Социально-педагогические условия становления национальной школы на Алтае тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Борзенко, Ирина Леонидовна

  • Борзенко, Ирина Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 152
Борзенко, Ирина Леонидовна. Социально-педагогические условия становления национальной школы на Алтае: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Барнаул. 2005. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Борзенко, Ирина Леонидовна

Введение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Национальная школа как этно-социокультурный феномен.

1.2. Общие принципы становления национальной школы.

1.3. Социально-политические и педагогические условия формирования национальной школы на Алтае.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РЕГИОНЕ

2.1. Становление национальной школы «народов западной культуры» в 20-е гг. XX века.

2.2. Формирование национальной школы тюркских народов.

2.3. Общее и особенное в становлении национальных школ на Алтае.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-педагогические условия становления национальной школы на Алтае»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Отсутствие четкого понимания места и роли исторического опыта национальных институтов образования в происходящих в России современных социокультурных процессах, необходимость теоретического осмысления этого опыта выдвигают в число актуальных исследовательских проблем научный анализ становления национального образования в регионе и его влияния на современную школу.

В каждый конкретный исторический период возникают новые аспекты проблемы функционирования национальных школ, особенно в нашем многонациональном государстве.

Смена общественных ориентиров в конце XX века в нашей стране сопровождается различными изменениями в ее духовной жизни. Это выражается, прежде всего, в росте национального самосознания у многих этносов, в стремлении глубокого изучения и развития национальных культур, языков, традиций и обычаев. Во многих регионах России стали воссоздаваться национальные образовательные учреждения, цель которых - воспитание подрастающего поколения как носителя своей национальной культуры. Современный исторический период сравним по динамике социальных процессов с этапом развития страны в 20-е гг. XX в., когда Октябрьская революция способствовала пробуждению национального самосознания народов России. Базовым документом, определяющим национальную политику, стала Декларация прав народов России, в которой важным условием национального самоопределения явилось создание национальной школы с родным языком обучения.

Решение современных задач развития национальных школ возможно лишь при глубоком изучении и использовании положительного опыта прошлых лет. Подобные исследования представляют особый интерес в переходный период, когда происходят качественные изменения сущностных характеристик современной школьной системы, изменяются представления о месте и роли национальной составляющей в школьном образовании.

Степень разработанности проблемы. Анализ отечественных и зарубежных исследований в области образования показал, что существенный вклад в разработку проблемы развития школы на родном языке внесли Н.А. Ильмин-ский, Я.А. Коменский, Н.А. Корф, И.Г. Песталоцци, JI.H. Толстой, К.Д. Ушин-ский и др., которые подчеркивали, что у каждого народа существует своя система воспитания, и при организации школы необходимо учитывать особенности культуры и национальную самобытность народов. Опору на особенности национального характера, отечественную культуру и традиционный быт, как условие стабильности нации, формирование национального характера отмечали многие русские философы (М.М.Бахтин, Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, И.А. Ильин, В.Н. Филиппов и др.).

Проблематика нашей работы вызвала необходимость обращения к исследованиям А.П. Беликовой, В.А. Беловолова, С.П. Беловоловой, B.C. Библе-ра, Г.Н. Волкова, З.С. Казагачевой, С.М. Малиновской, В.И. Матиса, В.А. Сластенина и др., в которых анализируется некоторые аспекты истории национальной школы, развиваются идеи самоценности и равноправного взаимодействия народов, этнопедагогические и этнопсихологические особенности народов Сибири.

При разработке вопросов, связанных с анализом социально-политических, педагогических условий становления и развития национальной школы на Алтае, мы опирались на работы Л.П. Белковец, Г.П. Вайгульт, Ф.Т. Валеева, П.Н. Луппова, В.И. Матиса, В.В. Модоровой, Л.П. Потапова, Е.М. Тацаковой, А.В Овчинникова, A.M. Родина, Н.А. Томилова, Ф.Ф. Шамахова, И.В. Черказьяновой и др.

Важное значение при исследовании проблем национальной школы на Алтае в 1920-е гг. для нас имели документы, регламентирующие деятельность национальных образовательных учреждений (Декларация прав народов России, О свободе совести, церковных и религиозных обществах, О советской школе, Национальная доктрина развития образования РФ, Закон об образовании и др.), документы Центра хранения архивного фонда Алтайского края (Ф.141 - отдел народного образования Алтайской губернии, Ф. 922 - отдел по делам национальностей Алтайской губернии, Ф. 38 - Славгородский окружной отдел ВКП (б)), аудиозаписи архива историко-краеведческого музея БГПУ и Поликультурного научно-образовательного центра БГПУ, записанные в ходе этнографических экспедиций, интервьюирования жителей районов Алтайского края.

Анализ научной литературы, архивных материалов и контент-анализ периодической печати позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в регионе имеется богатый исторический опыт и теоретическая база для изучения национальной школы. Вместе с тем в современной литературе и практике образования лишь фрагментарно исследован и использован опыт становления национальной школы Алтая, имеющий неоценимое значение для ее современной модернизации. В результате возникает противоречие между необходимостью изучения становления национальной школы на Алтае и ценностью исторического опыта с одной стороны, с другой - недостаточной изученностью этого вопроса в истории образования. С учетом этого противоречия нами был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в необходимости исторического анализа социально-педагогических условий становления национальной школы на Алтае для его широкого использования в современной практике.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе историко-педагогического анализа раскрыть социально-педагогические особенности становления национальной школы на Алтае и сформулировать выводы, способствующие решению задачи совершенствования современного национального образования.

Объект исследования: национальная школа на Алтае в период ее становления.

Предмет исследования: социально-педагогические условия становления национальной школы на Алтае в 1920-е гг.

Гипотеза исследования базируется на том, что социально-педагогические условия становления национальной школы на Алтае могут быть раскрыты, если:

- выявлены исторические условия формирования национальной школы;

- обоснованы принципы организации национальной школы;

- проанализированы особенности становления национальной школы у разных народов региона;

- раскрыты образовательные возможности выпускников национальных школ.

В соответствии с проблемой, целью исследования, объектом, предметом и гипотезой в работе ставятся следующие задачи:

- выявить социально-политические и педагогические условия формирования национальной школы на Алтае в 1920-е гг.;

- определить принципы организации национальной школы Алтайской губернии;

- раскрыть особенности становления национальной школы на Алтае в 1920-е гг.;

- проанализировать образовательные возможности выпускников национальных школ;

- обосновать научно-практические рекомендации по совершенствованию этнокультурной направленности развития современного образования в регионе.

Общую методологию исследования составляют философские положения о диалектике общего, особенного и единичного (Ф. Гегель, К. Маркс, ); системный подход, сущность которого заключается в том, что развитие национальной школы как относительно самостоятельного компонента системы образования нельзя рассматривать изолированно, без учета политических, социально-экономических и духовных факторов (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); культурологический подход, дающий основания рассматривать образование в качестве условия становления и развития личности как носителя и творца народной культуры, а также этнопедагогический подход, аппелирующий к значимости национального элемента в воспитании подрастающего поколения (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Т.Ф. Кряклина, В.И. Матис и др.).

Теоретическую основу исследования составляют труды философов, социологов, педагогов, психологов, изучающих место и роль образования в обществе (В.Г. Афанасьев, Л.Г. Борисова, С.И. Григорьев, В.И. Матис, В.Н. Филиппов и др.); исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (Ю. В. Бромлей, В. Ф. Вавилин, Л. Н. Гумилев, 3. Т. Гасанов и др.); этнокультурные особенности образования (А.Л. Бугаева, В.А. Беловолов, Г.Н. Волков, В.И. Матис, Т.Н. Петрова и др.).

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической литературы отечественных авторов, позволяющий выявить социально-политические и педагогические условия становления национальной школы; историко-логический анализ нормативной базы и архивных документов, способствующий реконструкции основных этапов становления национальной школы; сравнительный метод, позволяющий сравнивать процесс становления различных национальных школ на Алтае в указанный период; контент-анализ документов и средств массовой информации, определяющий роль и место образовательных реформ в 20-е гг. на Алтае и внимание к ним органов управления.

Исследование включало следующие этапы:

1 этап - поисковый (1999-2000 гг.) - включал изучение этнопедагогической, психолого-педагогической, исторической литературы, научных статей и публикаций по исследуемой тематике; выявление состояния изученности проблемы; определение цели, задач, гипотезы, методов исследования.

2 этап - теоретический (2001-2003 гг.) - посвящен уточнению теоретических положений, работе с архивными документами, их анализу, выявлению особенностей развития национальной школы.

3 этап — завершающий (2004 г.) - анализ результатов исследования, обобщение и систематизация полученных данных, литературное оформление диссертационной работы.

Научная новизна:

- раскрыты социально-политические и педагогические условия становления национальной школы на Алтае в 1920-е гг.

- установлены различия в динамике становления национальных школ у различных народов в регионе (у латышей, немцев, татар, эстонцев, становление шло более интенсивно, чем у алтайцев и казахов);

- выявлены трудности создания национальной школы у алтайцев и казахов (слабая материально-техническая база, низкий уровень грамотности населения, отсутствие квалифицированных специалистов и учебной литературы);

- дан сравнительный анализ образовательных возможностей представителей национальных меньшинств региона;

- впервые в научный оборот введены, неизвестные широкой педагогический общественности, архивные документы (Протоколы совещания национальных работников при Сибирском крайкоме ВКП (б); Отчеты о работе национальных секций окружных комитетов РКП (б); Циркуляры наркома по делам национальностей об улучшении работы отделов по делам национальностей; Переписка Алтайского губернского отдела по делам национальностей с отделом народного образования; Доклады и отчеты подотделов национальных меньшинств уездных отделов народного образования; Отчеты о деятельности отдела народного образования за 1920-е гг. и др.).

Теоретическое значение:

- сформулированы подходы к анализу проблем становления национального образования в. условиях поликультурности России и всплеска этнического феномена в образовании;

Практическая значимость исследования:

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, позволяющих анализировать исторические аспекты становления национальной школы в регионе, создающие предпосылки для реализации этнокультурной направленности современного образования. Полученные материалы могут быть использованы в общем курсе по истории образования и педагогики и стать основой спецкурса по истории национальной школы на Алтае (реализации национально-регионального компонента учебного плана), способствовать совершенствованию знаний по истории образования студентов педагогического вуза.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических положений исследования, связанных с системным, культурологическим и этнопедагогическим подходами; использованием методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, апробацией результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возрождение и сохранение национальной культуры народов Алтая объективно требует создания системы национального образования поликультурной модели, как носителя национально-исторических, культурно-духовных ценностей этноса и гаранта социализации в поликультурной среде. Современная этнокультурная подготовка - социально-педагогический феномен, отражающий меру освоения этнопедагогической культуры народов региона, понимания воспитательной ценности ее, адекватного использования исторического опыта в современной практике поликультурной модели школы.

2. Для решения задачи ликвидации неграмотности среди населения оптимальным было создание национальной школы, как основы существования этноса и этнической культуры, духовного становления личности в условиях многоязычия и поликультурности.

3. Национальная школа на Алтае в период ее становления представляла собой компенсирующую модель с ее этническими особенностями (положительными сторонами и недостатками), частично сохранявшую национальные особенности, но не предоставлявшую равных возможностей для продолжения учебы и включения в социальную структуру региона. Существование такой школы определялось с одной стороны историческими традициями, с другой объективными и субъективными причинами.

4. Подготовка педагогических кадров для национальных школ в первой половине 1920-х гг. являлась целью и результатом управляемого процесса, представляющего собой морально-психологическую характеристику личности учителя, определяемую осознанием его места в реализации этнического наследия в национальной школе; соответствующим уровнем овладения необходимыми этнопедагогическими знаниями, умениями и навыками, а также сформированными профессиональными качествами этнопедагога.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Полученные в ходе исследования данные обсуждены и получили одобрение на международных (Москва, 2000; Омск, 2002; Барнаул, 2004), всероссийских (Саратов, 2002), городских (Барнаул, 1998, 1999, 2001) конференциях. Материалы исследования внедрены в учебный процесс педагогического факультета Барнаульского государственного педагогического университета, общеобразовательных школ №№ 60, 79, 112, 123 г. Барнаула.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы 156 страниц, в ней приведены 9 таблиц. Список использованной литературы включает 245 научных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Борзенко, Ирина Леонидовна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Процесс становления национальных школ осуществлялся разными темпами. Наибольших успехов добились немцы. Это связано, прежде всего, с тем, что до революции у немецкого народа имелась достаточно развития национальная школьная система. Материальное положение немецкой общины было лучше, чем у соседних народов, что позволяло в период разрухи сохранить национальную школу. Уровень образования среди немцев в конце 1920-х гг. был высоким, они занимали второе место после евреев. Но, несмотря на успехи, ни одна национальная школа не имела столько противоречий с существующим режимом, как немецкая. Проблема состояла в том, что немецкая школа с основания ее в России была конфессиональной. Советская власть отменила преподавание религии в школе, что послужило уменьшению числа детей в школах. Немецкая школа стремилась к автономности, а это шло в разрез с планами отделов народного образования. Коллективизация вызвала эмиграцию немцев, что привело к закрытию многих школ. После запрета преподавания на родном языке ситуация еще более ухудшилась, так как многие дети вынуждены были оставить школу, из-за незнания русского языка.

Школа латышей и эстонцев формировалась достаточно успешно. Они, так же как и немцы, еще до революции обучали детей на родном языке. Как только установилась советская власть, многие прибалтийские народы покинули Сибирь и уехали на историческую родину. Обеспечение квалифицированными кадрами, учебниками и учебными пособиями стояло не столь остро как у тюркских народов. Немаловажную роль в этом играли центр и республики, с которыми народы поддерживали тесные контакты.

Школа народов так называемой западной культуры, добилась более значительных успехов, так как уровень культурного и экономического развития у них более высокий. Что касается школы тюркских народов, то здесь существовало множество проблем. Многие из них только в советское время получили письменность, алфавит. Число неграмотных доходило до 95%. Из всех тюркских народов наиболее развитую школу имели только татары. Практически это единственный народ, имевший свою школу до революции. Другие народы (алтайцы, казахи, шорцы) стали приобщаться к образованию лишь в середине XIX века. В 1920-е гг. национальная школа тюркских народов достигла значительных успехов. Активисты, учителя, коммунисты своими силами способствовали становлению образования среди этих народов.

Ведущая тенденция становления национальной школы на Алтае в 20-е гг. XX века проявлялась в переходе от ассимилирующей модели к компенсирующей. Эта модель вполне закономерно становилась преимущественной и была детерминирована социально-историческим типом общества, имеющим внутреннее противоречия, обеспечивая ее развитие, и одновременно отражающим все проблемы системы российского образования в целом. Тенденция просматривалась в новообразованиях, формировавшихся в национальной школе. К числу таких нововведений следует отнести:

- растущую открытость национальных школ культуре России, поликультурной по своему историко-социальному происхождению;

- развитие принципа билингвизма;

- светский характер обучения;

- изменение содержания образования (история революционного движения, история ВКП (б), Конституция СССР и др.).

Между тем наличие многочисленных этнических групп, несовершенство национального образования, недостаток квалифицированных кадров, кочевой и полукочевой образ жизни отдельных народов, большое количество малонаселенных пунктов, слабая материальная база школ не способствовала качественному обучению и глубоким знаниям в регионе.

Суть понятия национальной школы компенсирующей модели сводилась к частичному решению проблемы сохранения этнических особенностей, вместе с тем, не давая равных образовательных возможностей представителям национальных меньшинств в силу «упрощенных» программ по русскому языку и другим предметам.

Современная школа, не учитывая этнокультурную направленность образования, не формирует национального самосознания, что приводит к задержке развития личности, а также слабо вырабатывает позитивные ценности. Молодежь без национальных корней ощущает недостаток социальных навыков, утрачивает чувство дома и осваивает только массовую культуру.

130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная Россия представляет собой многообразие культур около 150 этносов. Большинство традиционно проживает здесь, храня в памяти многих поколений общность исторической судьбы и культуры. Этот фактор нельзя не учитывать в образовании: «Полноценное развитие личности требует «представительства» в этой системе той национальной культуры, с которой она себя идентифицирует и в которой легко адаптируется» [103, с. 131].

Коренные общественные преобразования в стране не могли не коснуться и образования. В конце 1990-х гг. актуальным стало определение национальной принадлежности. Наблюдается рост самосознания, желание народов сохранить и возродить свою культуру. Стремление народов к национальному возрождению отразилось и на системе образования, так как в современных условиях только школа способна познакомить подрастающее поколение с национальной культурой. Незнание своей культуры, потеря национальных корней приводит к тому, что мы оказываемся не способными к диалогу культур в пределах своей страны.

Алтай - поликультурный регион России. На его территории веками проживали представители многих народов, он интересен тем, что на территории живут как автохтонное население, так и переселенцы. В последнее время многие народы активно принялись создавать национальную систему образования. Но отсутствие четкой и продуманной политики государства мешает успешному развитию национальной школы.

Национальная школа на Алтае в 20-е гг. XX века была ориентирована на развитие и социализацию личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства и в значительной степени зависела от существующих национально-государственных и территориальных особенностей проживания этноса.

Социально-педагогические условия становления национальной школы тесно связаны с историей становления и развития системы общероссийского образования и историей социально-экономического развития региона. Динамика удовлетворения образовательных потребностей на родном языке и в национальной школе характеризовались непоследовательностью и непостоянством. Национальная школа в период ее становления на Алтае относилась к компенсирующей модели, так как она лишь частично решала проблему сохранения этнических особенностей и не в полной мере предоставляла возможности для полноценной социализации.

Разработка и реализация идеи национальных школ в регионе положили начало обновлению и совершенствованию региональной системы образования и образовательной стратегии в период создания нового государства.

Сравнительный анализ документов позволил выявить особенности становления национальных школ народов западной культуры и тюркских народов (различное отношение к светскому характеру обучения в национальных школах, соотношение национальных языков и языка межнационального общения, этнопедагогические особенности преподавания). Наиболее значительных результатов среди национальных меньшинств достигли немцы, вышедшие на второе место в регионе по уровню образованности в 20-е гг. XX века. Несмотря на усилия органов управления, становление национальной школы осложнялось отсутствием квалифицированных педагогов и недостатком учебной литературы на языке. Становление национальных школ не повлекло за собой развития профессионального образования на национальных языках. Количество подобных учебных заведений было ограниченным. Поэтому единицы ориентировались на дальнейшее образование на родном языке.

Вместе с тем многоаспектный характер проблемы, которой посвящено исследование, не позволяет рассматривать результаты как исчерпывающие.

Анализ литературы, работа с архивными документами и другими источниками выявили, что тема национальной школы не достаточно проработана и требует дальнейшего изучения. Трудность в постижении темы связана с тем, что множество материалов находятся в разных фондах, многие документы того времени не сохранились.

Предпринятый теоретический и практический анализ позволяет, на наш взгляд, продолжить изучение истории национальной школы, а также ее современного состояния, как в плане углубления исследований, предпринятых нами, так и новых, связанных с данной проблематикой.

В качестве перспективных направлений исследования представляются следующие:

- изучение истории национальной школы в советскую эпоху (на примере Алтайского края, Сибири, России);

- историко-психологические аспекты формирования национального самосознания в процессе обучения в национальной школе;

- особенности учебно-воспитательного процесса в профессиональных национальных учреждениях в период их становления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Борзенко, Ирина Леонидовна, 2005 год

1. Ансон А. Две конференции политпросветработников // Просвещение Сибири. 1926.-№1. - С. 86-88.

2. Атутов П.А., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2002. - №2. - С.25-32.

3. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 182 с.

4. Базаркина Е.В. Национально-психологические особенности проявления любознательности учащихся: Дис. канд. психол. наук. -Бийск, 2001. 180 с.

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Киев: NEXT, 1994. -509 с.

6. Бацын В.К. Национальная школа: между прошлым и будущим // Национальная школа: концепция и технология развития: Материалы международной конференции. М.: Просвещение, 1993. - С. 82-86.

7. Бацын В.К. Национальные культуры и языки в школе // Педагогика. -1992.-№5-6.-С. 14-21.

8. Беленчук Л.Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX -XX вв. // Педагогика. 1999. -№5. - С.89-93.

9. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1921-31 гг.). М.: Изд-во МГПУ им. В.И. Ленина, 1992. - 120 с.

10. Беликова А.П., Кудирмекова Н.И. Из истории национальной школы Сибири 1920-х гг. // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании

11. России: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - С.З - 7.

12. Белич И. Природа в доисламских верованиях сибирских татар (конец XIX начало XX вв.) // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.-С. 133-140

13. Белканов Н. Русское образование для нерусских народов: образец колонизаторской политики // Народное образование. 1996. - №4-5. -С. 75-82.

14. Белковец Л.П. "Большой террор" и судьбы немецкой деревни в Сибири: Конец 1920-х 1930-е годы. М.: Готика, 1995. - 317 с.

15. Белковец Л.П. Немецкая национальная школа в Сибири в 1920-1930-е годы // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX XX вв.): Сб. науч. трудов. - Новосибирск: НГУ, 1997. - С.21-35.

16. Беловолов В.А. Подготовка учителя начальных классов в системе высшего и среднего педагогического образования Западной Сибири (60-90-е гг.) -Новосибирск, 2000. 218 с.

17. Беловолова С.П. Традиционная педагогическая культура алтайцев. -Новосибирск, 2000. 232 с.

18. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. - №3. - С. 30-35.

19. Белозерцев Е.П. Русская национальная школа. М.: Республика, 1993. -165 с.

20. Белоусов С.Н. Из истории развития народного образования в Ойротской автономной республике // Советская педагогика. 1944. -№2-3. - С. 35-42.

21. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. -М.: ВИНИТИ, 1990. 240 с.

22. Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого / Под ред. А.Н. Волковского, М.П. Малышева. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960.-263 с.

23. Беспалова Н.Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис.канд. пед. наук. Барнаул, 2002. - 28 с.

24. Библер B.C. Школа диалога культур (идеи, опыт, проблемы). -Кемерово: КГУ, 1993. 75 с.

25. Ближайшие задачи культурного строительства Сибири // Просвещение Сибири. 1926. - №6. - С. 3-4.

26. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

27. Болдырев В. Прием на Томский рабфак И Просвещение Сибири. 1927. -№1. - С. 95-97.

28. Бондарев П.Б. Русская цивилизация и образование (к разработке концепции русской школы) // Русская цивилизация и соборность: Сб. ст. М.: АКИРН, 1994.- С. 125-131.

29. Бондырева С.К. Культура межнационального общения // Советская педагогика. 1991. -№3. - С. 16-29.

30. Бруль В.И. Немцы в Западной Сибири. Часть I -II. - Топчиха, 1995. -4.1.-192 с.,Ч. II-221 с.

31. Бруль В.И. О взаимосвязи положения немцев в России и их образовательном и культурном уровне // Из прошлого Сибири. -Вып.2. -Часть 1. Новосибирск, 1996. - С.105-118.

32. Вайгульт Г.П. Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в национальной школе (на материале Республики Алтай). Дис,. .канд. пед. наук. -Новосибирск, 2004. 211 с.

33. Валеев Ф.Т. Татары Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1996. -217 с.

34. Вейсберг Г. Очередные вопросы // Просвещение Сибири. 1926. - №3. -С. 3-7.

35. Веллер JI. По союзным республикам // Просвещение Сибири. 1926. -№7. - С. 89-90.

36. Вибе П.П. Образование и становление немецких колоний в Западной Сибири в конце XIX начале XX вв. // Немцы. Россия. Сибирь. - Омск, 1997 - С.33-48.

37. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: ИГИИЯ, 1926. -134 с.

38. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Сибири: 1900-1928 гг. Новосибирск: Наука, 1996. - 320 с.

39. Владыкина В.А. Концептуальные проблемы национального образования в Советской России (1920-1930-е гг.) // Педагогика. 2000. - №10. - С.71-75.

40. Войтеховская М.П. История развития педагогического образования в Сибири // Педагогика. 2002. - №10. - С. 79-84.

41. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика: Очерки. Чебоксары: ЧПИ, 1958.- 185 с.

42. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: ЧПИ, 1966. -154 с.

43. Волков Г.Н., Жирков Е.П. Концепция национальных школ РСФСР. М., 1991.- 14 с.

44. Волнов В.М. Опять о праздниках // Просвещение Сибири. 1928. - №2. -С. 81-82.

45. Воробьев И. Как и куда растут культурные запросы масс // Просвещение Сибири. 1928. - №5. - С. 88-96.

46. Второе Краевое совещание завОНО Сибири // Просвещение Сибири. -1926.-№6.-С. 91-96.

47. Гаврилюк В.В. Национальная культура и национальная школа // Образование в Сибири. 1995. -№1. - С. 62-67.

48. Гайсин 3. По вопросу об организации методической работы среди национальных меньшинств // Просвещение Сибири. 1926. - №6. - С. 90.

49. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. - №5. - С. 11-15.

50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд~ий центр «Академия». 1998. - 432 с.

51. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее // Кризис образования в России на пороге XXI века. Челябинск, 1993. - 135 с.

52. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: «Школа - Пресс», 1995. - 448 с.

53. Голышев А. Пути культурного строительства Сибири // Просвещение Сибири. 1926. - №1. - С. 7-14.

54. Голышев А. Социалистическое строительство и советское просвещение // Просвещение Сибири. 1927. - №9. - С. 5-20.

55. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. - 376 с.

56. Грачев JI. Метод заданий в школе 2 ступени // Просвещение Сибири. -1928.-№1.-С. 42-45.

57. Грачев С.В. Образование нерусских народов Российской империи в геополитическом аспекте // Педагогика. 2002. - №7. - С. 72-79.

58. Грузных А.И. Старое в новом // Просвещение Сибири. 1926. - №2. - С. 33-40.

59. Грузных А.И. Краеведение в массовой сельской школе // Просвещение Сибири. 1926. - №3. - С. 69-83.

60. Дитц Я. История поволжских немцев- колонистов. М.: «Готика»,2000. - 495 с.

61. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития). Красноярск: КГУ, 1989. - 135 с.

62. Дмитриенко В.А., Марейчева Л.В. Теоретические основания системы непрерывного немецкого образования в Сибири // Образование в Сибири. — 1994. -№1. С.60-68,

63. Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: ■Мысль, 1987.-303 с.

64. Дьяченко В.К., Новиков А.И., Турченко В.Н. Глобальные и национальные проблемы образования // Образование в Сибири. 1994,- №.1. - С. 6 -12.

65. Жданов В. Новейшие программы ГУСа и Сибирский вариант // Просвещение Сибири. 1927. - №5. - С. 21-25.

66. Жданов В. О построении сети школ // Просвещение Сибири. 1926. -№5.-С. 5-13.

67. Жизненные силы населения Сибири: национально-региональные аспекты социального развития / Под общ. ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. Барнаул: АГУ, 1994.- 156 с.

68. Закон "О национально-культурной автономии": Закон от 17 июня 1996 г. -М., 1996.-20 с.

69. Закон Российской Федерации "Об образовании": Закон РФ. М.: Республика, 1992.-35 с.

70. Зиновьев В.П. Казахи Чуйской долины (конец XIX начало XX вв.) // Россия, Сибирь и государства Центральной Азии (взаимодействие народов и культур): Материалы региональной конференции, 19 октября 1997 г. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. - С. 27-31.

71. Зюсс В. Динамика социокультурных и образовательных связей России и Германии как условие становление и развития немецких колоний и школ // Немцы и развитие образования в России. СПб., 1998. - 251 с.

72. Иванов П.Г. Татарский детский сад в Сибири // Просвещение Сибири. — 1928.-№5. -С. 127-128.

73. Иванов П.Г. Тюрко-татарские народности Сибири и изучение их языка // Просвещение Сибири. 1929. - №3. - С. 83-85.

74. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Барнаул, Томск: ААЭП. - 1997. - 126 с.

75. Иорданский Н. Русский инспектор среди нацмен // Просвещение Сибири. 1928. -№4. - С. 55-57.

76. История педагогики / Под ред. Н.А. Константинова. М.: Просвещение, 1982.-446 с.

77. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 400 с.

78. История российских немцев в документах (1763-1992):- М., 1993. В 2-х частях. - Ч. I - 447 е., Ч. II - 509 с.

79. История Сибири: в 4-х томах. JL: Изд-во «Наука», 1968.

80. Итыгин Е. Организация просветительской работы среди национальных меньшинств // Просвещение Сибири. 1927. - №6-7. - С. 122-125.

81. Итыгин Е. Просвещение национальных меньшинств Сибирского края накануне 10-й годовщины Октября // Просвещение Сибири. — 1927. №10. - С. 124-128.

82. К вопросу об удовлетворении образовательных потребностей немцев в России. М.: ОАНРН, 1992. - 42 с.

83. К итогам II -й сессии Крайметодсовета // Просвещение Сибири. 1927. -№5.-С. 95-100.

84. Кабаканова С.Ш., Утеева К.А. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения // Советская педагогика. 1991. - №9. — С. 27-28.

85. Кандаракова Е.П. Народное образование в Горном Алтае. Горно-Алтайск: ГАГПИ, 1990. - 44 с.

86. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Ар-сеньева. -М.: Педагогика, 1982. 704 с.

87. Каценштейн Э.Э. Национальные школы края // Молодежь Алтая. -1989. — 20 окт. №43.

88. Кашин И. Школьный совет, его роль и значение в жизни школы // Просвещение Сибири. 1927. - №9. - С. 55-60.

89. Клибанов А. Меннониты. -М., JL, 1931.

90. Козлов В.И. Национальности СССР: Этнодемографический обзор. М.: Финансы и статистика, 1982.-303 с.

91. Колмаков Н. Новые льготы народному учителю // Просвещение Сибири. -1926.-№7.-С. 53-55.

92. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.

93. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. М. Институт национальных проблем МО РФ. - М.,1995. - 31 с.

94. Косик В. И. Тревоги и заботы национальной школы // Педагогика. -1997.- №1. С.34-38.

95. Красовицкая Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государственного руководства национально-культурным строительством в РСФСР. 1917 1925 гг. - М.: Наука, 1992. - 301 с.

96. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития этнической составляющей образа мира школьников (на примере немцев Алтайского края). Дис.канд. пед. наук. Барнаул, 2004. - 185 с.

97. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. / Под ред. A.M. Ар-сеньева. -М.: Педагогика, 1978.

98. Кряклина Т.Ф., Макаров Б.Ф. Национальные школы Томской области // Образование в Сибири. 1995. - № 1. - С. 77-81.

99. Кряклина Т.Ф. Диалог культур народов Сибири (этносоциологический аспект): монография. Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2000.-148 с.

100. Кряклина Т.Ф. К вопросу о "национальном характере" нации, личности как ее составной части // Социальные вопросы воспитания и образования. -Томск: ТГУ, 1979. С. 152- 162.

101. Кряклина Т.Ф. Концепция национально-профилированного колледжа народностей Севера // Образование в Сибири. 1994. - №1. - С. 75-81.

102. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. - №6. - С. 3-11.

103. Кузьмин М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации // Школа и мир культуры этносов: Труды ИНПО РФ. -Владикавказ: Ир, 1994. С. 5-15.

104. Культурное строительство в Сибири. 1917-1941: Сб. документов-Новосибирск: Наука, 1979. 367 с.

105. Куранов М. О гармонии национального и интернационального // Советская педагогика. 1991. - №9. - С. 24-27.

106. Кутилова Л. А. Школа на родном языке как фактор сохранения этнической целостности в среде менонитов-переселенцев в Сибири // Американскийи сибирский фронтир. Материалы международной конференции. Томск, 1997. -С.174-181.

107. Кучин И. Учебник для массовой школы Сибири на 1927-28 уч. г. // Просвещение Сибири. 1927. - №8. - С. 88-90.

108. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.-603 с.

109. Ленин В.И. Речь на II Всероссийском съезде учителей интернационалистов 18 ноября 1919 г. // Поли. собр. соч. -М.: Политиздат, 1977. Т.37. - 747 с.

110. Ленин В.И. О смешении политики с педагогикой // Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1979. -Т.10-578 с.

111. Леший. Наши задачи // Просвещение Сибири. 1926. - №3. - С. 8-11.

112. Липин A.M. Украинские переселенческие поселки на Алтае (конец 80-х -начало 90-х гг. Х1Хв.) // Краеведческие записки. Барнаул: Алтайский гос. краев. музей, 1999. - Вып. 3. - С. 139-144.

113. Лиценбергер О.С. Евангелическо-лютеранская церковь и советское го-сударство(1917-1938гг.) -М., 1999.-429 с.

114. Лоткин И.В. Формирование эстонских поселений на Алтае (к постановке проблемы)// Россия и Восток: археология и этническая история. Омск: Изд-во ОмГУ, 1997.-208 с.

115. Лукинский А.Ф. Народное образование в Сибири (1928-1941гг.). Истори-ко-статистическое исследование. Новосибирск: Наука, 1982. — 222 с.

116. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 559 с.

117. Луппов П.Н, Немецкие начальные школы в России. К вопросу о немецких колониях на русской земле. Петроград, 1916. - 123 с.

118. Лысенко В. Концепция глобального образования // Народное образование. 1993.- №9-10. - С.3-7.

119. Малиновская С.М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры // Образование в Сибири. -1994.-№1.-С. 69-75.

120. Малиновский JI.B. История немцев в России. Барнаул: Позиция, 1996. -186 с.

121. Мансуров Г. Просвещение национальных меньшинств // Просвещение Сибири. 1927. - №3. - С. 24-25.

122. Мартынова М.Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования // Этнографическое обозрение. 2004. — №1. - С. 37-51.

123. Материалы этнографической экспедиции в места компактного проживания немцев на Алтае в 1999 году. Текущий архив.

124. Материалы этнографической экспедиции в места компактного проживания немцев на Алтае в 2000 году. Текущий архив.

125. Материалы этнографической экспедиции в места компактного проживания немцев на Алтае в 2002 году. Текущий архив.

126. Матис В. И. Кряклина Т.Ф. Немецкая школа в регионах России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 214 с.

127. Матис В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. - 328 с.

128. Матис В. И. Социология образования и формирования личности. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1995.- 181 с.

129. Матис В .И. Немцы Алтая. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. - 108 с.

130. Матис В.И. Современные подходы к национальному образованию // Образование в Сибири. 1996. - №1. - С. 57-68.

131. Матис В.И. Становление национальной школы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Этнонациональное, социокультурное развитие и социальное образование: Ежегодник. Барнаул, 1996. — Вып. 4.-С. 143-160.

132. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы В поликультурном обществе. Дисс.д. пед. наук. Барнаул, 1999.

133. Матис В.И. Этнический аспект поликультурного образования // Новая школа. Барнаул, 1996. -№1. - С. 21-24.

134. Матис В.И. Этнопедагогические и этнопсихологические особенности образования в национальной школе // Социология и образование на пороге третьего тысячелетия. Барнаул, 1996.-С. 120-126.

135. Медынский Е.Н. Просвещение в СССР. М.: Учпедгиз, 1955 - 238 с.

136. Мельников А. Народное образование в Сибири за 1925-26 учебный год и перспективы на будущий // Просвещение Сибири. 1926. - №8. - С. 90-97.

137. Мельников А. Советское культурное строительство в Сибирском крае // Просвещение Сибири. 1927. - №3. - С. 85-96.

138. Мельников А.Н. Национальное образование как научная и практическая проблема // Развитие национального образования на Алтае (проблемы национальной школы) / Под ред. А.Н. Мельникова. Барнаул: АТУ, 1993. - С. 49-60.

139. Мельникова Л.И. Начальное профессиональное образование В Германии: историко-педагогический анализ. Дис. докт. пед, наук. Барнаул, 1999. - 379 с.

140. Мирошниченко В.В. Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия). Дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2003. - 215 с.

141. Мослявич К. К вопросу о всеобщем начальном обучении // Просвещение Сибири. 1927.-№1.- С. 13-17.

142. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. - 80 с.

143. Народа Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1956.-1083 с.

144. Народы Западной и Средней Сибири: культура и этнические процессы. -Новосибирск: Наука, 2002. 325 с.

145. Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 е., ил.

146. Национальная школа РСФСР: пути обновления // Советская педагогика.-1990.-№3.-С. 9-14.

147. Национальные школы РСФСР за 40 лет. М.: Педагогика, 1968. -187 с.

148. Нелюбин К. О заготовке учебников для школ Сибири // Просвещение Сибири. ~ 1926. -№11. -С. 100-101.

149. Никулин А. Переподготовка просвещенцев в 1926 г. // Просвещение Сибири. 1926. - №5. - С. 68-72.

150. Никулин К. Вопросы повышенного образования в Сибири // Просвещение Сибири.-1926.-№10.-С. 16-19.

151. Никулин К. О подготовке педагогического персонала // Просвещение Сибири. 1926. - №2. - С. 67-74.

152. Никулин К. Организация учебного года в школах Сибири // Просвещение Сибири. 1926. - №8. - С. 8-14.

153. Никулин К. Переподготовка кадров // Просвещение Сибири. 1926. — №6. - С. 70-72.

154. Никулин К. Предварительные итоги // Просвещение Сибири. 1928. — №1. - С. 104-109.

155. О религии и церкви: Сб. документов. М.: Изд-во политической лит-ры, 1965. -127 с.

156. Овчинников А.В. Вопросы народного образования в Государственной думе второго созыва (1907 г.) // Педагогика. 1997. - №6. - С. 95-100.

157. О-ский. Об окружных конференциях по народному образованию в гг. Томске и Рубцове // Просвещение Сибири. 1926. -№1. - С. 88-91.

158. Отечественная история: советский период (1917-1985). Барнаул: Изд-во АТУ, 1996.-218 с.

159. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19171941 гг.) / Отв. ред. Н.А. Кузьмин, М.Н. Колмакова, З.И. Равкин. М.: Педагогика, 1980.-456 с.

160. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области. Горно-Алтайск: Алт кн. изд-во. Горно-Алт. отд-ние, 1973. 542 с.

161. Панкрушин А. Стенгазета и деткоры // Просвещение Сибири. 1926. — №6. - С. 64-69.

162. Педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. М., 1999

163. Первое краевое совещание ЛИТО // Просвещение Сибири. 1926. - №10. -С. 90-91.

164. Первое Краевое совещание по работе национальных меньшинств Сибирского края // Просвещение Сибири. 1927. - №8. - С. 87-88.

165. Перфилов Н. К вопросу о школьном самоуправлении // Просвещение Сибири. 1928. - №1. - С. 57-62.

166. Петропавловская О. Проработка комплексных тем методом ячеек // Просвещение Сибири. 1926. - №3. - С. 45-47.

167. Плеве И.Р. К вопросу о классификации групп немецкого населения России // Немцы России в контексте отечественной истории: общие проблемы и региональные особенности. М., 1999. - С.203-208.

168. Подбельский В. Воспитание пионеров, вожатый и культурные силы // Просвещение Сибири. 1926. -№2. - С. 64-66.

169. Полюдов В. Бюджет по народному образованию в Сибирском крае на 2627 уч.г. // Просвещение Сибири. 1926. - №12. - С. 3-6.

170. Полюдов В. Бюджет по народному образованию и реализация его за 1-е полугодие 1925-26 уч.г. // Просвещение Сибири. 1926. - №6. - С. 5-7.

171. Полюдов В. Нужды советского просвещения в местном бюджете Сибирского края на 26-27 учебный год // Просвещение Сибири. 1926. — №11. - С. 92-94.

172. Поляков А. Всеобщее обучение и наши задачи в отношении массовой школы 1 ступени // Просвещение Сибири. 1926. - №10. - С. 6-11.

173. Поляков А. Звеньевая работа в школе // Просвещение Сибири. 1926. -№8.-С. 27-35.

174. Поляков А. Летняя школа // Просвещение Сибири. 1926. - №5. - С. 1736.

175. Приходько Д.Н. Образование и преодоление отчуждения. Томск: ТГУ, 1979.-189 с.

176. Протасов Д. К итогам краевого съезда рабпрос // Просвещение Сибири. -1926,-№1,-С. 18-23.

177. Пуляев В.Т. Глобализация в мире и гуманитарное развитие в России // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №2. - С. 3-21.

178. Пуляев В.Т. Этносы и национальные интересы народов России // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №1. - С. 18-41.

179. Пупышев В. Методы обучения чтению // Просвещение Сибири. 1926. -№1. - С. 30-34.

180. Равкин З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-25 гг. -М.: Гос. учебно-педадог. изд-во МНП РСФСР, 1959. 275с.

181. Развитие национального образования на Алтае (Проблемы национальной школы) / Под. ред. А.Н. Мельникова. Барнаул, 1993. - 179 с.

182. Разумовская Т. В. Глобальное образование в российской школе // Завуч. -1999,- №3. С.132-138.

183. Родин А. М. Национально-культурное строительство в РСФСР (30-е гг. XX века) // Педагогика. -1998. №3. - С.85-92.

184. Родин A.M. Подготовка педагогических кадров в РСФСР в 30-е гг.: проблемы и трудности // Педагогика. -1996. №6. - С. 74-78.

185. Российская педагогическая энциклопедия /Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - В 2-х тт.

186. Сагоякова Н.Ф. Общечеловеческие ценности в педагогическом наследии народов мира // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - С. 98 - 102.

187. Садохин А. П. Этнология. М.: ЦИНО общества «Знание» России, 2000. - 320 с.

188. Сатлаев Д.А. Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. Горно-Алтайск: Алт кн. изд-во, 1983. - 125 с.

189. Сборник документов по истории СССР. М., 1978.

190. Сибирские школы крестьянской молодежи в 1925-26 г. // Просвещение Сибири. 1926. -№10. - С. 86-88.

191. Сибирский вариант программы ГУСа. Утвержден Первой сессией методического совета Сибирского крайОНО. Новосибирск: Сибкрайиздат, 1926. -92 с.

192. Сиземская И.Н. С.И. Гессен: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным» // Педагогика. 2002. - №4. — С. 4450.

193. Сильвич. Как работают по программе ГУСа? // Просвещение Сибири. — 1926.-№3.-С. 22-38.

194. Сильвич. Как работают школы по программе ГУСа? // Просвещение Сибири. 1926. - №2. - С. 20-32.

195. Скворцов Г. Об удалении и упорядочивании учебного года // Просвещение Сибири. 1928. - №2. - С. 91-96.

196. Сластенин В .А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224 с.

197. Сливко А. О летних курсах // Просвещение Сибири. 1926. - №3. - С. 6668.

198. Смирницкая С.В. Центральный немецкий педагогический техникум в Ленинграде // Немцы и развитие образования в России. — СПб.,1998. — С.208209.

199. Смирнов И. Программа ГУСа и работа над ней // Просвещение Сибири. -1926.-№8.-С. 40-59.

200. Степанов Н. Очередные задачи детского коммунистического движения // Просвещение Сибири. 1926. - №3. - С. 59-63.

201. Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. -Тольятти: Современник, 1999.-206 с.

202. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб: ПАНИ, 1999. — 827 с.

203. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Под ред. О.С. Богданова, В.З. Смаль. -М.: Педагогика, 1979.

204. Тацакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев. Новосибирск: Наука, 1978. - 123 с.

205. Тельгереков Я. О методах преподавания в школах национальных меньшинств // Просвещение Сибири. 1926. - №12. - С. 27-28.

206. Топоров А. Черты текущего учебного года // Просвещение Сибири. — 1926. -№1.- С. 40-44.

207. Тюменцева З.П. Содержание формы этнопедагогизации воспитательного процесса в национальной школе: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1996. - 170 с.

208. Узденова JI.A. Актуальные проблемы обучения родному языку // Советская педагогика. 1988. - №2. - С. 72-74.

209. Учитель для национального региона: каким ему быть // Педагогика. — 2002.-№8.-С. 48-60.

210. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Родное слово // Собр. пед. соч. М.: Педагогика, 1974. - Т.1. - С. 145-159.

211. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1954. С. 207-213.

212. Федоров A.M. Детские съезды, как их проводить и организовывать // Просвещение Сибири. 1926. - №6. - С. 22-34.

213. Филиппов В.Н. Образование в духовном обновлении России // Философия образования: Сб. научн. трудов. Барнаул: БГПУ, 1994. - Вып. 1. — С. 2473.

214. Филиппов В.Н. Основы философских знаний: Учебное пособие. — Барнаул: БГПУ, 1995.-434 с.

215. Философский энциклопедический словарь. М.,1997.

216. Фурсова Е.Ф. Менониты юга Западной Сибири в XX веке: традиции и новации // Немецкий этнос в Сибири. Альманах гуманитарных исследований- Новосибирск: «Гуманитарные технологии», 2000. — Вып. 2. — С. 130133.

217. Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. — Казань: Казане, гос. пед. ин-т, 1968.- 136 с.

218. Центр Хранения Архивного Фонда Алтайского края. ФФ 141, 38, 922.

219. Цирульников A.M. История образования в портретах и документах. М., 2000. - 272 с.

220. Чеботарева В.Г. Наркомнац РСФСР: свет и тени национальной политики! 917-1924 гг. М.: Общественная академия наук российских немцев. - 2003. — 852 е., ил.

221. Черказьянова И. В. Немецкая дореволюционная школа Сибири: возникновение и проблемы развития // Немцы. Сибирь. Россия. -Омск, 1997.С. 100-124.

222. Черказьянова И.В. Автономность школы как фактор сохранения языка и культурных традиций немцев в Сибири // Немцы и развитие образования в России. СПб.,1998. - С.251-259.

223. Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII XX вв.). — СПб, 2004. - 368 е., илл.

224. Чехоева С.А. Языковая ситуация в национальных школах РСФСР // Советская педагогика. 1989. - №6. - С. 19-23.

225. Шамахов Ф.Ф. Нерусская школа Западной Сибири в период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917 гг.) // Ученые записки ТГПИ. Т.ХХ. Выпуск 3. Томск, 1961. - С. 41-56.

226. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917 гг.). Томск: Изд-во ТГУ, 1966.

227. Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской школы (1917- 1931 гг.). Новосибирск, 1976. 150 с.

228. Школа и учительство Сибири. 1920-е 30-х гг. - Новосибирск: Изд-во «Наука», 1978. - 190 с.

229. Шлейхер И.И. Пособие по истории российских немцев( вторая половина XVIII- начало XX вв.). Барнаул, 1992. - 120 с.

230. Экба Н.Б. Язык обучения в нерусских школах РСФСР П Советская педагогика. 1988. - №2. - С. 70-72.

231. Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995.-В 2-х тт.

232. Юрцовский Н. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новосибирск, 1923. - Вып. 1. - 150 с.

233. Ягодин Г.А. Совершенствование межнациональных отношений и школа // Советская педагогика. 1989. - №8. - С. 3-12.

234. Gerber О. Schulbildung der Deutschen in Sibirien in den Jahren 1920 1935 // Zeitung fur Dich. - 1995. - №№ 34-35.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.