Социально-философские аспекты буддизма Бурятии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Аякова, Жаргал Аюшиевна

  • Аякова, Жаргал Аюшиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 121
Аякова, Жаргал Аюшиевна. Социально-философские аспекты буддизма Бурятии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2004. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Аякова, Жаргал Аюшиевна

Введение.

Глава I. Социально-политическая и духовно-нравственная востребованность буддизма в Центральной Азии.

Глава II. Духовные, социальные и политические аспекты буддизма Бурятии в период его становления и расцвета.

Глава III. Социально-философские аспекты современного буддизма Бурятии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские аспекты буддизма Бурятии»

Актуальность темы исследования. важность социально-философского его обуславливаются исключительной Актуальность и научная буддизма в Бурятии культурной, исследования значимостью общественной и политической жизни бурят. Становление единого этноса в пределах Российской империи, формирование собственных культурных традиций, социальной структуры общества, его политической организации все это было тесно связано с буддизмом. Он стал неразрывной составной истории бурят и не утратил своей значимости в их сегоднящней жизни. Несмотря на гонения, устроенные в 30-х гг., разрущения дацанов, уничтожение реликвий, репрессии священнослужителей, буддийские ценности продолжали оставаться в народной памяти, продолжая привлекать людей своими духовно-нравственными идеалами. В настоящее время, когда происходит возрождение национального самосознания народов бывшего Советского Союза, когда восстанавливаются культурные традиции, религиозные верования, буддизм вновь начинает играть заметную роль в общественной и политической жизни бурятского народа, принимает все более активное участие в социальной регуляции повседневной жизни жителей Бурятии как сельской, так и городской местности, независимо от национальной принадлежности. Вместе с тем, необходимо отметить, что изучение истории буддизма Бурятии, его современного состояния требует более тщательного и глубокого анализа. Существующие исследования по истории буддизма Бурятии не отражают полной картины его распространения и становления. Все более очевидной становится необходимость их дополнения социально-философским анализом. Социально-философский контекст исследования бурятского буддизма, к сожалению, до сих пор представлен.главным образом, работами советского периода, где основной акцент делался на критике реакционной сущности буддизма как религии, представленной «опиумом народа». Сегодня назрела необходимость всестороннего объективного социально-философского анализа сущности буддизма не только и не столько как религии бурят, а как существенного и необходимого компонента их культурной, общественной и политической жизни. Необходимо объективно оценить место и роль буддизма в историческом прошлом бурятского народа, оценить его современное состояние и увидеть его дальнейшие перспективы. Степень изученности темы. Буддизм всегда представлял повышенный интерес для ученых различных областей гуманитарного Т.В. Рис-Дэвиде, О. Фон знания. Проблемам буддизма в западной буддологии уделяли большое внимание такие крупнейшие ученые, как Хюбнер, И.Б. Хорнер, К.Р. Норманн, А.К. Уордер, Э. ЛахМотт, Э. Конзе, Д.С. Руэгг, Г. Гюнтер, X. Накамура, Д. Туччи, А. Вайман. Отечественная буддология связана с именами В.П. Васильева, И.П. Минаева, Ф. Ольденбурга, Ф.И. Щербатского, О.О. Розенберга, Б.Я. Владимирцова, А.И. Вострикова, Б.Б. Барадина, Ц.Ж. Жамцарано, Б.Д. Дандарона, Б.В. Семичова, Ю.Н. Рериха, В.Н. Топорова, A.M. Пятигорского, Г.М. Бонгард-Левина, Н.Л. Жуковской, В.Г. Лысенко, В.И. Андросова, В.И. Рудого, Е.П. Островской, Л.Е. Янгутова, СЮ. Лепехова, СП. Нестеркина, В.Н. Пупышева, Е.А. Торчинова, К.М. Герасимовой, F.P. Галдановой и др. Новый этап в мировой буддологии связан с трудами тибетских учителей Дхармы: Его Святейшества Далай-Ламы XIV, Намкая Норбу Ринпоче, Ургьен Тулку, Тендзина Вангьяла, Чокьи Нима Ринпоче, Джампа Тинлея, Дуджома Ринпоче и др. Особенностью сочинений тибетских учителей Дхармы является изложение философско-нравственных основ буддизма, исходя из своих личных духовно-религиозных убеждений в сочетании с практикой. По их мнению, духовно-нравственная основа буддизма служит примером общества, в котором сочетаются признаки как традиционной, так и инновационной культур. Бурятский буддизм стал объектом исследований, главным образом, ученых республики. Буддологические исследования в Бурятии имеют давние традиции, восходящие к русскому классическому востоковедению. Большой толчок к развитию они получили с образованием Бурятского комплексного научно-исследовательского института (1958 г.), затем Бурятского филиала СО АН СССР (1966 г.). О значительном внимании, уделяемом буддологическим исследованиям, можно судить и по тому, что в 1967 г. в Институте общественных наук БФ СО АН СССР был создан сектор буддологии. На первом и последующих этапах развития буддологии в Бурятии первостепенное значение придавалось задаче атеистического воспитания населения республики, критическому анализу социальной роли ламаистской церкви в истории бурятского общества. Вопрос о социальной природе и классовых функциях ламаизма был поставлен П.Т. Хаптаевым и Ф.А. Кудрявцевым в их работах по истории Бурятской АССР, затем в монографиях К.М. Герасимовой. Её монофафия «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков» была посвящена проблеме взаимоотношения бурятской ламаистской церкви и царского правительства России, а также влиянию ламаизма на общественно-политическую жизнь бурят. В монографии подчеркивается, что уже с «начала XVIII в.. вероисповедные дела бурят буддистов были поставлены в прямую зависимость от внешней политики России на Дальнем Востоке». Впоследствии ламаизм становится проводником политики царского правительства в Забайкалье. Вместе с тем ламство принимало «активное участие в политической борьбе нойонства и кулачества». Одной из характерных особенностей К.М. Герасимова «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX начале XX веков». Улан-Удэ, 1957. 23.общественных вопросами движений Бурятии Этим того периода яьлялось тот факт, «то что обстоятельство, что многие общественные проблемы связывались здесь с вероисповедания». объясняется политическая практика буржуазного национализма Бурятии в период 19171922 гг. приняла форму обновленческого движения в ламаистской церкви. Рассматриваются вопросы, связанные с возникновением обновленческого движения среди бурятского ламаистского духовенства. Продолжением этой монографии явилась другая монография К.М. Герасимовой «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства». В ней подробно исследуются история обновленческого движения в Бурятии, его суть, социальные и политические корни, организационное оформление. Обновленческое движение в Бурятии рассматривается К.М. Герасимовой как «продукт буржуазно-демократической революции», как «закономерное изменение одной из надстроечных организаций» По материалам полевых экспедиций была опубликована монография «Ламаизм в Бурятии в XVIII начале XX вв. Структура и социальная роль культовой системы», которая представляет собой дальнейший этап исследования социальной функции ламаистской религии в бурятском обществе. Монография выполнена Г. Р. Галдановой, К.М. 1>расимовой, Д.Б. Дащиевым, Г.Ц. Митуповым. В ней выявлены особенности ламаизма как региональной формы индийского буддизма, сложившейся в условиях феодального общества тибетского и монгольского народов. К таким особенностям относятся гетерогенность культовой системы и социальное содержание популярного вероучения. В 1966 г. был опубликован старомонгольский текст сочинения Э. -X. Галшиева «Зерцало мудрости, разъясняющее и отвергаемое по двум законам», подготовленный Ц.А. Дугар-Нимаевым. Кроме того, Ц.А. Дугар- Там же. 4. К.М. Герасимова «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства». Улан-Удэ, 1964. Сб.Нимаевым были осуществлены русский перевод текста и примечания к нему, написана вступительная статья. Сочинение Э.- X. Галшиева было написано в жанре субхашита на тибетском языке. Впоследствии оно было переведено на литературный старомонгольский письменный язык учеником Э. X. Галшиева Ч. Ванчуковым. По существу, «Зерцало мудрости» представляло собой свод правил поведения для бурят, обрамленный в рамки буддийской догматики. По мнению В.Ц. Найдакова, «идеи «Зерцала мудрости» во многом восходят к идеям и догмам раннего хинаянского буддизма». Этот факт В. Ц, Найдаков связывает с обновленческим движением в ламаизме. Большое значение ученые придавали исследованиям бурятского буддизма в контексте центрально-азиатских культурных традиций. В этом направлении были опубликованы сборники статей: «Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии» (Новосибирск, 1980 г.), «БуддиЗхМ и традиционные верования (Новосибирск, истории 1981 г.), и «Буддизм и народов Центральной Азии» литературно-художественное мысли стран творчество народов Центральной Азии» (Новосибирск, 1983 г.), «Из философской общественно-политической Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 1995 г.), «Тибетский буддизм: теория и практика» (Новосибирск, 1995 г.). Статьи этих сборников освещают три главные темы: традиционными верованиями 1) взаимоотношение буддизма с Азии, процесс народов Центральной ассимиляции ламаизмом древних верований бурят, монголов и тибетцев; 2) влияние буддизма на духовную культуру бурят, монголов и тибетцев, развитие их литературно-художественного сборников творчества широко в рамках буддийской культуры; 3) социально-политическая роль буддизма в Центральной Азии. В статьях использовались Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе. Улан-Удэ, 1976.С.143.буддийские источники на бурятском, монгольском, тибетском и китайском языках. Некоторые из этих источников были введены в научных оборот впервые. Вопросы буддийской цивилизации в Центральной и Во(гочной Азии рассматривает СЮ. Лепехов в монографии «Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации». В данной монографии бурятский буддизм представлен в контексте центрально-азиатской буддийской цивилизации В 2001 г. состоялась научная конференция «Буддизм в Центральной и Восточной Азии», проведенная Восточным факультетом БГУ и Буддийским Институтом «Даши Чойнхорлин». По материалам этой конференции был издан сборник статей «Буддизм в Центральной и Восточной Азии» (отв. редактор Л.Е..Янгутов). Ряд статей этого сборника был посвящен проблемам бурятского буддизма. Большой вклад ученых, изданные в изучение бурятского буддизма внесли труды Институтом монголоведения, будцологии и тибетологии: «Буддизм: история и идеология» Улан-Удэ, 1997 г. (отв. ред. Л.Е. Янгутов), «Буддизм в Бурятии: истоки, история и современность» Улан-Удэ, 2002 г. (отв. ред. СП. Нестеркин). В статьях указанных двух изданий рассматривается ритуалы, история буддизма в Бурятии, его современное состояние, изучаются культы и вероучение и философия буддизма, получившие широкую популярность в Бурятии. В обоих изданиях также рассматриваются социально-философские аспекты бурятского буддизма. Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на все возрастающий интерес к буддизму со стороны ученых, до сих пор нет специального социально философского исследования буддизма в Бурятии, хотя необходимость подобного рода исследований становится все более очевидной. СЮ. Лепехов. Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации. УланУдэ, 1999.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Аякова, Жаргал Аюшиевна

Заключение

Становление буддизма в Центральной Азии, в частности в Монголии и Бурятии, было возможным тогда, когда созрели социальные условия для этого. Постепенное проникновение буддизма в Монголию происходило с учетом структуры социальной организации номадного общества и характера религиозных верований и обычаев кочевников того периода. Однако социальные условия для становления буддизма хотя и были необходимыми, но все-таки недостаточными. Социальная востребованность должна была дополняться политической востребованностью, которые создали необходимые и объективные условия для становления буддизма в монгольском мире. Вместе с тем, для окончательной победы буддизма в Монголии необходима была реализация субъективных факторов, а именно, социально-психологических установок монголов на восприятие буддизма, которые формировались через принятие духовно-нравственных ценностей буддизма, насаждавшихся, в определенной степени, сверху, со стороны властей, в качестве правовых норм поведения. Хочется еще раз подчеркнуть, что большое значение для усвоения духовно-нравственных ценностей имела система правового воздаяния, изложенная в «Арбан буяны цааз». Буддизм окончательно победил в Монголии, когда монгольский менталитет воспринял его духовно-нравственные ценности, а на смену страха перед правовым наказанием пришел страх перед кармическим воздаянием. Впоследствии теория кармического воздаяния воспитала в буддистах чрезвычайно развитое чувство нравственной ответственности. Человек должен избегать злых помыслов и деяний, проявлять терпимость и милосердие, творить добро и почитать Будду, Учение и Сангху.

Распространение и становление буддизма в Бурятии происходили непосредственно в тесной связи и зависимости от распространения и становления буддизма в Монголии. До прихода в Бурятию буддизм претерпел длительный процесс адаптации к этнокультурным реалиям и традиционным народным верованиям близких или родственных бурятам народов Центральной Азии (тибетцев, монголов). В Бурятию буддизм проник уже в виде трансформированной центральноазиатской культурно-исторической вариации, которая ассимилировала однотипную структуру народных верований и культов. Успех буддизма среди бурят был обусловлен тем, что экономическое развитие бурятских родов, переживших стадию перехода к феодальным отношениям, к оседлой жизни, создало, как и у монголов, все необходимые условия для социальной и политической востребованности. В Бурятии буддизм стал важнейшим фактором консолидации бурят в границах Российской империи, оставаясь в то же время этнокультурным, этносоциальным и этнополитическим мостом между ними и центрально-азиатскими народами. Буддизм оказал огромное влияние на формирование структуры социальной общности бурят, их политической организации и культурной истории.

В настоящее время, когда происходит возрождение национального самосознания народов в постсоветском пространстве, восстанавливаются их культурные традиции. С возрождением культурных традиций, возрождается и религия каждого из народов, составлявшая в дореволюционный период основной компонент их национального самосознания.

Это в полной мере касается и современной ситуации в Бурятии. Здесь наблюдаются не только восстановление утраченных позиций буддизма, но и наблюдается восстановление самой буддийской церкви, разгромленной в 30-е годы.

Современный буддизм в Бурятии, восходящий своими корнями к традиционным формам, имевшим место в дореволюционной Бурятии, тем не менее, приспосабливается к реалиям сегодняшнего дня. Это позволяет ему вновь занимать свою нишу в социальной и духовно-нравственной жизни бурят и быть вновь политически востребованным в деле предотвращения военных конфликтов, укрепления мира, доброты и справедливости.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аякова, Жаргал Аюшиевна, 2004 год

1. Абаева J1.JL, Жуковская H.JI. Традиция и модернизация в истории ламаизма // Ежегодник. Религии мира. М., 1983.

2. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке. Религиозные ценности и современная история стран Тхеравады. М., 1993.

3. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

4. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

5. Аюшеева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе: социально философский аспект. Автореферат дисс. на соискание уч.ст. к.филос.н., Улан-Удэ, 2000.

6. Базаров М. Роль буддизма в консолидации бурятского народа. //Мир буддийской культуры. Агинское-Чита, 2001.

7. Баяртуев Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов. Улан-Удэ, 2001.

8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М. 1980.

9. Борманжинов М. Путь к истине //Альманах «Orient». Выпуск 2-3, 1998.

10. Брянский М.Г., Герасимова К.М., Михайлов Т.М. Современные проблемы буддизма, шаманизма и православия. Улан-Удэ, 1980.

11. Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.

12. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1980.

13. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск, 1981.

14. Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск, 1983.

15. Васильев Л.С. История религий Востока. М., Высшая школа, 1983.

16. Васубандху. Абхидхармакоша. Улан-Удэ, 1980.

17. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. СПб., 1918.

18. Вязниковцев А.И. Буддизм и перспективы развития современной цивилизации. Автореферат дисс. на соискание уч.ст. к.филос.н., Улан-Удэ, 2002.

19. Галданова Г.Р., Герасимова К.М., Дашиев Д.Б., Митупов Г.Ц. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983.

20. Галшиев Э.-Х. Зерцало мудрости. Улан-Удэ, 1993.

21. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX начале XX веков. Улан-Удэ, 1957.

22. Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований// Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

23. Герасимова К.М. О структуре традиционной духовной культуры по материалам тибетских источников // Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1986.

24. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства. Улан-Удэ. 1964.

25. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ, 1999.

26. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989.

27. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. Рига, 1991.

28. Далай-лама XIV. Гармония миров: диалоги о деятельном сострадании. СПб, 1996.

29. Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. СПб, 1996.

30. Далай-лама XIV. Политика доброты. М., 1996.

31. Далай-лама XIV. Этика нового тысячелетия // Наука и религия. 2000, № 12.

32. Дамдинов А.В. Агван Доржиев в обновленческом движении бурятского буддийского духовенства // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997.

33. Дандарон Б.Д. Агинский монастырь-дацан // Буддизм. СПб., 1996.

34. Дандарон Б.Д. О четырех благородных истинах Будды // Буддийский мир. М., 1994.

35. Дандарон Б.Д. Общая схема совершенствования по пути мантраяны //Гаруда., 1994, №1.

36. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. СПб., 1997.

37. Дандарон Б.Д. Постоянные элементы в буддийской философии // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Восток. Улан-Удэ, 1996.

38. Дылыкова B.C. Тибетская литература. М., 1986.38.Дхаммапада. М., 1960.

39. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М., 1990. ,

40. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.

41. Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории культуры. Улан-Удэ, 2001.

42. Жуковская H.JI. Республика Бурятия: национальная религия и национальная идея (этапы взаимодействия) // Вестник Российского гуманит. науч. фонда. М., 2000, №1.

43. Жуковская H.JI. Ламаизм и ранние формы религии. М.,1977.

44. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1995.

45. Исследователи Центральной Азии в судьбах России. Альманах Orient, СПб., 1998.

46. Кеоун Д. Буддизм. М., 2001.

47. Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. М, 1993.

48. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.

49. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1987.

50. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

51. Лепехов С.Ю. Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.

52. Лепехов С.Ю. Праджняпарамита и Мадхьямика в монгольской и бурятской культурной традиции // Бурятский буддизтл: история и идеология. Улан-Удэ, 1997.

53. Лепехов С.Ю. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.

54. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. М., 1994.

55. Манзанов Г.Е. Религиозная ситуация в Республике Бурятия, Агинском и Усть-Ордынском автономных округах (по материалам социологических исследований) // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.

56. Мантатов В.В. К вопросу об изучении философии буддизма // Философские вопросы буддизма. Новосибирск. 1986.

57. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ, 1996.

58. Михайлов В.А. Тамги и метки бурят в конце XIX первой половине XX вв. Улан-Удэ, 1993.

59. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. Улан-Удэ, 1995.

60. Нестеркин С.П. Буддизм и российская ментальность (проблема соотношения) // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. II. Улан-Удэ, 2000.

61. Нестеркин С.П. Система образования в бурятских дацанах // Мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 2002.

62. Народы Центральной Азии на пороге XXI века. Сб. ст., Улан-Удэ, 2000.

63. Островская Е.П., Рудой В. И. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.

64. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста, 1993.

65. Радхакришнан С. Индийская философия. T.I. М., 1956.

66. Рерих Н.К. Шамбала. М., 1994.

67. Ринчино J1.JI. О роли буддизма в этнокультурной истории бурят-монголов // 250-летие официального признания буддизма в России. Тезисы докл. Улан-Удэ, 1991.

68. РозенбергО. О. Проблемы буддийской философии. СПб., 1918.

69. Розенберг О.О. Буддизм на Дальнем Востоке//Жизнь Будды. Самара, 1998.

70. Рудой В.И., Островская Е.П., Ермакова Т.В. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.

71. Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. Основы буддийского мировоззрения. М., 1994.

72. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.

73. Тинлей Джампа. Бодхичитта и шесть парамит. Улан-Удэ, 2000.

74. Тинлей Джампа. Драгоценный нектар Учения. Улан-Удэ, 1998.

75. Тинлей Джампа. Живая философия и медитация тибетского буддизма. М., 1995.

76. Тинлей Джампа. Как достигнуть счастья или Дхарма в повседневной жизни. Улан-Удэ, 1997.

77. Тинлей Джампа. Сутра и Тантра драгоценности тибетского буддизма. М., 1996.

78. Тинлей Джампа. К ясному свету: этапы пути (наставления по лам-риму). Улан-Удэ, 1995.

79. Тобоев Т. Прошлая история хоринских и агинских бурят // Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995.

80. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб, 2000.

81. Фролова Д.Б. Обновленчество в Бурятии // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.

82. Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета // Избранные труды. Новосибирск, 1981.

83. Цыбенов Б.Д. Распространение буддизма среди хори бурят (XVII -начала XX вв.) Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2001.t

84. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. СПб, 1994.

85. Чжуд-ши. Под ред. Николаева С.М., Пубаева Р.Е. Новосибирск, 1988.

86. Чимитдоржиев Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997.

87. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы? Улан-Удэ, 1991.

88. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму, М., 1988.

89. Янгутов JI.E. Единство, тождество, гармония е* философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.

90. Янгутов JI.E. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998.

91. Янгутов JI.E. Бурятский буддизм: проблемы и перспективы исследований // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997.

92. Янгутов JI.E. Социальные и политические аспекты распространения буддизма в Монголии // Мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 2002.

93. MacGregor J.Tibet. A chronicle of exploration. London, Routledge and KeganPoul, 1970.

94. Abe Masao. Buddhism and Interfaith Dialogue. Honolulu, Un-t of Hawan Press, 1995.

95. Lafleur U., William R., Buddhism: a cultural perspective. Prentice Hall: Englewood Cliffs, 1988.

96. Religion in sociological perspective. Chicago Press, 1989.

97. History of Buddhism. Tokyo, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.