Славянские фэнтези в современном литературном процессе: поэтика, трансформация, рецепция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Криницына, Ольга Павловна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат наук Криницына, Ольга Павловна
Оглавление
Введение
Часть I. Поэтика и проблематика славянских фэнтези
1. Модель мира
1.1.1. Координаты художественного мира
1.1.2. Фантастическая природа мира 2
1.1.3. Мифологическое начало
1.1.4. Сказочные истоки
1.1.5. Знаки реальности: национальный ландшафт
1.2. Герой славянского фэнтези 43 1.2.1. Герой в сказочно-мифологическом фэнтези М. Семеновой 52 «Волкодав»
1.3. Сюжет славянского фэнтези
1.3.1. Сюжетные формулы 5
1.3.2. Сказочный сюжет в славянском фэнтези В. Маслюкова 65 «Рождение волшебницы»
Часть II. Трансформация славянских фэнтези
2.1. Славянские фэнтези в актуальных контекстах современности
2.1.1. Идеолого-политические и культурные контексты
2.1.2. Дискурс национальной идентичности как детерминанта 76 жанровой трансформации
2.2. Трансформация жанрового содержания славянских фэнтези
2.2.1. Эволюция модели мира
2.2.1.1. От фантастической модели мира к (псевдо)исторической
2.2.1.2. От мифа к мифологиям
2.2.1.3. Трансформация сказочной основы
2.2.2. Эволюция героя 98 2.2.2.1. Герой в историко-патриотическом фэнтези М. Семеновой 103 «Там, где лес не растет»
2.2.3. Эволюция сюжетов
2.2.3.1. Эволюция сюжета в романах Ю. Никитина («Трое из леса», 111 «Князь Рус»)
Часть III. Рецепция славянских фэнтези
3.1. Читательская рецепция
3.2. Внутрилитературные и интермедиальные рецепции
3.2.1. Влияние развлекательного нарратива
3.2.2. Использование стратегий славянского фэнтези в современной 141 прозе
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Славянская фэнтези: образно-мотивный ряд : на материале произведений М.В. Семеновой2010 год, кандидат филологических наук Барашкова, Анна Владимировна
Две модели фэнтези в современной русской литературе: романы М.В. Семеновой о Волкодаве, М.Г. Успенского о Жихаре2012 год, кандидат наук Королькова, Яна Владимировна
Русское детское фэнтези: жанровая специфика и особенности мифопоэтики2015 год, кандидат наук Дворак, Елена Юрьевна
Творческая эволюция Урсулы Ле Гуин: к проблеме становления героя в жанре фэнтези2024 год, кандидат наук Суркова Ксения Вячеславовна
Типология романов М.В. Семёновой2015 год, кандидат наук Толкачева, Валерия Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Славянские фэнтези в современном литературном процессе: поэтика, трансформация, рецепция»
Введение
Объект настоящего диссертационного исследования связан с жанровыми процессами, происходящими в современной массовой литературе, то есть с кругом проблем, до сих пор вызывающих полемику среди отечественных исследователей.
Термин «массовая литература» - достаточно универсальный, возникший, как отмечает М.А. Черняк, «в результате размежевания художественной литературы по ее эстетическому качеству и обозначающий нижний ярус литературы» [Черняк, 2007: 6]. Западное литературоведение давно сделало массовую литературу объектом своего изучения. Эту проблему разрабатывали А. Генис, М. Маклюэн, С. Бойм, Дж. Кавелти и другие [Генис, 1993; Маклюэн, 2003; Бойм, 2002; Кавелти, 1996], в то время как среди отечественных литературоведов долгое время развивались дискуссии о самой необходимости изучения массовой литературы. По мнению С. Лоуэлла и Б. Менцель, «дистанцирование российских исследователей от массовой литературы порождено резко негативным отношением в СССР к коммерческой развлекательной литературе, рассматриваемой как недоброкачественный западный культурный продукт» [Рейтблат, 2006: 126]. Как отмечает А. Рейтблат, это верно лишь отчасти - «и дореволюционная русская интеллигенция яростно боролась против лубочной и бульварной литератур, причем не завозных, а отечественных, созданных в России» [Там же]. Так или иначе, в России долгое время отсутствовала традиция изучения низовой литературы.
Показательно, что еще в 1997 году этот вопрос продолжал вызывать споры среди исследователей. Симптоматично названная статья Л. Гудкова «Массовая литература как проблема: для кого?» отражает различные подходы к этому вопросу. Сам исследователь указывает, что «современные формы литературы (как и культуры в целом) остаются вне внимания и понимания филологов» [Гудков, 1997: 81], в то время как «нельзя себе представить
динамику любых сложных символических и смысловых форм вне способности реагирования на актуальные представления носителей культуры» [Там же].
Сегодня для исследователей современной литературы (М. Литовская, Н. Купина, М. Абашева, М. Черняк, Г. Разлогов, Б. Мендель, А. Костина и многих других) очевидно, что явление массовой литературы стало одним из значимых каналов массовой коммуникации. В двухтысячные годы массовая литература становится объектом диссертационных исследований: как явление в целом - в докторской диссертации М.А. Черняк «Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики» (Санкт-Петербург, 2005); в кандидатской диссертации И.И. Саморуковой «Массовая литература: проблема художественной рефлексии» (Самара, 2006); в кандидатской диссертации О.Б. Полетаевой «Массовая литература как объект скрытой рекламы: литературный продакт плейсмент» (Тюмень, 2010) и др. Изучаются отдельные жанры массовой литературы (например, в кандидатской диссертации Н.С. Агафоновой «Проза А. Вербицкой и JI. Чарской как явление массовой литературы» (Иваново, 2005); кандидатской диссертации O.A. Симоновой «Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов» (Москва, 2008) и др.). В научных статьях исследуются книги отдельных авторов: например, в работе С. Сиротина «Картина мира по Донцовой» [Сиротин, 2008], Г. Пономаревой «Женщина как «граница» в произведениях Александры Марининой» [Пономарева, 1999] и др.
В последнее десятилетие выходит все больше учебников, посвященных проблемам массовой литературы: учебное пособие М. Черняк «Массовая литература XX века» (2007), учебник коллектива авторов Н. Купиной, М. Литовской, Н. Николиной «Массовая литература сегодня» (2009), монография В.М. Березина «Сущность и реальность массовой коммуникации» (2002) и многие другие.
Однако, будучи одним из самых заметных проявлений современного литературного процесса, массовая литература остается и до сих пор недостаточно осмысленной как в теоретическом, так и в историко-
литературном плане. Кроме того, в ней появляются и развиваются новые жанры, тенденции, что вызывает необходимость дальнейшего изучения.
Объектом настоящего исследования является славянское фэнтези1, субжанр русского фэнтези.
К фэнтези относят «произведения, в которых на базе сказочно-мифологического наследия народов мира конструируются фантазией автора литературные вторичные миры» [Алексеев, 1997: 83]. Русское фэнтези генетически связано с западноевропейским фэнтези, самым ярким образцом которого стали произведения Дж.Р.Р. Толкиена 1954-1955 годов. Затем происходит интенсивное развитие жанра в книгах Роберта И. Говарда, К.С. Льюиса, У. Ле Гуин, А. Нортона и многих других. Сформировалось множество жанровых разновидностей фэнтези, зафиксированных сегодня в энциклопедиях и литературоведческих работах [Чупринин, 2007]: героическое фэнтези (Роберт И. Говард, Лари Нивен, А. Пехов, Е. Дворецкая), эпическое фэнтези (Урсула Ле Гуин, Роджер Желязны, Ник Перумов, А. Сапковский), городское фэнтези (Л. Томсон, С. Лукьяненко), мистическое фэнтези (Глен Кук, Роберт И. Говард), детское фэнези (Дж. Роулинг, Н. Уильям, А. Зорич, М. и С. Дяченко), юмористическое фэнтези (Б. Хэмбли, М. Скотт, А. Дашков, Н. Романецкий) и многие другие. Славянские фэнтези называют в ряду перечисленных жанровых разновидностей (см. классификацию С. Чупринина [Чупринин, 2007], Б. Невского [Невский, 2004]), то есть славянские фэнтези -субжанр жанра фэнтези, к которому исследователи относят произведения, «мир в которых порождается национальным колоритом, где источниками фабулы являются, чаще всего, мифологические сюжеты и образы древних славян, их пантеон богов, предания, легенды, реалии быта» [Гончаров, 1997: 57], для которых главные составляющие - «историко-мифологические данные: предания, былины, мифы и стандартные фэнтезийные каноны: любовь, приключения, странствия» [Гарцевич, 2005].
1 В отличие от именования жанра «русская фэнтези», которое женского рода (так как в английском языке слово fantasy женского рода) именование «славянское фэнтези» закрепилось в исследовательской литературе в среднем роде (о чем, например, свидетельствует антология «Славянское фэнтези»).
Существует, однако, терминологическая проблема, связанная, возможно, с молодостью жанра: один и тот же корпус текстов называют «русским фэнтези» и «славянским фэнтези». Для таких исследователей, как К. Крылов, А. Гусарова, Е. Чепур, В. Кайгородова, романы Е. Дворецкой, Ю. Никитина, М. Семеновой являются русским фэнтези, однако эти же самые произведения для Е. Афанасьевой, Е. Гарцевича будут представлять собой образцы жанра славянского фэнтези. Таким образом, произведения, которые исследователи называют славянским фэнтези, другие литературоведы называют русским фэнтези. Хотя при анализе произведений исследователи исходят из одних и тех же характерных признаков жанра: в основе произведений лежит символика и колорит славянской мифологии, используются образы и герои этой мифологической системы. Славянскими эти произведения называются потому, что описанное авторами время относится к раннему периоду развития славян, то есть к V—VI векам.
Терминологическая неувязка усугубляется тем, что многие исследователи (Б. Невский, Л. Прозоров и др.) применяют термин «русское фэнтези» как родовое понятие по отношению ко всем жанровым разновидностям фэнтези, написанным русскими авторами. Так, например, в статье Б. Невского «Фэнтези: чисто русская разновидность» произведения упоминаются под термином «русская фэнтези».
Мы выбираем термин «славянское фэнтези» по отношению к произведениям Ю. Никитина, Е. Красницкого, А. Мазина, М. Семеновой, Е. Дворецкой и многих других авторов прежде всего потому, что этот корпус текстов действительно является субжанром: эти тексты объединены общей идеей (величия русской нации, восходящего к панславянскому единству), сверхсюжетом (обретения героем легендарного прошлого для своего народа), хронотопом (времена праславянского единства, чем и мотивирован изначально термин «славянское фэнтези», потому что описанное авторами время относится к раннему периоду развития славян, то есть к V-VI векам), колоритом (обилие
образов славянской мифологии, языковая стилизация), типом героя (славянином, обретающим в ходе испытаний свою идентичность).
Обращаться к изучению славянских фэнтези нас побуждает несколько причин.
Во-первых, его популярность у читателей (роман «Волкодав» М. Семеновой, например, вышел тиражом 250 тысяч экземпляров, более трех раз переиздавался, экранизировался). Наше исследование показало, что жанр славянского фэнтези становится популярен и за рубежом. Англоязычные авторы создают свои образцы этого жанра: цикл Кэролайн Черри «Славянские хроники» (1989-1991) повествует о превратностях судеб несчастных русалок, страдающих от трагической любви и людского жестокосердия. Питер Морвуд в цикле «Иван-царевич» (1990-1993) использовал многие привычные архетипы древнерусских сказок: Кощея, Жар-Птицу, Спящую Царевну. А Орсон Скотт Кард перенес американского аспиранта в сказочную Киевскую Русь, где тому предстоит сразиться с Бабой Ягой (роман «Чародейство»).
Во-вторых, представляет интерес динамичное становление и последующие трансформации жанровой структуры: славянские фэнтези стали конгломератом жанров сказки, приключенческого романа, боевика.
Главное же в том, что в плане содержания славянские фэнтези приняли на себя важные в современном общественном сознании идеологические функции переопределения национальной идентичности в ситуации геополитических перемен. Утративший в 1990-е годы самосознание гражданина великой державы, россиянин восстанавливает его через идеализацию нации - порой вполне агрессивную (этим и объясняется, в частности, всплеск националистических настроений 2000-х годов [Дубин, 2011]).
В такие периоды важно изучение любых нарративов о национальной самоидентификации. Литературные нарративы, и массовая литература особенно, дают возможность наблюдать процесс формирования нации как «воображаемого сообщества» (термин Б. Андерсона). Литературный нарратив плоды этого воображения фиксирует и транслирует. Именно славянские
фэнтези стали наиболее выразительным примером мифологизированного нарратива о происхождении и ценностях русского народа. Как отмечает исследователь Е. Козлов, сегодня продуктивен подход к изучению «массовой культуры как формы неомифологии» [Козлов, 2009: 31].
Термин «фэнтези» происходит от английского слова fantasy — «фантазия». Этим словом, по замечанию К. Строевой, еще в XVII веке в англоязычной литературе обозначали «экстравагантно-феерические произведения, где воображение автора ничем не ограничено» [Строева, 2005: 400]. Но использовать этот термин применительно к книгам определенной тематики стали лишь в начале XX века. По мнению исследователя, как отдельный жанр фэнтези начинает формироваться в конце XIX столетия, когда выходит роман английского поэта, искусствоведа и социалиста-утописта Уильяма Морриса (1834-1896) «Колодец на краю света» (Well at the World's End, 1896). Революция в развитии жанра произошла в 1954-1956 годах: именно тогда была опубликована эпическая романная трилогия Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец». Как известно, эта книга получила такой успех и породила столько подражаний, что заслонила все ранее написанное в жанре фэнтези. Именно с этого момента и начинается процветание фэнтези, массовая востребованность жанра и его особенно интенсивное развитие.
Большинство литературоведов изучают жанр фэнтези на материале произведений Дж.Р.Р. Толкиена. В работах Г. Гуревича «Философия в произведениях Толкиена» [Гуревич, 1994], В. Губайловского «Обоснование счастья» [Губайловский, 2002: 174-185], И. Слепцова «Космос Толкиена» [Слепцов, 1997] и многих других Толкиен рассматривается как основатель жанра, анализируется поэтика его произведений, обнаруживаются его традиции в произведениях современных авторов.
Решающим фактором для возникновения фэнтези в России стало то, что с середины 1970-х годов в нашей стране стали переводиться иноязычные произведения этого жанра, в первую очередь - Толкиена [Гопман, 2004]. Влияние переводной фэнтези было очень сильным: убедившись в
рентабельности жанра, российские издательства начиная с 1990 года поставили переводы западной фэнтези на конвейер.
Первые отечественные образцы жанра фэнтези были вторичными по отношению к западным образцам. Они издавались под иностранными псевдонимами: так, книга «Меч и радуга» (1993) Е. Хаецкой была издана под псевдонимом Me дел айн Симоне. В том же 1993 году начали выходить и книги Ника Перумова, который в первых своих романах буквально «дописывал» Дж.Р.Р. Толкиена: его трилогия «Кольцо тьмы» вышла с подзаголовком «вольное продолжение «Властелина колец». Действие в романе Перумова разворачивается в Средиземье, созданном Дж.Р.Р. Толкиеном, главный герой Фолко, который приходится родственником легендарным Бильбо и Фродо, совершает путешествие по уже известным городам Казад-Дум, Исенгард, Гондор, доходит до пещеры Мории. Так же, как и его предшественники, он борется со Злом вместе с гномами и эльфами. Реалии текстов Толкиена возникают в воспоминаниях героев, как легенды и сказки, передаваемые из поколения в поколение.
В 1993-1994 годах выходят романы «Живущий в последний раз» и «Сумерки мира» Генри Лайона Олди (псевдоним Дмитрия Громова и Олега Ладыженского). В 1994 году был опубликован роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна». Таким образом, по мнению К. Строевой, именно эти годы «стали временем рождения собственно русской фэнтези» [Строева, 2005: 405].
С 1995 года процесс создания и признания отечественных авторов фэнтези пошел активнее: появляются книги таких авторов, как М. Успенский, Л. Кудрявцев, М. Семенова, А. Бушков, пишущие в соавторстве Марина и Сергей Дяченко, Макс Фрай, О. Дивов, А. Валентинов, Любовь и Евгений Лукины, Д. Трускиновская, и др. Популярность отечественной фэнтези у российского читателя растет. В 1999 году, по утверждению главного редактора издательства «АСТ» Николая Науменко, количество выпускаемых переводов и русскоязычных книг фэнтези сравнялось [Науменко, 1999].
Об укоренении жанра фэнтези на российской почве говорит и появление ежегодного сборника «Русская фэнтези», куда входят произведения как известных авторов (Генри Лайон Олди и др.), так и публикующихся недавно (Илона Самохина, Федор Чешко и др.).
Русскоязычная фэнтези в последние десять лет развивается настолько интенсивно, что породила уже целый ряд субжанров и направлений. Каждое из направлений отличается определенными особенностями стиля, проблематики и даже различным выбором места действия.
В русских фэнтези, как и в западных, выделяют следующие разновидности: героическая, эпическая, городская, мистическая, юмористическая, детская [Чупринин, 2007]. На сегодняшний день нет единой классификации русского (и западного) фэнтези. Все предложенные классификации разделяют произведения по разным основаниям (возраст читателя, действующая сила в произведении, место действия и т.д.).
Славянское фэнтези возникает как следствие интереса к средневековью -оно становится фоном в произведениях этого жанра - по аналогии с западными фэнтези (в основе которых лежит средневековый артурианский миф), что и отражается в именовании жанра.
Известный польский писатель А. Сапковский, автор фэнтези, иронически, но достаточно точно описал специфику славянских фэнтези: «Ни с того ни с сего исчезли вампиры, появились вомперы и стрыгаи, вместо эльфов мы имеем божетят и небожитят, вместо гигантов и троллей - столинов. Вместо чародеев и магов обрели ведунов, волхвов и жрителей вместо жрецов» [Сапковский, 2002: 226]. Он, конечно же, пишет о ситуации, сложившейся в польской литературе, однако сходные процессы происходят и в русскоязычной литературе.
Вследствие молодости жанра славянское фэнтези не изучено в достаточной мере. Не выработаны пока точные критерии, которые позволили бы определить принадлежность произведения к жанру славянского фэнтези. Исследователи, обращающиеся к его изучению, прежде всего стремятся дать
обзорный очерк истории славянского фэнтези или проанализировать отдельные произведения (Е. Афанасьева, Ю. Белова, Д. Дудко, Е. Харитонов). Чаще всего этот субжанр изучался литературоведами и литературными критиками в рамках жанра русского фэнтези наряду с другими субжанрами (работы А. Гусаровой, А. Афанасьевой, Е. Чепур, В. Кайгородовой, статьи Л. Прозорова, К. Крылова). Анализ исследовательской литературы (с учетом обозначенной выше терминологической проблемы) показал, что к славянским фэнтези литературоведы, литературные критики относят произведения М. Семеновой, Ю. Никитина, А. Прозорова, В. Маслюкова, Е. Дворецкой, С. Алексеева и других авторов. В своих произведениях вышеперечисленные авторы средствами языковой стилизации, использованием стереотипных представлений и атрибутики создают образы догосударственного периода славян, древней Руси.
Если обобщить подходы исследователей к изучению субжанра, можно констатировать, что наиболее изученной является проблема истории жанра, также исследованы образ главного героя и система персонажей.
В исследовательской литературе существуют различные точки зрения на историю жанра славянского фэнтези.
1. По мнению большинства исследователей и критиков, славянское фэнтези сохраняет модель западных фэнтези, новым оказывается лишь псевдославянский колорит. Одной из главных причин появления и популярности славянских фэнтези, полагает С.А. Чупринин, является ответная реакция на большое количество западных образцов фэнтези и желание отечественных авторов занять соответствующее литературное пространство [Чупринин, 2007].
2. Самая предсказуемая - идея о генетической связи славянского фэнтези и волшебной сказки (Н. Мамаева, С. Кошелев, С. Алексеев, М. Батшев). Исследователь Е. Афанасьева аргументирует такую идею происхождения жанра центральной фигурой фэнтези - неким героическим архетипом, который заимствован из волшебной сказки. В своей статье «Эволюция сказочного героя
в романе Ю. Никитина «Трое из леса» она указывает, что персонажи произведения Никитина близки к образу героя, «не подающего надежд», характерного для фольклорных волшебных сказок (образ Иванушки-дурачка, Емели и др.). Сама «героическая парадигма» (которую исследователь обнаруживает в структуре фэнтези) соотносится с этапами инициации сказочного героя (уход, инициирование и возвращение). Образы оборотней, антропоморфных животных напоминают волшебных сказочных помощников.
A.Д. Гусарова считает, что в фэнтези трансформируется сказочный мотив чудесного рождения: в сказке чудесно рожденный герой далее живет как обычный человек, но в фэнтези впоследствии этот мотив обязательно расшифровывается. Идея В.Я. Проппа, что герой сказки во время получения волшебного дара пассивен, беспрекословно позволяет магическому дару совершать предначертанное, также является аргументом для исследователей славянского фэнтези о связи этого жанра с волшебной сказкой.
3. Иной позиции придерживается Е.Харитонов, возводящий сегодняшние славянские фэнтези к традициям русского волшебно-авантюрного романа XVIII века. В частности, к произведениям эпохи Просвещения («Пересмешник, или Славенские сказки» М. Чулкова, «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся через пересказывание в памяти приключения»
B. Левшина и др.) [Харитонов, 2001: 15].
4. Существует мнение о схожести современных славянских фэнтези опытам писателей Серебряного века. Одной из первых работ по изучению славянского фэнтези стала статья В.Е. Кайгородовой «Русские фэнтези: специфика авторского мифа», в которой автор находит типологические связи современных славянских фэнтези и аналогичных текстов Серебряного века. В.Е. Кайгородова отмечает, что создание авторского мифа славянских фэнтези, как и у писателей начала века, начинается с изучения трудов этнографов, историков, фольклористов, но завершается не их индивидуальной интерпретацией (как у С. Городецкого, А. Ремизова и др.), а созданием текстов,
имеющих просветительско-ознакомительный характер. Кроме того, автор статьи отмечает влияние идей Л.Н. Гумилева (о пассионарности и пассионариях) и идей Н.Я. Марра (о существовании яфетического праязыка) на авторов фэнтези [Кайгородова, 2002].
Также объектом изучения стала категория героя славянского фэнтези (чаще рассматриваемая в контексте всего русского фэнтези). Проблемам реализации художественного модуса героя посвящена диссертация Е.А. Чепур «Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации» (2010). Исследовательница рассматривает по большей части тот корпус текстов, что мы называем славянским фэнтези (это произведения А. Белянина, Ю. Никитина, С. Алексеева, М. Семеновой и др.), и, кроме этого, произведения Е. Хаецкой, А. Бушкова. Она приходит к выводу о том, что «в русской фэнтези 1990-х гг. на основании целеполагания выделяются шесть основных модусов Героя: вершитель, творец, искатель, богоискатель, воин и хранитель» [Чепур, 2010: 10].
Классифицируя персонажей, исследователи избирают различные основания. Специфика фэнтези ориентирует на систематизацию персонажей, в основу которой положена функциональная доминанта. Принцип функциональности, детально разработанный В. Проппом [Пропп, 2005] на материале волшебной сказки, в приложении к фэнтези реализуется в работе И. Надажевской [Надажевская, 2003] и диссертации А. Гусаровой «Жанр фэнтези в русской литературе 90-х годов XX века: проблемы поэтики» [Гусарова, 2009].
Согласимся с тем, что в современных славянских фэнтези очевидно проявляются традиции и сказки, и фэнтези (например, через универсальные модусы героев), и историко-авантюрного романа. Однако, согласившись с названными исследователями генезиса славянских фэнтези, необходимо указать здесь на другой источник, питающий проблематику и сюжетику современных славянских фэнтези. Это источник, скорее, внелитературного характера.
Новизна нашего подхода состоит:
1) в целостном анализе поэтики субжанра славянского фэнтези (на примере текстов М. Семеновой, Ю. Никитина, А. Пехова, Е. Дворецкой, А. Байбакова);
2) изучении славянских фэнтези в динамике (она оказалась стремительной): за 15 лет существования жанр утрачивает свое фантастическое начало и все более тяготеет к традициям историко-приключенческой прозы;
3) изучении рецепции жанра не только на уровне читательского восприятия, но и на уровне контактного взаимодействия с другими жанрами, с массовым развлекательным нарративом в целом.
Появившись чуть более пятнадцати лет назад, жанр славянского фэнтези активно развивается, все больше отдаляясь от фантастического романа и приближаясь по своей структуре и содержанию к историческому роману. Б. Менцель так описала эту тенденцию: «Все современные русские фэнтезийные романы переносят внимание с утопического будущего на альтернативные концепты истории, от доисторического прошлого до недавнего периода (со слабо скрытыми отсылками к сегодняшнему дню). Идея связи истории с понятиями справедливости и правды до сих пор стимулирует утопическое видение писателей. Все писатели более или менее поглощены топикой исчезнувшей империи» [Рейтблат, 2006: 130]. Проблематика же славянских фэнтези совпала с актуальными запросами читательской аудитории, процессами поиска национальных корней, национальной идентичности.
Произошедшие в поэтике жанра славянского фэнтези за последнее десятилетие изменения обусловлены проницаемостью границ этого жанра массовой литературы для воздействия внешних факторов: внешнего информационного фона, социальных, идеологических, политических факторов, мифов массового сознания и пр. Таким образом, жанр оказывается тесно связанным с современной социальной мифологией (представляющей собой контаминацию обыденных представлений, паранаучных исследований,
обывательских убеждений).
Связь литературы и идеологии не раз становилась объектом изучения исследователей. У.М. Тодд в своей книге, посвященной связям русского романа второй четверти XIX века с идеологией и институтами дворянского общества той поры, отмечал: «Художественная литература перерабатывает идеологию, которая проникает в текст посредством языка...» [Тодд, 1996: 20]. По определению Иглтона, сама «литературная форма - не уход от "позора чистой идеологии", а возведение идеологического во вторую степень; она делает для идеологии то, что идеология делает для истории (преподносит как бы данной от века, природной)» [Там же]. Таким образом, исследование оси «идеология-литература» является продуктивным методом при анализе любых литературных произведений. Как отмечает А. Зорин, обращение к такой корреляции особенно интересно, так как и литература, и идеология «работают с идентичным материалом - письменным словом» [Зорин, 2004: 28]. По мнению исследователя, поэтический язык может конструировать необходимые метафоры в наиболее чистом виде. Именно поэтому искусство и, в первую очередь, литература «приобретает возможность служить своего рода депозитарием идеологических смыслов и мерилом их практической реализованности» [Зорин, 2004: 28.]. Говоря о классической античной мифологии, А.Ф. Лосев в качестве одной из ее функций выделял снабжение исходными идеями науки [Лосев, 1957]. На наш взгляд, современная социальная мифология дает идеи не только науке, но и литературе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики2009 год, кандидат филологических наук Гусарова, Анна Дмитриевна
Рецепция «волшебной сказки» Дж.Р.Р. Толкина в фэнтезийном цикле повестей «Лабиринты ЕХО» Макса Фрая2024 год, кандидат наук Маратова Жамал
Русское фэнтези: на пути к метажанру2015 год, кандидат наук Хоруженко Татьяна Игоревна
Миромоделирующие функции игры в художественной системе английского фэнтези2020 год, доктор наук Наумчик Ольга Сергеевна
Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации2010 год, кандидат филологических наук Чепур, Елена Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Криницына, Ольга Павловна, 2011 год
Библиографический список
1. Абрашкин, А. А. Скифская Русь. От Трои до Киева [Текст] / А. А. Абрашкин. -М.: Вече, 2008. - 384 с.
2. Акифъева, Н. В. Массовая культура: учеб. электрон, текстовое пособие [Электронный ресурс] / Н. В. Акифьева / науч. ред. J1.B. Вожева; Мин-во науки и образования РФ; УрФУ. - Режим доступа: http//www.ustu.ru.
3. Алексеев, С., Батшев, М. Фэнтези: развитие жанра в России [Текст] / С. Алексеев, М. Батшев // Книжное дело. - 1997. - № 1. - С. 83-85.
4. Алексеев, С. Сокровища Валькирии. Стоящий у солнца [Текст] / С. Алексеев. - М.: Издательство ACT, 2008. - 446с.
5. Алътюссер, Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) [Электронный ресурс] / Пер. с франц. С. Б. Рындина // Неприкосновенный запас - 2011. - № 3(77). - Режим доступа: http ://magazines.russ.ru/nz/2011 /3/а13 .html
6. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева [Текст] / Б. Андресон. - М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 288 с.
7. Арбитман, Р. Творчество как чудотворчество [Электронный ресурс] / Р. Арбитман // Реальность фантастики. - 2006 - № 1 (29). - Режим доступа: http://www.rf.com.ua/article/797
8. Асов, А. Арии. Славяне. Русь [Текст] / А. Асов. - М.: Вече, 2008. - 320с.
9. Асов, А. Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга [Текст] / А. Асов. - М.: Наука и религия, 1992. - 336 с.
10. Афанасьев, В. Г. Древнерусская языческая библия «Велесова книга» - шедевр тысячелетней дохристианской культуры восточных славян или фальшивка XX века? [Текст] / В. Г. Афанасьев // Российский исторический журнал. - Балашов. - 1999. № 1. - С. 12—23.
11. Афанасьева, Е. А. Мужские и женские образы славянской мифологии в романах Марии Семеновой о Волкодаве [Текст] /
Е. А. Афанасьева // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: материалы Междунар. науч. конф., 21-23 марта 2006 г. -М., 2007. - С.217-223.
12. Афанасьева, Е. В. Эволюция сказочного героя в романе Ю. Никитина «Трое из леса» [Текст] / Е. В. Афанасьева // Новейшая русская литература рубежа XX-XXI веков: итоги и перспективы: Сб. научных статей по матер. Междунар.науч. конф., - Спб., 2007. - С. 196-201.
13. Байбаков, С. Лесные боги [Текст] / С. Байбаков. - M.: АСТ, 2008. -
352 с.
14. Балушок, В. Г. Инициации древних славян [Текст] / В. Г. Балушок // Этнографическое обозрение. - 1995. - № 1. - С. 6-9.
15. Бардасова, Э. В. Концепция «возможных миров» в свете эстетического идеала писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Казан, гос. ун-т [Текст] / Э. В. Бардасова. - Казань, 1995. - 22 с.
16. Бахрошин, Н. А. Проклятие черных волхвов [Текст] / Н. А. Бахрошин. - М.: Эксмо: Яуза, 2009. - 367 с.
17. Бахтин, M. М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст] / М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975.-407 с.
18. Бахтин, M. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная лит., 1975. - 387 с.
19. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э.Бенвенист. общ. ред. Ю.С.Степанова; пер. с фр. Ю.Н.Караулова [и др.]. - 2 изд., стер. - М.: УРСС, 2002 - 448 с.
20. Бойко, П. Е. Идея России в контексте современной истории. Классика и современность: дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / П. Е. Бойко. - Ростов н/Д, 2006. - 325 с.
21. Бойм, С. Общие места: мифология повседневной жизни [Текст] / С. Бойм. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 320 с.
22. Бударагин, М. Невозможности языка [Электронный ресурс] / М. Бударагин // Известия. - 2011. — Режим доступа: http://www.izvestia.ru/ news/317397
23. Булгаков, С. Н. Моя родина. Статьи. Очерки, письма [Текст] / С. Н. Булгаков // Новый мир. - 1989. - № 10. - С. 55-74.
24. Бурдъе, П. Поле литературы [Текст] / П. Бурдье // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 45. - С. 22-87.
25. Бычков, А. А. Энциклопедия славянской мифологии [Текст] / А. А. Бычков. - М.: Олимп: ACT: Апрель, 2008. - 350 с.
26. Васильев, А. А. Художник Константин Васильев. Русский романтизм последней трети XX века [Текст] / A.A. Васильев. - М.: Проект-Ф, 2004. -144 с.
27. Васильев, В. Клинки. Летопись-легенда [Текст] / В. Васильев. - Яуза, 1996.-413 с.
28. Васильева, Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09, 10.01.01. [Текст] / Н. И. Васильева. - Н. Новгород, 2005. - 38 с.
29. Вилинбахов, В.Б. Славяне в Ливонии (Некоторые соображения о вендах Генриха Латвийского) [Текст] / В. Вилинбахов // Acta Baltico-Slavica. — Warszawa, 1973. — Т. VIII. — С. 61—62.
30. Виноградова, О. В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О. В. Виноградова. - М., 2002. - 23 с.
31. Володина, Н. В. Человек в мире фэнтези: опыты метафизики в приложении к социальной реальности [Текст] / Н. В. Володина // Философия человека. - Омск, 2004.
32. Волошина, Т. А., Астапов, С. Н. Языческая мифология славян [Текст] / Т. А. Волошина, С. Н. Астапов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 72 с.
33. Ворон, В. Обращенный к небу [Текст] / В. Ворон // Два крыла. Русская фэнтези. 2007: сб. - M.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2007. - С. 1525.
34. Ганиева А., Бойко М. Писатель запаса [Электронный ресурс] /А. Ганиева, М. Бойко // HT - Ex Libris. -2008. - Режим доступа: http://www.arkada-ivanov.ru/ru/interview/PISATELZAPASA/
35. Гарцевич, Е. Русские деревенские сказки: [рос. фэнтези: М. Семенова, М. Дворецкая, Ю. Никитин] [Текст] / Е. Гарцевич // Мир фантастики. -2005.-№4.-С. 32-34.
36. Гачев, Г. Национальные образы мира: курс лекций [Текст] / Г. Гачев. - М.: Academia, 1998. - 426 с.
37. Генис, А. Хоровод: заметки на полях массовой культуры [Текст] / А. Генис // Иностранная литература. - 1993. - № 7. - С. 233-245.
38. Геннин, В. Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735 г. / предисл. М.А. Павлова [Текст] / В. Геннин. - М., 1937. - 660 с.
39. Гнатюк, Ю., Гнатюк, В. Довелесова книга. Древнейшие сказания Руси [Текст] / Ю. Гнатюк, В. Гнатюк. - М., Армита-Русь, 2009. - 192 с.
40. Голубев, С. Гиперборея разделила судьбу Атлантиды [Электронный ресурс] / С. Голубев // Русское географическое общество. - Режим доступа: www.yperboreia.org/about.asp.
41. Гончаров, В. Конан на переломе эпох (русская фэнтези - традиции и перспективы [Текст] / В. Гончаров // Уральский следопыт. - 1997. - № 7. -С. 55-59.
42. Гопман, В. Л. Дороги в Средиземье. Толкиноведение в начале третьего тысячелетия [Текст] / В. JI. Гопман // Новое литературное обозрение -2004.-№67.-С. 364-373.
43. Громов, Д. В. Оборотничество у восточных славян [Текст] / Д. В. Громов // Мифы и магия индоевропейцев. - М., 2002. - № 10. - С.95-123.
44. Губайловский, В. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрыватели жанра [Текст] / В. Губайловский // Новый мир. - 2002. -№ 3. - С. 174-185.
45. Гудков, Л. Массовая литература как проблема: для кого? [Текст] / Л. Гудков // НЛО. - 1997. - № 22. - с.78-100.
46. Гудков, Л. Негативная идентичность [Текст] / Л. Гудков // Статьи 1997-2002 г. - М.: Новое литературное обозрение: ВЦИОМ-А, 2004. - 816 с.
47. Гуревич, Г. Философия в произведениях Толкиена [Текст] / Г. Гуревич. - М.: Моск. гос. акад. печати, 1994. - 236 с.
48. Гусарова, А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х годов XX века: проблемы поэтики: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. Д. Гусарова. -Петрозаводск, 2009. - 255 с.
49. Гусарова, А. Д. Формула фэнтези (Принцип героя) [Текст] / А. Д. Гусарова // Проблемы детской литературы и фольклор: сб. науч. тр. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. - С. 152-158.
50. Дворецкая, Е. Зеркало и чаша [Текст] / Е. Дворецкая. - СПб.: Крылов,
2007. - 324 с.
51. Дворецкая, Е. Зимний зверь [Текст] / Е. Дворецкая. - СПб.: Крылов,
2008.-410 с.
52. Дворецкая, Е. Колодец старого волхва [Текст] / Е. Дворецкая. - СПб.: Крылов, 2006.-448 с.
53. Дворецкая, Е. Янтарные глаза леса [Текст] / Е. Дворецкая. - СПб.: Крылов, 2007. - 352 с.
54. Дейниченко, П. Одиночество сплавщика [Электронный ресурс] / П. Дейниченко // Книжное обозрение. - 19-26.09.2005. - Режим доступа: http://www.arkada-ivanov.ru/ru/books_reviews/zoloto_bunta/odin_spl/
55. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. —№4. —С. 63-77.
56. Добровольская, О. Фэнтези и фольклор [Текст] / О. Е. Добровольская // Литература. - 1996. - № 43. - С. 13-16.
57. Дубин, Б. Риторика преданности и жертвы: вождь и слуга, предатель и враг в современной историко-патриотической литературе [Текст] / Б. Дубин // Знамя. - 2002. - № 4. - С. 202-212.
58. Дубин, Б. Россия нулевых: политическая культура, историческая память, повседневная жизнь [Текст] / Б. Дубин. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 391 с.
59. Дугин, А. Г. Гиперборейская теория [Текст] / Б. Дубин. - М.: Арктогея, 1993.- 128 с.
60. Духовская, Г. Удивительный мир фэнтези / [Электронный ресурс] / Г. Духовская. - Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Udivitelnyj-mir-ijentezi.
61. Желъвис, В. И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) [Текст] / В. И. Жельвис // СЭ. - 1984. - № 3. -С. 135-143.
62. Загидуллина, М. «Новое дело» интеллигенции, или Хождение в народ-2 [Текст] / М. Загидуллина //Знамя. -2003. - № 8. - С.185-194.
63. Зверева, Г.И. Новая российская историософия: риторические стратегии и прагматика [Текст] / Г. Зверева //Феномен прошлого. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.-476 с.
64. Зорин, А. Кормя двуглавого орла. Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX века [Текст] / А. Зорин. -М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 415 с.
65. Зубкова, Л. И. Культурогенный потенциал прецедентных имен и фамилий русской культуры (по произведениям «деревенской» прозы второй половины XX в.) [Текст] / Л. И. Зубкова // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». - Тамбов, 2008. - Вып. 1 (57) - С. 171-177.
66. Иванов, А. Золото бунта, или Вниз по реке теснин [Текст] / А. Иванов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 704 с.
67. Иванов, В., Топоров, В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы [Текст] / В. Иванов, В. Топоров. - М.: Наука, 1965. -246 с.
68. Иглтон, Т. Теория литературы: Введение / пер. Е. Бучкиной под ред. М. Маяцкого и Д. Субботина [Текст] / Т. Иглтон. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. — 210 с.
69. Изер, Е. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход [Текст] / Е. Изер // Современная литературная теория. Антология. - М.: Флинта; Наука, 2004, - 344 с.
70. Измайлов, И. Л. Историческое прошлое как фактор национальной мобилизации / [Электронный ресурс] / И. JI. Измайлов. - Режим доступа: http ://www.tataroved.ru/publication/metod/2.
71. Ильин, И. О русском национализме: сб. ст. [Текст] / И. Ильин. - М.: Российский фонд культуры, 2006. - 152 с.
72. Кавелти, Дж. Изучение литературных формул [Текст] / Дж. Кавелти // НЛО. - 1996. - № 22. - С. 30-38.
73. Кайгородова, В. Е. Русские фэнтези и русская словесность // Сб. научных статей по итогам конференции «Славянские чтения II» [Текст] / В. Е. Кайгородова. - Даугавпилский ун-т; Изд-во латгальского культурного центра. - Даугавпилс; Резекне, 2002. - С. 141-145.
74. Кайгородова, В. Е. Русские фэнтези: специфика авторского мифа // Художественный текст и историко-литературный контекст (на материале русской литературы XX века): межвуз. сб. науч. статей [Текст] / В. Е. Кайгородова. - Пермь: ПГПУ, 2000. - С.135-148.
75. Калганов, А. Шаман всея Руси. Кн. 1. Ветер с Итиля [Текст] / А. Калганов. - СПб.: Крылов, 2006. - 384 с.
76. Кирпичников, А. Н. Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв. [Текст] / А. Н. Кирпичников // Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы. Славяно-русские древности. Вып. 1 / под ред. И.В. Дубова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - С. 38-79.
77. Клёсов, А. Откуда появились славяне и «индоевропейцы»? [Текст] / А. Клёсов // Красная звезда. - 29 июля - 7 авг. - С. 22-23.
78. Клочихин, А. Кухня писателя Иванова [Текст] / А. Клочихин // Пермские новости. - 10 февр. 2006. - С. 20-21.
79. Ковтун, Е. «Истинная реальность» fantasy [Текст] / Е. Ковтун // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 1998. - № 3. -С. 106-115.
80. Козлов, Е. В. Развлекательный нарратив в паралитературе: культурный статус и дискурсивные практики: автореф. дис. ... д-ра филос. наук [Текст] / Е. В. Козлов. - СПб., 2009. - 35 с.
81 .Компаньон, А. Демон теории. Литература и здравый смысл /Пер. с фран. С. Зенкина. [Текст] / А. Компаньон — М.: Изд-во Сабашниковых, 2001. -336 с.
82. Кондаков, И. Русколанский словарь [Текст] / И. Кондаков // Родина. - 1998.-№7.-С. 38.
83. Костюхина, М. Славянские сказки для юношества [Электронный ресурс] / М. Костюхина // Первое сентября. - Режим доступа: http://lit. 1 september.ru/ articlef.php?ID=200800318.
84. Кочеров, С. Н. Русская идея как аксиологема [Текст] / С. Н. Кочеров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Сер. Социальные науки. - 2006. - Вып. 1(5). - С. 500-506.
85. Кошелев, С. Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Толкина [Текст] / С. Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в современной литературе: сб. науч. ст.-М., 1981.-Вып. 6.-С. 81-96.
86. Кравцова, М. Чтобы сказка не кончалась: нужны ли сказке адвокаты? [Текст] / М. Кравцова. - М.: Благо, 2000. - 192 с.
87. Красницкий, Е. Отрок. Покоренная сила: Фантастический роман [Текст] / Е. Красницкий. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2010. - 374 с.
88. Крылов, К А. Рассуждение о русской фэнтези [Текст] / К. А. Крылов// Нет времени: сб. - СПб.: Владимир Даль, 2006. - С. 240-260.
89. Кузьмина, Е. Е. Арии - путь на юг [Текст] / Е. Е. Кузьмина. - М.: Летний сад, 2008. - 558 с.
90. Кузьмина, М. Ю. Фэнтези: к вопросу о «жанровой сущности» [Текст] / М. Ю. Кузьмина // Вестник Ульяновского государственного педагогического университета. — Вып. 2. - Ульяновск, 2006. - С. 90-94.
91. Купина, Н. А., Литовская, М. А., Николина, Н. А. Массовая литература сегодня: учеб. пособие [Текст] / Н. А. Купина, М. А. Литовская, Н. А. Николина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 412 с.
92. Лаборатория фантастики / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fantlab.ru/work29751.
93. Левкиевская, Е. Мифы русского народа [Текст] / Е. Левкиевская. -М.: Астрель. - 528 с.
94. Лейдерман, Н. Л. Теория жанра [Текст] / Н. Л. Лейдерман / Ин-т филол. исслед. и образ, стратегий «Словесник» УРО РАН; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 909 с.
95. Лесной, С. Русь, откуда ты? [Текст] / С. Лесной // Виннипег. - 1964. -384 с.
96. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. -М.: Интелвак, 2001. - 799 с.
97. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь [Текст] / Д.С. Лихачев //Новый мир, - 1998. - № 6. - С. 249-258.
98. Ловмянъский, X. Русь и норманны [Текст] / X. Ловмяньский / пер. с польск. М.Е. Бычковой. -М.: Прогресс, 1985. - 304 с.
99. Лосев А. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
100.Лосев, А. Ф. Античная мифология в истории и развитии [Текст] / А. Ф. Лосев. - М., 1957. - 405 с.
101. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. -М., 1970.-282 с.
102. Любарская, И. ДухкББ «Волкодав из рода Серых Псов», режиссер Николай Лебедев [Текст] / И. Любарская // Искусство кино. - 2007. - №1. - С. 40-45.
103. Мазин, А. Я- инквизитор [Текст] / А. Мазин. - СПб.: ACT: Астрель, 2007. - 528 с.
104. Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека [Текст] / М. Маклюэн. - М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2003. - 464 с.
105.Мамаева, Н. Н. Это не фэнтези! (в каком же всё-таки жанре писал английский писатель?) [Текст] / Н. Н. Мамаева // Уральский следопыт. - 2001. -№ 9. - С. 48-54.
106. Маслюков, В. Рождение волшебницы. Клад. [Текст] / В. Маслюков. -М.: Издательство «Время», 2005. - 384 с.
107. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества [Текст] / Г. Маркузе; Пер. с англ. A.A. Юдина. - М: ООО «Издательство ACT», 2002. - с. 526.
108. Массовая культура: современные западные исследования [Текст]. -М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - 342 с.
109. Мелентъев, М. Россия в красках: о творчестве Константина Васильева / М. Мелентьев // Евразийское обозрение [Электронный ресурс]. -2001. - №4. - Режим доступа: http://evrazia.org/modules.php?name= news&file =article&sid=183.
110. Мелетинский, Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа [Текст] / Е. М. Мелетинский. -М.: Изд-во восточной литературы, 1958. - 264 с.
111 .Менцелъ, Б. Что такое «популярная литература?» [Текст] / Б. Менцель // Новое литературное обозрение. - 1999. - № 40. - С. 391-406.
112.Мерцалов, И. Три дня без чародея [Текст] / И. Мерцалов. - СПб. : Армада, 2000. - 448 с.
113.Мещерякова, М. И. Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения второй половины XX века [Текст] / М. И. Мещерякова // Русская детская, подростковая и юношеская проза 2-й половины XX века: проблемы поэтики: монография. - М.: Мегатрон, 1997. -380 с.
114. Миронов, А. Древнерусская игра. Двенадцатая ночь [Текст] / А. Миронов. - М.: Эксмо-пресс, 2004. - 480 с.
115. Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. [Текст] / - М.: Большая Российская энциклопедия, 1991-1992.
116. Мулдашев, Э. Загадочная аура России: в поисках национальной идеи [Текст] / Э. Мулдашев. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2011. - 400 с.
т.Наговицын, А. Е. Возрождение дохристианских верований в современной России [Текст] / А. Е. Наговицын // Вестник Традиционной культуры: статьи, изведник. - Вып. 1. - М., 2004. - С. 2-7.
118.Наговицын, А. Е., Гаврилова, Д. А. О современных тенденциях возрождения традиционных политеистических верований [Текст] / А. Е. Наговицын, Д. А. Гаврилова // Сб. науч. ст. филос. фак. МГУ / под ред. И.Н. Яблокова, П.Н. Костылева; сост. A.B. Воробьев, П.Н. Костылева. -М.: Социально-политическая мысль, 2004. - С. 179-186.
119. Надажевская, И. «Недостойный богатырь» (О герое русской литературы фэнтези) [Текст] / И. Надажевска // PR03A: тез. междунар. науч. конф. «Поэтика прозы». - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. - С. 103-105.
120. Науменко, Н. Будем жить - будет и фантастика! [Текст] / Н. Науменко // Если. - 1999. - № 9. - С.3-22.
121 .Невский, Б. Фэнтези. Чисто русская разновидность [электронный ресурс] / Б. Невский // Мир фантастики. - 2004. - № 11. - Режим доступа: http ://www.mirf.ru/Articles/art342.htm
122. Неелов, Е. М. Фольклорно-сказочный мир без выбора в литературной сказке и научной фантастике [Текст] / Е. М. Неелов / Проблемы детской литературы. Петрозаводск: Изд-во ПГУ. 1987. -
С. 126-146.
123 .Неелов, Е. М. Сказка, фантастика, современность [Текст] / Е. М. Неелов. - Петрозаводск: Карелия, 1987. - 124 с.
124. Неклюдов, С. Ю. Оборотничество [Текст] / С. Ю. Неклюдов // Мифы народов мира. - Т. 2. - М., 1988. - С. 234-235.
125. Неоязычество на просторах Евразии [Текст] / Сост. В. Шнирельман; Библейский-богословский ин-т св. апостола Андрея. - М., 2001. - 177 с.
126. Никитин, Ю. Князь Рус [Текст] / Ю. Никитин. - М.: Эксмо, 2007. -
512 с.
Щ.Никитин, Ю. А. Гиперборей: фантастический роман [Текст] / Ю. А. Никитин. - М.: Эксмо, 2008. - 512 с.
128. Никитин, Ю. А. Истребивший магию: фантастический роман [Текст] / Ю. А. Никитин. - М.: Эксмо, 2010. - 443 с.
129. Никитин, Ю. А. Трое из леса: фантастический роман [Текст] / Ю. А. Никитин. - М.: Эксмо, 2008. - 500 с.
130. Новосельцев, А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя [Текст] / А. П. Новосельцев // История СССР. - 1982. - № 4. -С. 150-159.
131. Оборин, В. А., Чагин, Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль [Текст] / В. А. Оборин, Г. Н. Чагин. - Пермь, 1988. - 182 с.
132. Ортега-и-Гасет, X. Восстание масс [Текст] / X. Ортеги-и-Гассет// Вопросы философии. - 1989. -№ 3. - С. 121-130.
133. Официальный сайт Е. Дворецкой [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zaveta.ru/ forum.
134. Поздеев, В. А. Фольклор и литература в контексте «третьей культуры»: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.09, 10.01.01. [Текст] / В. А. Поздеев. - М., 2003. - 38 с.
135. Помогалова, Н. В. Фэнтези и социализация личности: автореф. дис. ... канд. философ, наук [Текст] / Н. В. Помогалова. - Омск, 2006. - 22 с.
136. Потемкина, А. Становление русской идеи как основы национального самосознания русского народа: история и современность: автореф. дис. ... канд. филос. наук [Текст] / А. Потемкина. - Краснодар, 2006. - 17 с.
т.Прозоров, А. Каменное сердце [Текст] / А. Прозоров. - СПб.: Лениздат: Ленинград, 2007. - 352 с.
138.Прозоров, А. Князь: Зеркало Велеса [Текст] / А. Прозоров. - СПб.: Ленингр. изд-во, 2008. - 382 с.
139. Прозоров, Л. Р. О фэнтази «западной» и славянской / Л. Прозоров // [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samlib.ru/p/prozorow 1 г/ fentazy. shtml
140. Прозоров, Л. Русь языческая [Текст] / Л. Прозоров. -М.: Яуза-пресс, 2011.-544 с.
141. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] /
B. Я. Пропп. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 364 с.
142. Пропп, В. Я. Функции действующих лиц [Текст] / В. Я. Пропп // Морфология волшебной сказки. -М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.
143. Рейтблат, А. И. Лубочная литература и фольклор [Текст] / А. И. Рейтблат // Традиционная культура: науч. альманах. - 2002. - № 2. -
C.18-23.
144. Рейтблат, А. И. Русский извод массовой литературы [Текст] / А. И. Рейблат // Новое литературное обозрение. - 2006. - № 77. - С. 427-439.
145. Рикёр, П. История и истина: пер. с франц [Текст] / П. Рикёр. - СПб.: Алетейя, 2002. - 399 с.
146. Рикёр, П. Время и рассказ / пер. Т. В. Славко. [Текст] / П. Рикёр. -М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000.-с. 313.
147. Романова, Г. Властимир [Текст] / Г. Романова. - М.: Издательство Центрополиграф, 2001. - 474 с.
148. Рудницкий, Ю. В. «Мистификаторы поневоле» [Текст] / Ю. В. Рудницкий // Зеркало недели. - 2007. -№ 13 (642). - С. 139- 288.
149. Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник / под ред. М. И. Мещеряковой [Текст] /-М.: МегаТрон, 1998. - 136 с.
150. Русская фэнтези (сб.) [Текст]. - М.:АСТ:АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - с. 415.
151. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян [Текст] / Б. А. Рыбаков. -М.: Наука, 1981.-607 с.
152. Савкина, И.Л., Черняк М.А. Культ-товары. Феномен массовой литературы в современной России [Текст] /И. Савкина, М. Черняк. - Спб.: Петербургский институт печати, 2009. - 336 с.
153. Сапковский, А. Вареник, или Нет золота в Серых горах [Текст] / А. Сапковский // Нет золота в Серых горах. Мир Короля Артура. Исследования в области литературно-фольклорных процессов: Сб. ст. Шадринск: ПО Исеть, 2006.-С. 22-26.
154. Семенова, М. Волкодав: Право на поединок: роман [Текст] / М. Семенова. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 320 с.
155. Семенова, М. Мы - славяне!: популярн. энцикл [Текст] / М. Семенова. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 560 с.
156. Семенова, М. Пелко и волки [Текст] / М. Семенова. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 411 с.
157. Семенова, М. Там, где лес не растет: фантастический роман [Текст] / М. Семенова. - М.: Эксмо, 2007. - 471 с.
158. Скирюк, Д. Блюз черной собаки [Текст] / Д. Скирюк. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 384 с.
159. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах [Текст] / Под общ. ред. Н. И. Толстого. - Т. 1-4. - М.: Международные отношения, 1995-1999.
160. Слепцов, И. Космос Толкиена [Текст] / И. Слепцов // Независимая газета. - 30 янв. 1997.
161. Смирнова, О. И. Вещий Олег [Текст] / О. И. Смирнова // Русская речь.-1985.-№4.-С. 149-152.
162. Соболев, Я А. Деструктивность фальсификатов древнерусской книжности [Текст] / Н. А. Соболев // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. -2002.-№2(8).-С. 87-90.
163. Строева, К. Тупики и выходы / К. Строева // НЛО. - 2005. - № 71 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ nlo/2005/71/str28 .html
164. Сурко, Д. Минский Толкиен [Электронный ресурс] / Д. Сурко// Развлечения и отдых. - Минск. - 2006. - Режим доступа: http://www.slovania. ru/story/28
165. Творогов, О. В. Велесова книга [Текст] / О. В. Творогов // Труды отдела древнерусской литературы. - Т. 43. - Ленинград, Наука, 1990. -С. 170-254.
166. Творчество Марии Семеновой [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.semenova.ru/int-s3 .php.
167. Тодд III, У. M. Литература и общество в эпоху Пушкина [Текст] / У. М. Тодд Ш. - СПб.: Академический Проект, 1996. - 296 с.
168. Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с фр. Б. Нарумова [Текст] / Ц. Тодоров. - М.: Дом интеллектуальной книги: Русское феноменологическое общество, 1997. - 136 с.
169. Токарев, С. А. Ранние формы религии и их развитие [Текст] / С. А. Токарев. Сб. статей. - М.: Политиздат, 1990. - С.41-45.
170. Толкиен, Дж. Р. Р. Властелин колец. Братство кольца [Текст] / Дж. Р. Р. Толкиен. - М.: ACT, 2008. - с. 432.
171. Толкиен, Дж. Р. Р. Приключения Тома Бомбадила и другие истории [Текст] / Дж. Р. Р. Толкиен. - СПб.: Азбука, 2000. - 669 с.
172. Толкиен, Дж. P.P. Сильмариллион [Текст] / Дж. Р. Р. Толкиен. - М.: ACT, 2008. - с. 432.
173. Толкиен, Дж. P.P. Хоббит [Текст] / Дж. Р. Р. Толкиен. - М.: ACT, 2008.-с. 288.
174. Третьяков, П. Н. Восточнославянские племена [Текст] / П. Н. Третьяков // Большая советская энциклопедия. 2 изд. - М.; Л., 1953. -С.245-251.
175. Трубецкой, Е. Старый и новый мессианизм [Текст] / Е. Трубецкой // Смысл жизни. - М.: ACT, 2000. - 650 с.
176. Тюпа, В.И. Теория литературы: В 2 тт. Учебное пособие для вузов. [Текст] / В. И. Тюпа - М.: Academia, 2004. - 510 с.
177. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. Избранные труды. [Текст] / Ю. Тынянов - М. : Аграф, 2002. - 496 с.
178. Улыбина, Е. В. Путь в никуда или третье пространство... [Текст] / Е.
B. Улыбина // Массовая культура на рубеже веков. - М.; СПб.: Изд-во Дмитрия Буланина, 2005. - С. 115-137.
179. Успенский, М. Там, где нас нет [Текст] / М. Успенский. - М.: Локид, 1995.-586 с.
180. Устинов, С. Г. Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России: автореф. дис. ... канд. филос. наук [Текст] /
C. Г. Устинов. - Тюмень, 2006. - 23 с.
181. Федоров, Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время [Текст] / Ф. П. Федоров. - Рига, 1988. - 456 с.
182. Фишман, Л. Г. Фантастика и гражданское общество [Текст] / Л. Г. Фишман. - Екатеринбург, 2002. - 168 с.
183. Франк, С. Л. Русское мировоззрение [Текст] / С. Л. Франк. - СПб.: Наука, 1996.-350 с.
184. Фрейденберг, О.М. Поэтика и сюжет жанра [Текст] /О.М. Фрейденберг. -М.: Лабиринт, 1997. - с. 448
185. Фрумкин, К. Г. Философия и психология фантастики [Текст] / К. Г. Фрумкин. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 240 с.
186.Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - 400 с.
187. Харитонов, Е. Истории о богатырях словенских (У истоков русской фэнтези) [Текст] / Е. Харитонов // Если. - 2001. - № 10. - С. 15-17.
188. Храпченко, М.Б. Пути историко-литературных исследований [Текст] / М. Храпченко // Собр. соч. : в 4 т. - М. : Художественная лит., 1982. - Т. 4. -С. 384-396.
189. Хэтто, А.Т. Герои-калеки в героической эпической поэзии [Текст] /От мифа к литературе. Сборник в честь семидесяти пятилетия Е. М. Мелетинского. М.: РГГУ, 1993. - С. 186-190.
190. Чепур, Е. А. Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е. А. Чепур. - Магнитогорск, 2010. - 23 с.
191. Чепур, Е. А. Русская фэнтези: к проблеме типологии характеров [Текст] / Е. А. Чепур // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2008. -№19.-С. 336-341.
192. Чередниченко, Т. В. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой» [Текст] / Т. Чередниченко. -М.: «РИК Культура», 1994.-с. 256.
193. Черняк, М. Феномен массовой литературы XX века [Текст] / М. Черняк. - СПб., 2001.-159 с.
194. Черняк, М. А. Массовая литература XX века: учеб. пособие [Текст] / М. А. Черняк. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 428 е..
195. Что думают ученые о «Велесовой книге» [Текст] // Сборник статей Л. П. Жуковской, Б. А. Рыбакова, О. В. Творогова, А. А. Алексеева, И. Н. Данилевского, В. П. Козлова, В. Н. Соболева. - СПб.: Наука, 2004. - 270 с.
196. Чумаков, В. М. Фантастика как литературно-художественное явление: автореф. дис. ...канд. филол. наук [Текст] / В. М. Чумаков. -M., 1977.-С. 20.
197. Чупринин, С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям [Текст] / С. Чупринин. - М.: Время, 2007. - 768 с.
198.Шкловский, В.Б. О теории прозы [Текст] / В. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1983. - 384 с.
199. Шнирелъман, В. Назад к язычеству? [Текст] / В. Шнирельман // Неоязычество на просторах Евразии / Библейский-богословский ин-т св. апостола Андрея. - М., 2001. - С. 130-169.
200. Шнирелъман, В. А. Борьба за аланское наследие (Этнополитическая подоплека современных этногенетических мифов) [Текст] / В. Шнирельман // Восток. - 1996. -№ 5. - С. 100-108.
201. Шнирелъман, В. А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России [Текст] / В. Шнирельман // Этнографическое обозрение. - 2003. - № 4. - С. 5-7.
202. Щербинина, Н. Г. Героический миф в конструировании политической реальности России: автореф. дис. ... д-ра полит, наук [Текст] / Н. Г. Щербинина. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 37 с.
203. Эйдемиллер, И. В., Лебедев, А. Ю. Мир фэнтези [Текст] / И. В. Эйдмиллер, А. Ю. Лебедев // Звезда. - 1993. - № 10. - С.24-29.
204. Элиаде, М. Священное и мирское [Текст] / М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994.-128 с.
205. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Эфрона [Текст] / - Т. 4. - СПб.: Эксмо, 2006. - 957 с.
206. Юзефович, Г. Русский дух [Электронный ресурс] / Г. Юзефович // Эксперт. - 2005. - Режим доступа: http://www.arkada-ivanov.ru/ru/books_reviews/zoloto_bunta/rs_duh/
207. Яусс, X К проблеме диалогического понимания [Текст] / X. Яусс // Вопросы философии, - 1994. -№ 12, С. 97-106.
208. http:// www.phantastike.ru/reference/nikitin / [Электронный ресурс] /
209. http://www.fantlab.ru/workl4160 / [Электронный ресурс] /.
210. http://www.stragasevera.ru/ [Электронный ресурс].
211. Dij'k, Van Т. Ideology: A Multidisciplinary Approach [электронный ресурс] / Т. Van Dijk. - London: Sage, 1998. - Режим доступа: http:// psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm.
212. Neumann, I. В. Russia as Central Europe's Constituting Other [Текст] / I. B. Neumann // East European Politics and Societies. - 1993. - Vol. 7, № 2.30. - p. 349.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.