Частушки в культурных традициях Белозерья. Опыт комплексного исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Кулева, София Робертовна

  • Кулева, София Робертовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 260
Кулева, София Робертовна. Частушки в культурных традициях Белозерья. Опыт комплексного исследования: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2008. 260 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кулева, София Робертовна

Введение.

Глава 1. Содержание и функциональные особенности музыкально-поэтических форм частушек.

Раздел первый. Частушка - поминание предков - плач.

Раздел второй. Функционирование частушек в контексте жнивных обрядов.

Раздел третий. Частушки в контексте весенне-летнего календарного периода.

Раздел четвертый. Частушки в контексте молодежных собраний, «бесед».

Глава 2. Закономерности строения и стилевые особенности музыкально-поэтических форм частушек.

Раздел первый. Основные принципы композиционного строения частушек.

Раздел второй. Общие закономерности метроритмической организации музыкально-поэтических форм частушек.

Раздел третий. Особенности интонационно-ладового строения напевов частушек.

§ 1. Интонационный строй напевов частушек в связи с их функционально-смысловым назначением.

§ 2. Стилевые признаки мелодизированных напевов частушек.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Частушки в культурных традициях Белозерья. Опыт комплексного исследования»

Исследование жанровой специфики частушек, определение их места и значения в контексте традиций народной культуры, выявление структурно-типологического и содержательно-смыслового родства с другими жанрами фольклора относятся к ряду актуальных задач современной музыкальной фольклористики. В настоящей диссертации частушки впервые становятся предметом комплексного исследования, в основу которого положены обширные фольклорно-этнографические материалы, отражающие состояние фольклорных традиций Белозерья на протяжении последних трех десятилетий XX - начала XXI веков.

На разных этапах развития мысли о народной песенности частушки привлекали к себе внимание как фольклористов-собирателей, так и представителей творческой интеллигенции - музыкантов, композиторов, писателей, поэтов, которые пытались осмыслить их значение для современной художественной культуры (в рамках конкретного исторического отрезка времени), а также их место в системе жанров фольклора.

Значительный интерес к частушке как особой музыкально-поэтической форме проявили отечественные композиторы «новой фольклорной волны» во второй половине XX века - Р. К. Щедрин, Г. В. Свиридов, В. А. Гаврилин, С. М. Слонимский, Г. Г. Белов.

Обращение к фольклору было во многом обусловлено непосредственным участием музыкантов в фольклорных экспедициях и их личным знакомством с народно-песенной культурой, общением с носителями традиции. Так, по результатам поездки В. Гаврилина в Лодейнопольский район Ленинградской области в составе фольклорной экспедиции студентов Ленинградской консерватории в 1962 году сохранилась запись его сообщения, в котором значительное внимание уделяется описанию частушек [Гаврилин 2001. С. 36-39]. В. Гаврилин обращает внимание на «особый, местный вид частушек — покосные, качельные и лесные». Описания, в которых композитор характеризует «необычные, небывалые» напевы, отличаются художественной образностью, в них автор словно воссоздает яркую живописную картину качания на качелях, пения в лесу, в поле во время работы. Например: «Лесные частушки - ну леса там замечательные, огромные, высоченные и диковатые. Частушка под стать им - диковатая, гортанная, трубная, валторновая <. .> с огромной <. .> квинтой. Постоянные систематические возвращения к звукам уже составленным создают впечатление, что звуки эти как бы развешиваются прямо в воздухе, отсюда - эффект как бы стереофонического, многопланового звучания, с эхом и ауканьем. Получается песня огромной кубатуры, способная заполнить собою длиннейшие дистанции во всех трех измерениях» [Там же. С. 38]. Не известно, имел ли композитор возможность слышать эти частушки в реальной ситуации исполнения их в лесу, однако, он как нельзя более точно воспринял и описал по особенностям напева то реальное ощущение большого пространства и акустического эффекта распространения в нем звука «с эхом и ауканьем», которое, как известно из этнографических описаний, действительно являлось важнейшим условием бытования таких частушек. В трехдольном напеве качельных частушек он услышал «широкие качельные шаги», «ощущение свободного парения». В. Гаврилин уловил саму суть исполнения частушек.

Термин «частушка», который впервые применил Г. Успенский [Успенский 1957. С. 550], звучит привычно для современного исследователя, однако он далеко не всегда используется в среде народных исполнителей и не отражает всего многообразия жанровых разновидностей, существующих в региональных и локальных традициях.

Например, Т. И. Калужникова, описывая систему жанров песенной традиции Среднего Урала сквозь призму народной терминологии, отмечает, что в народных наименованиях традиционных песенных жанров отражаются «особенности музыкально-поэтических форм, содержания текстов, бытовые функции песен, исполнительские приемы» [Калужникова 1999. С. 245]. Так, по особенностям музыкальной формы частушек различаются скорые напевы («частоговорки», «наговорки», «набирушки», «напевки» и другие, а также «мелкие», «короткие», «крутые» песни и другие) и медленные напевы («растяжные», «пологие», «длинные»). По приуроченности к определенным обрядам выделяются «некрутские», масленичные и другие «наговорки». Существуют «наименования типовых частушечных напевов и наигрышей по их этнической характерности» — «под вид русского», «под вид марийского», «под вид татарского». По особенностям исполнения — «подергушки», «повертушки», по обстановке звучания - «улочные» [Там же. С. 247]Таким образом, критерии функциональности, содержания частушек, структурных особенностей их формы позволяют наблюдать своеобразный комплекс жанровых разновидностей в пределах одной региональной традиции.

Несмотря на существующее в пределах локальных и региональных традиций многообразие жанровых разновидностей частушек, специальное внимание фольклористов-музыкантов, как правило, уделяется изучению частушек, бытующих в комплексе с инструментально-хореографическими формами. Очевидно, что структурные взаимосвязи напевов этой группы с народной инструментально-хореографической традицией обусловливают ряд следующих закономерностей напевов: декламационный принцип

1 И. В.Зырянов приводит следующие наименования частушек, принятые на Урале: «припевка», «побасенка», «набирушка», «пригудка», «притабора», «ихохонюшка» и др. [Уральские частушки 1966. С. 5]. соотношения напева и текста, отсутствие цезур, быстрый («частый») темп исполнения. Именно эти закономерности и нашли свое отражение в общепринятом наименовании жанра - «частушка». Особый интерес фольклористов именно к группе декламационных частушек обусловлен, вероятно, их повсеместным бытованием, хорошей степенью сохранности и актуальностью в современной культурной практике.

Однако, наряду с этой группой частушек в фольклорных традициях существуют и другие, требующие своего изучения.

Предмет исследования

В традициях народной культуры Белозерья развитая система напевов частушек и ее внутреннее подразделение на группы получили следующее отражение в народной терминологии:

• «частушками» исполнители называют, в основном, скорые («частые») декламационные напевы, функционально связанные с хореографическим движением (пляской и шествием-проходкой по деревне) и инструментальным сопровождением; такое соотношение трех формообразующих и содержательно значимых компонентов образует сложный вокально-инструментально-хореографический комплекс',

• группа мелодизированных (распетых) форм именуется в традиции «короткими песнями» («коротенькими», «маленькими»); для них свойственны: функционирование в обрядовом контексте, отсутствие прямых связей со сферой инструментальной музыки (в силу особого обрядового назначения самих форм) и принадлежность женской певческой традиции.

Музыкально-стилевое разнообразие напевов частушек находит подтверждение в оценке их особенностей и в терминологии, применяемых носителями традиции для характеристики напевов. Вероятно, что формирование в народной среде термина «частушка» было связано с попыткой отразить в нем присущий именно этой группе напевов быстрый («частый») темп исполнения. В термине «короткие песни» отразилась, на наш взгляд, необходимость выделить мелодизированные (распетые) формы частушек как самостоятельную жанровую группу и отграничить ее, с одной стороны, от частушек декламационного характера с помощью наименования «песни» (по таким качественным свойствам их напевов, как мелодическая протяженность, развитость мелодической линии, наличие распевов и относительно медленный темп исполнения), и, с другой стороны, отделить от «долгих» — протяжных, лирических - песен с помощью наименования «короткие» (по признаку краткости музыкально-поэтической формы и ограниченности ее четырехстрочной композицией поэтической строфы).

Употребляя термины «частушка» и «короткая песня», вологодские народные исполнители четко осознают разницу между ними. А.В. Трофимова из д. Кукина Гора Белозерского района различает частушки, которые исполнялись во время жатвы («коротенькие песни»), и частушки «по деревне» следующим образом: «[Д]ак жать-то, [д]ак это песьни пели <.>. Тут коротинькие песьни. <.> [А когда ходили по деревне], дак это уж и чистушки» (ОНМЦК: 166-20) 2.

В.А. Андреева из д. Большой Двор Белозерского района, сравнивая напевы «коротких песен», исполнявшихся на жатве, и плясовых частушек, в качестве ведущих признаков отмечает мелодическую протяженность

2 Здесь и далее в круглых скобках к цитируемым фрагментам экспедиционных записей (репортажам, текстам) приводятся ссылки на фонд и номер единицы хранения. Аббревиатуры, используемые для обозначения фондов хранения: ОНМЦК - Вологодский областной научно-методический центр культуры, ФЭЦ - Фольклорно-этнографический центр Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, КЦНТК - Кадуйский центр традиционной народной культуры, ЧЦНТК j у i I в качестве ведущих признаков отмечает мелодическую протяженность («голос тянешь») жнивных и быстрый темп плясовых. «[Частушки, которые пели на жатве, раньше называли] песням. <.> От пляски [плясовых частушек] те [жнивные] честушки отличаютце. <.> Там [на жниве] голос тянешь, а честушка - быстрей поёшь. На жниве голос тянешь, <.> а честушка в пляске короче, слова быстрей» (ОНМЦК: 167-23). Характеризуя пение на жниве и за прялкой, в д. Гора Белозерского района отметили: «Ну, это на жнйви протяжние, на жниве поёшь, а за прялкой уж не так протяжно» (ФЭЦ: 880-11). Сравнивая жнивный напев и «по деревне», отмечают: «[Когда ходили по деревне, то пели] по-другому. Это на жниве [пели], дак с вытижкой» (Бел., Зубово, ОНМЦК: 178-05). В Кирилловском районе отличия между напевом в поле и на гулянье обозначили следующим образом: «В поле идёшь [жать] дак, как соловьи [поют]. <.> А на гулянке по-другому. Там, как в буки - fay, fay, fay! Грубым голосом на гулянках [пели] . <.> [А на жниве] продолжительно пели <.>. Тоненьким <.> [голосом] пели. <.> Да как-то протяжно шло тянут» (Кир., Бабичёво, ФЭЦ: 5619-10).

Кроме этого, носители традиции выделяют такие свойства, как временная продолжительность напевов, звучавших на жатве: «[Когда жали], дак там уж напев очень удлинённый» (Бел., Зубово, ФЭЦ: 900-45); «продольную пели» (Баб., Клюшово, ЧЦНТК: 123-27); «продолжительно пели» (Кир., Бабичёво, ФЭЦ: 5619-10); «долгим голосом поют» (Баб., Харино, ФЭЦ: 1428-40) и медленный темп их исполнения: «Вот тут ишшо реже над[о]. Реже, реже и так это, с выносом таким» (Уст., Петрово, КЦНТК: 082-25).

3 Вероятно, здесь характеризуется мужская исполнительская манера. тесными функциональными связями с обрядовыми комплексами4 в контексте традиций народной культуры, а также особыми стилевыми свойствами напевов. Особый интерес представляют такие качества напевов мелодизированных (распетых) частушек, как развитость и выразительность мелодической линии, наличие внутрислоговых распевов, несимметричные ритмические построения, формообразующая роль цезур, увеличение музыкально-временной протяженности единицы периодичности. Именно эта группа частушек и является предметом первостепенного внимания в настоящем исследовании. Группа декламационных напевов, подчиняющихся закономерностям регулярной ритмо-акцентной организации и непосредственно связанных с принципами инструментально-хореографической традиции, учитывается в работе в качестве сравнительного материала.

Материал и фактологическая база исследования

В центре внимания находятся традиции западных районов Вологодской области, принадлежавших ранее (до 30-х годов XX века) Новгородской губернии: Белозерский, Кирилловский, Вашкинский, Бабаевский, Чагодощенский, Устюженский, Череповецкий, Шекснинский районы. Первые археологические свидетельства о славянском населении на данной территории — на юго-западе по рекам Чагодоще, Кобоже, Песи, Лиди, Колпи, Мологе - относятся к V - 1-й половине VI века [Русский Север 2004. С. 17]. По данным 2-й половины XIX века, русское население

3 Вероятно, здесь характеризуется мужская исполнительская манера.

4 В экспедиционных материалах эта группа представлена напевами жнивных, лесных, качельных и беседных частушек. Напевы поминальных частушек (поэтические тексты и особенности функционирования которых анализируются в первой главе), к сожалению, зафиксировать не удалось. Частушки, приуроченные к сбору вереса в Великий четверг, зафиксированы в 2000 году в единичном варианте с декламационными напевами, что является скорее показателем разрушения традиций, чем устойчивым фактом. на изучаемой территории в среднем составляло от 96,77 % (Белозерский у.) до 99,86 % (Череповецкий у.) [Там же. С. 30].

Для того чтобы проследить динамику распространения традиции бытования частушек, учитываются фольклорно-этнографические материалы, зафиксированные на прилегающих территориях — Вытегорский, Вожегодский, Харовский, Сокольский районы Вологодской области, а также пограничные районы Ленинградской (Лодейнопольский, Тихвинский, Подпорожский, Бокситогорский) и Новгородской областей (Хвойнинский, Пестовский, Любытинский). Обширный круг используемых в работе фольклорно-этнографических материалов позволяет рассмотреть видовые особенности разнообразных форм частушек в обрядово-праздничных, трудовых и других обстоятельствах их бытования.

Изучение народных традиций территории современной западной части Вологодской области было начато краеведами, этнографами и фольклористами еще в XIX веке5. Начало специальным исследованиям песенной культуры региона положила экспедиция Е. Э. Линевой в 1901 г., результаты которой нашли свое отражение в сборнике «Великорусские песни в народной гармонизации» [Линева 1909]. Продолжили экспедиционное обследование Белозерского края братья Б. М. и Ю. М. Соколовы [Сказки и песни Белозерского края 1915]6. Срез народно-песенной культуры, бытовавшей в регионе в 30-е годы XX века, отражается в публикации фольклорных материалов по результатам экспедиции Фольклорной комиссии при Институте этнографии (Ленинградское отделение), проходившей в 1937 году [Народные песни Вологодской области 1938].

5 Одной из первых, известных нам публикаций, следует считать следующую: [Кичин 1844. С. 179-181]. Фольклорные тексты и этнографические сведения, отражающие особенности народной жизни и быта, представлены в работах Е. В. Барсова (уроженца Череповецкого уезда), земского врача М. К. Герасимова: [Причитанья Северного края]; [Герасимов 1894]; [Герасимов 1910]. Первой публикацией образцов музыкального фольклора, бытовавших на территории изучаемого региона, является сборник череповецкого учителя Ф. Н. Лаговского: [Лаговский 1877].

Фольклорные экспедиции преподавателей и студентов Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в 1962-1968 гг. в Лодейнопольский и Подпорожский районы Ленинградской области , а также в Вытегорский район Вологодской области позволили выполнить ценные в научном отношении звуковые записи частушек. Методологически значимыми в изучении музыкально-песенных традиций западных районов Вологодской области стали экспедиции Ленинградской консерватории под руководством A.M. Мехнецова, проведенные в 1979 (Белозерский, Вашкинский районы), 1980 (Кирилловский район), 1983, 1992 (Бабаевский район), 1993 (Вытегорский район) годах. Их отличает фронтальное обследование территории- и установка на комплексное изучение культурных традиций региона. Благодаря применению методов системного собирания и изучения фольклора были выявлены песенные традиции, характеризующиеся стилевым своеобразием и исторической глубиной.

Обследование региона было продолжено областными и районными учреждениями культуры и образования Вологодской области. В разные годы, начиная с конца 1980-х - начала 1990-х годов, на территории западных районов работали научные и учебные экспедиции Вологодского государственного педагогического университета, Вологодского областного научно-методического центра культуры, Череповецкого, Кадуйского, Бабаевского центров народной традиционной культуры, Вологодской школы традиционной народной культуры и других учреждений. Автор диссертации принимала участие в ряде экспедиций в качестве организатора экспедиции и руководителя экспедиционной исследовательской группы.

6 См. также: [Шереметев 1902]

7 Кроме этих записей в работе в качестве сравнительных используются материалы экспедиций консерватории 1978 года (Устюженский район) в Вологодскую область, 1980 (Тихвинский, Бокситогорский районы) и 1982 (Подпорожский район) годов в Ленинградскую область, а также 1988, 1989 (Хвойнинский, Любытинский районы) годов в Новгородскую область.

Основную фактологическую базу диссертации составляют документальные экспедиционные материалы, хранящиеся в фонде Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (далее -ФЭЦ). Кроме них используются записи из Централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов Вологодской области - это коллекции Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации (далее - ОНМЦК), а также -Череповецкого, Кадуйского, Бабаевского центров народной традиционной культуры (далее - ЧЦНТК, КЦНТК, БЦНТК).

Собранные в результате экспедиций фольклорно-этнографические о материалы нашли отражение в ряде публикаций .

Комплексное обследование территории западных районов Вологодской области, проводившееся в разные годы, позволяет отмечать хорошую сохранность архаичных пластов традиционной культуры:

• система верований и представлений,

• похоронно-поминальная обрядность и система причитаний,

• свадебный обряд и комплекс музыкально-поэтических форм фольклора (коллективные и сольные причитания, обрядовые свадебные песни),

• цикл календарных обрядов и праздников, и связанные с ними жанры подблюдных песен, колядок и пр.,

• лирические песни женской певческой традиции,

• эпические жанры (былины, духовные стихи, баллады),

• архаичные формы женской и мужской обрядовой пляски,

8 [Подблюдные песни Белозерья 1985. С. 101-135]; [Мехнецов, Лобкова 1993. С. 19 - 31]; [Праздники и обряды Череповецкого района 2000]; [Календарные обряды и фольклор 2004]; [Мехнецов 2005]; см. также: [Морозов, Слепцова 1997]; ряд статей в сборнике: [По следам Линевой 2002. С. 54 - 82, с. 197 — 233, с. 290 — 304]; ряд статей, посвященных традиционной культуре Белозерского района: [Белозерье 1998. С. 204-271].

• инструментальная традиция (инструментальные наигрыши на гармони, балалайке обнаруживают типологическое родство с образцами гусельной игры)9.

Диалектно-стилевая однородность изучаемого региона проявляется в бытовании на данной территории единой группы говоров (белозерско-бежецкие говоры, распространенные на территории Кирилловского, Белозерского, Устюженского, Череповецкого и части Бабаевского районов) .

Традиция функционирования мелодизированных (распетых) частушек, характеризуемых развитой системой напевов, и приуроченных к ряду календарных обрядов и ритуалов жизненного цикла, также локализуется на данной территории.

Цели и задачи диссертационного исследования

Целью диссертации является определение жанровой специфики и стилевого своеобразия группы мелодизированных (распетых) частушек в культурных традициях Белозерья. Исследование осуществляется в двух основных направлениях, реализуемых в самостоятельных разделах диссертации:

1) исследование функциональных связей частушек (выявление содержательно-смыслового плана частушек в обрядовом контексте) проводится в первой главе;

9 См.: [Мехнецов 2005]

10 См. об этом: [Русский Север 2004. С. 22]. Среди других групп говоров, объединяющих современное северное наречие, выделяются: ладого-тихвинская (на Вологодчине - районы Чагоды, часть Бабаева), вологодская (от Кубеноозерья и Кириллова на восток, также по Шексне в Чёбсаре, на озерах Вожже и Чар, от Вологды до Великого Устюга и Никольска), костромская (в вологодских пределах — юг Грязовца и Тотьмы), а также межзональные: онежская (Вытегра), лачская (Ковжозеро, Кемозеро, восток Вытегры).

2) изучение закономерностей музыкального стиля жанровой группы мелодизированных частушек и обоснование ее жанровой специфики осуществляется во второй главе;

Достижение поставленной цели достигается с помощью последовательного решения ряда исследовательских задач:

• определение места и функционально-смыслового назначения частушек в структуре обрядовых комплексов;

• разработка принципов типологизации системы напевов частушек и проведение их жанровой группировки;

• осуществление структурного и стилевого анализа напевов частушек, выявление их типологии;

• обнаружение связей мелодизированных частушек с другими жанрами в контексте системы музыкального языка традиции.

Методологические принципы исследования

Методологические принципы и установки, используемые в настоящей работе, связаны с комплексным изучением образцов традиционной народной культуры, системным видением природы фольклорного текста. Метод комплексного исследования обнаруживает себя, в первую очередь, в изучении системных связей элементов «фолъклорно-этнографического текста»п как факта традиционной культуры. Как отмечает А. М. Мехнецов, при рассмотрении структуры фольклорно-этнографического текста определяющими оказываются три основных уровня:

11 Понятие разработано и введено в научный оборот A.M. Мехнецовым. «Фольклорно-этнографический текст - каждый законченный в функционально-содержательном и композиционном отношениях фрагмент народной традиционной культуры» [Мехнецов 1999. С. 180].

• художественная; форма (комплекс языковых средств, знаковых систем);

• этнографический контекст (обрядовое действие и другие обстоятельства бытования художественной формы);

• функционально-смысловая направленность исполнения (система жизненных смыслов, назначение).

Структурный анализ всех элементов фольклорно-этнографического текста и выявление характера их взаимосвязей позволяет сделать попытку прочтения функционально-семантического содержания изучаемой жанровой группы частушек.

Изучение функциональности частушек, определение характера отношений фольклорного текста с компонентами обряда осуществляются, исходя из исследований в этой области В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова (понятие «инклюзивности», включенности фольклорного текста в обряд), А. К. Байбурина (теория ритуала в традиционной культуре). Концепция Н: И. Толстого, определяющего традиционный обряд как «культурный текст», включающий в. себя элементы, принадлежащие разным кодам: (акциональному, предметному, вербальному и др.), стала основополагающей в решении вопроса о месте и значении частушек, в обрядовом контексте. Анализ функционально-семантического «подтекста» частушек, выявление коммуникативно-обрядовой направленности их исполнения связаны с достижениями ведущих ученых структурно-семиотического направления - Ю. М. Лотмана, А. К. Байбурина.

Разработка принципов жанровой группировки частушек основывается на исследованиях В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, В. В. Коргузалова, А. М. Мехнецова.

Задачи, связанные с определением- музыкально-стилевых особенностей напевов, частушек, решаются в соответствии с методами aнaлизaj разработанными музыковедами и этномузыкологами Санкт

Петербургской консерватории. Изучение интонационно-ладовых закономерностей напевов основывается на теоретических разработках в этой области Б. В. Асафьева, Ф. А. Рубцова, Е. А. Ручьевской, Т. С. Бершадской, А. М. Мехнецова. При проведении структурно-типологического анализа напевов частушек учитываются научные достижения К. В. Квитки, А. В. Рудневой, А. А. Банина, Б. Б. Ефименковой.

К вопросу об истории изучения частушек

Частушкам уделялось много внимания на всем протяжении становления и развития фольклористической науки. Среди публикаций, посвященных частушке - сборники фольклорных материалов, научные статьи (филологические и музыковедческие), монографии. Основную часть публикаций составляют издания поэтических текстов.

Дискуссии о происхождении и формировании жанра частушек начали разворачиваться в научных кругах в конце XIX века. Вопросы, которые поднимаются исследователями в статьях и в предисловиях к сборникам частушек, касаются следующих основных тем: поэтика частушек, историческое время происхождения жанра, его генетические истоки. Лишь в единичных публикациях затрагиваются вопросы специфики музыкального строя частушек.

Вопросы происхождения и формирования частушек

Исследователи считают, что появление частушек в крестьянском быту связано с активным влиянием в конце XIX - начале XX веков городской музыкальной культуры на крестьянскую. Так, уже первые исследователи частушек в 1880-х - 1890-х годах называли частушку совершенно новым жанром фольклора, который возник в связи с трансформацией традиционной народной песни [Лазутин 1960. С. 3].

Большинство исследователей, так или иначе затрагивавших в своих работах вопросы происхождения частушек, более или менее точно относили время их возникновения к середине XIX века. При этом имевшие место в начале XX века суждения о частушке как о жанре, относящемся к более ранним историко-стилевым пластам, не могли быть научно обоснованы на том этапе развития фольклористической науки. На этой почве возникали дискуссии между сторонниками и противниками версии раннего происхождения частушек. Так, например, А. И. Соболевский в своей рецензии на брошюру Д. К. Зеленина «Новые веяния в народной поэзии», автор которой придерживался мнения о недавнем происхождении частушек, утверждал, ссылаясь на песенники XVIII века и сборники первой половины XIX века, что частушка - древний жанр фольклора [Лазутин 1960. С. 4]12.

В советской фольклористике вопрос о времени происхождения частушек также не утратил своей актуальности. Один из ведущих исследователей частушек советского периода С. Г. Лазутин считал, что доводы предшественников о «древнем» происхождении этого жанра безосновательны. По его мнению, частушка как особый песенный жанр возникает в середине XIX столетия. «Этому выводу, — отмечает автор, -совсем не противоречат факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, еще в конце XVIII и первой половине XIX веков. Эти песенки явились генетическими истоками, своеобразными прототипами частушек» [цит. по: Тонков 1961. С. 195]. С. Г. Лазутин отмечает, что факты публикации текстов, близких частушкам, в сборниках XVIII века малочисленны и не убедительны [Лазутин 1960. С. 13-18], и относит возникновение частушек к 50-60-м годам XIX века на основании

12 См. об этом: [Зеленин 1901. С. 86-98]; [Соболевский 1901. С. 299]. публикаций частушечных текстов, например, в рукописном сборнике 1850-х годов «Русские народные песни Московской губернии, Звенигородского уезда» и в сборнике П. В. Шейна «Русские народные песни» (М., 1870) и др. [Там же. С. 18].

Такой метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой точного (или относительно точного) датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций, заимствован из литературоведческой науки, и, по нашему мнению, не может быть в полной мере применен к фольклору. Тот факт, что первые опыты в изучении и публикации фольклорных текстов начались не ранее XVIII века, не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к этому периоду. Правомерной, на наш взгляд, должна быть такая постановка вопроса, при которой на основе результатов комплексного структурно-типологического и функционально-семантического анализа частушек можно будет рассматривать закономерности строения их текстов (в том числе поэтического, музыкального, этнографического) в контексте различных фольклорных традиций. Это поможет подойти к решению еще одной проблемы -постановке вопроса об исторической многослойности жанра частушек.

В исследованиях о генетических истоках частушек ученые опирались на наблюдения о сходстве их поэтических текстов с другими фольклорными жанрами. Так, уже в конце XIX века высказывались мнения о связях частушек не только с городскими песнями и романсами, но и с протяжными крестьянскими песнями (А. Балов, В.Н. Перетц, А.Н. Лященко), с плясовыми песнями (Д.К. Зеленин, Е.Н. Елеонская), со свадебными припевками (А. Балов, А. Георгиевский), с эпическими жанрами (П.А. Флоренский), с песенками скоморохов, с пословицами, поговорками, скороговорками (В.И. Симаков). Обнаруживая генетические связи частушек с различными жанрами фольклора, «исследователи дореволюционного периода единодушны были в признании того, что окончательное формирование жанра частушки — ее силлабо-тонический размер стиха, тенденция к обязательной, иногда перекрестной рифме, строфическая устойчивость происходило под сильным влиянием литературной поэзии» [Лазутин 1960. С. 7]. Несомненно, что эти первые попытки сравнительного анализа создали предпосылки для возникновения в 30-е - 40-е годы XX века теории о полигенетической основе жанра частушек.

Мысль о том, что «частушка не восходит к одному какому-либо жанру народно-песенного творчества», что она «полигенетична», первым сформулировал К. А. Копержинский [Копержинский 1939. С. 72]. Целый ряд исследователей советского периода указывали на генетические связи частушек со многими жанрами фольклора: с игровыми припевками, плясовыми и хороводными песнями [Тонков 1961. С. 195], с причитаниями, со сказками [Шептаев 1950. С. 8-10], с подблюдными песнями, свадебными припевками, лирическими песнями [Тунёва 1983. С. 79]. Полигенетическая природа частушек убедительно обоснована Н. В. Дранниковой во второй главе ее диссертационного исследования [Дранникова 1994. С. 6-16], где автор, пользуясь методами сравнительного анализа поэтических текстов частушек (архангельские традиции) и других фольклорных жанров, обнаруживает связи частушек со скоморошинами, с причитаниями, с протяжными лирическими и с плясовыми песнями.

Однако сравнения частушек с каким-либо другим жанром или жанровой областью вне понимания обстоятельств их бытования в культурной традиции и их функционального назначения, как правило, не могут привести исследователя к решению вопроса о происхождении частушек. На это обратил внимание еще в 1913 году собиратель и исследователь частушек В. И. Симаков, который считал, что ошибка предыдущих исследователей заключалась в том, что сравнивая частушку с длинной песней, «самым старательным образом исследовали внутреннее содержание этой поэзии и совсем не исследовали, при каких наличных жизненных обстоятельствах выполняется длинная песня, и при каких частушка». В. И. Симаков одним из первых обратил внимание на необходимость изучения не только текстов, но и самого контекста их бытования («жизненных обстоятельств») в традиции: «частушка — один род поэзии, длинная песня другой - оба эти рода - общего ничего не имеют, а даже существенно рознятся в своих предназначениях, ибо частушка произносится при наличности одних жизненных обстоятельств, -длинные песни поются совсем при других» [Симаков 1913. С. 10].

Таким образом, представляется необоснованной такая постановка вопроса о генезисе частушек, при которой исследователи на основе анализа поэтических текстов, без учета целого ряда других компонентов структуры данного явления (напев, этнографический контекст, функции, жанровая система традиции и пр.) однозначно определяют природу происхождения частушек как позднюю. На наш взгляд, более корректно говорить не о генезисе жанра, т.е. о поиске неких первоисточников его происхождения, а об исторических, культурных, языковых, фольклорных и других связях между разными жанрами в контексте той или иной традиции.

Так, например, А. А. Банин и Н. С. Бурмистров, размышляя над проблемой «определения и происхождения частушки», выделяют кумулятивность как общий композиционный принцип, позволяющий проводить связи между частушками и былинами. Авторы отмечают, что соединение в частушечных изводах былины «Василий Игнатьевич» [Рыбников 1991. № 161] более раннего, эпического, с более поздним, лирическим отражением действительности, свидетельствует не о позднем характере контаминации былины и частушки, а о том, что частушечная кумулятивность с иными видами кумулятивности имела место и в самой былинной традиции [Банин, Бурмистров 1997. С. 49-51].

Многие фольклористы пытались объяснить сам процесс возникновения и формирования частушки. Так, С. Лазутин, В. Бахтин, И. Зырянов считали, что формирование четырехстрочной частушки связано с длительной эволюцией: в начале этого пути находились хороводные, беседные, плясовые песни, от которых отпочковывались более короткие припевки с повторяющимися зачинами или концовками. Затем постепенно возникали и получали распространение многострочные и шестистрочные частушки не без влияния аналогичных форм украинского, белорусского и польского фольклора, сыгравших «роль катализатора, который ускорил и облегчил процесс рождения нашей частушки» [Бахтин 1966. С. 27]. Постепенное становление частушечного жанра, прошедшего несколько стадий, по мнению исследователей, завершилось формированием четырехстрочной (возможно, и двухстрочной) композиции [Лазутин 1960. С. 71-100]. Несколько другой позиции в вопросах возникновения частушки придерживался Е. В. Гиппиус. Анализируя интонационно-ритмические особенности музыкального строения частушек, он соглашался с рядом исследователей в том, что частушка генетически связана с традиционными плясовыми песнями. Однако все же считал, что частушка является самостоятельным жанром, обладающим своей спецификой. Ученый подчеркивал, что частушка возникла «не эволюционным путем, а скачком», в результате которого образовалось «явление нового качества, противоположное явлению, с которым оно генетически связано» [Гиппиус 1936. С. 104-105].

Подводя итоги краткому рассмотрению проблем, связанных с вопросами происхождения, генезиса, процессов формирования частушек как жанра, необходимо отметить, что, на наш взгляд, только применение методов комплексного исследования может позволить приблизиться к их пониманию. Выявление в результате сравнительно-типологического анализа принципов композиции музыкально-поэтических текстов частушек, закономерностей их метроритмической организации, общих с рядом других жанров, обнаружение интонационных связей между напевами, выяснение функциональных особенностей фольклорных текстов в контексте обрядовой системы могут позволить обнаружить родство частушек с другими жанрами на уровне общей языковой системы средств выразительности в контексте традиции.

Проблемы изучения музыкального стиля частушек

Если ряд работ, связанных с литературоведческим направлением изучения частушек, достаточно велик, то в этномузыкологии специальные исследования частушек отсутствуют, а количество научных статей весьма ограничено. Проблемы жанровой специфики и жанровой группировки частушек в локальных и региональных традициях, выявления закономерностей их музыкального стиля в музыкальной фольклористике практически не разработаны.

В начале XX века среди исследователей фольклора сложилось предвзятое мнение о мелодической «ущербности» этого жанра. В монументальном издании частушек Е. Елеонской музыкальной стороне посвящено всего лишь три страницы замечаний, которые характеризуют частушку как «вид русской народной песни, обильной словами, но бедной музыкой» [Елеонская 1914. С. 503]. По мнению Е. Э. Линевой, в частушке «чувствуется отсутствие художественности в поэтических образах и музыке», частушка «может быть выставлена в качестве одного из доказательств того вредного влияния изнанки цивилизации» [цит. по: Русская мысль 1979. С. 254]. Замечания такого рода характерны для периода начала XX века, когда фольклористы пытались осмыслить частушку как социально-культурное явление и понять ее значение для крестьянской песенной традиции. Пренебрежительные высказывания о напевах частушек связаны, вероятно, с тем, что собственно мелодизированные (распетые) формы частушек не попадали в поле зрения исследователей, или, если и попадали, то не атрибутировались ими как частушки, тем более, что в каждой локальной традиции этот жанр фольклора, а возможно, что и отдельные его жанровые группы, имели свои терминологические определения.

Научную пассивность» ученых-этномузыкологов в отношении ь частушек на современном этапе Е. Г. Богина объясняет проявлением своеобразного исследовательского снобизма». Автор предполагает, что причина почти полного отсутствия научных работ о частушках в области этномузыкологии, вероятно, состоит в том, что, «будучи самым доступным и известным видом музицирования, частушка оказалась в известной мере объектом отторжения для образованных (прежде всего урбанизированных в первом поколении) слоев населения, стала как бы символом псевдонародной культуры и вообще дурного вкуса» [Богина 2004. С. 104].

Специфика музыкального строя частушек практически не рассматривается в научных исследованиях. Единичные статьи посвящены группе музыкальных форм, связанных с инструментальными наигрышами и с хореографическим движением.

Первая научная статья, посвященная изучению особенностей напевов частушек и наигрышей, сопровождавших их исполнение, была написана Е. В. Гиппиусом [Гиппиус 1936]. Анализируя закономерности ансамблевого соотношения частушек и наигрыша, Е. В. Гиппиус нивелировал собственно интонационную роль частушечного напева. По его определению, «напев частушки - довольно устойчивая интонационная схема, основа для импровизации текста». В звучании частушек под 1 гармонь он услышал «своеобразную культуру, связанную не столько с ч пением, сколько с инструментальным аккомпанементом, - культуру, создаваемую мастерами-гармонистами» [Там же. С. 99]. Такие выводы ученого вполне обоснованы, поскольку в поле его зрения находились лишь собственно вокально-инструментальные формы частушек.

По мнению Е. В. Гиппиуса, частушечный напев возникает «на скрещивании музыкального образа, данного в инструментальной импровизации гармониста и поэтического образа, "сказываемого" певцом на основе инструментального наигрыша». При этом интонацию такого напева исследователь определяет как «сказовую» [Там же. С. 102]. В этих, несомненно, ценных аналитических наблюдениях Е. В. Гиппиуса прослеживается дальнейшая перспектива для изучения декламационных напевов и выявления в них общих принципов сферы повествовательного («сказового» = сказительского) интонирования.

Примечательно, что уже в 1930-е годы, когда еще не была накоплена та фактологическая база, которой располагает современная наука, Е. В. Гиппиус наметил и путь к исследованию коллективных частушек, по своим музыкальным особенностям близких к пласту традиционных песенных форм. Он писал, что на Севере - «периферии, где дольше сохранялись пережитки более ранних типов музыкальной практики» -«напев частушки образуется <.> из отбора песенных - вокальных -интонаций, гармонь же имеет гораздо меньшее значение» [Там же. С. 102]; в «хоровом [коллективном - С. К.] исполнении частушки сохраняются следы песенной импровизации подголосков» [Там же. С. 103]. Этими замечаниями Е. В. Гиппиус создал предпосылки для изучения особой жанровой группы мелодизированных напевов частушек и для разработки жанровой группировки частушек.

В 1950-е - 1960-е годы выходит в свет ряд сборников частушек13. Среди них выделяются сборники Н. Л. Котиковой, представляющие собой

13 См.: [Русская частушка 1950]; [Русские частушки 1956]; [Котикова 1956]; [Котикова 1961]; [Частушки в записях советского времени 1965]; [Частушка 1966] публикации напевов частушек. Ленинградская исследовательница в предисловии к своему сборнику отмечала характерную для частушек «незакрепленность текстов за определенной мелодией», существенные отличия областных напевов частушек друг от друга, а также указывала на необходимость более серьезного изучения музыкальной стороны этого жанра [Котикова 1956. С. 3].

В краткой статье, подготовленной для «Музыкальной энциклопедии», И. И. Земцовский выявляет такие характерные особенности жанра, как монострофичность формы и генетические взаимосвязи с другими жанрами: «Частушки - короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычно рифмованные четырехстишия (реже - двух-шестистишия). Генетически связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными "дразнилками"». В ряду музыкальных закономерностей И. И. Земцовский выделил разнообразие типов интонирования: «Для многих частушек складывались оригинальные мелодии, для некоторых гибко трансформировались мелодии традиционных и новых песен. <.> Преобладает мелос речитативного типа, но отличающийся выразительностью и разнообразием, в нем применяются различные типы интонирования - от ухарских выкриков до тонкой мелодической нюансировки» [Земцовский 1982. С. 198].

Одна из важнейших проблем изучения частушек - проблема выявления принципов жанровой группировки - практически не рассматривалась в этномузыкологии на русском материале. Единственная попытка в этом направлении была предпринята Л. Н. Лебединским в исследовании «Народная музыкально-поэтическая миниатюра» [Лебединский 1984]. Автор выделил три мелодических типа частушек: мелодийно-песенный, мелодийно-плясовой и попевочно-речитативный. Важно отметить, что впервые в научной литературе рассматриваются развитые в мелодическом отношении частушечные напевы. К сожалению, музыкальный материал, который приведен автором, атрибутирован не последовательно и не имеет ссылок на принадлежность к той или иной местной традиции.

Практически одновременно с исследованием Л. Н. Лебединского было предпринято издание первой музыкальной монографии частушек по материалам, хранящимся в фонограмархиве Института ЯЛИ Карельского отделения АН СССР [Карельские частушки 1985]. При группировке напевов в сборнике «Карельские частушки» составители опирались на «стилевые признаки поэтического и мелодического склада» [Там же. С. 6]. Материал представлен в следующих разделах: 1 - «напевы карельских коротких песен»; 2 - «карельские напевы с чертами влияния русской частушки»; 3 - «напевы русских частушек».

В ряде научных статей, относящихся к современному этапу музыкальной фольклористики, частушка рассматривается как жанр вокально-инструментальной музыки. Предметом исследования в статьях Ю. Бойко [Бойко 1996. С. 115-144], Е. Г. Богиной [Богина2004. С. 104-125; Богина 2004 (2). С. 194-208] становятся особенности музыкального строения, исполнительских свойств бытования частушек и инструментальных наигрышей в контексте региональных традиций (Уральской, Липецкой). Частушки, исполняющиеся с инструментальным сопровождением, предлагается рассматривать в связи с закономерностями наигрыша.

И. И. Земцовский обращает внимание на комплексный характер взаимоотношений элементов формы, присущий вокально-инструментальной группе частушек: «Музыкальный язык таких частушек, бытовавших с инструментальным сопровождением, органично связан с гармошечным наигрышем; его природу нельзя понять вне комплексного рассмотрения голоса, наигрыша и соответствующей манеры исполнения [Земцовский 1982. С. 197-199].

Авторы раздела «Частушки и "страдания"» в учебнике «Народное музыкальное творчество», Е. А. Дорохова, О. А. Пашина, Ю. Е. Бойко, также указывают в качестве отличительного признака частушки на ее вокально-инструментальную природу, не считая известные им формы собственно вокальных частушек характерными для этого жанра [Народное музыкальное творчество 2005. С. 399].

Таким образом, обращает на себя внимание тот факт, что в немногочисленных публикациях напевов частушек и научных музыковедческих статьях жанровая группа мелодизированных (распетых) форм частушек, исполнявшихся без инструментального сопровождения, ранее не рассматривалась как предмет специального изучения. Это связано, очевидно, с отсутствием научного интереса к этой группе частушек на этапе экспедиционных исследований.

Таким образом, краткий обзор публикаций, посвященных жанру частушек, позволяет выделить ряд научных проблем:

1) отсутствие комплексного исследования частушек в их локальных проявлениях;

2) неразработанность вопросов жанровой группировки частушек;

3) невыделенность и неизученность музыкально-стилевых закономерностей группы частушек с мелодизированными напевами;

4) некорректное отнесение жанра частушек к позднему историческому пласту.

В связи с этим, определяются основные направления исследования, предпринимаемого в настоящей работе. j

Структура работы

1 Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Кулева, София Робертовна

Результаты исследования частушек на материалах культурных традиций Белозерья позволяют говорить о существовании единой системы музыкального языка, которая находит свою реализацию в разных жанрах фольклора, в том числе - в1 частушках. Выявленный в процессе анализа характер взаимосвязей музыкально-поэтических форм частушек с обрядовым, трудовым и социальным контекстом их бытования, особенности их функционирования в различных ситуациях свидетельствуют о глубинных связях частушек с системой жизнедеятельности человека традиционной культуры, с обрядовыми и бытовыми нормами его поведения, с системой отношений внутри деревенского социума. Сфера народного мировоззрения, представлений и верований, принципов и стереотипов традиционного ч мышления находит свою непосредственную реализацию в жанровой области частушек.

В исследовании раскрывается функционально-смысловое назначение частушек в структуре обрядовых комплексов, осуществлен структурный и стилевой анализ напевов частушек, в результате которого группа мелодизированных (распетых) частушек, не связанных с инструментальным сопровождением и принадлежащих женской певческой традиции, выделена и атрибутирована как самостоятельная жанровая группа. Выявлена типология напевов мелодизированных частушек на основе реализации в них признаков, имеющих повествовательную, плачевую и кличево-возгласную ' интонационную природу, а также обнаружены связи мелодизированных частушек с другими жанрами фольклора в контексте системы музыкального языка традиции.

Представленная в диссертации жанрово-классификационная система частушек, основанная на закономерностях их музыкального стиля и функциональном назначении музыкально-поэтических форм, открывает дальнейшие перспективы в области выявления межжанровых связей частушек на материалах других региональных и локальных традиций, в частности, на территории Русского Севера и Северо-Запада России. i S

Заключение

Частушки в культурном и научном пространстве занимают двойственное положение. С одной стороны, это широко известный жанр (жанровая область), востребованный и активно используемый в современной культурной практике, жанр, которому посвящено большое количество изданий - от сборников текстов до специальных научных статей и монографий. С другой стороны, частушки оказываются недостаточно изученным явлением традиционной культуры, особенно с точки зрения закономерностей их музыкального стиля. Применяемые до* сих пор к частушкам методы исследования их напевов были связаны, в основном, с их изучением в комплексе с инструментально-хореографическими формами. Однако, как показывают результаты комплексного исследования, это всего лишь одна из жанровых групп, музыкально-стилевые особенности которой обусловлены, в первую очередь, ее функциональным назначением -бытованием в контексте праздничной культуры и связью с хореографическими формами, либо с закономерностями инструментальной музыки.

Другую, ранее не изученную, жанровую группу составляют мелодизированные (распетые) напевы частушек, отличающиеся особым музыкальным стилем, специфику которого составляет, в первую очередь, сугубо вокальная (песенная) природа напевов. Среди наиболее важных признаков, определяющих стилевое своеобразие и жанровую специфику этой группы напевов необходимо указать на:

• закономерности композиционного строения — членение монострофы на два относительно законченных раздела формы (музыкальные предложения), ведущая роль в процессе формообразования цезур, ритмических долгот (принцип «ферматности», протянутые кадансовые тоны) и словообрывов, выявляющих доминирующее значение собственно мелодической сферы; закономерности метроритмического строения — система ритмоформул, обнаруживающих соподчиненность ритмики, с одной стороны, с конструктивной ролью слова, с закономерностями стихосложения и, с другой стороны, с функциональным назначением; самой интонационно-мелодической сферы; •• особенности интонационно-ладового строения — типология напевов связана с выражением разнообразных смыслов, идей и основывается на проявлении различных принципов: интонирования, имеющих повествовательную, плачевую или-кличево-возгласную функционально-смысловую направленность.

Обнаружение: комплекса специфических стилевых закономерностей мелодизированных частушек стало возможным, благодаря применению методов комплексного анализа;, в рамках которого частушки; рассматривались не как изолированный предмет изучения, а как явление, функционирующее в контексте традиций народной культуры, выступающее в качестве средства в реализации человеком разнообразных намерений, связанных с его культурной, обрядовой или социально-бытовой практикой. При этом ведущей; установкой в исследовании оказался такой аспект,, который предполагает рассмотрение всех элементов, составляющих структуру фольклорно-этнографического текста (частушки), как. синкретически взаимосвязанных и обусловленных определенным; функционально-содержательным назначением.

Изучение частушек в; контексте обрядовой, трудовой и социальной жизнедеятельности, предпринятое в; первой главе; показало, что частушки полифункциональны по своей сути. Они выполняют различные функции -обрядово-коммуникативную, социально-коммуникативную, обрядово-магическую, функцию комментирования? и маркирования обрядовых и других ситуаций, функцию регулирования социальных отношений, сигнальную, функцию «лирического высказывания» и ряд других. При этом обращаясь к материалу, представляющему предмет специального внимания в настоящей работе — мелодизированным (распетым) частушкам - важно подчеркнуть, что именно функционирование этих форм в обрядовых ситуациях, включение их в ритуал наряду с заклинаниями-выкриками, лесными уканиями, причитаниями и составляет одно из важных качеств этой жанровой группы, определяя ее глубокий содержательно-смысловой подтекст. Представленные в первой главе документальные сведения показывают, что включение частушек в структуру обряда носит не случайный, а устойчивый, закономерный характер. Функционирование частушек регламентируется целым рядом параметров, среди которых — координация исполнения с обрядовыми действиями, связь с определенным пространством и временем, присущие обрядовому пению особые исполнительские качества звучания и другое.

Органичное функционирование частушек в обрядовых и других ситуациях как одного из элементов фольклорно-этнографического целого сообщает самим музыкально-поэтическим формам такое свойство, как полисемантичностъ, многообразие воплощений содержательно-смыслового назначения/замысла. Это проявляется на уровне поэтического текста в развитой системе поэтических мотивов и образов, отражающих разнообразные стороны бытования частушек в контексте этнографической действительности и смыслы, ими выражаемые в зависимости от конкретной ситуации. В музыкальном тексте (напеве) разнообразие выражаемых средствами музыкальной выразительности смыслов реализуется в трех основных интонационных сферах - повествовательной, плачевой, кличево-возгласной, а также в их сочетании.

В фольклористике вопросы о генетических истоках и времени происхождения частушек обсуждались с начала XX века и остаются нерешенными до настоящего времени. Результаты комплексного исследования могут способствовать определению некоторых научных позиций в- этой области. В рамках проведенного исследования были получены следующие данные:

1) обнаружены тесные функциональные связи частушек с обрядовыми комплексами,

2) выявлена система поэтических образов и мотивов, связанных с культом предков в контексте поминального, жнивного обрядов, ситуации обращения к кукушке и в других контекстах,

3) раскрыта сфера исполнительской специфики, обнаруживающей' ярко1 выраженную коммуникативную направленность пения частушек (особые тембро-динамические, тесситурные свойства звучания),

4) выявлены интонационные связи напевов частушек с эпическими и календарно-обрядовыми жанрами, с причитаниями» и лирическими песнями.

Эти показатели дают основания считать, что частушки занимают значимое место среди других жанров музыкального фольклора и, в целом, в системе культурной традиции, обнаруживают глубокие смысловые и содержательные связи с комплексом представлений и верований.

Вместе с тем, ставить вопрос о генетических истоках частушек преждевременно, поскольку необходимо получить подтверждения на более широком материале.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кулева, София Робертовна, 2008 год

1. Байбурин 1993 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. — СПб: Наука, 1993. -240 с.

2. Банин 1983 (2) Банин А. А. О принципах моделирования обобщенного слогоритма. Вопросы методики и методологии // Памяти К.В. Квитки: Сб. ст. / Ред.-сост. А. Банин. М.: Сов. композитор, 1983. 165— 179.

3. Банин 1993 Банин А.А., Вадакария А.П., Канчаеелли Л.Г. Музыкально-поэтический фольклор Новгородской области / Сост. и комм. А.А. Банина. - Новгород, 1993.-188 с , нот.

4. Банин, Бурмистров 1997 Банин А. А., Бурмистров Н. К проблеме определения и происхождения частушки // Живая старина. 1997. № 3. 49-51.

5. Бахтин 1966 Бахтин B.C. Русская частушка // Частушка. М.-Л.: Сов. писатель, 1966. 55-63.

6. Белозерье 1998 Белозерье: Краеведческий альманах / Гл. ред. М.А. Бензин. - Вологда: Легия, 1998. - Вып. 2. - 416 с , илл.

7. Богатырев 1971 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. - 544 с.

8. Богина 2004 (2) Богина Е.Г. Феномен «частушечного» звука (по материалам экспедиций Московской консерватории 1993-2002 гг.) // Звук в традиционной народной культуре. М.: Изд-во МГК, Научтехлитиздат, 2004. 194-208.

9. Лотман 1998 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 1998. 14-288.

10. Макович 1985 Макович Г. Сюжетный мотив как основа научной каталогизации частушки // Итоги фольклорного года в Уральском регионе : Тез. докл. и сообщ. межвуз. конф. Свердловск, 1985. 8-10.

11. Мальцев 1989 Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. (Исследование по эстетике устно-поэтического канона) / Отв. ред. А.Ф. Некрылова. - Л.: Наука, 1989. - 168 с.

12. Мелетинский Мелетинский Е.М. Поэтическое слово в архаике // 1994 Историко-этнографические исследования по фольклору: Сб. ст. пам. СИ. Токарева / Сост. В.Я. Петрухин. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 86-109.

13. Мельник 1985 Мельник Е.И. Образование вариантов в народной песенной традиции (на материале лирических песен Утьянского района Архангельской области). Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. — Л., 1985.-189 с.

14. Мельник 1986 Мельник Е.И. Варженские певицы и их песни. - М.: Сов. композитор, 1986. - 56 с , нот.

15. Мехнецов 1985 Мехнецов A.M. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция. Сб. научн. статей. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1985. 5-19.

16. Мехнецов 1999 Мехнецов A.M. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры // Музыка устной традиции: материалы международных научных конференций памяти А.В. Рудневой. М., 1999. 178-183.

19. Музыкальная энциклопедия, 1982 Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю.В. Келдыша. М., 1982. Т. 6. Стб. 197-199.

20. Песенный фольклор Мезени 1967 Песенный фольклор Мезени / Изд. подгот. Н.П. Колпакова, Б.М. Добровольский, В.В. Митрофанова, В.В: Коргузалов. - Л:: Наука, 1967.-367 с, нот.

21. В. Смирнова; Под ред. A.M. Мехнецова. - М.: Родникъ, 1997. -193 с. По заветам старины 1997

22. По следам Линевой 2002 По следам Е.Э. Линевой: сборник научных статей. - Вологда: Изд-во обл. науч.-метод, центра культуры и повышения квалификации, 2002.-312 с , нот.

23. Подблюдные песни Белозерья 1985 Подблюдные песни Белозерья:/ Публикация A.M. Мехнецова//Русская народная песня; Стиль, жанр, традиция: Сб: науч.; ст. - Л:: Изд-во ЛОЛГК, 1985. 101-135;

24. Праздники и обряды Череповецкого района 2000 Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года/Сост. А.В. Кулев, G.PI Балакшина. - Вологда: Изд-во обл. науч:-метод. центра культуры и повышения квалификации^ 2000. -112 е., нот.

25. Причитанья Причитанья Северного края, собранные Е.В. Северного края Барсовым.: Ч. 1-Ш. - М., 1872-1885. // Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. 1885. Кн. 3. 1-160 (2-я паг.); Кн. 4. 161-256 (2-я паг.).

26. Пропп 1995 ПроппВ.Я. Русские аграрные праздники/Вступ. ст. СБ. Адоньевой. — СПб.: Азбука, Изд. центр «Терра», 1995: - 176 с.

27. Путилов 1976 Путилов Б.Н. Методология сравнительно- исторического изучения фольклора. - Л.: Наука, 1976.-245 с.

33. Русская мысль Русская мысль о« музыкальном фольклоре: Материалы и1 документы / Вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса; Предисл. Е. М. Орловой; Общ. Ред. О. И. Соколовой. - М.: Музыка, 1979. - 367 с , нот. 34. Святочные Святочные игрища Белозерья. (Колядки. игрища Подблюдные песни) / Сост. М.В. Алексеева; Белозерья 1996 И.В1 Парадовская. -Вологда, 1996. - 44 с , нот.

35. Симаков 1913 Симаков В.И. Несколько слов о деревенских припевках-частушках. - СПб., тип. «Правда», 1913. - 1 6 с.

36. Сказки и песни Соколов Б. М., Соколов Ю. М. Сказки и песни Белозерского Белозерского края. - М.: ОРЯС Имп. АН, 1915. края 1915 665 с.

38. Теплова2004 Теплова И. Б. Народные исполнительские традиции (основные проблемы изучения) // Фольклор: современность и традиция. Материалы третьей международной конф. пам. А.В. Рудневой. М.: Изд. МПС, 2004. 16-23, нот.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.