Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Альтшулер, Марина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Альтшулер, Марина Сергеевна
Введение
Глава 1. История и методология изучения причети
Глава 2. Похоронные причитания
Глава 3. Календарно-обрядовые и пародийные причитания
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Причеть в похоронном обряде старообрядцев Забайкалья2001 год, кандидат филологических наук Матвеева, Татьяна Ивановна
Застолье в обрядах и обрядовом фольклоре Русского Севера XIX-XX вв.: На материале похоронно-поминальных обрядов и причитаний2005 год, кандидат филологических наук Алексеевский, Михаил Дмитриевич
Причетные формы мордвы-эрзи в бассейне реки Суры Среднего Поволжья: проблемы типологии и генезиса2010 год, кандидат искусствоведения Шамова, Лилия Николаевна
Языковые особенности вепсских обрядовых причитаний2009 год, кандидат филологических наук Жукова, Ольга Юрьевна
Ключевые образы плача: на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области2011 год, кандидат филологических наук Югай, Елена Фёдоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование»
Среди традиционных жанров русского фольклора причитания1 занимают особое место. На протяжении многих веков этот жанр являлся обязательной частью этнической культуры. Бережно передаваемая из поколения в поколение, практика исполнения похоронных плачей сохранилась и по сей день.
Именно поэтому причитания доносят до нашего времени элементы языческой культуры и первобытных верований. И в поэтическом, и в музыкальном смысле причитания полны архаических формул, несущих важнейшую семантическую нагрузку. Вместе с тем современное бытование плачей меняет и преобразовывает эти формулы, наполняя их новым содержанием.
Русская причеть до сих пор не была изучена в той полноте, в которой этого заслуживает. Исследователь-фольклорист, впервые обратившийся к жанру причети, сталкивается с большими затруднениями. Из огромного массива неоформленных, незаконченных, неоднородных отрывков он стремится вычленить завершенные произведения искусства и, находя их, отбрасывает все остальное. Между тем, цельная картина плачевой культуры2 может сложиться только из полного объема представлений и знаний об этом необычном жанре. Основываясь на раннефольклорном происхождении причети, мы в нашей работе хотели бы отказаться от некоторых сложившихся штампов и стереотипов, расставить некоторые новые акценты в представлении о ней.
Современный подход в исследовании фольклора делает невозможным изучение причети вне ее интонирования, а также вне контекста - обряда или конкретной ситуации. Только комплексное изучение причитаний является наиболее адекватным и дает возможность изучать реальное культурное явление, а не его отражение. Для этого необходимо рассмотрение жанра в совокупности этнографических, филологических и музыкальных компонентов. Основной методологической установкой данной работы является понимание похоронного
1 Слово «плач» в народной и научной терминологии имеет множество эквивалентов, имеющих региональное происхождение: крик, вопль, воп, вой, голошение, причитание, причет и т.п. Вопрос этимологии и значения этих слов сам по себе необычайно интересен, но не рассматривается в данной работе. Мы будем пользоваться всеми вариантами этого понятия, так как они преимущественно означают одно и тоже. Аналогичным образом мы применяем народную терминологию по отношению к исполнительницам - плачея, плакальщица, голосилка, вытница, вопленица и т.д.
2 Этот термин введен Т.А. Бернштам. См.: Бернштам Т.А. Свадебный плач в обрядовой культуре восточных славян. Русский Север.-Л., 1986. С. 93. обряда как сложного многоуровневого текста, полноценный анализ которого возможен только при комплексном изучении его основных компонентов.
Специальные аспекты исследования связаны с музыковедческой проблематикой. Необходимо определить значение средств музыкальной выразительности в целостной плачевой системе, выявить типологические особенности ранних форм фольклорного интонирования, проявляющиеся в причитаниях.
Важной проблемой, встающей перед исследователем причитаний, является вопрос о наличии общих закономерностей плачевой культуры, выходящих за рамки региональных. Несмотря на нехватку материала по некоторым традициям, уже сейчас повторяющиеся особенности разнорегиональных причитаний требуют своего обобщения с учетом охвата достаточно больших территорий. Мы считаем, что есть ряд вопросов, которые необходимо обсуждать вне зависимости от региональной принадлежности предмета исследования. Поэтому спецификой данной работы является выделение некоторых общих особенностей плачевой культуры, заострение внимания на тех ее аспектах, которые свойственны практически любому региону.
Одним из таких вопросов является функционирование жанра в системе обряда. Похоронная причеть - это неотъемлемая часть обряда похоронно-поминального цикла, часто она несет на себе его основную эмоциональную нагрузку. Важно обрисовать всю звуковую сферу похоронно-поминальных обрядов, которую составляют не исключительно причитания. Необходимо рассмотреть сложный и гипотетический вопрос о причинах возникновения плачевых напевов.
Определяя роль плача в обряде погребения, необходимо помнить о том, что причитания, исполняемые вне обряда, в значительной степени в трансформируются. В связи с этим, особое внимание в работе уделяется вопросам текстологии и выявлению зависимости музыкально-поэтической структуры причети от степени приближенности к обстановке обряда. Большое значение при этом приобретают немногочисленные, но крайне показательные записи, сделанные во время похоронных церемоний.
Представляется важным вьиснить статус исполнителей причитаний - как профессиональных, так и рядовых плакальщиц, проанализировать систему приемов, которыми пользуются талантливые народные исполнительницы.
Одной из актуальных проблем современной фольклористики является проведение последовательных ареальных исследований и определение границ распространения причетных типов. По целому ряду региональных причетных традиций уровень научного знания крайне недостаточен. В нашей работе для подобного детального изучения выбран регион древнейшего поселения восточных славян - Брянщина, плачевая культура которого до сих пор не была исследована в этномузыкологии.
Для определения границ распространения того или иного типа плачей, необходимо уточнить категориальный аппарат и выяснить, по каким именно музыкальным стилевым категориям необходимо производить картографирование.
В задачи исследования входит вовлечение в сферу научного знания новых полевых материалов, репрезентирующих мало известные причетные традиции южнорусских и центральных областей. Во время работы было проанализировано более 500 причитаний, лишь небольшая часть этого материала включена в текст исследования.
Наряду с приемами структурно-типологического метода анализа (К.В. Квитка, Е.В. Гиппиус, А.В. Руднева, Б.Б. Ефименкова) были использованы метод сравнительно-исторической классификации типов интонирования (Э.Е. Алексеев), а также метод контекстуального исследования.
В первой главе мы постарались изложить историю изучения жанра причитаний с позиций разных аналитических школ. Основной задачей, стоящей перед нами, является выработка единой системы критериев при подходе к материалу разных регионов и жанровых разновидностей плачей. В качестве аргументации тезиса о том, что именно мелодическая модель (а не лад и не ритмические структуры) являются определяющими в установлении региональных типов плачей, мы приводим небольшой аналитический очерк о брянских плачах.
Во второй главе рассматриваются похоронные причитания, их обрядовая функция и особенности внеобрядового исполнения. Здесь же мы уделяем особое внимание личности исполнителя причитаний, и тем музыкально-поэтическим средствам, которыми они пользуются при их создании.
Хотя основным предметом исследования являются похоронные причитания, там, где это необходимо, мы не ограничивались рамками какой-либо одной жанровой разновидности, используя для сравнения материалы по свадебным, рекрутским и полевым причитаниям.
В третьей главе объектом изучения становится имитация погребального обряда во время календарных праздников. Мы попытаемся обосновать наше предположение, что в подобных «перевернутых» похоронных действах меняется функция причета, а также некоторые элементы ее музыкально-поэтического языка. Поскольку многочисленные похороны символических персонажей часто различаются по составу участников и по характеру исполнения обряда, то будет разработана типология их форм.
В приложении 1 приводятся некоторые наиболее полные интервью на тему похоронно-поминальной обрядности с информантами из разных областей России. В приложении 2 мы публикуем фотографии, иллюстрирующие материал диссертации. * *
Работа основывается на этнографических и фольклорных материалах, хранящихся в архиве Научного центра народной музыки МГК им. К.В. Квитки (далее НЦНМ): экспедиции Н.Н. Гиляровой в Рязанскую, Пензенскую, Липецкую и Волгоградскую области; В.М. Щурова в Липецкую, Белгородскую и Курскую области; Н.М. Савельевой в Брянскую, Белгородскую и Оренбургскую области; Т.А. Старостиной в Орловскую область, Е.Г. Богиной в Липецкую, Волгоградскую и Рязанскую области, экспедиции автора работы в Калужскую и Рязанскую область, а также стационарные записи в НЦНМ.
Автор приносит глубокую благодарность нашим информантам, хранителям народных традиций, замечательным русским плакальщицам.
В разной степени мы работали также с архивными материалами: Фольклорно-Этнографического Центра Санкт-Петербургской государственной консерватории (далее ФЭЦ; экспедиции A.M. Мехнецова в Псковскую область), Центра Народного Творчества г. Нижнего Новгорода (экспедиции Т.В. Гусаровой), личных архивов научного сотрудника Института этнологии РАН И.А. Морозова, научного сотрудника ИМЛИ РАН Е.В. Минёнок, научного сотрудника сектора фольклора РИИИ г. Санкт-Петербурга А.В. Ромодина, фольклористов Д.В. Смирнова, С.Н. Старостина. Ссылки на архивы НЦНМ и
ФЭЦ делаются в тексте с указанием номера фонограмм, а на личные архивы - с указанием авторской нумерации.
Автор приносит огромную благодарность всем фольклористам за доступ к архивам и помощь в работе с ними.
Нотные примеры, а также все ссылки на цитированную литературу для удобства даются в основном тексте; библиография по теме прилагается в конце работы.
Необходимо пояснить некоторые особенности изложения музыкально-этнографического материала. Для наглядной демонстрации структуры причитания строки музыкального текста излагаются параллельно - так, чтобы аналогичные разделы координировались по вертикали (структурному ранжиру). Ключевые знаки выставляются на реальной высоте имеющихся в нотном тексте звуков. Из-за принципиально свободной метрики в большинстве плачей размер не указывается. В случаях причитаний со звуковысотной неопределенностью мы используем специальные пометы, а также необходимое количество линеек на нотоносце. Более подробно вопросы, связанные с нотацией причитаний, разбираются в 1 главе. Словесный текст плачей, а также текст этнографических комментариев по возможности воспроизводится в соответствии с его диалектным звучанием. При этом для удобства чтения используются только немногие фонетические диалектные знаки: неслоговой звук «у», фрикативный «г» (h), диалектная лексика и морфологические особенности обязательно сохраняются; также сохраняется измененная ударная гласная.
Везде, где это не оговорено специально, музыкальный материал нотирован автором.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Похабов, Валерий Филиппович
Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект2008 год, кандидат филологических наук Ильина, Юлия Николаевна
Частушки в культурных традициях Белозерья. Опыт комплексного исследования2008 год, кандидат искусствоведения Кулева, София Робертовна
Свадебный фольклор средней и нижней Вычегды: Функциональное определение музыкально-поэтических жанров2002 год, кандидат филологических наук Вотинцева, Ольга Николаевна
Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления2000 год, кандидат искусствоведения Нуриева, Ирина Муртазовна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Альтшулер, Марина Сергеевна
Заключение
В настоящей работе мы основывались на понимании причитаний как целостной фольклорно-этнографической системы. Одной из ведущих, стержневых линий в осмыслении причети стало раскрытие ее обрядовой функции. Ритуал похорон в своем прямом и символическом виде является важнейшей вехой в жизни социума. Основную вербальную и звуковую нагрузку в этих обрядах несут на себе похоронные плачи.
В похоронном ритуале причитания образовывают развернутые циклы, связанные с последовательностью определенных обрядовых действий. В работе было произведено подробное этнографическое описание похоронно-поминальной обрядности с выделением моментов использования плачей. Некоторые новые приведенные нами факты указывают на традиционные представления о смерти не как узкосемейном личностном событии, а большом и важном этапе жизни социума.
Одной из основных функций причитания мы считаем обрядово-коммуникативную, что обусловило публичность жанра, то есть обязательность его исполнения «на людях»; она влияла и на причины возникновения плачевых напевов.
Специальное внимание в работе было уделено проблеме зависимости музыкально-поэтической структуры причитания от степени приближенности исполнения к обстановке обряда. Мы доказали, что традиционная форма интонирования плача значительно изменяется из-за смены условий его исполнения: места, времени, окружения и адресата.
Была разработана типология ситуаций записи и выявлен процесс трансформации в них плачевых напевов. Для этого были проанализированы редкие материалы, записанные во время похоронных ритуалов.
Весь корпус имеющихся у нас записей плачей мы разделили на следующие группы: 1) записанные непосредственно во время обряда похорон; 2) записанные на поминках; 3) напетые по просьбе собирателя (в том числе и над живым человеком). Мы показали, что эти группы не равны в количественном отношении, и число причетов, исполненных «по памяти» для фольклористов, в архивах сильно превышает все остальные.
Плач-воспоминание иногда теряет в напряженности и исступленности переживания, однако, становясь более опосредованным, отстраненным, часто приобретает большую степень музыкального обобщения, насыщается чертами песенности.
Именно при помощи плачей, записанных непосредственно на похоронах, нами на первичном уровне были установлены закономерности образования различных музыкально-стилистических элементов. Гипотетически воспроизведена эволюция причитания от физиологического плача до формирования напева. Общее направление предполагаемого процесса ведет к прорастанию песенных интонаций в изначальной декламационной плачевой канве; на этом пути были выявлены некоторые повсеместно распространенные типы интонационно-ритмического оформления напевов.
Поскольку в современной фольклористике ощущается нехватка научного знания по ряду региональных причетных традиций, мы решили детально исследовать плачевую традицию региона, которая до сих пор не была разработана в этномузыкологии. Это регион древнейшего поселения восточных славян -Брянщина. В результате анализа корпуса брянских плачей, записанных в течение 30 лет, мы пришли к выводу, что Брянская область является территорией, где проходит граница ареалов двух типов плачей с переходной зоной по реке Десне в районе Трубчевска. Эти данные в целом совпадают с выводами диалектологии и лингвистики по распространению говоров.
Особое значение в работе получило изучение исполнительского статуса в культуре причитаний; рассмотрены случаи психологически адекватной обряду передачи фольклорного текста в процессе записи. Культура причитания высоко ценима социумом по вполне определенным категориям - знание текста, умение найти точные и нужные слова в соответствующие моменты обряда, передать в причитании обостренную эмоциональность, заразить слушателей подлинностью переживания.
Для выявления стабильных и мобильных элементов в плачах, были использован метод сравнения причитаний от одной исполнительницы, записанных в разные годы, видоизменявшихся под воздействием различных факторов. Другим действенным методом оказывается сравнение плачей у разных плакальщиц из одной и той же деревни - профессиональной и рядовой.
Мы пришли к выводу, что опытная плачея могла в значительной степени трансформировать каноническую причетную модель, подсознательно (а иногда и осознанно) владея комплексом приемов для артистического вхождения в необходимое состояние. На примерах индивидуального творчества исполнителей была сделана систематика канонических и импровизационных элементов причети. Среди последних выявлены: текстовая импровизация, выбор регистрового положения плача, мелодическая разработанность напева, выбор в использовании всхлипов, паузирование, а также общая структура причета. Круг проблем, обсуждавшийся в этом разделе работы, был тесно связан с важнейшим компонентом причитывания - манерой интонирования.
Обряды символических похорон, встречающиеся в различные моменты календарного цикла, представляют собой «перевернутую» ипостась похоронного обряда. Рассмотренные нами похоронные игрища восходят к древнеславянским аграрно-магическим обрядам, которые должны были содействовать возрождению и плодородию всего живого на земле. Функцией причитания в них является маркировка проводов потусторонней силы в обрядах апотропеической и продуцирующей магии.
В нашей работе символические похороны условно разделены на два типа, которые различаются составом участников и характером исполнения обряда. В одном из них эти плачи входят в комплекс ритуальных шумов в контексте зрелищно-театральных форм и вместе с ритуальным смехом способствуют усилению апотропеической магии обряда. Во втором типе похорон ритуального шума не производилось, действия совершались тайно, в ограниченном кругу участников, обеспечивая, таким образом, другой тип звучания причета. В этом типе игрищ плачи были направлены на магические действия продуцирующего вида, с целью умилостивить «предков».
Отдельно рассмотрены пародийные причитания, не всегда совпадающие с календарно-обрядовыми. Выявлены пародийные элементы в текстах подобных плачей и имитация средств музыкальной выразительности в их напевах. В календарно-обрядовых и пародийных причитаниях в большей степени, чем в похоронно-поминальных, проявляются интонации речи, обрядового крика и заговоров.
Наша работа не претендует на полноту и завершенность в исследовании причитаний, она лишь намечает некоторые перспективные области их изучения. Кроме того, вокруг плачевой культуры имеется еще ряд почти незатронутых нами вопросов. Так, очень важным является проблема соотношения православного и языческого в причитаниях, довлеющее значение церкви для некоторых причетных традиций.
Безусловно, необходимо продолжать последовательное картографирование типов причитаний в условиях контекста порождающих их ареалов, закрывать «белые пятна» на карте причетных традиций, не забывая, между тем, обозначать общие для всей плачевой культуры закономерности.
Мы позволяем себе надеяться, что гибкая и живая культура русского причитания еще не угасла и даст нам возможность наблюдать ее новые повороты и трансформации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Альтшулер, Марина Сергеевна, 2007 год
1. Агренева-Славянская О.Х. Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями: обрядовыми, голосильными, причитальными и завывальными. -М., 1887. Ч. 1.
2. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1,2.- М., 1958,1963.
3. Азадовский М.К. Ленские причитания. Чита, 1922.
4. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки. Теория и практика. -М., 1990.
5. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). -М., 1976.
6. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М., 1986.
7. Алексеевский М.Д. Застолье в обрядах и обрядовом фольклоре русского Севера XIX-XX вв. (на материале похоронно-поминальных обрядов и причитаний). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 2005.
8. Альтшулер М.С. Диалектно-стилевые особенности напевов причитаний Брянщины // Музыковедение, № 1,2007. С. 40-47.
9. Альтшулер М.С. Е.Э. Линева и современные подходы к изучению народной плачевой культуры // По следам Е.Э. Линевой. Сборник научных статей. -Вологда, 2002. С. 186-197.
10. Альтшулер М.С. Календарно-обрядовые и пародийные причитания // Музыка и время, № 6. -М., 2000. С 16-23.
11. Альтшулер М.С. Калужская кукушка и ее звуковой образ в системе обрядов символических похорон // Миф. Музыка. Обряд. -М., 2007. С. 203-211.
12. Альтшулер М.С. Похоронно-поминальные причитания. К некоторым проблемам исполнения и записи // Фольклор: современность и традиции. Материалы третьей международной конференции памяти А.В. Рудневой. М., С. 257-269.
13. Анкудинова О.В. О некоторых жанровых особенностях плача (по современным записям) // Русский фольклор, т. XXIII. Полевые исследования. -Л., 1985. С. 95-99.
14. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М.-Л., 1965.
16. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. -М., 1994.
17. Базанов В.О. Народная словесность Карелии. Петрозаводск, 1947.
18. Байбурин А.К. Причитания: текст и контекст // Artes populares 14. Budapest, 1985. С. 59-77.
19. Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие. // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Всесоюзная научно-практическая конференция. Тезисы в 2-х частях. Ч. I. -М., 1988.
20. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993
21. Балашов Д.М., Красовская Ю.Е. Свадебные песни Терского берега Белого моря.-М.-Л., 1969.
22. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). М., 1985.
23. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. Введение (Постановка проблемы) // Литературно-критические статьи.-М., 1986. С. 291-352.
24. Бацер Д., Рабинович Б. Русская народная музыка. Нотографический указатель. Т.1.2.-М., 1981,1984
25. Бейли Д. К анализу ритма похоронного причитания «Плач по родном брате» И.А. Федосовой // Избранные статьи по русскому народному стиху. -М., 2001. С. 302-329.
26. Бернштам Т.А. Обряд «крещение и похороны кукушки» // Материальная культура и мифология. Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1981. С. 179-203.
27. Бернштам Т.А. Свадебный плач в обрядовой культуре восточных славян. Русский Север. Л., 1986.
28. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни. Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005.
29. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
30. Варфоломеева Т.Б. Галашэнш у беларускай вясельная традыцьп // Белорусское вяселле. Мшск, 1990. С. 26-37.
31. Васильев А.Г. Композиционные особенности похоронных причитаний // Русский фольклор, т. XII. Из истории русской народной поэзии. Л., 1971. С. 91-101.
32. Велецкая Н.Н. О некоторых ритуальных явлениях языческой погребальной обрядности (к анализу сообщения Ибн-Фадлаха о похоронах «русса»// История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI международный съезд славистов. М., 1968. С. 192-212.
33. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
34. Великоруссия пъсни въ народной гармонизацш. Зап. Е. Линевой. Вып. I, II. Песни Новгородсюя. СПб., 1904,1909.
35. Величкина О.В. Скрипичная музыка в русской народной свадьбе. Дипломная работа.-М., 1987.
36. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. -М., 1989.
37. Виноградов Г.С. Карельская причеть в новых записях. // Русские плачи Карелии. Петрозаводск, 1940. С. 4-20.
38. Власкина Т.Ю. Смерть в верованиях и обрядах казаков среднего Дона // Живая старина. 2001, № 1.С. 14-15.
39. Власова З.И., Лобанов М.А. Похороны Дударя (песня и обряд) // Экспедиционные открытия последних лет. Статьи и материалы. СПб., 1996. С. 61-71.
40. Гилярова Н.Н. Кузьма и Демьян «курятники», «кашники», работники // Народное творчество, 1990. № 11. С. 26-29.
41. Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. Рязань, 1992.
42. Гилярова Н.Н. Народная музыкальная культура Рязанской Мещеры. Диссертация насоиск. уч. ст. канд. искусствоведения. М., 1986.
43. Гилярова Н.Н. О современной фольклористической терминологии в связи с анализом формульных напевов в русской народной песне // Методы музыкально-фольклористического исследования. Сб. научных трудов. М., 1989. С.113-132.
44. Гилярова Н.Н. Особенности свадебных традиций населения Пензенской области // Этнографическое обозрение, 1996, № 2. С. 30-50.
45. Гилярова Н.Н. Причитания Пензенской земли // Музыковедение, 2004, №2. С. 33-47.
46. Гилярова Н.Н., Морозов И.А. Опыт комплексного обследования местной традиции: Шацкий этнодиалектный словарь // Музыка устной традиции. Материалы Международных конференций памяти А.В. Рудневой. М., 1999. С.200-212.
47. Гиппиус Е. Крестьянская музыка Заонежья // Искусство Севера. Заонежье. -Л., 1927.
48. Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. Песни Пинежья. -М., 1937. Кн.2.
49. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. -Л., 1980.
50. Гиппиус Е. Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях белорусского и украинского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность. -М, 1982.
51. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. 1788-1789. Т. 5.-М., 1940.
52. Голос и ритуал. Материалы конференции. М., 1995.
53. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян. М., 1971.
54. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
55. Гусев В.Е. От обряда к народному театру. Эволюция святочных игр в покойника // Фольклор и этнография. Л., 1974. С. 49-59.
56. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки).-СПб, 1993.
57. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.
58. Данченкова Н.Ю. Народные представления о «том» свете и художественная система владимирских причитаний // Мифологические представления в народном творчестве. -М., 1993. С. 70-90.
59. Данченкова Н.Ю. Традиционные причитания Владимирской области. Автореферат кандидатской диссертации на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения.-М., 1997.
60. Данченкова Н.Ю. Причетный ареал междуречья Клязьмы и Оки в их нижнем течении (Владимирская область) // Картографирование и ареальные исследования в фольклористике.-М., 1999. С. 147-169.
61. Данченкова Н.Ю. Причитания. Проблема статуса жанра и формы традиционного интонирования // П.Г. Богатырев. Воспоминания. Документы. Статьи. СПб., 2002. С. 187-207.
62. Дашков В.А. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношении. СПб., 1842.
63. Елатов В.И. Песни восточно-славянской общности. Минск, 1977.
64. Елеонская Е.Н. Крещение и похороны кукушки в Тульской и Калужской губерниях // Этнографическое обозрение. М., 1912, №1-2. С.146-154.
65. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов. М., 1994.
66. Енговатова М.А. Смоленские похоронные плачи: ритуал и музыка // Живая старина. -М., 2000, № 1. С. 2-6.
67. Еремина В.И. Историко-этнографические истоки «общих мест» похоронных причитаний // Поэтика русского фольклора. Русский фольклор XXI. Л., 1981. С. 70-86.
68. Еремина В,И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
69. Ефименкова Б.Б. Причетная песня в бассейне реки Юг // Памяти К. Квитки. Сборник статей. -М., 1983. С. 149-165.
70. Ефименкова Б.Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М., 2001.
71. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских традиционных песен. -М., 1993.
72. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть.-М., 1981.
73. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. -М., 1991.
74. Зеленин Д.К. Народный обычай «греть покойников» // Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1013. -М., 1994. С. 164-178.
75. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. -Л., 1975.
76. Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии // Актуальные проблемы современной фольклористики. — Л., 1980. С. 36-50.
77. Земцовский И. Торопецкие песни. Песни родины М. Мусоргского. JL, 1967.
78. Земцовский И.И. Этномузыковедческие заметки об этнической традиции // Б.Н. Путилов. Фольклор и народная культура. «In memoriam». Спб., 2003. С. 293-314.
79. Иванов А.Н. Причитания над колыбелью, записанные в Южной России // Живая старина. -М., 1994, № 4. С. 40-43.
80. Ивлева J1.M. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб., 1998.
81. Ивлева JI. Ряженье в традиционной русской культуре. СПб., 1994.
82. Ивлева JI.M., Ромодин А.В. Масленичная похоронная игра в традиционной культуре белорусского Поозерья // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Л., 1990.
83. Из архива кабинета народной музыки. -М., 2007.
84. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд.-М., 1990.
85. Кастров А.Ю. Напевы пудожских причитаний тирадно-строфической композиции // Русский фольклор, т. XXIX. Материалы и исследования. СПб., 1996. С. 192-241.
86. Касьянова И.А., Чувашев М.И. Мордовские (эрзянские) причитания. М., 1979.
87. Кауфман Н., Кауфман Д. Погребални и други оплаквания в България. София, 1988.
88. Квитка К.В. Избранные труды в двух томах. Том 1,2. -М., 1971,1973.
89. Кедрина Р.Е. Обряд крещения и похорон кукушки в связи с народным кумовством. Этнографическое обозрение. -М., 1912, №1-2, С. 101-139.
90. Ковпик В.А. Способы создания комического эффекта в пародийных причитаниях (на материале анекдотических рассказов о неумелых плакальщицах) // Традиционная культура. Научный альманах. М., 2004. 1 (13). С. 75-78.
91. Кодай 3. Венгерская народная музыка. Будапешт, 1961.
92. Коропниченко А.Н. Переходная зона как объект мелогеографии // Музыка устной традиции. Материалы международных научных конференций памяти А.В. Рудневой. -М., 1999. С. 219-229.
93. Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами. -М., 1913.
94. Крестьянсюе пъсни, записанные въ с. Николаевкъ, Мензелинскаго уъзда, Уфимской губерши, Н.Пальчиковымъ. СПб., 1888.
95. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М., 1983.
96. Куликовский Г.И. Похоронные обряды Обонежского края // Этнографическое обозрение. Кн. I. -М., 1890 г., с. 44-61.
97. Кутырева-Чубаля Г.Т. Белорусский жнивный напев. Архетипы и инновации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2002.
98. Лебедева Н.И. Этнологическое изучение Калужского Полесья как характерного этнологического района. Научные труды, т.1, Рязанский этнограф. Вестник. Рязань, 1996. С. 28-92.
99. Листопадов A.M. Песни донских казаков. -М., 1954. Т. V (Казачья свадьба на Дону).
100. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
101. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
102. Лобанов М.А. Лесные кличи. Вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. СПб., 1997.
103. Лобкова Г.В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность. Образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000.
104. Лобкова Г.В. Семантика интонационных средств народной песенной речи // Звук в традиционной народной культуре. Сб. научных статей. -М., 2004.
105. Лосев А. О понятии художественного канона // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., 1973. С. 6-15.
106. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 16-22.
107. Лядов А.К. Песни русского народа в обработке для одного голоса с фортепиано.-М., 1959.
108. Ляпунов С.М. Русские народные песни. М, 1963.
109. Мазо М.Л. Никольские причитания и их связи с другими жанрами местной песенной традиции // Музыкальная фольклористика Вып. 2. -М., 1978. С.213-236.
110. Максимов С.В. Неведомая, нечистая и крестная сила. М., 1993.
111. Малиновский А. Похоронные причеты в Перской волости Усрожинского уезда Новгородской губернии отдел II. Живая старина. -М., 1909.
112. Марченко Ю.И. Напевы групповых причитаний в междуречье Северной Двины и Ваги // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция. Л., 1987. С. 45-61.
113. Метлинский А.А. Народные южнорусские песни. Киев, 1854.
114. Мехнецов A.M. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры // Музыка устной традиции: Материалы Международной научной конференции памяти А.В.Рудневой. М., 1999. С. 178-183.
115. Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.
116. Можейко З.Я. Песенная культура белорусского Полесья. Минск, 1971.
117. Морозов И.А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы».-М., 1998.
118. Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижикова Л.Н., Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь. Рязань, 2001.
119. Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н. К вопросу о методике комплексного изучения локальных традиций: Шацкий этнодиалектный словарь // Этнографическое обозрение, 1999, № 1. С. 41-66.
120. Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования). Тезисы докладов научно-практической конференции (г. Смоленск). М., 1987. С. 93-98.
121. Музыкальный энциклопедический словарь.-М., 1991.
122. Мурзина Е.И. Украинские плачи: проблема текста // Музыка устной традиции. Материалы Международных конференций памяти А.В. Рудневой. -М., 1999. С. 229-239.
123. Народное музыкальное творчество. СПб., 2005.
124. Народная традиционная культура Псковской области. Обзор экспедиционных материалов. Том I, II. СПб.-Псков., 2002
125. Невская Л.Г. Балто-славянское причитание: реконструкция семантической структуры // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. -М., 1990. С. 135-146.
126. Нижегородская свадьба. Пушкинские места. Нижегородское Поволжье. Ветлужский край. Обряды, причитания, песни, приговоры. Отв. ред. М.А. Лобанов.-СПб., 1998.
127. Никитина С.Е. «Смерть» в русском религиозном фольклоре // Живая старина. -М., 2000, №1. С. 7-9.
128. Никольские песни. Сост.-ред. М.Л. Мазо. Л.-М., 1975.
129. Пашина О.А. Календарно-обрядовый цикл у восточных славян. М., 1998.
130. Пашина О.А. Картографирование и ареальные исследования в этномузыкологии // Картографирование и ареальные исследования в фольклористике. М., 1999. С. 6-23.
131. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году. Записали слова Ф.М. Истомин, напевы Т.О. Дютш. СПб., 1894.
132. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 году. Записали слова Ф.М. Истомин, напевы С.М. Ляпунов.-СПб., 1899.
133. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. -М.; Петрозаводск, 1861-1867. Ч. III.
134. Попова И.С. Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 1998.
135. Похоронные обряды и причитания // Русский фольклор. Хрестоматия для высших пед. уч. заведений. Сост. проф. Н.П. Андреев. М.-Л., 1936.
136. Причитанья Северного края, собр. Е.В. Барсовым. М., 1872-1886. Ч. I—III.
137. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.
138. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. -М., 1999.
139. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. СПб., 1995.
140. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. -JL, 1976.
141. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
142. Разумовская Е.Н. Плач «под язык» и «под иканье» особые вокально-ансамблевые формы причетной традиции // Экспедиционные открытия последних лет. Статьи и материалы. - СПб., 1996. С. 9-60.
143. Разумовская Е.Н. Плач с «кукушкой». Традиционное необрядовое голошенье русско-белорусского пограничья // Славянский и балканский фольклор: Этногенетическая общность и типологические параллели. -М., 1984. С. 160.
144. Разумовская Е.Н. Структура музыкального и поэтического текста голошений русско-белорусского пограничья (по полевым материалам 19711987 гг.) // Фольклор: Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы. -М., 1988. Ч. 1.С. 89-91.
145. Резниченко Е. Некоторые вопросы интонирования севернорусской причети // Фольклорный текст: функция и структура. -М., 1992. С. 116-129.
146. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. J1.-M., 1973.
147. Руднева А.В. О двух вариантах плача «Пора встать от сна беспечального» // Памяти К. Квитки. Сборник статей. -М., 1983. С. 138-149.
148. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М., 1994.
149. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Под ред. К.В. Чистова и Т.А. Бернштам. Д.: Наука, 1978.
150. Русский север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. JL: Наука, 1986.
151. Русский фольклор. Хрестоматия для высших педагогических учебных заведений. Сост. Н.П. Андреев. -М., 1936.
152. Русский эротический фольклор. Составитель А.Топорков. М., 1995. С. 17.
153. Русское народное поэтическое творчество. Очерки по истории русского народного поэтического творчества вт. половины XIX-начала XX века. М.-Л., 1956.
154. Русское народное поэтическое творчество. Под общей редакцией проф. П.Г. Богатырева.-М., 1954.
155. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. проф. A.M. Новиковой и проф. А.В. Кокорева. -М., 1969.
156. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
157. Савельева Н.М. О региональных и локальных разновидностях типовых русских песенных структур // Проблемы композиции народной песни. М., 1998. С.41-70
158. Савельева Н.М. Региональная стилистика русской народной музыки. Русско-белорусско-украинское пограничье. -М., 2005.
159. Савельева Н.М. Суземские песни. -М., 1995.
160. Свитова К. Народные песни Брянской области. М., 1966.
161. Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. -М., 2004.
162. Сказания русского народа, собр. И. Сахаровым. СПб., 1849. Т. 2, кн. 5-8.
163. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. В пяти томах. Т. 1,2. -М., 1995, 1999.
164. Слово о полку Игореве. М., 1981.
165. Смирнов Д.В. Весенняя обрядность в Нижегородской области // Живая старина. -М., 1998, № 2. С. 12-14.
166. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М., 1837. Вып. 1; 1838. Вып. 2.
167. Собрание народных песен П.И. Киреевского. Записи П.И. Якушкина. Л., 1983.
168. Сокальский П.П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888.
169. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941.
170. Соколова В.К, Весенне-летние календарные обряды у русских, украинцев и белорусов XIX начала XX в. - М., 1979.
171. Соколова В.К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах // Обряды и обрядовый фольклор. -М., 1982. С. 11-25.
172. Старостина Т.А. К проблеме каденции в народном пении // Фольклор: современность и традиции. Материалы третьей международной конференции памяти А.В. Рудневой. -М., 2004. С. 383-392.175. Стоглав.-СПб., 1863.
173. Суворовский А. Вопли Новгородской губернии // Этнографическое обозрение. -М., 1907, № 3.
174. Терещенко А.В. Быт русского народа. СПб., 1848. Т. 7.
175. Терновская О.А. К описанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и балканский фольклор. М., 1981. С. 139-159.
176. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике.-М., 1995.
177. Торопецкие песни. Запись и комментарии И. Земцовского. Л., 1967.
178. Традиционная музыка русского Поозерья (по материалам экспедиций 1971-1992 годов). Сост. и комментарии Е.Н. Разумовской. СПб., 1998.
179. Традиционный фольклор Новгородской области (по записям 1963-1976 гг.): Песни. Причитания // Изд. подгот. В.И. Жекулина, В.В. Коргузалов, М.А. Лобанов, В.В. Митрофанова. Л., 1979.
180. Угличские народные песни. Сост.-ред. И. Земцовский. Л.-М., 1974.184. «Умираеть каждый по-своему». Погребальный обряд астраханских липован. Публикация Пауновой Е.В. // Живая старина. М., 2000, № 1. С. 1720.
181. Успенский Д.И. Похоронные причитания. Этнографическое обозрение. Кн. XIII. -М., 1892 г. С. 98-111.
182. Харузина В.Н. Обряд «крестить кукушку» в Орловской губернии // Этнографическое обозрение. -М., 1912, № 1-2. С. 140-145.
183. Христиансен Л.Л. Уральские народные песни. М., 1961.
184. Чистов К.В. Исполнитель фольклора и его текст // От мифа к литературе. -М., MCMXCIII. С. 91-101.
185. Чистов К.В. «Причитанья Северного края, собранные Е.В.Барсовым» в истории русской культуры // Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. Т.1. СПб., 1997. С. 400-495.
186. Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения.-М., 1952.
187. Щуров В.М. Белгородское Приосколье. М., 1995.
188. Щуров В.М. С рюкзаком за песнями (Записки собирателя). М., 2005.
189. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. -М., 1998.
190. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика, вып. 3. М., 1986. С. 11-47.
191. Юмсунова Т.Е., Майоров А.П. Обряжение и проводы покойников у семейских Забайкалья //Живая старина. -М., 2000, № 1. С. 10-13.
192. Ясинская М.В. Похоронные обряды в Уржумском районе Кировской области //Живая старина. -М., 2000, № 1. С. 16-17.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.