Социокультурные метаморфозы правового сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Пеклова, Анастасия Георгиевна

  • Пеклова, Анастасия Георгиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 136
Пеклова, Анастасия Георгиевна. Социокультурные метаморфозы правового сознания: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2004. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пеклова, Анастасия Георгиевна

Введение

Глава I. Природа, сущность и структура правого сознания

§ 1. Понятие правого сознания, его сущностные характеристики и соотношение с другими формами общественного сознания

§ 2. Морфологически-функциональные и содержательносмысловые структурные компоненты правового сознания

§ 3. Правосознание - центральная категория философскоправового учения И.А. Ильина

§ 4. Правосознание как одна из сторон правовой системы общества

Глава II. Правосознание: социокультурный ракурс изучения

§ 1. Право и правосознание как компоненты социокультурной сферы общественной жизнедеятельности

§2. Функции правосознания в правовой культуре социума

Глава III. Социокультурные деформации и метаморфозы правосознания

§ 1 .Анализ превращенных форм как теоретико-методологическая предпосылка социокультурного уровня изучения метаморфоз правового сознания

§2. Анализ социокультурной аномии как сферы генезиса и утверждения превращенных форм сознания

§3. Деформации и метаморфозы профессионального правосознания

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные метаморфозы правового сознания»

Актуальность исследования. Современная философско-культурологическая теория, достигнув достаточно высокого уровня развития и накопив значительный опыт изучения и разрешения целого ряда сложных социальных проблем, с неизбежностью должна обратиться к дальнейшему углубленному исследованию тех сфер общественной жизнедеятельности, культурологический анализ которых имеет самое актуальное как теоретическое, так и практическое значение. К числу таких сфер относится сфера социально-правовой жизнедеятельности социума. На рубеже XX - XXI веков происходят серьезнейшие социально-политические изменения, которые требуют переосмысления правовых механизмов регуляции общественной жизни. И хотя социально-правовая теория накопила богатейший опыт изучения правовой реальности, необходимо все же отметить, что в большинстве случаев не учитывался огромный духовно-практический потенциал правового сознания в реальной жизнедеятельности правовой сферы общества, социокультурные уровни и формы его воплощения и выражения. А это не могло не обусловить и определенные изъяны как социально-правовой, так и культурфилософской теории.

В масштабах всего общества назначение права и правосознания состоит в организации справедливого мирного сожительства людей на земле. Всю историю человечества, по мнению выдающегося отечественного мыслителя И.А. Ильина, возможно рассматривать как историю развития правосознания. И наоборот, общемировой кризис ставший особенно ощутимым на рубеже веков, объясняется в первую очередь кризисом правосознания.

Именно поэтому уже давно назрела необходимость формирования целостной научной концепции правового сознания, основанной на комплексном междисциплинарном подходе к нему, важнейшей составляющей которого выступает философско-культурологическое постижение правовой сферы социальной жизнедеятельности, включающее в себя исследование смысла правового сознания, его природы и сущности, его оснований и места в социуме, его социокультурной ценности и значимости. Именно поэтому с полным основанием можно утверждать, что современный подход к изучению правовой сферы общества и ее отражения в правовом сознании социально-исторических субъектов неизбежно связан с их осмыслением в качестве предмета социокультурного анализа.

Кроме того, в условиях современного общества наблюдается устойчивая тенденция к распространению деформированного правового сознания. Все это вызывает серьезную тревогу в обществе, и ставит актуально проблему разработки развитой теории правосознания. В настоящее время существуют глубоко разработанные теории права и теории государства, но отсутствует теория правосознания, а тем более не исследованы социокультурные уровни и формы его воплощения и выражения. Вместе с тем, сама природа и сущность правового сознания, обуславливающие его определяющую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности индивидов, содержат в себе опасность деформаций, могут при определенных условиях самым непосредственным образом привести к аберрациям целеполагающей и целереализующей деятельности субъектов права. А это требует, в свою очередь, тщательного изучения и выработки специфической методологии анализа данного феномена, выявления социокультурных средств преодоления данных деформаций и аберраций.

Степень научной разработанности проблемы. В основном исследование проблемы правового сознания осуществлялось в рамках юридических и социально-философских наук. Однако существует ряд работ, рассматривающих данный феномен на междисциплинарном уровне, в том числе и с определенным учетом философско-культурологической точки зрения на него. К данным исследованиям принадлежат работы П.П. Баранова, H.JI. Гранат, A.B. Грошева, В.И. Каминской, В.П. Малахова, JI.C. Мамута, И.Д. Неважжая, A.B. Полякова, В.А. Потопейко, Т.В. Синюковой, И.Е. Фербера, В.А. Щегорцева.

Хотелось бы отметить и тот огромный вклад, который внесли в изучение данного феномена русские мыслители. Особого внимания заслуживают концепции правопонимания, сложившиеся в дореволюционной России, а именно исследования И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, Н.О. Лосского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина.

Рассмотрение правового сознания как социокультурного феномена связано в теоретически-содержательном плане с наиболее важными современными культурологическими работами. К их числу относятся исследования, осуществленные П.С. Гуревичем, В.Е. Давидовичем, Г.В. Драчом, Б.С. Ерасовым, Ю.А. Ждановым, В.В. Журавлевым, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Л.Г. Иониным, М.С. Каганом, В.К. Королевым, Э.С. Маркаряном, В.М. Межуевым, O.K. Румянцевым, Ю.Н. Солониным, М.Б. Туровским, О.М. Штомпелем и многими другими.

Единство духовно-культурной и социально-практической составляющих правового сознания позволяет осмыслить его как социокультурное явление. В разработке методологических основ изучения социально-культурных феноменов нельзя не отметить особо заслугу О.М. Штомпеля.

Первоосновы методологии превращенных форм сложных социально-практических систем были заложены К. Марксом. Среди современных исследователей пальма первенства в изучении данного сложного феномена принадлежит М.К. Мамардашвили. Хотелось бы отметить и целый ряд работ других исследователей, свидетельствующих о широком распространении исследовательского интереса к многообразным проявлениям «формы превращенной». К их числу относятся работы таких авторов, как В.Д. Бакулов, Г.С. Батищев, H.H. Козлова, Е.Ю. Завершнева, Е.Я. Режабек, A.A. Хамидов и др. Нельзя не отметить также и украинских исследователей А.Н. Ермоленко, К.Ю. Райда.

Проблема природы и сущности социальной аномии и выражающих ее социальных девиаций и аномалий глубоко исследованы целым рядом как зарубежных, так и отечественных ученых: Э. Дюркгеймом, Р.К. Мертоном, В.

Миллером, Т. Парсонсом, Э.А. Сазерлендом, Ю.М. Антоняном, C.B. Бородиным, В.Н. Кудрявцевым и другими.

К работам, затрагивающим некоторые грани изучения метаморфоз правового сознания могут быть отнесены исследования: П.П. Баранова, В.Н. Коробки, В.Н. Кудрявцева, В.О. Лучина, B.C. Нерсесянца, В.Н. Туманова и некоторых других авторов.

Вместе с тем, необходимо констатировать отсутствие в современной культурологической и социально-философской литературе работы, специально посвященной аберрациям и метаморфозам правового сознания, тем более рассмотренного в его социокультурном измерении.

Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретико-методологический инструментарий диссертационного исследования обусловлен необходимостью многоуровневого подхода к осмыслению социокультурной природы правового сознания. Вследствие чего в своей работе мы опираемся на единство общефилософских и культурологических методов и принципов изучения.

Ростовская школа деятельностно-субъектного подхода в понимании сущности культуры и ее социокультурных воплощений, а именно исследования В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, Ю.А. Жданова, О.М. Штомпеля и других, в наибольшей степени, по нашему глубокому убеждению, позволяет выявить и переосмыслить духовно-практическую природу социокультурных компонентов социальной жизнедеятельности индивидов. И именно поэтому деятельностно-субъектный подход к правовому сознанию как социокультурному феномену позволяет адекватно и глубоко раскрыть его рефлексивно-концептную природу.

Диссертационное исследование основано на определенных теоретических построениях, сложившихся в культурологической науке. А именно на подходе, основанном на понимании сложносоставной природы социокультурных феноменов, представляющих единство духовной и практических сторон общественных отношений, деятельности социальных институтов с волей, ментальностью, внутренним духовным миром субъектов права. Такое понимание требует в изучении данного феномена синтеза социальных, культурных, ценностно-мировоззренческих аспектов.

Особо хотелось бы отметить, что ключ к пониманию аберраций и метаморфоз правового сознания дает анализ механизма возникновения и утверждения превращенных форм деятельности сложных социальных систем.

Объектом диссертационного исследования выступает правовое сознание как социокультурный феномен.

Предметом исследования — выступают социокультурные метаморфозы правосознания, которые возникают и развиваются в практике реального функционирования социально-правовых систем.

Цель диссертационного исследования - изучение метаморфоз правового сознания как социокультурного феномена, на уровне единства его духовно-культурного и социально-практического воплощения.

Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

• применение деятельностно-субъектного подхода в понимании сущности и природы культуры к осмыслению правосознания, открывающего возможность выявления и анализа его концептно-рефлексивной природы;

• осмысление сущностных характеристик и базовых спецификаций правосознания на социокультурном уровне его изучения;

• применение методологического и эвристического потенциала анализа превращенных форм к осмыслению проблемы природы и сущности социальной аномии;

• анализ социокультурных метаморфоз правового сознания как проявления превращенной формы выражения природы и сущности права и идеи законности;

• упорядочивание многообразных проявлений метаморфоз профессионального правового сознания.

Научная новизна диссертационного исследования определяется осмыслением правового сознания как социокультурного феномена, духовно-практического по своей глубинной сущности компонента социальной жизнедеятельности исторических субъектов.

Научная новизна заключается в следующих положениях:

• правовое сознание исследовано на социокультурном уровне как духовно-практическая составляющая жизнедеятельности социально-исторических субъектов, позволившем осмыслить его рефлексивно-концептную природу;

• изучение деформированных способов выражения социальной действительности в сознании индивидов с девиантным поведением осуществлено на основе применения анализа механизма генезиса и утверждения превращенных форм сознания;

• непосредственным образом исследованы те деформации и метаморфозы правового сознания, которые представляют собой превращенные формы выражения социально-правовых отношений;

• применение методологии анализа превращенных форм к осмыслению метаморфоз правосознания позволило определить их как проявление крайней формы деформированного и искаженного выражения природы и сущности права;

• определены социокультурные предпосылки классификации многообразных проявлений метаморфоз профессионального правосознания.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Культурфилософский анализ правосознания позволяет адекватно и наглядно зафиксировать и осмыслить его духовно-практический по своей глубинной сущности характер. В своем непосредственном выражении это, помимо всего прочего, проявляется в структуре правосознания. Структурные компоненты могут быть представлены в двух ипостасях:

- морфологически-функциональной;

- содержательно-смысловой.

К морфологически-функциональным компонентам относятся уровни, типы, виды, формообразования и элементы правосознания.

Но особенно ярко духовно-практическая природа правосознания видна если ее рассматривать через призму содержательно-смысловой структуры, где наряду с понятиями и категориями правосознания существуют правовые идеи и ценностно-мировоззренческие ориентиры и установки, в которых воедино слиты рационально-познавательные (понятийно-категориальные) и целеполагающие, праксиологические (установки, регулятивы и алгоритмы действий) составляющие.

Понимание духовно-практической природы правосознания позволяет по иному переосмыслить его сущностные характеристики и выделить следующие базовые спецификации: нормативность, регулятивность, целеустановленность, рефлексивность, императивность, универсальность, содержательно-предметную определенность и другие.

2. Духовно-практическая природа и сущностные характеристики правосознания наиболее глубоко отражаются и адекватно понимаются на основе социокультурного подхода. Данный подход основан на понимании сложносоставной природы социокультурных феноменов, представляющих собой единство духовной и практической сторон, соединяющих объектную, структурно-функциональную сторону общественных отношений, деятельности социальных институтов с волей, ментальностью, внутренним духовным миром субъектов права.

Социокультурный анализ правосознания позволяет выявить основные содержательные особенности правосознания как стороны правовой системы, как той ее составляющей, которая самым непосредственным образом определяет процесс правотворчества и правоприменительную практику. А также осмыслить праксиологическую природу таких компонентов правосознания, как правовые идеи, ценностно-мировоззренческие ориентиры, социально-правовые установки, реализующиеся в различных способах и средствах социально-исторической жизнедеятельности людей.

3. Социокультурный анализ позволяет увидеть правосознание не только в его адекватном (содержательно-предметном, формально-упорядоченном, нормативном) выражении, но и выявить природу, характер и сущность аберраций и деформаций правосознания.

Существенную роль в понимании таких деформаций играет применение к изучению правосознания методологии и эвристического потенциала анализа превращенных форм. Именно при помощи рассмотрения превращенной формы выражения содержательно-смысловых компонентов правосознания можно определить характер, сущность и генезис деформаций формообразований сознания субъектов права.

4. Прежде всего, анализ механизма превращенных форм деятельности сложных социальных систем и превращенных способов выражения социальных отношений в сознании индивидов с девиантным поведением позволяет по новому переосмыслить глубоко исследованные целым рядом социологов, культурологов, философов, правоведов (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Беккер, Э. А. Сазерленд, В.Б. Миллер, Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев и другие) проблемы анализа природы и сущности социальной аномии и выражающих ее социальных девиаций и аномалий.

5. Анализ деформаций правосознания показывает, что подверженность правосознания метаморфозам и проявления превращенной формы выражения природы и сущности права и идеи законности, системы норм позитивного законодательства характерны для всех его уровней и видов. Поэтому наряду с осмыслением метаморфоз обыденного и массового правосознания особую теоретическую и практическую значимость имеют фиксация и изучение социокультурных деформаций и метаморфоз профессионального правосознания.

6. Социокультурные метаморфозы собственно профессионального правосознания представлены в достаточно многообразных проявлениях.

Наиболее наглядно представлена и широко распространена аберрация профессионального правосознания, связанная с подменой формально-правовых требований норм законодательства неформально-целесообразными, «отвечающими» политической, экономической, идеологической ситуации, «требованиям» здравого смысла и т.п. Другой не менее ярко представленной и имеющий широко распространенный характер деформацией профессионального правосознания выступает отождествление законности с теми властными полномочиями и прерогативами, которыми наделен тот или иной представитель государственно-политических властных структур и правоохранительных органов. Носит массовый характер и достаточно часто фиксируется такая метаморфоза профессионального правосознания, которая выражается в замещении нормативно-содержательной определенности законодательных актов лишь формально-нормативной, сохраняющей лишь формально-регулятивную сторону права и допускающей наполнение правовых норм дополнительным или произвольным содержанием. Данная метаморфоза профессионального правосознания приводит к идеям и установкам деления права на «писаное» и «неписаное», к введению негласных правил и рангово-бюрократических норм, к убежденности в законности и необходимости «теневого» нормотворчества.

7. В определенном смысле квинтэссенцией и конечным воплощением метаморфоз правосознания выступают деформации профессионального правосознания той части корпуса юристов, которая самым непосредственным образом занята в деятельности правоохранительных органов. Социокультурные деформации профессионального правосознания могут проявляться в следующих формах: правовой инфантилизм, нравственно-правовой конформизм, гипертрофированный прагматизм, спекулятивно-правой популизм, негативно-правовой радикализм.

Научно-практическая значимость. Полученные результаты можно использовать в преподавании спецкурсов на философских и юридических факультетах. Они имеют существенное значение для практической деятельности по корректировке и развитию правосознания, в том числе и правосознания сотрудников правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты исследования обсуждались на заседаниях кафедр социальной философии и философии права, исторической культурологии факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета. Существенные материалы диссертации были представлены в докладах на Неделях науки факультета. Некоторые аспекты диссертационного исследования докладывались на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге Третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 16-20 сентября 2002 г.). В целом содержание исследования отражено в 4 публикациях автора (общим объемом 1 п.л.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Пеклова, Анастасия Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проделанное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что более глубокий теоретический уровень изучения правового сознания требует его рассмотрения как сложного социокультурного феномена.

Правосознание носит ярко выраженный духовно-практический характер, данная тенденция проявляет себя в структуре правосознания. Структурные компоненты могут быть представлены в двух ипостасях:

- морфологически-функциональной;

- содержательно-смысловой.

К морфологически-функциональным компонентам относятся уровни, типы, виды, формообразования и элементы правосознания. Особенно ярко духовно-практическая природа правосознания видна если ее рассматривать через призму содержательно-смысловой структуры, где наряду с понятиями и категориями правосознания существуют правовые идеи и ценностно-мировоззренческие ориентиры и установки.

Правовые идеи могут быть определены как «смысловые единицы правосознания», где слиты воедино рационально-познавательные (понятийно-категориальные) и целеполагающие, праксиологические (установки, регулятивы действий) составляющие.

Характеризуя ценностно-мировоззренческие ориентиры, следует исходить из того, что право представляет собой всеобщий способ регулирования поведения людей в обществе, а правосознание всегда остается необходимой формой его выражения, без которой невозможно сосуществование и взаимодействие людей в социуме (И.А. Ильин).

Понимание духовно-практической природы правосознания позволяет по иному переосмыслить его сущностные характеристики и выделить следующие базовые спецификации: нормативность, регулятивность, целеустановленность, рефлексивность, императивность, универсальность, содержательно-предметную определенность и другие.

Как уже было указано выше, духовно-практическая природа и сущностные характеристики правосознания наиболее глубоко отражаются и адекватно понимаются на основе социокультурного подхода. Данный подход основан на понимании сложносоставной природы социокультурных феноменов, представляющих единство духовной и практической сторон, соединяющих структурно-функциональную сторону общественных отношений, деятельности социальных институтов с волей, внутренним духовным миром субъектов права.

Анализ правосознания как социокультурного феномена позволяет выявить основные содержательные особенности правосознания, как стороны правовой системы, как той ее составляющей, которая самым непосредственным образом определяет процесс правотворчества и правоприменительную практику. Будучи по своей сущности регулятором поведения в юридически значимых для субъектов права ситуациях, оно воплощается не только в виде юридических норм, актов, обычаев, традиций, но и в формах имеющих ярко выраженный праксиологический характер. Такими духовными формами являются идеи, ценностно-мировоззренческие ориентиры, установки, реализующиеся в различных способах и средствах социально-исторической жизнедеятельности людей.

Таким образом, социокультурный анализ позволяет увидеть правосознание не только в его адекватном (содержательно-предметном, формально-упорядоченном, нормативном) выражении, но и выявить природу, характер и сущность аберраций и деформаций правосознания.

Существенную роль в понимании таких форм играет применение к изучению правосознания методологии и эвристического потенциала анализа превращенных форм. Понимание природы и сущности превращенных форм позволяет установить, что превращение - это способ мышления, при котором действительные отношения и взаимосвязи замещаются косвенными, и эти косвенные выражения начинают практически достоверным образом играть роль замещенных ими реальных содержательно-предметных отношений. А значит, при этом, отдельное, случайное, относительное в своей реальной форме объявляется носителем всеобщего, конкретного, абсолютного т.п.

Именно при помощи рассмотрения превращенной формы выражения содержательно-смысловых компонентов правосознания можно определить характер, сущность и генезис деформаций формообразований сознания субъектов права.

Социокультурный анализ позволяет увидеть характер, условия, природу и механизмы различного рода метаморфоз правосознания. Эти деформации могут быть классифицированы соответственно с субъектом, носителем правосознания (индивидуальные, классовые, общественные), в соответствии с уровнями (обыденные, профессиональные, теоретические) и соответственно с интенсивностью и характером деформаций.

Механизм возникновения превращенных форм правосознания в целом можно проследить на материале социальных отклонений, аномалий, девиаций.

Анализ механизма превращенных форм деятельности сложных социальных систем и превращенных способов выражения социальных отношений в сознании индивидов с девиантным поведением, позволяет по новому переосмыслить глубоко исследованные целым рядом социологов, философов, правоведов (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Беккер, Э. А. Сазерленд, В.Б. Миллер, В.Н. Кудрявцев ) проблемы природы и сущности социальной аномии и выражающих ее социальных девиаций и аномалий.

При этом, применение анализа механизма генезиса превращенных форм к осмыслению социокультурной аномии позволяет совершенно наглядно увидеть как «операции задающие объект наблюдения» - характерные особенности представленности правовой реальности, наиболее глубоко исследованные в типологии девиантной адаптации к условиям аномии, теории конфликта, - так и «операции задающие субъекта наблюдения», осмысленные в теории стигматизации, теории культурного переноса, раскрывающих процесс социализации субъекта в определенную девиантную субкультуру.

Анализ деформаций правосознания показывает, что подверженность правосознания метаморфозам и проявления превращенной формы выражения природы и сущности права и идеи законности, системы норм позитивного законодательства характерны для всех его уровней и видов. Поэтому наряду с осмыслением метаморфоз обыденного и массового правосознания особую теоретическую и практическую значимость имеют фиксация и изучение деформаций и метаморфоз профессионального правосознания. Метаморфозы собственно профессионального правосознания представлены в достаточно многообразных проявлениях. Наиболее наглядно представлена и широко распространена аберрация профессионального правосознания, связанная с подменой формально-правовых требований норм законодательства неформально-целесообразными, «отвечающими» политической, экономической, идеологической ситуации, «требованиям» здравого смысла и т.п.

Другой не менее ярко представленной и имеющий широко распространенный характер деформацией профессионального правосознания выступает отождествление законности с теми властными полномочиями и прерогативами, которыми наделен тот или иной представитель государственно-политических властных структур и правоохранительных органов. Носит массовый характер и достаточно часто фиксируется такая метаморфоза профессионального правосознания, которая выражается в замещении нормативно-содержательной определенности законодательных актов лишь формально-нормативной, сохраняющей лишь формально-регулятивную сторону права и допускающей наполнение правовых норм дополнительным или произвольным содержанием.

Такая метаморфоза профессионального правосознания приводит к идеям и установкам деления права на «писаное» и «неписаное», введением негласных правил и рангово-бюрократических норм, к убежденности в законности, необходимости «теневого» нормотворчества.

В определенном смысле квинтэссенцией и конечным воплощением метаморфоз правосознания выступают деформации профессионального правосознания той части корпуса юристов, которая самым непосредственным образом занята в деятельности правоохранительных органов.

Деформации профессионального правосознания могут проявляться в следующих формах: правовой инфантилизм, нравственно-правовой конформизм, гипертрофированный прагматизм, спекулятивно-правовой популизм, негативно-правовой радикализм и перерождение.

Первые три формы деформации профессионального правового сознания, существуют в рамках правового нормативизма.

Спекулятивно-правовой популизм нацелен на выявление значимости и роли правопримительной практики безотносительно к реальному содержанию.

Нравственно-правовой конформизм — это отсутствие адекватной оценки правовых принципов, ценностей права.

Нравственно правовой инфантилизм проявляется в несформированности правовых знаний, взглядов, установок, представлений.

К данному типу деформаций можно также отнести гипертрофированный прагматизм, а именно вульгарно прагматическое отношение к букве, форме закона и процедуре его применения.

Такие формы как негативно-правовой радикализм, перерождение представляют собой формы крайне нигилистического отношения к праву. Данные формы характеризуются отрицательным отношением к праву и закону, выражается в решительных кардинальных противоправных действиях.

В заключении хотелось бы отметить, что дальнейшее углубление в анализ метаморфоз правового сознания имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение. В теоретическом плане анализ метаморфоз правового сознания позволяет выявить, исследовать и проанализировать наиболее глубинные пласты и специфические механизмы функционирования общественного сознания. В практическом плане изучение механизма метаморфоз профессионального правосознания открывает реальную возможность профилактики его аберраций и деформаций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пеклова, Анастасия Георгиевна, 2004 год

1. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб., доп., — M. - 1995. — 311с.

2. Антонян Ю.М., Бородин C.B. Преступное поведение и психические аномалии. М.: Спарк, 1998. - 215с.

3. Байниязов P.C. Правосознание: Психологические аспекты //Правоведение.-1998. № 3.С. 12-16.

4. Бакулов В.Д., Мерклин В.А. Социальная природа генезиса и функций превращенных формообразований общественного сознания //Тезисы докладов научно-практич. конференции посвященной 60-летию РОДНМИ. -Ростов-на-Дону: РОДНМИ, 1990. С. 286-298.

5. Бакулов В.Д. Правовое сознание: понятие, специфика, структура и функции. Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2001. - 11 с.

6. Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. 352с.

7. Бакулов В.Д. Теоретико-методологические проблемы изучения утопии и утопизма как социокультурных феноменов //Перспективы философской мысли на Юге России /Отв. ред. проф. Ю.Г. Волков. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. С. 61-96.

8. Бакулов В.Д. Анализ М.К. Мамардашвили механизма генезиса превращенных форм сознания //Научная мысль Кавказа. Приложение. — 2002.- №8. -С. 22-25.

9. Ю.Бакулов В.Д. Утопизм как превращенная форма выражения положительной утопии //Философские науки. 2003. - №3. С. 100 - 111.

10. Бакулов В.Д. Утопия и утопизм в политико-правовой теории и практике: Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2002. - 48 с.

11. Бакулов В.Д. Утопизм как превращенная форма выражения социального идеала //Вестник Российского философского общества. 2002. - №4. - С. 130-133.

12. Баранов П.П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава органов внутренних дел. — Ростов-на-Дону., 1997. 167с.

13. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание //Общая теория права. -Н. Новгород, 1993. С.487-488.

14. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. — М., 1991.-129с.

15. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания //Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. — С. 263 - 293.

16. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990. 288с.

17. Блум Ф., Лейзерсон А., Ховстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.-248с.

18. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301с.

19. Бурдье П. Социология политики. М.: 1993. -336 с.

20. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998. - 624с.

21. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 640 с.

22. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологические исследования. 1991. № 4. С. 7480.

23. Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления. //Советская юстиция. — 1990, №9.-С. 3-5.

24. Гречин A.C. Социология правого сознания. М.: Юнити, 2001. 256с.

25. Грошев A.B. Правосознание и правотворчество (уголовно-правовой аспект). Екатеренбург, 1996. - 144с.

26. Грошев A.B. Социология правосознания. Екатеринбург, 2001. — 242 с.

27. Грязин И.Н. Аналитическая философия права: Современные тенденции: (Аналитический обзор) //Современная аналитическая философия: Сб. обзоров и реф. М.: ИНИОН, 1988. - Вып.1. - С.174-197.

28. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 315 с.

29. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-воРГУ, 1979.-264 с.

30. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. - 183 с.

31. Давидович В.Е. Онтология культуры //Культурология /Науч. ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - С.71 - 99.

32. Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма. //Государство и право. -1992. №4. С. 73-78.

33. Драч Г.В. Культурология как система знания //Культурология /Научн. ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - С. 10-25.

34. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 463 с.

35. Дюркгейм Э. Норма и патология //Социология преступности. М., 1966. — С. 134-150.

36. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. Спб.: Союз, 1998. — 496с.

37. Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Правоведение. 1992. №3. С. 54-61

38. Ермоленко А.Н., Райда К.Ю. Превращенные формы социальной рациональности (Критика буржуазных концепций) Киев: Наукова думка, 1987.- 163 с.

39. Ерыгин А.Н., Бакулов В.Д. Культура и утопия / Науч. ред.-профессор Г.В. Драч./ Философия //Культурологическое россиеведение. Выпуск 6. Серия «Восток — Запад Россия». - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2004. -64с.

40. Желтова В.П., Дробницкий О.Г. Философия и правосознание //Философия и ценностные формы сознания. М.: Наука, 1978. С. 157-191.

41. Иванников И.А. Концепция правовой культуры //Правоведение.-1998. № 3. С.12-16.

42. Иеринг Р. Борьба за право. М.: 1991. - 64с.

43. Ильин И.А. О сущности правосознания // www.philosophy.ru/library/il/02/01 .htm

44. Ильин И.А. О монархии и республике //Ильин И.А. Собр. Соч. В Ют. Т.4. -М.: Русская книга, 1994. С.417-576.

45. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А. Соб. Соч. В Ют. Т.1. — М.: Русская книга, 1993. С.З9-282.

46. Ильин И.А. Родина и мы. Статьи. Смоленск, 1995. 331с.

47. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

48. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. — М.: Юристь, 1995.-297с.

49. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры //Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. -С.39-68.

50. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983. — 231с.

51. Кистяковский Б.А. В защиту права //Вехи; интеллигенция в Россия: Сб. ст. 1909 1910. - М.: Мол. Гвардия. 1991.-462 с.

52. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М. Сфера, 2001. -160с.

53. Коробка В.Н. Деформация профессионального правосознания следователей и пути ее устранения. — Ростов-на-Дону: Изд-во НМЦ «Логос», 2000. — 209с.

54. Коэн Альберт. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения //Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965.-С. 519-537.

55. Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева /. М.: Наука, 1986. -304с.

56. Кудрявцев В.Н. Искажение в системе ценностей //Социальные отклонения. -М., 1989. — С.148-153.

57. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации. Причины, механизмы и пути преодоления. М., 1992. 134с.

58. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: Юрид. лит., 1978. — 191с.

59. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М.: Наука, 1982. -287с.

60. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.: Юрист, 1995.-297с.

61. Курский Д.И. Избранные статьи и речи. М., 1958. 330с.

62. Лангштейн М.С. Иррациональные и превращенные формы экономических отношений //Экономические науки. 1969. - №1. - С. 16-22.

63. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М. 1995. — 398с.

64. Лунеев В.В. Преступность XXI века (Методология прогноза)// Социологические исследования. — 1996. №7. С.93-106.

65. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. — М., 1991. 367с.

66. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. -344с.

67. Малахов В.П. Философия права. М., 2002.- 448с.

68. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.: Высшая школа, 1968.-192с.

69. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. — Тбилиси: Мецниереба, 1984. 82 с.

70. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса //Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. - С.295-314.

71. Мамардашвили М. К. Превращенные формы. (О необходимости иррациональных выражений) //Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. - С. 315-328.

72. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию (Лекции. Статьи. Заметки.) М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.

73. Мамардашвили М.К. Философские чтения. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — 832 с.

74. Мамут Л.С. Правосознание //Общественное сознание и его формы/ Под. Ред. В.И. Толстых. М.1986. - С.108 -143.

75. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»). Часть третья //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. — Т.26. Ч. III. М.: Политиздат, 1964. - С. 471-474.

76. Маркс К. Форма стоимости //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. — Т.49. М.: Политиздат, 1974. - С. 137-164.

77. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» //Известия высших учебных заведений. Правоведение .— 1994. №2. С.3-16.

78. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1988. — 180 с.

79. Мапельман В.М., Пеньков Е.М. Политические и правовые формы общественного сознания //Философские науки. 1980.№ 5. С. 136-146.

80. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия //Социологические исследования. 1992. №2-4.

81. Механизм преступного поведения/ Отв. Ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1981.-248с.

82. Назаренко Е.В. Социалистическое правосознание и советское правотворчество. — Киев, 1968. 190с.

83. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение.- 2000.№ 2. С.4-23.

84. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1999. - 652с.

85. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. Серия «Мир культуры, истории и философии». — СПБ.: Издательство «Лань», 2000. —352 с.

86. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики.-Л.: Лениздат, 1972. 296с.

87. Новикова О.С. Национальное самосознание как «форма превращенная» социальных отношений: Монография. М.: Прометей, 1998. - 102 с.92.0бщая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1997.-472с.

88. Овчинников А.И. Правовое мышление: аксиологический и герменевтичекий аспекты. Авт. реф. диссертации. Ростов-на-Дону, 2000. — 31с.94.0кара А.Н. Правосознание — центральная категория философии права И.А. Ильина //Государство и право, 1999, № 6. С.84-93.

89. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. кн. 1-я; - М.: «Ось. - 89», 1998. - 304 с.

90. Поляков A.B. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения //Правоведение.- 2000.№ 2. С.4-23.

91. Поляков A.B. Правосознание //Кодекс. Правовой научно-практический журнал. 1999, №8. С.70-74.

92. Поляков A.B. Правосознание: онтологический и социокультурный ракурсы //Поляков A.B. Общая теория права. — СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.-С 254-326.

93. Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. — Киев , 1970. 111с.

94. Потякин A.A. Правовой нигилизм как вариант современного Российского общества //Общество и политика. Современные исследования, поиск концепций / Под. Ред. В.Ю. Большакова. СПб: СПбГУ, 2000. - 521с.

95. Правовое государство, личность, законность /Нерсесянц B.C., Мальцев Г.В., Лукашева Е.А. и др.; НИИ правов. полит, и пробл. правоприменения, Рос. прав, акад., М-во юстиции РФ. М.: 1997. - 138с.

96. Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи: Матер, меж — вуз. науч. — практ. конф. /М — во внутр. дел РФ, Рост. высш. шк.; Редкол.: Баранов П.П. и др. Ростов н/Д, 1996. - 87с.

97. Режабек Е.Я. Становление понятия организации. Очерки развития философских и научных представлений. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. 136 с.

98. Режабек Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1993. 320 с.

99. Режабек Е.Я. Организмическая концепция общественной жизни. Приобретение самостоятельности обособляющимися элементами органической системы. Ростов-на-Дону: Логос, 1994. — 36 с.

100. Сальников В.П. Правовая культура //Общая теория права. Н. Новгород, 1993.-С.626-637.

101. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 688с.

102. Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности. Ростов-на-Дону, 2002. — 119с.

103. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. 222с.

104. З.Соловьев Э.Ю. Дефицит правопонимания как примета русской философской мысли //Вопросы философии. 1988.- №10. - С. 137-140.

105. Соловьев Э.Ю. Личность и право //Вопросы философии. 1989. №8. -С.67-90.

106. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. 543 с.

107. Пб.Сорокин П.А. Социальная культурная динамика: исследование изменения в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000. - 1054с.

108. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления) / Рос. акад. наук, Инст-т гос-ва и права. М.: ИГПАН, 1992. - 133с.

109. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М.: Юрид. лит., 1984.-320с.

110. Социальные отклонения. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрид. лит., 1989. — 368с.

111. Теория государства и права /Под ред. Матузова Н.И. и Малько A.B. -М.: Юристь, 1997. 672с.

112. Туманов В.А. О правовом нигилизме //Советское государство и право -1989. №10. С.20-27.

113. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракрусе // Государство и право 1993. №8. С. 52-58

114. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. -206с.

115. Френкин A.A. Уровни правого сознания //Вопросы философии. 2000. №4. С.25-32

116. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. - 524с.

117. Хамидов A.A. Понятие превращенной формы в марксистской диалектике (на материалах «Капитала» К. Маркса): Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -М., 1978.-28 с.

118. Хамидов A.A. Понятие превращенной формы //Материалистическая диалектика как логика /Отв. ред. Ж. М. Абдильдин. Алма-Ата: Наука, 1979. -С. 237-249.

119. Шрейдер Ю.А. Сознание и его имитации //Новый мир. 1989. - №11. - С. 244-248.

120. Штомпель О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 1999. -226 с.

121. Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981.- 174с.

122. Эффективность правовых норм /Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. М.: Юрид. лит., 1980. - 280с.

123. Ясперс К. Общая психопатология. Юрид. лит., 1980. 1053с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.