Системы мысли в европейской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.07, кандидат наук Егорычев, Илья Эдуардович

  • Егорычев, Илья Эдуардович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.07
  • Количество страниц 364
Егорычев, Илья Эдуардович. Системы мысли в европейской культуре: дис. кандидат наук: 09.00.07 - Логика. Санкт-Петербург. 2013. 364 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Егорычев, Илья Эдуардович

Введение

Глава I. Место опыта мышления в многообразии опыта вообще

1.1. Мысль, чувство, ассоциация, интуиция

1.2. Субверсия дискурса: различие и повторение

1.3. Природа математического у Платона

1.4. Метафора и аналогия

1.5. Референциальная непрозрачность

Глава 2. Формализация мышления. Синтаксис и семантика аксиоматической теории.

2.1. Реализм уэ. формализм в математике и в культуре

2.2. Непротиворечивость и полнота аксиоматической теории

2.3. Границы аксиоматизации. Неполнота

2.4. 2¥С и онтология

2.5. Бытие и событие

2.6. Субъект и истинностные процедуры

Глава 3. Логики миров и феноменология культурного смысла

3.1. Трансцендентальная алгебра

3.2. Топология объекта

3.3. Факт, событие, сингулярность

3.4. Теория точек и тело субъекта

3.5. Метафизика субъекта: субъект верный и субъект желающий

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Логика», 09.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Системы мысли в европейской культуре»

Введение.

1. Актуальность исследования.

В культуре ничто и никогда не разумеется само собой - всякий культурный смысл всегда разумеется кем-то и как-то. Такой взгляд на культуру (и онтологию вообще) характерен для так называемой «софистической», или постмодернистской точки зрения, в соответствии с которой истина не открывается нам в качестве истины мира, а более или менее эффективно производится - и в этом смысле является радикально субъективной (человек есть мера всех вещей). Т. е. в пределе не что иное, как симуляция несет с собой власть, производящую эффект. И поскольку онтологическая структура языка допускает трансгрессию насильственно (симулятивно) учрежденных границ в качестве принципа, не может не найтись субъект, «безумный» настолько, чтобы радикально разорвать всякую связь с тем порядком, который делает возможной утверждаемую им истину. Вопрос лишь в том, окажется ли достаточным его статус в пространстве Символического, чтобы утвердить этот «нонсенс» в качестве авторитетного и легитимного в данной эпистеме высказывания.

С такой точки зрения оказывается совершенно справедливой мысль Витгенштейна: из того, что мне или всем кажется, что это так, не следует, что это так и есть, и в то же время в этом невозможно сколько-нибудь осмысленно усомниться. Другими словами, онтология либо невозможна, либо совпадает с гносеологией и существенным образом зависит от языка. Вслед за Аленом Бадью такую доминирующую в современности ситуацию мы будем именовать демократическим материализмом, суть которого может быть выражена своего рода слоганом: существуют лишь тела и языки.

Поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена следующим, характерным для всей современной эпистемологии

противоречием: несмотря на то, что современная ситуация в философии и, в особенности, в философии культуры харектеризуется признанием множественности автономных и равноправных дискурсов, которая бросает вызов любого рода претензиям на универсальность истолкования, одновременно мы не можем не согласиться и с тем, что в мире безусловно наличествуют некоторые домены, в которых очевидным образом существуют «единственно правильные» интерпретации и смыслы, а значит, и истины. Скажем, современная наука, в которой, как известно, «заключено столько истины сколько в ней есть математики», продолжает притязать на объективность, поскольку наука по определению есть такая «специализированная деятельность по производству достоверного, логически непротиворечивого знания, которое достигается посредством специфических средств и способов познания, дающих возможность нейтрализовать субъективность и предвзятость»1.

Более того, мы склонны полагать - и это весьма существенно для даного исследования - что всякая радикально свободная интерпретация, в своем пределе приобретающая вид бездоказательного утверждения о том, что любой текст может быть прочитан «как-угодно», возможна в столь же предельно незначимых областях или ситуациях - когда от исхода рассуждения или прочтения того или иного смысла не зависит ни сама жизнь, ни ее качество (разумеется, в тех случаях, когда качество жизни значимо), а откровенно ошибочное или противоречивое истолкование остается «безнаказанным». Тогда как в той же математике, напротив, когда удается доказать, что некоторый объект удовлетворяет аксиомам структуры, которая ранее никак с этим объектом не связывалась - это, как правило, приводит к значительному научному прорыву.

1 Попова И.М. Социология. Введение в специальность. Учебник для студентов высших учебных заведений. Киев, 1997, с. 8.

В связи с вышесказанным представляется не только оправданным, но и в высшей степени актуальным, исследование как к имевших место в прошлом, так и самых современных систем мысли, с тем чтобы, по возможности убедительно, показать:

- почему строгость формы мысли (которую ей во многом обеспечивают методы научного исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, наблюдение, эксперимент, измерение, являющееся частным случаем сравнения и т. п.) лучше всего просматривается в математических и формально-логических структурах, которые, по сути, также являются математическими;

- каким образом формализованное мышление (и что наиболее удивительно - своими же собственными познавательными средствами) обозначает свои границы и что являющееся в ряде важных случаев необходимым наличие таких границ имеет сугубо философские следствия.

2. Степень научной разработанности проблемы.

Строгость и абсолютная надежность математических рассуждений и доказательств издревле привлекала философов и философски мыслящих ученых. Идея математики как формы абсолютного знания, обладающего максимально возможной достоверностью, находит свое выражение в философских учениях таких мыслителей прошлого как Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Кеплер, Галилей, Ньютон, Лейбниц, Кант. Аксиоматический характер построения формальных теорий и систем — огромное научное и культурное достижение человеческой мысли, которое продолжает играть основную роль в большинстве современных способов представления знания в наиболее строгой форме.

Быстро развивающийся формально-логический аппарат становился все более и более математическим, тогда как новоевропейские создатели современной математики непоколебимо верили, что миру присуща некая скрытая гармония, которая отражается в наших умах в виде простых математических законов. Пути господни неисповедимы, но математически совершенны, и человеческий разум с помощью математического знания может стать причастным к тому плану, которым руководствовался Бог при сотворении мира. Развитие неевклидовых геометрий, однако, показало, что созданная человеком математика ничего не говорит о природе и имеет мало общего с доказательством существования Бога. Это были весьма значимые результаты, но еще важнее было то, что в результате под сомнением оказался сам предмет геометрии и математики. То, что на протяжении тысячелетий принималось за средство постижения истин о мире, стало превращаться в машину, производящую некоторые последовательности символов из других последовательностей символов по определенным правилам, которые, в принципе, не обязаны быть даже правилами логическими. Ученый в своей предметной области, конечно, может использовать математику с целью лучшего понимания предмета, но состоятельность или несостоятельность математических доказательств как таковых целиком зависит от их структуры, а не от объектов, к которым они приложимы.

Таким образом, проблема оснований математики к концу 19го - началу 20го века становится подлинно философской проблемой, которой вплотную заняты такие авторы как Г. Фреге, Б. Рассел, А.Уайтхед, Д. Гильберт, Э. Пост, А.Черч, С. Клини, Л. Брауэр, , А. Н. Колмогоров, А. А. Марков, А. Тарский, К. Гедель, П. Коэн, У. Куайн, X. Патнем и многие другие. Внутри самой математики данная проблема была частично решена с помощью аксиоматической теории множеств, хоть и она не снимает проблему математических оснований физики, где математика по-прежнему прочно удерживает свои позиции и остается основным методом исследования и

описания физических явлений. «Даже если математические структуры сами по себе и не отражают реальности физического мира, их тем не менее можно считать единственным ключом к познанию реальности»2.

Мы сталкиваемся здесь с удивительной ситуацией: несмотря на то, что претензии математики на роль языка божественной истины оказались сильно скомпорметированы, тем не менее, такие прекрасно согласущиеся с повседневным опытом теории, как геометрия, гелиоцентрическая модель Коперника, маханика Галилея и Ньютона, теория электромагнетизма Максвелла, теория относительности Эйнштейна опираются на математические идеи и выражены математическим языком. И от того факта, что математика, по-видимому, содержит в себе принципы, обладающие абсолютной надежностью и имеющие вневременное значение, чрезвычайно сложно отмахнуться. Такая формулировка указанных «принципов» позволяет предположить, что математический способ мышления все же содержит в себе измерение истины, которое требует дальнейшего исследования. Проблемой онтологического статуса математических объектов заняты отечественные и зарубежные мыслители как А. Бадью, Р. Пенроуз, А. Г. Черняков, В. В. Целищев, Д. Н. Букин, В. Я. Перминов, А. В. Родин, Л. Б. Султанова, В. В. Кузьменко, Ю. В. Пушкарев, Г. Б. Гутнер, А. В. Хлебалин и многие другие. «Платонизм» математических систем мысли подтверждается и концепцией Д. Деннетта, в соответствии с которой биологическая эволюция есть алгоритмический, т. е. по своей сути математический процесс.

Однако всех перечисленных авторов можно разделить на два непересекающихся класса, в одном из которых окажутся чистые метафизики, а в другом - так называемые когнитивисты. Синтетических концепций, которые пытались бы согласовать предполагаемые метафизические основания математики с достижениями современной нейробиологии, на сегодняшний день практически не существует.

2 Клайн М. Непостижимая эффективность математики//Математика. Поиск истины. М. 1988, с. 243

Настоящее исследование, таким образом, является своего рода синтезом информационного материализма Д. Деннета и материалистической диалектики А. Бадью.

Источниковедческую базу диссертационной работы составляют следующие группы материалов: 1) словари и энциклопедии по философии и смежным гуманитарным наукам (культурологии, социологии, психологии, филологии); 2) произведения Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Г. Ф. Лейбница, Б. Спинозы, Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, Хайдеггера, Ж-П. Сартра, Ж. Деррида, М. Фуко, Ф. Юнгера, вышедшие в свет отдельными изданиями; 3) научные издания (в том числе монографии) зарубежных и отечественных ученых Дж. Остина, Л. Витгенштейна, Р. Барта, Ж. Делеза, 3. Фрейда, Ж. Лакана, В. В. Бибихина, А. А. Грякалова, Б. В. Маркова, М. С. Козловой, Ю. М. Лотмана, Дж. Остина, Э. Сепира, У. В. О. Куайна, Г. Райла, Д. Н. Разеева, Л. С. Выготского, Д. Узнадзе, Ж. Пиаже, Дж. Сёрла, Б. Г. Соколова, Ф. Де Соссюра, А. Г. Чернякова, В. Б. Шкловского, Р. Якобсона, Л. В. Щербы, Н. Хомского, М. Ягелло, посвященные общефилософским и методологическим проблемам исследования языка; 4) труды А. Тьюринга, Дж. фон Неймана, Г. Саймона, Д. Хофштадтера, Р. Пенроуза, Д. Деннетта, С. Линкера, посвященные теоретико-прикладным исследованиям в области изучения искусственного интеллекта; 5) работы, Д. Майерса, Джона Лакоффа, М. Джонсона, О. Коннора, Д. Сеймора, Г. Олдера, Б. Хэзера, А. А. Ухтомского, И. П. Павлова, посвященные проблемам психологии, нейрофизиологии и психолингвистики.

2. Цели и задачи исследования.

Цель работы: в современной ситуации признания множественности автономных и равноправных дискурсов выявить и систематизировать определенные «зоны возможности истины», а также осмыслить те сущностные особенности, которые отличают такие зоны от зон радикальной субъективности и хаоса. Задачи исследования:

- рассмотреть как к имевшие место в прошлом, так и самые современные системы философской и математической мысли, с тем чтобы показать, что строгость и последовательность формы всякой мысли лучше всего просматривается в математических и формально-логических структурах, которые, по сути, также являются математическими;

- исследовать физические, психологические и прагматические основания сущностной иллюзии «понятности», а также ее связь с когнитивными аспектами интуиции и метафоры;

- провести системное различие между поэтической метафорой (поэмой) и математической аналогией (матемой), выявив продуктивный характер последней;

- проследить историю развития формализации мышления (в частности, аксиоматического метода построения объектов и научных теорий);

- выявить и обосновать необходимость существования пределов аксиоматизации мысли и, тем самым, указать на обязательное наличие зон радикальной субъективности и хаоса во всякой «достаточно мощной» формальной системе мысли - ее неформализуемых «остатков»;

- проанализировать логическую технику форсинга, примененную Полом Коэном при доказательстве независимости континуум-гипотезы и проследить возможные следствия данной техники в ее применении к философской системе мысли;

- рассмотреть аксиоматическую структуру, носящую в математике название полной Гейтинговой алгебры, как математическую модель, обобщающую большинство существующих формализованных систем мысли, а также исследовать те философские стратегии, при помощи которых данная структура может быть применена для онтологизации и топологизации истины;

- на основании техник, предлагаемых структурным психоанализом, проанализировать способность желания, лежащую в основании зон радикальной субъективности, и показать, что даже такие зоны не являются зонами хаоса - им также присущ некоторый онтологический порядок.

4. Научная новизна исследования.

- в исследовании показано, что даже радикально субъективная метафизика, фундированная чистой способностью желания, имеет некоторую, задаваемую извне, объективную и необходимую форму;

опираясь в настоящем исследовании на существующий математический аппарат и, одновременно, на весьма глубокие содержательные его интерпретации, выполненные Аленом Бадью, удалось также продемонстрировать следующее: несмотря на то, что в культуре ничто и никогда не разумеется само собой — всякий культурный смысл всегда разумеется кем-то, и что подлинным субъектом может считаться лишь тот, кто принял ответственость за собственное бытие в качестве субверсивного базиса всякой дискурсивной надстройки, кто взял на себя всю тяжесть перетолкования мира, сама возможность этих действий предоставляется миром, и более того, имеет принципиально топологический, локальный характер - место действия выбирает не субъект.

5. Конкретные научные результаты.

- рассмотрены как имевшие место в прошлом, так и самые современные системы философской и математической мысли, и показано, что строгость и последовательность формы мысли лучше всего просматривается в математических и формально-логических структурах;

- исследованы физические, психологические и прагматические основания сущностной иллюзии «понятности», а также ее связь с когнитивными аспектами интуиции и метафоры;

- проведено системное различие между поэтической метафорой (поэмой) и математической аналогией (матемой), и выявлен продуктивный характер последней;

- прослежена история развития формализации мышления (в частности, аксиоматического метода построения объектов и научных теорий);

- выявлена и обоснована необходимость существования пределов аксиоматизации мысли и показано обязательное наличие зон радикальной субъективности и хаоса во всякой «достаточно мощной» формальной системе мысли: так называемых ее неформализуемых «остатков»;

- проанализирована логическая техника форсинга и прослежены возможные онтологические следствия данной техники;

- рассмотрена аксиоматическая структура, носящая в математике название полной Гейтинговой алгебры, и исследованы те философские стратегии, при помощи которых данная структура может быть применена для онтологизации и топологизации истины;

- проанализирована способность желания, лежащая в основании зон радикальной субъективности, и показано, что даже такие зоны не

обязательно являются зонами хаоса, и что им также может быть присущ некоторый онтологический порядок, и, более того, этот порядок есть порядок топологический.

6. Теоретико-методологические основы исследования.

Исследование находится в русле актуального на сегодняшний день поиска онтологических оснований познания. Поэтому за теоретическую основу исследования взят опыт неклассической философии феноменолого-герменевтического и экзистенциально-антропологического направлений.

Методологическими основаниями диссертационного исследования выступают: диалектический метод, метод структурно-функционального анализа, системный подход. В ходе анализа применялись общенаучные методы: историко-сравнительный, системно-аналитический, формальнологический. В качестве дополнительного инструментария применяются такие стандартные методы научного исследования как анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и аналогия, сравнение и классификация. В работе также был применен метод гетерофеноменологии, впервые предложенный Д. Деннеттом, и опирающийся на теоретическую предпосылку Л. Витгенштейна о невозможности приватных языков.

7. Положения, выносимые на защиту.

Всякая радикально свободная интерпретация, в своем пределе приобретающая вид бездоказательного утверждения о том, что любой текст может быть прочитан «как-угодно», возможна в столь же предельно незначимых областях или ситуациях - когда от исхода рассуждения или

прочтения того или иного смысла не зависит ни сама жизнь, ни ее качество, и откровенно противоречивое истолкование или натянутая метафора остаются «безнаказанным». Напротив, математическая аналогия, имеющая место, когда удается доказать, что некоторый объект удовлетворяет аксиомам структуры, которая ранее никак с этим объектом не связывалась — имеет чрезвычайно продуктивный, с познавательной точки зрения, характер, и, как правило, приводит к значительному научному прорыву.

Сущностная иллюзия «понятности», теснейшим образом связанная с когнитивными аспектами интуиции и метафоры, не является особенностью, принадлежащей исключительно мышлению, но есть общий принцип работы сознания, а в пределе — всей жизни, известный в физике как принцип наименьшего действия.

Мысль действительно можно отнести собственно к мышлению (тем самым отличая ее от представления, ассоциации и фантазии) лишь постольку, поскольку она есть мысль артикулированная, т. е. выраженная в той или иной знаковой системе.

Строгость формы мысли, которую ей во многом обеспечивают методы научного исследования, лучше всего просматривается в математических и формально-логических структурах, которые, по сути, также являются математическими.

Полнота аксиоматических теорий одновременно указывает и на их относительную эпистемологическую «бедность»: во всякой «достаточно мощной» формализованной системе мысли необходимо будут существовать некоторые неформализуемые остатки, которые могут мыслиться как зоны радикальной субъективности и хаоса.

Даже радикально субъективная метафизика, фундированная чистой способностью желания, имеет некоторую, задаваемую извне, объективную и необходимую форму: несмотря на то, что в культуре действительно ничто и никогда не разумеется само собой - всякий культурный смысл всегда

разумеется кем-то, и что подлинным субъектом может считаться лишь тот, кто кто взял на себя всю тяжесть перетолкования мира, сама возможность такого действия предоставляется миром, и более того, имеет принципиально топологический, локальный характер.

Часть I

Место опыта мышления в многообразии опыта вообще

Витгенштейн, создавая свой "Логико-философский трактат", полагал, что пишет работу по этике. И еще, похоже, ему совершенно искренне казалось неважным, "думал ли до него кто-нибудь другой то, что думал он". В результате его философские работы отличает от других, в частности, практически полное отсутствие ссылок на предшественников. Исключение, пожалуй, составляют Мур и Рассел, хотя и это, скорее, стилистический прием, чем реальная опора на "источник". Все это в высшей степени любопытно. Во-первых, причем тут этика? На этот вопрос отвечают по-разному. Можно было бы, к примеру, воспользоваться знаменитым изречением Гераклита (и в особенности не менее знаменитым комментарием к нему М. Хайдеггера3) и рассудить следующим образом: коль скоро изначально г|0о<; для греков означал местопребывание, жилище, то тогда поведение всякого человека, а следовательно, и его нрав, действительно оказываются опосредованными тем местом, из которого этот человек действует, а значит, и прежде всего, тем, каким именно себе это место человек видит (мыслит, представляет) - то есть, как сказал бы Витгенштейн,

«а

"Изречение Гераклита гласит (фр. 119): rjOog аубршяш бсицшу. В общепринятом переводе это значит: "Свой особенный нрав - это для каждого человека его даймон". У такого перевода современный, не греческий ход мысли. rjGog означает местопребывание, жилище. Словом "этос" именуется открытая область, в которой обитает человек. Открытое пространство его местопребывания позволяет явиться тому, что касается человеческого существа и, захватывая его, пребывает в его близости. Местопребывание человека заключает в себе и хранит явление того, чему человек принадлежит в своем существе... 'H9og avBpcojico 6ai(xcov, говорит сам Гераклит: "Местопребывание (обычное) есть человеку открытый простор для присутствия Бога (Чрезвычайного)".

Если же в согласии с основным значением слова т]0о£ название "этика" должно означать, что она осмысливает местопребывание человека, то мысль, продумывающая истину бытия в смысле изначальной стихии человека как эк-зистирующего существа, есть сама по себе уже этика в ее истоке".

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме//Время и бытие: статьи и выступления. М. 1993, с.215 - 216

- "картиной фактов". (В этой связи можно было бы указать, к примеру, на различия в восприятии реальности психотика и невротика: если больной неврозом, имея в своем сознании в целом адекватную картину реальности, делает из нее неверные выводы, то у психотика, напротив - логические связи функционируют совершенно нормально, и искажена именно воспринимаемая картина, что и сказывается на его неадекватном поведении: при том, что у больного существенным образом нарушены «априорные формы чувственности», внутри собственной картины мира он действует "безошибочно". Его г|0о<; и холод согласованы.)

Как вообще могло случиться так, что не только религия, но и философия стала нуждаться в идее должного? Или еще шире - почему человек делает то, что он делает, и не делает того, чего он не делает? Попробуем помыслить от противного: пусть будет возможно всё. Но что значит это всё? По-видимому, это вся совокупность возможных действий. Как говорится: что мыслимо, то возможно. Предположим, далее, что под действием я буду иметь в виду нечто, выражаемое глаголом. Я сам при этом есть действующий, а то, в отношении чего (кого) и посредством чего (кого) я действую, будет выражаться существительным (прямым или косвенным дополнением, или в современном словоупотреблении, используемом в лингвистике - объектом, что, кстати сказать, гораздо нагляднее). Итак, я действую и взаимодействую с объектами. Уже на таком уровне элементарной схемы понятно, что как множество предметов, так и множество действий с ними существенным образом зависит от той онтологии, в которой я предполагаю действовать. Известны многочисленные случаи того, насколько бывали поражены антропологи, в течение продолжительного времени наблюдавшие за каким-нибудь первобытным племенем, когда члены последнего отказывались видеть пролетавший в небе самолет или какую-то другую, столь же фантастическую для них вещь. Можно привести и более современный пример: однажды я случайно стал

свидетелем жаркой дискуссии, в которой человек с жаром пытался убедить оппонента в том, что бессмысленно спрашивать о такой вещи как психоаналитический метод: в психоанализе нет метода - есть только этика! Несмотря на кажущуюся абсурдность отстаиваемого тезиса, я неожиданно задумался... и неохотно пришел к заключению, что утверждать такое тем не менее можно: нужно лишь узко понимаемые инструкции, обращенные к психоаналитику, начать трактовать как нравственные императивы, в основании которых по сути лежит одно единственное требование, нравственный характер которого уже не вызывает никакого сомнения: "Не навреди!" Более того, при желании, как мы уже могли видеть, этику психоанализа не составит труда свести исключительно к одной онтологии.

А пока допустим все же, что взятая нами в качестве примера онтология такова, что в ней не лишены смысла такие понятия как объект и действие с ним. Используя элементарные комбинаторные вычисления легко убедиться в том, насколько гигантское число возможностей передо мной открыто. Далее, если возможно всё, то одно не предпочтительнее другого, и я, чтобы действовать, должен был бы воспользоваться неким подобием генератора случайных чисел. Однако, наряду с действиями, смысл которых мне откровенно не ясен, мне могут также выпадать совершенно несовместимые с жизнью инструкции. С другой стороны, ни сам мир, ни выражаемое в языке его описание не остаются неизменными - это динамичные системы, первая из которых, помимо всего прочего, имеет непрерывный характер. Непрерывный - в смысле его бесконечной делимости на промежуточные состояния, которые только и могут фиксироваться в языке4. Такая

4 Полагая изменение непрерывным, мы тем самым всегда уже предполагаем существующей бесконечность. Точнее даже, наверное, будет сказать, что полагать что-то дополнительно в отношении изменения нам и не нужно, поскольку очень похоже, что суждение "Всякое изменение непрервыно" является аналитическим в духе Канта, т. е. изменение всегда уже содержит в себе предикат непрерывности. При этом безразлично, что именно изменяется - сама действительность, или, как при дедукции представлений в "Основе общего наукоучения" у Фихте, лишь ее, действительности, созерцание: в конечном счете мы все равно столкнемся с проблемой

Похожие диссертационные работы по специальности «Логика», 09.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Егорычев, Илья Эдуардович, 2013 год

Литература:

1. Автоматы / Под ред. К. Шеннона и Дж. Маккарти. - М., ИЛ, 1956. - 403 с.

2. Александров А. Д., Нецветаев Н. Ю. Геометрия: учебник. - СПб, БХВ-

Петербург, 2010. - 624 с.

3. Александров П. С. Введение в теорию групп. - М., Наука, 1980. - 144 с.

4. Александров П. С. Введение в теорию множеств и общую топологию. -

М., «Наука», 1977. - 368 с.

5. Алпатов В. История лингвистических учений. Учеб. пособие. - 4-е изд.,

испр. и доп. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 368 с.

6. Амосов Н. М. Алгоритмы разума. - К., Наукова думка, 1979. - 221 с.

7. Амосов Н. М. Искусственный разум. - К., Наукова думка, 1969. - 154 с.

8. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Античность и Средневековье. - СПб.: «Пневма», 2003. - 688 с.

9. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

От Возрождения до Канта. - СПб.: «Пневма», 2002. - 880 с.

10. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

От романтизма до наших дней. - СПб.: «Пневма», 2003. - 880 с.

11. Аппиньянези Р., Гэрретт К. Знакомьтесь: Постмодернизм. - СПб.:

Академический проект, - 2004, - 176 с.

12. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.2. - М., «Мысль», 1978, -

687 с.

13. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. - М., «Мысль», 1976,-

550 с.

14. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.З. - М.: «Мысль», 1981,-613

с.

15. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. - М.: «Мысль», 1983, - 830

с.

16. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. - М.,

Издательство МГУ, 1980. -126 с.

17. Артин Э. Теория Галуа. - М., МЦНМО, 2008 - 66 с.

18. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк

истории: XVII - начало XX в. - М., Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.

19. Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. - М. - СПб.,

Московский философский фонд / Университетская книга, 1999. - 94 с.

20. Бадью А. Делез. Шум бытия. - М., Логос-Альтера / Ессе Homo, 2004. -

184 с.

21. Бадью А. Манифест философии. - СПб., Machina, 2003. - 184 с.

22. Батай Ж. Внутренний опыт. - СПб.: Аксиома, 1997. - 336 с.

23. Батай Ж. Проклятая доля. - М.: «Гнозис», «Логос», 2003, - 208 с.

24. Бибихин В. В. Витгенштейн: смена аспекта. - М.: Институт философии,

теологии и истории св. Фомы, 2005. - 576 с.

25. Блюмин С. Л. Развитие понятия о «числе». Некоторые современные

представления: Брошюра. - Липецк, Блюмин, 2005. - 30 с.

26. Бодал ев А. А. Восприятие человека человеком. - Л., Издательство ЛГУ,

1965.-122 с.

27. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000,-

387 с.

28. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: «Рудомино», 2001, - 222 с.

29. Бодрийяр Ж. Соблазн. - M.: Ad Marginem, 2000, - 320 с.

30. Болибрух А. А. Проблемы Гильберта (100 лет спустя). - М., МЦНМО,

1999-23 с.

31. Борхес X. Л. Собрание сочинений: в 4-х томах. Т.2: Произведения 1942-

1969 годов. - СПб, амфора, 2007, -847 с.

32. Бранский В. П. Философия физики ХХв. Итоги и перспективы. - СПб.:

Политехника, 2003, - 253 с.

33. Бурбаки H. Очерки по истории математики. - М., КомКнига, 2007. - 296

с.

34. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах, Т. 1. - М.: «Мысль», 1971, - 575 с.

35. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах, Т. 2. - М.: «Мысль», 1978, - 575 с.

36. Важнейшие концепции теории аргументации / Пер. с англ. Голубева В.

Ю., Чахоян С. А., Гудковой К. В; науч. редактор Мигунов А. И. - СПб, Филологический факультет СПбГУ, 2006. - 296 с.

37. Ван Хао, Мак-Нотон Р. Аксиоматические системы теории множеств. -

М., Издательство иностранной литературы, 1963. - 52 с.

38. Васюков В. JI. Онтология квантовой математики. - Вестник Российского

университета дружбы народов, серия Философия, 3:73 - 126, 2009

39. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990, - 808 с.

40. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984, - 365 с.

41. Вейль Г. Математическое мышление. - М., Наука, 1989. - 400 с.

42 . Вейль Г. О философии математики. - М., КомКнига, 2005. - 128 с.

43. Верещагин Н. К., Шень А. Лекции по математической логике и теории

алгоритмов. Часть1. Начала теории множеств. - М., МЦНМО, 2002. -128 с.

44. Вигнер Ю. Этюды о симметрии. - М., Мир, 1971. - 319 с.

45. Виленкин Н. Я. Рассказы о множествах. - М., МЦНМО, 2005. - 152 с.

46. Виро О. Я., Иванов О. А., Нецветаев Н. Ю., Харламов В. М. Задачи по

топологии: Учебное пособие. - СПб,, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. - 208 с.

47. Виро О. Я., Иванов О. А., Нецветаев Н. Ю., Харламов В. М.

Элементарная топология. - М., МЦНМО, 2008 - 356 с.

48. Витгенштейн Л. Голубая книга. - М., Дом интеллектуальной книги, 1999.

-128 с.

49. Витгенштейн Л. Коричневая книга. - М., Дом интеллектуальной книги,

1999.-160 с.

50. Витгенштейн Л. Лекциии и беседы об эстетике, психологии и религии. -

М., Дом интеллектуальной книги, 1999. - 92 с.

51. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. -М.: «Гнозис», 1994, -

612 с.

52. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть И, Книга I. -М.: «Гнозис»,

1994,-206 с.

53. Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. От амебы до робота: модели

поведения. - М., Едиториал УРСС, 2004. - 296 с.

54. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М.:

Прогресс, 1998, - 704 с.

55. Галилей Г. Избранные труды в двух томах. Т. 2. - М., Наука, 1964. - 572 с.

56. Галуа Э. Сочинения. - М.- Л., ОНТИ НКТП СССР, 1936. - 336 с.

57. Гарднер М. Есть идея! - М., Мир, 1982. - 305 с.

58. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. - СПб.: «Наука», 1975, - 800 с.

59. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. - СПб.: «Наука», 1992, - 444 с.

60. Гейтинг А. Интуиционизм. -М., Мир, 1965. -200 с.

61. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. - М., Едиториал УРСС,

2004. - 224 с.

62. Гильберт Д. Основания геометрии. - М.- Л., ОГИЗ, 1948. - 491 с.

63. Гильберт Д., Аккерман Г. Основы теоретической логики. - М., КомКнига,

2010.-306 с.

64. Грегори Р. Глаз и мозг. - М., Прогресс, 1971. - 271 с.

65. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и

поиски окончательной теории. - М., Едиториал УРСС, 2005. - 288 с.

66. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. Т.2. М. 2002

67. Гройс Б. Дневник философа. - Париж: «Беседа -Синтаксис», 1986, - 235

с.

68. Гройс Б. Под подозрением. - М.: Жудожественный журнал, 2006, - 200

с.

69. Гротендик А. Урожаи и посевы. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и

хаотическая динамика», 2002. - 288 с.

70. Грякалов А. А. Письмо и событие: эстетическая топография

современности. - СПб.: «Наука», 2004, - 484 с.

71. Гудстейн Р. Математическая логика. - М., Издательство иностранной

литературы, 1961. - 160 с.

72. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической

философии. Т. 1. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999, - 336 с.

73. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: «Наука», 1998, - 315 с.

74. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная

феноменология. - СПб.: Владимир Даль, 2004, - 398 с.

75. Гуссерль Э. Логические исследования.Т. 2, - М.: ДИК, 2001, - 610 с.

76. Гуссерль Э. Начало геометрии. - М.: Ad Marginem, 1996, - 267 с.

77. Д. Н. Разеев. В сетях феноменологии. С приложением: Э.Гуссерль.

Основные проблемы феноменологии. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2004, - 368 с.

78. Дальма А. Эварист Галуа, революционер и математик. - М., Наука, 1984. -

112 с.

79. Декарт Р. Сочинения в 2х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1989, - 654 с.

80. Декарт Р. Сочинения в 2х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1994, - 640 с.

81. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. -

Екатеринбург: У-Фактория, 2007, - 672 с.

82. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.: Институт

экспериментальной социологии; - СПб.: Алетейя, 1998, - 288 с.

83. Делез Ж.. Логика смысла. - М.: Издательский Центр «Фкадемия», 1995, -

298 с.

84. Демидович Б. П., Кудрявцев В. А. Краткий курс высшей математики:

учебное пособие для вузов. - М., «Издательство Астрель», 2001, 656 с.

85. Денет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. - М.: Идея-

Пресс, 2004, - 184 с.

86. Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб.: Академический проект, 2000, -

432 с.

87. Деррида Ж. Голос и феномен. - СПб.: Алетейя, 1999, - 208 с.

88. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый

интернационал. - М.: Logos-altera, издательство "Ессе homo", 2006, -256 с.

89. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. - М.: Независимая

фирма «Класс», 1997, - 192 с.

90. Дорофеева А. В. Высшая математика. Гуманитарные специальности:

Учебное пособие для вузов. - М., Дрофа, 2003. - 384 с.

91. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. - М., Мир,

1981.-480 с.

92. Дэвидсон Д. Исследования истины и интерпретации. - М.: Праксис,

2003, - 448 с.

93. Евклид. Начала. - М. - Л., ОГИЗ-ГИТТЛ, 1948. - 446 с. (том 1), 510 с.

(том 2), 330 с. (том 3)

94. Есперсен О. Философия грамматики. - М., КомКнига, 2006. - 408 с.

95. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М.: Художественный

журнал, 1999, -236 с.

96. Захаров В. Д. Физика как философия природы. - М.: Едиториал УРСС,

2004, - 232 с.

97. Захаров В. Д. Физика как философия природы. - М., Едиториал УРСС,

2005,-232 с.

98. Зомбардт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. - М.: Айрис-Пресс,

2004, - 624 с.

99. Иванов В. В. Чет и нечет: Ассиметрия мозга и знаковых систем. - М.,

Советское радио, 1978. - 184 с.

100. Йех Т. Теория множеств и метод форсинга. - М., Мир, 1973. - 147 с.

101. Казимиров Н. И. Введение в аксиоматическую теорию множеств: Учебное пособие. - Петрозаводск, 2000. - 104 с.

102. Кант И. Критика способности суждения. - СПб.: «Наука», 2001, - 512 с.

103. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994, - 591 [1] с.

104. Кантор Г. Труды по теории множеств. - М., Наука, 1985. - 429 с.

105. Каргаполов М. И., Мерзляков Ю. И. Основы теории групп. - М., Наука. Физматлит, 1996. - 288 с.

106. Карнап Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике - М., Издательство иностранной литературы, 1959. -384 с.

107. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. -М.: Эдиториал УРСС, 2003, - 360 с.

108.Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XX столетии, ч. 1. - М.-Л., ОНТИНКТП СССР, 1937. -438 с.

109. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. В 2-х томах. Т. I. Арифметика. Алгебра. Анализ. - М., Наука, 1987. - 432 с.

110. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. В 2-х томах. Т. II. Геометрия. - М., Наука, 1987. - 416 с.

111. Клини С. Введение в метаматематику. - М., Издательство иностранной литературы, 1957. - 526 с.

112. Кобзарев И. Ю. Ньютон и его время. - М., Знание, 1978. - В с.

113. Кобзарь В. И. Основы логических знаний. - СПб, СПбВЭСЭП, общество «Знание», 1999. - 172 с.

114. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. - СПб.: Наука, 2003, - 792 с.

115. Козловски П. Культура постмодерна. - М.: Республика, 1997, - 236 с.

116. Колмогоров А. Н., Драгалин А. Г. Введение в математическую логику. -М., Издательство Московского университета, 1982. - 120 с.

117. Колмогоров А. Н., Драгалин А. Г. Математическая логика. - М.: Едиториал УРСС, 2005, - 240 с.

118. Колмогоров А. Н., Драгалин А. Г. Математическая логика. Дополнительные главы: Учебное пособие. - М., Издательство Московского университета, 1984. - 120 с.

119. Комаров В. Н. Вселенная видимая и невидимая. - М., Знание, 1979. -208 с.

120. Коэн П. Дж. Теория множеств и континуум-гипотеза. - М., Мир, 1969. — 347 с.

121. Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для вузов. - М., «Юнити-Дана», 2002. - 543 с.

122. Куайн В. В. О. Онтологическая относительность//Современная философия науки. - М., Логос, 1996. - Д с.

123. Кузнецов Б. Г. Галилей. - М., Наука, 1964. - 325 с.

124. Кун Т. Структура научных революций. - М.:Прогресс, 1977, - 300 с.

125. Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? - М., МЦНМО, 2001 - 568 с.

126. Курош А. Г. Курс высшей алгебры. - М., Наука, 1968.-431 с.

127. Курош А. Г. Теория групп. - М., Наука, 1967. - 648 с.

128. Кусраев А. Г., Кутателадзе С. С. Введение в булевозначный анализ. -М., Наука, 2005. - 526 с.

129. Лакан Ж. Имена-отца. - М., Издательство «Гнозис», Издательство «Логос». 2006. - 160 с.

130. Лакан Ж. Образования бессознательного. (Семинары: Книга V (1957/1958)). - М., ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос», 2002. - 608 с.

131. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. (Семинары: Книга XI (1964)). - М., ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос». 2004. - 304 с.

132. Лакан Ж. Этика психоанализа. (Семинары: Книга VII (1959-1960)). - М., ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос». 2006. - 416 с.

133. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. -М.: Эдиториал УРСС, 2004, - 256 с.

134. Леви-Строс К. Структурная антропология. -М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001, -512 с.

135. Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах, Т.1. - М.: «Мысль», 1982,

- 636 с.

136. Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах, Т.2. -М.: «Мысль», 1982,

- 686 с.

137. Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах, Т.З. - М.: «Мысль», 1984,

- 734 с.

138. Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах, Т.4. - М.: «Мысль», 1989,

- 554 [2] с.

139. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., Смысл, 2007. - 511 с.

140. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. - М., Мир, 1981. - 272 с.

141. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998, - 160с.

142. Лурье С. Я. Архимед. - М. - Л., Издательство АН СССР, 1945. - 135 с.

143. Львовский С. М. Лекции по комплексному анализу. - М., МЦНМО, 2009. - 136 с.

144. Мазин В. Введение в Лакана. - М., Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004. - 201 с.

145. Майерс Д. Социальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004, - 794 с.

146. Мак-Люен M. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. - К.: Ника-Центр, 2004, - 432 с.

147. Макаров. М., Подкорытов А. Н. Лекции по вещественному анализу: учебник. - СПб, БХВ-Петербург, 2011. - 688 с.

148. Маковельский А. О. История логики. - М.: «Наука», 1967, - 504 е..

149. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. - М., Институт компьютерных исследований, 2002. - 656 с.

150. Манин Ю. И. Доказуемое и недоказуемое. (Кибернетика). - М., Советское радио, 1979. - 168 с.

151. Марков А. А. Элементы математической логики. - М., Издательство Московского университета, 1984. - 80 с.

152. Марков Б. В. Знаки бытия. - СПБ.: «Наука», 2001, - 566 с.

153. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн. 1. Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1983, - VI, 905 с.

154. Математика XIX века. Математическая логика. Алгебра. Теория чисел. Теория вероятностей /Под ред. А. Н. Колмогорова и А. П. Юшкевича. - М., Наука, 1978. - 255 с.

155. Математическое моделирование жизненных процессов. - М., Мысль, 1968.-284 с.

156. Микиртумов И. Б. Теория смысла и интенсиональная логика. - СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. - 351 с.

157. Милн Л. Дж., Милн М. Чувства животных и человека. - М., Мир, 1966. - 303 с.

158. Морозов А. Д. Введение в теорию фракталов. - Москва - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004. - 160 с.

159. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М.: Восточная литература РАН, 1996, - 360 с.

160. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М., Наука, 1979. - 303 с.

161. Начала физиологии. Учебник для вузов / Ноздрачев А. Д., Баженов Ю. И., Баранникова И. А., Батуев А. С. и др. - СПб.: «Лань», 2002, - 1088 с.

162. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М., Наука, 1970. - 708 с.

163. Никоненко С. В. Английская философия ХХвека. - СПб.: «Наука», 2003, -776 с.

164. Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. Т.1. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,

1997, -832 с.

165. Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. Т.2. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,

1998, -864 с.

166. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. -М.: Эдиториал УРСС, 1989, - 688 с.

167. О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. -Челябинск: Библиотека А. Миллера, 1998, - 272 с.

168. Об основаниях геометрии. Сборник классических работ по геометрии Лобачевского и развитию его идей. - М. - Л., Гостехиздат, 1956. - 528 с.

169. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. - К.: «София», 2001, 224 с.

170. Остин Д. Три способа пролить чернила. - СПб.: «Алетейя», 2006, - 335 с.

171. Оуэн Г. Теория игр. - М., Вузовская книга, 2007. - 216 с.

172. Панов М.И. Методологические проблемы интуиционистской математики. -М., Наука, 1984. -224 с.

173. Пап А. Семантика и необходимая истина: Исследование оснований аналитической философии. - М., Идея-Пресс, 2002. - 420 с.

174. Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. - М.: Едиториал УРСС, 2005, -400 с.

175. Перминов В. Я. Философия и основании математики. - М.: Прогресс-Традиция, 2001, - 320 с.

176. Петер Р. Игра с бесконечностью. - М., «Просвещение», 1963. - 272 с.

177. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002, -416 с.

178. Линкер С. Язык как инстинкт. - М.:Едиториал УРСС, 2004, - 456 с.

179. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. - М.: «Мысль», 1999, - 528 с.

180. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. - М.: «Мысль», 1999, 656 с.

181. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. - М., Наука, 1975. -464 с.

182. Пойа Д. Математическое открытие. - М., Наука, 1976. - 448 с.

183. Поппер К. Логика научного исследования. - М.: Республика, 2004, - 447 с.

184. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1 : Чары Платона. -М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992, -448 с.

185. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992, - 528 с.

186. Поспелов Д. А. Наука или фантазия: На пути к искусственному интеллекту. - М., Наука, 1982. - 218 с.

187. Прибрам К. Языки мозга. - М., Прогресс, 1975. - 464 с.

188. Принцип относительности. Г. А. Лоренц. А. Пуанкаре. А. Эйнштейн. Г. Минковский. Сборник работ классиков релятивизма. - М. - Л., ОНТИ, 1935, - 388 с.

189. Проблемы Гильберта / Под общей ред. Александрова П. С. -Челябинск, Исфара, 2000. - 238 с.

190. Пуанкаре. О науке. - М., Наука, 1990. - 736 с.

191. Райл Г. Понятие сознания. - М.: ДИК, 1999, - 448 с.

192. Рассел Б. Введение в математическую философию. Избранные работы. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007, - 264 с.

193. Рассел Б. Искусство мыслить. - М., Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.-240 с.

194. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - М., Академический Проект, 2000. - 768 с.

195. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., Республика, 1998. - 479 с.

196. Рассел Б. Проблемы философии. - Новосибирск, Наука, 2001. - 111 с.

197. Рассел Б. Философия логического атомизма. - Томск, Водолей, 1999. -192 с.

198. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. - К., Ника-центр, 2001.-560 с.

199.Рид К. Гильберт. -М., Наука, 1977. -368 с.

200. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М.: Русское феноменологическое общество, 1996, -282 с.

201. Рюэль Д. Случайность и хаос. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. - 192 с.

202. Савченкова Н. М. Аналитика психического опыта. Проблема психической предметностив философии XX века и психоанализе. СПб., Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2009. - 232 с.

203. Саймон Г. Науки об искусственном. - М.: Эдиториал УРСС, 2004, -144 с.

204. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2002, - 640 с.

205. Секацкий А. К. Онтология лжи. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2000, - 120 с.

206. Секей Г. Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике. - М., Мир, 1990. - 240 с.

207. Сергеев К. А. История античной философии. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2001,- 109 с.

208. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: «Наука», 2007, -592 с.

209. Сергеев К. А. Философия Канта и новоевропейская метафизическая позиция // Кант И. Трактаты. - СПб.: «Наука», 1996, - 552 с.

210. Серкова В. А. Феноменологическая дескрипция. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2003, - 320 с.

211. Серль Дж. Р. Классификация иллокутивнх актов?// Зарубежная лингвистика.!! / Общ. ред. В. А. Звегинцева, Б. А. Успенского, Б. Ю. Городецкого. - М.: Издательская группа "Прогресс", 2002, - 268 с.

212. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт?// Зарубежная лингвистика. II / Общ. ред. В. А. Звегинцева, Б. А. Успенского, Б. Ю. Городецкого. - М.: Издательская группа "Прогресс", 2002, - 268 с.

213. Символическая логика: Учебник / под ред. Я.А. Слинина, Э. Ф. Караваева, А. И. Мигунова. - СПб.: 2005, - 506 с.

214. Сингх С. Великая теорема Ферма. - М.: Издательство непрерывного математического образования, 2000, - 288 с.

215. Соколов Б. Г. Гипертекст истории. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001, - 193 с.

216. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. - М.: Едиториал УРСС, 2004, -256 с.

217. Спивак М. Математический анализ на многообразиях. - СПб., Лань, 2005, - 160 с.

218. Спиноза Б. Сочинения в 2-х томах, Т. 1, - СПб.: «Наука», 1999,-489 с.

219. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка // Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. - М., Наука, 1985. - 332 с.

220. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. - М., Гардарики, 2007. - 384 с.

221. Столл Р. Множества. Логика. Аксиоматические теории. - М., «Просвещение». 1968.-231 с.

222. Тихомиров В. М. Великие математики прошлого и их великие теоремы.

- М., МЦНМО, 2003 - 16 с.

223. Уорф Б. Л. Наука и языкознание (О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление) / Зарубежная лингвистика. II / Общ. ред. В. А. Звегинцева, и Н. С.Чемоданова. - М.: Издательская группа "Прогресс", 2002, - 308 с.

224. Успенский В. А. Апология математики: сборник статей. - СПб, Амфора, 2009. - 554 с.

225. Успенский В. А. Простейшие примеры математических доказательств.

- М., МЦНМО, 2009. - 56 с.

226. Успенский В. А. Четыре алгоритмических лица случайности. - М., МЦНМО, 2006. - 48 с.

227. Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: «Питер», 2002, - 448 с.

228. Федорчук В. В., Филлипов В. В. Общая топология. Основные конструкции: учебное пособие. - М., Издательство МГУ, 1988. - 252 с.

229. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 318 с.

230. Фейс К. Алгебра: кольца, модули и категории, 1. - М., Мир, 1977. - 688 с.

231. Фейс К. Алгебра: кольца, модули и категории, 2. - М., Мир, 1979. - 463 с.

232. Философия языка / Ред.-сост. Дж. Р. Серл. - М.: Эдиториал УРСС, 2004, - 208 с.

233. Фистуль В. И. Фундаментальные законы классической физики. - М.: Издательство Физико-математической литературы, 2002, - 132с.

234. Флоренский П. Мнимости в геометрии. - М., Лазурь, 1991. - 96 с.

235. Формальная логика: учебник/под ред. Чупахина И. Я., Бродского И. Н. - Издательство Ленинградского университета, 1977. - 358 с.

236. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. -Мн.:000 «Попури», 2003,480 с.

237. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб.: Азбука-классика, 2004, - 480 с.

238. Фрейд 3. Толкование сновидений. - Мн.: ООО «Попури», 1998, - 576 с.

239. Фрейд 3. Тотем и табу. - СПб.: Азбука-классика, 2005, - 256 с.

240. Френкель А. А., Бар-Хиллер И. Основания теории множеств. - М., КомКнига, 2006. - 552 с.

241. Фрид Э. Элементарное введение в абстрактную алгебру. - М., «Мир», 1979.-260 с.

242. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь, 1996, - 448 с.

243. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: А-саё, 1994, -406 с.

244. Хайдеггер М. Бытие и время. - СПб.: «Наука», 2002, - 452 с.

245. Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб.: Издательство: НОУ -«Высшая религиозно-философская школа», 1998, - 304 с.

246. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993, - 447 с.

247. Хайдеггер М. Основные проблемы онтологии. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001, - 448 с.

248. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М.: Издательство «Гнозис», 1993, - 464 с.

249. Хаусдорф Ф. Теория множеств. - М., КомКнига, 2006. - 304 с.

250. Хованский А. Г. Теория Галуа, накрытия и римановы поверхности. -М., МЦНМО, 2007. - 96 с.

251. Холл М. Теория групп. - М., Издательство иностранной литературы, 1961.-468 с.

252. Хомский Н., Миллер Дж. Введение в формальный анализ естественных языков. - М., Едиториал УРСС, 2003. - 64 с.

253. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997, - с.

254. Хофштадтер Д. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. - Самара: издательство «Бахрах-М», 2001, - 752 с.

255. Хюбнер Б. Смысл в Бес-смысленное время: матафизические расчеты, просчеты и сведение счетов. - Минск. Экономпресс, 2006. - 384 с.

256. Цаленко М. Ш., Шульгейфер Е. Г. Основы теории категорий. - М., Наука, 1974.-256 с.

257. Целищев В. В. Логическая истина и эмпиризм. - Новосибирск, Наука, 1974.- 114 с.

258. Целищев В. В. Онтология математики: объекты и структуры. -Новосибирск, Нонпарель, 2003. - 240 с.

259. Целищев В. В. Философия математики. - Новосибирск, Наука, 2002. -212 с.

260. Цетлин М. Л. Исследования по теории автоматов и моделированию биологических систем. - М., Наука, 1969. - 316 с.

261. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001, -460 с.

262. Шафаревич И. Р. Основные понятия алгебры. - Ижевск, Ижевская республиканская типография, 1999. - 348 с.

263. Шафаревич И. Р. Основы алгебраической геометрии. - М., МЦНМО, 2007 - 589 с.

264. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. - М., Энергия, 1980. -360 с.

265. Шень А. Математическая индукция. - М., МЦНМО, 2004 - 36 с.

266. Шмидт Р. А. Алгебра: Учебное пособие. Ч. 1. - СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 360 с.

267. Шмидт Р. А. Алгебра: Учебное пособие. Ч. 2. - СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. - 160 с.

268. Шопенгауэр А. О четверояком корне.. .Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. - М.: Наука, 1993, - 672 с.

269. Шпенглер О. Закат Европы: В двух томах. - Т. 1. - М.: Айрис-пресс, 2003, -528 с.

270. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. - СПб.: Издательство «Евразия», 2002, - 532 с.

271. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т.2. Работы по теории относительности 1921 - 1925 гг. - М., Наука, 1965. - 879 с.

272. Эйнштейн А. Теория относительности. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. - 224 с.

273. Юм Д. Сочинения в 2х томах. Т.2. - М.: «Мысль», 1996, - 799[1] с.

274. Юм Д. Сочинения в 2х томах. Т.1. - М.: «Мысль», 1996, - 733[2] с.

275. Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. СПб., 2002г.

276. Ягелло М. Алиса в стране языка. Тем, кто хочет понять лингвистику. -М.: Едиториал УРСС, 2003, - 192 с.

277. Яглом И. М. Необыкновенная алгебра. - М., Едиториал УРСС, 2004. -72 с.

278. Яглом И. М. Принцип относительности Галилея и неевклидова геометрия. - М., Едиториал УРСС, 2004. - 304 с.

279. Якобони М. Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга. - М., ООО «Юнайтед пресс», 2011. - 366 с.

280. Adler М. Newton's flaming laser sword//Philosophy Now. May/June 2004, p. 29-33.

281. Azzouni J. Metaphisical myths, mathematical practice. - UK, Cambridge University Press, 2008

282. Badiou A. Being and event. - N.Y.: Continuum, 2005

283. Badiou A. Logics of worlds. - N.Y.: Continuum, 2009

284. Badiou A. The concept of model. - Australia, re.press, 2007

285. Balaguer M. Platonism and Anti-Platonism in mathematics. - N.Y., Oxford University Press, 1998.

286. Bell J. L. Set theory. Boolean-valued Models and independence proofs. -N.Y.: Oxford University Press, 2005

287. Bell J. L. Toposes and local set theories. - N.Y.: Oxford University Press, 1998

288. Bewersdorff J. Galois theory for beginners. - American Mathematical Society, 2006

289. Blackmore S. The meme machine. - N.Y.: Oxford University Press, 1988

290. Blanche R. Axiomatics. - London, Routledge & Kegan Paul, 1962

291. Bolshakov I., Gelbukh A. Computational linguistics. Models, resources, applications. - Mexico, Instituto Politécnico Nacional, 2004.

292. Borceux F. Handbook of categorical algebra 1. Basic category theory. - UK, Cambridge University Press, 1994

293. Borceux F. Handbook of categorical algebra 2. Categories and structures. -UK, Cambridge University Press, 1994

294. Borceux F. Handbook of categorical algebra 3. Categories of sheaves. - UK, Cambridge University Press, 1994

295. Bourbaki N. Theory of sets. - N. Y., Springer, 2004

296. Butler J., Laclau E., Zizek S. Contingency, hegemony, universality. -London, Verso, 2000

297. Callender C., Hugget N. Physics meets philosophy at the Plank scale. - UK, Cambridge University Press, 1985

298. Chihara Ch. Constructability and mathematical existence. - N.Y., Oxford University Press, 1990.

299. Cohen P. J. Set theory and the continuum hypothesis. - N. Y. - Amsterdam, W. A. Benjamin, Inc., 1966.

300. Cundy H. M., Rollet A. P. Mathematical models. - Oxford, Clarendon Press, 1961

301. Curry H. Outlines of a formalist philosophy of mathematics. - Amsterdam, 1970

302. Dawkins R. The blind watchmaker.. - N.Y.: Oxford University Press, 2001.

303. Dawkins R. The selfish gene.. - N.Y.: Oxford University Press, 2006.

304. De Saussure F. Course in generel linguistics. - Toronto, McGraw-Hill, 1959

305. Deleuze G. Difference & repetition.. - N.Y.: Columbia University Press, 1994.

306. Deleuze G. The logic of sense. - N.Y.: Columbia University Press, 1990.

307. Deleuze G., Guattari F. A thouthand plateaus: capitalism and schizophrenia. - London, Continuum, 2004

308. Deleuze G., Guattari F. Anti-Oedipus: capitalism and schizophrenia. -London, Continuum, 2004

309. DeLong H. A profile of mathematical logic. - N.Y.: Dover Publications, Inc., 1998.

310. Delvin K. The language of mathematics. Making the invisible visible. - N. Y., W. H. Freeman Henry Holt and Company, 2000

311. Dennett D. C . Consciousness explained. - N. Y.: Back Bay Books, 1991.

312. Dennett D. C . Darwin's dangerous idea. - N. Y.: Simon & Schuster Paperbacks, 1995.

313. Dennett D. C. Breaking the spell: Religion as a natural phenomenon. - N.Y.: Penguin books, 2007.

314. Dennett D. C. Freedom evolves. - N.Y.: Penguin books, 2003

315. Dennett D. C. Kinds of minds. Toward an understanding of consciousness. -N. Y. Basic Books, 1996

316. Deutscher G. The unfolding of language. - N.Y.: Simon & Schuster Paperbacks, 2006.

317. Dummett M. The philosophical basis of intuinionistic logic//Truth and other enigmas. - UK, Harvard University Press, 1978

318. Edelman G. M. The remembered present. A biological theory of consciousness. - N. Y., Basic Books, Inc., 1989

319. Eilenberg S., Steenrod N. E. Foundations of algebraic topology. - N. Y., Princeton University Press, 1952

320. Euclid. Elements. - NM, Green Lion Press, 2002

321. Fine K. The limits of abstraction//The philosophy of mathematics today. -Oxford, Clarendon Press, 1998. - P. 503 - 629

322. Fourman M. P., Mulvey C. J. Applications of sheaves. - Berlin, SpringerVerlag, 1979

323. Frazer Z. L. The Law of the Subject: Alain Badiou, Luitzen Brouwer, and the Kripkean analyses of Forcing and the Heyting Calculus // Ashton P., Bartlett A. J., Clemens J. The praxis of Alain Badiou, Melbourne, re-press, 2006, P. 23-70

324. Frege G. Foundations of arithmetic: A logico-mathematical inquiry into the concept of number. -N. Y., Harper, 1960

325. Frege G. Philosophical and mathematical correspondence. - Chicago, Chicago University Press, 1980

326. Goldblatt R. Topoi. The categorial analysis of logic. - N.Y. Dover Publications,Inc. 2006

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.