yongnian, Yiyi Lu & Lynn T. White III. London, NY: Routledge, 2010.

288. Popular protest and political culture in modern China / edited by Jeffrey N. Wasserstrom, Elizabeth J. Perry. Boulder, 1994.

289. Power Shift: China and Asia's New Dynamics, (ed. Shambaugh, David). Berkeley: University of California Press, 2006.

290. Proceedings international conference on language modernization in China, Japan and Korea. Xiangan, 2000.

291. Pye Lucian W. Asian Power and Politics: The Cultural Dimensions of Authority, 1985.

292. Pye Lucian W. The mandarin and the cadre: China's political cultures. Cambridge, Mass., 1988.

293. Pye Lucian W. The spirit of Chinese politics. Cambridge, Mass., 1992.

294. Pye Lucian W. Warlord politics: conflict and coalition in the modernization of Republican China. NY, 1971.

295. Remaking the Chinese State: Strategies, Society, and Security, (ed. Dickson, Bruce J.). Asia's Transformation Series. New York: Routledge, 2001.

296. Renaissance of Confucianism in Contemporary China./Ed. by Ruiping Fan/ Philisophical Studies in Contemporary Culture. Vol. 20. Springer, HK, London, NY, 2011.

297. Rethinking "one China", (ed. Thacik, John C.). Washington, DC Heritage Foundation, 2004.

298. Sangren P. Steven. Chinese sociologies: an anthropological account of the role of alienation in social reproduction/ London 2000.

299. Scruton R. The Meaning of Conservatism. - Harmondsworth, 1980. P. 1819.

300. Shambaugh David. China's Communist Party: atrophy and adaptation. Washington, DC, 2009.

301. Shih, Chih-yu. Collective democracy: Political and legal reform in China. Hong Kong: Chinese University Press, 1999.

302. Shirk Susan L. China: fragile superpower (strong abroad but fragile at home). . New York: Oxford University Press, 2007.

303. Smith, Anthony D. Nationalism and modernism: a critical survey of recent theories of nations and nationalism. N.Y., 2003.

304. Social change in contemporary China: C.K. Yang and the concept of institutional diffusion / edited by Wenfang Tang and Burkard Holzner. Pittsburgh PA, 2007.

305. Socialist China, capitalist China: social tension and political adaptation under economic globalization / edited by Guoguang Wu and Helen Lansdowne. London, 2009.

306. Solomon Richard H. Mao's revolution and the Chinese political culture. Berkeley, 1971.

307. State & society in 21st century China: crisis, contention, and legitimation, (eds. Gries, Peter Hays & Rosen, Stanley). New York: Routledge Curzon, 2004.

308. Suleski Ronald. Civil government in warlord China: tradition, modernization and Manchuria. NY 2002.

309. Suri, Jeremi. Power and protest: global revolution and the rise of detente. Cambridge: Harvard University Press, 2003.

310. The Modern Chinese State, (eds. Shambaugh, David). Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2006.

311. The search for deliberative democracy in China / edited by Ethan J. Leib and Baogan He. NY, 2006.

312. The story of a stele: China's Nestorian Monument and its reception in the west 1625-1916 / Michael Keevak. HK, HK University press, 2008.

313. Tyler C. Wild West China. The Untold Story of a Frontier Land. - London, 2004.

314. Touraine A. Le Mouvement de mai ou le communisme utopique. - Paris, Seuil, 1968;

315. Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Égaux et different. - Paris, 1997;

316. Trigault, Nicolas S. J. China in the Sixteenth Century: the Journals of Matthew Ricci, 1583-1610. N. Y, 1953.

317. Wallerstein I. The Modern World-System, vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. N.Y., 1974.

318. Wang Fei-Ling. Institutions and institutional change in China: premodernity and modernization. NY, 1998. P 223.

319. Wang Miaoyang. Beyond modernization : Chinese roots for global awareness. Washington, 1997.

320. Wang Miaoyang. Chinese cultural traditions and modernization. -Washington, 1997.

321. Who's who in China? (ed. Leong, Gerald). Singapore: Inspire Publishing, 2004.

322. Wittfogel K. Oriental Despotism: A comparative Study of Total Power. New Haven, 1957.

323. Wu, Guoguang. The anatomy of political power in China. Singapore: Marshall Cavendish 2005.

324. Xu Ben. Disenchanted democracy: Chinese cultural criticism after 1989. Ann Arbor, 1999.

325. Yang, Dali L. Remaking the Chinese leviathan: market transition and the politics of governance in China. Stanford: Stanford University Press, 2004.

326. Yang, Dali. Has corruption peaked in China? Singapore: East Asian Institute, National University of Singapore, 2004.

327. Youngnian Zheng. De facto federalism in China: reforms and dynamics of central local relations. Singapore, 2007.

328. Zhang Jianjun. Marketization and democracy in China / London, 2008.

329. Zhang, Jian, Government and market in China: a local perspective. New York: Nova Science, 2004.

330. Zhao, Hongwei. Political regime of contemporary China. Lanham: University Press of America, 2002.

331. Zheng Yongnian. Discovering Chinese nationalism in China: modernization, identity, and international relations, New York, 1999. 189p

332. Zheng, Yongnian & Keat, Tok Sow. China's peaceful rise. Singapore: East Asian Institute, National University of Singapore, 2004.

333. Zheng, Yongnian. Bringing the Party Back In: Party and Governance in China, (ed. Wang, Gungwu). Singapore: Marshall Cavendish International (Asia) Pte, Limited, 2005.

334. Zhou Zheng Huang. Liberal rights and political culture: envisioning democracy in China. NY, 2005.

335. Zhou, Yongming. Historicizing online politics: telegraphy, the Internet, and political participation in China. Stanford: Stanford University Press, 2006.

336. Zweig, David. Democratic values, political structures, and alternative politics in greater China. Washington, DC: United States Institute of Peace, 2002.

Интернет - источники

336. China National Internet Network Information Center, http://www.cnnic.net.cn/

337. Confucius Publishing, http://confucius.org/mainr.htm

338. Institute of political science CASS (Ф ШШпhttp://chinaps.cass.cn

339. Xinhua News Agency, http://www.xinhua.org, сайт на русском языке: http ://202.84.17.73/russian

340. Деловой журнал « ChinaPro», http://chinapro.ru

341. Маоистская библиотека, http ://maoism.ru/library

342. Российско-китайский центр торгово-экономического сотрудничества, http ://rus-china.centro .ru

343. Мао Цзэдун. «Викицитатник».

344. Экспертный канал «Открытая экономика» Opec.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.