Система метафизических мотивов в рассказах Ю. Мамлеева 1960-1974 годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кононова, Надежда Юрьевна

  • Кононова, Надежда Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 163
Кононова, Надежда Юрьевна. Система метафизических мотивов в рассказах Ю. Мамлеева 1960-1974 годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ставрополь. 2009. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кононова, Надежда Юрьевна

Введение.

ГЛАВА 1. Метафизическая концепция Ю. Мамлеева как основа художественного творчества писателя.

1.1. Специфика метафизического опыта Ю. Мамлеева в контексте философского знания.

1.2. «Метафизический реализм» как метод художественного познания действительности.

1.2.1. Творчество Ю. Мамлеева с точки зрения литературной преемственности: реализм Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского как основа художественного метода писателя.

1.2.2. «Метафизический реализм» в контексте современных литературоведческих дискуссий.

1.3. Мотив как способ репрезентации «метафизического реализма» в ранних рассказах Ю. Мамлеева.

ГЛАВА 2. Метафизическая триада («ситуация» - «существо» -«категория») как способ организации художественного текста в рассказах Ю. Мамлеева 1960-1974 годов.

2.1. Топографические образы как репрезентация мотива быта/Бытия (изображение «метафизической ситуации» через обыденную действительность).

2.2. Образы «метафизических существ» как основа мотивной структуры персонажной системы.:.

2.2.1. Мотивы телесности и сумасшествия как воплощение метафизического начала в человеке.

2.2.2. Образы животных и нечистой силы: репрезентация метафизичности нечеловеческих существ.

2.3. Мотивы смерти (Танатоса), любви (Эроса), зла: анализ «метафизических категорий».

2.3.1. Репрезентация мотива Танатоса: преодоление страха смерти смехом.

2.3.2. Мотивная диада Эрос/Танатос как реализация категории любви в ранних рассказах Ю. Мамлеева.

2.3.3. Мотив зла как способ постижения духовности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система метафизических мотивов в рассказах Ю. Мамлеева 1960-1974 годов»

В рамках современного этапа развития русской литературы, утвердившегося в литературоведении под общим названием «постмодернизм», есть отдельные творческие индивидуальности, художественный опыт которых невозможно подчинить строгой постмодернистской интерпретации. В произведениях таких писателей изображение мира и человека представляет собой серьезное повествование о вечных и незыблемых вопросах бытия. В их творчестве на первый план выходит философский вектор познания действительности, а не игра с сюжетом, героем, словом.

Среди писателей, чье творчество стало «зеркалом» философии и, более того, в чьих художественных произведениях воплотилась собственная своеобразная авторская философско-эстетическая концепция, нельзя не выделить Юрия Витальевича Мамлеева.

Ю. Мамлеев (р. 1931) - фигура сложная и неоднозначная в пространстве современной русской литературы. Еще в начале творческого пути (1960-е годы) произведения писателя были под запретом. В эмиграции (США, Франция) в 1974 году Ю. Мамлеев получил признание, а его возвращение в Россию в начале 1990-х годов ознаменовало собой рождение нового (к сожалению, еще не до конца признанного отечественными литературоведами) направления в современной русской литературе -«метафизического реализма».

Понятие «метафизический реализм» стало ключевым определением философско-художественной концепции Ю. Мамлеева. Метафизический аспект авторской концепции раскрывается в так называемой «религии Я», в рамках которой решаются вопросы познания собственного внутреннего и всеобщего Абсолюта, выявляются связи между бытием личным и высшим, постигаются вечные трансцендентные первоосновы реальности в ее метафизическом понимании.

Художественное оформление метафизической системы Ю. Мамлеева нашло отражение в своеобразном творческом методе писателя, основанном на поиске и объяснении таких способов изображения человека и действительности, при которых приоткрывается завеса потустороннего пространства и высвечиваются глубинные, скрытые, подсознательные смыслы бытия. Человек, описанный с позиции «метафизического реализма», изображается через его внутреннее Я, стремящееся к познанию Абсолюта как высшего проявления воплощенного на земле* человека. Реальность становится фоном репрезентации вечного' и бесконечного Бытия и показана через бытовые детали действительности так, что кажется нереальной, трансцендентной.

Проза Ю. Мамлеева, представляющая собой живой синтез метафизики и образной художественности, нередко становилась объектом литературоведческих исследований. Однако большинство работ обращено к анализу конкретных произведений писателя в пределах отдельных статей. В настоящий момент единственной доступной работой по исследованию творчества писателя, является монография Р. Семыкиной «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (2007, Барнаул), вошедшая - в сокращенном варианте - в ее докторскую диссертацию «Достоевский и русская проза последней трети XX века».

Актуальность данного исследования определяется необходимостью широкого изучения творческого наследия Ю. Мамлеева и выявления специфики функционирования авторской метафизической концепции 'в художественных произведениях писателя. Кроме того, поскольку нельзя сказать, что на данный момент определение «метафизического реализма» устоялось, актуальность работы заключается в поиске и объяснении основополагающих содержательных и стилевых характеристик метода «метафизического реализма».

В работе впервые исследуются метафизические мотивы в ранних рассказах писателя, выявление которых основано на способах репрезентации метафизики в художественной литературе через изображение «метафизической ситуации», «метафизического существа» и «метафизических категорий» — трех основных компонентов художественного воплощения метафизических идей Ю. Мамлеева. Комплексный анализ мотивов его ранних рассказов позволяет говорить именно о системе метафизических мотивов, в центре которой находится изображение тех или иных «метафизических реалий».

Научная новизна работы заключается, таким образом, в выявлении литературоведческого статуса «метафизического реализма» и в попытке системного рассмотрения мотивной организации ранних рассказов Ю. Мамлеева.

Объектом исследования являются философские работы Ю. Мамлеева «Судьба Бытия» и «Россия вечная»; его рассказы 1960-1974 годов, написанные до эмиграции, но изданные на русском языке только в начале 1990-х годов (обращение к ранним рассказам основано на том, что именно в рамках этого малого жанра писатель сформировал и развил свою философско-художественную концепцию. Однако следует отметить, что выбор названных художественных текстов осложнен отсутствием хронологической библиографии по творчеству Ю. Мамлеева. Поэтому основным критерием отбора ранних произведений стали названия циклов рассказов («ранний» и «центральный»), предисловия к некоторым сборникам произведений с указанием на их создание до эмиграции и личный комментарий писателя.). Исследовались также интервью, публичные выступления и электронные лекции Ю. Мамлеева.

Предмет исследования. - система мотивов ранних рассказов Ю. Мамлеева, воплощающая его метафизические воззрения.

Цель исследования состоит в определении характера функционирования системы метафизических мотивов в рассказах Ю. Мамлеева 1960-1974 годов.

Поставленная цель диктует ряд конкретных задач исследования:

- выявить особенности метафизической- концепции Ю. Мамлеева в аспекте изучения термина «метафизика», особенностей русской религиозно-метафизической мысли и своеобразия индуистского учения Адвайта-Веданта;

- обосновать специфику взаимодействия метафизики и художественности в концепции Ю. Мамлеева;

- раскрыть сущность «метафизического реализма» как метода художественного познания действительности в контексте философских воззрений Ю. Мамлеева;

- охарактеризовать основные способы- воплощения метафизического сознания в художественных произведениях писателя;

- определить круг метафизических мотивов в рассказах Ю. Мамлеева 1960-1974 годов;

- систематизировать выявленные метафизические мотивы на основе их репрезентации через «метафизическую ситуацию», «метафизическое существо» и «метафизические категории».

Методологическая основа исследования.

Исследование базируется на целостно-системном подходе к изучению ранней прозы Ю. Мамлеева с опорой на мотивный анализ, интертекстуальный, структурно-типологический, структурно-семиотический методы и метод описательной поэтики.

Теоретическая основа исследования.

В качестве основных теоретико-методологических исследований нами привлечены: - работы- по исследованию метафизики (философский аспект): 10. Мамлеев, Т. Решетов, А. Нилогов и др.; - работы по исследованию метафизики (литературоведческий аспект): С. Семенова, М. Эпштейн, Т. Рыбальченко, А. Дугин, Н. Переяслов, О. Павлов и др.; - работы в области теории мотива: А.Н. Веселовский, Б.В. Томашевский, А.П. Скафтьшов, Б.М. Гаспаров и др.; - работы по исследованию творчества Ю. Мамлеева: Р. Семыкина, Г. Нефагина, И. Скоропанова, В. Бондаренко и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации функциональных возможностей мотивов, направленных на моделирование и формирование метафизического дискурса художественного произведения, а также в расширении представления об особенностях современного этапа развития русской литературы и углублении понимания специфики ее взаимодействия с философией,, онтологией, эсхатологией, метафизикой.

Практическая^ значимость исследования основана, на возможности использования представленного материала в лекционных курсах и семинарах по истории современной- русской литературы, а также в междисциплинарных спецсеминарах по философии-и литературе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Метафизическая концепция Ю. Мамлеева - своеобразная система познания мира и< человека в нем, базирующаяся на глубоком понимании трансцендентных, метафизических основ бытия и внутреннего Я человека.

2. Специфика философско-эстетической концепции Ю. Мамлеева проявляется- в живом- синтезе метафизики иг художественности. В ранних рассказах писателя его философские идеи становятся основополагающим компонентом моделирования метафизической реальности. Проза писателя -это особое металитературное пространство; где метафизический и литературно-художественный дискурсы находятся в предельной * взаимосвязи и взаимодополняемости.

3. «Метафизический реализм» - авторское определение философско-художественной системы Ю. Мамлеева, раскрывающее суть «метафизических реалий» и способы их репрезентации в художественном произведении. «Метафизический реализм» как метод эстетического познания действительности направлен на формирование своеобразного художественного пространства ранних рассказов писателя-метафизика.

4. Репрезентация метафизического сознания в ранних рассказах Ю. Мамлеева представлена через воплощение «метафизической ситуации», метафизического существа» и «метафизических категорий», которые трансформируются в описании конкретных бытовых ситуаций как нереальных; в изображении внутренней (скрытой) сущности человека, животных, нечистой силы; в репрезентации самих метафизических понятий.

5. В соответствии со способами репрезентации «метафизических реалий» в рассказах писателя 1960-1974 годов выделяются: мотив быта/Бытия, выраженный через воссоздание топографических образов; мотивы телесности и сумасшествия, направленные на изображение метафизического начала в человеке; образы животных и нечистой силы как воплощение «метафизических существ»; мотивы смерти (Танатоса), любви (Эроса), зла.

6. Мотивы ранних рассказов Ю. Мамлеева образуют систему, в которой (на основе взаимодополнения основных метафизических смыслов и символов) раскрывается суть метафизической реальности, внутреннего Я человека, «метафизических» существ» и «метафизических категорий». Каждый мотив данной системы, репрезентирующий те или иные «метафизические реалии» в художественном произведении, становится воплощением метафизических идей писателя.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования были представлены на международных, всероссийских и региональных конференциях в Ростове-на-Дону (2006), Москве (2006), Ставрополе (2006, 2007, 2009), Тамбове (2008), Армавире (2008, 2009).

По теме исследования имеется 8 публикаций. Из них 1 в рецензируемом научном журнале' из перечня журналов, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для защиты докторских и кандидатских диссертаций. Публикации соответствуют теме диссертационного исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 156 наименований и

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кононова, Надежда Юрьевна

Заключение

Юрий Витальевич Мамлеев, несомненно, - самобытная творческая индивидуальность в истории развития современной литературы. Анализ функционирования системы метафизических мотивов в рассказах Ю.В. Мамлеева 1960-1974 годов позволяет сделать вывод о целостности и завершенности начального этапа творческого пути писателя-метафизика. Именно раннее творчество стало фундаментом формирования оригинальной философско-художественной концепции Ю. Мамлеева.

Обобщение основных результатов исследования мотивной организации ранних рассказов Ю. Мамлеева позволяет сделать ряд концептуальных выводов, доказывающих своеобразие творчества писателя и его особое место в пространстве современной русской литературы:

1. Акцентуация метафизического дискурса в ранних рассказах Ю. Мамлеева демонстрирует органическое взаимодействие философского опыта писателя с его художественным творчеством. Реализация философско-художественной концепции в рассказах 1960-1974 годов представляет собой живой синтез метафизики и литературы и становится основополагающей доминантой постижения авторской картины мира и своеобразия творческой индивидуальности писателя-метафизика.

2. «Метафизический реализм» как метод художественного познания действительности является проявлением самобытного, оригинального художественного видения Ю. Мамлеева, направленного на постижение «метафизических реалий», позволяющих увидеть трансцендентную реальность и познать метафизическую природу человека через описание обыденной действительности.

3. Мотив как основная элементарная единица художественного текста становится базовым смысло- и структурообразующим способом интерпретации художественной прозы Ю. Мамлеева. Мотивная организация ранних рассказов писателя основана на репрезентации «метафизической ситуации», «метафизического существа» и «метафизических категорий».

4. Мотив быта/Бытия является сюжетообразующим мотивом, репрезентирующим «метафизическую ситуацию». Мотивная диада быт! Бытие реализуется через изображение обыденного (бытового) и трансцендентного типа пространств. Обыденное пространство, представленное топографическими образами (дом, коммунальная квартира), является местом начала «метафизического путешествия», в ходе которого герой реально или виртуально (в своем сознании) проходит путь постижения высшего Абсолюта и приобщается к невидимой трансцендентной реальности.

5. Через мотивы телесности и сумасшествия показан поиск внутреннего Я человека. Характеристика образов животных и нечистой силы направлена на изображение «метафизических существ».

Символическое изображение отдельных частей тела и отношения к ним героев позволяет постичь смысл существования человека через внешнее его проявление. Телесные образы живота, ноги, горла, описываются как отдельные персонифицированные образы, укореняющие человека в реальности. Сознательные и бессознательные размышления героев о смысле жизни проявляются в описании сумасшествия. Вопросы о смысле и сути своего существования на земле и за пределами реальной действительности приводят героев Ю. Мамлеева к выводу о ничтожности/величии, особенности/безликости своей индивидуальности.

Изображение «метафизических существ» (оборотень, упырь, животные) способствует раскрытию глубинных основ трансцендентного Бытия и Абсолюта.

6. Мотивы смерти (Танатоса), любви (Эроса), зла являются контекстуальными мотивами, раскрывающими смысл «метафизических категорий». Мотив смерти (Танатоса) демонстрирует своеобразный тип отношения к прекращению жизни: преодоления страха перед смертью смехом. Мотив любви (Эроса) реализуется через связь его с мотивом смерти (Танатоса) и тем самым указывает на парадоксальный смысл данного чувства в контексте ранней прозы писателя. Категория зла описана с позиций возможного способа постижения духовности и пути к просветлению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кононова, Надежда Юрьевна, 2009 год

1. Аверьянов В. Метафизика ничего (об опыте священного писания бездны Г. Джемаля) Электронный ресурс. / В. Аверьянов //http://evrazia/org

2. Аверьянов В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-е годы 20 века) Электронный ресурс. / В. Аверьянов //http://exlibris.ru

3. Адамович М. Соблазненные смертью. Мифотворчество в прозе 90-х: Юрий Мамлеев, Милорад Павич, Виктор Пелевин, Андрей Дмитриев Электронный ресурс. / М. Адамович // Континент. 2002. - № 114. //http://magazines.russ.ru

4. Александров Н. Мир навыворот наш быт Электронный ресурс. / Н. Александров //http://www.gzt.ru

5. Ангелы, звери и сумасшедшие. Это сонник Текст. / Н. Евграфова // Независимая газета (EXLIBRIS). - 2003. - № 38. - 27 февраля. -С. 4.

6. Антология мировой философии Текст. / Т. 1.4. 1. — М., 1969.

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова Текст. / Р. Барт / М.: Прогресс, 1989.

8. Батай Ж. Внутренний опыт Текст. / Ж. Батай // Танатография Эроса.-СПб., 1994.

9. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Текст. / М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1990.

10. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Пер. с франц. Текст. / Башляр Г. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

11. Белецкий А. Избранные труды по теории литературы Текст. / А. Белецкий. М., 1964.

12. Белжеларский Е. Новая книга Юрия Мамлеева «Бывает.» / Записки из подполья Электронный ресурс. / Е. Белжеларский // Искусство и культура. № 20/674 (11.05.09) //http://www.itogi.ru

13. Белый А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. -М, 1994.

14. Беляева-Конеген С. Упырь: (О прозе Юрия Мамлеева) Электронный ресурс. / С. Беляева-Конеген // Стрелец — Париж; Нью-Йорк: Третья волна. -М., 1992. -№ 3. С. 167-169. •

15. Бойко М. Судьба Потустороннего. Метафизический реализм на операционном столе Электронный ресурс. / М. Бойко // Независимая газета (EXLIBRIS). 2008 //http://exlibris.ng.ru

16. Бойко М. Космический бог Арад все еще хохочет (Юрий Мамлеев о методологических нюансах) Электронный ресурс. / М. Бойко // Независимая газета (EXLIBRIS). 2008 //http://exlibris.ng.ru

17. Бондаренко В. Русский национальный упырь (По мотивам «России вечной» Юрия Мамлеева) Электронный ресурс. / В. Бондаренко //http://zavtra.ru

18. Бочарников М. Что читаем? (о новых веяниях в литературе) По материалам книги профессора М.М. Дунаева «Православие и русская литература», 2000 г. [Текст] / М. Бочарников // Благовест. 2003. - № 10 -29 октября. - С. 4.

19. Буря Равноденствий постлитературы Электронный ресурс. //http://evrazia.org

20. Веселовский А. Историческая поэтика Текст. / А. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989.

21. Винников В. Метафизика и реализм Беседа с писателем Сергеем Сибирцевым. [Электронный ресурс] / В. Винников // Завтра, 06 (638) от 08 февраля 2006 //http://www.zavtra.ru

22. Возвращение марсианина: Интервью с писателем-эмигрантом Ю. Мамлеевым. [Электронный ресурс] / В. Лобачев // 45-я параллель. Приложение 1992.-№ 28. - С. 2-3.

23. Второе рождение: К выходу первой книги писателя-эмигранта Ю. Мамлеева в СССР. [Электронный ресурс] // Деловой мир. 1991. - № 40 - 22 февраля. - С. 8.

24. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов Текст. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.

25. Выход из пещеры стремится найти известный писатель Юрий Мамлеев в своем последнем романе: Беседа с писателем. [Текст] / Е. Селезнева, Е. Лесин // Труд. 2001. - 6 июля. - С. 7.

26. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы Текст. / Б. Гаспаров. -М., 1994.

27. Гашева Н. Инвариантная структура прозы Ю. Мамлеева / «Изменяющийся языковой мир» Электронный ресурс. / Н.В. Гашева // Материалы международной научной конференции. Пермь, ПТУ, ноябрь, 2001 //http://language.psu.ru

28. Гашева Н. Синтез в русской культуре XIX-XX вв.: типология и динамика форм Текст. / H.H. Гашева // Автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора культуролог, наук. Киров, 2007.

29. Горный Е. Некрофилия как структура сознания Электронный ресурс. / Е. Горный // Сетевая словесность //http://www.netslova.ru

30. Дардыкина Н. Паромщик по аду (интервью с Ю. Мамлеевым) Электронный ресурс. / Н. Дардыкина // Московский комсомолец, 8 июля 2000 //http://www.mk.ru

31. Дарк О. Маска Мамлеева Текст. / О. Дарк // Знамя. 2004. - № 4-С. 10-17.

32. Дарк О. Мир может быть любой (размышления о «новой» прозе) Текст. / О. Дарк // Дружба народов. 1990. - № 6. - С. 223-234.

33. Дугин А. Лекции о Мамлееве Электронный ресурс. / А. Дугин //http://arcto.ru

34. Дугин А. Пристрастный свидетель кошмара реальности: Религиозно-философская концепция книги Ю. Мамлеева «Судьба Бытия». [Электронный ресурс] / А. Дугин // Московский эзотерический сборник. -М., 1997.-С. 314-320.

35. Дугин А. Русская вещь Электронный ресурс. / А. Дугин // Тамплиеры пролетариата //http://www.arctogaia.com.public

36. Дунаев С. Живая бездна зла интервью с Ю. Мамлеевым. [Электронный ресурс] / С. Дунаев //http://kitezh.onego.ru

37. Ежов В. Мифы древнего Китая Предисл. и коммент. И.О. Родина. [Текст] / В. Ежов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004.

38. Елисеев Н. Рецензия на книгу Мамлеева Ю. «Блуждающее время», СПб., 2001 г. [Текст] / Н. Елисеев // Новая рус. кн. СПб., 2001. -№ 2. - С. 42-44.

39. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. Текст. / В. Ерофеев. М.: Союз фотохудожнтков России, 1996.

40. Зейферт Е. Наедине с Россией Ю. Мамлеева: «Я шел от ада к раю.» Электронный ресурс. /Е. Зейферт//http://www.nashasreda.ru

41. Зеньковский В. История русской философии. В 2-х Т. Т.1. Текст. / В. Зеньковский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

42. Золотусский И. Гоголь и Достоевский Текст. / И. Золотусский // «Первые Гоголевские чтения. Н.В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия» / Сб. докладов. М., Книжный дом «Университет», 2002.

43. Иванов В. Полное и вселенское Текст. / В. Иванов. М., 1994.44. «Изображение зла не есть зло»: Беседа с писателем. [Текст] / С. Жданов // Независимая газета. 1995. - 1 ноября - С. 7.

44. Иткин В. (о романе Ю. Мамлеева «Мир и хохот») Электронный ресурс. / В. Иткин //http.V/www.litwomen.ru

45. Канке В. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений Текст. / В. Канке. М.: Логос, 2001.

46. Капкин П. Абсолютное «Я»: Беседа с писателем Ю. Мамлеевым. [Текст] / П. Капкин // Независимая газета. 1994. - 31 декабря. -С. 7.

47. Карагодин А. Вкус подлинного бытия: Религиозно-философская концепция книги Ю. Мамлеева «Судьба Бытия». [Текст] / А. Карагодин // Московский эзотерический сборник. М., 1997. - С. 321-324.

48. Конфликты-контакты Ю. Мамлеева: Беседа с писателем. [Текст] / А. Знатнов // Книжное обозрение. 1989. - № 46. - 17 ноября. - С. 6.

49. Кончеев А. Великое делание (Magnum Opus) Электронный ресурс. / А. Кончеев //http://koncheev.narod.ru

50. Косиков Г. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» Текст. / Г. Косиков // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Жан-Поль Сартр. Бодлер / Сост., общ. ред. и вступит, ст. Г.К. Косикова. М.: Высшая школа, 1993. - С. 5-40.

51. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова Текст. М: Просвещение, 1983.

52. Кристева Ю. Дискурс любви Текст. / Ю. Кристева // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. -СПб., 1994.

53. Кто сегодня делает философию в России. Т.1. / Автор-составитель A.C. Нилогов Текст. М., Поколение. - 2007.

54. Кузнецов П. Русский Феникс, или что такое философия в России Текст. / П. Кузнецов // Звезда. 2001. - № 5 - С. 8-12.

55. Лавлинский С. Литературная стратегия «Обучения у чудовища»: «Уроки». Ю. Мамлеева Текст. / С. Лавлинский // Стратегии личности в современной структуре. Кемерово, 1999. - С. 19-30.

56. Лаврова Л. Свидетельство воскресшего Лазаря: Рец. на книгу Ю. Мамлеева «Черное зеркало». [Текст] / Лаврова Л. // Литературная газета. 1999. -№ 16.-С. 10.

57. Липовецкий М. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография Текст. / М. Липовецкий: Екатеринбург. - Урал, гос. пед. ун-т, 1997.

58. Лотман Ю. Смерть как проблема сюжета Текст. / Ю. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994.

59. Мамлеев Ю. Вечный дом: Повесть и рассказы Текст. / Ю. Мамлеев. М.: Худож. лит., 1991.

60. Мамлеев Ю. Задумчивый киллер: циклы Текст. / Ю. Мамлеев. М.: «Вагриус», 2003.

61. Мамлеев Ю. Россия вечная Текст. / Ю. Мамлеев. М.: «Аиф-Принт», 2002.

62. Мамлеев Ю. Свободная русская поэзия (предисловие) Текст. / Ю. Мамлеев // Мелкие и крупные бесы из шизоидного подполья (вертеп в Южинском) // Лица. 1999. - 7 августа. - С. 6-11.

63. Мамлеев Ю. Судьба бытия (электронная публикация РВБ) Электронный ресурс. / Ю. Мамлеев //http://www.rvb.ru/mamleev

64. Мамлеев Ю. Собрание сочинений (электронная публикация РВБ) Электронный ресурс. / Ю. Мамлеев //http://www.rvb.ru/mamleev

65. Мамлеев Ю. Интуиция сделала свое великое дело Электронный ресурс. / Ю. Мамлеев //http://eurazia.com.ru

66. Мамлеев Ю.: «Мои герои задаются вопросами, на которые разум не в состоянии ответить»: Беседа с писателем. [Текст] / Л. Лаврова // Литературная газета. 1994. - № 7 - 16 февраля. - С. 3.

67. Мамлеев Ю. Метафизика ужаса (с участием А. Дугина) Электронный ресурс. //http://topl00.rambler.ru

68. Мамлеев Ю.: «Предчувствую появление в России новых людей.»: Беседа с писателем и философом. [Текст] / Л. Лаврова // Книжное обозрение. 1999. - № 30 - 26 июля. - С. 7.

69. Мамлеев Ю. Утопи мою голову. Сборник рассказов Текст. / Ю. Мамлеев. М., Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1990.

70. Метод «скрытого человека» (Юрий Мамлеев: «Пересадить голову это на грани») Электронный ресурс. / А. Вознесенский // НГ ЕХ LIBRIS. - 2003 //http://exlibris.ng.ru

71. Мир русской культуры / Энциклопедический справочник Текст.-М., 1997.

72. Михайлов С. «Как странно любить из другого мира!.» Электронный ресурс. / С. Михайлов //http://www.arcto.ru

73. Мужик Марей (по книге Ю. Мамлеева «Бунт луны») Электронный ресурс. //http://www.guelman.ru

74. Нагибин Ю. о Ю. Мамлееве: О писателе Ю. Мамлееве. [Текст] / Ю. Нагибин // Книжное обозрение. 1990. - № 49. - 7 декабря. - С. 4.

75. Творчество писателя-прозаика Сергея Сибирцева. Электронный ресурс. // Народное радио. «Отцепленный вагон». 23.05.2006 //http://vip.km.ru

76. Наслаждение бытием это чистое благо (Юрий Мамлеев о нравственной цензуре, аутентичном буддизме и проникновении в иные миры) Электронный ресурс. // Независимая газета (EXLIBRIS) //http://exlibris.ng.ru

77. Нехорошев Г. Мы живем в центре ада Интервью. [Текст] / Г. Нехорошев // Независимая газета. 1996. - № 5. - С. 8.

78. Никитина И. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа : Автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора философ, наук Электронный ресурс. / И. Никитина. М., 2003 //http://www.humanities.edu.ru

79. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. Текст. / Ин-т философии РАН, Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2001.

80. Ольшанский Д. Вечная и приходящая: почувствуйте разницу Электронный ресурс. / Д. Ольшанский //http://exlibris.ru

81. О страхах: А. Дугин и Ю. Мамлеев отвечают на вопросы для «Русского журнала». [Электронный ресурс] //http://www.arcto.ru

82. Официальный сайт Ю. Мамлеева Электронный ресурс. /ЛШр: //у/'w. таш1 е е w. ги

83. Павлов О. Метафизика русской прозы Текст. / О. Павлов // Октябрь.- 1998.-№ 1.-С. 16-24.

84. Павлов О. Остановленное время Текст. / О. Павлов // Континент. 2002. - № 13.

85. Переяслов Н. Метафизический реализм как будущее русской литературы Электронный ресурс. / Н. Переяслов //http://www.pereplet.ru

86. Перси У. Эротический хоровод и пляска смерти в современной литературе: (по произведениям Ю. Мамлеева и Н. Климантович) Текст. / У. Перси // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках. -Белгород, 2000.

87. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова Электронный ресурс. СПб.: Алетейя, 2001. - 415с. //http://www.library.by

88. Писатели Юрий Мамлеев и Сергей Сибирцев не сходятся в прогнозах о будущем России Электронный ресурс. // Независимая газета (EXLIBRIS), № 38 (340) 13 октября 2005 г. //http://vip.km.ru

89. Принцип запредельности (Юрий Мамлеев: «Призрак Атлантиды бродит по миру») Электронный ресурс. / А. Вознесенский // Независимая газета (EXLIBRIS). 2006 //http://exlibris.ng.ru

90. Психоаналитическая теория личности: Эрос и Танатос Электронный ресурс. // Информационно-поисковый сервер //http://www.psychosophia.ru

91. Путилов Б. Мотив как сюжетообразующий элемент Текст. / Б. Путилов // Типологические исследования по фольклору / Сб. статей в память В.Я. Проппа. М., 1975.

92. Путилов Б. Веселовский и проблемы фольклорного мотива Текст. / Б. Путилов // Наследие А. Веселовского: Исследования и материалы. СПб, 1992.

93. Решетов Т. Метафизика Мамлеева (Послесловие к книге «За пределами индуизма и буддизма») Электронный ресурс. / Т. Решетов //http://timofey.evoe.ru

94. Рожкова Н. Островок в холодном море Электронный ресурс. / Н. Рожкова //http://www.pereplet.ru103. «Роковые ошибки пророков.»: Беседа с писателем Ю. Мамлеевым. [Текст] / J1. Лаврова // Кн. обозрение. 2000. - 29 мая (№ 22). -С. 5

95. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста Текст. / В. Руднев. М.: «Аграф», 2000.

96. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века Текст. / В. Руднев. М.: «Аграф», 2001.

97. Румянцев В. Выдал себя с головой (О рассказе Ю. Мамлеева «Голова») Электронный ресурс. / В. Румянцев //http://www.pereplet.ru

98. Рустанович С. О достоинстве философии и особенностях метафизического мышления Электронный ресурс. / С. Рустанович //http: //lcor fo. kub su.ru

99. Рустанович С. Эстетика и метафизика Ночи Электронный ресурс. / С. Рустанович //http://korfo.kubsu.ru

100. Рыбальченко Т. История литературы XX века как история литературных течений Электронный ресурс. / Т. Рыбальченко //http://tsu.ru

101. Самойлов С. Три образа метафизики Электронный ресурс. / С. Самойлов //http://www.cultureZreviews.ru

102. Самохвалов В. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий Электронный ресурс. / В. Самохвалов. -Симферополь: СОНАТ, 1999//http://www.psyinst.ru

103. Семенова С. Метафизика русской литературы. В 2 Т. Т. 1. Текст. / С. Семенова. - М.: Издательский дом «ПоРог», 2004.

104. Семыкина Р. «Кто есть я?». Метафизическая антропология Юрия Мамлеева Текст. / Р. Семыкина // Октябрь, 2007. № 3.

105. Семыкина Р. Достоевский и русская проза последней трети XX века // Автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора филол. наук Текст. / Р. Семыкина. — Екатеринбург, 2008.

106. Семыкина Р. О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев: Монография Текст. / Р. Семыкина. — Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007.

107. Сенкевич А. Пророческий эпатаж: Мир Ю. Мамлеева сквозь призму эзотерики Текст. / А. Сенкевич // Кн. обозрение. М., 1999. - № 39. -С.7.

108. Сенчин Р. Вечер молодых метафизиков Электронный ресурс. / Р. Сенчин // «Литературная Россия» № 48. 02.12.2005 //http://vip.km.ru

109. Сербиенко В. Русская философия: Курс лекций: Учеб. пособие по дисциплине «Философия» Текст. / В. Сербиенко. — М.: РГГУ: Омега-Л, 2005.

110. Скафтымов А. Тематическая композиция романа «Идиот» Текст. / А. Скафтымов // Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских писателях. М., 1972.

111. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского Текст. / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

112. Смирнов И. Эволюция чудовищности в литературе: Ю. Мамлеев и др. Текст. / И. Смирнов // Новое лит. обозрение. 1993. - № 3. - С. 303307.

113. Сохранить душу: Беседу с одним из наиболее известных на Западе русских писателей-эмигрантов вел А. Шишов. [Текст] // Сельская молодежь. 1991.-№7.-С. 12-15.

114. Страхов Е. Метафизика в поисках реальности Текст. / Е. Страхов // Литературная газета, 2004. № 23 (9-15 июня).

115. Судьба бытия путь к философии Беседа с Ю. Мамлеевым. [Текст] / А. Огурцов // Вопросы философии, 1993. - № 9.

116. Сюрреализм / Новейший философский словарь Электронный ресурс. // http://dic.academic.ru130. «Тень Люциферова крыла» (беседа И. Подшивалова с Ю. Мамлеевым) Текст. // Московский комсомолец, 25 марта 1990 // //http://www.mk.ru ,

117. Титков А. Песни нездешних тварей Неюбилейные заметки о Юрии Мамлееве и метафизическом реализме. [Электронный ресурс] / А. Титков // Независимая газета (EXLIBRIS). 2006 //http://exlibris.ng.ru

118. Тихомирова Е. Юрий Мамлеев: рассказы об упырях и «Московский гамбит»: К вопросу о соотношении малых и крупных форм Текст. / Е. Тихомирова // Жизнь и судьба литературных жанров: Иваново, 7-10 февр., 1995.-Иваново, 1996. С. 216-225.

119. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика Текст. / Б. Томашевский. М., 1999.

120. Тростников В. Метафизика смеха Электронный ресурс. / В. Тростников //http://zs.phil.pfu.edu.ru

121. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 1998.

122. Философская энциклопедия / ред. Константинов Ф. В. В 4-х т. Т. 3 Текст. -М., «Сов. энциклопедия», 1964.

123. Флоровский Г. Религиозные темы Достоевского Текст. / Г. Флоровский // О Достоевском. М., 1990. - С. 386-390.

124. Фрумкин К. Традиционалисты: портрет на фоне текстов Текст.

125. К. Фрумкин // Дружба народов. 2002. - № 6 - 17 августа. - С. 4-11.

126. Хортан Ф. Привет по-американски, или Здравствуй дугинщина и мамлеевщина (О чем клокочет «Темная вода») Электронный ресурс. / Ф. Хортан //http://www.pereplet.rn

127. Хроника евразийства / Информационно-аналитический портал «Евразия» Электронный ресурс. //http://evrazia.org

128. Художественное восприятие мира Электронный ресурс. //http://da.kg/engine

129. Цветкова В. Человек как зверь и ангел между небом и землей Текст. / В. Цветкова // Независимая газета. 1997. - № 4. - С. 8.

130. Цивьян Т. Лингвистические основы балканской модели мира / Институт славяноведения и балканистики / Отв. ред. В.Н.Топоров Текст. /Т. Цивьян. -М.: Наука, 1990.

131. Человеческое и. иное измерение (Литературовед Л. Сараскина в диалоге с писателем Ю. Мамлеевым) Текст. // Литературная газета. -1996. № 12 - 20 марта. - С. 5.

132. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям Текст. / С. Чупринин. М.: Время, 2007.

133. Шаргунов С. МММлеев, или Загадка одной пирамиды Текст. / С. Шаргунов // Независимая газета (EXLIBRIS). 2003. - № 38 - 27 февраля. - С. 4.

134. Шаргунов С. «Юрий Витальевич, вас клонируют?» Текст. / С. Шаргунов // Независимая газета (EXLIBRIS). 2003. - № 38 - 27 февраля. -С. 3.

135. Шкловский В. О теории прозы Текст. / В. Шкловский. М.,1983.

136. Шпаков В. «Бездночки» натуры Электронный ресурс. / В.

137. Шпаков //http://bookman.spb.ru.

138. Штайнер Р. Очерк тайноведения / Р. Штайнер; Пер. с нем. Т.Г. Трапезникова Электронный ресурс. / Р. Штайнер. Харьков: «Фолио», 2004.

139. Эпштейн М. В черной-черной стране Электронный ресурс. / М. Эпштейн //http://www.emory.edu

140. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознаниеi

141. Текст. / М. Эпштейн // Новый мир. 1989. - № 12. - С.230.153. «Я и писатель, и философ.» беседа с Ю. Мамлеевым. [Текст] / А. Нилогов, Ф. Бирюков // Завтра. 2006. - № 17 (649) от 26 апреля.

142. Якобсон Р. О художественном реализме Текст. / Р. Якобсон // Работы по поэтике. М., 1987. - С. 387-393.

143. Ямбаев М. Беатриче навыворот Электронный ресурс. / М. Ямбаев //http://www.arcto.ru

144. Unió Mística: Беседа В. Кулла с Ю. Мамлеевым Текст. // Лит. обозрение. 1998. - № 2. - С. 68-74.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.