Система персонажей исторической эпопеи А.И. Солженицына "Красное колесо" как форма воплощения эстетических принципов и мировоззренческих позиций автора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Гуськов, Вячеслав Владимирович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 231
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гуськов, Вячеслав Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. РОЛЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЖНОЙ СИСТЕМЫ В ЭПОПЕЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА.
1.1. Система персонажей в литературном произведении. Основные принципы классификации персонажей.
1.2. Концепция личности А. И. Солженицына и её отражение в системе персонажей «повествованья».
1.3. Влияние жанровых особенностей эпопеи на систему персонажей.
Глава II. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КЛАССИФИКАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕРСОНАЖЕЙ.
2.1. Два варианта классификации персонажей - функциональный и концептуальный.
2.2. Функциональные типы персонажей как средство воплощения творческого замысла писателя и его эстетических принципов.
2.2.1. Персонажи —свидетели исторических событий.
2.2.2. Персонажи — рупоры авторской точки зрения.
2.2.3. Персонажи — представители народного взгляда.
Глава III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕРСОНАЖЕЙ КАК ВЫРАЗИТЕЛИ АВТОРСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ.
3.1. Герои-рыцари и их взаимосвязь с авторским концептом идеальной личности.
3.2. Персонажи-актёры как выразители представлений писателя о личности и её роли в историческом процессе.
3.3. Персонажи-бесы: формы художественного изображения сторонников насильственного переустройства общества.
Глава IV. ТИП КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ.
4.1. Коллективные персонажи как самостоятельные действующие лица произведения; их обусловленность историософскими воззрениями автора
4.2. Своеобразие художественного воссоздания действующих собирательных персонажей; их связь с авторскими концепциями (на примере образа толпы).
4.2.1. Художественное исследование причин образования революционных толп.
4.2.2. Толпа как действующий персонаж «повествованья», основные черты и свойства образа.
4.2.3. Трансформация образа толпы как отражение исторической динамики и эволюции авторского отношения к действительности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
"Красное колесо" А.И. Солженицына и традиции романа-эпопеи в русской литературе XIX-XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Тихомирова, Екатерина Сергеевна
"Красное колесо" А.И. Солженицына в контексте русской историософской прозы2009 год, кандидат филологических наук Калашникова, Светлана Михайловна
Художественная концепция личности в эпопее А.И. Солженицына "Красное колесо"2011 год, кандидат филологических наук Кошкин, Сергей Александрович
Функции художественной речи в прозе А.И. Солженицына 1990-х годов2010 год, кандидат филологических наук Хитрая, Анна Александровна
Национальный образ мира в русской литературе: П.И. Мельников-Печерский, И.С. Шмелев, А.И. Солженицын2006 год, доктор филологических наук Шешунова, Светлана Всеволодовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система персонажей исторической эпопеи А.И. Солженицына "Красное колесо" как форма воплощения эстетических принципов и мировоззренческих позиций автора»
Данная диссертационная работа посвящена комплексному исследованию системы персонажей исторической эпопеи А. Солженицына «Красное Колесо».
Актуальность исследования. До сих пор творчество А. Солженицына вызывает споры и вопросы. Несмотря на то, что главные произведения писателя получили поистине мировую известность, их исследование только набирает силу. Литературоведческий же анализ самого крупного, самого важного и, в определённом смысле, итогового произведения художника - исторической эпопеи «Красное Колесо» — далёк от желаемой полноты. А ведь эта эпопея является не только ключевой в творчестве художника, но и знаковой во всей русской литературе XX столетия.
На данный момент малоизученными остаются многие художественные аспекты «повествованья в отмеренных сроках», без рассмотрения которых невозможно объективное понимание не только самого произведения, авторского замысла и комплекса связанных с ним идей, но в целом творческой индивидуальности Солженицына.
Одной из малоисследованных сторон эпопеи является система персонажей, анализ которой, несомненно, позволит выявить мировоззренческие и эстетические позиции одной из ключевых и значимых фигур отечественной литературы XX столетия. Несмотря на то, что всё большее число исследователей обращается к системному изучению как всего творчества Солженицына (Ж. Нива, В. С. Синенко, А. В. Урманов, В. А. Чалмаев, Н. М. Щедрина), так и «Красного Колеса» (Т. В. Клеофастова, П. Е. Спиваковский), отдельных исследовательских работ, посвящённых анализу, типологическому структурированию персонажей всех «Узлов» исторической эпопеи на данный момент не существует.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является десятитомная историческая эпопея А. Солженицына «Красное Колесо» (1937, 1969-1990). При обосновании диссертационных концепций и положений берутся во внимание другие художественные творения писателя (рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом», «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛАГ», пьесы «Пленники», «Пир победителей»), а также его публицистические работы и интервью, мемуары («Бодался телёнок с дубом», «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов»), литературно-критические эссе («Литературная коллекция»). Предмет исследования - система персонажей «Красного Колеса» во взаимосвязи с другими художественными аспектами произведения.
Цель и задачи диссертационной работы. Содержание диссертации обусловлено поставленной целью, которая заключается в анализе системы персонажей всей исторической эпопеи «Красное Колесо», в выявлении связанных с ней авторских мировоззренческих и эстетических концепций. Данная цель определила следующие основные задачи:
- рассмотреть персонажную структуру произведения;
- определить и проанализировать важнейшие факторы, оказавшие влияние на систему персонажей эпопеи;
- выявить основные типологические принципы и выстроить классификацию (классификации) действующих лиц произведения;
- рассмотреть основные типы персонажей «повествованья»;
- в ходе изучения конкретных типов исследовать их роль в раскрытии авторских творческих позиций, мировоззренческих концепций.
Методологической основой работы стал комплексный литературоведческий анализ персонажной системы произведения, включающий в себя различные способы исследования — от историко-литературного и сопоставительно-типологического до формально-структуралистского и герменевтического. Теоретической основой диссертации стали труды литературоведов: В. В. Агеносова, М. М. Бахтина, А. И. Белецкого, Г. Д. Гачева, Л. А. Коло-баевой, Б. О. Кормана, Н. Л. Лейдермана, Ю. М. Лотмана, Н. Д. Тамарченко, Б. В. Томашевского, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец; отечественных и зарубежных философов: Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилёва, В. С. Соловьёва, X. Ортеги-и-Гассета, Й. Хёйзинги; ведущих солженицыноведов: Ж. Нивы, М. М. Голубкова,
Т. В. Клеофастовой, П. Е. Спиваковского, А. В. Урманова, Н. М. Щедриной и других.
Научная новизна работы заключается в комплексном анализе системы персонажей всей десятитомной исторической эпопеи «Красное Колесо». В данном исследовании впервые определены и изучены основные системо- и харак-терообразующие факторы, обусловившие формирование персонажной структуры произведения. Впервые осуществлена попытка целостного рассмотрения авторской концепции человека. В работе предложены и рассмотрены два варианта классификации персонажей — функциональный и концептуальный; исследовано, как и какие авторские мировоззренческие и эстетические позиции проявляются на уровне персонажной системы; детально проанализированы следующие важные типы действующих лиц: персонажи-рыцари, бесы, актёры, рупоры авторского голоса и др. Впервые на примере образа толпы исследована роль коллективных персонажей в «повествованьи», их связь с авторскими историософскими воззрениями.
Практическая значимость. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в курсе изучения современной отечественной литературы, в различных спецкурсах и спецсеминарах, а также в дальнейшем исследовании как исторической эпопеи, так и всего творчества Солженицына. Методы классификации могут быть использованы при исследовании системы персонажей других произведений Александра Исаевича, при изучении творчества современных писателей.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры литературы Благовещенского государственного педагогического университета, на итоговых научно-практических конференциях в БГПУ (2003-2005); результаты исследования были апробированы на региональных научно-практических конференциях в Благовещенском филиале Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы и в Дальневосточном высшем военном командном училище (2004-2005). Содержание диссертационного исследования отражено в 8 публинациях.
Материалы исследования используются при чтении лекционного курса «История русской литературы XX века» и при проведении спецсеминара «Стилевые течения современной прозы» на отделении русского языка и литературы Благовещенского государственного педагогического университета.
Положения, выносимые на защиту
1. Как и в любом другом художественном произведении, система персонажей исторической эпопеи «Красное Колесо» является значимым элементом воссозданного художественного мира. Исследование данного аспекта и его ти-пологизация позволяют полнее понять авторские творческие принципы и мировоззренческие установки.
2. Важнейшими факторами, обусловливающими систему персонажей, являются творческая задача художника, его концепция личности и жанровое своеобразие произведения. Творческая задача влияет на отбор жизненного материала, концепция личности - на оценочные характеристики персонажей и способы создания образов, жанровое своеобразие, прежде всего, определяет внешние показатели: количество и соотношение образов, степень художественного раскрытия характеров и т. д.
3. Учитывая системообразующие факторы, в эпопее можно выделить две категории типов действующих лиц: функциональные и концептуальные. К
I функциональным типам относятся персонажи, выполняющие, помимо своей основной сюжетно-фабульной роли, композиционные, повествовательные и другие задачи. К концептуальным типам относятся персонажи, несущие на себе явный отпечаток авторских концепций, и, прежде всего, концепции личности и истории.
4. Весьма значимыми в эпопее являются коллективные (собирательные) образы, предстающие полноценными действующими лицами произведения. В «повествованьи» эти образы отражают историософские представления Солженицына о том, что исторический процесс формируется под воздействием, вопервых, Божьей воли, во-вторых, воль людей: как отдельных личностей, так и крупных общественных формаций. К собирательному типу действующих субъектов в «Красном Колесе» можно отнести образы изображённых в эпопее армейских соединений, разнообразных Советов, ИК СРСД, Государственной Думы, Временного правительства и др. Одним из наиболее репрезентативных персонажей данного типа является образ толпы. Рассмотрение этого действующего лица позволяет точнее понять процессы, происходившие в обществе, определить факторы, повлиявшие на развитие истории. Отрицательные имманентные свойства, характерные изначально толпе (обезличенность, склонность к ненависти и жестокости, безответственность, безнаказанность и т. п.), по принципу смежности становятся присущи всему революционному процессу.
Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Герой как объект насильственного воздействия и как субъект ценностного "самостоянья" в творчестве А.И. солженицына 1960-х годов2007 год, кандидат филологических наук Чуриков, Георгий Александрович
Авторские окказионализмы в романе А.И. Солженицына "Красное колесо" / "Август четырнадцатого": на материале сложных прилагательных2009 год, кандидат филологических наук Горовая, Ирина Геннадьевна
Формы художественного повествования в "малой прозе" А. И. Солженицына2000 год, кандидат филологических наук Ким Ын Хи
Проблема личности в ранней прозе А.И. Солженицына: малые формы2008 год, кандидат филологических наук Ли Хси-мэй
Восточно-Прусская операция 1914 г. и ее отражение в художественно-исторической прозе: на примере романа А.И. Солженицына "Август Четырнадцатого"2010 год, кандидат исторических наук Шепель, Алексей Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Гуськов, Вячеслав Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённых нами исследований были получены следующие основные выводы.
1. Система персонажей является важной составляющей художественного мира произведения и значимым средством решения авторских задач. Рассмотрение представленных в произведении образов позволяет более полно выяснить авторские мировоззренческие и творческие позиции.
2. Основными факторами, влияющими на систему персонажей «Красного Колеса», являются авторская концепция личности, творческая задача художника и жанровое своеобразие произведения.
3. Представления Солженицына о человеке обусловлены его христиан-ско-православным мировосприятием. Важнейшими особенностями авторской концепции личности становятся следующие: постоянное нравственное возвышение как смысл жизни человека; свобода - «пособное» средство достижения цели; разделение свободы на внешнюю и внутреннюю; христианско-рыцарский идеал личности. Авторские воззрения на человека трансформировались в течение жизни писателя. Концепция личности, отражённая в первых произведениях, не равна запёчатлённой в последних по времени его творениях, и, в частности, в «Красном Колесе». С течением времени под влиянием различных внешних и внутренних факторов - творческих исканий писателя, его активной общественной позиции и т. п. - она изменялась и конкретизировалась. Для последнего творческого периода с представлением об идеальной личности тесно связана категория рыцарства и соответствующие ему черты характера.
4. В эпопее выделяется два основных способа классификации персонажей: на основе выполняемых ими композиционно-повествовательных функций и на основе связи образов с авторскими мировоззренческими концепциями. Соответственно формируется две категории типов, условно называемые нами функциональными и концептуальными.
5. К числу функциональных относятся следующие типы персонажей:
- персонажи — свидетели исторических событий, выполняющие в произведении повествовательную задачу описания происходящих явлений. К их числу относится большинство образов, основанных на реальных прототипах (Ленин, Николай И, Милюков, Круглов и др.);
- персонажи — рупоры авторского голоса, выполняющие функцию «озвучивания» авторских мыслей, идей и представлений о мире и человеке (Вар-сонофьев, Ободовский, отец Северьян и пр.)
- персонажи — выразители народного взгляда, призванные показать всю гамму народного понимания происходящих событий, выразить важнейшие черты народного характера, описываемого в произведении исторического периода (отец и сын Благодарёвы, Фрол Горовой, Тимофей Кирпичников, Терентий Чернега и др.).
6. Наиболее полно выявить авторские эстетические и мировоззренческие позиции позволяет анализ концептуальных типов действующих лиц. Основными из них являются следующие виды образов:
- персонажи-рыцари, выражающие представления автора об идеальных чертах личности и являющиеся положительными образами в эпопее. Для них — вымышленных и реальных — характерны такие качества, как решительность, служение родине, мужество, сила духа, ответственность за себя, других людей и свою страну. К числу обладателей данных свойств в произведении относятся Георгий Воротынцев, Александр Колчак, Александр Кутепов, Александр Кры-мов, Пётр Столыпин и многие другие;
- персонажи-актёры, для которых характерно несерьёзное, игровое отношение к действительности, намеренное или неосознаваемое позёрство. Отношение автора к данным «героям» обусловлено его воззрениями на человека, отвергающими такие качества, как неискренность, лживость, подражательство, несерьёзность, безответственность и т. п. К числу подобных персонажей относятся политики разного ранга: Караулов, Родзянко, Милюков, Некрасов, Керенский и другие;
- персонажи-бесы, воплотившие авторские представление об антиидеальных чертах личности. Литературными корнями данный вид персонажей «Красного Колеса» тесно связан с творчеством Ф. Достоевского, Ф. Сологуба и других писателей, а также с философским анализом социальных процессов начала XX века в России в работах Н. Бердяева. К числу персонажей этой группы относятся такие сторонники насильственного переустройства общества, как Гиммер, Нахамкис, Ленин, Масловский, Соколов, Чхеидзе, Бубликов, Ломоносов, Сталин, Молотов, Каменев и др.
7. В эпопее широко представлен тип коллективных образов. К собирательному типу действующих субъектов в «Красном Колесе» можно отнести образы армейских соединений, разнообразных изображённых в эпопее Советов, ИК СРСД, Государственной Думы, Временного правительства, толпы и другие. Существенное влияние на воссоздание коллективных персонажей в эпопее оказали историософские воззрения Солженицына. В частности, представление о том, что исторический процесс формируется под воздействием, во-первых, Божьей воли, во-вторых, воль людей: как отдельных личностей, так и крупных общественных формаций.
8. Наиболее значимым и распространённым коллективным персонажем в «повествованью) является толпа. Рассмотрение этого действующего лица позволяет точнее понять процессы, происходившие в обществе, определить факторы, повлиявшие на развитие истории.
9. Анализ концептуальных и функциональных типов персонажей делает очевидной художественную природу как самих образов, так и всего произведения в целом. Воссозданные в эпопее реальные личности являются не только предметами авторского исследования исторической действительности. В «Красном Колесе» образы людей выполняют различные художественные функции, являются объектами ценностного отношения автора, выражают его мировоззренческие позиции. Многие из действующих лиц «повествованья» обладают сложными, находящимися в динамике своего развития, характерами.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гуськов, Вячеслав Владимирович, 2006 год
1. Художественные произведения, публицистика, эссеистика
2. Бабель, И. Одесские рассказы / И. Бабель. М. : ОЛИМПА-ПРЕСС, 2001. - 351 с. - (Имена. Классика).
3. Бунин, И. А. Окаянные дни / И. А. Бунин // Неизвестный Бунин. М. : Мол. Гвардия, 1991. - 335 с.
4. Весёлый, А. Избранная проза / А. Весёлый. Л. : Лениздат, 1983. - 560 е., - (Мастера русской прозы).
5. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. — Л.: Наука, 1984.
6. Зайцев, Б. К. Люди Божии : избранные произведения / Б. К. Зайцев ; сост., вступ. ст., коммент. С. Н. Осипов; худож. С. И. Мартенькова. М. : Сов. Россия, 1991.-432 с.
7. Замятин, Е. И. Избранное / Е. И. Замятин. М. : Правда, 1989. - 464 с.
8. Маяковский, В. В. Сочинения : в 2 т. / В. В. Маяковский ; сост. Ал. Михайлова ; вступ. ст. А. Метченко ; прим. А. Ушакова. -М. : Правда, 1987.
9. Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в 10 т /А. С. Пушкин. М. : Правда, 1981.
10. Распутин, В. Живи и помни : Повести. Рассказы / В. Распутин. М. : Эк-сомо, 2004. - 704 с.
11. Ремизов, А. М. Взвихренная Русь / А. М. Ремизов. М. : Советский писатель, 1991.-544 с.
12. Серафимович А. С. Рассказы. Железный поток / А.С.Серафимович. -М.: Правда, 1981.-272 с.
13. Солженицын, А. И. Александр Малышкин : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын // Новый мир. 1999. -№ 10. - С. 180-192.
14. Солженицын, А. И. Бодался телёнок с дубом : Очерки литературной жизни / А. И. Солженицын // Новый мир. 1991. - №№ 6-8, 11-12.
15. Солженицын, А. И. "Голый год" Бориса Пильняка : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын // Новый мир. 1997. - № 1. - С. 195-203.
16. Солженицын, А. И. Иван Шмелёв и его "Солнце мёртвых" : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын // Новый мир. 1998. - № 7. - С. 184193.
17. Солженицын, А. И. Из Евгения Замятина : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын // Новый мир. 1997. - № 10. - С. 186-201.
18. Солженицын, А. И. Красное Колесо : Повествованье в отмеренных сроках в 4 узлах : в 10 т / А. И. Солженицын. М.: Воениздат, 1993-1997.
19. Солженицын, А. И. Малое собрание сочинений : в 7 т / А. И. Солженицын. М.: ИНКОМ НВ, 1991.
20. Солженицын, А. И. Пантелеймон Романов рассказы советских лет : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын // Новый мир. - 1999. - № 7. -С. 197-204.
21. Солженицын, А. И. "Петербург" Андрея Белого : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын // Новый мир. 1997. - № 7. - С. 191-196.
22. Солженицын, А. Потёмщики света не ищут / А. И. Солженицын // Комсомольская правда. М., 2003. - № 197. - С. 9-11.
23. Солженицын, А. И. Приёмы эпопей : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын // Новый мир. 1998. -№ 1. - С. 172-190.
24. Солженицын, А. И. Публицистика : в 3 т / А. И. Солженицын. Ярославль : Верхне-Волжское кн. изд-во, 1995-1997.
25. Солженицын, А. И. Пьесы / А. И. Солженицын. М. : Центр «Новый мир», 1990. - 416 с. - (Библиотека журнала «Новый мир»)
26. Солженицын, А. И. "Смерть Вазир-Мухтара" Юрия Тынянова : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын. 1997. - № 4. - С. 191-199.
27. Солженицын, А. И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов : Очерки изгнания. Часть первая (1974-1978) / А. И. Солженицын // Новый мир. 1998. -№ 9. - С. 47-125; № 11. - С. 93-153.
28. Солженицын, А. И. Четыре современных поэта : Из "Литературной коллекции" / А. И. Солженицын // Новый мир. 1998. - № 4. - С. 184-195.
29. Сологуб, Ф. К. Мелкий бес : роман / Ф. К. Сологуб ; вступ. статья В. Келдыша ; научная подгот. текста и коммент. М. Козьменко. М. : Худож. лит., 1988.-303 с.
30. Толстой, JI. Н. Собрание сочинений : в 12 т / JI. Н. Толстой. М.: Правда, 1984.
31. Фурманов, Д. Чапаев : Повесть. М.: Советская Россия, 1978. - 254 с.
32. Шолохов, М. А. Собрание сочинений: в 8 т / М. А. Шолохов. — М. : Правда, 1975.1. Теоретические труды
33. Агеносов, В. В. Литература russkogo зарубежья (1918-1996) : учеб. пособие / В. В. Агеносов. М.: Терра спорт, 1998. - 540 с.
34. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М. : Гослитиздат, 1957. -183 с.
35. Афанасьев, А. Н. Древо жизни : Избранные статьи / А. Н. Афанасьев. -М.: Современник, 1982. 464 с.
36. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
37. Бахтин, М. М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 2. / М. М. Бахтин М. : Изд-во «Русские словари», 2000. - 800 с.
38. Бахтин, М. М. Тетралогия / М. М. Бахтин. М.: Лабиринт, 1998. - 607 с.
39. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1979. - 445 с.
40. Белецкий, А. И. Избранные труды по теории литературы / А. И. Белецкий. М.: Просвещение, 1964. - 480 с.
41. Белопольский, В. Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Концепция человека / В. Н. Белопольский. Ростов : Изд-во Ростовского ун-та, 1987.-208 с.
42. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 2. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. М. : ВЛАДОС, 2002.-400 с.
43. Бердяев, Н. А. Духи русской революции / Н. А. Бердяев // Из глубины : Сборник статей о русской революции. М., 1990. - С. 55-89.
44. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М. : Советский писатель, 1990. - 346 с. - (Русская мысль).
45. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / JI. В. Чернец и др. ; под ред. JI. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. - 680 с.
46. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира : курс лекций / Г. Д. Гачев. М. : Академия, 1998. - 422 с.
47. Герасименко, А. П. Русский советский роман 60-80-х годов : Некоторые аспекты концепции человека / А. П. Герасименко. М. : Изд-во МГУ, 1989. -204 с.
48. Головко, В. М. Художественно-философские искания Тургенева : изображение человека / В. М. Головко. Свердловск : Изд-во Уральского ун-та, 1989.-168 с.
49. Гумилёв, JI. Н. От Руси до России : Очерки этнической истории / JI. Н. Гумилёв. М.: Айрис-пресс, 2003. - 320 с.
50. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / Жан-Поль. М. : Искусство, 1981.-448 с.
51. Заманская, В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века : Диалоги на границах столетий : учеб. пособие / В. В. Заманская. М. : Флинта : Наука, 2002. - 304 с.
52. Затонский, Д. В. Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном произведении / Д. В. Затонский, О. В. Зерницкая, И. А. Ки-енко. К.: Наукова Думка, 1988. - 303 с.
53. Зинченко, В. Г. Методы изучения литературы. Системный подход : учеб. пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. М. : Флинта : Наука, 2002.-200 с.
54. Иванов, А. А. Мать сыра земля / А. А. Иванов // Русская словесность. -1997.-№2.-С. 2-7.
55. Иванова, А. А. Философские открытия Ф. М. Достоевского / А. А. Иванова.-М., 1995.- 194 с.
56. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини ; вступ. ст. В. И. Уколовой ; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. — М. : Прогресс, 1987.-384 с.
57. Колобаева, Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков / Л. А. Колобаева. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 330 с.
58. Корман, Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. М.: Просвещение, 1972. - 110 с.
59. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : кн. для учителя / Г. Б. Курляндская. — М. : Просвещение, 1988.-256 с.
60. Лапченко, А. Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов / А. Ф. Лапченко. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. — 137 с.
61. Левин, Ф. И. Бабель : Очерк творчества / Ф. Левин. — Л. : Худ. лит-ра, 1972.-207 с.
62. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра : Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы / Н. Л. Лейдерман. Свердловск : Сред. Урал. кн. изд-во, 1982. - 256 с.
63. Лейдерман, Н. Л. Жанр и проблема художественной целостности / Н. Л. Лейдерман // Проблема жанра в англо-американской литературе (XIX-XX вв.). Свердловск, 1976. - Вып. 2. - С. 3-27.
64. Линков, В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина / В. Я. Линков. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 174 с.
65. Лотман, Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий / Ю. М. Лотман. — М.: Просвещение, 1980. 416 с.
66. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. В. Манн. 2-е изд., доп. - М. : Худож. лит., 1988.-413 с.
67. Мартьянова, С. А. Персонаж / С. А. Мартьянова // Современный словарь-справочник по литературе. М., 2000. - С. 334-335.
68. Мир России в зеркале новейшей художественной литературы : сб. науч. трудов / сост. А. И. Ванюков. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 228 с.
69. Мочалова, Н. В. Авторская позиция в «Окаянных днях» И. А. Бунина / Н. В. Мочалова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2001. - № 4. -С. 110-117.
70. Москвитина, Р. Р. Человек как объект философии и литературы / Р. Р. Москвитина, Г. В. Мокроносова. — Иркутск : Изд-во Иркутского ун-та, 1987.-200 с.
71. Нечкина, М. В. Функция художественного образа в историческом процессе / М. В. Нечкина. М.: Наука, 1982. - 320 с.
72. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991.-588 с.
73. Поспелов, Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов. — М. : Изд-во МГУ, 1965.- 360 с.
74. Русская литература XX века : Итоги и перспективы : Материалы Международной научной конференции / Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 24-25 ноября 2000 ; ред.-сост. С. И. Кормилов. М.: МАКС Пресс, 2000. - 288 с.
75. Сараскина, Л. И. «Бесы» : роман-предупреждение / Л. И. Сараскина. — М. : Сов. писатель, 1990.-480 с.
76. Свирский, В. Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах / В. Свирский. -М.: Книга. 1972.- 176 с.
77. Соловьёв, В. С. Смысл любви: избранные произведения / В. С. Соловьёв ; сост., вступ. ст., коммент. Н. И. Цимбаева. М. : Современник, 1991. — 525 с.
78. Степанов, Ю. С. Константы : Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.
79. Степун Ф. А. Портреты / Ф. А. Степун ; сост. и послесловие А. А. Ерми-чев. СПб.: РХГИ, 1999. - 440 с.
80. Тамарченко, Н. Д. Система персонажей // Литературоведческие термины : Материалы к словарю. Коломна, 1997. - С. 36.
81. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. - 512 с.
82. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. -М.: Аспект Пресс, 2001. 334 с.
83. Толчикова, JI. И. Судьбы людские судьбы народные / JI. И. Толчикова. -Мн : Навука : Тэхшка, 1990. - 224 с.
84. Тюпа, В. И. Модусы художественности / В. И. Тюпа // Введение в литературоведение : учеб. пособие / JI. В. Чернец и др. ; под ред. JI. В. Чернец. М., 2004.-С. 52-68.
85. Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа / В. И. Тюпа. М. : Высш. шк., 1989. - 133 с.
86. Художественное целое как предмет типологического анализа : межвуз. сб. науч. трудов. Кемерово : Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 1981.-171 с.
87. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.
88. Хёйзинга, Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хёйзинга ; пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова ; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.
89. Чернец, JI. В. Персонаж / JI. В. Чернец // Введение в литературоведение : учеб. пособие / JI. В. Чернец и др. ; под ред. JI. В. Чернец. М. : Высш. шк, 2004.-С. 197-217.
90. Шелемова, А. О. Символический образ «земли незнаемой» в «Слове о полку Игореве» / А. О. Шелемова // Филологические науки. 2000. - № 5. - С. 3-7.
91. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. М. : Мысль, 1966.-496 с.
92. Эсалнек, А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения : практикум / А. Я. Эсалнек. М.: Флинта : Наука, 2003. - 216 с.
93. Литературно-критические работы
94. Архангельский, А. Н. О символе бедном замолвите слово: «Малая» проза Солженицына: «поэзия и правда» / А. Н. Архангельский // Литературное обозрение. 1990. - № 9. - С. 20-24.
95. Бондаренко, В. Солженицын против Марка Дейча / В. Бондаренко // Завтра. 2003. - № 47. - С. 7.
96. Бродский, И. География зла / И. Бродский // Литературное обозрение. -1999.-№1.-С. 4-8.
97. Вайль, П. Поиски жанра. Александр Солженицын / П. Вайль, А. Генис // Октябрь. 1990. - № 6. - С. 197-202.
98. Ванюков, А. И. Межвузовская научная конференция «А. И. Солженицын и русская культура» / А. И. Ванюков // Филологические науки. 1999. - № 4. -С. 115-118.
99. Воздвиженский, В. Солженицын? Который? / В. Воздвиженский // Огонёк.- 1991. -№№47-48.
100. Вознесенская, Т. Лагерный мир Александра Солженицына: тема, жанр, смысл / Т. Вознесенская // Литературное обозрение. 1999. - № 1. - С. 20-24.
101. Голубков, М. М. Александр Солженицын : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М. М. Голубков. М. : Изд-во МГУ, 1999. -112с. — (Перечитывая классику.)
102. Грязневич, В. Пророк, чудак, интеллигент / В. Грязневич // Звезда. 1994. - № 6. - С. 135-145.
103. Елисеев, Н. «Август Четырнадцатого» Александра Солженицына сквозь разные стёкла / Н. Елисеев // Звезда. - 1994. - № 6. - С. 145-153.
104. Живов, В. Как вращается «Красное Колесо» / В. Живов // Новый мир. -1992.-№3.-С. 246-249.
105. Клеофастова, Т. В. Художественный космос эпопеи Александра Солженицына "Красное Колесо" : монография / Т. В. Клеофастова. Киев : Collegium, 1999.-331 с.
106. Колобаева, Л. «Крохотки» / Л. А. Колобаева // Литературное обозрение. -1999.-№ 1.-С. 39-44.
107. Кормилов, С. Мы забыли, что такие люди бывают : Ахматова и Солженицын / С. Кормилов // Литературное обозрение. М., 1999. - № 1. - С. 25-29.106. «Красное Колесо» А. И. Солженицына : Художественный мир. Поэтика.
108. Культурный контекст : международный сборник научных трудов / отв. ред. А. В. Урманов. Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2005. - 332 с.
109. Кублановский, Ю. М. Образ императрицы в "Красном Колесе" А. Солженицына / Ю. М. Кублановский // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси : сборник. М., 1991. - С. 397-416.
110. Лосев, Л. Поэзия и правда у Солженицына / Л. Лосев // Литературное обозрение. 1999. -№ 1. - С. 30-38.
111. Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А. И. Солженицына : альманах / сост. Н. А. Струве, В. А. Мос-квитин. М.: Русский путь, 2005. - 554 с.
112. Назаров, М. Два кредо: Этика и эстетика у Солженицына и у Бродского / М. Назаров // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. -С. 417-431.
113. Немзер, А. Прозревая Россию : Заметки о «Марте Семнадцатого» / А. Немзер // Литературное обозрение. 1990. - № 12. - С. 19-27.
114. Нива, Ж. Поэтика Солженицына между «большими» и «малыми» формами / Ж. Нива // Звезда. 2003. - № 12. - С. 143-147.
115. Писатели о Солженицыне / Л. Аннинский и др. // Литературная газета. -2003.-С. 3.
116. Потапов, В. Звезда, река, загадка. : Заметки об «Августе Четырнадцатого» / В. Потапов // Литературное обозрение. 1990. - № 11. - С. 18-22.
117. Ржевский, Л. Д. Творец и подвиг : Очерки по творчеству Александра Солженицына / Л. Д. Ржевский. Frankfurt am Main : Possev-Verlag, V. Gorachek К. G., 1972. - 165 с.
118. Синенко, В. С. Этика стоицизма Александра Солженицына / В. С. Синенко. — Уфа : «Восточный университет», 1999. — 136 с.
119. Спиваковский, П. Е. Символика Вавилонской башни и мирового колодца в эпопее А. И. Солженицына "Красное Колесо" / П. Е. Спиваковский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2000. № 2. - С. 27-39.
120. Спиваковский, П. Е. Феномен А. И. Солженицына : новый взгляд : (К 80-летию со дня рождения) / П. Е. Спиваковский ; ИНИОН РАН. М., 1998. - 135 с.
121. Струве, Н. О «Марте Семнадцатого» / Н. Струве // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. — М., 1991. — С. 388-396.
122. Суриков, В. О Солженицыне читая «Август» / В. Суриков // Литературное обозрение. - 1993. -№ 7/8. - С. 3-14.
123. Травин, Д. Авторитарный тормоз для «Красного Колеса» / Д. Травин // Звезда. 1994. - № 6. - С. 125-135.
124. Умеров, Ш. Александр Солженицын и ненасилие / Ш. Умеров // Литературное обозрение. М., 1999. - № 1. — С. 49-54.
125. Урманов, А. В. Поэтика прозы Александра Солженицына / А. В. Урманов. М.: Прометей, 2000. - 231 с.
126. Урманов, А. В. Творчество Александра Солженицына : учебное пособие / А. В. Урманов. М.: Флинта : Наука, 2003. - 384 с.
127. Цурганов, Ю. «Исследования новейшей русской истории» под редакцией А. И. Солженицына / Ю. Цурганов // Литературное обозрение. — 1999. № 1. — С. 45-48.
128. Чалмаев, В. А. А. Солженицын : Жизнь и творчество / В. А. Чалмаев. -М. : Просвещение, 1994. 287 с.
129. Шешунова, С. Колесо и Крест / С. Шешунова // Посев. 2003. - № 12. -С. 3-6.
130. Шешунова, С. В. Национальный образ мира в эпопее А. И. Солженицына «Красное Колесо» : моногр. / С. В. Шешунова. Дубна : Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2005. — 111 с.
131. Штурман, Д. Остановимо ли Красное Колесо? / Д. Штурман // Новый мир.-1993.-№2.-С. 144-171.
132. Щедрина, Н. М. Концепция истории в романе А. Солженицына «Красное Колесо» / Н. М. Щедрина // Русская литература конца XX века (80-90-е годы). Пути развития прозы и драматургии. — Уфа, 1995. С. 90-115.
133. Щедрина, Н. М. Формы выражения авторского сознания в романе А. Солженицына "Красное Колесо" / Н. М. Щедрина // Поэтика русской и зарубежной литературы : сб. статей. Уфа, 1998. - С. 193-206.
134. Якобсон, Р. Заметки об «Августе Четырнадцатого» / Р. Якобсон // Литературное обозрение. 1999. - № 1. - С. 19.1. Авторефераты
135. Зарецкая, Н. Н. Грамматические девиации в прозе А.И.Солженицына: лингвокультурологический анализ: автореф. дис. . канд. филол. наук / Зарецкая Надежда Николаевна. Ростов-на-Дону, 2001. - 21 с.
136. Ким Ын Хи. Формы художественного повествования в "малой прозе" А. И. Солженицына: автореф. дис. . канд. филол. наук / Ким Ын Хи. М., 2000. - 23 с.
137. Кузьмин, В. В. Рассказы А.И.Солженицына: Проблемы поэтики: автореф. дис. . канд. филол. наук / Кузьмин Владимир Владимирович. Тверь, 1997.-22 с.
138. Спиваковский, П. Е. Формы отражения жизненной реальности в эпопее А. И. Солженицына "Красное Колесо": автореф. дис. . канд. филол. наук / Спиваковский Павел Евсеевич. М., 2000. - 21 с.
139. Урманов, А. В. Поэтика прозы А. И. Солженицына : автореф. дис. доктора филол. наук / Урманов Александр Васильевич. М., 2001. - 44 с.
140. Щедрина, Н. М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века : (Пути развития. Концепция личности. Поэтика) : автореф. дис. доктора филол. наук / Щедрина Нэлли Михайловна. М., 1996. - 45 с.1. Словари и энциклопедии
141. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
142. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1434 с.
143. Кучина, Т. Г. Краткий терминологический словарь / Т. Г. Кучина // Русская литература XX века : в 2 ч. Ч. 2. / В. В. Агеносов и др. М., 2002. -С. 498-508.
144. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. - 1600 с.
145. Мифология. Энциклопедия / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 736 с.
146. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
147. Русский словарь языкового расширения / сост. А. И. Солженицын. М.: Голос, 1995.-272 с.
148. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США) : Концепции, школы, термины : энциклопедический справочник. М. : Интрада - ИНИОН, 1996. - 317 с.
149. Современный словарь-справочник по литературе / сост. и научн. ред.
150. С. И. Кормилов. М.: Олимп : ООО «Издательство ACT», 2000. - 704 с.
151. Христианство : энциклопедический словарь : в 3 т. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.
152. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. СПб. : Типография Акц. Общ. «Издат. дело, бывшее Брокгауз-Ефрона», 1899.
153. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева и др. М. : Локид : Миф. - 576 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.