Социальная ментальность: Сущность, природа, детерминированность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Хлыстова, Алена Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат философских наук Хлыстова, Алена Геннадьевна
Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию феномена «ментальность»
1.1. Формирование представлений о менталитете ц и ментальности как научных категориях.
1.2 Ментальность как социокультурное явление
1.3. Ментальность как продукт внешней оценки.^.
1.4. Ментальность как фактор общественного сознания.
Глава II. Социально-деятельностная составляющая в формировании менталитета
2.1. Место деятельностной парадигмы в исследовании менталитета
2.2. Влияние социокультурных процессов на ментальный уровень .общности
2.3. Экоприродный фактор формирования ментальности.
2.4. Ментальность в структуре ценностей и целей образования.
2.5. Ментальность и духовное развитие общности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Менталитет, онто-этнологическое измерение: На примере бурятского этноса2003 год, доктор философских наук Васильева, Клавдия Кирилловна
Менталитет: онто-этнологическое измерение (на примере бурятского этноса)2003 год, доктор философских наук Васильева, Клавдия Кирилловна
Социокультурная дисперсия менталитета в полиэтническом пространстве Дагестана в условиях глобализации2009 год, доктор философских наук Баглиева, Ариза Захрабовна
Русский менталитет: опыт социально-философского анализа2011 год, доктор философских наук Полежаев, Дмитрий Владимирович
Ментальность в контексте культуры: философско-культурологический анализ2011 год, доктор философских наук Бетильмерзаева, Марет Мусламовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная ментальность: Сущность, природа, детерминированность»
Актуальность темы исследования. Современные процессы интеграции и глобализации затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Человечество вступает в качественно новое состояние со сложными многообразными противоречиями, связанными с интенсивным развитием экономических, политических, духовных взаимодействий и отношений. Особенно остро эти противоречия проявляются в сфере духовной жизни адаптирующихся друг к другу государств и наций. Происходит сложный процесс развития и адаптации различных форм общественного сознания, национального и этнического самосознания, перерождающихся из общностных национальных рамок в глобальные общечеловеческие рамки. В этих условиях особое значение приобретает знание и понимание образа мышления, общей духовной настроенности наций, этносов, т.е. всего того, что называют менталитетом.
Как показывает опыт социального развития последних лет, проблема ментальности в науке, культуре и особенно в государственной и общественно-политической практике приобретает важное значение в плане самоорганизации полиэтнических общностей.
Учет специфики национальной ментальности в межкультурных связях и отношениях является также важным условием успеха в адаптационных усилиях социумов и этносов.
Социальные сдвиги в способе существования, включая способ поведения и действия общностей, в разных регионах России имеют в частности и этническую, национальную особенность. Эта особенность в значительной мере определяются своеобразием менталитетов общностей. Адекватное понимание менталитета конкретной общности возможно с учетом всей совокупности биосоциальных, естественно-природных, социокультурных условий ее развития потому что то, что манифестируется на вербальном уровне в форме социально-политических, идеологических призывов, и, на первый взгляд, представляется мимолетным, ситуативным, и, соответственно, малозначащим, на поверку имеет более глубинные основания. Сегодня знание природы социальной ментальности, умение ее учитывать в процессе прогнозирования социально-экономического развития общества, умение нейтрализовать негативные моменты в этнонациональных отношениях, обусловленные ментальными различиями- насущная потребность и условие успеха в адаптационных усилиях общества. История «работает» в пользу малочисленных социумов и этносов, вырабатывая все больше покровительственных правовых и моральных барьеров, защищающих их от произвола больших народов. В этой связи умение практически оперировать менталитетом - важное условие демократической позитивной аккультурации, диалога различных культур.
Возникает социальная потребность в теоретических обобщениях. Проблема социальной ментальности стала привлекать к себе все большее внимание исследователей различных областей науки: психологов, политологов, социологов, культурологов.
Вместе с тем эта проблема начинает попадать и в поле зрения социальной философии. Потребность в социально-философском осмыслении проблемы социальной ментальности и связанных с ней социокультурных процессов уже назрела, необходим глубокий социально-философский анализ этого феномена.
Степень разработанности проблемы. Ментальность вообще и социальная ментальность в частности - это наиболее слабо разработанная проблема отечественной философии, социологии, этнологии и культурологии, которая получила развитие у нас лишь в последние годы. С.В.Лурье по отношению «к вошедшему в последние годы в широкое употребление слову менталитет. Оно звучит в русской речи как иностранный термин, и большинство исследователей было вполне чистосердечно уверено, что это просто иностранное заимствование. Однако в зарубежной науке слово менталитет вообще не употребляется, а английское слово mentality не выступает в качестве термина и не имеет закрепленного за ним определения. Изредка в качестве термина употребляется французское слово mentalite, однако и оно не имеет устоявшегося значения». Как утверждает С.В. Лурье, «только в 1994 году российскими исследователями были сделаны первые попытки дать новому термину. адекватное наполнение»(136; С. 43).
Между тем, о важности этнического менталитета упоминает уже Перикл -правитель Афинского государства V века до н.э. В своей речи по поводу захоронения павших афинских воинов в Пелопонесской войне он подчеркивает определяющую роль ментальности афинян в борьбе с внешним врагом -Спартой и ее союзниками.
В нашей отечественной обществоведческой литературе ментальность понимается в основном как психологический феномен: социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать (6; С. 506); своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей их проявлений (73; С.71), стиль мышления (173; С. 174); совокупность устойчивых, общераспространенных. представлений (141; С. 103); совокупность мыслей, верований, навыков духа (156; С. 73); мировосприятие или система ценностей (74; С. 241); установка сознания, его нацеленность во вне (160; С. 196); представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах (109; С. 90).
Выдающаяся роль в разработке проблемы менталитета принадлежит глубинной психологии К.Г.Юнга, психоанализу З.Фрейда, Э.Фромма, а также М.Веберу, Т.Парсонсу и др. Об особенностях русского национального характера и их причинах упоминалось в трудах русских мыслителей - М.А.Бакунина, Н.А.Бердяева, А.А.Богданова, С.Н.Булгакова, Н.Я.Данилевского, В.В.Зеньковского, И.В.Киреевского, В.О.Ключевского, П.А.Кропоткина, Н.О.Лосского, С.М.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова и др. Идеи «евразийства» о самобытности русского народа и его духовной организации развиты Л.Н.Гумилевым. Проблема менталитета с позиций социально-экономической детерминации представлена в трудах Г.В.Плеханова, Б.В.Поршнева, А.Н.Леонова и многих других исследователей. Питирим Сорокин рассматривал ментальность как внутренний аспект каждой культуры, определяющий ее характер.
Начало современным российским исследованиям проблемы ментально-сти положила серия реферативных сборников под редакцией А.Я.Ястре-бицкого, Ю.Я.Бессмертного, А.Я.Гуревича и др. Сборники послужили стимулом к обращению отечественных ученых к традициям западной исследовательской практики и привнесения ее в опыт российского менталневедения.
Р.Г.Абдулатипов рассматривал образ мышления, общую духовную направленность наций, природу и парадоксы национального «Я» в рамках исследования национальных отношений. В.А.Авксентьев, В.А.Шаповалов касались вопросов адаптации самосознания и культуры этносов в рамках социально-философского анализа. Взаимосвязь ментальностей просматривается в «Диалоге культур» В.С.Библера. Историю и теорию ментальности рассматривал в своих трудах Б.В.Марков. Представление о ментальности развивали Р.П.Мильруд, И.В.Мостовая, А.П.Скорик. Определенные идеи о менталитете как архетипной основе самобытности этнонационального самосознания развивал В.П.Тоидис.
В современной литературе даются разрозненные представления о социальной ментальности, и чаще всего, в связи с рассмотрением национальных, этнических отношений. Естественно, возникает потребность в теоретическом обобщении и комплексном исследовании данной проблемы в рамках социальной философии. На решение связанных с этим задач направлено настоящее диссертационное исследование.
Объектом исследования является социальная ментальность в современном обществе.
Предмет исследования - природа и сущность социальной ментально-сти, социокультурная обусловленность ее формирования и развития.
Целью диссертационной работы является выявление и описание социокультурных факторов, влияющих на процесс формирования и развития менталитета.
Для достижения указанной цели считаем необходимым решить следующие задачи:
1) определить теоретические основы и методы исследования менталитета, его сущности и детерминированности;
2) раскрыть эволюцию терминов «менталитет» и «ментальность» в истории европейской культуры;
3) выявить объективную природу формирования менталитета и его зависимость от социокультурной среды существования общества;
4) выявить структуру социальной ментальности, ее уровни, своеобразие процесса ее формирования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- проведен анализ различных концепций ментальности в науке; на основе этого анализа и социально-философских положений о менталитете установлено, что социальная ментальность основана на особенностях мировосприятия и миропонимания, включает интеллектуальные, волевые и духовные качества;
- в процессе исследования феномена социальной ментальности были применены уровневый и структурно-функциональный методы, использован метод диахронической перспективы для изучения природы социальной ментальности;
- расширен тезаурус, уточнено определение терминов «менталитет», «ментальность»;
- выявлена природа формирования социальной ментальности, которая предшествует социальному самоопределению общности;
- установлено, что социально-трудовая и экономическая деятельность социума влияет на его ментальные интенции;
- выработано представление о том, что социальная ментальность является социально-психологическим стержнем духовной жизни народа, социокультурным инвариантом, обогащаемым в процессе накопления и трансляции культуры;
- расширено представление о феномене социальной ментальности, подтверждено, что этот феномен выступает в качестве дискурсивно-поведен-ческого показателя системы архетипно-спонтанных состояний социума.
Положения, выносимые на защиту:
1. К объективным предпосылкам формирования социальной ментальности относится природная данность человека, его социальная и природная организация. Социальная и биологическая самоорганизация общности, имеющей цель выработать защитный механизм, содержит в себе зачатки социальной ментальности. Защитный механизм содержит в себе компаративный и идентификационный моменты. «Отличие-уподобление» носит архетипический системный характер и продолжает сохраняться в современных обществах.
Социокультурная интерпретация естественно-биологических оснований человека осуществляется ситуативно, как правило, сообразно актуальным требованиям современности.
2. Социальная ментальность основана на особенности мировосприятия и миропонимания, на интеллектуальных, волевых и духовных качествах общности и представляет собой комплексную социально-психологическую парадигму или некий социокультурный инвариант, обогащаемый в процессе накопления и трансляции культуры.
3. При быстрой смене традиционного для общности способа жизнедеятельности, при быстрой утрате специфического для этноса рода производственной деятельности, социальная ментальность выстраивает защитный механизм, что является природным свойством менталитета как социального явления.
4. Социальной ментальности присуща двухуровневая формальная структура, состоящая из собственно содержания, непосредственного выражения менталитета, и из вещно-предметного, знаково-символического и других форм выражения менталитета. Формальные инварианты являются интенцией, готовностью, предрасположенностью менталитета к самовыражению. На основе формальных инвариантов формируются конкретные составляющие менталитета.
5. Социальная ментальность может рассматриваться в качестве дискур-сивно-поведенческого показателя системы архетипно-спонтанных состояний социума.
Методологические и теоретические основы исследования. В работе учитывались фундаментальные положения, выработанные мировой и отечественной философской мыслью применительно к исследованиям социальных процессов. Сложность и многоаспектность предмета исследования потребовали обращения к отдельным положениям из смежных гуманитарных дисциплин: были использованы теоретико-исторические разработки этнологического, филологического, кавказоведческого и фольклорного характера. К исследованию были также привлечены архивные источники, эмпирический материал.
Диссертационная работа опирается на труды, известных ученых философов, психологов, этнологов, социологов, антропологов: Платона, А.Августина, Дж. Вико, И.Канта, В.Вундта, В.Гумбольдта; Р.Лебона, Ф.Энгельса, Л.Ле-ви-Брюля, К.Леви-Стросса, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, К.Ясперса, З.Фрейда, К.Юнга, Э. Дюркгейма и др.
Значительное теоретико-методологическое влияние на разработку проблемы оказали труды отечественных ученых - В.С.Барулина, И.А.Бокачева, Л.П.Буевой, Ю.В.Бромлея, Л.С.Выготского, Г.Д.Гачева, Ф.Гваттари, А.Я.Гу-ревича, П.С.Гуревича, Ж.Делеза, Д.И.Дубровского, В.В.Иванова, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, А.С.Панарина, Б.Ф.Поршнева, Ю.М.Резника, В.Н.Торо-пова, М.Элиаде и др.
Исследование осуществлялось на основе принципов объективности, историзма, системности, единства исторического и логического, исторической и социокультурной обусловленности социальной ментальности, всесторонности и исторической конкретности социально-философского анализа. Все это позволило рассматривать предмет исследования как социальное явление и, вместе с тем, как явление социоприродное, сочетающее в себе двуединство сознательного и бессознательного и единство структурно-функционального.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях широкого спектра проблем в области философии, социологии, этнологии, истории ментальностей, этнопсихологии и этнопедагогики. Кроме того, отдельные положения могут применяться в практике преподавания курса философии и социологии, а также учитываться в процессе выработки решений и постановлений властных структур в сфере этнонациональных отношений.
Апробация исследования. По содержанию исследования автор подготовил доклады и'научные сообщения, представленные на международных, всероссийских, региональных и внутривузовских научно-практических конференциях и семинарах: Всероссийской конференции молодых ученых «Перспектива - 2005» (Нальчик, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы становления гражданского общества на Юге России» (Армавир, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия социального развития России в условиях глобализации» (Сочи, 2005); Международной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашово, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Межнациональные отношения в Краснодаре на современном этапе: перспективы устойчивого развития (подходы к решению общероссийской проблемы)» (Краснодар,2005).
Объем и структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из ведения, двух глав, содержащих в общей сложности 9 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 278 наименований, 12 из которых - иностранные источники. Общий объем работы - 150 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Русский менталитет: антропо-культурное своеобразие: на материалах Дальнего Востока2011 год, доктор философских наук Еромасова, Александра Анатольевна
Менталитет социокультурных общностей Забайкалья: На примере Читинской области2006 год, кандидат философских наук Мельницкая, Светлана Анатольевна
Российский менталитет: сущность, объем понятия и социальная роль2011 год, доктор философских наук Емелькина, Ирина Владимировна
Менталитет мордовского этноса: истоки и сущность: историко-культурологический аспект2007 год, кандидат исторических наук Волгаева, Татьяна Александровна
Ментальность русского человека как феномен национальной культуры (философско-антропологический анализ)2007 год, доктор философских наук Еромасова, Александра Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Хлыстова, Алена Геннадьевна
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Социальная ментальность - это социально-психологический стержень духовной жизни народа, культурный инвариант, обогащаемый в процессе накопления и трансляции культуры. Она выступает в качестве дискурсивно-поведенческого показателя системы архетипно-спонтанных состояний социума. В ней можно выделить следующие черты специфичности:
•установочный характер, как писал Д.Н. Узнадзе, «установка не может быть определенным аспектом сознания субъекта, она лишь модус его состояния как целого, поэтому совершенно естественно считать, что если что у нас и протекает действительно бессознательно, так это в первую очередь, конечно, наша установка» (223; С. 178);
•высокая степень устойчивости и консерватизма;
• вербально-актуализированный характер проявления; •ситуативность проявления (контакт, коммуникация, интеракция); •неидеологичность, она существует «от бога», но в определенных ситуациях может выполнять функции методологического паллиатива;
•культурно локализована, в пределах определенного социокультурного пространства;
•цивилизованно детерминирована, т.е. поддается контролю в той мере, в которой развита родовая и социальная культура людей, их критическая интроспекция;
•универсальна, обусловливает самосознание всей массы социофоров, имеет массовидный характер;
•спонтанна, проявляется непроизвольно, «здесь и сейчас»; •интонирована, иначе говоря, обладает определенной акцентуацией, различимой акустически и визуально, и характеризуется контрастностью, что, в свою очередь, позволяет реально выполнять функции индикатора реальной этничности, хотя не везде и не всегда;
• символична, выступает в качестве символа социальной идентичности1. Социальная ментальность отражает природно-экологические, социовитальные, социокультурные и этносемиотические константы и существует во времени и пространстве до тех пор, пока существуют породившие ее детерминанты. Совокупность данных констант определяет характер духовно-практической адаптации и самоорганизации социума, откладываясь в его коллективно-бессознательной сфере психики, обеспечивая первичные регу-лянты его единства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изучения исследовательских изысканий отечественных и зарубежных ученых о духовном феномене - менталитете, мы предложили наш вариант определения этого феномена. Мы предлагаем под менталитетом полагать динамично - функциональную, исторически и социокультурно обусловленную качественную определенность организации той или иной общности.
Выделенное нами в данном определении мы хотим прокомментировать следующим образом. Почти по общепринятому мнению исследователей менталитет есть явление двуединое в своей основе. Это и сознательное - т.е. любая форма внутреннего переживания (К. Ясперс) и бессознательное.
Резюмируя изложенное в диссертации, наше конструктивно-критическое отношение к деятельностному подходу, хотим здесь отметить следующее. Необходимо рассматривать ментальные интенции и мотивы деятельности не только как осознаваемые, отрефлектированные субъектом, это, во-первых. Во-вторых, необходимо признать недостаточной исследовательскую традицию двоичного (дихотомичного) рассмотрения означенной нами проблемы. Отношение «ментальное (духовное) - деятельность» дихотомично и однонаправлено, а именно, имея простую форму «цель - действие», оно выражает в конечном итоге объективацию конкретной идеи (мысли) в конкретном действии.
С учетом «нерефлектируемости» или, главным образом, «нерефлекти-руемости» менталитета, возникает необходимость определить его онтологический статус, в частности, и через актуализацию гносеологического аспекта проблемы менталитета. Менталитет в своей «нерефлективности» есть нечто демонстрирующее себя другому, иному. Он представлен не субъекту (носителю) менталитета, но иному, и представлен ему в качестве свойства другого (как правило, представления Иного о субъекте не тождественны свойствам субъекта). В онтологическом смысле «нерефлектируемый» менталитет есть инаковость. Он «пребывает» вне субъекта. В этом смысле «нерефлектируе-мая» часть менталитета - есть отчужденная форма нейропсихической организации индивида. Субстанционально (в онтологическом плане) принадлежа субъекту, менталитет, тем не менее, как бы, отчужден от него. И в когнитивном плане он «присваивается» иным, потому что для иного он очевиден (возможно, и в искаженном виде). В этом проявляется некая раздвоенность, дихотомичность, парадоксальность менталитета. Нам представляется, что менталитет, условно можно представить как два плана: 1) содержания и
2) выражения (собственного содержания). Формы и выражения ментального можно рассматривать с позиций: 1) субъект-объектного; 2) межсубъектного;
3) самовыражения (самосознания). Онтологически план содержания менталитета субстанционально самозамкнут на собственном субъекте. Здесь субъект-объектная и мжсубъектная познавательная схемы малоэффективны. План выражения менталитета, по определению, манифестирует в явных формах и с позиций всякой познавательной схемы. Среди явных форм выражения выделяется, прежде всего, рефлектируемое, сознательное. Процесс трансформации, преобразования неявного в явное, имманентного в трансцендируемое, потенциального в актуальное, содержания в выражение, бесконечен. Он бесконечен в онтологическом смысле. Да и в гносеологическом, пожалуй, бесконечен. Процессуально самоосуществление (в значении становления) и самовыражение (трансцендирование) менталитетом оснований собственной сущности протекает в единстве интериоризации и экстериоризации. Однако, односущность их возможна лишь в идеале. Происходит это потому, что в процессе мышления «Я» выстраивает субъективное отношение к предмету, органичное смысловым структурам собственного бытия. Тем самым «Я», отделяя сущности от данности (в значении переживаемого наличного бытия предмета содержания в сознании) субъективирует первую. Таким образом, установка на вычленение самосознания в чистом виде посредством самого сознания упирается в порочный круг, а именно, план трансцендируемого не адекватен плану имманентного. Иными словами, менталитет не может выразить в явной форме собственного содержания. Лишь невыраженное, внутренне имманентное по-прежнему продолжает сохранять тождественность самому себе. В конечном итоге познание содержания менталитета, стремящееся к собственной полноте, возможно, главным образом, через исследование неявных, опосредованных, объективированных, до конца неосознаваемых форм выражения. •
Сформулированная еще К.Г. Юнгом концепция относительной историчности формирования различных ментальных уровней, получила, как известно, усилиями ученых, свое дальнейшее развитие. Допустив априори, что под структурой необходимо полагать совокупность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, а именно сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, мы пришли к признанию, что структура - это нечто устойчивое, относительно неизменное при различных преобразованиях системы.
Одним из проявлений этого процесса.является фольклор.
Фольклорные жанры, к примеру, эпические мотивы и сюжеты охватывают довольно глубинные слои и уровни человеческой истории и, соответственно, глубинные слои социальной ментальности. По мнению того же А. Бюргера, именно фольклор выражает потребность общества маскироваться, чтобы существовать. Все это позволяет сделать вывод о социальной ин-версированности и парадоксальности менталитета общности.
К структурным составляющим менталитета также относятся: биологическое свойство; древний слой архетипического свойства; эмоции; стереотипы и т.д. Социальных стереотипов, как известно, множество.
Продолжительный по времени социообразующий процесс одномоментно есть процесс менталеобразующий. Последующее рассмотрение социальной ментальности в диахронической перспективе позволило выявить инварианты наиболее устойчивые составляющие менталитета общности. К факторам, формирующим менталитет общности, относятся ее исторический и социокультурный опыт. Опыт, который наряду с социальными, природно-климатическими и биосоциальными предпосылками, служит онтологическим основанием формирования менталитета общности. К числу важных причин формирования менталитета относится собственно социальная, природная, физическая среда проживания общности. Реальная картина филогенеза человеческих сообществ такова, что территория, физическое пространство выступали важным фактором (169; С. 8), а в ряде случаев и интегральным фактором жизнедеятельности первых человеческих сообществ и продолжает сохраняться в измененной форме как остаточное явление и в современных цивилизациях. Пространственная протяженность среды обитания непосредственно, в ряде случаев опосредованно, неявно, отражается в менталитете общности. Это проявляется, в частности, в форме мифопоэтического творчества народа, в его пространственно-временной парадигме, в картине мира и т.д. Особенно пространственная протяженность отражается в форме религиозной веры. В результате анализа ряда ментальных интенций мы предположили об обратно пропорциональной зависимости наличия ментальных представлений о хтоническом пространстве и количестве территории, занимаемой носителями данной ментальное™. Процесс освоения ареала проживания общности одновременно является и способом социально-экономической жизнедеятельности, которая, безусловно, формирует менталитет, его интенции.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хлыстова, Алена Геннадьевна, 2005 год
1. Алиев И. «Умом Россию не понять .». Черкесск, 1995.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
3. Аносов И.П., Дубровский Д.И., Кулешов C.B. Человек в антропологическом измерении. М.: Скрипторий, 2002.
4. Античная литература. Греция. М.: Высшая школа, 1989. - Ч. I.
5. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал -1997 -№3-6.
6. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа: Учебное пособие. М.: МИРЭА, 1995.
7. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988.
8. Архетип. Культурологический альманах. Шадринск: Изд-во Шадр. пед. ин-та, 1995.-№1, 1996. №1, 3, 4; 1995.-№3,4.
9. Архетипические образы в мировой культуре / Ред. кол: Г.В. Винин-бихов, A.B. Камчатова. СПб.: Эрмитаж, 1998.
10. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1981.
11. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии. Майкоп, 1994.
12. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: Академкнига, 2002.
13. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000.
14. Барулин B.C. Социальная философия: В 2 ч. М.: Изд-во МГУ,1993.
15. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Онега,1994.
16. Велик A.A. Психологическая антропология. История и теория. М.,1993.
17. Белкин А., Литвинов А. К истории психоанализа в советской России // Российский психоаналитический вестник. М., 1992. - №2.
18. Белоус В.Г. Русский менталитет: Словарь / Под ред. А. Лазари // Вопросы философии. 1996. - №5. - С. 189.
19. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974.
20. Бергсон А. Творческая эволюция: Материя и память / Пер. с франц. -Минск: Харвест, 1999.
21. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1996.
22. Бердяев Н. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990.
23. Берк П. Сила и слабости ментальностей // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: Институт всеобщей истории РАН; Росс, госуд. гуманитарный ун-т, 1996. - С. 56-60.
24. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. - 1983. - Т. I-IV.
25. Бестужев-Лада И.В. Педагогический потенциал культуры: контуры будущего // Народное образование. 1996. - №9.
26. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни // Природа -1990. №7.-С. 78-88.
27. Блок М. Антропология истории. М.: Наука, 1973.
28. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с англ. Е.М. Лысенко. СПб.: Центр «Ин-т востоковедения», .1994.
29. Бороноев А.О., Паленко В.Н. Этническая психология СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994.
30. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Л.: Наука, 1983.
31. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии М.: Наука, 1982.
32. Буева Л.П. Человек, культура, образование в кризисном социуме // Философия образования. М.: Новое тысячелетие, 1996.
33. Бусыгина И.М. О состоянии немецкой нации. Территориальный фактор в национальном самосознании немцев // Политические исследования. -1999.-№1,-С. 40-49.
34. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. - №5. - С. 92-102.
35. Васильев Б. Тяжесть ожидания // Россия на новом рубеже / Под ред. Н. Н. Моисеева, В.Б. Иорданского. М.: Апрель, 1995.
36. Васильева К.К. Менталитет: онто-этнологическое измерение (на примере бурятского этноса). М.: Русский мир, 2002.
37. Васильева К.К. Стадиальность социокультурных кодов // Вестник МГУ. Серия «Философия». 2002. - №5. - С. 82-92.
38. Васильева К.К. Языческие социокультурные универсалии в диа-хронно-синхронном измерении // Сборник научных трудов молодых ученых Российской Федерации и Зарубежья. М.: Спутник+, 2000.
39. Введение в этническую психологию / Под ред. Платонова Ю.П. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1995.
40. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе / Ред. кол. Б.М. Кедров. М.: Наука, 1975.
41. Вико Джамбаттиста Основания Новой науки об общей природе нации. Л.: Худож. лит-ра, 1940.
42. Вилков A.A. Менталитет крестьянства и российский политический процесс. Саратов: Изд-во ун-та, 1997.
43. Вундт Вильгельм Проблема психологии народов / Пер. с нем. Н.Сам-сонова. М.: Книгоизд-во Космос, 1912.
44. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.
45. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. Предисловие к публикации Н.К. Гавришина // Вопросы философии. 1995. - №6. - С. 111-121.
46. Габидулин Р. Ядовитые ростки национализма // Народное образование. 1997. -№1.- С. 76.
47. Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Аспект-пресс, 1995.
48. Гаранина О.Д. Homo totus. 4.4. Духовная сущность человека. М.: Рос. филос. об-во, 1999.
49. Гарольд Бейли Потерянный язык символов / Пер. с англ. М.: Асс. Дух. Единства, 1996.
50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. М.: Раритет, 1997.
51. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца. М.: Ин-т Ди-Дин, 1999.
52. Гегель Г.В. Сочинения. М, 1958. - Кн. 3. - Т. XIV.
53. Гершунский Б.С. Менталитет и образование М.: Инт-т практической психологии,1996.
54. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. ун-та др. народов, 1998.
55. Гирусов Э.В.,. Ширкова И.Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989.
56. Гогиберидзе Г.М. Национальная ментальность как фактор социальной адаптации этноса // Международная конференция «Циклы». Ставрополь, 2004.
57. Гогиберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования. М.: Наука, 2003.
58. Голан Ариэль Миф и символ. М.: Русслит, 1994.
59. Горошко Е.И. Русский ассоциативный словарь путь к ментальности россиян? // Русистика сегодня. - 1998. - № 3-4. - С. 159-171.6 . Горяинов Д.А. Проблема свободы в русской культуре // Философские науки. 1997. - № 3, 4.
60. Граус Ф. Ментальности в средневековье // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М: Институт всеобщей истории РАН, Росс, госуд. гуманитарный ун-т, 1996.-С. 79-82.
61. Гречко П.К. Практика человека: Опыт философско-методологичес-кого анализа. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1998.
62. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1994.
63. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: РГГУ, 1998.
64. Гуманистические проблемы психологической теории / Отв. ред. К.А. Альбуханова-Славская, А.Н. Брушлинский. М.: Наука, 1995.
65. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
66. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. -СПб.: Юг, 1992.
67. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли: Сочинения / Сост. А.И. Куркчи. М.: Ди-Дин, 1997.
68. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
69. Гуревич А .Я. Исторический синтез и школа «Анналов» М.: Инд-рик, 1993.
70. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры М.: Искусство, 1984.
71. Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу. // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической наукивокруг французской школы «Анналов» / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. М.: Наука, 1993.
72. Гуревнч А .Я. Смерть как проблема исторической антропологии. -М.: Институт практической психологии, 1996.
73. Гуревич А.Я. Философская антропология. М.: Вестник, 1997.
74. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996.
75. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
76. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998.
77. Демин М.В. Проблемы теории личности. (Социально-философский аспект). М.: Изд-во МГУ, 1977.
78. Динцельбахер П. Истории ментальностей в Европе // История мен-тальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: Институт всеобщей истории РАН, Росс, госуд. гуманитарный ун-т, 1996. - С. 98-108.
79. Дробижева Л.М. Традиции в современном обществе: Исследования этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990.
80. Дубровский Д.И. Информационный подход к проблеме бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1979. -Т.З.
81. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей Odysseus. Человек в Истории. - М.: Наука, 1991. - С. 50-65.
82. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с фр. Ильинского А.Н. СПб.: Союз, 1998.
83. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996. -№12. - С. 23-32.
84. Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд / Под ред. Котляровского В.А. М.: Сабашниковы, 1999.
85. Зубков Е.О., Куприянов Л.И. Ментальное измерение истории: поиски метода // Вопросы философии. 1995. - №7. - С. 153-160.
86. Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное исследование истории: Поиски метода // Вопросы истории. 1995. - №8. - С. 133-150.
87. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. Олкотт М.В., Тишкова В.И, М., 1997.
88. Идея смерти в российском менталитете / Отв. ред. Хен Ю.В. СПб.: Изд-во Рус. христ. гуманитар, ин-та, 1999.
89. Ильин В.В. Новый миллениум для России: путь в будущее. М.: МГУ, 2001.
90. Ильин В.В., Панарин A.C. Политическая антропология / Под ред. В.В.Ильина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
91. Ильин Илья. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: Интрада, 2001.
92. История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах / Подготовлено Гуревичем А.Я. М.: Изд-во РГГУ, 1996.- 254 с.
93. История ментальности: традиционная культура в контексте музея. -СПб.: МАЗ, 1998.- 59 с.
94. История первобытного общества / Под ред. Бромлея Ю.В. М.: Наука, 1986.
95. Итс Р.Ф. Шепот земли и молчание неба: Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. М.: Политиздат, 1990.
96. Каменев Н. Урочище Адыхеко // Кубанские областные ведомости. -1866. -№ 43.
97. Канке В.А. Философия. Исторический й систематический курс. М.: ЛОГОС, 1998.
98. ЮО.Капто A.C. Диалог путь к человеку // Социально-политические науки. - 1990. - №7. - С.5.101 .Кармин A.C. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.
99. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994.
100. Каутский К. Национализм и интернационализм. СПб., 1918.
101. Кессиди Ф.Х. Философские и этнические проблемы генетики человека. М., 1994.
102. Ю5.Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989.
103. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М.: Мысль, 1993. - Кн. 1.
104. Ю7.Комлев Н.Г. Менталитет (ментальность): Словарь новых иностранных слов. М.: МГУ, 1995. - С. 73.
105. Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры // Общественные науки и современность. 1999. - №1. - С. 159-172.
106. Копелев Л.З. Чужие // Одиссей. Человек в истории. Образ «другого» в культуре. М., 1994.
107. Ю.Коршунов А.М., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: МГУ, 1974.111 .Коул М., Скрибнер Р. Культура и мышление / Под ред. А.Р. Лурия -М.: Прогресс, 1977.
108. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1997.
109. З.Кох Р. Книга символов. М.: Ассоц. Дух. Единства, 1998. - Кн.1.
110. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1999.
111. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянов, Ю.Г. Панкрац, Л.Г.Лузина / Под общ. ред. Е.С. Кубриковой. М.: Философ. фак. МГУ, 1996. - 254 с.1 16.Кулиев К. Поэт всегда с людьми. М.: Советский писатель, 1986.
112. Культурология: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
113. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой век, 1995.
114. Ле Гофф Ж. Ментальность: двусмысленная история // История мен-тальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в образах и рефератах. М.: Институт всеобщей истории РАН, Росс, госуд. гуманитарный ун-т, 1996. - С. 40-43.
115. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Пресс-Академия, 1992.
116. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый Сад, 1998.
117. Лебедева Н.М. Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология. Теория и практика. М.: Наука, 1991. - С. 100-124.
118. Лебон Густав Психология народов и масс / Пер. с франц. СПб.: Павленковъ, 1896.
119. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965.
120. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.
121. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Л.: Педагогика-Пресс, 1994.
122. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Пер. с фр. А.Б. Островского М.: Республика, 1994.
123. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.
124. Лейберова Н. Ментальность в диалоге культур // Русистика и современность. Rzeszow. Изд-во WSP, 1999. - С. 63-69.
125. ПО.Лейбин В.М. Психоанализ и философия Фрейдизма. М.: Политиздат, 1977.131 .Лейбин В.М. Русскость Фрейда. М., 1994.
126. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
127. Лурье C.B. Восприятие народом осваиваемой территории // Общественные науки и современность. 1998 - №5. - С. 61-74.
128. Лурье C.B. Историческая этнология. М.: Аспект, 1997.
129. Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 1997.
130. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. -287 с.
131. Маркарян Э.С. К экологической характеристике развития этнических культур // Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия М.: Наука, 1981 - С. 96-109.
132. Марков Б.В. Разум и сердце. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1993. ,
133. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциональной психологии. М., 2000.
134. МО.Махлаев A.B. О русском национальном характере // Социально-политический журнал. 1996. - №4. - С. 244-251
135. Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт историко-ма-териалистического анализа. М., 1984.
136. Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX): Материалы международной конференции. М.: РОССПЭН, 1996.
137. Менталитет и культура предпринимателей России XVII-XIX вв. Сборник статей РАН / Под ред. П.Н. Пушкарева. М., 1996.
138. Менталитет и политическое развитие России: Тезисы д-дов научной конференции (г. Москва, октябрь 1991 г.) / Отв. ред. A.A. Горский. М.: ИРИ, 1996. - 149 с.
139. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сборник научных трудов / Отв. ред. A.A. Разин. Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 1994.
140. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под общ. ред. И.Г. Дубова. РАО. Психологический институт. «Имидж-контакт». М., 1997.
141. Ментальные симптомы: Справочник по материалам К. Беннингаузе-на. М.: Моск. гомеопатии, центр, 1997.
142. Мететинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 1991. - №10 -С. 41-47.
143. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1977.
144. Мильдон В.И. природа и культура (опыт философии безнадежности) // Вопросы философии. 1996. - №12. - С. 62-74.
145. Минюшев В.И. Институциональная культура. М.: Знание, 1993.
146. Момджаян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.
147. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры Российской ментальности // Полис. 1995. - №4.
148. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Полис. 1996. - №5.
149. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991.
150. Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / Пер. с англ. Целищева В.В. Новосибирск: Наука, 1992.
151. Нейродарвинизм //В мире науки. 1988. - №3. - С. 93-94.
152. Никольский С.А. Земледелие и крестьянство как природно-истори-ческие явления // Вопросы философии. 1991. - №2. - С. 13-24.
153. Оболенская С.В Образ немцев в русской народной культуре XVIII-XIX вв. // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991 - С. 160-185.
154. Общепонятные психологические этюды Виктора Кандинского. М.,1881.
155. Огурцов А.П. Биология в познании человека. М., 1989. :
156. Олейников Ю. В. Природный фактор российской ментальности // Философские исследования. 1999. - №3. - С. 124-139.
157. Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль. 1999. - №2. - С. 82-90.166.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика, философия культуры. -М.: Искусство, 1991. С. 309-350.
158. Осипов А.И. пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск: Наука и техника, 1989.
159. Основы политологии. Краткий словарь терминов. М.: Знание, 1993. 169.Основы социального психоанализа / Под общ. ред. В.Д. Попкова.1. М.: РАГС, 1996.
160. Отечественная история. 1996. - №1.
161. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.; JL, 1951. - Т.З. - Кн. 1.
162. Панарин A.C. Введение в политологию; М., 1994. ПЗ.Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности / Росс. Акад. наук.; Ин-т философии. - М.: Эудиториал УРСС, 1999.
163. Панарин A.C. Философия истории. М.: Гардарики, 1999. ;
164. Панарин A.C. Философия политики. М.: Новая школа, 1996.
165. Пантин И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение. // Вопросы философии. 1999. - №10. - С. 3-17.
166. Петровский A.B. Введение в психологию. М: Академия, 1995.
167. Платон. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1968. - Т.1.
168. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь. М., 1999.
169. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001.
170. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5 т. М.: Полит, литература, 1996. - Т.1.
171. Подводный Авессалом Высшие архетипы: психологического исследования. Новосибирск: Изд-во ун-та, 1999.
172. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека вчера и завтра. - Ростов-на-Дону, 1996.
173. Политология: Энциклопедический словарь. М.: Моск. коммерческий ун-т, 1993. - 560 с.
174. Поршнев Б.Ф., Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
175. Потемкин В.К., Симанов A.J1. Пространство в структуре мира. -Новосибирск: Наука, 1966.
176. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. М.,1989.
177. Проблема человека в современной философии. М., 1969.
178. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этногра-фические исследования). Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.
179. Пространство и время / Отв. ред. Парнюк М.А. Киев: Наукова думка, 1984.
180. Пружинина С.А., Пружинин В.И. Из истории отечественного психоанализа. Историко-методологический очерк // Вопросы философии. 1991. -№7. - С. 87-108.
181. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, Изд. дом «Бахрах», 1997.
182. Пушкарев JI.H. Что такое менталитет? (Историографические заметки) // Отечественная история. 1995. - №3. - С. 158-166.
183. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь: Кавказский край, 1993. - С.8.
184. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная онтология. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999.'
185. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996.
186. Рисина О.В. Басня как поэтическая трансформация события // Язык и этнический менталитет. Петрозаводск: ПГУ, 1995. - С. 148-154.
187. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. кол. Б.Ф. Егоров. J1.: Наука, 1974.
188. Рогов А. Душа кипит. Москва, 1974. - №8.
189. Российская ментальность: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 25-53.
190. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: сборник статей: к 70-летию М.П. Мчедлова / Ред. кол. М.К. Горшков. М.: РНИСИНП, 1998.
191. Российский менталитет. Психология личности, сознания, социальные представления / Под ред. К.А. Альбульхановой-Славской, А.Н. Бруш-линского. М.: Ин-т псих. РАН, 1996.
192. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. А. Альбульхановой-Славской, А.Н. Бру шли некого. М.: Изд-во ин-та псих. РАН, 1997.
193. Российский менталитет: история и современность / Отв. ред. A.A. Резник. СПб.: Ин-т экон. академии, 1993.
194. Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX-XXI вв.: Материалы междунар. научно-теорет. конференции / Ред. колл. A.M. Старостенко. Орел: ГТУ, 1998.
195. Саракуев Э.А., Крысько B.C. Введение в этнопсихологию. М.: Институт практич психологии, 1996. ф 207. Седова H.H. Человек этнический. - Волгоград, 1994.
196. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, Ун-т, 1993.
197. Симокатта Ф. История. М.:. Наука, 1957.
198. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
199. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. М.: Голос, 1993. - Кн. 1. - Т. 1-2.I
200. Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции / Ред. кол. В.А. Соснин, Г.Г. Сильницкий. Смоленск, 1993.
201. Спиркин А.Г. Новый человек и школа будущего. М., 1989.
202. Стасов Владимир Происхождение русских былин // Вестник Европы. 1868. - Т. 2,3. - Кн. 3.
203. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т псих. РАН, 1999.
204. Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. Олкотт М.Б., Тишкова В.А. М.: Центр Карнеги, 1997. - С. 2258-249. :
205. Текеев K.M. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система • жизнеобеспечения. М.: Наука, 1989.
206. Тихонов Е.Г. Русская идея, русская душа, национальный характер // Культура и мир: Восток-Запад, Нижн. Новг.: НГЛУ, 1996
207. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997.
208. Токвиль А. Де. О демократии в Америке. М. «Книжное дело», 1879. -620 с.221 .Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.: Прогресс, 1995. ф 222. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.
209. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы установки. Тбилиси, 1961.
210. Уильям Уилборфорс Колвилл Универсальный спиритуализм. Н.-Й., 1906.
211. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1998. - Т. 2.
212. Февр JI. Бои за историю. М., 1991.
213. Фещенко Е.В. Менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе и в России: Тексты лекций. Новосибирск: 1999.
214. Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы международной конференции. М.: РОССПЭН, 1996. - С. 363-438.
215. Философия это самосознание культуры: Интервью с В.А. Лекторским // Вестник МГУ. Серия «Философия». - 2002. - №5. - С. 3-2.
216. Философский теизм: типология современных форм. М., 1993.
217. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
218. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений; -М.: Просвещение, 1989.
219. Фрейд 3. Психология. Религия. Культура. М, 1991.
220. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1991.
221. Фрейд 3. Тотем и табу // Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси. -Кн.1.
222. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994. -С. 43.
223. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 271 с.
224. Хилман Джеймс Архетипическая психология / Пер. с англ. СПб.: Б.С.К., 1996.
225. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Гл. ред. / С.С. Аве-ринцев. М., 1995.
226. Человек и этнос: философия, социология, этнология / Под ред. В.А. Семенова. Сыктывкар: СГУ, 1998.
227. Чомаев К. Наказанный народ. Черкесск, 1993.
228. Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии. 1998. - № 8. -С. 33-37.
229. Шаповалов В.К. Методологические и теоретические проблемы развития национального образования в России: Материалы научной конференции. Ставрополь: СГУ, 1998.
230. Шкуратов B.JI. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Город N», 1994.
231. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 1996.
232. Штейнер Рю Антропофилософский календарь души / Пер. с англ. -М., 1992.
233. Шульга E.H. Идея смерти в миропонимании русского народа // Идея смерти в российском менталитете. СПб.: Ин-т Философии РАН, 1999. -С. 217-238.
234. Элиаде Мирча Аспекты мифа / Пер. с франц. М.: Инвест-ППП, 1995.
235. Элиаде Мирча Космос и история / Пер. с франц. и англ. / Общ. ред. И.Р. Григулевича. М.: Прогресс, 1987.
236. Элиаде Мирча Мефистофель и андрогин / Пер. с франц. СПб.: Але-тейя: Унив.кн., 1998.I
237. Элиаде Мирча Миф о вечном возвращении: Архетип и повторяемость / Пер. с франц. СПб.: Алетейя: Унив. кн., 1998.
238. Элиаде Мирча Священное и мирское / Пер. с франц. М.: Изд-во МГУ, 1994.
239. Эпистемы. Альманах: Материалы межвузовского семинара / Сост. и общ. ред. Н.В. Брянин. Екатеринбург, 1998.
240. Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997.
241. Этническая экология. Теория и практика / Отв. ред. Козлов В.И. -М.: Наука, 1991.
242. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.
243. Этнографическое обозрение / Под ред. Миллера В.Ф. М., 1910. -Кн. 83.
244. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения / Отв. ред. Козлов С.Я., Пучков П.И. М.: Наука, 1991.
245. Этноязыковые функции культуры / Отв. ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1991.
246. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: Канон, 1995.
247. Юнг К .Г. Архетип и символ / Перевод В.В. Зеленского. М: Renaissance, 1991.
248. Юнг К.Г. Психологические типы / Под общ. ред. В. Зеленского. -М.: Университетская книга, 1997.
249. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
250. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, СИНТО, 1995. i
251. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997.
252. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.267. «Revue de syntnes» 1983 № 111/112 (A propos des differences scientifiques de Bloc et Le Fevr).
253. Alan Boureau Propositions pour une histore restreihte des mentalités // Annfles E.S.C. 1989. - №6.
254. Aries Ph. L' histoire des mentalités // La nouvelle direction de J/ Le Goff, R. Chartier. -P., 1987.
255. Burtier A. L ' antropologie d' historienne // La nouvelle histoire/. P., 1978.271 .Dupron F/ Hroblemes et methods d ' un histoire de la psychologie collective // Annfles E.S.C., 1961.
256. Faire 11 histoire. Nouveaux objets. Vol. P., 1974.
257. G. Duby Histoire des mentalités // Histoire et ses methodes. Sous la direction de Ch. Samaran. P., 1961.
258. G. Duby L' histoire continue. Edition odile Jacob. P., 1991.
259. G. Duby, R. Mandroy L' histoire de civilization française. Moyen Age XVI e siecle. Armand Cjlin. P., 1958.
260. Jacgues Le Goff Les mtntalites': une histoire ambiguee" // Faire de I ' histoire. Vol.3 Sous la direction de Le Goff et Pierr Nora. Edition Gallimard.
261. Les mentalités : Une histoire ambijue. Par L.Goff // Faire I' histoire. Vol.3.
262. Ricoeur P. Temps et récit. Vol 2. Paris, 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.