Русский мир в исторических хрониках А.Н. Островского: культурологическая модель тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Новиков, Антон Витальевич

  • Новиков, Антон Витальевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Иваново
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 167
Новиков, Антон Витальевич. Русский мир в исторических хрониках А.Н. Островского: культурологическая модель: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Иваново. 2014. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Новиков, Антон Витальевич

Оглавление

Введение

Глава I. Макрокультурные константы русского мира в исторических пьесах А. Н. Островского

§1.1 Православные образы

§1.2 Образы России и Запада

§1.3 Образы смутного времени

Выводы по главе 1

Глава И. Историософия русской власти в исторических пьесах А. Н. Островского

§2.1 Образ Царя

§2.2 Образ города

§2.3 Структура русского общества

Выводы по главе II

Глава III. Быт и Бытие русского народа в исторических пьесах А. Н. Островского

§3.1 Быт русского народа

§3.2 Образы смерти и памяти

Выводы по главе III

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский мир в исторических хрониках А.Н. Островского: культурологическая модель»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В начале XXI века в связи с процессом глобализации в России наблюдается повышение интереса к истории, традициям и обычаям своего народа. В такой ситуации исторические пьесы А. Н. Островского помогут современному человеку выявить истинные нравственные ценности нашего народа, изучить культуру и особенности исторического развития нашего государства.

Несмотря на наличие специальных работ по творчеству А. Н. Островского, историческим пьесам посвящено не так много исследований. Остается актуальным изучение русского мира в его культурологическом воплощении в исторической драматургии А. Н. Островского.

Степень научной разработанности проблемы. Исторические хроники А. Н. Островского изучены недостаточно.

Большой вклад в изучение исторических драм А. Н. Островского внес Н. П. Кашин - автор исследований «Этюды об А. Н. Островском» и «Символика А. Н. Островского». Основной труд — «Этюды об А. Н. Островском» — отличается глубиной текстологического анализа, богатством привлеченного материала.

Отдельную страницу островсковедения составили работы А. И. Ревякина. Из его исследований можно выделить следующие монографии: «Драматургия А. Н. Островского», «Искусство драматургии А. Н. Островского», «Москва в жизни А.Н. Островского». В своих книгах ученый показывает эволюцию мастерства писателя, анализирует жанровые особенности, сюжет и композицию пьес, принципы типизации характеров, приемы их изображения.

Л. М. Лотман — автор нескольких сотен научных статей и множества книг, в том числе монографии «А. Н. Островский и русская драматургия его времени» и книги «Реализм русской литературы 60-х годов XIX века». Из статей, связанных с творчеством Островского следует выделить: «Островский и литературное движение 1850-1860-х годов», «Драматургия Островского в свете проблем современной культуры», «Островский и драматургия второй половины XIX в.».

Труды Ю. В. Лебедева посвящены изучению национальной и духовной специфики русской словесности, проблемам жанрового своеобразия А. Н. Островского. Из его работ, близких нашей тематике, можно отметить следующие: «С. В. Максимов и А. Н. Островский», «О национальном своеобразии драматургической системы А. Н. Островского», «К проблеме генезиса новой русской драмы».

В центре внимания исследований А. И. Журавлевой - тема русского мира в творчестве А. Н. Островского и изучение разноплановой специфики его наследия. Выделим значимые для нас работы: книги «Островский-комедиограф», «Театр А. Н. Островского», «А. Н. Островский»; статьи: «Церковь и христианские ценности в художественном мире А. Н. Островского», «Островский и московский университет, «Театр Островского как модель национального мира».

Существенный вклад в отечественное островсковедение внесла И. А. Овчинина - автор книги «А. Н. Островский. Этапы творчества», составитель сборников научных трудов «А. Н. Островский. Материалы и исследования», автор статей: «Человек и история в драматической хронике «Тушино», «А. И. Журавлева об Островском», главный редактор «Энциклопедии А. Н. Островского».

В трудах И. А. Едошиной творчество А. Н. Островского представлено в широком культурном контексте. Отметим лишь особо значимые для нас исследования: «Две рецепции «Бориса Годунова» А. С. Пушкина: А. С. Хомяков и А. Н. Островский», «Народная культура в драмах А. А. Потехина и А. Н. Островского» и «Пьесы А. Н. Островского на костромской сцене (конец 18501870 годы)».

Важными для нас исследованиями стали труды М. А. Миловзоровой «Динамика сюжета и жанра русской исторической драмы XIX века», «Исторические сюжеты А. Н. Островского в свете концепций русской официально-патриотической драматургии 30-40-х годов XIX века», «Историческая стилизация в творчестве А. Н. Островского и современников».

Историософские основы русского миропонимания в диссертационном исследовании представлены виднейшими деятелями отечественной мысли.

B. О. Ключевский в «Истории России от древнейших времен до наших дней» выявляет особенности исторического развития нашего народа, становления русского менталитета.

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» подробно рассказывает о деятельности русских монархов и их значении в становлении и сохранении основ русской государственности.

C. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» указывает на особенности складывания менталитета нашего народа с древнейших времён его истории.

И. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» анализирует особенности исторического развития России и стран Запада, указывает на ментальные различия, сложившиеся в ходе истории.

Быт, традиции и обычаи всего русского народа, особенности средневековых русских городов изложил Н. И. Костомаров в книге «Домашний быт русского народа».

И. Е. Забелин в исследованиях «Домашний быт русских царей» и «Домашний быт русских цариц» пишет об особенностях жизни царей и цариц, церемоний, об отличиях в менталитетах русского и западного человека.

Философские взгляды на русский народ, особенности его характера изложили в своих трудах Н. А. Бердяев («Русская идея», «Судьба России»), И. А. Ильин («Путь духовного обновления»), Н. О. Лосский («Характер русского народа»).

С. Н. Булгаков в книге «Православие. Очерки учения Православной церкви» излагает свой взгляд на особенности православной веры, Божественной мудрости - Софии, а также раскрывает онтологическое значение таинств для верующего, что является важнейшим моментом в понимании духовной специфики культуры русского народа.

Цель исследования - культурологическая реконструкция русского мира в исторической драматургии А. Н. Островского.

Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих задач:

- выявить особенности изображения социального устройства русского общества в исторических пьесах;

- рассмотреть особенности мировоззрения русских людей;

- осветить особенности быта и нравов русского общества. Объект исследования - историософия русского мира.

Предметом исследования является русский мир в исторических хрониках

A. Н. Островского.

Материал исследования - исторические пьесы А. Н. Островского. Теоретическая основа исследования — труды по отечественной истории

B. О. Ключевского, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, Н. И. Костомарова, бытовой культуре русского мира И. Е. Забелина, историософские и религиозно-философские сочинения Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова. Труды, посвящённые исследованию {-жанровой природы исторических хроник А. Н. Островского: Н. П. Кашина, А. И/Ревякина, Л. М. Лотман, Ю. М. Лебедева, А. И. Журавлёвой, И. А. Овчининой, И. А. Едошиной, М. А. Миловзоровой.

Методологическая основа исследования. Методы исследования, реализованные в ходе осуществлённой работы: сравнительно-исторический, герменевтический и сопоставительный, в комплексе позволяющие более глубоко взглянуть на русский мир в исторических хрониках А. Н. Островского.

Научная новизна исследования заключается в том, что по настоящее время нет целостного культурологического исследования русского мира в исторических пьесах А. Н. Островского. В исследованиях Н. П. Кашина, А. И. Ревякина, М. М. Уманской и Л. М. Лотман выявлены исторические источники, определено место исторических драм А. Н. Островского в историко-литературном процессе, охарактеризованы традиции русской исторической драматургии, проявившиеся в пьесах Островского. Однако вопросы, связанные с духовностью русского народа,

бытовыми проблемами, а кроме того ментальным складом русской культуры не нашли должного отражения в научных исследованиях об А. Н. Островском. Этим обстоятельством и определяется научная новизна представляемой диссертации.

Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении русского мира с особенностями его духовной и культурной жизни, с подчёркнутой спецификой отечественного менталитета.

Практическое значение работы. Материалы будущего диссертационного исследования могут быть использованы в педагогической практике преподавателей высших и среднеспециальных учебных заведений. Результаты исследования могут послужить основой учебных пособий по истории русской драматургии середины XIX века.

Положения, выносимые на защиту:

1. В исторической драматургии А. Н. Островского отразились макрокультурные константы русского мира: православная вера, антагонистические образы России и Запада, типические реалии Смутного времени;

2. Историческая драматургия А. Н. Островского содержит имплицитную историософию русской власти, отражённую прежде всего в образах царя и города;

3. Историческая драматургия Островского раскрывает быт и Бытие русского народа в их глубинной соотнесённости, достигающей предельной концентрации через образы смерти и памяти;

4. Историческая драматургия Островского, обладая высокой художественной выразительностью, сценическим потенциалом и содержательной глубиной, отражает знание современной ему историографии, а также историософии.

Апробация научного исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и литературы Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», на V Международной научно-практической конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя,

2012 г.), на VI Международной научно-практической конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя, 2013 г.), на XXXIII Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» в г. Новосибирск; на V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Война и мир: научные исследования и императивы современного образования» в г. Иваново; на научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания» в г. Новосибирск.

Соответствие паспорту специальности. Исследование соответствует следующим пунктам паспорта специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» - 1.7 (культура и религия), 1.15 (роль культурного наследия в жизнедеятельности общества), 1.18 (культура и общество), 1.22 (культура и национальный характер).

ГЛАВА I. МАКРОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ РУССКОГО МИРА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО

§1.1 Православные образы

Православие было мировоззренческой основой русского человека в XVI-XVII веках. Историк XVI столетия Мелеций писал, что «все спешили в храм прежде помолиться Богу, а потом только принимались за работу. Никто не садился за стол, не совершив молитвы, и никто не вставал из-за обеда, не принеся благодарения Богу»1.

Теория монаха Филофея «Москва - третий Рим» оказала серьезное влияние «на осознание Божьего промышления о русском народе и его государственном устроении»2.

Эпоха Смуты стала для Московской Руси катастрофой — и политической, и духовной. «Государство находилось в полном разорении; народ же впал как бы в некое духовное оцепенение, не зная, кому доверять и на кого надеяться. И вновь Церковь, обличая и укрепляя свою паству, смогла пробудить православное сознание нации, призвав ее к возрождению полуразрушенной родной земли; лишь она одна смогла собрать воедино все расколовшееся в эти трагические годы русское общество, напомнив ему о путях христианской правды в мире и о праведных путях собственного духовного отечества - Святой Руси»3.

Воцарение Иоанна Грозного стало переломным моментом для Руси. «Данный акт, символизировавший преемственность власти от византийских императоров, укрепил национально-церковное самосознание. Царскому служению придавался в соответствии с греческими канонами теократический смысл»4.

Домострой четко регламентировал жизнь русского человека. В этом сборнике советов была дана «грандиозная картина идеального воцерковленного

1 Терещенко A.B. История культуры русского народа. - М.: Эксмо, 2006. - С.

2 Трапезников A.A. Десять веков Православия. От Крещения Руси до наших дней. - М.: Вече, 2011. - CAI.

3 Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. - М, 2002. - С. 275.

4 Русские. - М.: Наука, 1999. - С. 648.

семейного и хозяйственного быта, где ежедневная деятельность человека поднималась до высоты церковного действа. В основу ставились послушание, любовь к царю и Отечеству, родному дому и семье, нравственная строгость в жизни»1.

Исторические хроники Островского в полной мере сохраняют чрезмерную религиозность русского народа.

«Козьма Захарьич Минин, Сухорук» - первая историческая хроника Островского. Работа над ней шла долго: замысел возник в 1849 году, первая редакция была закончена в 1861 году, напечатана в 1862, вторая редакция - в 1866 году»2. Эта хроника была посвящена борьбе русского народа против иностранных интервентов в начале XVII века.

Н.П. Кашин пишет, что «личность Минина не удалась автору, что он не нашел надлежащего выражения тому религиозному и патриотическому настроению, которое переживает Минин, и в речах последнего не мало риторики»3.

Историческая хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» не была восторженно принята критиками! Один из критиков говорит о том, что в пьесе «нет никаких пружин, обусловливающих драму; нет ни драматических положений и столкновений, <...> ни развития характеров, ни собственно-драматического содержания»4.

Пьесу критиковали за чрезмерную религиозную насыщенность. Нужно признать, что историческая хроника имеет множество религиозных моментов. Но эти моменты обусловлены исторической действительностью, которую Островский изобразил достоверно. О глубокой религиозности русских людей той эпохи свидетельствует Н.М. Костомаров: «Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образа, чтоб перекреститься и взглянуть на него»5.

'Трапезников A.A. Десять веков Православия. От Крещения Руси до наших дней. - М.: Вече, 2011. - С.50.

2Кашин Н.П. Отношение к Островскому западных сцены и научной литературы // Творчество А.Н.Островского. Юбилейный сборник. М., 1923. - С. 28.

3 Кашин Н.П. Драматическая хроника Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» и ее источники. - СПб, 1910.-С. 22.

4Библиотека для чтения. Т. 171, 1862. - С. 14.

'Костомаров Н.И. Домашняя жизнь русского народа. - М.: Эксмо, 2008. - С. 293.

Критик «Отечественных записок» отмечает, что «борьба совершается в

душе Минина и ограничивается одним вопросом: идти или не идти на Москву?

Здесь вся «драматическая хроника в пяти действиях с эпилогом». Но тут является

другой вопрос: шесть действий на решение такого вопроса и изображение такой

картины - не слишком ли много? И в самом деле, драматическая хроника

страдает ужасными длиннотами»1.

Критики XIX и XX веков принадлежали к различным идейным течениям и,

следовательно, дать объективной оценки не могли.

Все «пружины, обусловливающие драму», находятся «в душе Минина». В

этом проявляется особенность этой исторической хроники. Религиозность

земского старосты - не выдумка драматурга. Люди той эпохи отличались

набожностью, во всем видели присутствие Бога. Поэтому не стоит упрекать

Островского в создании чрезмерно религиозного образа Козьмы Минина. Нельзя

говорить и о том, что Минин является лишь оратором. Достаточно указать, что

слово в те времена было довольно мощным средством воздействия на человека.

Поэтому Минину необходимо было «утвердить в народе крепость».

1 ■ 1 ' ' Об исторических хрониках Островского Л.М. Лотман пишет: «Островский

как автор объективен. Не скрывая своих симпатий и антипатий, он уклоняется

вместе с тем от всякого выражения личного, субъективного взгляда на

изображаемое. В его пьесах близкие каждому рядовому зрителю, волнующие

простых людей коллизии осмыслены с позиций народного житейского и

нравственного опыта. В этом отношении его авторская позиция сходна с

авторской позицией баснописца...» .

Народ в исторических пьесах глубоко религиозен. Для Козьмы Минина Бог - это не просто высшая сила, но и заступник России, единственная и последняя надежда: «Нам теперь одна надежда - На бога. Помощи откуда ждать!»3. Православная вера становится единственным нравственным ориентиром в

'Кашин Н.П. Драматическая хроника Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» и ее источники. - СПб, 1910. -С. 25.

2Лотман Л.М. Драматургия А.Н. Островского. // История русской драматургии: вторая половина XIX-начала XX в. до 1917 года. - С. 118.

3Островский А.Н. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Полное собрание сочинений: В X т. Т. III. - М., 1960. - С. 39.

катастрофический для Руси период. Но Островский не идеализировал народ в своих пьесах, он показывал различные характеры, судьбы во всех своих противоречиях и заблуждениях.

Смутное время осознается народом с точки зрения религии. Смута, по

1 "5

мнению Козьмы Захарьича, это «годы испытанья» , которые «наслал господь» . Такое мнение Козьмы не выдумка драматурга. Торговый человек Аксенов продолжает мысль Козьмы Захарьича о смуте как Божьей каре: «Бедам конца не видно. Знать, господь / Нам прегрешений наших не отпустит / И до конца нас хочет погубить»3. Драматург остается верен исторической действительности. Русский историк С.М. Соловьев указывает, что «мы имели случай замечать неудовлетворительное состояние народной нравственности в Московском государстве. Водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего; сокрушение прав слабого перед сильными...»4.

Таким образом, люди того времени воспринимали бедствия как божественное наказание, посланное на Русскую землю за грехи. В этом эпизоде проявилась антиномичность русской души - порок и святость. Русский философ-экзистенциалист H.A. Бердяев в книге «Судьба России» пишет: «...русская душа склонна опускаться в низшие состояния, там распускать себя, допускать бесчестность и грязь. Русский человек будет грабить и наживаться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почитать материальные богатства высшей ценностью...»5.

Вообще жизнь русского человека «определяется православным миропониманием и мирочувствованием; взаимоотношения с миром, с другими людьми, с самим собой строятся на началах православной религиозности»6.

«По словам медиевиста И. Хейзинги, «...жизнь средневекового христианства во всех отношениях проникнута, всесторонне насыщена религиозными представлениями. Нет ни одной вещи, ни одного суждения,

'Островский A.H. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Полное собрание сочинений: В X т. Т. III. - М., 1960. - С. 24.

2Там же. - С 24.

3Там же.-С. 15.

4Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: Эксмо, 2010. - С. 279.

Бердяев H.A. Судьба России. -М.: ACT: Астрель,2010.-С. 113.

6Шалимова H.A. Человек в художественном мире А.Н. Островского. - Ярославль, 2007. - С. 81.

которые не приводились бы постоянно в связь с Христом, с христианской верой. Все основывается исключительно на религиозном восприятии всех вещей...» Обрисовывая эту сущностную особенность средневекового миросозерцания, Островский постоянно вводит в тексты своих народных драм, комедий и хроник обрывки молитв, цитаты из духовной литературы, христианские сентенции и нравоучительные изречения»1.

Одной из причин Смуты стала «всеобщая виновность всего русского народа перед Господом»2. В одном из монологов Минин произносит: «Самих себя сначала приготовить / Должны мы: помыслы постом очистить, / Говеньем волю утвердить на подвиг / И скорому помощнику молиться; / Он даст нам разум, даст нам силу слова, / Сухим очам пошлет источник слез»3.

Искупление грехов возможно, по православным канонам, только через молитву. К этому часто и призывает Козьма: «И сотворит Господь по нашей вере. / Молиться надо!»4.

Смута, всколыхнувшая всю Русь, для религиозного человека была катастрофой, временем, когда стали появляться апокалиптические настроения. Об этом и упоминает Минин:

"Как только вам не грех воришек слушать, Бездельных, шлющихся! Развесьте уши -Им на руку, они тому и рады. Их много изрыгнул на Русь святую Огнедыхательный диавол, поядатель Душ человеческих, злохитрый змей"5. «Не социальный протест, а инстинкт государственного единения и жгучая обида за осквернённые религиозные святыни увлекают простого новгородского купца Минина на великий патриотический подвиг»6: «Друзья и братья! Русь

'Шалимова H.A. Человек в художественном мире А.Н. Островского. - Ярославль, 2007. - С. 81-82.

2 Перевезенцев C.B. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город. - С. 365.

3 Островский А.Н. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Полное собрание сочинений: В X т. Т. III. - M., 1960. - С. 53.

4Там же. - С. 39.

5Там же.-С. 33-34.

6 Лебедев Ю.В. О национальном своеобразии драматургии А.Н. Островского // Литература в школе, 2008, № 8. - С. 6.

святая гибнет! / Друзья и братья! Православной вере, / В которой мы родились и крестились, / Конечная погибель предстоит»1.

«Многие поступки героя <...> пьесы вполне соответствуют требованиям древнерусского «литературного этикета»: Минин молится перед выступлением в поход, накануне его обращается к ополченцам с речью, считает благословеньем

Л

Божьим начало сбора казны для освобождения Москвы...» . Необходимо заметить, что эпитет «святая» применяется Островским только к религиозной жизни русского человека. Для драматурга «Святая Русь не является ни государственной идеей, ни идеологической концепцией, ни историософской поэмой о Москве-третьем Риме. Это идеал, выражающий духовную сущность всего самого светлого и чистого, что только есть в глубине национального духа»3.

Следует обратить внимание на эпитет «православная». Русский человек всегда осознавал свою причастность к православной вере. Более того, «конфессионим православные выполнял функции этнического определителя русских»4. Поэтому можно говорить о том, что люди того времени не представляли своего существования без православия; родина, народ й вера были понятиями тождественными. И.А. Овчинина пишет: «Народное единство и соборность осмысливаются как фундаментальные начала жизни нации, в которых отразился ее дух, психология, нравственность»5:

"Нам дороги родные пепелища, Мы их не променяем ни на что. Нам вера православная да церковь Дороже всех сокровищ на земле"6. Слова Минина о «родных пепелищах» является реминисценцией из стихотворения Пушкина.

1 Островский A.H. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Полное собрание сочинений: В X т. Т. III. - М., 1960. - С. 100.

2Литвиненко Л.С. Историческая драма А.Н. Островского. Истоки. Традиции. Новаторство. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Киев, 1979. - С. 8-9.

3 Шалимова H.A. Человек в художественном мире А.Н. Островского. - Ярославль, 2007. - С. 109-110.

4 Русские. - М.: Наука, 1999. - С. 651.

5Овчинина И.А. Русская история и национальный характер в пьесе А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» // Духовно-нравственные основы русской литературы. Ч. 1. - Кострома, 2007. - С. 204.

6 Островский А.Н. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Полное собрание сочинений: В X т. Т. III. - М., I960. - С. 87.

Важным символом православия является крест. Будучи религиозными, русские люди того времени придавали особое значение ношению этого предмета. «Святой крест считался знамением мира и союза. Всякий договор или обещание, по своей важности, подтверждались целованием креста, а нарушение такого договора называлось преступлением против крестного целования. Каждый имел на себе непременно крест; духовные запрещали снимать крест с шеи...»1. Островский, как знаток жизни людей XVI-XVII вв., указывает на этот обычай: «...мы клялись креста не целовать...»2

«Вещи у Островского не несут особой образной нагрузки: не являются ни предметами-символами, ни предметами-метафорами. Они фиксируют социально-характерное в обиходе.. .»3.

Крест являлся одним из самых дорогих предметов для православного человека. Но в эпоху Смуты для спасения родины жертвуют всем. Промотавшийся Колзаков говорит Минину:

"И у меня добра довольно было, Да сплыло все. Теперь людям завидно. Не то завидно, милый человек, Что хорошо живут да чисто ходят; А то завидно, что добро несут, А мне вот нечего. И одежонка Вся тут. Да! Погоди! Тельник на шее, Серебряный, большой! Ну, слава богу! Нашлось-таки, что господу отдать"4. Идея защиты родины соединяется в идею защиты православия, то есть вновь драматург указывает на единство понятий «родина» и «вера».

Видение божественных сил Козьме Минину - не выдумка драматурга. C.B. Перевезенцев в книге «Россия. Великая судьба» пишет: «По подсчетам

1 Костомаров Н.И. Домашняя жизнь русского народа. - М.: Эксмо, 2008. - С. 391.

2 Островский А.Н. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Полное собрание сочинений: В X т. T. III. - M., 1960. - С. 34.

3 Шалимова H.A. Ремарки в драматургии А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2000. - Кострома, 2000. - С. 13.

4 Островский А.Н. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Полное собрание сочинений: В X т. Т. III. — M., 1960. - С. 107.

современного исследователя Б.В. Кузнецова, с конца XVI по начало XVII веков в различных источниках зафиксировано сообщения о 80 знамениях и 45 эпизодах, содержащих 75 оригинальных рассказов о видениях. И здесь следует иметь в виду, что для религиозно-мифологического сознания того времени, живущего в постоянном ожидании чуда, знамения и видения были вполне реальны, ибо они свидетельствовали о зримом присутствии в русской земле милости Божией. Более того, и знамения, и, в особенности, видения становились катализатором конкретных исторических действий. Ведь побуждаемые Самим Богом к совершению определенных поступков люди не могли не исполнить воли Божией»1.

А.Н. Островский создал образ Козьмы, действующего по воле Бога, не нарушив исторической действительности. В монологе Минин говорит: «...Перст твой вижу ясно. / Со всех сторон мне шепчут голоса: / «Восстань за Русь, на то есть воля Божья!»2 И в одном из своих монологов продолжает: «Я не свое хотенье исполняю, / А волю, заповеданную свыше. / Мне больше дал Господь и больше спросит»3.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Новиков, Антон Витальевич, 2014 год

Библиографический список

1. Аксаков К.С. Обозрение современной литературы // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1981. - С. 205-238.

2. Артемов В. Сила молитвы. - М.: Вече, 2012.

3. Бердяев H.A. Самопознание. Русская идея. - М., ACT: Астрель, 2011.

4. Бердяев H.A. Судьба России. - М.: ACT: Астрель, 2010.

5. Библиотека для чтения. Т. 171, 1862.

6. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. Совета Ю.С. Осипов. Т. 5.-М., 2006.

7. Бочкарев В.А. А.Н. Островский и русская историческая драма // Ученые записки Куйбышевского университета, выпуск 13, 1955. - С. 54-61.

8. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII веков. - М.: Просвещение, 1988.

9. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. - Минск, 2011.

10. Буранок О.М. XVIII век в контексте драматургии А.Н. Островского. // А.Н. Островский. Материалы и исследования. Вып. 2. - Шуя, 2008. - С. 8-16. П.Высоцкая Ю. В. Мотив скоморошества в исторических комедиях А. Н. Островского «Воевода» и «Комик XVII столетия» // Щелыковские чтения 2004. -Кострома, 2004. - С. 89-96.

12. Высоцкая Ю. В. О некоторых особенностях игрового начала в пьесах А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2005. А. Н. Островский: личность, мыслитель, драматург, мастер слова: сборник статей. - Кострома: Авантитул, 2006.-С. 39-49.

13. Гвардини Р. Конец Нового времени // Океанская Ж.Л. Пособие по культурологии для студентов-негуманитариев (хрестоматия). - Шуя: Центр кризисологических исследований ГОУ ВПО «ШГПУ», 2012. - С. 196-227.

14. Горобец О.С. Социальные аспекты модуса в современном русском языке (на основе речевого взаимодействия «старших» и «младших» в пьесах А.Н. Островского). Автореф. дис. кандидата фил. наук. - Ставрополь, 2009.

15. Города России. - М.: Белый город, 2005.

16. Гришин A.C. Миф об антихристе в русской истории и литературе конца XIX-XX вв. // Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 400-410.

17. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: Алгоритм, 2014.

18. Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси. - М.: Яуза, Эксмо, 2007.

19. Едошина И.А. «В оправдание же тех невольных промахов...» // Щелыковские чтения 2004. - Кострома, 2004. - С. 3-7.

20. Едошина И.А. В мире Островского // Щелыковские чтения 2005. - Кострома, 2005.-С. 3-7.

21. Едошина И.А. Две рецепции «Бориса Годунова» A.C. Пушкина: A.C. Хомяков и А.Н. Островский // Щелыковские чтения 2012. - Кострома, 2012. - С. 71-90.

22. Едошина И.А. Народная культура в драмах A.A. Потехина и А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2000. - Кострома, 2000. - С. 39-48.

23. Едошина И.А. Неюбилейный Островский // Щелыковские чтения 2003. -Кострома, 2003. - С. 3-9.

24. Едошина И.А. Пьесы А.Н. Островского на костромской сцене (конец 18501870 годы) // Щелыковские чтения 2008. - Кострома, 2008. - С. 15-28.

25. Едошина И.А. Художественный мир в «поздних» пьесах А.Н. Островского: герменевтический аспект (к постановке проблемы) // Щелыковские чтения 2002. -Кострома, 2002. - С. 29-42.

26. Ермилов Ю.И., Нижникова И.А. Русский мир широк и загадочен, как русская душа. // Антикризисный потенциал русской интеллектуальной культуры (сборник научных трудов). Научный редактор - проф. В.П. Океанский. - Иваново; Шуя: Центр кризисологических исследований ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С. 43-51.

27. Журавлева А.И. Церковь и христианские ценности в художественном мире А.Н. Островского // Русская литература XIX века и христианство. - М.: Изд-во МГУ, 1997.-С. 119-126.

28. Забелин И.Е. Домашний быт русский царей в XVI-XVII столетиях. - М., 2005.

29. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в ХУ1-ХУП столетиях. - М.: Книга по требованию, 2012.

30. Иловайский Д. Царская Русь. - М.: Эксмо, 2008.

31. История России. 1Х-ХУН вв. Школьная энциклопедия «Руссика». - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.

32. История русской драматургии Х1Х-начало XX вв. до 1917 г. - Л., 1982.

33. Исупов К.Г. Русский антихрист: сбывающаяся антиутопия. // Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 5-37.

34. Калинина Г., Стромынский Г. Энциклопедия православной жизни. - Т.: Имидж Принт, 2009.

35. Карамзин Н.М. История государства Российского. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

36. Кашин Н.П. Драматическая хроника Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» и ее источники. - СПб., 1910.

37. Кашин Н.П. Отношение к Островскому западных сцены и научной литературы // Творчество А.Н.Островского. Юбилейный сборник. - М., 1923.

38. Кирсанова А. Крылатые слова и выражения. Толковый словарь. - М.: „ «Мартин», 2009.

39. Ключевский В. Царь Иван Грозный // Иван IV Грозный / Сборник. - М.: Эксмо, 2011.-С. 5-55.

40. Ключевский В.О. Русская история. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.

41. Ключевский В.О. Энциклопедический словарь русской истории. Современная версия / В.О. Ключевский; [сост., примеч. Н. Соломадиной] -М.: Эксмо, 2008.

42. Коринфский А. Народная Русь. - М.: Белый город, 2007.

43. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь русского народа. -М.: Эксмо, 2008.

44. Лебедев Ю.В. О национальном своеобразии драматургии А.Н. Островского // Литература в школе, 2008, № 8. - С. 2-7.

45. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / Предисл. И. Ковыневой; комм. свящ. Александра Задорнова. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

46. Литвиненко Л.С. Историческая драма А.Н. Островского. Истоки. Традиции. Новаторство: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Киев, 1979.

47. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. - М.: Эксмо, 2008.

48. Лосский Н. О. Характер русского народа // Лосский Н. О. Условие абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М.: Политиздат, 1991.-С. 237-360.

49. Лотман Л.М. Драматургия А.Н. Островского. // История русской драматургии: вторая половина Х1Х-начала XX в. до 1917 года.

50. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. - Ленинград, 1974.

51. Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. - М, 2002.

52. Мартьянова С.А. Сюжет о Дмитрии Самозванце в творчестве Ф. Шиллера и А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2003. - С. 204-214.

53. Мацейна А. Тайна подлости. // Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 351-400.

54. Машинский С. Об исторических хрониках Островского // А.Н. Островский — драматург. - М., 1946.

55. Миловзорова М.А. «Погибли б мы дотла, когда бы Русь избранным царством не была народным...»: Исторические сюжеты А.Н.Островского в свете концепций русской официально-патриотической драматургии 30-40-х годов XIX века // А.Н. Островский в третьем тысячелетии. Материалы всероссийской научной конференции. Кострома, 2003.

56. Миловзорова М.А. Динамика сюжета и жанра русской исторической драмы XIX века // Драма и театр. Вып. 7. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - С. 56-67.

57. Миловзорова М.А. Историческая стилизация в творчестве А.Н. Островского и современников // Мир Островского. Сборник материалов научной конференции. -Шуя, 2006. - С.75-83.

58. Мильдон В.И. Философия русской драмы: мир Островского. - М., 2007.

59. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. - М.: Алгоритм, 2012.

60. Мосалева Г.В. Идея «святости» и ее поэтическое воплощение в исторической драматургии А.Н. Островского. // А.Н. Островский. Материалы и исследования. -Шуя, 2006.-С. 107-117.

61. Москвина Т.В. В спорах о России: А.Н. Островский: Статьи, исследования. -СПб, 2010.

62. Москвина Т.В. Русская история в «Совестном суде» А.Н. Островского. // Островский А. «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». — СПб, 2007.

63. Мотеюнайте И.В. «Воевода. Сон на Волге» // А.Н. Островский. Энциклопедия. -Кострома, Шуя, 2012. - С. 83-86.

64. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 4. - М.: Худож. лит., 2001.

65. Новиков A.B. Антихрист в исторической драматургии А.Н. Островского // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: Сборник материалов XXI Молодежной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С. 37-41.

66. Новиков A.B. Особенности изображения города в исторических хрониках А.Н. Островского // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: Сборник материалов XXI Молодежной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.-С. 41-45.

67. Новиков A.B. Боярство в исторической хронике А.Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» [Текст] // Шуйская сессия студентов, аспирантов и молодых ученых: сборник трудов V Международной научной конференции. — Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ» , 2012. - С. 65-67.

68. Новиков A.B. Быт русского народа в исторических пьесах А.Н. Островского // Система ценностей современного общества: сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: издательство ЦРНС, 2014. - С. 63-67.

69. Новиков A.B. Война как разрушающее начало в исторической драматургии А.Н. Островского [Текст] / A.B. Новиков // Война и мир: научные исследования и

императивы современного образования. К 100-летию начала Первой мировой войны: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Иваново: ИРОИО, 2014. - С. 204-206.

70. Новиков A.B. Образ русского царя в исторической хронике А.Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» [Текст]/ A.B. Новиков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 2. -С. 345-350.

71. Новиков A.B. Православные образы в исторических хрониках Островского (по исторической хронике «Козьма Захарьич Минин, Сухорук») // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -№ 3. - С. 200-203.

72. Новиков A.B. Россия и Запад в исторических хрониках А.Н. Островского // Теория и практика общественного развития. - Краснодар, 2014. - № 2. - С. 316-320.

73. Новиков A.B. Русские женщины в исторических хрониках А.Н. Островского // Шуйская сессия студентов, аспирантов и молодых ученых: сборник трудов VI Международной научной конференции. - Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ» , 2013.-С. 44-45.

, <

> v

74. Новиков A.B. Смутное время в исторических хрониках А.Н. Островского // Система ценностей современного общества: сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: издательство ЦРНС, 2014. - С. 67-70.

75. Новиков A.B. Эпоха Ивана Грозного в исторической драматургии А. Н. Островского [Текст] / A.B. Новиков // Научный поиск, 2014. - № 2.6. - С. 65-67.

76. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. - М., 1999.

77. Овчинина И.А. Комик XVII столетия // А.Н. Островский. Энциклопедия. -Кострома, Шуя, 2012. - С. 212-213.

78. Овчинина И.А. Национальный характер в исторических пьесах драматурга // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв. - М., 2003. -С. 136-151.

79. Овчинина И.А. Русская история и национальный характер в пьесе А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук». // Духовно-нравственные основы русской литературы. Ч. 1. - Кострома, 2007. - С. 201-210.

80. Овчинина И.А. Современные аспекты изучения драматургии А.Н. Островского // А.Н. Островский в движении времени: Материалы всероссийской научной конференции. В 2 т. Том 1. - Шуя: Издательство «Весть» ШГПУ, 2003. — С. 5-12.

81. Овчинина И.А. Человек и история в драматической хронике «Тушино» // А.Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2. — Шуя, 2008.-С. 32-40.

82. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 2003.

83. Океанский В.П. Град // Отечественная интеллектуальная культура: материалы к энциклопедии (моделирующий глоссарий: ключевые имена и понятия). - Шуя: Центр кризисологических исследований ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С. 23-25.

84. Океанский В.П. Мир Хомякова: церковь и культура. — Иваново, 2009.

85. Океанский В.П. Соборность // Отечественная интеллектуальная, культура: материалы к энциклопедии (моделирующий глоссарий: ключевые имена и понятия). - Шуя: Центр кризисологических исследований ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011.-С. 96-97.

86. Океанский В.П. Человек и Тотальность: поэтика пространства и ее кризис: Монография. - Иваново, 2010.

87. Океанский В.П., Тарасов A.B. Философия хозяйства // Отечественная интеллектуальная культура: материалы к энциклопедии (моделирующий глоссарий: ключевые имена и понятия). - Шуя: Центр кризисологических исследований ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С. 105-107.

88. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. - М.: Просвещение, 1980.

89. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В X т. Т. III. - М., 1960.

90. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В X т. Т. IV. — М., 1960.

91. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В X т. Т. V. - М., 1960.

92. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В X т. T. VI. - М., 1960.

93. Панченко А. М. Парадоксы русской истории. - СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2012.

94. Перевезенцев C.B. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город,

95.Платонов С. Царь Иван Грозный // Иван IV Грозный / Сборник. - М.: Эксмо, 2011

96. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М.: ООО «Фирма СТД», 2007.

97. Православие. Полная энциклопедия. - СПб, 2007.

98. Протоиерей Борис Молчанов. Антихрист // Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 251-277.

99. Ратников А.Н. Из плена смутного времени. Образ «Церкви воинствующей» в исторической драме-хронике А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» // Щелыковские чтения 2004. - С. 96-102.

100. Ратников А.Н. Из плена смутного времени: образ Сергия Радонежского в драме-хронике А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» // Щелыковские чтения 2002. - С. 104-110.

101. Ревякин А.И. Драматургия А.Н. Островского. - М., «Знание», 1973.

102. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. - М., «Просвещение», 1974.

103. Русские. - М.: Наука, 1999.

104. Русские: история и этнография. - М., 2008.

105. Савельев Е.П. Древняя история казачества. - М.: Вече, 2010.

106. Смирнов В.А. Принципы фольклоризма в художественной системе А.Н. Островского // А.Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2. - Шуя, 2008. - С. 3-8.

107. Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007.

108. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: Эксмо, 2010.

109. Соловьев С.М. Монах Самуил (Страница из истории раскола) // Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 71-76.

110. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2007.

111. Старостина Г.В. Василиса Мелентьева. // А.Н. Островский. Энциклопедия. - Кострома, Шуя, 2012.

112. Татищев В.Н. Русь Домосковская. История Российская во всей её полноте. -М.: Алгоритм, 2013.

113. Терещенко A.B. История культуры русского народа. - М.: Эксмо, 2006.

114. Трапезников A.A. Десять веков Православия. От Крещения Руси до наших дней. - М.: Вече, 2011.

115. Тютчев Ф.И. Россия и Германия // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслов. - М.: Республика, 1992. - С. 91-104.

116. Уманская М.М. Народ в исторических пьесах Островского // Наследие А.Н. Островского и советская культура. М., 1974. - С. 188-202.

117. Уманская М.М. Русская историческая драматургия 60-х годов XIX в. // Саратовский гос. пед. ин-т. Ученые записки. Вып. XXXV. - Вольск, 1958.

118. Уроки истории. - М.: Изд-во «Сибирская Благозвонница», 2004.

119. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2007.

120. Хопко Ф. Основы православия. - М.: Эксмо, 2011.

121. Чернец JI.B. Диалоги и монологи // А.Н. Островский. Энциклопедия. -Кострома, Шуя, 2012. - С. 135-137.

122. Чумаченко A.A. Герой исторической драматургии А.Н. Островского // Филологические науки, 1986, № 6. - С. 26-31.

123. Шалимова H.A. Ремарки в драматургии А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2000. - Кострома, 2000. - С. 11-20.

124. Шалимова H.A. Человек в художественном мире А.Н. Островского. -Ярославль, 2007.

125. Шамбинаго С.К. А.Н. Островский. - М., 1937.

126. Шпенглер О. Закат западного мира; Очерки морфологии мировой истории. Полное издание в одном томе. - М.: «Издательство Альфа-книга», 2010.

127. Юрков С. Е.. Православное юродство как антиповедение. // Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (Х1-начало XX вв.). - СПб., 2003. -С. 52-69.

128. Яворский С. Знамения пришествия антихристова и кончины мира. // Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. - М.: Высш. шк., 1995.-С. 37-71.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.