Смысл музыки: Его анализ на основе эстетики П. А. Флоренского и русской философско-религиозной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Федоров, Денис Винцентович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Федоров, Денис Винцентович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.
Проблема структуры смысла музыки и пути ее метафизического осмысления
1. Антиномизм структуры смысла музыки.
Его мировоззренческие основы. Исторические аспекты метафизического осмысления культуры.
Догматическое» и «мистическое».
2. «Догматическое» и «мистическое» во взглядах П. А. Флоренского и некоторые проекции этой антиномии на современном уровне.
ГЛАВА II
Структура смысла музыки. Восприятие музыки.
1. Восприятие музыкального произведения: система уровней. Взаимосвязь уровней восприятия и рационалистической эстетики.
2. Эмоции в структуре смысла музыкального произведения
ГЛАВА III
Канон как метафизический синтез.
1. Слово и символ философии П. А. Флоренского.
2. Канон и его метафизические свойства
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
От восприятия музыки к музыкальному восприятию: Историко-культурный контекст2005 год, кандидат культурологии Исаева, Светлана Александровна
"Философия музыки" как компонент миропонимания: на материале учений Серебряного века2009 год, кандидат философских наук Малиновская, Ольга Николаевна
Миф и музыка в философской культуре позднего немецкого романтизма: на примере творчества Р. Вагнера2007 год, кандидат философских наук Михайлюта, Алина Владимировна
Духовно-эстетические основания музыкального искусства Средневековой Руси2001 год, доктор философских наук Мещерина, Елена Григорьевна
Музыкальное произведение как способ познания действительности2011 год, кандидат философских наук Шелякин, Олег Вячеславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл музыки: Его анализ на основе эстетики П. А. Флоренского и русской философско-религиозной традиции»
Музыканты редко философствуют. Однако понимание смысла музыки, сущности музыки, основанное на той или иной концепции мироздания, во многом предопределяет пути развития музыкальной культуры, музыкальной жизни. Они пронизывают и скрыто направляют всю деятельность композитора, исполнителя, педагога, музыковеда.
Изучение смысла музыки влияет и на сам характер исследования, которое допускает возможность не только исторических изысканий, накапливающих факты, но и теоретических, в которых делается упор на выработку значимых обобщений и научных концепций. В качестве метода исследования здесь необходимо введение метафизики, причем термин «метафизика» приобретает тот смысл, который в него вкладывает русская философия, что не имеет ничего общего с тем, как определяется данный термин в марксизме и в постмарксистской философской мысли. Та интерпретация термина, которая будет использована в работе, включает в себя не только философское обоснование бытия (мировоззрение), но и религиозное. Особенно важно заметить, что в русской философской традиции философия трактуется не так, как на Западе, где она противопоставляется богословию, стремиться уничтожить его, а именно как метафизика, которая представляет собой более емкое понятие, охватывающее и философскую и богословскую проблематику.
Подчеркнем важность и того, что сегодня, на новом уровне, решение проблем исследователь в большей степени должен искать в своей культуре, а не, как привычно, через Запад. Опора на традиции отечественной культуры вынуждает в данном исследовании вывести на первый план общефилософские, общеэстетические вопросы, рассмотрение которых в идеальном случае должно предшествовать анализу конкретных музыкальных произведений.
Актуальность исследования. Вопросы, связанные с культурой, понимаемой как область духовной деятельности, художественного творчества, мир искусства, в настоящее время переживают период особой пестроты и значительного разброса мнений. Особенно это связано с тем, что одним из самых значительных достижений современной эпохи можно считать создание возможностей для овладения накопленной и накапливаемой человечеством информацией. Эти возможности открывают большой аналитический простор перед исследователями и позволяют делать выводы и открытия глобального значения. И это только начало процесса, так как научные технологии постоянно совершенствуются, актуализируя свободный доступ ко все более и более обширным областям информации, позволяя сравнивать, проводить исследования на тонком уровне. Многие проблемы кажутся разрешимыми, экспериментальная наука чувствует себя способной объяснить практически все окружающие нас явления.
Множество экспериментальных данных, исследований конкретного материала базируются на самых разнообразных эстетико-философских установках, которые далеко не всегда имеют достаточно современное звучание. Это становится особенно очевидным, так как в области искусства и искусствознания такого рода достижения человеческого разума вызывают необходимость поставить достаточно острый вопрос об антиномии рационалистического и духовного (трансцендентного) в художественной практике. Возможно ли в искусстве все объяснить с помощью научной логики? Или все-таки духовный смысл искусства не схватывается, не считывается технико-аналитическим путем и относится к области непознаваемого? В конце концов, важным становится выяснить — что на самом деле является приоритетным для искусства: духовное (если, конечно, оно существует в искусстве) или рационалистическое.
Возникает необходимость в концепционности нового уровня. Как представляется, деятельность на этом новом уровне способна организовать некое новое направление, которое обусловлено проникновением и иногда достаточно сильным влиянием религиозной мысли. Религиозно-философская мысль, констатирующая выход за пределы обычно понимаемых научных подходов, в наших условиях чаще всего ассоциируется с русской философией.
Действительно русская философия конца XIX и первой половины XX веков, долгое время почти не известная, заслуженно завоевывает все большую и большую популярность. Русские философы, ориентированные в основном на православие, затрагивают обширный круг проблем, связанных со взаимоотношениями церкви и человеческих деятельностей. В области теории искусства особенно важен вклад П. А. Флоренского, творчеству которого в предлагаемой работе будет уделено значительное внимание. Намечается сложный путь переосмысления философских (и, разумеется, культурологических) проблем в ракурсе столкновения умопостигаемого и умо-непостигаемого. . Здесь не случайно употреблено слово «столкновение». Ситуация действительно является достаточно острой. Различные концепции не находят, а часто и не хотят находить общих точек соприкосновения. Более того, можно говорить то о некомпетентности в вопросах культуры, то о некомпетентности в вопросах религии.
Здесь намечается необходимость внесения ясности, своего рода духовного ориентира для нынешних и будущих поколений музыкантов и музыковедов.
Степень разработанности темы. Существует множество трудов, опора на которые (в более или менее опосредованной форме) способствовала выработке концепции настоящей работы. Прежде всего нужно выделить чисто музыковедческие работы Б. Асафьева, Л. Мазеля, В. Цуккермана, Е. Назайкинского, Ю. Холопова,
B. Холоповой, В. Медушевского, В. Мартынова, Н. Гарднера, Г. Овсянкиной, Н. Васильевой, В. Жданова и др.
Значительный пласт литературы составили работы русских религиозных мыслителей (философов, поэтов): А. Хомякова, И. Киреевского, В. Соловьева, П. Флоренского, кн. Е. и
C. Трубецких, С. Булгакова, Д. Мережковского, А. Белого, В. Ходасевича, Н. Бердяева, Л. Шестова, Н. Лосского, А. Лосева, В. Зеньковского, И. Ильина, В. Лосского.
Непосредственное отношение к настоящему исследованию имели труды отцов церкви и современных церковных писателей: Макария Египетского, Евагрия Понтийского, Иоанна Лествичника, Святителя Климента Александрийского, святителя Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова, Дионисия Ареопагита, Григория Синаита и Григория Паламы, Григория Нисского, Максима Грека, митрополита Московского Платона (Левшина), св. Иоанна Кронштадтского, Г. Флоровского, Иоанна Сан-Францисского, игумена Иоанна Эко-номцева.
Следует отметить исследования в смежных областях наук Ю. Лотмана, А. Хоменкова, А. Дуброва, В. Морозова, Ю. Кузнецова, В. Жидкова, И. Малышева, А Харуто, а также труды по психологии 3. Фрейда, Л. Выготского, Л. Кадцына и др.
Все перечисленные труды составляют методологическую базу исследования, послужившею основой для разработки поставленной в диссертации проблемы.
Использованная литература тем или иным образом обозначает пути движения философской, эстетической, искусствоведческой, религиозной мысли, которые будут анализироваться на протяжении значительной части работы.
Настоящая работа понимается диссертантом как реализация возможности предпринять (с учетом исследованных воззрений) попытку синтетического взгляда на излагаемые проблемы.
Цели и задачи исследования
Целью работы является раскрытие проблемы антиномизма, характерного для структуры смысла музыки, и поиск как субъективного, так и метафизического синтеза рассматриваемых антиномий.
Это конкретизируется в решении следующих задач: рассмотрение мировоззренческих основ структуры; смысла музыки; исторический экскурс, в котором выявляются аспекты метафизического осмысления культуры; выделение некоторых противоречивых тенденций в церковной мысли, условно обозначенных как «догматическое» и «мистическое»; иллюстрация данной дихотомии на примере взглядов П. А. Флоренского, а также выявление того, как развиваются указанные тенденции вплоть до настоящего времени; поиск субъективного синтеза через восприятие музыкального произведения, попытка систематизации уровней восприятия; анализ основных категорий рационалистической эстетики применительно к предложенной системе уровней; определение места эмоций в структуре смысла музыкального произведения; связь качественного содержания эмоций с уровнями восприятия; вопросы бытия эмоций в процессе взаимодействия с музыкальным произведением; новое осмысление понятия «канон» как продолжение и развитие теоретических работ П. А. Флоренского о таких явлениях, как «символ» и «слово»; трактовка канона как метафизического синтеза антиномий, свойственных структуре смысла музыки.
Что касается теоретико-методологических основ данного исследования, то автор стремился соблюдать в работе! важнейший принцип единства исторического и теоретического подхода к изучению материала; в соответствии с тем же принципом автор старался соблюдать особую корректность при оценке исторических явлений.
Новизна исследования. Впервые в форме диссертационного исследования выдвинута концепция нового уровня понимания структуры смысла музыки, предполагающая выход за пределы рационалистической (и, в частности, диалектико-материалистической) музыковедческой парадигмы.
Предложенная постановка проблемы позволяет прийти к ряду выводов, выносимых на защиту в виде следующих тезисов:
1. Выбор принципа подхода к анализу структуры смысла музыки через центральную антиномию духовное — материальное, и связанные с ней дихотомии духовное — рационалистическое и «мистическое» — «догматическое». С точки зрения обозначенных антиномий современная наука о музыке не охватывает явлений музыкальной жизни в их полноте, неоднозначности, непредсказуемости.
2. Предлагается система уровней восприятия музыкального произведения, основанная на привнесении элементов духовной практики, связанной со взаимоотношениями с областью трансцендентного; в результате выделяются два основных уровня — уровень трансцен-дирования, подразумевающий выход воспринимающего (слушателя) за пределы самого себя, где он сталкивается с миром невидимым, идя навстречу нисходящим энергиям и уровень гармонизации, где человек сознательно приобщается к музыкальному искусству, решая стоящие перед ним проблемы на рационально-логическом уровне, и в котором в наиболее чистом виде находит свое выражение теоретические и психологические установки о функциях музыки.
3. Звучащее музыкальное произведение и слушатель — гибкий духовный и эмоциональный синтез, характеризующийся подвижным, но единым эмоциональным полем.
4. Канон — объективный метафизический синтез элементов антиномий, характеризующих структуру смысла музыки; канон богат информационно, богат энергетически, что является следствием его информационной и энергетической насыщенности; канон как источник духовного знания и дальнейшего музыкального творчества.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе обновления и укрепления методологической базы современного отечественного музыкознания.
Диссертация может оказаться полезной для музыковедов, эстетиков, культурологов, занимающихся общефилософскими проблемами, связанными с художественной деятельностью.
Структура диссертации определяется задачами исследования и включает введение, три главы (I глава — «Проблема структуры смысла музыки и пути ее метафизического осмысления», II глава — «Структура смысла музыки. Восприятие музыки», III глава — «Канон как метафизический синтез»), заключение и список использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром2006 год, доктор философских наук Коломиец, Галина Григорьевна
Музыкальная эстетика православного богослужения2008 год, кандидат философских наук Корнышева, Ирэн Робертовна
Истинность музыки: Онтологический аспект2006 год, кандидат философских наук Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна
Функции музыки в европейской культуре: философско-антропологический аспект2007 год, доктор философских наук Олейник, Марина Алексеевна
Мистериальные истоки русского синтетизма в культуре "серебряного века"2009 год, доктор культурологии Варакина, Галина Владиславовна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Федоров, Денис Винцентович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как возникает, как существует произведение музыкального искусства? Чем определяется наше разное отношение к разным видам музыки, разным произведениям? Каким образом музыка, как и любое искусство, выявляет нашу духовную деятельность? Связано ли это каким-либо образом со структурой? Можно ли, исследовав структуру музыкального произведения, найти алгоритм того, каким образом оно оказывает влияние на слушателя, и затем этот алгоритм воспроизвести?
Ответы на эти вопросы ложатся в основу искусствознания и продолжают волновать исследователей до настоящего времени.
Музыканты-профессионалы занимаются музыкой с раннего возраста и нередко получают блестящее музыкальное образование. Однако, окунувшись в предметное изучение музыки, музыканты часто чувствуют, что все знания не соединяются в единое целое, метафизический смысл музыки не улавливается, и чем дальше, тем больше музыка как бы живет своей жизнью, а музыкальная наука — своей. Здесь возникает даже не глобальная проблема, а личная. Желание связать понятие музыковедения с единым смыслом музыки, найти нечто объединяющее, превращается в задачу профессионала.
Поиск смысла музыки — вечная проблема и каждый пытается решить ее для себя. Однако, на практике это сделать достаточно трудно, так как сильное влияние оказывает десятилетиями формировавшаяся идеологическая установка. Теория отражения действительности, психологизм, социологизм не отвечают чувству смысла. Именно идеологическая система блокировала связь высокопрофессионального музыковеда-теоретика с музыкой. Следствие этого — погружение в чистый логицизм, анализ; причем яркие таланты усугубили этот разрыв.
Логика диссертации задается от конкретного явления реальности — музыкального искусства. Однако, преодоление обозначенного разрыва предполагает погружение в метафизику, в поиск качественного основания для этого преодоления. Этим и оправдываются значительные экскурсы в философию и богословие.
Данный экскурс показывает, что заданная в диссертации антиномия духовного и материального находит историко-философское подтверждение у самых разных представителей отечественной философской и богословской мысли. Здесь еще раз необходимо отметить особую роль культурологических и теоретических концепций П. А. Флоренского.
Как оценить вклад Флоренского в становление современных культурологичеких воззрений? Можно говорить, что именно во взглядах русского философа, на грани «догматического» и «мистического», зарождается концепционность нового уровня. Здесь можно говорить также и о формировании нового типа культурологического мышления и нового типа анализа явлений культуры. Если перенести затрагиваемую Флоренским антиномию «восхождения» и «нисхождения» на процесс теоретического освоения, скажем, произведений искусства, то возможен путь к тонкому взаимодействию научного и мистического подходов, где научное познание превращается в своего рода мистический акт. Это не значит, что дедуктив-ность научного метода должна быть отвергнута. Важно то, что момент откровения, озарения в данном контексте может оцениваться как первостепенный, определяющий.
Это важно также и для восприятия музыкального произведения. Обозначенные уровни трансцендирования и гармонизации представляют собой своего рода водораздел между откровенным знанием и знанием логическим.
Здесь скрывается и сущность рационалистической эстетики, в основе которой лежит теория отражения. Функционирование рационалистической эстетики полностью оправдано вторым уровнем восприятия произведений искусства, но и ограничивается им. Искусство же, с точки зрения уровня трансцендирования — не отражение реальной действительности, а особый, другой мир, в котором, кроме всего прочего, участвуют некие модификации, некие подобия знакомых нам предметов, явлений, образов, человеческих типов, идей и т. д.
Можно сказать, что в произведениях искусства специально для нас осуществляется материализация идей трансцендентного мира, чтобы они стали более понятны для нашего ограниченного восприятия.
Истинно духовная музыка (а именно она приводит к трансцен-дированию) возможна и в церкви, и в миру. Вопрос о воздействии музыки в данном случае следует трактовать скорее не как воздействие, а как взаимо-действие, потому что, вступая в контакт с трансцендентным миром, приближаясь к Божественной сущности, меняется не только человек, но и музыка насыщается новыми энергиями и смыслами.
Здесь уместно сказать и об эмоциях в музыке, которые считаются чуть ли не основой сущности этого вида искусства, тогда как в предлагаемой концепции они занимают свое определенное место в структуре смысла музыки. От этого их значение не уменьшается и не принижается. Важно отметить факт существования эмоционального поля, позволяющий осуществлять между слушателем и музыкальным произведением гибкий духовный и эмоциональный синтез, о котором уже говорилось неоднократно.
Безусловно, такого рода синтез может осуществляться только с тем произведением, которое отличается каноничностью, как фактором его духовной организации.
Еще раз отметим и духовную, и содержательную, и метафизическую сущность канона. Истинное произведение искусства неотделимо от канонических форм организации материала. Канон чрезвычайно активен энергетически, и именно благодаря действенности канона мы узнаем, что всякая деятельность в области искусства, не связанная с творчеством, с творением из ничего — пассивна.
В заключение вернемся к структуре смысла музыки. Как уже говорилось, смысл музыки, и, более конкретно, смысл музыкального произведения как структура может быть представлен в виде единства духовного и материального. Данная дихотомия имеет глобальный и обобщающий характер, хотя, однако, не исключает возможности построения иных дихотомий, так или иначе с ней соприкасающихся, но выражающих другие системы взаимоотношений.
Ясно, что область духовного имеет приоритет над областью материального. Это положение, естественно, поддерживается всеми религиозными концепциями. Однако, несмотря на перевес значения духовного в музыке, для сохранения целостности понимания структуры произведения, конечно же, недостаточно одного лишь духовного видения. Путь к постижению смысла музыки, смысла конкретного музыкального произведения лежит через два вида деятельности: через мистический опыт проникновения в транцендентную область и через изучение структур при помощи логико-рационалистического метода осмысления. С точки зрения музыкальной практики, которая требует и знаний, и мышления, и развитых навыков, гениально одаренному музыканту будет не достаточно его гениальности, как, впрочем, и духовности, если он не располагает техническими возможностями воплощения своих замыслов. Следовательно, необходимо пройти через обучение, через понимание структуры, через освоение ремесла и композитору, и исполнителю, и музыковеду, хотя, безусловно, гениальность влияет на скорость и глубину овладения ремеслом. К сожалению, духовное видение не может дать ремесла. При плохом овладении своей профессией возникает несвобода, которая мешает обратится к мистическому. Но и при обладании ремеслом, одно лишь структурное знание не может претендовать на полноту воссоздания смысла произведения.
К сожалению, современная ситуация такова, что человек, поглощенный материальным миром, как правило доволен своим бытием и не задумывается о духовной жизни. Между тем даже самое истинное искусство, как, впрочем, и всякая духовная деятельность, не может воздействовать, если воспринимающий субъект сам не идет дорогой духовного восхождения. Человек, идущий обычным прагматическим путем, забыв о своем высшем назначении, променяв духовные энергии на эмоции, оставляет сферу своего духа без внимания и оказывается целиком (или почти целиком) во власти своей психики, которая жадно (именно жадно) требует покоя, наслаждения, гармонизации — и других подобных ощущений, вызывающих положительные эмоции, которые, как и всякие эмоции, представляют собой лишь поверхностный срез переживаний человека.
Между тем рационалистическая эстетика (один из вариантов которой — марксистко-ленинская эстсггика), до сих пор благополучно преподается в большинстве высших учебных заведений. И перед искусствознанием, в частности — музыковедением, стоит задача — определить свой путь в новых условиях. Поиск духовности должен привести к смене парадигмы, принципиальной смене миропонимания. Может быть, не следует отказываться от того, что было найдено рационалистическим путем; важно установить приоритет духовного и признать его в качестве основы, стремиться расширить зону его действия и сделать его для себя органичным. о
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Федоров, Денис Винцентович, 1999 год
1. X1.Международная конференция. Логика, методология, философия науки. Секция: Методологические проблемы синергетики. — Москва-Обнинск, 1995.
2. А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. — М.: Наука, 1991.
3. АллемановД. Курс истории русского церковного пения. — М., 1912.
4. Ан. С. А. Религиозно-нравственный современной отечественной культуры // Культура — Религия — Церковь. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1992.
5. Андреев Д. Роза мира. Метафилософия. — М.: Прометей, 1991.
6. Андриенко Т. Культ — культура — искусство (заметки о культурологических идеях П. А. Флоренского // Фило-софия, эстетика, культурология. Вып. I. Сб. 8. — М.: Мое. гос. консерватория, 1994.
7. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — М.: Мысль, 1971.
8. Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский. Из истории Новгородской иконографии // Богословские труды. Сб. 27. — М.: Изд. Моск. Патриархии, 1986.
9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Гос. муз. изд., 1963.
10. Бердяев В. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Правда, 1989.
11. Булгаков С. Свет невечерний. Созерцание и умозрение. — Серг. Посад Моск. губ.: типогр. И. Иванова, 1917.
12. Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989.
13. Вагнер Г. К. Духовной жаждою томим // Наше наследие, 1990. № 5.
14. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. — М.: Искусство, 1987.
15. Ванслов В. Об отражении действительности в музыке. Очерки. — М.: Гос. муз. изд-во, 1953.
16. Варсонофий (Плиханков), схиархимандрит. Келейные записки 1892-1896 гг. М., 1991.
17. Василий Великий. Беседа 22. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями // Творения. Часть VI. — М., 1993.
18. Вениамин, иеромонах. Образ и подобие Божие в человеке. Свобода. Совесть // О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — Изд. Московской патриархии. 1991.
19. Вермайер А. Логицизмы музыкальной метафизики Лосева // Советская музыка, 1990. № 12.
20. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. — М., 1909.
21. Витт Н. В. Об эмоциях и их выражении (к проблеме выражения эмоций в речи) Ц Вопросы психологии, 1964, №3
22. Возвращение забытых имен: Павел Флоренский. Каталог выставки. М., 1989.
23. Воронкова Л. П. Мировоззрение П. А. Флоренского // Вестник Мое. ун-та. Серия: философия. 1989. № 1.
24. Гайденко П. П. Антиномическая диалектика П. А. Флоренского против закона тождества // Критика немарксистских концепций диалектики XX века. — М., 1988.
25. Гарднер Н. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система, история. В 2-х т. — Нью-Йорк: Изд. Свято-Троицкого онастыря Джордансвилл, 1878.
26. Гегель Г. Ф. В. Эстетика. Т. 1. — М.: Искусство, 1968.
27. Гегель Г. Ф. В. Эстетика. Т. 3. — М.: Искусство, 1971.
28. Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии // Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. — М.: Советская Россия, 1990.
29. Гончаренко С. С. Духовные тенденции в советской музыке 6080-х годов // Культура-Религия-Церковь. — Новосибирска.: Новосибирская гос. консерватороия, 1992.
30. Гофман Э. Т. А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мур-ра. Дневники. — М.: Наука, 1972.
31. Григорий Нисский. Об устроении человека. Спб., 1995.
32. Григорий Палама. Беседы (Смилии). В 3-х ч. — М.: Паломник, 1993.
33. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., Канон, 1995.
34. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. — М.: Тетра,1993.
35. Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии. — М.: Издательство «РМ», 1994.
36. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. — СПб.: Глагол.1994.
37. Дорогов А. А., Иванов В. В., Успенский Б. А. П. А. Флоренский и его статья «Обратная перспектива». // Уч. зап. Тартуского ун-та, 1967. Вып. 198.
38. Дубров А. П. Музыка и растения // Новое в жизни, науке, технике. — Сер. биология. Вып. 3. — М.: Знание. 1990.
39. Дунаев М. Роковая музыка // Наш современник. — N1. 1988.
40. Евагрий, аВва. Аскетические и богословские трактаты. -1 М.: Мартис. 1994.
41. Ендовицкий В. Д. Критика философии американского критического реализма (философия культуры Джорджа Сантаяны). — М.: Высшая школа, 1968.
42. Епифанович С. А. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. — Киев. 1915.
43. В. Ф. Жданов. Природа эстетических сценических переживаний. Монография. — М.: Отчет по гранту РГНФ (проект № 95-0617710), 1997.
44. Жидков В. С. Культурная политика и театр. — М.: ИздАТ, 1995.
45. Зеньковский В. Апологетика. — Рига: Рижская Епархия, 1992.
46. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х т. — М., 1956.
47. Золтаи Денеш. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. — М.: Прогресс, 1977.
48. Иванов В. И. Родное и вселенское. — М.: Республика, 1994.
49. Иванова Е. В., Ильюнина Л. А. К истории отношений с Андреем Белым // Контекст. Литературно-теоретические исследования 1991. М.: Наука, 1991.
50. Игнатий (Брянчанинов). Христианский пастырь и христианский художник. // Троицкое слово, 1990. №6.
51. Игумен Андроник, П. В. Флоренский. Павел Александрович Флоренский // Писатель и время. Сборник документальной прозы. — М.: Советский писатель, 1991.
52. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 1-2. — Париж-М.: ТОО Рарогь, 1993.
53. Ильин И. А. Основы христианской культуры. — Женева: Изд.
54. Бюро Конфедерации рус. трудящ. хритсиан, 1937.
55. Ильин И. А. Путь к очевидности // Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993.
56. Ильин И. А. Что такое искусство // Одинокий художник. —М.: Искусство, 1993.
57. Ингарден Роман. Исследования по эстетике. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962.
58. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. — Нижний Новгород: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.
59. Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы. Лествица. — Сергиев Посад, 1908.
60. Иоанн Сан-Францисский (Шиховской). Избранное. — Петрозаводск: Святой остров, 1992.
61. Иоанн Экономцев, игумен. Православие. Византия. Россия. — М.: Христианская литература. 1992.
62. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т. 1. — М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962; Т. 2. — М.: Изд. «Искусство», 1964; Т. 3. — М.: Изд. «Искусство», 1967; Т. 4. — М.: Изд. «Искусство», 1969.
63. Каган М. С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. — Л.: ЛГУ, 1971.
64. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учебн. пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 1990.
65. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 5. — М.: Мысль, 1966.
66. Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. М.: Изд. Московского университета. 1994.
67. Кураев А., диакон. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетический очерк. — М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995.
68. Киприан, архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. — М.: Паломник. 1996.
69. Кутузов Б. П. Знаменный распев и логос-медитация (умное делание) // Журнал историко-богословского общества — М., 1992. № 3.
70. Лев (Церпицкий), епископ Новгородский и Старорусский. Размышления о религии и культуре. // Москва, — 1993. № 12.
71. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. — М.: Правда, 1990.
72. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Сов. музыка. — 1990. № 11.
73. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.
74. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. — М., 1991.
75. Лосский Вл. Паламитский синтез // Богосл. труды, сб. 8. — М.: Изд. Моск. Патриархии, 1972.
76. Лосский Н. О. История русской философии. — М.: Высшая школа, 1991.
77. Лотман Ю. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М.: Наука, 1973.
78. Мазель Л. А.Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. — М.: Сов. композитор, 1978.
79. Мазель Л. По поводу полемических статей Ю. Н. Холопова // Советская музыка. 1989. № 2.
80. Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. — М.: Сов. композитор, 1982.•о
81. Максим Грек. О святых иконах // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. — М.: Прогресс, 1993.
82. Малышев И. В., Рыбинцева Г. В. Социодинамика художественного сознания. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1992.
83. Малышев И. В. Проблема отражения действительности в музыке: Учеб. пособие по курсу «Эстетические проблемы музыкознания». — М.: РАМ им. Гнесиных, 1992.
84. Мартынов В. «Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалом.» // Сов. музыка. 1991. № 6.
85. Мартынов В. И. О различении понятий богослужебного пения и музыки в Священном Писании / Методы изучения старинной музыки. Сборник научных трудов. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1992.
86. Медушевский В. В. Культура или культуроверие? // Сов. музыка. 1990. № 5.
87. Медушевский В. В. Может быть, вернемся к истокам? // Вестник высшей школы. 1988.
88. Медушевский В. В. Музыкальное произведение и его культурно-теоретическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. — Киев: Музична Украша, 1988.
89. Медушевский В. В. Музыковедение: проблема духовности Ц Сов. музыка. 1988. № 5.
90. Медушевский В. В. Мысли о православной психологии музыки // HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии. — М.: Мое. гос. консерватория, 1994.
91. Медушевский В. В. О взаимопонимании в музыкознании // Музыкальное искусство и религия. РАМ им. Гнесиных. М., 1994.
92. Медушевский В. В. О дольнем и горнем у Моцарта // Моцарт — с Прокофьев. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Ростовна Дону, 1992.
93. Медушевский В. В. О понятиях художественного чувства и эмоции // О выражении эмоций в музыкальном исполнении: Монография. — М.: Отчет по гранту РГНФ (проект № 95-06-17710), 1997.
94. Медушевский В. В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия. РАМ им. Гнесиных. М., 1994.
95. Медушевский В. В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. М., РАМ им.Гнесиных, сб. трудов, вып.129, 1994.
96. Медушевский В. В. Религиозная природа музыкального слуха // HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии. — М.: Мое. гос. консерватория, 1995.
97. Медушевский В. В. Сущностные силы человека и музыка // Музыка — культура — человек. Сб. науч. тр. — Свердловск: Изд. Урал, ун-та, 1991.
98. Медушевский В. В. Таинственные энергии музыки // Музыкальная академия, 1992. № 2.
99. Медушевский В. В. Фантазия в культуре и музыке // Музыка — культура — человек. Сб. ст. Вып. 2. — Свердловск: Изд. Урал, унта, 1991.
100. Медушевский В. В. Эмоции или духовные энергии? — Рукопись.
101. Медушевский В. В. Этимология культуры // Музыкальная академия, 1993, № 3.
102. Мень А. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. — М.: Слово, 1991.
103. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. — М .: Музыка, 1988.
104. Мережковский Д. С. Не мир, но меч // Поли. собр. соч. Спб., 1911, Т. 10.
105. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. — М.: Музыка, 1971.
106. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. — М.: Музыка, 1973.
107. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988.
108. Назайкинский Е. В. Искусство и наука в деятельности музыковеда // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей, вып. 2. — М.: Музыка, 1973.
109. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982.
110. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия — М.: Музыка, 1972.
111. Настольная книга священнослужителя — М.: Изд. Моск. Патриархии, 1977-1988.
112. Неретина С. С. Бердяев и Флоренский о смысле исторического. // Вопросы философии. 1991. № 3. л
113. Никольский А. О «церковности» духовно-музыкальных сочинений // Хоровое и регентское дело. 1909. № 3.
114. Нижников С. А. Проблемы духовного в Западной и Восточной культуре и философии. — М.: Изд-во РУДН, 1994.
115. Новиков Д., Данилова Е. От авторов // Православие и искусство. Опыт библиографического исследования. — М.: Товарищество русских художников, Военное издательство, 1994.
116. О вере и нравственности по учению православной церкви. — М.: Изд. Московской Патрархии, 1991.
117. О выражении эмоций в музыкальном исполнении: Монография. — М.: Отчет по гранту РГНФ (проект № 95-06-17710), 1997.
118. Овсянкина Г. Отечественная хоровая//Советская музыка,1990. № 9. С. 33-46.
119. Переписка Е. Н. Трубецкого и П. А Флоренского (Предисловие и примечания игумена Андроника (А. С. Трубачева) и С. М. Половинкина) // Вопросы философии. 1989. № 12.
120. Переписка П. А. Флоренского с Андреем Белым // Контекст. Литературно-теоретические исследования 1991. — М.: Наука,1991.
121. Переписка П. А Флоренского и В. А. Кожевникова (Предисловие А. В. Шурганя) // Вопросы философии. 1991. № 6.
122. Петров В. М. Прогнозирование художественной культуры. — М.: Наука, 1991.
123. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х т. — М.: Репринт, изд., 1992.
124. Половинкин С. М. П. А. Флоренский: Логос против хаоса. — М., 1989.
125. Потебня А. А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989. й 126. Плотникова Н. Мышление и творче&ктво (по работам А.А.Потебни и П.А. Флоренского) // Философия, эстетика, культурология. Вып. I. Сб. 8. — М.: Мое. гос. консерватория, 1994.
126. Православие и искусство. Опыт библиографического исследования. — М.: Товарищество русских художников, Военное издательство, 1994.
127. Рам Дасс. Зерно на мельницу // Джон Лилли. Центр циклона. Рам Дасс. Зерно на мельницу. — Киев: София, 1993
128. Розанов В. В. Религия и культура. — М.: Правда, 1990.
129. Романец А. В. Источник огненный (учение о самопознании в диалоге Г. С. Сковороды «Hapicicc») // Философская и социологическая мысль. — 1992, № 8.
130. Романов Л. H Музыкальное искусство и православие. — Л.: Изд. ГМИРиА, 1989.
131. Русская религиозная мысль. М., 1912.
132. Русская философия. Словарь. — М.: Республика, 1995.
133. Русский Эрос или философия любви в России. — М.: Прогресс, 1991.
134. Семенов-Тянь-Шанский А. Искусство в христианском мире // Вестник РСХД. — Париж — Нью-Йорк, 1962, № 2.
135. Серегина Н. М. Виды взаимодействия искусства и религии в современных условиях // Культура-Религия-Церковь. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1992.
136. Словарь библейского богословия. — Брюссель: «Жизнь с Богом», 1990.
137. Соколова. С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. — М.: Музыка, 1992.
138. Соколов А. С. О типологии методов художественного мышления // Художественный тип человека: комплексное исследование, М.: 1994.
139. Соколов В. В. Средневековая философия. — М.: Высшая школа, 1979.
140. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. — М.: Искусство, 1991.
141. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // В. С. Соловь-ев. Соч. в 2-х т. — М.: Правда, 1989.
142. Толковая Библия, или комментарий на все виды книг св. писания Ветхого и Нового Завета. В 3-х т. — Стокгольм: Ин-т перевода Библии, 1987.
143. Тростников В. Н. Научна ли «научная картина мира»? // Новый мир. 1989. № 12.
144. Трубачев С. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Сов. музыка, 1988. №№ 8, 9.
145. Трубачев С. 3. Музыка богослужения в восприятии свящ. Павла Флоренского Ц ЖМП, 1983. № 5.
146. Трубачев С. Только в Моцарте. защита от бурь. П. А. Флоренский и М. В. Юдина // Музыкальная жизнь, 1989. №№13,14.
147. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. — М.: Республика, 1994.
148. Трубецкой Е. H. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М.: Инфо APT, 1991.
149. Управителев А. Ф. Несколько слов о мировоззрении П. А. Флоренского // Философские науки. 1990. № 12.
150. Философия, эстетика, культурология. Вып. I. Сб. 8. — М.: Мое. гос. консерватория, 1994.
151. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. — М.: Прогресс, 1993.
152. Флоренский П. А. // Философская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1970. Т. 5.
153. Флоренский П. А. Автореферат // Вопросы философии. 1988. № 12
154. Флоренский П. А. Антоний романа и Антоний предания. — Сергиев Посад, 1907.
155. Флоренский П. А. Вопль крови. — М., 1906.
156. Флоренский П. А. Из богословского наследия (очерки философии культа) // Богословские труды, вып. XVII. 1977. С. 85-248
157. Флоренский П. А. Иконостас / Священник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 419-526.
158. Флоренский П. А. Итоги // Вестник РСХД. — Париж — Нью-Йорк, 1974. № 1.
159. Флоренский П. А. Космологические антиномии Иммануила Канта // Богословский вестник. 1914. № 9.
160. Флоренский П. А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. Сб. 24. — М.: Изд. Моск. Патриархии, 1983.
161. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. — М., 1922.
162. Флоренский П. А. Небесное знамение // Маковец. 1922. № 2.
163. Флоренский П. А. О символах бесконечности // Новый путь. 1904. № 9.
164. Флоренский П. А. О типах возрастания. — Сергиев Посад, 1916.
165. Флоренский П. А. Об одной предпосылке мировоззрения И Весы. 1904. № 9.
166. Флоренский П. А. Общечеловечские корни идеализма. — Сергиев Посад, 1909.
167. Флоренский П. А. Около Хомякова. — Сергиев Посад. 1916.
168. Флоренский П. А. Органопроекция // Декоративное искусство в СССР. 1969. № 12.
169. Флоренский П. А. Первые шаги философии. — Сергиев Посад, 1916.
170. Флоренский П. А. Пределы гносеологии // Богословский вестник. 1914 № 9.
171. Флоренский П. А. Приведение чисел. — Сергиев Посад, 1916.
172. Флоренский П. А. Пространство, масса, среда // Электричество. 1924. № 8.
173. Флоренский П. А. Символическое описание // Феникс. — М., 1922.
174. Флоренский П. А. Смысл идеализма // В память столетия Московской Духовной Академии. Ч. 2. — Сергиев Посад, 1917.
175. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. — М.: Правда, 1990.
176. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. — М.: Правда, 1990.
177. Флоренский П. А. Физика на службе математики // Соц. реконструкция и наука. 1932. № 4
178. Флоренский П. А. Физическое значение кривизны пространства // Математическое образование. 1928. № 8.
179. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. Сборник документальной прозы. — М.: Советский писатель, 1991.
180. Флоренский П. А. Христианство и культура. 1923 // ЖМП. — 1983. № 4.
181. Фомин В. П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. — М.: Аргус, 1994.
182. Флоровский Г. В. Восточные отцы V-VIII веков. — М.: МП «Паломник», 1992.
183. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV-ro века. — М.: МП «Паломник», 1992.
184. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. — Вильнюс: тип. «Вильтис», 1991.
185. Ходасевич В. Ф. Некрополь. — Париж, 1976.
186. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — М.: Музыка, 1988.
187. Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. — М.: Сов. композитор, 1982.
188. Холопов Ю. Н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. — М.: Сов. композитор, 1985.
189. Холопов Ю. Предисловие и комментарий//А. Лосев. Основной вопрос философии музыки // Сов. музыка. 1990 № 11.
190. Холопов Ю. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука, проблема анализа музыки // Сов. музыка. 1988. № 9.
191. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. В 2-х ч. М.: Мое. гос. консерватория, 1990-1991.
192. Хоменков А. С. Человек и музыка: философский подход к про. блеме. Рукопись. М., 1996.
193. Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки. — М.: Современник, 1988.
194. Хоружий С. С. Диптих безмолвия.Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1991.
195. Хоружий С. С. О философии священника Павла Флоренского // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. — М.: Правда, 1990.
196. Хоружий С. С. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства // Философская и социологическая мысль. 1992. № 8.
197. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. В 2-х т. — М.: Сов. композитор, 1970.
198. Чаадаев П. Я. Сочинения. — М.: Правда, 1989.
199. Чередниченко Т. В. Кризис общества — кризис искусства: музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. — М.: Музыка, 1987.
200. Шабалина Л. К. Религиозная музыка и проблемы родовой дифференциации искусства // Культура — Религия — Церковь. — Новосибирск, 1992.
201. Шмеман А. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию, 1949-1950 гг. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1993.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.