Соотношение человека и космоса в философской системе В. С. Соловьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Равицкий, Андрей Дмитриевич

  • Равицкий, Андрей Дмитриевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Курск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 185
Равицкий, Андрей Дмитриевич. Соотношение человека и космоса в философской системе В. С. Соловьева: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Курск. 1999. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Равицкий, Андрей Дмитриевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Онтологические основания космологических воззрений В л. С. Соловьева

1.1. Всеединство Мирового процесса

1.2. Соотношение понятий: «космос» и «природа»..38 Глава 2. Роль и место человека и человечества в Мировом процессе

2.1. Человек как свободный и активный деятель Мирового процесса

2.2.Понятие «София» и его методологическое значение в решении проблемы соотношения человека

и космоса

2.3.Соотношение понятий: «человек», «общество», «человечество» и «Богочеловечество»

2.4. Эсхатология Вл.С. Соловьева как учение о постисторической стадии Мирового процесса

Заключение

Примечания

Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение человека и космоса в философской системе В. С. Соловьева»

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема взаимосвязи человека и космоса относится к числу актуальных философских проблем. Это - особая сторона фундаментальной философской проблемы соотношения общества и природы.

В связи с начавшимся процессом непосредственного освоения околоземного пространства, развитием и обострением глобальных проблем человечества исследование философских аспектов проблемы взаимосвязи человека и космоса приобрело особую важность. Усложнение человеческого бытия влечет за собой все более усиливающееся отчуждение человека от мира, ведет к экзистенциальной атомизации, фатальному неприятию оптимистической перспективы развития .

Чтобы познать данную проблему и найти эффективные пути ее решения, необходимо обратиться к ее истокам, историко-философским корням. Особый интерес в этом отношении представляет философия русского космизма, одним из представителей которого является Вл.С.Соловьев. Русские философы и мыслители, представляющие данное направление еще задолго до начала эры полетов человека в космос выдвинули на первый план вопрос о соотношении космического и человеческого, создав плодотворный идейный запас, востребованный человечеством только в настоящее время.

Особая ценность философских воззрений Вл.С. Соловьева на проблему соотношения человека и космоса заключается в том, что его обоснование социальной сущности человека не связано с пренебрежением к его природному бытию. Напротив, у Вл.С. Соловьева отчетливо обосновывается идея

принципиальности природных оснований социального начала в человеке.

Предметом диссертационного исследования является концепция соотношения человека и космоса Вл.С. Соловьева.

Степень научной разработанности проблемы. Научные работы, посвященные исследуемой проблеме, можно подразделить на пять основных групп:

Прежде всего, это труды, в которых интерпретируется философский смысл понятия «космос» (Лосев А.Ф., Кутырев В.А., Павленко А.Н., Элиаде М. и другие).

В литературе этой группы выявляется философский смысл, рассматривается происхождение и развитие данного, ключевого для философии, понятия, освещаются его различные аспекты .

А.Ф. Лосев в работе "Античный космос и современная наука", реконструируя античные представления о соотношении человека и космоса, пишет, что демиург создает космос, а дети его создают человека по его подобию. И космос и человек после этого пускаются в самостоятельное движение. Человек и космос, произошедшие из единого, ответственны сами за себя и только на самих себя могут надеяться1 .

А.Н. Павленко в работе "Европейская космология: основания эпистемологического поворота" считает, что древнегреческом понятии космоса соединились две мировоззренческие функции: упорядочивающая (космос как "порядок", "устройство", "ранжир") и эстетическая (космос как "красота", "лепота")2.

Если в античности космос был "...конечным организмом, в котором целое (космос как таковой) и части (например,

наблюдатель) взаимосогласованы"3, если космологическому объяснению мира была присуща определенная целостность, то в Новое время появляется "монстр Нового времени - представление о Вселенной как бесконечном вместилище "бездне" Паскаля",4 которую на протяжении 17, 18 и 19 веков осваивала европейская космология. И только в 20-м столетии "...это освоение вновь - как и пифагорейско-платоновской античности, но независимо от нее - обнаружило потребность в представлении о целостности Вселенной, а, следовательно, и о взаимосогласованности целого и частей"5.

В. А. Кутырев ("Естественное и искусственное: борьба миров") под космосом понимает антипод живого, естественного, среду, в которой живое не способно развиваться. Кутырев пишет, что "...космос и природа, космос и жизнь, какую мы знаем на Земле - враги"6.

Совершенно противоположное толкование понятие можно встретить, например, в работе Мирча Элиаде "Священное и мирское", который, реконструируя представления традиционных обществ, уверяет, что космос, напротив, - это "всякая обитаемая территория", а "иной мир" - это уже хаос.7

Термин «космос» многогранен и многозначен, поэтому мы считаем, что при рассмотрении творчества конкретного мыслителя (в нашем случае Вл.С. Соловьева) необходимо четко фиксировать специфику воспроизводства его смысла в авторской версии.

Вторую группу составляет историко-философская литература, посвященная исследованию взглядов Вл.С. Соловьева (Рашковский Е.Б., Гайденко П.П., Зернов Н.М., Кувакин

В.А., Лосев А.Ф., Соловьев С.М., Трубецкой E.H. и другие) .

П.П. Гайденко в работе "Человек и человечество в учении B.C. Соловьева" исследует социально-философские воззрения B.C. Соловьева и дает их критический анализ. Учение Соловьева о человечестве как едином организме по мнению Гайденко основывается на вере в прогресс и реальность общего. B.C. Соловьев "...воспринял общую для спинозизма и немецкого идеализма пантеистическую посылку, которая и определила его учение о всеединстве"8. Следует отметить, что П.П. Гайденко, выявив действительно существенные стороны философского наследия B.C. Соловьева, не очень обоснованно, на наш взгляд, критикует его учение о человечестве как тоталитарное и сводящее личность человека до роли бездумного "винтика"9. Мы считаем, что в философии B.C. Соловьева человеческой личности, напротив, отводится роль спасителя природы, космообразующего элемента.

А.Ф. Лосев в работе "Вл. Соловьев и его время" совершенно справедливо характеризует творчество этого философа как весьма противоречивое и неоднозначное: с одной стороны, философия Соловьева - это явный идеализм со всеми вытекающими из этого последствиями, а с другой стороны, и в этом оригинальность и уникальность соловьевской философии, мы находим у Соловьева идеи вечности материи и ее способности к саморазвитию в направлении единения с безусловным. Особо А.Ф. Лосев отмечает эвристичность соловьевской софийной диалектики10.

Е.Б. Рашковский в своем исследовании "Лосев и Соловьев" выделяет две фундаментальные посылки реконструкции философии Соловьева Лосевым. Первое - это оригинальность,

самобытность и структурная целостность философского миросозерцания Соловьева, несмотря на различные в разные периоды его творчества влияния. Принципиальная неизменность комплекса исходных воззрений в философии B.C. Соловьева. В ходе творческого развития взглядов философа имели место лишь различные вариации этих исходных позиций в различных социально-экономических и духовных условиях11. Соглашаясь с данными положениями, мы утверждаем принципиальное соответствие исходных положений (речь идет, прежде всего, об онтологии) ранней и поздней систем B.C. Соловьева. В средний период творчества Соловьева имело место его увлечение теократическими иллюзиями, развеявшимися к началу позднего периода его творчества.

Рашковский также высказывает ценную для нашего исследования мысль о том, что у B.C. Соловьева происходит условное удвоение Абсолюта в модусах сущности и становления, т.е. Абсолют "...не только творит "из ничего", но и вбирает в себя динамику космоисторической эволюции12.

Среди современников B.C. Соловьева, исследовавших его творчество особо следует отметить E.H. Трубецкого, в работе которого "Миросозерцание Вл. Соловьева" дается детальный критический анализ творчества Соловьева. Ценность данного исследования заключается в том, что E.H. Трубецкой прекрасно знаком с и с самим Соловьевым и с его философией, в силу чего его критика направлена на самые существенные аспекты этой философии. Наиболее ценным элементом философской системы Соловьева Трубецкой считает его учение о Богочеловечестве13. Это учение действительно является стержневым и определяющим для всех прочих воззрений Соловьева. В идее Богочеловечества Соловьев выражает

свои идеал предельного совместного совершенства природы и общества.

Племянник философа, С.М. Соловьев, в работе "Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция" производит детальное исследование философии B.C. Соловьева. Большую ценность для нашей работы имеют его комментарии к ранним произведениям B.C. Соловьева, отличающиеся предельной ясностью. Так, ссылаясь на ненапечатанную рукопись еще юного 23-летнего философа "София" С.М. Соловьев пишет, что по мнению Вл. Соловьева "...цель космического процесса -...создание индивидуального человеческого организма", а цель процесса исторического - "...создание совершенного социального организма"14.

Из современных исследований особо хотелось бы отметить работу В.А. Кувакина "Философия Вл. Соловьева", в которой в творчестве Соловьева, в качестве центрального мотива, который "...разительно отличает этику всеединства от всякого другого идеалистического учения о нравственности", выделяется "...утверждение неразрывной связи добра с единым космоэволюционным процессом"15. Добро реализуется в процессе становления, который и составляет сущность мирового процесса, причем становление добра прежде всего зависит от выбора индивида, обладающего свободой16.

Среди значительного числа диссертационных исследований творчества B.C. Соловьева хотелось бы выделить работу Асанбаевой Г.Д. "Гуманизм этики Вл. Соловьева", в которой обосновывается мысль о гуманистическом характере философии B.C. Соловьева, о том, что в ней человек выступает как свободный и деятельный субъект мирового эволюционного процесса. Асанбаева отмечает, что в философии B.C. Со-

ловьева обосновывается непреходящая ценность каждой человеческой личности17.

В этой группе литературы анализируется целостная философская система Вл.С. Соловьева, но вопросы соотношения человека и космоса в его учении не являются предметом специального рассмотрения.

В третью группу можно включить работы по истории русской философии (Акулинин В.Н., Бердяев H.A., Лосский Н.О. и другие), где творчество Соловьева не является предметом специального рассмотрения и выступает как составляющая одной из серьезных философских школ (например, философии всеединства) .

В.Н. Акулинин в книге "Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому" рассматривает философию B.C. Соловьева в контексте развития философской школы всеединства, основателем которой является сам Соловьев. В связи с целью книги Акулинин прослеживает те идеи B.C. Соловьева, которые нашли дальнейшее развитие в трудах его последователей. Последнее относится прежде всего к метафизике всеединства, в основе которого лежит представление

об абсолютном первоначале как "заприродном", сверхчувст-

18

венном мире . В качестве основной особенности метафизики всеединства Акулинин выделяет ее христианскую (православную) ориентацию19. Ценность исследования Акулинина несомненна: в нем прослежена история развития идей B.C. Соловьева в трудах его последователей. Однако общий характер работы не позволил автору подробно остановиться на интересующих нас вопросах.

H.A. Бердяев в своей автобиографической работе "Самопознание" дает глубокий анализ развития русской фи-

10

I

лософии. Немало внимания уделил он и философским взглядам B.C. Соловьева. "У Вл. Соловьева, - писал H.A. Бердяев, -была своя первичная интуиция... Это была интуиция всеединства. У него было видение целостности, всеединства мира, божественного космоса, в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора, нет ничего отвлечен-

2 0

ного самоутверждающегося. То было видение Красоты" . Это исходное положение философии Соловьева, верно выявляемое Бердяевым, для нашего исследования является очень важным, т.к. красота есть основная характеристика космоса, присущая ему по определению. Особо ценными оказались замечания Бердяева об эсхатологических воззрениях Соловьева. Он вполне справедливо замечает, что в эсхатологии позднего периода творчества у Соловьева происходит "суживание идеи Богочеловечества". Действительно, решение богочеловече-ской задачи в "Трех разговорах" Соловьев относит на постисторию, но, как мы считаем, не совсем точен вывод Бердяева о том, что Богочеловеческий процесс целиком вытеснен из истории, и что Соловьев разочаровался в исторических задачах. У Соловьева на заре исторического процесса происходит объединение христианских конфессий в единую церковь, что есть для него достижение социального идеала и выполнение главной исторической задачи - подготовление к процессу богочеловеческому, который и начинается на заключительном этапе процесса исторического.

В своей "Истории русской философии" Н.О. Лосский отмечает, что "...основным делом жизни Соловьева стало создание христианской православной философии, раскрывающей богатство и жизненную силу основных догматов христианства, которые в умах многих людей превратились в мертвую букву,

О 1

оторванную от жизни и философии" . Создание такой философии преследовало, прежде всего, цель превращения христианства в активную идеологию, направляющего человека на любовное преобразование природы.

В указанных работах речь идет о целостном пласте русской философской культуры, о влиянии ее на Соловьева. Общий характер изложения материала в данных источниках исключает возможность детального изложения в них интересующей нас проблемы.

Четвертая группа представлена исследованиями русского космизма как особого направления в русской философии конца XIX - первой половины XX века (Алешин А.И., Гаврю-шин Н.К., Гиренок Ф.И., Мапельман В.М., Семенова С. С. и другие).

Ф.И. Гиренок в своей статье "Интуиции русского космизма" развивает мысль о том, что в русском космизме возрождается космоцентризм древних греков, однако с оставлением возможности для свободного доопределения мира человеком22.

С.С. Семенова в статье "Активное христианство Н.Ф. Федорова в контексте нашего времени" проводит отличие космоса русских космистов, а в их числе и Соловьева, от космоса античных авторов. Отличие это, по мнению Семеновой, заключается в признании мира одновременно и несовершенным, и эволюционирующим.23 Для объяснения сути русского религиозного космизма Семенова использует, очень ценное, на наш взгляд, понятие "активного христианства", в основе которого "...лежит интуиция эволюционирующего, становящегося, незавершенного универсума и видение пути к Царствие Небесному как преображающей активной эволюции"24.

А.И. Алешин в статье о русском космизме в малом энциклопедическом словаре "Русские философы" выделил ряд общих черт, характерных для большинства представителей этого философского направления, в том числе и для B.C. Соловьева. Это - космоцентризм (точнее антропоцентризм), уверенность в наличии смысловой установленности целого и определенной (космической) миссии человека, идеи эволюционизма в самом широком смысле. Кроме того в данной статье отмечается, что русский космизм как предмет истории философии сохраняет свою актуальность и еще недостаточно изу-чен25.

Из диссертационных исследований по указанной проблеме хотелось бы выделить работу Савина А.Ю. "Проблемы взаимосвязи человека и космоса в русском космизме", где автор проводит мысль о том, что "...в концепциях русских косми-стов, несмотря на большое влияние на их творчество идей социального утопизма, социального преобразования в обществе не являются самоцелью, а лишь средством достижения единения человечества для решения глобальных проблем, возникающих в результате взаимодействия с природой, космосом"26. Савин справедливо пишет, что "...в русском комизме преобладает идея о зависимости судьбы космоса от человека, его разума и воли"27. В исследовании Савина выявляются общие для всего космизма положения концепции взаимосвязи человека и космоса, выясняется философский смысл понятия "космос" в русском космизме.

В докторском диссертационном исследовании Демина В.Н. "Философские принципы русского космизма" формулируются и обосновываются принципы русского космизма как основы синтетической методологии научного познания, и выявляется

полифункциональность этих принципов. Демин обосновывает очень плодотворную мысль о том, что "философская методология, гносеология и онтология, выработанные русскими космистами в процессе обоснования ими принципов Соборности, Всеединства и разработки концепции Софийного Космоса, позволяют значительно углубить познание различных ас-

2 8

пектов природной и социальной действительности" .

В указанных работах получили свое освещение, с учетом специфики, характерной для русского космизма, проблемы статуса космоса и человека, а также их соотношения и взаимосвязи. Однако позиция Вл.С. Соловьева по этим вопросам в данной группе литературы подробно не исследуются .

Пятая группа объединяет исследования проблемы перспективы развития человека и человечества (Казначеев В. П., Моисеев H.H., Назаретян А., Урсул А.Д. и другие) .

Для этих авторов характерно рассмотрение вопросов, смежных с затрагиваемыми в диссертации. Они помогают более полно представить роль и место взглядов Вл.С. Соловьева в современном процессе выработки глобальной стратегии выживания человечества.

Так, например, определенный интерес для нашего исследования представляет дискуссия о гуманизме, развернутая на страницах журнала "Общественные науки и современность" после публикации в нем статьи А. Назаретяна "В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма"29. Автор писал, что "...человек - не венец творения, величие и перспективы бессмертия человека в том, что его разум способен создать нечто более совершенное, чем он сам"30. Взгляды Назаретяна и тех, кто поддержал его в этой дис-

куссии, как мы считаем, очень созвучны учению о сверхчеловеке эсхатологии Соловьева. Мы отдаем себе отчет, в том, что необоснованно проводить прямые параллели между столь непохожими системами мысли, но универсальность философии Соловьева заключается как раз в том, что, во-первых, он сам находил истину в самых противоречивых идеях, а, во-вторых, его собственные идеи находят отклик у мыслителей самого разного толка.

Перекликаются воззрения B.C. Соловьева и с идеей ноосферы, хотя прямых параллелей проводить, конечно, нельзя. Так, H.H. Моисеев в работе "Человек и ноосфера" пишет: "Идея конечной цели, некой финальной логики в развитии универсума, приводящей к торжеству единого Разума, - красивая и мнящая мечта. Можно понять ее последователей. Но разделять подобные взгляды я не могу"31. Если для Соловьева вопрос о возможности достижения предельного совершенства мира был решенным, то в учении о ноосфере (в светской ветви этого учения)чаще имеет место осторожное отношение к этому вопросу и эволюция видится как "бесконечно развивающийся процесс самоорганизации"32.

В результате изучения литературы автор пришел к выводу, что проблема взаимосвязи человека и космоса в творчестве Вл.С. Соловьева не рассматривается в достаточной мере. Однако, ее оригинальное решение составляет один из существенных элементов философской позиции великого русского философа. Плодотворное использование философского наследия Вл.С. Соловьева полезно в ходе философского осмысления глобальных проблем, вставших перед современным обществом.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования -; выявить суть, основное содержание и особенности интерпретации Вл.С. Соловьевым идеи единства человека и космоса.

В соответствии с целью диссертации решаются следующие основные задачи:

1. Определить основные методологические особенности построения концепции общеприродного, индивидуального и общественного развития в философии Вл.С. Соловьева, определить их онтологические основания и значение для решения проблемы соотношения человека и космоса.

2. Охарактеризовать содержательный статус таких понятий философской системы Вл.С. Соловьева, как «космос» и «природа».

3. Выделить особенности соотношения понятий «человек» и «космос» в философии Вл.С. Соловьева.

4 . Интерпретируя идеи философа, охарактеризовать его позицию по поводу роли человечества как особого космооб-разующего элемента мироздания.

Методологическая основа диссертационного исследования. Для решения задач диссертационного исследования использовался метод историко-философской реконструкции, включающий в себя методики первичного (при изучении источников) и вторичного (при использовании критической литературы) анализа данных.

Кроме того, на базе комплексного подхода, были привлечены методы имманентного интерпретирующего и компаративистского анализа и синтеза как способа соединения результатов исследования материала.

В качестве источниковой базы диссертации выступают работы Вл.С. Соловьева, в которых философские аспекты проблемы взаимосвязи человека и космоса занимают принципиальное место.

Научная новизна диссертации.

1. Выявлены основные методологические особенности философского рассмотрения Мирового процесса Вл.С. Соловьевым. Основной из них является своеобразный органицизм, т.е. рассмотрение Мирового процесса через призму концепции организма.

2. Уточнен содержательный статус понятий «природа» и «космос» в философских построениях Вл.С. Соловьева. Понятие «природа» означает сущее, пребывающее в хаотической разрозненности, под которой Соловьев понимает его материально-вещественное состояние, наличие «двойной непроницаемости» (во времени и пространстве) между всеми материальными объектами. «Космос», в противоположность «природе»*, воплощает в себе красоту и упорядоченность. Космос -это цель развития природы. Первоначальное состояние природы - хаос; процесс ее развития - становление космоса из хаотичной природы. Иными словами, природа становится космосом через преодоление хаоса. Постепенное преодоление хаоса материальности, розни и эгоизма происходит в результате нарастания системности в природе.

3. Установлено что соотношение человека и космоса в философии Вл.С. Соловьева реализуется посредством понятий «упорядоченная и прекрасная природа», «человечество», «Богочеловечество» и «София».

4. Доказано положение о том, что в философской системе Вл.С. Соловьева человечество рассматривается как особый

космообразующий элемент мироздания. Философ проводит мысль о зависимости дальнейшей мировой эволюции от свободной деятельности человека, что позволяет решить проблему соотношения человека и космоса в ключе признания осуществления свободной человеческой воли как необходимого условия позитивного развития космологического процесса .

5. В диссертации, в результате интерпретации взглядов Вл.С. Соловьева, выделено внутренне дифференцированное тождество понятий «человек» и «космос». Как результат эволюции, человек-индивидуум есть космос, а как единичное существо - элемент хаотической природы. Через Человека (всеединого Человека-Богочеловечество, Софию, как воплощенное всеединство) , а вернее, в его лице, весь мир должен стать причастным Богу, обрести единство, иными словами, стать космосом. В философских построениях Вл. Соловьева космос, как ставшее, есть человек, как становящееся,

- человечество и, в эсхатологической перспективе, - Бого-человечество. Человек также, как ставшее, есть космос, как становящееся, - социальный космос и, в сверхистории,

- космос Богочеловеческий.

Научно-практичеекая значимость исследования.

Концепция соотношения человека и космоса, содержащаяся в философской системе Вл.С. Соловьева, может использоваться в качестве методологической базы при решении проблем освоения космического пространства и глобальных проблем современности. Теоретические и методологические выводы работы позволяют наметить новые пути в исследовании вопросов места и роли творчества Вл.С. Соловьева в русской и мировой философской мысли.

Положения диссертации могут быть использованы в ходе преподавания философии (история русской философии, социальная философия, онтология), социологии (при рассмотрении вопросов истории социологической мысли, социологии культуры и социологии личности), концепций современного естествознания (вопросы происхождения вселенной, эволюции, возникновения жизни, пространства и времени и т.д.). Полученные результаты могут быть привлечены при выработке современной оценки состояния России и перспектив ее развития .

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Равицкий, Андрей Дмитриевич

Заключение

Всеединство Мирового процесса, по Соловьеву, заключается в том, что весь мир принципиально един. Абсолютное первоначало, "позитивное ничто" трактуется им как непостижимое сверхсущее, которое есть лишенное всяких предикатов первоначало, стоящее над всякой определенностью, множественностью и обособленностью. Множественность есть его необходимое обнаружение. Необходимость обнаруже-. ния Абсолюта объясняется тем, что без этого обнаружения он не мог бы быть Абсолютом, а был бы несовершенной «бессильной сущностью». Мировой процесс, в свою очередь, есть пространственно-временное, феноменальное проявление этой множественности. Множественность, которая в вечности находится в полном согласии с единым, в пространстве и времени распадается на эгоистические, разрозненные и враждующие друг с другом элементы. Начало Мировому процессу положило распадение «Божественного организма», т.е. органического, живого всеединства: обладающая свободой Мировая душа отпала от Божества, что стало причиной появления пространственно-временной природы, в которой царит хаос, т.е. двойная непроницаемость в пространстве и времени. Суть Мирового процесса заключается в стремлении природного мира к единству, в преодолении им собственной разрозненности, своего недолжного состояния, воссоздание первоначального органического всеединства мира. Таким образом, всеединство Мирового процесса заключается в том, что, во-первых, он есть пространственно-временное проявление множественного обнаружения всеединого Абсолютного первоначала, а во-вторых, он есть стремление к органическому всеединству (т.е. к всеединой множественности), становление которой и составляет сущность Мирового процесса .

Одной из важнейших особенностей философского мировоззрения B.C. Соловьева является его убежденность (носящая, преимущественно, религиозныи характер) в том, что несовершенный мир станет совершенным, что недолжное станет должным, неблагое - благим.

Соловьев понимал под природой все сущее, понятие "космос" в его философской системе имеет иной смысл. Если природа есть хаос, т.е. недолжное, недостойное бытие, стремящееся к бытию должному и достойному, то космос -это единство, т.е. упорядоченность и совершенный вид мира-природы. В философской системе Соловьева можно выделить три аспекта понятия "космос". Первый аспект - это космос как желаемое единство природы, достигнутая цель мирового процесса (Благо); второй - космос как субъективно представляемое единство природы (Истина); и третий -космос как реально произошедшее воплощение единства в природе (Красота). Упорядочивание мира и приведение его в совершенный вид происходит постепенно (По мнению Соловьева в силу свободы), так же постепенно происходит становление космоса.

У Соловьева происходит условное удвоение Абсолюта в модусах сущности и становления, т.е. суть Мирового процесса заключается в том, что в природном хаосе происходит становление второго Абсолюта, происходит становление Космоса .

Человек - вершина биологической стадии Мирового процесса. Появление человека знаменует собой, по B.C. Соловьеву, окончание космогонического процесса. Далее начинается процесс исторический. Поскольку космогонический процесс завершился, то, следовательно, появился реальный космос, т.е. реальное воплощение единства (т.е. божественной идеи в форме красоты) в природе. Поскольку природа есть недолжное состояние мира, а космос - результат процесса становления в ней должного состояния, то полный и окончательный переход от природы к космосу означал бы завершение Мирового процесса. Однако B.C. Соловьев говорит одновременно и о завершении космогонического процесса (с появлением человека) и о продолжении миротворения. Именно в человеке наиболыие воплощение нашла идея организма. Тело человека - прекраснейшая из телесных форм. Вся же остальная природа пребывает в хаосе. Человек - это реальный космос в хаотической природе. Иного реального космоса нет. Миротворение продолжается, т.к. космос как желаемое - есть воплощение красоты во всей природе, а не в отдельном, пускай и прекрасном организме. Полнота бытия космоса заключается в преодолении различия между космосом-Благом, космосом-Истиной и космосом-Красотой. Все должно достичь единства, т.е. стать космосом. Природе должно очеловечиться, а человек должен преодолеть в себе эгоизм. До появления человека стремление природы к единству было бессознательным и впервые в человеке это стремление приняло форму сознания и свободной деятельности. Человек есть свободный представитель Абсолюта в тварном мире. Нравственная задача и смысл человеческого существования заключаются в свободном и сознательном осознании необходимости должного.

Понятие София в системе Соловьева выполняет роль многозначного и многофункционального понятия, играющего важную методологическую роль. В своей софиологии B.C. Соловьев пытался избежать двух крайностей: пантеизма и дуализма. Если в первом признается принципиальное единство творца и твари, а цель и смысл мирового процесса заключается в слиянии творения с безличным абсолютом, то во втором, напротив, констатируется наличие непреодолимой преграды между абсолютным и относительным мирами. София-Премудрость Божия - это провозглашение не только и не столько связи абсолютного первоначала и природного мира (что в логически-завершенной форме есть пантеизм), сколько утверждение возможности действительного преображения мира, который в лице своего сознательного представителя -человека - есть не только образ, но и подобие Бога, а значит, природный мир способен уподобиться божеству, преодолев собственный хаос и став космосом. Душа мира, или "противообраз" Софии, постепенно освобождается от хаоса с тем чтобы приблизиться к своему первообразу - Вечной Софии и отождествиться с ней. Материя у Соловьева не сводится к идеальному и не упраздняется последним. Смысл мирового процесса в установлении любовных отношений между творцом и тварью, поскольку любовь, т.е. жертва эгоизма ради другого - это и есть Бог, это и есть единство или всеединство, это и есть Космос как Благо, Истина и Красота. В решении проблемы соотношения человека и космоса наиболее важен богочеловеческий аспект понятия Софии. В этом аспекте София понимается как единство мира и Бога, достигнутое в результате Мирового процесса. Природа, пребывающая в хаосе, (т.е. мировая душа, одолеваемая антибожественной силой) бессознательно стремится к единству со своим первообразом - Софией, т.е. вечным и необходимым множественным обнаружением или телесным осуществлением Абсолюта. В человеке это стремление приобретает форму сознания и свободной деятельности. В человеке, прекраснейшем из организмов, природа, т.е. мировая душа, преодолела хаос и стала космосом, в нем природа находит единство с Богом. Явившийся в истории Богочеловек есть личное обнаружение вечной небесной Софии. Дальнейший ход мирового процесса определяется свободной деятельностью человека, цель и смысл которой - Богочеловечество, т.е. не только установление связи природы и божества, что является необходимым условием дальнейшего развития и уже достигнуто в человеке, а осуществление этого единства в действительности (т.е. становление космоса во всей природе) и установление личных отношений между Абсолютом и Космосом, т.е. природой, полностью преодолевшей в себе злое эгоистическое начало хаоса, что возможно только в человеке и через человека, но не через эгоистического индивида, а через человечество, как духовное единство всех людей.

Связь эпох, культур, поколений, понималась Соловьевым как связь необходимая, органическая. Для Соловьева, который был твердо уверен в том, что весь мир, собственно, есть восстанавливающийся организм, самоочевидной являлась и мысль о действительности общечеловеческого организма, единого Человечества. Для всего творчества Соловьева характерен примат должного над данным. Относится ли это к природе, человеку или человечеству: всегда эмпирически данному соответствует свое должное: природе - космос, человеку - сверхчеловек, человечеству - Богочеловечество.

Суть исторического процесса, следующего за космическим процессом, - подготовление рождения человека духовного. Духовный человек - это духовный космос, Богочеловечество. Но исторический процесс не завершается его рождением, а является лишь подготовлением этого рождения. Конец исторического процесса, а именно явление, прославление и крушение антихриста, знаменует собою начало собственно Бого-человеческого процесса - становления в природе Богочело-вечества - духовного всеединого человека, духовного космоса .

Зло есть причина природы, поэтому оно имеет доприрод-ную сущность, и бороться с ним следует, имея точку опоры "в ином порядке бытия". Зло - реальная сила в историческом процессе, а не только недостаток добра. "Крайнее" зло есть смерть, постоянно побеждающая жизнь. Бороться со злом необходимо, в этом залог полной и окончательной победы добра: воскресения всех для вечной жизни. Воскресение Одного (Христа, сына Бога, в котором полнота Божества обитает телесно) уже свершилось в середине истории. Суть христианства, по Соловьеву, заключается в том, чтобы верить в то, что Христос, сын Божий действительно воскрес, и в то, что грядет воскресение всех во Христе. Воскресение всех во Христе, т.е. победа над злом - цель Богочело-веческого процесса.

История, по мнению Соловьева, близится к своему концу. На заключительном этапе исторического процесса, как он представляется B.C. Соловьеву, является и торжествует гениальный великий сверхчеловек, Антихрист, который сумел решить две основные проблемы, вставшие перед человечеством: проблему всеобщего мира и проблему всеобщей сытости.

Однако, религиозный вопрос (для Соловьева самый главный) Антихрист решить не смог. Истинные христиане, возглавляемые духовными лидерами протестантизма, католичества и православия, объединяются. Так образуется истинная вселенская Церковь, что знаменуется явлением небесной Софии. Таким образом, на заключительном этапе исторического развития совершается осуществление главной исторической задачи - образование истинной вселенской церкви, т.е. идеального социального организма, как результата свободной деятельности истинных христиан, направленной против полного воплощения зла - Антихриста, что является необходимым условием его крушения. В заключение является Христос и воцаряется на тысячу лет, начинается собственно Богоче-ловеческий процесс, т.е. становление Богочеловечества. Зло, как пишет философ, получает свой смысл или окончательное объяснение своего бытия в том, что оно служит все большему и большему торжеству, реализации и усилению добра.

Эсхатология Владимира Соловьева, таким образом, - это учение о конце истории, но не о конце мирового процесса. Цель Мирового процесса - установление мирового всеединства, завершение процесса становления Богочеловечества, т.е. "переход" природы в Богочеловечество. В конце мирового процесса Соловьев видел не повторение его начала, а нечто новое - очеловечивание природы и установление любовных личностных отношений между ней и Абсолютом. Одухотворение материи (мировой души) для Соловьева - это не поглощение последней идеальным началом, а приведение ее в совершенный вид - живого организма, упорядоченного и прекрасного Богочеловеческого Космоса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Равицкий, Андрей Дмитриевич, 1999 год

Библиографический список использованной литературы

1.Акулинин В.H. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. - 158 с.

2.Александров H.A. К познанию истинной сущности челове-ка//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений участников Первого российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.) в 9 томах. - Т. 8. - Спб. , 1998. - 288 с.

3.Алешин А.И. О феномене "русского космизма"//Философия русского космизма. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С.26-51.

4. Амфитеатров A.B. B.C. Соловьев (Встречи)//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С.316-328 .

5.Антонов В.Ю. Творящее впечатление. «Философия» паники в эпоху катастроф. - Саратов, 1997. - 156 с.

6.Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000. - М.: Мысль, 1986. - 204 с.

7.Асанбаева Г. Д. Гуманизм этики Вл. Соловьева: дис. канд. фил. наук: (09.00.03). - М., 1990. - 177 с.

8.Асмус В.Ф. B.C. Соловьев: Опыт философской биографии/ /Вопросы философии. - 1988. - № 6.

9.Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. - М., 1994.

10. Асмус В.Ф. Соловьев В.С.//Философская энциклопедия. М. , 1970. - Т. 5. - С. 51-56.

11. Ахутин A.B. Понятие "природы" в античности и Новое время. - М.: Наука, 1988.

12. Баркадзе А.Т. Проблема человека в философии В. Соловьева /Крит, анализ/: Дис. канд. фил. наук. - Тбилиси, 1972. - 204 с.

13. Барулин B.C. Социально-философская антропология: общие начала социально-философской антропологии. - М., 1994. -252 с.

14. Безобразова М.С. Воспоминания о брате Владимире Со-ловьеве//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 72-111.

15. Велик A.A. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? - М., 1990. - 141 с.

16. Белый А. Владимир Соловьев. Из воспоминаний//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. -С. 277-282.

17. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. - Репринтное издание 1914 г. - М. : Политиздат, 1990. - 415 с.

18. Бердяев H.A. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева//Книга о Владимире Соловьеве. М., Советский писатель, 1991. - С. 355-373.

19. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. - М., 19 98. 624 с.

20. Блок А. Рыцарь-монах//Сборник статей о В. Соловьеве. -Брюссель, 1994. - С. 126 - 135.

21. Бондарев П. Б. Философия истории B.C. Соловьева: Дис. канд. фил. наук: 09.00.03. - Краснодар, 1996. - 136 с.

22. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропосо-фия//Вопросы философии. - 1995. - № 7. - С. 79-97.

23. Бори П.Ч. Новое прочтение "Трех разговоров" и повести об антихристе Вл. Соловьева, конфликт двух универсализ-мов//Вопросы философии. - 1992. - № 9. - С. 27-36.

24. Булгаков С. Н. Природа в философии Вл. Соловье-ва//Сборник статей о В. Соловьеве. - Брюссель, 1994. -266 с.

25. Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 389-447.

26. Василенко Л. И. Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции//Философия русского космизма. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С. 290-301.

27. Васильев Т.С., Орлов В. В. Проблема соотношения биологического и социального. - Пермь, 1996. - 96 с.

28. Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб., 1902.

29. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 519 с.

30. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. - М. : Политиздат. - 1990. - 296 с.

31. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм: (социологический аспект) /Челябинск, 1995. - 219 с.

32. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космоплане-тарный феномен. - Ростов-на-Дону. - 1993. - 187 с.

33. Гаврюшин Н. К. Прозрения и иллюзии русского космиз-ма//Философия русского космизма. - М. : Фонд "Новое тысячелетие",, 1996. - С.96-107.

34. Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева//Вопросы философии. - 1998. - № 4. - С.75-94.

35. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. - М. : Республика, 1997. - 26, 04 усл. печ. л „

36. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Со-ловьева//Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 47- 54.

37. Гарин И.И. Владимир Соловьев. - Харьков, 1994. - 240 с.

38. Гец Ф.Б. Об отношении Вл. Соловьева еврейскому вопросу. - Берлин, 1925.

39. Гизетти A.A. П.Jl. Лавров и Вл. Соловьев. Опыт сравнительной характеристики. - Пб., 1922. - 19 с.

40. Гиренок Ф.И. Русские космисты//Философия и жизнь. 1990. - № 2.

41. Гиренок Ф.И., Интуиции русского космизма//Философия русского космизма. - М. : Фонд "Новое тысячелетие", 1996.

- С. 264-289

42. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М: Прогресс, 1990. - 497 с.

43. Голубев А.Н. Понятие о личности в этике Владимира Со-ловьева//Вопросы философии. - 1978. - № 3.

44. Голубев А.Н., Коновалова Л.В. Владимир соловьев и его нравственная философия: Вступительная статья//Соловьев

B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. - М.: Республика, 1996. - С. 5-17.

45. Гринфельд-Зингрус Т. Я. Вл. Соловьев, В. Розанов, М. Пришвин: понимание красоты в природе. - Сыктывкар, 1995.

- 24 с.

46. Гулыга A.B. B.C. Соловьев //Литературная газета. 1989. - 18 января.

47. Гулыга A.B. Поиски абсолюта//Новый мир. - 1987. - № 10 .

48. Гулыга A.B. Философия любви//Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1, 2-е изд. - М., 1990.

49. Гуревич П. С. Гуманизм и вера: (Дискуссионные вопросы взаимоотношений современного религиозного сознания и светской гуманистической традиции). - М: Знание, 1990. -63 с.

50. Давыдов Н.В. Из воспоминаний о B.C. Соловьеве//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991.

C. 283-291.

51. Делокаров К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис//Общественные науки и современность. - 1994. - № 2.

52. Демин В.Н. Философские принципы русского космизма: Ав-тореф. дис. докт. фил. наук. - М., 1996. - 34 с.

53. Денисов С.Ф., Денисов JI.B. Человеческое и животное в человеке. - Омск, 1995. - 183 С.

54. Ельцов К.К. Сны нездешние//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 112-155.

55. Захаров A.A. Историко-философская концепция B.C. Соловьева/А.А. Захаров. - М., 1998. - 239 с.

56. Захарова Т.Г., Захаров A.A., Борчиков С.А., Подзолоко-ва Н.А Размышления о. . . : Платон, Соловьев, Шпенглер, Кун. - М., 1998. - 71 с.

57. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. Пер. с англ. - М.: Московский рабочий, 1995. -212 с.

58. Иванов В. Н. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания/'/Сборник статей о В. Соловьеве. -Брюссель, 1994. - С. 45-61.

59. Иванов В.Н. Философия Владимира Соловьева. - Харбин, 1931 - 19 с.

60. Из протоколов Вольфилы: заседание "Памяти Вл. Соловье-ва"//Вопросы философии. - 1997. - № 1. - С. 138-14 9.

61. История русской философии: Состояние и перспективы изучения: «Круглый стол»//Философские науки. - 1989. - № 8. - С. 69-99.

62. К исследованию жизни и творчества Вл. Соловьева. Документы и материалы (Предисловие к публикации Ю.Н. Сухарева) //Вопросы философии. - № 2. - С. 13 6-141.

63. Казначеев В.П. Феномен Человека: космические и земные истоки. - Новосибирск, 1991.

64. Казначеев В.П., Спирин Г. А. Космопланетарный феномен человека. - Новосибирск, 1991.

65. Каэлас А. Владимир Соловьев как мыслитель и моралист. Калуга, 1908.

66. Клайн Дж. JI. Гегель и Соловьев//Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 84-93.

67. Козырев А.П. Гностические влияния в философии Владимира Соловьева: Дис. канд. филос. наук.: 0 9.00.03. - М., 199. - 225 с.

68. Кони А.Ф. Из статьи «Вестник Европы»//Книга о Владимире Соловьеве. - М. , Советский писатель, 1991. - С. 193200.

69. Косов Ю.В. В поисках стратегии выживания: Анализ концепций глобального развития. - СПб., 1991. - 119 с.

70. Кохановский В. П. Диалектика Владимира Соловьева: Рациональное содержание и актуальный смысл. - Ростов-на-Дону, 1995. - 118 с.

71. Кравченко В. В. Мистицизм в русской философской мысли XIX - начала XX веков. - М., 1997.

72 „ Кравченко В.В. Последняя любовь философа (Вл. Соловьев в Финляндии) /'/Философские науки. - 1989. - № 1. - С. 7791.

73. Круковский A.B. Владимир Соловьев как мыслитель и человек. - Вильно, 1905.

74. Кувакин В.А. Русская философия как область изучения и духовная ценность//Философские науки. - 1989. № 8. - С. 61-64 .

75. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. - М., 1988. - 62

с „

76. Кузнецова В. В. Человек в контексте социальных форм жизнедеятельности. - Саратов, 1995. - 128 с.

77. Кузьмин-Караваев В.Д. Из воспоминаний о Владимире Сергеевиче Соловьеве//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 253-262.

78. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. — Н. Новгород, 1994. — 199 с.

79. Кутырев В. А. Становление ноосферы: надежды и угро-зы//Философия русского космизма. - М. : Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С. 316-325

80. Лейбин В. Экология духа: от самоуничтожения к самоспа-сеник^/Общественны е науки о современность. - 1992. - № 5. - С. 163-168.

81. Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьеве и эстетика жизни. (По двум письмам). - М., 1912. - 40 с.

82. Лесков Л. Мост в будущее - ноосфера?//Религия и наука. - 1996. - № 1. - С. 20-22.

83. Лефевр В.А. Космический субъект. - М., 1996. - 183 с.

84. Лихачев Д. С. Экология - проблема нравственная//Наше наследие. - 1991. - № 1.

85. Лопатин Л.М. Памяти Вл. С. Соловьева//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 348456.

86. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука//Бытие имя, космос. - М., 1993.

87. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. - 2-е изд. доп. - М.: Мысль, 1994. - 230 с.

88. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Прогресс, 1990. - 720 с.

89.' Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловье-ва//Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. Т. 1, 2-е изд. — М., 1990.

90. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

91. Лосский H.O. История русской философии. - М.: Сов. писатель, 1991.

92. Лукьянов С.М. О Вл. Соловьеве в его молодые годы: В 3-х книгах. - М.: Книга, 1990.

93. Маковский С. К. Владимир Соловьев и Георг Бран-дес//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 214-226.

94. Маковский С.К. Последние годы Владимира Соловье-ва//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 227-252.

95. Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент: Монография. - М., 1998. - 242 с.

96. Макшеева H.A. Воспоминания о B.C. Соловьеве//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. -С. 266-276.

97. Мапельманв .М. Этико-экологические тупики русского космизма//Общественные науки и современность. - 1996. - № 1. - С. 138-147.

98. Марцкиновский В.Ф. B.C. Соловьев и Евангелие. - М., Протестант, 1991. - 63 с.

99. Маслеев А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм. - Екатеринбург, 1996.

100. Маслобаева О.Д. Российский органицизм и космизм XIX -XX вв.: эволюция и актуальность. - Ч. I. - М., 1995. -67 с.

101.Межуев Б.В. Отечественные истоки философии Вл. Соловьева: социокультурный контекст 70-90-х гг. XIX в.: Дис. канд. филос. наук.: 09.00.03. - М., 1997. - 208 с.

102. Мережковский Д.С. Речь, сказанная 14 ноября 1916 года на вечере в память B.C. Соловьева//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 472-473.

ЮЗ.Мирча Элиаде. Священное и мирское/Пер. с фр. — М., 1994. - 144 с.

104. Моисеев H.H. Природа и общество: единство процессов самоорганизации//Социально-политический журнал. - 1993.

- № 4.

105. Моисеев H.H. Природный фактор и кризисы цивилиза-ций//Социально-политический журнал. - 1993. - № 9-10.

10 6. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизацион-ные разломы. Эколого-политологический анализ//Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 3-30.

107. Моисеев H.H. Третьего варианта нам не дано//Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.

108. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 351 с.

10 9. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М: Республика, 1995. - 607 с.

110. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. -Paris, 1936. - 264 с.

111.Назаретян А. "Столкновение цивилизаций" и "Конец истории" //Общественные науки и современность. - 1994. - № 6.

- С. 140-146.

112. Назаретян А. Беспределен ли человек?//Общественные науки и современность. - 1992. - № 5. - С. 176-183.

113. Назаретян А. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма//Общественные науки и современность.

- 1991. - № 6.

114. Назаретян А. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс//Вопросы философии. - 1992. - № 3.

115. Назаретян А. Человечество может избежать катастро-фы//Религия и наука. - 1996. - № 2. - С. 2-3.

116. Неретина С.С., Огурцов А.П. Космизм или персонализм: антиномии русской историософии//Философия русского космизма. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С. 204230 „

117. Никитич JI. Ценности- гуманизма универсаль-ны//Общественные науки и современность. - 1991. - № 6.

118. Никифоров Л.П. Из воспоминаний о Владимире Соловьеве// Книга о Владимире Соловьеве. - М. , Советский писатель, 1991. - С. 200-206.

119.Никифоров Н. К. Петербургское студенчество и Владимир Сергеевич Соловьев//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 165-189.

120.Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева. - М., 1901.

121. Носов А. В. Соловьев. Труды по философии, теологии и политике//Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 184-188

122.0 Владимире Соловьеве. - Томск: Водолей, 1997. - 109 с.

123.Павленко А.Н. Бытие у своего порога (посильные размышления). - М., 1997. - 211 с.

124.Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. — М., 1997. — 256 с.

125.Павленко А.Н. Космизм или антропоцентризм (современный комментарий к "Тимею" Платона)//Философия русского космизма. - М. : Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С. 348359.

126. Палимпсестов И.У. Голос мирянина. - М., 18 82.

127 о Панфилова Т. Универсальность гуманизма не исключает его ограниченности//' Общественные науки и современность . - 1992. - № 5. - С. 169-171.

128. Перепелкина Л.Д. Литературно-критическая деятельность Владимира Соловьева в системе его философских идей. -Ташрего, 1995.

12 9.Платонова А. Жертва разлада: Причина самоубийства по B.C. Соловьеву и Тютчеву. - СПб., 1908.

130. Плотин. Космогония. Пер. с англ. - М., 1995. - 304 с.

131. Полольный Р.Г. Нечто по имени Ничто. - М., 1983. - 192 с.

132.Потапенко М.И. Эстетичность основных философских идей Владимира Соловьева: Дис. канд. филос. наук.: 0 9.00.03. - М., 1997. - 235 с.

133.Пруцков Н.И. Достоевский и Владимир Соловьев: "Великий инквизитор" и "Антихрист"//Пруцков Н.И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. - Л., 1974.

134. Пугачев О. Идея бессмертия в русской религиозной философии. Конец XIX - начало XX вв. - Пенза, 1996. - 268 с.

135.Радлов Э.Л. Учение Вл. Соловьева о свободе воли. Спб., 1911. - 21 с.

136.Радлов Э.Л. Характер творчества Вл. Соловьева. Спб., 1909. - 18 с.

137.Радлов Э.Л. Характер творчества и поэзии Вл. Соловьева// Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 374-388.

138.Радьяр Д. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому: Пер. с англ. - М., 1995. - 304 с.

13 9. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев о судьбах и смысле фило-софии//Вопросы философии. - 1988. - № 8. - С. 112-118.

14 0. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев: учение о природе философского знания//Вопросы философии. - 1982. - № 6.

141. Рашковский Е.Б. Лосев и Соловьев//Вопросы философии. -1992. - № 4. - С. 141- 150.

142. Рашковский Е.Б. Современное мироздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Со-ловьева//Вопросы философии. - 1997. - № 6.

143. Религиозно-идеалистическая философия в России XIX -начала XX вв.: Критический анализ. - М., 1989. - 135 с.

144. Ремизов A.M. Философская 'натура. Владимир Соловьев -жених//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 156-164.

145.Рождествин A.C. Вл. Соловьев как поэт. - Казань, 1900.

- 20 с.

146.Розанов В.В. На панихиде по Вл. С. Соловьеве//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. -С. 340-343.

147. Розанов В.В. Памяти Вл. Соловьева//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 335-339.

148.Савин Ю.А. Гносеология истины в трудах Вл. Соловьева.

- М., 1996.

149.Савин Ю.А. Проблема взаимосвязи человека и космоса в русском космизме: Автореф. дис. канд. фил. наук. - М., 1996. - 24 с.

150.Саводник В.Ф. Поэзия Вл. С. Соловьева. - М., 1901.

151. Салтыков A.A. Белые колокольчики (Воспоминания о Владимире Соловьеве)//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 300-303.

152.Сафронов И.А. Философские проблемы единства человека и природы. - Спб, 1992. - 159 с.

153. Семенова С.С. Активное христианство Н.Ф. Федорова в контексте нашего времени/'/Философия русского космизма. -М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С.52-78.

154. Сербиненко В. В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. - М., 1994.

155.Силакова Д.В. О некоторых аспектах философии творчества B.C. Соловьева//Илиадиевские чтения: тезисы докладов и выступлений международной научной конференции (3-5 марта 1998 г.) - Курск: КГПУ, 1998. - 244 С.

156.Скобцова Е.Ю. Миросозерцание Вл. Соловьева. - Paris, 1929. - 49 с.

157.Соловьев В. С. Лекции по истории философии//Вопросы философии. - 198 9. - № 6. - С. 7 6-132.

158.Соловьев B.C. "Неподвижно лишь солнце любви...": Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современни-ков/Сост., вступит, статья, коммент. A.A. Носова. - М., 1990. - 445 с.

159.Соловьев B.C. Догматическое развитие церкви: (в связи с вопросом о соединении Церквей). - Париж; СПб., 1994. -84 с.

160. Соловьев B.C. Избранное. - М.: Сов. Россия, 1990. 496 с.

161.Соловьев B.C. Избранное. - Спб., Диамант, 1998. - 444 с.

162. Соловьев B.C. Исторические дела философии//Вопросы философии. - 198 8. - № 8. - С. 7 0-8 9.

163. Соловьев B.C. Магомет. Основатель ислама. - М., 1994.

- 107 с.

164. Соловьев B.C. О христианском единстве. - М.: Рудомино.

- 1994. - 334 с.

165. Соловьев B.C. По поводу сочинения Н.М. Минского "При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни". - СПб., 1890.

166.Соловьев B.C. Россия глазами русского. - Спб., 1991.

167. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В X т., 2-е изд. /Под. ред. и с примечаниями С.М. Соловьева и Э.Л. Радло-ва. - СПб.: Просвещение, 1911-1914.

168. Соловьев B.C. София//Логос. - 1993. - № 4. - С. 274296

169.Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. 2-е изд. — М., 1990.

170.Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. - М., 1990. - 573 с.

171. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. - М., 19 91.

172. Соловьев. B.C. Философия1, искусство и литературная критика. - Москва, 1991.

173.Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. - М., 1997. - 431 с.

174.Спиров В.В. Философия истории Вл. Соловьева в ее развитии и преемственности//Из истории русской философии XIX - нач. XX века. - М., 1969. - с. 176-202.

175.Степин B.C., Кузнецов Л.Ф. Современная картина мира, русский космизм и диалог культур "Восток-Запад"//Философия русского космизма. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С.5-25.

176.Страхов H.H. Наша культура и всемирное единство (фрагменты статьи).//Приложение к изданию: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М: Книга, 1991. - С.515-525.

177.Страхов H.H. Последний ответ г. Вл. Соловьеву . //Приложение к изданию: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М: Книга, 1991. - С.515-525.

178.Трубецкой Е. Владимир Соловьев и его дело//Сборник статей о В. Соловьеве. - Брюссель, 1994. - 266 с.

179. Трубецкой E.H. Владимир Соловьев и его дело//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991.

С. 456-471.

180.Трубецкой E.H. Знакомство с Соловьевым//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 263-265.

181.Трубецкой E.H. Личность B.C. Соловьева//Сборник статей о В. Соловьеве. - Брюссель, 1994. - 266 с.

182 „ Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл. Соловьева. - М.,

1913,

183.Трубецкой С.Н. Смерть B.C. Соловьева 31 июля 1900 г.// Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 292-299.

184. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990. - 267 с.

185. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993. - 274 с.

186. Урсул А.Д. Человек и космос. - М. Политиздат, 1976. -136 с.

187. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловье-ва//Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 59-75.

188. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. - Новосибирск: Наука. - 1996. - 829 с.

189. Философские воззрения Владимира Соловьева. Отчет о лекции проф. С.H. Булгакова в г. Киеве и стенографическая запись прений. - СПб., 1903.

190. Философский словарь Владимира Соловьева. - Ростов-на-Дону, 1997. - 464 с.

191.Флоровский Г. Новые книги о Владимире Соловьеве. Одесса, 1912.

192.Фролов Б. Реплика к дискуссии о гуманизме// Общественные науки и современность. - 1992. - № 5. - С. 172-175.

193.Хесле В. Философия и экология. - М., 1994. - 192 с.

194.Храмченко В.В. Путь Свободы в Мир Лучшей Стороны: Русский космизм. - М., 1997. - 528 с.

195.Церетелев Д.Н. Из воспоминаний о Владимире Сергеевиче Соловьеве//Книга о Владимире Соловьеве. - М., Советский писатель, 1991. - С. 304-315.

19 6.Что такое сознание: Обзор работы школы по проблемам сознания//Вопросы философии. - 1986. - № 2.

197 . Шапошников Л.Е. B.C. Соловьев и православное богословие. - М.: Знание, 1990. - 62 с.

198.Шапошников Л.Е. Философские портреты. - Нижний Новгород, 1993.

199.Шилин К.И. Русская экософия как программа экологической перестройки социализма (Обзор)//Социализм и глобальные проблемы: реферативный сборник. - М., 1990. - С. 132-172.

200.Шимин Н.Д. Целостность как феномен бытия человека: (Аксиоматика единства мужского и женского начала в Человеке) : Монография. - Н. Новгород, 1995. - 164 с.

201.Школенко Ю. Безграничность гуманизма// Общественные науки и современность. - 1992. - № 4.

202.Шкоринов В.П. Этика "всеединства" Вл. Соловье-ва//Очерки истории русской этической мысли. М., 1976. -С. 283-317.

203. Щукин П.Н. B.C. Соловьев, как религиозный мыслитель (Публичное богословское чтение). - Воронеж, 1903. - 32 с.

204. Эрн В. Гносеология B.C. Соловьева//Сборник статей о В. Соловьеве. - Брюссель, 1994. - С. 167 - 257.

205. Ярышкин В.П. Новая концепция человека. Русский космизм. Феномен пульсирующего бессмертия личности: (Сборник популярных статей). - Ижевск, 1998. -66 с.

206.Ященко A.C. Философия права Соловьева. - Спб, 1912. -

43 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.