Система К.С. Станиславского в театре и театральных вузах Ирана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Махди Хамед Сагаян

  • Махди Хамед Сагаян
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 222
Махди Хамед Сагаян. Система К.С. Станиславского в театре и театральных вузах Ирана: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2005. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Махди Хамед Сагаян

Введение

Глава I. Становление иранского театра

Часть1.Исследование иранских традиционных представлений

Театральные обряды в доисламском Иране

Переодевание (ряженые) и театральные/ритуальные танцы

Обряды на тему природы и плодородия

Театральные обряды на основе иранской мифологии

Религиозные обряды

Театральные обряды на темы исторических событий

Влияние древнегреческого театра в Иране

Театр в Иране в исламский период

Театральные обряды

Карнавальные представления

Уличные представления

Наггали

Тазийе

Рухози и комедийные представления

Театры теней и марионеток

ЧастьП.Общетеатральные конвенции и общие черты иранских 51 традиционных представлений

Глава II. Современный театр Ирана

Театр Ирана с первой половины XIX в. до 1920 г.

Иранский театр с 1920 по 1979 гг.

Блестящий период иранской драматургии

Иранский театр с 1979 г. до настоящего времени

Современные театральные учреждения Ирана

Руководство и планирование

Экономика современного иранского театра

Театральные здания

Зрители

Современная драматургия Ирана

Формы современного иранского театра

Глава III. Освоение системы К.С.Станиславского в иранских 98 театрах

Часть I. Знакомство иранцев с системой К.С.Станиславского

Часть II. Система К. С. Станиславского в иранских театрах

Режиссерские приемы и работа над текстом

Выбор пьесы

Выбор актеров и других участников спектакля

Первое знакомство актера с текстом

Застольная работа

Первое чтение текста

Распределение ролей

Последующие чтения

Анализ пьесы

Работа актера над собой в современном иранском театре

Тело и физическая подготовка актера

Голос и речь

Сценическое внимание и сосредоточенность

Расслабление и освобождение мышц

Подготовка к сцене и начало репетиций

Разработка мизансцен и освоение этюдов-импровизаций

Работа актера над ролью в иранском театре

Завершающие репетиции в иранском театре

Глава IV. Система К. С. Станиславского в иранских вузах

Часть 1. Принципы обучения театральному искусству в вузах Ирана

Часть 2.Принципы обучения системе К. С. Станиславского в иранских 148 вузах

Вступительные экзамены

Учебные программы студентов

Начало практического обучения

Тело актера и пластика

Сценическая речь

Освобождение мышц, расслабление и сценическое внимание

Темпо-ритм

Приемы освоения этюдов в процессе обучения

Работа над ролью и ее этапы в иранских театральных вузах

Глава V. Проблемы освоения системы К. С. Станиславского и пути 174 их преодоления

Часть I. Помехи и трудности на пути освоения системы Станиславского в 174 иранском театре

Внешние трудности в освоении системы

Внутренние трудности в освоении системы

Часть II. Пути преодоления трудностей в освоении системы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система К.С. Станиславского в театре и театральных вузах Ирана»

Иранский театр мало изучен в России. Немногие документы, имеющиеся в библиотеках и архивах и написанные русскими исследователями, путешественниками, политическими деятелями или писателями, содержат записи их впечатлений от иранских представлений. Другая часть документов принадлежит иранским студентам, обучавшимся в России, особенно тем, кто учился в театральных институтах и посвятил свою диссертацию иранскому театру. Во многих из этих документов и исследований встречаются ошибки и неточности, большинство информации устарело.

Без сомнения, знакомство с культурой и искусством другой страны может вдохновить; можно понять также, насколько культура и искусство разных стран влияют друг на друга. Иранский театр неизвестен русским артистам. И наоборот, русский театр в последние десятилетия оказал очевидное влияние на иранский театр, особенно благодаря учению известного русского режиссера К. С. Станиславского. Настоящее исследование посвящено месту системы Станиславского в иранских театрах и театральных вузах; здесь рассматриваются приемы ее освоения и определяются помехи и трудности, которые препятствуют этому. Автор сначала знакомит русского читателя с иранским театром и иранскими театральными вузами; он исследует процесс исторического развития иранского театра до момента перенесения в Иран западного театра, а затем характеризует современный иранский театр. В работе также анализируются программы обучения в иранских театральных вузах и общие условия в них. На следующем этапе работы рассматривается, как и когда иранцы познакомились с системой, и как она используется сейчас в иранских театрах и вузах. На последнем этапе работы исследуются проблемы в освоении системы Станиславского и выдвигаются предложения для их преодоления.

Автор считает, что система Станиславского в иранском театре - живое и эффективное явление, и театральная общественность Ирана постоянно работает с ней, как в театрах, так и в вузах, и пользуется ее инструкциями и упражнениями - с разной степенью их понимания. Жажда познать сегодняшние методы на основе системы Станиславского и открыть новые упражнения, соответствующие современному мировому театру, заслуживает понимания и уважения, но эти стремления окажутся эффективными лишь тогда, когда артисты сумеют понять основной метод, то есть саму систему Станиславского. В настоящее время в Иране публикуются новые статьи и материалы, рассматривающие систему и ее развитие или обсуждающие, как можно осовременить ее упражнения и инструкции. Однако правильное понимание этих материалов невозможно без хорошего знания системы.

В предлагаемом исследовании показано, как применяются элементы системы в иранских театрах и вузах, и как, из-за недостаточного понимания ее, существования помех и отсутствия знающих (в смысле системы) и искусных актеров и педагогов, иранский театр не может достичь своих целей и прогресса в освоении системы.

Прошло примерно полвека с момента знакомства иранцев с системой Станиславского, но до настоящего времени исследования по проблеме места этой системы и ее освоения в иранских театральных вузах не осуществлялись. Не существует ни книг, ни статей, ни других материалов по этой теме. Поэтому можно утверждать, что такого рода исследование выполнено впервые. В исследовании впервые проведена также классификация иранских традиционных представлений и обозначены их общие особенности. Впервые дано исследование современного театра Ирана и новые материалы об обучении в иранских театральных вузах. Новым является и то, что рассмотрены помехи и проблемы освоения системы Станиславского в иранских театрах и предложены пути их преодоления.

Главная цель нашего исследования - определение места системы в иранском театре. Другие задачи заключаются в рассмотрении приемов освоения системы в творческом процессе иранских актеров; в анализе обучения системе в театральных вузах и соответствия этого обучения самой системе; в выяснении помех и трудностей освоения системы в театрах и вузах и в предложении путей их преодоления; в изучении иранских традиционных и современных театров и их влиянии на освоение системы в Иране; в рассмотрении программы и предметов обучения в иранских театральных вузах.

Исследование выполнялось в два этапа: во-первых, сбор документов, книг, статей, интервью, во-вторых, анализ и рассмотрение этих материалов. Информация собиралась как в Иране, так и в России. К сожалению, исследований по иранскому театру, как по традиционному, так и по современному, очень мало, поэтому автор был вынужден интервьюировать иранских преподавателей и актеров. Автор самостоятельно собирал материалы о современном театре через театральные учреждения, вузы, культурные центры.

В России сбор необходимой информации происходил с помощью научного руководителя, а также на занятиях преподавателей актерского мастерства и в беседах с ними. Автор изучал также предшествующие исследования о месте системы Станиславского в других странах. Существенную помощь в сборе и анализе материала оказало то обстоятельство, что диссертант сам учился, а затем преподавал в иранских театральных вузах и длительное время работал режиссером в иранском театре.

Диссертация состоит из пяти глав, заключения и библиографии. В качестве приложения даны фотографии на темы традиционного и современного театра.

В главе первой «Становление иранского театра» исследуются виды обрядов, формы иранских традиционных представлений, общие конвенции и общие черты этих представлений. В главе второй «Современный театр Ирана» этот театр рассматривается начиная с момента появления западного театра в Иране до настоящего времени. Приводятся сведения о руководстве и планировании в театре; об экономике иранского театра; формах современного иранского театра; театральных группах и т.д. Глава третья «Освоение системы К. С. Станиславского в иранских театрах» посвящена первому знакомству иранцев с системой, а также приемам ее освоения в иранских театрах, включая работу над текстом, над собой и над ролью. В главе четвертой «Система К. С. Станиславского в иранских вузах» анализируются способы обучения актерскому мастерству в вузах, программы обучения, упражнения, порядок поступления в вузы и выпуска студентов. Обсуждается также влияние системы Станиславского на программу обучения актерскому мастерству, на упражнения и этюды и др. В главе пятой «Проблемы освоения системы К. С. Станиславского и пути их преодоления» исследуются внешние и внутренние трудности и помехи в деле освоения системы в Иране. Внешние трудности обусловлены культурными, общественными и историческими особенностями Ирана, а также общими условиями иранского театра; эти помехи не зависят от артистов. Внутренние помехи связаны с проблемами, существующими внутри театра и в системе театрального образования. Диссертантом предложены пути преодоления трудностей и надлежащего освоения системы в иранских театрах и тетральных вузах.

Как ни грустно признать это для иранского театра, но реальность такова, что проблемы и трудности существуют и их необходимо преодолевать. Эти проблемы собраны не в одном месте и оказывают влияние на театр и на вузы в разных формах. Не вызывает сомнения, что следует искать методы театральной игры на базе отечественной культуры и материальных и духовных запросов артистов. Диссертант надеется, что предлагаемое исследование будет шагом на пути укрепления иранского театра и всестороннего освоения системы Станиславского в Иране.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Махди Хамед Сагаян

Выводы. Обучение театральному искусству в Иране претерпело большие изменения начиная с того момента, как семьдесят лет тому назад была образована первая театральная школа, и до настояящего времени; но оно никогда не могло освободиться от влияния западных образцов и обрести свою независимую национальную самобытность. Основные особенности системы театрального образования таковы: заимствование программы обучения и приемов ее исполнения у Запада; отсутствие надлежащих средств для выполнения этой программы; преобладание преподавателей, получивших западное образование. Достижение целей обучения в таких условиях затруднительно. Несмотря на многократные реформы обучения, эта система нуждается во всесторонних изменениях.

Обучение системе Станиславского в Иране имеет полувековой срок. Эта система, из-за ее высокой эффективности и в театре, и в вузах, привлекательна для актеров, режиссеров и студентов, для любителей и для профессионалов. В этой главе мы видели, каким образом инструкции Станиславского используются в иранских театральных вузах. В настоящее время основная теоретическая и практическая часть, упражнения, этюды и рекомендации Станиславского включены в программу обучения иранских театральных вузов, но, вопреки этому очевидному влиянию, обучение сопровождается ошибками и недочетами. Недопонимание части терминологии и указаний Станиславского, неясность в том, как надо исполнять многие упражнения системы, и ошибки в освоении и способах ее использования, мешают иранским преподавателям достичь желаемой цели.

Программы обучения актерскому мастерству в Иране сейчас представляют собой смесь основных теоретических и практических положений системы Станиславского и совокупности разрозненных и разнородных европейских и американских приемов и программ обучения. Иранская система театрального обучения сумела привлечь и принять множество зарубежных приемов, установок и упражнений, но еще не успела их переварить. Эти важные проблемы обсуждаются в следующей главе.

Глава V. Проблемы освоения системы К. С. Станиславского и пути их преодоления

В этой главе ставится задача найти ответ на следующие вопросы:

1) Каковы помехи и трудности освоения системы Станиславского в иранском театре?

2) Каковы проблемы освоения системы Станиславского в иранских театральных вузах?

3) Какие пути можно предложить для преодоления этих трудностей?

Часть I. Помехи и трудности на пути освоения системы Станиславского в иранском театре

Эти помехи можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние трудности обусловлены культурными, общественными и историческими особенностями Ирана; к этому надо добавить общие условия иранского театра. По большей части эти помехи не зависят от артистов и косвенным образом сказываются на обучении и освоении системы Станиславского в иранском театре. Внутренние помехи связаны с проблемами, существующими внутри театра и в системе театрального образования.

А. Внешние трудности в освоении системы. Это - те самые отрицательные и сдерживающие факторы, о которых Станиславский писал, что они мучают душу и мысли артиста, утомляют его и лишают творческой силы. Они оказывают влияние на основы иранского театра и касаются других его сторон. Любой метод и проект, который хотят использовать в иранском театре, должен иметь возможность либо приспособиться, либо вступить в конфликт с этими препятствиями; или изменить ситуацию, или измениться самому. Исследование этих трудностей знакомит нас с более крупными проблемами, стоящими перед системой Станиславского в Иране:

1) Политические и религиозные запреты и ограничения. В истории Ирана, насчитывающей несколько тысяч лет, его народ мало испытал вкус свободы и демократии. Власти под разными предлогами преграждали ему путь к свободе, в том числе ради сохранения суверенитета и независимости страны, а главное, ради сохранения своего господства, «.в противовес западным обществам, в Иране никогда не появлялись и не получали развития классовые организации и общества, независимые от власти. Это явление, называемое восточной деспотией (Oriental Despotism), на деле означало, что участие народа в общественной жизни и развитии страны было минимальным»1. В последние десятилетия власти вынужденно или в качестве пропагандистского жеста смягчили политические ограничения, но цензура, беспочвенный контроль и нажим на театр в большой степени сохраняются.

Другая сторона влияния политики на иранский театр за последнее столетие - пропагандистское использование этого вида искусства. Это стало причиной снижения уровня театра и периодических кризисов в нем. Политические деятели образовали театр и превратили его в арену своих политических игр. Вместе с тем сами артисты входят в различные политические течения. Некоторые теоретики, в том числе Ф. Назерзаде, считают, что смешение театра и политики в XX веке - одна из причин, препятствующих распространению театра в Иране2. Эта проблема привела к резкому конфликту властей с театром, закрытию многих театров, профессиональным запретам для артистов-политиков и, наконец, к упадку театра.

Иранская цивилизация относится к числу редких цивилизаций, которые имеют многотысячелетнее прошлое в рамках монотеизма. Общая

1 Зибакалам С. Мы как стали такими, Тегеран, 2002, стр. 111.

2 Выступление на семинаре «Иранский театр», Тегеран, 2003. черта двух религий в Иране - зороастризма и ислама - отрицательное отношение к театру. По их мнению, театр должен быть под запретом. Это одна из главных причин недостаточного распространения театра в Иране. Сейчас большая часть театральной общественности осознает религиозность народа в Иране, и артисты не считают религию сдерживающим фактором для развития театра, но думают, что главным препятствием являются религиозные догматы и стремление навязать другим свои личные вкусы.

2) Неблагоприятные экономические условия. Иранский театр всегда плохо финансируется. По этому поводу Б. Бейзаи пишет: «Для того, чтобы массы могли содержать и развивать театр, нужны средства, важнейшим из которых является экономическое могущество. Общество должно быть настолько богатым материально и духовно и иметь излишек материальных средств, чтобы обеспечить существование группы людей, занимающихся культурной программой. Разбросанность и слабость деревень и городов и малый доход горожан и крестьян в Иране мешали развитию этой культурной группы»1. Государственные и частные органы избегали и избегают финансировать театры. Постепенно профессия артиста стала непрестижной, внушающей неуверенность и не вызывала симпатии у народа. Она стала носить временный, сезонный характер и была чревата опасностями. Эти трудности и сейчас угнетают артистов.

3) Внедрение западного театра в Иране без достаточного знания и всестороннего изучения. С самого начала знакомства иранцев с западным театром у них сложился поверхностный и несерьезный подход к нему. Это привело впоследствии к подражанию многим внешним западным реалиям без понимания их функций. Западный театр не воспронимали в качестве целой, стройной и связной системы. Некоторые представляли себе, что если построить красивые и пышные здания театров, то можно считать, что в стране существует театр. Прошло много лет с момента постройки красивых театральных зданий, но их создатели не знали, какие спектакли надо показывать на их сценах, по каким пьесам, с какими режиссерами и актерами, с какими средствами и с какими зрителями. Вследствие этого усилилось бесцельное подражание западным образцам.

4) Утрата театром народной поддержки: разнообразные ограничения стали причиной того, что артисты театра не могли выражать мысли, требования и страдания народа. Такая потеря народной поддержки может иметь и другую причину: нерегулярность и перерывы в деятельности театров, отсутствие подобающей рекламы, недостаточность театральных зданий, недостаточной осведомленности народа о театрах и т.д.

5) Слабость театральных учреждений и непрофессиональное руководство. Образование театральных учреждений упорядочило программы и планирование театра, но постепенно, по мере роста бюрократии и усиления контроля, эти учреждения превратились еще в одно из препятствий на пути иранского театра. Слабое и непрофессиональное руководство добавило артистам беспокойства и волнений. Ошибочная стратегия и догматические взгляды противников театра усилили трудности.

6)Рост дилетантизма и ослабление роли профессиональных артистов. Господство дилетантских мыслей и настроений в иранском театре принесло с собой новые проблемы. Театр для дилетанта не профессия, а увлечение. Любители мало читают, мало работают, но много ворчат. Они капризны и претенциозны. К тому же они незнакомы с театральной этикой и принципами и с коллективной работой. Любители заполонили хорошие театры, тратят на себя значительную часть бюджета и других средств иранского театра.

Иранские театральные группы из-за ослабления профессионализма редко бывают крепкими и постоянными и быстро рассыпаются. Эти группы обычно носят временный или заказной характер и после исполнения одного-двух спектаклей они заканчивают свое существование.

7) Нестабильность роста и развития театра. Процесс роста театра в Иране не был равномерным и прерывался в связи с трудностями и ограничениями. Все это привело к тому, что театр задержался на уровне народного, поверхностного и ритуального. Бейзаи говорит по этому поводу: «Сейчас мы не знаем, какого предела достиг театр в Иране при греках, затем насколько он продвинулся при арабах или на каком этапе он находился, когда пришли татары. Но мы хорошо знаем, что после монгольского периода до начала XX века иранский театр продолжил свою эволюцию в сторону светского театра, хотя эта эволюция прекратилась из-за экспансии западной культуры»1.

Б. Внутренние трудности в освоении системы. Эти помехи не дают возможности осваивать систему артистам, преподавателям и студентам, которые вместо того, чтобы пользоваться ее плодами, остаются в плену своих ошибок.

Внутренние трудности в театрах:

1) Трудности знакомства с системой. Последователи системы в Иране пренебрегли одним из важных указаний Станиславского: они никогда не старались адаптировать систему к иранским культурным и общественным условиям. Станиславский предупреждал, что нельзя одну и ту же формулу применять к актерам всего мира, а надо вырабатывать собственный метод. Минимум, что надо было сделать первым последователям Станиславского, - составить перечень трудностей в процессе применения системы в Иране и продумать, способна ли система преодолеть эти трудности, или, наоборот, она породит новые проблемы. Сторонники системы иногда с жаром доказывали и доказывают ее преимущества для иранского театра, а иногда, наоборот отрицают ее влияние. Эти догматические взгляды свидетельствуют о ненаучном и неаргументированном подходе к системе. Другая трудность появилась на этапе знакомства с системой: не было толкования книг о системе, написанных просто и доступно и более кратко. Как было сказано выше, собрание сочинений Станиславского слишком поздно попало в руки театральным специалистам, но и эти произведения из-за их стиля, формы перевода, отсутствия словаря и непонятности некоторых терминов системы были трудны для восприятия. Переводы статей теоретиков-театроведов из других стран мира о системе не упростили, а, наоборот, усложнили проблему: теперь появились новые варианты переводов терминологии.

2) Неправильное понимание системы и ошибочное освоение ее инструкций. Это одна из главных проблем в иранском театре. Непонимание некоторых элементов и понятий системы нарушает ее целостность и препятствует достижению положительных результатов. Это незнание иногда приводит к еще большим затруднениям, а именно, к неправильному исполнению упражнений и некорректному функционированию системы. Станиславский говорит: «Некоторые из артистов и учеников переняли мою терминологию без проверки ее содержания, или поняли меня головой, но не чувством. Еще хуже то, что эта их вполне удовлетворило, и они тотчас же пустили в оборот услышанные от меня слова и стали преподавать якобы по моей системе. Мало того, в иных случаях поверхностное восприятие ее дало обратные, отрицательные результаты. Например, некоторые из опытных артистов, научившись сосредоточиваться по системе, стали с еще большим вниманием, точностью, отделкой преподносить свои прежние актерские ошибки.»1.

1 Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве. М., 1988, стр. 431-432.

Как уже упоминалось, в иранском театре часто встречается неправильный подход к системе и ее инструкциям, начиная с первых упражнений системы, например, на сосредоточенность и внимание, освобождение мышц; первого знакомства с пьесой, планирования мизансцен, физических и речевых упражнений и т.д. Некоторые актеры понимают, что в их работе имеются затруднения, однако не знают, как их преодолеть или предотвратить. Другие, по их мнению, используют систему в своей работе, но пренебрегают своими ошибками или их последствиями в работе. Между тем система не терпит халтуры и пренебрежения и предупреждает, что такое отношение немедленно превращает ее в ее антипод и псевдосистему, или в неправильные приемы и привычки игры.

Под псевдосистемой в иранском театре подразумевается освоение системы без ее знания и с добавлением к ней неправильных приемов. Станиславский говорит: «Такой результат не шутка. Этот очень, очень много. Другими словами, чем чаще вы будете работать над системой без должного внимания, тем дальше вы будете удаляться от той цели, к которой стремитесь»1.

3)Необосповаипое смешение системы с другими методами и приемами Соединение разных методов и появления тем самым новых приемов достаточно часто встречается в мировом театре. Многие театральные школы и новые методы появились вследствие соединения и одновременного использования упражнений и элементов, внешне не совместимых. И. Ньютон говорил: «Хорошо вижу, потому что сижу на плечах у гигантов». Для глубокого знания проблемы необходимо полное понимание и овладение практикой и теорией прежних исследователей. В иранском театре одновременно с системой Станиславского применяются приемы актерской игры от традиционных до современных западных.

Например, в актерской работе можно увидеть противоречащие друг другу внешние приемы рядом с упражнениями Станиславского на воплощение роли. В числе других противоположных системе способов наблюдаются: использование условных и традиционных иранских и восточных приемов; чрезмерное употребление медитативных упражнений и йоги на репетициях, что приводит актеров к гиподинамии и статике; освоение французских, немецких, польских, английских и американских приемов одновременно с системой и т. д. Если бы эти упражнения соответствовали системе с точки зрения формы, содержания, исполнения и цели и проводились со знанием дела, можно было бы добиться больших результатов, но такое встречается редко. С учетом этого условия иранские преподаватели и артисты могут осовременить свои приемы и упражнения и получить больше пользы от системы.

4) Нерегулярность репетиций. Станиславский говорит: «.то, о чем я . говорил, нельзя воспринять и усвоить ни в час, ни в сутки, а надо изучать систематически и практически - годами, всю жизнь, постоянно, и сделать воспринятое привычным, перестать думать о нем и дождаться, чтобы оно естественно, само собой проявлялось. Для этого нужна привычка - вторая натура артиста; нужны упражнения.»1. Нерегулярность репетиций и недостаток времени для творческой работы обусловлены не леностью и пассивностью актера, но факторами окружающей обстановки и отсутствием побудительных причин. К числу таких факторов относятся: экономические и общественные трудности, неправильное обучение, непонимание необходимости треннинга, любительское отношение к театру, одновременная работа актера в нескольких местах и поспешность в работе.

5) Отсутствие репертуара и нестабильное положение театра. В авторитетных театрах мира зритель может заранее познакомиться с афищей театра, выбрать подходящий спектакль и заказать билеты. А театры, соблюдая такой порядок, обеспечивают себе постоянный контингент зрителей и финансовый доход. Таким образом для актеров также создается благоприятная моральная и материальная обстановка. Финансирование и спонсирование в таких театрах гарантированы. В иранских театрах слабость руководства, планирования, театральных учреждений и экономики театра, в сочетании с недостаточностью театральных помещений, затрудняет достижение стабильности театра и репертуара. В Иране действует много театров, но ни в одном из них нет репертуара. Перерывов в работе театров больше, чем следует. Из-за отсутствия постоянных театральных групп, репертуара и из-за недисциплинированности в работе иранские театры теряют своих зрителей, финансовую выгоду и авторитет. б) Непонимание внутренних проблем и недостатков в системе и незнание путей их разрешения. Станиславский никогда не претендовал на то, что его система безупречна. Он хорошо понимал, что иногда она не отвечает запросам актеров. Таких проблем было больше на начальном этапе работы Станиславского и он постоянно развивал ее. К счастью, у него было много верных и знающих учеников и последователей, которые исправили и усовершенствовали его систему. В течение нескольких десятилетий Россия была кузницей артистов и театроведов; в их числе можно назвать Е. Вахтангова, В. Мейерхольда, М. Чехова, Н. Охлопкова, А. Таирова, Маркова, А. Попова, М. Кнебель, Ю. Завадского, Р. Болеславского (работал в США), Н. Эфроса, которые оказали сильное влияние на историю мирового театра. За пределами России изучали систему Станиславского такие деятели искусства как Л. Страсберг, А. Адлер, С. Мейнер и Д. Магаршак, последний из них перечислил некоторые недостатки и трудности системы.

Но в Иране мало знают о критическом анализе системы и о том, как следует преодолеть ее трудности. Поэтому сложилось несколько подходов к системе: 1) Некоторые считали систему идеальной и воспринимали ее как догму. 2) Другие осознавали трудности в освоении системы, но не знали выхода. 3) Третьи знакомы с трудностями системы и даже со способами их преодоления, но - на бумаге.

В Иране до сих пор нет пособий по толкованию и критике системы, если не считать нескольких небольших статей. Особенно остро ощущается здесь нехватка публикаций о судьбе системы в России и в мире после смерти Станиславского. Нет ни одной книги об учениках и последователях Станиславского: Вахтангове, Мейерхольде, М. Чехове, Маркове, Кнебель и др.

Внутренние трудности в иранских театральных вузах:

1) Отсутствие благоприятных условий для обучения системе Станиславского. В отличие от России, где существует академический порядок театрального обучения, в Иране принят университетский порядок. При академическом порядке каждым курсом студентов в течение 4-5 лет руководит один мастер, и студент, помимо занятий актерским мастерством, должен изучить специальные предметы, связанные с его профессией, например, сценическую речь, движение, музыку, историю театра и др. Но при университетском порядке в Иране уроки актерского мастерства идут наравне с другими предметами, такими как философия, социология, психология и др., так что забывается основная цель обучения - подготовка актера. Студенты на каждом курсе изучают разные предметы с разными преподавателями. Педагоги актерского мастерства меняются каждый семестр. Это положение тоже умаляет значение актерской специальности, так как студент вынужден работать по разным методикам; в конце концов, его общее представление о мастерстве актера становится смутным и расплывчатым. Как можно в таких условиях преподавать студентам систему Станиславского, которая является целостным учением с последовательным расположением элементов? Чтобы ответить на этот вопрос, надо более подробно рассмотреть имеющиеся трудности: 1) Программы обучения не г соблюдаются. 2) Порядок и последовательность занятий рассылаются. 3) Каждый педагог преподает не на основе учебной программы, "а по своей методике и вкусу. 4) Педагоги не осведомлены о работе друг друга. 5) Студенты не чувствуют прогресса в своем мастерстве. 6) Часть учебных материалов неоднократно повторяется и, наоборот, некоторые нужные не обсуждаются вообще. 7) Времени для объяснения материала недостаточно и т. д. Совокупность этих условий приводит к тому, что единство и целостность системы в иранских театральных вузах исчезает, и студенты не могут понять систему в целом.

2) Ошибочные приемы преподавания системы. Многие теоретики театра, например, П. Брук, считают, что ошибочные приемы преподавания системы приносят ей наибольший вред. Эта проблема появляется на основе неправильного понимания системы. Ошибки в иранских театрах, которые были перечислены выше, вытекают как раз из порядка обучения в театральных вузах. Театральные школы растут в Иране, как грибы, и нуждаются во все большем количестве преподавателей, но и количество ошибок в преподавании растет соответственно, так как многие преподаватели не являются специалистами. В таких школах систему определяют неправильно, ее упражнения исполняют невнимательно и бесцельно, этюды анализируют с ошибками, все уроки ведутся поверхностно, и студенты оказываются не готовыми с точки зрения физической, душевной и мысленной для сценической работы.

В театральных вузах положение немного лучше, но встречаются те же проблемы, что и в театральных школах. Важнейшая из них - ошибочные приемы преподавания системы.

3) Тенденция к не-практическому обучению. Системе нельзя обучить только по книгам. В иранских театральных вузах преобладает склонность к теоретическим спорам. Там идут длительные и напрасные дискуссии, и многие преподаватели отдают предпочтение теоретическим занятиям в ущерб практическим. Эта тенденция продолжается, когда студент становится актером, в его профессиональной деятельности и затрудняет его работу, особенно застольную и над текстом.

4) Отсутствие компетентных и опытных преподавателей системы. Не будет преувеличением сказать, что в Иране редко можно найти преподавателей, которые могли бы обучить системе полностью и всесторонне. Сейчас в иранских театральных вузах немало преподавателей-профессионалов, часть из них - люди авторитетные, которые преподавали в европейских и американских театральных вузах, но когда речь заходит о системе, нельзя ожидать, что любой из них сможет ее преподавать. Некоторые из них являются ведущими профессиональными актерами или режиссерами, но в вузовском преподавании не преуспели.

5) Нерегулярность занятий в вузах и ограниченность учебных часов. Выше говорилось, что программа обучения каждого студента-актера за четырехлетний период включает лишь 2500 учебных часов. Из этого количества примерно половина уходит на неспециальные предметы. Это резкое ограничение времени и недостаток репетиций на занятиях никоим образом не отвечает учебным нуждам. Эти условия далеки от требований системы. Повторение упражнений, которое является одним из ее основных принципов, на занятиях не удается.

6) Отсутствие связи театра с вузами. Десять лет тому назад поступление в театральный вуз и прохождение конкурса были очень трудными, студентов было мало, но теперь, с увеличением количества театральных вузов и школ, Иран столкнулся с обилием выпускников, занятых поисками работы и обеспечением своего существования. Естественно, они должны искать себе работу в театрах, кино и на телевидении. Но в каких театрах? Если выпускники возлагают надежды на театры, описанные нами выше, и связывают с ними свое будущее, то они, возможно, до конца жизни останутся безработными. При отсутствии репертуара и постоянных профессиональных театральных групп у театров, при беспорядке и нерегулярной работе - такой финал не вызывает сомнений.

Между иранскими театрами и театральными вузами нет никаких заранее планируемых связей. Театры управляются Министерством культуры, а вузы - Министерством высшего образования. Не существует также специального учреждения, которое занималось бы налаживанием такой связи и планировало бы распределение выпускников. Вузы и школы набирают студентов, сколько могут (особенно негосударственные, частные школы), но не имеют никакого плана относительно их будущего. На самом деле, многие из этих школ воспитывают чиновников, а не актеров. Станиславский пишет: «В стенах школы, без посторонних зрителей, мы намекнули ученикам на то, что со временем им придется испытать на подмостках театра в момент публичных выступлений. Теперь этот момент настал, и надо, чтоб вы пережили на самой сцене, о чем говорилось в школе. Только после того, как это совершится, и вы на собственном ощущении познаете на сцене правильное самочувствие, вам удастся по-настоящему оценить то, чему мы вас учили в школе. В самом деле: где, как не на подмостках театра и не в условиях публичного творчества можно лучше всего понять.[элементы системы]»1.

7) Незнакомство с театральной этикой и профессиональными принципами. Иранские актеры не знакомы как следует с профессиональной дисциплиной и условиями работы в театрах и не осведомлены о своих правах. Дружеская и искренняя обстановка устанавливается, если устраняют все проблемы и помехи, которые служат причинами подозрительности и распада групп и театра. Это связано со знанием профессиональной этики. В иранском театре нужно знать: какова иерархия и статус человека; как можно достойно защитить права свои и других сотрудников; каковы взаимоотношения людей в коллективе; каковы условия выполнения их взаимных обязательств; как сохранить порядок в театре; как бороться с аморальными явлениями и т. д.

8) Невозможность достичь целей обучения. Если принять во внимание всю совокупность условий театрального обучения в Иране, то достижение реальных и конкретных целей кажется невозможным; цели системы Станиславского при этих условиях также не могут быть достигнуты. Способна ли все же система, - несмотря на неудовлетворительные программы обучения и все недостатки, которые существуют с момента выбора студента и до его выпуска, - стать полезной и плодотворной для иранских театральных вузов? Важнейшая функция системы, а именно воспитание профессиональных актеров, в иранских вузах не обеспечена.

Часть II. Пути преодоления трудностей в освоении системы

Целью этого исследования является рассмотрение места системы Станиславского в иранских театрах и театральных вузах и стремление выявить помехи и проблемы, которые не дают возможности всесторонне ее освоить. Основной вопрос таков: возможно ли, при существующих трудностях, изыскать пути их преодоления с целью освоения системы в Иране? При ответе на этот вопрос надо исключить фантастические, нереальные и неосуществимые проекты, которые заведут дело в тупик.

Как предупреждал Станиславский, театр отстает от других видов искусства и развивается медленно. Сейчас даже на сценах театров развитых стран мира можно наблюдать многие признаки использования традиционных и старомодных театральных приемов. Скучные спектакли, неправильная игра, клише и другие подобные недостатки ежедневно огорчают театральных зрителей во всем мире. Театру трудно вытащить людей из дома, оторвать многих из них от телевизоров и компьютеров. Это проблемы не только Ирана, но и всего мира. По словам Брука, это - часть мировой борьбы театра за возвращение к искренности и к беседе лицом к лицу.

Способы подхода к внешним помехам в освоении системы

Как мы уже объясняли выше, внешние трудности не зависят от артистов и косвенным образом сказываются на обучении и освоении системы Станиславского в иранском театре. Но нижеследующие предложения могут оказать влияние на помехи, кажущиеся непреодолимыми, хотя, возможно, это влияние окажется не столь значительным.

Укрепление независимых организаций и союзов артистов. Если эти организации станут более сильными и сплоченными, они смогут возвратить свои права. Сильные организации могут противостоять нажиму и чрезмерным требованиям и уменьшить давление консерваторов и догматиков на театр. Например, они могут вынудить государство принять закон об ограничении цензуры. Или настоять на том, чтобы театром руководили специалисты и авторитетные люди; чтобы финансовое положение артистов было улучшено. Уже сейчас существует театральная организация под названием «Дом театра», которую можно укрепить и поддержать и превратить в независимый и сильный союз.

Усиление профессионального театра. Мы уже говорили о том, что любители тратят большую часть театрального бюджета и других средств.

Если бы руководство иранского театра стремилось профессионализировать его, то проблему любительства можно было бы разрешить.

Организация постоянных театральных групп. Такие группы могут работать постоянно в различных конкретных театрах и иметь свой репертуар. Из-за недостатка театральных помещений сейчас в одном театре могут работать две или три группы.

Строительство новых театров. В последние годы в Иране строится много новых театров, но у этих театров слабое руководство и планирование и во многих случаях сцена не отвечает театральным стандартам.

Активизация театральной рекламы и повышение уровня осведомленности населения о театре.

Реформа театральных управлений и стиля руководства.

Расширение международных связей иранского театра.

Пересмотр количества и качества театральных фестивалей. Одна из проблем иранского театра - большое количество фестивалей и низкий уровень многих из них. Если сократить их количество и особенно, убрать наименее успешные, усилить за этот счет другие, а также пересмотреть их содержание, планирование и руководство ими, то работа фестивалей должна улучшиться.

Увеличение частных капиталовложений в театр. Это возможно при условии, что спонсоры будут уверены в надежности помещения своего капитала. В современных условиях у них такой надежды нет. Создание благоприятной обстановки для развития театра может увеличить приток частных капиталов.

Способы подхода к внутренним помехам в освоении системы

Основным фактором, порождающим внутренние трудности, является неправильное понимание артистами системы и ее рекомендаций. Для их преодоления существует реальный путь - всестороннее и полное познание системы Станиславского, а именно: 1) понимание существующих условий и современной обстановки в иранских театрах и вузах; 2) определение непонятных моментов в системе и трудностей в ее освоении; 3) преодоление и разрешение этих трудностей; 4) повышение уровня знаний артистов и преподавателей о системе; 5) разъяснение правильных приемов практической работы и их сравнение с прежними приемами для того, чтобы лучше понять свои ошибки; 6) практическое применение инструкций и упражнений системы и получение ощутимых фактических результатов. На бумаге этот процесс кажется легким, а на деле он сопряжен со многими сложностями и большими затратами времени. Предлагаются также другие пути решения на основе средств и возможностей иранских театров и вузов.

Разъяснение и новое ознакомление с системой. 1) Организация семинаров, конференций, выступлений с вопросами и ответами. 2) Учреждение краткосрочных курсов для нового ознакомления с системой - с приглашением иранских и иностранных, особенно русских преподавателей -для обучения иранских преподавателей и артистов. 3) Выезд иранских преподавателей и исследователей за границу, на курсы нового ознакомления с системой и исследования ее судьбы и ее места в мировом театре. 4) Использование учебных пособий: учебных фильмов, документальных лент, посвященных обучению системе или деятельности Станиславского. 5) Издание новых книг о системе, написанных простым и ясным языком.'6) Пересмотр переводов собрания сочинений Станиславского и публикация сокращенного варианта этих произведений. 7) Составление сопоставительного русско-английско-персидского словаря терминов системы. 8) Перевод и издание статей и книг театроведов, особенно современных, о системе и ее судьбе. 9) Перевод и издание трудов последователей и учеников Станиславского. 10) Продолжение исследований

0 степени влияния системы на иранских актеров и изучение трудностей в их работе.

Для преодоления нерегулярности упражнений, особенно у студентов, что связано с недостаточным количеством учебных часов в театральных вузах, им рекомендуется продолжать упражнения в домашних условиях. Станиславский по этому поводу говорил, что студент и актер должны изучать актерские приемы дома и, в зависимости от домашних условий, повторять их и устранять недостатки. Он предупреждал, что эти упражнения, возможно, будут для студента скучны и однообразны. И добавлял: «Нельзя вырастить в себе правильного внутреннего сценического самочувствия вдали от разверзшейся пасти чудовища - черной дыры портала. То, чего мы добиваемся у себя на квартире или в классе, нельзя назвать сценическим самочувствием. Это «домашнее» или «школьное» самочувствие»1. Для компенсации этой трудности студент или артист должен уделять больше времени повторению упражнений на сцене, пока у него не появится сценическое самочувствие. А преподаватель должен стремиться устранить трудности студента на занятиях, обращать больше внимания на коллективные упражнения (для того, чтобы между партнерами сложилось нужное общение) и препятствовать проявлениям индивидуализма. Но если недостаточность упражнений связана с фактором окружающей обстановки и отсутствием побудительных причин у студентов и актеров, следует искать другое решение этого вопроса. Например, если имеет место недооценка важности упражнений у актеров, ее надо устранить путем их практического обучения.

Необходимость изменения порядка театрального обучения. Более десяти лет преподаватели театральных вузов добиваются изменения и исправления порядка обучения, но пока их хлопоты не принесли плодов. Руководство

Министерства высшего образования настаивает на сохранении конкурсной системы. Они ежегодно в назначенный день и час проводят конкурс для абитуриентов всей страны по всем специальностям, так как считают, что этот путь обеспечивает равные права всем поступающим. Но в действительности этот путь создает проблемы для театральных вузов. Выходом из такого положения является проведение конкурса самими театральными вузами. Таким образом ликвидируются традиционный способ отбора студентов и неспециальные вопросы на экзаменах. Это поможет вузам отобрать талантливых и способных студентов.

Но в самих театральных вузах ощущается необходимость принципиальных изменений. В первую очередь это касается исправления программы обучения на научной и профессиональной основе. Затем -привлечения к руководству в вузах авторитетных и знающих администраторов. Далее - выбор искусных педагогов, способных наилучшим образом преподавать специальные предметы. Могут быть рассмотрены также нижеследующие предложения: увеличение количества учебных часов, особенно практических занятий; регулярные аттестации студентов с точки зрения роста их мастерства; опросы студентов о качестве работы их педагогов; увеличение возможностей обучения, например, количества студий, ателье и залов, а также технических средств.

Преподавателям нужно предоставить возможность заниматься исследовательской работой, проводить для них курсы повышения квалификации, обеспечивать им поездки за границу с целью участия в научно-иследовательских семинарах и знакомства с зарубежными театрами.

Исправление учебных программ должно проводиться так, чтобы в результате обучение стало полным, точным и последовательным (от легкого к более трудному) и обеспечило всестороннее понимание студентом системы Станиславского. Четырехлетняя программа обучения должна строиться так, чтобы студенты с первого курса начинали практические занятия актерского мастерства с помощью работы над собой, а на следующих курсах подготовили себя к работе над пьесой и над ролью.

Ясно, что простая замена учебных программ не приведет к положительному результату. Надо точно выяснить слабые и сильные места программ и изменить программы на основе потребностей студентов и потенциальных возможностей институтов.

Можно предложить программу с использованием материалов и элементов иранских традиционных представлений в этюдах и упражнениях системы Станиславского. В ней не ставится цель соединить систему с традиционным представлением, но она допускает следующие приемы: употребление в различных этюдах сказок, легенд и сюжетов иранских традиционных представлений; а также применение - на занятиях импровизацией - техники импровизации из этих же представлений; сравнение игры на круглой сцене в иранских традиционных представлениях с игрой на односторонней сцене. Игра на круглой сцене с точки зрения атмосферы и структуры сцены оказывает влияние на приемы использования тела, движений, мизансцен, речи, сценической энергии, сценического общения, изменения общения с партнерами и работы со сценическими предметами и т.д. В процессе обучения студентов можно использовать иранские традиционные представления для демонстрирования их слабостей, недостатков, клише, утрированной игры и типизации.

В иранских традиционных представлениях скрыты нетронутые пласты художественного материала для исследования и использования в современном театре. Внимание артистов к форме, содержанию и приемам исполнения этих представлений, помимо осознания связей со своими культурными корнями, поможет им стать новаторами в художественном творчестве. Использование артистами традиционных форм в этюдах и упражнениях будет напоминать им о том, чем владеют они сами, а ищут за тридевять земель.

Заключение

В настоящей диссертации исследуется место системы Станиславского и приемы освоения этой системы в театрах и театральных вузах Ирана.

Несмотря на то, что прошло полвека с момента перенесения учения К.С. Станиславского в Иран, до сих пор не выявлены критерии влияния и распространения системы в иранских театрах. Профессиональные актеры и студенты театральных вузов до сих пор не до конца осознают основные принципы системы, поэтому понимание ее сталкивается с трудностями. Автор старается как можно подробнее осветить современное состояние системы Станиславского в Иране.

Исследование сначала знакомит читателей с традиционным и современным иранским театром. Одновременно анализируется документальная информация и статистика. Затем описываются приемы освоения системы в иранском театре начиная с знакомства с текстом до исполнения спектакля на сцене. Далее разбираются этапы работы актера над собой и над ролью и сравниваются детали, приемы и упражнения иранских актеров с указаниями Станиславского.

Диссертация касается обучения по системе Станиславского в иранских театральных вузах. В связи с этим в работе анализируются программы, предметы и упражнения в течение 4 лет обучения. Показано, насколько система Станиславского оказала влияние на эти программы. Автор определяет соответствие обучения по системе Станиславского с системой образования в иранских театральных вузах, а также отмечает ошибки и недостатки этой системы.

Диссертант рассматривает проблемы и помехи освоению системы Станиславского в иранском театре, которые разделяются на две группы. Первая группа - внешние проблемы, которые вытекают из социокультурных и исторических особенностей и не зависят от воли артистов, но косвенно влияют на обучение и освоение системы в иранском театре. К первой группе проблем относятся политические и религиозные ограничения, неупорядоченная экономика, дилетантизм, непрофессиональное руководство в театральных учреждениях, отсутствие процесса роста и развития театра и др. Вторая группа - внутренние проблемы, которые вытекают изнутри самого театра и системы образования в Иране и мешают распространению системы Станиславского в стране. Ко второй группе относятся непонимание основных положений системы Станиславского, ошибочное употребление ее инструкций, отсутствие искусных педагогов, неправильные приемы преподавания системы, отсутствие дисциплины и регулярности репетиций, отсутствие репертуара в театрах, отсутствие подходящих условий в системе образования и др.

В диссертации предлагаются способы преодоления некоторых проблем и пути для всестороннего освоения системы Станиславского в иранских театрах и театральных вузах. Это разъяснение и новое ознакомление с системой; укрепление независимых организаций и союзов артистов; усиление профессионального театра; реформа театральных управлений и стиля руководства; расширение международных связей иранского театра; необходимость изменения порядка театрального обучения; использование эффективных приемов преподавания учения Станиславского и др. Эти меры и борьба с другими трудностями в конечном итоге должны привести к тому, что система Станиславского займет достойное место в иранских театрах и театральных вузах.

Современный теоретический взгляд на систему, который сообразуется с условиями современного иранского театра и с требованиями иранских артистов, может оказать содействие усилению роли системы Станиславского в Иране и помочь артистам в их творческой работе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Махди Хамед Сагаян, 2005 год

1. Симонов, Р. Иранский театр, Советское искусство, М., 27 ноября 1947.

2. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1988.

3. Станиславский К. С. Работа актера над собой, ч. I, М., 1985.

4. Станиславский К. С. Собрание сочинений, т. 3, М., 1955.

5. Станиславский К. С. Собрание сочинений, т. 4, М., 1957.1. На персидском языке:

6. Абурейхан Бируни. Бессмертные произведения, Лейпциг, 1923. (1923 ^ -цЗЬЪ^ '.йЦи^ 'сАиа)

7. Башгоз И. Просьба о дожде в Иране, Тегеран, 1979. (1979 • и'^ и»^ 5 '

8. Бейзаи Б. Театр в Иране, Тегеран, 1966. (1966 С)Ж йЫ '(-г^-^)

9. Бернарди Ф. Импровизация в театре, Тегеран, 1991. (1991 и1^ ^ < и^ьа

10. Ю.Бойс М. Две беседы об иранском пении и музыке, Тегеран, 1989. (1981 • (Ул^ иД^З* J <-£^ ' ичя)11 .Брокет О. История театра, Тегеран, 1996. (1996 * оЫ3 4 с

11. Брон Е. Иранская революция, Тегеран, 1951. (1951 4 й1^ иЫ < и^л)

12. Гезенфон. Анабаз, том.6, Париж, 1935. (1935 4 о^Ь 56 ^« с

13. И.Геродот. История, Тегеран, 1959. (1959 ¿и^ с

14. Гуран X. Безрезультатные усилия, Тегеран, 1998.1981 5 »<1^ » (jlJJS)

15. Джаннати А. Основание театра в Иране, Тегеран, 1951. (1951 * * иЫ ^ иУ-^ 4 ^ 4 Л) 17.3ибакалам С. Как мы стали такими, Тегеран, 2002. (2002 4 и1 лЗ *«* ^ и лз/^и»4 ¿¿^ * ЬЗ)

16. Кертис В. Иранские мифы, Тегеран, 1994. (1994 4 и1 ^4 и1 ^ 4 и*о^Р^

17. Кия X. Быстроногие герои в иранских представлениях, Тегеран, 1996. (1996 » ^ ^лг1 ^ Ь ^ и^^4

18. Малекпур Дж. История драматургии в Иране, Тегеран, 1988. (1988 4 4 иЫ -Я ^^ ¿и^4 ^ ^

19. Мамнун П. Развитие народного театра Исфахана, Тегеран, 1976. ( 1976 4 и'^ 4 иЧ^ -Й2 -Я 4 4 из1**)

20. Момени М. Обучение и исследование в театре, Тегеран, 1992. (1992 -и'^^ {¿»Л сД^'ир^^ьхлл^н,^!*^*)

21. Монгайт А. Археология в СССР, М., 1959.

22. Мостофи А. Моя биография, том.1, Тегеран, 1938. (1938 * ¿из 4 1 ^4 ль*. * (Дяи»)

23. Назерзаде Кермани Ф. Литературные стили в мире, Тегеран, 1999. ( 1999 ^ сгР' 4 *

24. Наршахи А. История Бухары, Париж, 1892. (1892 4 о^Ь ^сз^-яб)^ 4 4

25. Наср Н. Искусство и исламская душа, Тегеран, 1996.1996 4 й'лв^ 4 i ¿¡¿ьяь. ЛЛи> 4

26. Нушин А. Искусство театра, Тегеран, 1992.1992 4 и'^ 4 ^^ ^ 4 ¿¿ыиЛ-Дл. ^29,Оскуи М. История иранского театра, Тегеран, 1999. ( 1999 4 ¿¿ж 4 и1 л^ ^ 4 4 и^^-иЛ)

27. Плутарх. Сравнение жизни, Париж, 1950. (1950 4 очМ4 Ч/^'О < «А^з^Ь)

28. Саней М. История театральных декораций в Иране, Тегеран, 2002.2002 ^^ ¿¿^4 4

29. Сепанлу М. Иран, Тегеран, 1998. ( 1998 4 4 иЫ 4 <

30. Сисели Б. Голос актера, Лондон, 1976. (1979 4 4 ¿Ьл J 4 < сД^лн)

31. Табатабаи X. Роль тетральных вузов в изменении театра, Тегеран, 1978. ( 1978 4 сЪв2 4 С! ^ 4 4 ^ЬИА)

32. Фаррохи X. Иран, Тегеран, 1998.1998 4 и1^4 иЫ Ся»JJJJ14 4 иг^)

33. Холтон О. Театр-зеркало природы, Тегеран, 1993. (1993 4 и1^4 с^ик ли! 4 с ¿V)

34. Хомаюнфаррох Р. Восемь тысяч лет иранской поэзии, Тегеран,1991. (1991 4 4 сР1 ^ JУ^ О?-^ С-А*^»*)

35. Хосейни Н. Современный европейскийй театр, Тегеран, 1992. ( 1992 4 и'^4 4 4

36. Челковский П. Тазийе местное авангардистское искусство, Тегеран,1988.1988 4 сЪв2 4 иЫ 'Чо*2 44

37. Шардин. Путевой дневник, Тегеран, 1954. (1954 4 и1^4 4 ¿^Ц)

38. Шахрияри П. Книга театра, том 1, Тегеран, 1986.1986 u'j^4 1 ^ • Jbjjjj*

39. Ясами P. Современная литература, Тегеран, 1937.1937 « ¿be2 * tiUpl i :uiij t1. На английском языке:43.3аррили Ф. Игра на сцене, Лондон, 1995. (Zarrilli P. Acting, London, 1995.)

40. Крнодел Дж. Приглашение в театр, Нью Иорк, 1978. (Krnodel L. Invitation to the Theatre, New York, 1978.)

41. Страсберг Л.Страстная мечта, Нью Иорк, 1996. (Strasberg L. A dream of passion, New York, 1996.)

42. Шехнер P. Окружающий театр, Нью Йорк, 1994. (SchechnerR. Invironmental Theatre, New York, 1994.)

43. Журналы и газеты(на персидском языке): 47 .Живопись, №3, Тегеран, 1955. (1955 * иЫ 43 * isj^J^)

44. Журнал фестиваля «Праздник искусства», Шираз,1975. (1975 • У^ j'j^i ji* ^V-«)

45. Инженерный журнал Университета Тегерана, Тегеран, 2001. (2001 iu'j^^u'j«3

46. Иран (газета), год 9, № 2443, 22 апр. 2003. (2003 JijJ 22 t 2443 »jL^ i^J^i иЫ

47. Культура речи, № 1, Тегеран, 2001. (2001 * сЪ«5 i 1 * J)

48. Мир картины, № 46, Тегеран, 1985. (1985 4 иЫ * 46 i jtL^^Uii)

49. Музыка, год 3, № 70, Тегеран, 1957.1957 ^ о'л31 70 * 3 Л- 454.Мысль, №3,2002.2003 « 3 • « Л^)55.0тчёт по культуре, Тегеран, 1991.

50. И й1^ * ^s¿Ui J ^J¿&J 4 J¿ьJ

51. Театр (ежеквартальный), № 1, Тегеран, 1977. (1977 ^ Ч й^

52. Театр (ежемесячник), N° 3, Тегеран, 1997. (1997 * и1^4 3 ^ {

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.