Русский самиздат 1960-1980-х годов: Судьба поэзии модернистов и ее традиции. Московские творческие объединения и периодические издания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сурикова, Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сурикова, Ольга Александровна
Введение
Глава I
Судьба наследия модернистской поэзии в 1960-1980-е годы
Анна Ахматова
Николай Гумилев
Осип Мандельштам
Борис Пастернак
Глава II
Московские творческие объединения 1950—1960-х гг.
Глава III
Ранние периодические издания московского самиздата (1959-1965) и традиции модернизма
Журнал «Синтаксис» (1959-1960)
Журнал «Бумеранг» (1960)
Сборник «Коктейль» (1960)
Журнал «Феникс» (1961)
Журнал «Сирена» (1962)
Журнал «Сфинксы» (1965)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Правозащитные ассоциации в СССР в 70 - 80-е годы XX века2004 год, кандидат исторических наук Ко Ка Ён
Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века2010 год, кандидат исторических наук Федулов, Александр Николаевич
Писатели третьей волны эмиграции: проблемы взаимодействия с советской и западной интеллигенцией в 1960-1980-е гг.2010 год, кандидат исторических наук Средняк, Ксения Вячеславовна
"Псевдодокументализм" в русской неподцензурной прозе 1970-1980-х годов: Вен.В. Ерофеев, С.Д. Довлатов, Э.В. Лимонов2010 год, кандидат филологических наук Поливанов, Александр Сергеевич
Движение русских националистов в СССР (1953 - 1985 гг. )2002 год, кандидат исторических наук Митрохин, Николай Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский самиздат 1960-1980-х годов: Судьба поэзии модернистов и ее традиции. Московские творческие объединения и периодические издания»
Цель настоящей диссертации - описание и изучение феномена русского самиздата 1960-1980-х гг.: систематизация способов и ареалов бытования «потаенной» поэзии начала XX в.; поиск информации о московских неофициальных литературных журналах и творческих объединениях, анализ поэтики основных представителей неофициальной поэзии на материале московских самиздатских журналов 1960-х гг.
Научная новизна работы состоит в том, что диссертация представляет собой практически первый опыт описания феномена русского самиздата 1960-1980-х гг., систематизации информации о нем. Немногочисленные литературоведческие исследования, посвященные неподцензурной культуре, не всегда разделяют понятия «самиздат» и «тамиздат», определяя их общую роль в социокультурной ситуации 1960-1980-х гг.1, хотя, бесспорно, эти два явления тесно связаны, и часто, правда не сразу, а уже в 1970-е гг., «потаенная литература» «проникала на родину сначала через «тамиздат», а затем, благодаря многочисленным переписчикам, машинисткам и людям, имевшим доступ к множительной аппаратуре, и через «самиздат»»2. В силу отсутствия монографических исследований о самиздате в данной работе приходится привлекать много первичной информации.
В диссертации дано обзорное описание состава литературного самиздата и функционирования неподцензурной литературы модернизма в общественной жизни 1960-1980 гг. по материалам Архива истории диссидентского движения общества «Международный Мемориал» (Москва) и различным воспоминаниям.
Кроме того, в работе идет речь о преемственности традиций поэзии
1 См.: Скарлыгина Е.Ю. Роль «самиздата» и «тамиздата» в социокультурной ситуации 1960-1980-х гг. // Некалендарный XX век: Материалы Всероссийского семинара 19-21 мая 2000 г. / Сост. В В. Мусатов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2001. С. 231-238.
2 Там же С 23I. начала XX в. в самиздате. Хронологические рамки рассматриваемого периода в этом случае - 1950-1960-е гг. (постсталинская эпоха, период хрущевской оттепели, условно ведущей отсчет от XX съезда ЦК КПСС в 1956 г. и заканчивающейся в 1964 г. приходом к власти Л. Брежнева). Нижняя граница оттепели варьируется: «в экономическом плане — в связи с развитием косыгинских реформ; в международном — по крайней мере до введения войск в Чехословакию в 1968-м. С точки зрения культурной истории оттепельный период продолжается до зимы 1966 года, когда состоялся процесс Синявского — Даниэля, обозначивший границы не только либерализации и социальной критики (Юлия Даниэля осудили прежде всего за сатиру), но и литературной критики (Андрей Синявский был известен главным образом как новомирский критик и осужден, помимо прочего, за литературную критику — свой известный памфлет «Что такое социалистический реализм») <.> Но все же последней точкой стал уход Александра Твардовского с поста главного редактора «Нового мира» в феврале 1970 года»3.
Выбор нижней границы рассматриваемого нами периода вызван следующим соображением: 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве прошел «Митинг гласности», основным лозунгом которого было требование гласности суда над Ю. Даниэлем и А. Синявским, арестованными осенью 1965 г. Это событие стало толчком к зарождению диссидентского движения4. Как следствие в московской неподцензурной периодике стали преобладать политические и правозащитные журналы, а интересующие нас литературные альманахи и периодические издания перестали играть важную общественную роль и отошли на периферию.
Попытка вписать неподцензурную поэзию 1960-1980-х гг. в
3 История русской литературной критики советская и постсоветская эпохи / Под ред Е Добренко и Г Тиханова М НЛО, 20II С 417
4 См 5 декабря 1965 года / Сост Д Зубарев. Г Кузовкин и др М Общество «Мемориал» - Издательство «Звенья» 2005 С 5 литературный контекст уже осуществлялась в нонконформистском литературоведении. Так, поэт и искусствовед Владислав Лён предложил концепцию «древа русского стиха». В ней он показал, что самиздатская поэзия 1960-1980-х гг. (так называемый «бронзовый век») развивается из трех «просодий» («систем стихосложения») Серебряного века - «манделыитам-пастернаковской, крученых-хлебниковской и клюевской»3.
Немало среди самиздатских авторов и таких, которые впоследствии были признаны литературоведением представителями постмодернизма или тяготевшими к нему. Большинство из них и в постсоветское время не получило широкой популярности, поскольку «русский постмодернизм, в отличие от западного, не стер границы между элитарной и массовой литературой и во многом остается искусством для интеллектуалов»6. При этом «русский постмодернизм тесно связан с реализмом и модернизмом»7, многие исследователи пишут «о неокончательном преодолении русским постмодернизмом модернизма (этой точки зрения придерживаются Н. Конди, В. Падунов, Б. Дубин, И. Смирнов и др.)»8. Отсюда особый интерес к Серебряному веку и его наследникам.
Собственно, связь между старшим и младшим поколением поэтов ощущалась с обеих сторон разделенной литературы. Г.Адамович приводит следующие слова Анны Ахматовой: «Был недавно серебряный век русской поэзии, а теперь опять будет золотой. <.> У нас множество молодежи, которая только поэзией и живет. Пишут отличные стихи, но не желают печататься»9.
Актуальность исследования связана с необходимостью изучения
5 Лен В Древо русского стиха (концепция бронзового века) [Электронный ресурс ] Режим доступа http //kolonna mitin com/archive/mj04/len shtml
6 Мережинская А Ю Русская постмодернистская литература Киев Издательско-полиграфический центр «Киевский университет». 2007 С 15
7 Там же С 129
8 Там же С 295
9 Адамович Г Мои встречи с Анной Ахматовой // Воспоминания об Анне Ахматовой M Советский писатель. I 991 С 75 феномена литературного самиздата как такового, а также рассмотрения его в русле стилистических и мировоззренческих исканий поэтов-модернистов первой половины XX в. Работа основана на предположении, что находившаяся под запретом и не популяризовавшаяся поэзия модернизма оказала огромное влияние на поэтов-шестидесятников в том числе через самиздат. Поэтому важнейшая часть данного исследования представляет собой попытку реконструкции бытования поэзии модернизма в эпоху ее цензурного преследования.
Считается, что термин «самиздат» входит в употребление в середине 1940-х гг., а его автором является поэт Николай Глазков. Небольшие машинописные сборники своих стихов и прозы он сшивал в брошюры форматом в пол-листа и дарил друзьям, а на титульном листе ставил им самим придуманное слово «самсебяиздат». «На рубеже 1960-х или несколькими годами ранее термин был подхвачен литературной молодежью, которая усилила его «игровое» звучание, редуцировав его до «самиздат»», -пишет Александр Даниэль, и это уже была прямая пародия на государственное наименование «Госиздат»10.
А. Даниэль выделяет несколько этапов развития феномена самиздата".
1) Рукописная литература 1940-1950-х гг. предшествовала самиздату. По мемуаристике известно, что в списках тогда ходило множество стихов. Тексты, как правило, не выходили за пределы кружков, поэтому Даниэль предлагает отнести такой способ бытования текстов к «кружковой» или «студийной» литературе.
2) В 1950-е гг. «планка была взята»: неопубликованные стихи самых разных авторов - как современных, так и классиков начала века
10 Даниэль А. Истоки и смысл советского самиздата // Антология самиздата : Неподцензурная литература в СССР. 1950-е- 1980-е / Под ред. В В. Игрунова. Сост. М.Барбакадзе: В 3 т. Т. I. Кн. 1. М.: МИГПИ, 2005. С.18.
11 Там же. С. 17-36. выходят за пределы литературных студий и становятся фактом самиздата. Важнейшую роль в проведении поэтических текстов в самиздат играют с конца 1950-х гг. подпольные журналы, первый из которых - «Синтаксис» А. Гинзбурга.
3) К концу 1950-х гг. самиздат осваивает прозу. По словам Даниэля, в первую очередь это были переводные тексты (Оруэлл, Кафка, Кестлер и др.): «В сущности, именно они, переводчики, были первыми литераторами, осознанно использовавшими механизм самиздата»'2. В 1950-е гг. также распространяется проза Платонова, Зощенко, «Доктор Живаго» Пастернака (последний, как правило, в виде фотокопий с зарубежных изданий).
В конце 1950-х происходит зарождение правозащитного самиздата. В первое время он непосредственно связан с литературным процессом: первые правозащитные документы - это запись общего собрания московских писателей по «делу Пастернака» (1958) и запись процесса над Бродским (1964), сделанная Фридой Вигдоровой. Если первый документ - официальная запись, видимо, попавшая в самиздат в результате утечки из секретариата СП, то Фрида Вигдорова уже вела свои записи как «частное лицо» и тем самым -вольно или невольно — стала основоположником нового самиздатского жанра — правозащитного документа.
А. Даниэль предлагает также различать собственно самиздатские тексты и «документы диссидентского движения» - как правило, правозащитные тексты, не получившие широкого распространения в самиздате (а многие «письма протеста» остались «однодневками»), но представляющие немалую ценность для историка диссидентского движения в СССР.
4) В начале 1960-х гг. в самиздате начинает распространяться лагерная литература: мемуары Евгении Гинзбург, рассказы В. Шаламова, а
12 Там же. С. 19. также актуальная отечественная публицистика, например, работа Роя Медведева о сталинизме «К суду истории». Примерно тогда же в самиздате начинают циркулировать работы религиозных философов начала XX в. -тексты Бердяева, сборники статей русских философов об интеллигенции и революции - «Вехи» и «Из глубины».
5) В 1960-е гг. самиздат подхватывает политическую литературу, поступавшую с Запада, - политический памфлет «Разговоры со Сталиным» М. Джиласа, «Технологию власти» А. Авторханова и др.
6) На рубеже 1960-Х-1970-х гг. в самиздате широко ходили исторические документы, например, секретная инструкция ВЧК 1918 г.
7) В середине 1960-х гг. начинается период журналистики. Появляются философско-религиозные и общественно-политические сборники («Политический дневник» Р.Медведева (1964-1970), «Феникс» (1966), «Из-под глыб» (1974)).
8) В середине 1970-х гг. «тамиздат» - тексты, опубликованные на Западе и нелегально ввезенные в СССР, - становится массовым явлением, что приводит к упадку самиздатской деятельности, закату самиздата, по словам А.Даниэля, в конце 1970-х гг.: «Зарубежные типографские станки оказываются определенно предпочтительнее громоздкого и опасного машинописного размножения <.> Ранее бесцензурные тексты попадали из СССР на Запад из самиздата (или, по крайней мере, так считалось), теперь же самиздатская стадия рассматривается как промежуточная и необязательная. Именно об этом свидетельствует ряд заявлений, в которых кто-то «берет на себя ответственность за распространение» того или иного текста»»13.
9) В 1980-е гг. самиздат постепенно угасает. В эпоху перестройки появляются новые неподцензурные издания, к распространению которых читатель уже не имеет отношения: у сборников есть издатели, общие тиражи
13 Там же. С.29. журналов насчитывают тысячи экземпляров, часто процесс распространения коммерциализируется. Это - уже новый виток развития неподцензурной литературы, имеющий к самиздату только генетическое отношение14.
Можно выделить несколько способов бытования и распространения самиздата:
1. рукопись15;
2. машинопись;
3. фотокопии запрещенных дореволюционных или изданных в 1920-е гг. книг; фотокопии зарубежных изданий;
4. распечатки на АЦПУ — автоматическом цифровом печатающем устройстве16;
5. депонированные рукописи17;
6. ксерокопии;
14 О самиздате 1980-х гг пишет Ксения Мяло «И вот, погружаясь в мир самиздата конца 80-х годов, сразу же схватываешь его наиболее характерное отличие от самиздата конца 60-х Тот родился, если говорить о литературных аналогиях, как повествование о «Сошествии во ад», сочетая на иных страницах лирическое, интимное с пламенно-обличительным, заставляющим вспомнить «Житие» протопопа Аввакума Этот, отнюдь не приводя на ум сравнений подобного масштаба, явно зато начинает тяготеть к существованию в качестве прессы, рождая, быть может, зачатки будущих независимых изданий < > Если там — суровая монофония, то здесь - порою переходящая в какофонию разноголосица» (По страницам самиздата / Сост К Мяло, С Соколов, В Свердлов М Молодая гвардия, 1990 С 7-8) Елена Струкова пишет о «непоправимом уроне», который нанесла перестройка самиздату в эпоху «журнального бума» «многие хранители самиздата заменяли в своих собраниях некачественные копии на новые, только что вышедшие печатные издания» (Струкова Е Самиздат как памятник книжной культуры второй половины XX века» // Acta samizdatica / Записки о самиздате альманах пилотный выпуск / Сост ЕН Струкова, Б И Беленкин М ГПИБ, «Мемориал», 2012 С 12)
15 «Попадаются в коллекциях самиздатовской литературы и более экзотические материалы Это, например, неуклюже сшитые суровой ниткой куски картона, исписанные не обычными чернилами, а чем-то подозрительно бурым Или книги, где текст гравирован иглой на бересте Или как бы альбомы, заполненные и стихами, и маленькими, «с уголком», фотографиями, и рисунками Такие книги представляют самиздат особого разряда - лагерный, не предназначенный для постороннего читателя» (Веселова Н А Роль рамочных компонентов в поэзии самиздата // Потаенная литература Исследования и материалы Вып 3 Иваново Ивановский государственный университет, 2002 С 236)
16 А Даниэль рассказывает «АЦПУ - это не принтер к нынешнему персональному компьютеру, а периферийное печатающее устройство для больших ЭВМ, работающих с перфокарт или перфолент, или магнитных носителей - лент или дисков Ну. диски, вещь подотчетная и довольно громоздкая а вот уже магнитные ленты - не очень < > Вылезает широкая такая бесконечная бумажная лента, сантиметров пятьдесят шириной а на ней - «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяева Очень колоритная форма самиздата» (Даниэль А Указ соч С 32)
1 7 Форма распространения самиздата, придуманная Л Н Гумилевым Свою книгу «Этногенез и бисофера Земли» он депонировал в качестве рукописи в ВИНИТИ РАН а « согласно статусу хранения депонированных рукописей, всякий кто хочет получить копию рукописи, может заказать ее за деньги» (Даниэль А Указ соч С 33)
7. магнитиздат18.
Самиздат, вслед за Г.Г. Суперфином, мы будем понимать широко: это независимая от государства внемонопольная издательская деятельность граждан, идущая вразрез с официально провозглашенными идеологическими или художественными установками19, получившая широкое распространение во второй половине XX в. Независимая, неподцензурная, литература существовала и во времена Радищева или Пушкина; о двух рождениях неподцензурной поэзии в СССР - в 1930-е и 1950-е гг. - пишет Илья Кукулин20. Однако именно «с конца 1950-х самиздат - это не просто механизм распространения запрещенных или полузапрещенных текстов. Он становится главным инструментом «второй культуры», т.е. культуры, которая не просто реализует себя в обход цензурных ограничений, а вообще игнорирует эти ограничения. Речь уже идет не о рукописях, отвергнутых цензурой, а о рукописях, изначально не предназначенных для цензуры. Люди начинают «писать в самиздат», как раньше «писали в стол». Иными словами, самиздат становится социально-культурной институцией»21.
Как известно, самиздат представляет собой явление сложное и неоднородное. В разное время в самиздате распространялись произведения Ахматовой и Пастернака, Шаламова и Солженицына, Бродского и Высоцкого, Булгакова и Платонова, Галанскова и Сапгира. Увлечение поэзией в 1960-1980-е гг. стало знамением времени. Самиздат исторически начинался
18 Появление магнитофонов в 1950-е гг. «способствовало вихревому распространению по стране песен Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, а несколько позже - Александра Галича» (Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М.: Хельсинкская группа, 2006. С.214). Кассеты многократно переписывались и распространялись по друзьям и знакомым. - это явление носило название магнитиздата.
19 Зубарев Д. Кузовкин Г. при участии П.Нерлера и Г.Суперфина. Избранные статьи для МандельштамовскоЛ энциклопедии. Самиздат // Вопросы литературы. 2008. №6. С.237.
20 См.: Кукулин И.В. Два рождения неподцензурной поэзии в СССР // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сб. науч. сг. Вып.11: В 2 т Т. 1. М.: МГПИ. 2012. С. 115-124
21 Даниэль А.Ю. Указ. соч. С. 19-20. именно со стихов: «В конце 50-х и начале 60-х в самиздате циркулировали и эссе, и рассказы, и статьи, но господствовали там стихи»22. Списки незаслуженно забытых, запрещенных, репрессированных поэтов предреволюционного и советского времени - А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Волошина, Н. Гумилева, М. Цветаевой и др. -буквально «захлестнули» Москву, и отчасти именно благодаря самиздату тексты, сейчас уже ставшие классикой XX в., дошли до современного читателя. По оценке литературоведа Юрия Мальцева, в самиздате ходили произведения более 300 авторов23, среди них преобладали современные поэты. В первую очередь как поэты самиздата стали известны Иосиф Бродский, Юрий Кублановский, Леонид Губанов, Владимир Алейников, Всеволод Некрасов, Игорь Холин, Генрих Сапгир и др. Однако приходится признать, что поскольку современная поэзия главным образом рождалась в литературных объединениях при институтах, домах культуры и т.п., стихи часто оказывались увлечением юношества, а во взрослом возрасте самиздатские поэты к стихам уже не обращались. Поэтому молодые поэты середины XX в., лишенные главного стимула развития своих талантов -возможности печататься, - не могли составить конкуренцию «потаенной поэзии» модернизма.
Разумеется, заново или впервые прочитанные тексты поэтов первой половины XX в. оказали существенное влияние на самиздатскую поэзию. Важную роль в приобщении литературной молодежи к культуре прошлого сыграло также общение с уцелевшими в сталинских чистках представителями старшего поколения. Так, в последние годы жизни Анна Ахматова общалась с молодыми литераторами, среди которых прежде всего следует выделить группу, впоследствии окрестившую себя «ахматовскими
22 Алексеева Л.М. Указ соч. С. 210.
23 Подсчитано Л.М. Алексеевой по книге Ю.Мальцева (там же). сиротами»24; в нее входили Иосиф Бродский, Анатолий Найман, Евгений Рейн и Дмитрий Бобышев. Каждый из них испытал влияние ее личности и творчества, понимая, что в лице Ахматовой они встретились «с мировой культурой в ее конкретной реальности, с ее прошлым и даже будущим»23.
Следует назвать также поэтессу и мемуаристку Иду Наппельбаум, ученицу поэтической студии Николая Гумилева при Петроградском Доме Искусств (1920-1921), литературоведа Лидию Гинзбург, «последнего из обэриутов» Игоря Бахтерева. Существенное влияние на судьбу многих начинающих ленинградских поэтов оказал блоковский семинар профессора Дмитрия Максимова (его стихи печатались под псевдонимами за границей и в самиздате) на филологическом факультете ЛГУ. Среди слушателей семинара были Константин Азадовский, Виктор Кривулин, Сергей Стратановский, Виктор Топоров, путь в литературу для которых «шел через изучение и освоение полузапретного культурного наследия прошлого»26.
На неподцензурную литературу ложилась и задача собирания поэзии андерграунда и в целом различных сведений о литературе, получившей хождение в самиздате. Интересно, что и здесь библиографы, текстологи и просто собиратели самиздатской поэзии ориентировались на издания 1920— х гг. (в том числе ввиду отсутствия иных). Один из ярких примеров -масштабная и спорная «Антология новейшей поэзии у Голубой лагуны» под редакцией Константина Кузьминского и Григория Ковалева, включающая пять томов. Она была составлена по образу и подобию сборника «От символизма до наших дней» под редакцией И. Ежова и Е. Шамурина, вышедшего в Москве в 1925 г.27 Или антология посвященных Ахматовой
24 Ахматова называла их аввакумовцами (Тименчик Р Анна Ахматова в 1960-е годы М Водолей Pubhsheis, lot onto The University of Toronto, 2005 С 587)
25 Поэт Дмитрий Бобышев в «Русской мысли» [Интервью] // Русская мысль 1981 10 сентября С 11
26 Долинин В Э , Северюхин Д Я Преодоленье немоты//Самиздат Ленинграда 1950-е-1980-е Литературная энциклопедия / Под ред Д Я Северюхина М НЛО, 2003 С 11
27 См Сурикова О Принципы построения «Антологии новейшей поэзии у Голубой лагуны» // Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Секция «Филология» М МАКС Пресс, 2009 С 559-561 стихотворений «Образ - Посвящение - Имя», составленная Сергеем Дедюлиным, которая, по его словам28, так или иначе опирается на книгу Эриха Голлербаха «Образ Ахматовой» (1925)29.
Как известно, в основе феномена самиздата лежит оппозиционность, которая может трактоваться по-разному. Следует разграничить несколько типов цензурных ограничений: идеологические (критика советского режима), эстетические («злоупотребление» «формалистической» эстетикой), преследования разного рода религиозной «пропаганды», этические (обращение к теме «взаимоотношений полов», использование нецензурной лексики, обилие натуралистических подробностей), и эти ограничения тоже как правило неоднородны. Существует традиция разграничивать самиздат общественно-политический, правозащитный, религиозный и литературный. Основной объект данного исследования - литературный (главным образом поэтический) самиздат.
Исследователи разграничивают самиздат и по географическому принципу, выделяя несколько «центров», в которых создавалась и распространялась неподцензурная литература. Таковыми являются Москва и Ленинград, но, кроме того, К. Кузьминский в своей пятитомной антологии самиздатской поэзии говорит о «провинциальном» самиздате30, рассмотрение которого выходит за рамки данного исследования. Тем не менее следует упомянуть несколько центров самиздата за пределами двух столиц. Это город Ейск Краснодарского края, в котором под редакцией поэтов-авангардистов Ры Никоновой и Сергея Сигея издавался журнал «Транспонанс» (1979-1987), это Одесса Украинской ССР, где Вячеслав Игрунов создал первую (и единственную) в СССР библиотеку неподцензурной литературы, с группой
28 Сообщено в личном переписке с автором данной работы.
29 См.: «Я всем прошение дарую.»: Ахматовский сборник / Под ред. Д. Макфадьена и Н.И. Крайневой. М.: СПб.: Альянс-Архео. 2006 С 169-180.
30 См.: Кузьминский К. Антология новейшей поэзии у Голубой лагуны: В 5 т. [Электронный ресурс ] // Режим доступа: http://www.kkk-bluelagoon ru единомышленников собирая произведения классиков начала века, запрещенные книги советских и эмигрантских писателей, а также самиздат. Библиотека к концу 1970-х гг. функционировала во многих городах СССР (в ней заказывали книги жители Москвы, Ленинграда, Риги, Киева) и имела два небольших филиала - в Запорожье и Новосибирске. Был ростовский подпольный кружок межфакультетской группы биофизиков, организованный в 1960-е гг. Борисом Режабеком. Печатный орган группы назывался «Надсолнух подсознания» и представлял собой «большой белый цветок, на который студенты прикрепляли свои творческие работы — стихи, эссе, рисунки»31. Группа существовала до 1975 г.
Ленинградская и московская «школы» постоянно взаимодействовали и спорили. Ленинградский литературный самиздат начался приблизительно в одно время с московским (в 1953 г. В Ленинграде начало работать ЛИТО при Горном институте под руководством Глеба Семенова, среди участников которого — А. Битов, Г. Горбовский, А. Городницкий и др.; в Москве в это же время в ЛИТО при Московском государственном педагогическом институте иностранных языков формируется «круг Черткова»32), но был более активен, чем московский, о чем свидетельствует хотя бы список крупных самиздатских периодических изданий (объемом 200-300 страниц), публиковавших исключительно художественные тексты и литературную критику (в 1970-1980-е гг. это «Часы», «Обводный канал», «Митин журнал» и др.), в отличие от московского, в котором, за исключением рассматриваемого нами раннего периода (1959-1965), преобладало общественно-политическое направление. Тем не менее две центральные «ветви» переплетаются: так, московский журналист А. Гинзбург один из номеров своего журнала «Синтаксис» посвящает ленинградской поэзии, а тексты некоторых
3 I Бугаева М Неумершая поэма //Лира: Литературный альманах о семи струнах. М.: Издательство Цапина.
2003. С.20
32 Подробней о нем см. в главе II данного исследования. московских поэтов (Ивана Жданова, Льва Рубинштейна, Дмитрия Пригова) впервые были опубликованы в Ленинграде в журнале «Э7»33.
В данной работе географический критерий будет являться основополагающим. Творчество поэтов-ленинградцев будет рассматриваться только в том случае, если их стихи попадали на страницы московских неподцензурных литературных журналов и сборников.
Для разговора о поэтических традициях в московском самиздате необходимо описать разнородные явления подпольной литературной жизни в Москве. Так, важнейшие из самиздатских периодических изданий и сборников Москвы представлены в следующей таблице34:
33 Самиздат Ленинграда С 457
34 В таблице наглядно представлена информация о московских самиздатских журналах и альманахах которые аннотированы в «Антопогии самиздата», составленной M Барбакадзе Более подробный список периодики советского самиздата см на сайте Университета Торонто KomaiormA Soviet Samizdat Peiiodicals Uncensoied Texts of the Late Soviet Ei а [Электронный ресурс ] // Режим доступа http //samizdat library utoronto са/
Таблица «Периодические издания и альманахи московского самиздата I960 -1980-х гг.»3"
Журнал Редактор Годы издания Где хранится Публикации
Синтаксис А. Гинзбург 1959-1960 «Мемориал» (Москва) «Грани» (1965, №58)36
Бумеранг В.Осипов 1960 Бремен17
Коктейль В. Скуратовский 1960 Бремен
Феникс Ю. Галансков 1961 не сохранился «Грани» (1962, №52)
Сирена М. Каплан 1962 Бремен
Сфинксы В. Тарсис; В. Батшев 1965 не сохранился «Грани» (1965, №59)
Чу 1965 не сохранился фрагменты - «Грани» (1966, №61)
Авангард Л. Губанов 1965 не сохранился
Феникс-бб Ю. Галансков 1966 не сохранился фрагменты - «Грани» 1967-1970
Евреи в В. Яхот, 1972-1979 частично Переиздан Еврейским
СССР А. Воронель38 «Мемориал» (Москва) университетом в Иерусалиме39
Московский Л. Бородин 1975 «Мемориал» сборник (Москва)
Поиски В Абрамкин, В. Сокирко и др. 1978-1980 частично «Мемориал» (Москва) Переиздан за границей40
Метрополь В Аксенов, А. Битов, Викт Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов 1979 Метрополь. М.: Зебра-Е, ЭКСМО-Пресс, 2001
35 Названия общественно-политических журналов и альманахов, печатавших в том числе и поэзию, выделены курсивом
36 См электронный ресурс Режим доступа http //www rvb ru/np/publication/05supp/syntaxis/syntaxis htm
37 Бременский институт изучения Восточной Европы (Германия)
38 Состав редколлегии обновлялся по мере эмиграции ее членов В разное время в нее входили Рафаил Нудельман. Илья Рубин, Михаил Агурский Эйтан Финкельштейн. Виктор Браиловский и др
39 Евреи в СССР Вып 1-20//Еврейский самиздат / Иерусалим еврейский ун-т. Центр по исслед и документации воет-европейского еврейства Иерусалим Т4, 6, 7, 10-13, 16, 21. 22 1974-1980
40 В 1979-1984 гг все номера «Поисков» были переизданы при участии П Егидеса за границей (№1 - в Нью-Йорке. №№2-8 - в Париже, состав номеров включает не все материалы самиздатской публикации) В 1995 г в Москве вышла небольшим тиражом книга, включающая роспись содержания журнала, интервью и воспоминания членов его редколпегии и авторов (Журнал «Поиски» Документы и материалы / Сост Л Афанасьева. Е Линкова М Панорама, 1995)
К рассматриваемому в данном исследовании периоду относятся следующие журналы и альманахи41: «Синтаксис», «Бумеранг», «Коктейль», «Феникс», «Сирена», «Сфинксы», «Чу», «Авангард» и «Феникс-66». Этот временной отрезок был выбран неслучайно, дело в том, что только тогда в московской неподцензурной литературе создавалась периодика, целиком и полностью ориентированная на художественную литературу (главным образом стихи).
Уже в «Фениксе-66» поэтические страницы (в сборнике представлена поэзия как «маяковцев», так и СМОГистов) уступают место литературной, философской и политической публицистике. В журнале изданы статьи А. Синявского «Что такое социалистический реализм» и «В защиту пирамиды»; открытое письмо журналиста Эрнста Генри к писателю Илье Эренбургу с резкой оценкой личности Сталина, философское эссе Григория Померанца «Квадрильон», «Завещание академика Варги» (статья о политико-экономическом развитии СССР в 1924-1964 гг., автор которой - профессор МГУ литературовед Г.Н. Поспелов - распространил ее в самиздате за подписью только что скончавшегося известного советского экономиста венгерского происхождения42) и др. Программными для «Феникса-66» были две работы Галанскова: «Открытое письмо Михаилу Шолохову» с резкой критикой «погромного» выступления на XXIII съезде КПСС нобелевского лауреата, призывавшего к бессудной расправе над арестованными писателями, и статья «Организационные проблемы движения за полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире» - один из первых пацифистских документов в советском самиздате43.
41 Следует остановиться на вопросе о наименовании перечисленных изданий. Очень часто они были запланированы как периодические: так. на обложках «Бумеранга». «Феникса» и «Сфинксов» указан №1, однако фактически эти журналы являются альманахами, поскольку новые выпуски в силу разных причин не появились. В данной работе мы называем журналами и те издания, которые планировались как периодические, но фактически являются сборниками.
42 См. Хализев В.Е. В кругу филологов: Воспоминания и портреты. М.: Прогресс-Плеяда, 2011. С.159-160.
43 Антология самиздата. Т.2. С.433.
Вся периодика, издававшаяся после «Феникса-66», вплоть до нашумевшего альманаха «Метрополь» представляет собой в первую очередь общественно-политические издания (так, «толстый» журнал «Вече», издававшийся в г. Александрове Владимирской обл.), - трибуна русских православных националистов, «Поиски» - журнал, цель которого определялась редакцией как поиск взаимопонимания интеллигенции разных направлений - социалистов и либералов); поэтому в данном исследовании речь о них, равно как и о «Фениксе-66», идти не будет. По другой причине -отсутствия источника или «качественной», полной, републикации - за рамками данной работы остаются журналы «Чу»44 и «Авангард».
Источники
В работе описаны самиздатские материалы, представленные в трех крупнейших архивах - архиве «История диссидентского движения» «Международного Мемориала»43 (Москва), «Фонде самиздата» архива НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), архиве Исследовательского центра Восточной Европы при Бременском университете (Forschungsstelle Osteuropa, Bremen)46. Именно в этих архивах представлен самиздат литературный и содержится интересующая нас ранняя московская периодика (в отличие, например, от отдела «Неподцензурной печати» ГПИБ, в котором в большом количестве представлены поздние, «перестроечные», журналы).
44 По фрагментарной публикации в журнале «Грани» (1966. №61) не ясно, какие именно стихи и в какой последовательности были напечатаны в «Чу»
45 За помощь в работе с архивом автор работы благодарит сотрудника «Международного Мемориала» Алексея Макарова.
46 См. о других коллекциях самиздата: Самиздат и новая политическая пресса (по материалам коллекций Москвы и Санкт-Петербурга) / Сост. М. Паскалова. С. Соловьева. Е. Струкова. М.: б. и., 1993
Обзор литературы
Ленинградский самиздат — явление относительно широко описанное и изученное. Среди основных работ необходимо назвать энциклопедию «Самиздат Ленинграда. 1950-1980-е», вышедшую под редакцией петербургского историка и поэта Д.Я. Северюхина в 2003 г. в издательстве «НЛО». Энциклопедии предпослан развернутый исторический очерк В. Долинина и Д. Северюхина, посвященный ленинградскому самиздату и переизданный впоследствии в исправленном и дополненном виде отдельной книгой47.
Изучению неофициальной культуры посвящены книги Григория Свирского «На лобном месте: Литература нравственного сопротивления (1946-1976 гг.)» (Лондон: Overseas publ., 1979), Станислава Савицкого «Андеграунд: История и мифы ленинградской неофициальной культуры» (М.: НЛО, 2002) и Владислава Кулакова «Поэзия как факт. Статьи о стихах» (М.: НЛО, 1999). В монографии Е.Ю. Скарлыгиной «Русская литература XX века: на родине и в эмиграции» в одной из глав обзорно представлена история неподцензурной русской культуры 1960-1980-х гг48. Изучению локального, сибирского, самиздата посвящена монография E.H. Савенко «На пути к свободе слова: очерки истории самиздата Сибири» (Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2008).
Кроме того, в последние несколько десятилетий появилось множество книг воспоминаний о «подпольной» литературной жизни середины XX в.: «Сумерки «Сайгона»» (СПб: ZAMIZDAT, 2009), книга «Герои ленинградской культуры 1950-1980-е», составленная Ларисой Скобкиной (СПб.: Тетра, 2005), книга Людмилы Поликовской ««Мы предчувствие, предтеча.»:
47 Долинин В , Северюхин Д Преодоленье немоты//Самиздат Ленинграда 1950-е-1980-е Литературная энциклопедия / Под ред ДЯ Северюхина М НЛО, 2003 С 7-51 Долинин В Э Северюхин Д Я Преодопение немоты Ленинградский самиздат в контексте независимого культурного движения, 19531991 СПб Изд-во им НН Новикова 2003 (Петербургские исторические записки Вып 2)
48 Скарлыгина Е Ю Русская литература XX века на родине и в эмиграции СПб Нестор-История, 2011 С 77-121
Площадь Маяковского 1958-1965») (М.: Звенья, 1996). Стоит также отметить первый выпуск материалов для звуковой энциклопедии петербургской поэзии, сочетающий автобиографии, стихи и записи чтения стихов авторами на компакт-дисках, - «Лица петербургской поэзии. 1950-1990-е: Автобиографии. Авторское чтение» (СПб: Zamizdat, 2011).
Проходят конференции, посвященные феномену самиздата, по их результатам издаются сборники статей, например, «Самиздат : по материалам конференции «30 лет независимой печати. 1950-80 годы. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 1992 г.»» (СПб.: НИЦ «Мемориал», 1993) и «История ленинградской неподцензурной литературы: 1950-1980-е годы. Сборник статей» (СПб: Деан, 2000).
С 2010 г. в рамках конференции «Филологические традиции в отечественном литературном и лингвистическом образовании» при Московском государственном педагогическом институте (МГПИ) существует секция «Неподцензурная литература XX века (1930—1980 гг.): проблемы бытования, поэтика и рецепция», по результатам конференции выпущены сборники статей49. В 2012 г. вышел первый, пилотный, выпуск альманаха «Acta samizdatica»~°, подготовленный ГПИБ России и «Международным Мемориалом». В сборнике представлены статьи, посвященные теоретическим и практическим проблемам изучения самиздата, интервью, сообщения об архивных находках.
Также можно назвать несколько диссертаций, посвященной близким к нашей темам: истории диссидентского движения, взаимоотношений власти и творческой интеллигенции в СССР; однако, как правило, это диссертации,
49 Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании Сб науч ст В 2 т Вып 9 TI М МГПИ. 2010, Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании Сб науч ст ВЗт Вып 10 T2 М МГПИ, 2011, Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании Сб науч ст В 2 т Вып II T 1 М МГПИ 2012
50 Acta samizdatica / Записки о самиздате Альманах Пилотный выпуск / Сост ЕН Струкова, Б И Беленкин М ГПИБ, «Мемориал». 2012 исследующие общие закономерности исторического процесса, и в них не затрагивается проблема описания и анализа московской самиздатской периодики. Среди филологических исследований стоит отметить диссертацию Станислава Савицкого «Абсурдизм как художественная идеология (на материале неофициального искусства Ленинграда второй половины 1960-х гг.)» (СПб., 1999).
Таким образом, в перечисленных книгах, как правило, московский самиздат конца 1950-х-середины 1960-х гг., рассмотрение которого является задачей данной работы, не анализируется; наибольший интерес у исследователей вызывает журнал «Синтаксис» А. Гинзбурга, статья о котором представлена в энциклопедии «Самиздат Ленинграда»51.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений. Первая глава представляет собой попытку реконструкции истории распространения наследия Серебряного века (и шире - поэтов-модернистов первой половины XX в.) в самиздате. В первом параграфе предлагается общий обзор проблемы, далее о хождении в самиздате стихов самых популярных поэтов - А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева, Б. Пастернака - рассказывается более подробно. Во второй главе дана картина основных творческих объединений Москвы — подпольных, и официальных и полуофициальных, которые так или иначе имели отношение и к культуре андеграунда. Третья глава посвящена тому, как традиции модернизма были восприняты в «московских» периодических изданиях и сборниках самиздата 1959-1965 гг.
51 Самиздат Ленинграда. С.451.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Исторические альманахи 1980-1990-х годов в системе историко-культурного познания: Состав и проблематика публикаций. Эдиционная техника1999 год, кандидат исторических наук Гуськов, Валерий Александрович
Типология диссидентского движения в СССР: 1950-е - 1980-е годы2007 год, кандидат исторических наук Романкина, Ирина Александровна
Литературная стратегия самиздатского журнала "Часы": концепция независимой литературы2018 год, кандидат наук Панкратова, Елена Владимировна
Национально-патриотические течения в русской интеллигенции 1950-х -первой половины 80-х гг.2004 год, кандидат исторических наук Кожевников, Алексей Юрьевич
Литературная стратегия В. Кривулина 1970-х – нач. 1980-х гг.2022 год, кандидат наук Хайрулин Тимур Павлович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сурикова, Ольга Александровна
Заключение
В данной работе были рассмотрены проблемы бытования модернистской поэзии начала XX в. в самиздате и ее влияния на неофициальную поэзию первых московских неподцензурных журналов и альманахов (конца 1950-Х-1960-х гг.).
Можно сделать вывод о безусловном наличии преемственности между поэзией модернизма начала XX в. и самиздатской поэзией 1960-х гг. Этому способствовали и борьба за «возвращение имен», начавшаяся в середине 1950-х гг. в официальной литературе, благодаря которой массовому читателю стали доступны стихи С. Есенина, В. Хлебникова, М. Цветаевой и др., и возможность творческого общения литературной молодежи с представителями старшего поколения - поэтами Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Игорем Бахтеревым, футуристом Григорием Петниковым417, художниками-авангардистами Евгением Кропивницким, Василием Ситниковым, Оскаром Рабиным и др. Кроме того, нам представляется, что едва ли не самая важная роль в укреплении этой традиции принадлежит феномену литературного - точнее, поэтического - самиздата, как раз в конце 1950-х-начале 1960-х гг. переживавшего период расцвета.
Творчество самиздатских авторов, по данным московских неподцензурных журналов и альманахов середины XX в., эклектично: в нем нашлось место как декадентским мотивам, так и строгой поэтике акмеизма и авангардистской образности и словотворчеству и другим модернистским тендециям. Присутствует множество неоспоримых отсылок к творчеству поэтов начала XX в., в том числе к стихотворениям Н.Гумилева и О. Мандельштама, не издававшимся в СССР вплоть до перестройки. Таким образом, задача распространения их текстов целиком легла на самиздат.
Обращение к архиву «Международного Мемориала» (Москва), а также к воспоминаниям участников событий дало возможность начать
417 См. о нем в Приложении I к данной работе. систематизировать данные о хождении и способах бытования самиздатских текстов в 1960—1980-е гг. Несколько отличающуюся картину дают данные правозащитных бюллетеней, являющихся источниками информации о «криминальной судьбе» текстов потаенной литературы начала XX в. -изъятиях на обысках, фигурировании их в судебных приговорах, - и коллекции литературного самиздата, представленные в Архиве истории диссидентского движения «Международного Мемориала». Так, лидирующий по количеству упоминаний в правозащитных бюллетенях Осип Мандельштам (имя следующей за ним М. Цветаевой встречается в бюллетенях «ХТС» и «Вести из СССР» в два раза реже) уступает место той же Цветаевой по количеству самиздатских текстов, переданных в архив «Международного Мемориала».
Хочется отметить, что некоторые трудности в исследовании особенностей бытования текстов поэтов-модернистов в самиздате связаны, в том числе, с отсутствием академических изданий собраний сочинений некоторых авторов. Так, по этой причине пока оказалось невозможным описать самиздатскую судьбу наследия Марины Цветаевой, поэзия которой, как уже было сказано выше, активно ходила в самиздате, о чем свидетельствуют данные архива «Международного Мемориала» и правозащитных бюллетеней, и оказала влияние на творчество самиздатских поэтов, например на Ю. Виленского и А. Миронова. Необходимы сведения о первых и последующих публикациях всех текстов Цветаевой, их текстологический анализ, отсутствующие или недостаточно подробно представленные в имеющихся на данный момент изданиях Марины Цветаевой.
Приходится признать, что как правозащитные бюллетени - «Хроника текущих событий» и «Вести из СССР» - не обладали информацией о всех преследованиях, так и в Архиве «Международного Мемориала» литературный самиздат интересующего нас периода представлен недостаточно. Поэтому на данном этапе возможно лишь сконструировать некую общую картину распространения и бытования текстов поэтов начала XX в. в самиздате, если вообще возможно описать закономерности распространения такого «стихийного» явления, как самиздат. В любом случае, дальнейшее изучение этой проблемы должно идти в сторону расширения материала: привлечения других архивов, а также интервьюирования людей, которые были участниками неподцензурного литературного процесса 1960-х гг. - и как распространители, и как читатели самиздата.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сурикова, Ольга Александровна, 2013 год
1. Антология новейшей поэзии у Голубой лагуны / Сост. К.Кузьминский, Г.Ковалев: В 5 т. Электронный ресурс.. // Режим доступа: http://www.kkk-bluelagoon.ru/
2. Антология новейшей поэзии у Голубой Лагуны / Сост. К.Кузьминский, Г.Ковалев. 2-е изд. М.: Издательство Владимира Орлова, 2006.
3. Ахматова А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1961.
4. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. Т.1. М.: Эллис Лак, 1998.
5. Ахматова А. Сочинения: В 3 т. / Под ред. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова. Paris: YMCA-Press, 1965.
6. Ахматова А. Сочинения: В 2 т. T.l. М.: Правда, 1990.
7. Белинков А. Поэт и толстяк // Байкал. Улан-Удэ, 1968. №1.
8. Блок А. Собр. соч. В 6 т. М.: Правда, 1971.
9. Бродский И. Избранные стихотворения. М.:Панорама, 1994. Ю.Бродский И. Сочинения: В 4-х т. Т.1 / Сост. Г.Ф. Комаров. Париж; М.;
10. Нью-Йорк: Третья волна, 1992. 11 .Воздушные пути. №2. Нью-Йорк, 1961.
11. Галич А. Избранные стихотворения. М.: Издательство АПН, 1989. И.Гумилев Н. Собр. соч.: В 3 т. Т.1. Стихотворения. Поэмы. 1905-1916. М.: Олма-Пресс, 2000.
12. Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1988.
13. Гумилев Н. Стихотворения: Посмертный сборник / Предисл. Г. Иванова. 2-е изд., доп. Пг.: Мысль, 1923.
14. Есенин С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1977. 17.Заболоцкий Н. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература,1983.
15. Корнилов В. Собр. соч.: В 2 т. М.: Хроникер, 2004.
16. Мандельштам О. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. Г.П. Струве и Б.А.Филиппова. T.l. М.: Терра, 1991.
17. Маяковский В. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Правда, 1973.
18. Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2000.
19. Некипелов В. Стихи. Избранное. Бостон: Мемориал, 1992.
20. Образ Гумилева в советской и эмигрантской поэзии. М.: Молодая гвардия, 2004.24.0руэлл Дж. 1984. Роман. Скотный двор. Сказка. / Пер. с англ. Д. Иванова, В. Недошивина. Пермь: КАПИК, 1992.
21. Пастернак Б. Избранные сочинения. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
22. Пастернак Б. Полн. собр. соч. с приложениями: В 11 т. Т. 2, 3. М., Слово, 2003.
23. Плисецкий Г. От Омара Хайама до Экклезиаста: Стихотворения, переводы, дневники, письма. М.: Фортуна Лимитед, 2001.
24. Поздние петербуржцы. Поэтическая антология / Составление Виктора Топорова при участии Максима Максимова. СПб.: «Европейский Дом», 1995.
25. Поле Родины 1380-1980 / Сост. Н. Кондакова, Б. Примеров. М.: Молодая гвардия, 1980.
26. Поэты начала XX века / Публ. В.Н. Орлова // Литературная газета. 1967. №12.31 .Приговоры по политическим делам (50-80 годов) / Ред. группа И. Брандт, А. Лащивер, К. Подрабинек, П. Подрабинек. I серия. М.: б.и., 1990.
27. Приговоры по политическим делам в СССР (50-80 годов) / Ред. группа И. Брандт, А. Лащивер, К. Подрабинек, П. Подрабинек. VI серия. М.: б.и., 1992. С. 22.
28. Русская литература XX века. Дореволюционный период. Хрестоматия / Сост. H.A. Трифонов. М.: Учпедгиз, 1962.
29. Русские стихи 1950-2000 годов: Антология (первое приближение): В 2-х т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М.: Летний сад, 2010.
30. Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, В. Бахтин, Н. Ордынский. Минск; М.: Полифакт, 1997.
31. Синтаксис / Под ред. А. Гинзбурга Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.rvb.ru/np/publication/05supp/syntaxis/syntaxis.htm
32. Слуцкий Б. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. Стихотворения 1939-1961. М.: Художественная литература, 1991.
33. Сфинксы. 1965. №1 //Грани. 1965. №59.
34. Три века русской поэзии / Сост. Н.Банников. М.: Просвещение, 1968.
35. Феникс. Москва. 1961. №1 //Грани. 1962. №52.
36. Хлебников В. Избранные сочинения. СПб.: Азбука, 1998.
37. Хроника текущих событий. Вып. 1-27. Амстердам: Фонд им. Герцена, 1979.
38. Хроника текущих событий. Вып. 28-59; 60-64. Нью-Йорк: Хроника, 1974-1983.
39. Цветаева М. Сочинения: В 2 т. Т. 1 .Минск: Народная асвета, 1988.
40. Шохина В. Апология фурштатского солдата // Корнилов В. Собр. соч.: В 2 т. Т.2. М.: Хроникер, 2004. Приложения.
41. Аймермахер К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х-1980-х годов. М.: РГГУ, 2004.
42. Алексеева JT.M. История инакомыслия в СССР Новейший период. М.: Хельсинкская группа, 2006.
43. Аннотация на «Коктейль» // Журнал «Феникс» // Грани. 1962. №52.
44. Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-1980-е / Под ред. В.В. Игрунова. Сост. М.Барбакадзе: В 3 т. М.: МИГПИ, 2005.
45. Бек Т. Все дело в ракурсе // Дружба народов. 1998. №8.
46. Биографическая справка о Гинзбурге НИПЦ Мемориал // Электронный ресурс. Режим доступа: http:/www.memo.ru/history/DISS/ginzburg.htm
47. Блюм А. Запрещенные книги русских писателей и литературоведов. 1917-1991: Индекс советской цензуры с комментариями. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2003.
48. Блюм A.B. Как это делалось в Ленинграде: Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991. СПб.: Академический проект, 2005.
49. Брюсов В. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. М.: Художественная литература, 1973.
50. Булатов А. О последних изданиях Ахматовой // Память. Париж: YMCA-Press, 1979. Вып. 2. .
51. Величанский А. Грядущий благовест / Новое литературное обозрение. 1996. №20.
52. Верховский Ю. Путь поэта (О поэзии Н.С. Гумилева) // Современная литература. JI.: Мысль, 1925.
53. Веселова H.A. Роль рамочных компонентов в поэзии самиздата // Потаенная литература: Исследования и материалы. Вып. 3. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002.
54. Выготский JI. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
55. Гаспаров M.JI. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века». 1890—1917. Антология. М.: Наука, 1993.
56. Гаспаров M.JT. Семен Кирсанов, знаменосец советского формализма // Кирсанов С. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2006.
57. Гезен Г., Хотин JI. Литературная критика и литературоведение на страницах зарубежной периодики на русском языке. 1980-1995 : Сборник рефератов и аннотаций. М.: Книжница, 2007.
58. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Статьи, эссе, заметки. Л.: Советский писатель, 1987.
59. Гончарова Н. «Фаты либелей» Анны Ахматовой. М.; СПб.: Летний сад : Российская государственная библиотека, 2000.
60. Григорьев А., Петрова И. Мандельштам на пороге тридцатых годов // Russian literature. 1977. Т.5. Вып.2.
61. Гуль Р. «Реквием Анны Ахматовой» // Анна Ахматова: pro et contra. Антология. Т.2. СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2005.
62. Гумилевские чтения. Ежегодник. 1980 //Wiener slawistischer Almanach.
63. Band 9.Wien. 1982; Band 15. 1984.
64. Д-Д У. Несколько штрихов к портрету Б.Jl. Пастернака // Память. Париж, 1979. Вып.2.
65. Даниэль А. Истоки и смысл советского самиздата // Неподцензурная литература в СССР. 1950-е 1980-е. / Под ред. В.В. Игрунова. Сост. М.Барбакадзе: В 3 т. Т.1. Кн.1. М.: МИГПИ, 2005.
66. Двинятина Т.М. Н.С. Гумилев в литературном сознании конца 1920-х годов (Из комментария к дневнику П.Н. Лукницкого) // Печать и слово Санкт-Петербурга. Сборник научных трудов. Петербургские чтения 2003. СПб.: Петерб. ин-т печати, 2003.
67. Долинин В.Э., Северюхин Д.Я. Преодоленье немоты // Самиздат Ленинграда. 1950-е-1980-е: Литературная энциклопедия / Под. ред. Д.Я. Северюхина. М.: НЛО, 2003.
68. Долинин В.Э., Северюхин Д.Я. Преодоление немоты: Ленинградский самиздат в контексте независимого культурного движения, 1953-1991. СПб. : Изд-во им. Н.Н. Новикова, 2003. (Петербургские исторические записки; Вып. 2).
69. Журнал «Поиски»: Документы и материалы / Сост. Л. Афанасьева, Е. Линкова. М.: Панорама, 1995.
70. Зайцев Б. Дни // Анна Ахматова: pro et contra. Антология. Т.2. СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2005.
71. Зайцев В.А. Дувакин Виктор Дмитриевич // Филологический факультет Московского университета. Энциклопедический словарь. Издательство
72. Московского университета, 2005. 81.Зубарев Д., Кузовкин Г. при участии ГТ.Нерлера и Г.Суперфина.
73. Самиздат. Избранные статьи для Мандельштамовской энциклопедии // Вопросы литературы. 2008. № 6.
74. Из записки председателя КГБ В. Семичастного в ЦК КПСС, 1963 г. Электронный документ. // Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1077217
75. История ленинградской неподцензурной литературы: 1950-1980-е годы. Сборник статей. СПб: Деан, 2000.
76. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи / Под ред. Е. Добренко и Г. Тиханова. М.: НЛО, 2011.
77. К истории «Гумилевских чтений» // Русская мысль. Париж, 1985. №3559.
78. Казак В. Лексикон русской литературы. М.: РИК «Культура», 1996.
79. Классика и мы // Москва. 1990. №№1-3.
80. Кленовский Д. Казненные молчанием // Грани. 1954. №23.
81. Крохин Ю. Профили на серебре: Повесть о Леониде Губанове. М.: Издательское предприятие «Обновление», 1992.
82. Кукулин И.В. Два рождения неподцензурной поэзии в СССР // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сб. науч. ст. Вып.11: В 2 т. Т. 1. М.: МГПИ, 2012.
83. Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М.: HJIO, 1999.
84. Лен В. Древо русского стиха (концепция бронзового века) Электронный ресурс. Режим доступа: http://kolonna.mitin.com/archive/mj04/len.shtml
85. Лиходеев Л. Отраженная гипербола // Комсомольская правда. 1965. 20 июня.
86. Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература. М.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1924.
87. Н.С. Гумилев : pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост., коммент. Ю.В. Зобнина, В.П. Петрановского, А.К. Станюковича. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар. Ин-та, 2000.
88. Мальцев Ю. Вольная русская литература. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1976.
89. Манифесты от символизма до наших дней / Сост. С. Джимбинов. М.: XXI век — Согласие, 2000.
90. Мариенгоф А. Буян-остров // Поэты-имажинисты / Сост. Э.М. Шнейдерман. М.; СПб.: Аграф, 1997.
91. Менцель Б. Гражданская война слов. Российская литературная критика периода перестройки / Пер. с нем. Г.В. Снежинской. СПб.: Академический проект, 2006.
92. Мережинская А.Ю. Русская постмодернистская литература. Киев: Издательско-полиграфический центр «Киевский университет», 2007.
93. Неймирок А. «Человек за бортом»: о журнале «Синтаксис» // Грани. 1965. № 58.
94. Нерлер П. Александр Анатольевич Морозов (1932-2008) Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.utoronto.ca/tsq/26/morozov26.shtml
95. Нерлер П. Осип Мандельштам и Америка. М.: Вердана, 2012.
96. От «Феникса» к «Сфинксам» // Грани. 1965. №59.
97. Оцуп Н. Николай Гумилев. Жизнь и творчество. СПб.: Logos, 1995.
98. Пастернак Е.Б. Заметки о пересечении биографий Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака // Память. Париж: YMCA-Press, 1981. Вып. 4.
99. Перцов В. Поиски нового и великие традиции // Литературная газета. 1962. №25.
100. По страницам самиздата / Сост. К. Мяло, С. Соколов, В. Свердлов. М.: Молодая гвардия, 1990.
101. Пэн Д.Б. Мир в поэзии Александра Кушнера. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1992.
102. Райе Э. Модернизм и молодая русская литература: Об авторах СМОГа и о поэте А. Михайлове // Грани. 1966. №61.
103. Рубинчик О. В поисках потерянного Орфея: композитор Артур Лурье // Звезда. 1997. № 10.
104. Русские советские писатели. Поэты: биобиблиографический указатель. Т. 13. М.: Книжная палата, 1990.
105. С.Д. Сергей Дедюлин. Новый альманах из России на Западе // Русская мысль. Париж, 1985. №3559.
106. Савенко Е. На пути к свободе слова: очерки истории самиздата Сибири. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2008.
107. Савицкий С. Андеграунд: История и мифы ленинградскойнеофициальной культуры. М.: НЛО, 2002.
108. Самиздат и новая политическая пресса (по материалам коллекций Москвы и Санкт-Петербурга) / Сост. М. Паскалова, С. Соловьева, Е. Струкова. М.: б. и., 1993.
109. Самиздат Ленинграда. 1950-е-1980-е : Литературная энциклопедия / Под ред. Д.Я. Северюхина. М.: НЛО, 2003.
110. Селивановский А. Очерки по истории русской поэзии XX в. Распад акмеизма // Литературная учеба. 1934. №8.
111. Селюцкий Н. Еще одна версия звонка Сталина Пастернаку // Память. Париж: УМСА-РгеББ, 1979. Вып.2.
112. Скарлыгина Е.Ю. Роль «самиздата» и «тамиздата» в социокультурной ситуации 1960-1980-х гг. // Некалендарный XX век: Материалы Всероссийского семинара 19-21 мая 2000 г. / Сост. В.В. Мусатов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.
113. Скарлыгина Е.Ю. Русская литература XX века: на родине и в эмиграции. СПб.: Нестор-История, 2011.
114. Смирнов А. Литобъединение «Магистраль» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.dommuseum.ru/index24.php
115. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца Х1Х-начала XX века. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1982.
116. Список стихотворений, изъятых редакцией издательства «Советский писатель» // Памяти Анны Ахматовой. Париж: УМСА-РгеББ, 1974.
117. Старчик П. Реестр песен Старчика. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://tamza.com/starchik/lists/reestr.htm
118. Струве Г. Гумилев в «Литературной газете» // Русская мысль. 1967. №2618.
119. Струве Г. Н.С. Гумилев. Жизнь и личность // Гумилев Н. Собр.соч.: В 4 т. / Под ред. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова. Т. 1. Вашингтон: Изд-во книжного магазина Victor Kamkin, 1962.
120. Струве Н. Осип Мандельштам. Томск: Водолей, 1992.131. «Сумма» за свободную мысль. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2002.
121. Суперфин Габриэль Гаврилович Электронный ресурс. // Режим доступа: http://krotov.info/spravki/historybio/20bio/1943superfm.htm
122. Сурикова О. Принципы построения «Антологии новейшей поэзии у Голубой лагуны» // Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». М.: МАКС Пресс, 2009.
123. Тарасенков А., Турчинский Л. Русские поэты XX века. 1900-1955. Материалы для библиографии. М.: Языки славянской культуры, 2004.
124. Тарасова Н. «Век крушения вер.» : Заметки о журнале «Феникс» // Грани. 1962. №52.
125. Тименчик Р. Анна Ахматова в 1960-е годы. М.: Водолей Publishers; Toronto: The University of Toronto, 2005.
126. Тименчик P. Что вдруг. Статьи о русской литературе прошлого века. М.: Мосты культуры, 2008.
127. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995.
128. Уральский М. Избранные, но незваные. Историография независимого художественного движения. СПб.: Алетейя, 2012.
129. Фаликов И. Александр Кушнер. Кустарник // Знамя. 2003. №8.
130. Чтобы словам было тесно, мыслям просторно. С пленума правления московского отделения Союза писателей РСФСР //
131. Acta samizdatica / Записки о самиздате: Альманах: Пилотный выпуск / Сост. E.H. Струкова, Б.И. Беленкин. М.: ГПИБ; «Мемориал», 2012.
132. Komaromi A. Soviet Samizdat Periodicals: Uncensored Texts of the Late Soviet Era Электронный ресурс. // Режим доступа: http://samizdat.librai-y.utoronto.ca/
133. Komaromi A. The Material Existence of Soviet Samizdat // Slavic Review. 2004. Vol. 63. №3.1. Воспоминания147. 5 декабря 1965 года. / Сост. Д. Зубарев, Г. Кузовкин и др. М.: Общество «Мемориал» — Издательство «Звенья», 2005.
134. Адамович Г. Мои встречи с Анной Ахматовой // Воспоминания об Анне Ахматовой. М.: Советский писатель, 1991.
135. Аксельрод Е. Двор на Баррикадной: Из книги воспоминаний // Иерусалимский журнал. 2007. №24-25. Электронный ресурс. Режим доступа: http:/magazines.russ.ru/ier/2007/24/ak 19.html
136. Алейников В. Что и зачем: об истории СМОГа и многом другом. М.: Аграф, 2007.
137. Алейников В. СМОГ: роман-поэма. М.: ОГИ, 2008.
138. Анна Ахматова в записях Дувакина. М.: Наталис, 1999.
139. Арутюнян Р. Моя Маяковка. М.: Магазин искусства, 2002.
140. Батшев В. СМОГ: поколение с перебитыми ногами Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.belmamont.ru
141. Бугаева М. Неумершая поэма //Лира: Литературный альманах о семи струнах. М.: Издательство Цапина, 2003.
142. Буковский В. И возвращается ветер. : Автобиография. М.: Захаров, 2007.
143. Возвышенный корабль: Виктор Дмитриевич Дувакин в воспоминаниях. М.: Прогресс-Плеяда, 2009.
144. Волгин И. Литературная студия как жанр // Aima mater. Литературная студия Игоря Волгина «Луч»: Поэты МГУ. Стихи. Воспоминания. М.: Фонд Достоевского; Зебра Е, 2010.
145. Воспоминания о ЛИТО Э. Иодковского В.Галкина, Н.Семеновой, С.Семенова Электронный ресурс. // Режим доступа: http://ipso.ioso.ru/lito/index.htm
146. Воспоминания о Николае Глазкове : Сборник. М.: Советский писатель, 1989.
147. Герои ленинградской культуры 1950-1980-е / Сост. Л. Скобкина. СПб.: Тетра, 2005.
148. Горбаневская Н. Прозой о поэзии и поэтах. М.: Русский Гулливер, 2011.
149. Горбаневская Н. Ее голос // Ахматовский сборник. Вып 1 / Сост. С. Дедюлин и Г. Суперфин. Париж: Институт славяноведения, 1989.
150. Горбовский Г. Остывшие следы. Л.: Лениздат, 1991.
151. История «Магистрали» в воспоминаниях: Дмитрия Сухарева, Владимира Войновича, Ларисы Миллер, Алексея Смирнова, Зои Шишковой, Михаила Садовского. Электронный ресурс. // Режимдоступа: http://magistral-studio.by.ru/history.htm
152. История русской литературы XX века. 20-50-е годы. Литературный процесс: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2006.
153. Кабаков И. 60-70-е.: Записки о неофициальной жизни в Москве. М.: НЛО, 2008.
154. Камянов Б. «Знамя строителя» и его знаменосцы Электронный ресурс. //Режим доступа: http://www.antho.net/jr/16.2003/16.php
155. Копелев Л. Орлова Р. Мы жили в Москве: 1956-1980. М.: Книга, 1990.
156. Красовицкий С. Вертикаль солнца и горизонталь пустыни. Беседа И.Врубель-Голубкиной со Станиславом Красовицким Электронный ресурс. // Режим доступа: http:/magazines.russ.i*u/zerkalo/2005/25/kra5.html
157. Кублановский Ю. На свету и в темнотах лирической самобытности // Новый мир. 2004. №1.
158. Лифшиц Л. Тулупы мы // Антология новейшей поэзии у Голубой Лагуны / Сост. К.Кузьминский, Г.Ковалев. 2-е изд. М.: Издательство Владимира Орлова, 2006.
159. Лица петербургской поэзии. 1950-1990-е: Автобиографии. Авторское чтение». СПб: Zamizdat, 2011.
160. Лурье Э. Глухое время самиздата. СПб: Нестор-История, 2009.
161. Мандельштам Н. Вторая книга. М.: Олимп Астрель, 2001.
162. Миллер Л. Колыбель висит над бездной (из повести «Домашний адрес»). Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.larisamiller.ru/domadres.html
163. Мозер Ч. У Анны Ахматовой // Грани. 1968. №73.
164. Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М.: Вагриус, 1999.
165. Наппельбаум И. Угол отражения: Краткие встречи долгой жизни. СПб.: Logos, 1995.
166. Некрасов В. «Открытый стих.» Электронный ресурс. // Режим доступа: http:/vz.ru/culture/2007/2/20/68908.html
167. Озеров Л. Дверь в мастерскую. Париж; М.; Нью-Йорк: Третья волна, 1996.
168. Осип Мандельштам в Воронеже: Воспоминания. Фотоальбом. Стихи: К 70-летию со дня смерти О.Э. Мандельштама / Сост.1. П. Нерлер. М., 2008.
169. Осип Мандельштам и Урал: Стихи. Воспоминания. Документы. / Сост. П. Нерлер. М.: Петровский парк, 2009.
170. Поликовская Л. «Мы предчувствие. предтеча.». Площадь Маяковского 1958-1965. М.: Звенья, 1996.
171. Поэт Дмитрий Бобышев в «Русской мысли» Интервью. // Русская мысль. 1981. 10 сентября.
172. Свирский Г. На лобном месте. Литература нравственного сопротивления (1946-1976). Лондон: Overseas publishers, 1979.
173. Сенкевич А.Н. Показания свидетелей защиты (Из истории русского поэтического подполья 60-х годов). М.: Знание, 1992.
174. Солженицын А. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. М.: Согласие, 1996.
175. Старчик П. О том, как бороться с советской властью при помощи поездов, крысоловки и игрушечной типографии : Интервью 23 декабря 2005 года Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vindissid/smysl/1058065392/113804911 l.html
176. Сумерки «Сайгона» / Сост. Ю. Валиева. СПб: Zamizdat, 2009.
177. Тимофеевский А. О Якобсоне Электронный ресурс. // Режимдоступа: http://www.antho.net/library/yacobson/about/alexander-timofeevsky.html
178. Уфлянд В.«Если Бог пошлет мне читателей.». СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999.
179. Хализев В.Е. В кругу филологов: Воспоминания и портреты. М.: Прогресс-Плеяда, 2011.
180. Чапский Ю. Облака и голуби: Встречи с Ахматовой в Ташкенте (1942) // Вестник РХД. 1989. №156.
181. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Время, 2007.
182. Шаламов В. Ахматова // Шаламов В. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954-1979. М.: ТЕРРА, 2005.
183. Шаховской Д.А.; архиеп. Сан-Францисский. Переписка с Кленовским Париж: б.и., 1981.1. Архивные материалы
184. Архив истории диссидентского движения «Международного Мемориала» (Москва)
185. Биографические справки А.Гинзбурга и И.Жолковской с правкой А.Гинзбурга на 13 листах. // Ф.118. Личный фонд Александра Гинзбурга.
186. Вече. №№3-9. // Собрание документов самиздата / Сост. Исследовательским отделом Радио Свободы. Т.21-А, 21-Б. Мюнхен: б.и, 1973-1974. Перепеч. из Архива Самиздата до мая 1973 // Ф.158. Коллекция малотиражных изданий и копийных материалов радио «Свобода».
187. Гинзбург Арина. Александр Гинзбург: от «Синтаксиса» к «Хельсинкской группе». Доклад на конгрессе «Праведники в ГУЛАГе» (Милан, 2003) // Ф.118. Личный фонд Александра Гинзбурга. Переписка Гинзбургов.
188. Интервью с Аленой Басиловой / Записано Л. Поликовской // Ф. 162. Устная история самиздата.
189. Интервью с Юрием Стефановым / Записано Л. Поликовской // Ф. 162. Устная история самиздата.
190. Архив Исследовательского института Восточной Ёвропы при1. Бременском университете
191. Бумеранг // Фонд 100. Н. Котрелев. 11 .Коктейль // Фонд 30.87. В.Скуратовский.
192. Сирена. №№1, 2 // Фонд 30.87. В.Скуратовский.
193. Фонд самиздата Архива НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург)
194. Г.М. Самоубийство Марины Цветаевой (в зеркале миросозерцания Ф.Достоевского) //Часы. 1984. №50.
195. Каменев П. Двенадцать апостолов /Статьи о лириках/:Иннокентий Анненский // Часы. 1979. № 18.
196. Содержание журнала «Часы» №№1-50 (1976-1984). Л., 1985.
197. Якубов В. Нить Ариадны (Тема памяти в творчестве Анны Ахматовой) // Часы. 1982. №39.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.