Состояние православной веры среди населения Грузинской ССР и принципы научной организации атеистического воспитания трудящихся (опыт конкретно-социологического исследования) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Касрадзе, Гиви Арчилович

  • Касрадзе, Гиви Арчилович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Тбилиси
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 157
Касрадзе, Гиви Арчилович. Состояние православной веры среди населения Грузинской ССР и принципы научной организации атеистического воспитания трудящихся (опыт конкретно-социологического исследования): дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Тбилиси. 1984. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Касрадзе, Гиви Арчилович

ВВВДЕНИЕ . . . .3-12.

ГЛАВА I.БОГОСЛОВСКИЕ ТРАДИЦИИ ГРУЗИНСКОГО ПРАВО

СЛАВИЯ . . . . 13

§ I.Особенности догматики и культа .13

§ 2.Характер "проповедей","речей" и "поучений" богослужителей грузинской церкви . . 37

ГЛАВА П.ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ ГРУЗИИ В УСЛОВИЯХ

РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА . 50

§ I .Победа Советской власти в Грузии и политические позиции грузинской церкви . . 50

§ 2.Приспособленческие тенденции грузинской православной церкви . . 56

§ 3.Деятельность грузинской церкви в современных условиях.66

ГЛАВА Ш.ПРИЧИНЫ СОХРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ГРУЗИИ

И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ . 74

§ 1.Учет специфических особенностей различных групп населения в научно-атеистическом воспитании . 74

§ 2.Средства,формы и методы атеистического воспитания . . 91

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Состояние православной веры среди населения Грузинской ССР и принципы научной организации атеистического воспитания трудящихся (опыт конкретно-социологического исследования)»

В период развитого социализма,когда под руководством Коммунистической партии Советского Союза решаются невиданные по своим масштабам задачи строительства коммунистического общества,неизмеримо возрастает роль и значение идеологической,массово-политичес-кой работы партии,направленной на развитие общественного сознания трудящихся,формирование у них научного мировоззрения и повышения их социальной активноети."Немало задач выдвигается течением жизни перед идеологическими работниками.Но неизменной среди них было и остается Нормирование научного.марксистско-ленинского мировоззрет ния - основы коммунистического воспитания людей.- отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Укрепление коммунистической сознательности советских людей тесно связано с бескомпромиссной борьбой против буржуазной идеологии^ пережитками црошлого в сознании и в быту лвдей.В идеологической работе первостепенное место занимает преодоление религиозности присущей части населения нашей страны и формирование у всех трудящихся материалистической,атеистической убежденности."Необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения,уделять больше внимания атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь,настойчивее внедрять о советскую обрядность ,- говорится в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

Для осуществления этих задач большую роль играет изучение состояния религиозности части населения и повышения эффективности

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат,1983,с.41.

2 Там же,с,72-73* научно-атеистической пропаганда в современных условиях с учетом конфессиональных особенностей верующих.

Такой подход к атеистическому воспитанию цредоцределил выбор темы данного исследования: "Состояние православной веры среди населения Грузинской ССР и принципы научной организации атеистического воспитания трудящихся (опыт конкретно-социологического исследования)".

Грузинская автокефальная православная церковь .являющаяся специфической религиозной конфессией в нашей стране и имеющая свою историю и развитие,за последнее время изменила социально-политическую ориентацию, пересмотрела форму миссионерской деятельности, приспособилась к изменившимся условиям и т.д.

В таких условиях углубление цроцесса секуляризации требует дальнейшего изучения социально-психологических факторов воспроизводства религиозности в условиях развитого социализма,особенностей эволюции религиозного сознания.Актуальным становится исследование изменяющейся тактики конкретных религиозных организаций,форм и методов их идеологического,богословского и организационного приспособления.На первый план выдвигается необходимость постоянного совершенствования содержания,методов,приемов, организации атеистической работы среди различных социальных групп населения.

Актуальность исследуемой проблемы состоит прежде всего в том,что оно будет способствовать разработке практических рекомендаций, способствующих совершенствованию научно-атеистической работы среди населения Грузинской ССР.

Объективное изложение состояния православной веры среди населения Грузинской ССР и анализ проводимой в республике научно-атеистической работы покажет и беспочвенность измышлений буржуазно-клерикальных кругов о нарушении законодательных актов в отношении к религии и церкви в нашей стране.Поэтому актуальность данного исследования еще возрастает.

В научно-исследовательских работах советских ученых обстоятельно освещены вопросы истории и современного состояния русской православной церкви,дана критика ее догматики и культовой системы,показаны ее модернистские тенденции,вопросы научно-атет истической пропаганды в регионах сохранения православия .

Особенно много работ посвящены вопросу научно-атеистической цропаганды в системе идейной,массово-политической работы и путей повышения их эффективности2.

1 См.: Н.С.Гордиенко.Современное православие.- М.: Мысль,1968; Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия.-М.: Мысль, 1971; Новиков М.П. Тушки православного модернизма.- М.: Политиздат,1979; Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее.- М.: Политиздат,1981 и другие.

2 См.: Евдокимов В.И. Место атеистического воспитания в системе коммунистического воспитания. В сб.: Вопросы научного атеизма.Вып.9. М.: Мысль,1970; Коновалов Б.Н. Система атеистического воспитания,вопросы ее развития и совершенствования. В сб.: Воцросы научного атеизма.Вып.21. М.: Мысль,1977; Ни-кишов С.И. Комплексный подход к идеологической работе и проблемы атеистического воспитания. М.: Знание,1977; Онищен-ко А.С. Социальный прогресс,религия,атеизм. Киев: Знание, 1977; Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы.- М.: Знание,1980; Сацрыкин В.А. Ком-плесный подход в атеистическом воспитании. М.: Политиздат, 1982 и другие.

Соответствующему научному изучению подвергалось и грузинское православие •Вопросы расцространения христианства в Грузии, взаимоотношения грузинского православия с другими христианскими течениями отражены в исследованиях известных грузинских историков*.

По отдельным цроблемам истории и идеологии грузинской православной церкви,преодолении религиозных предрассудков в сознании ивбыту людей в период развитого социализма в Грузинской ССР выполнен ряд диссертационных работ и исследований.

В своих работах Гегешидзе Д.В. ставил целью изучение в социально-философском аспекте процесса изменения политического курса и сощальной позиции современной грузинской цравославной церкви и оцределение основных особенностей ее модернистских тенденций в условиях социалистического общества2.

1 См.: Джавахишвили И.А. История грузинского народа.- Тбилиси: изд-во Тбилисского университета,1948-1951,т.1-15. На груз.яз.; Джанашия С.Н. Труды.- Тбилиси: изд-во АН Груз.ССР, 1949-1969, т.1-4.На груз.яз.; Алексишвили М.А. К вопросу о понятии и оценке христианской религии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1957.На груз.яз. и другие.

2 См.: Гегешидзе Д.В. Современное грузинское православие: эволюция социально-политической ориентации.Дисс.доктора философских наук. М.: 1982; Его же.Критика идеологии православия. Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1976.На груз.яз.; Его же. Модернизм современного грузинского цравославия.Тбилиси; Знание, 1983.На груз.яз. и другие.

Панджикидзе Т.И. исследовал основные тенденции приспособления грузинской православной церкви и давал критику ее идеологии*.

Экуменической деятельности грузинской православной церкви р посвящены работы Гиорбелвдзе Я.Д.

Проблемы преодоления религиозных цредрассудков в сознании населения республики в большей или меньшей степени научно-атеис-тическов освещение в работах Сахарова С.И.,Кухалеишвшш Н.С., о

Чуткерашвили Н.И.

1 См.: Панджикидзе Т.И. Тенденции приспособления православия к современности и их критика (по материалам Грузинской ССР). Дисс.кацд.философских наук.Тбилиси: 1966; Его же. Приспособленческие тенденции православия.Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1965.На груз.яз. и другие.

2 См.: Гиорбелидзе Я.Д. Экуменизм и грузинская православная церковь.Дисс.канд.философских наук.Тбилиси: 1978; Его же.

Об экуменической деятельности грузинской православной церкви. В сб.: Актуальные вопросы философии.Тбилиси: Изд-во Тбилисского госуниверситета,1976.На груз.яз.

3 См.: Сахаров С.И. О некоторых вопросах преодоления религиозных пережитков.Тбилиси: Цодна,1965.На груз.яз.; Его же.О характере религии.Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1956.На груз.яз.; Его же.Развитие и массовое распространение атеизма в Советской Грузии.Тбилиси: Цодна, 1970 .На груз .яз.; Кухалеишвили Н.С. Особенности преодоления религиозных пережитков в Грузинской ССР в процессе строительства коммунистического общества.Дисс. канд.философских наук.М.,1964; Чуткерашвили Н.И. Особенности проявления религиозности у молодежи и пути их преодоления (На примере Грузинской ССР).Дисс.канд.философских наук.Тбилиси: 1980.Ее же. Причины существования религиозных пережитков и пути их преодоления.Тбилиси: Цодна,1981.На груз.яз.

Вместе с тем,при всей значимости имеющихся исследований,в них далеко не исчерпаны теоретические и практические проблемы, связанные с некоторой активизацией грузинской православной церкви, с реализацией всех форм и методов научно-атеистической пропаганды. А состояние православной веры среди грузинского населения вообще не изучалось в достаточной степени.

Подробное изучение результатов конкретно-социологических исследований по вопросу характера и степени религиозности некоторой части людей,как нам цредставляется,будет способствовать восполнению указанного выше пробела.

Диссертант ставит перед собой цель: показать догматические и ритуальные традиции грузинского православия и их место в жизни современных верующих; выявить дохристианские элементы в ритуальной практике грузинского православия; исследовать эволюцию социально-политических позиций церкви после победы советской власти в республике; выявить особенности отношения к религии разных социальных групп населения; вскрыть причины сохранения религиозных пережитков в республике; выработать наиболее эффективные формы и практические рекомендации для преодоления религиозных пережитков.

Исходя из этих целей,диссертантом ставятся следующие основные задачи:

- на основе научного анализа идейных истоков грузинского православия определить отношение современных ее богословов к традициям прошлого,масштабы применения этих традиций в богословской и ритуальной практике;

- установить основное направление деятельности грузинской православной церкви,применяемые шли методы и формы пропаганды религиозной идеологии среди различных возрастных групп населения;

- изучить характер и глубину православного вероисповедания среди населения республики;

- на основе результатов конкретно-социологических исследований определить основное содержание религиозного сознания современных верующих;

- изучить место и роль народных празднеств в культовой практике грузинского православия и их влияние на быт населения республики;

- цроанализировать условия и цричины живучести грузинской православной веры и оцределить пути их преодоления."Нет и не может быть задачи более высокой,чем годнять каждого человека до уровня творца собственной судьбы,творца истории", - говорится в докладе тов.К.У.Черненко "Актуальные воцросы идеологической,массово-полит тической работы партии" .

Научная новизна исследования связана с анализом специфики проявления богословских традиций в деятельности иерархов грузинской православной церкви,с выяснением характера пережитков дохристианских верований и культов среди населения республики,придерживающегося православной веры.Автор выдвигает ряд концепциальных положений,выводов и рекомендаций,выносимых на защиту.Они заключаются в следующем:

1.Грузинское цравославие в каждый исторический период по-своему отражало характерную для каждого исторического периода социально-политическую обстановку.Не сумев преодолеть бытующие в сознании и жизни людей остатки дохристианских верований,грузинское православие ассимилировала их,благодаря чему они упрочились в жизни народа.

2.Современная грузинская православная церковь не в силах ока

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июля 1983 г., с.66. зать религиозное воздействие на широкие слои населения и разные его возрастные группы,в своей деятельности прибегает к новым способам и методам.В частности,она старается обратить внимание на тех цроблемах,которые более всего волнуют современных людей: на проблемах войны и мира,интернационализма,на экологических вопросах, на социальных проблемах научно-технической революции и т.д. Все это делается для укрепления пошатнувшихся позиций церкви,восстановления престижа и сохранения влияния на частв населения.

3.Модернизм грузинского православия находит соответствующее отражение среди незначительной части представителей творческой интеллигенции и студенческой молодежи.Грузинская православная церковь,как и другие религиозные концепции,действующие на территории республики,находится ныне перед большими сложностями,даже кризисом. Абсолютное большинство населения и молодежь придерживаются атеистических взглядов.Даже многие верующие и сочувствующие церкви лишены твердых и глубоких религиозных убеждений.Мотивы их религиозности не обусловлены требованиями православной церкви.Они плохо разбираются в традициях,догматике и культовой практике грузинской церкви.

4.Результаты конкретно-социологических исследований подтверждают,что в религиозном сознании современных верующих наблюдается значительная деградация.В жизни почти всех возрастных групп верующих религия больше не занимает господствующего положения.Фактически их религиозность носит поверхностный характер.Из населения республики первую категорию представляют атеисты. П - колеблющиеся и Ш - верующие.Преобладают атеисты.

5.Большинство людей,придерживающихся православной веры,так называемые "колеблющиеся",вовсе не считают себя верующими.Многие из них хотят казаться атеистами.В действительности,они не относятся ни к верующим,ни к атеистам,а представляют собой находящуюся между ними двухзначную,переходящую ступень и их нельзя назвать "неустойчивыми верующими" или "колеблющимися атеистами".Также с осторожностью нужно применять понятие "индифферентные".Оно не является родовым,общим понятием,черты,которые приписываются индифферентным, характеризуют и колеблющихся.

6.Для части верующих грузин религиозность (православие) и принадлежность к грузинской нации отождествлены,что является результатом вековых измышлений грузинского духовенства о крепкой связи христианства с национальностью,об определяющей роли православия в истории грузинского народа.Все эти и другие особенности православной веры среди некоторой части населения Грузии должны быть учтены во время организации научно-атеистической пропаганды.

7.Среди мер по атеистическому воспитанию населения республики и преодоления религиозных пережитков одно из ведущих мест должна занять практика внедрения новых социалистических традиций.Советские праздники и обряды должны противостоять тем праздникам и обрядам, которые грузинской церковью внедрялись в течение веков.

На основании анализа пережитков православной веры,ее различных аспектов и направлений,в диссертации сделаны выводы и выдвинуты практические рекомендации,которые будут способствовать улучшению атеистической работы в республике.

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит в том,что результаты исследования могут быть использованы в научно-атеистической пропаганде,в преподавании курса Основ научного атеизма в высших и средних специальных учебных заведениях.Работа может внести определенный вклад в улучшение атеистической работы в республике,благодаря наличия б ней материалов конкретно-социологического исследования,соответствующих выводов и практических рекомеццаций.Результатами исследования могут пользоваться также учителя школ,лекторы партийных комитетов и общества "Знание".

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма,решения съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС,решения съездов Компартии Грузии и Пленумов ЦК Компартии Грузии.

В диссертации использованы труды советских философов и историков, архивные материалы,результаты конкретно-социологического исследования религиозности населения республики.В ней анализируются богословские труды и издания современной грузинской церкви.

Г Л А В A I

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Касрадзе, Гиви Арчилович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I.В ходе коммунистического строительства,когда значительно расширяются возможности формирования научного мировоззрения у всех советских людей,нужно добиться,чтобы идеологической и массово-политической работой были охвачены все возрастные группы, все слои населения республики и особенно люди,проживающие в отдаленных от районных центров селах и населенных пунктах,в сознании и в быту которых сохранились религиозные предрассудки и традиции.

2.Особое внимание следует обращать на укрепление в деревнях республики атеистического общественного мнения,что в свою очередь, будет способствовать формированию такой личности,которая твердо стоит на атеистических позициях и у которой нет потребности в обращении к религии,к выполнению религиозных ритуалов.

3.Вовлечение всех трудящихся,особенно верующих,в творческую трудовую деятельность,охват всех граждан различными формами общественно-политической деятельности,являются основным средством преодоления проявлений православной веры со стороны некоторой части населения республики,поэтому большое внимание нужно уделить постоянному расширению общественных начал во всех областях нашей жизни.

4.Нужно учесть,что в республике преобладают люди,которые свободны от религиозных верований,но еще не ставших на позиции сознательного атеизма,поэтому в атеистическом воспитании,наряду с применением различных методов,средств и форм идеологического воздействия, нужно использовать такие формы воспитательного воздействия, как внедрение безрелигиозных обрядов,проведение научно-практических конференций и т.п.И самое главное,чтобы все эти методы и средства были взаимосвязаны и согласованы между собой.

5.Большую роль в системе атеистической пропаганды в республике должны играть: лекции,групповые беседы,вечера вопросов и ответов,тематические вечера,средства наглядности и эстетического воздействия: документальные и художественные кинофильмы,диафильмы,пьесы и отрывки из пьес,отрывки из литературных произведений, печать, радио, телевидение и т.д. Массовые формы атеистической пропаганды должны дополняться индивидуальной работой с отдельными верующими или колеблющимися.

6.На примере несостоятельности мировоззренческих основ грузинского православия нужно показать реакционность религиозной идеологии,несовместимость атеистического сознания с религией,с идеалистической философией любого рода,включая и самые утонченные формы религии и идеализма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Касрадзе, Гиви Арчилович, 1984 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма

2. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч.,2-е изд.,т.3,с.7-544.

3. Маркс К.,Энгельс Ф. Манифест Коммунистической.партии.

4. Соч.,2-е изд.,т.4,с.419-459.

5. Маркс К. К критике гегелевской философии права.Введение.

6. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.1, с.414-429.

7. Маркс К. Греческое восстание.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2.е изд. ,т.Ю,с.129-131.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.20,с.5-338.

9. Энгельс Ф. Книга откровения.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2.е изд.,т.21,с.7-13.

10. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.

11. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.19, с.306-314.

12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии.- Маркс,К.,Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.21,с.269-317.

13. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.- Маркс К.,

14. Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.22,с.465-492.

15. Энгельс. Ф. Конраду Шмидту.27 октября 1890 г. Маркс К.

16. Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.37,с.414-422.

17. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Госполитиздат,1956.- 689 с.

18. Маркс К. и Энгельс Ф. Об атеизме,религии и церкви.- М.:1. Мысль,1971.- 534 с.

19. Маркс К.,Энгельс Ф. и Ленин В.И. О религии.- М.:. Госполитиздат,1975.- 440 с.

20. Ленин В.И. О манифесте "союза армянских социал-демократов".

21. Полн.собр.соч.,т.7,с.102-106.

22. Ленин В.И. Социализм и религия.- Поли.собр.соч.,т.12,с.142-147.

23. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.

24. Полн.собр.соч.,т.17,с.415-426. .

25. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии.- Полн.собр.соч.,т.17,с.415-426.

26. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии ицеркви.- Полн.собр.соч.,т.17,с.429-438.

27. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн.собр.соч.,т.18,с.1-384.

28. Ленин В.И. 0 национальной гордости великороссов.- Полн.собр.соч.,т.26,с.I06-II0.

29. Ленин В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч.,т.29,с.3-620.

30. Ленин В.И. Военная программа пролетарской революции.

31. Полн.собр.соч.,т.30,с.I3I-I43.

32. Ленин В.И. Война и революция.- Полн.собр.соч.,т.32,с.77102.

33. Ленин В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК,Московскогосовета,фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов Москвы 29 июля 1918 года.- Полн. собр.соч.,т.37,с.1-19.

34. Ленин В.И. Письмо Г.К.Орджоникидзе,ч.Ш.1921 г.- Полн.собр.соч.,т.42,с.367.

35. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма.- Полн.собр.соч.,т.45,с.23-33.

36. Ленин В.И. А.М.Горькому.13 ноября 1913 года.- Полн.собр.соч.,т.48,с.226-228.

37. Ленин В.И. О религии и церкви.- М.: Госполитиздат,1966.295 с.

38. Постановления и документы ПК КПСС.Советского правительства и ПК Компартии Грузии

39. О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды /из резолюции ХП съезда РКП /б/ 17-25 апреля 1923 г./.- В сб.: КПСС в резолюциях и решениях съездов,конференций и пленумов ЦК,изд.8,т.2, М.: Политиздат,1970.- с.469-472.

40. Постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения.7 июля 1954 г.- В сб.: КПСС в резолюциях и решениях съездов,конференций и пленумов ЦК,изд. 8,т.6,М.: Политиздат,1971.- с.502-507.

41. Постановление ЦК КПСС об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения.10 ноября 1954 г. В сб.: КПСС в резолюциях и решениях съездов,конференций и пленумов ЦК,изд.8,т.6, М.: Политиздат,1971.-е.516-520.

42. О мероприятиях по.усилению атеистического воспитания населения.- В сб.: О религии и церкви.Сборник документов.- М.: Политиздат,1965.- с.85-92.

43. О религии и церкви.Сборник высказываний классиков, марксизма-.ленинизма,документов КПСС и Советского государства.» М.: Политиздат,1981.- 175 с.

44. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина.Тезисы

45. ЦК КПСС.- М.: Политиздат,1970.- 62 с.

46. Материалы ХХ1У съезда КПСС.- М.: Политиздат,1971.- 319 с.

47. Постановление Центрального Комитета КПСС 24 июня 1976 г.

48. О ходе выполнения партийной организацией Грузии постановления ЦК КПСС об организаторской и политической работе Тбилисского горкома партии.- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК,т.12,М.: Политиздат, 1978.- с.299-306.

49. Материалы Ш съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976.- 255 с.

50. За мир,безопасность,сотрудничество и социальный прогресс в

51. Европе.К итогам конференции коммунистических и рабочих партий Европы.^ерлин.29-30 июня.-М.: Политиздат, 197,6.- 48 с.

52. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. По становление ЦК КПСС от 31 января 1977 года.- М.: Политиздат,1977.- 31 с.

53. Постановление ЦК КПСС о состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды.27 февраля 1978 года.- КПСС в резолюциях и решениях съездов,конференций и пленумов ЦК,т.13,М.: Политиздат,1981.- с.34-39.

54. О дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы.Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.: Изд-во Правда,1979.- 15 с.

55. Материалы ITJI съезда КПСС.- М.: Политиздат,1981.- 222 с.

56. Постановление ЦК КП Грузии.II июня 1974 г. О борьбе с протекционизмом в республике.- Коммунистическая партия Грузии в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК,изд.I,т.4,Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1980.- с.275-284.

57. Отчётный доклад Центрального Комитета. КП Грузии ХХУ съезду

58. Компартии Грузии,- Тбилиси: Сабчота Сакартвело 1976.- 131 с.

59. Декрет № 21 "Об отделении церкви от государства и школы отцеркви".- В сб.:Сборник законов Грузинской ССР,указов и постановлений,Президиума Верховного Совета Грузинской ССР.- Тбилиси: Сахел-гами,1959,- c.II-I3.Ha груз.яз.

60. Постановление Госкомитета Грузинской ССР от 23 ноября 1923года."Об использовании церковного имущества".-В сб.: Сборник законов Грузинской ССР,указов и постановлений Верховного Совета Грузинской ССР.- Тбилиси: Сахелгами,1959.- с.37-39.На груз.яз.

61. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик.Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.- М.: Политиздат,1977.-62 с.

62. Законодательство о религиозных культах.- М.: Юридическая литература, 1971.- 335 с.2.22.2.23.2.24.2.25.

63. Хронологический сборник законов и постановлений Грузинской ССР,указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства Грузинской ССР I92I-I940 гг. T.I.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1959.- 468 с. На груз.яз.

64. Произведения деятелей коммунистического и рабочегодвижения

65. Бебель А. Христианство и социализм.- М.: Госполитиздат,1959.- 40 с.

66. Бонч-Бруевич В.Д. Живая церковь и пролетариат.4-е изд.,М.:

67. ГСНХ в Калуге,1929.- 63 с.

68. Красиков П.А. Избранные атеистические произведения.- М.:1. Мысль,1970.- 270 с.

69. Крупская Н.К. Избранные атеистические произведения.- М.:1. Мысль,1970.- 270 с.

70. Луначарский А.В. Об атеизме и религии.- М.: Мысль,1972.509 с.

71. Скворцов-Степанов И.И. Избранные атеистические произведения.- М.: Академия наук СССР,1959.- 566 с.

72. Ярославский Е.М. О религии.- М.: Госполитиздат., 1968.- 640 с,

73. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения,т.Ш.- М.:

74. Госполитиздат,1957.- с.783.

75. Выступления руководителей КПСС

76. Брежнев Л.И. Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУТсъезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики.- М.: Политиз дат, 1981.- ПО с.

77. Брежнев Л.И. Речь на торжественном заседании в Тбилиси,посвященном 60-летию Грузинской ССР и Коммунистической партии Грузии.- В сб.: Ленинская дружба народов.- М.: Политиздат,!981.- с. 1627.

78. Суслов М.А. Марксизм-ленинизм интернациональное учениерабочего класса.- М.: Мысль,1973.- 264 с.

79. Суслов М.А. По заветам великого Ленина.- М.: Политиздат,1975.- 32 с.

80. Суслов М.А, Марксизм-ленинизм и современная эпоха.Сб.выступлений,2-е изд.,доп. М.: Политиздат,1980,-198 с.

81. Тихонов Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года.- М.: Политиздат,1981.- 44 с.

82. Черненко К.У. Вопросы работы партийного и государственногоаппарата.- М.: Политиздат,1980.- 398 с.

83. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года.- М.: Политиздат,- с.27-60.

84. Андропов Ю.В. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов.Ю.В.

85. Андропова.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года.- М.: П0литиздат,1983.-с.5-26.

86. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР.- М.: Политиздат,1982.29.с.

87. Шеварднадзе Э.А. Отчёт Центрального Комитета Коммунистическойпартии Грузии.Доклад ХХУ1 съезду Компартии Грузии. 22 января 1981 года,- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1981,- 154 с.

88. Шеварднадзе Э.А. Интернационалистическое воспитание масс.

89. Тбилиси: Коммунист,1977,Л 13,с.35-49.На груз.яз.

90. Сборники.коллективные труды.учебники

91. Атеизм.Религия.Современность.- Л.: Наука,1977.- 224 с.

92. Антирелигиозная пропаганда на современном этапе.- Тбилиси:

93. Мецниереба,1978.- III с. На груз.яз.

94. Борьба за победу Советской власти в Грузии.Документы и материалы.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1958.- 485 с. На груз.яз.

95. Вопросы научного атеизма,т.1-27.- М.: Мысль,1966-1981,

96. Ведомости Центрального Комитета Коммунистической партии /й/

97. Грузии.1923-1924.- Тбилиси: Изд-во ЦК КП Грузии, 1936.- 286с. На груз.яз.

98. Грузинская Советская Энциклопедия,т.I.- Тбилиси: Изд-во

99. АН Груз.ССР,1977.- 682 с. На груз.яз.

100. Древнегрузинская литература ХП-ХУШ вв. Тбилиси: Накадаи,1977.- 289 с.На груз.яз.

101. Известия византийских писателей о.Грузии,т.3,Тбилиси: Изд-во

102. Тбилисского университета,1936.- 366 с. На груз.яз.

103. История и теория атеизма.- М.: Мысль,1974.- 425 с.

104. Картлис цховреба /История Грузии/.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1973.- 1102 с. На груз.яз.

105. Конкретные исследования современных религиозных верований.1. М.: Мысль,1967.- 244 с.

106. К обществу,свободному от религии.- М.: Мысль,1970.- 276 с.

107. Ленинская дружба народов.- М.: Политиздат,1981,- 52 с.

108. Научный атеизм: проблемы теории и практики.- М.: Мысль,1973.- 158 с.

109. Основные вопросы научного атеизма.- Тбилиси: Тбилисскийуниверситет,1972.- 387 с. На груз.яз.

110. Очерки истории Грузии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,19701976,т.2,1973-Б64 е.; т.6,1972.- 788 е.; т.7, 1976.- 969 с. На груз.яз.

111. Очерки истории Коммунистической партии Грузии.- Тбилиси:

112. Изд-во ЦК КП Грузии,1971.- 980 с. На груз.яз.

113. Памятники древнегрузинской агиографической литературы.

114. Тбилиси: Йзд-во АН Груз.ССР,I963-I97I,т.1,1963-348 е.; т.2,1967.- 264 е.; т.3,1971 312 с.На груз.яз.

115. Памятники грузинского права,т.3.- Тбилиси: Мецниереба,1970.- 1320 с. На груз.яз.

116. Проблемы атеистического воспитания трудящихся.- Тбилиси:

117. Изд-во Тбилисского университета,1976.- 223 с. На груз.яз.

118. Процесс преодоления религиозных пережитков в Грузии.-Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета,1973.-223 с. На груз.яз.

119. Постановление ЦК КП Грузии о мерах по усилению борьбы свредными традициями и обычаями и основные вопросы научно-атеистической работы.- Тбилиси: Цодна,1976.-54 с. На груз.яз.

120. Религия и церковь в современную эпоху.- М.: Мысль,1976.326 с.

121. Традиции.Обычаи.Ритуалы и современность.- Тбилиси: Изд-во

122. Тбилисского университета,1977 500 с. На груз.яз.

123. Традиции и современность,- Тбилиси:Изд-во Тбилисского университета, 1977.- 235 с. На груз.яз.

124. Критика религиозной идеологии и проблемы атеистического воспитания.- МГУ, 1980.- ИЗ с.

125. Культура и религия.- Л.:Лениздат,1977. 135 с.

126. О религии и церкви.- М.: Политиздат,1981.- 135 с.

127. Религии мира.- М.: Наука,1982.- 285 с.

128. Андрианов К.П.,Лопаткин Р.А.,Павлок В.В. Особенности современного религиозного сознания.- М.: Мысль,1966.-247 с.

129. Общая литература /книги.брошюры.статьи/

130. Алексишвили М.А. К вопросу о понятии и оценке христианскойрелигии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1957.- 306 с. На груз.яз.

131. Андриашвили Р.И. Психология верующих и атеистическое воспитание.- Тбилиси: Цодна /Знание/,1977.- 32 с.

132. Андриашвили Р.И. Общественный прогресс и религиозные взглядысовременного верующего.- Тбилиси: Знание,1977,-с.140.

133. Арсенкин В.К. В поисках духовных наследников.- М.: Политиздат,1975.- 88 с.

134. Белов В.А.,Шалкин А.Д. Западные религиозные центры на службе антикоммунизма.- М.: Знание,1974.- 63 с.

135. Бакрадзе К.С. Логика. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1955.- 460 с.

136. Бандзеладзе Г.Д. Реакционная сущность христианской нравственности.- Тбилиси: Изд-во Цодна,I960.- 52 с.

137. Бердзенишвили Н.А. Возарат в феодальной Грузии.- В сб.:

138. Вопросы истории Грузии,т.3. Тбилиси: Ганатле-ба,1966.- с.54-83.На груз.яз.

139. Гараджа В.И. Богословская мистификация социальной революции.1. М.: Знание,1974.- 63 с.

140. Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поискиновой теологии".- М.: Знание,1973.- 64 с.

141. Гараджа В.И. Ленинский анализ революции в естествознаниии проблемы атеизма.Вопросы научного атеизма.-М.: Мысль,1969.- с.149-160.

142. Гараджа В.И. Критика новых течений в протестантской теологии.- М.: Знание,1977.- 60 с.

143. Габидзашвили ОД. О социальных и гносеологических корняхрелигии.- Тбилиси: Изд-во АН Груз.СОР,1962.-69 с. На груз.яз.

144. Габидзашвили О.Д. Уложение Руис-Урбнисского собора.- Тбилиси: Мецниереба,1980.-. 275 с. На груз.яз.

145. Габидзашвили О.Д. Коммунизм и религия.Философские вопросыатеизма.- Тбилиси: Мецниереба,1966.- с.183-222. На груз.яз.

146. Гегешидзе Д.В. О специфике религии и атеизма.- Тбилиси:

147. Мецниереба,1969.- 85 с. На груз.яз.

148. Гегешидзе Д.В. Модернизм в деятельности современной Грузинской церкви. Тбилиси: Знание,1983.- с.31.На груз.яз.

149. Гегешидзе Д.В. Критика идеологии православия.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1976.- 105 с. На груз.яз.

150. Гегешидзе Д.В. Грузинское православие и современность.- Тбилиси: Цодна,1976.- 32 с. На груз.яз.

151. Гегешидзе Д.В. В.И.Ленин о атеизма и религии.Сб.: В.И.Ленини актуальные вопросы философии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1980.- с.214-236.На груз.яз.

152. Гегешидзе Д.В. Атеизм,религия,современность.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1982.- 183 с. На груз.яз.

153. Гагоидзе В.А. Основные направления философской мысли в Грузии XIX в. Тбилиси: Мецниереба,1964. -497 с. На груз.яз.

154. Гагоидзе В.А. Очерки из истории развития философской и социологической мысли в Грузии в Х1Хвеке.- Тбилиси: Мецниереьа,1971.- 404 с. На груз.яз.

155. Гагоидзе В.А. Философские идеи в Грузии в XIX веке.- Тбилиси: Изд-во Коэдунисти,1961,- 39 с. На груз.яз.

156. Гиорбелидзе ЯД. Экуменизм тщетная попытка объединенияхристианства.- Батуми" Сабчота Дджара,1977.-50 с. На груз.яз.

157. Гордиенко Н.С. Современное православие.- М.: Мысль,1968.148 с.

158. Гордиенко Н.С. Критика новых тенденций современного православия.- Л.: Знание,1974.- 32 с.

159. Гордиенко Н.С.,Курочкин Н.К. Особенности модернизации современного русского православия.- М.: Знание, 1978.- 62 с.

160. Гордиенко Н.С.,Курочкин Н.К. Основные особенности эволюциирелигии и церкви в условиях социалистического общества.В сб.: Вопросы научного атеизма.Вып. 25.- М.: Мысль,1980.- с.223-244.

161. Гранш М.М. Некоторые итоги археологических исследований вс.Цебельде Сухумского района.ТАНЯЛИ,т.ХХХП. Сухуми: Адщара,1961. с.185-192.

162. Гугутишвили М.Т. Новые традиции в Грузии.- Тбилиии: Мецниереба,1975.- 157 с. На груз.яз.

163. Гугутишвили М.Г. Вопросы реорганизации грузинской автокефальной православной церкви.В сб.: Антирелигиозная пропаганда на современном этапе.- Тбилиси: Мецниереба,1978.- с.25-43.На груз.яз.

164. Гугутишвили М.Г. Конкретно-социологическое изучение процесса секуляризации рабочих и служащих производства.В сб.: История религии и атеистическая пропаганда в Грузии.- Тбилиси: Наука,1982,с.3-22.На груз.яз.

165. Гелашвили А.А. Вопросы теории атеизма.- Тбилиси: Изд-во

166. Тбилисского университета,1975.- 297 с.На груз.яз.

167. Дзидзигури И. О преодолении религиозных суеверий.- Тбилиси: Мецниереба,1970.- 57 с. На груз.яз.

168. Данилов Д.Г. Общественное мнение в условиях социализма какфактор преодоления религиозности.В сб.: Проблемы атеистического воспитания.- Л.: Лениздат,1974.- с.64x79.

169. Джавахишвили И.А. История грузинского народа.- Тбилиси:

170. Изд-во Тбилисского университета,I948-I95I, т.1,1948 500 е.; т.2,1949 - 371 е.; т.З, 1951 - 350 с. На грузяз.

171. Джавахишвили И.А. История грузинского права.- Тбилиси: Изд-вс

172. Тбилисского университета,1915 221 с. На груз.яз.

173. Джавахишвили И.А. История социальной борьбы в Грузии.- Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета,1934-57 с. На груз.яз.

174. Старые и новые листки жития Картли.- Тбилиси: Изд-во АН Груз.ССР,1942.- 922 с. На груз.яз.

175. Труды.- Тбилиси: Изд-во АН Груз.ССР,1949-1968,т.1,1949 340 е.; т.2,1952 - 538 е.; т.3,1959 - 499 е.; т.4,1968 - 338 с. На груз.яз.

176. Время,общество,традиции.- Наука и религия, 1976,J^ 9,с.2-9.

177. Джонсон X. Христианство и коммунизм .- М.: Иностранная литература, 1957.- 156 с.640. Джанашиа С.Н.641. Джанашиа С.Н.642. Джафарли Т.М.

178. Евдокимов В.И. Атеистическое воспитание трудящихся в процессе строительства коммунизма.В сб.: Вопросы научного атеизма,вып.4.- М.: Мысль, 1976.- с.94-130.

179. Ингороква П. Сборник трудов.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1963-1978,т.1,1963 887 е.; т.3,1965 - 596 с. т.4,1978 - 566 с. На груз.яз.

180. Исаян Т.С. Армяно-григорианская церковь и современность.Всб.: Вопросы научного атеизма,вып.2.- М.: Мысль,с.225-243.

181. Какабадзе С. История Грузии.- Тбилиси: Сакцигни,1922.321 с. На груз.яз.

182. Касрадзе О.В. Атеистические мотивы в грузинской художественной литературе XIX века.- Тбилиси: Ганат-леба,1975 205 с. На груз.яз.

183. Кухалеишвили Н.С. Особенности преодоления религиозных пережитков в Грузинской ССР в процессе строительства коммунистического общества.Дисс.канд. философских наук.- М.: 1964.- 180 с.

184. Кекелидзе К.С. Грузинские агиографические памятники,т.I,

185. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1946.- 432 с. На груз.яз.

186. Кекелидзе К.С. Наука о рождестве Христа.- Тбилиси: Знание,1954 .-20 с. На груз.яз.

187. Кекелидзе К.С. Этюды из истории древнегрузинской литературы.

188. Картозиа Б.Н. Очерки из истории Грузинской соц&югическоймысли.- Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета,1977.- 90 с.

189. Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма: Критика религии,основание светской морали свободомыслящими и атеистами в современном буржуазном обществе.- М.: Мысль,1976.- 180 с.

190. Ковальский Н.А. Эволюция социальной доктрины церкви.- М.:1. Знание,1974.- 63 с.

191. Коновалов В.Н. Систама атеистического воспитания,вопросыее развития и совершенствования.В сб.: Вопросы научного атеизма,вып.21.- М.: Мысль, 1977.- с.63-94.

192. Копаница М.М. Критика концепции "коммунистического христианства? современного русского православия.-Харьков: Высшая школа,1974.- 145 с.

193. Красников Н.П. В погоне за веком.- М.: Политиздат,1968.159 с.

194. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия.В сб.: Вопросы научного атеизма, вып.24.-М.: Мысль, 1977,с.37-53.

195. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее.

196. М.:Политиздат,1981.- 94 с.

197. Крывелев И.А. Новейшие приемы религиозной апологетики.1. М.: Знание,1971.- 63 с.

198. Крывелев И.А. Ленин о религии.- М.: Изд-во АН СССР,1960.239 с.

199. Крывелев И.А. Кризис в христианском богословии.М.:Знание,1969.- 32 с.

200. Крывелев И.А. Современное богословие и наука. М.: Госполитиздат, 1959.- 206 с.

201. Крянев Ю.П. Противоположность христианской идеологии и научного коммунизма.- М.: Высшая школа,1961.-175 в.

202. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм.- М.: Политиздат,1980.157 с.

203. Курочкин П.К. Идеология современного православия.- М.:1. Мысль,1965.- 268 с.

204. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия.1. М.: Знание,1969.- 31 с.

205. Курочкин П.К.Эволюция современного русского православия.1. М.: Мысль,1971.- 270 с.

206. Костенко Н. Атеизм и нравственность.- М.: Мысль,1982.175 с.

207. Кувакин В. Религиозная философия в России нач.XX в. М.:1. Мысль,1980.- 309 с.

208. Каландаришвили В. Существует или нет душа.- Тбилиси: Цодна,1959.- 36 с.

209. Кудряшков Г. Кризис религии.- Чебоксары,1981,- 112 с.

210. Куроедов В. Религия и церковь в Советском государстве.

211. М.: Политиздат,1982.- 263 с.

212. Косенко Т. Женщина и религия.- Иваново: 1974.- 30 с.

213. Ламберти А. Описание Менгрелии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1934.- 126 с. На груз.яз.

214. Лисовцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР.- М.:Мысль,1971.- 278 с.

215. Лолашвили Ш.А. У истоков грузинской рукописной книги и письменности.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1978.-112 с. На груз.яз.

216. Ломинадзе Б.Р. Реакционная роль церкви в революции 19051907 гг.- Тбилиси: Изд-во АН Груз.ССР,1959.-110 с. На груз.яз.

217. Ломинадзе Б.Р. Взаимоотношения между церковью и государствомв Грузии ХШ-Х1У вв. В сб.: Грузия в эпоху Руставели. Тбилиси: Изд-во АН Груз.ССР,1966.-с.66-93.На груз.яз.

218. Лордкипанидзе М.Д. История Грузии XI-начала ХШ века.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1974.- 272 с. На груз, яз.

219. Михайлов Г.А.,Зуев Ю.П. Критика богословской фальсификации истории России.- М.: Знание,1977.- 60 с.

220. Молоков В.А. Философия современного православия /критический очерк/.- Минск: Высшая школа,1968.-238 с.

221. Момджян М.Н. Коммунизм и христианство.- М.: Знание,1970.62 с.

222. Мухранбатони Гр.К. О сущности национальной индивидуальности и об образовательном значении крупных народных единиц.- Тифлис: Типография Хела-дзе,1872.- 51 с. На груз.яз.

223. Манатов И. Религиозные пережитки и атеистическое воспитание молодёжи.- Махачкала: Дагучпедгиз,1975.-147 с.

224. Менабдишвили Т.Н. Критика идеологии современного сектантства.- Тбилиси: йзд-во Сабчота Сакартвело, 1981.- 131 с.

225. Менабдишвили Т.Н. Реакционный характер сектантской морали.

226. Тбилиси: Наука,1983.- 70 с.

227. Мартыненко Н. Кризис религии в современных условиях.- М.:1. Знание,1975.- 37 с.

228. Мартиросов Г. Религиозные иллюзии и правда жизни.- Минск:1. Белорусь,1975.- 80 с.

229. Марьянов Б. Исследование космоса и религия.- М.: Знание,1977.- 40 с.

230. Махин В. Прикрываясь именем бога.- М.: Сов.Россия,1982.54 с.

231. Мезенцев В. Рядом с загадкой.- М.: Молодая гвардия,1980.176 с.

232. Махалова И. Анатомия религиозной веры.- М.: Политиздат,1980.- 48 с.

233. Никишев С.И. Ленинская критика философских основ религии.

234. М.: Изд-во Московского университета,1968 .372 с.

235. Никишев С.И. Пропаганда атеизма на современном этапе.- М.:1. Знание,1976.- 61 с.

236. Мецциереба,1960.- 575 с. На груз.яз.6104. Нуцубидзе Ш.И. История грузинской философии.- Тбилиси:

237. М.: Политиздат,1969.- 207 с.6121. Угренович Д.М. Критика теологических концепций "мёртвого бога".- М.: Знание,1973.- 64 с.6122.Угренович Д.М. Философские проблемы критики религии.

238. Сабчота Сакартвело,1972.- 280 с. На груз.яз.6136. Челидзе Г.Ф. Религиозные предрассудки и борьба с ними.

239. Церковная литература о грузинской православной церкви7.1• Антон I каталикос Грузии.Готовый ответ.- Тифлис: Тип.Хеладзе,1892.- 617 с. На груз.яз.

240. Антон I. Грамматика.- Тифлис: Тип.Хеладзе,1885.- 320 с.1. На груз.яз.

241. Антон Багратиони.Мерное слово.- Тбилиси: Мецниереба,1972.306 с. На груз.яз.

242. Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя православными церквами грузинской и русской.- М.: Московская патриархия, 1943.- 12 с.

243. Выписка из журнального определения Священного Синода при

244. Святейшем патриархе Московском и вся Руси от 18 ноября 1973.- М.: Московская патриархия,1943 .-6 с.

245. Гаврил епископ. Проповеди.- Тифлис: Тип.А.Михальсона,1884.465 с. На груз.яз.

246. Джавахов И.А. История церковного разрыва между Грузией и

247. Арменией в начале ХП века.- СПб.: Тип,Имп. академии наук,1908.- 536 с.78." Джанашвили Мосе. История грузинской церкви.- Тифлис: Тип.

248. Мцкемси,1886.- 152 с. На груз.яз.

249. История грузинской церкви,кн.I.- Тийлис: Тип. М.Шарадзе,1898.- 95 с. На груз.яз.

250. Исторический очерк автокефальных церквей: иверской и имеретинской.- М.: Тип.Русская печатная,1910.- 34 с.

251. Мутный источник или по поводу речи Г.Пуришке-вича в Государственной думе по делам грузинской церкви.- М.: Тип.Русская печатная, 1909.- 29 с.

252. Е.К/ирион/.Краткий очерк истории грузинской церкви и экзархата за XIX столетие.- СПб.: Тип.Козловского, 1901.- 345 с.79. Джанашвили М.710. Дурново Н.Н.711. Дурново Н.Н.

253. Е.К/ирион/.Назревший вопрос /ко дню столетия присоединения Грузии к России /1801-1901/.- СПб.: Тип. К.М.Козловского,1900.- 28 с.

254. Евангелие от Матфея,12,13,II.

255. Епископ Амвросий.Проповеди и речи епископа Амвросия.

256. Тифлис: Тип.Хеладзе,1881.- 313 с. На груз.яз.716. Евангелие от Луки,6,35.

257. Житие святой равноапостольской Нины,просветительницы Грузии. М.: Донск.русск.Пантелемонов монастырь, 1886.- 31 с.

258. Иордания 0. Краткая историческая справка об автокефалиигрузинской церкви.- Кутаиси: 1903.- 18 с.

259. Илия П.Каталикос-патриарх всея Грузии.Новогодние эпистолии1980; 1981; 1982; 1983 гг. Календарь Грузинской церкви.1980.- с.5-6; 1981 с.4-6; 1982 - с.4-7; 1983 - с.4-8. На груз.яз.

260. Илия П. Каталикос патриарх всея Грузии.Пасхальная эпистола,1982 .-6 с.

261. Иоселиани Платон.Краткая история грузинской церкви.- СПб.:

262. Типография А.Сычева,1943.- 154 с.

263. Игуменья Нино.- Тифлис: Тип.Киладзе,1915.- с.18.На груз.яз.

264. Иоселиани Платон.Жизнеописание святых прославляемых православную грузинскую церковь.- Тип.канц.наместиика Кавказа,1850.- 86 с.

265. Иоан.Послание первое,3,4,12.

266. Календарь Грузинской церкви.- Тбилиси: Грузинская патриархия,1976.- 404 е.; 1977 436 е.; 1978 - 276 е.; 1979 - 404 е.; 1980 - 422 е.; 1981 - 410 е.; 1982 - 411 е.; 1983 - 423 с. На груз.яз.

267. Каталикос патриарх Картлии Николоз I.Проповеди.- Тифлис:

268. Дзмоба,1908.- 128 с. На груз.яз.

269. Келенджеридзе Мелитон.Краткая история грузинской церкви.

270. Кутаиси; Тип.Цигнис магазка,1918 .- 202 с. На груз.яз.

271. Келендаеридзе Мелитон. Правда об автокефалии грузинскойцеркви.Кутаиси: Тип.В.Чиладзе,1905.- 345 с. На груз.яз.

272. Какабадзе С.К. Книга цаишвилевских проповедей.- Тифлис:

273. Тип.Киладзе,1913.- 58 с. На груз.яз.

274. Леонид каталикос - патриарх всея Грузии.Послание светлейшего Леонида каталикоса патриарха всея Грузии светлейшему Тихону,патриарху Московскому и вся Руси.- Тип.Сарапонь,1920.- 45 с.

275. Николадзе Евгений. История грузинской церкви.- Кутаиси:

276. Общ.распространения знаний,1918 .- 250 с.На Груз.яз.

277. Разгром грузинской церкви^- Тифлис: Тип.Калами,1907.- 24 с.1. На груз.яз.

278. Сборник представительства,священного синода каталикосавсей Грузии.- Тбилиси: Синод грузинской церкви, 1927-1928 .- 101 с. На груз.яз.

279. Слова и речи Гавриила епископа Имеретинского.- СПб.: Редакция православного обозрения,1873. 623 с. На груз.яз.

280. Сокровища св.Гавриила.- Кутаиси: Изд-во кутаисских торговцев, 1897.- 87 с. На груз.яз.

281. Судьбы грузинской церкви /по вопросу о грузинской церковной автокефалии/.- М.: Ред.газ."Русский стяг",1907. 104 с.

282. Ткемаладзе М. Голос пастыря /проповеди и речи/.- Тифлис:

283. Тип.Б.Киладзе,1912.- 17 с. На груз.яз.

284. Тонкмелись.Правда об автокефалии грузинской церкви /ответ

285. Г.Н.Самойлову/.- Кутаиси:Тип.В.Чиладзе, 1905.- 6 с.

286. Послание Павла галатеянам,6 /7/.

287. Хаханов А.С. Источники по введению христианства в Грузии.

288. М.: Тип.О.О.Гербека,1893.- 48 с.

289. Цагарели А.Л. Статьи и заметки по грузинскому церковномувопросу.К столетию /I8II-I9II гг./ вдовства Грузинской церкви.- СПб.: Тип.гл.упр.уделов, 1912.- 134 с. На груз.яз.

290. Цинцадзе Калистрат. Автокефалия церкви Грузинской /исторический очерк 1У-Х вв./.- Тифлис: Тип.В.Кута-теладзе,1905.- 58 с. На груз.яз.

291. Периодические издания /в транслитерации/

292. Джвари вазиса /Крест виноградной лозы/.Еженедельная иллюстрированная церковно-общественная газета. Орган грузинского духовенства,1906,$ 2.На груз.яз.

293. Джвари вазиса /Крест виноградной лозы/.Периодический журналгрузинской патриархии,1978,№ I; 1978,№ 2; 1979,$ 1/3/; 1980,$ I; 1980,$ 2; 1981,$ I; 1981,$ 2; 1982,№ I; 1983,№ I. На груз.яз.

294. Журнал Московской патриархии.- М.: Издание Московской патриархии. 1956,№ 5; 1958,$ 2; 1967,№ 6; 1976, № 9; 1980,№ 2; 1983,№ 4.

295. Комунисти /Коммунист/.Орган ЦК КП Грузии,Верховного Совета

296. Грузинской ССР и Совета.Министров Грузинской ССР,1923,4 апреля; 1924,1 февраля; 1975,11 июня; 25 ноября 1977; 19 июня,1978,II июня; 5 сентября.На груз.яз.

297. Литературули Сакартвело /Литературная Грузия/.Орган Союзаписателей Грузии,1977,1 апреля.На груз.яз.

298. Мебрдзоли атеисти /Воинствующий безбожник/.Журнал Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Грузии,1938.$ 4,1939,Mi 6,8. На груз.яз.

299. Мцкемси /Пастырь/.Журнал духовенства Грузии,1905,$ $ 13,14;1906,$ $ 10,II,12.На груз.яз.88.4. Наука и религия.Ежемесячный научно-популярный атеистическийжурнал Всесоюзного общества "Знание".- М.: 1953-1979.

300. Сакартвелос саекзархозо сасулиеро моамбе /Духовный вестник

301. Грузинского экзархата/.Двухнедельный журнал Грузинского экзархата,Тифлис,I89I-I902.На груз.яз.

302. Самшобло /Родина/. Орган грузинского общества по культурнымсвязям с зарубежными соотечественниками,1969, 31 декабря; 1972,28 января; 1973,5 мая; 1974,1 января,17 мая,6 сентября; 1975,1 января; 1976, I января; 1977,1 января.На груз.яз.

303. Вопросы философии.- М.: Госполитиздат,1975-1983 гг.9.Архивные материалы

304. Партийный архив грузинского Филиала института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС

305. Ф.14,д.176,л.35-45; д.600,л.12; д.276,л.20; д.1069,л.82-90;д.1698,л.Ю; д.1261,л.138,135; д.976,л.20.92. Ф.89, д. 125,л.13-15.

306. Главное архивное управление при Совете Министров Грузинской OOP Центральный Государственный исторический архив Грузинской ССР1. ИГИА ГССР/

307. Ф.487 Грузинская духовная дикостерия.

308. Ф.488 Канцелярия экзарха Грузии.

309. Ф.489 Грузинско-имеретинская синодальная контора.

310. Ф.1458 Личный архив каталикоса - патриарха Кириона.

311. Ф.1459 Личный архив каталикоса-патриарха Леонида.

312. Ф.1700 Кавказская синодальная контора.

313. Ф.1701 Канцелщшя экзарха Кавказа.

314. Центральный государственный архив Октябрьской революнии и социалистического строительства Грузинской ССР /ИГА0РСС ГССР/

315. Ф.1000 Личный архив каталикоса-патриарха Христофора.

316. Ф.Р.1879 Документальные дела уполномоченного дел Грузинской православной церкви Совета Министров Грузинской ССР.

317. Институт рукописей им.К.С.Кекелидзе Академии наук Грузинской ССР /Институт рукописей/

318. Ф.38 Личный архив Александра епископа.

319. Ф.42 Личный архив каталикоса-патриарха Кириона.

320. Ф.47 Личный архив каталикоса-патриарха Калистрата.

321. Государственный музей Грузинской ССР915. Рукопись 5-1532,л.39.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.