Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Гайдабрус, Наталья Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гайдабрус, Наталья Викторовна
ВведениеЗ
Глава 1. Феноменысла жизни человека
§1. Смысл жизни человека: историко-философский анализ
§2. О категориальных признаках словосочетания "смысл жизни"
Глава 2. Специфические этические и социальныеысложизненные контаминации:79нхронический аспект
§1. Роль глобальных проблем в трансформации понятия "смысл жизни"
§2. Смысложизненные принципы и редукция выживания
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX - первая половина ХХ века)2012 год, доктор философских наук Алёхина, Евгения Викторовна
Социально-философский анализ становления смысла жизни человека2002 год, кандидат философских наук Порошина, Татьяна Юрьевна
Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа2007 год, кандидат философских наук Кагарманов, Дамир Саягафарович
Мировоззренческая парадигма русского космизма :социально-философский анализ: социально-философский анализ2011 год, доктор философских наук Хабибуллина, Зиля Наиловна
Проблема смысла жизни в этических учениях Л.Толстого и Ф.Достоевского: сравнительный анализ1988 год, кандидат наук Соина, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности»
Актуальность исследования
Современный человек обладает могущественной технической силой. При всех положительных качествах этой технической мощи, он способен уничтожить созданную тысячелетиями цивилизацию, погубить себя как биологический вид и даже положить конец самой жизни на планете.
Тенденции и перспективы развития общества оставляют открытыми глобальные проблемы современности и ограничивают временные параметры их решения.
Углубляющееся социальное неравенство, расшатывание нравственных основ бытия, низкий уровень правовой и политической культуры, девальвация традиционных ценностей, надвигающаяся экологическая катастрофа, отсутствие консолидирующей общественной идеи порождают состояние смятения, фрустрацию, что позволяет говорить о мировоззренческом кризисе личности и общества.
Актуальность заявленной темы определяется не только динамикой условий жизни современного социума, все более приобретающей негативный характер, но и целым блоком этических задач, выдвигаемых злобой дня. Именно сегодня общество выработало новые концептуальные установки, получившие значения философско-рационального, т.е. научного ответа на вызовы бытия. Это многочисленные идеи экологической этики, биоэтики, медицинской этики и других разделов данной философской дисциплины, имеющие прикладное, а не только теоретическое значение. В то же время в этой объективно заданной дифференциации этики зачастую теряются ее "метафизические", то есть собственно философские признаки, что не может не вызывать тревоги. Атомарность некоторых частных разделов нивелирует общефилософские позиции, и может даже уводить от существа дела. В то же время наличествует опасность чрезмерного абстрагирования теории, философского умозрения, от того, что явлено действительностью как реальные факты. В этом аспекте актуальность нашей темы заключается в попытке преодоления "меонизма" заземленного эмпиризма, с одной стороны, с другой - такого же явления в плане чрезмерных абстракций. Полагая проблему смысла жизни в эпоху глобального кризиса цивилизации экспансионистского типа в пространстве современных этических исканий, представляется своевременным указать на ее радикально имманентный смысл, традиционно выражаемый в формуле: "смысл жизни - в самой жизни", но научно эксплицировавшийся не столько через этические, сколько посредством аксиологических построений. В целом же осознание онтологической угрозы для самой проблемы смысла жизни придает данной теме особую актуальность.
Особенность предложенной темы отражает уникальность для мировой истории кризисного состояния современной цивилизации. В отечественной и зарубежной философии данная проблема не получила системного освещения, что и вызывает необходимость нашей работы.
Таким образом, объект исследования — смысл жизни человека, обусловленный реалиями современности, и предмет исследования - специфика смысла жизни в условиях глобальных проблем современности - представляются актуальными для этического и социально-философского анализа.
Степень разработанности проблемы
Тема смысла жизни в той или иной степени отражена во всей классической и постклассической философии. В философской мысли Древнего мира, Средневековья, Нового времени представлен целый комплекс эвристических плодотворных идей о смысложизненной проблематике.
Понятийная разработка активно осуществляется в XIX-XX вв. западноевропейскими философами. Смысл и бессмысленность жизни раскрывались в философии жизни А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, С. Кьеркегором. Проблема смысла жизни получила развитие в философии экзистенциализма: М. Хайдег-гер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. де Унамуно видели смысл жизни в преодолении абсурдности бытия. В творчестве и самосовершенствовании находили смысл жизни представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен, Э. Ротхамер, П. Тейяр де Шарден. Утрату смысла жизни констатирует постмодернистская рефлексия Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ф. Гваттари.
Русская философия уделяла особое внимание смысложизненным исканиям. П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский, русские космисты (Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, A.JI. Чижевский, А.К. Горский, А.А. Сетницкий, А.Г. Холодный и др.), В. Франкл, Э.Фромм, А.Д. Лосев, А.Ф.Замалеев, И.Т. Фролов, JI.H. Коган, Н.Н. Трубников смыслом жизни считали совершенствование, гармоничное развитие человека, реализацию всеобщей идеи. Для JI.H. Толстого вопрос о смысле жизни был главным вопросом человечества. Условие допустимости веры в смысл жизни рассматривал А.И. Введенский. Религиозное смысложизнеут-верждение раскрыли в своем творчестве в XX веке русские мыслители Е.Н. Трубецкой, C.JI. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов и др.
Смысл жизни человека в истории философской мысли исследуется современными учеными Гаврюшиным Н.К., Грунт Е.В., Зеленковой И.Л., Ковалем Б.И., Маслихиным А.В. В работах Л.Э. Балашова, С.С. Воронкова, О.С. Пугачёва рассматривается взаимосвязь жизни, смерти и бессмертия.
Выяснению роли ценностей личности и ее ценностной ориентации в постижении смысла жизни посвящены труды О.Г.Дробницкого, Е.В. Золотухи-ной-Аболиной, А.Маслоу, В.И. Супрун, В.Я. Титаренко, В.П. Тугаринова, Н.З.Чавчавадзе.
Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни раскрываются Волынской Л.Б.
Анализ смысла и цели жизни отражен в работах Ю.В. Александровой,
В.П. Огородникова, анализирующих смысл и цель жизни в аспекте единичного и общего, объективного и субъективного, Г. Гачева, А. Гулыги, В.Ю. Ингова-това, М.М. Карпова, В.Е. Кемерова, И. Кондрашина, В.И. Красикова, С.В. Кузнецова, В.Н. Куницына.
В.Г. Асеев, Б.Н. Бессонов, А.А. Бодалев рассматривают проблему смысла жизни с позиции акмеологии;
В.М. Бороздин, С. Борчиков, Б.С. Братусь, А.Е. Соколов решают смыс-ложизненный вопрос в моральной, нравственной плоскости;
Г.А. Вайзер исследует возрастные особенности смысла жизни;
В.В. Варава, Л.Б. Волынская, 3. Гаджинская, В.Т. Ганжин характеризуют смысл жизни как генеральный код человечности;
А.А. Озеров анализирует смысл жизни как проблему российского менталитета;
А.В. Суворов рассматривает смысл жизни в аспекте воли к жизни.
Г.С. Малыгин, В.А. Рыжков, А.Е. Соколов, П.А. Сухоплюев, Э.С. Трем-бач, B.C. Трипольский, В.Э. Чудновский, В.Н. Шердаков отмечают обеднение содержательно-смысловой сферы личности, упрощение, примитивизацию системы смысложизненных установок и считают условием смыслового потенциала гармоническое сочетание побуждений содержательно-семантического и динамического планов.
JI.B. Пятилетова представляет любовь как смысл и оправдание человеческой жизни.
А.В. Первушин рассматривает смысл жизни как рефлексию цели жизни в условиях отчужденного состояния человеческого общества.
Социологический подход к проблеме смысла жизни отражен в работах по динамике смысложизненных ориентаций студентов ВУЗов С.В. Кучеровским, А.В. Стариковым; взаимосвязь между развитием представлений о смысле жизни и становлении личностного реального смысла жизни у выпускников IX-XI классов эксплицируется в работах Т.Г. Цигулевой, Т.А. Бирюковой; жизненные стратегии личности исследовались Ю.М. Резником, Т.Е. Резник, в частности, подростков И.И. Шурыгиной, З.К. Селивановой; социологические исследования тендерного аспекта смысла жизни проводились J1.A. Гусейновой и А.В. Рубцовой.
Обусловленность исследования смысла жизни реалиями нашего времени потребовала привлечения материалов по анализу глобальных проблем современности отечественными и зарубежными учеными.
Исследованиям глобальных проблем с помощью метода глобального моделирования посвящены работы таких ученых, как Дж. Форрестер, Д.Л. Медо-уз, Д.Х. Медоуз, Н.Н. Моисеев, А. Печчеи, Э. Янч, Т. Тимман, и др.
Пути преобразования социально-политического и экономического характера, необходимые для успешного решения глобальных проблем предлагаются В.А. Энгельгардт, П.Л. Капицей, Д.М. Гвишиани, В.В. Загладиным, Е.К. Федоровым, Г.С. Хозиным, И.В. Бестужевым-Ладой и др.
Интерсоциальное направление, в котором акцентируется внимание на исследованиях по предотвращению ядерной войны, прекращению гонки вооружений, достижению всеобщего и полного разоружения, по преодолению международного неравенства отражено в работах Ю.М. Павлова, O.K. Дрейера, О.Д. Ульриха, А.Л. Громыко, Ю.Е. Федорова, Р.А. Перелет, Б.Ф. Ключникова, М.М. Максимовой, Н.Н. Иноземцева, С.М. Меньшикова и др.
Проблемы освоения космоса, использования ресурсов Мирового океана, энергетической и сырьевой обеспеченности исследует социоприродное направление: Ю.А. Школенко, А.Д. Урсул, Ю.М. Колосов, М.А.Стырикович, Ю.В. Синяк, С .Я. Черняковский, М.И. Будыко, В.М. Кобляков, А.Б.Аронов, Е.К. Федоров, Г.С. Голицын, И.П. Герасимов, В.А. Ковда, В.А. Анучин, Г.А. Агранат, В.Г. Розанов, В.М. Гохман и др.
Коэволюционная стратегия социоприродного взаимодействия представлена в работах Н.С. Абросова, И.А. Белозеровой, А.Г. Боголюбова, П.Г. Олдак, В.И. Данилова-Данильяна, Р.С. Карпинской, А.И. Климова, В.А. Кутырева, И.К. Лисеева, Н.Н. Моисеева, А.П. Огурцова, Н.В. Тимофеева-Ресовского.
Необходимость переоценки ценностей, развития экологической этики, планетарного сознания и процесса становления ноосферы обосновывают Н.Н. Моисеев, А.Печчеи, Е.Н. Хохрина, Я. Линь, И. Кондрашин, В.В. Вальковская, М.А. Макеева, П.Н. Пестеров, Н.И. Мальцева, И.В. Вишев, Б.М. Ханжин, Т.Ф. Ханжина, В.Р. Бганба-Церера, В.Г. Раскин, Н.П. Медведев, Н.Я. Веретенников,
A.Н. Кочергин, Н.Г. Апухтина, С.Н. Чанов, Н.М. Годунов, A.M. Буровский,
B.П. Беркут.
Наличие этих направлений свидетельствует о невиданном движении социальной проблематики глобального типа в поле этических исследований, что меняет его традиционный характер и генерирует новые подходы к классическим объектам морали и этики.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление специфики смысла жизни человека в условиях глобальных проблем современности. Представленная цель конкретизируется и достигается в решении взаимосвязанных задач исследования, среди которых следующие: охарактеризовать актуальное состояние феномена "смысл жизни человека"; рассмотреть смысл жизни человека в истории философской мысли; определить взаимозависимость проблемы индивидуального и социального смысла жизни и глобальных проблем; выявить специфику, особенности смысла жизни человека в условиях глобальных проблем современности; представить вариант рекомендательной концепции смысла жизни, обусловленный позицией его актуализации.
Теоретико-методологическая база исследования
Методологической основой исследования являются такие когнитивные процедуры как философская рефлексия, эвристические традиции аналитической философии, логико-диалектический анализ, феноменологический, герменевтический и детерминистский подходы, а также структурно-функциональный и сравнительно-исторический методы исследования.
Научная новизна диссертационного исследования
Научная новизна диссертации заключается в следующем: предложен опыт обобщения смысложизненных исканий в восточной, западной и русской философии; исследованы современные условия и факторы, определяющие специфические социальные и этические новации смысла жизни индивида; данное диссертационное исследование является первым, в котором обосновывается тезис о том, что сегодня решение проблемы смысла человеческой жизни является условием выживания человека как вида в футурологиче-ском и этическом измерениях; аргументировано придание смысложизненным основаниям статуса критерия в выборе путей развития общества в рамках традиционной дихотомии добра и зла.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Смысложизненная парадигма имеет место во всех течениях и направлениях философской мысли. Смысложизненные варианты строго не классифицируемы, однако можно говорить о некотором селективном смысловом профиле, поэтому различные решения проблемы смысла жизни человека объединяются в несколько направлений.
2. Реальность нашего времени отлична от прошлого состояния действительности. Никогда еще человек, думающий о смысле жизни, не исходил из знания о возможности ее глобального исчезновения. Дальнейшее развитие человека и общества требует появления в смысложизненном векторе общей составляющей, детерминированной социальными и этическими новациями.
3. Принципы ненасилия, ответственности, единое планетарное сознание, толерантность, космополитическая ментальность рассматриваются как основоположения смысла жизни человека в условиях напряженного поля глобальных проблем.
4. Специфика смысла жизни человека в условиях глобальных проблем современности состоит в придании статуса этического критерия смысложиз-ненному определению в выборе путей развития человека и общества.
Научно-практическая значимость
Итоги диссертационного исследования могут быть использованы при разработке социальных, этических, психологических, общефилософских, культурологических парадигм современности, а также, в преподавании соответствующего спецкурса для студентов и школьников, в дальнейшей конкретной разработке смысложизненных оснований человека в условиях глобальных проблем.
Апробация исследования
Основные выводы и положения обсуждались на семинарах, конференциях, круглых столах, заседаниях, III Российском философском конгрессе и отражены в опубликованных статьях:
1. Гайдабрус, Н. В. Счастье и страдание как парадигмы человеческой жизни / Н. В. Гайдабрус // Тезисы докладов научно-практической конференции., посвященной 60-летию университета (гуманитарные науки). - Пенза: Изд-во ПГПУ, 1999. - С. 19-20.
2. Гайдабрус, Н. В. Свобода как условие обретения смысла жизни / Н. В. Гайдабрус // Свобода в России: иллюзии, реальность и будущее: Материалы Межвузовской научной конференции. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2000. - С. 38-41.
3. Гайдабрус, Н. В. Смысложизненная проблематика в культуре и цивилизации / Н. В. Гайдабрус // Тезисы П-х Социологических чтений аспирантов и студентов, посвященных 100-летию со дня смерти Вл. Соловьева и 10-летию кафедры социологии ПГПУ им. В.Г. Белинского. - Пенза, 2000. - С. 30-31.
4. Гайдабрус, Н. В. Ценностные регулятивы в структуре общественного сознания и разрешение глобального кризиса / Н. В. Гайдабрус, А. В. Матрё-ночкин // Личность и общество: в поисках гармонии ; под ред. В.В.Полукарова. -М. - Пенза: Изд-во МОСУ, 2001. - С.14-17 (в соавт.).
5. Гайдабрус, Н. В. Смысл жизни города в условиях общепланетарного кризиса / Н. В. Гайдабрус // Идеалы и реальности культуры российского города. Материалы II научно-практической конференции. - Пенза, 2001. - С. 11-13.
6. Гайдабрус, Н. В. Смысложизненное измерение русской философии: между Западом и Востоком / Н. В. Гайдабрус // Русская философия между Западом и Востоком: Материалы V Всерос. науч. заоч. конф. ; под общ. ред. проф. Б.В. Емельянова. Екатеринбург, сентябрь-октябрь 2001 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - С. 51-57.
7. Гайдабрус, Н. В. Смысл жизни как философская проблема / Н. В. Гайдабрус // Гуманитарное знание в высшей школе технического и сельскохозяйственного профилей: Материалы науч.-практич. конф. молодых ученых и студентов ; отв. ред. Е. В. Робустова. - Пенза: РИО ПГСХА, 2002. - С. 4-7.
8. Гайдабрус, Н. В. Смысл человеческой деятельности в условиях современности / Н. В. Гайдабрус // Социальные науки: история, теория, методология ; сб. научных статей. Вып. V. - М.: Изд. "СигналЪ", 2002. - С. 181-186.
9. Гайдабрус, Н. В. Человек в условиях глобального кризиса / Н. В. Гайдабрус // Материалы III Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.): в 3 т. - Ростов н/Дону: Изд-во СКНЦ ВШ., 2002. - Т. 3. - С. 182 - 183.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка. Общий объем работы составляет 148 страниц, из них 134 страницы текста и 14 страниц литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Роль смысла жизни в развитии личности2008 год, кандидат философских наук Максютова, Зульфия Гильмановна
Проблема смысла жизни в современной философии2008 год, кандидат философских наук Маслянка, Юлия Владимировна
Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии2003 год, кандидат философских наук Фаткуллина, Альбина Ягануровна
Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа2007 год, кандидат философских наук Новикова, Екатерина Станиславовна
Экзистенциальная природа ценностей2004 год, доктор философских наук Баева, Людмила Владимировна
Заключение диссертации по теме «Этика», Гайдабрус, Наталья Викторовна
Заключение
Современный человек обладает могущественной технической силой. Он способен уничтожить созданную тысячелетиями цивилизацию, погубить себя как биологический вид и даже положить конец самой жизни на планете.
Тенденции и перспективы развития общества оставляют открытым вопрос о глобальных проблемах современности и ограничивают видимым временем его решение.
Будущее зависит от человека, выступающего субъектом и объектом социальных трансформаций, его способности проникнуть в сложные эволюционные процессы, познать их законы и направить на созидание смысложизнен-ную энергию, исходя из условий современности.
Эпоха глобальных проблем порождает предельные социальные и экзистенциальные проблемы, но она же объединяет людей. Человечество во всех основных измерениях становится интегральным целым при увеличивающемся разнообразии.
Собственные онтологические и экзистенциальные проблемы помогают понять чаяния, страдания и радости других людей, сила рефлексии заставляет двигаться вперед, решать проблемы, отвечать на вопросы, встать на путь поиска смысла жизни. Как следствие и результат, возникает способность к чувству ответственности и осознание новых аспектов смысла жизни.
Планетарное сознание помогает преодолеть одиночество, понять свою значимость, страх перед личной смертью растворяется в ответственности за продолжение жизни Других. В этом продолжении человек может увидеть и свое бессмертие, ведь мысль игнорирует время, и смерть для нее ничто.
Предельные обстоятельства требуют обращения к предельным основаниям бытия, отражающихся в категории "смысл жизни".
Смысл отражает абсолютный образ сущности и существования, образ мира, осознание должного и сущего, проявляется через рефлексию в акте переживания значения ценности, имеет коммуникативную природу. Поиск смысла жизни предусматривает сканирование наличных жизненных смыслов, реальности, оценочных суждений.
Конечность как свойство жизни человека является катализатором интенсивности жизненных усилий, сильнейшей мобилизующей эмоцией активизации жизненного ритма, уплотнения смысловой насыщенности человеческого проживания.
Смысловой фактор является ведущим и наивысшим в процессе управления деятельностью, однако итоги этого влияния сугубо индивидуальны, поскольку каждый организован неповторимым образом.
Актуализация смысла жизни зависит от уровня, полноты, качества знаний и способности оперировать ими. Эти знания и способности неодинаковы, поэтому нет единого смысла. Но в ядерную эпоху появилась общая реальная угроза жизни. И это не может не повлиять на смысложизненную установку каждого.
Глобальный кризис, уникальность исторического времени дают почувствовать общечеловеческую солидарность, требуют совпадения личных и общественных интересов.
При этом наиболее актуальной проблемой, на наш взгляд, становится осознание и принятие общей моральной ответственности каждого человека за происходящее, что возможно только при полагании ее в основу смысложиз-ненной установки.
Человек, ясно осознающий смысл жизни, четко играет ту роль в обществе, которую он определил сам себе и условия окружающей действительности. Он знает, что он хочет, может представить себе ту цепочку действий, которые необходимо предпринять, чтобы добиться желаемого и несет ответственность за принятые решения.
Путь к смыслу жизни труден потому, что это не выбор из списка. Смысл жизни человеку нельзя предложить, он рождается из Ничто, из факта собственной смерти, проходит этапы становления, на эту роль пробуются различные психологические (религиозные) и социологические проекты, философской мыслью они названы также "смыслами жизни". Но, видимо, только современная эпоха, дополнившая индивидуальную конечность зримой всеобщей смертью, сможет, наконец, заполнить, по крайней мере, для времени глобальных проблем, то, что под разными наименованиями понимают под экзистенциальной пустотой. Это не традиция пессимизма как особого типа миропережива-ния, мироощущения, а трезвый взгляд на реалии современности, фундированный рациональным подходом к проблемам, которые образно можно назвать вызовами времени.
Без этических принципов ненасилия, ответственности, справедливости, согласия, солидарности, толерантности обществу в эпоху глобальных проблем трудно рассчитывать даже на оптимизацию существования.
В направлении превращения каждого человека в единомышленника при разрешении проблем современности не обойтись без системной работы дошкольных учреждений, всех учебных заведений, средств массовой информации, реформирования системы образования с учетом обновленных воспитательных целей, признания образования самой приоритетной сферой общественной жизни, без космополитической ментальности в основе политической культуры, сочетающей ценность национального и интернационального.
Известная парадигма организации социума, основанная на принципах морального долженствования, юридических законов, идеологии также может выступить как один из проверенных временем, однако в новых условиях они могут стать личным руководством к действию только пройдя через смысло-жизненное измерение и социально и личностное сознание.
Таким образом, итогом исследования являются следующие выводы:
1) смысложизненная парадигма имеет место во всех течениях и направлениях философской мысли. Смысложизненные варианты строго не классифицируемы, однако можно говорить о некотором селективном смысловом профиле, поэтому различные решения проблемы смысла жизни человека объединяются в несколько направлений: а) по положению в структуре бытия: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях (восточная философия, западная средневековая философия, русская религиозно-идеалистическая философия); смысл жизни за пределами жизни (французское Просвещение, позитивизм, марксистская философия, славянофильство, западничество, прагматизм); смысл жизни созидается самим субъектом (философия жизни, экзистенциализм, философская антропология); б) по содержанию смысложизненной установки: пессимистический, или нигилистический (античный кинизм, философия жизни, фрейдизм, неопозитивизм, постмодернизм); скептический (религиозный, аскетический, смиренно-стоический) - восточная философия, античный стоицизм и скептицизм, русская религиозная философия); оптимистический, или ценностный (гедонистический, глористический, категорически-императивный, процессуальный, финально-результирующий, действенно-гуманистический) - философия киренаиков, эпикуреизм, философия Возрождения и Нового времени, философия Просвещения, Немецкая классическая философия, утилитаризм, прагматизм, марксизм; в) по критерию объекта смысложизненной ориентации: эго-ориентации, когда смысл жизни видится в совершенствовании индивидуального сознания, в качестве собственной личности (философия Сократа, эпикуреизм, стоицизм, философия Декарта, Канта, нерелигиозный экзистенциализм — Хайдеггер, Сартр); трансцендентные ориентации, где объектом индивидуальной жизни выступает сверхъестественное, вера в которое дает бессмертие души, вечное блаженство (восточная философия, кроме учения локаята, западная и русская религиозная философия); социокультурные ориентации смыслообразования, которые имеют своими объектами предлагаемые данными обществом, этносом, культурой идеалы и ценности. Это как традиционно-этнические, так и социально-государственные. Яркий пример социокультурной ориентации - конфуцианство, марксистская философия, неоведантизм; утопическо-проективные ориентации, когда смысл жизни реализуется в жизнедеятельности, направленной на преобразование существующего положения в обществе в соответствии с определенными представлениями о более совершенном и лучшем проекте социального устройства (социальная философия Мора, Кампанеллы, Сен-Симона, русский космизм).112 г) выделяются реалистический и номиналистический подходы к проблеме смысла жизни. На социально-содержательном уровне они представляют соответственно подходы социологический и индивидуалистический;
2) сознание человека по своим возможностям продуцирования смыслов бесконечно, однако из-за ограниченности во времени и обстоятельствах возникает проблема поиска, выбора и полагания некоторых из возможных смыслов на роль основных целей жизни, что проистекает из непреложного требования интенциональности человеческой натуры - активность должна иметь направленность, цель, объект.
3) реальность нашего времени отлична от прошлого состояния действительности. Никогда еще человек, думающий о смысле жизни, не исходил из знания о возможности ее исчезновения в текущий период. Глобальные проблемы современности, ставя вопрос о самосохранении, выживании человечества, создают оптимальные условия для обретения смысла жизни как осознание ориентира жизнедеятельности;
4) дальнейшее развитие человека и общества требует появления в смыс-ложизненном векторе общей составляющей, лимитированной обстоятельствами современности. Принципы ненасилия, ответственности, единое планетарное сознание, толерантность, космополитическая ментальность рассматриваются как основоположения смысла жизни человека.
112 См. Красиков, В.И. Явь беспокойства: (Предельные значения человеческого существования) / В. И. Красиков. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 161 с.
5) специфика смысла жизни человека в условиях глобальных проблем современности состоит в придании смысложизненному определению статуса морального критерия в выборе путей развития человека и общества в рамках традиционной дихотомии добра и зла.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гайдабрус, Наталья Викторовна, 2005 год
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М., 1999. - 299 с.
2. Авдонин, А. Н. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности / А. Н. Авдонин, Р. Б. Камаев, Д. С. Рыжевская // Социологические исследования. 1997. - № 8. - С. 88-92.
3. Адлер, А. Смысл жизни / А. Адлер // Философские науки. 1998. -№1. - С.15-26.
4. Акимова, Т. А. Экология. Человек Экономика - Биота - Среда / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин.- М., 2000. - 566 с.
5. Алексеев, В. П. Очерки экологии человека / В. П. Алексеев. М., 1998.-232 с.
6. Апухтина, Н. Г. Отечественные истоки глобально-философского мышления: историко-философский анализ : дис. . д-ра филос. наук / Н. Г. Апухтина. Екатеринбург, 2000. - 310 с.
7. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Философы Греции. -М.: Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 1997
8. Ахиезер, А. С. Российская цивилизация: специфика массовых решений / А. С. Ахиезер // Философские науки. 2004. - № 6. - С. 5-31.
9. Балашов, Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.-320 с.
10. Бганба-Церера, В. Р. Экологическая проблема: социально-философские основания и пути решения / В. Р. Бганба-Церера. — М., 1993.
11. Бейтсон, Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон. М., 2000. - 476с.
12. Белозерова, И. А. Идея коэволюции человека и природы в современной культуре : автореф. дис. канд. филос. наук / И. А. Белозерова. Белгород, 2001.-23 с.
13. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М., 1993.
14. Беркут, В.П. Экология как новая парадигма мышления: социально-философский аспекты : дис. канд. филос. наук / В. П. Беркут. М., 1996.
15. Бессонов, Б. Н. Назначение человека / Б. Н. Бессонов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Каф. философии. М., 1995. -103 с.
16. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.
17. Бойков, М. В. Правда о человеке / М. В.Бойков. М., 2000.
18. Бороздин, В.М. Закат перед рассветом: Проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. Мурманск, 1998. - 99 с.
19. Борчиков, С. А. Жизнь смысла / С. А. Борчиков // "Размышления о .". Выпуск 3. Философский альманах. М.: Диалог-МГУ, 2000.
20. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М., 1988 — 301с.
21. Букс, И. И. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) / И. И. Букс, С. А. Фомин. М., 1999. - 128 с.
22. Буровский, А. М. Возникновение и проблематика антропоэкологии (социально-философский аспект) : дис. . д-ра филос. наук / А. М. Буровский. -Красноярск, 1996.
23. В поисках смысла: мудрость тысячелетий. М., 1998.
24. Вайзер, Г. А. Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни / Г. А. Вайзер // Вопросы психологии. 1999. - № 4, с. 115-118.
25. Вакалова, И. С. Становление и сущность социально-экологического знания : автореф. дис. .д-ра филос. наук / И. С. Вакалова. — Москва, 1994.
26. Вальковская, В. В. Социально-философский анализ современной экологической ситуации \ В. В. Вальковская. Хабаровск, 2000. - 220 с.
27. Варава, В. В. Социально-философские решения проблемы смысла жизни: (На материале англоязычной философии XX века) : дис. канд. филос. наук / В. В. Варава. Воронеж, 1997
28. Васильев, JL С. История Востока / Л. С. Васильев. М., 1993. - 495с.
29. Введение в биоэтику. М., 1998. - 384 с.
30. Введенский, А. И. Условие допустимости веры в смысл жизни / Введенский А.И. // Статьи по философии. СПб, 1996.
31. Веретенников, Н. Я. Планетарное сознание как условие решения глобальных проблем / Н. Я. Веретенников. Саратов, 1992. - 19 с.
32. Витгенштейн, JI. Философские работы / JI. Витгенштейн // Ч. 1. Раздел: Логико-философский трактат. -М., 1994. С. 1-73.
33. Вишев, И. В. Экофилософия: современные проблемы и перспективы решения / И. В. Вишев, Б. М. Ханжин, Т. Ф. Ханжина. Челябинск, 1999. -138 с.
34. Возможна ли эволюция фундаментальных законов природы. // Философские науки. 1989. - №2. - С. 18-28
35. Волынская, Л. Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни / Л. Б. Волынская // Философские науки. 2002. - № 3. - С. 17-31.
36. Воронков, С. С. Трактат о жизни и смерти / С. С. Воронков. М., 1998.-207 с.
37. Гаджикурбанова, П. А. Страх и ответственность: этика технологической цивилизации Ганса Ионаса / П. А. Гаджикурбанова // Этическая мысль.- Вып. 4.-М.: ИФ РАН. 2003.
38. Гаджинская, 3. Смысл человеческой жизни и проблема суицида (Опыт философско-психологического исследования) 3. Гаджинская. М.: Изд-во Рос. акад. управления. Гуманитарный центр. - 1993.
39. Гибелев, И. В. Человек в онтологии массовой культуры: философ-ско-культурологический анализ : дис. . канд. филос. наук / И. В. Гибелев. -Белгород, 2001. - 174 с.
40. Гивишвили, Г. В. Есть ли у естествознания альтернатива богу? / Г. В. Гивишвили // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С.37-47.
41. Гиренок, Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера / Ф. И. Гиренок.- М., 1990.
42. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. -495 с.
43. Гнатик, Е. Н. Некоторые философско-гуманистические проблемы генетики человека / Е.Н. Гнатик // Вопросы философии. 2004. - № 7. - С. 125-135.
44. Голунов, Н. М. Аксиологический аспект возникновения глобального мировоззрения : дисс. . канд. филос. наук / Н. М. Голунов. Новосибирск, 1999.
45. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания / А. А. Горелов. М., 2000. - 512 с.
46. Грунт, Е. В. Смысл жизни как проблема европейской философии. Ист.-филос. анализ. Античность конец XIX в. / Е. В. Грунт. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та. - 1997.
47. Гудожник, Г. С. Глобальные проблемы в истории человечества / Г. С. Гудожник, В. С. Елисеева. Москва, 1989
48. Гулыга, А. Философия в поисках смысла жизни / А. Гулыга // Диалог. 1990. - № 12. - С. 96-98.
49. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. —1999. -№ 8. — С.81-91.
50. Гусейнов, А.А. Этика и мораль в современном мире А. А. Гусейнов // Этическая мысль. Ежегодник- М.: ИФ РАН, 2000.
51. Гусейнова, JI. А. Ценностные ориентации: тендерный аспект / JL А. Гусейнова// Социологические исследования. 1999. — № 5.
52. Давидович, В. Е. В зеркале философии / В. Е. Давидович. Ростов н/Дону, 1997
53. Данилов-Данильян, В. И. Возможна ли "коэволюция природы и общества?" / В. И. Данилов-Данильян // Вопросы философии. 1998. - № 8. -С. 15-25.
54. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез ; пер. с фр. Фуко М. М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. - 480 с.
55. Дмитриев, А. Н. Шансы на выживание / А. Н. Дмитриев, А. Н. Ко-чергин.-М., 1992.
56. Днепровская, И. В. Между мыслью и жизнью / И. В. Днепровская // "Размышления о .". Выпуск 3. Философский альманах. М.: Диалог-МГУ,2000.
57. Дубко, Е. Л. Идеал, справедливость, счастье / Е. Л. Дубко, В. А. Титов.-М., 1989.- 191 с.
58. Дудченко, О. Н. Социальная идентификация и адаптация личности / О. Н. Дудченко, А. В. Мытиль // Социологические исследования. 1995. - № 6. -С.110-119.
59. Железнов, Ю. Д. Человек в природе и обществе / Ю. Д. Железнов, Э. А. Абрамян, С. Т. Новикова. М., 1998. - 300 с.
60. Золотухина-Аболина, Е. В. Страна Философия / Е. В. Золотухина-Аболина. Ростов-н/Дону, 1995. - 544 с.
61. Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. -№№ 9-14.
62. Инговатов, В. Ю. Смысл человеческого существования (опыт философии нравственности) / В. Ю. Инговатов. Барнаул, 2000. — 155 с.
63. Исламшина, Т. Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / Т. Г. Исламшина, О. А. Максимова, Г. Р. Хамзина // Социологические исследования. 1999. -№ 6. - С.132-136.
64. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 2000. - 480 с.
65. Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Г Йонас. М., 2004. - 480 с.
66. Канке, В. А. Концепция современного естествознания / В. А. Кан-ке.-М., 2001.-368 с.
67. Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, Лисеев И.К., Огурцов А.П. М., 1995.
68. Карпов, М. М. Смысл жизни человека / М. М. Карпов. Ростов н/Д., 1994. - 109 с.
69. Кемеров, В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл / В. Е. Кемеров. М., 1977. - 256 с.
70. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М., 1965. -С.136-140.
71. Коваль, Б. И. Смыслы жизни (мнения и со-мнения) / Б. И. Коваль. М.: ООО "Северо-Принт", 2001 - 493 с.
72. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М., 1984.-252 с.
73. Козлова, Т. 3. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту "Кто я" / Т. 3. Козлова // Социологические исследования. 1995. - № 5. — С. 102-110.
74. Колчинский, Э. И. Эволюционный процесс в современной биосфере / Э. И. Колчинский // Философские науки. 1990. - № 1. - С.32-43.
75. Коммонер, Б. Технология прибыли / Б. Коммонер. М., 1976.
76. Компьютерное моделирование социально-политических процессов / Шабров О.Ф. и др. М., 1994. - 112 с.
77. Костин, А.И. Глобалистика и проблемы планетарной безопасности : автореф. дис. . д-ра филос. наук/ А. И. Костин. М., 1992.
78. Кочергин, А. Н. Философия и глобальные проблемы / А. Н. Кочер-гин.-М., 1996.-228 с.
79. Кравченко, И. И. Экологическая теория в современных теориях общественного развития / И. И. Кравченко. М., 1992.
80. Красиков, В. И. Явь беспокойства: (Предельные значения человеческого существования) / В. И. Красиков. Кемерово, 1998. - 161 с.
81. Кризис современной цивилизации: Выбор пути. Сб. обзоров. -М., 1992.
82. Кроник, А. А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни / А. А. Кроник // Стиль жизни личности. Киев, 1982. С. 165-199.
83. Кувакин, В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) / В. А. Кувакин. СПб. - М., 1998. - 358 с.
84. Кузнецов, Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов / Г. А. Кузнецов. М., 1988. - 160 с.
85. Кузнецов, С. В. Смысл жизни как нравственная проблема / С. В. Кузнецов. СПб., 1999.
86. Кузнецова, Г. В. Природа моральных абсолютов / Г. В. Кузнецов, JI. В. Максимов. -М.: Наследие, 1996.
87. Куракин, A. J1. Фундаментальная наука и проблема выживания человечества / A. JL Куракин. М., 1996.
88. Кууси, П. Этот человеческий мир / П. Кууси. М., 1988. - 368 с.
89. Ламонт, К. Иллюзия бессмертия / К. Ламонт. М., 1984. - 286 с.
90. Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1996. - № 5. - С.3-19.
91. Левашов, Н. Последнее обращение к человечеству: Рисунки автора / Н. Левашов. М., 1997. - 202 с.
92. Лесков, Л. В. Космическое будущее человечества / Л. В. Лесков // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3 Философия. 1999. -№ 4. - С. 143-158.
93. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М., 1998. - 312с.
94. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. М., 1989.
95. Лось, В. А. Взаимоотношения общества и природы / В. А. Лось. -М., 1990.
96. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г. Г. Майоров. М., 1979. - 431 с.
97. Маккензи, Р. Д. Экологический подход к изучению общества / Р. Д. Маккензи // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11 Социология. 2000. - № 4. - С. 136-152.
98. Максимов, М. М. Глобальные проблемы современности / М. М. Максимов и др.. М., 1981.
99. Малыгин, Г. С. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ / Г. С. Малыгин. Уфа, 2000.
100. Мальцева, Н. Л. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию / Н. Л. Мальцева. Волгоград: Из-во Института Качества, 1996
101. Малявин, С. Н. Русский социальный синтез / С. Н. Малявин. -СПб., 1999.-270 с.
102. Маслихин, А. В. Смысл жизни человека / А. В. Маслихин // "Размышления о .". Выпуск 3. Философский альманах. М.: Диалог-МГУ, 2000.
103. Медведев, Н. П. Переоценка ценностей как социальный феномен : дис. .д-ра филос. наук / Н. П. Медведев. Ставрополь, 1995.
104. Международная конференция "Философия естествознания XX века: итоги и перспективы" // Вопросы философии. 1997. -№ 10 С.132-156.
105. Мизун, Ю. Г. Озонные дыры: мифы и реальность / Ю. Г. Мизун. -М., 1993.-285 с.
106. Моисеев, Н. Н. Вернадский и современность / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. 1994. - № 4. - С.3-13.
107. Моисеев, Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. 1998. - № 8. - С.26-32.
108. Моисеев, Н. Н. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев. М., 1998.-480 с.
109. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М., 1993.
110. Моисеев, Н. Н. Человек, среда, общество / Н. Н. Моисеев. М., 1993.
111. Моисеев, Н. Н. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации) / Н. Н. Моисеев. М., 1988. - 254 с.
112. Назаретян, А. Г. Антропогенные кризисы и эволюция ненасилия / А. Г. Назаретян // Философские науки. 2004 - № 7. - С. 5-33.
113. Невесенко, Н. В. Финал человеческой комедии, или Бесконечная линия жизни / Н. В. Невесенко. Екатеринбург, 1999. - 463 с.
114. Ницше, Ф. Человеческое слишком человеческое. Книга для свободных умов / Ф. Ницше. М., 1990. Соч. T.I.
115. Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. Мн., 1998.-896 с.
116. О сущности жизни. М., 1964. - 351 с.
117. Озима, М. Глобальная эволюция Земли / М. Озима. М., 1990. -165 с.
118. Олдак, П. Г. Колокол тревоги: Пределы бесконтрольности и судьбы цивилизации / П. Г. Олдак. М., 1990. - 198 с.
119. Олейников, Ю. В. Эволюция представлений В.И.Вернадского о ноосфере / Ю. В. Олейников // Философские науки. 1984. - № 2. - С.90-98.
120. Орлова, И. Б. Самоубийство явление социальное / И. Б. Орлова // Социологические исследования. - 1998. - № 8. - С.69-73
121. Парсонс, Говард JI. Этика мира и человеческой жизни / Говард JI. Парсонс // Философские науки. 1985. -№ 3. - С. 116-121.
122. Первушин, А. В. Смысл жизни как рефлексия цели жизни у условиях отчужденного общества / А. В. Первушин. М., 1991.
123. Перспективы развития концепции ноосферы. (Обзор). // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3 Философия. 1999. - № 1. - С.136-167.
124. Петрицкий, В. А. Экологизация морали и этика / В. А. Петрицкий // Философские науки. 1990. - № 5. - С. 103-106.
125. Петров, К. М. Экология человека и культура / К. М. Петров. СПб, 1999.-384 с.
126. Петрова, JI. Е. Социальное самочувствие молодежи / JI. Е. Петрова // Социологические исследования. 2000. - № 12. - С.50-55.
127. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. М., 1986
128. Покровский, Н. Н. Проблема аномии в современном обществе / Н. Н. Петров.-М., 1995
129. Попов, В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева // Социологические исследования. 1999. - № 6. - С.96-99.
130. Прохоров, Б. Б. Прикладная антропоэкология / Б. Б. Прохоров. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 312 с.
131. Прэйдс, Дж. Глобальное энвайронментальное изменение и современное общество / Дж. Прэйдс // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11 Социология. 2000. - № 1. — С.136-167.
132. Пугачев, О. С. Проблемы безрадостного мира и пароксизмы искусственной радости / О. С. Пугачев // XXI век: Россия и запад в поисках духовности. Международная научно-практическая конференция. М.-Пенза, 2003. -с.43-45.
133. Пугачев, О. С. Спасение и спасание: этико-теологические конта-мации / О. С. Пугачев // Этические проблемы развития современной цивилизации. Межд. науч. конф. Пенза, 2004. - С. 50-54.
134. Пугачев, О. С. Цивилизационные катастрофы и этика / О. С. Пугачев, Г. В. Тарасов // Этические проблемы развития современной цивилизации. Межд. науч. конф. Пенза, 2004. - С. 24-28.
135. Пятилетова, JT. В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни / Л. В. Пятилетова. Екатеринбург, 1999.
136. Райков, В. Л. Вселенная в человеке / В. Л. Райков. М., 2000. - 111с.
137. Раскин, В. Г. Социально-философские аспекты и преодоление экологической опасности : автореф. дисс. . д-ра филос. наук / В. Г. Раскин. М., 1988.
138. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. Новосибирск, 1997.-815с.
139. Рассел, Б. Шаги к миру / Б. Рассел // Вопросы философии. 1985. -№5.-С. 133-136.
140. Рассуждения о счастливой и достойной жизни / сост. И. Л. Зелен-кова. Мн., 1999. - 608 с.
141. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери ; в 4-х томах. СПб., 1997
142. Резник, Ю. М. Введение в социальную теорию. Социальная онтология / Ю. М. Резник. М, 1999. - 514 с.
143. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности / Ю.м. Резник, Т. Е. Резник // Социологические исследования. 1995. - № 12. - С. 100-105.
144. Ремезов, С. Д. Раздумья о смысле бытия / С. Д. Ремезов. Пенза., 2002.-261 с.
145. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. М., 1998.-С. 387-391.
146. Родионова, И. А. Глобальные проблемы человечества / И. А. Родионова. М., 1995.
147. Рубцова, Л. А. Жизненные ценности женщин / Л. А. Рубцова // Социологические исследования. 1997. - № 10.
148. Салиев, Р. 3. Идеология и ценностные ориентации молодежи / Р. 3. Салиев // Социологические исследования. 1996. - № 9. - С.24-30.
149. Самохвалова, В. И. Человек и судьба мира / В. И. Самохвалова. -М., 2000
150. Самсонов, А. Л. На пути к ноосфере / А. Л. Самсонов // Вопросы философии. 2000. - № 7. - С.53-61
151. Сафронов, И. А. Человек и Вселенная: философско-методологический аспект / И. А. Сафронов. СПб., 1994.
152. Свидерский, В. И. О философском осмыслении современности. / В. И. Свидерский // Философские науки. 1990. - № 5. - С. 101-106.
153. Селиванова, 3. К. Смысложизненные ориентации подростков / 3. К. Селиванова// Социологические исследования. -2001. -№ 2. С.137-138.
154. Серов, Г. П. Экологический аудит / Г. П. Серов. М., 1999. - 448 с.
155. Смысл жизни : Антология ; общ. ред. и сост. Гаврюшина Н.К. М.: Прогресс-Культура, 1994. - 591 е., 8 л. ил. - (Сокровищница рус. религ.-филос. мысли; Вып. 2)
156. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX в.: Сборник; сост. В. Г. Безносов; ред. А. Ф. Замалеев. - СПб., 1995.-380 с.
157. Смысл жизни: опыт философского исследования ; отв. ред. К. X. Де-локаров. М., 1992
158. Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума, 28-29 мая 1991 г. Ниж. Новгород, 1992. - 129 с.
159. Соколов, А. Е. Смысложизненные параллели / А. Е. Соколов, С. А. Борчиков// "Размышления о .". Выпуск 3. Философский альманах. М.: Диалог-МГУ, 2000.
160. Солдатов, В. Е. О новом космическом мышлении В. Е. Солдатов // Социологические исследования. 1996. -№ 9. - С.124-125.
161. Соловьев, В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1 / В. С. Соловьев М.: Мысль, 1988.-892 с.
162. Соловьев, В. С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра / В. С. Соловьев. Мн., 1999. - 912 с.
163. Соскин, В. А. Об онтологии смысла / В. А. Соскин // CREDO NEW теоретический журнал. 2002. - № 3.
164. Сохранит ли человечество человечность? М., 1989.
165. Темиров, Н. С. Жизненные ценности сельских школьников Узбекистана / Н. С. Темиров // Социологические исследования. 1996. - № 9. - С. 101105.
166. Теория и жизненный мир человека. / отв. ред. докт. филос. наук В.Г. Федотова. М„ 1995. - 206 с.
167. Трембач, Э. С. Смысл жизни как мировоззренческая проблема: дис . д-ра филос. наук. JL: Изд-во ЛГУ, 1990.
168. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М., 1994. - 432с.
169. Унамуно, М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов / М. де Унамуно ; пред., пер. с исп. Гостюниной Т.А // Философские науки.-М.,1991.- N 10.-С. 117-130
170. Урсул, А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу А. Д. Урсул // Философские науки. 1991. - № 5. - С.3-16.
171. Урсул, А. Д. Перспективы выживания цивилизации: космоэкологи-ческий аспект / А. Д. Урсул // Философские науки. -1989. № 8. - С.3-12.
172. Федоров, Н. Н. Философия общего дела / Н. Н. Федоров. М., 1982.
173. Федотов, А. П. Глобалистика: Начала науки о современном мире / А. П. Федотов. М., 2002. - 224 с.
174. Федотова, Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность / Н. Н. Федотова // Философские науки. 2004. - № 4. — С. 5-27.
175. Ферри JI. Человек-бог, или в чем смысл жизни / JI. Ферри // РЖ Соц.и гум. науки. Отеч. и заруб, лит. Серия 3 Философия. 1998. - № 3. — С. 168-184
176. Философия и современность: сб. статей / ред. коллегия: П. Н. Федосеев и др.. -М., 1971. -376 с.
177. Философия экологического образования: Сборник / под ред. И. К. Лисеева. М., 2001. - 412 с.
178. Философия, наука, цивилизация. М., 1999. - 368 с.
179. Философские проблемы естествознания. М., 1985. 400с.
180. Франк, С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Вопросы философии. -М., 1990.-№6.-С. 69-131
181. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс., 1990. - 368 с.
182. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет / И. Т. Фролов.-М., 1989.
183. Фролов, И. Г. Философия глобальных проблем / И. Г. Фролов // Вопросы философии. 1980. - № 2.
184. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М, 1986.
185. Фромм, Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм.-М., 1990.- 160 с.
186. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. Мн., 1992. - 253 с.
187. Хёсле, В. Философия и экология / В. Хёсле. М., 1993. - 205 с.
188. Хозин, Г. С. Глобальные проблемы современности / Г. С. Хозин. -М., 1982
189. Холодилова, М. Н. Опыт традиционных культур в стратегии выживания человечества (социально-экологический аспект) : дис. . канд. филос. наук / М. Н. Холодилова. Н.Новгород. - 1996.
190. Хохрина, Е. Н. Философские проблемы выживания человечества в контексте глобального экологического кризиса / Е. Н. Хохрина. Самара, 2001.-89 с.
191. Чанов, С. Н. Философия мира в области глобальной безопасностианализ новых подходов и их восприятие общественным сознанием) / дис. .канд. филос. наук. / С. Н. Чанов. М., 1992
192. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. М., 1991. - 512 с.
193. Человек в культуре обществ древности, средневековья и Возрождения: сборник. Иваново, 1999.
194. Человек как философская проблема: Восток-Запад ; отв. ред. Н.С. Кирабаев. М., 1991. - 279 с.
195. Человек: грани философской рефлексии. (Сводный реферат). // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3. Философия. 1998. - № 3. - С.155-163.
196. Человек: образ и сущность: (Гуманитарные аспекты): Ежегодник / РАН ИНИОН. М., 1999
197. Чернышевский, Н. Г. Русский человек на render-vous Н. Г. Чернышевский // Полн. собр. соч. в 15 тт., т. V, с. 169.
198. Чернышев, С. Б. Смысл: Периодическая система его элементов / С. Б. Чернышев. М., 1993. - 219 с.
199. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированное™ от "внешнего" и "внутреннего" / В. Э. Чудновский // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26.
200. Чудновский, В. Э. Смысл жизни и судьба человека В. Э. Чудновский // Общественные науки и современность. 1988. - № 1. - С. 175-183.
201. Чуешов, В. И. Введение в современную философия / В. И. Чуешов. -Мн., 1998.- 128 с.
202. Чумаков, А. Н. Философия глобальных проблем / А. Н. Чумаков. -М., 1994. 160 с.
203. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М., 1992.
204. Шемякин, Я. Г. В поисках смысла из истории философии и религии / Я. Г. Шемякин. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 432 с.
205. Шердаков В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема // Философские науки. 1985. - № 2. - С.41-50.
206. Шилов, А. С. Экологическое мировоззрение: основы и сущность / А. С. Шилов.-М., 1997.
207. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М., 1968. - 271 с.
208. Шлекин, С. И. Особенность диалектико-материалистического решения проблемы гуманизма : автореф. дис. . д-ра филос. наук / С. И. Шлекин.- М.: Изд-во Рос. гос. социал. ун-та, 1995. 39 с.
209. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр ; авт. предисловия Ю. В. Перов. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.- 288 с.
210. Штеренберг, М. И. Физическая сущность жизни и начала теории организованных систем. (Вечные вопросы в свете науки, философии и религии) / М. И. Штеренберг. М., 2003.
211. Янкелевич, В. Смерть / В. Янкелевич. М., 1999. - 448 с.
212. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991.
213. Ястребова, Е. Ю. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности : автореф. дис. канд. филос. наук / Е. Ю. Ястребова. СПб., 2002. -16 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.