Смыслообразующие основания песенного творчества в формировании культуры личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Попова, Лидия Михайловна

  • Попова, Лидия Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 159
Попова, Лидия Михайловна. Смыслообразующие основания песенного творчества в формировании культуры личности: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2012. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Попова, Лидия Михайловна

Оглавление

Введение

Глава I. Философско-культурологические основания интерпретации песенного творчества

1.1. Феномен песенного творчества в контексте философско-культурологического знания

1.2. Культурно-историческая дифференциация песенного творчества

Глава II. Песенное творчество и формирование смыслов культурного бытия человека

2.1. Экзистенциальные потенции песенного творчества

2.2. Аксиология песенного творчества в формировании культуры личности

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смыслообразующие основания песенного творчества в формировании культуры личности»

Введение

Актуальность исследования предопределена глубокими

социокультурными преобразованиями в России, затронувшими все сферы жизнедеятельности человека и общества, обусловившими поиск новой ценностной парадигмы, позволяющей преодолеть кризис идентичности, обрести (восстановить) и апробировать механизмы духовно-нравственного формирования и преображения личности и социума. В эпоху наступательной глобализации, техногенизации сознания, предопределивших тотальное засилье масскультуры, музыкальной индустрии развлекательного характера, одним из немногих факторов действенного противостояния антигуманистическим социокультурным процессам является музыкальная культура как универсальное средство реализации гуманистических, образовательных, культуротворческих потенций формирования гармонично развитой, духовно-нравственной личности.

Важнейшим средством преодоления духовной инертности, доминантным условием полноценного развития личности, её адаптации к изменяющимся культурно-историческим условиям жизни и труда, залогом её самосовершенствования и самовоспитания, социализации и инкультурации в палитре музыкальных предпочтений предстаёт песенное творчество, органично вобравшее в себя и транслирующее философские, религиозные, национально-этнические, нравственно-этические, художественно-эстетические знания, ценности, идеалы. В современной России, где одним из феноменальных, самых доступных средств воплощения национального и общечеловеческого опыта, запечатления истории народа и судьбы человека является песня, возрастает актуальность философско-культурологического анализа песенного творчества как смыслообразующего ресурса формирования личности, сохранения культуры, духовно-нравственного преображения общества.

Степень разработанности проблемы. В современной философско-культурологической литературе проблеме творчества как основе бытия человека и мира уделяется серьёзное внимание, что объясняется сложностью этого вида художественной деятельности. Одним из востребованных сегодня исследовательских направлений является актуализация значимости песенного творчества в жизнедеятельности человека и общества, приобретающая социологический, идеологический, морально-нравственный и иные ракурсы научного познания.

Исследование ценностных оснований песенного творчества в формировании культуры личности носит междисциплинарный характер

Теоретическая платформа диссертации формировалась на базе научных изысканий H.A. Бердяева, В.Г. Белинского, И.А. Ильина, Н.Я. Данилевского, B.C. Соловьёва, A.C. Хомякова и др., посвящённых выявлению природы творчества, закономерностей творческого процесса, изучению системы «творец - творение - рецептор», взаимоотношений творцов в пространстве культуры.

Творчество как способ познания мира в контексте художественной интуиции рассмотрено в трудах Сократа, Фомы Аквинского; в исследованиях А. Шопенгауэра, Н.О. Лосского, А.Бергсона.

Осмыслению природы музыкального, в частности, песенного, творчества, посвящены работы Аристотеля, Б.В. Асафьева, М.М. Бахтина, С. Боэция, Г. Гегеля, И.И. Земцовского, А.Ф. Лосева, М. Мамардашвили, О. Мандельштама, Ф. Ницше, Платона, В.В. Розанова, Р. Роллана, Ф. де Соссюра, Т. Тассо, Ф. Шеллинга, Л. Шестова, С. Эйзенштейна и др.

К понятию «ценность» в разработке фундаментальных основ философии музыки обращают работы исследователей в области музыкознания: М.К. Азадовского, Б.В. Асафьева, Н.М. Владыкиной-Бачинской, В.Е. Гусева, А.Н. Серова, А.Н. Сохора, В.В. Стасова, В.Н. Холоповой, Г.Г. Коломиец, Т.В. Чередниченко, В.Г. Коротыгина и др.

«Поле» разнонаправленных исследований, посвященных соотнесению понятий «творчество» и «личность», выявлению аспектов творческой деятельности, актуализации понятий «направленность личности», «творческая направленность личности», представлено в многочисленных трудах ученых сферы музыкальной психологии и педагогики (В.Б. Абелян, Е. Гембицкая, В.В. Емельянов, Д.Б. Кабалевский, В. Ландовска, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Неменский, М.С. Осенева, Е.М. Пекерская, В.И. Петрушин, В.А. Самарин, В.Д. Стрельникова и др.), раскрывших механизмы многогранного влияния творчества, творческого процесса на физический и духовный мир человека; в работах психологов (К.Б. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.П. Валицкая, Р.В. Ворович, Л.С. Выготский, Г.Г. Голубев, P.M. Грановская, В.Л. Дранков, Е.П. Ильин, К.К. Ковалев, Ю.С. Крижанская, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, H.A. Логинова, Б.Ф. Ломов, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, В.Н. Моляко, В.В. Мясищев, А. С. Пангишвили, A.B. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Теплов, Д.И. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн и др.), внесших неоценимый вклад в изучение личности, её структуры, качеств; в изысканиях педагогов (П.Н. Андрианов, Б. Буданова, И.П. Волков, В.А. Карановский, A.C. Макаренко, В.Д. Максимова, A.B. Перовский, К.С. Станиславский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Б.Л. Яворский и др.), выявлявших закономерности развития личности.

Феномену песенного творчества посвящены диссертационные исследования О.И. Алексеевой, В.Г. Антонюк, H.A. Голубевой, М.А. Гориновой, И.В. Ерещенко, И.Н. Карачарова, В.А. Котели, О.В. Скобелевой, H.A. Соломоновой, Е.В. Черновой и др.

Несмотря на наличие большого числа научных исследований и публикаций, связанных с музыкальной культурой, песенным творчеством, работ, посвящённых выявлению ценностного потенциала песенного

творчества как фактора формирования культуры личности, недостаточно. Это и обусловило ракурс нашего исследования.

Объект исследования - песенное творчество как ценностный ресурс культуры личности.

Предмет исследования - смыслообразующие основания песенного творчества.

Цель исследования - философско-культурологическая реконструкция ценностных оснований песенного творчества в формировании культуры личности.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих

задач:

1) проанализировать существующие философско- культурологические подходы к интерпретации феномена песенного творчества;

2) раскрыть природу песенного творчества в культурно-исторической дифференциации;

3) выявить проблемы взаимообусловленности личности и песенного творчества в контексте его экзистенциальных потенций;

4) осуществить анализ смыслообразующих оснований песенного творчества в формировании культуры личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, культурологические, психологические, педагогические и др. положения о песенном творчестве как ценностного ресурса человеческой деятельности; о культуре личности, зиждящейся на освоении и трансляции аксиологических оснований бытия человека и мира.

Методология исследования основана на единстве теоретико-аналитического, философско-культурологического и культурно-исторического подходов.

Сравнительно-исторический метод позволил выделить явления песенного творчества и транслируемые в них ценности, указать на

закономерности эволюции песенного творчества в аспекте обоснования появления и трансформации музыкально-поэтических форм.

Философско-культурологический метод способствовал осмыслению культурно-исторической дифференциации песенного творчества в историко-культурной рефлексии.

Диалектический метод позволил раскрыть проблемы взаимообусловленности личности и песенного творчества в социокультурном контексте.

Аксиологический и культурно-антропологический методы обеспечили осуществление анализа песенного творчества как ценностного ресурса формирования культуры личности.

Применение того или иного метода было продиктовано логикой исследования, характером рассматриваемой проблематики и спецификой конкретного материала, анализируемого диссертантом.

Научная новизна диссертационного исследования определяется целостным осмыслением смыслосодержательных оснований песенного творчества в формировании культуры личности и может быть представлена следующими результатами:

1) осуществлён философско-культурологический анализ песенного творчества в историко-культурной рефлексии, который способствовал выявлению сущностных взаимосвязей базовых понятийно-категориальных компонентов исследуемого феномена, терминологическому уточнению понятия «песенное творчество»;

2) выявлены базовые факторы культурно-исторической дифференциации песенного творчества, позволившие представить авторскую концепцию объяснения природы его многожанровости в историко-культурном контексте;

3) впервые актуализированы проблемы взаимообусловленности личности и песенного творчества в контексте его экзистенциальных

потенций, обеспечивающих смыслосодержательный универсализм песенных форм и уровень культуры личности;

4) выявлены и обоснованы смыслообразующие основания песенного творчества в формировании культуры личности, трансляции личностно-универсальных принципов бытия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Песенное творчество как смысл опорождающий культурный универсум проявляется в антропологическом, общечеловеческом (способ выявления человеческой онтологии), ритуальном, социальном (способ трансляции социокультурных оснований), экстатическом, личностном (способ выражения человеческой психики) измерениях. Выступая в качестве условия диалога, обеспечивающего бытование различных типов мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, песенное творчество обеспечивает целенаправленную деятельность личности по преобразованию бытия человека, общества и мира по законам гуманизма.

2. Песенное творчество как неотъемлемая составляющая бытия русского человека и народа, обеспечивающая формирование песенной культуры народа и личности, представляет собой диалектический процесс, обусловленный историческими, общественно-политическими, социально-культурными факторами, способствующими дифференциации словесно-музыкальных (песенных (сольных и хоровых, анонимных и авторских) жанровых форм. Каждую из них отличает определённая смысло-содержательная направленность, отражающая этапы жизнедеятельности человека, общества, государства, историю и культуру народа. Мотивированное вневременной потребностью личности и общества в культурно-исторической и национальной самоидентификации, основанное на диалоге традиций и новаций, песенное творчество базируется на свободе самовыражения, предопределённой уровнем духовно-нравственных

ценностей и эстетических пристрастий творцов и носителей песенной культуры.

3. Взаимообусловленность личности и песенного творчества в социокультурном пространстве мотивирована смыслосодержательным универсализмом песенных форм и уровнем культуры личности. Песенное творчество выступает основной движущей силой внутренней самореализации личности, самотворения и саморазвития в условиях продуктивного диалога Я с Другим, важнейшим фактором адаптации, коммуникации, инкультурации, социализации, демократичным способом выражения духовно-личностного потенциала, лаконичной формой трансляции смыслов культуры, общечеловеческих и культурно-исторических ценностей.

4. Смыслообразующие основания: онтологические, антропологические (вечные универсалии), культурно-исторические (локальные или масштабные национально-исторические ориентиры), собственно личностные (феномен личностного бытия), - обеспечивают песенному творчеству вневременный статус и востребованность как словесно-музыкальной аксиологической энциклопедии народа, транслирующей ценностно-нравственные ориентиры человека и общества, их истории и культуру

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Выводы данного исследования могут иметь теоретическое и практическое применение в самых разных областях философских исследований, культурологии, теории культуры, искусствоведении, философии музыки, других гуманитарных науках, а так же в вокально-хоровой исполнительской практике.

На основе полученных результатов могут решаться образовательные задачи, создаваться учебно-методические комплексы, разрабатываться учебные курсы дисциплин «История музыки», «Певческие стили»,

«Песенное творчество», «История искусств», «Литература», «Культурология» и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на научно-практических конференциях регионального (I научно-творческие «Маничкины чтения» «Музыкальный фольклор Белгородчины - детям» (Белгород, 2007), «Патриотизм как феномен культуры и фактор противостояния экстремизму» (с международным участием; Белгород, 2011), Всероссийского уровня («Традиционная народная культура в социокультурном пространстве региона: проблемы сохранения и развития» (Белгород, 2007), «Духовно-нравственное образование и воспитание молодежи» (Орел, 2007), «Общество, культура, образование: проблемы и перспективы развития» (с международным участием; Орел, 2009), «Социокультурное пространство регионов: традиции и современные тенденции» (Белгород, 2009), III научно-творческие «Маничкины чтения» «Музыкальный фольклор в контексте современных социокультурных процессов» (Белгород, 2009), «Ценностные ориентации студенческой молодежи в свете духовно-нравственных и культурных традиций российского общества» (Белгород, 2010).

Основные аспекты исследования нашли отражение в 12 публикациях (общий объем - 6,5 п.л. (в том числе в 3 статьях, опубликованных в журналах из списка ВАК РФ).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 152 источника. Общий объем диссертационной работы составляет 159 страниц.

Глава I. Философско-культурологические основания интерпретации песенного творчества

1.1. Феномен песенного творчества в контексте философско-культурологического знания

Социальные катаклизмы, психические потрясения, природные и техногенные катастрофы, военные конфликты и террористические акты являются следствием распада общественных связей, разрушения социальной ткани бытия человека, результатом глубокой структурной перестройки человеческой субъективности, наконец, знаками духовного, ценностного кризиса. Одним из базовых средств преодоления деструктивных процессов современности является творчество как сущностная характеристика человека и основной культурообразующий фактор, обеспечивающий появление и бытование традиций, обычаев, моральных, юридических законов и установлений, различных видов знания, наконец, всей материальной культуры, которые обусловливают противостояние асоциальным явлениям, способствуют возрождению и трансляции духовных ориентиров, нравственно-ценностной парадигмы, обеспечивают развитие личности и существование народа. Исследование творчества как средства создания и трансляции культурных ценностей отвечает насущной практической потребности в социальном управлении процессами создания и распространения культурных ценностей.

Философско-культурологический анализ феномена творчества - задача сложная, требующая не только переосмысления и обновления содержания, методов и форм воспитательной, художественной, эстетической работы, но и интегративного подхода, позволяющего синтезировать результаты исследований, которые производились представителями разных наук, пытавшихся объяснить природу творчества, выявить закономерности

творческого процесса, доказать, что творчество - «творенное, сотворенное, созидание, деятельное свойство. Творческий - ко творцу и ко творчеству относящееся»1, «созидание новых по замыслу культурных, материальных ценностей»2.

С незапамятных времен человек предстаёт в науке как субъект деятельности, способный к творчеству как к созданию нового в процессе преобразования действительности, где под «новым» подразумеваются способы действия, материальные и духовные ценности, открытия, взаимоотношения и т.д. Философия, культурология, педагогика, психология, науковедение, логика и методология сегодня по-прежнему занимаются исследованиями творчества как смысло-образующей доминанты процесса самоактуализации человека, обусловливающей формирование культуры личности, обеспечивающей реализацию ее творческого потенциала. В исследованиях ученых творчество предстает как форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития, как возникшая в труде способность человека созидать новую реальность, как познание мира в процессе художественной интуиции (концепция представителей гносеологического подхода: Платона, Шопенгауэра, Н.О. Лосского, А. Бергсона и др.), как реализация религиозно-этической интуиции (данные взгляды транслировали сторонники метафизического подхода (Сократ, Фома Аквинский, B.C. Соловьев и др.).

Постижение законов творчества, специфических аспектов процесса создания произведения как продукта немеханической деятельности требует формирования базового терминологического аппарата, конкретизации основных парадигмальных понятий: «творчество», «деятельность», «творческая деятельность», «личность».

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4 / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1991. - 645 с. - С. 376.

2 Ожегов, С.И. Словарь русского языка. 4-е изд. - М.: ЭКСМО, 2002. - 846 с. - С. 727.

Творчество появляется как деятельность порождения, оформления, упорядочивания, подражания, в частности, отражаясь в процессе возникновения бытия, моделирования Космоса. Свидетельством творческой устремленности человека на заре его существования становится миф как слово мира, обращенное к человеку, и одновременно ответ человека на это обращение, как воплощение и осуществление всеобъемлющей реальности, ориентированной на движение от Хаоса к Космосу.

Изучением природы творчества занимались античные философы: Анаксагор, Анаксимен, Анаксимандр, Аристотель и др., - философы-рационалисты: Г. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, - философы-эмпирики: Ф. Бекон, Д. Локк, Д. Беркли, - позднее И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, представители неоклассической философии: Ф. Ницше, С. Кьеркегор, 3. Фрейд, К.Г. Юнг.

Античные философы рассматривали творчество как меру познания мира. Поэтому, в частности, Гераклит в трактате «О природе» отождествляет душу человека - источник созидания и преображения Вселенной с огнем, постижение которой - очень трудный процесс: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел, столь глубока ее мера»3, тем более непостижимым становится и творчество.

Платон утверждал, что творец способен «усматривать высшую истину и, не теряя ее из виду, постоянно воспроизводить её со всевозможной тщательностью... устанавливать новые законы о красоте, справедливости, благе или уберечь уже существующие»4. Сравнив произведения Бога, плотника и художника, античный мыслитель позже пересмотрел свои позиции, утверждая, что на истинное творчество могут претендовать только творения Бога, творения же художника есть не что иное, как подражание

3

Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. - 241 с. - С. 23

4 Платон. Государство // Платон, Филеб, Тимей, Критий. Государство. - М., 1999. - 603 с. - С. 262.

творению божества. При этом творческий процесс философ определяет как создание образов вещей с помощью отражения: «Это нетрудное дело, и выполняется оно часто и быстро. Если тебе хочется поскорее, возьми зеркало и води им в разные стороны - сейчас же у тебя получится и Солнце, и все, что на небе, и земля, и ты сам, и остальные живые существа, а также предметы, растения и все, о чем только шла речь»5. Таким образом, Платон определяет два вида творчества: то, что приписывают природе, «творится божественным искусством»6, и то, что создается людьми (человеческое искусство), - а значит вполне резонно говорить о двух родах творчества: божественном и человеческом. Божественное творчество, как создатель вечных ценностей, занимает высшее положение; человек, находящийся в зависимости от божественного, может лишь подражать, если не посредством конструктивной деятельности, то созерцанием его сущности.

Один из выдающихся мыслителей античности Аристотель полагал, что «все искусства и всякое умение творить суть способности, а именно: они начала изменения, вызываемого в другом или в самом обладающем данной

п

способностью, поскольку он другое» . Ведущее место в процессе творчества мыслитель отводит душе, отмечая в своем трактате «О душе», что именно она является началом живого тела.

В «Поэтике» («Об искусстве поэзии»), книге, посвященной словесному, музыкальному и драматическому искусству, Аристотель выдвигает теорию мимесиса - подражания, различая при этом виды и роды искусства на основании средств подражания действительности: «Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и кифаристики - все они являются вообще подражанием. А отличаются они друг от друга

5 Платон. Государство // Платон, Филеб, Тимей, Критий. Государство. - М., 1999. - 603 с. -С.390.

6 Платон. Соч. в 3-х томах. Т.2. - М.,1970. - 222 с. - С. 136.

7 Аристотель. О душе // Аристотель-метафизик. Философский портал // philosophy.ru [сайт]. URL: http://www. philosophy.ru/library/aristotle/metaphisic/book09.html

тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами, или различные предметы, или различным, но не одним и тем же, способом. Подобно тому, как (художники) воспроизводят многое, создавая образы красками и формами, одни благодаря теории, другие - навыку, а иные природным дарованиям, так бывает и в указанных искусствах»8. Для Аристотеля деятельность поэта, излагающего свои мысли в поэтической (собственно художественной) форме, отлична от деятельности философа и ученого. Сравнивая труды Гомера и Эмпедокла, мыслитель утверждает, что «одного справедливо назвать поэтом, а другого скорее натуралистом, чем поэтом». Задача поэта, по мнению Аристотеля, состоит в изображении не происшедшего, а того, «что могло бы случиться, о возможном по вероятности или необходимости». При рассмотрении поэзии как искусства изображения возможного обнаруживается определенный критерий «поистине нового» и своеобразие «поля деятельности» человека-творца.

Таким образом, античное понимание творчества основано на главенстве божественного в процессе созидания. Человек, занимающийся искусством в момент озарения и вдохновения «одержим» Богом, божественный дух направляет творца на тот путь, по которому он идет. Но созданное человеком всего лишь подражание, повторение, воспроизведение, отражение идеи, пусть и божественной, но это всего лишь повторение. Подтверждением может служить общеизвестный миф о Галатее, согласно которому лишь боги могут вдохнуть жизнь в прекрасную статую, созданную Пигмалионом, тем самым подтверждая слабость творческого потенциала художника по сравнению с божественной мощью.

Нам известна, дошедшая до наших дней, точка зрения позднеримского философа античности Боэция. В «Комментарии к Порфирию» мыслителем предпринята попытка уделить внимание творческому началу человеческой

о

Аристотель. Поэтика // Аристотель-поэт. Философский портал // philosophy.ru [сайт]. URL: http://www.philosophy.ru/library/aristotle/poet.html

души: «Деятельность человеческой души протекает всегда либо в восприятии присутствующих, либо в осмыслении от отсутствующих, либо в разыскивании и исследовании неизвестного, поскольку разумная душа стремится употребить все свои усилия на две вещи: во-первых, на то, чтобы путем достоверного исследования достичь знаний природы вещей; во-вторых, она всегда стремится прежде всего сделать достоянием знания все то, что впоследствии проверит обычай и утвердит нравственный закон»9. Основная мысль его учения: «Ткань философских рассуждений нужно начинать с основы - человеческой души»10 представленной мыслителем как активное начало с уточнением, что высшая душевная сила - разум -проявляется «в восприятии присутствующих... в осмыслении отсутствующих... в исследовании неизвестного». «Боэций выделил направленность деятельности души, то есть способность ориентироваться на определенную потребность и тем самым определить цели стремления души»11.

Позднеантичный философ, основатель философского течения неоплатонизм Плотин начинает отталкиваться от платонического понимания творчества. Несмотря на признание подражательности искусства в основной массе произведений, он приходит к мысли о творчестве как о процессе создания нового, споря в этом плане со взглядами Платона: «Тем же, кто пытается унизить искусства указанием на то, что они подражают природе, мы можем ответить, что все вещи, которым искусства подражают, сами суть образы высших первообразных сущностей; затем, что они, воспроизводя вещи, не останавливаются на одной только видимой их стороне, но восходят и к тем принципам, на которых основывается их природа; наконец, что они

9 Боэций. Комментарий к Порфирию // «Утешение философии» и другие трактаты. - М., 1990.-316 с.-С. 7.

10 Там же. - С. 5.

11 Майоров, Г.Г. Судьба и дело Боэция // «Утешение философии» и другие трактаты. -М., 1990.-375 с.-С. 356.

иногда и в собственном смысле творят новое, когда, например, прибавляют то, чего недостает для совершенства предмета, и это потому, что обладают в самих себе красотой. Фидий, например, создал фигуру Зевса, совсем не имея пред глазами чего-либо чувственного, но изобразил Зевса таким, каким представлял его себе, каким он нам явился бы, если бы мог быть видим глазами»12.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Попова, Лидия Михайловна

Заключение

На основании осуществлённого нами анализа констатируем, что проблема творчества, в том числе и песенного, во все времена интересовавшая мыслителей, сегодня актуализирована не только в связи с поиском нового в музыкальной культуре как отражения красоты, гармонии, истины, но и ввиду постоянной потребности в раскрытии человеком своей индивидуальности, развития заложенных в нём возможностей, создания условий для их реализации, связанных с разрешением бытовых и бытийных противоречий.

Песенное творчество каждого человека, начинающееся с движения от незнания к знанию, с поиска ответов на неясные вопросы, с поиска истины, требующее предельной мобилизации физических, интеллектуальных, нравственных, духовных сил и самоотдачи, выступает основной движущей силой внутренней самореализации личности.

Как объект специфической деятельности человека, песенное творчество обеспечивает процесс создания новых музыкально-поэтических произведений, разнообразных по своему идейно-эмоциональному содержанию и особенностям форм.

Выступая как культурообразующий, человекотворческий универсум, песенное творчество реализуется в трех измерениях:

- антропологическом, общечеловеческом (как способ выявления человеческой онтологии);

- ритуальном, социальном (как способ трансляции социокультурных оснований);

- экстатическом, личностном (как способ выражения человеческой психики).

Обеспечивая диалог, бытование различных типов мировоззрения:

космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, - песенное творчество

обусловливает целенаправленную деятельность личности по

143

преобразованию существующего, созданию нового на основе системы ценностных ориентиров.

Явившись результатом рефлексивного постижения бытия человека и мира, песенное творчество выступает транслятором природного и социального мира, фактором постоянного придания миру новизны -неотъемлемого атрибута творчества, являющегося критерием развития не только человека, личности, но человеческой культуры и общества в целом. Благодаря песенному творчеству актуализируются смысл бытия человека, ценности человеческой деятельности, в которой песня выступает и их составляющей (частью), и их условием.

Песенное творчество, вобравшее в себя антропологический, ритуальный и экстатический аспекты, бытует как смыслопорождающий культурный универсум, обладающий музыкально-поэтической, философско-культурологической ценностью, способствующей познанию и овладению опытом через знание и способы применения этого знания; актуализации аксиологем, онтологических и антропологических универсалий, культурно-исторических и индивидуальных явлений; трансляции уникального смысла бытия человека, его деятельности и назначения на земле; креативному овладению собственными способностями; интериоризации средств деятельности человека, влияющих на развитие его духовного мира; преобразованию внутреннего мира человека и его социокультурной среды.

Песенное творчество, отражающее основные моменты жизнедеятельности человека, его духовно-личностный потенциал, фиксирующее смыслы культуры, общечеловеческие и культурно-исторические ценности, важные для социума, исторические вехи государственного развития, превратилось в словесно-музыкальную аксиологическую энциклопедию народа и мира, транслирующую ценностно-нравственные ориентиры как основу существования человека и народа, истории и культуры.

Так сложилось исторически, что благодаря песенному творчеству осуществляется диалог Я с Другим, который в настоящий момент является альтернативой эпохе стандартизации и глобализации, ситуации омассовления сознания; музыкально-поэтической основой гражданского общества, механизмом самотворения и саморазвития, действенным фактором преодоления проблем и конфликтов в современном социокультурном пространстве, уникальным ценностным ресурсом.

Проблема взаимообусловленности личности и песенного творчества в начале XXI в. предопределена не только поиском чего-то нового, красоты, гармонии, радости как источников бытия человека и общества, но и необходимостью сохранения культурно-исторической самости, способности к национально-культурной самоидентификации; потребностью в реализации человеком в нынешней техногенной, антигуманной цивилизации своей индивидуальности, развитии заложенных в нём специфических возможностей и дарований.

Песенное творчество выступает и как процесс познания и овладения опытом через знание и способы применения этого знания, и как процесс креативного овладения собственными способностями, процесс интериоризации средств деятельности человека, процесс преобразования внутреннего мира человека и его социокультурной среды, посредством которых осуществляется преображение природного и социального мира.

Вовлечённая в процесс песенного творчества, личность способна более эффективно решать жизненные задачи, преодолевать социальные проблемы, раскрывая свои сущностные возможности, способности к адаптации, коммуникации, инкультурации, социализации, внося свой индивидуальный вклад в сохранение и трансляцию ценностей общества, в совершенствование общественных и межличностных отношений, в обогащение духовного мира человека и социума.

Потенциал песенного творчества как культурологической технологии оказывается наиболее востребованным в те исторические вехи, когда едва ли не единственным оружием, самым действенным фактором воздействия на сознание большинства, нуждающихся в объединении, становилась песня, способная вызвать могучий эмоциональный подъем одновременно у самого значительного числа людей, сплотить и воодушевить их, «заразить» одинаковым настроением или порывом к действию, организовать и повести за собой.

Как показывает анализ, песенное творчество является мощным средством формирования личности, его духовно-нравственного становления, постулируемых как постепенное введение человека в систему ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, выработка им навыков, манер, норм поведения, характерных для определённого типа культуры, для определённого исторического периода.

Бытуя как специфический вид художественной деятельности человека, песенное творчество является уникальным культурно-историческим феноменом:

- вобравшим в себя широкий спектр философских, религиозных, эстетических, этических мировоззренческих позиций русского народа;

- транслирующим знания о мире, обществе, человеке,

- апеллирующим к историко-культурному опыту народа и личному опыту человека;

- обеспечивающим формирование устойчивой системы ценностей и идеалов;

- выступающим одним из ведущих ценностных ресурсов формирования культуры личности.

Подводя итоги исследования, считаем целесообразным подчеркнуть, что благодаря выражению истины, добра и красоты - песенному творчеству, в пространстве которого собственно и формируется личность, происходит

146

усвоение ею духовно-нравственных ориентиров, аксиологической парадигмы, изучение историко-культурного наследия народа, актуализация его духовно-практического опыта, традиций и новаций музыкальной культуры. И даже неудовлетворённость плодами своего творчества является выражением постоянного стремления личности, к достижению полноты бытия, обретению гармонии в системе «природа-личность-культура», к созданию новых ценностей. Песенное творчество, выступая фактором познания феноменов бытия (жизнь, труд, любовь, счастье, свобода...) становится и их условием, и сущностным наполнением.

В самые трагические времена песенное творчество способно противостоять дегуманизационным, асоциальным процессам, объединяя людей, самые широкие аудитории, транслируя общечеловеческие и государственно-национальные ценности, запечатлевая бытие человечества (свет и тьму, добро и зло, труд и досуг, мир и войну, будни и праздники и т.д.), собственно культурно-исторические реалии как константы бытия того или иного народа, нации, государства, наконец, те или иные индивидуально-личностные начала, которые и являются основой поступательного развития личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Попова, Лидия Михайловна, 2012 год

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 324 с.

2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. -СПб, 2001. -286 с.

3. Аристотель. О душе // Аристотель-метафизик. Философский портал. // philosophy.ru [сайт]. URL: http://www. philosophy.ru/library/aristotle/metaphisic/book09.html.

4. Аристотель. Поэтика //Аристотель-поэт. Философский портал. // philosophy.ru [сайт]. URL: http://www.philosophy.ru/library/aristotle/poet.html

5. Асафьев, Б.В. Два течения - две оценки // Из прошлого советской музыкальной культуры. - М., 1976. - Вып. 2.-238 с.

6. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. -М.; Л, 1963. -290 с.

7. Асафьев, Б.В. О русской песенности // Избранные труды, т. IV. Изд. АН СССР. - М, 1955. - 440 с.

8. Афиней. Пирующие софисты / Серия: Византийская историческая библиотека. Рязань, Александрия, 2003. - 431 с.

9. Байгильдина, З.Ф. Творческий потенциал личности / З.Ф. Байгильдина // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. - № 3.

10. Баратынский, Е. Русские поэты. Антология русской поэзии: В 6-ти томах / Сост. В.Е. Коровин, Ю.В Монин. - Т. 2. - М.: Детская литература, 1992.-734 с.

11. Бердяев, H.A. Философия свободы: Смысл творчества. - М.: «Правда», 1989. -607 с.

12. Бердяев, H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективизация / H.A. Бердяев. - Париж: Изд-во Умса, 1947. - 154 с.

13. Бердяев, H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. - М, 1991. - 416 с.

14. Бердяев, H.A. Судьба России. - М.: Прогресс-Традиция. 2001. - 472

с.

15. Бердяев, H.A. Философия неравенства // http://www.vehi.net/berdyaev/ neraven 02.html.

16. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах / H.A. Бердяев. - Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 541с.

17. Бирюков, Ю.Е. Рожденные революцией. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

18. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Мещерякова Б., Зинченко В. - СПб.: Прайм: ВРО ЗНАК, 2004. - 672 с.

19. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: Инфра-М; 2003. -704 с.

20. Боэций. Комментарий к Порфирию // «Утешение философии» и другие трактаты. - М., 1990. - 316 с.

21. Булгаков, С.Н. Моя Родина. Избранное / Сост. Олейникова А.П., Беляева JI.A., Максимов А.Ю. - Орел : Изд-во Орловской государственной телерадиовещательной копании, 1996. - 240 с.

22. Бунин, И.А. Косцы // И.А Бунин. Грамматика любви. Рассказы. -СПб., 1994.-240 с.

23. Вагнер, Г. Искусство Древней Руси / Г.Вагнер, Т. Владышевская. -М., 1993.-255 с.

24. Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса / А. П. Валицкая // Педагогика- 1998. - № 4. -450с.

25. Вейнгерова, Л.Я. Современная философия духа и сознания / Л.Я. Вейнгерова, Д.Д. Гурьев. - М.: Изд. Московский лицей, 1996. - 75 с.

26. Волков, С.М. Диалоги с Иосифом Бродским / С.М.Волков; Я.А. Гордин. - М.: Независимая Газета, 1998. - 327 с.

27. Ворович, P.B. Творческая самореализация студенческой молодежи в процессе социальной адаптации: Автореф. дисс... канд. пед. наук / Р. В. Ворович. -М., 2003. -24 с.

28. Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 6 тт. - М.: Педагогика, 1982. -488 с.

29. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 3-е изд. - 93с.

30. Высоцкий, В. Поэзия и проза. - М.: Изд. Книжная палата, 1989. - 447

с.

31. Газета «Правда». - 1917. - № 5.

32. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. -

241 с.

33. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - 703 с.

34. Гоголь, Н.В. Мертвые души // feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-177-.htm.

35. Гоголь, Н.В. Энциклопедия художественной литературы // Русский язык, literpedia.ru/tag/russkij-yazyk.

36. Горин, А.Ю. Аксиология всеединства B.C. Соловьева: Автореф. дисс... канд. филос. наук/ А.Ю.Горин. - Екатеринбург, 2007.

37. Грановская, P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская. - СПб., 1993. - 235 с.

38. Грубер, Р. Всеобщая история музыки. -3-е изд. 1965. -Ч. 1.- 484

с.

39. Грушевский...: Книга песен. Сост. Шабанов В. - Куйбышевское книжное изд-во, 1990. -366 с.

40. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4 / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1991. - 645 с.

41. Дранков, В.Л. Природа художественного таланта / В. Л. Дранков. -СПб, 2001. -324 с.

42. Друскин, М.С. Русская революционная песня. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1959. -69 с.

43. Дунаевский, И.О. Избранные письма. - Л.: Изд-во Музыка, 1971264 с.

44. Жиров, М.С. Русская народная песня: история и современность / М.С. Жиров, О.И. Алексеева. - Белгород, 2007. -183 с.

45. Жиров, М.С. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины: Учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. - Белгород: БелГИК, 2002. - 164 с.

46. Жирова, О.Я. Традиционный народный костюм в контексте музыкально-обрядовой культуры края // Костюм в современном социокультурном пространстве: Сб. научных трудов. - Белгород, 2006. -376 с.

47. Завгородняя, А.Л. Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции: Автореф. дисс... канд. филос. наук / А.Л. Завгородняя. - Анапа, 2009.

48. Зеньковский, В.В. История русской философии: Соч. в 2-х тт. Т.2. - Ростов на Дону: «Феникс», 1999. - 544 с.

49. Зинченко, В. Посох О. Мандельштама и трубка М. Мамардашвили / В. Зинченко. - М.: Новая школа, 1997. - 336 с.

50. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000.-512 с.

51. Исаковский, М. О поэтах, о стихах, о поэзии / М. Исаковский. - М,

1968.

52. История современной отечественной музыки. Вып. 2 / Ред. Тараканов М.Е. - М.: Музыка, 1999. - 487 с.

53. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход / И.П. Калошина. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.

54. Келдыш, Ю.В. Русская музыка XVIII в. - М., 1965. - 464 с.

55. Коган, JI.H. Социология культуры / JI.H. Коган. - Екатеринбург, 1992.-408с.

56. Колмановский, Э.С. Продолжаем разговор о массовых жанрах // Сов. музыка. - 1978.- № 12.

57. Колмановский, Э.С. Поддерживать огонь // Музыка России. - М., 1991. - Вып. 9.

58. Колпакова, Н.П. Книга о русском фольклоре. - JL: Учпедгиз, 1984. -192 с.

59. Кон, И.С. Личность в философии и социологии / Философская энциклопедия. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1962. - 517 с.

60. Коршунов, A.M. Познание и деятельность. - М.: Изд-во полит, литературы, 1967. - 142 с.

61. Космовская, М.Л. Десять уроков гитарного аккомпанемента: Начальный этап: Учебное пособие. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2001.-65 с.

62. Котикова, И. Песня - душа народа / И. Котикова, Б. Добровольский. - Л.: «Советский композитор», 1959,- 120 с.

63. Крамар, П.П. К определению понятия «творчество» / П.П. Крамар // Вопросы общественных наук. - Киев - М., 1982. - 118с.

64. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; Под ред. А.П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2006. - 496 с.

65. Краткий философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В.Шевцов.- М.: АСТ:Слово, Полографиздат, 2010. - 480 с.

66. Левашева, O.E. История русской музыки / О. Левашева, Ю. Келдыш, А.Кандинский. -Том1. -М.: Изд-во «Музыка», 1972. -596 с.

67. Лук, А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

68. Локк, Д. Опыт о человеческом разумении. Философское наследие. Соч.: В 3-х т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1985.- 621 с.

69. Майоров, Г.Г. Судьба и дело Боэция // «Утешение философии» и другие трактаты. - М, 1990. - 375 с.

70. Мамардашвили, М. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. - М, 1991. - 504 с.

71. Манаников, И.В. Диалогическая природа творчества: Автореф. дисс... канд. филос. наук / И.В. Манаников. - Томск, 2001.

72. Мархасёв, Л. XX век в лёгком жанре (Взгляд из Петербурга -Петрограда - Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980 гг. -СПб.: «Композитор - Санкт-Петербург», 2006. - 504 с.

73. Матвеева, Н. Песня шагом, шагом.// a-pesni.org [сайт]. URL: http ://www.bards.m/archives/part.php?id= 1452

74. Мирзаян, А.З. «Болящий дух врачует песнопенье»//http://www.ksp-msk.ru/page_212.html.

75. Михалков, C.B. Современность и литература // Лит. газета. - 1987.

- 6 мая.

76. Михайлова, Л.М. Социодинамика народной художественной культуры: Детерминанты, тенденции, закономерности / Л.М. Михайлова. -М.: Вузовская книга, 1999. - 237 с.

77. Моляко, В.Д. Стратегия решения новых задач в процессе регуляции творческое деятельности / В.Д. Моляко // Психологический журнал. - 1995. -Т. 16. - №1.

78. Нам дороги эти позабыть нельзя. Песенник / Сост. Чайковский Б.И.

- Киев: Изд. ЦК ВЖСМ, 1980. - 256 с.

79. Народные песни / Сост. Н.М. Элиаш. - Воронеж: Центр-Черноз. кн. изд-во, 1967.-88 с.

80. Наука. Общество. Человек / Отв. ред. Степин B.C. - Институт человека. - М.: Наука, 2004. - 415 с.

81. Наш паровоз, вперед лети: Песенник для юношества. - М.: «Советский композитор», 1977. - 78 с.

82. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987. -

137 с.

83. Немчинова, А. Л. Творчество как диалог.: Автореф. дисс... канд. филос. наук / А. Л. Немчинова. - Волгоград, 2007.

84. Никифоров, А. Л. Философия науки: история и методология.— М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.— 276 с.

85. Николаев, Б. Знаменный распев как основа русского православного церковного пения. -М., Научная книга, 1995. -305 с.

86. Новейший философский словарь / Сост. и гл. науч. ред. Грицанова A.A. - Минск: Интерпрессервис: Кн. дом, 2001. - 1279 с.

87. Новый мир. - 1953. - № 12.

88. Одаренные дети / Перевод с английского / Под общ. ред. Бурменской В.Г. - М., 2003. - 376 с.

89. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. 12-е изд. - М.: ЭКСМО, 2002. - 846 с.

90. Окуджава, Б. Музыка души // Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни. Сост.: Шипов Р. - М.: «Советский композитор», 1989. - 224 с.

91. Окуджава, Б. Жанр и время // Сов. музыка. - 1988. - № 9.

92. Ошанин, Л. Выступление в дискуссии о советской песне // Вопросы литературы. - 1967. - № 8.

93. Пассмор, Дж. Современные философы. - М.: Идея-Пресс, 2002. -

190 с.

94. Платон. Государство// Платон, Филеб, Тимей, Критий. Государство. - М., 1999.-603 с.

95. Платон. Соч. в 3-х томах. Т.2. - М, 1970. - 222 с.

96. Платон. Диалоги. - Харьков: Фолио, 1999. - 383 с.

97. Платонов, К.К. Психология: Учебное пособие / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. - М.: Высшая школа, 1977. - 247 с.

98. Плотин. Избранные трактаты. - Мн.: Харнест; М.: ACT, 2000. -

320 с.

99. Песенник. Нам дороги эти позабыть нельзя / Сост. Чайковский Б.И. - Киев.: Изд. ЦК ВЖСМ, 1980. - 256 с.

100. Песенник. Наша биография. Песни последних лет. Вып. 5 / Сост. Суханов B.B. - М.: «Музыка», 1986. - 64 с.

101. Песенник. Перед дальней дорогой / Сост.: Савинцев И.П. - М.: «Советский композитор», 1983. - 62 с.

102. Песенник. Песни наших дней / Сост.: Агафонов О.Ф, Бекетова В. Г, Шибаев В.И. - М.: «Музыка», 1985. - 240 с.

103. Песенник. Песня не прощается с тобой. Вып. 4 / Сост. Сироткин Е.Б. - Л.: «Советский композитор»; Ленинградское отд., 1985. - 46 с.

104. Песенник. Популярный справочник-песенник. - М.: Музыка, 1990. - 255 с.

105. Песенник. С песней по жизни. Вып. 5 / Сост. Модель В.И. - Л.: «Советский композитор»; Ленинградское отд., 1987. -54 с.

106. Песенник. Товарищ Песня. Вып. 23 / Сост. Семернин В.М. - М.: «Советский композитор», 1980. - 64 с.

107. Песни эстрадного обозрения «До-ре-ми-фа-соль» Вып. 9 / Сост. Останкова В.М. - М.: «Советский композитор», 1979. - 74 с.

108. Песенник // a-pesni.org [сайт]. URL: http://a-pesni.org/bard/novella /ejtommi.htm

109. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М, 1997. -235 с.

110. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

111. Пономарев, Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 302

с.

112. Пономарев, А.Я. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества// Психологический журнал. - 1986. -№7.

113. Пономарев, Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М., 1990. -222с.

114. Попова, Т.В. О песнях наших дней / Т. В. Попова. - М.: «Музыка», 1969. - 490 с.

115. Популярные песни разных лет. Сост. Самохин А.Н. - М.: «Омега», «Денис Альфа», 1995. - 384 с.

116. Поют дети / Сост. Е.А. Краснопевцева. -М.: Сов. Россия,1989-

80с.

117. Прангишвили, A.C. Потребность, мотивы, установка / A.C. Прангишвили // Проблема формирования социальных потребностей. -Тбилиси, 1978. - 87 с.

118. Прокофьев, Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма / Ф.И. Прокофьев. - Киев: Вища школа, 1978. - 350 с.

119. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 480 с.

120. Психология: Словарь / Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Г. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

121. Радынова, О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поём колыбельные песни. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 296 с.

122. Рассказы о песнях. - М.: Музыка, 1985. - 94 с.

123. Рождественский, Р. Э. Продолжаем разговор о массовых жанрах // Сов. музыка. - 1978. - № 12.

124. Розанов, B.B. В мире неясного и нерешенного. - М.: Изд-во «Республика», 1995. - 462 с.

125. Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание: О месте психологического во всеобщей атмосфере явлений материального мира. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. -328 с.

126. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

127. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия: Изд-е 3 / Сост., редакция напевов и текстов Н. Бачинской и Т. Поповой. - Москва: Музыка, 1968.- 152 с.

128. Рыжкин, И .Я. Назначение музыки и ее возможности. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. - 96 с.

129. Сербиненко, В.В. Русская философия-М.: ООО «Омега-Л», 2005. -464с.

130. Скороходов Г.А. Звезды советской эстрады. М., 1986. - 120 с.

131. Славим победу Октября. Избранные русские советские песни. Вып. 1 / Сост. А. Шилов: -М.: Музыка, 1987. - 302 с.

132. Славим победу Октября. Избранные русские советские песни: Вып. 3 / Сост. А. Шилов и В. Букин: - М.: Музыка, 1987. - 590 с.

133. Современный словарь по педагогике / Ред. Рапацевич Е.С. - М.: Современное слово, 2001. - 928 с.

134. Соловьев, Вл. Три силы // http://www.vehi.net/soloviev/trisily.html.

135. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л.: «Советский композитор», 1981. - 293 с.

136. Сохор, А.Н. Русская советская песня. - Л.: «Советский композитор», 1959. - 505 с.

137. Спиркин, А.Г. О творческой силе человеческого разума. - М.: «Прогресс», 1978. -368 с.

138. Станкевич, А.Р. Нравственные принципы и пробленмы становления личности в философии: Автореф. дисс... канд. филос. наук / А.Р. Станкевич. - М, 2010.

139. Триодин, В.Е. Культурно-просветительское учреждение как педагогическая система / В.Е. Триодин // Опыт и проблемы высшего культурно-просветительского образования в СССР. - J1, 1988. - 62 с.

140. Ты об этом песню расспроси: Песни на стихи М. Пляцковского. -М.: «Советский композитор», 1975. - 56 с.

141. Философский энциклопедический словарь. -М, 1989. - 1071 с.

142. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство и духовный мир человека / Ю. У. Фохт-Бабушкин. - М, 1992. -208 с.

143. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И. Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989. - 559 с.

144. Хренников, Т.Н. Музыка на отечественном рубеже // Муз. жизнь. -1987. - №7.

145. ЦГАЛИ, ф. 1604, on. 1, ед. хр. 57, л. 29.

146. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. - М, 1972. - 470

с.

147. Цукерман, B.C. Народная культура как социальное явление. -Свердловск, 1984. -234 с.

148. Шаферан, И. Сегодня трудно говорить о песне // Музыка России. -М, 1991.-Вып. 9.

149. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. -М.: Высшая школа, 1998. - 144 с.

150. Этот мир наполнен музыкой / Сост. Л.Г. Карпенко, Н.М. Поташко. - Мн.: ООО «Сервег», 1996. - 416 с.

151. Якобсон, П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П.М. Якобсон // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 480 с.

152. I Всесоюзный съезд Союза композиторов СССР: Стенографический отчет. - М., 1948. - 343 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.