Социально-философские основания глобализма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Клеева, Мария Рауфовна

  • Клеева, Мария Рауфовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 153
Клеева, Мария Рауфовна. Социально-философские основания глобализма: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2005. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Клеева, Мария Рауфовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Логико-методологические аспекты глобализма

§1.0 категориях основания и обоснованного.

§ 2. Понятия глобализации, глобализма и антиглобализма.

Глава 2. Глобальная экономика как одно из онтологических оснований глобализма

§1.Транснациональные корпорации и национальные интересы.

§ 2. Место и роль международных организаций в глобальных процессах современности.

§ 3. Глобализм и национальная безопасность России.

ГЛАВА 3. Аксиологические основания глобализма

§ 1. Западная культура как одно из аксиологических оснований глобализма.

§ 2. Проблема человека в современных глобальных процессах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские основания глобализма»

За последнее десятилетие вопросы, связанные с таким явлением, как глобализм и с процессом глобализации, представляющим собой практическое воплощение глобализма в конкретной исторической действительности, вызывают живой интерес и острые дискуссии не только среди исследователей - членов научного сообщества (философов, социологов, экономистов, политологов, историков, культурологов и других), но и со стороны представителей широких кругов общественной жизни (политиков, духовенства, журналистов, деятелей культуры и других).

Так, 6-8 сентября 2000 года в Саммите тысячелетия, состоявшемся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, принимали участие 188 государств. Редкий участник сессии не упоминал о глобализации, признавая факт объективного существования данного процесса. Например, Ж.Ширак отмечал тенденции мирового развития в следующем ключе: «За время жизни всего одного поколения возник новый мир, <. .> открытый мир, в котором постепенно исчезают границы, мир, пропитанный новой глобальной культурой информационных технологий. <.> Глобализация знаменует новую ступень поисков человечества. Она ставит перед нами трудную задачу вновь организовать политическое действие во всемирном масштабе. <.> Нашему глобализованному миру необходимы органы, которые бы объединили усилия для того, чтобы лучше управлять им и продвигать наши идеалы».1

1 Ширак Ж. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН // Международная жизнь, 2000, №10, С. 27-28

Более тридцати лет в ООН и ЮНЕСКО не прекращаются дебаты по вопросам культурного суверенитета и культурного империализма. В настоящее время в центре внимания ЮНЕСКО находится вопрос : «Создаёт ли глобализация экономики ценности для новой цивилизации?»2

Проблема глобализации экономики рассматривается на форумах в Давосе. Для исследования глобальных вопросов современности Российской Академией Наук был создан Институт проблем глобализации. Руководитель, Института М.Г. Делягин занял твёрдую антиглобалистскую позицию.3

В некоторых учебных программах для отечественных вузов возникла новая дисциплина - глобалистика.4

Вопросы, сопряжённые с процессом глобализации, неизменно обсуждаются на международных научных конференциях, конгрессах, круглых столах.5

Проблемы, связанные с явлением глобализма и процессом глобализации, непосредственно касаются каждого нашего современника в любой точке земно

2 Мацуура К. Глобализация - это также культурный процесс.// Международная жизнь, 2000, № 8-9, С.27

3 Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г. Коваленко A.A. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000

Делягин М.Г. Идеология возрождения. М.,2000

Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. - М.: Инфра-М, 2003

Делягин М.Г. Миссия России в эпоху второго «кризиса Гуттенберга» // Россия в глобальнгой политике.Т.2, 2004, №1

Делягин М.Г. От глобальных противоречий - к региональным конфликтам // Россия в глобальной политике. T2.2004, №5.

4 Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2000 Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002 Тураев В.А. Глобальные проблемы современности: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2001 Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 2002 Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М.,1998

5 Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол "МЭиМО"//МЭиМО, 1999, №№4-5

Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития. Круглый стол в редакции журнала "Международная жизнь" 25 октября 2000 года. // Международная жизнь, 2000, №11

Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. Материалы международной научной конференции. СПб, 2001

Гуманизм, глобализм и будущее России. Материалы Международной научной конференции. СПб, 2002 Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб, 2000

Проблемы современной геополитики. Сборник трудов первой международной научно-практической конференции: Продвижение НАТО на восток - проблемы безопасности России и стран СНГ. СПб, 1999 и др. го шара, затрагивают интересы тех людей, которым не безразлично собственное будущее, будущее своих детей, своей страны.

Во всём многообразии литературы по данной теме в настоящий момент нет единого мнения, целостного понимания проблемы. Большинство исследователей либо избегают формулирования дефиниций, опасаются категоричных суждений, либо допускают нарушение законов логики (подмену тезиса), называя процессы интеграции термином «глобализация». Подмена тезиса в данном случае — не только игнорирование законов логики, но и преступление против сознания, свободы и жизни людей, поскольку скрывается сущность глобализации, замалчиваются её опасные последствия.6

6 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994 Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.,1993

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.,1999 Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы.//Политические исследования, 1999, №5

Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и её проблемы в Восточной Европе.//Вопросы философии, 1990, №3

Дергачёв В.А. Геополитика. Киев, 2000

Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый: Личность в постсоветском социуме // Политические исследования, 1999, №3

Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.,1997

Загладин Н.В. "Новый мировой беспорядок" и внешняя политика России. //МЭиМО, 2000, №1

Иванов Н.П. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. //МЭиМО, 2000, №2-3

Кузнецов В.И. Что такое глобализация?//МЭиМО,1998, №2

Мальцев В. А. Основы политологии. М.,1998

Матвеев A.A. Глобальные угрозы в американском восприятии. //Международная жизнь, 2000, №1 Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.,1999 Панарин A.C. Глобальное прогнозирование. М.,2000 Панарин A.C. Искушение глобализмом. М.,2002 Панарин A.C. Философия политики. М.,1994

Пауэлл К. Стратегия партнёрства // Россия в глобальной политике.Т.2,2004, №1 Перегудов С.П. "Общество участия" или "демократия собственников"? //МЭиМО, 2000, №7 Саломон K.M. Культурная экспансия и экономическая глобализация. //МЭиМО, 2000, №1 Тихонравов Ю.В. Геополитика. М.,1998

Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. //Свободная мысль, 1992, №2

Фукуяма Ф. Конец истории? Вопросы философии, 1990, №3

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //ПОЛИС, 1994, №1

Lifton R. Thought Reform and the Psychology of Totalism. New York, 1961

Nixon Richard M.Victory without war. New York, 1988

Robertson R. Globality, global culture and images of world order. H.Haferkamp and N.Smelser (eds.).Social Change and Modernity. Berkley, 1992

Singer D.J. The global System and its Sub-System. A Developmental View. N. Y. ,1971

Сущность процесса глобализации раскрывается лишь посредством описания каких-либо отдельных аспектов и тенденций, таких как, например:

1. Становление экономической системы, функционирующей по единым правилам в масштабе всей планеты.

2.Нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю.

3.Ослабление традиционных функций государства, особенно в сфере национальной безопасности и социальной защиты населения.

4. Взаимозависимость между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными и иными процессами.

5. Насаждение в мире западных, и прежде всего американских, ценностей и стандартов поведения.

6. Формирование идеологии «глобализма», способствующей формированию нового мирового порядка при лидирующей роли США.

Общетеоретическое направление западной философии глобализма представлено работами С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, Ж. Аттали, 3. Бжезинского, Г. Киссинджера, Дж. Розенау, К. Поппера, И. Валлерстайна, Р. Робертсона и др.

Мы рассматриваем явление глобализма как крайнюю форму воплощения социального зла, поскольку единое человечество возможно лишь как структурированное социальное целое с иерархией стран и народов, в которой неизбежны отношения господства и подчинения, то есть отношения социального, экономического и культурного неравенства. О мирном сосуществовании равноправных стран и народов в данной ситуации говорить неуместно.

Рассматривая глобализм в данном аспекте, мы определяем родство между понятиями «глобализм» и «тоталитаризм»: и то, и другое явление выступают как система отношений, воплощающаяся в конкретные социально - политические институты и отрицающая человека, стремящаяся низвести его до исключительно функционального, инструментального уровня.

Обратимся к размышлениям И.А. Ильина, который в 1925 году констатировал: «. нашему поколению опыт зла дан, с особенною силою, впервые, как никогда раньше. В итоге долго назревавшего процесса злу удалось ныне освободить себя от всяких внутренних раздвоенностей и внешних препон, открыть своё лицо, расправить свои крылья, выговорить свои цели, собрать свои силы, осознать свои пути и средства; мало того, оно открыто узаконило себя, сформулировало свои догматы и каноны, восхвалило свою, нескрытую более природу и явило миру своё духовное естество. Ничего равносильного и равно порочного этому человеческая история ещё не видала или, во всяком случае, не помнит. Столь подлинное зло впервые дано человеческому духу с такой откровенностью. И понятно, что при свете этой новой данности многие проблемы духовной культуры и философии, особенно те, которые имеют непосредственное отношение к идеям добра и зла, наполняются новым содержанием, получают новое значение, по-новому освещаются и требуют предметного пересмотра. И прежде всего — с виду морально-практический, а по существу глубокий, религиозно - метафизический вопрос о сопротивлении злу, о верных, необходимых и достойных путях этого сопротивления». 7

Данное высказывание справедливо и сегодня. Отношение ко злу связывается прежде всего с нравственным выбором личности, её нравственным долгом. Но чтобы долг был исполнен, он должен быть понят , то есть жизненная ситуация должна быть осознана человеком как взывающая к его нравственному выбору.

Именно оценка, процесс оценивания во всём многообразии своих значений образуют не только «предисловие», но и «послесловие» всякого научного познания.8

Данная ситуация побудила автора к работе по осознанию и оценке проблемы природы, сущности, оснований глобализма. Выбор темы исследования явился не только профессиональным, но и нравственным выбором автора.

Объектом исследования выступает процесс глобализации как специфической реальности современного мирового развития и как практического воплощения идеологии глобализма в конкретных исторических условиях.

Предметом нашего исследования являются логико-методологические, онтологические и аксиологические основания глобализма. Под основанием понимают исходное условие, предпосылку существования некоторого явления или системы явлений, то, из чего можно сделать вывод, почему нечто существует

7 Ильин И.А. О сопротивлении злу силою.//Ильин И.А. Путь к очевидности.-М.: Республика, 1993, С.7

8 Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980, С.47

Лейбниц, Хр. Вольф)9. Глобальная экономика рассматривается как одно из онтологических оснований глобализма. Аксиологическим основанием глобализма выступает современная западная культура - культура потребительства.

Философия образует системное единство нескольких компонентов, а именно: онтологии, гносеологии, аксиологии. Данные компоненты, составляя структуру предмета философии, выполняют в своём единстве её мировоззренческую и методологическую функции.

В соответствии с предметом исследования и степенью научной разработанности проблемы мы ставим перед собой цель: раскрыть сущность глобализации и глобализма, выявить родство явлений глобализма и тоталитаризма, оценить процесс глобализации посредством исследования его социально-философских оснований.

Реализация указанной цели требует решения следующих исследовательских задач:

• на основе научных работ отечественных и зарубежных авторов определить логико-методологическую составляющую глобализма, выработать рабочий категориальный и понятийный аппарат исследования;

• проанализировать проблему онтологических оснований глобализма;

• определить место и роль транснациональных корпораций и международных организаций в глобальных процессах современности;

9 Философская энциклопедия. Гл.ред. Ф.В. Константинов. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1967, Т.2, С. 54

• раскрыть влияние глобализации на систему национальной безопасности России;

• дать характеристику западной культуры как одного из аксиологических оснований глобализма;

• определить взаимосвязь онтологических и аксиологических оснований при постановке проблемы человека в современных глобальных процессах;

• по итогам исследования представить соответствующие выводы и рекомендации, которые могут быть использованы представителями научного сообщества, властных структур, общественно-политических движений, сферы масс-медиа как научно-консультационный материал.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные категории диалектики, посредством которых представляется возможным выявление сущности и содержания глобализма и глобализации: процесс и его структура, противоречие, деструктивность, насилие и др. Поскольку метод представляет собой способ систематизированной деятельности, направленной на достижение цели, методологию исследования определи его предмет, цель и задачи. Основными методологическими подходами стали диалектический, междисциплинарный, компаративный, контент-анализ, метод исторической реконструкции.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена реализацией целей и задач, указанных выше, и заключается в том, что идеология глобализма понимается как взаимообусловленность логико-методологических, онтологических и аксиологических оснований мировоззрения неолиберализма.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими следующими тезисами:

1. Необходима строгая дифференциация понятий «интеграция» и «глобализация». Если первое связывается прежде всего с гегелевским понятием конкретно-всеобщего, предполагающим единство во многообразии ( многополярное мироустройство, уважение национальных особенностей и традиций своего государства и государств-партнёров, диалог культур, сотрудничество, сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности и др.), то второе, напротив, отождествляется с концепцией One World, с однополюсным миром, с созданием унифицированной цивилизации по западному стандарту.

2. Понятия «глобализм» и «глобализация» не тождественны. Глобализация есть процесс практической реализации идеологии глобализма в конкретных исторических условиях постиндустриального, информационного общества.

3. Процесс глобализации представляет собой необходимое средство обеспечения потребительского жизненного стандарта для населения западных стран (the West) за счёт эксплуатации ресурсов традиционных обществ (the Rest).

4. В ряду онтологических оснований глобализма наибольшее влияние на социум оказывает глобальная экономика, её организационные движущие силы - транснациональные корпорации и международные межправительственные организации, опирающиеся на военно-политическую поддержку Организации североатлантического договора. Деятельность данных организаций направлена на всестроннее содействие процессу глобализации и сопровождается ощутимым влиянием на системы национальной безопасности государств, не входящих в так называемый «золотой миллиард».

5. Аксиологически в качестве основания глобализма выступает современная массовая культура Запада, опирающаяся на мнение о том, что моральные и духовные начала являются потребительским товаром, а процесс деконструкции предшествующей культуры есть мироощущение информационного общества и философии постмодернизма.

6. Антиглобализм понимается как диалектическое отрицание глобализма, а антиглобалистское сопротивление - как необходимое условие для обратимости процесса глобализации, для сохранения уникальности и многообразия традиционных культур.

В этом аспекте Россия всегда принимала на себя самый тяжёлый удар претендентов на мировое господство и именно она проявляла феноменальную способность противостоять подобным устремлениям, поэтому она призвана к осуществлению активной деятельности в контексте мирового антиглобалистского сопротивления.

Теоретическая значимость диссертационного исследования выражена в систематизации большого по объёму противоречивого теоретического материала, в его концептуальном объединении, в целостном осмыслении, на основе которого выработана оценка глобализма, сопряжённого с ним процесса глобализации и его диалектического отрицания - антиглобализма.

Анализ социально-философских оснований глобализма вносит существенный вклад в разработку теоретических основ современного общества, дополняет и развивает исследования других авторов по данной тематике.

Полученные в ходе исследования результаты могут представлять ценность как теоретические основания в процессе преподавания социальной философии, общей социологии, философской антропологии, политологии, культурологии.

Материал диссертации может быть использован как научно-консультационный представителями властных структур, общественно-политических движений, сферы масс-медиа, в том числе для совершенствования государственного законодательства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Клеева, Мария Рауфовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования проблемы социально-философских оснований глобализма можно прийти к следующим выводам.

Происходящий на наших процесс глобализации демонстрирует спланированное стремление воплотить в реальной действительности глобализм, то есть организовать всё человечество по принципам западнизма и под эгидой Запада. Он происходит с использованием баснословных ресурсов. Причём происходит настолько успешно, что уже возникла иллюзия полной подвластности хода истории воле и желаниям его вдохновителей и исполнителей.

Мы настаиваем на необходимости строгой дифференциации понятий «глобализация» и «интеграция», поскольку понятие «интеграция» связывается прежде всего с понятиями сотрудничества, диалога культур, уважением национальных особенностей и традиций своего государства и государств-партнёров, сохранением государственного суверенитета и территориальной целостности, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государства, многополярного мироустройства, а понятие «глобализация» отождествляется нами с концепцией One World, с однополюсным миром, с созданием унифицированной цивилизации, управляемой из Вашингтона.

Глобализация выступает в качестве необходимого условия выживания стран и народов Запада за счёт экспансии в другие страны, она является средством сохранения достигнутого положения и выживания Запада в угрожающе сложных исторических условиях.

Таким образом, в основе глобализма лежит не воля различных стран и народов к объединению, а стремление определённых сил Запада занять господствующее положение на планете, превратить её население в человекообразное стадо и заставить его служить хозяевам.

Мы определили принципиальное родство между понятиями «глобализм» и «тоталитаризм»: и то, и другое явление выступают как система отношений, воплощающаяся в конкретные социально - политические институты и отрицающая человека, призванная нивелировать его, низвести его до исключительно инструментального уровня.

Одно из онтологических оснований глобализма - глобальная экономика -существует как сложившееся явление. Наднациональные и глобальные экономические империи и организации приобрели такую силу, что теперь от них решающим образом зависит судьба экономики национальных государств всего мира. В их деятельности всё большую роль играют политическое давление и вооружённые силы НАТО. ТНК властвуют над экономикой и подчиняются лишь глобальному денежному механизму. Наряду с возрастанием числа и мощности транснациональных корпораций успешно реализуют свои интересы крупнейшие международные валютно-кредитные, финансовые, торговые организации.

Аксиологическое основание глобализма - культура западнизма - характеризуется следующими чертами. Культура становится сферой капиталистического бизнеса. Складывается всё расширяющееся производство предметов культуры и зрелищ. Высшими критериями ценности продуктов культуры становятся рыночные отношения спроса и предложения. Рыночная цена вытесняет эстетическую оценку. Масштабы творческой личности определяются не тем, каков её рыночный успех. Судьями качеств произведений культуры выступают эксперты масс-медиа, руководствующиеся отнюдь не критериями эстетики, морали, просвещения и гуманизма. Реализации данной задачи способствует свободный поток информации, проникающий сквозь национальные границы, игнорируя государственный суверенитет. Культура глобализма приспосабливается к тому человеческому материалу, на который она рассчитана, и одновременно приспосабливает этот материал к тому, что она способна производить.

Когда этот процесс станет необратимым, глобализм восторжествует. От каждого государства и от каждого народа будет зависеть, допустят ли они это торжество, признают ли они свой менталитет убогим, свои духовные силы примитивными, свой исторический путь «нецивилизованным», позволят ли они такое горькое и циничное глумление над собой спустя 60 лет после победы над фашизмом, смогут ли они предать память своих национальных героев и подвижников, отдавших собственную жизнь за то, чтобы доказать обратное, обрекут ли они своих детей на рабство.

Сейчас традиционные общества имеют, пожалуй, последнюю возможность для того, чтобы доказать свою способность противостоять глобализму, доказать свою уникальность и неповторимость. «Мир разнообразен и многокрасочен. Подобно тому, как во Вселенной не может быть только одного цвета, в мире не может быть и единственной цивилизации, единственного общественного строя, единственной модели развития или единственного набора ценностей. Каждое отдельное государство и страна вносят свой вклад в развитие человеческой цивилизации. Совершенно необходимо полностью уважать многообразие различных национальностей, религий и цивилизаций, сосуществование

143 которых и является мощным источником развития в мире».

На протяжении многих веков историческая ситуация складывалась так, что именно Россия принимала на себя самый тяжёлый удар претендентов на мировое господство и именно она проявляла феноменальную способность противостоять «нашествиям иноплеменников». И теперь Россия не только может, но и должна осуществлять активную деятельность в контексте мирового антиглобалистского сопротивления.

143 Цзэминь Ц. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН.//Международная жизнь, 2000, №10, С.31

144

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Клеева, Мария Рауфовна, 2005 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994

2. Авраменко С. Различные оценки «Объединённой Европы» // Международная жизнь, 1995, №11-12

3. Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол // МЭиМО, 1999, №№4-5

4. Альтерглобализм. Теория и практика антиглобалистского движения.М.,2003

5. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.,1999

6. Аннан К. Мы, народы: роль ООН в XXI веке.//Международная жизнь, 2000, №10

7. Арбатов А. Интересы России и Запада в сфере обеспечения безопасности: проблемы и перспективы //Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 1999 г. Гл.ред. О.Н. Быков. М., 1999

8. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.,1993

9. Багиров А.Т. Интернет в международных отношениях // Международная жизнь, 2000, №8-9

10. Барнет Т. Новая карта Пентагона //Россия в глобальной политике.Т.2, 2004,№3

11. Бедей A.M. Антиглобализм в России // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999

13. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В. , Станько А.И. История мировой журналистики. М., 2004

14. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999

15. Большаков В.Ю. Процесс глобализации //Россия. Планетарные процессы. Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002

16. Борзова Е.П. Идейно-теоретические предпосылки процесса глобализации как мирового явления // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия: Материалы международной научной конференции. СПб, 2001

17. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г. Коваленко A.A. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000

18. Бузгалин A.B. «Постиндустриальное общество»-тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии, 2002, № 5

19. Бузгалин A.B. Постмодернизм устарел (Закат неолиберализма чреват угрозой протоимперии) // Вопросы философии, 2004, № 2

20. Бусыгина И. Расширение ЕС: Покушение на самоубийство? // МЭиМО, 1995, №9

21. Быков О.Н. Однополюсность или многополюсность?//Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 1999 г. Гл.ред. О.Н. Бы-ков.М.,1999

22. Валов М. А. Социальный дарвинизм и современный глобализм // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

23. Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов,-М.: Логос, 2000

24. Вендт А. Четыре социологии международной политики //Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998

25. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии, 2001, № 11

26. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М.: "Воениздат", 1984

27. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы //Политические исследования, 1999, №5

28. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 2000

29. Гаджиев К.С. Геополитика. М.: «Международные отношения», 1997

30. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -М.: "Мысль", 1974

31. Гидценс Э. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1999

32. Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития. Круглый стол // Международная жизнь, 2000, №11

33. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990

34. Гречаный В.В. Нравственные основания политики // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

35. Гречаный В.В. Философия глобализма и современная Россия // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия: Материалы международной научной конференции. СПб, 2001

36. Гриняев С.Н. Американский глобализм и его влияние на развитие ситуации в мире //Защита информации. Конфидент, 2003, №6

37. Грум Дж. Растущее многообразие международных акторов // Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998

38. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории.- СПб, 1992

39. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991

40. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и её проблемы в Восточной Европе //Вопросы философии, 1990, №3

41. Делягин М.Г. Идеология возрождения. М., 2000

42. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации.- М.: Инфра-М, 2003

43. Делягин М.Г. Миссия России в эпоху второго «кризиса Гуттенберга» // Россия в глобальной политике.Т.2,2004, №1

44. Делягин М.Г. От глобальных противоречий к региональным конфликтам // Россия в глобальной политике.Т.2,2004, №5

45. Дергачёв В.А. Геополитика. Киев, 2000

46. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый: Личность в постсоветском социуме // Политические исследования, 1999, №3

47. Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета, 28 сентября 2000

48. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Полное собрание сочинений. Т. 14.- JI.: Издательство «Наука», 1976

49. Доценко E.JI. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. -М.: «ЧеРо» Издательство МГУ, 1996

50. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.,1997

51. Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. М.,1997

52. Жураховский Д.А. Будущее России в её подрастающем поколении //Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

53. Загладин Н.В. "Новый мировой беспорядок" и внешняя политика России //МЭиМО, 2000, №1

54. Замятин Е.И. Избранное. М.: Издательство "Правда", 1989

55. Зиновьев A.A. Идеологическая глобализация // Независимая газета, 26 февраля 2002 г.

56. Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000

57. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб, 2000

58. Иванов Н.П. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития //МЭиМО, 2000, №2-3

59. Иванов С.Б. Вооружённые силы России и её геополитические приоритеты // Россия в глобальной политике. Т.2, 2004, №1

60. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993

61. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993

62. Иноземцев B.JI. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии, 2004, № 4

63. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000

64. Карпец И.И. Международная преступность. М.,1988

65. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. -М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000

66. Кеннеди П. Трансатлантические отношения: три сценария // Россия в глобальной политике. Т.2, 2004, №1

67. Кефели И.Ф. Россия перед выбором: глобализм, геополитика, идеология // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научнойконференции.- СПб, 2002

68. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб, 2004

69. Кирвель Ч. С., Мозелов А. П. Глобализирующийся мир и восточнославянская цивилизация // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

70. Клепацкий J1.H. Глобализация и национальные интересы //Международная жизнь, 2000, №1

71. Клинтон Б. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН. Пер. с англ. // Международная жизнь, 2000, №10

72. Ключников Б.Ф. О глобализации, новом тоталитаризме и России // Наш современник, 2000, № 5

73. Козин В.П. Кремль и НАТО: перспективы и взаимодействия ^ //Международная жизнь, 2000, №4

74. Кольяр К. Международные организации и учреждения. М.: Прогресс, 1972

75. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1998

76. Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика. М., 2002

77. Кузнецов В.И. Что такое глобализация? // МЭиМО, 1998, №2

78. Ф 78. Лебедев С.В. Россия, глобализм и антиглобализм// Гуманизм, глобализм ибудущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

79. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии, 2001, № 4

80. Луговой A.A. Человек русской культуры в контексте глобализма // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

81. Макконнел K.P., Брю С.JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2 Пер. с англ. М.,1995

82. Макфол М. Новый разговор с Россией // Россия в глобальной политике.Т.2, 2004, №5

83. Малышева Д. Постиндустриальный мир и процессы глобализации //МЭиМО, 2000, №3

84. Маничев С.А. Кросс-культурные различия как геополитический фактор //Россия. Планетарные процессы. Под ред. В.Ю. Большакова. СПб, 2002

85. Манойло A.B., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. -М., 2003

86. Мартин Г.-П., Шуман X. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию. М., 2001

87. Матвеев A.A. Глобальные угрозы в американском восприятии // Международная жизнь, 2000, №1

88. Мацуура К. Глобализация это также культурный процесс // Международная жизнь, 2000, №8 - 9

89. Медведева И .Я., Шишова Т.Д. Логика глобализма // Наш современник, 2001, №11

90. Международное право. Под ред. Н.Т. Блатовой. М., 1987

91. Международное право. Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М.,1998

92. Международное публичное право. Под ред. К.А. Бекяшева. М.,1999

93. Международные организации системы ООН. Сост. А.А.Титаренко. Под ред. В.Ф. Петровского.- М., 1990

94. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.,1997

95. Меренков A.B. Основные направления развития человека в XXI веке // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб, 2000

96. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация: Философские очерки. СПб.: «Наука», 1994

97. Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1969

98. Морозов Г.И. ООН в XXI веке: к саммиту тысячелетия //МЭиМО, 2000, №12

99. Морозов Г.И. Право силы или сила права? // Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 1999 г. Гл.ред. О.Н. Быков. М., 1999

100. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традициии и современность // Вопросы философии, 2004, № 11

101. Мясникова JI. «Новая экономика» в пространстве постмодерна // МЭиМО, 2001, № 12

102. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999

103. Организация Объединённых Наций. Основные факты. М., 2000

104. Организация Объединённых Наций. Сборник документов. М., 1981

105. Основные сведения об ООН. Пер.с англ. М., 1991

106. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000

107. Панарин A.C. Агенты глобализма // Москва, 2000, № 1-7

108. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000

109. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2002

110. Панарин A.C. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии, 2003, № 6

111. Панарин A.C. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998

112. Панарин A.C. Север-Юг. Сценарии обозримого будущего // Наш современник, 2003,№ 5

113. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность XXI века // Москва, 2002, №4-12

114. Панарин A.C. Философия политики. М., 1994

115. Пауэлл К. Стратегия партнёрства // Россия в глобальной политике. Т.2,2004, №1

116. Перегудов С.П. "Общество участия" или "демократия собственников"? // МЭиМО, 2000, №7

117. Петров В.К. Информационная безопасность России в условиях глобализации //Россия. Планетарные процессы. Под ред. В.Ю. Большакова. СПб, 2002

118. Петрунин О. Подводные камни либерализации внешней торговли // МЭиМО, 2001, № 11

119. Пефтиев В.И., Черновская В.В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? //МЭиМО, 2000, №7

120. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.-Киев, 2001

121. Пуляев В.Т. Новая парадигма гуманитарного развития в условиях глобализации // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

122. Путин В.В. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН // Международная жизнь, 2000, №10

123. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991

124. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2001

125. Романов P.A. Концепция тоталитаризма X. Арендт // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб, 2000

126. Рымалов В. Мировая торговля на исходе столетия//Год планеты: Полити-ка.Экономика.Бизнес.Банки.Образование.Вып. 1999г.Гл .ред.О.Н.Быков.М. 1999

127. Сайме Д. Имперская дилемма Америки // Россия в глобальной полити-ке.Т.2,2004, №1

128. Саломон K.M. Культурная экспансия и экономическая глобализация // МЭиМО, 2000, №1

129. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. JL: Издательство Ленинградского университета, 1980

130. Сорос Дж. Тезисы о глобализации // Вестник Европы, 2001, № 2

131. Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1967

132. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарика, 1998

133. Справочник НАТО: Юбилейное издание. Брюссель, 1999

134. Столович JI.H. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии, 2004, № 7

135. Субетто А.И. Манифест борьбы против глобального империализма. — СПб.: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2004

136. Титов К.В. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // МЭи-МО, 2000, №10

137. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М.: Бизнес-школа, 1998

138. Толстой JI.H. Конец века // Сочинения графа JI.H. Толстого. М.,1911

139. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века //Свободная мысль, 1992, №2

140. Тураев В.А. Глобальные проблемы современности. -М.: Логос, 2001

141. Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. М., 2002

142. Федотова H.H. Дискуссии о термине "глобализация" в зарубежной социологии //Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб, 2000

143. Фейт Д. Система обороны США : глобальная трансформация // Россия в глобальной политике. Т.2, 2004, №1

144. Ферпоссон И. Глобальное общество в конце двадцатого столетия. Пер. с англ. //Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998

145. Финансовая организация и деятельность международного валютного фонда. Вашингтон, 1994

146. Фитуни J1.JI. Международное движение капитала в условиях глобализации. М.: МНЭПУ, 2000

147. Франка В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990

148. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, №3

149. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //ПОЛИС, 1994, №1

150. Цзэминь Ц. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН. Пер. с англ. // Международная жизнь, 2000, №10

151. Цыганков П.А. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений //Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998

152. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003

153. Чешков М.А. Взгляд на глобализацию через призму глобалистики //МЭиМО, 2001, №2

154. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М., 1998

155. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: «Мысль», 1980

156. Ширак Ж. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН. Пер. с англ. // Международная жизнь, 2000, №10

157. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Пер. с нем. и примеч. И.И.Маханькова. -М.: Мысль, 1998

158. Юрьев А.И. Глобализация как новая форма политической власти, изменяющая человека и миропорядок // Россия. Планетарные процессы. Под ред. В.Ю. Большакова. СПб, 2002

159. Aldous Н. Brave New World. L.,1992

160. Lifion R. Thought Reform and the Psychology of Totalism. New York, 1961

161. Nixon Richard M.Victory without war. New York, 1988

162. Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context.-Cambrige: Polity Press, 1990

163. Robertson R. Globality, global culture and images of world order. H.Haferkamp and N.Smelser (eds.).Social Change and Modernity. Berkley, 1992

164. Singer D.J. The global System and its Sub-System.A Developmental View. N.Y., 1971

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.