Социокультурные факторы трансформации обыденного сознания: опыт российского и китайского обществ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Коломак, Любовь Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат наук Коломак, Любовь Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ
1.1. Обыденное сознание как предмет социально-философской мысли
1.2. Проблема трансформации обыденного сознания в современных социальных теориях: аналитическая, феноменологическая и герменевтическая стратегии исследования
1.3. Социокультурный подход к исследованию проблемы обыденного
сознания
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ: НА ПРИМЕРАХ ОБЩЕСТВ РОССИИ И КИТАЯ
2.1. Культурная глобализация как фактор трансформации обыденного сознания
2.2. Социокультурные факторы изменения обыденного сознания в китайском обществе
2.3. Особенности трансформации обыденного сознания в современной России
V
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социально-философский анализ обыденного политического сознания2010 год, кандидат философских наук Амиров, Дмитрий Юрьевич
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНЦЕПТ И ПРОЯВЛЕНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА2015 год, кандидат наук Сагалаева, Евгения Сергеевна
Ситуация социального сознания: опыт социально-феноменологического описания2023 год, кандидат наук Сомова Оксана Андреевна
Тематизация повседневности в контексте российско-германского социокультурного взаимодействия2012 год, кандидат наук Карлсон, Юлия Витальевна
Человек "обыденный" как социальный феномен2011 год, кандидат философских наук Хазиева, Гульнара Ринатовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные факторы трансформации обыденного сознания: опыт российского и китайского обществ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема осмысления обыденного сознания, его социальных функций и механизмов трансформации, как правило, актуализируется в кризисные периоды. В истории философии данная проблемная область всегда, так или иначе, находила свое отражение. Как индивидуальные, так и общественные философские проекции различных состояний обыденного сознания естественным образом отвечали вопрошаниям и потребностям соответствующей эпохи.
Процессы модернизации, глобальной социокультурной интеграции/дезинтеграции, заметно ускорившиеся как в России, так и во всем мире в конце XX - начале XXI века, породили изменения в обыденном сознании и, соответственно, запустили новый цикл междисциплинарной рефлексии над закономерностями его изменения. Справедливо полагая, что трансформации обыденного сознания несут в себе серьёзные ценностные изменения в обществе, исследователи сосредоточивают свои усилия по наиболее адекватному описанию этих изменений.
Дескрипциям обыденного сознания современного общества посвящены целые междисциплинарные области, однако необходимо подчеркнуть, что роль социальной философии, интегрирующей и генерализирующей эти исследования, возрастает многократно. Разноуровневые и разноплановые исследования узкодисциплинарных специалистов возвращаются социальной философией в фарватер общественной проблематики, им отыскивается онтологическая укорененность, социокультурная обусловленность, категориальная определенность, присваивается и удостоверяется эвристическая значимость. Именно социально-философское осмысление междисциплинарных исследований во многом элиминирует эти «пограничные» и методологические недостатки и недооценки исследований обыденного сознания.
Также социальная философия во многом сохраняет и удерживает как эвристически значимую категорию «общественного обыденного сознания», поскольку частные исследования стремятся редуцировать обыденное сознание к индивидуальному, фрагментируя тем самым саму ценностно-культурную архитектонику общества. Поэтому дальнейшая разработка категории общественного обыденного сознания, его различения от категории «культура», обозначение его атрибуций и экзистенциальных характеристик требует новых усилий по удержанию от такого рода редукций.
Причём, во всей массе исследований, посвященных проблеме обыденности и обыденного сознания можно встретить самые разнообразные значения, вкладываемые в эти понятия. Соответственно, в зависимости от контекста и дисциплинарного толкования, меняется и эвристическая значимость самих концептов. Та или иная смысловая пара -«будничность/праздничность» или «типичность/экстраординарность», «профанность/сакральность» - оказывается релевантной, эвристически оправданной, например, в культурологических или исторических исследованиях и не слишком уместной в теоретических исследованиях, например, в социальной философии. Появляется необходимость детального концептуального анализа обыденного сознания в социально-философском категориально-понятийном поле с установлением его эвристической значимости с дистанцированием и обособлением от других дисциплинарных использований данных понятий, имеющих собственную область применения.^
Актуальна на сегодняшний день не только категориальная разработка обыденного сознания, но и выявление механизмов его трансформации, поскольку проблемой стал поиск возможностей его управлением.
Степень разработанности проблемы.
Период активной рациональной философской рефлексии над
проблемами повседневности и обыденного сознания, по сравнению с
исследованием других проблем, начался довольно поздно, однако это не
4
означает, что эта тема не была актуальна. Напротив, она получала широкое освещение в искусстве, литературе, религиозных размышлениях и пр. Тема рационального осмысления фундамента жизни - обыденности сложна в силу «отсутствия дистанции» между наблюдаемым и наблюдателем. Поэтому она не «схватывается» непосредственно сознанием человека, а расшифровывается только по следам его деятельности - проще всего - по особенностям языковых конструкций.
Европейское Просвещение, несмотря на свои попытки реабилитировать профанное бытие перед агрессивно преобладающим сакральным и «сверхповседневным», еще долго не рассматривало их как равнозначные. Обыденное рассматривалось как «низкое» и неподлинное, за пределы которого необходимо вырваться, чтобы получить доступ к истине. Только в XIX веку в европейской философии появились работы (которые ещё в полной мере нельзя даже назвать дисциплинарно философскими), тематизировавшие понятие обыденности как самодостаточное, не униж-ая его. Таковы были описания микроисториков - фактографов действительности - Ф. Арьеса, М. Блока, Ф. Броделя, Э. Виолле-де-Дюка, К. Гинзбурга, Ж. Ле Гоффа, X. Медика и А. Людтке, Э. Фукса1 Р. Шартье2 и др., расширившие предметное поле обыденности и обыденного сознания.
1 Виолле-де-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. СПб.: Евразия. 1999. 383 с.; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха ренессанса. М.: Республика. 1993. 511с.
Бродель Ф. Грамматика цивилизаций - М, Весь мир, 2008. 552 е.; Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподаваний новейшей истории. М., 1996. - С. 207-236.; Леви Дж. К вопросу о микроистории- // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. - С. 167-190.; Ле Гофф, Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4. С. 177-192.; Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., 1999. - С. 77100.; Медик X. Микроистория // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. Т.П. Вып. 4. - С. 193-202.; Шартъе Р. Новая культурная история // Homo Historiáis: К 80-летию со дня рождения Ю. Л. Бессмертного: В 2-х кн. М., 2003. Кн. 1.-С. 271-284.
Первые попытки описать проблему жизненного мира можно найти в трудах Р. Авенариуса1, где он использовал данное понятие для описания непосредственного окружения человека и множественности актуальных отношений между человеком и окружающим его миром.
К началу XX века начала складываться специфическая междисциплинарная предметная область, захватывающая обыденность в различных её ракурсах. На концептуализацию обыденности как философской проблемы повлияли труды 3. Фрейда и К. Юнга, утверждавших с психологической точки зрения онтологический и методологический статус обыденности как дифференцирующего концепта. Труд У. Джемса «Принцип психологии» также способствовал формированию нового взгляда на обыденный мир как на систему вложенных друг в друга «субреальностей», что, кстати, во многом сближает его с китайским классическим представлением об обыденности, в котором реальность имеет множество гармонично соотнесенных и пересекающихся друг с другом «порядков» и уровней.
В понимание обыденности существенный вклад внёс М. Вебер, утверждавший, что социальная наука должна изучать действия людей «типически идентично предполагаемым смыслом»3.
Э. Гуссерль созданием метода феноменологической редукции сделал попытку адекватно соотнести человека с обыденным миром как «смысловым фундаментом» его бытия4. Последователи Э. Гуссерля также активно формировали представления о феномене обыденного сознания, как в
1 Авенариус Р. Человеческое понятие о мире. Пер. с нем. И. Федорова; под ред. M. М. Филиппова. Изд. 2-е. M.: URSS: ЛКИ. 2008. 90 с.
2 James W. Princeples of Psychology. N.Y.: Henry Holt & Company. 1890. 405 p.
3 Вебер M. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология XIX-начала XX веков. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления. 1996. 520 с. С. 491-507.; Вебер M. Избранные произведения. М: Прогресс. 1990. 808 с. С. 633.
4 Гуссерль Э. Кризис европейской науки и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7 С. 165.
феноменологическом и социально-феноменологическом, так и в лингвистическом аспектах. В данной связи можно упомянуть труды JI. Бинсвангера, В. Декомба, Д. Гильдебранда, Р. Ингардена, Р. Отто, А. Райнаха, В. Хесле, М. Хайдеггера, М. Шелера, В. Франкла1), представителей герменевтики (Г.Г. Гадамера, П. Рикёра) и экзистенциализма (М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса ), в частности, представителей позитивного экзистенциализма (Н. Аббаньяно, О. Больнова).
Идеи Гуссерля послужили отправной точкой для дальнейших разработок в русле социальной феноменологии. Исследования П. Бергера, Т. Лукмана, Г. Гарфинкеля и др. внесли существенный вклад в понимание обыденного мира и сознания. Однако самым выдающимся продолжателем идей Гуссерля по праву считается А. Шюц3, который, основываясь на разработках У. Джеймса, М. Вебера, М. Шелера и др., детально изучил понятие повседневных жизненных миров.
Целая группа исследователей занималась описанием кризиса европейской культуры, проникающего в ткань обыденной жизни и формирующей «истину сегодняшнего дня»: А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет, Дж. Тойнби, Л. Февр, О. Шпенглер4 и др. Б. Вальденфельс1 описывал
1 Бинсвангер J1. Бытие в мире: Введение в экзистенциальную психиатрию. М.: КСП+/Ювента. 1999. 286 с.; Декомб В. Тождественное и иное./ Декомб В. Современная французская философия. М.: Весь мир. 2000 С. 64.; Гильдебранд Д. фон. Метафизик?-коммуникации / Пер. с нем. А. И. Смирнова. СПб., 2000. 286 е.; Ингарден Р. Исследования по этике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 572 е.; Райнах А. Априорные основания гражданского права // Райнах А. Собр. соч. М., 2001.; Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 117.; Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. - С. 128; Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989. - № 9. -С. 117.; Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. -М., 1993.; Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.. 1993.; Шелер М. Философское мировоззрение / Шелер М. Избранные произведения. М.: «Гнозис», 1994. - 191 с.
2 Merleau-Ponty М. Pheno-menologie de la perception. - Paris: Gallimard, 1945. - P. 281-344.; Jaspers, K. Philosophic. Heidelberg, 1973, V.l-3. Ill, - P. 189.
3 Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН. 2004. 1056 с.
4 Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. - 1990. -№ 1. - С. 194.; Тойнби, Дж. Постижение истории. - М., 1991. - Часть 1, 2; Февр J1. Бои за
обыденность как «плавильный тигль рациональности», смешивающий, сплавляющий воедино её разнородные элементы.
Непосредственно проблемой обыденного сознания и корреляцией общественного и индивидуального сознания занимался Н. Элиас* показавший, насколько велик разрыв между ними и, соответственно, насколько различной должна быть методология исследования сознания
л
общества и индивида . (В российской философской мысли данную проблему продолжили исследовать А. С. Ахиезер, Н. Н. Козлова, А. С. Кокорев, И. С. Кон, И. Н. Крицкий, А. Н. Леонтьев, Д. Львов, А. Г. Спиркин3 и др.)
Аналитическая школа исследовала особенности обыденного языка и попыталась вернуть ему «самостоятельное значение» (Л. Витгенштейн, Дж. Остин4 и др.). Идеи У. Джемас, прежде всего, концепт «культура повседневности», получили развитие в трудах К. Гирца, А. Лефевра;
историю. - М., 1991.-62 е.; Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1998. Т. 1. Гл. III.; Шюц, А. Социальный мир и теория социального действия // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. - М., 1997. -№ 2.; Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.
1 Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности Социо-логос. Вып. I, Общество и сферы смысла. - М.: Прогресс, 1991.-С. 17-23.
2 Elias N. Zum Begriff des Alltags // Materialen zur Soziologie des Alltags. Sonderheft der Koelner Zeitschrift fuer Soziologie und Sozialpsychologie, H.20, 1978.; Элиас H. Общество индивидов. M., 2001. - С. 91.
3 Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика
России.). От прошлого к будущему. T. I. Новосибирск, Сибирский хронограф, 2008 -804 с.; Козлова, H.H. Введение в социальную антропологию. М, 1996. - С. .5.;
Кокорев A.C. Проблемы общества и государства в социологии Б.Н. Чичерина и М. Вебера
// Социологические исследования. 2009. - № 2. - С. 128-135.; Кон, И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // И.С.Кон. Социологическая психология. Избр. Психологические труды. М.: МП СИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - С. 272.; Крицкий. H.H. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. Междунар. акад. психол. Наук. - М.; Челябинск: Социум, 2002. - С. 34.; Леонтьев, А.H Очерк развития психики // Избранные психологические произведения В 2-х т. T. I - М.: Педагогика, 1983. - 392 с. - С. 153.; Львов Д. Нравственная экономика // Свободная мысль. 2004. №9. - С. 24-36.; Спиркин, Г.А. Философия. Учебник. М.: Гардарики, 2000. - 815 с. - С. 712.
Витгенштейн Л. Голубая книга: Пер.с англ. — М.: ДИК, 1999. — 127 е.; Витгенштейн, Л. Коричневая книга: Пер.с англ. - М.: ДИК, 1999. - 160 с.
8
К. Косика, А. Хеллера, Т. Лейтхойзера1 и др. исследователей, рассматривавших не только обыденность отдельных индивидов, но и больших социальных групп в исторической перспективе.
В XX веке в различных аспектах феномен обыденности исследовали Г. Блумер, П. Бурдье, Э. Гофман, Т. Лессинг, П. Прехтль, Г. Сакс, Р. Халлер и др . А также последователи Щюца - М. Фабер, Р. Занер, Р. Вагнер, А. Сикурел, Д. Кэрнс, А. Гурвич, Ф. Кауфман, Ж. Делез3, П. Бурдье, К. Гирц4.
В динамике социального развития «традиция-модерн-постмодерн» проблему обыденного сознания можно встретить в трудах Р. Барта, Р. Бейлза, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, С. Жижека, Ж.-Ф. Лиотара, Т. Парсонса, Р. Рорти Ю. Хабермаса, М. Фуко, Э. Шилза, К. Хюбнера5 и др.
1 Гирц К. Интерпретация культур /Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. - 560 е.; Хеллер А. Пересмотренное понятие политического. // Современная политическая теория, пер. с англ( / Сост. Д. Хэлд. - М.: NOTA BENE, 2001. - 480 с. - с. 464.
2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.- С. 97.; Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. Т. 1. №1. 1992..; Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1/2; Bourdieu P. Distinction, А Social Critique of the Judgement of Taste. Harvard Univ. Press, 1984.; Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. - М., Институт экономики РАН, 2004. - 752 е.; Goffman Е. Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior - Washington, DC. American Sociological Review, Vol. 33, No. 3 (Jun., 1968), pp. 462-463. - C. 462.; Лессинг Т. Ницше. Шопенгауэр, Вагнер. // Культурология XX век: Антология. М., 1995. -С. 402.; Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. - Томск, Водолей, 1999. -С. 21.; Sacks Н. Introduction. P. VII // Garfinkel Н. (ed.) Stuies in Ethnomethodology. Ethnomethodological Studies of Work. London, 1986.; Haller, R. Wie vernuenftig ist der Common sense? // Poser (Hg.), - S. 179.
3 Делез Ж. Логика смысла. М.: Академический проект. 2010. 261 с.
4 Гирц К. Интерпретация культур. Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2004. 560 с. s
5 Барт Р.Мифологии. М.: Академический проспект, 2008. - 351 е.; Бодрийяр Ж. Система
вещей. М.: Рудомино, 2001. - 212 с. - С.72.; Жижек С. Возвышенный объект идеологии.
М., 1999.; Lyotard J.-F. La phenomenology. Р.40-41- Цит. по: Декомб В. Тождественное и иное - С. 65.; Парсонс Т., Бейлз, Р., Шилз Э. Рабочие тетради по теории действия II
Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9. Вып. 1 (34).; Rothy R. Professionalized Philosophy and Transcendental ist Culture // Georgia Review, 30, 1976. P 763-764.; Фуко M. Фуко, M. Археология знания /Пер. с фр. М.Б. Раковой. А.Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. СПб: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004. -416 с.; Забота о себе. // Пер. с фр. А. Б. Мокроусова. М.: Рефл-бук, 1993. - 258 с.; Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М., 2001. - С. 111.
9
Русская социальная теория чаще всего относилась к феномену быта и обыденного существования негативно. Быт в произведениях российских философов и литераторов, награждавших его пренебрежительными эпитетами, за три века размышлений так и не стал частью полноценного человеческого бытия, он всегда скорее относился к категории «дна», существования из которого нужно было искать «выход».
В отечественной философии среди разработчиков обыденности особо следует выделить имена М. М. Бахтина и В. Н. Волошинова1, исследовавших народную и смеховую культуру российского общества. А. Я. Гуревич2 также заслуживает отдельного упоминания, поскольку многие современные российские исследования обыденного сознания опираются на выделенную им «ментальную составляющую».
Социально-философские проблемы обыденности в различных аспектах разрабатывали следующие отечественные исследователи: Б. А. Грушин, Г. Г. Дилигенский, Н. К. Иконникова, И. Т. Касавин, В. Ж. Келле, Г. С. Кнабе, М. Я. Ковальзон, Ю. М. Лотман, А. Ю. Лу стен ко, О. О. Савельева В. Н. Сыров, Н. М. Смирнова, Р. К. Стерледев, Э. Сепир, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледов, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Б. А. Чагин, Е. Н. Шапинская, С. П. Щавелев, В. А. Ядов3 и др.
1 Бахтин М. М. Эстетика народного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.; Алпатов В. М.. Волошинов, Бахтин и лингвистика. М.: Языки славянских культур. 2005. -432 с.
2 Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы - («Письмена времени») / Гуревич А. Я. - СПб.: СПбГУ, 2007, - 544 е.; Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир - («Письмена времени») / Гуревич А. Я. - СПб., СПбГУ, 2007, -560 е.; Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. - М.: РОССПЭН, 2005. - 424 с.
3 Иконникова Н. К. Символическое и вещественное в конструировании персональной
реальности // Личность. Культура. Общество, 2009 - № 50. - С. 152-162.; Касавин И. Т.,
Щавелев С. П. Анализ повседневности. М.: Канон+ - 2004 - 431с.; Лустенко А. Ю.
Повседневность как проблема мировоззрения и эстетики Ренессанса // Вопросы
культурологии. - 2008. - № 12. - С. 20-23.; Савельева, О. О. Повседневность и мифология при свете спички // ЧЕЛОВЕК - 2005 - № 1. - С. 124-137.; Сыров В. Н. О статусе и
структуре повседневности (методологические аспекты). // Личность. Культура. Общество.
2000. - Т. 2. Спец. выпуск. - С. 147-159.; Смирнова Н. М. Социальная феноменология в
10
В работах Дж. Лакоффа, М. Джонсона, Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой, О.В. Михайловой, Г.А. Сатарова, Е.А. Шипова1 и др. обыденное восприятие общественной жизни, в том числе и политики, исследуется через изучение метафоры.
Методологические проблемы исследования обыденности и обыденного
2 3
сознания в разных аспектах исследуют: В. С. Вахштайн , А. Б. Гофман , Б. В. Марков4, А. В. Смирнов5, О. Н. Судакова6, О. Н. Черный7 и др.
В феноменологической традиции, опираясь на традиции М. Хайдеггера, над проблемой обыденного сознания работают: Н. М. Смирнова8, О. И. Горяинова Алпатова К. А., Полякова И. П.2,
изучении современного общества / Н.М. Смирнова. - М.: «Канон+», 2009. - 400 с. -С. 312.; Стерледев Р.К., Стерледева Т.Д. XXI век как экзистенциальный перекресток для человечества / Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. - С. 53.; Сепир Э. Антропология и социология // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. - 254 с.; Шапинская E.H. Повседневность в контексте культурных изменений // Личность. Культура. Общество. -2007. -№ 2. -С. 371-387.
1 Лакофф Дж., Джонсон М.. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М.: ЛКИ, 2008. - 256 е.; Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы/ Н.Д.Арутюнова. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 383 с.; Баранов А. Н., Михайлова О. В., Сатаров Г. А., Шипова, Е. А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики. М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. - 94 е.; Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность Изд. 5-е, стереотип./ 6-е. М.: ЛКИ КОМКНИГА, 2007. - 264 е.; Кубрякова, Е. С.; Типы языковых значений: семантика производного слова, изд.2, доп.-ЛКИ.-2008.-208 с.
2 Вахштайн В. С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2011. 334 с. С. 7.
3 Гофман А. Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. М., 2005. № 1. С. 18-25. С. 20.
4 Марков Б. В. Понятие повседневности в гносеологии и антропологии // Научная рациональность и структуры повседневности. СПб., 1999. С. 14-15.
5 Смирнов А. В.Дискурсивные практики как инструмент исследования повседневности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 2. С. 264-267.
6 Судакова О. Н. Концептуальные идеи исследования бытия культуры повседневности // Московское научное обозрение. 2011. № 11. С. 71-73.
7 Черных О. Н. Структурные основания современного пространства повседневности h Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2011. Т." 2. № 1.С. 126-135.
8 Смирнова Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 2009. 400 с.
11
О. В. Кречетова3, И. А. Михайлов4, И. В. Трубалова5, С. Н. Боголюбова6,
7 Я О
Р. А. Мигуренко , Л. Е. Леухина , В. И. Молчанов . Связь феноменологии и герменевтики последовательно и детально описал Д. Айди10.
Среди классических китайских исследователей, разрабатывавших проблему обыденного сознания следует назвать мыслителя XI века Шао
Юна11. Среди сегодняшних китайских мыслителей, труды которых отражают
12
динамику обыденного сознания в Китае, следует упомянуть: Цуй Чжиюаня Фан Нина13, Гань Яна, Ху Аньганя14, Пань Вэя,15 Цинь Яцина, Ван Хуэя, Ван
1 Горяинова О. И. Культура повседневности в контексте методологии культурологического познания // Культурологический журнал = Journal of cultural research. 2010. № 1. С. 6.
2 Алпатова К. А., Полякова И. П. Коммуникативная сторона повседневности // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 5. С. 243-248.
3 Кречетова О. В. Повседневность: парадигмы исследования // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8. С. 77-81.
4 Михайлов И. А. Макс Хоркхаймер: Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч. I. 1914-1939 гг. М.: ИФ РАН. 2008. 207 с. С. 31.
5 Тубалова И. В. Специфика организации дискурсов повседневности // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 4. С. 41-52.
6 Боголюбова С. Н. Повседневность: пределы идентификационных интерпретаций // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 31-34.
7 Мигуренко Р. А. Повседневность и решение проблемы сознания // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. № 6. С. 117-122.
о
Леухина Л. Е. Обыденность в условиях трансформации общественной жизни // Вестник Чувашского университета. 2011. № 2. С. 155-159.
9 Молчанов В. И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М.: Модест Колеров и Изд-во «Три квадрата». 2004. 328 с. С. 74.
10 Ihde D. Expanding hermeneutics: visualism in science. Northwestern University Press. USA. 1999.275 p. P. 139.
11 Калкаев E. Г. Категория «Великий предел» в философии Шао Юна // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып. 1. М., 2003. С. 105-142.
12 Чжунго юй цюаньцюхуа (Китай и глобализация). Ред. Хуан Пин, Цуй Чжиюань. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ. 2006. 290 с.
13 Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае / Фан Нин // Экономические стратегии. 2005. № 7. С. 8-12.
14 Чжунго дачжаньдюэ (Большая стратегия Китая) / Под ред. Ху Аньгана. Ханчжоу: Чжэцзян жэньминь чубаньшэ. 2003.
15 В тени китайского экономического чуда о необходимости изучения китайского опыта модернизации всех сфер жизни общества // Сборник докладов 9-го форума ректороп, Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-Восточных провинций КНР. 12-14 октября 2010 г. Хабаровск. 186 с.
Шаогуана1, Ван Сяодуна2, Янь Сюэтуна3, а также Ян Яо, Ян И, Юй Кэпина4, Чжэн Бицзяня, Чжан Вэйина и других китайских исследователей. V
Таким образом, на данном этапе обыденное сознание рассматривается как универсальная культурно-историческая категория, функционирующая и развивающаяся по специфическим только ей свойственным законам. В то же время, сущность обыденного сознания не была прояснена в должной мере. Интенсивные научные поиски источников теоретического знания в сфере практически-ориентированного обыденного сознания могли также говорить о кризисе марксистской идеологии, с одной стороны, и о стремлении преодолеть этот кризис - с другой. Поэтому, несмотря на достаточно серьезную степень разработанности, в силу заостренной противоречивости и актуальности, проблема изучена недостаточно и требует дополнительного социально-философского осмысления.
Объектом исследования является обыденное сознание как часть общественного сознания.
Предметом исследования выступают факторы трансформации обыденного сознания в современных российском и китайском обществах.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении наиболее существенных социокультурных аспектов функционирования и изменения обыденного сознания в условиях современного общества.
Достижение цели обусловлено решением следующих задач:
1 Ван Шаогуан, Ху Аньган. Цзуй яньчжундэ цзингао: цзинцзи фаньжун бэйхоудэ шэхуэй бувэньдин (Самое серьёзное предупреждение: социальная нестабильность за фасадом экономического процветания) //Чжанлюэ юй яньцзго. 2002. № 4.
2 Лукша И. М. Конкурентоспособность российской продукции и фирм на глобальном уровне / И. М. Лукша, Н. Ю. Юдина, Ван Сяодун; НИУ БелГУ // Глобальная экономика : кол. моногр., посвящ. 10-летию каф. мировой экономики НИУ БелГУ / под науч. ред. Е. Н. Камышанченко, Ю. Л. Растопчиной. Белгород. 2011. С. 237-242.
3 Янь Сюэтун. Чжунгоде цзюци: гоцзи хуаньцзин пингу (Подъем Китая: оценка международной среды). Т1ап]т§, Т1ап^г^ гепгшп сЬиЬапзЬе, Тяньцзин, Тяньцзин жэньминь чубаньшэ. 1998. С. 234-236.
4 Россия и Китай: динамика реформирования и развития. (Сборник статей) / Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю Кепина. СПб.: Астерион. 2005. 158 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальные функции обыденного сознания2009 год, кандидат философских наук Путилин, Александр Иванович
Трансформации социокультурного пространства повседневности в социально-философской рефлексии2013 год, кандидат философских наук Правовская, Надежда Ивановна
Генезис и структура обыденного сознания2014 год, кандидат наук Сегал, Александр Петрович
Социокультурная автономность сознания: философско-антропологическое измерение2007 год, доктор философских наук Похилько, Александр Дмитриевич
Повседневное бытие общества2014 год, кандидат наук Фролова, Светлана Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коломак, Любовь Александровна, 2014 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова H. Т. Несловесное мышление. M.: ИФ РАН. 2002. 236 с.
2. АбрамоваН. Т. Природа и статус перцептивного строя сознания -// Философия науки. Вып. 2. М., 1996. 274 с.
3. Абульханова К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы теории и практики. М.: Институт психологии РАН. 1997. 7-38.
4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991. 299 с.
5. Авенариус Р. Человеческое понятие о мире. Пер. с нем. И. Федорова; под ред. M. М. Филиппова. Изд. 2-е. M.: URSS: ЖИ. 2008. 90 с.
6. Албаева И. В. Философские контуры повседневности // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 4. С. 1494-1495.
7. Алпатова К. А., Полякова И. П. Коммуникативная сторона повседневности // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 5. С. 243-248.
8. Аманжолова Д. А. Исследование сервиса и повседневности: новые подходы и перспективы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №2. С. 97-100.
9. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М.: Политиздат. 1979. 176 с.
10. Артановский С. Н. Глобализация и де-глобализация // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. №4. С. 6-14.
11. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр.7 Общ. ред. Оболенской С. В.; Предисл. Гуревича А. Я. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия». 1992. 528 с.
12. Астафьева О. А. Управление нелинейными социокультурными процессами: синергетический подход // Управление мегаполисом. 2009. № 5. С. 7-26.
13. Ахиезер А. С. Логика культуры и динамика циклов // Циклические
176
ритмы в истории, культуре, искусстве Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве: [сб. ст.] / отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука. 2004. 621 с. С.113-130.
14. Ахиезер А. С. Развитие цивилизаций и ценностей личности // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2006. № 6. С. 110113.
15. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России.) От прошлого к будущему. Т. I. Второе издание, переработанное и дополненное. Новосибирск: Сибирский хронограф. 1997. 804 с.
16. Ахиезер А. С. Цивилизационный выбор России и проблема выживаемости общества // Россия и современный мир. 2002. № 2. С. 83-104.
17. Багдасарьян Н. Г. Глобальное пространство культуры: разрывы современности в тенденциях и парадоксах // Культурологический журнал. Journal of cultural research. 2011. № 3. С. 6.
18. Банникова E. В. Критерии повседневности: теоретико-методологические основы истории повседневной жизни // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7-2. С. 21-24.
19. Бахтин М. М. Франсуа Рабле в истории реализма. Материалы к книге о Рабле (1930-1950-е гг.). Комментарии и приложения. М.: Русские словари; Языки славянских культур. 2008. 1120 с.
20. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: УРСС. 2002. 448 с.
21. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум. 1995. 323 с.
22. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 163-168.
23. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? Москва. ИФ РАН. 1993. 198 с.
24. Библер В. С. Культура, нравственность, современность. М.: Изд-во политической литературы. 1991.413 с.
25. Библер В. С. М.М.Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс. 1991. 176 с.
26. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат. 1990. 413 с.
27. Боголюбова С. Н. Повседневность: пределы идентификационных интерпретаций // Теория и практика общественного развития. 2011. №1. С. 31-34.
28. Брандт Г. А. «Культурология» как общеобразовательная дисциплина: поворот к повседневности // Обсерватория культуры. 2011. № 5. С. 94-99.
29. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций/ Фернан Бродель; Предисловие М. Эмара; Пер. с фр. М.: Весь мир. 2008. 552 с.
30. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с фр. Сост. и послесл. Н. А. Шматько. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя. 2005. 76 с.
31. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; Отв. ред. перевода Н. А. Шматько. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя 2005. 288 с.
32. Быкова Д. Ю. К вопросу о методологических основаниях социокультурного подхода // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. №4. С. 221-225.
33. В тени китайского экономического чуда о необходимости изучения китайского опыта модернизации всех сфер жизни общества // Сборник докладов 9-го форума ректоров Дальнего Востока, Сибири РФ и СевероВосточных провинций КНР. 12-14 октября 2010 г. Хабаровск. 186 с.
34. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности Социо-логос. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс. 1991. С. 1723. Ван Шаогуан, Ху Аньган. Цзуй яньчжундэ цзингао: цзинцзи фаньжун
178
бэйхоудэ шэхуэй бувэньдин (Самое серьёзное предупреждение: социальная, нестабильность за фасадом экономического процветания) //Чжанлюэ юй яньцзго. 2002. № 4.
35. ВахштайнВ. С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 201 1. 334 с.
36. Вебер М. Избранные произведения. М: Прогресс. 1990. 808 с.
37. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX - нач. XX веков. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления. 1996. 520 с.
38. Виолле-де-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. СПб.: Евразия. 1999. 383 с.
39. Витгенштейн Л. Голубая книга: Пер.с англ. М.: ДИК. 1999. 127 с.
40. Витгенштейн JI. Коричневая книга: Пер.с англ. М.: ДИК. 1999. 160 с.
41. Волков В. В. Слова и поступки // Социологическое обозрение. 1997. С. 12.
42. Волова JI. А. Социокультурная интеграция и идентификация в условиях глобализации общества // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 3. С. 244-251.
43. Воронченко Т. В., Сокольских Н. Н. Трансформация культуры пограничья в эпоху глобализации // Гуманитарный вектор. 2012. № 3-3. С. 187-192.
44. Выбор метода: изучение культуры в России 1990-х годов: Сб. науч. ст. / Сост. и отв. ред. Г. И. Зверева. М.: РГГУ. 2001. 320 с.
45. Гидденс Э. Устроение общества: Очерки теории структурации. М.: Академический проект. 2003. 528 с.
46. Гирц К. Интерпретация культур /Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2004. 560 с.
47. Головачёв В. Ц. Исследования Китая в международной перспективе: прошлое и настоящее // Восток (ORIENS). 2012. № 4, С. 170-174.
48. Горшков М. К. Российская повседневность в условиях кризиса!
179
социологическое измерение // Социология власти. 2009. № 5. С. 51-1 А.
49. Горяинова О. И. Культура повседневности в контексте методологии культурологического познания // Культурологический журнал = Journal of cultural research. 2010. № 1. С. 6.
50. Гофман А. Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. М., 2005. № 1. С. 18-25.
51. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН. 2004. 752 с.
52. Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? Аналитический доклад по заказу московского представительства. Фонда имени Ф. Эбера. 1998. С. 20.
53. Громов И. А., Лукьянов В. Г. Методология научного познания и теория ценности Э. Дюркгейма // Социологические исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. Москва. 2010. №8. С. 123132.
54. Гудков Л. Д. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии // ФРГ глазами западногерманской социологии. М.: Наука. 1989. 342 с. С. 296-329.
55. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX век. Антология. Гл. ред. и сост. Левит С. Я. М.: Юрист. 1995. 703 с. С. 297-330.
56. Девятов А. П. Китайская специфика: как понял ее я в разведке и бизнесе: для тех, кто принимает решения / А. П. Девятов. Москва: Издательство Жигульского. 2008. 253 с.
57. Девятов А. П. Китайский прорыв и уроки для России / А. Девятов, М. Мартиросян. Москва: Вече. 2002. 398 с.
58. Девятов А. П. Небополитика: наставление по оценке обстановки
взглядом сверху: для тех, кто принимает решения / А. П. Девятов. Москва:
180
издательство Жигульского. 2008. 279 с.
59. Девятов А. П. Практическое китаеведение: Китай и Россия в ракурсе перемен: для тех, кто принимает решения / А. П. Девятов. Москва: издательство Жигульского. 2008. 176 с.
60. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академический проект. 2010. 261 с.
61. Дерябина H.A. Онтология языка в повседневности: мотивации к изучению родного и иностранного языка // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 81. № 4. С. 20-30.
62. Динамика развития политической обстановки в России. (Послание Президента Федеральному Собранию). Москва. 2001. 27 июня.
63. Дмитриев С. В. (в соавт.) Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике // Восток (Oriens). 2012. № 3. С. 51 19.
64. Дмитриев С. В. Теория познания китаеведения: перспектива устной истории//Восток (Oriens). 2012. № 1.С. 148-157.
65. Докучаев И. И. Глобальный перформанс: контуры культуры XXI века // Вопросы культурологии. 2011. № 12. С. 4-10.
66. Ду Вэймин. Культурный Китай и традиции конфуцианства // http://russian.chinese.cn/confuciusinstitute/article/2010-09/03/content_330321 .htm
67. Евстифеев Р. В. Государство и общество в XXI веке: метафоры глобализации и глобализация метафор // Социум и власть. 2010. № 1. С. 4-9.
68. Журавлёва И. А. Социокультурный подход к исследованию феномена общества знаний // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 59. № 12. С. 369-376.
69. Завьялова Н. А. Японский и китайский дискурсы повседневности, актуализованные во фразеологических единицах со значением «вещественно-культурная повседневность» // Теория и практика общественного развития. 2011. №6. С. 310-312.
70. Зарубко Е. Ю. Архетипы в обыденном сознании // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. №27 (203). С. 37-43.
71. Зимина Н. С. Социокультурный подход в анализе «внутренних регионов» России // Вестник Читинского государственного университета.. 2010. № 7. С. 23-26.
72. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М.: Центполиграф. 2000. 607 с.
73. Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. М.: Эксмо. 2007. 528 с.
74. Калкаев Е. Г. Категория «Великий предел» в философии Шао Юна // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып. 1. М.: Издательство «ОГНИ». 2003. С. 105-142.
75. Капустина Л. Б. Глобализация и глобальная культура: два десятилетия под прицелом аналитиков // Управленческое консультирование. 2010. №4. С. 161-175.
76. Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М.: Канон+. 2004. 432 с.
77. КеллеВ.Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М.: Госполитиздат. 1959. 264 с.
78. Керимова А. X. Обыденное религиозное сознание как духовное освоение мира // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2011. № 4. С. 69-73.
79. Кобзев А. И. «Великое учение, или Наука для возрастных» / Пер. Д. П. Сивиллова, публикация А. И. Кобзева // Восточная коллекция. 2012. № 4, с. 53-62.
80. Кобзев А. И. «Великое учение» и учения великих конфуцианцев / ИВ РАН. М.: Изд. дом «Экономическая газета». 2011. 106 с.
81. Когин М. И. Об иллюзиях, идеях и здравом смысле // Сознание и
182
физическая реальность. 2008. Т. 13. № 3. С. 11-20.
82. Кондратов П. Н., Любутин К. Н. Глобализация и развитие индивида // Философия и общество. 2011. № 4. С. 50-57.
83. КонноваМ. Н. Аксиология повседневности сквозь призму языка // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. 2010. №2. С. 99-106.
84. Коннова М. Н. Темпоральная категория «повседневность» (аксиологический аспект) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. № 2. С. 27-36.
85. Коротков В. Е. Социокультурный подход в историко-философском исследовании // Соловьевские исследования. 2011. № 1. С. 50-61.
86. Краснюк К. В. Методологические основания изучения легитимации деятельности правоохранительных структур в условиях социальной транзиции // Социологические науки. 2009. № 1. С. 22-28.
87. Краткий словарь по философии. Изд. 3-е / Под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат. 1979. 413 с.
88. Кречетова О. В. Повседневность: парадигмы исследования // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8. С. 77-81.
89. Крыжова М. И. Институционализация глобальных проблем на региональном и глобальном уровнях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. № 2. С. 253-272.
90. Кулаков А. В. Политическая и культурная глобализация: два измерения многомерного процесса. Часть 2. Социокультурное пространство глобализации // Пространство и Время. 2011. № 2. С. 8-18.
91. Кулешова Н. С. Маргиналы современной России: социокультурный подход (внутренние мигранты) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. С. 72-77.
92. Курченко А. А. Пространственно-временной континуум и обыденное
183
сознание как факторы, формирующие национальную языковую картину мира // Социальная политика и социология. 2011. № 10. С. 51-55.
93. Кучера С. История, культура и право древнего Китая: собрание трудов / Отв. ред. Вяткин Р. В. ИВ РАН. М.: Наталис. 2012. 416 с.
94. Кучинская Т. Н. Социокультурная идентичность Китая в эпоху глобализации // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 14. С. 149-153.
95. ЛапкинВ.В. Метаморфозы идентичности в условиях глобализации /{ Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2011. Т. 7. № 2. С. 25-41.
96. Лекторский В. А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. С. 27-45.
97. Лекторский В. А. Теория познания (гносеология, эспитемология) // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 72-80.
98. Леонард М. О чем думают в Китае. М.: ACT. 192 с.
99. Леухина Л. Е. Обыденная реальность: тендерный аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6-2. С. 116-119.
100. Леухина Л. Е. Обыденность в виде пространства социализации человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-2. С. 149-151.
101. Леухина Л. Е.Обыденность в условиях трансформации общественной жизни // Вестник Чувашского университета. 2011. № 2. С. 155-159.
102. Лось В. А. Глобализация культуры как механизм взаимодействия вестернизации и ориентализации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 617. С. 65-76.
103. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры //
Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Александра. 1992. 478 с.
184
104. Луков M. В. Культура повседневности. К истории вопроса .. // Библиотечное дело. 2010. № 17. С. 6-13.
105. Лукша И. М. Конкурентоспособность российской продукции и фирм на глобальном уровне / И. М. Лукша, Н. Ю. Юдина, Ван Сяодун; НИУ БелГУ // Глобальная экономика / под научной редакцией Е. Н. Камышанченко, Ю. Л. Растопчиной. Белгород. 2011. С. 237-242.
106. Ляховец А. С. Эволюция ценностного сознания горожан в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 55-60.
107. Ляшенко О. В. Трансформация мифа в условиях кризисных явлений // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 5. С. 203207.
108. Малахова О. В. Национальное религиозное сознание и трансформационные процессы в духовной жизни России // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 2. С. 13-21.
109. Малявин В. В. Духовный опыт Китая. М.: Астрель: ACT. 2006. 400 с.
110. Манхейм К. Избранное: Социология культуры / Академия исследований культуры. М.; СПб.: Университетская книга. 2003. 96 с.
111. Марков Б. В. Знаки бытия. СПб.: Наука. 2001. 562 с.
112. Марков Б. В. Понятие повседневности в гносеологии и антропологии // Научная рациональность и структуры повседневности. СПб., 1999. С. 14-15.
113. Марков Б. В. Разум и сердце. История и теория менталитета СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 1993. 215 с.
114. Матвеева С. Я. Модернизация общества и конфликт ценностей // Проблемы Прогнозирования. 1992. № 4. С. 34-43.
115. Материалы по истории кочевых народов в Китае. III-V вв. Выпуск 4-й: Ди и цяны ^Ктё / Перевод с китайского, предисловие и комментарии В. С. Таскина. 39 а. л. Отв. ред. С. В. Дмитриев. М.: Восточная литература; 2012.400 с.
116. Медведева 3. А., ВаеькинаО. Э. Ценность труда в массовом сознании аграрного населения России конца XIX века // Вопросы культурологии. 2011. № 1.С. 37-41.
117. Мигуренко Р. А. Повседневность и решение проблемы сознания // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. №6. С. 117-122.
118. Мигуренко Р. А. Повседневность, здравый смысл и проблема сознания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. №2. С. 114-121.
119. МикешинаЛ. А. Значение идей М.М.Бахтина для современной эпистемологии // Философия науки. Вып. 5. Философия науки в поисках новых путей. М.: ИФ РАН. 1999. 281 с.
120. Микешина Л. А. Неявное знание как феномен сознания и познания // Теория познания. Т. 2. М.: Мысль. 1991. 311 с.
121. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: Российская политическая энциклопедия. 1997. 240 с.
122. Михайлов И. А. Макс Хоркхаймер: Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч. I. 1914-1939 гг. М.: ИФ РАН. 2008. 207 с.
123. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Ред.: П.Л.Бергер, Сэмюэль П. Хантингтон; пер.: В. Сапов, М. М. Лебедева. М.: Аспект Пресс. 2004. 382 с.
124. Могилевич Б. Р. Коммуникационное взаимодействие глобальной и локальной культур // Социология. 2010. № 2. С. 156-161.
125. Молчанов В. И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М.: Модест Колеров и Изд-во «Три квадрата». 2004. 328 с.
126. Москаленко Д. Н. Модернизация ценностей культуры в глобальном информационном пространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 1. С. 121-127.
127. Мосс М. Техники тела // Человек. 1993. № 2. С. 64-79.
186
128. Мчедлов М., Шевченко А. Гаврилов Ю. Вера в Бога - мода или потребность? // Религиозность в современной России. М., 2002. С. 12.
129. Найдыш О. В. «Жизненный мир» и обыденное сознание // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2011. № 1.. С. 55-61.
130. Неретин О. П. Глобализация и информатизация как факторы становления современного культурного пространства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1. С. 26-34.
131. Нечаева Е. С. Биографический метод как способ изучения повседневности // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 71-78.
132. Общество и государство в Китае: 42-я научная конференция. Т. XLII, ч. 1 / Сост. и ред. Блюмхен С. И. ИВ РАН М.: Учреждение академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН). 2012. 396 с.
133. Овсянников В. П. Социокультурные исследования средневолжской провинции: роль традиционных форм в повседневности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 4. № 2 с. С. 330-336.
134. Овчинников В. В. Восток - дело тонкое: Тибет, Китай, Япония... М.: ACT. Астрель. 2011. 1023 с.
135. Орлова Э. А. Методологические основания социокультурного исследования // Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2. С. 385-400.
136. Орлова Э. А. Социокультурная реальность: к определению понятия..// Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2. С. 160-175.
137. Парсонс Т. О социальных системах /Под. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского /Т. Парсонс. М.: Академический проект. 2002. 832 с.
138. Полякова И. П. Специфика исследования повседневности // Вести высших учебных заведений Черноземья. 2010. № 3. С. 90-94.
139. Понарина Н. Н. Глобализация и проблемы культуры // Общество:
187
философия, история, культура. 2012. № 1.С. 11-14.
140. ПонаринаН. Н. Глобализация культуры и распространение неоднородности мировой культуры // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1-2. С. 120-125.
141. Попов С. И. Обыденность в контексте самоопределения философии // Социогуманитарный вестник. 2011. № 2. С. 159-165.
142. Попов С. И. Повседневность в зеркале философской рефлексии // Социогуманитарный вестник. 2012. № 1. С. 159-164.
143. Рабинович В. Л. Человек в культуре: Введение в метафорическую антропологию. М.: Форум. 2008. 336 с.
144. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. №4. С. 14-34.
145. Ракитов А. И. От больного общества к обществу умной модернизации // Науковедческие исследования. 2010. № 2010. С. 4-25.
146. Рещикова И. П. К вопросу о дискурсе повседневности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 3. С. 111-115.
147. Розанов В. В. Опавшие листья. М.: Азбука-классика. 2008. 400 с.
148. Розенберг Н. В. Социокультурные фильтры как механизм функционирования повседневности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 89. № 9. С. 202-206.
149. Розенберг Н. В. Структурирование культуры повседневности: методологические подходы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 50-57.
150. Романовская Т. Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 23-36.
151. Россия и Китай: динамика реформирования и развития. (Сборник статей) / Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю Кепина. СПб.: Астерион. 2005. 158 с.
152. Сайко Е. Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные
характеристики и тенденции // Вестник Томского государственного
188
университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 44-49.
153. Самойлов Н. А. Периодизация истории социокультурного взаимодействия России и Китая: методологические подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. № 1-2. С. 209-214.
154. СеидоваГ. Н. Глобализация: взгляд с позиции шиитского ислама // Вестник Дагестанского научного центра. 2011. № 42. С. 91-96.
155. Сергеев В. М. Взаимодействие цивилизаций и культур в современном мире: старые проблемы, новые вызовы // Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение. МГИМО. 2004. 991 с. С. 436-451.
156. Синецкая Э. А. Китайские реформы и западные ценности // Информационные материалы ИДВ РАН, Серия Е, Вып 2. II Всероссийская конференция «Проблемы новейшей истории Китая» (30 мая 2011 г.). М.: ИДВ РАН. 2011. с. 143-145.
157. Синецкая Э. А. Национальная религиозная традиция как фактор самоидентификации в условиях глобализации // Информационные материалы ИДВ РАН, Серия Г, Вып 17. XVI Всероссийская конференция «Философия восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (24-25 мая 2010 г.). М.: ИДВ РАН, 2011, с. 145-151.
158. Синецкая Э. А. Одна история формирования экологического сознания // Человек и природа в пространстве и времени / Под ред. Кульпина-Губайдулина Э. С. Вып. XXXVI. М.: ИАЦ-Энергия. 2012. с. 242-244.
159. Смирнов А. В.Дискурсивные практики как инструмент исследования повседневности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 2. С. 264-267.
160. Смирнова H. М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 2009. 400 с.
161. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд., переработанное и
189
дополненное. М.: ТОН - Остожье. 1998. 544 с.
162. Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты /Под. ред. В. И. Добренькова. М.: Изд. Международного ун-та Бизнеса и Управления. 1996. 543 с.
163. Социокультурная методология развития российского общества. Заседание № 1. Специфика социокультурных исследований // Рубежи. 1996. № 5.
164. Станкевич Л. П., Полякова И. П. Феномен повседневности: сущность, содержание и целостность // Философия и общество. 2009. № 2. С. 72-81.
165. Стёпин В. С. Оккультизм и магия в современном мире (Беседа. с И. Т. Касавиным) // Магический кристалл. М., 1992.
166. СтиглицДж. Глобализация: тревожные тенденции /Пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. М.: Мысль; Нац. общественно-науч. фонд. 2003. 300 с.
167. Судакова О. Н. Концептуальные идеи исследования бытия культуры повседневности // Московское научное обозрение. 2011. № 11. С. 71-73.
168. Сун Цяна, Чжан Цанцана и Цяо Бяня «Чжунго кэи шо бу» (Китай может сказать «нет»), Пекин: Чжунхуа гуншан ляньхэ чубаньшэ. 1999. 435 с.
169. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Рольф. 2001. 640 с.
170. Тойнби Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991. 736 с.
171. Тощенко Ж. Т. Антиномия — новая характеристика общественного сознания в современной России // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 3-17.
172. Трахтенберг А. Д. Информационная революция в зеркале обыденного сознания: компьютеры и интернет в дискурсе повседневности // Социум и власть. 2009. №4. С. 14-19.
173. Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние г,
современном Китае [Текст] / Фан Нин // Экономические стратегии. 2005.
190
№ 7.С. 8-12.
174. Тубалова И. В. Специфика организации дискурсов повседневности //. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. №"4. С. 41-52.
175.УорнерУ. Живые и мертвые. М.-СПб.: Университетская книга. 2000. 671 с.
176. УрриДж. Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2012. 336 с.
177. Февр JI. Бои за историю. М.: Наука. 1991. 632 с.
178. Федотова В. Г. Истина и правда повседневности // Философская и социологическая мысль. Киев. 1990. № 3-4. С. 3-12.
179. Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука. 1991. 134 с.
180. Феоктистов В. Ф. // Философские трактаты Сюнь-цзы. М.: Наталис. 2005. 432 с.
181. Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С. 413-421.
182. Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М.: Наука. 1989. 257 с.
183. Фирсов Д. Е. Миф в зеркале художественного и поэтического преломления обыденности // Вопросы культурологии. 2011. № 2. С. 100-104. 4
184. Флиер А. Я. Культурогенез. М.: РИК. 1995. 128 с.
185. Франк С. Л. Крушение кумиров // Сочинения. М.: Правда. 1990. 608 с.
186. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха ренессанса. М.: Республика. 1993. 51 1 с.
187. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина. М.: Республика. 1993. 447 с.
188. Храпов С. А. Взаимодействие социальной памяти и общественного
сознания постсоветской России: социально-философский подход // Вестник
191
Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2010. Т. 2. № 7-12. С. 38-44.
189. Черных О. Н. Структурные основания современного пространства повседневности // Вестник Ленинградского государственного университет? им. А. С.Пушкина. 2011. Т. 2. № 1.С. 126-135.
190. Чернышов А. В. Половозрастная структура предпочтений архетипов обыденности в русской культурной традиции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. № 1. С. 75-79.
191. Чжунго дачжаньдюэ (Большая стратегия Китая) / Под ред. Ху Аньгана. Ханчжоу: Чжэцзян жэньминь чубаньшэ. 2003.
192. Чжунго хэпин фачжань даолу цуншу. Чжунго хэпин фачжань чжунды миньцзу цзунцзяо вэньти (Серия о пути мирного развития Китая. Национальные и религиозные проблемы в ходе мирного развития Китая). Ред. Чжэн Бицзянь. Пекин: Чжунгун чжунъян дансяо чубаньшэ. 2006. 226 с.
193. Чжунго юй цюаньцюхуа (Китай и глобализация). Ред. Хуан Пин, Цуй Чжиюань. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ. 2006. 290 с.
194. Шелов-Коведяев Ф. В. Сознание-миф-жизнь // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 28-38.
195. Шень Чжисюн, Ши Иньхун. После Косово: морально-правовые ограничения гуманитарной интервенции. М.: Гардарики. 2002. 408 с.
196. Шкурко Н. С. Российский имперский миф как социокультурный феномен // Вестник Якутского государственного университета. 2009. Т.-6. № 1.С. 127-133.
197. ШюцА. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН. 2004. 1056 с.
198. ШюцА. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение». 2003. 336 с.
199. Шюц А. Социальный мир и теория социального действия // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. М., 1997. № 2. С. 24-43.
200. Щавелёв С. П. «Поступающее мышление»: рассуждение на заданную M. М. Бахтиным тему // M. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Ч. 1. Саранск: Изд-во Саранского ун-та. 1995. С. 135-137.
201. Щавелёв С. П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж. 1994. С. 9-12.
202. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. М., СПб.: Университетская книга. 2001. 382 с.
203. Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М.: Праксис. 2001. 336 с.
204. Юрченко И. В. Феноменолого-герменевтическая методология исследования политической идеологии социального доверия в полиэтничном пространстве // Теория и практика общественного развития. 2010. №4.: С. 144-146.
205. Яковенко И. А. Тенденции развития религиозного сознания в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 1. С. 40-48.
206. Яковлева JI. И. Метод здравого смысла и его социальная миссия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2009. № 3. С. 3-25.
207. Янь Сюэтун. Чжунгоде цзюци: гоцзи хуаньцзин пингу (Подъем Китая: оценка международной среды). Тяньцзин, Тяньцзин жэньминь чубаньшэ.. 1998. С. 234-236.
208. Яньшина М. В. Научные школы: социокультурный подход к анализу // Вопросы культурологии. 2011. № 7. С. 15-19.
209. Brand Gerd. Die Lebenswelt. Eine Philosophie des konkreten Apriori. Berlin: Walter de Gruyter. 1971. 651 S.
210. Elias N. Zum Begriff des Alltags // Materialen zur Soziologie des Alltags. Sonderheft der Koelner Zeitschrift fuer Soziologie und Sozialpsychologie. 1978. S. 22-29.
211. Haller R. Wie vernuenftig ist der Common sense? // Poser (Hg.). S. 179.
212. Hershock P. D. & Ames R. T. C onfucian Cultures of Authority edited with Peter Hershock (Albany: State University of New York Press. 2006. 258 pp.
213. Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transcendentale Phänomenologie. Nijhoff. Hamburg. 1977. 429 p. '
214. Ihde D. Expanding hermeneutics: visualism in science. Northwestern University Press. USA. 1999. 275 p.
215. James W. Princeples of Psychology. N.Y.: Henry Holt & Company. 1890. 405 p.
216. Schutz A., Luckmann Th. Strukturen der Lebenswelt. Neuwied; Darmstadt: Luchterhand. 1975. 331 S.
217. Thum H. P. Der Mensch im Alltag. Grundrisse einer Anthropologie des Alltagslebens. Stuttgart. 1980. 247 p.
218. Toshchenko Zh.T. Time bomb // Philosophical Sciences. 2010. № 8». P. 1516.
219. TurnerS. The Social Theory of Practices: Tradition, Tacit Knowledge, and Presuppositions. Chicago. IL: University of Chicago Press. 1994. 145 pp.
220. Wertsch James V. Voices of the Mind. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Pr., 1991. 181 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.