Соотношение веры и сомнения в познании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Злобина, Ирина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат философских наук Злобина, Ирина Сергеевна
Введение.
Глава 1. Вера и сомнение как состояния ментальной психики.
1.1. Связь ментальной психики и интеллекта в познании.
1.2. Вера как состояние сознания. Виды веры.
1.3. Сомнение как состояние ментальной психики. Виды сомнения.
Глава 2. Взаимосвязь веры и сомнения в познавательной деятельности.
2.1. Приоритет веры над сомнением в практическом познании.
2.2. Динамические взаимопереходы веры и сомнения в научном исследовании.
2.3. Соотношение веры и сомнения в формах мировоззренческого познания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Когнитивный консенсус в условиях плюрализма воззрений: концепция симфоники2009 год, кандидат философских наук Рыльцев, Евгений Валентинович
Генезис и самоорганизация полифункциональной системы и нравственного содержания сознания2009 год, доктор философских наук Груздева, Мария Львовна
Феномен веры: онтолого-гносеологический анализ2006 год, кандидат философских наук Ряховская, Татьяна Викторовна
Исмаилитская философия Носира Хусрава1997 год, доктор философских наук Арабзода, Нозир
Проблема онтологического статуса религиозного компонента русской философии конца XIX - первой половины XX в.2008 год, доктор философских наук Усачев, Александр Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение веры и сомнения в познании»
Актуальность исследования соотношения веры и сомнения во всех типах познания вызвана изменениями, произошедшими в ходе экономического и социально-культурного развития современного общества. В последнее время в России наметились пути выхода из общего кризисного состояния духовной жизни. С другой стороны, появление техносферы с виртуальными искусственными мирами подавляет чувство подлинности, размывает объективные критерии реальности, что является благоприятной атмосферой для манипуляции массовым сознанием, проявления фанатизма, легковерия, крайнего нигилизма. Данная ситуация нашла отражение во всех видах познания: в практике в виде радикального прагматизма; в мировоззрении в виде усилившихся тенденций иррационализма, скептицизма; в научном познании в виде «девиантной науки».
Теоретическое осмысление процессов сознания является важнейшим условием не только философских, но и научных исследований. Вопрос о природе и соотношении веры и сомнения приобретает острую дискуссионность, так как эти состояния играют важную (а в некоторых видах познания и первостепенную) роль в анализе оснований эмпирического и теоретического знания, в рассмотрении особенностей мировоззренческого познания, соотношения науки и религии, а также широкого круга вопросов, связанных с практической деятельностью.
В данном исследовании вера и сомнение фигурируют как состояния ментальной психики. Это понятие ввел Ф. Брентано для обозначения чувств, требующих работы интеллекта для формирования полноценной единицы информации. Работа учитывает недостаточную систематичность и последовательность в разработке указанной темы в философской литературе. Исследования, проводимые ранее, уделяли внимание какому-то одному важному аспекту веры или сомнения, в то время как другие оставались в тени. Выделенные состояния имеют множество видов, форм и пронизывают все типы познания: от обычных ежедневных действий до сложных научных исследований. Анализ всего спектра различных истолкований и отношений к данным состояниям предполагает обращение к истории философской мысли, ее детальное рассмотрение, а также использование новейших результатов научного познания.
Цель исследования — концептуальный анализ веры и сомнения как состояний ментальной психики, а также выявление динамики- их соотношения в практическом познании, мировоззрении, (мифе, религии, философии) и научном исследовании.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) рассмотреть специфику ментальной психики, ее содержание и функции, представить ее взаимодействие с интеллектом в контексте познания;
2) охарактеризовать веру и сомнение как базисные состояния ментальной психики, имеющие разнообразие своих познавательных проявлений;
3) выявить динамику взаимосвязи веры и сомнения в практическом познании;
4) проследить цикличность смены, веры и сомнения в научном исследовании;
5) показать специфику проявления веры и сомнения в основных формах мировоззрения (миф, религия, философия).
Объектом диссертационного исследования является связь ментальной психики и интеллекта в познании.
Предметом исследования выступают вера и сомнение как состояния ментальной психики, выражающие особые отношения к знаниям.
Степень разработанности проблемы. Психика и интеллект как уровни человеческого сознания, их взаимосвязь стали предметом интереса как зарубежных исследователей (И. Кант [49, 50], У. Джеймс [35, 36], Г. Гуссерль [31, 32], В. Дильтей [40]; А. Бергсон [12-14], С. Прист [100], К. Юнг [140], Ж. Делез [33], Ф. Брентано [18], X. Патнэм [88],
Г. Оллпорт [84], А. Бандура [10]), так и отечественных психологов и философов (В. Семенов [108], Ф.Т. Михайлов [81], М.И. Владиславлев [23], В.П. Зинченко [46, 47], М.А. Холодная [126], С.Л. Рубинштейн [105], Л.А. Микешина [80], Л.С Выготский [25], В.Ф. Юлов [133-137]).
Природу веры и ее соотношения с, сомнением, так или иначе, рассматривали такие мыслители прошлых веков, как Платон, Аристотель [8, 9], Августин, [1], Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Н. Кузанский, Дж. Бруно, Т. Гоббс [28], Р. Декарт [34], Дж. Локк [62, 63], Б. Спиноза, Г.В.Т. Лейбниц, Д. Юм [138, 139], И. Кант [49, 50], И.Г. Фихте [120], Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель [27], С. Кьеркегор, К. Маркс, а также современные философы М, Бубер, Н.А. Бердяев [15, 16], А. Бергсон [12-14], Б.П. Вышеславцев, И:А. Ильин [48], Л. Витгенштейн. [21, 22], Э. Гуссерль [31, 32], В: Дильтей [40], Т. Кун, М. Полани [95, 224-227], К. Поппер [96-98], Б. Рассел [102-104], Л. Шестов, X. Ортега-и-Гассет [85, 86], М. Хайдеггер [124], К. Ясперс [142, 143]. Если одни исследователи пытались понять и объяснить веру и сомнение с помощью разума (Платон, П. Абеляр, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, Р. Декарт, Г. Гегель), то другие считали ее чувственно-эмоциональным состоянием сознания (Аристотель, С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, Д. Юм, Ч.С. Пирс [90-94], У. Джеймс [35, 36], Б. Рассел, X. Ортега-и-Гассет, Э.Б. Кондильяк [52] и др.)
Большое значение имеют исследования соотношения веры и сомнения в практической деятельности, где подчеркивается приоритет первого состояния над другим. Этому вопросу уделили внимание Л.А. Микешина,
A. Бергсон, П. Бурдье [19, 159], И. Кант, Б. Рассел, К. Лоренц [64], Г. Фоллмер [122], М. Полани, М. Мерло-Понти [79, 215], И.П. Меркулов [76-78], Л. Витгенштейн, Д. Юм, М. Фишбайн, И. Айзен [189].
В работах У. Джеймса, К. Поппера, Д. Полкинхорна [228, 229],
B. Рамана [232], Т. Торренса [245], Р. Нойманна [219], С. Вайнберга [250], Д. Эммета [185], В. Гейзенберга, В.Ф. Юлова рассматривается роль веры и сомнения, исследуется динамика их переходов в научном исследовании.
Исследованиями мифологического мышления и состояния веры занимались К. Леви-Брюль [57], В. Вундт [24], Э. Тейлор, К. Леви-Стросс [58], Р. Маретт, Б. Малиновский [68, 69], Я.Э. Голосовкер [29], Н.Я. Марр [74], О.М. Фрейденберг [123], А.Ф. Лосев [65], А.С. Майданов [66]. В работах Аврелия Августина, С.С. Аверинцева [2, 3], Ф. Аквинского, П. Абеляра, Е. Андрос [5], Тертуллиана, П. Тиллиха [114], П.Т. де Шардена [170-172], А.Н. Уайтхеда [116, 117], М. Элиаде [132], Н. Бердяева, основной акцент делался на понимание роли веры в религиозном опыте, позднее исследовалось появление сомнения и соотношение этих двух состояний в теологии. Анализом философского мировоззрения занимались Ф. Аквинский, Платон, Сократ, Г. Гегель, К. Маркс, К. Поппер, К. Ясперс.
Теоретической и методологической базой исследования стали следующие основные принципы: идея различия и единства ментальной психики и интеллекта, анализ и интерпретация текстов классиков философии и науки, метод сравнения, системно-деятельностный ценностный анализ ведущих состояний ментальной психики, принцип единства гносеологического и психологического подходов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлен необходимый аспект взаимодействия чувственности и знаний. Чувственность, необходимая для познания, представлена ментальной психикой. Все единицы знания связаны с интеллектом. Таким образом, познание есть непрерывный диалог ментальной психики и интеллекта.
2. Установлено, что для любого познавательного процесса важны два состояния знаний - устойчивость и изменчивость. Первое обеспечивает вера как такое состояние ментальной психики, суть которого сводится к закреплению элементов знания. Необходимую динамику познанию придает сомнение как другое коренное состояние ментальности.
3. Обоснован вывод о том, что в практическом познании формируется особая вера как полное принятие каких-либо образов и утверждений без всяких сомнений, что делает их верованием. Сомнения появляются в относительно развитых формах практики с сохранением приоритета веры.
4. Подтверждено, что для науки характерны высоко динамичные переходы веры и сомнения. Речь идет о структуре цикла познания: проблемное сомнение - вера в гипотетический метод (вера-сомнение) - вера-убеждение в обоснованный результат.
5. Доказана-связь веры и сомнения, в мировоззрении. Если в ранних формах мифа и религии господствовала слепая вера, то в философии и теологии появились, развитые формы, сомнения (спекулятивная проблемность, критичность, рефлексивность), что дало сложные соотношения с состоянием веры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сознание и познание представляют собой единство ментальной психики» и интеллекта. Если содержанием интеллекта являются знания, все рациональные формы, то ментальная психика- как фактор чувственности играет необходимые функции по отношению к знаниям. Всякий познавательный процесс требует совместной работы ментальной чувственности и рациональных способностей.
2. Процессу познания свойственны состояния устойчивости и изменчивости, которые обеспечивает ментальная психика. Содержание познания вырабатывается интеллектом в виде разнообразных знаний, их устойчивость определяет вера, динамику же придает сомнение. Две основные функции принадлежат двум базисным состояниям психики. Если вера закрепляет определенное знание, то оно становится верованием. Если сомнение ориентируется на некоторые элементы знания, то они становятся проблемными или гипотетическими. Ясно, что два ведущих состояния дополняют друг друга и обеспечивают должное единство познанию.
3. Человеку изначально присуще практическое познание. Его своеобразие сводится к получению знаний ради жизненных благ. В быту, производстве и других видах практики действует бессознательная автоматическая вера.
Схемы поведения здесь успешны в силу своей привычности. В поздних и развитых формах социальной и технической практики вера начинает дополняться формами сомнения (планируемая цель, практическая задача, осознанный опыт и т.п.), связанными с культурой мышления.
4. В научном исследовании вера и сомнение приобретают особые формы. Поскольку главной ценностью здесь являются новые истинные знания, то явный приоритет обретает сомнение. Оно дает научную проблему, с которой начинается цикл исследования. Сомнение участвует в поисках и формировании метода решения проблемы (гипотетические методы), но уже в этом цикле сомнение требует связи с верой (вера в правильно выбранный метод). Когда решение получает должное обоснование, оно становится верой-убеждением, которое выражает зрелость исследования и выступает показателем уверенности ученого в том, что данный цикл завершен.
5. Самую сложную форму связи веры и сомнения демонстрирует мировоззрение. В мифе господствует иррациональная вера, что связано с эмоционально-практическим опытом освоения мира. Здесь еще нет сомнений, вместо размышлений присутствуют экзистенциальные эмоции, делающие миф практическим руководством к совершению определенных действий. Слепая чувственная вера характерна и для религиозного опыта, где верования в богов принимаются безоговорочно. Сомнение появляется в виде критической рефлексии в теологии и играет решающую роль в философском мышлении. Его предметом становятся практический опыт, миф, религия и наука.
Научно-практическая значимость исследования. Основная идея состояла в выделении такого феномена как ментальная психика, которая способна проявляться в виде двух основных состояний — веры и сомнения. Эти состояния закрепляют и придают динамику знаниям, делая успешным союз ментальной чувственности с интеллектом. Такая схема позволила проанализировать все три типа познания, присущие человеку (практика, мировоззрение, наука). Данный подход перспективен тем, что он позволяет проводить более детальный анализ частных форм познания: педагогическая, военная и другие виды практики; естественные, социальные, гуманитарные и технические науки; мировоззренческие феномены (миф, искусство, мистика и т. д.)
Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания ряда учебных дисциплин («Философия», «История и философия науки», «Онтология и теория познания»), спецкурсов «Проблема сознания», «Методология науки». Выводы и результаты диссертации могут быть использованы при исследовании социокультурных источников веры и сомнения, что является наиболее актуальным в эпоху, когда на первое место выдвигается проблема человеческого существования.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях и устных выступлениях автора. Апробация материалов диссертации осуществлена в ходе обсуждений на заседаниях кафедры философии и социологии ВятГГУ (г. Киров), в ходе докладов и выступлений на методологических семинарах аспирантов кафедры философии и социологии ВятГГУ (руководитель доктор философских наук, профессор В.Ф. Юлов); на семинаре «Transzendenatalphilosophie / Deutscher Idealismus» в Институте философии ТУ (Берлин), руководители: доктор К. Асмут и доктор К. Бинкельманн; на семинаре молодых исследователей в рамках научно-исследовательской программы «Mihail LomonosovAmmanuil Kant» (Бонн, 2008); основные положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на межвузовской студенческой конференции «Гуманитарные проблемы современного информационного общества» (Киров, апрель 2007 г.), международной научно-теоретической конференции «Ценности современной науки и образования» (Киров, апрель 2008 г.); IV международной научной конференции «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, апрель 2008 г.); всероссийском семинаре молодых ученых им. П. В. Копнина «Проблема истины в философии и науке» (Томск, апрель 2008 г.). на IV международной научной конференции «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008 г.); на Всероссийском семинаре молодых ученых им. П. В. Копнина «Проблема истины в философии и науке» (Томск, 2008 г.); на международной научно-теоретической конференции «Ценности современной науки и образования» (Киров, 2008 г.); на межвузовской студенческой конференции «Гуманитарные проблемы современного информационного общества» (Киров, 2007 г.).
Результаты диссертационного исследования отражены в 9 публикациях, в том числе в научных журналах «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» (№ 4 (4) — Киров, 2008 г.), «Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Специальный выпуск по материалам представительства Центра общественных наук МГУ в Вятском социально-экономическом институте» (М.: — 2006. Сентябрь), включенные в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание степени доктора и кандидата наук».
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 251 текстовый источник. Общий объем работы составляет 182 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Когнитивное и ценностное в научном исследовании2006 год, кандидат философских наук Селезнев, Вячеслав Михайлович
Антиномизм как способ теоретической репрезентации религиозного сознания: на материале русской религиозной философии первой половины ХХ века2010 год, доктор философских наук Астапов, Сергей Николаевич
Феномен веры и достоверности в учении Фомы Аквинского2005 год, кандидат философских наук Демидов, Александр Николаевич
Учения о знаках в схоластике XVII в.2009 год, доктор философских наук Вдовина, Галина Владимировна
Философия религии Аврелия Августина2007 год, кандидат философских наук Макаров, Николай Олегович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Злобина, Ирина Сергеевна
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать ряд обобщающих выводов:
1. Всякий познавательный процесс требует совместной работы ментальной чувственности и рациональных способностей. Два базисных состояния ментальной психики - вера и сомнение — по-своему определяют и направляют процесс познания. Его содержание вырабатывается интеллектом в виде разнообразных знаний, их устойчивость определяет вера, динамику же придает сомнение. Если вера закрепляет определенное знание, то оно становится верованием. Если сомнение динамизирует некоторые элементы знания, то они становятся проблемными или гипотетическими. Эти ведущие состояния дополняют друг друга и обеспечивают должное единство познанию.
2. Практическое познание полностью определяется верой. Своеобразие практики сводится к получению знаний ради жизненных благ. В повседневной жизни, рутинном производстве и других видах деятельности действует автоматическая вера. Схемы поведения здесь не требуют осознания, они успешны в силу своей привычности. В поздних и развитых формах социальной и технической практики вера начинает дополняться формами сомнения.
3. В мировоззрении на уровне мифов господствует иррациональная вера, что связано с эмоционально-практическим опытом освоения мира. Здесь еще нет сомнений, вместо размышлений присутствуют экзистенциальные эмоции, делающие миф практическим руководством к совершению определенных действий. Слепая вера характерна и для религиозного опыта, где верования в богов принимаются безоговорочно. Сначала христианское, а затем и исламское учения выдвинули на первый план духовной жизни верования в единого Бога. Они существовали как в обыденном сознании, так и в теоретическом мировоззрении. Служанками религии стали философия и наука, такой диктат продержался до XVII века. Христианские теологи попытались установить оптимальное равновесие между верой и сомнением, взяв за основу религиозные верования. Гармонии не получилось из-за специфики религиозного сознания, которая обрекала мыслителей на приоритет веры. Религии многобожия своим богатым и разнообразным материалом создали предпосылку для сопоставления и сравнения. Сформировался фундамент теоретического сомнения в виде критической рефлексии в теологии. В основе критики религии лежали верования, утверждающие бытие какой-то безбожной сущности (природа, материя, человек и т.п.). Вера здесь меняет своего хозяина, но ее суть неизменна -нечто признается в качестве несомненной основы. В философском мышлении сомнение играет решающую роль, и его возможности стали реализовывать уже древние философы, у которых доминировал принцип разумного сомнения, ярко выраженный Сократом: «Знаю, что ничего не знаю». С наибольшей силой феномен философии реализовался в греческой культуре. В условиях социальной свободы возник дух состязательности, породившей многообразие школ, направлений и учений. Все это богатство и динамизм мысли определялись культурой сомнения. Вся дофилософская традиция была поставлена под вопрос как набор несостоятельных мнений, каждое их которых обусловлено искажающим действием практического интереса и не соответствует нормам логического разума. Огромный массив знаний из священных верований превратился в обесцененный материал. Дух сомнения обрел форму теоретической критики, у которой стали складываться свои правила содержательного, логического и языкового характера. И все же отрицающая сила философского сомнения не была универсальной. Внутри школы философская вера укореняла свои принципы, они становились методами критики других школ. В активности теоретического сомнения идейные основы обрастали новыми подтверждениями, и степень их веры возрастала. Однако за пределами школы ее теоретические верования подвергались критическому сомнению. Здесь действовал своеобразный принцип относительности: то, что было священным внутри учения, становилось ересью внутри его.
4. Если универсальное сомнение Р. Декарта отвечало запросам зарождающейся экспериментальной науки, то эпистемология XX века высказалась за принцип циклической смены состояний веры и сомнения. Абсолютизация чего-то одного равноценна нарушению жизненно-познавательного ритма, необходимо своевременно переходить от одного состояния к другому. В научном исследовании вера и сомнение приобретают особые формы. Поскольку главной ценностью здесь являются новые истинные знания, то явный приоритет обретает сомнение. Оно дает научную проблему, с которой начинается цикл исследования. Сомнение участвует в поисках и формировании метода решения проблемы, но уже в этом цикле сомнение требует связи с верой (вера в правильно выбранный метод). Когда решение получает должное обоснование, оно становится верой-убеждением, которое выражает зрелость исследования и выступает показателем уверенности ученого в том, что данный цикл завершен.
5. Для современной жизни характерен плюрализм разных форм веры. Люди верят в бога, материю, человека, любовь, космический разум, науку и многое другое. С точки зрения современного гуманизма здесь важен один универсальный принцип - толерантность. Если душой личности овладели определенные убеждения, она имеет на это полное право. Терпимость к другим верованиям должна определять слова и дела личности. Что касается соотношения веры и сомнения, то не может быть такого: все достоверно или все сомнительно. В процессе развития культуры такая дилемма не возникает, вера и сомнение переходят друг в друга, чередуя моменты ограничивающей остановки и выхода на простор течения жизни. Как перспективные направления дальнейших разработок можно выделить более детальный анализ частных форм познания: педагогическая, военная и другие виды практики; естественные, социальные, гуманитарные и технические науки; мировоззренческие феномены (искусство, мистика и т.д.)
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Злобина, Ирина Сергеевна, 2009 год
1. Августин, Аврелий. О свободе воли Текст. / Аврелий Августин // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья: в 2 т. СПб., 2001. - Т.1. - 544 с.
2. Аверинцев, С.С. Мифы Текст. / С.С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1962. Т. 4. - 2277 с.
3. Аверинцев, С.С. Теология Текст. / С.С. Аверинцев // Философская энциклопедия. В 5т. М.: Советская энциклопедия, 1970. - Т.5. — 740 с.
4. Ал-Газали, А. Воскрешение наук о вере Текст. / А. Ал-Газали.- М.: Наука, 1980. 376 с.
5. Андрос, Е.И. Истина как проблема познания и мировоззрения Текст. / Е.И. Андрос. Киев: Наукова думка, 1984. - 143 с.
6. Антология мировой философии: в 4-х т Текст. — Т.1. — 4.2. М., 1969.-356 с.
7. Антонов, В. Общая теология наука о Боге Текст. / В. Антонов.- СПб.: "Reality", 2002. 40 с.
8. Аристотель. Метафизика Текст.: в 4 т. / Аристотель. — М., 1976. -Т.1.-608 с.
9. Аристотель. Сочинения Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1976. -Т. 1.-552 с.
10. Бандура, А. Теория социального научения Текст. / А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000.-320 с.
11. П.Бэкон, Ф.Сочинения в 2-х т. Текст. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1972. -Т. 2. - 584 с.
12. Бергсон, А. Два источника морали и религии Текст. / А. Бергсон. -М.: Канон, 1994. 384 с.
13. Бергсон, А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память Текст. / А. Бергсон // Собрание сочинений. М., 1992. - Т. 1. - 336 с.
14. Бергсон, А. Творческая эволюция Текст. / А. Бергсон. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. - 384 с.
15. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1994. - 480 с.
16. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н.А. Бердяев. -М.: Правда, 1989. 608 с.
17. Брангье, Ж.К. Беседы с Жаном Пиаже Текст. / Ж.К. Брангье // Психологический журнал. 2000. - № 6. - С. 92—94.
18. Брентано, Ф. О происхождении нравственного познания Текст. / Ф. Брентано. М.: Алетейя, 2000. - 202 с.
19. Бурдье, П. Структуры, habitus, практики Текст. / П. Бурдье // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.-С. 17-19.
20. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. -336 с.
21. Витгенштейн, JI. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрезера Текст. / JI. Витгенштейн // Историко-философский ежегодник 89. М., 1989. -С. 251-263.
22. Витгенштейн, Л. О достоверности Текст. / Л. Витгенштейн // Вопросы философии. 1991. - № 2. - С. 67-120.
23. Владиславлев, М.И. Психология. Исследования основных явлений душевной жизни Текст.: в 2 т. / М.И. Владиславлев. СПб., 1881. -Т.1.-628 с.
24. Вундт, В. Миф и религия Текст. / В. Вундт. СПб., Издание Брокгауз-Ефрон, 1912.-416 с.
25. Выготский, Л.С. Психология развития человека Текст. / Л.С. Выготский. -М.: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.
26. Гальперин, С. От «века Эйнштейна» к «веку Лосева»: к вопросу религиозной составляющей в деятельности выдающихся ученых Текст. / С.Гальперин // Наука и религия. 2005. - № 10. - С. 32-37.
27. Гегель, Г. Феноменология духа Текст. / Г. Гегель. М.: Наука, 2006. - 444 с.
28. Гоббс, Т. Избранные произведения Текст.: в 2-х т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1965.-Т.1.-584 с.
29. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа Текст. / ЯЗ. Голосовкер. — М.: Наука. ГРВЛ, 1987.-224 с.
30. Грегори, Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия Текст. / Р.Л. Грегори. 1970. - 272 с.
31. Гуссерль, Э. Идея феноменологии Текст. / Э. Гуссерль. М., 2008. - 224 с.
32. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия Текст. / Э. Гуссерль // Вопросы философии. 1986. - №3. - С. 104-110.
33. Делез, Ж. Различие и повторение Текст. / Ж. Делез. ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 384 с.
34. Декарт, Р. Избранные произведения Текст. / Р. Декарт. — М., 1950.-712 с.
35. Джеймс, У. Воля к вере Текст. / У. Джеймс. М.: Республика, 1997.-432 с.
36. Джеймс, У. Психология Текст. / У. Джеймс. — М., 1991. 450 с.
37. Джентиле, Дж. Введение в философию Текст. / Дж. Джентиле. — СПб.: Алетейя, 2000. 470 с.
38. Джуссани, Л. Реальность, разум и религия Текст. / Л. Джуссани. М., 1991.-231 с.
39. Дземидок, Б. О комическом Текст. / Б. Дземидок. М.: Прогресс, 1974.-224 с.
40. Дильтей, В. Сущность философии Текст. / В. Дильтей. М.: Интрада, 2001.- 160 с.
41. Дубровский, Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность Текст. / Д.И. Дубровский. М.: Канон+, 2002. - 368 с.
42. Дункер, К. Психология продуктивного (творческого) мышления Текст. / К. Дункер // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. - 272 с.
43. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления Текст. / Д. Дьюи. М., 1997.- 192 с.
44. Дьюи, Д. Реконструкция в философии Текст. / Д. Дьюи. М.: Логос, 2001.- 168 с.
45. Жильсон, Э. Философ и теология Текст. / Э. Жильсон. М.: Гносис, 1995.- 192 с.
46. Зинченко, В. П. Образ и деятельность Текст. / В. П. Зинченко. М.: МОДЭК, 1997.-608 с.
47. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания Текст. / В. П. Зинченко //Вопросы психологии. 1991. - № 2. — С. 15-36.
48. Ильин, И.И. Путь к очевидности Текст. / И.И. Ильин. М.: ACT,2007. 224 с.
49. Кант, И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. СПб.: Тайм-Аут, 1993.-478 с.
50. Кант, И. Трактаты и письма Текст. / И. Кант. — М.: Наука, 1980.-712 с.
51. Кентерберийский, А. Монологион Текст. / А. Кентерберийский. — М.: Канон, 1995.-400 с.
52. Кондильяк, Э.Б. Опыт о происхождении человеческих знаний. Сочинения Текст.: В 3 т. / Э.Б. Кондильяк. М.: Мысль, 1980. -Т.1.-336 с.
53. Кондратьев, А.П., Комарова, И.И. Великие мысли великих людей. Текст. / А.П. Кондратьев, И.И. Комарова. М.: РИПОЛ классик,2008.- 1214 с.
54. Корнелиус, Г. Введение в философию Текст. / Г. Корнелиус. М.: Изд. Д.П. Ефимова, 1905. - 312 с.
55. Крюков, В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов Текст. / В.В. Крюков. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 219 с.
56. Ланг, Э. Мифология Текст. / Э. Ланг. М.: Изд. В. Линд, 1901. - 209 с.
57. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление Текст. / Л. Леви-Брюль // Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: ОГИЗ, 1937. 552 с.
58. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс. М.: Наука, 1985. - 536 с.
59. Лекторский, В.А. Вера и знание в современной культуре Текст. / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 2007. - № 2. - С. 14-19.
60. Лекторский, В:А. Теория познания (гносеология, эпистемология) Текст. / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 1999. - № 8. - С. 72-80.
61. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая Текст. / В.А. Лекторский. М.: Едиториал УРСС, 2001. - 256 с.
62. Локк, Дж. Избранные философские произведения в Т т. Текст. / Дж. Локк. — М.: Изд-во соц-экон. лит-ры, 1960. — Т.1. 736 с.
63. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. Текст. / Дж. Локк. М.: Мысль, 1988.-688 с.
64. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала Текст. / А.И. Федоров, Г.Ф. Швейник. М.: Республика, 1998. - 393 с.
65. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа Текст. / А.Ф. Лосев // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. -М.: Правда, 1990. — 656 с.
66. Майданов, А.С. Миф как источник когнитивной информации Текст. / А.С. Майданов // Эволюция. Мышление. Сознание (Когнитивный подход и эпистемология) М.: Канон+, 2004. — 352 с.
67. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) Текст. / Г.Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. - 432 с.
68. Малиновский, Б. Магия, наука и религия Текст. / Б. Малиновский // Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. - 528 с.
69. Малиновский, Б. Роль мифа в жизни Текст. / Б. Малиновский // Магия, наука, религия. М.: Рефл-Бук, 1998. - 290 с.
70. Малкольм, Н. Состояние сна Текст. / Н. Малкольм // Аналитическая философия в культуре XX века. М.: Прогресс, 1993. - 175 с.
71. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию Текст. / М.К. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 1992. 416 с.
72. Мамардашвили, М.К. Картезианские размышления Текст. / М.К. Мамардашвили. — М.: Прогресс, 1993. 352 с.
73. Мамардашвили, М.К. Появление философии на фоне мифа Текст. / М.К. Мамардашвили // Мой опыт нетипичен. — СПб.: Азбука, 2000. 400 с.
74. Марр, Н. Я. Избранные работы в 5 т. Текст. / Н.Я. Марр. M.-JL: Гос. соц.-экономич. издательство, 1934. - Т. 3. Язык и общество. - 421 с.
75. Мейндл, Р.Дж. Пьер Абеляр Текст. / Р.Дж. Мейндл // Великие мыслители Запада. М.: Крон-Пресс, 1999. - 796 с.
76. Меркулов, И.П. Когнитивная модель сознания Текст. / И.П. Меркулов // Эволюция. Мышление. Сознание (Когнитивный подход и эпистемология)- М.: Канон+, 2004. 352 с.
77. Меркулов, И.П. Когнитивная эволюция и творчество Текст. / И.П. Меркулов. -ИФРАН, 1995. 226 с.
78. Меркулов, И.П. Мышление как информационный процесс Текст. / И.П. Меркулов // Эволюция. Мышление. Сознание (Когнитивный подход и эпистемология) М.: Канон+, 2004. - 352 с.
79. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия Текст. / М. Мерло-Понти.- СПб.: Ювента, Наука, 1999. 608 с.
80. Микешина, JI.A. Философия познания. Полемические главы Текст. / Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.
81. Михайлов, Ф.Т. Предметная деятельность. чья? Текст. / Ф.Т. Михайлов // Вопросы философии. 2001. - №3. - С. 10-27.
82. Мусхелишвили, Н.А., Шабуров, Н.В., Шрейдер, Ю.А. Символ и поступок Текст. / Н.А. Мусхелишвили. М., 1987. - 364 с.
83. Наука и богословие: антропологическая перспектива Текст.- М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. 320 с.
84. Оллпорт, Г.В. Персоналистическая психология Вильяма Штерна Текст. / Г.В. Оллпорт // Личность в психологии. СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.
85. Ортега-и-Гассет, X. Идеи и верования Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. М.: Весь мир, 1997. - 704 с.
86. Ортега-и-Гассет, X. История как система Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1996. - №6. - С. 78-103.
87. Паси, И. Ирония как эстетическая категория Текст. 1 И. Паси // Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство.- М.: Наука, 1980. С. 60-83.
88. Патнэм, X. Проблема референции Текст. / X. Патнэм // Разум, истина и история. М.: Праксис, 2002. - 296 с.
89. Пиаже, Ж. Психология интеллекта Текст. / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. 660 с.
90. Пирс, Ч.С. Вопросы относительно некоторых способностей, приписываемых человеку Текст. / Ч.С. Пирс // Избранные философские произведения. М., 2000. - 315 с.
91. Пирс, Ч.С. Закрепление верования Текст. / Ч.С. Пирс // Вопросы философии. 1996. - № 12. - С. 106-120.
92. Пирс, Ч.С. Как сделать наши идеи ясными Текст. / Ч.С. Пирс // Избранные философские произведения. — М., 2000. — 315 с.
93. Пирс, Ч.С. Принципы философии Текст.: в 2-х т. / Ч.С. Пирс.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.- Т. 2. 320 с.
94. Пирс, Ч.С. Феноменология Текст. / Ч.С. Пирс // Избранные философские произведения. — М., 2000. 315 с.
95. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии Текст. / М. Полани М., Прогресс, 1985. - 344 с.
96. Поппер, К. Логика и рост научного знания Текст. / К. Поппер // Логика научного исследования. М.: Республика, 2004. - 448 с.
97. Поппер, К. Предположения и опровержения: рост научного знания Текст. / К. Поппер. М.: Изд. ACT; Ермак, 2004. - 638 с.
98. Поппер, К. Родство философии и науки Текст. / К. Поппер // Путь в философию. Антология. М., 1996. - 448 с.
99. Пратчетт, Т. Ерик, а также Ночная Стража, ведьмы и Коэн-Варвар Текст. / Т. Пратчетт. М.: Эксмо, 2005. - 320 с.
100. ЮО.Прист, С. Теории сознания Текст. / С. Прист. М.: Идея-Пресс, 2000. - 288 с.
101. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории Текст. / Под ред. А.В. Брушлинского. -М., 1997. 576 с.
102. Рассел, Б. Исследование значения и истины Текст. / Б. Рассел. М., 1999.-400 с.
103. Рассел, Б. История западной философии Текст. / Б. Рассел. М.: Миф, 1993.-512 с.
104. Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы Текст. / Б. Рассел. — М.: Издательство иностранной литературы, 1957. — 554 с.
105. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. -М.: Питер, 1999. 720 с.
106. Русское православие. Вехи истории Текст. / Науч. ред. А.И. Клибанов.- М.: Издательство политической литературы, 1989. — 720 с.
107. Сантаяна, Дж. Скептицизм и животная вера Текст. / Дж. Сантаяна.- СПб.: изд-во «Владимир Даль», 2001. 288 с.
108. Семенов, В.В. Философия как психология мышления Текст. / В.В. Семенов // Философские исследования. 1998. - № 3. - С. 47-59.
109. Славов, С.Д. Ирония как форма социальной критики и самокритики Текст. / С.Д. Славов // Этика и эстетика. Киев: Вице школа, 1985. - 216 с.
110. Советский энциклопедический словарь Текст. / М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1986. — 1335 с.
111. Соловьев, Э.Ю. И.Кант: знание, вера и нравственность / Э.Ю. Соловьев // Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры.- М.: Политиздат, 1991. С. 167-184.
112. Сорокин, П. Главные тенденции нашего времени Текст. / П. Сорокин. -М., 1997.-352 с.
113. ПЗ.Спаль, А. Гений и Гулливеры: Природа нашего смешного Текст. / А. Спаль // Новый мир. 1992. - №5. - С. 184-196.
114. Тиллих, П. Систематическая теология. Т. 1-2. Текст. / П. Тиллих. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 463 с.
115. Толмен, Э. Когнитивная карта у крыс и человека Текст. / Э. Толмен // Хрестоматия по истории психологии. — М.: Издательство Московского университета, 1980. — 296 с.
116. Пб.Уайтхед, А.Н. Наука и современный мир Текст. / А.Н. Уайтхед // Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. - 720 с.
117. Уайтхед, А.Н. Приключения идей Текст. / А.Н. Уайтхед // Избранные работы по философии. -М.: Прогресс, 1990. 720 с.
118. Фейерабенд, П. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания Текст. / П. Фейерабенд. — М.: БГК Им. И.А. Бодуэна Де Куртенэ, 1998. 352 с. )
119. Фестингер, JI. Теория когнитивного диссонанса Текст. / JI. Фестингер.- СПб: Ювента, 1999. 318 с.
120. Фихте, Г. Первое введение в наукоучение Текст. / Г. Фихте // Сочинения. — Москва: Наука, 2008. — 752 с.
121. Флоренский, П. Столп и утверждение истины Текст. / П. Флоренский.- М.: Правда, 1990. Т. 1. - Ч. 1. - 440 с.
122. Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания. Врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки Текст. / Г. Фоллмер. -М., 1998. 496 с.
123. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности Текст. / О.М. Фрейденберг. -М.: Восточная литература, 1998. 800 с.
124. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге Текст. / М. Хайдеггер. -М., 1991.- 192 с.
125. Харин, Ю.А. Диалектика социального отрицания Текст. / Ю.А. Харин // Диалектическое отрицание как закономерность связи, движения и развития. Минск: Изд-во БГУ, 1972. - 168 с.
126. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М.А. Холодная. СПБ.: Питер, 2002. - 272 с.
127. Шестаков В. П. История эстетических учений Текст. / В.П. Шестаков.- М.: Либроком, 2009. 408 с.
128. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. Новосибирск: ВО «Наука», 1995.-592 с.
129. Шюес, К. Анонимные силы габитуса Текст. / К. Шюес // Логос. Философско-литературный журнал, 1999. №10. - С. 4-15.
130. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов в четырех томах Текст. /
131. A. Эйнштейн. М.: "Наука", 1965. - Т. 4. - 2810 с.
132. Эйнштейн, А. Физика и реальность Текст. / А. Эйнштейн. — М.: Наука, 1965.-360 с.
133. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии Текст. / М. Элиаде. М.-Киев: Рефл-бук; Ваклер, 1996.-285 с.
134. Юлов, В.Ф. Активность естественно-научного сознания Текст.: Монография / В.Ф. Юлов. М.: Прометей, 1990. - 200 с.
135. Юлов, В.Ф. История и философия науки Текст. / В.Ф. Юлов. Киров, 2007. - 579 с.
136. Юлов, В.Ф. Концепции современного естествознания Текст. /
137. B.Ф. Юлов. Киров, ВГПУ, 1997. - 253 с.
138. Юлов, В.Ф. Мышление в контексте сознания Текст. / В.Ф. Юлов. М.: Академический проект, 2005. — 496 с.
139. Юлов, В.Ф. Научное мышление Текст.: Монография / В.Ф. Юлов.- Киров, 2007. 252 с.
140. Юм, Д. Сочинения в 2-х т. Текст. / Д. Юм. М.: Мысль, 1965. -Т.1.-846 с.
141. Юм, Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании Текст. / Д. Юм. -М., 1995. 400 с.
142. Юнг, К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика (275-477) Текст. / К.Г. Юнг // Очерки по аналитической психологии. Киев: Харвест, 2003. - 480 с.
143. Ярыгин, Н.Н. Вера как феномен познающего сознания Текст.: автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук / Н.Н. Ярыгин. -М., 1995. 19 с.
144. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
145. Ясперс, К. Философская вера Текст. / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. М., 1991. - 528 с.
146. Agassi, J. A philosopher's Apprentice: In Karl Popper's Workshop Text. / J. Agassi. Amsterdam/Atlanta: Rodopi, 1993. - 223 p.
147. Agassi, E. Scientific Objectivity Text. / E. Agassi. — Milano, Rusconi,1989.- 144 p.
148. Alcoff, L. Charles Pierce's Alternative to the Sceptical Dilemma Text. / L. Alcoff.-Auslegung 13,9-18, 1986.-231 p.
149. Allen, R. Michael Polanyi Text. / R. Allen. London: The Claridge Press,1990.- 112 p.
150. Anderson, R.J. Philosophy and the Human Sciences Text. / R.J. Anderson. London: Routledge, 1986. - 348 p.
151. Anderson, R.J., Hughes, J.A., Shanack, W.W. Philosophy and the Human Sciences Text. / R.J. Anderson, J.A. Hughes, W.W. Shanack. London: Routledge, 1986.-274 p.
152. Apel, K-O. Scientists, Hermeneutics, Critique of Ideology: An Outline of a Theory of Science from an Epistemological-Anthropological Point of View Text. /
153. K-O Apel // The Hermeneutics Reader. Texts of the German Tradition from the Enlightenment to the Present. N.Y. 1994. - P. 203-221.
154. Armstrong, D.M. Consciousness and causality: a debate on the nature of mind Text. / D.M. Armstrong. Oxford: Basil Blackwell, 1985. - 222 p.
155. Audi, R. Believing and Affirming Text. / R. Audi // Mind. 1982. - № 92. -P. 115-120.
156. Aune, B. Reason and Action Text. / B. Aune. Dordrecht: D. Reidel Co., 1977.-315 p.
157. Ayer, A.J. Wittgenstein Text. / A.J. Ayer. London: Weidenfeld and Nicolson, 1985.-182 p.
158. Baker, S. Science and the Planned State Text. / S. Baker. London, 1945.-274 p.
159. Baron, D. Skepticism: The External World and Meaning Text. / D. Baron // Philosophical Studies. 1990. -№» 60. - P. 209-220.
160. Bogdan R.J. Belief: Form, Content and Function Text. / R.J. Bogdan.- Oxford: Clarendon Press. — 134 p.
161. Bogdan R.J. The Manufacture of Belief Text. / R.J. Bogdan // Belief: Form, Content and Function. — Oxford: Clarendon Press, 1986. 134 p.
162. Bourdieu, P. Belief and the Body Text. / P. Bourdieu // The Logic of Practice.- Polity Press, 1990. 344 p.
163. Boyer, P. Explaining Religious Ideas: Elements of a Cognitive Approach Text. / P. Boyer // Numen. Vol. 39. - 1992. - № 1. - P. 27-57.
164. Braithwaite, R.B. The Nature of Believing Text. / R.B. Braithwaite // Proceedings of the Aristotelian Society. 1932-1933. - Vol. 33. - P. 129-146.
165. Brandt, R.B. The Concept of Rational Belief Text. / R.B. Brandt // Monist.- 1985. -№62. -P. 3-23.
166. Bratman, M. Intention, Plans and Practical Reason Text. / M. Bratman.- Mass.: Harvard University Press, 1987. — 277 p.
167. Broughton, J. Descartes' Method of Doubt Text. / J. Broughton. Princeton and Oxford: Princeton Un. Press, 2002. - 217 p.
168. Brownhill, R.J. Polanyi on Method in natural Science Text. / R.J. Brownhill// Convivium. 1979. - № 8. - P. 15-18.
169. Bruce, V. Unsolved mysteries of the mind: tutorial essays in cognition Text. / V. Bruce. Hove: Erlbaum, 1996. - 257 p.
170. Burneat, M. The Skeptical tradition Text. / M. Burneat. California: California University Press, 1983. - 118 p.
171. Carrier, L.S. Out Gunning Skepticism Text. / L.S. Carrier // Canadian Journal of Philosophy. 1987. -№ 13. - P. 655-657.
172. Carrier, L.S. Skepticism Disarmed Text. / L.S. Carrier // Canadian Journal of Philosophy. 1983. -№ 13. - P. 623-627.
173. Chardin, T. Christianity and Evolution Text. / T. Chardin. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1971. - 264 p.
174. Chardin, T. The Divine Milieu Text. / T. Chardin. N.Y.: New American Library, 1957.-382 p.
175. Chardin, T. Werke Text. / T. Chardin. Olten: Walter-Verl., 1965. - 397 s.
176. Chisholm, L. Ethics of Belief Text. / P.A. Schillp // The Philosophy of C.I. Lewis. La Salle: Open Court, 1968. - 156 p.
177. Churchland, P. Matter and Consciousness Text. / P. Churchland.- Cambridge Mass: The MIT Press, 1988. 133 p.
178. Cohen, J. Psychological Probability or the art of Doubt Text. / J. Cohen.- London: Allen and Unwin, 1972. 141 p.
179. Corey, M.A. God and the New Cosmology: The Anthropic Design Argument Text. / M.A. Corey. Lanham, Md: Rowman and Littlefield, 1993. - 362 p.
180. Curd, M. V. Logic of Discovery: Three Approaches Text. / T. Nickles // Scientific Discovery. Logic and Rationality. Dordrecht: D. Reidel Pub Co, 1980.-571 p.
181. Daiton, B. Stream of consciousness: unity and continuity in conscious experience Text. / B. Daiton. London: Routledge, 2000. - 254 p.
182. Desousa, R. How to give a piece of your mind: the logic of belief and assent Text. / R. Desousa. Review of Metaphysics. - 1971. - № 25. - P. 52-79.
183. Dennet, D. Brainstorms Text. / D. Dennet. Great Britain: Bradford Books Pub. 1978.-215 p.
184. Dretske, F. Explaining Behaviour Text. / F. Dretske. Massachusetts: MIT Press, 1988.-233 p.
185. Dretske, F. Perception, knowledge and belief: selected essays Text. / F. Dretske. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 284 p.
186. Dretske, F. The Epistemology of Belief Text. / F. Dretske // Synthese.- 1983. -№ 55.-P. 3-20.
187. Emmet, D. Truth and the Fiduciary Mode in Michael Polanyi's Personal Knowledge Text. / D. Emmet. Convivium, 1986. - 326 p.
188. Erneling, C.E. The mind as a scientific object: between brain and culture Text. / C.E. Erneling. Oxford: Oxford University Press, 2005. - 549 p.
189. Feibleman, J.K. An Analysis of Belief Text. / J.K. Feibleman // Tulane Studies in Philosophy. Whittemore, R.C. 1977. - Vol. 30. - 136 p.
190. Ferreira, MJ. Skepticism and reasonable doubt: the British naturalist tradition in Wilkins, Hume, Reid and Newman Text. / M. J. Ferreira. Oxford: Clarendon Press, 1986.-255 p.
191. Fishbein, M. and Ajzen, I. Belief, Attitude, Intention and Behavior Text. / M. Fishbein, I. Ajzen. Massachusetts: Addison-Wesley Pub. Co., 1975. - 311 p.
192. Forrest, P. The dynamics of belief: a normative logic Text. / P. Forrest.- Oxford: Blackwell, 1986. 213 p.
193. Gardenfors, P. The Dynamics of Belief: Contradictions and Revisions of ✓ Probability Functions Text. / P. Gardenfors. Topoi. - 1986. - № 5. - P. 29-37.
194. Ginet, C. On Action Text. / C. Ginet. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.-300 p.
195. Goldman, A. Epistemology and Psychology of Belief Text. / A. Goldman.- Monist. 1978. -№ 61. - P. 325-355.
196. Gollwitzer, P.M. The psychology of action: linking cognition and motivation to behaviour Text. / P.M. Gollwitzer. New York: Guliford Press, 1996. - 683 p.
197. Good, Ron. Scientific and religious habits of our mind: irreconcilable tensions in the curriculum Text. / R. Good. New York, Berlin: Lang, 2005. - 104 p.
198. Grmek, M. D. On Scientific Discovery Text. / M.D. Grmek. Dordrecht: D. Reidel Pub Co, 1981. - 314 p.
199. Gueroult, M. Studien zu Kants philosophischer Entwicklung Text. / M. Gueroult. Hildesheim: Olms, 1967. - 191 s.
200. Gutting, G. Science as Discovery Текст. / G. Gutting // Revue International de Philosophie. 1980. - № 34. - P. 26-47.
201. Held, C. Mental models and the mind: current developments in cognitive psychology, neuroscience, and philosophy of mind Text. / C. Held. Amsterdam: Elsevier, 2006. - 279 p.
202. Hempolinski, M. Rationality and Belief Text. / M. Hempolinski // Dialectics and Humanities. 1982. - № 9. - P. 77-88.
203. Herneck, F. Albert Einstein Text. / F. Herneck. Berlin, 3te AufL, 1975.- 124 p.
204. Hintikka, J. On the Logic of Interrogative Model of Scientific Inquiry Text. / J. Hintikka // Synthese. 1981. -№ 47. - P. 69-83.
205. Hookway, C. Belief, Confidence and the Method of Science Text. / C. Hookway // Transactions of the C.S. Pierce Society. A Quarterly Journal in American Philosophy. Winter, 1993. - Vol. 29. - № 1. - P. 1-32.
206. Horvath, T. The Structure of Scientific Discovery and Man's Ultimate Reality and Meaning Text. / T. Horvath // Ultimate Reality and Meaning. 1980. - № 3. -P. 149-156.
207. Huart, A. S. Mother Teresa: Joy in Darkness Text. / A. S. Huart // Vidyajoti: Journal of Theological Reflection. New Delhi, 2000. - № 64. - P. 654^659.
208. Humberstone, I.L. Wanting and Believing Text. / I.L. Humberstone // Canadian Journal of Philosophy. 1987. - № 17. - P. 49-62.
209. Hiibner, K. Glaube und Denken: Dimensionen der Wirklichkeit Text. / K. Hiibner. Tubingen: Mohr Siebeck, 2001. - 625 p.
210. Kim, C. Philosophy of mind Text. / C. Kim. Boulder, Colo: Westview Press, 2006.-338 p.
211. King, T.M. Believers and their disbelief Text. / T.M. King // Zygon. Journal of religion and science. September 2007. - Vol. 42. - № 4. - Chicago: Joint Publication Board of Zygon. - P. 779-791.
212. Kleiner, S.A. The logic of discovery: a theory of the rationality of scientific research Text. / S.A. Kleiner. Dordrecht: Kluwer, 1993. - 334 p.21 l.Koyre, A. Newtonian studies Text. / A. Koyre. — Cambridge, Harvard Univ. Press, 1965.-288 p.
213. Kutschera, F. Die grofien Fragen: philosophisch-theologische Gedanken Text. / F. Kutschera. Berlin: de Gruyter, 2000. - 348 p.
214. Luper, S. The sceptics: contemporary essays Text. / S. Luper. Aldershot: Ashgate, 2003.-293 p.
215. Melser, D. The Act of Thinking Text. / D. Melser. Cambridge, M.A.: MIT/Bradford, 2004. - 287 p.
216. Merleau-Ponty, M. Phenomenology of Perception Text. / M. Merleau-Ponty. -NY., 1962.-531 p.
217. Mind Design II: Philosophy, Psychology, and Artificial Intelligence Text. / ed. John Haugeland. Cambridge, MA: The MIT Press, 1997. - 476 p.
218. Monsma, J. C. The Evidence Of God In Expanding Univers Text. / J.C. Clover. New York: G.P. Putnam's Sons, 1976. - 250 p.
219. Nathan, N.M.L. Evidence and assurance Text. / N.M.L. Nathan. Cambridge Univ. Press, 1980.- 194 p.
220. Naumann, R. Religion and Science both proceed from acts of faith Text. / R. Naumann // Science and Christian belief La Salle.: Open Court, 1992. -P. 88-103.
221. Oeser, E. Evolution of Scientific Method Text. / E. Oeser // Concepts and Approaches in Evolutionary Epistemology: Towards an Evolutionary Theory of Knowledge. Dordrecht, 1984. - P. 149-184.
222. Passmore, J.A. Hume's intensions Text. / J.A. Passmore. Cambridge, 1952.-164 p.
223. Planck, M. Wege zur physikalischen Erkenntnis Text. / M. Planck. -Leipzig, 1944.-367 s.
224. Polanyi, M. Science, Faith and society Text. / M. Polanyi. Chicago: The University of Chicago Press, 1966. - 176 p.
225. Polanyi, M. Scientific Thought and Social Reality Text. / M. Polanyi. New York: International Universities Press, 1974. - 158 p.
226. Polanyi, M. Sense-giving and Sense-reading Text. / M. Polanyi // Intellect and Hope: Essays in the Thought of Michel Polanyi. Duke University Press, 1986.-475 p.
227. Polanyi, M. The structure of consciousness Text. / M. Polanyi // Brain. Journal of Neurology. Vol. 88. - P. 4. - 1965. - P. 800-813.
228. Polkinghorne, J.C. Belief in God in an Age of Science Text. / J.C. Polkinghorne. New Howen: Yale University Press, 1998. - 133 p.
229. Polkinghorne, J. Science and Christian belief. Theological reflections of a bottom-up thinker Text. / J. Polkinghorne. London, 1994. - 211 p.
230. Pusey, P.E. The confessions of Saint Augustine. The Autobiography of a Prodigal who became a saint Text. / P.E. Pusey. Bruxelles: Culture et civilization, 1965. - 294 p.
231. Raman, V.V. Balakanda as Literature and Cultural History Text. / V.V. Raman. Bombey: Popular Prakashan. 1998. - 350 p.
232. Ratzinger, J. C. Introduction to Christianity Text. / J.C. Ratzinger. San Francisco: Ignatus, 2004. -220 p.
233. Reffers, A. The philosophy of realism, common sense and ordinary experience Text. / A. Reffers. Berlin: Progress Publ., 2006. - 52 p.
234. Roth, M., Ross, J. Doubting: Contemporary Perspectives on Skepticism Text. / M. Roth, J. Ross. Dordrecht: Kluwer Academic Pub., 1990. - 219 p.
235. Sage, A.P. Complex adaptive systems Text. / A.P. Sage // Handbook of Systems Engineering and Management. Hill, 2006. - 1472 p.
236. Scharfe, M. Uber die Religion: Glaube und Zweifel in der Volkskultur Text. / M. Scharfe. Koln: Bohlau, 2004. - 320 p.
237. Schouten, M. The matter of the mind: philosophical essays on psychology, neuroscience, and reduction Text. / M. Schouten. Maiden, MA: Blackwell, 2007.-330 p.
238. Schueler, G.F. Is it possible to follow one's consciousness? Text. / G.F. Schueler // American Philosophical Quarterly. Vol. 44. — № 1. — January, 2007.-P. 51-60.
239. Stannard, R. God for the 21st Century Text. / R. Stannard. Philadelphia: Templeton. 2000. - 204 p.
240. Stenberg, R.J. Thinking and problem solving Text. / R.J. Stenberg. San Diego: Acad.Press, 1998.-461 p.
241. Tannenbaum, A.S. Consciousness and the self-sensing brain: Implications for feeling and meaning Text. / American Journal of Psychology. — Univ. of Illinois Press. Summer 2006. - Vol. 119. - № 2. - P. 205-223.
242. Thagard, P. Philosophy of psychology and cognitive science Text. / P. Thagard. Amsterdam: Elsevier, 2007. - 502 p.
243. Torrance, T. F. Belief in Science and in Christian Life, relevance of Michael Polanyi's thought for Christian Faith and Life Text. / T.F. Torrance. Edinburgh: Handsel, 1980.-168 p.
244. Uber die Sittlichkeit der Handlung: Sum. Theol. I-II q. 18-21 Text. / Thomas von Aquin. Weinheim: VCH, 1990. -XVI. - 190 s.
245. Vukanovic, V. Science and Faith Text. / V. Vukanovic. Minneapolis: Light and Life Publications, 1995. - 471 p.
246. Wallace, B. A. Choosing Reality. A Buddhist View of Physics and Mind Text. / B.A. Wallace. Ithaca, N.Y.: Snow Lion Publications, 1996. - 232 p.
247. Whittemore, R.C. The Nature of Belief Text. / R.C. Whittemore // Tulane Studies in Philosophy. Tulane University, New Orleans, 1981. — 135 p.
248. Weinberg, S. Facing Up: Science and Its Cultural Adversaries Text. / S. Weinberg. Cambridge: Harvard University Press, 2001. - 283 p.
249. Welbourne, M. Knowing and Believing Text. / M. Welbourne. Philosophy 55,317-328 JL 1980.-388 p.
250. Welshon, R.C. Conscious and unconscious perspectives Text. / R.C. Welshon // International studies in philosophy. Binghamton Univ. State Univ. of New York, 2002. - Vol. XXXIV/3. - P. 119-133.
251. Владимиров, Ю.С. Богословие, философия, наука: пути к взаимопониманию Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. standre ws. ru.
252. Иванова И.И. К вопросу о зависимости религиозной философии от теологии или богословия? Электронный ресурс. Режим доступа: http://credonew.ru.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.