Шведские ковры и декоративные полотна XX - начала XXI в.: мастерская Марты Маас-Фчеттерштром тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Широковских, Маргарита Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 274
Оглавление диссертации кандидат наук Широковских, Маргарита Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Особенности ковроткачества в Центральной Европе и Скандинавии в конце XIX - начале XX в
1. 1 Германский производственный союз и педагогический опыт школы Баухауз
1.2 Производство оригинальных ковров класса «люкс» во Франции и Австрии
1.3 Ковер в Скандинавии: от функциональной вещи к произведению искусства
Глава II Традиции и новаторство в мастерской «ABMMF»
2.1 Тематика орнаментальных мотивов в коврах по эскизам художника Марты Маас Фчеттерштром
2. 2 Художники 1940-1980-х гт. в мастерской «ABMMF»: мастер и ученик
Глава III Художественные особенности произведений с монограммой «ABMMF»
3.1 Монограммы: от свидетельства подлинности до авторского знака
3.2 Декоративные полотна, выполненные в технике ручного ткачества в мастерской «ABMMF»
3. 3 Серийность, как способ переосмысления творческого опыта
3.4 Поиск новых выразительных средств в коврах ручного производства,
выполненных в мастерской «ABMMF» в 1990-2000-х гг
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Разработка технологии колорирования ковровых текстильных материалов красителями растительного происхождения2006 год, кандидат технических наук Азимова, Фаина Шамиловна
Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов: на примере стран Западной Европы и России2006 год, кандидат искусствоведения Блюмин, Марина Алексеевна
Дизайн монгольских ковровых изделий: культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика2013 год, кандидат наук Циен-Ойдов Батсайхан
История орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии2013 год, кандидат исторических наук Каннадан Шима Махмуд
Ковры Молдавии1955 год, Гоберман, Д. Н.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Шведские ковры и декоративные полотна XX - начала XXI в.: мастерская Марты Маас-Фчеттерштром»
ВВЕДЕНИЕ
Исследование традиций искусства текстиля различных народов представляет теоретический и практический интерес для искусствоведов, историков и этнографов. Искусство ручного ткачества - это важный компонент скандинавской национальной культуры, которая создала, за период своего существования, яркие образцы художественного текстиля.
Ковры ручного производства, в том числе образцы, выполненные в технике ворсового переплетения, часто ассоциируются с традициями восточной культуры, в то время как художественные особенности скандинавских ворсовых ковров изучены недостаточно, и их исследование представляется актуальным. В странах Скандинавии ворсовый ковер выполнял функцию одеяла или покрывала, был частью убранства интерьера, но в начале XX в. он приобрел новые эстетические свойства и эволюционировал в художественный объект.
Текстильное искусство Швеции исторически формировалось в тесной взаимосвязи с декоративно-прикладным искусством Дании, Норвегии и Финляндии. Внимание к природным явлениям и национальной культуре существенно повлияли на развитие ручного ткачества, что нашло отражение как в работах художников в период национального романтизма середины XIX в., так и творчестве дизайнеров ХХ-начала XXI вв.
Диссертация посвящена одному из самых известных творческих объединений Швеции - «АВММ17», где в настоящее время совместную работу ведут ткачи и профессиональные художники. Мастерская, основанная Мартой Маас-Фчеттерштром в 1919 г., в настоящее время продолжает работать в г. Бостад на юге Швеции и ежегодно представляет вниманию ценителей ковры ручной работы. Результатом данного сотрудничества становятся текстиль, выполненный по эскизам М. М-Фчеттерштром, а также ковры, предназначенные для общественных интерьеров и объекты современного искусства, авторами
которых выступают шведские дизайнеры, графики и живописцы.
Объектом настоящего исследования стали основные принципы художественных решений гладкотканых и ворсовых ковров Скандинавии, своеобразие региональных проявлений в ковровых рисунках, формирование характерных мотивов и колористических предпочтений.
Предмет исследования — ковры, выполненные в мастерской М. М.-Фчеттерштром «АВММР» в XX - начале XXI в.
Целью исследования стало выявление художественных особенностей ковров мастерской «АВММР», определение круга художников, принимавших участие в работе данного объединения, описание тематического и образного строя современных изделий, выполненных в технике ручного ткачества.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих
задач:
- изучить историю ковроделия в Центральной Европе, Норвегии и Швеции в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда в декоративно-прикладном искусстве преобладала стилистика ар деко; определить выдающихся мастеров в сфере производства ковров и разработке рисунков;
- проследить развитие ручного ткачества и ковроделия в Швеции и Финляндии в конце XIX - начале XX в. на примере традиционных финских ковров «руйю», а также гладкотканых «ролаканов»;
- определить особенности производства ковров, ролаканов, шпалер в мастерской «АВММР» с 1919 г. до настоящего времени;
- показать взаимосвязь орнаментальных мотивов и тенденций современного искусства в коврах мастерской «АВММР». Актуальность исследования.
Текстильное искусство Швеции исторически формировалось в тесной
взаимосвязи с декоративно-прикладным искусством Дании, Норвегии и Финляндии. Внимание к природным явлениям и национальной культуре существенно повлияли на развитие ручного ткачества этих стран, что нашло отражение в творчестве художников XX - начала XXI в. В странах Скандинавии ковер традиционно был частью убранства интерьера, но в начале XX в. он приобрел новые эстетические свойства и эволюционировал в художественный объект.
В современной ситуации все более отчетливо ощущается интерес к художественному текстилю скандинавских стран как неотъемлемой части современного декоративно-прикладного искусства. Музеи и галереи все чаще обращаются к текстильным арт объектам в своей выставочной деятельности.
В настоящее время в России не существует работ, подробно освещающих особенности ковроделия скандинавских стран XX - начала XXI в. Художественный текстиль Скандинавии представляет собой многоплановое и многоаспектное явление, важную часть которого составляют шведские ковры. Одним из наиболее известных художественных объединений Швеции является мастерская «АВММР», основанная М. М.-Фчеттерштром в г. Бостад в 1919 г., которая продолжает работать до настоящего времени. По работам мастерской можно проследить эволюцию ковроделия Швеции в XX - начала XXI в. В связи с этим исследование творчества мастерской М. М.-Фчеттерштром представляется весьма актуальным и перспективным направлением в современном искусствоведении.
Научная ценность и новизна работы состоит в том, что в исследовании впервые была сделана попытка комплексного изучения произведений, созданных в технике ручного ткачества и выполненных в пределах одного художественного объединения - шведской мастерской М. М.-Фчеттерштром «АВММР». На основе собранного библиографического и фактологического материала был проведен художественно-стилистический анализ ковров и ролаканов с монограммой
«АВММБ». В диссертации определены стилистические приемы и тематика художественного текстиля, названы ведущие художники мастерской с момента ее основания до настоящего времени. В ходе исследования изучались работы европейских авторов, труды которых не введены в широкий научный оборот российского искусствознания. Впервые переведены на русский язык источники, содержащие материалы о творчестве ряда шведских художников, работавших в области художественного текстиля.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование вводит в научный оборот новый фактологический и исследовательский материал по изучению произведений ручного ткачества, выполненных в шведской мастерской «АВММБ», который может быть использован в процессе преподавания дисциплин «История декоративных тканей», «История текстильного искусства», «История костюма и предметов быта» студентам специализированных ВУЗов. Результаты исследования могут быть применены в искусствоведческой практике, а также использованы современными художниками по текстилю и дизайнерами в их практической деятельности.
Методы исследования
В диссертационном исследовании использована комплексная методология, которая включает в себя систематизацию и обобщение исторического опыта производства финских и шведских ковров; практическое изучение ковров и тканых полотен XX-XXI вв., а также более ранних исторических эпох, находящихся в собраниях музеев; изучение литературных источников, научных трудов, электронных каталогов аукционов по рассматриваемой теме.
В процессе исследования проводились системный художественный анализ произведений декоративно-прикладного искусства, историко-художественное осмысление ковровых рисунков ведущих художников Швеции, Финляндии, Норвегии, Франции, Германии, Австрии, работавших в данной сфере.
В диссертации использовались следующие методы работы:
- художественно-стилистический: при анализе тематики ковровых рисунков и исследовании влияния традиций ручного ткачества на практику современного текстильного искусства Швеции;
- историко-сравнительный: при исследовании финских и шведских ковров ручного производства, а также норвежских шпалер конца
XIX-начала XX в. и их влияния на текстильную культуру Скандинавии
XX-XXI вв.;
- типологический: при определении техник создания ковров, занавесов и панно.
Степень изученности темы
В настоящее время не существует комплексного исследования, посвященного истории развития ручного ткачества Швеции в период XX - начала XXI в. При работе над диссертацией автор обращался к широкому кругу публикаций, который включает в себя монографии, статьи, каталоги аукционов, обширный визуальный материал, а также электронные ресурсы. Анализ литературных источников показал, что шведская мастерская ручного ткачества «АВММБ», основанная художницей Мартой Маас-Фчеттерштром в 1919 г., практически неизвестна в России.
В странах Европы искусство текстиля, в особенности сфера ручного ткачества и «искусства волокна», изучена достаточно подробно. Ручное ткачество и создание авторских ковров, в Швеции и других скандинавских странах взаимодействует с современным искусством.
Литературу, посвященную развитию ковроделия в указанных регионах, можно подразделить на несколько типов. Первый - хроника процесса, каталоги выставок, статьи в периодической печати. Второй - опыты теоретического осмысления, статьи в научных сборниках, альбомы и монографии по истории мастерской «АВММР», истории ковроткачества, труды, посвященные
выдающимся художникам, кошрые внесли сущесхьенный вклад в развише текстильнош искусства скандинавскош региона.
Для исследования в области истории и теории художественного текстиля большое значение имеет изучение народного искусства. Одним из самых интересных исследований начала XX в., посвященных быту и искусству крестьян Скандинавии является сборник «Народное искусство в Швеции, Лапландии и Исландии» (1910) [119]. Традиционным финским коврам «руйю» посвящена книга У. Сирелиуса «Финские ковры: исторические исследования текстиля» [129]. Развитие стиля модерн в Швеции освещено в работе Н. Гволлин [107]. М. Штернер систематизировала сведения о существующих обществах ремесел в различных регионах страны в работе «Домашние ремесла в Швеции» [137]. Шпалерное ткачество южной провинции страны стало темой исследования для Э. Фишера «Фламандское ткачество в регионе Сконе» [79]. Существенное внимание уделено текстильному искусству Швеции в период развития стиля модерн в исследовании Э. Ставноу-Хидемарк «Шведский югендстиль» [135].
В 1970-е гг. история народного и декоративно-прикладного искусства Норвегии освещалась в работах А. Б. Сьеволд «Норвежские шпалеры» [130], Я.-Л. Опстада «Ар нуво в Норвегии» [116], Я. С. Стеворт «Народное искусство Норвегии» [138]. Выдающиеся мастера выделены в книге Е. Мартина «Шведские художники по текстилю» [103].
В 1980-х гг. интерес к искусству текстиля не ослабевал, появились монографии, посвященные выдающимся художникам текстильного искусства, а также книги по истории текстиля. В работе «Сокровища шведского ткачества» И. Скольдебранд [132] представила изображения и схемы традиционных шведских орнаментов, предназначенных для выполнения на ручном ткацком станке. В немецком издании «Орнаменты народного искусства Европы» [120] рассмотрены орнаментальные мотивы с древнейших времен и их применение в прикладном искусстве европейских народов.
В последнее десятилетие XX в. как народное искусство текстиля, так и авторские произведения изучались с различных точек зрения. В этот период была опубликована совместная работа искусствоведов под руководством Дженифер Харрис «Пять тысяч лет текстиля» [88], которая выдержала несколько изданий. Об украшении тканей и одежды способом вышивки в различных частях земного шара подробно рассказано в работе Ш. Пейн «Вышитый текстиль» [118].
Мастерская «ABMMF» была организована в то время, когда творчество М. М.-Фчеттерштром уже имело оригинальные черты; известно, что художница много путешествовала и создала ряд ковровых рисунков, следуя общеевропейским тенденциям в искусстве начала XX в.
Из публикаций, посвященных искусству этого периода, хотелось бы отметить работы: С. Дэй «Ковры ар деко и модернизма» [71], Г. Фар-Бекер «Венские мастерские: 1903-1932» [77], А. Фолькера «Текстиль Венских мастерских: 1910-1932 гг.» [147], В. Г. Трой «Текстиль модернизма: Европа и Америка 1890- 1940 гг.» [142], А.-Р. Харди «Текстиль ар деко. Французские дизайнеры» [87]. Особенности художественного стиля начала XX в подробно рассмотрены в книге Б. Хиллера и С. Ескритт «Стиль Ар-Деко» [90]. Характеристика основных закономерностей стиля изложена в диссертациях А. В. Петухова «Ар деко и некоторые аспекты художественной жизни Франции первой четверти XX века» [34], Догониной Е. А. «Декоративное панно в синтезе искусств ар деко» [16], краткий экскурс в историю сделан в книге М. Робинсон «Ар деко. Лучшие произведения» [37].
Заключительным блоком следует отметить те работы, которые относятся к истории творческого объединения «ABMMF». Мастерская и ее основатель упоминаются в сборниках и периодической печати начиная с 1910-х гг., представленные на выставках ковры опубликованы в каталогах.
Одним из первых исследований, посвященных М. М.-Фчеттерштром и работе ее мастерской, стала монография Т. Лундгрен «Марта Маас-Фчеттерштром
и ткачество в Бостад» [100].
О творчестве художницы повествуется в изданиях «Встреча мастеров: Б. Матссон, К. Мальмстен, М. М.-Фчеттерштром» [112], работах И.Бергман «Марта Маас-Фчеттерштром: мастер и новатор текстильного искусства» [62], Б. Магнуссона «Великолепно! Марта Маас-Фчеттерштром: жизнь и творчество» [101], М. Стенсман «Еще больше ковров от студии Марты Маас-Фчеттерштром в Бостад» [136].
В 2005 г. музей Северных стран выпустил книгу под общей редакцией Б. Свенссон и Л. Вальден «Женский текстиль. Рисунки и характер». Глава, написанная И. Бергман, «Текстиль и движение» начинается с описания жизни и творчества М. М.-Фчеттерштром [139].
Важную роль в работе над диссертацией сыграло изучение каталога выставки «Марта снова здесь! 90 лет с Мартой Маас-Фчеттерштром» в стокгольмском зале «Лильевхальс», приуроченной к юбилею мастерской «ABMMF» [66]. Издание начиналось с вступительной статьи Мартена Кастенфорса, иллюстративный ряд открывали работы современных художников. Анетте Гранлунд сравнила ковры, выполненные по эскизам Марты Маас-Фчеттерштром с восточными коврами, Малине Стенсман подробно описал творческий путь художницы. В книге представлены изображения текстильных произведений, созданных в мастерской «ABMMF» с 1919 по 2009 г.
В работе использованы литературные источники Российской Национальной библиотеки, библиотеки Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Значительное количество информации, актуальной при работе над данным исследованием, было получено на официальных интернет-сайтах музеев, аукционных домов («Буковски», «Кристи», «Сотбис»), а также при изучении электронных и печатных каталогов.
Основными вещественными источниками, использованными в работе, были экспонаты музея-заповедника Скансен, музея Северных стран, Национального
музея в Стокгольме, Национального музея Хельсинки, музея Хорбергсгарден в Провоо, а также объекты выставки «Декорум», состоявшейся в Музее Современного искусства в Париже (2014 г.).
Большое значение в проведении исследовательской работы имела личная беседа с владелицей компании «АВММР» Тиной Шведруп и знакомство со стокгольмским шоу-румом, где представлены подлинные эскизы ковровых рисунков, выполненные М. М.-Фчеттерштром, фрагменты в материале, винтажные и современные ковры.
Глава I. Особенности ковроткачества в Центральной Европе и Скандинавии в конце XIX - начале XX в.
1.1 Германский производственный союз и педагогический опыт школы
Баухауз
С конца XIX в. по 30-е гг. XX в. в Европе возникло большое количество направлений, в рамках которых развивалось искусство. К наиболее значимым можно отнести: «Движение искусств и ремесел», «Венские мастерские», «Германский производственный союз»1, школа Баухауз, вортицизм, дадаизм, кубизм, «Де Стайл» и др. [9, с. 70, 76, 100, 104, 108].
В искусстве текстиля, в частности в производстве ковров, в начале XX в. наметилось два центра - Германия и Франция. Направления, в которых двигались художники по текстилю из этих стран, были противоположны [71, с. 14].
В конце XIX-начале XX вв. производство ковров в Германии было ориентировано, скорее, на массовое производство, однако, некоторые художники продолжали работать над созданием оригинальных образцов в стиле модерн. Один из таких мастеров - Патрик Хабер - создал несколько картонов, в которых мотив или группа орнаментов зеркально отражалась по вертикали или горизонтали в плоскости предполагаемого ковра. Сложный, запутанный рисунок был выполнен согласно принципам «ар ну во». Художник проектировал не только ковры, но и вышивку, мебель, изделия из керамики, металла. Изящная филигрань растительных и геометрических мотивов делала основной акцент на графике, позволяя почувствовать «руку автора»; цвету отводилось второстепенное значение. Растения, цветы, листья, виноградные грозди были вписаны в спирали, заключены в водоворот повторяющихся линий. Можно предположить, что такой
1 Deutscher Werkbund (нем.).
2 Patriz Huber (нем.) (1878-1902).
прием в рисовании появился у художника после работы с металлом [76, с. 242, 400].
Одним из примеров работ Патрика Хабера в текстиле является рисунок квадратного ковра с мотивом виноградной лозы, созданный художником в 1901 г. Восемь крупных гроздей, вписанных в треугольники, образуют круг в центре, еще четыре размещены по углам ковра. Множество проволочных линий, расходящихся как круги на воде, создают эффект движения от центра к краям. Этот образец, предназначенный для жилого интерьера, является характерным примером орнаментального решения ковра в стиле «модерн» (илл. 1,2).
Немецкий архитектор Герман Мутезиус3, несколько лет проживший в Англии, видел смысл в развитии «Движения искусств и ремесел». Под влиянием идей этого объединения в 1907 г. в Мюнхене был создан «Германский производственный союз», важным отличием которого была ориентация на массовое производство и промышленность. Среди основателей союза можно отметить такие имена как: Т. Фишер, А. К. ван де Вельде, Ф. Шумахер, Р. Римершмид, Ф. Науман, К. Э. Остхауз. В работе объединения принимали участие Ле Корбюзье, П. Беренс, Б. Таут, Л. Мис ван дер Роэ, X. Пельциг, Й. Хофман, В. Гропиус и др.[71, с. 31].
На рубеже XIX - XX вв. художники часто совмещали работу архитектора с проектированием предметов быта. Например, Петер Беренс, известный как архитектор здания Посольства Германии в Санкт-Петербурге (Исаакиевская площадь, годы постройки: 1912-1913), создал небольшое количество рисунков для ковров [76, с. 392].
Ковры по эскизам П. Беренса, сотканные в первое десятилетие XX в. (в период его жизни в Дармштадте), позволяют проследить, как менялся «югендстиль» [9, с. 616], испытывая давление со стороны рационалистических тенденций [40, с. 165, 167; 9, с. 72]. На первый взгляд, рисунки ковров П. Беренса
О МиШеэшз (нем.).
характерны для «югендстиля», однако, в них уже нет тесной связи с природой -растительный мотив 1904 г. более стилизован и упорядочен (илл. 3). Квадратный ковер (1902), рисунок которого составлен из сеток, квадратов и прямоугольников, созвучен работам мастеров «Венского Сецессиона». Прямые линии, подчеркивающие строгую симметрию, образуют мотив «крест». В коврах Беренса почти отсутствует тягучесть и плавность линий, характерных для «югендстиля» (илл. 4).
Гертруда Кляйнхемпель4 - одна из основателей «Германского производственного союза» -работала в области керамики, текстиля, графики, проектировала системы освещения и мебель. Ковер, выполненный по ее рисунку в 1909 г., украшен сеткой из 16 прямоугольников со скругленными краями, каждый из которых заполнен крапинками и завитками. Кайма разработана по принципу шахматной сетки. В этом образце, также как и в работах П. Беренса, виден рациональный подход автора, основанный на ясной геометрии (илл. 5).
В первое десятилетие XX в. ручной способ производства предметов быта был более распространен, чем промышленный. Художники объединения «Германский производственный союз» стремились сделать продукцию более доступной и параллельно меняли образный строй предметов быта, орнаменты и цвета, направляя общественный взгляд в сторону модернизма [48, с. 10]. Одним из новаторов в этой области выступил немецкий художник Рихард Реймершмид5. Ковер по его эскизу для виллы Карла Тиме, директора Мюнхенской страховой компании, был выполнен в 1903 г. Это крупное произведение прикладного искусства (400x300см) необычно для своего времени [71, с. 32-33]. Красный многоугольник в центре наполнен абстрактными элементами - кругами, а широкая кайма покрыта стилизованными растительными мотивами: светлые тонкие стебли с изящными листиками-бусинами тянутся от центра к краям и завершаются сложно-красными соцветиями. Фон каймы неоднородный: умбра,
4 в. КМпЪетреЬ
5 Я. ШетегесЫтс! (1868 - 1957).
индиго и серый цвета чередуются в ритме, необходимом для создания симметрии. Общее движение - от центра к краям - подчеркнуто круговыми формами центральной фигуры. Растительные мотивы, бывшие недавно основой орнамента ковров, дополнены геометрией, которая постепенно выходит на первый план (илл. 6).
Отто Гусман работал не только в области текстильной промышленности, где им были разработаны рисунки для печатных тканей, ковров, гобеленов, вышивки, но и в области монументального искусства, создав ряд настенных росписей и витражей [172]. В текстильных произведениях, созданных по эскизам О. Гусмана заметна тенденция вытеснения растительных мотивов геометрическими. Одним из интересных примеров творчества художника является рисунок ковра 1909 г., построенный по принципу симметрии: четыре круглых медальона по краям и один овальный в центре. Фон покрыт стилизованными соцветиями, а медальоны -геометрическими мотивами. Художник был вдохновлен традициями исламского искусства, что отразилось на стилистике текстильного образца: в угловых медальонах остроконечные звезды окружены спиралями и множеством более мелких элементов. Плотность рисунка и его причудливость также напоминают восточный ковер. Автору удалось найти баланс традиционных и новых для начала XX в. приемов создания орнаментальных мотивов для ковров (илл. 7).
В 1919 г. в результате слияния «Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств» и «Школы прикладного искусства» образовалось новое государственное учебное заведение - школа Баухауз6. Направления подготовки художников включали обработку металла, переплетное дело, керамику, стекло, скульптуру, печатное дело и текстиль [71; с. 99].
В учебный план текстильного отделения входила работа на станках различного типа, а также навыки заправки станков, материаловедение, изучение различных техник ткачества [73, с. 154]. В 1920 г. на базе текстильного отделения
Staatliches Bauhaus (нем.) — учебное заведение, существовало в Германии в 1919-1933 гг.
возникли ткацкие мастерские. За время своего существования мастерские эволюционировали от создания текстильных работ в традиционных техниках к искусству изготовления промышленных проектов на базе экспериментальной лаборатории. Количество ковров, произведенных в мастерских Баухауз, было относительно небольшим по сравнению с мебельно-декоративными тканями, но во всех видах текстиля первостепенное значение имели эксперименты с материалами и техниками.
Первоначально прием студентов в Баухауз осуществлялся на основе тендерного равенства, но постепенно некоторые отделения (керамика, оформление книги) закрывались для женщин [149, с. 41- 45].
Что касается ткацких мастерских, следует отметить, что с первых лет своего существования это отделение формировалось в основном из женщин, представляя для слабого пола единственную возможность получить художественное образование. Мужчины тоже могли выбрать данное направление, но на практике это случалось редко.
Первая программа «курса ремесел» (скорее всего написанная педагогом Хелен Бернер ) помимо ткачества включала вышивку, декоративную окантовку, вязание крючком, шитье и макраме [71, с.100]. Однако ткачество, первоначально запланированное лишь как одна из многих изучаемых текстильных техник, вскоре стало основным направлением деятельности мастерских.
С 1919 по 1922 гг. Баухауз можно охарактеризовать как школу ремесел, развивавшуюся согласно принципам авангарда. Преподаватели и студенты были художниками, объединенными против академической традиции. Тесные связи с представителями мирового авангарда способствовали распространению идей модернизма в среде студентов и педагогов. Кроме того, ряд известных в то время художников - Пауль Клее, Василий Кандинский, Иоханес Иттен - являлись частью преподавательского состава. К важнейшим достижениям школы в этот
7Helene Borner (нем.).
период можно отнести переход от ремесла к дизайну. В практике художественного текстиля это представляло собой развитие новых принципов проектирования на базе техники ручного ткачества [73, с. 154]. Школа Баухауз не ставила перед собой задачу распространить определенный стиль или систему, но стремилась обновить всю сферу художественного формообразования.
Слияние прикладных и изящных искусств должно было, по мнению Вальтера Гропиуса, сформировать новую пространственную среду. В. Кандинский поддерживал и развивал эту идею в своей педагогической деятельности в рамках курса аналитического рисунка, семинаров цветоведения и формообразования искусств [40, с. 172, 173].
Важную роль в работе ткацких мастерских Баухауз сыграл И. Иттен.
о
Вводный курс в школе Баухауз, проходивший под его руководством был обязательным для всех студентов. Таким образом, текстильное отделение работало с цветом согласно теориям И. Иттена. Художник также был мастером формы9 мастерской ткачества. Сохранившиеся подготовительные рисунки для ковров, выполненные Иттеном, свидетельствуют о том, что автор был не только блестящим теоретиком, но и опытным дизайнером. Иносказательность языка, загадочную формальность работ Иттена можно объяснить его увлечением мистикой, в пору становления школы идеи этого художника казались инновационными [71, с. 100]. В экспозиции выставки «Декорум», прошедшей в музее современного искусства в Париже10, был представлен ковер, выполненный по эскизу Иттена. В классический, с симметричным орнаментом, бордюр вписана замкнутая композиция с абстрактным рисунком. Сложные фигуры автор составил из квадратов и полос, различных по масштабу; цветовое решение включает пять оттенков пряжи11 [72 ,с. 44].
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Художественно-стилевые особенности финских руйю конца XIX — середины ХХ вв.2024 год, кандидат наук Карюк Тамара Андреевна
Народные художественные промыслы Западной Сибири в современных исторических условиях: тюменский ковер - возрождение и проблемы развития2013 год, кандидат наук Сезева, Наталья Ивановна
Единство искусства и техники. Теория и практика предметных мастерских Баухауза: 1919-19332007 год, кандидат искусствоведения Королева, Анастасия Юрьевна
Объемно-пространственные формы текстиля в искусстве ХХ-XXI вв. (к проблеме появления и развития феномена «пластического взрыва»)2024 год, доктор наук Цветкова Наталия Николаевна
Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса2000 год, доктор искусствоведения Уваров, Виктор Дмитриевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Широковских, Маргарита Сергеевна, 2014 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева A.C. Ворсовые ковры Азербайджана XIX-начала XXвека / А. С. Алиева; под общ. ред. Л. Г. Керимова. — Институт Архитектуры и Искусства АН Азербайджанской ССР. — Баку : Элм, 1987. — 142 с.
2. Аникин H.A. Вена и Будапешт на рубеже веков, 1870-1920-е: произведения из собраний Австрии, Венгрии и России: каталог выставки, [11 ноября 2005- 22 января 2006 г.] / Авт. ст.: М. А. Аникин и др.; Ред. А. В. Минеева. — СПб. : Славия, 2005. — 191 с.
3. БажановаР. К. Винтажная мода: артистизм стиля / Р.К. Бажанова, C.B. Бажанова//Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы XV-й международной научной конференции. — СПб. : ФГОБУВПО «СПГУТД», 2012.
— С.289-291
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин/Пред., сост., перевод и прим. С.А. Ромашко. — М. : Культурный центр имени Гете; Медиум, 1996. — 240 с.
5. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. XV - начало XVI века / Н. Ю. Бирюкова. — Прага : Артия. — Л. : Советский художник, 1965.
— 128 с.
6. Бирюкова Н. Ю. Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа / Н. Ю. Бирюкова. — Л. : Аврора, 1974. — 200 с.
7. Блюмин М. А. Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов: на примере стран Западной Европы и России: дис. ... канд. иск: 17.00.04 / Блюмин Марина Алексеевна. — СПб., 2006. — 287 с.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей. / Бодрийяр Ж. / Пер. С.Н. Зенкина. — М. : Рудомино, 2001. — 218 с.
9. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре/Л. Бхаскаран. — М. : Арт-Родник, 2007. — 256 с.
10. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. — СПб. : Кольна, 1995. Т. 1, 2
11. Всеобщая история искусств в 6 т. Т 2, 5. / Б. В. Веймарн, Б. Р. Виппер, А. А. Губер и др.; Академия художеств СССР, Институт теории и истории изобразительных искусств. — М. : Искусство, 1956-1966. — 1200 с.
12. Всеобщая история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство /пер. с ти. Т. М. Котельниковой. — М.: Астрель: ACT, 2010. —414 с.
13. Грязева И. В. Этностиль или «практический ромнтизм» современного костюма / И. В. Грязева// Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы XV-й международной научной конференции. — СПб. : ФГОБУВПО «СПГУТД», 2012. — С.326-329.
14. Гусарова К. Шанель как провокация / К.Гусарова //Теория моды: одежда, тело, культура. — 2007-2008. №6, — С. 275.
15. Гусейнов K.M. Аварские ковры и ковровые изделия конца XIX— начала XX века: автореферат дисс.... канд. историч. н. Махачкала, 2000 — 26с.
16. Дошнина Е. А. Декоративное панно в синтезе искусств ар деко: дис. канд. иск.: 17.00.04. / Догонина Елена Александровна. — М., 2012. — 172 с.
17. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н. Ф. Золотницкий. — Киев : Дов1ра, 1994. — 255 с.
18. Иванов А. Н. Диалог культур России и Швеции: дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Иванов Александр Николаевич. — М., 2010. — 168 с.
19. Иванова Ю. Б. Современное текстильное творчество: феноменологический ракурс / Ю. Б. Иванова // Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы XIII-й международной научной конференции. — СПб. : ФГОБУВПО «СПГУТД», 2010. —С. 144-151.
20. Иерусалимская А. А. Словарь текстильных терминов / А. А. Иерусалимская. — СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2005. — 95с.
21. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен / Пер. Л. Монаховой. — М.: Д. Аронов, 2007. — 96 с.
22. Клепп И. Г. Цвет в традиционном норвежском костюме / И. Г. Клепп // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2009. — №13, — С. 104-105.
23. Комарова М. М. Шведский жилой дом эпохи национального романтизма конца XIX-начала XX вв.: традиция и новаторство: дис. канд. иск.: 17.00.04 / Комарова Майя Михайловна. — М., 2008. — 180 с.
24. Кондратов H.A. Швеция: экономико-, социально- и политико-географическая характеристика (и опыт ее сравнения с Архангельской областью РФ): дис. канд. геогр. наук: 25.00.24 / Кондратов Николай Александрович. — М., 2003. —189 с.
25. Кореняко В. А. Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока: каталог выставки/ В. А. Кореняко, Г. В. Ласикова, Н. В. Сазонова. — М. : Музей Востока, 2006. — 157 с.
26. Корнилова С. В. Художественная культура Швеции нового времени в русскоязычной историографии XIX - нач. XXI вв.: дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Корнилова Светлана Валерьеана. — СПб., 2003. — 250 с.
27. Коршунова Т.Т. Русские шпалеры. Петербургская мануфактура / Т. Т. Коршунова, И. М. Ясинская. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 270 с.
28. Крюкова И. О природе декоративного искусства // Современное декоративное искусство 1973-1974. — М. : Советский художник, 1975. — С. 1925.
29. Ларина Е. И. Ворсовый ковер как этнографический источник: на материале народов Российской империи конца XIX - начала XX вв.: автореф. дисс. ...канд. историч. н. М., 2000. — 24с.
30. Мамедова Т. Ш. Ковер в художественной структуре национального интерьера Азербайджана: автореф. дисс. ...канд. иск.: 10.00.05 / Мамедова Тамилла Шахбаба кызы. — М., 1991. — 25с.
31. Мелетинский Е. М. Мифология: Большой энциклопедический словарь. Репринтное издание Большого энциклопедического словаря 1991 г. — М. : Научное издательство Большая российская энциклопедия, 2003. — С. 410-411.
32. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней / А. Моран. — М. : Искусство, 1982. — 577 с.
33. Николаева Н. С. Стокгольм и его музеи / Н. С. Николаева. — М. : Искусство, 1995. —207с.
34. Петухов А. В. Ар деко и художественная жизнь Франции первой четверти XX века / А. Петухов. — М. : МАКС Пресс, 2002. — 172 с.
35. Пуаре — король моды: [каталог выставки, Музеи Московского Кремля, 7 сентября 2011 - 15 января 2012 года] / [Гос. ист.-культур. Музей- заповедник Моск. Кремль; сост. С. Амелёхина]. — М. : Московский Кремль, 2011. — 307 с.
36. Пуаре П. Одевая эпоху/П. Пуаре/Пер. Н. Кулиш. — М.: Этерна, 2011. — 446 с.
37. Робинсон М. Ар деко. Лучшие произведения/ М. Робинсон, Р. Ормистон; пер. Е. К. Матвеевой. — М.: Арт-родник, 2010.— 192 с.
38. Розенталь Р. История прикладного искусства нового времени / Р. Розенталь, X. Ратцка. — М.: Искусство, 1971. — 240 с.
39. Руденко С. И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н.э.) / С. И. Руденко. — М. : Издательство восточной литературы, 1961. — 135с.
40. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники / В. Ф. Рунге: Учеб. Пособие в 2 т. — М. : Архитектура-С, 2006.— 368 с.
41. Русские шпалеры ХУШ-начала XX века: каталог выставки [вступ. статья И. М. Ясинской], — Л.: Гос. Рус. Музей, 1975. — 35 с.
42. Рюмина И. А. От ткачества - к гобелену / И. А. Рюмина // Декоративное искусство СССР. — 1978. — №3. — С. 42-43.
43. Сафарова А. Народное искусство в парадигмах истории и современности / А. Сафарова // Декоративное искусство. — № 2/413. — С.74-79.
44. Сванидзе А. А. Ремесло и ремесленники средневековой Швеции (XIV-XV вв.) / А. А. Сванидзе. — М. : Наука, 1967. — 366 с.
45. Сванидзе А. А. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV вв. /A.A. Сванидзе. — М.: Наука, 1980. — 381 с.
46. Словарь художественных терминов. Г.Ф.Х.Н. 1923-29 гг. /Под ред. И. М. Чубарова. — М.: JIoroc-Альтера, Ессе Homo, 2005. —504 с.
47. Старшая Эдда. Песни о божествах/Пер. С. Свиридовой. - М.: Едиториал УРСС, 2010. —384 с.
48. Стерноу С. А. Арт деко. Полеты художественной фантазии / С. А. Стерноу
— Минск — М. : Белфакс, 1997. — 128 с.
49. Тимофеева М. А. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм / М. А. Тимофеева. — М.: РГТУ, 2006. — 304 с.
50. Уваров В. Д. Развитие нетрадиционных форм художественного выражения в текстиле / Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы XVI-й международной научной конференции. — СПб. : ФГОБУВПО «СПГУТД», 2013. —С.287-292.
51. Уваров В. Д. Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса:, дис. ... д-ра. иск.: 17.00.04/ Уваров Виктор Дмитриевич. —М., 2002.
— 414 с.
52. Художественные центры Австро-Венгрии, 1867-1918: [сборник] / Гос. ин-т искусствознания; [редкол.: Н.М. Вагапова и др.]. — СПб.: Алетейя, 2009. —543 с.
53. ЦветковаН. Н. Традиции ручного ткачества в современном искусстве и костюме / Н. Н. Цветкова // Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы XIII-й международной научной конференции. — СПб. : ФГОБУВПО «СПГУТД», 2010. — С.203-207.
54. Цветкова Н. Н. Искусство текстиля: ручное ткачество (Северо-запад Восточной Европы, ХГХ-ХХвв.): дис. канд. иск.: 17.00.04 / Цветкова Наталия Николаевна. — СПб., 2002. — 242 с.
55. ЧепуроваО. Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: дис. канд. иск: 17.00.06 / Чепурова Ольга Борисовна. — М., 2004. —179 с.
56. Чукуров А. Ю. Состояние мира: одновременность. Художественная культура Скандинавских стран и Финляндии в пространстве концептов. — Спб. : Астерион, 2011. —199 с.
57. Швидковский Д. О. Мир пейзажного сада /Д. О. Швидковский // Декоративное искусство. — № 2/413. — С.82-85.
58. Яковлева Е. Г. Русские ковры /Е. Г. Яковлева. — М. : КОИЗ, 1959. — 148 с.
59. Ankert К. Dräkt & textil i Dalarnas museum / К. Ankert. — Dalarna: Dalamas museum, 2009. — 72 s. Швед. яз.
60. AntonelliP. Claesson Koivisto Rune / P. Antonelli, Isitt M. — Basel. Boston. Berlin: Birkhäuser Architecture, 2007. — 376 р. Англ. яз.
61. BlakesleyR. The Arts and Crafts movement. — New York: Phaidon Press Limited, Reprinted in paperback, 2009, 2011. — C.l93-194
62. Bergman I. Märta Mäas-Fjetterström : en mästare och nyskapare inom textilkonsten / I. Bergman, B. Bränvall. — Stockholm: Nordiska museet, 1990. — 32 s. Швед. яз.
63. Bjugard D. Punsvik C. 247 Swedish Craft Artists: A Guide from South to North.
— Stockholm: Arvinius, 2009. — 320 p. Англ. яз., Швед. яз.
64. BruniusJ. Kaisa Melanton: Textila verk och mäleri: utställningskatalog / 24. Brunius J., Engelhardt L. — Stockholm: Carlsson i samarbete med Prins Eugens
Waldemarsudde, 2007. —320 s. Швед. яз.
65. Cavallo A. S. The Unicorn Tapestries in The Metropolitan Museum of Art. New York: Harry N. Abrams, 1998. — 128 р. Англ. яз.
66. Castenfors M. Märta flyger igen!: 90 är med Märta Määs-Fjetterström: 3.10 2009
— 6.1 2010, Liljevalchs konsthall / katalog / M. Castenfors, A. Persson. — Stockholm: Liljevalchs konsthall, 2009. — 186 s. Швед. яз.
67. Christie's New York. Important XX Century Decorative Art&Design. Wednesday 8 Desember 2004 / Catalog / 2004. — 120 p. Англ. яз.
68. ClasonA. En textil urmoder: Märta Mââs-Fjetterstrôm pä Millesgârden / A. Clason// Ingâr i: Hemslöjden. — Stockholm: Svenska hemslöjdsföreningarnas riksförbund (SHR), 1990:3, — S. 28-29. Швед. яз.
69. Cole D. Textiles now / D. Cole. — London: Laurence King Publishing, 2008. — 271 p. Англ. яз.
70. Collingwood P. The Techniques of Rug Weaving / P. Collingwood. — New York: Watson-Guptill Publications, — 527р. Англ. яз.
71. Day S. Art deco and modernist carpets / Day S. — San Francisco: Chronicle Books, 2002. — 224 p.
72. Decorum: Tapis and tapestries d'artistes / Katalogue. Musee d'Art modern de la Ville de Paris / ARC. — Paris: Skira Flammarion, 2013. — 223 p. Фр. яз.
73. Droste M. Bauhaus: 1919-1933/ M. Droste. — Köln: Taschen, 2006. — 256 p. Ант. яз.
74. Dumas A. Matisse, his art and his textiles : the fabric of dreams: exhibition catalogue /А. Dumas, D. Breuer. — London : Royal Academy of Arts, 2004. — 212 p. Англ. яз.
75. Ericsson A.-M. Den svenska textilmodernismens anmödrar/ A.-M. Ericsson. — Stockholm: Föreningen Svensk form, 1990. — 86 s. Швед. яз.
76. Fahri-Becker G Art Nouveau / G Fahri-Becker. — Potsdam: ULLMANN, 2011 — 428 p. Англ. яз.
77. Fahri-Becker G Wiener Werkstaette/ G. Fahri-Becker. — Hong Kong. Köln. London. Los Angeles. Madrid. Paris. Tokyo: Taschen, 2008. — 240 p. Англ. яз.
78. Fine English, Continental and American Furniture and Decorations, Rugs and Carpets, Property from the Collection of Boscobel Restoration / New York; Sotheby Parke Bernet: January 22nd: Catalog. — New York: Sotheby, 1977. — 41 p. Англ. яз.
79. Fischer E. Flamskvavnader I Skane / E. Fischer. — Lund: Bokforlaget Corona AB, 1962. — 335s. Швед. яз.
80. Frankow I. Den Svenska Trasmattan: En Kulturhistoria / I. Frankow, K. Ankert, L. Dahlstrom. — Varnamo: Prisma, 2003. — 165 s. Швед. яз.
81. Gejer A. Ur textilkonstens historia / A. Gejer. — Lund: LiberLaromedel, 1980. — 357 s. Швед. яз.
82. Gemzoe Jette Valeur. Fra Det Intime Til Det Monumentale / From The Intimate To The Monumental. — Kolding: Trapholt, 2007. — 48 p. Датск. яз.
83. Golan R. Modernity and Nostalgia: Art and Politics in France Between the War./R. Golan.— New haven: Yale University Press, 1995. — 228р. Англ. яз.
84. GronwoldtR. Art noveau: Textil-Dekor um 1900: Katalog zur Ausstellung des Wurtembergischen Landesmuseums Stuttgart/R. Gronwoldt. — Stuttgart : Wiirttembergisches Landesmuseum, 1980. — 317 p. Нем. яз.
85. Hansen V. Swedish Textile Art: Traditional Marriage Weavings from Scania (The Nasser D. Khalili Collection of Swedish Textile Art) / V. Hansen. — London : The Nour Foundation in association with Textile & Art Publications and IK Foundation, 1996. — 248 p. Англ. яз.
86. Hard af Segerstad U. Modern svensk textilkonst / U. Hard af Segerstad. — Stockholm: Nordisk rotogravyr, 1963. — 195р. Швед. яз.
87. Hardy A.-R. Art Deco Textiles. The French Designers / A.-R. Hardy. — London: Thames & Hudson, 2006. — 256 p. Англ. яз.
88. Harris J. 5000 years of textiles / J. Harris. — London: The British Museum Press, 2012. —320 p. Англ. яз.
89. HelkenstenL. Contemporary Art From Sweden / 26 June 2003 - 12 September 2003 // Katalog / L. Helkensten , L. Papademos. — Frankfurt am Main : Kern & Birner, 2003. — 83 s. Англ. яз.
90. Hillier В. Escritt S. Art Deco Style / B. Hillier, S. Escritt. — London : Phaidon, 2003. —240 p. Англ. яз.
91. Hung S. By hand : the use of craft in contemporary art / S. Hung, J. Magliaro. — New York : Princeton Architectural Press, 2007. — 175 p. Англ. яз.
92. Important Italian and French furniture and tapestries / Sotheby // Auction 13 Dec. 1996: Catalog. — London: Sotheby. 1996. — 37 p. Англ. яз.
93. Jefferies J. Contemporary textiles: the fabric of fine art / J. Jefferies. — London : Black Dog Publishing, 2008. — 191 p. Англ. яз.
94. Jelinek E. Mamma Andersson: Dog Days / E. Jelinek, M. Hentschel, — Bielefeld : Kerber; Bilingual edition, 2012. — 104 p. Англ. яз.
95. Johansson G Konstlivet Sverige 1934 / G. Johansson // Svenska Dagbladets Arsbok. — Stockholm: Ahlen &Holms, 1935. — 118 s. — S. 172. Швед. яз.
96. Koumis M. Art textiles of the world: Scandinavia. Vol. 1 / M. Koumis. — Winchester : Telos, 2004. — 128 p. Англ. яз.
97. Kvalitetsauktion. Vären 2013/Katalog. — Göteborg : TRYCK OCH REPRO, 2013. — 120 s. Швед. яз.
98. Lambert S. Pattern and design: designs for the decorative arts, 1480-1980 with an index to designers' drawings in the Victoria and Albert Museum / S. Lambert. — London : The V&A Museum, 1983. — 196 p. Англ. яз.
99. Lundell L., Windesjo E. The Big Book of Weaving: Handweaving in the Swedish Tradition: Techniques, Patterns, Designs and Materials. Vermont — : Trafalgar Square Books, 2008. — 269 p. Англ. яз.
100. Lundgren Т. Märta Määs-Fjetterström och väv-verkstaden i Bästad / T. Lundgren. — Stockholm: Albert Bonniers Forlag, 1968. — 119 s. Швед. яз.
101. MagnussonB. Var vid gott mod! : Märta Määs-Fjetterströms liv och verk /В. Magnusson. — Göteborg : Göteborgs universitet. Konstvetenskapliga institutionen, 1995. — 44 s. Швед. яз.
102. Malmöhus läns hemslöjdsförening: 1905-1925. — Malmö : Foren, 1926. — 80 s. Швед. яз.
103. MartinE. Svensk textilkonst / E.Martin, B. SydhofF. — Stockholm : Liber Förlag, 1979. — 151 р. Швед. яз.
104. Mattor och draperier / Märta Määs-Fjetterström. samt Bolagets nyproduktion / Barbro Nilsson, Marianne Richter, Ann-Mari Lindbom: 13-30 januari 1945 // Catalog. — Stockholm : Svensk-franska konstgalleriet, 1945. — 21 s. Швед. яз.
105. Mattor och draperier komponerade av Märta Määs-Fjetterström samt skulptur: utställning maj 1942 // Catalog [fÖrord: Erik Wettergren]. — Stockholm : Svensk-franska konstgalleriet, 1942. — Iis. Швед. яз.
106. MerewetherC. Karin Mamma Andersson / C. Merewether, A.-S. Noring. — Göttingen: Steidl; Bilingual edition, 2008. — 228 p.
107. Modern Swedish. Art and Crafts / N. Gwollin. — New York: Publishers Charles Scribners Sons, 1931. — 30 p.; 207 tab. Англ. яз.
108. Moller V. S. En Bok Om Barbro Nilsson/.V. S. Moller. — Stockholm : Trevi, 1977. — 104 р. Швед. яз.
109. Määs-Fjetterström M. Konstnärlig textilslöjd pä Baltiska utställningen / M. Määs-Fjetterström. — Stockholm, 1915. — 10 s. Швед. яз.
110. Määs-Fjetterström AB. Mattor och vävnader / M. Määs-Fjetterström, Barbro Nilsson, Marianne Richter, Ann-Mari Forsberg. — Bästad : Märta Määs-Fjetterström AB, 1956. — 40 s. Швед. яз.
111. Märta Määs-Fjetterström. Carl Malmsten. Elsa Gullberg. David Blomberg. Svenskt Tenn Gefle porslinsfabrik AB : 14 sept.-14 okt. 1934 // Catalog. — Stockholm : Liljevalchs konsthall, 1934. — 30 s. Швед. яз.
112. Mästarnas möte: Bruno Mathsson, Carl Malmsten, Märta Määs-Fjetterström. — Rydal: Rydal museum, 1993. — 39 s. Швед. яз.
113. NeretG Lempicka / GNeret. — Hong Kong. Köln. London. Los Angeles. Madrid. Paris. Tokyo : Taschen, 1994. — 80 р. Англ. яз.
114. NodermannM. Bonadsmäleri i Norden: frän medeltid och Vasatid / M. Nodermann. — Stockholm : Nordiska museets forlag, 1997. — 288 s.
115. Nordiska Museet. Swedish Trends and Traditions / C. Westergen. — Stockholm : Nordiska museets forlag, 2012. — 94 p. Англ. яз.
116. Opstad J.-L. Norsk Art Nouveau / J.-L. Opstad. — Oslo : C. Huitfeldt Forlag A. S., 1979. —88р.Норв.яз.
117. Ord och Bild / К. Wählin.— Stockholm : Wahlström & Widstrand, 1923. — 716 s. Швед. яз.
118. Paine S. Embrodered Textiles. A World Guide to Traditional Pattrns / S. Paine. — London : Thames & Hudson, 2008. — 240 p. Англ. яз.
119. Peasant art in Sweden, Lapland and Iceland. — London, Paris, New York : MCMX. The studio LTD, 1910. — 48 p. Англ. яз.
120. Peesch R. Ornamentik der Volkskunst in Europa / R. Peesch. — Leipzig : Edition Leipzig, 1981. — 220 s. Нем. яз.
121. Phillips В. Tapestry/ В. Phillips. — London : Phaidon, 1994. — 240 p. Англ. яз.
122. Plath I. The Decorative arts of Sweden / I. Plath. — New York : Dover Publications, 1966. — 217 p. Англ. яз.
123. Radewaldtl. Gunta Stölzl. Meisterin am Bauhaus Dessau. Textilien, Textilentwürfe und freie Arbeiten 1915-1983 // Herausgegeben von der Stiftung Bauhaus Dessau /1. Radewaldt. — Ostfildern-Ruit: Hatje, 1997. — 263 р. Нем. яз.
124. RosenqvistJ. Könsskillnadens estetik. Om konst och konstskapande i svensk hemslöjd pä 1920- och 1990-talen /J. Rosenqvist. — Stockholm : Nordiska museets forlag, 2007. — 268 s. Швед. яз.
125. RudoeJ. Decorative Arts 1850-1950 // A Catalogue of the British Museum Collection/ J. Rudoe. — London: British Museum Pubns, 1994. — 336 p. Англ. яз.
126. Ryijy! The Finnish Ryijy-Rug / Katalog. — Helsinki : Designmuseo, 2009. — 295 p. Англ. яз/Фин. яз.
127. Sembach К. J. Art Nouveau / K. J. Sembach. — Köln : Taschen, 1994. — 240 p. Англ. яз.
128. Sevensma W. S. Tapestry / W. S. Sevensma. — London : Merlin Press, 1965. — 110 p. Англ. яз.
129. Sirelius U. T. Suomen Ryijyt: Tekstiilihistoriallinen Tutkimus / U. T. Sirelius. — Helsinki : Kustannusoakeyhtio Otava, 1924. — 239 p. Фин. яз.
130. SjovoldA. В. Norwegian Tapesrtries / A. B. Sjovold. — Oslo : C. Huitfeldt Forlag, 1976. — 88 p. Англ. яз.
131. Skansen. Frilftsmuseet / R. Edenheim, E. Martinus. — Stockholm : Scala books, 2002. — 128 s. Швед. яз.
132. Skjoldebrand I. The Treasure Chest of Swedish Weaving / I. Skjoldebrand. — Stockholm : Semic, 1983. — 95 p. Англ. яз.
133. Slesin S. French Stile / S. Slesin, S. Cliff. — London: Thames & Hudson, 1990.
— 287 p. Англ. яз.
134. SopanenT. Ryijy elää. Suomalaisia ryijyjä 1778-2008 / Т. Sopanen, L. Willberg.
— Helsinki: Lönnberg Print, 2008. — 395 s. Фин. яз.
135. Staventon-Hidemark E. Swensk Jugand / E Staventon-Hidemark. Nordiska museet. — Stockholm : AB R.W. Statlander Boktryckeri, 1964. — 95 p. Швед. яз.
136. StensmanM. Ännu mera mattor: frän Märta Määs-Fjetterströms atelje i Bästad 1919-1999 / M. Stensman. — Bästad : M Stensman, 1999. — 26 s. Швед. яз.
137. Sterner M. Homecraft in Sweden / M. Sterner / Transl. by A. Stael Von Holstein.
— Stockholm : A.-B. С. E. Fritzes Kungl. Hovbokhandel, 1939. — 322 s. Англ. яз.
138. Stewart J. S. The Folk Arts of Norway / J. S. Stewart. Second Enlarged Edition.
— New York : Dover Publications, INC, 1972. —246 p. Англ. яз.
139. SvenssonB., Waiden L. Den feminine textile. Makt och monster / B. Svensson, L. Waiden. — Stockholm : Nordiska museets forlag, 2005. — 217 s. Швед. яз.
140. Sweden in the United Nations. Dialogs by A. Edholm. — Göteborg : Ministry for Foreign Affairs of Sweden, 2013. —39 s. Англ. яз.
141. Söderlund G Märta Määs-Fjetterström: Millesgärden 9 december 1989 - 4 februari 1990 // Katalog / G Söderlund. — Lidingö : Millesgärden, 1989. — 83 s. Швед. яз.
142. Troy V. G The modernist textile: Europe and America, 1890-1940 / V. G Troy. — Aldershot: Lund Humphries, 2006.—192 p. Англ. яз.
143. Utställning Märta Määs-Fjetterström : mattor och vävnader : frän Staffan-Stalledräng tili Ulriksdal / Katalog. — Malmö : Malmö museum, 1954. — 19 s. Швед, яз.
144. Väike ja SUUR : tekstiilinäitus Pärnu Uue Kunsti Muuseumis / Kataloog / K. Pajupuu. —Tallinn : Eesti Tekstiilikunstnike Liit, 2006. — 72 lk. Эст. яз.
145. Vem är hon: kvinnor i Sverige : biografisk uppslagsbok. Huvudredaktor / K. Öhrström. — Stockholm: Norstedis Forlag, 1988. — 616 s. Швед. яз.
146. VolbachW. F. Early decorative textiles / W. F. Volbach. — London : Hamlyn, 1969. — 157 р. Англ. яз.
147. Völker A. Textiles of the Wiener Werkstätte: 1910-1932 / A. Völker. — London : Thames & Hudson, 2004. — 256 p. Англ. яз.
148. Weber N. F. The Woven and Graphic Art of Anni Albers / N.F.Weber, M. J. S. Jacob, R. Field. — Washington : Smithsonian Institution Press, 1985. — 140 p. Англ. яз.
149. Weltge-Wortmann S. Bauhaus textiles: women artists and the weaving workshop /S. Weltge-Wortmann. — London: Thames & Hudson, 1993 — 208 p. Англ. яз.
150. Weltstädte Der KunstDie schönsten / Kunstwerke aus zwölf Museen Stockholm. — Edition Leipzig, 1969. — 230 р. Нем. яз.
151. Wettergren E. Märta Määs-Fjetterström och hennes efterträdare Barbro Nilsson, Marianne Richter, Ann-Mari Forsberg / E. Wettergren, M. Lindgren. — Bästad : M. Määs-Fjetterström AB, 1951. — 39 s. Швед. яз.
152. WickmannK. Ten Swedish designers: printed patterns: Exhibition: Nationalmuseum, Stockholm, march 29 - august 12, 2001 / Catalogue / K. Wickmann. — Stockholm : Raster, 2001. — 158 s. Англ. яз.
Электронные ресурсы
153. Мода на старые вещи — это способ уйти в иной творческий мир: интервью с Мариной Лошак. [Электронный ресурс] URL: http://www.schkura.ru/moda.php?show&id=38 (дата обращения: 28.08.2012).
154. Чеснокова Т. А. Шведская идентичность. Изменение национального менталитета. О шведах, норвежцах и датчанах/Т. А. Чеснокова. — М.: РГТУ, 2008/Norge.ru. Вся Норвегия на русском [Электронный ресурс] URL: http://www.norge.ru/svensk norsk dansk.
155. Bosjokloster Slott &Frardgardar [Electronic resource] URL:http://bosjokloster.se/program/program-mmf-akeholm.html.
156. Bukowskis [Electronic resource] URL: http://www.bukowskis.com/auctions / (дата обращения: 25.02.2013).
157. Claesson Koivisto Rune [Electronic resource] URL: http://www.ckr.se (дата обращения: 25.08.2012).
158. Designarkivet [Electronic resource] URL: http://www.designarkivet.se (дата обращения: 30.03.2012).
159. Hangzhou Triennial Of Fiber Art [Electronic resource] URL: http://www.fiberarthangzhou.com (дата обращения: 25.08.2012).
160. Konstfack. University College of Arts, Crafts and Design [Electronic resource] URL: http://www.konstfack.se/.
161. Marta Maas-Fjetterstrom AB - Handmade in Bastad since 1919 [Electronic resource] URL: http://www.mmf.se (дата обращения: 25.02.2013).
162. MMFBLOG Märta Määs-Fjetterström AB - Handmade in Bästad since 1919 [Electronic resource] URL: http://mmfblogg.wordpress.com (дата обращения: 20.01.2013).
163. Museo Poldi Pezzoli [Electronic resource] URL: http://www.museopoldipezzoli.it/en/node/1944.
164. Norman A. Geske. Contemporary Handweaving IV. University of NebraskaLincoln [Electronic resource] URL:: http://digitalcommons.unl.edu/sheldonpubs/97.
165. Norwegian tapestry 1550-1880 [Electronic resource] URL:http://www.absolutetapestry.com/en/history/Norwegian-tapestry-l550-1800 (дата обращения: 01.08.2013).
166. Ryder Antiques [Electronic resource] URL: http://www.ryderantiques.com/.
167. Sök i Röhsska museets samlingar/ Textilsamlingen [Electronic resource] URL: http://rohsska.se/samlingen/vara-samlingar/811/.
168. The Alan Cristea Gallery [Electronic resource] URL: http://www.alancristea.com/schedule.php?year=2010.
169. The Josef & Anni Albers Foundation [Electronic resource] URL: http://www.albersfoundation.org/.
170. The Josef & Anni Albers Foundation [Electronic resource] URL: http://www.albersfoundation.org/.
171. The Metropolitan Museum of art [Electronic resource] URL: http://www.metmuseum.org (дата обращения: 25.02.2013).
172. The Textile Blog [Electronic resource] URL: thetextileblog.blogspot.com.
173. The World's Leading Art Magazine. N. Trezzi. Ylva Ogland [Electronic resource] URL: http://www.flashartonline.com (дата обращения: 20.01.2013).
174. Victoria and Albert Museum [Electronic resource] URL: http://www.vam.ac.uk.
175.Ylva Ogland / Works [Electronic resource] URL: http:// www.ylvaogland. com.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.