Синестезия как средство поэтики в прозе А.П. Чехова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Секачева, Светлана Борисовна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Секачева, Светлана Борисовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ФЕНОМЕН СИНЕСТЕЗИИ И
ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ФИЛОСОФИИИ,
ПСИХОЛОГИИ, ЛИНГВИСТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ
ГЛАВА 2.
СИНЕСТЕЗИЯ В РАННЕЙ ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА
ГЛАВА 3.
СИНЕСТЕЗИЯ В ПРОЗЕ
А.П. ЧЕХОВА 1886- 1900-х ГОДОВ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Функционально-семантическое поле восприятия запаха и синестезия одорической лексики в произведениях И. А. Бунина1999 год, кандидат филологических наук Житков, Андрей Викторович
Синестетическая метафора запаха: корпусное исследование2010 год, кандидат филологических наук Молодкина, Юлия Николаевна
Синестезия в языке художественной прозы М.А. Шолохова2006 год, кандидат филологических наук Кривенкова, Ирина Александровна
Предметный мир прозы и драматургии А.П. Чехова2004 год, кандидат филологических наук Чан Юн Сон
Художественная символика в прозе А.П. Чехова2006 год, кандидат филологических наук Еранова, Юлия Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синестезия как средство поэтики в прозе А.П. Чехова»
Художественное наследие А.П. Чехова, писателя, завершающего эпоху "классики" XIX века и открывающего новую эру в истории русской литературы, давно уже стало огромным "интерпретационным пространством", силу притяжения которого испытало на себе не одно поколение отечественных и зарубежных исследователей.
Общепризнано, что новаторская система поэтических средств, созданная А.П. Чеховым на рубеже XIX - XX в.в., обусловила новые способы и приемы изображения мира. Проникнуть в творческую лабораторию писателя, разгадать смысл его художественных инноваций стремились всегда, что объясняет существование в чеховедении отдельной исследовательской "ветви" - поэтики прозы и драматургии.
Изучение специфических особенностей поэтики прозы А.П. Чехова начатое еще в 50-х годах А.Б. Дерманом ("О мастерстве Чехова", 1959) и продолженное в трудах А.П. Чудакова ("Поэтика Чехова", 1971), Я.Т. Цилевич ("Сюжет чеховского рассказа", 1976), М.Л. Семановой ("Чехов - художник", 1976), В.Б. Катаева ("Проза Чехова: проблемы интерпретации", 1979), В.Я. Линкова ("Художественный мир прозы А.П.Чехова", 1982), В.И. Тюпы ("Художественность чеховского рассказа", 1989), И.Н. Сухих ("Проблемы поэтики А.П.Чехова", 1989), Э. А. Полоцкой ("О поэтике Чехова", 2000), Е. Толстой ("Поэтика раздражения", 2004) и многих других исследователей, свидетельствует о высокой степени изученности художественного мастерства писателя в русле обозначенной проблемы.
Однако одной из главных тенденций современного литературоведения является увеличение количества методологических принципов изучения поэтики художественного текста (теория "образных парадигм"
Н.В. Павлович, мифопоэтика В.Н. Топорова, психопоэтика В.А. Пищальниковой, метод культурно-исторического сопоставления Л.И. Таруашвили и проч.) [159, 5], что, безусловно, открывает возможности вариативного прочтения многих произведений отечественной классики.
Актуальность темы обусловлена общей тенденцией современной науки, считающей интегративный подход к изучению художественного творчества наиболее продуктивным и плодотворным. В данном исследовании предложена ранее не применяемая методика анализа произведений А.П. Чехова, основанная на понимании синестезии как важнейшего компонента художественной системы и одного из главных принципов эстетического мышления писателя. Она позволит обогатить представления науки о литературной синестезии, ее специфике, художественном потенциале и ввести творчество А.П. Чехова в круг ранее изученных синестезийных произведений отечественной словесности.
Объект исследования: синестезия в прозе А.П. Чехова
Предмет исследования: эстетическая роль и функционирование синестезии в прозе А.П. Чехова.
Цель диссертационного исследования: рассмотреть синестезию как средство поэтики в прозе А.П. Чехова и дать интерпретацию конкретных текстов писателя.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- определить теоретико-методологическую базу исследования, проанализировав существующие в разных науках концепции синестезии;
-выявить механизмы возникновения художественной синестезии в прозе А.П. Чехова;
- рассмотреть принципы формирования синестетических кодов;
-проанализировать функциональную значимость синестезии в эпике А.П. Чехова;
- определить роль синестезии в создании пейзажей, портретов, интерьеров, "пограничных состояний" персонажей повестей и рассказов А.П. Чехова.
Материалом изучения стали эпические произведения всех периодов творчества А.П. Чехова и его эпистолярное наследие.
В соответствии с целью и задачами работы, а также с учетом специфики материала в качестве методов исследования использовались сопоставительный, целостно-системный, проблемно-исторический, концептуально-интерпретационный, культурологический.
Теоретико-методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные труды, посвященные осмыслению синестезии в философии (А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, И. Хан, Н. Лотце и др.), психологии (А.Н. Леонтьев, А.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Яньшин и др.), лингвистике (Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, Т.Б. Агалакова, А.И. Бардовская и др.), эстетике (А. Ричарде, В.В. Прозерский, Б.М. Галеев и др.), работы нескольких поколений отечественных литературоведов, внесших значительный вклад в изучение творчества А.П. Чехова (В.Б. Катаев, А.П. Чудаков, И.Н. Сухих и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Являясь результатом отражения системных связей объективного мира, синестезия становится одним из важнейших поэтических средств художественной системы и особым типом эстетического мышления А.П. Чехова. Создавая в своих произведениях мир поэтической реальности, писатель стремится к тому, чтобы читатель этот мир "увидел", "услышал" и "почувствовал", и с этой целью подключает к восприятию текста все пять дарованных человеку природой органов чувств: зрительные, осязательные, обонятельные, слуховые, вкусовые. В итоге важнейшими составляющими образа мира становятся цвет, свет, звук, запах, вкус, кинесика и гаптика. Комбинируя цветовые, звуковые, обонятельные и другие ощущения, наслаивая их друг на друга, дополняя одно другим, писатель добивается эффекта синестезии: читатель начинает ощущать "вкус цвета", видеть "цвет запаха" и слышать "вкус звука".
2. Полимодальный, эмоционально-чувственный образ мира, представляющий собой нерасчленимое синестетическое единство сенсорно-смысловых компонентов, создается с помощью действия механизма синестезий. Главной функцией его является художественная трансформация психофизиологической природы соощущений в поэтическую. В результате в прозе Чехова появляются новые способы и приемы изображения действительности (синестетическая диффузия, сенсорная аналогия, синестетический толчок и др.), способствующие созданию особого типа образности - синестетической.
3. Целенаправленное повторение в произведениях разных лет однотипных сенсорно-смысловых комплексов с заложенной в них "идеей" и "эмоцией" свидетельствует о функционировании в творчестве А.П. Чехова синестетических кодов. Созданные на основе личного перцептивного и эстетического опыта и ориентированные на наличие аналогичного опыта у читателя, они становятся средством активации эмоций и чувственных ассоциаций, позволяющих зафиксировать в сознании читателя необходимый автору конкретно-чувственный образ. С помощью синестетических кодов в прозе А.П. Чехова формируются сенсорно-смысловые поля, позволяющие "прочитать" одно произведение в контексте другого.
4. С помощью синестезии в прозе А.П. Чехова создаются пейзажи, портреты, интерьеры, состояния "пограничного сознания", перцептуализируется "отвлеченное" и т.д.
Теоретическая значимость работы обусловлена:
- широтой научного и художественного контекста, в который вписывается художественная синестезия А.П. Чехова;
- углублением и уточнением ранее существующих представлений о способах и приемах создания пейзажа, портрета, интерьера и др.
- описанием механизма действия синестезии и принципов создания синестетических кодов, способствующих постижению особенностей художественного мировидения автора.
Научная новизна исследования заключается в том, что синестезия впервые рассматривается как средство поэтики чеховской прозы.
Практическая значимость работы связана с возможностью использовать результаты данного исследования для разработки курсов лекций по творчеству А.П. Чехова, спецкурсов по общим проблемам синестезии и синестезии в творчестве А.П. Чехова, в практике вузовского преподавания литературы XIX века.
Апробация работы
Основные положения данного исследования были представлены на: научно-теоретических конференциях преподавателей и аспирантов
ТГПИ (Таганрог 2002, 2003, 2004, 2005,2007); межвузовской научной конференции XXI Чеховские чтения в
Таганроге: "Поэтика А.П. Чехова" (Таганрог 2002);
II Северо-Кавказской научно-практической конференции "Фольклор: традиции и современность" (Таганрог, 2003); международной научной конференции XXII Чеховские чтения в
Таганроге: "Поэтика А.П. Чехова" (Таганрог 2004);
III международной научной конференции (заочной) "Фольклор: традиции и современность" (Таганрог, 2005);
У III международной научной конференции "Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре" (Волгоград, 2005);
VI научно-практической конференции "Синтез в русской мировой и художественной культуре" (Москва, 2005);
VII научно-практической конференции "Синтез в русской мировой и художественной культуре" (Москва, 2006); всероссийской научно-практической конференции "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействия: VII Кирилло-Мефодиевские чтения (Москва, 2006);
V всероссийской конференции молодых ученых "Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых" (Москва, 2006).
По теме исследования опубликовано 12 работ, в том числе статья, опубликованная в журнале "Преподаватель XXI век" (Москва, 2006), рекомендованном ВАК МО РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.
Структуру диссертации определили поставленные в ней задачи: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 176 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Проза А.П. Чехова 1896-1903 гг. Проблемы поэтики1984 год, кандидат филологических наук Скибина, Ольга Михайловна
Проза Чехова и русский романс1998 год, кандидат филологических наук Иванова, Наталья Федоровна
Средства номинации синестетических соощущений: На материале английских и русских художественных текстов2005 год, кандидат филологических наук Бардовская, Анастасия Игоревна
А.П. Чехов и русская поэзия XIX века2005 год, кандидат филологических наук Гусихина, Наталья Павловна
Интертекстуальные включения в эпических произведениях А.П. Чехова2006 год, кандидат филологических наук Петровская, Наталия Игоревна
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Секачева, Светлана Борисовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение феномена соощущений в прозе А.П.Чехова убеждает в том, что синестезия, являясь одной из особенностей эстетического мышления писателя, становится важнейшим поэтическим средством его художественной системы.
Основы новой образности, позволяющей создать полимодальный эмоционально-чувственный образ мира, представляющий собой нерасчленимое единство сенсорно-смыловых компонентов, были заложены уже в раннем творчестве. Механизмы синестезий, главной функцией которых является художественная трансформация психофизиологической природы соощущений в поэтическую, были использованы Чеховым в целях формирования новаторских приемов изображения действительности (синестетическая диффузия, сенсорная аналогия, синестетический пуант и ДР-)
В произведениях периода творческой зрелости, оставляя неизменным действие механизма соощущений, Чехов усложняет способы создания эмоционально-чувственных комбинаций, вследствие чего появляются новые модификации синестезий и новые ракурсы прочтения старых.
Уже в раннем творчестве оформляются первые синестетические коды -своеобразные текстовые "маячки" с изначально заложенной в них идеей и эмоциональной оценкой. Адресуя читателю спрятанный в коде эмоционально-чувственный посыл, писатель получает возможность целенаправленно влиять на движение мыслей и эмоций реципиента.
Начиная со второй половины 80-х годов частотность использования синестетических кодов значительно повышается. Созданные на основе личного перцептивного и эстетического опыта и ориентированные на наличие аналогичного опыта у читателя, они формируют сенсорно-смысловые поля, позволяющие "увидеть" одно произведение в контексте многих других. Повторение компонентов, составляющих коды, не только в эпике, но и в эпистолярии, свидетельствует о единстве художественного мышления писателя.
Эстетический потенциал синестезии позволяет Чехову уже в ранних произведениях физиологически достоверно и психологически точно воспроизвести "пограничные состояния" персонажей (сон, болезнь, опьянение и т.д.). "Оголенность" перцепции делает эти состояния высшей концентрацией полимодальности.
В произведениях 1886 - 1900-х годов феномен соощущений применяется в целях создания особого рода синестетического мировосприятия, которым автор "наделяет" своих героев. Изучение эпистолярия и воспоминаний современников убеждает, что Чехов не только обладал подобным типом мышления, но и целенаправленно использовал художественный потенциал синестезии в творчестве.
Уже- в ранних произведениях синестезия активно участвует в формировании обобщенных образов и понятий, позволяя перевести сложный по восприятию материал из сферы рационально-логической, интеллектуальной в сферу эмоционально-чувственную. Поэтически трансформируя соощущения в емкие художественные образы и картины, Чехов помогает читателю постигнуть глубинный смысл, заложенный в абстракцию. Спроецированная в пространство устного народного творчества и русской классики, синестетическая абстракция становится аллюзивно-перцептивной.
Синестезия позволила представить в новом облике и пейзаж. Природный мир в ранней прозе А.П. Чехова сенсорно-емкий: он сформирован за счет наслоения, взаимодополнения, взаимотрансформации разномодальных ощущений, обеспечивающих полифоническое единство визуальных, акустических, одорических и других впечатлений.
Предвосхищая творческие установки современных постмодернистов, Чехов делает синестезию одним из главных способов аффектации души ощущением.
В произведениях 1886 - 1900-х годов синестезия становится тем метаязыком, на котором автор разговаривает со своим читателем, "переводя" сложнейшие архетипические представления в конкретные пейзажные картины и образы.
Своеобразие первых синестетических интерьеров обусловлено стремлением автора сосредоточить внимание не на изображении обстановки, мебели, убранства, а на фиксации чувственных впечатлений, ими вызванных. В зрелом творчестве такие интерьеры образуют обширные сенсорно-смысловые поля, позволяющие увидеть настойчиво повторяющуюся типологическую общность не только самого вещного мира, но и судеб тех, кто в нем обитает.
Заложенные в раннем творчестве приемы и способы литературного портретирования получили окончательное оформление в творчестве 18861900-х гг. Максимальная степень концентрации разномодальных ощущений (визуальных, акустических, одорических, вкусовых и т.д.) применяется в "сенсорно-пестрых" портретах с изначально заложенной в них идейно-эстетической оценкой.
Создание такого полисенсорного портрета требует от писателя намеренного расширения перцептивного комплекса "по горизонтали" за счет приращения новых модальностей, вследствие чего образ становится максимально прозрачным по своей семантике.
Портреты "сенсерно-строгие" предполагают углубления "по вертикали" за счет подключения к их восприятию культурно-исторической памяти. Они, как правило, семантически емкие, многослойные, построены по принципу поэтапного "проявления" персонажа каждый раз в новом качестве, с использованием приемов сенсорной рамки, синестетического толчка и проч.
Синестезия как средство поэтики позволила Чехову предвосхитить многие художественные достижения литературы XX века.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Секачева, Светлана Борисовна, 2007 год
1. Абакумова, A.B. Рассказы А.П. Чехова второй половины 80-х гг. X1. в. (художественная система чеховского рассказа): Дис. на соиск. уч. степ, канд. филол. наук: 10.01.01 -М., 1974.- 195с.
2. Агалакова, Т.Б. Становление лексико-семантического поля синестетических прилагательных в русском языке: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.02.04. Киров, 2003. - 191с.
3. Аллендорф, К.А. Значение и изменение значений слов / К.А. Аллендорф // Учен. зап. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1954. - № 32. - с. 89-101.
4. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1983. - с. 7-32.
5. Ананьев, Б.Г. Теория ощущений / Б.Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968. - 456с.
6. Аникина, А.Б. Образное слово в художественном и публицистическом произведении (Вопросы стилистики текста) / А.Б. Аникина. М.: ВК, 2005.-212с.
7. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. -М.: Медицина, 1968. 547с.
8. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т.1. / Аристотель. - М.: Мысль, 1976. -449с.
9. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. М.: Смысл, 1999. - 360с.
10. Арутюнова, Н.Д. Языковая метафора / Н.Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. М.: АН СССР, 1979. - с. 147-173.
11. Архипов, А. Видения и галлюцинации в рассказах А.П. Чехова / А. Архипов // Молодые исследователи в прозе А.П. Чехова. М.: МГУ, 2001.-с. 161-172.
12. Афанасьев, Э.С. Постклассический реализм А.П. Чехова (К 100-летию со дня смерти) / Э.С. Афанасьев. Известия РАН. Сер. лит-ры и яз., 2004, -том. 63, №4. -с. 3-11.
13. Афанасьев, Э.С. Творчество А.П.Чехова. Иронический модус: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.01.01. Ярославль, 1997. - 180с.
14. Бардовская, А.И. Интегративный подход к синестезии / А.И. Бардовская // Слово и текст: Психолингвистический подход. Тверь, 2003. - с. 5-10.
15. Бардовская, А.И. Средства номинации синестетических соощущений: (на материале русских и английских художественных текстов): Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.02.19. Тверь, 2005. - 181с.
16. Бартенев, И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 228с.
17. Бахтин, М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-445с.
18. Бахтин, М. Автор и герой в эстетической действительности / М. Бахтин // Собр. соч. Т.5. - М.: Русские словари, 1996.
19. Башкеева, В.В. Русский словесный портрет в лирике и прозе конца XVII первой трети XIX века: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.01.01 / В.В. Башкеева МГУ. - М, - 2000. - 30с.
20. Бит-Варди Диана. Мифологическмй феномен в рассказе А.П. Чехова "Студент" / Диана Бит-Варди // Молодые исследователи Чехова. М.: МГУ, 2001.-с. 228-232.
21. Бодрийяр, Жан. Символический обмен и смерть / Жан Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000. - 387с.
22. Болотова, E.B. Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Болотова Челябинск, гос. акад культуры и искусства. Челябинск, - 2000. - 23с.
23. Бонфёльд, М.Ш. Синестезия как основа в художественном творчестве / М.Ш. Бонфельд // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М.| Литера, 2003. - с.46-51.
24. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / И.Ф.Буслаев. СПб.: Изд-во Кожанчикова, 1861. - Т.1 -643с.-Т.2.-249с.
25. Ванечкина, И. Трофимова, И. Дети рисуют музыку / И. Ванечкина, И. Трофимова. Казань: Фен, 2000 - 119с.
26. Вайман, С.Т. Неевклидова поэтика. Работы разных лет / С. Т. Вайман. -М.: Наука, 2001.-445с.
27. Вежбицка, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицка. М.: Русские словари, 1996.-411с.
28. Величковский, Б.М., Зинченко, В.П., Лурия, А.Р. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия М.: МГУ, 1973. -246с.
29. Вербальное кодирование в познавательных процессах. Анализ признаков слухового образа. -М.: Наука, 1986. 128 с.
30. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / Веселовский А.Н. М.: Высшая школа, 1989 - 404с.
31. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. М.: Госиздат, 1959. - 654с.
32. Воронин, C.B. Синестезия и звукосимволизм / C.B. Воронин // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. - 120-131с.
33. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.р. Выготский. М.: Искусство, 1986.-573с.
34. Гак, В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак // Метафора в языке и тексте. М., 1978. - с. 15-26.
35. Галеев, Б. Искусство космического века: Избранные статьи / Б. Галеев. -Казань: Фен, 2002. -272с.
36. Галеев, Б.М. Проблемы синестезии в эстетике / Б.М. Галлеев // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992.-с. 5-9.
37. Галеев, Б.М. Вклад А.Ф. Лосева в изучение синестезии / Б.М. Галеев // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М.: Литера, 2003.-с. 18-24.
38. Гвоздарев, Ю.А. Колоризмы в рассказах А.П. Чехова / Ю.А. Гвоздарев // Чеховские чтения. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. пед ин-т, 1996. -с. 62-63.
39. Гердер, И.Г. Избранные сочинения / И.Г. Гердер. М.-Л.: Гослитиздат., 1959.-320 с.
40. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. Т.2. / Т. Гоббс - М.: Мысль, 1991.-732 с.
41. Горелов, И.Н. Синестезия и мотивированные знаки подъязыков искусствоведения / И.Н. Горелов // Проблемы мотивированности языкового знака. Калининград, 1976- Вып. 3. - с. 74-81.
42. Горелов, И.Н. Соотношение консонанных и диссонансных эффектов в поэтической синестезиях И. Бехера и В. Маяковского / И.Н. Горелов // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992.-с. 50-56.
43. Горячева М.О. "Черный монах" А. Чехова и Б. Акунина / М.О. Горячева // Век после Чехова. М.: МГУ, 2004. - с. 54-56.
44. Грачева, И.В. А.П. Чехов естественник и художник / И.В. Грачева // О поэтике А.П. Чехова. - Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 1983. - с. 4-21.
45. Григорьева, О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах / О.Н. Григорьева. М.: Флинта, Наука, 2004. - 248с.
46. Громов, Л.П. В творческой лаборатории Чехова / Л.П. Громов. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. ун-т, 1963. - 149с.
47. Грузберг, Л. Образность категория лингвистическая? / Л. Грузберг. -Филолог, 2005. - Вып. 7. - с. 91-95.
48. Гурвич, И.А. Проза Чехова (Человек и действительность) / И.А. Гурвич. М.: Художественная литература, 1970. - 182с.
49. Данилова O.A. Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязыческого поэтического текста: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.01.02 Саранск, - 2000. - 195с.
50. Дерман, А.Б. О мастерстве Чехова / А.Б. Дерман. М.: Советский писатель, 1959.-208с.
51. Джексон, Р. "Мелюзга": чудный пасхальный рассказик / Р. Джексон // Чеховские чтения в Оттаве. Тверь; Оттава: Лилия Принт, 2006. - с. 4458.
52. Дидро, Д. Сочинения в 2-х т. Т. 17 Д. Дидро - М.: Мысль, 1986. - 582с.
53. Дмитриева, Е. Запахи в усадьбе / Е. Дмитриева // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - с. 134167.
54. Дмитриевская, JI.H. Пейзаж и портрет (проблема определения и литературного анализа). / JI.H. Дмитриевская. М., 2005. - 136с.
55. Добин, Е.С. Искусство детали / Е.С. Добин. Л.: Советский писатель, 1981.-432с.
56. Дьякова, Т.А. Скрытый механизм синестезии / Т.А. Дьякова // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992.-с. 38-39.
57. Елина, Е.А. Особенности синестезии в искусствоведческих текстах / Е.А. Елина // Вопросы психолингвистики Ин-т языкознания РАН, 2004. -№21.-48 с.
58. Жирицкая, Е. Легкое дыхание: запах как культурная репрессия в российском обществе 1917-30-х гг. / Е. Жирицкая // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2 - М.: Новое литературное обозрение, 2003- с. 167270.
59. Жирмунский, В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. / В.М. Жирмунский Л.: Наука, 1977. - 407с.
60. Житков, A.B. Функционально-семантическое поле восприятия запаха и синестезия одорической лексики в произведениях И.А. Бунина: Дис.на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: ,10.02.01. Екатеринбург, 1999. -190с.
61. Залевская, А. Слово, текст. Избранные труды / А. Залевская. М.: Гнозис, 2005.-344с.
62. Златоструй. Древняя Русь X-XI1I веков. -М.: Молодая Гвардия, 1990. -302 с.
63. Ирза, Н.Д. Синестезия и пространственная организация в синтезе искусств / Н.Д. Ирза // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992. - с. 42-44.
64. Кабакова, Г. Запахи в русской традиционной культуре / Г. Кабаков // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - с.50-62.
65. Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. -М.: Архимед, 1990- 110с.
66. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения (Фрагменты) / И. Кант // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. -М.: Новое литературное обозрение, 2003. с. 15-16.
67. Кастеллано, Ш. Вспоминая Серебряный век: синестезия и апокалипсис в романе А.Белого "Петербург"/ Ш. Кастеллано // Новый исторический вестник.-№3.-СПб., 2001.
68. Катаев, В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. М.: МГУ, 1979.-225с.
69. Кирсанова, Р. Аромат родного дома и запах счастья / Р. Кирсанова. Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. -М.: Новое литературное обозрение, 2003. - с. 270 - 280.
70. Клюева,И. В. Синестезия как ценностное отношение / И.В.Клюева // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992.-с. 18-19.
71. Ковалева H.A. Частное письмо XIX века. Коммуникации. Жанр. Речевая структура / H.A. Ковалева. М.: Московский гос. откр. пед. ун-т им. М.А. Шолохова, 2001. - 284с.
72. Кожевникова, H.A. Язык Андрея Белого / H.A. Кожевникова. М.: Ин-т русс. яз. РАН, 1992.-256с.
73. Коляденко, Н.П. Синестезия искусств как фактор художественной интеграции / Н.П. Коляденко // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. - с. 4-18.
74. Кондильяк, Э.Б. Трактат об ощущениях / Э. Б. Кондильяк // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. -с. 305-321.
75. Комина, Э.В. Синестезийные опыты в творчестве В. Набокова: Дис. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук: 09.00.04. М,,2006. - 142 с.
76. Котова, В.Ю. Пейзажная миниатюра в русской прозе вт. пол. XX века (B.C. Соколов-Микитов, Ю.Н. Куранов, В.Н. Астафьев, В.А. Бочарников, Ю.В. Бондарев, Б.Н. Сергуненко): Дис. на соиск. уч. степ, докт . филол. наук: 10.01.01. Сыктывкар, 2000. - 230с.
77. Кравков, C.B. Взаимодействие органов чувств / C.B. Кравков. М.: АН СССР, 1946.-128с.
78. Крейдлин, Г. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г. Крейдлин. -М.: Новое литературное обозрение, 2004. 584с.
79. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1988. - 192с.
80. Кривенкова, И.А. Синестезия в языке художественной прозы М.А. Шолохова: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.02.01 / И.А. Кривенкова МГУ. М., - 2006 - 18с.
81. Криничная, H.A. Дом: его облик и душа (к вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном изобразительном искусстве) / H.A. Криничная. Петрозаводск, 1992. - 29с.
82. Кубасов, A.B. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра / A.B. Кубасов. -Свердловск: Свердловский гос. пед. ун-т, 1990. 73с.
83. Кузичева,А.П. "Когда я пишу." (К психологии творчества) /
84. А.П. Кузичева // Чеховиана. Статьи, публикации, эссе. М.: Наука, 1990. -с. 83-91.
85. Кузнецова, Э.А. Трактат о синестезии / Э.А.Кузнецова. Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. - 123с.
86. Леонтьев, А.Н. О механизме чувственного отражения / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. -с. 6-13.
87. Леонтьев, А.Н. Образ мира / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. -Т.2. - с. 251-261.
88. Линков, В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова / В.Я. Линков -М.:МГУ, 1982.-128с.
89. Лиотар, Жан-Франсуа. Минимальная душа (Anima Minima) / Жан-Франсуа Лиотар // Жак Рансьер. Эстетическое бессознательное. СПб., M.: Machina, 2004.-с.83-101.
90. Лихачев, Д.С. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. - 360с.
91. Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени / Д.С. Лихачев. -М.: Художественная литература, 1978 352с.
92. Локк, Д. Избранные философские произведения в 2-х томах / Д. Локк. -М., 1960-Т. 1. -734с.
93. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: ранняя классика / А.Ф. Лосев -М.: Высшая школа, 1963.
94. Малахов, A.M. Поэтика эпистолярного жанра / A.M. Малахов // В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. - с. 329-336.
95. Мамаев, A.A. Взаимодействие звука и цвета как компонент лингвистических опытов А. Рембо и В. Хлебникова / A.A. Мамаев //
96. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997.-е. 133-138.
97. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. М: Наука, 1992.
98. Мигунов, A.C. Истоки постмодернистского синтеза искусств / A.C. Мигунов // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992. - с. 10-12.
99. Миллер-Будницкая, Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А. Блока / Р.З. Миллер-Будницкая. Симферополь: Известия Крым. пед. ин-та, 1930. - Т.З. - с. 78-144.
100. Минералова, И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма / И. Г. Минералова. М.: Флинта, Наука, 2004. - 272с.
101. Мирошниченко, H.A. Вопросы синестезии в эстетической теории Андрея Белого / H.A. Мирошниченко // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. -М.: МГУ, 1992. с. 30-32
102. Михайлов, И.И. Экзистенциальный модус творчества А.П. Чехова: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Екатеринбург, 2002. - 200с.
103. Ю2.Мурзак, И.И. Проблема женского характера в прозе А.П. Чехова: Дис. на соиск. уч. степ, канд.филол. наук: 10.01.01 / И.И. Мурзак. М., 1991. -228с.
104. ЮЗ.Носуленко, В.М. Психология слухового восприятия / В.М. Носуленко. -М.: Наука, 1988.1040 Вон Ке. Ирония в поэтике объективности Чехова / О Вон Ке //. Век после Чехова -М.: МГУ, 2004. с. 138-140.
105. Ю5.0ганов, A.A. Синестезия и синтез в искусстве (Общее и особенное) / A.A. Оганов // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992.-е. 20-21.
106. Орлова, O.A. Музыка в контексте чеховской прозы 90-х гг. / O.A. Орлова // Чеховские чтения. Таганрог, 1996. - с. 36-38.
107. Павлович, Н.В. Язык образов. /Н.В. Павлович М.: Азбуковник, 2004. -527с.
108. Пауль Г. Принципы истории языка. / Г.Пауль. М.: Изд-во ин-та литературы, 1960. - 500 с.
109. Петренко, В. В. Психосемантика сознания / В.В. Петренко М.: МГУ, 1988.-208 с.
110. Полоцкая, Э. О поэтике Чехова / Э. Полоцкая. М.: Наследие. - 2000. -240с.
111. Поляков, М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики / М.Я. Поляков. М.: Советский писатель, 1978. - 446с.
112. Понукалин, A.A. Ведение в психоакустику / A.A. Понукалин. Саратов: Саратовский гос. ун-т, 1991. - 220с.
113. ПЗ.Потебня, A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня // Слово и мир. М.: Правда, 1989.
114. Прозерский, В.В. Критический очерк эстетики эмотивизма / В.В. Прозерский. -М.: Искусство, 1983. 176с.
115. Прозерский, В.В. Позитивизм в эстетике (История и методология): Автореф. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук: 09.00.03, 09.00.04 / Прозерский В.В. Санкт-Петербургский гос. пед. ун-т. СПб., - 1991. — 32 с.
116. Прозерский, В.В., Шелепанова, Т.В. Проблема синестезии в эстетике П.А. Флоренского / В.В. Прозерский, Т.В. Шелепанова // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992. - с. 2526.
117. Ш.Поссе В. А. Воспоминания о Чехове / В. А. Поссе // А.П.Чехов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1986. -с. 457-464.
118. Пухова, Т.Ф. Проблемы поэтики повестей А.П. Чехова 1890-1904 годов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук 10.01.01 / Т.Ф. Пухова Моск. гос. заочный пед. ин-т. М., - 1990. - 22с.
119. Разногорская, М. Я. Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 / М.Я. Разногорская Казан, гос. ун-т. -Казань,-2003.- 18с.
120. РансьерЖак. Эстетическое бессознательное / ЖакРансьер. СПб., М.: Machina, 2004. - 128с.
121. Расников, Г.В. Особенности цвето-звуковой синестезии: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 / Г.В. Расников МГУ. -М.,-2006.-31с.
122. Родионова, В.М. Поэтика рассказа А.П.Чехова "На пути" / В.М. Родионова // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. -Москва-Ярославль: Ремдер, 2006. с. 622 - 627.
123. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 224с.
124. Рузин, И.Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке /И.Г. Рузин Вопросы языкознания. - 1994. -№ 6. - с.79-100.
125. Рубинштейн, СЛ. Проблемы психологии восприятия / СЛ. Рубинштейн. Исследования по психологии восприятия. -JI.: Знание, 1948. - с. 3-20.
126. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: София, ИД Гелиос, 2002.-233с.
127. Сабанадзе, М.Я. Синестезия в подъязыке музыковедения (на материале английского языка): Автореф. дис. на соиск. канд. филол. наук: 10.02.04 / М.Я. Сабанадзе Ленинградский гос. ун-т им. A.A. Жданова. JL, -1987.-21с.
128. Седегов, В.Д. А.П. Чехов в 80-е годы / В.Д. Седегов. Ростов-на Дону: Ростовское книжное изд-во, 1991. - 175с.
129. Семанова, M.JT. Чехов-художник / M.JI. Семанова. М.: Просвещение, 1976.-224с.
130. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. М.: Правда, 1947. - 667с.
131. Силантьева, В.И. Художественное мышление переходного времени (литература и живопись): А.П. Чехов, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин. / В.И. Силантьева. Одесса: Астропринт, 2000. - 352с.
132. ВЗ.Скибина, О.М. Проза А.П.Чехова 1896-1903 гг. Проблемы поэтики: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.01.01 / О.М. Скибина МПГУ. М., - 1984. - 16с.
133. Соболевская, H.H. Поэтика Чехова / H.H. Соболевская. Новосибирск, 1983.- 186с.
134. Старикова, В.А. Детали и тропы в идейно-образной системе произведений В.М. Гаршина и А.П. Чехова / В.А. Старикова // Идейно-эстетическая функция изобразительных средств в русской литературе XIX века. М.: МПГУ, 1985. - 168с.
135. Степанов, А.Д. Проблемы коммуникации / А.Д. Степанов. М.: Языки славянской культуры, 2005. - 400с.
136. Степанян, JI.JI. Синестезия и эмоциональность речи / JI.JI. Степанян. Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2004. - № 4. - 264с.
137. Столович, J1.H. Красота, добро, истина / J1.H. Столович. М.: Республика, 1994.-466с.
138. Сунь Хуэйцзе. Принципы номинативного структурирования семантического поля (на примере средств обозначения запаха в русском и китайском языках): Автореф. канд. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.12. 19.-Волгоград,-2001.-22с.
139. Сухих, И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова / И.Н. Сухих. JL: ЛГУ, 1989.- 180с.
140. Сухих, И.Н. Антоша Чехонте: взгляд из XXI века / И.Н. Сухих. -Известия РАН. Серия литературы и языка. 2004. т. 63, №5. - с. 16-17.
141. Тамарли, Г.И. Поэтика драматургии А.П.Чехова / Г.И. Тамарли. -Ростов-на-Дону: Ростовский гос. ун-т, 1993. 144с.
142. Таруашвили Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы / Л.И. Таруашвили. М.: Языки русской культуры, 1998.-432с.
143. Тихомиров, C.B. Формы сознания героев в произведениях А.П. Чехова: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.01.01. — 1987. 185с.
144. Толстая, Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880 начале 1890-х годов / Е. Толстая. - М.: Российский гос. гум. ун-т, 2002. - 266с.
145. Тополова, Г.Н. Пейзаж в литературе и искусстве / Г.Н. Тополова // Пейзаж в литературе и живописи. Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, 1993.-с. 3-10.
146. Третьяков, О.Г. "Импрессионизм" О. Мандельштама: опыт "вхождения в картину" К. Моне "Сирень на солнце" / О.Г. Третьякова // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М.: Литера, 2003. -с. 180-183.
147. ТюпаВ.И. Художественность чеховского рассказа / В.И. Тюпа. М.: Высшая школа, 1989. - 133с.
148. Тюпа, В.И. Коммуникативная стратегия чеховской поэтики / В.И. Тюпа // Чеховские чтения в Оттаве. Тверь', Оттава: Лилия Принт, 2006. - с.5-17.
149. Тюхтин, В. С. Отражение, системы, кибернетика / B.C. Тюхтин. М.: Наука, 1972-256с.
150. КУльман, С. Семантические универсалии / С.Ульман // Новое в лингвистике. Вып. V. - М., 1970.-е. 250-299.
151. Уорф, Б. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Уорф // История языкознания в очерках и извлечениях. М., 1960. - с. 198-225.
152. Уртимцева, М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, жанр / М.Г. Уртимцева. -Нижний Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2005. 232с.
153. Федосеева, C.B. Музыкальная палитра прозы А.П.Чехова / C.B. Федосеева // Век после Чехова. М.: МГУ, 2004. - с. 222-225.
154. Федь, A.M., Филатов, В.Н. Синестезийность как духовно-эмоциональное состояние рецепиента / A.M. Федь, В.Н. Филатов // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992. - с. 3637.
155. Флоренский, П. А. Пути и средоточия / П. А.Флоренский // У водоразделов мысли. М.: Флинта, 1990.
156. Френкель, М.И. Художественное мастерство А.П. Чехова: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.01.01 -М., 1962. -248с.
157. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1990.-447с.
158. ХаликоваН.В. Категории образности художественного прозаического текста: Дис. на соиск. уч. степ. докт. филол. наук: 10.02.01 М., 2004. -422с.
159. Хан Хазрат Инайят. Мистицизм звука / Хазрат Инайят Хан. М.: Сфера, 1997.-336с.
160. Цилевич, JI.T. Сюжет чеховского рассказа / JI.T. Цилевич. Рига: Эвайгэне, 1976.-232с.
161. Чехов, А.П. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. / А.П.Чехов. М.: Наука, 1974- 1983.
162. Чудаков, А.П. Поэтика Чехова / А.П. Чудаков-М.: Наука, 1971. -290с.
163. Чудинова, В.И. Поэтика исповеди в рассказах и повестях А.П. Чехова 80-х начала 90-х годов: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10. 01.01-М.,-2001.-209с.
164. Шапарова, Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии / Н.С. Шапарова. -М.: Астрель, Русские словари, 2004. 624с.
165. Шмелев, А.Г. / Введение в экспериментальную психосемантику / А.Г. Шмелев. -М.: МГУ, 1983. 157с.
166. Щекин, Г.В. Как читать людей по их внешнему облику / Г.В. Щекин. -Киев:Украина? 1993. 239с.
167. Щепкина-Куперник, Т.Д. О Чехове / Т.Д. Щепкина-Куперник // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1986. - с. 227-260.
168. Юм, Д. Сочинения в 2-х т. Т.2 / Д. Юм. - М.: Мысль, 1965.
169. Яковлев, Е. Г. Искусство и художник в технотронном мире / Е.Г. Яковлев // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992. - с. 3-4.
170. Яныиин, П.В. Введение в психосемантику цвета / П.В. Яньшин. -Самара: Пиквик- club, 2001. 200с.
171. Gardenfors P. Conceptual Spaces: The Goometry of Thought / P. Gardenfors Cambridge, M.A:, London: The MIT Press, 2000. - 308 p.
172. Grossenbacher, P., Lovelace, С. Mechanisms of synesthesia: cognitive and physiological constraints / P. Grossenbacher, C. Lovelace Trends in Cognitive Sciences. 2001. - Vol. 5, № 1.
173. Pribram K. Commentary on "Synaesthesia" by Ramachandran and Hubbard / К Pribram-Journal of Consciousness Studies, 10, 2003, -No. 3.
174. Richards, J. The Principles of Literary Criticism / J.Richards. London, 1924.-21 lp.
175. Stern, G. Meaning and Change of Meaning / G. Stern. Goteborg, 1931. -456p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.