Синтез искусств в музыкальном театре конца XIX - начала XX веков: истоки метода работы Ф.И. Шаляпина над ролью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Анестратенко Михаил Владимирович
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат наук Анестратенко Михаил Владимирович
Содержание
Введение
Глава 1. Синтез искусств и оперный театр России
конца XIX - начала XX веков
§ 1. Воздействие синтетической природы различных художественных направлений русской культуры конца XIX - начала XX веков на формирование мастерства Ф.И. Шаляпина
§ 2. Истоки вокального мастерства Ф.И. Шаляпина
§ 3. Истоки актерского мастерства Ф.И. Шаляпина
Глава 2. Оперно-сценическая деятельность Ф.И.
Шаляпина и поиски выразительных средств
§ 1. Этапы и принципы метода работы Ф. И.
Шаляпина над ролью
§ 2. Образ Мефистофеля в операх Ш. Гуно «Фауст» и
А. Бойто «Мефистофель» - поиск внешней 139 характерности § 3. Образ Царя Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и становление действенной интонации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф.И. Шаляпина2005 год, доктор искусствоведения Кузнецов, Николай Иванович
Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) и русский драматический театр конца XIX - первой четверти XX века2011 год, кандидат искусствоведения Семиколенова, Светлана Викторовна
Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве2007 год, доктор искусствоведения Силантьева, Ирина Игоревна
С. И. Мамонтов, Ф. И. Шаляпин и К. С. Станиславский - реформаторы оперного искусства в России конца XIX - начала XX веков1996 год, кандидат искусствоведения Кузнецов, Николай Иванович
Музыкальный театр Чайковского, исполнители и первые постановки опер композитора в России2003 год, кандидат искусствоведения Вайнштейн, Лариса Яковлевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синтез искусств в музыкальном театре конца XIX - начала XX веков: истоки метода работы Ф.И. Шаляпина над ролью»
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы встала острая проблема качественной актерской подготовки оперного артиста. По мнению многих театральных практиков1, уровень профессионалов - удручает. Из-за нехватки умений и навыков певца не только в плане владения голосом, но и в плане убедительного воплощения художественного образа, режиссер или дирижер выходят на первый план, дабы закрыть своими возможностями такого рода «бреши». Если в спектакле нет профессиональных артистов, то всё сценическое действо изначально представляет собой аттракцион музыкальных и пластических решений, который усиливается «эффектным» торжеством творческих (не всегда совпадающих с замыслом композитора) режиссерских и дирижерских «находок».
Если на рубеже XIX - XX веков зритель приходил в театр, чтобы слушать оперу, то на рубеже следующих столетий зритель идет смотреть оперный спектакль. Оперная режиссура конца XX - начала XXI века сочиняет спектакли поверх классического оперного либретто, отыскивая в недрах музыкальной драматургии новые, неожиданные и острые сюжеты. От современного оперного артиста требуется не просто качественный вокал, но и актерское оправдание сценического действия - «действенное пение»2 на основе «проживания» событийного ряда спектакля. Но как бы ни была изобретательна современная режиссура, режиссер не может заменить своими концепциями живого, чувствующего артиста.
1 Так, например, Г. П. Вишневская в своем интервью «Российской газете» рассуждает о разрушении русской оперной культуры: «Оперная культура катастрофически упала... сегодня к нам на занятия приходит другое поколение: бывает, поют арию Онегина, а Пушкина не читали. Современные режиссеры маргинализируют оперу. Все великие оперные дирижеры поумирали - Туллио Серафин, Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян, на смену им пришли симфонические дирижеры. У них свои оркестры, программы, гастроли, а заодно маэстро и оперы ставит. Так театр и остался без главных оперных руководителей.» // Муравьева И. В. Вишневская, vivat! / Российская газета №5615 (239). М., 2011.
2 Покровский Б. А. Ступени профессии. М., 1984. С. 49.
Проблема сегодняшнего дня - усложнение режиссерского языка в музыкальном театре. В свою очередь, оперные артисты отстали от современных режиссерских технологий. Однако так было не всегда. В период рубежа XIX - XX веков актерская технология опережала режиссерское искусство. Примером, такого выдающегося мастерства явилось искусство Ф. И. Шаляпина.
Шаляпинские поиски и достижения были в большинстве своем реализованы К. С. Станиславским в его оперной студии. Однако вынужденный отъезд Ф. И. Шаляпина за рубеж и лишение его гражданства советской России и звания народного артиста внезапно прервали плодотворное сотрудничество двух гениев.
В настоящем исследовании внимание обращено на творческую деятельность Ф. И. Шаляпина, ставшую одним из истоков русского оперного искусства. На примере анализа структуры метода работы Ф. И. Шаляпина над ролью мы можем предложить пути решения части профессиональных проблем современного оперного артиста.
Этот метод вырастает из феномена синтеза искусств, свойственного культуре рубежа XIX - XX веков. Его становление - результат трех векторов творческого поиска Ф. И. Шаляпина: использование выразительных средств живописного искусства, применение новых способов существования драматического артиста на сцене и освоение вокальной школы Ф. Ламперти.
Ко всему вышеизложенному можно добавить слова К. С. Станиславского, сказанные в 1919 году и актуальные на сегодняшний день: «...Школу Шаляпина создать необходимо. Это особенно важно теперь, когда оперное дело находится в катастрофическом состоянии. В опере нужен не только хороший певец, но и хороший актер. Нужно соответствие драматического и вокально-музыкального
3
искусства» .
Научная разработанность темы. О синтетической природе русского театрального искусства на рубеже XIX - XX веков высказывались отечественные деятели культуры: а) В. В. Кандинский, утверждавший что «.у каждого искусства свой язык, то есть оно обладает только ему одному свойственными
3 Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 Т. М., 1994. Т. 6. С. 253.
средствами. ,.»4; б) В. В. Стасов, отмечавший, что произведения художников-передвижников и представителей Балакиревского кружка «параллельны»5, дополняют друг друга и основаны на едином образном мире; в) Б. В. Асафьев утверждавший, что для осуществления художественного замысла композитора или художника-творца необходим поиск определенных «средств выражения»6, которые могут быть найдены в смежных видах искусства.
Среди представителей изобразительного искусства мнение по этому поводу в литературных источниках (воспоминаниях, мемуарах, письмах, заметках и так далее) оставили: А. Н. Бенуа, Н. Н. Рерих, А. М. Васнецов, К. С Малевич. В области музыкального искусства - А. Н. Серов, А. Н. Скрябин и другие. Синтез искусств понимался ими как некий идеал, к которому должен стремиться любой человек, решивший посвятить себя созданию произведения искусства вне
7
зависимости от его вида и направления .
Одним из ярких примеров реформы в русском драматическом театре стала деятельность МХТ, где быстрыми темпами эволюционировало искусство режиссера: «Новая драма - и особенно драма Чехова - привила театру тот тип художественного мышления, который все более тяготел к полифонической
о
организации действия, синтезу выразительных средств» . Поиск К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко средств выразительности, соответствовавших их режиссерскому замыслу, был неотъемлемой частью процесса создания спектаклей МХТ и оперной студии Большого театра начала XX века. Так, например, К. С. Станиславский утверждал: «Оперный певец имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, то есть вокальным, музыкальным и сценическим.... Все три искусства должны быть слиты между собой и
4 Стахорский С. В. Из истории советской науки о театре. 20-е годы: Сборник трудов. М., 1988. С. 92.
5 Стасов В. В. Избранные сочинения а 3-х т. М., 1952. Т. 2. С. 133.
6 Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. С. 301.
7 Бенуа А. Н. История живописи в XIX веке. Русская живопись. СПб., 1902; Васнецов А. М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М., 1908; Васнецов А. М. Происхождение красоты // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 8. Харьков, 1923. С. 1-63; Кандинский В. В. О Духовном в искусстве. Мюнхен, 1910; Кандинский В. В. Ступени. М., 1918; Малевич К. С. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. М., 1916.
8 Алексеев А. Д., Барабаш, Б. Я. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. М.: 1977.С. 16.
направлены для достижения одной общей цели. Если же одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другие - мешать этому воздействию, то... одно искусство будет уничтожать то, что творит другое»9.
Идеи Станиславского развивал и поддерживал Вл. И. Немирович-Данченко, говоря о необходимости поиска и сочетания актером МХТ различных выразительных средств: «Это был единственный театр, в котором. производились новые искания, вскрывались глубинные авторские замыслы, расширялись актерские индивидуальности, устанавливалась гармония всех сценических частей»10.
Для В. Э. Мейерхольда Ф. И. Шаляпин был образцом универсального синтетического актера. Режиссер восторгался его методом и приемами работы над оперно-сценическим образом11. В статье, посвященной постановке «Тристана и Изольды» в Мариинском театре 30 октября 1909 года, он писал: «Шаляпин - один из немногих художников оперной сцены, который, точно следуя за указаниями нотной графики композитора, дает своим движениям рисунок. И этот пластический рисунок всегда гармонически слит с тоническим рисунком партитуры»12.
Русское оперное искусство в конце XIX века развивалось многогранно. Постановки на сценах Императорских театров были переполнены ненужной
13
помпезностью и консервативностью, о чем писал С. И. Мамонтов . А. М. Васнецов и К. А. Коровин отмечали в воспоминаниях, что С. И. Мамонтов продвигал в Русской частной опере новаторские идеи синтетического театрального действа, в котором одним художественным замыслом должны быть всецело связаны на равноправной основе композитор, дирижер, режиссер, художник и артист.
9 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве, М.: АСТ Зебра Е, 2009. С 571.
10 Из воспоминаний В. И. Немирович-Данченко о годах работы в Филармонии Инсценировка чеховских настроений / Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1903. №106, 21 апреля.
11 Гладков А. К. Мейерхольд: в 2 Т. М., 1990.
12 Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2 Т., М. 1968. Т. 1. С. 150.
13 Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках. М., 1950.
Среди искусствоведов XX века, изучавших проблему синтеза искусств в различных жанрах и направлениях конца XIX - начала XX веков в историческом ракурсе, составивших фундаментальные научные исследования нужно отметить К. Г. Богемскую, В. В. Ванслова, А. А. Гозенпуда, В. М. Лобанова, B. C. Манина, Ф. С. Мальцеву, Д. В. Сарабьянова, Г. Ю. Стернина14.
Фундаментальными исследованиями в области систематизации фактов творческого пути артиста, писем из семейных архивов, отражающих вектор его творческих исканий и достижений, можно считать труды искусствоведов А. А. Гозенпуда и М. О. Янковского15. Также изучению исполнительского стиля Ф. И. Шаляпина за рубежом посвящено большое количество научных и научно-популярных трудов16.
За последние 20 лет глубоким исследованием творчества Ф. И. Шаляпина занимался Н. И. Кузнецов, посвятивший кандидатскую диссертацию «С. И. Мамонтов, Ф. И. Шаляпин и К. С. Станиславский - реформаторы оперного искусства в России конца XIX - начала XX веков» (Москва, 1996) восстановлению исторической справедливости по отношению к С. И. Мамонтову, как первому реформатору оперно-сценического искусства в России, К. С. Станиславскому, как продолжателю начинаний Мамонтова и Шаляпина в деятельности русского оперного театра. В докторской диссертации «Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина» (Москва, 2005) Н. И. Кузнецову удалось: а) реконструировать рабочие сценические термины Ф. И. Шаляпина - «инструменты», применяемые артистом при создании оперно-сценического образа; б) отобрать из них ключевые, носящие знаковый характер; в) расшифровать их в контексте «Системы К. С.
14 Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992; Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л., 1984; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. M., 1975; Манин B. C. Русский пейзаж. M., 2001; Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX -начала XX века. M., 2001; Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М., 1970.
15 Гозенпуд A.A. Избранные статьи. Л., 1971; Янковский М. О. Шаляпин. Л., 1972..
16 Baker's Biographical Dictionary of Musicians, (Nicolas Slonimsky, Ed.) New York: G. Schirmer, 1958; Borovsky V. Chaliapin. A Critical Biography. New York, 1988; David Ewen, Encyclopedia of the Opera: New Enlarged Edition. New York, 1963; Harriette B. Vocal mastery/Talks with singers and teachers, New York, 1920; Krehbiel H. E. Chapters of opera, New York, 1911.
Станиславского»; г) истолковать и объяснить их содержание, исходя из анализа творческо-репетиционного процесса. В результате Н. И. Кузнецов составил уникальную «Таблицу "инструментов" оперного актера в терминах Ф. И. Шаляпина и определениях К. С. Станиславского», как суммирующий ориентир для уроков сценического мастерства будущих оперных актеров.
В кандидатской диссертации С. В. Семиколеновой «Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) и русский драматический театр конца XIX - первой четверти XX века» (Москва, 1996) затрагивается проблема взаимоотношений и взаимовлияния Ф. И. Шаляпина с отечественными драматическими актерами конца XIX - первой четверти XX веков, а также умения и навыки, усвоенные певцом в процессе общения с ними и ассимиляция драматических приемов при работе над ролью.
Новизна исследования. Новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что впервые был сделан научный анализ структуры метода работы Ф. И. Шаляпина над оперной ролью, описаны его этапы и принципы в рамках творческого процесса.
Также новизну настоящей научной работы составляет научное обоснование и описание влияния на исполнительское мастерство Ф. И. Шаляпина вокальной школы Ф. Ламперти.
Существует множество точек зрения, каким путем шло развитие русского музыкального театра конца XIX - начала XX веков. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что Русская частная опере С. И. Мамонтова, дала необходимый импульс реформам оперного искусства в целом и искусству режиссуры музыкального театра в частности. Именно в этой творческой мастерской творили лучшие художники, режиссеры, дирижеры и композиторы того времени. Недостающим звеном был артист, отвечающий за убедительное воплощение художественного образа, призванный в процессе сценического действа претворить в жизнь композиторский и режиссерский замысел. Такому новому музыкальному театру нужен был не певец-исполнитель, а артист-творец, всецело охваченный общим художественным замыслом, способный ваять
внутренний и внешний облик персонажа, осознать и осуществить на сцене его
17
жизнь в «музыкальных предлагаемых обстоятельствах» , подчиненных логике оперного спектакля. Таким человеком можно считать Ф. И. Шаляпина, утверждавшего, что он - оперный артист, то есть артист синтетический. Так называл Ф. И. Шаляпина и А. В. Луначарский: «.оставить бессмертным только свой голос для такого синтетического артиста... недостаточно. Пришел. великий бас, тонкий художник-вокалист, исключительный гример, неподражаемый мим, потрясающий трагик, уморительный комик - Федор
Шаляпин - смог обеспечить свое бессмертие во всей полноте и сложности
18
производимых его игрой впечатлений» .
Гипотеза исследования. 1. Изучение метода работы Ф. И. Шаляпина над ролью показывает, что действенная сущность актерского искусства универсальна и обнаруживает себя как в драматическом, так и в музыкальном театре. 2. В музыкальном театре, синтетическом по своей сути, цельный художественный образ возникает на гармонической основе выразительных средств музыкального и драматического искусства, а также визуального образа - то, к чему стремился Шаляпин: драматическая основа роли, свободная вокальная техника и визуальное решение образа.
Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся наиболее существенные результаты исследования, которые составляют его научную новизну и заключаются в следующем:
1. Феномен синтеза искусств в музыкальном театре конца XIX - начала XX веков реализовывался на основе взаимодействия и взаимовлияния различных средств выразительности вокального, драматического и изобразительного искусств, подчиненных единому художественному замыслу.
2. Совокупность творческого опыта, полученного в результате общения с представителями русской творческой интеллигенции конца XIX - начала XX веков (художниками, вокалистами и драматическими актерами и др.), явилась
17 Н. И. Кузнецов Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина: дисс ... доктора искусствоведения: 17.00.02. М., 2005. С. 55.
18 Луначарский А. В. Шаляпин в «Дон Кихоте» / Вечерняя Москва. М., 1933. 5 сентября
основой для целостного понимания Ф. И. Шаляпиным синтетической природы художественного образа в оперном спектакле.
3. Практическим и методологическим «фундаментом» в формировании вокального мастерства Ф. И. Шаляпина стал огромный опыт, почерпнутый в вокальной школе Ф. Ламперти. Техническим результатом освоения школы Ф. Ламперти явилась шаляпинская свобода душевной органики, то есть, на основе вокальной школы Ламперти стало возможным «действенное пение» оперного артиста.
4. Ключевую роль в понимании оперным артистом процесса работы над оперно-сценическим образом сыграли представители различных направлений изобразительного искусства. В результате общения с ними Ф. И. Шаляпин овладел средствами выразительности живописного искусства и при создании внешних характеристик образа использовал законы и принципы портретного искусства.
5. В основе структуры метода работы Ф. И. Шаляпина над ролью лежит гармонический синтез выразительных средств трех искусств (живописного, вокального и драматического).
6. Метод работы Ф. И. Шаляпина над ролью реализуется с помощью трех этапов работы артиста над собой и над ролью: а) «изучение музыкальной драматургии роли»; б) «разработка действенной линии роли»; в) «воплощение оперно-сценического образа».
7. Каждый из этапов актерского метода работы над ролью основывается на принципах: «изучение музыкальной драматургии роли» - на принципах историчности, реалистичности, преемственности; «разработка действенной линии роли» - на принципах артистической свободы, новаторства,
детализации19; «воплощение оперно-сценического образа» - на принципах целостности, убедительности, конкретизации20.
Методологическая основа исследования. В основе настоящего исследования лежит теория и методология актерского и режиссерского искусства в драматическом и музыкальном театре, развившиеся в теории и практике выдающихся деятелей русского театра: К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Л. В. Баратова, Б. А. Покровского, Л. Д. Михайлова. Также в настоящем исследовании были использованы общенаучные методы: метод исторического анализа, метод систематизации и эмпирического обобщения полученной информации, источниковедческий метод.
Объект исследования. Объектом исследования является искусство создания художественного образа в музыкальном театре конца XIX - начала XX веков.
Предмет исследования. Предметом исследования является метод работы Ф. И. Шаляпина над оперной ролью.
Материал исследования. В качестве материала исследования выступают различные научные труды, раскрывающие проблему синтеза искусств в русской культуре конца XIX - начала XX веков, а также книги Ф. И. Шаляпина «Страницы из моей жизни» и «Маска и Душа», его письма, аудио-, видеозаписи, фотоматериалы, литературные источники, отразившие наиболее значимые аспекты творческой деятельности великого артиста, и произведения искусства, которые послужили основой для создания художественных образов в оперных спектаклях.
Цель исследования. Аргументировать и научно обосновать феномен синтеза искусств в музыкальном театре конца XIX - начала XX веков на материале оперно-сценической деятельности Ф. И. Шаляпина.
19 Детализация - разработка в деталях; стремление к исчерпывающей полноте изображения; плодотворность детализации определяется эстетической и смысловой значимостью деталей, их роль может быть самодовлеющей в ущерб целому или необходимой для общего замысла. // Елишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М., 2010. С. 594.
20 Конкретизация - процесс восстановления в мышлении объективной целостности, существующей через связи единичных вещей. // Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб., 2003. С. 187.
Задачи исследования:
1) выявление феномена синтеза искусств в методе работы Ф. И. Шаляпина над ролью в жанре оперы;
2) анализ влияния феномена синтеза искусств в творчестве представителей изобразительного искусства на оперно-сценическую деятельность Ф. И. Шаляпина;
3) определение истоков вокального мастерства Ф. И. Шаляпина;
4) анализ истоков актерского мастерства Ф. И. Шаляпина;
5) выявление этапов метода работы Ф. И. Шаляпина над ролью и принципов, на которых они основываются;
6) осмысление наиболее значимых образов, созданных Ф. И. Шаляпиным на оперной сцене с помощью синтеза средств художественной выразительности живописного, вокального и драматического искусств.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования стали основами докладов автора на всероссийских и международных конференциях: Исследования молодых музыковедов (Российская академия музыки имени Гнесиных, 2011, 2012); Наука и Философия (Российская академия музыки имени Гнесиных, 2011); Первая мировая война в культурологическом дискурсе (к 100-летию начала Первой мировой войны) (Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 2014); Методология современного театроведения (Российского института театрального искусства - ГИТИС, 2015). Результаты диссертационного исследования используются также в учебном процессе по дисциплине «Сценическая подготовка» у студентов 3-4 курсов структурного подразделения колледжа Российской академии музыки имени Гнесиных.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выводы, сделанные на основе анализа феномена синтеза искусств в музыкальном театре конца XIX - начала XX веков на материале оперно-сценической деятельности Ф. И. Шаляпина станут:
а) с теоретической точки зрения, дальнейшей ступенью анализа и описания природы взаимодействия и взаимовлияния различных средств
выразительности вокального, драматического и изобразительного искусств между собой в зависимости от художественного замысла артиста-творца;
б) с практической точки зрения, материалы диссертации могут быть применены состоявшимися специалистами в области оперного искусства, что существенно расширит их возможности по совершенствованию мастерства воплощения художественного образа на сцене посредством синтеза средств выразительности трех искусств. Также результаты исследования могут быть использованы в различных методических пособиях для подготовки студентов средних специальных и высших учебных заведений искусств на семинарах, лекциях и практикумах.
Структура исследования. Настоящая диссертация состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературных источников и Приложения.
14
Глава 1.
Синтез искусств и оперный театр России конца XIX -
начала XX веков
Тема синтеза искусств в настоящее время волнует множество ученых искусствоведов и театральных практиков. Поиск оптимального баланса среди различных видов искусств при создании оперных спектаклей представляет собой актуальную проблему, решение которой в теоретическом и практическом ключе приведет к более качественному уровню оперно-сценической культуры в плане создания новых режиссерских концепций и воплощения оперными артистами убедительных художественных образов.
Современными художниками, композиторами, режиссерами музыкального и драматического театра в процессе постановки спектаклей, написания музыкальных произведений разрабатываются и внедряются новые технологии, открывающие большие возможности в области достижения поставленных целей и реализации художественных замыслов.
Однако многие из современных деятелей искусств гонятся за формой, в которой, зачастую, отсутствует содержание. В моду входит неоправданное «шокирование» публики, внедрение в оперный спектакль чужеродных визуально-звуковых элементов вразрез идущих с его музыкальной драматургией. Кардинально меняются внутренние действенные линии ролей персонажей оперного произведения в угоду сиюминутному «шоу-эффекту». Вводятся несуществующие действующие лица, уводящие сознание зрителя от понимания сверхзадачи спектакля. Такого рода произведения способны привлечь внимание публики лишь на короткий промежуток времени, создав определенный интерес или вызвав широкий общественный резонанс.
К счастью, такая тенденция среди режиссеров музыкального театра не повсеместна. Существуют в настоящее время спектакли, которые можно считать подлинными шедеврами. В большинстве своем, указанный успех обусловлен тем,
что их создатели (например: Д. А. Бертман, А. В. Петров, А. Б. Титель, и другие) смогли умело сочетать средства выразительности одного или несколько видов искусств при воплощении своего художественного замысла в оперно-сценическом произведении.
Несмотря на достижения такого рода постановок, многие певцы, принимавшие в них участие, оставались именно певцами, а не оперными артистами (по Ф. И. Шаляпину). Современному музыкальному театру нужен синтетический артист, творец, осознающий «Я» своего персонажа в «музыкальных предлагаемых обстоятельствах», умеющий найти его индивидуальную характерность21 и понять его «зерно»22 (истинную сущность), учитывающий не только текст либретто, но, главным образом, написанный композитором музыкальный текст.
Подобную ситуацию для современного оперного артиста сформулировал в своей докторской диссертации «Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина» (в 2005 году) Н. И. Кузнецов,
23
назвав ее «жизнь в музыкальных предлагаемых обстоятельствах» . Этим отличается подход работы над ролью у оперного артиста от драматического, для которого К. С. Станиславский сочинил формулировку - «жизнь в предлагаемых обстоятельствах»24.
Следует признать тот факт, что режиссерские технологии ушли далеко вперед. В то же время мастерство оперного артиста осталось на уровне статичного исполнения в сценических костюмах, заключающегося в самозабвенной занятости певцами профессиональным звукоизвлечением в процессе спектакля. В результате современный оперный театр стал переживать полномасштабный кризис25.
21 Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 Т. М., 1958. Т. 3. С. 224.
22 Кнебель М. О. Вся жизнь. М., 1967. С. 64.
23 Кузнецов Н. И. Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина: дисс ... доктора искусствоведения: 17.00.02. М., 2005. С. 57.
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен2005 год, кандидат искусствоведения Розенберг, Марина Семеновна
Европейские театральные традиции и оперная режиссура Эммануила Каплана2010 год, кандидат искусствоведения Селиверстова, Наталия Борисовна
Становление театра "Геликон-Опера"2011 год, кандидат искусствоведения Буданов, Анатолий Валерьевич
Оперное творчество певца-актера: историко-теоретические и практические аспекты2011 год, доктор искусствоведения Богатырев, Всеволод Юрьевич
Действенная интонация в режиссуре и мастерстве актера музыкального театра2011 год, кандидат искусствоведения Чепинога, Алла Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Анестратенко Михаил Владимирович, 2016 год
Список использованной литературы
1. Абаджиев, А. Николай Гяуров / А. Абаджиев. - М.: Радуга, 1984. - 111 с.
2. Агин, М. С. Мастера вокального искусства / М. С. Агин. - М.: Пробел-2000, 2009. - 440 с.
3. Агин, М. С. Репертуарная вокальная энциклопедия. Арии / М. С. Агин. - М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2007. - 320 с.
4. Аксаков, С. Т. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Правда, 1966. - 5 т.
5. Акулов, Е. А. Оперная музыка и сценическое действие / Е. А. Акулов. - М.: Всероссийское театральное общество, 1978. - 456 с.
6. Алексеев, А. Д., Барабаш, Б. Я. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века / А. Д. Алексеев, Б. Я. Барабаш. - М.: Наука, 1977. - 512 с.
7. Альмединген, Б. А. Головин и Шаляпин / Б. А. Альмединген. - М.: Ленинградский художник, 1958. - 38 с.
8. Амфитеатров, А. В. Заметы сердца / А. В. Амфитеатров. - М.: 1909. - 247 с.
9. Антарова, Е. К. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра 1918 - 1922 гг. / А. В. Антарова. - М.: Искусство, 1952. - 180 с.
10. Асафьев, Б. В. Русская живопись / Б. В. Асафьев. - Л.: Советская Музыка, 1966. - 244 с.
11. Асафьев, Б. В. Избранные труды: в 5 т. / Б. В. Асафьев. - М.: Издательство академии наук СССР, 1957. - 5 т.
12. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
13. Асафьев, Б. В. Об опере / Б. В. Асафьев. - М.: Музыка, 1976. - 336 с.
14. Асафьев, Б. В. Ваятель жеста / Б. В. Асафьев // Ф. И. Шаляпин: статьи и высказывания. Приложения: в 3 т. - 1979. - 3 т. С. 180.
15. Баранова, Т. В. Шаляпин/ Т. В. Баранова // Труд актера, 1957. - №1.
16. Барбой, Ю. М. Структура действия и современный спектакль / Ю. М. Барбой. - Л.: ЛГИТМИК, 1988. - 201 с.
17. Бармак, А. А. Художественная атмосфера. Этюды / А. А. Бармак. - М.: ГИТИС, 2004. - 320 с.
18. Бахревский, В. А. Савва Мамонтов / В. А. Бахревский. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 528 с.
19. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. / В. Г. Белинский. -М.: Издательство академии наук СССР, 1953. - 13 т.
20. Белинский, В. Г. О драме и театре: в 2 т. - М.: Искусство, 1983. - 2 Т.
21. Беляева, А. А., Новикова, Л. И., Толстых, В. И. Эстетика: словарь / А. А. Беляева, Л. И. Новикова, В. И. Толстых. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
22. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. / Н. А. Бердяев. - М.: Искусство, Лига, 1994. - 2 т.
23. Бенуа, А. Н. Александр Бенуа размышляет... / А. Н. Бенуа. - М.: Советский художник, 1968. - 738 с.
24. Бенуа, А. Н. История живописи в XIX веке. Русская живопись / А. Н. Бенуа. - СПб.: типография Б. Евдокимова, 1902. - 303 с.
25. Бенуа, А. Н. Русская школа живописи: в 10 т. / А. Н. Бенуа. - СПб.: т-во В. Голике и А. Вильборг, 1904. - 10 т.
26. Богемская, К. Г. Пейзаж. Страницы истории / К. Г. Богемская. - М.: Галактика. 1992. - 336 с.
27. Буганов, В. И. История России: Конец 17 - 19 век: Учебное пособие / В. И. Буганов. - М.: Просвещение, 2002. - 303 с.
28. Буткевич, М. М. К игровому театру: лирический трактат / М. М. Буткевич. -М.: ГИТИС, 2002. - 702 с.
29. Вайнштейн, Л. И. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство / Л. И. Вайнштейн. - Киев.: Издательство Л. Вайнштейна, 1924. - 27 с.
30. Вальтер, В. Т. Шаляпин: К 25-летию его артистической деятельности / В. Т. Вальтер // Вестник Европы. - 1916. - №2. - С. 305.
31. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов. - 2-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 233 с.
32. Ванслов, В. В. Эстетика, искусство, искусствознание. Вопросы теории и истории: Сборник статей / В. В. Ванслов. - М.: Изобразительное искусство, 1983.
- 439 с.
33. Васнецов, А. М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи / А. М. Васнецов. - М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон. 1908.
- 133 с.
34. Васнецов, А. М. Происхождение красоты / А. М. Васнецов // Научная мысль. - 1923. - т. 8. - С. 211.
35. Верещагина, А. Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи ХУШ начала XX века / А. Г. Верещагина. - Л.: Искусство. 1973. - 130 с.
36. Виноградов, Д. И. Постановка дыхания и голоса (и чем знаменит Ф. Шаляпин) / Д. И. Виноградов. - М.: Музгиз. 1917. - 121 с.
37. Власова, Р. И. Константин Коровин. Творчество / Р. И. Власова. - Л.: Художник РСФСР. 1969. - 192 с.
38. Волков, Н. Н. Восприятие картины: пособие для учителя / Н. Н. Волков. -М.: Просвещение. 1976. - 32 с.
39. Галлеев, Б. М. Максим Горький о синестезии / Б. М. Галлеев // Максим Горький на рубеже XX - XXI веков. - 2001. - С. 55-61.
40. Гармаш, В. И., Котляров, Ю. Ф. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2-х книгах. Кн.1. / В. И. Гармаш. - Изд. 2-е, доп. — Л.: Музыка, 1989. - 303 с.
41. Гашева, Н. Н. Синтез в русской культуре XIX - XX веков: типология и динамика форм: дисс. ... доктора культурологии: 24.00.01 / Гашева Наталия Николаевна. - Пермь., 2007. - 217 с.
42. Георгиева, Т. С. Русская культура и современность: Учебное пособие / Т. С. Георгиева. - М.: Юрайт-М, 2001. - 572 с.
43. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. - Л. - М.: Искусство, 1967. - 296 с.
44. Гладков А. К. Мейерхольд: в 2 т. / А. К. Гладков. - М.: СТД РСФСР, 1990. -2 Т.
45. Гозенпуд, A.A. Избранные статьи / А. А. Гозенпуд. - Л.: Советский композитор, 1971. - 240 с.
46. Гозенпуд, А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904 / А. А. Гозенпуд. - Л.: Музыка, 1974. - 264 с.
47. Гозенпуд, А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 - 1917 / А. А. Гозенпуд. - Л.: Музыка, 1975. - 386 с.
48. Головин, А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине / А. Я. Головин - М. - Л.: Искусство, 1960. - 388 с.
49. Голубовский, Б. Г. Пластика в искусстве актера / Б. Г. Голубовский. - М.: Искусство, 1986. - 189 с.
50. Голубовский, Б. Г. Путь к спектаклю: методическое пособие №5 / Б. Г. Голубовский. - М.: ВЦХТ, 2005. - 90 с.
51. Голубовский, Б. Г. Шаг в профессию / Б. Г. Голубовский. - М.: ГИТИС, 2002. - 97 с.
52. Гольцман, С. В. Шаляпин в Казани / С. В. Гольцман. - Казань: Татарское книжное издательство, 1986. - 192 с.
53. Горбунов, Н. И. Федор Шаляпин в Японии и Китае / Н. И. Горбунов. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 400 с.
54. Горкин, А. П. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия: в 4 т. / А. П. Горкин. - М.: Росмэн. 2007. - 4 т.
55. Горчаков Н. М. К. С. Станиславский о работе режиссера с актером / Н. М. Горчаков. - М.: ВТО, 1958. - 284 с.
56. Громов, Е. С. Палитра чувств: о трагическом и комическом / Е. С. Громов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
57. Грошева, Е. А. «Федор Иванович Шаляпин» (Литературное наследство, письма, И. Шаляпина - воспоминания об отце): в 2 т. / Е. А. Грошева. - М.: Искусство, 1957. - 2 т.
58. Грошева, Е. А. «Федор Иванович Шаляпин» (Статьи, высказывания, воспоминания о Ф. И. Шаляпине): в 2 т. / Е. А. Грошева. - М.: Искусство, 1958. -2 т.
59. Губарев, А. А. Леонардо да Винчи, Трактат о живописи / Леонардо да Винчи: пер. А. А. Губарева. - М.: Фолио, 2013. - 110 с.
60. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры: язык архитектуры / А. Э. Гутнов. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 351 с.
61. Дарский, И. Народный артист его величества / И. Дарский. - М.: Нью-Йорк, 1999. - 231 с.
62. Дмитриевский, В. Н., Катеринина Е. Р. Шаляпин в Петербурге - Петрограде / В. Н. Дмитриевский. - Л.: Лениздат, 1976. - 264 с.
63. Дмитриевский, В. Н., Дмитриевская Е. Р. Федор Шаляпин. Царь-бас Федор Иванович / В. Н. Дмитриевский. - М.: Олимп, Смоленск, Русич, 1998. - 464 с.
64. Дмитриевская, Е. Р., Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве / Е. Р. Дмитриевская. - М.: Московский рабочий, 1986. - 238 с.
65. Дмитриевский, В. Н. Великий артист / В. Н. Дмитриевский. - Л.: Музыка, 1973. - 216 с.
66. Дмитриевский, В. Н. Шаляпин и Горький / В. Н. Дмитриевский. - Л.: Музыка, 1981. - 240 с.
67. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2004. - 366 с.
68. Добронравов, Л. Ф. Ф. И. Шаляпин. Творчество / Л. Ф. Добронравов // Нива. - 1918. - № 36-37.
69. Дорошевич, В. Избранные рассказы / В. Дорошевич. - М.: Московский рабочий, 1962. - 305 с.
70. Дранков, В. Л. Природа таланта Шаляпина / В. Л. Дранков. - Л.: Музыка, 1973. - 215 с.
71. Друскин, М. С. 100 опер / М. С. Друскин. - Л.: Музыка, 1970. - 624 с.
72. Елишкин, Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка / Н. И. Елишкин. - М.: ЭТС, 2010. - 5140 с.
73. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. - М.: Просвещение, 1973. - 233 с.
74. Золотницкий, Д. И. Теляковский. Воспоминания. Театральные мемуары / Д. И. Золотницкий. - Л.-М.: Искусство, 1965. - 483 с.
75. Зильберштейн, И. С., Самков В. А. Константин Коровин вспоминает / И. С, Зильберштейн, В. А. Самков. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 708 с.
76. Иванова, К. Е. Эстетика / К. Е. Иванова. - М.: ГИЦ Владос, 2007. - 208 с.
77. Ильина, Т. В. История искусств / Т. В. Ильина. - М.: Высшая школа, 1983. -408 с.
78. Ильичев, Л. Ф., Федосеев, П. Н., Ковалев, С. М., Панов, В. Г. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф.Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия. 1983. - 840 с.
79. Ирза, Н. Д. Синтез / Н. Д. Ирза // Культурология ХХ век. Энциклопедия. -1998. - 398 с.
80. Каплан Э. И. Жизнь в музыкальном театре / Э. И. Каплан. - Л.: Музыка, 1969. - 235 с.
81. Каратыгин, В. Г. Мусоргский и Шаляпин / В. Г. Каратыгин. - Петроград: ГАТОБ, 1922. - 82 с.
82. Кармин, А. С. Основы культурологии. Морфология культуры / А. С. Кармин. - СПб.: Лань, 1997. - 512 с.
83. Келдыш, Ю. В. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Ю. В. Келдыш. - М.: Советский композитор, 1982. - 6 т.
84. Келдыш, Г. В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г. В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1991. - 672 с.
85. Кизин, М. М. А. П. Иванов: актер-певец (творческий метод): дисс. ... канд. Искусствоведения: 17.00.01 / Кизин Михаил Михайлович. - М.: 2008. - 153 с.
86. Кирнарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Д. К. Кирнарская. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
87. Коноплева, О. С. Фольклоризм «Уральских рассказов» Д. Н. Мамина-Сибиряка: дисс. ... канд. филилогических наук: 10.01.01 / Коноплева Оксана Сергеевна. - Екатеринбург, 2005. - 212 с.
88. Коровин, К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь / К. А. Коровин. -СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2010. - 224 с.
89. Коллар, В. Ф. И. Шаляпин на Волге / В. Ф. Коллар. - Горький.: Волго-Вятское кн. изд-во, 1982. - 300 с.
90. Котляров, Ю. Ф., Гармаш В. И. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина: в 2 т. / Ю. Ф. Котляров, В. И. Гармаш. - Л.: Музыка, 1984. - 2 т.
91. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. - М.: ВТО, 1970. - 160 с.
92. Кнебель, М. О. Вся жизнь / М. О. Кнебель. - М.: ВТО, 1967. - 586 с.
93. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли / М. О. Кнебель. - М.: ГИТИС, 2005. - 73 с
94. Князьков, С. А. Картины по русской истории. Объяснительный текст картин №1 / С. А. Князьков. - М.: Гроссман и Кнебель, 1912. - 15 с.
95. Князьков, С. А. Картины по русской истории. Объяснительный текст картин №2 / С. А. Князьков. - М.: Гроссман и Кнебель, 1912. - 15 с.
96. Кононенко, Б. И. Синтез искусств / Б. И. Кононенко // Большой толковый словарь по культурологи. - 2003. - С. 277.
97. Кристи, Г. Работа Станиславского в оперном театре / Г. Кристи. - М.: Искусство, 1952. - 284 с.
98. Крюковских, А. Ю. Синтез / А. Ю. Крюковских // Словарь исторических терминов. - 1998. - С. 302.
99. Кузьмина, М. Т., Мальцева Н. Л. История зарубежного искусства / М. Т. Кузьмина, Н. Л. Мальцева. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 488 с.
100. Кузнецов, Н. И. С. И. Мамонтов, Ф. И. Шаляпин и К. С. Станиславский -реформаторы оперного искусства в России конца XIX - начала XX веков: дисс. ...
канд. Искусствоведения: 17.00.02 / Кузнецов Николай Иванович. - М., 1996. - 166 с.
101. Кузнецов, Н. И. Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина: дисс. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Кузнецов Николай Иванович. - М., 2005. - 380 с.
102. Кузнецов, Н. И. О мастерстве оперного артиста. Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, М. А. Чехов / Н. И. Кузнецов. - М.: Открытая сцена, 2011. - 225 с.
103. Кузнецова, Э. В. Исторический и батальный жанр / Э. В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
104. Ламперти, Ф. Искусство пения (L'arte del canto). По классическим преданиям. Технические правила и советы учениками и артистам: Учебное пособие / Ф. Ламперти. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. - 192 с.
105. Левик, С. Ю. Записки оперного певца / С. Ю. Левик. - М.: Искусство, 1962.
- 639 с.
106. Лесс, А. Л. Рассказы о Шаляпине / А. Л. Лесс. - М.: Советская Россия, 1975.
- 176 с.
107. Левик, С. Ю. Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены / С. Ю. Левик. - М.: Искусство, 1955. - 474 с.
108. Луговой, А. А. Синтез в русской культуре: философско-методологические основания, дисс. ... доктора философских наук. - СПб.: 2006. - 266 с.
109. Любимов, Л. Д. Искусство древнего мира / Л. Д. Любимов. - М.: Просвещение, 1980. - 320 с.
110. Львов, М. Л. Из истории вокального искусства / М. Л. Львов. - М.: Музыка, 1964. - 228 с.
111. Малевич, К. С. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм / К. С. Малевич. - М.: Общественная польза, 1916. - 31 с.
112. Мамонтов, В. С. Воспоминания о русских художниках / В. С. Мамонтов. -М.: изд-во Академии художеств СССР, 1950. - 260 с.
113. Манин, B. C. Русский пейзаж / В. С. Манин. - M.: Белый город, 2001. - 632 с.
114. Мейерхольд В. Э. О театре / В. Э. Мейерхольд. - СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1913. - 208 с.
115. Мейерхольд, В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2 Т. - М.: Искусство, 1968. - 643 с.
116. Мещеряков, Б. М., Зинченко В. Г. Синтез / Б. М. Мещеряков, В. Г. Зинченко // Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
117. Михеев, В. М. Русский пейзаж в городской галерее П. и С. Третьяковых / В. М. Михеев // Артист. - 1894. - №35. - март.
118. Мичурин, Г. М. Воспоминания о Добужинском / Г. М. Мичурин. - СПб.: Академический проект, 1997. - 368 с.
119. Молева, Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н. М. Молева. -М.: Просвещение, 1991. - 413 с.
120. Мурина, Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств / Е. Б. Мурина. - М.: Искусство, 1982. - 192 с.
121. Немирович-Данченко, В. И. Творческое наследие: в 4 т. / В. И. Немирович-Данченко. - М.: МХТ, 2002. - 4 Т.
122. Немировский, А. Б. Пластическая выразительность актера / А. Б. Немировский. - М.: Искусство, 1988. - 191 с.
123. Нестеренко, Е. Е. Размышления о профессии / Е. Е. Нестеренко. - М.: Искусство, 1985. - 184 с.
124. Никитин, Б. Сергей Рахманинов. Фёдор Шаляпин / Б. Никитин. - М.: ОТИСС, 1998. - 237 с.
125. Никифоров, Б. М. Путь к картине / Б. М. Никифоров. - М.: Искусство, 1971. - 142 с.
126. Никулин, Л. В. Федор Шаляпин / Л. В. Никулин. - М.: Искусство, 1954. -192 с.
127. Никулин, Л. В. Фёдор Иванович Шаляпин. Воспоминания и портреты. (Годы нашей жизни) / Л. В. Никулин. - М.: Московский рабочий, 1966. - 512 с.
128. Новоуспенский, Н. Н. Государственный русский музей / Н. Н. Новоуспенский. - Л.: Живопись, 1984. - 114 с.
129. Одноралов, Н. В. Материалы в изобразительном искусстве / Н. В. Одноралов. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
130. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1991. - 917 с.
131. Панов, В. Г. Синтез / В. Г. Панов // Российская педагогическая энциклопедия. - 1993. - С. 202.
132. Пастон, Э. В. В. Д. Поленов / Э. В. Пастон. - СПб.: Художник РСФСР, 1991.
- 186 с.
133. Петелин, В. В. Восхождение / В. В. Петелин. - М.: Советский писатель, 1989. - 560 с.
134. Петелин, В. В. Шаляпин и Иола Торнаги / В. В. Петелин. - М.: Алгоритм, 2007. - 448 с.
135. Петелин, В. В. Жизнь Шаляпина / В. В. Петелин. - М.: Центрполиграф, 2004. - 720 с.
136. Петрова, Г. В. Творчество Иннокентия Анненского / Г. В. Петрова. -Великий Новгород: Открытое общество, 2002. - 125 с.
137. Пеняев, И. П. Первые шаги Федора Ивановича Шаляпина на артистическом поприще / И. П. Пеняев. - М.: Типолит. Т-ва Н. И. Кушнеров и Ко, 1903. - 22 с.
138. Пикулев, И. И. Русское изобразительное искусство / И. И. Пикулев. - М.: Просвещение, 1977. - 287 с.
139. Пименов, Ю. Необыкновенность обыкновенного / Ю. Пименов. - М.: Искусство, 1964. - 352 с.
140. Плохов, А. В. Синтез искусств и инвариантность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца: дисс. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Плохов Александр Васильевич. - М., 2002. - 161 с.
141. Подобедова, О. И. О природе книжной иллюстрации / О. И. Подобидова. -М.: Советский художник. 1973. - 336 с.
142. Покровский, Б. А. Читая Шаляпина / Б. А. Покровский // Советская музыка.
- 1968. - №11.
143. Покровский, Б. А. Читая Шаляпина / Б. А. Покровский // Советская музыка.
- 1969. - № 1.
144. Покровский, Б. А. Об оперной режиссуре / Б. А. Покровский. - М.: ВТО, 1973. - 308 с.
145. Покровский, Б. А. Размышления об опере / Б. А. Покровский. - М.: Советский композитор, 1979. - 279 с.
146. Покровский, Б. А. Беседы об опере / Б. А. Покровский. - М.: Просвещение, 1981. - 193 с.
147. Покровский, Б. А. Ступени профессии / Б. А. Покровский. - М.: ВТО, 1984.
- 343 с.
148. Покровский, Б. А. Сотворение оперного спектакля / Б. А. Покровский. - М.: Детская литература, 1985. - 144 с.
149. Покровский, Б. А. Шаляпин сегодня / Б. А. Покровский // Катарсис. - 1994.
- С. 22 - 24.
150. Покровский, Б. А. Моя жизнь - опера / Б. А. Покровский. - М.: Аграф, 1999.
- 300 с.
151. Потяркина, Е. Е. К. Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX - XX веков: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Потяркина Елена Евгеньевна. - М., 2010. - 315 с.
152. Поламишев, А. М, Событие - основа спектакля / А. М. Поламишев. - М.: Советская Россия, 1977. - 112 с.
153. Полевой, В. М. Синтез искусств / В. М. Полевой // Популярная художественная энциклопедия. - 1986. - С. 266.
154. Попов А. Д. Творческое наследие: В 3 т. / А. Д. Попов. - М.: ВТО, 1979. - 3 Т.
155. Приходовская, Е. А. Некоторые особенности оперной драматургии М. П. Мусоргского / Е. А. Приходовская // Отечественная музыка как историко-культурное явление. - 2008. - 17 - 19 марта. - С. 280 - 289.
156. Прошкина, Е. П. Вокальная фонетика (итальянский, французский, немецкий, английский языки) / Е. П. Прошкина. - Спб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2005. - 46 с.
157. Пружанский, А. М. Отечественные певцы. 1755 - 1917: Словарь В двух частях. Часть первая / А. М. Пружанский. - М.: Сов. композитор, 1991. - 423 с.
158. Пружанский, А. М. Отечественные певцы. 1755 - 1917: Словарь В двух частях. Часть вторая / А. М. Пружанский. - М.: Композитор, 2000. - 200 с.
159. Раскин, А. Г. Шаляпин и русские художники / А. Г. Раскин. - Л. - М.: Искусство, 1963. - 164 с.
160. Рейнгардт, Л. Я. Современное западное искусство: борьба идей / Л. Я. Рейнгардт. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 359 с.
161. Роднянская, И. Художественный образ / И. Роднянская // Философская энциклопедия. - 1970. - т. 5. - С. 241.
162. Россов, В. А. И. К. Рерих. Письма к А. Н. Бенуа. Выпуск 4 / В. А. Россов. -СПб.: Сердце, 1993. - 40 с.
163. Россихина, В. Оперный театр С. Мамонтова / В. Россихина. - М.: Музыка, 1985. - 238 с.
164. Розенфельд, С. Е. Повесть о Шаляпине / С. Е. Розенфельд. - Л.: Лениздат, 1966. - 277 с.
165. Румянцев, П. И. Станиславский и опера / П. И. Румянцев. - М.: Искусство, 1969. - 496 с.
166. Руссова. Н. Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба / Н. Ю. Руссова - М.: Флинта: Наука. 2004. - 304 с.
167. Рымшина, Т. А. Пейзажная живопись И. И. Остроухова: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Рымшина Татьяна Алексеевна. - СПб., 2001. - 229 с.
168. Савинов, А. Н. Иван Иванович Шишкин / А. Н. Савинов. - М.: Искусство. 1971. - 92 с.
169. Сарабьянов, Д. В. Врубель / Д. В. Сарабьянов. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 48 с.
170. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века / Д. В. Сарабьянов. - M.: Галарт. 2001. - 301 с.
171. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций / Д. В. Сарабьянов. - М.: Изд -во Моск. Ун-та. 1989. — 381 с.
172. Сарабьянов, Д. В. В. И. Суриков / Д. В. Сарабьянов. - М.: 1963. - 332 с.
173. Саркисян, Р. В. Ф. И. Шаляпин / Р. В. Саркисян. - М.: Музыка, 1996. - 192 с.
174. Сахарова, Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания / Е. В. Сахарова. - М. - Л.: Искусство, 1950. - 519 с.
175. Семиколенова, С. В. Федор Иванович Шаляпин (1873 - 1938) и русский драматический театр конца 19 - первой четверти 20 века: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Семиколенова Светлана Викторовна. - М., 2011. -202 с.
176. Серов, А. Н. Избранные статьи: в 2 т. / А. Н. Серов. - М. - Л.: 1950. - 2 т.
177. Сизов, В. Е. Памяти Левитана / В. Е. Сизов // Русские ведомости. - 1900. -№221.
178. Силантьева, И. И. Шаляпин, каким его знали книги / И. И. Силантьева. - М.: Сфера, 2005. - 304 с.
179. Силантьева, И. И., Клименко Ю. Г. Актер и его Alter Ego / И. И. Силантьева, Ю. Г. Клименко. - М.: Грааль, 2009. - 564 с.
180. Соколов, Н. Н. Дом - музей Ф. И. Шаляпина / Н. Н. Соколов. - М.: Музей муз. Культуры им. М. И. Глинки, 1992. - 32 с.
181. Соколов, Н. Н. Этот гений - Федор Шаляпин / Н. Н. Соколов. - М.: фортепианная школа Клавир, 1995. - 398 с.
182. Соколов, А. Н. Теория стиля / А. Н. Соколов. - М.: Искусство, 1968. - 224 с.
183. Соловьева, И. Н. Ржиссерские экземпляры К. С. Станиславского / И. Н. Соловьева. - М. - СПб.: Феникс, 1994. - 150 с.
184. Сорокин, В. Н. Синтез содержания и формы в творческом процессе: на материале театрального искусства: дисс. . канд искусствоведения: 17.00.09 / Сорокин Вячеслав Николаевич. - М., 2002. - 121 с.
185. Станиславский, К. С. Из записных книжек: в 2 т. / К. С. Станиславский. -М.: ВТО, 1986. - 2 т.
186. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: в 8 т. / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1954-1961. - 8 т.
187. Станиславский, К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1953. - 782 с.
188. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. - М.: АСТ Зебра Е, 2009. - 608 с.
189. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1935. - 142 с.
190. Старк, Э. А. Федор Иванович Шаляпин. Биография и сценические образы / Э. А. Старк. - М.: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1915. - 216 с.
191. Стасов, В. В. Статьи о Шаляпине / В. В. Стасов. - М.: Музгиз, 1952. - 24 с.
192. Стасов, В. В. Избранные сочинения: в 3 т. / В. В. Стасов. - М.: Искусство, 1952. - 3 т.
193. Стахорский, С. В. Из истории советской науки о театре. 20-е годы: Сборник трудов / С.В. Стахорский. - М.: ГИТИС, 1988. - 339 с.
194. Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков / Г. Ю. Стернин. - М.: Искусство, 1970. - 294 с.
195. Суздалев, П. К. Врубель / П. К. Суздалев. - М.: Советский художник, 1991. - 364 с.
196. Танеев, С. В. Из прошлого императорских театров 1825 - 1856 / С. В. Танеев. - СПб.: Типография В. В. Комарова, 1886. - 37 с.
197. Теляковский, В. А. Мой сослуживец Шаляпин / В. А. Теляковский. - Л.: Academia, 1927. - 168 с.
198. Теляковский, В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1901 -1903 / В. А. Теляковский. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. - 703 с.
199. Теляковский, В. А. Дневника Директора Императорских театров. 1903 -1906 / В. А. Теляковский. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006. - 928 с.
200. Товстоногов, Г. А. О профессии режиссера. / Г. А. Товстоногов. - Л.: Искусство, 1980. - 303 с.
201. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены / Г. А. Товстоногов. - Л.: Искусство, 1984. - 261 с.
202. Турчин, В. С. Константин Коровин / В. С. Турчин. - М.: Изобразительное искусство, 1991. - 64 с.
203. Синьковская, Н. Н. П. И. Чайковский. Избранные письма / Н. Н. Синьковская. - М.: Музыка, 2002. - 455 с.
204. Фадеев, А. А. За тридцать лет / А. А. Фадеев. - М.: Сов. писатель, 1957. -959 с.
205. Фильштинский В. М. Отрытая педагогика / В. М. Фильштинский. - СПб.: Балтийский сезоны, 2006. - 368 с.
206. Хмелева, Н. И. Художники «Мира искусства» в Большом Драматическом театре / Н. И. Хмелева // Наше наследие. - 2005. - №73. - С. 128 - 141.
207. Чепинога, А. В. Действенная интонация в режиссуре и мастерстве актера музыкального театра: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Чепинога Алла Валерьевна. - М., 2011. - 145 с.
208. Чехов, М. А. О технике актера / М. А. Чехов. - М.: Артист. Режиссер. Театр. 2008. - 488 с.
209. Чехов, М. А. Литературное наследие: в 2 т. / М. А. Чехов. - М.: Искусство, 1986. - 2 т.
210. Чуковский, К. И. Илья Репин / К. И. Чуковский. - М.: Искусство, 1969. -144 с.
211. Шаляпина, Л. Ф. Глазами дочери: Воспоминания / Л. Ф. Шаляпина; под общ. ред. И. Дарского. - Нью-Йорк.: 1997. - 170 с.
212. Шаляпин, Ф. И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Ф. И. Шаляпин. -СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. - 352 с.
213. Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни / Ф. И. Шаляпин. - Фрунзе.: Адабият, 1991. - 512 с.
214. Шведерский, А. С. Внутренняя речь в работе над ролью / А. С. Шведерский.
- Л.: Ленуприздат, 1988. - 58 с.
215. Шорохов, Е. В. Основы композиции / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. - 304 с.
216. Энгель, Ю. Д. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898 - 1918 / Ю. Д. Энгель. - М.: Советский композитор, 1971. - 524 с.
217. Энгель, Ю. Д. Русская опера и Шаляпин / Ю. Д. Энгель // Русские ведомости. - 1904. - 20 января.
218. Эпштейн, М. Н. Образ художественный / М. Н. Эпштейн // ЛЭС. - 1987. -С. 252 - 257.
219. Ядохина, Е. И. Творчество А. М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Ядохина Елена Ивановна. - М., 2005. - 162 с
220. Яковлева, А. С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия / А. С. Яковлева. - М.: ГЛОБУС, 1999. - 98 с.
221. Ятич, Б. Шаляпин против Эйфелевой башни / Б. Ятич. - Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. - 468 с.
222. Янковский, М. О. Шаляпин и русская оперная культура / М. О. Янковский.
- Л. - М.: Искусство, 1942. - 224 с.
223. Янковский, М. О. Шаляпин / М. О. Янковский. - Л.: Искусство, 1972. - 376 с.
224. Ярустовский, Б. М. Драматургия русской оперной классики / Б. М. Ярустовский. - М.: МУЗГИЗ, 1953. - 404 с.
225. Сб. Алконост. Памяти Веры Федоровны Комиссаржевской. Кн 1. - СПб.: 1911. - 194 с.
226. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. - М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978. - 30 т.
227. Большой театр СССР. Сборник материалов; ред. сост. М. А. Чурова. - М.: Советский композитор, 1981. - 280 с.
228. Санкт-Петербургские ведомости. - СПБ.: 1873. № 76. 18 (30) марта.
229. Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1903. №106, 21 апреля.
230. Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику / Перев. с польск., составл. вступит. ст. и примеч. Н. Башинджагян. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. - 351 с.
231. Гейдова Д., Дурдик Я., Кибалова Л., Мудра М., Стара Д., Урешова Л. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей / Д. Гейдова, Я. Дурдик, Л. Кибалова, М. Мудра, Д. Стара, Л. Урешова. - Прага.: Артия, 1980. - 496 с.
232. Baker's Biographical Dictionary of Musicians, (Nicolas Slonimsky, Ed.) New York: G. Schirmer, 1958.
233. Borovsky, V. Chaliapin. A Critical Biography. - New York: 1988.
234. David Ewen, Encyclopedia of the Opera: New Enlarged Edition. New York: Hill and Wang, 1963.
235. Lamperti, F. Guida teorico-pratica-elementare per lo studio del canto. Milan: Ricordi, 1864.
236. Lamperti, F. Studi di bravura per soprano. Translated as Studies in bravura singing for the soprano voice. New York: 1875.
237. Lamperti, F. A Treatise on the Art of Singing. Translated by J. C. Griffith. London: Ricordi, 1877. Revised edition: New York: Edward Schuberth, 1890.
238. Lamperti, F. L'arte del canto. Milan: Ricordi, 1883.
239. Harriette, B. Vocal mastery/Talks with singers and teachers, New York: Frederick A. Stokes Company, 1920.
240. Krehbiel, H. E. Chapters of opera, New York: Hart Lyman, esq., 1911.
241. Рославець, О. М. Реаизм у живопису Францп XIX столггтя. - К.: Мистецво, 1979.
Приложение №1
1) Ф.И. Шаляпин - Иван Грозный, Ф.А Эберле - Ольга (фото 1893 г.), Н.А. Римский-Корсаков - опера «Псковитянка»; 2) И.Е. Репин «Иван Грозный и его сын Иван» (1885 г.); 3) Ф.И. Шаляпин - Фарлаф (фото 1901 г.), М.И. Глинка -опера «Руслан и Людмила»; 4) Эскиз образа Фарлафа В.М. Васнецова для
костюма Ф.И. Шаляпина (1901 г.).
Приложение №2
1) И.Е. Репин «Протодьякон» (1877 г.); 2) Ф.И. Шаляпин - Досифей (фото 1898 г.), М.П. Мусоргский - опера «Хованщина»; 3) Ф.И. Шаляпин - Варлаам (фото 1916 г.), М.П. Мусоргский - опера «Борис Годунов».
Приложение №3
1) В. Каульбах, «Гретхен» гравюра (2-я пол. XIX в.); 2) Ф.И. Шаляпин -Мефистофель (фото 1897 г.), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 3) В.М. Васнецов, «Иван Грозный», этюд (1884 г.); 4) Ф.И. Шаляпин - Иван Грозный (фото 1896 г.), Н.А. Римский-Корсаков - опера «Псковитянка».
Приложение №4.
1) М.М. Антокольский «Иван Грозный» (1871 г.); 2) Ф.И. Шаляпин - Иван Грозный (фото 1896 и 1915 гг.), Н.А. Римский-Корсаков - опера «Псковитянка»;
3) М.М. Антокольский «Мефистофель» (1883 г.); 4) Ф.И. Шаляпин -Мефистофель (фото 1912 и 1902 гг.), А. Бойто - опера «Мевистовель»; 5) М.М. Антокольский «Нестор-летописец» (1889 г.).
3. 4. 5.
Приложение №5
Ф.И. Шаляпин в роли Еремки, А.Н. Серов - опера «Вражья сила» (фото 1916 гг.).
Приложение №6
1) Ассирийский барельеф (721 г. до н. э.); 2) Ф.И. Шаляпин - Олоферн (1907 г.), А.Н. Серов - опера «Юдифь»; 3) А.П. Антоновский - Олоферн (фото 1890 г.), А.Н. Серов - опера «Юдифь»; 4) М.И. Сариотти - Олоферн, В.Л. Бианки - Юдифь
(1878 г.), А.Н. Серов - опера «Юдифь».
л- п Антоновский — Олоферн («Юдифь» А. Серова)
в. Л. Бианки и М. И. Сариотти Юдифь и Олоферн 4 («Юдифь А. Серова)
Приложение №7
1) Ф.И. Шаляпин - Дон Кихот (фото 1912 г.), Ж. Массне - опера «Дон Кихот»; 2) Ф.И. Шаляпин Сальери (фото 1898 г.), Н.А. Римский-Корсаков - опера «Моцарт и Сальери»; 3) Ф.И. Шаляпин - Варяжский гость (фото 1898 г.), Н.А. Римский-
Корсаков - опера «Садко».
Приложение №8
1) М.А. Зичи «Летящий Демон» (1860-е гг.); 2) М.А. Зичи «Демон над плачущей Тамарой» (1860-е гг.), 3) М.А. Зичи «Тамара в объятиях Демона» (1860-е гг.); 4) Б.Б. Амирджан - Демон (фото 1897 г.), А.Г. Рубинштейн - опера «Демон»; 5) С.А. Борисоглебский - Демон (фото 1899 г.), А.Г. Рубинштейн - опера «Демон»; 6) А.Я. Головин «Ф.И. Шаляпин в роли Демона», холст, масло (1906 г.).
1) М.А. Врубель триптих «Фауст» (1896 г.); 2) «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896 г.); 3) П.Е. Щербов «Шаляпин в роли Демона» (1906 г.); 4) Ф.И. Шаляпин -Дон Базилио (фото 1913 г.), Дж. Россини - опера «Севильский цирюльник».
1) Ф. Ламперти (фото 1870-е); 2) П. Репетто (фото 1880-е); 3) Д.А. Усатов (фото
1880-е); 4) К. Эверарди (1890-е).
1) Ф.И. Шаляпин - Борис Годунов: вторая Картина Пролога (фото 1914 г.), М.П. Мусоргский - опера «Борис Годунов»; 2) второе Действие (фото 1925 г.), М.П. Мусоргский - опера «Борис Годунов»; 3) второе Действие Сцена с курантами (фото 1913 г.), М.П. Мусоргский - опера «Борис Годунов»; 4) четвертое Действие
(Сцена смерти) (фото 1910 г.), М.П. Мусоргский - опера «Борис Годунов».
1) Ф.И. Шаляпин - Дон Кихот (фото 1910), Ж. Массне - опера «Дон Кихот»; 2) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1914), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 3) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1902), А. Бойто - опера «Мефистофель»; 4) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1903), А. Бойто - опера «Мефистофель».
1) О. Домье (ок. 1868 г.); 2) Ж. Гранвиль (1848 г.); 3) Г. Доре (1855 г.); 4) Ф.И. Шаляпин - Дон Кихот (фото 1910 г.), Ж. Массне - опера «Дон Кихот».
1) Р.В. Василевский - Мефистофель (фото 1880-е гг.), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 2) С.Г. Власов - Мефистофель (фото 1880-е гг.), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 3) П.Д.
Орлов - Мефистофель (фото 1880-е гг.), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 4) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1893-1894 гг.), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 5) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1895 г.), Ш. Гуно - опера «Фауст».
1) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1897 г.), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 2) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1897 г.), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 3) А.А. Шидловский - Мефистофель (фото 1900-е гг.), Ш. Гуно - опера «Фауст»; 4) М.И. Шуванов - Мефистофель (фото 1900-е гг.), Ш. Гуно - опера «Фауст».
1) М.М. Антокольский «Мефистофель» 1884 г. (мрамор) и (бронза); 2) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1902), А. Бойто - опера «Мефистофель»; 3) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1914), А. Бойто - опера «Мефистофель».
1) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1901), А. Бойто - опера «Мефистофель»;
2) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1903), А. Бойто - опера «Мефистофель»;
3) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1903), А. Бойто - опера «Мефистофель»;
4) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1912), А. Бойто - опера «Мефистофель»;
5) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1912), А. Бойто - опера «Мефистофель»;
6) Ф.И. Шаляпин - Мефистофель (фото 1912), А. Бойто - опера «Мефистофель».
4. 5__6.
1) Монета жалованная, на аверсе: портрет Бориса Годунова, золото (1598 - 1605 год выпуска); 2) Ф.И. Шаляпин - Борис Годунов (фото 1922 г.), М.П. Мусоргский
- опера «Борис Годунов».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.