Русское православное миссионерство как явление культуры: На примере деятельности св. Иннокентия(Вениаминова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Карташева, Наталья Валерьевна

  • Карташева, Наталья Валерьевна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 188
Карташева, Наталья Валерьевна. Русское православное миссионерство как явление культуры: На примере деятельности св. Иннокентия(Вениаминова: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Москва. 2000. 188 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русское православное миссионерство как явление культуры: На примере деятельности св. Иннокентия(Вениаминова»

Конец тысячелетия, как всякий рубежный для человеческого сознания период, отчетливо проявляет основные тенденции общественного развития, одна из которых - связанное с объективными условиями, с развитием науки и техникимление к всеобщей интеграции, кмительному сокращению пространственных и временных дистанций междунами и народами. Но на фоне острого ощущения тесноты, непрочности и хрупкости мира все отчетливее проявляются и другие тенденции - индивидуализма, социального обособления и этнической нетерпимости. Разгоревшиеся в последнее десятилетие XX века геополитические и межэтнические конфликты опровергают мнение о культурной унификации как свершившемся факте и свидетельствуют о поверхностности интеграционных процессов. Именно поэтому в наши дни особую актуальность приобретает любой позитивный исторический опыт по примирению этнических противоречий, по установлению глубоких духовных связей без разрушения этнокультурной самобытности. История христианского миссионерства, на протяжении столетиймившегося к созиданию духовного единства человечества, несомненно, содержит в себе богатейший опыт межкультурного и межэтнического взаимодействия. Имеют большую практическую ценность и негативныеницы в истории миссионерства, так как анализ ошибок и заблуждений, сопровождавших деятельность по распространению христианского вероучения, может способствовать выявлению закономерностей протекания этнокультурных процессов.

В первые века существования христианства миссионерство представляло собой «чистую», то есть внеэтническую, проповедь христианской веры, подобно деятельности первых апостолов. Но позднее, особенно в Новое время, христианские миссионеры стали представлять не христианскую Церковь вообще, а Церкви, укорененные в национальных культурах различных 4 народов. Вопрос о соотношении «всечеловеческого» и национального в деятельности миссионеров приобрел большое значение для оценки участия миссионерства в межкулътурном взаимодействии. Церковь говорит на языке культуры, поэтому и миссионерская проповедь не может быть свободной от национально-культурных особенностей. Но значит ли это, что принятие христианства непременно должно сопровождаться отказом от собственной самобытной культуры? Или же возможно нести народам христианскую истину, не связанную с конкретными этнокультурными традициями, «со сложным и непонятным обрядом, со всем церковно-этническим комплексом, нарабатывавшимся веками»1? Ответ на этот вопрос, определяющий методы деятельности всех христианских миссионеров, имел большое значение и в формировании миссионерской традиции Русской Православной Церкви.

Православная миссия, история которой неразрывно связана с историей российской государственности и формированием русской национальной культуры, на протяжении столетий обращала свою проповедь к многочисленным племенам и народностям в России и за ее пределами. Устремляясь к окраинам государства, православные благовестники встречались с этнически-самобытным жизненным укладом и традиционным мировоззрением народов Русского Севера, Урала, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и Америки. Русские миссионеры стремились проникнуть во внутренний мир этнической культуры, изучали культурные традиции малых народов. Их лингвистические, этнографические, культурологические, географические исследования явились ценным вкладом не только в формирование теории и методологии миссионерства, но и в развитие мировой науки. Таким образом, наследие русских миссионеров в наши дни ценно и как значительный опыт межкулътурного сотрудничества, и как достоверное

1 Арсений (Соколов). Доклад к 200-летию со дня рождения святителя равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского (1797-1879). Красноярск, Епархиальное собрание, 1997. (рукописи.) С.2. 5 свидетельство о традиционных культурах малых народов, являющихся альтернативой цивилизационному пути развития.

Уникальной страницей в истории русского православного миссионерства явилось создание Православной Церкви на Аляске (в период существования Русской Америки). Именно благодаря созидательной роли русской миссии коренное население этого уникального региона хранит добрую память о русском присутствии, несмотря на некоторые отрицательные моменты российской колонизации и тенденциозную официальную пропаганду США. Православие стало неотъемлемой частью традиционной культуры коренных народов Аляски, духовной основой этнического самоопределения и сохранения.

Опыт православной миссии в Русской Америке свидетельствует о возможности христианизации малого народа без разрушения целостности его традиционной культуры. На чем же основан созидательный характер русской миссии на Аляске? Ответ на этот вопрос невозможен без изучения опыта миссионерской и просветительской деятельности святителя Иннокентия Вениаминова (1797-1879), великого церковного и культурного деятеля, Апостола Православия в Америке. Миссионерские принципы св. Иннокентия, воплощенные им в создании Православной Церкви на Аляске, содержали в себе потенциальные возможности для творческого преображения и использования опыта традиционных культур малых народов.

Деятельность святителя Иннокентия представляет большой интерес для исследователей еще и потому, что ею открылся новый этап в истории русского миссионерства. Именно в деятельности св. Иннокентия на Аляске получил должное развитие миссионерский опыт св. Стефана Пермского (XIV век) и миссионерское служение вышло из узко^церковных рамок, в которых оно оказалось в синодальный период. Своей открытостью всем сторонам жизни паствы и активным участии в жизни общества св. Иннокентий 6 свидетельствовал о том, что дело распространения веры есть дело общественного служения. Поэтому святитель Иннокентий оставался миссионером и в своей научной деятельности, и в политической; и в алеутском селении, и среди московской паствы. С деятельным миссионерским участием подходил святитель и к проблемам духовного здоровья русского народа, и к хрупкой и легкоранимой культуре малых народов Сибири и Америки. Еще одной отличительной стороной миссионерского служения святителя Иннокентия было теоретическое осмысление им миссионерской практики, что очень ценно для изучения «механизмов» влияния миссионерства на культуры малых народов.

Вопросы методологии миссионерства получили достаточно полное отражение в работах святителя Иннокентия, в частности, в его статье «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных». Непосредственные наблюдения св. Иннокентия над реакцией языческой культуры на проповедь христианства, возможно, послужили причиной развития им той части методологии миссионерства, которая определяет позицию православного миссионера по отношению к традициям и культуре языческого народа. Важнейшие принципы миссионерской деятельности, изложенные святителем, основаны на христианском вероучении и благовестническом опыте Церкви, начиная с апостолов, деятельность которых запечатлена в Новом Завете. Но кроме этого, в трудах свт. Иннокентия отражен его личный опыт, опыт миссионера Нового времени, которому, в отличие от апостолов, приходилось вести свою проповедь на фоне массированного воздействия европейской цивилизации на традиционные культуры малых народов.

Описание миссионерских трудов Святителя Иннокентия Вениаминова на Аляске, Камчатке, Якутии, Приморье и Приамурье, его научных исследований языка, образа жизни и культуры малых народов,* создания им и его 7 сподвижниками письменности и переводов текстов Священного Писания, молитв и церковных служб; естественнонаучных наблюдений; его государственной деятельности и организации им Православного миссионерского общества заняли бы много томов. Но задачей данного диссертационного исследования является рассмотрение культурных аспектов деятельности св. Иннокентия Вениаминова.

Уникальность опыта культуросозидательной деятельности православных миссионеров на Аляске определила постановку цели данного диссертационного исследования - изучения культурного значения миссионерской и просветительской деятельности святителя Иннокентия Вениаминова как создателя Православной Церкви на Аляске. Эта цель конкретизируется постановкой следующих исследовательских задач:

- анализа структуры и содержания понятия «миссионерство»;

- определения духовных и исторических корней христианского миссионерства;

- рассмотрения исторически сложившихся традиций русского православного миссионерства;

- определение и исследование основ созидательного характера деятельности свт. Иннокентия на Аляске и Алеутских островах;

- исследования процессов, происходящих в культуре малого народа под влиянием культуры иного (европейского) типа;

- определения возможностей и задач православной миссии в межкультурном контакте, происходящем в процессе колонизации.

Предварительный этап работы над темой данного исследования совпал по времени с празднованием 200-летия со дня рождения св. Иннокентия (Вениаминова), прошедшим в 1997 году. Большой интерес к личности 8 выдающегося просветителя, проявленный не только церковными и научными кругами, но и широкой общественностью, свидетельствовал об актуальности изучения его духовного наследия. Научные (богословские, исторические, междисциплинарные) конференции, выставки, встречи, издание трудов святителя и литературы о нем способствовали выработке современного представления о значении миссионерской деятельности св. Иннокентия и православной миссии в целом, актуализировали культурологические аспекты христианского просвещения и миссионерства, недостаточно изученные ранее.

Изучение новых публикаций и материалов научных конференций помогло автору диссертации углубить свое понимание темы. Участие в дискуссиях по вопросам истории и методологии миссионерства, происходивших в рамках юбилейных конференций, позволило выявить различные точки зрения на проблемы культурно-исторического значения христианского миссионерства и выработать свое понимание этого вопроса. Большое значение для автора диссертации имело общение с церковными исследователями жизни и деятельности св. Иннокентия, с учеными-историками, с деятелями Московского общества «Русская Америка», а также с представителями Американской Православной Церкви, в частности, с активистами Валаамского общества Америки (Valaam Society of America) и Братства преп. Германа Аляскинского (St. Herman of Alaska Brotherhood), которые в наши дни обращают свою миссионерскую работу уже из Америки в Россию. Неизгладимый след оставило и знакомство с прямым потомком св. Иннокентия (Вениаминова) архимандритом Иннокентием Вениаминовым, который любезно поделился с автором диссертации бережно хранимыми в его семье подробностями жизненного пути великого предка.

Основная работа по изучению литературы по теме диссертации проходила в библиотеке Московской Духовной Академии, Российской 9

Государственной библиотеке, Государственной Публичной Исторической библиотеке РФ, в архивах Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, где сохранилась некоторая часть собрания Г. Юдина. В связи с особенностями культурологического подхода к предмету диссертации, изначально определилась необходимость поиска литературы сразу по нескольким направлениям. Это литература по вопросам культурологии и философии культуры, общие и частные исследования истории Русской Православной Церкви и ее миссионерской деятельности, и историческая литература, в основном, освещающая различные этапы освоения Россией новых земель на севере и востоке, и, конечно же, историю Русской Америки. Особое внимание было уделено анализу литературы по вышеперечисленным темам, появившейся в последнее десятилетие.

Проведенный анализ научных исследований показал явную недостаточность серьезных культурологических исследований христианского, православного миссионерства. Так, в философской и культурологической литературе миссионерство если и упоминается, то как один из эпизодов истории, при этом не оцениваются по достоинству ни масштабы явления, ни его многостороннее и глубокое влияние на духовную культуру различных народов. В другой группе источников - в литературе о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (это, в основном, книги и статьи дореволюционного издания и их современные переиздания) - по большей части представлены богословские, исторические и публицистические работы, посвященные актуальным для времени их написания частным вопросам миссионерской практики. При достаточно большом количестве статистического материала, в них весьма незначительно представлены культурные аспекты миссионерства, нет обобщающего взгляда на миссионерство в широком культурно-историческом контексте. Отсутствует и критический анализ миссионерских методов, а между тем, именно в отборе

10 методов наиболее достоверно выражаются этнокультурные цели миссии.

Значительно меньшую часть дореволюционных изданий составляют исторические обзоры русского православного миссионерства, такие как «Свет Азии» Т. А. Догуревича, «Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии» Е. К. Смирнова и некоторые другие. Но даже в наиболее полных и основательных исследованиях из этого ряда основным является исторический контекст развития миссионерства - имена и деяния выдающихся миссионеров, политика государства в отношении миссионерской работы, основные периоды истории миссионерства. Подобные исторические труды незаменимы для любого исследования миссионерства, в том числе и для культурологического, однако они не дают полного представления о культурологической (исследовательской) и культуротворческой роли православной миссии, о ее месте в структуре межкулыурных контактов.

Литература советского и постсоветского периодов, посвященная русскому православному миссионерству, значительно уступает в количественном отношении литературе дореволюционной. В одних случаях собственная тенденциозность авторов, в других - идеологическая цензура не позволили в советский период в должной мере исследовать явление миссионерства. Однако существовали весьма глубокие и интересные замечания, относящиеся к культурологическим аспектам миссионерства в исследованиях этнографов и историков, посвященных не собственно миссионерству, а каким-либо иным событиям русской истории. Так, интересный материал по изучению трудов русской православной миссии в Америке содержат научные исследования по истории Русской Америки, в частности, работы С. Г. Федоровой, Н. Н. Болховитинова, а также этнографические исследования современной культуры алеутов Р. Г. Ляпуновой.

11

В советский период появлялись и церковные исследования по истории русского миссионерства. Разумеется, большая их часть рассматривает богословские аспекты миссионерства. В основном, это диссертации, созданные в Московской и Ленинградской Духовных Академиях. Среди них можно назвать интересную, информационно-насыщенную диссертацию Б. Пивоварова «Деятельность русских миссионеров в Сибири». Однако основной характер этой работы - источниковедческий.

В последнее десятилетие возрос интерес к миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Появилось большое количество переизданий миссионерских трудов, сборники статей, посвященных Алтайской и Китайской миссиям, деятельности русских благовестников в Японии. В связи с отмечавшимся в 1997 году юбилеем святителя Иннокентия Вениаминова вышли в свет биографические работы (также, в основном, переиздания) и сборники его статей. Нельзя не отметить и новые исследования по истории Русской Америки, в частности, трехтомную «Историю Русской Америки». Содержащиеся в ней главы о деятельности православных миссионеров концентрируют все новейшие исторические сведения.

Но, несмотря на большое количество разнообразных исследований, так или иначе затрагивающих тему русского православного миссионерства и, в частности, миссионерской деятельности св. Иннокентия Вениаминова, явно недостаточно глубоких историософских и культурологических обобщений миссионерского опыта. В обилии фактического материала порой не видно главного, актуального для наших дней созидательного опыта русских православных миссионеров. Поэтому, одной из задач данной диссертационной работы и является определение типологических характеристик русского миссионерства, его важнейших традиций, получивших творческое развитие в деятельности св. Иннокентия.

Особой группой источников для исследования культурологических

12 аспектов православного миссионерства являются документы, фиксировавшие опыт русских миссионеров. Это официальные сообщения (указы, постановления, решения Синода); => областные (например, сибирские) летописи; => сводные статистические отчеты; миссионерские дневники и путевые журналы миссионерских путешествий; записки, воспоминания, статьи и письма миссионеров. Сюда же можно отнести агиографическую литературу, богословские (например, «Илиотропион или Подсолнечник» святителя Иоанна Максимовича, «Указание пути в Царствие Небесное» свт. Иннокентия Вениаминова) и этнографические (такие, как «Описание о народе остяцком» Григория Новицкого, «Записки об островах Уналашкинского отдела» св. Иннокентия) труды самих миссионеров.

Наиболее ценными для культурологического анализа являются дневники, письма и статьи самих миссионеров. Эти источники дают возможность непосредственного ознакомления с характером той или иной миссии, с внутренними побуждениями миссионера, с реальными обстоятельствами его служения, с его внутренней реакцией на общение с инородцами, на контакт с чуждой культурной средой. Именно поэтому основным материалом культурологического анализа в диссертации явились научные и публицистические труды святителя Иннокентия, его богатое и интереснейшее эпистолярное наследие, дневники, записки и т. д. В качестве основного историографического источника в данной диссертации использованы фундаментальные исследования по истории Русской Православной Церкви митр. Макария (Булгакова), Е. Голубинского, Н. Тальберга, И. К. Смолича, П. Смирнова и истории Русской Америки, а теоретической основой исследования явились труды русских философов и теоретиков культуры - Н. Я.

13

Данилевского, И. А. Ильина, Питирима Сорокина.

В связи с научной новизной культурологического подхода к изучению миссионерства, являющегося основным в данной диссертации, представляется необходимым определить возможности культурологического изучения миссионерства. Прежде всего, в рассмотрении миссионерства можно выделить три уровня общегуманитарный; общекультурологический; конкретнокультурологический.

На первом уровне миссионерство является объектом богословских, философских, исторических, социологических и других исследований, а центральной проблемой подобных исследований может стать определение роли миссионерства в развитии духовного опыта и гуманитарного знания человечества.

Второй уровень научного изучения миссионерства базируется на понимании миссионерства как явления культуры, исторически сложившейся формы культурной деятельности, основным значением которой является распространение того или иного религиозного учения. Культурологический анализ миссионерства осуществляется в двух основных (магистральных) направлениях:

1. Во-первых, это анализ содержательной стороны миссионерской деятельности, основанный на понимании миссионерства как явления религиозной культуры. Именно специфика проповедуемого религиозного учения предопределяет формирование методов и целенаправленность миссионерской деятельности. В содержании миссионерской деятельности, несомненно, нашли своё отражение и особенности религиозного сознания, и динамические изменения в толковании вероучительных догматов, и

14 разнообразные межконфессиональные влияния и дифференциации. Важнейшие исторические процессы, следствием которых явились значительные изменения в устройстве религиозных институтов или возникновение новых конфессий, порождали новые формы осуществления миссионерской деятельности христианских Церквей.

2. Второй аспект общекультурологического изучения миссионерства -функциональный. Если содержательный аспект рассмотрения миссионерства связан с принадлежностью этого рода культурной деятельности к сфере религиозной культуры, то функциональный аспект основан на специфической роли миссионерства в межкультурных контактах. Изучение миссионерства с точки зрения его коммуникативной и интеграционной функций имеет большое значение в понимании культурно-исторической роли миссионерства, так как именно благодаря своей главной цели (передачи и распространения христианства), миссионерство активно включается в процесс межкультурного взаимодействия. На этом пути деятельность миссионеров затрагивает не только богословские, но и важнейшие общекультурные вопросы. Среди них такие, ключевые для теории культуры, проблемы, как проблема соотношения культуры и цивилизации, национального и общечеловеческого в культуре отдельного народа, проблема совмещения наднационального содержания христианства и этнической формы церковного искусства и т. д.

Кроме проблем теоретического характера, миссионерству приходится решать и практические задачи межкультурной коммуникации, например, пытаться определить адекватность восприятия носителями языческой культуры христианской культурной традиции. В функциональном аспекте изучения христианского миссионерства наиболее актуальной для исследователя задачей является оценка степени интегрированности религиозной культуры в культуру общенациональную, а религиозных институтов - в социально-политическое устройство общества. Миссионерская

15 деятельность христианских Церквей часто сопровождалась глобальными политическими и социальными процессами - колонизацией, культурной экспансией и др. При этом государство и разного рода влиятельные группы (например, военная администрация в Сибири или купеческие кланы в Русской Америке) вмешивались в дела миссии и предписывали ей свои цели. Кроме насильственной, идущей извне «секуляризации» миссионерской деятельности, всегда существовал комплекс внутрицерковных взглядов на различные социальные, политические и этнические процессы, неизбежно влияющий на миссионеров.

Третий уровень научного анализа миссионерства конкрегнокультурологический. Кроме круга вопросов, рассматриваемых при изучении христианского миссионерства как явления культуры в целом, существует значительный комплекс проблем, связанных с конкретной миссионерской практикой той или иной конфессии. Например, миссионерская деятельность Русской Православной Церкви неразрывно связана с процессом становления российской государственности, следовательно, при изучении русского миссионерства невозможно не учитывать вопросов взаимоотношений Церкви и государства, Церкви и общества, а также проблемы идентичности православной религиозной культуры и русской культуры в целом. Кроме того, уже на начальном рассмотрении русского православного миссионерства как явления культуры обнаруживается непосредственное отношение миссионерского наследия к комплексу культурологических и философских идей, объединённых понятием «русская идея». Особенно актуальны для восприятия идейной основы миссионерства поиски примирительных начал национального и всечеловеческого, всехристианского.

Таким образом, миссионерство в качестве предмета культурологического изучения связано со столь широким кругом явлений, что их достаточно полное

16 и убедительное рассмотрение невозможно в рамках отдельного научного труда. Культуролог - исследователь миссионерства сталкивается с необходимостью вычленить некоторый блок проблем, предназначенный для определённого этапа исследовательской работы. В соответствии с целями и задачами данной диссертации в качестве предмета изучения выделяются, прежде всего, те культурные аспекты миссионерства, которые проявились в деятельности святителя Иннокентия.

Разносторонность предмета диссертации определила использование различных методов исследования:

- компаративистского, позволяющего провести сравнительно-исторический анализ различных конфессиональных линий развития христианского миссионерства, а также различных периодов в истории православного миссионерства;

- исторического, позволяющего оценить особенности развития миссионерской деятельности Церкви в конкретной социокультурной ситуации;

- аксиологического, позволяющего изучить и сформулировать ценностные ориентации русских православных миссионеров;

- биографического, позволяющего, следуя важнейшим вехам жизненного пути св. Иннокентия, выявить основные социо- и этнокультурные факторы формирования мировоззрения выдающегося миссионера и рассмотреть основные культурные аспекты его деятельности.

Структура диссертации предопределяется логикой исследования и необходимостью рассмотрения в культурологическом аспекте диахронической вертикали: духовные и исторические корни христианского миссионерства — традиции русских миссионеров — миссионерская деятельность св. Иннокентия

17

Вениаминова. Диссертация построена по хронологическому (общая структура) и проблемному (вторая глава) принципам и состоит из введения, двух глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Карташева, Наталья Валерьевна, 2000 год

1. Абрамов Н. Записки находящихся в Березовском округе Тобольской епархии для обращения иноверцев в христианство иеромонаха и помощников его в 1832 г. // Странник. 1866. № 8. С. 11-24.

2. Абрамов Н. Проповедь Евангелия сибирским вогулам // Странник. 1865. №11. С. 63-75.

3. Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. Омск, 1882.

4. Аввакум (Честной), архим. Наша Китайская миссия в 1834 г. // РА. 1884. Ч. 3. С. 152-160.163

5. Авраамий (Часовников). Успенский монастырь в Пекине // ПБ. 1904. №№ 1112.

6. Агурский М. С. Евреи-христиане в Русской Православной Церкви: Неудачные попытки организации миссии среди русских евреев // Вестник русской христианской молодежи. 1974. №№ 114-116.

7. Айвазов И. Г. Миссионерская полемика. Харьков, 1907.

8. Алтайская миссия в 1904 г. //ЦВед. 1905. № 41. с. 1734-1741.

9. Амбарцумов Е., прот. Архиепископ Японский Николай (Касаткин). Доклад на собрании, посвященном 100-летию со дня прибытия его в Японию // ЖМП. 1961. № 10.

10. Анисимов 3., свящ. Религиозно-нравственное состояние и духовное просвещение среди православных чувашей во 2-й половине XIX в. и в начале XX века. МДА, 1956.

11. Аничков-Платонов И. Н. О мирном распространении христианства в России. М„ 1845.

12. Артоболевский И. А. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырская миссионерская деятельность. Уфа, 1904.

13. Архимандрит Иакинф Бичурин: Переписка о нем кн. А. Н. Голицына и гр. К. В, Нессельроде//Русская Старина. 1888. Т. 59. С. 301-304.

14. Афанасьев Н. Н. И. Ильминский и его система школьного просвещения // ЖМНП. 1914. Ч. 52-54.164

15. Баранов А. Н. и др. Дело мултановских вотяков, обвиняющихся в принесении жертв языческим богам. М., 1896.

16. Барвинок В. Православная Церковь и ее миссия // Миссионерское обозрение. 1909. № 9. С. 1298-1308.

17. Барсуков Н. Дионисий Хитров. СПб., 1902.

18. Басин В. Н. Восточная Сибирь. Записка о командировке на остров Сахалин капитан-лейтенанта Подушкина//ЧОИДР. 1874. Кн.4. Отд. 5. С. 103-188.

19. Бельков М. Алтайская православная миссия и ее деятели. ЛДА, 1957.

20. Берг Л. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга 1725-1742 гг. М., 1946.

21. Берки Ф. Миссионерский дух русской православной Церкви // Тысячелетие крещения Руси. М., 1989.

22. Бесуцкий А. П. Алтайская церковная миссия. СПб., 1865.

23. Буцинский П. Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. Харьков, 1893.

24. Быстров П. Первые христиане в Сибирском крае (1586-1631) // ПО. 1866. С. 377-408.ЮО.Ванина И. Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в северо-восточной Азии. Дисс. . канд. ист. наук. Иркутск, 1995.

25. Ванина И. Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Северо-Восточной Азии (середина ХУШ середина XIX вв.). Дис. На соиск. научн. степ. канд. ист. Иркутск, 1995.

26. Варфоломей, архиеп. Сибирские святители-чудотворцы//ЖМП. 1948. 2, 3. 103 .Василий, иером. О сущности православно-русского миссионерства. Пекин,1906.

27. Васильев А. Из воспоминаний об архиепископе Японском Николае (Касаткине) // ЖМП. 1962. № 6.

28. Вахрин С. И. Предыстория Камчатской епархии // Краеведческие записки. Петропавловск-Камчатский, 1993. № 8. С. 162-169.165Юб.Вениамин (Благонравов), архиеп. Письма (1862-1889) // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1913. Кн. 4. С. 1-218

29. Вениамин (Благонравов), архим. Иркутский, Харлампович К. В. О миссионерских переводах на инородческие языки. Казань, 1904.

30. Вениамин (Благонравов). Жизненные вопросы Православной миссии в Сибири. СПб., 1885.

31. ВербицкийВ. И. Алтайские инородцы. М., 1893.

32. Ю.Вербицкий В. И. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии. М., 1860.

33. Верхнеамурская и корейская миссии в 1877 г. //Миссионер. 1875. № 14. С. 109-112.

34. Владимиров А. <0 распространении Православия в Литве> //Русское Обозрение. 1893. Февраль. С 636. Март. С.202. Апрель. С 698.

35. Воензамин. Амурская духовная миссия в 1870 году // ПО. 1871. № 7. С. 94116.

36. Военно-статистический сборник. 1870. 4. С. 119.

37. Военский К. Русское посольство в Японии в начале XIX в. // Русская старина. 1895. Т. 84. № 6. С. 123-141, № 10. С. 203-235.Пб.ВоронецЕ. Н. Несколько слов о православном миссионерском обществе и должном развитии его деятельности. М., 1885.

38. Высочайший рескрипт начальника Японской духовной миссии, епископа Ревельского Николая // ЦВед. 1905. № 42. С. 471.

39. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1913-1916. 2 т.

40. Георгий (Тертышников), архим. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Фессалоники, 1995.

41. Головин П. Кондинский Троицкий монастырь. Тобольск, 1892.166

42. Голубинский Д. Макарий, основатель Алтайской миссии (по бумагам Ф. А. Голубинского) // ДЧт. 1890. Ч. 3. С. 390-398, 552-564.

43. Гурий (Карпов), архиеп. Православная миссия среди ламаитов // ПС. 1911. № 2. С. 322-345.

44. Гурий (Степанов). Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Казань, 1915. Т. 1.

45. Гурий (Степанов). Православная миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке. Казань, 1915.

46. Д. Ф. (Филимонов Д.Д.). Материалы для биографии основателя алтайской миссии архимандрита Макария. М., 1894.

47. Дионисий (Валединский), иером. Идеалы Православно-русского миссионерства. Казань, 1901.

48. Догуревич Т. А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири. СПб., 1897.

49. Дометиан, иером. Записки алтайского миссионера// Странник. 1863. №11 (хроника). С. 44-52.

50. Евлогий (Георгиевский) Путь моей жизни. М.,1994.

51. Ешевский С. В. Миссионерство в Сибири / Сочинения по русской истории. М., 1900.

52. Ешевский С. Миссионерство в России //ЖМНП. 1867. Т. 135. С. 58-90.

53. Жмакин В. О 35-летии русской православной миссии в Японии // ЦВед. 1905. № 15. С. 631-641.167

54. Зубарев И. Преосвященный Николай (Касаткин), его жизнь и деятельность. МДА, 1955.

55. Иакинф (Бичурин), архим. Автобиографическая записка // Ученые записки Академии наук (По I и Ш отделениям). 1855. Т. 3. С. 665-675.

56. Иакинф (Бичурин), архим. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. СПб., 1851. 3 ч.; М.; Л., 1950-1953.

57. Иаков, архим. Русское проповедничество: Исторический его очерк и взгляд на современное его направление. СПб., 1871.

58. Ивановский А. Богослужебные книги православной Церкви на китайском языке//ХЧт. 1885. Ч. 2. С. 490-502.

59. Ивановский Н. Братство святителя Гурия и характер его деятельности // ПС. 1903. № 6. С. 737-748.

60. Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосибирск, 1998.

61. Из истории сношения с иноверцами // РА. 1894. Кн. 2. С. 1-24.

62. Из узаконений о церковной миссии в России. Белгород, 1999.

63. Известия из церковной Алтайской миссии // Прибавления к Творениям святых отцов. 1858. Т. 16. Кн. 2. С. 283-304.

64. Извлечение из отчета начальника духовной миссии в Пекине архимандрита Гурия // ХЧт. 1864. № 4. С. 493-505.

65. Ильминский Н. И. Из переписки об удостоении инородцев священнослужи-тельских должностей. Казань, 1885.168

66. Ильминский H. И. О переводе православных русских книг на инородческие языки. Казань, 1875.

67. Ильминский Н. И. Опыт переложений христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия // ПС. 1884. Ч. 1. С. 1-176. 1885. Ч. 1. С. 177-356.

68. Ипатьева А. А. Миссионерская деятельность русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX нач. XX вв. Дисс. .канд. ист. наук. Красноярск, 1999.

69. Иринарх. История Обдорской духовной миссии (1852-1904). М., 1906.

70. Исторический очерк христианской проповеди в Китае // Труды Киевской Духовной Академии. 1860. Ч. 3,4. С. 112-172.

71. История Российской Духовной миссии в Китае. М., 1997.

72. К истории сношений с иноверцами // РА. 1894. № 5. С. 5-24.

73. Казем-Бек А. Апостол Японии архиепископ Николай (Касаткин) // ЖМП. 1960. 7.

74. Капов С., протодиак. Значение православных монастырей в духовной жизни Восточной Сибири. МДА, 1968.

75. Климашин А. Труды алтайских миссионеров. МДА, 1963.

76. Комаров Н. П. Инородческий вопрос в Сибири. СПб., 1895.

77. Кондратов И. Архиепископ Николай (Касаткин) апостол Японии (Жизнь и миссионерская деятельность). ЛДА, 1965.

78. Кондрашов И., прот. Архиепископ Николай Касаткин апостол Японии (В связи с 60-легшем со дня кончины) // ЖМП. 1972. № 11.

79. Кононенко. Христианизация малых народов Северо-Западной Сибири в кон. 19-нач. XX века // Ленинградский педагогический институт. Ученые записки. Т. 524. Вып. 1. Л., 1972.

80. Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. М., 1999.169

81. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири 17 нач. 19 в. Новосибирск, 1974.

82. Кореннов В. Русская колонизация Сибири в 17 веке в связи с успехами православной веры. СПб.

83. Костанов А. И. Русская православная церковь на Сахалине и Курильских островах. Южно-Сахалинск. 1992.

84. КрасноженМ. Е. Иноверцы на Руси. Юрьев, 1900. Т. 1; 3-е изд., испр. и доп. Юрьев, 1903.

85. Краткая история православной миссии в Китае. Пекин, 1916.

86. Краткое извлечение из отчетов трех камчатских миссионеров // ХЧт. 1867. № 9. С. 17-26.

87. Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715г. СПб., 1884.

88. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. Т. 2. СПб., 1755.

89. Крылов В. Материалы для истории Камчатских церквей. Казань, 1909. Ч. 2.

90. Кудинкин Б. Духовная миссия Русской Православной Церкви в Китае, ее основание, деятельность и значение в деле образования автономной Китайской Церкви. МДА, 1958.

91. Куплетский М. Миссионерство в Восточной Сибири // ПО. 1884. №№ 3-4;1885.№№4, 5-6.

92. Луппов П. Н. Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX в. Вятка, 1911.

93. Лыткин В. И. Древнепермский язык. М., 1952.

94. Любавский М. К. Обзор истории Русской колонизации с древнейших времен и до XX века. М., изд. МГУ, 1996.

95. М. Отрывки из путевых записок миссионера // ХЧт. 1836. Ч. 1. С. 87-106; ч. 3. С. 92-108,330-345; ч. С. 314-326.170

96. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. М., 1894.

97. Макаров Д. М. Некоторые вопросы истории христианизации чуваш / Вопросы истории и историографии чувашского народа. Чебоксары, 1970. С. 116-150.

98. Малашков К. JI. Политика культурного завоевания и просвещения языческих народов Российской империи в XIX в. (На материалах Алтайской Духовной Миссии) / Вопросы политологии. Барнаул, 1991

99. Малинин И., диак. Архимандрит Макарий (Глухарев) апостол Алтая. ЛДА, 1984.

100. Малов Е. А. Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар / Сборник статей. Казань, 1892.

101. Мальков А. Из записок забайкальского миссионера // ПО. 1866. № 2. С. 149168; 1867. № 11. С. 199-224.

102. Мальцев А. Берлинский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения заграницей. 1906

103. Мансуров С. Очерки из истории Церкви // Богословские труды. 1971. № 67.

104. Маняхина М. Р. Православная церковь в культуре Алтая XVIII нач. XX вв.: Дисс. На соиск. научн. степ. канд. культур. Наук. СПб, 1997.

105. Масанов М. А. Обзор деятельности братства святого Гурия за 25 лет его существования (1867--1892). Казань, 1892.

106. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария Глухарева. М., 1892.

107. Материалы для истории Пекинской духовной миссии // ПС. 1888. Ч. 3. С. 83119,247-271.

108. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар Казань, 1887.171

109. Мелетий (Якимов). Древние церковные грамоты Восточносибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Казань, 1875.

110. Мелетий (Якимов). Из записок забайкальского миссионера // ХЧт. 1863. Ч. 1.

111. Мелетий (Якимов). Православие и устройство церковных дел в Даурии, Монголии и Китае в ХУЛ и XVIII столетиях. Рязань, 1901.

112. Мелегий, епископ Якутский. О необходимости для. миссионеров изучения языческих религий // ПБ. 1895. №№ 1, 3.

113. Мельников Ф. Е. Участие иудеев и иноверцев в делах Церкви. М., 1911.

114. Миненко Н. А. Северо-западная Сибирь в XVIII перв. пол. XIX вв. Новосибирск, 1975.

115. Миропольский А. Крещеные вотяки Казанского уезда, их языческие поверья, обряды и обычаи // ПС. 1876. № 12. С. 354-367.

116. Миротворцев В. К биографии отца Иакинфа Бичурина // ПС. 1886. Ч. 2. С. 410-426.

117. Миссионерские известия // Прибавления к Творениям святых отцов. 1860. Т. 19. Ч. 1. С. 95-133.

118. Миссионерский съезд в Казани 13-26 июня 1910 года. Казань, 1910.

119. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством казанских инородцев с 1552 по 1876 г. // ЧОИДР. 1880. 4.1. С. 1-261.

120. Мошков В. А. Миросозерцание наших восточных инородцев: вотяков, черемизов и мордвы // Живая старина. 1900. Т. 10. Ч. 1-2. Отд. 2. С. 194-212.

121. Наумова О.Е. Иркутская епархия. ХУШ первая половина XIX века. Иркутск, 1996.

122. Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999.

123. Небольсин П. И. Покорение Сибири: Историческое исследование. СПб., 1849.172

124. Нестор (Анисимов). Историческая справка о православном просвещении в Сибири. СПб.,1910.

125. Нестор, иером. Православие в Сибири. СПб., 1910.

126. Ю.Нестор, митр. Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

127. НикамураН. Болезнь и кончина высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского //ПС. 1912. № 5. С.686-694.

128. Николай (Адоратский), еп. Деятельность православной духовной миссии в Китае. Пекин, 1884.

129. З.Николай (Адоратский), еп. Настоящее положение в современной деятельности православной духовной миссии в Китае // ПС. 1884. Ч. 3. 8. С. 373-390.2Н.Николай (Адоратский), еп. Отец Иакинф Бичурин//ПС. 1886. Ч. 1. С. 164180.

130. Николай (Адоратский), еп. Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования. Казань, 1887. 2 т.

131. Николай (Касаткин), еп. И в Японии жатва многа // ХЧт. 1869. Ч. 1. С. 239258.

132. Николай (Касаткин), еп. Российская духовная миссия в Японии в 1893 году // ЦВед. 1894. № 32. С. 1098-1104.

133. Никольский А. Православное миссионерское общество. Историческая записка о деятельности общества (1870-1895). М., 1895.

134. Никольский Н. В. Христианство среди чуваш среднего Поволжья в XVI-XVIII веках. Казань, 1912.

135. Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985.

136. Новоселов М.А. Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочек, 1902.

137. НосоваГ. А. Язычество в Православии. М., 1975.

138. Отзывы епархиального духовенства по вопросу о церковной реформе. Спб., 1906. 3 т.

139. П. Возведение преосвященного Николая в сан архиепископа Японского // ЦВед. 1906. 13-14 (приб.). С. 673-675.

140. П. Заметка о покойном архимандрите Палладии, начальнике православной миссии в Пекине // ПС. 1884. № 6. С. 248-252.

141. Павел, архим. Корейцы-христиане. 2-е изд. М., 1905.

142. Палладий (Кафаров), архим. Дорожные заметки на пути от Пекина до Благовещенска через Маньчжурию в 1870 году. СПб., 1872.

143. Парамонов И. Православие среди чувашей с древнейших времен до конца 1-й половины XIX века. МДА, 1954.

144. Пегр (Каменский). К истории нашей духовной миссии в Китае // РА. 1886. Кн. 2. 7. С. 405-437.

145. Пивоваров Б. Деятельность русских миссионеров в Сибири. МДА. 1978, машинопись.174

146. Пивоваров Б., протодиак. Научное описание фондов Алтайской духовной миссии. МДА, 1978.

147. Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской церковной миссии. М., 1851, 1860. 2 ч.; Казань, 1905.

148. Платонова А. Апостол Японии: Очерк жизни архиепископа Японского Николая. Пг., 1916.

149. Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. Томск, 1910.

150. Полонский А. В. Православная церковь в истории России. (Синодальный период). М., 1995.

151. Попов С. О богослужении и требоисправлении на якутском языке // Миссионер. 1876. 43. С. 349-353.

152. Поселянин Е. Русские подвижники 19-го века. СПб., 1910.

153. Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М., 1953.

154. Правила об устройстве внутренней миссии православной Церкви // ЦВед. 1908. № 22. С. 190-196.

155. Православно русское миссионерство и миссионерство инославное. М., 1896.

156. Православный благовестник.

157. Прохоренко Ф. Русская духовная миссия в Японии и в Корее. Харьков, 1907.

158. Птохов П. В. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии. М., 1899.

159. Путешествие Дионисия, епископа Якутского, в отдаленные местности Якутской епархии // Миссионер. 1874. 32. С. 287-289.

160. Путинцев М. Алтайский миссионер иеромонах Дометиан // ДЧт. 1890. 5. С. 28-30, 6. С. 149-156, 7. С. 260-267.

161. Путинцев М. Святыни Сибири // ДЧт. 1873. Т. 1. 3. С. 338-355.

162. Религия и Церковь в Сибири / Сб. научных статей и документальных материалов. Вып. 6. Тюмень, 1993.175

163. Роланд Аллен. Миссионерские методы во времена апостола Павла и в наши дни. Логос, 1993.

164. Ромашков Д. Связь внешней и внутренней миссий и условия успехов той и другой. М„ 1803. (1903?).

165. Русский паломник. Журнал Валаамского общества Америки. №№ за 19971999 гг.

166. Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного Миссионерского общества. М., 1872. 2 т.

167. Сведения о миссионере архимандрите Вениамине // ХЧт. 1851. Ч 1. С. 87-88.

168. Серафим (Соболев), еп. Церковь и русификация бурято-монгол // Красный архив. 1932. Т. 53. С. 100-125.

169. Серафим, иером. Первый в России по внешней миссии Казанский миссионерский съезд 13-26 июня 1910 года. СПб., 1911. 3 т.

170. Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера. 2-е изд. Арзамас, 1897.

171. Сергий (Страгородский), еп. По Японии: Записки миссионера. М., 1998.

172. Сергий (Тихомиров), еп. Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского // ХЧт. 1913. № 1. С. 3-76.

173. Сергий, архиеп. Славный юбилей апостола Японии архиепископа Николая (Касаткина)//ЖМП. 1961. № 12.

174. Синковский Ф. Записки миссионера Киргизской духовной миссии // Томские епархиальные ведомости. 1884. 7. С. 7-12, 8. С. 14-28.

175. Ситников А. И. Записки миссионера о проповеди Евангелия самоедам в 1861 и 1862 годах // ПО. 1862. Ч. 3. С. 178-197.

176. Скворцов В. Деяния 3-го всероссийского миссионерского съезда. Казань, 1897.

177. Скворцов В. Деятельность православной миссии в 1913 г. // Миссионерское обозрение. 1814. 1. С. 150-156176

178. Славяне на Дальнем Востоке. Проблемы истории и культуры. Южно-Сахалинск, 1994.

179. Слепцов А. О верованиях якутов Якутской области // Известия восточного отделения императорского русского географического общества. 1886. 1-2. С. 119-136.

180. Смирнов Е. Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии. Протоиерея Е. К. Сминова, настоятеля Посольской церкви в Лондоне.

181. Смоляников И. Записки об Улалинском отделе Алтайской духовной миссии // ДЧт. 1860. Ч. 2. С. 239-284; 1861. Ч. 1. С. 408-430; 1862. Ч. 2. С. 268-286.

182. Солдаткин М. П. Политика царизма по христианизации Мордвы. Саранск, 1974.

183. Софроний. Известие о Китайском, ныне Маньчжуро- Китайском государстве //ЧОИДР. 1861. Ч. 1. Отд. 5. С. 23-119.

184. Стефан (Ландышев). Космогония и феогония алтайцев-язычников // ПС. 1886. № 3.

185. Сулоцкий А Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский // Временник императорского Московского Общества истории и древностей российских. 1854. Т. 20. С. 1-56. Или Омск, 1882.

186. Сумароков П. Миссионерство в Сибири//ХЧт. 1883. Ч. 2. С. 412-435, 561595; 1884. Ч. 1. С. 113-147, 639-673. Огд. изд.: СПб., 1897.

187. Тимофеев В. Черты из быта инородцев. Мое воспоминание: рассказ сгаро-крещенного татарина // ПО. 1864.6. С. 131-154.

188. Токмаков И. Ф. Краткий историко-библиографический обзор материалов для истории христианского просвещения Сибири. М., 1881.281 .Толстой М. В. Древние православные миссии на Крайнем Севере Руси. М., 1871.177

189. Троцкий Е. M. Колониальная политика Московского государства в Якутии XVH в. Л., 1936

190. Труды православных миссий Восточной Сибири (1862-1872). Иркутск, 18831886. 4 т.

191. Труды членов российской духовной миссии в Пекине. СПб., 1852-1857. Зт.

192. Улалинская женская община// Странник. 1863. 8. С. 42-54.

193. Улалинская женская община // ХЧт. 1863. Ч. 2. С. 393-410

194. Фирсов H Инородческое население третьего Казанского царства в новой России до 1768 года и колонизация земель в это время. Казань, 1869.

195. Харлампович К. В. Архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской миссии//ПС. 1904. Ч. 1. С. 205-230.

196. Харлампович К. В. Макарий Глухарев и тобольские декабристы // РА. 1904. 2 С. 235-243.

197. Харлампович К. В. Учено-литературные труды Макария Глухарева // ХЧт., 1905. Ч. 2. С. 780-803.

198. Харлампович К. О христианском просвещении инородцев. Казань, 1904.

199. Христианские миссии и миссионерство в общем значении и в отношении к инородцам язычникам, находящимся в пределах России. СПб., 1887.

200. Шесгаков П. Д. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и св. Трифон Печенегский. СПб., 1868.

201. Шестаков П. Стефан, просветитель Пермский // Ученые записки Казанского университета. 1868. Вып. 1. С. 29-110.

202. Шишигин Е. С. Христианизация народов Якутии. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Якутск, 1975.

203. Шульгин В. С. Религия и Церковь // Очерки русской культуры XVIII века. М., 1987. № 2. С. 356-392.

204. Шумахер П. В. Первые русские поселения на сибирском Востоке // РА. 1879. 5. С. 5-36.178

205. Щукин Н. С. Иакинф Бичурин // ЖМНП. 1857. Т. 95. 5. С. 111-126.

206. Юзефович Б. Христианство, магометанство и язычество в Восточных губерниях России // Русский Вестник. 1883. Март.

207. Якутская православная миссия в 1875-1876 т 1876-1877 годах//Миссионер. 1878. 14-17.

208. Япония. Докладная записка иеромонаха Николая директору Азитского департамента П. Стремухову//РА. 1907. Кн. 1. С. 570-615.

209. Ястребов И. Очерки жизни и деятельности архимандрита Макария. Бийск, 1893.

210. Bensin Basil М/ A History of the Orthodox Church in Alaska (1794-1967). Sitka, Alaska, 1967.

211. Bishop Gregory (Afonsky). A History of the Orthodox Church in Alaska (17941917)/ Kodiak, Alaska: St. Herman s Theological Seminary, 1977.

212. Black L.T. The Daily Journal of Rev. Father Juvenal A Cautihonory Tale//Ethnohistory. Winter 1981. Vol. 28. No. 1/P. 33-58.

213. Eliel R. Monk Gerasim/ Father Gerasim of New Valaam. Platina, CA: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1989.

214. Flanders Nicholas E. Missionaries and Professionals Infidels: Religion and Government in Western Alaska// Arctic Anthropology. 1991. Vol.28. No.2. P.44-62.

215. Garret Paul D. St. Innocent. Apostle to America. Crestwood, NY: St. Vladimir s Seminary Press, 1979.

216. Grigorieff Dmitry. The Orthodox Church// An off-print from St. Vladimir's Theological Quarterly, 1970. Vol.14. No.4.

217. Stecler S. J., Gerard G., Seghers Charles John. Priest and Bishop in the Pacific Northwest, 1839-1886. New Jersey: Paulist Press, 1987.

218. The Journal of Iakov Netsvetov: the Alka years, 1828-1844. Transl. By Lydia Black from the unpubl. manuscript. The Limestone Press. 1980

219. The Journal of Iakov Netsvetov: the Yucon years, 1845-1863. The Limestone Press. 1984.

220. The round the world voyage of hieromonk Gideon, 1803-1809. The Limestone Press. 1989.ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ.

221. Августин, архим. Первая миссия // Русская Америка. 1994. № 1.323 .Алексеев А. И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки (до кон. 19 в.) М., 1982.

222. Алеутская епархия в 1904 г. // ЦВед. 1905. № 41. С. 1734-1741.

223. Анатолий, архим. Индиане Аляски: Быт и религия их. Одесса, 1906.180

224. Архангелов С. А. Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. СПб., 1899.

225. Белобородько В. Л. Архив русской церкви на Аляске в Библиотеке Конгреса США//Вопросы истории. 1969. № 8.

226. Берх В. Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов или подвиги русского купечества. СПб., 1823.

227. Бломквист Е. Э. История изучения в России северо-американских языков (Из архива МАЭ) // Сборник МАЭ. Т. XXXI. Л., 1975.

228. Болховитинов Н. Н. Декабристы и Америка // Вопросы истории. 1974. №4.

229. Болховитинов Н. Н. Зарубежные исследования о Русской Америке // США: Экономика, политика, идеология. 1985. №4. С 81-95.

230. Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения. 1815-1832. М., 1975.

231. Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). Изд. Валаамского монастыря. СПб., 1900.

232. Ван-Стоун Дж. Этноисторические исследования на Аляске. Обзор / Традиционные культуры Северной Сибири и Сев. Америки. М., 1981.

233. Ван-Стоун Дж., Освальт У. Русское наследие на Аляске (перспективы этнографического изучения) // Советская этнография. 1968. № 2.

234. Гедеон. Записки о Русской Америке / Очерки из истории американской православной миссии (Кадьякской 1794-1837). СПб., изд Валаамского монастыря, 1894

235. Гневушев М. Успехи Православной миссии в Америке. Киев, 1891.

236. Головин П. Н. Обзор русских колоний в Северной Америке // Морской сборник. 1862. Т 57. № 1.

237. Головнин В. М. Записка капитана Головнина о нынешнем состоянии Российско-Американской компании (1818) // Материалы по истории русских заселений по берегам Восточного океана. СПб., 1861. Вып.1.181

238. Головщиков К. Д. Кадьякский епископ Иоасаф Болотов: К 100-легию его миссионерской деятельности. (1761—1799). Тверь, 1894.

239. Гринев А. В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки. (1741-1867). Новосибирск, 1991.

240. Двухсотлетие открытия Аляски: Юбилейный сборник. 1741-1941. Сан-Франциско, 1941.

241. Дзенискевич Г. И. Религиозные традиции индейцев Аляски и христианство // Открытие Америки продолжается. Вып. 2. СПб., 1994.

242. Жизнь Валаамского монаха Германа, американского миссионера // Странник. 1868. №2. С. 51-72.345.3авалишин Д. И. Дело о колонии Росс // Русский Вестник. 1866. Т. 62.346.3авалишин Д. И. Калифорния в 1824 году // Русский Вестник. 1865. Т. 60.

243. Из журнала кенайского миссионера игумена Николая // ПО. 1867. Т. 24.

244. Иоасаф, монах. Краткое описание об американском острове Кадьяк // Друг просвещения. 1805. Октябрь.

245. Исгомин А. А. Русско-тлинкитские контакты (ХУП-ХЕХ вв.) / Исторические судьбы американских индейцев. М., 1985.

246. К столетнему юбилею православия в Америке. 1794-1894. СПб., 1894.

247. Карташева Н. В. Встречь солнца. К 200-летию святителя Иннокентия Московского // Новое и старое. 1998. № 3. С. 164-172.

248. Карташева Н. В. Длинной дорогой к короткой памяти (О поиске захоронения Н. П. Резанова) // АиФ на Енисее. 1999. № 21.

249. Карташева Н. В. Русская Америка. К вопросу о формировании региональных разновидностей национального характера / Вестник Московского университета. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. № 3. С.90-100.

250. Карташева Н. В. Хранитель памяти // Русская Америка. Бюллетень Московского историко-просветительского общества. 1998. Ноябрь.182

251. Киприан (Керн), архим. Дореволюционное русское духовенство за границей //ЖМП. 1993. № И. С. 60-72.

252. Ковальский В. Аляска. М., 1952.

253. Ковригин Н. Журнал миссионерских действий с колошами Ситхинского селения в течение 1867 года//Домашняя библиотека. 1869. 17. С. 462-468, 18. С. 506-509.

254. Командор. Красноярск, 1995.

255. Кук Дж. Третье плаванье капитана Джемса Кука. Плаванье в Тихом океане в 1776-1780 гг. М., 1971. Т.З.

256. Лопухин А П. Настоящее и будущее Православия в Северной Америке. СПб., 1897.

257. Лопухин А. П. Столетие православной миссии в Северной Америке (17941894). СПб., 1895.

258. Львов А Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и деятельности там первых миссионеров // ЦВед. 1894. №№ 38, 39.363 .Ляпунова Р. Г. Алеуты: очерки этнической истории. Л., 1987.

259. Ляпунова Р. Г. Записки иеромонаха Гедеона (1803-1807) один из источников по истории и этнографии Америки. М., 1979.

260. Ляпунова Р. Г. К проблеме этнокультурного развития американских алеутов / Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. М., 1985.

261. Материалы для истории православно-русского миссионерства. М., 1893-1895. 4 т.

262. Материалы для истории русских заселений по берегам Восточного океана. Вып. 1-4. СПб., 1861.4 т.

263. Михаил, архиеп. Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец // ЖМП. 1970. №11.183

264. Николай (Зиоров), епископ Алеутский и Аляскинский. Из моего дневника. Путевые заметки и впечатления во время путешествия по Аляске и Алеутским островам. СПб., 1893.

265. Николай, игум. Выписка из журнала кенайского миссионера игумена Николая, с сентября 1858 по 1862 год // Творения святых отцов. СПб. 1863.

266. Окладникова Е. А. Полевой Б.П. Особенности отношений между русскими и аборигенами в Русской Америке / Открытие Америки продолжается. Вып.2 СПб., 1994.372.0кунь С. Б. Российско-американская компания / Ред. и предисл. акад. Б. Д. Грекова. М.; Л., 1939.

267. Очерк из истории американской православной духовной миссии (Кадьякская миссия 1794-1837 гг). Издание Валаамского монастыря к столетнему юбилею православия в Америке. СПб., 1894.

268. Павлович А. Л. Столетие православной миссии в Америке // ХЧт. 1894. Ч. 2. С. 177-207.

269. Памятник трудов православных благовесгников русских с 1793 по 1853 гг. / Ред. А. С. Стурдза. М., 1857.

270. Петров В. Русские в истории Америки. Вашингтон, Д.К., 1988.

271. Поселения на Аляске и на Алеутах // Известия русского географического общества. 1883. 3. С. 130-131.

272. Поселянин Е. Русские подвижники 19-го века. СПб., 1910. (Миссионер монах Герман, с.129-136).

273. Резанов Н. П. Первое путешествие россиян около света // Отечественные записки. 1822. 4.10-12; 1823. Ч. 14-15; 1824. 4.23-24.

274. Россия+Америка=200 лет. К юбилею Российско-Американской компании (1799-1999) / Из музейной коллекции. М., 1999.184

275. Русская Америка 1799-1867. Материалы международной конференции «К 200-летию образования Российско-американской компании 1799-1999». М., 1999.

276. Русская Америка. М., 1994.

277. Свято-Германовский православный календарь. 1999 г. Братство преп. Германа Аляскинского, Platina.

278. Сгибнев A.C. Резанов и Крузенштерн // Древняя и Новая Россия. 1877. Т1-4.

279. Ситников Л. А. Материалы для истории Русской Америки / Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск. 1986.

280. Смирнов Е. К. Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии. СПб. ,1904.

281. Стингл М. Индейцы без томагавков. М., 1984.

282. Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени. СПб., 1863. 4.2.

283. Файнберг Л. А. Общественный строй эскимосов и алеутов. М., 1964.

284. Федорова С. Г. Русское наследие в судьбах коренного населения Аляски / Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. М., 1981.

285. Федорова С. Г. Этнические процессы в Русской Америке / Национальные процессы в США. М., 1973.

286. Филипп, епископ Аляскинский. Погибающая миссия. М., 1918.

287. Хвастунова Г. «Я нижайший слуга здешних народов.» (о св. Германе Аляскинском) // Родина. 1994. № 5.

288. Хлебников К. Т. Русская Америка. (Неопубликованные записки). Л., 1979.

289. Шелехов Г. Странствования российского купца Григория Шелехова в 1783 году из Охотска к Восточному океану, к американским островам. СПб., 17911792. 2 т.; 2-е изд. 1812.185

290. Широков С. Валаамский монастырь и американская православная миссия. История и духовные связи. М., 1996.

291. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Ч. 1-2. Н-Й, 1944-1945.

292. Black Lydia Т. The Yup ik of Western Alaska and Russian Impact // Etudes/Innuit/Studies. 1984 P.21 -43.

293. Black, Lydia T. Ivan Pan kov an Architect of Aleut Literacy // Arctic Anthropology. 1977. Vol. XIV. No.l.

294. Pierce. Russian America: A Biographical Dictionary. The Limestone Press. 1990.

295. Russian America: The Forgotten Frontier. Tacoma, Washington. 1990. 404.Sardy Mary. Early Contact between Aleuts and Russians, 1741-1780//AlaskaHistory. Vol.1. No.2 Fall/Winter. 1985/86. P.42-58.ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

296. Бердяев Н. Новое Средневековье. Берлин, 1924.

297. Библейская энциклопедия. М., 1891. 2 т.

298. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.,1983.

299. Ващенко А. В. К типологии картины мира в аборигенных культурах (Сибирь Северная Америка) // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 1998. № 3. С. 100-109.

300. Избранные жития святых. ПЫХ вв. М., 1992. 2 т.

301. Ильин В. Н. Эссе о русской культуре. СПб., 1997.

302. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. Париж Москва, 1993.

303. ИльинИ. А. Основы Христианской Культуры. Мюнхен, 1990.4П.Иннокентий (Павлов), игум. Введение в историю русской богословской мысли. М., 1995.

304. История Русской Америки. Т. 1-3. М., 1997-1999.

305. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.

306. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. 2 т.

307. Культурология. История и теория культуры. М., 1996.

308. Левяш И. Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 1999.

309. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996.

310. Мейендорф, Иоанн, прот. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981 425.0 вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. 426.0сновы религиоведения. М, 1998.

311. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992.

312. Православие и западное христианство. М., 1999.

313. Преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия // Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1901. Ч. 6.430.Русская идея. М., 1992.

314. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.

315. Русское православие: Вехи истории. М., 1989.187

316. Смирнов Е. И. История Христианской Церкви. (До 1453 года). Репринт, изд. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997.

317. Смирнов Е. И. История Христианской Церкви. 1453 г. начало XX века. Репринт, изд. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1998.

318. Смирнов П. История христианской православной Церкви. М., 1998.

319. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг. Ч. 1-2 / История Русской Церкви. Книга восьмая. 4.1-2. М., 1997.

320. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991.

321. Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1997.

322. Тальберг Н. История Христианской Церкви. М., 1991.

323. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.

324. Трофимов В. К. Душа русского народа. Екатеринбург. 1998.

325. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Париж, 1989; М., 1990.

326. Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998.

327. Фома Хопко, протоиерей. Основы Православия. Минск, 1991.

328. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Росгов-на-Дону, 1997.

329. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.