Социокультурная реальность в семиотической парадигме философии Ж. Бодрийяра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Казарьян, Наталья Александровна

  • Казарьян, Наталья Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 163
Казарьян, Наталья Александровна. Социокультурная реальность в семиотической парадигме философии Ж. Бодрийяра: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2012. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Казарьян, Наталья Александровна

Введение.

1. Общество как знаковая система: синтаксис и прагматика.

1.1. Сущность и границы синтаксического и прагматического аспектов семиотическои парадигмы.1'

1.1.1. Синтаксис и прагматика: проблема взаимосвязи.

1.1.2. «Экономические» концепции развития общества с точки зрения их знаковой составляющей: синтаксический и прагматическии аспекты.

1.1.3. Основные виды знаковых «экономических» концепций.

1.2. Синтаксис знаковой концепции общества Ж. Бодрийяра.

1.2.1. Потребление как синтаксический принцип в концепции развития общества Ж. Бодрийяра.

1.2.2. Потребление как миф современного общества.

2. Семантика общества как знаковой системы.

2.1. Система смыслов как основание структуры общества.

2.1.1. Сущность и основание системы смыслов.

2.1.2. Знак как «универсальная сущность».

2.2. Семантика «Знаковой Вселенной» Ж. Бодрийяра.

2.2.1. «Система объектов» как система смыслов общества.

2.2.2. Симулякр как новый смысл социокультурной реальности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная реальность в семиотической парадигме философии Ж. Бодрийяра»

Общество как предмет философского исследования представляет собой нечто поистине безграничное и неисчерпаемое. Именно поэтому любые концепции сущности или же принципов развития общества заранее обречены на неполноту. Более того, рассматриваемое с различных ракурсов, общество способно трансформировать свою сущность в самые различные явления. И. Пригожин, И. Стенгерс пишут: «Физическое содержание системы не исчерпывается каким-либо одним теоретическим языком, посредством которого можно было бы выразить переменные, способные принимать вполне определенные значения. Различные языки и точки зрения на систему могут оказаться дополнительными. Все они связаны с одной и той же реальностью, но не сводятся к одному-единственному описанию» [101, с. 289].

Общество как историческая формация, общество как цивилизация -безусловно, это абсолютно различные взгляды на один и тот же предмет. И все же они оба имеют право на существование, так как, являясь определенными ракурсами исследования беспредельного объекта-общества, открывают исследователю путь постижения этой беспредельности. Однако если исследователь решит, что это единственный путь, он создаст себе не понятие сущности общества, а всего лишь иллюзию этого понятия.

Одним из многочисленных ракурсов исследования общества (и, безусловно, весьма многообещающим для исследователя) является общество как знаковая система. Исследователь, рассматривающий социокультурную реальность с этой точки зрения, как и с любой другой не должен забывать о том, что это не единственный возможный взгляд на данный предмет. Кроме того, начиная свое исследование, он должен четко определить возможности семиотического подхода к изучению сущности и принципов развития общества. Данное диссертационное исследование преследует собой эту цель. В связи с общепринятым подразделением (сформулированным еще в трудах Ч.С. Пирса) семиотики на синтактику, прагматику и семантику, автор считает необходимым проводить анализ продуктивности «семиотического подхода» («семиотической парадигмы») в его синтактическом, прагматическом и семантическом аспектах.

Материалом исследования послужила знаковая концепция общества Ж. Бодрийяра. Причиной подобного выбора является тот факт, что данному мыслителю принадлежит одна из самых значимых знаковых концепций сущности и принципов развития общества. Жан Бодрийяр относится, безусловно, к виднейшим философам эпохи постмодернизма, хотя именно сама принадлежность его к философии многим кажется весьма спорной. Современники считали его не столько философом, сколько социологом и писателем, критикующим современность. Восприятию его творчества как хоть сколько-нибудь законченной философской системы очень сильно мешало постоянное преобразование его взглядов. Да и сам он в конце своей жизни говорил о «сопротивлении системному», явно тяготея к фрагментарному мышлению, считая его наиболее оптимальным для современной ситуации.

Кроме того, как пишет Д. Кралечкин, что поскольку Бодрийяр неоднократно писал об отсутствии у современных теорий какого бы то ни было референта, то и «его собственная теория (так как она не может уклониться от тотальной системы знаковой симуляции) заведомо ставит себя под сомнение именно в том пункте, в котором она осуществляет свою теоретическую операцию» [14, с. 268-269].

Идеи Бодрийяра повлияли не только на философскую мысль нашего времени. Круг его интересов был достаточно обширен - это и современное 5 общество (названное им вслед за Гэлбрейтом «обществом потребления»), и современное искусство, и сексуальная революция, и ДНК, и клонирование, и многое, многое другое. Хотя такие понятия как «общество потребления», «симулякр», «симуляция», «символический обмен» были придуманы отнюдь не Бодрийяром, именно благодаря нему они обрели настоящую жизнь в постмодернистском философском дискурсе, так как именно он «радикализировал» их в духе этого дискурса.

Актуальность исследования социокультурной реальности под семиотическим углом зрения не подлежит никакому сомнению, так как, по словам американского философа Ч.У. Морриса, человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем, а человеческий разум неотделим от функционирования знаков. В связи с этим, общество как знаковая система может быть чрезвычайно многообещающим предметом философского исследования. Рассматривая современное состояние общества, мы можем отметить, что оно характеризуется, прежде всего, способностью активного продуцирования знаковых систем, в силу чего исследователь, пытающийся проникнуть в сущность этого феномена, не может обойти стороной его знаковую составляющую.

Одной из важнейших проблем, встающих перед нами в данной связи, является проблема определения сущности и границ семиотического подхода к исследованию сущности и принципов развития общества, так как использование любого познавательного инструмента без основательного изучения его возможностей может привести к ложным выводам.

Что же касается бодрийяровской трактовки современной социокультурной реальности, то ее изучение в свете реалий нашего российского общества также представляется весьма актуальным, так как последнее время мы все больше и больше сталкиваемся с феноменом «общества потребления», в буквальном смысле ставшим «знаком» нашей жизни. «Общество изобилия» уже несколько б лет, к сожалению, стало главной целью нашей страны, ее приоритетом. При этом единственной задачей огромного количества россиян стала задача потреблять все больше и больше товаров и благ.

Интенсификация потребления фундируется в окружающем нас социуме -это не только призывы рекламы, существующей во всевозможных видах, как эксплицитно в виде плакатов, телерекламы, слоганов, эмблем на одежде, транспорте и др., но и имплицитно, - в виде «добрых советов» героев любимых сериалов и детективов. Потреблять все больше и больше нас призывает и созданный СМИ «образ россиянина XXI века» - богатого, успешного, «свободного» делать покупки. Итак, «общество потребления» постепенно входит в наше российское сознание. И поэтому, необходимым является как его исследование, так и его критика. И в этом нам могут помочь изучение и анализ философского наследия Бодрийяра.

Кроме того, с точки зрения актуальности данного исследования нельзя не признать тот факт, что творчество Бодрийяра отражено в отечественной литературе весьма поверхностно. Особенно это касается его семиологического аспекта логики знаковой репрезентации общества потребления, который исследователи, как правило, упускают из виду. Кроме того, весьма актуальным является анализ тенденции превращения знаковых концепций сущности и принципов развития общества (в частности, концепции Бодрийяра) в идеологию, «навязывающую» нам определенный сценарий истории. В связи с этим крайне необходим обстоятельный анализ разработанного Бодрийяром семиотического подхода к исследованию сущности и принципов развития общества, который имеет как свои позитивные моменты, так и границы применения.

Ключевыми понятиями в данном исследовании выступают «общество», «социокультурная реальность», «парадигма», «семиотический подход».

Понятия «общество» и «социокультурная реальность» в рамках данной работы используются в качестве синонимов. Хотя автор и сознает, что каждое из этих понятий имеет свою специфику, однако, в чисто инструментальных целях (во избежание повторов в тексте) он считает возможным употреблять их как равноценные.

Под «обществом» («социокультурной реальностью») на протяжении всего исследования подразумевается «целостная система связей и отношений, возникающих в среде людей в результате их культурной деятельности».

Понятие «парадигмы» подразумевает, согласно Т. Куну, который впервые ввел это понятие в научный оборот «одно или несколько прошлых научных достижений., которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности» [62, с. 30]. Данное понятие, безусловно, предполагает распространенность его действия на достаточно широкий круг ученых, именуемый «научным сообществом» и обладает чертами фундаментальности.

Понятие же «подход» (в данном случае «семиотический подход»), подразумевает совокупность методов, объединенных общей направленностью. В данном исследовании также используются оба этих понятия в качестве заменяющих друг друга синонимов (разумеется, также чисто в инструментальных целях).

Степень научной разработанности данной проблемы в отечественной литературе в настоящее время является недостаточной. Однако все же в некоторых ее аспектах исследователь может опереться на уже существующие исследования. Например, мы имеем достаточно обширный корпус трудов по проблемам общей семиотики, куда входят как труды основателя этой науки Ч.С. Пирса [94, 95], (а также «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра [110], без которого невозможно представить себе современную семиотику), так и работы многих других видных отечественных и зарубежных семиотиков, в частности, Р. Барта [5, 6, 7], А.Ж. Греймаса [34], В.Т. Домбровского [44], М. Ильина [52], Р. Карнапа [135], К. Леви-Строса [65, 66], Ю. Лотмана [70], Д. Льюиза [72], К.И. Льюиса [73], Ч.У. Морриса [83, 84], Е. Пельца [91], Ж. Пиаже [32], Г. Почепцова [97, 98, 99],Ю. Степанова [113, 114], У. Эко [125, 126], Р. Якобсона [128] и др.

Кроме того, существуют исследования, посвященные конкретно семиотике общества. Среди этих исследований мы можем отметить (не считая трудов Ж. Бодрийяра) работы М. Ильина [52] и Г. Почепцова [97, 98, 99].

Однако, при этом, степень разработанности семиотического аспекта «общества потребления» у Бодрийяра, к сожалению, в отечественной литературе является недостаточной. Причина этого в том, что и самого Бодрийяра стали переводить и издавать в нашей стране сравнительно недавно (в 90-е годы).

Тем не менее, по этой теме существует ряд статей, в основном написанных в последнее время (причем некоторые статьи, такие как «Постмодернисткий космос Жана Бодрийяра» М. Ваннаха и «Философский путь Жана Бодрийяра: между эстетическим и эпистемическим» А. Желновой, были написаны как реакция на смерть философа 7 марта 2007 г.). Кроме того, за последние два-три года появились диссертационные исследования М. Емельяновой («Семиотика искусства в зеркале французского постструктурализма: Барт и Бодрийяр»), О. Печенкиной («Этика симулякров Жана Бодрийяра (анализ постмодернистической рецепции этического)»), Ю. Папушиной («Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра»), а также учебное пособие для студентов философских факультетов В.Г Косыхина «Культурологическая концепция Жана Бодрийяра». Значительным вкладом в отечественное исследование философского наследия Бодрийяра является монография А. Дьякова «Ж. Бодрийяр: стратегии радикального мышления».

Среди исследователей философского творчества Бодрийяра можно отметить Ж. Брикмона, А. Сокала [22], С. Зенкина [18, 19], Д. Кралечкина [14], Е. Самарскую [15].

Нельзя не отметить обстоятельные статьи о Бодрийяре Д. Галкина, В.Фурса, А. Грицанова, О. Грицанова, М. Можейко, В. Можейко из энциклопедии «Постмодернизм» [96].

Кроме того, ряд статей (в основном об эстетике Бодрийяра) можно найти в различного рода учебных пособиях и монографиях по философии, культурологи или эстетике. Среди авторов подобного рода статей можно выделить А. Костину [58], Н. Маньковскую [77], В. Торосяна [115].

В качестве основных источников исследования выступают следующие произведения Ж. Бодрийяра, изданные на русском языке:

Система вещей» (1968 г.), «Общество потребления» (1970 г.), «К критике политической экономии знака» (1972 г.), «Символический обмен и смерть» (1976 г.), «В тени молчаливого большинства или конец социального» (1978 г.), «Соблазн» (1979 г.), «Америка» (1986), «Прозрачность зла» (1990 г.), «В тени тысячелетия или приостановка года 2000» (1998 г.), «Пароли» (2000 г.), «От фрагмента к фрагменту» (2001 г.).

Кроме того, источниками исследования также послужили статьи Ж.Бодрийяра «Войны в заливе не было», «Дух терроризма», «Злой демон образов», «Под маской войны» и его интервью, данное журналу «Эксперт» в 2002 г. «Меланхолический Ницше».

Спецификой анализа источников, созданных Бодрийяром, является тот факт, что он преднамеренно производился вне учета исторических и временных рамок написания того или иного текста и также без всяких поправок на эволюцию взглядов философа, несмотря на то, что она была достаточно значительной. Это связано с тем, что цель исследования преследует усмотрение базовых константных идей мыслителя, которые позволяют сконструировать единство его социокультурных взглядов.

Объектом исследования в данной работе является социокультурная реальность, выраженная посредством философской концепции Ж. Бодрийяра.

Предметом данного исследования выступает семиотическая парадигма Ж. Бодрийяра в ее применении к исследованию социокультурной реальности.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы - проанализировать продуктивность разработанной Ж. Бодрийяром «семиотической парадигмы» в исследовании общества.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

- на материале семиотики Ж. Бодрийяра исследовать общество как знаковую систему в синтаксическом и прагматическом аспектах; выявить сущность и границы синтаксического и прагматического аспектов семиотической парадигмы;

- для определения сущности и границ данных аспектов семиотической парадигмы рассмотреть «экономические» концепции развития общества с точки зрения их знаковой составляющей в синтаксическом и прагматическом аспектах; эксплицировать основные виды знаковых «экономических» концепций;

- в рамках синтаксиса знаковой концепции общества Ж. Бодрийяра проанализировать потребление как синтаксический принцип в концепции развития общества Ж. Бодрийяра; выявить сущность потребления как мифа современного общества в концепции данного мыслителя;

- рассмотреть семантику общества как знаковой системы; для экспликации системы смыслов как основания структуры общества исследовать сущность и основание системы смыслов; выявить природу знака как «универсальной сущности»;

- с целью проведения анализа семантики «Знаковой Вселенной» Ж. Бодрийяра, рассмотреть «систему объектов» как систему смыслов общества; исследовать симулякр как новый смысл социокультурной реальности в рамках философии данного мыслителя.

Методология исследования. Методология исследования опиралась на специфику изучаемого предмета, а также на работы М. Ваннаха, A.M. Желновой, O.A. Печенкиной, Ю.О. Папушиной и других исследователей семиотических оснований философии Ж. Бодрийяра.

Специфика данного исследования не позволяет ограничиться только перечислением методов, используемых в ходе работы, но требует их содержательного раскрытия. В связи с тем, что данная работа является реконструкцией взглядов философа, одной из методологических оснований ее стал герменевтический метод реконструкции.

Так как в основе философской герменевтики лежит признание плюральное™ интерпретации, то при этом истолкованию подлежит не только то, что хотел сказать автор, но и то, что он подразумевал в этом тексте. Этот метод оказался незаменим при работе с первоисточниками, так как специфика текстов Ж. Бодрийяра, его парадоксальный стиль изложения, потерпевший значительные перемены на протяжении всей его жизни, потребовали применение герменевтического метода научной реконструкции для создания единства понимания смысла.

Достижение цели и успешное решение поставленных задач предполагает применение, кроме герменевтического метода реконструкции, еще и сравнительно-исторического метода, а также аналитико-синтетического метода. Сравнительно-исторический и аналитико-синтетический методы применялись в данном исследовании в рамках аналогий и параллелей, позволяющих произвести сравнительный анализ взглядов Ж. Бодрийяра с взглядами тех мыслителей, которые так или иначе оказали влияние на его творчество, а также выявить генезис его идей.

Кроме того, необходимо заметить, что применение всех этих методов имеет синтетический характер, так как все они представляют единый комплексный подход, позволяющий выявить логические связи в философии Бодрийяра, единство ее основополагающих концептов с целью усмотрения качественной определенности его творчества.

Научная новизна исследования состоит в расширении знаний относительно продуктивности синтаксического, прагматического и семантического аспектов семиотического подхода Ж.Бодрийяра к изучению сущности и принципов развития общества. В ходе данного исследования автором была проведена оригинальная классификация «экономических» концепций развития общества с точки зрения их синтактики, проанализирован синтаксический момент концепции «общества потребления» Ж. Бодрийяра, а также прослежена тенденция превращения синтаксического и прагматического аспектов семиотической парадигмы исследования общества в идеологию.

В процессе рассмотрения специфики семантического аспекта семиотической парадигмы впервые была проанализирована специфика данного аспекта, рассмотрена способность знака принимать статус Универсальной

Сущности. Семиологический аспект теории социокультурной реальности Ж.

Бодрийяра еще не достаточно полно изучен современными исследователями, данное же исследование позволяет более подробно рассмотреть данный аспект,

13 так как он может быть очень эффективным при изучении подобного рода феноменов.

И наконец, в настоящем исследовании была предпринята попытка по-новому реконструировать бодрийяровскую знаковую модель «новой вселенной», рассредоточенную им в различных его работах. Таким образом, настоящее исследование могло бы способствовать прояснению степени продуктивности бодрийяровской семиотической парадигмы в ее применении к исследованию сущности и принципов развития общества.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в установлении границ применения различных аспектов семиотического подхода к изучению сущности и принципов развития общества, а также в углублении знания о семиотическом аспекте интерпретации социокультурной реальности, представленном Бодрийяром в его ранних работах. Хотя и являясь всего лишь реконструкцией семиотического творчества этого философа, тем не менее, исследование раскрывает некоторые особенности постмодернистского философского дискурса: статус субъекта в современном мире, специфику феномена мышления. Кроме того, исследование выявляет этические, эстетические принципы постмодернизма, а также его мировоззренческие установки.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования открывают пути разработки моделей знаковых систем социокультурной реальности с учетом установленных в данном исследовании границ применения различных аспектов семиотического подхода к исследованию сущности и принципов развития общества, а также моделей функционирования семиотического дискурса Ж. Бодрийяра в контексте исследования современного общества. Данное исследование может способствовать более глубокому и полному пониманию, как текстов автора, так и философии постмодернизма в целом.

Выявление особенностей философских идей Ж. Бодрийяра и их взаимодействие со спецификой современного общества может быть использовано при рассмотрении истории философии, истории формирования европейской социально-философской мысли от ее истоков до наших дней и в исследовании социально-философской и философской мысли ряда других авторов. Результаты проведенной работы могут быть использованы в изучении и преподавании курсов семиотики, истории философии, социальной философии, онтологии и теории познания.

В данном диссертационном исследовании выделяются следующие положения, выносимые на защиту:

- разработанный Бодрийяром семиотический подход к исследованию сущности и принципов развития общества является целостным концептуальным образованием;

- центральное положение в «Знаковой Вселенной» Ж. Бодрийяра занимает симулякр - новый смысл социокультурной реальности, адекватный «обществу потребления»;

- названный подход обладает теоретической и методологической продуктивностью в изучении социокультурной реальности, особенно при изучении процессов, не поддающихся успешному исследованию средствами традиционной методологии;

- предлагаемая Ж. Бодрийяром методология не обладает универсальным характером. Будучи расширенной за пределы своей реальной действительности, философская концепция мыслителя превращается в идеологию, тяготеющую к «навязыванию» определенного сценария истории.

Апробация работы. Работа обсуждалась на кафедре философии и политологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Ее основные положения были изложены в статьях и выступлениях на

15 конференциях «Музыкальное искусство и наука в современном мире» (Астрахань, 2006), «Культура XVIII века и современность» (Нью-Йорк -Краснодар, 2009), «Размышляя о современном» (Нью-Йорк - Краснодар, 2009), «Дух левизны в социальном становлении человечества» (Нью-Йорк -Краснодар, 2012).

Структура работы. Исследование состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и из списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Казарьян, Наталья Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая синтаксический, прагматический и семантический аспекты семиотической парадигмы, примененной к исследованию общества, мы установили, что причиной затруднительности ограничения любой концепции сущности и принципов изменения общества «синтаксическим» его обоснованием является невозможность унификации данного предмета с помощью одной знаковой системы. Но так же как невозможно свести исследование общества только к рассмотрению его синтаксиса, невозможно ограничиться и прагматическим аспектом семиозиса знаковой системы-общества, в силу зависимости его от той или иной установки, существующей у интерпретатора. В силу этой установки данный интерпретатор, так или иначе, влияет на функционирование знаковой системы. При этом он «вписан» в данную систему, а не «создает» ее каждый раз заново, косвенно являясь по этой причине частью синтаксиса этой системы.

Одними из первых концепций развития общества, рассматривающих его как систему знаков, изменяющуюся в силу собственной логики, являются так называемые «экономические концепции», которые, во-первых, представляют экономическую составляющую общества как фактор, имеющий наибольшее влияние на его специфику, а во-вторых, описывают данный фактор в терминах, взаимосвязанных друг с другом. Этими терминами являются термины «товар», «стоимость», «власть», «труд» и т. п. Они обретают свой смысл только в рамках системы и, поэтому, являются системой знаков. Мыслитель, строящий свои рассуждения, отталкиваясь от характера связей между терминами-знаками экономической» знаковой системы, а также формулирующий правила, по которым эти связи изменяются, исследует общество с синтаксической точки зрения. Прагматический аспект точки зрения данного мыслителя коренится в самом факте выбора экономической составляющей общественного бытия как фактора, имеющего наибольшее влияние на его специфику. «Экономические» концепции развития общества, мы можем условно разделить их на две разновидности. Концепции первой из них также условно мы можем определить как «замкнутые», второй - как открытые, «незамкнутые». «Замкнутые» концепции претендуют на полный охват истории человечества от древнейших времен. Их структура представляет собой ограниченное количество основополагающих терминов, связи между которыми определяют сущность данного состояния системы. Подобные концепции прогностируют завершение самой истории, так как основаны на логическом принципе, имеющем как свое начало, так и свой конец. Особенностью концепций «замкнутого» типа, основанных на имманентно-логическом развитии базового принципа, является тот факт, что данный принцип сам по себе не может объяснить причины перехода от одного состояния общества к другому. Поэтому в любой концепции подобного рода неизбежно возникает чуждый ей элемент иррационального, непознаваемого, случайного. Наличие данного момента в подобной концепции приводит интерпретатора к необходимости оценки реальности и выбора дальнейшего сценария развития системы. «Незамкнутые», открытые концепции развития общества представляют собой описание «луча» истории человечества, который берет свое начало в конкретно-историческом времени. Данные концепции «устремлены в будущее», прогнозируя его как нескончаемое развитие базового принципа концепции. Вечное самопродуцирование такого рода, в сущности, также является остановкой развития системы. Подобные концепции не дают даже попытки целостного анализа исторического процесса в его перспективе. Между концепциями

146 открытого и завершенного типа существует общий момент, обусловленный временной спецификой человеческой истории. Действительно, «завершенность» системы есть ее смерть, причем имеющая место быть как в форме исчезновения, так и в форме бесконечного продуцирования самой себя. Есть еще одна важная составляющая любой концепции сущности и принципов развития общества - уверенность ее автора в именно таком варианте развития дальнейшей истории человечества, который он прогнозирует. Производная этой уверенности - идеология, которая появляется на свет благодаря данной концепции, и которая стремится направить ход развития истории по собственному сценарию.

В основании концепции «общества потребления» Ж. Бодрийяра, на примере которой проанализированы возможности синтаксического и прагматического аспектов семиотической парадигмы лежит системообразующий экономический фактор развития общества, поэтому синтаксический аспект семиотического подхода представлен в ней достаточно широко. Данную концепцию следует причислить к концепциям «незамкнутого» типа. Согласно Бодрийяру, наиболее определяющим признаком современного общества является феномен потребления. Термин «потребление» вписывается у него в «экономическую» систему терминов («труд», «капитал», «власть» и др.). «Потребление» превращается в «логический принцип», движущий общество по спирали. Главной особенностью этого «движения» является отсутствие цели как вектора движения. Однако такое «движение» есть иллюзия, видимость движения, или же, по сути - его отсутствие. При этом вся система в целом подвергается мифологизации, приобретая зловещие черты «кода», который властвует над субъектом, навязывая ему свой сценарий истории.

Синтактика рассматривает процессы изменения как происходящие внутри самой структуры. Поскольку данная структура является результатом определенной установки интерпретатора, то, в силу этого, в любом случае она отражает лишь отдельный ракурс сущности предмета. Семантика же изучает те смыслы, трансформация которых, в конце концов, и приводит к данным изменениям. В рамках данного аспекта, исследователь, претендующий на объяснение специфики развития общества, рассматривает изменение всей системы смыслов, лежащей в основании данного общества (или его части).

Базируясь на данных смыслах, согласно семантическому аспекту семиотической парадигмы, и функционирует любое общество. При замене одних смыслов на другие оно также видоизменяется. Исследователь, использующий семантический аспект семиотического подхода, сталкивается с проблемой основания системы смыслов своего предмета. Факторы, объединяющие смыслы знаков в систему для прояснения причин, побуждающих то или иное общество развиваться в том или ином направлении, сами по себе могут и не быть достаточно ценными. Но исследование общества не ограничивается только лишь попытками прогноза дальнейшего его развития. Специфической особенностью научного (и особенно философского) знания является его стремление к пониманию сущности предмета. И в решении этой задачи применение семиотического подхода может быть очень продуктивным. Семантический аспект семиотического подхода к исследованию общества сначала приводит нас к необходимости исследования знака как смысла, а затем - знака как сущности. Знак, рассмотренный с точки зрения семантического аспекта семиотического подхода, с одной стороны, соединяя субъекта с объектом и позволяя первому познать последнего, с другой стороны, затемняет и упрощает их сущность (как субъекта, так и объекта). Причиной тому является претензия знака быть универсальной сущностью, несмотря на то, что он, в конечном итоге, не способен передать всю полноту конкретики предмета. Однако ситуация такова, что в процессе познания мира данное слово-знак все же заменяет собой предмет, причем не оставляя субъекту в этом никакой альтернативы. Бытие вещей и бытие знаков, переплетаясь друг с другом, образуют сложный, живой организм. Все части

148 этого организма объединены в единое целое взаимозависимыми связями. Новые вещи порождают новые знаки, необходимые для их бытия в человеческом обществе. Исследователю, который берется делать какие-нибудь достоверные выводы относительно этой совокупности, приходится сталкиваться с проблемой следующего рода - сущность, буквально «пронизанную» знаковыми системами, ему приходиться изучить с помощью тех же знаковых систем. Это порождает круг, так как все законы, согласно которым существуют знаковые системы, «просвечиваются» как в «изучаемой», так и в «изучающей» сущности. Исследование природы знаков и знаковых систем без учета этого неизбежно приведет нас к гипостазированию знака и приданию ему несвойственного статуса Единственного Бытия. Этот факт весьма ограничивает «поле действия» семиотического подхода к исследованию социокультурной реальности, оставляя ему чисто инструментальную роль в процессе познания мира и отказывая в способности постижения его (мира) сущности.

Система смыслов, которая лежит в основании семиотики Бодрийяра - это, прежде всего система смыслов современного ему общества. И «открывается» эта система смысла в результате истории отношений между субъектом и объектом (предметом). В такой ситуации объект является знаком или же, вернее, структурным элементом этого языка. Согласно Бодрийяру, вещи (объекты) вырвались на свободу и стали сами задавать человеку свой «дискурсивный ритм». Феномен подобной власти вещей над человеком, «мести объекта», в рамках концепции этого мыслителя определяет сущность современного ему общества потребления. Анализируя специфику этого общества, Бодрийяр решает извечную проблему взаимных отношений субъекта и объекта «в пользу объекта». Он склоняется к «почти манихейской гипотезе»: в новой вселенной происходит не освоение предметного мира субъектом, а состязание субъекта и объекта, состязание, «выросшее» из познавательной деятельности субъекта. Объект в этом состязании больше не является пассивным, покорным познавательным амбициям субъекта. Говоря о «мести объекта» и о неизбежности «механизма функционирования системы», Бодрийяр мифологизирует отношения субъекта и объекта. Причем объект также приобретает у него деятельностные черты - по сути дела, черты субъекта.

Таким образом, «власть объекта» над субъектом оказывается иллюзией, созданной творческой волей последнего. Кроме того, феномен власти объекта над субъектом оказывается такой же иллюзией, как и феномен власти человека над вещами, так как взаимоотношения объекта и субъекта лишены свободы, и их причина кроется в уже упомянутом выше механизме функционирования системы. Таким образом, и субъект, и объект являются всего лишь элементами этой системы, которая является единственно действующим лицом в иллюзорной игре субъекта и объекта. Постольку поскольку данная система уже не производит, а воспроизводит саму себя, то в ней все блага, знание, техника, культура, люди с их отношениями и стремлениями с самого начала также воспроизводятся как элемент этой системы. Таким образом, знаки/отрываясь от своей референции, начинают свою игру, переставая быть вещами (объектами) и становясь симулякрами. На этом процесс истории, согласно Бодрийяру завершается, и дальнейшее развитие является, как и в любой другой концепции незамкнутого» типа разновидностью «дурной бесконечности». Данный вывод неизбежен, так как знаковая концепция Бодрийяра, в сущности, основана на линейном» логическом принципе - последовательной и постепенной утрате системы объектов» своих смыслов, и, в силу этого, рассматривает социокультурную реальность несвойственным семиотическому подходу образом. Действительно, рассмотрение общества как системы знаков предполагает «синхронный», статичный взгляд на вещи. В рамках же концепции Бодрийяра знаковые системы мутируют за счет причины, заложенной имплицитно уже в них самих. Именно поэтому эта концепция способна описать историю как связный и полностью определенный причинно

150 следственной связью дискурс. Однако данная концепция все-таки не способна преодолеть ограниченность семиотического подхода, проявляющего свои сильные стороны только лишь там, где уместен «синхронный» взгляд на предмет, и слабые - там, где речь идет о причинах изменения (развития). Данные причины продолжают оставаться за гранью семиотической парадигмы в любом из ее аспектов - синтаксическом, прагматическом или даже семантическом.

Таким образом, мы приходим к выводу, что разработанная Бодрийяром семиотическая парадигма в ее применении к исследованию социокультурной реальности имеет как свои позитивные моменты, так и существенные ограничения, самые важные из которых - невозможность объяснить с ее помощью причины изменения общества и вытекающая из этого факта тенденция превращения любой концепции истории общества, основанной на данной парадигме в идеологию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Казарьян, Наталья Александровна, 2012 год

1. Автономова, Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: (критический очерк концепций французского структурализма) Текст. / А.Д. Автономова. М.: «Наука», 1977. - 271 с.

2. Агеев, В.Н. Семиотика Текст. / В.Н. Агеев. М.: «Весь мир», 2002. - 254 с.

3. Анкин Д.В. Семиотика философии: Философско-методологические аспекты. Текст.: автореф. дис. . д-ра филос. наук: 090001 / Анкин Дмитрий Владимирович -Екатеринбург, 2004. 46 с.

4. Антонов В.И Семиотика культуры: Сб. науч. ст. Текст. / В.И. Антонов. -Улан-Удэ Изд-во ВСГТУ, 2001. 193 с.

5. Барт, Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика. Текст. / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-615 с.

6. Барт, Р. Империя знаков. Текст. / Р. Барт. М.: Праксис, 2004. - 142 с.

7. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. Текст. / Р. Барт -М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 511 с.

8. Батай, Ж. Внутренний опыт. Текст. / Ж. Батай. СПб.: АХЮМА/МИФРИЛ, 1997.-336 с.

9. Бодрийяр, Ж. Америка. Текст. /Ж. Бодрийяр. СПб: АХЮМА/МИФРИЛ, 2000. - 286 с.

10. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Текст. / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 98 с.

11. Бодрийяр, Ж. Войны в заливе не было Текст. / Ж. Бодрийяр // Художественный журнал. 1994. - № 3. - С. 67-72.152

12. Бодрийяр, Ж. Дух терроризма Электронный ресурс. / Ж. Бодрийяр. -Электрон. дан. // Ье Мопс! - режим доступа: http://www.inosmi.ru/translation/142061.html - Загл. с экрана.

13. Бодрийяр, Ж. Злой демон образов Текст. / Ж. Бодрийяр // Искусство кино. 1992. - № 10. - С. 91-96.

14. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знаков. Текст. /Ж. Бодрийяр М.: Библион; Русская книга, 2004. - 304 с.

15. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

16. Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту Текст. / Ж. Бодрийяр. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 200 с.

17. Бодрийяр, Ж. Прозрачность Зла. Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет,2000.-258 с.

18. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. Текст. / Ж. Бодрийяр. -М.: «Добросвет», 2000. 387 с.

19. Бодрийяр, Ж. Система вещей. Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: «Руломино»,2001.-223 с.

20. Бодрийяр, Ж. Соблазн. Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: АВ МАЯОГЫЕМ, 2000.-318 с.

21. Бразговская, Е.Е. Языки и коды. Введение в семиотику культуры. Текст. / Е.Е Бразговская. Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, 2008. -209 с.

22. Брикмон, Ж., Сокал, А. Ж. Бодрийяр Текст. / Ж. Брикмон // Ье Мопс! -1984. С. 94-98.

23. Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Текст. / В.Г. Буданов. М.: Издательство ЛЕСИ, 2008. - 232 с.

24. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства. Текст. / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990.-413 с.

25. Ваннах, M. Постмодернистский космос Жана Бодрийяра Текст. / М. Ваннах // Компьютерра. 2007. - № 12. - С. 36-39.

26. Вебер, М. Аграрная история Древнего мира. Текст. / М. Вебер. М.: Канон-пресс-Ц, 2001. - 558 с.

27. Вебер, М. Избранные произведения. Текст. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.-804 с.

28. Всемирния энциклопедия: философия XX век Текст. / Главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. Минск: ACT; Минск: Харвест, 2002. - 976 с.

29. Вышеславцев, Б.П. Кризис индустриальной системы. Избранные сочинения. Текст. / Б.П. Вышеславцев. М.: Астрель, 2006. 1037 с.

30. Гаврилова, Т.И. Семиотика. Текст. / Т.И. Гаврилова Курск: Курский гос. технический ун-т, 2010. - 245 с.

31. Гадамер Х- Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. Текст. X.- Г. Гадамер М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

32. Гайденко, П.П. История и рациональность. Социол. М. Вебера и веберов. Ренессанс. Текст. / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. М.: Политиздат, 1991. -366 с.

33. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. Текст. / Г.В.Ф. Гегель. Санкт-Петербург: «Наука», 2006. - 443 с.

34. Греймас, А.-Ю. Семиотика. Избр. тр. Текст. / А.-Ю. Греймас, Р. Павиленис Вильнюс: Минтис, 1989. - 393 с.

35. Гринев, C.B. Основы семиотики. Текст. / C.B. Гринев М., 2000. - 45 с.

36. Грицанов, A.A. Новейший философский словарь. Текст. / A.A. Грицанов Минск: Изд. В.М. Скакун, 1999. - 877 с.

37. Гриценко, В.П. Социосемиотика. Текст. / В.П. Гриценко Екатеринбург: Институт международных связей, 2006. - 244 с.

38. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество. Текст. / Дж. Гэлбрейт. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 602 с.

39. Декомб, В. Современная французская философия. Текст. / В. Декомб. -М.: Весь мир, 2000. 344 с.

40. Делез, Ж. Логика смысла. Текст. Ж. Делез. / М.: Academia, 1995. - 298 с.

41. Делез, Ж. Платон и симулякр Текст. / Ж. Делез // Новое литературное обозрение. 1995. - № 11. - С. 67-83.

42. Делез, Ж. Различие и повторение. Текст. / Ж. Делез. СПб.: Петрополис, 1998.-384 с.

43. Демченко, В.И. Метафора и симулякр как средства конструирования культурной реальности современного общества Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук:090013 / Демченко Владимир Иванович Ставрополь, 2009. - 22 с.

44. Домбровский, В.Т. Абстрактная семиотика. Текст. / В.Т. Домбровский-Львов: ИППММ, 1988. 65 с.

45. Дьяков, A.B. Жан Бодрийяр: стратегии радикального мышления. Текст. / A.B. Дьяков. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. - 354 с.

46. Емельянова, М.А. Семиотика искусства в зеркале французского постструктурализма: Барт и Бодрийяр Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук: 090013 / Емельянова Марина Александровна Белгород, 2009, - 20 с.

47. Желнова, A.M. Философский путь Жана Бодрийяра: между эстетическим и эпистемическим Текст. / A.M. Желнова // Вопросы философии. 2007. -№ 10. - С.151-158.

48. Запесоцкий, A.C. Трансформация культуры: производство смыслов и управление информационными потоками Текст. / A.C. Запесоцкий // Вопросы философии. 2011. - № 5. - С. 166-172.

49. Зарубина, Т.А. Философский дискурс французского постмодерна: модель нелинейной онтологии: монография. Текст. / Т.А. Зарубина. -Екатеринбург: Полиграф-Мастер, 2006. 135 с.

50. Зыбайлов, J1.K. Постмодернизм. Текст. / Л.К. Зыбайлов, В.А. Шапинский М.: Прометей, 1993. - 103 с.

51. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Текст. / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1996. - 253 с.

52. Ильин, М. Полития Текст. / М. Ильин // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-С. 613-625

53. Каз, М.С. Знак и значение в моделях трудовой деятельности: от истории вещей к истории идей Текст. / М. С. Каз // Вопросы философии. 2011. - № 4. - С.41-53.

54. Канке, В.А. Семиотическая философия. Текст. / В.А. Канке. Обнинск: ИАТЭ, 1997.-95 с.

55. Ким, В.В. Семиотика и научное познание: философско-методологический анализ. Текст. / В.В. Ким. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008.-411 с.

56. Князева, E.H. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным Текст. / E.H. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 10-18.

57. Колкутина, В.П. Постиндустриальное общество как социокультурная реальность: аксиологический анализ Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук: 090013 / Колкутина Вера Павловна Пермь, 2006. - 23 с.

58. Костина, A.B. Культура как «симуляционная реальность»: концепция Ж.Бодрийяра. Текст. / A.B. Костина. М.: ACT, 2006. - С. 223-227.

59. Косыхин, В.Г. Культурологическая концепция Жана Бодрийяра. Текст. / В.Г. Косыхин. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2004. - 32 с.

60. Коэн, М. Введение в логику и научный метод. Текст. / М. Коэн, Э. Нагель Челябинск: Социум, 2010. - 655 с.

61. Кузнецов, С. За пределы Иметь и Казаться: от Исидора Изу до Молкома

62. Макларена: ситуационизм, панк и др. «контркультуры» и движения 19591562000 гг. Текст] / С.Кузнецов // Новое литературное обозрение. 2003. - № 6.-С. 191-215.

63. Кун, Т. Структура научных революций. Текст. / Т. Кун. М.: ЗАО НЛП «Ермак», 2003. - 365 с.

64. Кутырев, В.А. Философия постмодернизма. Текст. / В.А. Кутырев. -Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. Службы, 2006. 93 с.

65. Лебедев, И.А. Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук: 240001 / Лебедев Игорь Александрович СПб, 2006. - 23 с.

66. Леви-Стросс, К. печальные тропики. Текст. / К. Леви-Стросс. Львов: Инициатива; М.: ACT, 1999. - 576 с.

67. Леви-Сросс, К. Структурная антропология. Текст. / К. Леви-Стросс. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с.

68. Лесова, М.Б. Социальное познание и постмодернизм Текст.: автореф. дис. . канд. философ, наук: 090011 / Лесова Мария Борисовна М.: МГУ, 2001.-26 с.

69. Лобас, В.Ф. Семиотические предпосылки эффективности управления. Текст. / В.Ф. Лобас. Киев: Вища школа, 1980. - 232 с.

70. Лобастов, Г.В. Язык: смысл и генезис. Текст. / Г.В. Лобастов // Вопросы философии. 2011. - № 5 - С. 52-63.

71. Лотман, Ю.М. Семиосфера. Текст. / Ю.М. Лотман. СПб: «Искусство -СПб», 2004. - 704 с.

72. Лучинская, E.H. Постмодернистский дискурс: семиологический и лингвокультурологический аспекты интерпретации. Текст. / E.H. Лучинская. Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2002. - 194 с.

73. Льюиз, Д. Общая семантика Текст. / Д. Льюиз // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 271-304

74. Льюис, К.И. Модусы значения Текст. / К.И. Льюис // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 227-242

75. Малинецкий, Г.Г. Нелинейная динамика и хаос: Основные понятия. Изд. 2-е. Текст. / Г.Г. Малинецкий, А.Б. Потапов М.: КомКнига, 2009. - 240 с.

76. Малишевская, H.A. Перфомативная практика пост-модерна в концепциях Ги Дебора и Ж. Бодрийяра Текст. / H.A. Малишевская // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 2007. - № 3. - С.16-19.

77. Малышев, В.Б. Семиотика. Текст. / В.Б. Малышев. Самара: Самарский гос. технический ун-т, 2006. - 105 с.

78. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма. Текст. / Н.Б. Маньковская.- СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

79. Маркс, К. К критике политической экономии Текст. // Маркс, К. Сочинения: в 39 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 13. 2-е изд. - М.: Государственное издательство политической литературы. - 1959. - С. 72156.

80. Маркс, К. Манифест коммунистической партии. Текст. / К. Маркс. М.: Политиздат, 1989. - 62, 1. с.

81. Маркс, К. Экономико-философские рукописи 1844 года. Текст. К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1956. - 342с.

82. Мартин, Б. Словарь семиотики. Текст. / Б. Мартин, Ф. Рингхэм М.: URSS, 2009. - 253 с.

83. Мечковская, Н.Б. Семиотика: язык. Природа. Культура. Текст. / Н.Б. Мечковская Москва: Академия, 2008. - 426 с.

84. Моррис, Ч.У. Из книги «Значение и означивание»: Знаки и действия Текст. / Ч.У. Моррис // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -С. 129-144

85. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков Текст. / Ч.У. Моррис // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 45-98

86. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Текст. / М. Мосс. М.: Изд. фирма "Вост. лит.", 1996. - 359 с.

87. Назарчук, A.B. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века Текст. / A.B. Назарчук // Вопросы философии. 2011. - № 5. - С.157-165.

88. Назарчук, A.B. Осмысление коммуникации в современной французской философии Текст. / A.B. Назарчук // Вопросы философии. 2009. - № 8. -С.147-163.

89. Нуреев, P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики Текст. / P.M. Нуреев М.: ИНФРА, 2001. - 239 с.

90. Папушина, Ю. О. Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра Текст.: автореф. дис. .канд. социол. Наук: 220001 / Папушина Юлия Олеговна М., 2009, - 29 с.

91. Пассмор, Д. Современные философы. Текст. / Д. Пассмор. М.: Идея-Пресс, 2002.- 192 с.

92. Пельц, Е. Семиотика и логика Текст. / Е. Пельц // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 151-165

93. Печенкина, O.A. Этика симулякров Жана Бодрийяра (анализ постмодернистической рецепции этического) Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук: 0900005 / Печенкина Ольга Алексеевна Тула, 2006, - 23 с.

94. Пиаже, Ж. Психогенезис знаний и его эпистемологическое значение Текст. / Ж. Пиаже // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -С. 98-111

95. Пирс ,Ч.С. Избранные философские произведения. Текст. / Ч.С. Пирс. -М.: Логос, 2000.-448с.

96. Пирс, Ч.С. Из работы «Элементы логики. Grammatica speculative» Текст. / Ч.С. Пирс // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 165-227

97. Постмодернизм. Энциклопедия. Текст. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. - 1040 с.

98. Почепцов, Г.Г. Русская семиотика до и после 1917 года. Текст. / Г.Г. Почепцов. М.: Лабиринт, 1998. - 333 с.

99. Почепцов, Г.Г. Русская семиотика : Идеи и методы, персоналии, история. Текст. / Г.Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, 2001. - 763 с.

100. Преображенская, О.А. Проблемы семиотики. Текст. / О.А. Преображенская, Т.В. Шульженко Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2003.- 149 с.

101. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс М.: «Прогресс», 1986. - 423 с.

102. Пригожин, И. Философия нестабильности Текст. / И. Пригожин // Вопросы философии, 1991, № 6 с. 46-52

103. Рождественский, Ю.В. Словарь терминов : (Общеобразоват. тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. Текст. / Ю.В. Рождественский -М.: Флинта, 2002. 108 с.

104. Савелова, Е.В. Семиотика Текст. / Е.В. Савелова, А.А. Шунейко -Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2008. 347 с.

105. Силичев, Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. Текст. / Д.А. Силичев. -М.: Знание, 1991. 64 с.

106. Синергетика и методы науки Текст. / Отв. ред. М.А. Басин; СПб. союз ученых, научно-исследовательский центр «Синергетика». СПб.: Наука, 1998.-438 с.

107. Сокал, А. Интеллектуальные уловки: Критика соврем, философии постмодерна. Текст. / А. Сокал, Ж. Брикмон М.: Дом интеллектуал, кн., 2002.-241 с.

108. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика. Текст. / А. Соломоник М.: Мол. Гвардия, 1995. - 345 с.

109. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика. Текст. / П. Сорокин -М.: Астрель, 2006. 1176с.

110. Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики. Текст. / Ф. де Соссюр М.: Логос, 1998.-235 с.

111. Социальная философия Текст.: слов./ сост и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. М.: Акад. проект, 2003. - 560 с.

112. Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов: научная школа доктора философских наук, профессора В. С. Цукермана: сборник научных трудов. [Текст] Челябинск: ЧГАКИ, 2008. - 303 с.

113. Степанов, Ю. В мире семиотики Текст. / Ю. Степанов // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 5-45

114. Степанов, Ю. Семиотика концептов Текст. / Ю. Степанов // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 603-613

115. Торосян, В.Г. Культура в концепциях постмодернизма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийяр, У. Эко). Текст. / В.Г. Торосян М.: Идея-Пресс, 2005. - С. 82-85.

116. Тоффлер, Э. Третья волна. Текст. / Э. Тоффлер М.: «Издательство ACT», 2004.-781 с.

117. Тюленева, Е.М. "Пустой знак" в постмодернизме: теория и русская литературная практика. Текст. / Е.М. Тюленева Иваново, 2006. - 297 с.

118. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 1997.-576 с.

119. Французская философия сегодня: анализ немарксистких концепций Текст. / М.Н. Грецкий, Н.С. Автономова, Л.И. Филиппов и др.; отв. ред. И.С.Вдовина. М.: Наука, 1988. - 260 с.

120. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. Текст. / Ф. Фукуяма -М.: ACT, 2004.-588 с.

121. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнол. Революции. Текст. / Ф. Фукуяма М.: ACT, 2004. - 349 с.

122. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? Текст. / М. Хайдеггер. М.: Академический Проект, 2010.-351 с.

123. Харт, К. Постмодернизм. Текст. / К. Харт М.: ГРАНД, 2006. - 261 с.

124. Эко, У. Как написать дипломную работу. Текст. / У. Эко СПб: «Симпозиум», 2006. - 301 с.

125. Эко, У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. Текст. / У. Эко СПб: «Симпозиум», 2006. - 412 с.

126. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Текст. / У. Эко СПб.: «Симпозиум», 2006. - 544 с.

127. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Текст. / Ф. Энгельс М: Издательство политической литературы, 1980. -238 с.

128. Якобсон, Р. В поисках сущности языка Текст. / Д. Льюиз // Семиотика: антология: сб. статей / сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 111-129

129. Baudrillard, J. A l'ombre des majorités silencieuses ou la fin du social. Text. / J. Baudrillard Reprint: Ire Collector, 1982. - 114 p.

130. Baudrillard, J. Amérique. Text. / J. Baudrillard Grasset, 1986. - 249 p.

131. Baudrillard, J. La transparence du mal: essai sur les phénomènes extrêmes. Text. / J. Baudrillard Galilée, 1990. - 179 p.r

132. Baudrillard, J. L'Echange symbolique et la mort. Text. / J. Baudrillard -Gallimard, 1976. -347 p.

133. Baudrillard, J. Fragments, Cool Mémoires III, 1990-1995. Text. / J. Baudrillard Galilée, 1995.- 161 p.

134. Baudrillard, J. Simulacres et Simulation. Text. / J. Baudrillard Galilée, 1981. -233 p.

135. Carnap, R. Empiricism, semantics, and ontology Text. / R. Carnap // Revue Internationale de Philosophie, 1950, №4, p. 20-40

136. Cormack, P. Sociology and mass culture : Dürkheim, Mills, and Baudrillard. Text. / P. Cormack Toronto [etc.]: Univ. of Toronto press Cop., 2002. - 144 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.