Социальный смысл праздника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Юдин, Николай Леонидович

  • Юдин, Николай Леонидович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Иваново
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 228
Юдин, Николай Леонидович. Социальный смысл праздника: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Иваново. 2006. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Юдин, Николай Леонидович

Введение

Глава 1. Понятие праздника в социальной философии

1.1. Дефиниции праздника в специальной нефилософской литературе

1.2. Исходные установки для социально-философского определения праздника

1.2.1. Родовые понятия праздника

1.2.2. Видовые характеристики праздника

1.2.3. Хронотоп праздника

1.2.4. Терпение как власть над хронотопом

1.3. Диалектика повседневности и праздника как структура организации социального порядка

Глава 2. Праздник как творчество

2.1. Праздник и деструктивность

2.1.1. Жертвоприношение

2.1.2. Агрессия

2.2. Культура руководителя праздника

2.2.1. Руководитель праздника как режиссер и актер

2.2.2.Техника преодоления агрессивности

2.2.3. Праздник как бизнес

2.3. Праздничная природа творчества и творческая сущность праздника

2.3.1. Сущность творчества и сущность праздника

2.3.2. Праздник как генезис человеческой реальности

Глава 3. Праздник как пир победы

3.1. Социальная телесность и праздник

3.1.1. Первоначальное понятие тела и телесности

3.1.2.Три традиции понимания тела 158 3.1.3 .Телесность в новейшем философствовании

3.2. Аналитика предметного универсума праздника

3.3. Повседневность еды и праздничность пира 188 3.4 Тотальность праздника победы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальный смысл праздника»

Актуальность темы исследования

Проблема праздника выступает для «постсовременной» России в качестве весьма актуальной как в практическом, так и в теоретическом отношении. В условиях системного кризиса общества мы сегодня сталкиваемся также и с острыми проблемами кризиса праздничности, что отнюдь не безразлично для кон-ституирования нового общества в целом. Становление нового социального порядка всегда происходит через кризис старой и констелляцию новой праздничности. Поэтому сложный и во многом мучительный процесс перехода нашего общества от автократической социальной системы к общественному организму с рыночной экономикой, с развитыми формами политической демократии и радикально более автономным типом бытия индивида по-новому заставляет переосмыслить феномен праздника. Конкретные исследования в ряде случаев просто теряют ориентиры, не могут определиться в меняющихся системах ценностей.

Праздник являет собой один из важнейших модусов социального бытия и уже в этом плане, без сомнения, представляет собой социально-философскую проблему. Он обнаруживает такие объективные энергии социального, которые, вырвавшись из-под рационального контроля, могут представлять серьезную опасность для стабильности общества. Поэтому такими энергиями необходимо «овладеть» и, прежде всего, понимать их генезис, закономерности функционирования и развития. Те же энергии могут быть не только опасны и разрушительны, но в то же время и плодоносны и созидательны. Они, если их разумно использовать, могут способствовать обновлению общества, осмыслению им своей сущности в целом, и сплочению, росту солидарности, формированию новой соборности.

Актуальность данной проблемы имеет и более широкий философский контекст. Она обусловлена общественной потребностью в осмыслении кардинальных изменений в сфере социальной субъектности, со всей определенностью обозначившихся в новоевропейской цивилизации на рубеже тысячелетий. Российские реалии в данном отношении выступают не в качестве каких-то «периферийных» по отношению к тенденциям развития праздника на Западе. Напротив, российский кризис праздничности наиболее выпукло представляет те проблемы, которые в развитых постиндустриальных странах смягчены, заблокированы, замаскированы целым рядом более благоприятных условий общественного развития. С этой точки зрения российская постсовременность и в измерении праздничности может послужить в качестве образца для изучения и других развитых стран постиндустриального общества.

Степень разработанности проблемы

Понятия «праздник», «празднество» встречаются в самых разных текстах, относящимся к социальным и гуманитарным наукам. Они подробно и всесторонне разработаны как в современной отечественной, так и в зарубежной этнографии, культурологии. Развернутому культурологическому анализу подверг идею праздника М.М. Бахтин в своей работе о творчестве Рабле, которую необходимо выделить особо, ибо в ней особенно ясно обнаруживается философская интенция.

Что касается общей картины исследования проблемы праздника в социальных и гуманитарных науках, то необходимо выделить, прежде всего, историографию. Уже в исторических текстах древних авторов могут быть вычленены описания различных празднеств, как религиозных, так светских и домашних, которые служат основанием для многообразной социально-гуманитарной реконструкции и рефлексии феномена праздника.

В современной этнографии изучение праздника происходит в диалоге между последователями структурализма и его критиками. Линия Леви-Стросса, этнолога-структуралиста, одного из основателей структурализма, развивается в традиции психоанализа, Руссо, Дюркгейма, Маркса, Марселя Мосса. Эта линия подчеркивает объяснительную роль архаики для понимания современности, в том числе и для понимания современного праздника. Существенно, что Леви-Стросс последовательно проводил в жизнь антикартезианскую программу. Для него исходный принцип картезианства «я мыслю, следовательно я существую» является не более как точкой в пространстве мифологического мышления. Другая линия, альтернативная Леви-Строссу, обвиняет его, прежде всего, в руссоизме. Здесь в методологическом плане существенна фигура Ж. Делеза, подвергнувшего критике структурализм как «бинаризм» (Гирц, Соколовский С.В., и др.)

В плане антропологии и этнографии праздник уже в 60-е гг. 20 в. подробно исследовался в работах таких отечественных авторов как Б.Ф. Поршнев и Ю.И. Семенов и др. Российская этнография и культурология XX в. уделяли довольно много внимания празднику (Абрамян Л.А., Шагоян Г.А., Аверин-цев С.С., Акимова Л.И., Андреев И.Л., Андреева Т.Б., Белкин А.А., Гагии В.Н., Колесникова А. В., Котылев А. Ю., Куварзина О.В., Левинсон А.Г., Лихачев Д.С., Морозов А.А., Нестерук М.М., Пропп В .Я., Рубцова А.О., Соколов Э.В., Созина Е. К., Стратанович Г.Г., Топоров В. Н., Фрейденберг О.М., Эпштейн М.Н., и др.).

Естественно, что праздник активно исследуется также и современными западными антропологами, социологами, психологами,, этнографами, искусствоведами и культурологами. Особенно следует отметить энциклопедическое справочное издание: «Das Fest: Eine Kulturgeschichte von der Antike bis zur Gegenwart», изданное в 1988 году в Мюнхене. Проблемой праздника так или иначе занимались Ауэрбах Э., Батай Ж., Беньямин В., Бодрияр Ж., Бродель Ф., Жирар Р., Геннен А., ван, Гидденс Э., Голыитейн В., Гроф С., Жигульский К., Лаку-Лабарт Ф., Леви-Стросс К., Мосс М., Роуз Ф., Тэрнер В., Фромм Э., Фрэзер Дж. Д., Фуко М., Хейзинга Й., Хюбнер К., Элиаде М., Кассирер Э. и др.

Однако при всем многообразии изучения праздника в литературе социальная философия праздника практически отсутствует. Достаточно обратиться к философским словарям и энциклопедиям, чтобы увидеть, что праздник как социально-философская проблема фактически не тематизирован не только в современной российской социальной философии, (как они не были тематизиро-ваны и в советском официальном историческом материализме), но насколько можно судить по доступным зарубежным источникам, и в мировой социально-философской литературе. Так в позднее советское время в подробнейшем и одном из лучших «Алфавитном предметно-именном указателе» к «Философской энциклопедии» (1960-1970 гг.) понятие праздника не выделено. Термин «праздник» не обозначен в «Философском энциклопедическом словаре» (1983). Практически не изменилась ситуация и в постсоветское время. Понятия «праздник» нет в «Краткой философской энциклопедии под ред. Е.Ф. Губского и др.» (1994), в «Современном философском словаре под ред. В.Е. Кемерова и др.» (1996), в словаре «Современная западная философия», (составители: В.С.Малахов, В.П. Филатов), (1991), - в кратком словаре «Философия права» (В.А. Бачинин, В.П. Сальников) (2000), в «Новейшем философском словаре» (Минск, 2001). Не выделена статья «праздник» в словаре «Современная западная социология» ( ред. Ю.Н. Давыдов) (1991). Не привлек внимания праздник и авторов «Проективного философского словаря» под ред. Г.Л. Тульчииского и М.Н. Эпштейна, где рассмотрены «новые термины и понятия» (2003). Таким образом, понятие «праздник» никак не рассматривается как философское и социально-философское. Философская нетематизированность праздника особенно бросается в глаза потому, что его «диалектическая противоположность», а именно понятие повседневности исследовано в социально-философском плане по ряду причин гораздо лучше. Отсюда и вытекает постановка цели и задач данного диссертационного исследования. Цель и задачи исследования

Данная диссертационная работа ставит основной целью социально-философское осмысление праздника и модуса праздничности. Необходимо раскрыть социально-философский смысл понятия «праздник», показать его место среди близких ему понятий.

Достижение основной цели исследования разворачивается посредством постановки и решения следующих основных задач:

- показать особое место праздничности в социуме как его своеобразной темпоральной характеристики;

- предложить развернутое рабочее определение понятия «праздник» в социально-философском плане;

- раскрыть внутреннюю связь праздника и ритмов социального времени;

- обрисовать праздник как форму социального творчества с точки зрения существования в социуме двух модусов: повседневности и праздничности. В связи с этим - наметить пути осмысления роли социальных революций как бы-тийствующих в специфических праздничных формах;

- показать смысл праздника как формы социальной памяти, реализующейся в традициях;

- рассмотреть диалектику праздника и повседневности как организации социального порядка и в связи с этим осмыслить роль негативных моментов в празднике (агрессия, вандализм, насилие и т.п.);

- раскрыть социальный смысл духовных (эстетических, религиозных, мировоззренческих) аспектов праздника в развитии социума;

- выявить основные тенденции и закономерности эволюции форм праздника в историческом процессе;

- наметить типологию праздника в новоевропейской цивилизации;

- проанализировать основные особенности праздника в «постсовременной» России;

- проследить экзистенциальный план проблемы праздника и переживания его как народом, так интеллигенцией и руководством;

- наметить социально-философское обоснование жизненных стратегий общественного человека в условиях праздника;

- осмыслить роль социальной телесности в празднике;

- показать роль пира в функционировании празднества.

Методологические основы и теоретические источники исследования

Диссертационное исследование осуществлялось с учетом фундаментальных положений, выработанных мировой и отечественной мыслью применительно к проблеме праздника. Сложность, многоаспектность предмета исследования потребовала обращения к данным не только философии, но и культурологии, этнографии, социологии, психологии и других дисциплин. Многосторонний характер предмета исследования и разнородность вовлеченного в орбиту исследования теоретического и исторического материала обусловили необходимость использования методов сравнительно-исторического анализа и междисциплинарного синтеза.

Междисциплинарность данного диссертационного исследования не означает в то же время методологического синкретизма. Особая трудность его состояла, в связи со сказанным в том, чтобы не «сползти» в культурологию или этнографию, отправившись по уже накатанным методологическим колеям, -сохранить специфику социально-философской аналитики по преимуществу. Методы других дисциплин использовались лишь как вспомогательные.

Что касается собственно философской методологии, то в анализе был специально акцентирована методологическая идея констелляции, особо разработанный Г, Лукачем, В. Беньямином и Т.В. Адорно. С этой точки зрения прошлое не уходит, но остается в настоящем «на равных», так же как и будущее просвечивает в конфигуративном отношении прошлого и настоящего. Диалектика в «Stillstand» по В. Беньямину оказывается особо эффективной в социально-философской аналитике праздника.

Особое значение для исследования в целом приобрела «негативная диалектика» Т.В. Адорно, понимаемая не столько как философское упоение самим актом бунта и разрушения (что часто ей инкриминируется) но, прежде всего, негативная диалектика как горизонт нового философствования, нацеленного на спасение особенного во всеобщем, на приоритет нетождественного, нового по сравнению с уныло однообразным, повторяющимся и обыденным. Идее констелляции было уделено особое внимание именно в контексте «негативной диалектики» Адорно, предстающей как одна из принципиально других логических форм по сравнению с тем проектом, который конститутивно имеет в себе основной момент всеобщепонятийной структуры.

Научная новизна результатов исследования и положения, выносимые на защиту

Новизна и своеобразие работы следует из самой постановки проблемы о социально-философском смысле праздника.

Предложена развернутая дефиниция праздника в социально-философском плане. Вкратце она сводится к тому, что праздник есть особое состояние социума, - событие, раскрывающее трансцендентную сущность последнего.

Результат работы состоит также в том, что в заданном аспекте исследованы предельные основания сог^иалъного бытия, или, в общих чертах построена модель самой глубинной природы развития социального. В результате исследования показано, что праздник в широком смысле представляет собой существенный модус социальной онтологии, и соответственно, он есть обнаружение сущности социума. Метафизика общества предстает как феноменология праздника. Социально-философская и историософская проблематика реализована в связи с этим как диалектика повседневности и праздничности. Продемонстрировано, как праздник актуализирует и выявляет базовые социальные структуры: возрастную, тендерную, социально-профессиональную и этническую.

Осмыслено обычно оставляемое в тени обстоятельство, что праздник в различных цивилизациях культивировался как полнота самоосуществления социума, хотя в то же время он нес в себе и опасные деструктивные тенденции.

Практическая и теоретическая значимость работы

Теоретические положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в исследовании широкого спектра проблем социальной философии. Они могут составить также методологическую основу для решения ряда актуальных проблем культурологии, этнографии, историографии, философии истории, социологической теории, этики, философской антропологии, ряда других философских, социальных и гуманитарных дисциплин. Результаты исследования могут найти применение при разработке и чтении вузовских курсов по социальной философии, культурологии, этнографии, социологии, политологии, спецкурсов по отдельным философским вопросам.

Проведенное диссертационное исследование позволяет выработать принципы научной разработки системы образования и серьезной подготовки организаторов как публичных, а также - корпоративных и домашних празднеств.

Положения, содержащиеся в диссертации, могут стать основой для разработки программы, предназначенной для средств массовой информации, в которой развертывалась бы идея о социальной необходимости продуманного и обоснованного гуманитарным и социальным знанием культивирования празднества.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования изложены в ряде статей, опубликованных автором в период с 2003 по 200.6 г. С отдельными докладами автор выступал на научных конференциях. Среди последних можно назвать: «Образование и насилие» (Санкт-Петербург, 2004), «Проблема успеха в социальной теории и практике» (Иваново, 2004), «Предприниматель и успех» (Санкт-Петербург, 2006) и др.

Структура диссертации

Работа состоит из Введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 219 наименований, в том числе 13 на иностранных языках.

Л*

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Юдин, Николай Леонидович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведу основные итоги своего исследования. Надо признать, что начиная его, я не понимал еще всей социально-философской значимости этого социального явления. Только в результате сосредоточенного трехлетнего труда удалось осознать, что праздничный модус социума открывает трансцендентную суть человеческого и социального бытия. - Мы люди постольку, поскольку мы способны к празднику. Сама социальность создается ритмом праздничности и повседневности. Праздник - это то, что пришло к нам из архаики. Поэтому на материале архаических праздников, мы приходим к пониманию сути праздника.

Праздник задает не только самое социальность, но и фундаментальные ее формы - специфическое социальное время/пространство, социальный хронотоп в его структурности. Праздник предстает как интенсивное общение, как генерация коммуникаций. Социальная суть праздника - организация общения как межличностного, так и социального. Те отношения, которые интенсивно творятся в празднике, потом длятся в будни. Праздник конституирует, разыгрывает и обыгрывает разделение верхов и низов как инвертирующих верхней (серьезной, официальной) и нижней (смеховой, карнавальной) культуры.

Ритм праздничности и повседневности лежит в основе социальной памяти, - в основе условий возможности сознания, ибо праздник учит ожидать и терпеть, он культивирует аскезу и возможность реализации полноты бытия. Такой ритм присутствует в жизни даже высших животных только в виртуальном состоянии и как таковой формируется в процессе антропосоциогенеза.

В традиционных обществах повседневность подчинена и посвящена празднику. В новоевропейской цивилизации праздник подчинен и посвящен повседневности и рационализируется как подготовка к будничному труду -«день отдыха».

В методологическом плане праздник раскрывает суть социальных изменений (бунты, восстания и революции в политической сфере), он раскрывает нам социальный смысл искусства театра, литургии в религии, процесса образования как коллективного познания. Праздник это утверждение устойчивости в изменении и изменения в устойчивости.

Сознание и память конкретизируется как традиция. Праздник есть обнаружение социокультурной традиции. Традиция как внегенетическая преемственность бытийствует через праздник и реализуется в социальном институте образования, как формального, так и информального. Праздник есть школа в широком смысле. И обратно, сущностным образом празднично всякое образование, всякое обучение.

Праздничность являет собой единство аполлонического и дионисийного: она нацелена на трансцендентное, которое мыслится как организованное по аполлоническому высшему закону, но выражена в дионисийных телесных формах. В своей дионисийности праздничность чрезмерна, избыточна и иммораль-на, поскольку обращена к трансцендентному миру, принципиально несоизмеримому с индивидуальным бытием.

Праздник осуществляется через явный или сокрытый ритуал жертвоприношения. С этой точки зрения над праздником витает дионисийный призрак смерти, реальной или виртуальной. Праздник - это воспоминание о жертвоприношении, которое спасло мир и представляет собой «модель» жертвоприношения, игру в жертвоприношение, театр жертвоприношения.

В своей дионисийности праздничность активизирует, актуализирует и раскрывает коллективные формы бытия: коллективное тело становится непосредственно чувственно переживаемым (еда, секс). Основные идентификации (возраст, пол, профессия, этнос) акцентируются. В праздник молодые чувствуют себя особенно молодыми, а старики особенно стариками в наиболее полной форме связности времен. Женщины чувствуют себя особенно женщинами (скажем, праздник предполагает декольтированность, как открывание своей женственности). Профессиональные праздники, особенно строящиеся вокруг таких базовых профессий как военные, крестьяне (праздник урожая, к примеру), день знаний, создают общество как целостную констелляцию, - единое из различного. То же самое - национальные праздники (День независимости, как день отдельности от других наций) конституируют мировое целое как единство различного.

Праздник - сама социальная объективность. Он являет собой социальную стихию, хотя кажется, что властители могут назначить или отменить праздник. Советская история продемонстрировала как, вопреки первоначальному замыслу революционеров и реформаторов, 8 марта превратился в праздник женственности, а 23 февраля - в праздник мужественности, 7 ноября - в праздник урожая, а 9 мая - в национальный праздник освобождения.

Базовая форма празднества - пир, который является превращенной формой и оборачиванием жертвоприношения. В этом плане пир выступает как форма связи с трансцендентным, базовая форма реализации праздника. Пир, построенный вокруг коллективной еды, выстраивает столь же богатый универсум, как и универсум, построенный вокруг половых отношений, что показал 3. Фрейд. Сексуальные отношения предстают как необходимым образом входящие в эксцесс праздника. Все это, ставя на службу аполлоническому дионисий-ное, превращает праздник в мощный инструмент глубинного познания социума.

Победа как социальное отношение, в котором социум приобщается к так или иначе понятому трансцендентному теснейшим образом связана с праздником. Праздник это ритуал, в котором отношение победы является, объективируется, обнаруживается, закрепляется. Явление праздника активно по отношению к содержанию победы - оно формирует победу,' представляет его человеческой душе. Словом, праздник и победа предстают как единое, напряженно вибрирующее целое, задавая ритм и поступательность как истории человечества, так и биографии каждого человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юдин, Николай Леонидович, 2006 год

1. Абрамян JI.A. Первобытный праздник и мифология. Ереван. 1983.

2. Абрамян JI.A., Шагоян Г.А. Динамика праздника: структура, гиперструктура. антиструктура // Этнографическое обозрение. 2002. № 2.

3. Аверинцев С. С. К истолкованию мифа об Эдипе // Античность и современность. М., 1972.

4. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975.

5. Аверинцев С. С. Ритм как теодицея // Новый мир. 2001. № 2.

6. Агрессия. Сб. статей. СПб., 2004.

7. Адорно Т.В. Негативная диалектика / Пер. с нем. ЕЛ. Петренко. М.,2003.

8. Адорно Т.В., Сэнфорд Р.Н., Френкелъ-Брюнсвик Э., Левинсон Д.Дж. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

9. Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. М.-СПб., 1999.

10. Адорно Т.В. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б. Скуратова. М.,2001.

11. Адорно Т.В. Заметки о Кафке // Звезда. 1996. № 12.

12. Адорно Т.В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. МЛ. Хоръко-ва. М., 2000.

13. Адорно Т. В. Эстетическая теория М., 2001.

14. Акимов Н.П. Театральное наследие. Л., 1978. Кн.2. О режиссуре. Режиссерские экспликации и заметки.

15. Алексеев В. Старый-молодой жанр спортивно-театрализованных представлений // Праздник. 2005. № 9.

16. Анатомия кризисов / Отв. ред. В.М. Котляков. М., 1999.

17. Андреев ИЛ. Тантам сзывает посвященных (тайные ритуальные общества Африки как продукт эволюции тендерных отношений) // Вопросы философии. 2000. №6.

18. Андреева Т.Б. Пиво в обрядах и обычаях севернорусских крестьян в 19 в. // Этнографическое обозрение. 2004. № 1.

19. Анненков Ю. Естественное отправление // Арена. Театральный альманах. Пг., 1924.

20. Арто А. Театр и его двойник / Пер. с фр. С. Исаева. М., 1993.

21. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

22. Баландин Р.К. Время. Земля. Мозг. Изд. 2-е. Минск, 1979.

23. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум в онтологии культуры. Волгоград, 2002.

24. БатищевГ.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.

25. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990.

26. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. (1937 1938) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

27. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995.

28. Беккер Г. Современная теория священного и светского и ее развитие // Беккер А., Босков Г. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

29. Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.

30. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

31. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.

32. Беньямин В. Сюрреализм. Моментальный ■ снимок нынешней европейской интеллигенции // Новое литературное обозрение. 2004. №68.

33. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995.

34. Бержье Ж., Ловелъ Л. Утро магов: власть магических культов в нацистской Германии / Пер. с фр. И. Папаева. М., 1992.

35. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.

36. Бибихин В. В. Кризис антиидеологии // Новые тенденции в западной социальной философии. М., 1988.

37. Битус А. Шоу под открытым небом // Праздник. 2005. №4.

38. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Пер. Н.В. Суслова. Екатеринбург, 2000.

39. БодриярЖ. Символический обмен и смерть. М., 2000.

40. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV XVIII вв. М., 1986. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное.

41. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV -XVIII вв. М., 1988. Т.2. Игры обмена.

42. Вагнер Р. О сущности немецкой музыки // Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.

43. Вагнер Р. Опера и драма / Пер. А. Шепелевского и А. Винтера II Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.

44. Валентинавичюс В.В. Понимание идеологии в философии Т. Адорно. Автореф. к.ф.н. Вильнюс, 1989.

45. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

46. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

47. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. Книга вторая.

48. Винер Н. Творец и робот. Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией. М., 1966.

49. Гагин В.Н. Праздничность как феномен русской культуры. М., 2005.

50. Гадамер Г.-Г. О праздничности театра (1954) / Пер. с нем. М.К. Рык-лина// Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

51. Гаджиев К. С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии. 1997. №6.

52. Гаман КГ. Пять пастырских посланий о школьной драме / Пер. Ал.В. Михайлова II Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 2.

53. Геннен А. ван. Обряды перехода: системное изучение обрядов. М.,2002.

54. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Пер. с англ. В. Анурина. СПб., 2004.

55. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики / Пер. с англ. В.В. Кузнецова, КС. Тихомировой. СПб., 2000.

56. Голъштейн В. Жертва и долг в «Дяде Ване» // Русская литература. 1998. №2.

57. Гроф С., ХэлифаксД. Человек перед лицом смерти. Киев, 1996.

58. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М., 1994.

59. Гумилев JJ.H., Ермолаев В.Ю. Горе от иллюзий // Alma Mater. М.,1992.

60. Дадун Р. Фрейд / Пер с фр .Дм. Федорова. М., 1994.

61. Делез Ж., Гватари Ф. Трактат о номадологии / Пер. В. Мерлина II Новый круг. Киев, 1992. № 2.

62. Делез Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип / Перевод-реферат МЛ Рыклина. М., 1990.

63. Демченко О. Праздник бега на Таганке // Праздник. 2005. № 7.

64. Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов: человечество как оно есть. М., 1996.

65. Дмитриев А.В. Социология политического юмора. М., 1998. (Рец.: Социс.1999. № 5).

66. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Изд. 3-е доп. СПб., 2003.

67. Достоевский Ф.М. Бесы. Роман в 3 ч. М., 1996.

68. Ерофеев В. Москва Петушки. М., 2004.

69. Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней (Сб. статей) / Отв. ред. Л.И. Акимова. М., 2000.

70. Жигульский К. Праздник и культура: праздники старые и новые. М.,1985.

71. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

72. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.

73. Захарченко М.В. Типологическая интерпретация понятия традиции. Автореф.д.ф.н. СПб. 2002.

74. Калмыкова A.M. Праздники и зрелища у различных народов. СПб.1894.

75. Каневский JJ.JI. Каннибализм. М., 1998.

76. Кант И. Религия в пределах только разума •// Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

77. Кантор В.К. Категория трагического в эстетике Чернышевского (В контексте русской художественной культуры 19 века) // Вопросы философии. 1978. № 6.

78. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Вместо введения // Новое литературное обозрение. 1995. № 13.

79. Колаковский Л. Похвала непоследовательности. Edizioni Aurora Firenze. 1974.

80. Колесникова А. В. Бал в истории русской культуры. Автореф. кандидата культурологии. СПб. 1999.

81. Костецкий В.В. Человек в экстазе. Опыт философского познания. Тюмень, 1996. 4.1.

82. Костецкий В.В. Философические речи. Избранные статьи и доклады по философии, культурологии и теории образования. Тюмень, 2000.

83. Котылев А. Ю. Метаморфозы игры в культуре переходного типа (На материале эпохи становления советской культуры). Россия 1917- 1933. Авто-реф. .к. культурологии. СПб. 2000.

84. Кречмер Э. Строение тела и характер. Исследования в области проблемы конституции и учения о темпераментах. Киев, 1924.

85. Куварзина О.В. О понятии «скоморошества» // Фигуры истории или «общие места» историографии. Вторые санкт-петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. СПб., 2005.

86. Култыгин В.П. Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности II Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

87. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta. Фигуры Вагнера / Пер. с фр. СПб.,1999.

88. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Под ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М., 1994.

89. Левинсон А.Г. Попытка реставрации балаганных гуляний в нэповской России (К социологии культурных форм) // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. 1991. М., 1991.

90. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

91. Лем С. Принцип разрушения как философский принцип // Природа. 1987. №9.

92. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с нем. М., 1994.

93. Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб., 2001.

94. Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание // Вестник социалистической академии. 1923. Кн. 4-6.

95. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1987: Т. 4.

96. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.,1978.

97. Малиновский Б. Магия, наука, религия / Пер. А.П. Хомик. Б.м. 1998.

98. Маринетти Ф. Т. Новая религия мораль скорости. (Футуристический манифест) //Современный Запад. Пг.-М., 1923. №3.

99. Митина КВ. Неравенство: социально-философский анализ. Ростов н/Д., 2005.

100. Морозов А.А. К вопросу об исторической роли скоморохов // Русский фольклор. Д., 1976. Выи. 16.

101. Морозов К.Е. Проблема пространства-времени // Философия естествознания. М., 1966.

102. Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мыслью о смерти (Австралия. Новая Зеландия): Доклад, сделанный в психологическом обществе (1926 г.) / Пер. с фр. // Человек. 1992. № 6.

103. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

104. Наймам А., Наринская Г. Процесс еды и беседы. 100 кулинарных и интеллектуальных рецептов // Октябрь. 2003. № 3 6.

105. Небылицин В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. М., 2000.

106. Нестерук М.М. Искусство гостеприимства. Учеб. пособ. М,, 2002.

107. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм / Пер. Г.А. Рачинского II Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М., 1990. Т. 2.

108. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. (1884 -1888) / Под ред. Г. Рачинского и Я. Бермана. М., 1995.

109. Новые направления социологической теории. М., 1978.

110. Новый образ тела. (Тематический выпуск) // Курьер Юнеско. 2001. Июль / август.111.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3,4.

111. Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

112. Пигров КС. Философские проблемы научно-технического творчества // Философские проблемы научного познания и творчества. СПб., 1996.

113. Пигров КС. Любовь к труду и труд любви, или Любовь к труду как философская проблема // Любовь семья - ребенок. Матер, межвуз. науч. конф. СПб., 2000.

114. Пигров КС. Быть значит есть // Философия пира. Опыт тематиза-ции. СПб., 1999.1П.Пигров КС. Философские смыслы в сенсорных пространствах // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. Серия 6. Вып. 2.

115. Подорога В.А. Событие // Философия: энциклопедический словарь. М., 2004.

116. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992 1994 годов. М., 1995.

117. Подорога В.А. Законы и методы негативной диалектики. Т.В. Адор-но. Критика современного неомарксизма: на материале ФРГ. М., 1981.121 .Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М., 1971.

118. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

119. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1989.

120. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

121. Пушкарева ПЛ. Предмет и методы изучения «Истории повседневности» // Этнографическое обозрение. 2004. № 5.

122. Радо. Краткое, но любопытное описание двух главнейших обрядов, при бракосочетании и погребении у древних народов. М., 1789.

123. Революция и современность. Сборник, посвященный памяти доцента кафедры социальной философии и философии истории Почепко В.А. СПб., 2001.

124. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.

125. Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. 1996 № 4.

126. Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996.

127. Ъ\.Роднянская И.Б., Кокс Х.Г. Праздник шутов. Теологический очеркпразднества и фантазии // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976.

128. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество / Пер. с англ. Е.В. Говор. М., 1989.

129. Рубцова А.О. Праздники и обряды: теоретический курс в авторизованном изложении. М., 1994.

130. СелъеГ. Стресс без дистресса. М., 1982.

131. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1965.

132. Символы в культуре. СПб., 1992.

133. Симонов П.В. Происхождение духовности. М., 1989.

134. СковородаГ.С Соч. в 2-х т. М., 1973.

135. Смирнов Е.А. Личность руководителя. Учеб. пособ. СПб., 2005.

136. Смирнов Е.А. Современный руководитель: стратегии жизни и деятельности. М., 2002.

137. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. JI., 1977.

138. Соколовский С.В. Стигматы архаизации: анализ праздника и анализ текста // Этнографическое обозрение. 2002. № 2.

139. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева. М., 1989.

140. Соловьева Г.Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т.В. Адорно). Алма-Ата, 1990.

141. Созина Е. К. Мотив перверсных пиров в русской поэзии 1830 1870-х годов // sozina@internethome.ru

142. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М., 1988 Т. 1.

143. Соловьева Г.Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т.В. Адорно). Алма-Ата, 1990.

144. СпивакД.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика / Под ред. Н.В. Бехтеревой. СПб., 2000.

145. Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н.А. Иванцова. СПб., 1993.

146. Станиславский КС. Мое гражданское служение России. М., 1990.151 .Стратанович Г.Г. Мистерия и карнавал. М., 1973.

147. Такман Б. Августовские.пушки. М., 1972. .

148. Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

149. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991.

150. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

151. Тихонович КС. Мировоззрение Т.В. Адорно: человек и культура. Ав-тореф.к.ф.н. Минск, 1982.

152. Тишков В.А. Культурный смысл пространства // Этнографическое обозрение. 2004. № 1.

153. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

154. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992. Т. 2.

155. Тростников М.В. Пространственно-временные параметры в искусстве раннего авангарда. // Вопросы философии. 1997. № 9.

156. Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Тэр-нер В. Символ и ритуал. М., 1983. ,

157. УайтхедА.Д. Избранные работы по философии. М., 1990.

158. Уоррен У. Джим Томпсон: неразгаданная тайна (Историко-географическое исследование) / Вступ. ст. Н. Юдина. М., 2004.

159. Феномен удовольствия в культуре. Матер, междунар. форума 6-9 апреля 2004 г. СПб., 2004.

160. Ферсман А.Е. Геохимия в 4-х т. Л., 1934. Т. 2.

161. Философия пира. Опыт тематизации. СПб., 1999.

162. Фрейд 3. Недовольство культурой. (Das Unbehagen in der Kultur. 1930) / Пер. A.M. Руткевича II Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

163. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

164. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994.

165. Фрэзер Дж. Д. Золотая ветвь / Пер. с англ. М.К. Рыклина. М., 1998.

166. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

167. Фурье Ш. Пути будущего / Пер. И.И. Зилъберфарба II Фурье Ш. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. Т. 2.173 .Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

168. ИА.Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. В.В. Бибихина. М., 1997.

169. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии / Пер. Л.С. Бондарчука и М.Е. Гольцмана. М., 1975.17в.Хакен Г. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном. (Е.Н. Князева) // Вопросы философии. 2000. № 3.

170. Хейзинга Й. Homo Ludens / Пер. с нидерланд. В.В. Ошиса. М., 1992.

171. МЧЪ.Холличер В. Человек и агрессия. 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М., 1975.

172. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. М., СПб., 1997.

173. Хюбнер К Истина мифа / Пер. с нем. И. Касавина. М., 1996.

174. Четверикова Н.А. Имморализм эротики.

175. Шевцов К. П. Память в структуре когнитивных процессов. Автореф. дисс. .к.ф.н. СПб., 2002.183.0'Шеннон А. Антибард. Московский роман. М., 2004.

176. ХЫ.Шилин К.И. Биотичность и абиотичность труда // Философия пограничных проблем. Пермь. 1975. Вып. 8.

177. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. Т.1. Гештальт и действительность.

178. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1998. Т.2. Всемирно-исторические перспективы.

179. Ъ1.Шютц А. (Шюц А.). Формирование понятия и теории в общественных науках / Пер. С. Шороховой II Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.

180. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; пер. с англ. А.Я. Алхасова., Н.Я. Мазлумяновой. М., 2003.

181. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб., 1998.

182. Эпштейн М.Н. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб., 2001.

183. Юнг КГ. Архетип и символ. М., 1991.

184. Юнгер Э. Бой как внутреннее переживание (отрывок) // Иностранная литература. 1991. № 11.

185. Яликов Н. Угодить на всех // Праздник. 2005. № 7.

186. Benjamin W. Ursprung des deutschen Trauerspiel. G.S. Bd.1.1.

187. Benjamin W. Uber den Begriff der Geschichte. G.S. Bd.l, 2.

188. Cassirer E. Wesen und Wirkung des Simbolbegriffs. Sonderaufgabe. Wissenschaftlice Buchgesellschafi. Darmstadt. 8. unveranderte Aufgabe. 1994.

189. Cox H.G. Feast of fools. A theological essay on festivity and fantasy. Harvard, 1969.

190. Das Fest: Eine Kulturgeschichte von der Antike bis zur Gegenwart / Hrsg. Von Uwe Schultz. Munchen, 1988.201 .Haugelend J. Heidegger on Being a Person // Nous. Bloomington 1982. Vol.16.-Nl. P. 16-26.

191. Heller A. Can Everyday Life be Endangered? // Can Modernity Survive? Cornwall, 1990. Т. I.

192. Sofsky W. Traktat tiber Gewalt. Frankfurt am Main, 1996.

193. Sparscoft F.E. Cold and remote art. // J. of aesthetics and criticism. Philadelphia^. Vol 41. №2.

194. Taylor S. Social science and revolutions. L.- N.Y., 1984.

195. Wulf J. Die bildenden Kiinste im Drittn Reich. Eine Dokumentation. Zeitgeschichte. Frankfurt. M. Berlin - Wien Ullstein, 1983.

196. Библиографическая литература и справочники

197. Беловинский JI.B. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. 18 начало 20 в. М., 2003.

198. Большой энциклопедический справочник / Пер. с англ. М., 2001.

199. Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Философия и социология. Библиографический указатель. М.

200. Новейший философский словарь 2-е изд. перераб. и доп. Минск,2001.

201. Проективный философский словарь. Новые термины и понятия / Под ред. Г.Л. Тулъчшского и М.Н. Эпштейна. СПб., 2003.

202. Реферативные журналы. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. РАН ИНИОН. М. Серия 3. Философия.

203. Реферативные журналы. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. РАН ИНИОН. М. Серия 11. Социология.

204. Словарь по этике / Под ред. ОТ. Дробнщкого и КС. Кона 2-е изд. М., 1970.

205. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск,1998.

206. Социокультурная деятельность в сфере досуга. Реферативно-библиографическая информация. М., 1974.

207. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., 1960 -1970. Т. 1-5.

208. Философский словарь логики, психологии, этики. Эстетики и истории философии / Под ред. ЭЛ. Радлова. СПб., 1911.

209. Philosophisches Worterbuch. Herausgeben Georg Klaus und Manfred Buhr. VEB. Bibliographisches Institut. Leipzig, 1965.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.