Социальная философия П. Л. Лаврова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ягнутова, Рита Робертовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 139
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ягнутова, Рита Робертовна
Введение.
Раздел I. Философский антропологизм и субъективный метод как общефилософские основы социальной философии П.Л. Лаврова.
Раздел II. Теория личности.
Раздел III. Философско-историческая концепция.
Раздел IV. Представление об общественном прогрессе.
Раздел V. Проблемы этики и гуманизма в философско-социологичее-ком учении П.Л. Лаврова.1С
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальная философия П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского: Историко-сравнительный анализ2000 год, доктор философских наук Юдин, Александр Ильич
Нравственная философия П.Л. Лаврова: Этико-категориальный анализ2004 год, кандидат философских наук Шалашников, Геннадий Васильевич
Теория прогресса в творчестве П.Л. Лаврова2003 год, кандидат социологических наук Больдюсов, Сергей Александрович
Государство и революция в политической теории народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев2008 год, кандидат политических наук Камынин, Иван Александрович
Антропология русского народничества2008 год, кандидат философских наук Резлер, Валентина Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная философия П. Л. Лаврова»
Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) - крупный философ и социолог, ученый, публицист, «родоначальник «субъективной школы» в русской социологии »', «ветеран революционной теории»2, «этап в развитии русской общественной мысли» , теоретик русского народничества, «властитель дум»4 передовой русской интеллигенции, чьи «Исторические письма» стали революционным «евангелием»5, один из виднейших представителей освободительного движения в России во второй половине XIX века. Его имя -среди других имен борцов за идеи социализма - было высечено на памятном обелиске в Александровском саду у стен Кремля.
Актуальность темы исследования
Развитие социальной философии предполагает, с одной стороны, необходимость разработки ее концептуально-проблемного содержания, а с другой, - анализа конкретного вклада, вносимого в нее самыми выдающимися и оригинальными мыслителями различных стран и эпох. Рассматриваемые с этих позиций философско-социологические исследования и труды Лаврова, известного отечественного ученого и самобытного мыслителя, представляют собой весьма существенный вклад в концептуальную разработку проблем мировой социальной философии, имеющей не только историческое, но и современное значение. Это обстоятельство предопределяет необходимость и актуальность специальных
1 Иванов - Разумник. История русской общественной мысли. - Пг., 1918. - T.5.-C.43.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.2.-С.462.
3 Сорокин П. П. Л. Лавров, как социолог //Вперед. Сб.ст.,посвященных памяти П. Л .Лаврова- Пг., 1920,-С. 14
4 Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.,1990. - С.57.
5 Апгекман О. В. Общество «Земля и Воля» 70-х годов. - Пг., 1924. - С. 40. научных (в том числе диссертационных) исследований мировоззрения и творчества выдающегося русского мыслителя.
Большая часть жизни и деятельности П.Л. Лаврова была связана' с русским народничеством, видным теоретиком которого он являлся. Оказавшись в эмиграции, он по ряду теоретических позиций сближается, с одной стороны, с позитивизмом и анархизмом, а с другой, - с марксизмом, хотя и не вполне последовательно. Оценки миросозерцания Лаврова со стороны современников, более поздних последователей и критиков конца XIX - начала XX вв. не отличались единодушием и варьировались от самых лестных до обвинений в эклектизме.
В советской литературе отношение к Лаврову определялось некоторыми положительными оценками его деятельности, а также критическими замечаниями, данными В. И. Лениным. В целом - по сравнению с другими идеологами немарксистского и особенно антимарксистского направления -творчество Лаврова официально оценивалось относительно благожелательно и позитивно, но с обязательной критикой ошибок и заблуждений якобы присущих немарксистским теоретикам, не до конца/юнявшим марксизм.
В целом же в работах, посвященных исследованию творческого наследия Лаврова, широкое распространение имели субъективизм и авторский произвол, заштампованность в суждениях и оценках. В условиях идеологической зашоренности философских исследований, характерной для периода тоталитаризма в советской стране, не было реальных возможностей для правильного, адекватного раскрытия смысла и научной значимости теоретического наследия мыслителя. Новые, более благоприятные условия для этого возникли в современной России, когда у исследователей появилась возможность, отбросив идеологические стереотипы, объективно и всесторонне изучать подлинные взгляды философа, непредвзято определить его место в мировой социальной философии. Необходимость нового прочтения трудов Лаврова, освобождение от широко распространенных штампов о сущности его учений, ориентация на текстологическое изучение его работ, позволяющее как можно чаще предоставлять слово самому ученому - таковы некоторые обстоятельства, обуславливающие актуальность настоящего диссертационного исследования.
Состояние и степень изученности .
Литература, посвященная творческой деятельности Лаврова столь разнообразна и обширна, а сама тема его научно-теоретического наследия настолько значительна, что это привело к возникновению i относительно самостоятельной отрасли научного исследования - «лавроведения». Всю существующую литературу о Лаврове условно можно разделить на несколько групп. Первая - дореволюционная, в основном прижизненная, созданная демократически настроенными историками, философами, социологами, публицистами разных политических ориентаций - от либералов до народников и социал-демократов (A.A. Гизетти, Н.И. Кареев, В.И. Ленин, Н.С. Русанов, П.А. Сорокин, П.Н. Ткачев, Г.Г. Шпет и др.). Здесь необходимо иметь в виду, что в дореволюционной России долгое время имя Лаврова как политического эмигранта, нельзя было упоминать в печати. Этим объясняется, почему литература о нем этого периода относительно невелика.
Вторая группа публикаций и исследований о Лаврове - самая значительная в научном отношении более капитальная, - созданная в советское время преимущественно с марксистских позиций. Большой вклад в изучение наследия П.Л. Лаврова был сделан и советскими исследователями 1:
1 Антонов В.Ф. Философско-исторические взгляды П.Л. Лаврова //Уч. зап. МОПИ им. Н.К. Крупской. -Т. 221,- Вып. 12,- 1968.
Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. - М., 1995. Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова.- М., 1972.
Володин А.И. П.Л. Лавров - теоретик // Вопросы философии. - №6,- 1966. Володин А.И., Итенберг A.C. Лавров,- М, 1981.
Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX - XIX вв. - Л., 1989.
Итенберг Б.С. История социологических учений. - М., 1964. Россия и Парижская коммуна. -М, 1964.
В. Ф. Антоновым, В.В. Богатовым, А. И. Володиным, А.А. Галактионовым и П. Ф. Никандровым, Б.С. Итенбергом, А.П. Казаковым, В.А. Малининым, H.J1. Маркиной, И.К. Пантиным, И.Я. Щипановым, А.И. Юдиным и др. Из работ последних лет следует отметить работы Б.Н.Бессонова, Л.И. Сиземской и И.Н. Новиковой, Н. Афанасьева, Б.С. Итенберга и Сасаки Т., А.И.Юдина, сб. «Отечественная философия. Петр Лавров». Защищены несколько диссертаций.1
Названия монографий, статей и диссертаций, непосредственно посвященных Лаврову, говорят о многогранности творчества мыслителя. Так, В.В. Богатов дал глубокий анализ его антропологизма, Т.Н. Александрова показала генезис его теории личности, B.C. Панин раскрыл деятельность Лаврова как историка философии и общественной мысли, В.Ф. Антонов всесторонне рассмотрел его философию истории, Н.Л. Маркина и Т.Ш. Мамедова обратились к анализу его социологический воззрений, А.П. Казаков исследовал взгляды мыслителя на теорию прогресса и т.д. Из названных исследований о Лаврове наиболее значительна монография В.В. Богатова «Философия П. Лаврова» (М., 1972.), рассматривающая всю систему его философских воззрений, в том числе в области социальной философии. Есть многочисленные работы, исследующие другие грани: его эстетические, атеистические, экономические, научные взгляды, а также работы, характеризующие его революционную деятельность.
Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX в. / П.Л.Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский/. - Л., 1969.
МалининВ.А. Философия революционного народничества. -М., 1972. Маркина Н.Л. Социологические взгляды П.Л.Лаврова,- Минск, 1959.
Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры и исследования,- Вып. 15. Петр Лавров.- М., 1995. Пантин И.К. Социологическая мысль в России: переход от утопии к науке,- М., 1973. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории,- М., 1997. ЩипановИ.Я. Философия и социология русского народничества. -М., 1973. Юдин А.И. Русская историография начала XX века о месте и значении П ,Л .Лаврова в истории общественной мысли // Философские науки.- №12,-1991.
1 Александрова Т.Н. Теория личности П.Л. Лаврова. -М., 1973. Мамедова Т.Ш. Социологические взгляды П.Л. Лаврова. -М., 1982.
Панин В.С. П.Л. Лавров - историк философской и общественно- политической мысли,- Л., 1968. Рябцева М.Н. Этические взгляды П.Л. Лаврова. -М., 1971. и др.
Третья группа исследований о творчестве Лаврова - работы зарубежных авторов. Общее число таких публикаций относительно невелико, но многие из них созданы на основе архивных материалов, оставшихся от заграничного периода жизни мыслителя. Из наиболее значительных публикаций подобного рода можно назвать докторскую диссертацию Г. Нойцеля - "Представление Петра Лаврова о прогрессе России в годы перед его эмиграцией" - Кёльн, 1968 г.1 Работа больше исторического плана, чем философского. Другая работа написана учеником Лаврова, его последователем Ш. Раппопортом -"Социальная философия Петра Лаврова" - изданная в Париже в 1902 году2 и затем в русском издании в Санкт- Петербурге в 1906 году.
Несомненно, самым важным литературным источником при написании настоящей диссертации были труды и исследования самого П.Л. Лаврова. И здесь необходимо иметь в виду следующее. Как ни парадоксально, сочинения выдающегося мыслителя, часть которых была издана за рубежом часть - в России, но анонимно, до сих пор не собраны и не изданы полностью. Полное собрание его сочинений дважды начинали издавать (в 1917 и 1934 г.г.), но оба издания по разным причинам прерывались. В советское время, кроме отдельных работ, например, "Исторических писем", был издан лишь двухтомник избранных сочинений мыслителя.3
По этой причине диссертанту приходилось пользоваться отдельными дореволюционными изданиями трудов философа, ныне ставших уже библиографической редкостью. Как обнадеживающий факт следует отметить, что по инициативе Отдела истории философии в России ИФ РАН издан специальный сборник, посвященный исследованию творчества П Л. Лаврова.4
1 Noetzel H-G. Petr L. Lavrovs Vorstellungen vom Fortschzitt für Russland aus den Jahren vor seiner Emiqration. Köln, 1968.
2 Rappoport Ch. La philosohie sociale de Pierre Lavroff. Paris, 1902, p. 58
3 Лавров П.Л. Философия и социология.-М.Д%5,- Т. 1-2
4 Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования. - Вып. 15. Петр Лавров. - М.,1995.
В заключение следует отметить, что при наличии обширной литературы о Лаврове, его творчестве и мировоззрении явно ощущается отсутствие крупных обобщающих исследований, посвященных изучению его социально-философской концепции, в аспекте соответствующих идей и теоретических построений. Необходимость подобных исследований назрела и весьма насущна.
Цель и задачи исследования.
Учитывая сказанное, диссертант видит цель своей работы в том, чтобы исходя главным образом из текстологического изучения П.Л. Лаврова и анализа имеющейся аналитической литературы о творчестве мыслителя, раскрыть концептуальное содержание и основные идеи его социальной философии. Достижение данной цели включает в себя решение следующих исследовательских задач:
• рассмотреть основные методологические устои общефилософского воззрения Лаврова;
• систематизировать и проанализировать всю совокупность представлений мыслителя о личности;
• выявить существо его философской концепции исторического процесса;
• показать вклад философа в теорию общественного прогресса;
• рассмотреть разработку Лавровым проблем этики и гуманизма;
Методологической и теоретической основой диссертации явился диалектический анализ истории общественно-философской мысли, сочетающий в себе принципы единства научной объективности и конкретно-исторического подхода, имеющих важное методологическое значение в у исследовании теоретического наследия различных школ и направлений в философии и социологии. В исследовании конкретного текстологического материала трудов П.Л. Лаврова также использованы общенаучные принципы познания, в частности, структурности, системности и целостности, а также метода анализа и синтеза, сравнения и аналогии и др. В работе использованы труды классиков философии, исследования отечественных авторов о жизни о творчестве П.Л. Лаврова.
Научная новизна исследования.
Настоящая работа представляет собой одно из первых в отечественной философско-социологической литературе диссертационное исследование социальной философии П.Л. Лаврова - её общефилософских истоков, концептуального содержания, гуманистической направленности.
В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:
• подробно охарактеризованы общефилософские и социологические основы социальной философии Лаврова;
• раскрыто социально-философское понимание мыслителем личности.
• на базе конкретного текстологического изучения произведений философа дан целостный анализ его концепции исторического процесса и общественного прогресса;
• показано место и значение нравственности, как одного из решающих условий прогресса;
• обосновано положение об определяющей гуманистической направленности его социально-философского мировоззрения;
Научно- практическая значимость работы.
Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении философского и социологического наследия П.Л. Лаврова. Работа дает возможность по-новому взглянуть на личность, как на единство знания и нравственности, увидеть и понять, что истинная нравственность есть результат высокого напряжения физических и духовных сил человека, а потому уровень критически мыслящей личности доступен не многим, но служит образцом для всех. Содержание и выводы диссертации могут также найти применение в общетеоретических и специальных курсах философии, в частности по истории русской философии.
Апробация работы.
Апробация работы осуществлялась на кафедре философии БГУ. Основные теоретические положения и идеи диссертации обсуждались на научно-практических конференциях БГУ, БСХА (1997, 1999 г.г.), а также изложены в трех научных публикациях (одной статье и двух тезисах).
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры и экспертной группы специализированного совета К. 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Бурятском государственном университете (апрель 1999 г.).
Структура диссертации. I
Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Теоретическая и методологическая сущность "философии истории" П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского2008 год, кандидат философских наук Пшенникова, Анна Александровна
Проблема направленности развития общества в русской философии второй половины XIX века: Методологические аспекты2005 год, кандидат философских наук Семено, Наталия Сергеевна
Субъективная социология Н.К. Михайловского в структуре его историософских построений2003 год, кандидат философских наук Попов, Александр Сергеевич
Проблема взаимосвязи истории и политики в философии Н.К. Михайловского2006 год, кандидат философских наук Никонов, Алексей Валерьевич
Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского2000 год, кандидат философских наук Мичковская, Лидия Андреевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ягнутова, Рита Робертовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
П.Л. Лавров был искренне озабочен будущим России. Он стремился к её светлому, разумному, счастливому общежитию, стремился обосновать неизбежность становления наиболее справедливого социологического общества. Для мыслителя - это тот светоч, маяк, который создается критически мыслящей личностью, владеющей наиболее полным знанием и достигшей наиболее совершенной нравственности.
Центром всей системой Лаврова является человек, становящийся личностью, а затем и критически мыслящей личностью. Именно человек есть содержание, средство и цель всего исторического процесса. Чтобы прийти к такому выводу, Лавров прослеживает весь ход естественной эволюции природы, приводящей в конце концов к формированию человека; прослеживает весь ход исторического процесса, приводящего в конце концов к формированию личности. Его не удовлетворяет материализм, отводящей личности производную, второстепенную роль; его не удовлетворяет идеализм, придающей личности слишком абстрактный характер; его не удовлетворяет и позитивизм, ограничивающий свободу, активность личности. Лавров находит единственно приемлемую философскую систему -это антропологизм.
Антропологизм сосредоточивает все внимание на деятельности человека, личности, субъекта. Отсюда вытекает совершенно естественно и необходимо его универсальный субъективный метод. Антропологизм имманентно предполагает именно человека - личность, свободно и активно действующего, благодаря своим знаниям и нравственности.
Личность выступает как главная движущая сила исторического процесса. Критически мыслящая личность, подвергнув критике существующее общественные формы, переработав их, формирует общественный нравственный идеал, тем самым выступает, как главный двигатель прогресса. Наконец, критически мыслящая личность выступает как носитель наиболее совершенной нравственности, которая "не дана, а задана", формируется усилием воли, путем концентрации всех физических и духовных сил. Поэтому уровня " критически мыслящей личности" достигают далеко не все, а лишь избранные.
В условиях последней трети XIX века признание Лавровым ценностных ориентации в социальном мире, человеческого интереса в познании социальных процессов, разработка им категории личности, проблем нравственного сознания, цели человеческой деятельности, стремления создать организационные формы практической борьбы за социализм - все это было выдающимся достижением теоретической мысли русского философа и сыграло важную роль в истории страны.
Теоретическое наследие мыслителя не утратило своего значения и в настоящее время, таковы требование единства теории и практики, подчеркивание социальной роли науки, необходимость для истинного ученого активного участия в общественных преобразованиях. Отстаивая ценность человеческой личности, он пытался обосновать закономерности осуществления идеалов справедливости. Поэтому его социологию можно характеризовать как гуманистическую.
Опыт истории показывает, что в периоды крутых общественных перемен, особое значение приобретает проблемы целеполагания и ответственности в жизнеустройстве и жизнедеятельности общества и человека. Её научное, философское осмысление становится осознанной общественной потребностью. Качественные перемены, происходящие в нашем обществе, приковывают внимание ученых, политиков, деятелей культуры, широкие слои нашего общества к целям общественного развития, целям и идеалам социального переустройства общества.
Осмысление и ответственное целеполагание является основой жизнедействия человека и общества, существенно детерминирует характер, направленность и степень развития человека как личности. Анализ данной проблемы имеет и сугубо практическую направленность, поскольку неясность или отсутствие сколько-нибудь социально и жизненно значимых целей у человека, снижения ответственности и активности в их постижении неизбежно влечет за собой ту или иную меру его духовно-нравственной деформации.
Поэтому одна из важнейших социальных задач, решаемых нашим обществом в преддверии XX I века ( а Лавровым в преддверии XX века)-обеспечение формирования личности, ориентированной на социально значимые цели, осознание ответственности за их принятие и реализацию. Решение этой задачи обеспечивается действие/факторов объективного и субъективного порядка. Субъектом исторического процесса человек становится лишь тогда, когда он реально и активно участвует в устроении общественных и индивидуальных форм жизни, находит в этом жизнеустройстве поприще для реализации своих целей, интересов, идеалов, своих дарований и своего умения. В таком случае он обретает возможность созерцать самого себя в созданном им мире, но если историческое творчество, законы истории интенсивно исследуются многими науками, то к постижению тайн индивидуально-личностного жизнетворчества наука вплотную подходит лишь в последние десятилетия.
Сейчас фокус исследования перемещается к изучению не только личностных качеств в их структуре и динамике, но и к исследованию реального социального поведения индивидов, модели и стили их жизнеустройства. Человеческая жизнь, в том числе и её индивидуально-личностная форма стали предметом исследований всё более широко развертывающейся в науке. На данном этапе, когда углубилась взаимная зависимость всех стран, жизнедеятельность каждого индивида перестает быть его сугубо личным делом и может стать социальным фактором или даже событием исторического масштаба. В то же время уровень благополучия жизни общества и всего человечества отражается на индивидуальной судьбе каждого. Так перекрещиваются целеполагающая деятельность современного человека и его ответственность, стыкуются индивидуальное и социальное, исторический процесс и индивидуальная жизненная судьба.
Ценность многочисленных работ философа и социолога со временем непрерывно возрастает. Многие теоретические разработки созвучны не только нашему времени, но и будут таковыми и в будущем. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становятся очевидным спустя много лет, а то и столетий. Эти слова с полным правом должны быть отнесены и к Петру Лавровичу Лаврову.
В контексте общеевропейского и русского историко-философского процесса место и значение мыслителя ещё в полной мере не раскрыто, огромное теоретическое наследие не систематизировано и не исследовано. Поэтому призыв понять и полюбить Лаврова как явление русской культуры звучит вполне современно.
130
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ягнутова, Рита Робертовна, 1999 год
1. Александрова Т.Н. Теория личности П.Л. Лаврова. Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. - М., 1974.
2. Андреев И.Л. Осторожно с часами истории! (Методологические проблемы цивилизационного процесса) // Вопросы философии. 1998. -N 9.
3. Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. -1991. N 1.
4. Антонов В.Ф. Революционное творчество П.Л. Лаврова. -Саратов, 1984.
5. Антонов В.Ф. Философско-исторические взгляды П.Л. Лаврова. Уч. зап. МОПИ им. Н.К. Крупской. -М., 1968. Т.221, вып.12.
6. Антонов В.Ф. Революционное народничество. -М., 1965.
7. Антонов В.Ф. Историческая концепция П.Л. Лаврова и оценка им основных этапов всемирной и русской истории. Автореферат на соиск. уч. ст. доктора истор. наук. -М., 1969.
8. Антонович М.А. Два типа современных философов. // -Современник, -1861.-N4.
9. Анучин Д. Лавров П.Л. как антрополог. // Русский антропологический журнал. -1916,- N 1, 2.
10. Аптекман О.В. Общество «Земля и воля» 70-х годов. Пг., 1924.
11. Астафьева О.Н., Веряскина В.П., Чабан П.И. Философская и социальная антропология в России: тенденции развития и перспективы. -М.,-Вестник МГУ, 1996,- N 2.
12. Афанасьев М. Экономический гуманизм П. Лаврова // Вопросы экономики. М., 1995,- № 7,- С.112-121.
13. Балуев Б.П. Либеральное народничество на рубеже 19-20 веков. М., 1995.
14. Бердяев H.A. Самопознание. -М.,1990.
15. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. -М., 1990.
16. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре.-М., 1990.
17. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.
18. Блестящая плеяда. /Под ред. Седова М.Г. -М.,1989.
19. Богатов В.В. Лавров философ и социолог. // Философские науки.-1966 -N4.
20. Богатов В.В. История одной философской дискуссии. (К вопросу формирования философских взглядов П.Л. Лаврова). Вестник МГУ, 1971.- N 5.
21. Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова. -М., 1972.
22. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения. В 3-х томах. М., 1961.- Т.2.
23. Бубенков Ю.П. Три стадии развития человека // Гуманитарные науки в Сибири. -1997,-N1.
24. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. -М., 1993. Т. 2.
25. Васильев A.B. Читая «Исторические письма» Петра Лаврова». (К 125-летию опубликования). -Москва Мариуполь, 1993.
26. Василенко И.А. Классическая концепция прогресса и ее альтернатива. -Вестник МГУ. Сер. 18. -1997,- N 4.
27. Вершинина Е.Г. Некоторые особенности революционной этики народников // 24-е Огарев, чтения. Саранск, 1995,- Ч.1.- С. 17.
28. Вестник народной воли. -М., 1884.- N 2. Отд.П.
29. Вестник Европы. Ноябрь 1910. Лавров о самом себе.
30. Вехи. Интеллигенция в России. -М., 1991.
31. Витязев П. Лавров П.Л. в воспоминаниях современников // Голос минувшего. -Пг., 1915,- N 9, 10.
32. Витязев П. Ссылка Лаврова в Вологодскую губернию и его занятия антропологией. -Вологда. 1915.
33. Витязев П. Чем обязана русская общественность Лаврову? -Пг.,1915.
34. Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. -М., 1981.
35. Встань, человек ! Сост. Володин А., Шахматов Б. -М., 1986.
36. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. -Л., 1966.
37. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х в. -Л., 1989.
38. ГАРФ, ф. 1762 (П.Л. Лавров).
39. Герцен А.И. Сочинения. -М., 1955. Т. 6.
40. Демиденко А.И. Лавров П.Л. -М., 1969.
41. Железнов Ю.Д. и др. Человек в природе и обществе. -М., 1998.
42. Зайцев В.А. К вопросу об этической теории революционных народников // Уч. зап. МОПИ.-Т. 192.- Вып. 10,- 1967.
43. Зеньковский В.В. История русской философии. -Л., 1991-Т.1.-Ч.2.
44. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. -М., 1997.
45. Земцов Б.Н. Идеология и ментальность дореволюционной российской интеллигенции // ОНиС. -1997,- N 3.
46. Иваницкий А.М. Естествознание и гуманитарное знание сходство и различие // Вестник РГНФ. -1997.-N 3.
47. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. В 3-х т. -Спг., 1911. Т. 2.
48. Из архива П.Л. Лаврова /Публ. подгот. Е.К. Жигунов // Коммунист,-1983,-№ 13,-С. 86-93.
49. История России в портретах. В 2 т.- Брянск, 1996.- Т. 1
50. История России в лицах. С древности до наших дней. /Биогр. словарь. Под ред. проф. Каргалова В.В. -М., 1997.
51. История и историки. -М., 1998. Т. 1,2.
52. Итенберг Б.С. Лавров и революционное подполье России первой половины 1870 г. // История СССР. -1985,- N 3, 4.
53. Итенберг Б.С. Лавров в русском революционном движении,- М., 1988.
54. Итенберг Б.С., Сасаки Т. Братья Кропоткины и Петр Лавров //Отечественная история.- 1994.- № 4,5.- С. 79 93.
55. Интеллигенция. Власть. Народ. /Под ред. Новиковой Л.И., Сиземской И.Н. -М., 1993.
56. Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века. -Л., 1969.
57. Камков Б. Историко-философские воззрения П.Л. Лаврова. -Пг., 1917.
58. Кареев Н.И. Историко-философские и социологические этюды. -Спг., 1899.
59. Кареев Н.И. Теория личности П.Л. Лаврова.- Спг, 1907.
60. Книжник Ветров И.С. Лавров П.Л. Жизнь и деятельность. - М., 1930.
61. Козлов К.А. Исторические письма П.Л. Миртова. // Знание. -1871,- № 2.
62. Конюшая Р.П. Русский ученый и революционер П.Л. Лавров, его связи с К. Марксом и Ф. Энгельсом //Новая и новейшая история. 1974,- №1.
63. Колеров М. Народническое наследие и марксизм // История мировой культуры. -М., 1990.
64. Кулябко-Корецкий Н.Г. Из давних лет. Воспоминания лавриста. М., 1931.
65. Куфаков A.B. Субъективный фактор и типология социального детерменизма // Вестник МГУ. Сер. 7,- 1997.- N 3.
66. Лавров П.Л. Важнейшие моменты в истории мысли. М., 1903.
67. Лавров в воспоминаниях современников//Голос минувшего. 1915,- N 9.
68. Лавров П.Л. Годы эмиграции. Архивные материалы в 2-х томах. -Dordrecht Helland, 1974. -Т. 2.
69. Лавров П.Л. Две речи. -Женева, 1887.
70. Лавров П.Л. Задачи понимания истории. -М., 1898.
71. Лавров П.Л. Знание и революция. -Спг., 1906.
72. Лавров П.Л. Из истории социальных учений. -Пг., 1919.
73. Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. В 4-х томах.-М., 1934.
74. Лавров П.Л. История, социализм и русское движение // Материалы для истории русского социально-революционного движения.- Женева, 1893 -N1.
75. Лавров П.Л. Кому принадлежит будущее? Спг., 1904.
76. Лавров П.Л. Научные основы истории цивилизации // Знание. -Пг., 1872,-N2.
77. Лавров П.Л. Народники-пропагандисты.- Спг., 1907.
78. Лавров П.Л. Опыт истории мысли. Спг., 1875. - Т. 1.- Вып. 1.
79. Лавров П.Л. Опыт истории мысли нового времени. -Женева, 1888.
80. Лавров П.Л. О религии. -М., 1989.
81. Лавров П.Л. Очерки систематического знания // Знание.- Пг. 1873,- N 6.
82. Лавров П.Л. Переживания доисторического периода. -Женева, 1898.
83. Лавров П.Л. Письмо товарищам в России. По поводу брошюры Тихомирова Л.А. -Женева: Вольная русская типография. 1888.
84. Лавров П.Л. Предисловие к русскому изданию «Антропологии» Э.Б. Тейлора. -Спг., 1908.
85. Лавров П.Л. Собрание сочинений. В 10 ти сериях. - Пб,-1917.
86. Лавров в воспоминаниях современников // Голос минувшего,- 1915,- N9.
87. Лавров П.Л. Из истории социальных учений. -Пг., 1919.
88. Лавров П.Л. Современные учения о нравственности и ее история. СПг., 1903/4.
89. Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы. -Пг., 1922.
90. Лавров П.Л. Философия и социология. В 2-х томах. -М., 1965.
91. Лавров П.Л. Философия истории славян // Отечественные записки. -1870,-№7.
92. Лавров П.Л. Философский смысл истории // Отечественные записки. -1870,-№7.
93. Лавров П.Л. Франция "Черный передел". Орган социалистов-федёралистов 1880-1881 гг. М., 1922.
94. Лавров П.Л. Цивилизации и дикие племена. СПб., 1904.
95. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
96. Ленин В,И. Полн. собр. соч. Т. 2.
97. Лосский И.О. История русской философии. М. 1991.
98. Малинин В.А. История русского утопического социализма.- М., 1991.
99. Малинин В.А. Философия революционного народничества.- М., 1972.
100. Малинин В.А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. -М., 1963.
101. Мамедова Т.Ш. Социологические воззрения П.Л. Лаврова. // Автореферат на соиск. уч. ст. филос. наук. -М., 1982.
102. Манхейм К. Диагноз нашего времени. -М., 1994.
103. Маркс К., Энгельс Ф. и революционная Россия. -М., 1967.
104. Маркс К., Энгельс Ф. Эмигрантская литература. Соч. Т. 18.
105. Материалы для биографии П.Л.Лаврова. /Под ред. П.Витязева. -Пг., 1921.
106. Михайлов Б. Три года на Севере. К 100- летию пребывания П.Л. Лаврова в вологодской ссылке // Север.- 1969.- № 3.
107. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. -М., 1994.
108. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Социологическое направление в русской философии истории // Философские науки. -М., 1997.-№ 2.
109. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. -М., 1997.
110. Новгородцев П.И. Об общественном идеале.- М., 1991.
111. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сб. статей о русской революции. -М., 1990.
112. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. -М., 1907.
113. Одесский М. Террор как идеологема ( к истории развития) // ОНиС,-1995,-№1.
114. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. -М., 1995.
115. Памяти П.Л.Лаврова. -Женева. Типография Группы старых народовольцев. Июнь 1900 г.
116. Панин B.C. Некоторые методологические вопросы в историко-философском воззрении П.Л.Лаврова // Яросл. пединститут. Уч. зап., вып. 62.-1967.
117. Панин B.C. Лавров и русская философия середины 19 в // Ленинград, пединститут. Уч. зап. Т. 365. -1968.
118. Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. -М., 1958.
119. Пантин И.К. Социалистическая мысль в России. Переход от утопии к науке. -М., 1973.
120. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883. -М., 1986.
121. Петр Лавров и французские ученые: (Публ. переписки философа, 1870-1876г.г. / Пер. с фр. подгот. к печати и предисл. Г.И. Любиной) // Исторический архив.- 1996 г.- № 1.
122. Писарев Д. Схоластика XIX века // Русское слово. -1861.- № 5.
123. Письма Г.В.Плеханова к П.Л.Лаврову. Дела и дни. -1921,- кн. 2.
124. Плеханов Г.В. Наши разногласия. Избранные философские произведения. -М., 1956.
125. Плеханов В.Г. Социализм и политическая борьба / Соч. -М., 1957. Т. 2.
126. Поршнев БФ. Социальная психология и история. -М., 1979.
127. Раппопорт Ш. Социальная философия Петра Лаврова. -СПг., 1906.
128. Рачков П.А. Человек в зеркале философии. // Вестник МГУ- Сер. 7 №3. -1998.
129. Русанов Н.С. Петр Лаврович Лавров. История русской литературы / Под ред. Д.Н.Овсянико-Куликовского,-М., 1911.
130. Русская философия. Словарь. -М., 1995.
131. Русская философия в лицах / Сост. Ильин В.В., Солнцев Н.В., Чалов H.H. -М., 1997.
132. Седов Н.Г. П.Л.Лавров в революционном движении России // Вопросы истории. -1969.- № 3.
133. Семенкова Т.Г. Экономические взгляды П.Л. Лаврова. М., 1980.
134. Сиземская И.Н. О воспитательном потенциале русской общественной мысли // Вестник РГНФ. -М., 1998.- № 1.
135. Систематическая хрестоматия. Лавров П.Л. /Сост. Каплан С.Н. Под ред. Штейнберга А.З. -Берлин, 1923.
136. Синеев Г.Г. Проблема культуры и цивилизации в философии истории П.Л.Лаврова // Вестник МГУ.- Сер.7,- №1.- 1982.
137. Станиславская A.M. Народническая историография 70-90-х годов // Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1960. - Т. 2.
138. Стефанович Я. Дневник карийца. -Б/М. 1906.
139. Стравинский И.Ф. Превращение русской музыки // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. -М., 1994.-Т.2.
140. Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Вопросы философии.- 1996,-№2.
141. Шелер М. Философское мировоззрение. -М., 1994.
142. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. -М., 1983.
143. Шмуйлович Л. Философские взгляды П.Лаврова и их место в обосновании народничества. -Л., 1941.
144. Шлет Г.Г. // Вторые Шпетовские чтения. Творческое наследие Шпета Г.Г. и современные философские проблемы: материалы международной научной конференции. 14-17 ноября 1996 г. -Томск.
145. Штакеншнейдер Е.А. П.Л.Лавров // Голос минувшего. -1915,- № 7-8.
146. Щипанов И.Я. Петр Лавров ветеран революционной теории // Вестник МГУ, философия, 1973,- № 5.
147. Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества. -М., 1983.
148. Элбакян Е.С. Религиозная идея в сознании народников. -М., 1995.
149. Эльсберг Я. Лавров предшественник социал-демократии и марксизма? // Вопросы литературы. -1961,- № 2.
150. Энциклопедический словарь / Издатели Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.-Лавров П.Л. СПг., 1890.
151. Юдин А.И. Значение нравственности в теории личности П.Л.Лаврова. // На рубеже эпох. -Тамбов, 1996.
152. Юдин А.И. Теория прогресса П.Л.Лаврова. // Вестник Тамбовского университета.- Сер. Гум. науки.- Тамбов, 1997.- Вып.1.
153. Юдин А.И. Русская историография начала 20 века о месте и значении П.Л.Лаврова в истории общественной мысли // Философские науки. -1991,-№12.
154. Anderson Th. Russian Political Thought. An Introduction. New York: Cornell University Press, 1967.
155. Kimball A. The Russian past and the Socialist Future in the thought of Peter Lavrov. Slavic Review, 1971, v. 30, N 1.
156. Meijer J.M. Knowledge and revolution. The Russian colony in Zuerich (18701873). Assen: Gorcum, e.a., 1955.
157. Noetzel H.-G. Petr Lavrovs Vorstellungen vom Fortschzitt fur Russland aus deu Jahren vor seiner Emigration. -Köln, 1968.
158. Rappoport Ch. La philosophie sociale de Pierre Lavroff. Paris, 1902.
159. Pomper Ph. Peter Lavrov and the Russian revolutionary moverment. London, 1972.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.