Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Овчинникова, Оксана Юрьевна

  • Овчинникова, Оксана Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 175
Овчинникова, Оксана Юрьевна. Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 1998. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Овчинникова, Оксана Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ — КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1.1. Ретроспектива историко-этнографического развития удмуртов.

1.2. Народное искусство, календарные праздники и обряды в жизни удмуртов.

ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ, ВОЗРОЖДЕНИЮ ТРАДИЦИОННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Современная социокультурная ситуация в республике.

2.2. Характеристика деятельности учреждений культуры по освоению удмуртского фольклора и ее влияние на население республики.

2.3. Взаимодействие учреждений культуры, общественных организаций и школ по сохранению и возрождению народных традиций удмуртского народа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии»

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера.

Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этих народов, проявляющийся в сфере духовного производства, духовной культуры: письменности, литературы, искусстве, быте, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре и т.д.

В разных словарях определения слов «традиция», «обычай», «обряд» трактуются по-разному. К примеру, в словаре по этике — «традиция» (от traditio — передача) определяется «как разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения».

В Большой Советской Энциклопедии «традиция — передача, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды».

По С.И.Ожегову, «обычай — общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения»; «обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции».

По нашему мнению, определения традиции, обычаев и обрядов полнее всего описывает Большая Советская Энциклопедия: «обряд (ритуал, церемония) — совокупность условных, традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления»; «обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов».

В той же энциклопедии мы можем прочитать о различиях между традицией, обрядом и обычаем: «обряд — разновидность обычаев, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов. Традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущих всем сферам социальной жизни и всем культурам, когда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни».

Утрата национальных традиций в сфере культуры ведет к падению нравственно-этнического иммунитета общества, к распространению бездуховности.

Вытеснение народных традиций из нашей жизни, из сферы наших художественных интересов наносит ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Вызывает тревогу, что этот процесс воспринимается обществом как естественный и неизбежный.

В создавшихся условиях к национальным традициям неправомерно прививается отношение как к реликтовой форме культуры, а художественные явления, имеющие ярко выраженный фольклорно-этнографический характер, представляются как элемент экзотики.

И тогда реальную помощь в сохранении истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев народа могут оказать социально-культурные институты — «государственные, общественные образования (центры, комплексы, учреждения и т.д.), обладающие социальной значимостью, целенаправленностью, организационной структурой, достаточной временной устойчивостью » . Суть социально - культурного института состоит в том, что он «организационно объединяет людей в единое целое для совместной социально-культурной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению социально-культурных задач». (82).

В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» социально-культурная деятельность — «самостоятельная подсистема общей социализации личности, социального воспитания и образования людей. Эта важнейшая функция государственных и негосударственных структур является сферой приложения усилий общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения». (82).

Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. И поэтому мы сформулировали следующим образом проблему нашего исследования: «Социально-культурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии».

Актуальность исследования обусловлена возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры народов России. Сегодня большинство людей становятся потребителями всех традиций, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше людей, продолжающих и создающих культурную среду в народе. Стремительно растет разрыв между той частью людей, которые являются творцами, созидателями культуры, и массами, только потребляющими культуру. По определению А.Тойнби, это «творческое меньшинство» и «нетворческое большинство».1 И между этим «творческим меньшинством» и «нетворческим большинством» все больше нарастает противоречие. Большинству становятся чуждыми и высшее проявление профессионального искусства и традиционный фольклор, и они все чаще отдают предпочте

1 Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - С. 144, 171. ние примитивным и упрощенным формам кич-культуры. Уход от фольклора в сторону этой кич-культуры прослеживается давно. И наиболее тревожным является то обстоятельство, что на фольклор истинно народный, этнический перестало обращать внимание молодое поколение. Все чаще их взоры притягивают заграничные элементы американизированной культуры. Молодежь не видит истинной национальной культуры — все имитация под фольклор. Отсюда вытекает проблема недостаточного внимания к своим национальным истокам, становится с каждым годом все труднее молодежи прививать любовь к своему отечеству; уважение и почитание стариковских обычаев и традиций; желание и стремление сохранить народную культуру своего народа.

Реальная социокультурная ситуация в Удмуртии на сегодняшний день носит несколько раздвоенный характер. С одной стороны, немало делается для восстановления удмуртской самобытности, поддержки народного искусства удмуртов. В Госкомитете по делам молодежи были представлены три программы работы в перспективе, которые включают в себя: этническую и межэтническую трансляцию национальных культур; поддержку творческих инициатив удмуртской молодежи, одаренных детей и ее дальнейшую реализацию в сфере социокультурной деятельности; работу с удмуртской диаспорой за пределами республики. Также недавно в Удмуртском государственном университете была введена новая специальность: «Народное художественное творчество». Но, с другой стороны, существует множество проблем, связанных с различными коллизиями в массовом сознании удмуртов и жителей других национальностей республики. В Удмуртии проживает множество различных этносов, представителей различных народностей, народов и очень важно решить проблему возрождения национальной культуры именно удмуртского народа, поскольку в 1989 году численность удмуртского населения по данным финского журнала «Терра», составила всего лишь 30,4%.

Тревожно обстоит ситуация с финансированием различных проектов, социальных программ, связанных с удмуртской культурой. Большинство культурно-досуговых учреждений испытывают недостаток в денежных средствах. Пытаясь выйти из затруднительного положения, руководители учреждений культуры отдают значительную часть своей территории коммерческим структурам. Тем самым они наносят ущерб и себе, сокращая количество самодеятельных коллективов из-за нехватки помещений, и своим потенциальным зрителям и участникам этих коллективов. Перестав заниматься народным творчеством, посетители культурно-досуговых учреждений теряют возможность реализовать свои творческие потребности в национальном удмуртском искусстве, постепенно теряют интерес к фольклору, к традициям и обычаям своего народа. Чем больше народ оторван от этноса, тем больше угасает творческий дух и потенциал личности, тем больше национальные корни уходят в глубину памяти людей. С утратой фольклорной культуры этнокультурная пустота разрастается от поколения к поколению. В этом случае значительная доля материальных и моральных вложений должна быть направлена на восстановление и укрепление культурной стабильности общества, особенно на сохранение и восстановление этнокультурной целостности прежних территориально-этнографических областей.

Степень разработанности темы. В последние десятилетия все чаще ставятся проблемы изучения произведений устного творчества разных народов. Это связано прежде всего с тем, что достигнуты большие успехи в области накопления и изучения памятников творчества многих народов мира, находящихся на разных ступенях общественного развития, а потому отличающихся своеобразным фольклором. Возрастает потребность в научно-теоретическом осмыслении этого материала, разнородного по своей форме и содержанию. Материал по удмуртскому фольклору в этом плане тоже не исключение.

Ранние сведения о поэтическом и музыкальном творчестве удмуртов восходят к первой половине XVII в. Инициаторами в собирании и публикации этих материалов явились специалисты смежных наук: географ, швед по национальности, Ф.И.Страленберг, который описал территорию расселения удмуртов, их физические признаки; участники экспедиций 1733—1743 и 1769—1774 гг. Петербургской Академии наук историк Г.Ф.Миллер, географ Н.П.Рычков, естествоиспытатели И.Г.Георги, П.С.Паллас.

Вторая половина XIX в. Была наиболее плодотворной в этнографическом изучении удмуртов. Именно к этому периоду относятся самые значительные в дореволюционной историографии издания о жизнедеятельности удмуртов, не потерявшие своего значения до сих пор. Это первый удмуртский этнограф Г.Е.Верещагин, всесторонне описавший быт удмуртов Сарапульского уезда, краевед-демократ Н.Г.Первухин, исследовавший удмуртов Глазовского уезда; мессионер Б.Г.Гаврилов, писавший сочинения об обрядовой жизни удмуртов.

По различным аспектам духовной кулмуры и обрядовой жизни удмуртского народа писали: Т.К.Борисов, И.Васильев, М.И.Ильин, И.С.Михеев, И.В.Яковлев, а также уже известный Г.Е.Верещагин.

Из зарубежных собирателей удмуртского фольклора следует отметить публикации Б.Мункачи, М.Буха и Ю.Вихманна, финского лингвиста Т.Г.Аминоффа. Побывав первым из зарубежных ученых у удмуртов в 1878 году, он опубликовал тексты в 1886 г. под названием «Образцы удмуртской речи».

Также собирали удмуртский фольклор члены Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

В накоплении сведений об удмуртском народе в дооктябрьский период участвовали, таким образом, различные научные общества и отдельные ученые, чьи публикации позволяют представить в той или иной мере различные стороны традиционного быта народа, его материальную и духовную культуру.

Богатый эмпирический материал, содержащийся в работах дореволюционных авторов положил начало изучению духовного наследия удмуртов с фольклористической точки зрения. Однако, нельзя при этом не отметить неравномерность изученности различных сторон жизни народа и его групп.

После 1917 года начался новый этап в этнографическом изучении удмуртов. Но за неимением подготовленных научных кадров и учреждений изучение истории, этнографии и культуры осуществлялось в первое десятилетие, главным образом, научно-краеведческими и культурно-просветительными обществами, которые зачастую стихийно возникали и распадались из-за отсутствия специалистов. Но в пробуждении интереса народа к своей истории они все же сыграли немалую роль, а некоторые, благодаря публикациям, оставили весьма заметный след. В их числе московское общество «Боляк» (с отделениями в Казани, Вятке и городах Удмуртии), ставившие целью изучить быт, экономику, общественное движение и культуру удмуртского народа, организовать и расширить исследовательскую работу среди него, собирать материал и издавать литературу об удмуртах. Одним из учредителей этого общества был К.П.Чайников (К.Герд) — наиболее яркая личность среди новых авторов. Его статьи о духовной культуре удмуртов, их семейных отношениях, обычаях и обрядах и по настоящее время значимы для исследователей удмуртского народа.

Задачу изучения культуры и быта удмуртов и других национальностей края ставило Ижевское научное общество по изучению Вятского края (1925—1930 гг.). В 1931 г. открылся Комплексный научно-исследовательский институт (ныне Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН). Институт проводил фольклорно-этнографические экспедиции по сбору полевых материалов. Среди исследователей послеоктябрьского периода можно отметить А.И.Емельянова, М.И.Ильина, составителя первого библиографического справочника, включившего публикации об удмуртах с XVII в. До 1928 г. М.О.Косвена, Ф.Стрельцова и др.

В публикациях первых послереволюционных десятилетий в той или иной мере нашли отражение вопросы о происхождении удмуртского народа и его родовых подразделениях, верованиях, народной медицине и сельском хозяйстве, семейных обрядах и народном творчестве.

Новый этап в изучении культуры удмуртов наступил в конце 60-х годов. Он был связан с подготовкой нового поколения удмуртских ученых. В 1969 году в Научно-исследовательском институте при Совете Министров УАССР был образован сектор археологии и этнографии (ныне отдел этнографии и социологии). В 1972 г. в университете Ижевска читается курс этнографии. С начала 80-х гг. по инициативе и поддержке администрации Эстонского национального музея ведутся работы по созданию этнографических фильмов об удмуртах. Наращивание источниковой базы путем археологических изысканий и сбора полевых материалов постепенно расширяло зоны исследования и способствовало углублению анализа актуальности проблем. В последнее время расширилась тематика опубликованных работ, возрос их теоретико-методологический уровень, стала богаче и разнообразней методика исследований. Среди современных исследователей упомянем М.Г.Атаманова, В.Е.Владыкина, М.В.Гришкину, Л.И.Долганову, М.Г.Иванову, В.К.Кельмакова, Т.Г.Перевозчикову, П.К.Поздеева, М.П.Слесареву, Л.С.Христолюбову.

Зарубежные современные ученые, занимающиеся исследованиями финно-угорской группы, в которую входят удмурты, — Сеппо Лаллука, Жан Люк Моро, А.Джоки.

Имеющиеся в настоящее время работы дореволюционных и современных авторов, хотя и содержат весьма ценные сведения, освещают лишь быт какой-либо локальной группы или ограничиваются описанием отдельных сторон жизнедеятельности этноса.

Между тем, социальные, политические и культурные изменения, происходящие в последние десятилетия, повысили интерес народа к собственной истории и культуре. Проведено немало исследований, посвященных проблемам сохранения и возрождения национальной культуры. Среди них диссертационные исследования В.Е.Владыкина, Л.Н.Долгановой, В.К.Кельмакова, И.К.Травиной, Т.Г.Перевозчикова, Д.А.Яшина.

В диссертации представлены труды педагогов, посвященные воспитанию подрастающего поколения, включающие в педагогический процесс как игровые моменты: Н.П.Аникеева, М.А.Асельдеров, Г.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, так и элементы народного творчества: Г.Н.Волков, Н.П.Денисюк, Т.Н.Турсунов, Л.И.Шулунова.

В свою очередь, считаю возможным изложить в своем исследовании новые материалы по данному вопросу, которые позволяют раскрыть новую грань в области сохранения и возрождения национальных традиций Удмуртской республики.

В ходе исследования мы опирались также на публикации известных специалистов в области культурно-досуговой и социально-культурной деятельности: А.И.Арнольдова, Т.И.Баклановой, Г.Н.Волкова, Д.М.Генкина, К.Жигульского, А.Д.Жаркова, А.С.Каргина, Е.М.Клюско, Ю.Д.Красильникова, Т.Г.Киселевой, Г.Я.Никитиной, Ю.А.Стрельцова, Н.А.Хренова, В.М.Чижикова.

Объект исследования: учреждения культуры Удмуртии.

Предмет исследования: социокультурная деятельность учреждений культуры Удмуртии по сохранению и возрождению национальных традиций народов республики.

Цель исследования: выявить влияние социокультурной деятельности учреждений культуры Удмуртской республики на сохранение и возрождение народных традиций.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1) рассмотреть основные этапы развития народных традиций Удмуртии;

2) выявить особенности развития социокультурной деятельности в Удмуртии, как в одном из субъектов Российской Федерации;

3) охарактеризовать социокультурную ситуацию в республике;

4) выявить отношение оценки населения к процессу возрождения народных традиций;

5) определить предпочтительность народных обычаев и традиций среди различных групп населения;

6) рассмотреть отражение национальных и культурных традиций в репертуаре культурно-досуговых учреждений Удмуртской республики;

7) охарактеризовать категории населения, посещающие культурно-досуговые мероприятия, связанные с удмуртским народным искусством;

8) разработать концепцию социокультурной деятельности учреждений культуры по сохранению и возрождению народных традиций Удмуртии;

9) выявить стратегию взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями и школами по сохранению и возрождению народных традиций удмуртов.

В ходе исследования была сформулирована рабочая гипотеза, которая предполагает, что процесс социокультурной деятельности учреждений культуры, направленной на сохранение и возрождение национальных традиций народов Удмуртии, выступает одним из важнейших источников сохранения Удмуртской народной культуры. Культурно-досуговые учреждения, сотрудничая в тесном взаимодействии с национальными общественными организациями и школами, формируют потребности личности в более глубоком изучении национальных корней своего народа; раскрывают возможности каждого индивида; способствуют воспитанию патриотических чувств у молодого поколения.

Методологической основой исследования является рассмотрение социально-культурной деятельности учреждений культуры Удмуртии как системы методов, направленных на оказание помощи в процессе сохранения и возрождения национальных традиций народов Удмуртии.

Мы опирались на искусствоведческие, педагогические и философские труды о национальной культуре и ее влиянии на формирование личности, научные концепции развития народных традиций: работы ученых Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН в области исследования удмуртских обрядов и обычаев: Л.И.Долгановой (удмуртский детский фольклор); М.Г.Ивановой (культура северных удмуртов); Т.Г.Перевозчиковой (удмуртские загадки, пословицы, поговорки); П.К.Поздеева (удмуртские песни); М.П.Слесаревой (свадебная поэзия финно-угров); Л.С.Христолюбовой (семейные обряды); труды преподавателей факультета культуроведения МГУК:

A. И. Арнольдова, Т.И.Баклановой, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Е.М.Клюско, Ю.Д.Красильникова, Г.Я.Никитиной, Ю.А.Стрельцова,

B.М.Чижикова, рассматривающие содержание, направления, формы и методы социокультурной деятельности по сохранению народной культуры; этнографические исследования М.Г.Атаманова, В.Е.Владыкина, М.В.Гришкину, В.К.Кельмакова, И.В.Тараканова, Т.И.Тепляшиной, исследующие происхождение удмуртского народа, его дальнейшее развитие и влияние на него других народов.

Ор.ганиза^^

I этап (1994—1995) предусматривал изучение и анализ исторической, этнографической, социологической, педагогической и культурологической литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. Был проведен сбор эмпирического материала, рассмотрены основные этапы этнографического и этнокультурного развития удмуртского народа. Подготовлены базы для проведения исследования.

II этап (1995—1996). На основе анализа документов, периодической печати и других публикаций по интересующей проблеме была сформулирована методологическая часть программы, по которой было проведено исследование. В исследовании был использован комплекс научных методов: интервьюирование, анкетирование, наблюдение, беседы, опросы.

III этап (1996—1997) носил формирующий характер и был посвящен результатам исследования. Была проанализирована деятельность культурных учреждений Удмуртии по сохранению и возрождению национальных традиций, подведены итоги исследования знаний населением республики удмуртских обычаев и обрядов, даны практические рекомендации по совершенствованию деятельности учреждений культуры в рамках развития традиций народов Удмуртии.

Базы исследования. Для решения намеченных в диссертации задач, нами был использован комплекс научных методов. Методы проводились в Домах и Дворцах культуры, как городских, так и сельских, а также в средних школах Удмуртии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: проведено комплексное исследование и научно обоснована проблема сохранения и возрождения народных традиций на примере деятельности учреждений культуры Удмуртской республики; раскрыты особенности социокультурной деятельности в республике, которые состоят в том, что, во-первых, в сельских учреждениях культуры работа по возрождению и сохранению национальных традиций ведется намного активнее, чем в городских учреждениях культуры, а во-вторых, при этом работе профессиональных фольклорных коллективов в городе уделяется немалое внимание в отличие от самодеятельных; охарактеризована социокультурная ситуация в Удмуртии; выявлено отношение различных категорий населения к процессу возрождения народных традиций; определена предпочтительность народных обычаев и обрядов среди различных групп населения; разработана концепция социокультурной деятельности учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций Удмуртии; обоснована стратегия взаимодействия учреждений культуры с общественными национальными организациями и школами по сохранению и возрождению народных традиций удмуртского народа.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности учреждений культуры в области сохранения и возрождения народных традиций: материалы, полученные в ходе исследования проблемы, могут быть использованы в процессе развития национальной культуры в других республиках; результаты исследования могут применяться при подготовке и проведении региональных научно-практических семинаров работников культуры; основные положения диссертационной работы могут стать основой для создания лекционного курса «Культура родного края» для школ и других учебных заведений; результаты исследования могут быть использованы для студентов средних и высших учебных заведений по специальности: в среднем звене — «Социокультурная деятельность и народное художественное творчество», а в высшем звене по специальности: «Народное художественное творчество»; результаты диссертационного исследования используются преподавателями в проведении лекционных, семинарских и практических занятиях со студентами дневного отделения Московского областного колледжа искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Объективное развитие деятельности различных социальных институтов по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии, в сочетании с управлением социально-педагогическим процессом учреждений культуры в этом направлении, обладает наибольшей эффективностью.

2. Использование инновационного подхода в деятельности учреждений культуры по возрождению национальных традиций способствует сохранению удмуртской национальной культуры.

3. Воспитание личности на национальных культурных традициях эффективно при оптимальном взаимодействии деятельности учреждений культуры с национальными общественными организациями, школами и другими социальными институтами.

4. Повышение теоретического уровня знаний о культуре, истории, этногенезе удмуртского народа является предпосылкой к активизации деятельности учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; репрезентативностью результатов исследования, которое отражает современную ситуацию с социокультурной деятельностью учреждений культуры Удмуртской республики по сохранению и возрождению народных традиций; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследованию, его задачами.

Апробация. Основные положения исследования были представлены: на международной научно-практической конференции «Новые пути наук о культуре» в 1995 году («Народные традиции — неотъемлемая часть воспитания молодого поколения»); на международной научно-практической конференции «Культура России на рубеже столетий» в 1996 году («Фольклор в контексте развития культуры»); на международной научно-практической конференции «Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения» в 1997 году («Фольклор как важнейшее средство воспитания детей»).

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Овчинникова, Оксана Юрьевна

Полученные в ходе исследования данные позволяют нам утверждать, что изменения, происходящие в сознании людей, относятся к числу таких, которые начинают формировать другой тип личности, прежде всего, с бо лее развитой потребностью сохранить национальную культуру Удмуртии.Нами охарактеризована социокультурная ситуация в Удмуртии: имея в виду мизерность выделяемых на фольклорные мероприятия средств, не достаточность и разобщенность имеющихся кадров, отсутствие специали зированной организации для этой деятельности, можно утверждать, что работа по возрождению и сохранению национальных традиций народов республики в настоящее время крайне рассредоточена. Поэтому очень ост ро стоит вопрос об активизации и координации этой работы. Была выяв лена особенность развития социально-культурной деятельности в Удмур тии: в сельских ДК работа по возрождению и сохранению национальных традиций ведется намного активнее и плодотворнее, чем в городских уч реждениях культуры, при всем том, что работе профессиональных фольк лорных коллективов в городе уделяется немалое внимание в отличие от самодеятельных. Причина этому кроется в активном притоке населения сельской местности в город, между тем, оставшееся старшее поколение ос талось на селе, и, когда встал вопрос о сохранении национальной культуры удмуртов, то наиболее благодатной почвой для его решения стало сель ское, а не городское учреждение культуры.Нами была выяснена еще одна причина недостаточной работы по сохранению и возрождению национальных традиций: проблема кад ров для учреждений культуры. Недостаточность научно-методических и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, «круг лых столов» для работников культуры тормозит деятельность куль турно-досуговых учреждений по сохранению культуры удмуртского народа.Не хватает также финансовых средств для материального обес печения учреждений культуры. Чтобы выжить в таких условиях, многие Дома и Дворцы культуры сдают в аренду коммерческим организациям помещения для репетиций самодеятельных коллективов, соответственно сокращая количество последних. В условиях же современной действи тельности основным и наиболее эффективным каналом распростране ния удмуртской культуры является учреждение культуры. По проведен ным нами исследованиям, этот факт подтвердился; в рейтинге по сравнению с другими социальными институтами большинство опрощенных респондентов культурно-досуговое учреждение поставили на 1 место в пропаганде удмуртских обычаев, обрядов и традиций (см. таблицу № 7).Однако 45,2% опрощенного населения считают, что удмуртским тра дициям в деятельности учреждений культуры уделяется мало внимания. На нащ взгляд, это одна из причин нечастного посещения культурно досуговых учреждений культуры жителями республики (39,6% респонден тов посещают Дворцы и Дома культуры как придется; 29,3% посещают их раз в месяц). Самый распространенный ответ на причину непосещения на селением учреждений культуры, как показало анкетирование, кроется в том, что недостаточно таких коллективов, которые бы интересовали людей.Мы исследовали знания семейных обрадов удмуртов и выяснили, что самый известный обряд, о котором имеют ясное представление удмурты — свадебный. На втором месте стоит погребальный, на третьем — родиль ный обряд. На основании этого мы сделали вывод, что налицо явная кар тина угасания удмуртских обрядов, но в то же время заметна попытка лю дей сохранить и внедрить их в свой быт, может быть, даже в измененном виде. По беседам с респондентами мы выяснили, что большая половина опрощенных (62,8%) высказалась за дальнейшее сохранение, возрождение и внедрение в быт удмуртских обрядов.В ЭТОЙ работе могут помочь общественные организации, которые создают региональные программы по сохранению культуры удмуртов, по изучению их языка и обычаев, которые являются дополнением к общеоб разовательной российской школьной программе. Школа, построенная на этнокультурной основе старается с раннего возраста привлечь детей к ра боте по сохранению и возрождению культуры родного края, изучению родного языка и традиций удмуртского народа. По результатам проведен ного нами исследования мы можем сделать вывод, что работа эта постав лена далеко не на высокий уровень. Не хватает специалистов профессионалов, учителей удмуртского языка; родители неохотно отдают детей в классы с изучением удмуртского языка; мало з^ебников для же лающих изучать язык республики. Решению этой проблемы могут содейст вовать учреждения культуры. Во взаимодействии школ, общественных ор ганизаций и культурно-досуговых учреждений возможно более шрфокое знакомство с удмуртскими традициями, широкое привлечение населения к творческой самореализации посредством удмуртской фольклорной куль туры.Таким образом, основными направлениями социально-культурной деятельности учреждений культуры в процессе сохранения и возрождения национальных традиций народов Удмуртии мы считаем: — реализацию педагогически целенаправленной системы, предпола гающей вовлечение населения в процесс освоения народных традиций Уд муртской республики; — развитие передового опыта деятельности учреждений культуры по сохранению и возрождению удмуртских традиций как части культурного наследия Удмуртии; — активизацию деятельности учреждений культуры, предполагаю щую, в первую очередь, подготовку высококвалифицированных кадров, имеющих специальную подготовку, постоянно совершенствующихся в профессиональном мастерстве.С этой целью мы рекомендуем методическому отделу при Министер стве культуры Удмуртии, а также районным учреждениям культуры: — регулярно проводить семинары, научно-практические и научно методические конференции, семинары по развитию национальных тради ций Удмуртии с привлечением специалистов по этнографии, культуроло гии, фольклористике; — организовывать фольклорные экспедиции с целью дальнейшего изучения культуры Удмуртии, народных традиций деревень и районов республики; — на научно-методических и практических конференциях и семина рах проводить выставки, экспозиции, позволяющие слушателям получать широкую информацию в области сохранения и возрождения националь ных традиций народов Удмуртии; — приглашать на встречи и конференции творческую интеллиген цию, ученых, носителей народных художественных традиций республики; — оказывать методическую помощь творческим и исполнительским коллективам, учреждениям культуры в организации работы, наиболее полно учитывающей этническую психологию, художественные традиции удмуртского народа.В рамках настоящего диссертационного исследования мы попытались показать, что учреждение культуры обладает всеми возможностями, чтобы стать центром по сохранению и возрождению народных традиций.Значительность роли учреждения культуры как канала распростране ния и освоения удмуртских традиций может быть обоснована тем обстоя тельством, что именно в культурно-досуговом учреждений возможно наи более пошюе восприятие фольклора, так как это связано с участием в не посредственном исполнении, с творческим общением с исполнителями произведений народного художественного творчества. Творческое участие способствует более быстрому и прочному закреплению воспитательной информации, содержащейся в удмуртских фольклорных произведениях.Для активизации обращения к народным традициям в социально культурной деятельности учреждений культуры необходимо обратить внимание на подготовку кадров, специалистов в этом направлении. Поло жительным является открытие в ряде вузов культуры Российской Федера ции специализации «Преподаватель теории и истории народной художест венной культуры».Мы рекомендуем органам управления культуры, руководителям уч реждений культуры: — создавать необходимую материальную базу коллективов самодея тельного художественного творчества; — вести целенаправленную просветительскую работу по пропаганде традиционного удмуртского творчества; — организовывать смотры, конкурсы, фестивали и праздники народ ного творчества; — привлекать к сотрудничеству общественные организации и помо гать учебным заведениям системы образования в воспитании школьников на основе национальной удмуртской культуры.Неудовлетворительная деятельность системы образования по при общению подрастающего поколения к ценностям удмуртской культуры привели к почти полному равнодушию молодежи к национальной культу ре. Однако в настоящее время начинается новый подъем в овладении на родной удмуртской культурой, во многих школах вводят курсы по озна комлению с традициями республики, включают в учебный план изучение основ удмуртского языка.Для наиболее эффективного изучения школьниками национальных традиций мы рекомендуем: — разрабатывать и внедрять в систему пшольного воспитания учебные планы и методики, основанные на народных этнических, поэтических, музы кальных, хореографических и художественно-изобразительных традициях; — создавать на базе заведений системы образования факультативные занятия, спецкурсы по изучению традиционного народного удмуртского творчества как в системе профессиональной ориентации, так и в целях просветительства; — создавать школьные, подростковые, фольклорные самодеятельные коллективы; — проводить семинары для учителей, приглашая на них краеведов, этнографов, фольклористов; — сотрудничать с учреждениями культуры и общественными органи зациями, помогающими школьникам более эффективно осваивать язык и культуру родного края; — заниматься поисками новых, более эффективных путей творческо го использования форм, методов и приемов художественного воспитания подрастающего поколения, поддержания и творческого развития удмурт ских традиций.Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению народных традиций народов Удмуртии предполагает функ ционирование в данной обласга национальных обществ, клубов любителей старины, краеведческих клубов и других любительских объединений, созда ние которых целесообразно при культурно-досуговых учреждениях, на базе Дворцов и Домов культуры и клубов, при условии «полноценного» финан сирования со стороны администраций города или района. Действуя на об щественных началах, они в то же время представляют большую возмож ность для творческой деятельности жителей, направленной на сохранение и возрождение национальных традиций Удмуртии.Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающее решение всех затронутых в нем вопросов, оно показывает необходимость дальнейшего углубленного изучения социокультурной деятельности учре ждений культуры в процессе сохранения и возрождения удмуртских тради ций, проблем взаимодействия их с другими социальными институтами, за интересованными в развитии культуры удмуртского народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Овчинникова, Оксана Юрьевна, 1998 год

1. Абдулов А. «Мы объединяемся» // Родство. — Ижевск, 1994. — №1. —С.2.

2. Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры.М., 1991.

3. Амелькин А.О. Знак на гребне с городища Иднакар (К вопросу о начальном этапе русско-удмуртских контактов) // Проблемы изучения древней истории Удмуртии. — Ижевск, 1987. — С. 187.

4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 1987. —С. 6.

5. Аникин В.П. Русская народная сказка: Учебное пособие. — М.: Го-суд. учебно-педагог. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959. — С. 224.

6. Анохина Л.А., Крупнянская В.Ю., Шмелева М.Н. Быт и его преобразование в период построения социализма. — М.: Советская Этнография.4. —С. 16.

7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. — М.: Народ. Акад. культ, и общечеловеч. Ценностей, 1993. —С. 165—188.

8. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. — М.: МГИК, 1992.—С. 3.

9. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. —С. 128.

10. Атаманов М.Г. Из истории расселения воршудно-родовых группудмуртов // Материалы по этногенезу удмуртов. — Ижевск, 1982. — С. 86—88.

11. Атаманов М.Г., Владыкин В.Е. Погребальный ритуал южных удмуртов // Материалы средневековых памятников Удмуртии. — Ижевск, 1985. —С. 10—15.

12. Атаманов М.Г. Происхождение воршуда у удмуртов // Fennougris-tica. — Tartu, 1977. — Т. 4. — С. 22—37.

13. Атаманов М.Г. Этимология микроэтнонимов // Микроэтнонимы удмуртов и их отражение в топонимии. — Ижевск, 1982. —С. 84, 86—88.

14. Багин С.А. Свадебные обряды и обычаи у вотяков Казанского уезда. — Этнографическое обозрение, 1897. —№ 2.

15. Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Учебное пособие. —М.: МГИК, 1986. —С. 79.

16. Бернштам Т. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX вв. — Ленинград, 1988. — 242 с.

17. Беспрозванный JI. Прощай, художественная самодеятельность // Встреча, 1997. — № 1. — С. 5—7.

18. Блинова Г.П. Клубная деятельность как способ проявления и реализации общественной активности людей // Воспитательная деятельность клубных учреждений: содержание и методика. — М.: МГИК, 1983. — С. 10—31.

19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. —464 с.

20. Большая Советская Энциклопедият.18. — С. 679. — М.: 1974. —III издание;т.18. —С. 785. — М.: 1974. —III издание;т.26. — С. 392—393. — М.: 1977. —III издание.

21. Большой праздник гырон быдтона // Байгурезь, 1994. — № 29.— С. 3,4.

22. Борисов Т.К. Изгнание шайтана у вотяков // Живая старина. — Вятка, 1913.— №22.

23. Борисов Т.Б. Удмурт коллюкан. Толковый удмуртско-русский словарь. — Ижевск, 1932.

24. Боровичев С. Клуб закрыт. Не на что жить // Клуб. — 1996. —№ 3. —С. 11—12.

25. Бромлей Ю.В. Новая обрядность — важный компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. —М.: Наука, 1981.—С. 9—11.

26. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня.— М.: Наука, 1968.—200 с.

27. Брук С.И. Этнодемографический справочник «Население мира». — М.: Наука, 1986. —С. 824.

28. Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губернии // ИОАИЭ, Казань, 1906. — Т. 22. — Вып. 3,4, 5.

29. Ватка но калмез. Удмурт калык легендаос но преданное.— Ижевск, 1971.—С.87—131.

30. Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии.— Вятка, 1889.—С.71.

31. Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края // Записки ИРГО.— СПб., 1886.— Т.14. — Вып.2. — С.7, 51, 52,215.

32. Верещагин Г.Е. Образцы произведений устной словесности вотяков // Календарь и Памятная книга Вятской губернии на 1897 г. — Вятка, 1897.—С.38—85.

33. Верещагин Г.Е. Старые обычаи и верования вотяков // Этнографическое обозрение. — Вятка, 1909. — № 4. — С.30—40.

34. Виноградов С.Н. Народные удмуртские обряды // Неделя Удмуртии. —Ижевск, 1994. —№ 5 (1222). —С.12.

35. Владыкин В.Е., Христолюбова JI.C. История этнографии удмуртов. — Ижевск, Удмуртия, 1984. —С.9—10.

36. Владыкин В.Е., Христолюбова JI.C. Очерк этнографии удмуртов. — Ижевск; УдГУ, 1984. —С.49.

37. Владыкин В.Е. Очерки этнической и социально-экономической истории удмуртов до н. XX в.: Дисс. канд-та истор. Наук / МГУ, 1969. — С. 362.

38. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. — М.: 1989. —№ 7. — С. 98.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 1974. — 376 с.

40. Вопросы этнографии Удмуртии. — Ижевск, 1976. —С.9—13.

41. Вотяки /Научное общество по изучению удмуртской культуры.— М., 1926.— Вып.1; Труды /Научное общество по изучению Вотского края. — Ижевск, 1926. — Вып.З. — Вып.2; Ижевск, 1926. — Вып.З; Ижевск, 1927. — Вып.4, 5; Ижевск, 1928. — Вып.6; Ижевск, 1930.

42. Выготский Г.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — М., 1966. —№ 6.

43. Гаврилов Б. Обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Уресь-Учинского прихода // Труды IV археологического съезда в России.—Казань, 1891.—Т.2. —С. 101—106,109,99—100.

44. Гав рилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. — Казань, 1880.

45. Генкин Д.М. Массовые праздники: Учебное пособие для студентов инст. культуры. — М.: Просвещение, 1975. —С. 64.

46. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. —СПб., 1799.— 4.2. — С. 55—67.

47. Гербер покоряет сердца // Известия Удмуртской республики.— Ижевск, 2.07.94.

48. Герд К. Вотяк в своих песнях // Вотяки. — Москва, 1926. — С. 20.

49. Герд К. Народное творчество вотяков // Жизнь национальностей.—1922.

50. Герд К. Этнография у вотяков после революции // Этнография, 1926. —1—2. — С.235—241.

51. Грацианская JI. Удмуртская народная математика // Записки Уд-НИИ. —Ижевск, 1951. — Вып.15. — С.124.

52. Гришкина М.В., Влыдыкин В.Е. Письменные источники удмуртов IX—XVIII в. // Материалы по этногенезу удмуртов.— Ижевск, 1982.— С.5—12.

53. Демографический ежегодник СССР 1990. — М.: Финансы и статистика, 1990.—С.8.

54. Демченко А.Н. От выживания — к развитию // Встреча, 1996. — № 4. — С.2—6.

55. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности.— Минск, БГУ, 1979.— С.36.

56. Дни удмуртской культуры в Москве // Известия Удмуртской республики, 15.06.96. —С.2.

57. Долганова JI.H. Игры и развлечения удмуртов: история и современность. — М., 1995. — С.25.

58. Долганова JI.H. Икча-кукча. — Ижевск, Удмуртия, 1983.

59. Долганова JI.H. Ожо вожо (Мурава зелена). — Ижевск, Удмуртия,1987.

60. Долганова JI.H. Тюрага. —Ижевск, Удмуртия, 1996.

61. Долганова JI.H. Удмуртский детский фольклор: Дис. . канд. филолог. Наук /УдИИЯЛ при УрО РАН, Ижевск, 1990. —180 с.

62. Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков. Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. — Казань, 1921. — Вып.З. — С.58.

63. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях: Лекция. — М.: МГИК, 1994. —42 с.

64. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. —М.: МГУК, 1994. — С. 110.

65. Жигульский К. Праздники старые и новые. Размышления социолога // Праздник и культура. — М.: Прогресс, 1985. —С.153.

66. Жингырты, удмурт кырзан (Звени, удмуртская песня) /Составитель П.К.Поздеев. — Ижевск, 1987. — Изд-ние 2-е. — С.97,107.

67. Захович Н.М. Советская обрядность и духовная культура. — Киев, 1980. —136 с.

68. Золотова Т. Культуру— в массы, деньги— в кассу // Клуб, 1997. — № 4. — С.24—25.

69. Иванова М.Г. Культурные и торговые связи северных удмуртов в X—XIII в. — Ижевск, 1982. — С. 126.

70. Иванова М.Г. Памятники чепецкой культуры // Северные удмурты в начале II тысячелетия н.э. — Ижевск, 1979. — С.47—49.

71. Игин А.Н. Эстетическое воспитание молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства в условиях клубной работы: Дис. . канд. педаг. наук /М., 1988. —210 с.

72. Изучение искусства Удмуртии. — Ижевск, 1977. — 18 с.

73. Ильин М.И. Изучение вотского края. — Ижевск, 1926. —С.7.

74. Ильин М.И. Похороны и поминки вотяков (дер. Купченево Веле-беевского уезда Уфимской губернии) // Вестник Оренбургского округа за 1914 г., № 8; Игры и хороводы вотской молодежи весной. — Уфа, 1915. — С. 13.

75. Йорги Микол. Связи должны укрепляться // Родство, 1994.— №2. —С.4.

76. Как живешь, глубинка? // Встреча, 1996. —№11. —С.6—8.

77. Каргин А.С., Хренов Н.А. Диалектика художественных и нехудожественных функций фольклора // Фольклор и кризис общества.— М.: Гос. Центр русского фольклора, 1993. —С.88.

78. Кастрен М.А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири (1838—1844, 1845—1849).— Москва, Тип. А.Семена, 1860. — С.322—328.

79. Кельмаков В.К. Кукморский диалект удмуртского языка: Дис. . канд. филолог. наук/М., 1970.

80. Кельмаков В.К. Происхождение и первые упоминания этнонима «ар» // Этнонимы. — М., 1970. —С. 189—192.

81. Кельмаков В.К. Формирование и развитие фонетики удмуртских диалектов: Дисс. . д-ра филолог, наук /РАН, Институт языкознания.— М., 1993. —180 с.

82. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие. — М.: МГИК, 1993. —С.15, 53, 56,112.

83. Климов К. Удмуртское народное искусство.— Ижевск, 1988.— С.15—17.

84. Кон И.С. Национальный характер — миф или реальность?—М.: Иностранная литература, 1969. —№9. — С.218.

85. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. — М.: Высшая школа, 1990. —С.127.

86. Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров (коми, коми-пермяков, удмуртов XIX—XX вв.). — М., 1969. —С.20.

87. Косвен М.О. Распад родового строя у удмуртов.— Ижевск, 1930.—С.5—38.

88. Красильников Ю.Д. Возьмет ли клуб тайм-аут? // Клуб, 1994. — №7. —С.16—17.

89. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования.— М.: МГИК, 1992.

90. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни.— М.: Высшая школа, 1989. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — С.211.

91. Культура удмуртов в народных праздниках для школьников // Красное Прикамье, 16.08.94. —С.4.

92. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. — СПб., 1791. —С.31.

93. Михеев И.С. Буддисты ли вотяки?— Казань, 1901; Несколько слов о бесермянах // ИОАИЭ, Казань, 1901. — Т. 17. — Вып.1, 4; Программа для собирания сведений о вотяках. — Казань, 1906 и др.

94. Михеев A.M. Семейная обрядность белорусского народа.— Минск, 1966. — С. 15—30.

95. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1995. —92 с.

96. Наши праздники: советские, общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные, семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы.— Москва, 1977.—С.12—21.

97. Нестерова Н. Разноязыкая песня над Лемью // Родство, 1994.—

98. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Обзор, лекция: Материалы по курсу. — М.: МГУК, 1994. — 34 с.

99. Никитина Н. Свадьба удмуртов Алнашского района. — Ижевск, УдГУ, 1980.100. «Новая книга» и другие // Удмуртская правда, 27.02.96. —С.З.

100. Обновление через фольклор // Удмуртская правда, 14.02.96.—С.2.

101. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986, издание 13. — С.384, 388.

102. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. —СПб., 1788. —С.23,29—37.

103. Паршин Ю.М. Народный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности населения по месту жительства: Автореф. дис. канд. педагог, наук / ЛГИК, 1989. —16 с.

104. Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда.— Вятка, 1888.— Эскиз 1.— С.63—64, 13—14, 41—46, 77—78, 82—85.

105. Перевозчикова Т.Г. Айкай.—Ижевск, Удмуртия, 1989. —С. 10.

106. Перевозчикова Т.Г. Зег нянь.— Ижевск, Удмуртия, 1990.— С.7—11.

107. Перевозчикова Т.Г. Инву ужчан гур. — Ижевск, Удмуртия, 1988.

108. Перевозчика Т.Г. Календарные обряды удмуртов.— Ижевск, 1987. —С.31.

109. Перевозчикова Т.Г. Об удмуртской народной загадке // Удмуртский фольклор: Загадки.—Ижевск, 1982. —С.9,10,11.

110. Перевозчикова Т.Г. Удмуртские народные загадки: Дисс. канд. филолог, наук /Тарту, 1978. —164 с.

111. Перевозчикова Т.Г. Удмуртские термины, загадки // Современное финское угроведение. — Таллин, 1978. — № 2. — С. 128—131.

112. Перевозчикова Т.Г. Удмуртский фольклор (пословицы, афоризмы, поговорки).—Устинов, Удмуртия, 1987.

113. Песни завятских удмуртов // Удмуртский фольклор (И.М.Нуриева). —Ижевск, УИИЯЛ Уро РАН, 1995. —Вып.1.

114. Песни северных удмуртов // Удмуртский фольклор (М.Г.Ходырева). — Ижевск, УИИЯЛ Уро РАН, 1996. — Вып.1.

115. Песни южных удмуртов // Удмуртский фольклор (Е.Б.Бойлова, Т.Г.Владыкина). — Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 1992. — Вып.1.

116. Поздеев П.К. Удмуртские песни проводов осени и встречи зимы // Третий международный конгресс финно-угроведов, Тезисы. — Таллинн, 1970.—Т.2. —С.58.

117. Полный текст «Вятского летописца» с критическим разбором, проделанным А.С.Верещагиным, опубл. в Трудах Вятской ученой архивной комиссии. — Вятка, 1905. — Вып.З. — Отд.2.

118. Проблемы молодежи: исследования по социальной педагогике и психологии. — Ижевск, 1989.

119. Разумный В.А. Творчество народа и современность. — М., 1990.

120. Рычков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг. —СПб., 1770.—4.1.

121. Савушкина Н. О современном состоянии фольклора (Из опыта работы фольклорных экспедиций МГУ) // Традиции и современность в фольклоре. —М., 1988.—С. 18.

122. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь.— Алма-Ата, 1974. —224 с.

123. Система народного и въ частности инородческого образования въ Казанском краъ Н.И.Ильминского. — Казань, Типо лит. И.С.Перова, Булакъ. Соб. дома, 1910. —С.9.

124. Слесарева М.Т. Метафорическая образность свадебной поэзии восточных финно-угров // Вопросы истории и поэтики удмуртской литературы и фольклора. — Ижевск, 1984. — С. 100—112.

125. Словарь по этике (п/р А.А.Гусейнова и С.С.Кона). — М.: Изд-во политической литературы, 1989. —С.354.

126. Смирнов И.Н. Вотяки // ИОАИЭ.— Казань, 1890.— Т.8.— Вып.2. — С.257.

127. Снегирев И. Русские православные праздники и суеверные обряды.— М., 1837.—Вып. 1. —242 с.

128. Соколов С.В. О древних именах удмуртов // Ономастика. — М.: Наука, 1969.

129. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. Статей. Науч. ред. Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.Я.— М.: МГУК, 1996. —146 с.

130. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сборник науч. трудов (НИИ культуры). — М., 1990. — Вып.1. — 256 с.

131. Стрельцов Ф. Об организации краеведческой работы // Удмуртское хозяйство. — Ижевск, 1927. —№ 1. — С.94—96.

132. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени.— М.: МГИК, 1991.

133. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Рабочая программа учебного курса. — М.: МГУК, 1994. —45 с.

134. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1996. —128 с.

135. Тараканов И.В. Иноязычная лексика в современном удмуртском языке. — Ижевск, 1981. — С.32.

136. Тепляшина Т.И. Язык бесермян. — Москва, 1970. —С.5—22.

137. Травина И.К. Удмуртские народные песни: Дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1962. —165 с.

138. Традиции и современность в фольклоре.— М.: Наука, 1988.—216 с.

139. Традиционные формы досуга: история и современность.— М.: Гос. республ. Центр русского фольклора, 1993. —200 с.

140. Трефилов Г.Н. К вершинам культуры. — Ижевск, 1964. —С.5.

141. Трефилов Г.Н. Происхождение удмуртского народа. — Ижевск, Удмуртская правда, 1956. —С.2.

142. Тульцева JI.A. Ритуально-праздничная культура в современном досуге // Традиционные формы досуга: история и современность.— М.: Госуд. республ. Центр русского фольклора, 1993. —С. 165,176,184.

143. Турсунов Т.П. Народное творчество как средство воспитания эстетической культуры учащихся среднего школьного возраста: Дисс. . канд. педагог, наук /Ташкент, 1984. —184 с.

144. Удмуртская АССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1980 года. — Ижевск, 1980.

145. Учреждения культуры— юбилею республики // Удмуртская правда, 22.09.95. — С.2.

146. Удмуртский фольклор. Загадки /Составитель Т.Г.Перевозчикова. — Ижевск, 1982. —С.5, 8.

147. Удмуртский фольклор. Песенки, потешки, считалки, дразнилки // Составитель JI.H.Долганова. — Ижевск, Удмуртия, 1981. —С.6, 9.

148. Удмуртский фольклор. Пословицы, афоризмы, поговорки /Составитель Т.Г.Перевозчикова. — Ижевск, 1986. — С.6.

149. Удмурты. Историко-этнографические очерки. Научный редактор В.В.Пименов. — Ижевск, 1993. — С.З, 23, 31, 34—35.

150. Фаснер М. Этимологический словарь русского языка.— М., 1964.—4.1.

151. Федянович Т.П. Родильные обряды у мордвы (к их количественной характеристике) // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. —М.: Наука, 1981. —С.119.

152. Флаг культуры на баррикадах национального вопроса // АИФ в Удмуртии. 17.04.94.—С. 13—14.

153. Фольклор и этнография. — М., 1970. —С.7—12.

154. Фотеев Г.В. К истории становления удмуртско-русских этнокультурных отношений // Материалы к ранней истории населения Удмуртии. — Ижевск, 1978.

155. Хомяков М.М. Эволюция вотского брака—Известия Общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете. — Казань, 1911.— Т.27. — Вып.4.

156. Христолюбова JI.C. Семейные обряды удмуртов (традиции и процессы обновления). — Ижевск, Удмуртия, 1984. —129 с.

157. Христолюбова JI.C. Этнокультурные процессы у удмуртов в 1970-ее годы // Статистико-этнографические исследования в Удмуртии. — Устинов, 1985.—С.79.

158. Четыреста двадцать пять лет добровольного присоединения Удмуртии к России. — Ижевск, 1983. —С.20,40—51.

159. Шатинова Н. Традиционные обряды алтайцев, связанные с рождением ребенка // Вопросы истории Горного Алтая.— Горно-Алтайск, 1980.— Вып.1.-—С.150—153.

160. Школы— за возрождение удмуртской культуры // Удмуртская правда, 31.08.94. —С.2—3.

161. Шулунова JI.И. Роль клуба в сохранении, пропаганде и развитии традиционного народного творчества.— Ленинград, 1976.— Дисс. канд. педагог, наук. — 203 с.

162. Шулунова Л.И. Этнография и фольклор: Программа для институтов культуры и искусств. — М., 1987. —18 с.

163. Шушакова Г.Н. Удмуртская волшебная сказка: Дисс. канд. филол. наук /МГУ, 1990.

164. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. —С.31.

165. Этнокультурные процессы в Удмуртии. — Ижевск, 1978. —С.21.

166. Яковлев И.В. Заметка о священном озере вотяков Казанского уезда и моление на нем // ИОАИЭ, Казань, 1903. — Т. 19. — Вып.З—4. — С.200—210.

167. Яковлев И.В. Способ умыкания невесты у вотяков Елабужского уезда // Живая старина, 1913. —№ 12; отд. оттиск. — СПб., 1914.

168. Яшин Д.А. Удмуртская народная сказка: Дисс. канд. филолог, наук /Ижевск, 1967. — 300 С.

169. Joki A. Uraulier und Indogermann, Helsinki, 1973, SUS. -151, S. 272.

170. Munkacsi IV Munkacsi Bernat: A votjakok kozt Ethnografia, 1892/1893 -108 old.

171. Seppo Lalluka. The East Finnic Minorities in the Soviet Union // An Appraisal of the Erosive Trends, Suomalainen Tiedeakatemia, Helsinki, 1990, -old. 47-58.

172. Buch M: Die Wotsaken Eine ethologische Studie, Helsinki, 1883. -S. 106.

173. Wichmann Y. Wotjakische Chrestomatnie mit cbossar Helsingfors, 1901. - S. 134.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.