Русские народные сатирические сказки Сибири в записях XIX - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Соболева, Нина Васильевна

  • Соболева, Нина Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Киев
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 273
Соболева, Нина Васильевна. Русские народные сатирические сказки Сибири в записях XIX - XX вв.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Киев. 1984. 273 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Соболева, Нина Васильевна

ВВЕЩШИЕ стр. I

Глава I. ТРАДИЦИИ ОБЩЕРУССКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В

СИБИРИ И ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ

§ I. Типология сибирских записей XIX-XX вв. на общерусском фоне

§ 2. Специфика бытования русских сатирических сказок в различных частях сибирского региона. Народные сказители /

§ 3. Взаимодействие русских сатирических сказок

Сибири с иноязычными фольклорными традициями

Глава П. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОЭТИКИ САТИРИЧЕСКИХ СКАЗОК В СВЕТЕ СИБИРСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ j

§ I. Художественная система сказки и ее связь с традициями народной смеховой культуры

§ 2. Реалистический гротеск и пародирование -основные средства создания художественной образности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русские народные сатирические сказки Сибири в записях XIX - XX вв.»

Народные сатирические сказки - крупный раздел фольклора многомиллионного русского населения Сибири и в то же время -важная органическая часть общерусской сказочной традиции. Они богаты в сюжетном и идейно-художественном отношениях, чрезвычайно интересны своим региональным своеобразием, мастерством исполнителей, взаимосвязями с иноязычными фольклорными традициями .

Целью и задачами настоящего исследования является проанализировать сюжетный состав бытовых сатирических сказок Сибири, показать его соотношение с общерусским (восточнославянским) сказочным репертуаром, выяснить специфику; выявить путем сравнительно-исторического анализа особенности распространения и бытования сатирико-бытовой сказочной традиции в различных районах сибирского региона (включая дальневосточные); проследить на материале сатирических сказок связь русской сказочной традиции с фольклором аборигенов Сибири, а также украинского и белорусского населения региона; рассмотреть специфику жанра, основные средства создания художественной образности, связи с традициями народной смеховой культуры в свете сибирских фольклорных и этнографических материалов при типологическом сопоставлении с общерусскими.

Комическое, юмористическое, смешное во все времена, у всех народов обладало большой притягательной силой, в том числе и у русского. Ярко выраженное цроявление этой стороны жизни народа В.Г.Белинский видел в сатирических сказках: "Особенно интересны те русские сказки, которые можно назвать сатирическими. В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве""^.

В памяти народа, в современном представлении сатирическая сказка закрепилась главным образом как сказка о глупых барах и жадных сластолюбивых попах. Такое представление не случайно не только потому, что барин и поп - главные объекты народной сатиры, но и потому, что социально заостренная сатирическая сказка была особенно широко распространена и составляет большую часть всего сказочного репертуара русского народа2.

Своеобразные исторические условия развития России, а именно то, что даже в XIX веке она стояла на более низком уровне общественно-экономического развития, нежели ведущие страны Западной Европы, рабская крепостная зависимость крестьян, как основного класса, формы политического правления наложили особый отпечаток на формирование национального характера русского народа, его протеста против угнетателей. Русские церковь и государство непримиримо относились к различным проявлениям народной смеховой культуры, что не могло, не вызвать ответной реакции народа. Только условиями русской жизни и свойствами национального характера, выработанными в течение столетий комплексом этих условий, можно объяснить тот факт, что количество сюжетов бытовых сатирических сказок, зарегистрированных в России, составляет значительно большую

Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. У.

М., 1954, с. 668. о

Соколов Б.М. Русский фольклор, вып. П. Сказки. М., 1930, с. 61. з

часть в сравнении с составом сатирических сказочных сюжетов Западной Европы0.

Таким образом, специфические условия формирования общественного сознания нации и классового сознания крестьянства, среди которого в основном бытовала и записывалась народная сказка, как результат этого ярко выраженное социальное обличение, а также связь с традициями народной смеховой культуры, с ее словесными и театрализованными формами обеспечили бытовой сатирической сказке долгую, активную и плодотворную жизнь.

Занесенная в Сибирь со времен русского средневековья - в ХУ1 вв., в течение ХУШ-ХГХ вв., - она нашла здесь, в Сибири, в условиях территориального и культурного отдаления от метрополии, промышленно-развитых центров, центров цивилизации наряду с волшебными сказками и;;друтими фольклорными жанрами благоприятную почву.

В истории заселения Сибири, переселения в Сибирь в течение ХУ1-Х1Х вв. отразились те общественные процессы, которые происходили в центральной России. В Сибирь направлялись вольно и невольно наиболее обездоленные, протестующие, бунтующие, активные, ищущие свободы и независимости представители разных классов и сословий, в основном крестьяне и служилые люди. Бунтарские, свободолюбивые настроения глубоко и крепко внедрились в сознание старожилого русского населения и наряду с другими условиями способствовали формированию таких исторически сложившихся общенациональных черт как независимость,

Андреев Н.П. К обзору русских сказочных сюжетов.-Художественный фольклор, т. П-Ш. Л., 1927, с. 64; Соколов Б.М. Русский фольклор, вып. П, с. 61. человеческое достоинство и любовь к свободе^. Об этом свидетельствует изучение социальной психологии, явных и скрытых форм социального протеста разных групп, классов, сословий русского сибирского населения в ретроспективном плане с анализом фольклорных записей, зафиксированных слухов, толков, народных мнений, речей, выступлений, а также исторических документов и свидетельств, как это сделано, например, К.В.Чистовым применительно к легендам о "земле обетованной" - алтайс; ском Беловодье или в указанной уже работе Т.С.Мамсик. Изуче

Кудрявцев Ф.А. Восстания крестьян, посадских и казаков Восточной Сибири в конце ХУЛ в. Иркутск, 1939; Александров В.А. Восстания в Сибири в конце ХУЛ в.-В кн.: Очерки истории СССР. ХУШ в.- М., 1954, с. 230-240; Андрущенко А.И. Крестьянская война 1773-1775 гг. на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири. М., 1969, с. 209-233; Крестьянство Сибири ХУШ - начала XX вв. (Классовая борьба, общественное сознание и культура). Новосибирск, 1975; Колесников А.Д. Ссылка и заселение Сибири.- В кн.: Ссылка и каторга в Сибири (ХУШ - начало XX в.). Новосибирск, 1975, с. 48, 58; М и н е н к о Н.А. О влиянии ссылки на семейную жизнь русских крестьян Западной Сибири в ХУШ - первой половине XIX в.-В кн.: Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири (ХУШ -начало XX в.). Новосибирск, 1978, с. 282-293; Мамсик Т.С. Побеги как социальное явление. Приписная деревня Западной Сибири в 40-90-е годы ХУШ в. Новосибирск, 1978. с

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХУП-Х1Х вв. М., 1967, с. 239-290. ние в таком плане истории духовной культуры русского крестьянства Сибири находится на начальном этапе . Произведения народной сатиры, в том числе сатирические сказки, в исследованиях такого типа должны занять одно из главных мест.

В связи с этим в своей работе на основе конкретно-исторического анализа мы указываем на преобладающее распространение в Сибири сказок о церковнослужителях сравнительно, например, со сказками о барах. Такое положение объясняется не только отсутствием в Сибири крепостного права, но и тем, что первоначально она заселялась выходцами с севера Европейской части России, где дольше всего сохранились остатки язычества, а, значит, и скрытого неприятия официальной церкви,- это было перенесено и сохранилось в Сибири, дополнилось влиянием некоторых языческих представлений местных сибирских народов. Индифферентности русских сибиряков-старожилов по отношению к официальной церкви, широкому бытованию здесь антиклерикальных сказочных сюжетов способствовало также расцространение на Урале и в Сибири раскола - старообрядческое движение явилось ярко выраженной формой протеста против официальной церкви и официальной идеологии и не могло не сыграть определенной роли в формировании социального сознания сибирского крестьянства. В результате взаимодействия указанных и ряда других причин в Сибири создались условия, при которых стало возможным не только повсеместное распространение общеизвестных русских и восс

Булыгин Ю.С. Некоторые воцросы культуры приписной деревни Колывано-Воскресенских горных заводов ХУШ в. -В кн.: Крестьянство Сибири Х7Ш - начала И в. (Классовая борьба, общественное сознание и культура). Новосибирск, IS75, с. 64. точнославянских сатирико-бытовых сказочшх сюжетов, но и создание новых (их зафиксировано нами всего 65), что особо анализируется в диссертации в разделе о типологии сибирских записей сказок в сравнении с общерусскими.

Сатирические сказки русского населения Сибири как явление духовной культуры имеют, кроме указанного, еще несколько аспектов изучения. Прежде всего они интересны с точки зрения локального культурного регионализма, поскольку эта проблема в отношении русского населения Сибири, особенно его духовной культуры, изучена все еще недостаточно. За последние годы появились работы историков, этнографов, литературоведов, фольклористов, в которых ставятся и разрабатываются вопросы специфики русской национальной культуры в условиях Сибири. В каждой области знаний, а в фольклористике цри изучении любого жанра фольклора, а также в ареальном плане эти вопросы встают вновь црименитель-но к намеченному объекту изучения. Значительный вклад в разработку цроблемы в сибирской фольклористике внесли С.И.Гуляев, И.А.Худяков, В.Г.Богораз, А.А.Макаренко, М.К.Азадовский, 7

Я.Р.Кошелев, Л.Е.Элиасов . В последние годы вопросы локального 7

Былины и исторические песни Южной Сибири. Собрание С.И.Гуляева. Новосибирск, 1952; Худяков И.А. Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И.А.Худяковым.- "Записки Восточно-Сибирского ЕГО по этнографии", т. I, вып. 3, Иркутск, 1890; Богораз В.Г. Областной словарь колымского русского наречия.- "Сборник отделения русского языка и словесности АН", т. 68, 4, СПб., 1901; Макаренко А.А. Сибирские песенные старины.- "Живая старина", своеобразия русского сибирского фольклора освещаются в работах М.Н.Мельникова, Т.Г.Леоновой, Е.И.Шастиной, Л.П.Кузьминой, И.З.Ярневского, Р.П.Матвеевой, Р.П.Потаниной, В.П.Зиновьева, о

В.С.Левашова0.

1907, вып. I; Азадовский М.К. Эпическая традиция в Сибири.- "Вестник просвещения", Чита, 1921, № 5-7, с. I—16; Он же. Беседы собирателя. Иркутск, 1924; работы М.К.Азадовско-го, посвященные сибирской сказочной традиции, см. далее; К о-ш е л е в Я.Р. Русская фольклористика Сибири (XIX - начала XX в.). Томск, 1962; Он же. Вопросы русского фольклора Сибири (дооктябрьский период). Томск, 1963; Он же. Из истории культуры Сибири. Вып. I. Томск, 1966; Э л и а с о в Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири, ч. I. Исследователи и собиратели. Улан-Удэ, 1958; Часть П. Народные предания. Улан-Удэ, 1964; Часть Ш. Локальные песни. Улан-Удэ, 1973; Он же. Словарь русских говоров Забайкалья. М., 1980. Здесь перечислены основные работы названных ученых. Необходимо также отметить публикации А.А.Мисюрева, 'Г.А.Щуба и других собирателей и исследователей русского сибирского фольклора. о

Мельников М.Н. К проблеме активного взаимодействия и локализации различных традиций в фольклоре сибиряков.-"Известия Сибирского отделения АН СССР", Jfc II. Серия общественных наук. Вып. 2. Новосибирск, 1971, с. 134-140; Он же. Проблемы изучения межнациональных фольклорных связей в Сибири.-В кн.: Сибирский фольклор. Вып. 3. Новосибирск, 1976, с. 3-20; Он же (в соавторстве с Ф.Ф.Болоневым). Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. Новосибирск, 1981; Леонова Т.Г. Взаимодействие фольклорных традиций в сибирских селах со

Локальное своеобразие русского фольклора Сибири как явления культуры определяется целиком и полностью особыми условиями заселения, освоения и развития Сибири - историческими, социальными, хозяйственно-экономическими, географическими, этно-культурными. Представляется целесообразным рассматривать изменение исторических судеб русского сибирского фольклора, в частности сатирических сказок, в едином процессе локализации культуры с двух взаимозависимых и взаимоопределяемых сторон - как явление, с одной стороны, внутриэтнической (о чем частично уже сказано выше) и, с другой стороны, смешанным населением.- В кн.: Фольклор и литература Сибири. Вып. I. Омск, 1974, с. 3-23; Она же. Фольклорный репертуар сибирских сел с разным составом населения.- В кн.: Фольклор и литература Сибири. Вып. 2. Омск, 1975, с. 23-44; Кузьмина Л.П. Народная поэзия рабочих Сибири. Улан-Удэ, 1974; Она же. Народное поэтическое творчество рабочих Сибири (Рабочий фольклор как исторический источник). Улан-Удэ, 1977; Ярневский И.З. Устный рассказ как жанр фольклора. Улан-Удэ, 1969; Потанина Р.П. Свадебная поэзия семейских Забайкалья. Улан-Удэ, 1977; Она же. Русские свадебные песни Сибири. Новосибирск, 1979; 3 и н о в ье в В.П. Жанровые особенности быличек. Иркутск, 1974; Л ев а ш о в B.C. Песни забайкальских казаков о военной службе.- В кн.: Литература и фольклор Забайкалья/ Вып. I. Иркутск, 1975, с. I24-I4I и др. Ссылки на работы сказковедов Т.Г.Леоновой, Е.И.Шастиной, Р.П.Матвеевой см. далее и в списке сокращений.

- 9 Q межэтнической локализации . Это позволяет исследовать изучаемый жанр фольклора, в частности бытовую сатирическую сказку, или даже в целом фольклорный процесс региона, отдельного района Сибири более логически определенно и конкретно целенаправленно. Именно поэтому в нашей работе глава о типологии и локальных особенностях сатирических сказок русского населения Сибири состоит из двух частей, одна из которых (§ I и 2) раскрывает традиции общерусской сатирической сказки в Сибири и локальное своеобразие жанра в пределах основного массива расселения русских на территории Сибири (где сделано наибольшее количество записей русских сказок), а, значит, в зонах наиболее определенно выраженного, хотя и локально детерминированного этнического сознания и культуры; другая часть главы о традициях и локальных особенностях жанра (§ 3) написана на основе тех фольклорных записей и наблюдений, которые сделаны в районах близких контактных связей русского этноса с коренными народами в основном Восточной Сибири (якутами, бурятами) и на Северо-Востоке Сибири, где русские вкраплены в иноэтни-ческие массивы дисперсно, отдельными этническими группами (имеется ввиду старожильческое русское население). Такое деление вовсе не означает, что межнациональные связи с местныQ

Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры.- СЭ, 1972, $ 3, с. 80; Мыльников А. С. К вопросу о локальных особенностях культуры в этнических процессах.- В кн.: Расы и народы. Вып. 5. М., 1975, с. 42-54; Б р о м л е й 10.В. Этнос и этнография. М., 1973, с. 18, 41, 63, 104, ПО, 158-160, 226; Путилов Б.Н. В.И.Ленин и фольклористика.- СЭ, 1980, № 3, с. 14-15. rn народами не характерны для основного массива расселения русских, например, в Западной Сибири, Красноярском крае или в той же Восточной Сибири. В том-то и дело, что в Сибири межнациональные связи с коренными народами в процессе ее освоения русскими весьма характерны для многих районов, но в пограничных этнических ареалах они, естественно, проявляются ярче, чем в зонах сплошного расселения русских. Тем интереснее проследить, насколько трансформировались в связи с этим такие продукты духовной культуры, принесенные русским и другими восточнославянскими народами из районов метрополии, как обряды и обычаи, календарно-обрядовая и свадебная поэзия, песни, сказки и другие фольклорные жанры. Сказочный материал, в частности материал бытовой сказки, дает в этом плане свои "показания" и помогает, таким образом, исследовать в комплексе духовную культуру русских сибиряков. В этом же разделе рассматривается вопрос об украинских и белорусских сюжетах бытовых сказок, зафиксированных в Сибири, и, таким образом, частично затрагивается и решается проблема межславянских взаимодействий в фольклоре на территории сибирского региона.

Сатирические сказки русского населения Сибири несмотря на наличие локальных черт являются неотъемлемой частью общерусского (восточнославянского) сказочного фонда. Все исследователи, изучавшие русскую сказку в разных районах Сибири (М.К.Азадовский, Л.Е.Элиасов, И.Г.Парилов, В.А.Василенко, Т.Г.Леонова, Н.А.Каргаполов, Е.И.Шастина, Р.П.Матвеева, Л.Е.Фетисова), подчеркивают в целом полную соотнесенность русских сказок Сибири как в сюжетике, так в стилевом и образном оформлении с общерусским (восточнославянским) сказочным фондом. Огромный массив сказок, записанных на магистральных путях расселения русских в Сибири, является наряду с наличием в нем отдельных локальных черт и отдельных фактов заимствования неотъемлемой частью общенационального сказочного репертуара. Это положение является принципиальным в решении проблемы взаимодействия русских сказочных традиций с фольклором коренных народов Сибири (бурят, якутов, эвенков, хакасов и других) и дает нам основание в своем исследовании попытаться разобраться на сибирском материале с цривлечением типологических сравнений с общенациональным и восточнославянским материалом в некоторых вопросах специфики всего жанра русских бытовых сатирических сказок в целом как определенной художественной системы. Этому посвящена вторая глава диссер-» тации.

Художественная природа сказочного жанра в целом и сатирических сказок такова, что мы не сможем ее понять, не обратившись к этнографическим истокам многих сторон художественного оформления сказки - народным верованиям, обрядам, обычаям, смеховой и бытовой культуре народа в ее широком смысле. Обращаясь к этнографическим реалиям, мы прослеживаем пути и способы их трансформации в факты художественного творчества -сказочные мотивы, образы, отдельные детали сказочного повествования.

Реалистический гротеск и гротескное пародирование являются, по нашему мнению, теми поэтическими средствами в создании истинной комедийности и сатирического осмеяния, которые имеют принципиально важное значение в художественном оформлении бытовой сатирической сказки. В сказочном комедийном мире существует целая система поэтических приемов, куда входят и гротескное преувеличение - гипербола, и социальная антитеза, и прием реализации метафоры, и ирония, и оксюморон (все эти приемы также частично рассмотрены нами), но в основе комедийных сюжетных и образных построений в сатирической сказке всегда лежит реалистический, а иногда фантастический гротеск и гротескное пародирование. Большую роль в создании особого художественного мира сатирических сказок играют ассоциативные связи, с помощью которых все эти приемы и способы создания комедийности и гротескности оформляются и увязываются в единую художественную систему. Ассоциативные связи в сатирической сказке являются непосредственным выражением наивно-ассоциативного уровня мышления народа, его коллективного художественного сознания. Они помогают завершить механику процесса перекодировки жизненного, бытового, этнографического, фольклорного (в сатирическую сказку в переосмысленном виде или под каким-то определенным ракурсом входит материал других фольклорных жанров - волшебных сказок, героических былин, скоморошин, обрядовой поэзии, заговоров, были-чек, пословиц) материала в художественные факты жанровой системы бытовой сатирической сказки и, таким образом, определяют характер ее связей как с областью религиозного и художественного сознания народа, так и с реальной действительностью.

Решение поставленных проблем в системном плане цримени-тельно к Сибири, сравнительно-типологический метод анализа материала, система доказательств и рассуждений приводят к определенным выводам, которые излагаются в конце глав и в заключении.

К объекту нашего исследования мы относим те сказочные и анекдотические сюжеты, которые в русской устной сказочной повествовательной традиции имеют устоявшуюся сатирико-коми

- ТЧ ческую интерпретацию и в "Сравнительном указателе сюжетов. Восточнославянская сказка" (Л., 1979) входят в раздел "Анекдоты".

Коснемся здесь кратко истории собирания и изучения русских сатирических сказок Сибири, поскольку к этой теме невольно пришлось обратиться в первой главе, посвященной изучению сатирико-бытовой сказочной традиции в историческом аспекте по отдельным районам.

До революции русские сатирические сказки Сибири записывались, но не изучались. Они впервые были зафиксированы здесь, за некоторыми исключениями, только в конце XIX века^. Доре

Исключения представляют три бытовые сказки, записанные И.А.Худяковым в Тобольске и опубликованные в его "Великорусских сказках" в 1860-1862 гг. (Худяков, 121, 122, 123). История собирания, публикации и изучения русских сказок Сибири изложена в работах: Э л и а с о в Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Ч. I. Улан-Удэ, 1958; К о ш е л е в Я.Р. Русская фольклористика Сибири (XIX - начала XX в.). Томск, 1962; Леонова Т.Г. Из истории собирания и изучения русской народной сказки Сибири (дооктябрьский период).-"Уч.зап. Омского гос. пед. ин-та им. А.М.Горького", вып. 13. Омск, 1961, с. I—18; Василенко В.А. Из истории собирания русского народно-поэтического творчества на Алтае.- В кн.: Фольклор и литература Сибири. Вып. 2. Омск, 1975, с. 3-22; Матвеева Р.П. Русские сказки Сибири.- В кн.: Русские народные сказки о богатырях. Новосибирск, 1979, с. 16-30; история записи русских сатирических сказок Сибири изложена наш в сб. "Русские народные сатирические сказки Сибири". волюционные публикации являются общими собраниями всех разновидностей сказок из разных районов Сибири. Всего до революции было издано 70 текстов сатирических повествовательных тт произведений - 55 сказок и 15 анекдотов . Лучшие тексты и наибольшее их количество записаны в Енисейской губернии А.А.Макаренко (8 сказок и 9 анекдотов - Кр. ВСОЕГО, 1902), Н.А.Адриановой (I сказка - там же), Г.Бондарем (2 сказки -Кр. ВСОРГО, 1906), М.В.Красноженовой (3 сказки - Живая старина) и др.; на Алтае Б.Герасимовым (II сказок и I анекдот -Герасимов); в Тобольской губернии И.А.Худяковым (3 сказки), А.В.Жилинекой (6 сказок - Кр. ВСОРГО, 1902), из сборника А.М.Смирнова (15 сказок); в Томской губернии А.В.Адриановым (2 сказки - Кр. ВСОРГО, 1902).

При изучении истории записи русских сатирических сказок Сибири в наиболее ранних свидетельствах, относящихся к ХУЛ, середине XIX в., прослеживается наличие в сказочном творчестве сибиряков сильной сатирической струи. Сохранился, например, устный рассказ следующего содержания: "Ноября в 27 день (1643 г. - И.Л.) перед съезжею избою бит батоги Тоболхсково сына боярсково Ивана Астарханца половник Гришка Березников за ево Гриппшно невежество за то, что он в съезжей избе воеводам князю Петру Ивановичу Пронскому с товарищи говорил:

Новосибирск, 1982, с. 3-41. Дореволюционные и советские издания сказок Сибири см. в Списке сокращений, тт

В сборниках Северо-Востока Сибири И.А.Худякова и В.Г.Богораза в основном сказки волшебные и о животных. Нами учтен текст № 6 "Старик" из "Верхоянского сборника" И.А.Худякова.

TP ваш де Шемяковской суд". Не вызывает сомнения, что определение "Шемяковской суд" было продиктовано устной сказочной традицией, традициями демократической сатиры и, таким образом, народная сатирическая сказка о кривосуде Шемяки занесена в Сибирь ее первыми, самыми ранними заселыциками.

Иркутская бытописательшща Е.А.Авдеева опубликовала в

ТЗ

1848 г. заметки о сказочнике-балагуре Терентьиче . И несмотря на то, что в них представлен всего один сказочный сюжет, записанный по памяти, а не непосредственно из уст самого рассказчика (а это, без сомнения, привело к сглаживанию прежде всего социальной остроты рассказа), Е.А.Авдеевой удалось передать тот стиль старинного балагурства, который восходит к Ш1 веку, к раешному стилю скоморохов.

О существовании сатирической струи в устном народном творчестве русских сибиряков можно судить по материалам и наблюдениям тех собирателей, которые работали в народе годами и могли изучать его духовную жизнь внимательно, как бы изнутри. Одним из таких глубоких исследователей духовной культуры народа на Алтае был С.И.Гуляев. По сообщению Л.Сла-вороссовой, "в 1874 году С.И.Гуляев отослал Русскому Географическому обществу несколько рукописей старинных русских повестей, в том числе повесть "О куре и лисице", остроумную

12 Чтения ОИДР. Кн. I, 1883, с. 17. - Цит. по ст.: Л а-п и ц к и й И.П. Демократическая сатира Ш[ века и русское народное творчество (повесть "Шемякин суд").-"Уч. зап. Ленинградского ун-та", № 173. Серия филолог, наук, вып. 20.Л.,

1954, с. 363. ТЗ

Авдеева Е.А. Воспоминания об Иркутске.- "Отечественные записки", 1848, т. LIX, отд. УШ, с. 134. сатиру на духовенство""1"4. Текстов сказок в архиве С.И.Гуляева найдено не было. Но в бумагах собирателя сохранились отрывки, из специальной статьи, посвященной сказочной традиции на Алтае. С.И.Гуляев выделяет как особую группу бытовые сказки, "взятые из народной жизни", они составляют, по его замечанию, "самый обширный отдел". С.И.Гуляев отмечает также сказтя ки сатирические .

До революции, а затем в советское время неоценимый вклад в собирание и изучение русской сказки Сибири внесли М.В.Крас-ноженова и М.К.Азадовский. Заслуги М.К.Азадовского в сказко-ведении получили высокую оценку и хорошо известны. Специальных работ, посвященных сатирической сказке Сибири, у М.К.Азадовского нет, так как основное внимание в его исследованиях уделено сказочнику как творческой личности и система наблюдений и выводов построена в основном на материале волшебных сказок. Но записи сатирических сказок и отдельные замечания об исполнителях, как опубликованные (например, о Д.С.Асламове), так и изъятые нами из архива М.К.Азадовского, а также общие наблюдения за бытованием жанра не имеют цены и представляют сибирскую сказочную традицию тех мест, где велась запись, всесторонне и полно. В своей работе мы постоянно и с благодарностью обращаемся к сказкам, записанным М.К.Азадовским, к его мыслям и наблюдениям и сожалеем только о том, что записи сказок, хранящиеся в архиве, не изданы цельно, отдельной

Славороссова Л. С.И.Гуляев - краевед и собиратель народного творчества.- В кн.: Былины и песни Южной Сибири. Собрание С.И.Гуляева. Новосибирск, 1952, с. 12. 15

Кошелев Я.Р. Русская фольклористика Сибири, с. 77. книгой.

Очень хорошо дополнил М.К.Азадовского в изучении личности и творчества замечательного тункинского сказителя Е.И.Со-роковикова-Магая знаток местного края и фольклора, доктор филологических наук Л.Е.Элиасов. Его дополнения касаются в основном сатирической стороны творчества Магая (скептическое отношение к попам, увлечение сатирическими сказками, повторные и дополнительные записи сказок и анекдотов Магая). Благодаря работе, проделанной Л.Е.Элиасовым, а также сибирским собирателем А.В.Гуревичем творчество Магая изучено в развитии, в динамике и очень основательно. Специальный раздел о сатирических сказках Магая содержит монография Р.П.Матвеевой "Творчество сибирского сказителя Е.И.Сороковикова-Магая" (Новосибирск, 1976).

Большую работу по наблюдению за развитием сказочной традиции в Верхнеленском крае по следам М.К.Азадовского провела доктор филологических наук Е.И.Шастина. Ее научные интересы, также как и Р.П.Матвеевой, направлены на изучение сказок волшебных, но отдельные наблюдения и замечания, а, главное, тексты записанных сказок, репертуар местных сказителей дают возможность развить представление о современном состоянии сказочной традиции в крае, об отдельных сказочниках-сатириках (А.А.Дерягин), об особенностях местных сказительских школ.

Исключительно ценны наблюдения и выводы о местной сказочной традиции и о бытовании сатирических сказок в Омской области видной сибирской исследовательницы сказочного жанра Т.Г.Леоновой, изложенные ею в кандидатской диссертации "Традиции русской народной сказки в Сибири (на материалах Омской области)" (М., 1956) и в ряде последующих статей. Эти выводы нами использованы для сопоставления в соответствующих разделах нашей работы, где речь идет о Западной Сибири.

Отдельные замечания о сатирической стороне творчества омской сказочницы А.С.Кожемякиной находим в статье исследователя бытовых сатирических сказок Н.А.Каргсщолова, который работает в основном на общерусском не сибирском опубликованном материале.

Большой интерес цредставляют для нашей работы, кроме уже указанных, статьи Р.П.Матвеевой о Тункинской сказочной традиции и вступительная статья к первому сборнику сказок, а также все подготовленные ею сборники волшебных сказок: "Русские народные сказки Сибири о богатырях" (Новосибирск, 1979), "Русские героические сказки Сибири" (1980), "Русские волшебные сказки Сибири" (1981). В работах Р.П.Матвеевой ценными представляются размышления о локальных особенностях бытования сказочного жанра, о влиянии фольклора коренных сибирских народов.

Как видам, специальных исследований о сатирической сказке Сибири, за исключением раздела в книге Р.П.Матвеевой о сказителе Е.И.Сороковикове-Магае, нет. Жанр не изучен, хотя до сих пор живет и широко популярен в народе. Это и послужило обоснованием необходимости нашей работы и актуальности тех проблем, которые в ней поставлены и разрешаются.

Источниковедческую базу исследования составляют опубликованные и изъятые из разных архивов (см. далее и список сокращений, а также Приложения) тексты сказок и наблюдения за бытованием, экспедиционные материалы сектора русского фольклора Бурятского института общественных наук БФ СО АН СССР, собранные под руководством неутомимого собирателя и исследователя русского фольклора Сибири, создателя и руководителя сектора, доктора филологических наук, профессора Лазаря Ефимовича Элиасова, а также собственные записи и наблюдения автора.

Значительная часть материала сосредоточена в сборнике "Русские народные сатирические сказки Сибири", который подготовлен автором настоящей работы и вышел из печати в г. Новосибирске в издательстве "Наука" в 1981 году. Данный сборник, а также подготавливаемые к печати сборники бытовых и новеллистических сказок русского населения Сибири, в том числе в серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", статьи и монография о русских сатирических сказках Сибири, сданная в печать, являются црактическим вкладом автора настоящей диссертации в изучение культурного наследия русского народа и в целом народной культуры Сибири.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Соболева, Нина Васильевна

- 184 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение русских сатирических сказок, бытующих на территории Сибири, показывает, что они являются неотъемлемой частью общенационального и восточнославянского сказочного фонда как по сгажетике, образной системе, поэтическим средствам, стилистике, так и по основной идейно-содержательной направленности. Жанр бытовой сатирической сказки во всей совокупности ее многочисленных сюжетов и вариантов, в том числе сибирских, как нельзя лучше впитал и выразил классовую, социальную направленность народного мнения и мышления. В сатирической сказке народ воплотил свои социальные устремления, здесь он весьма сурово и беспощадно расправлялся с угнетателями и церковниками; анализ сибирского материала свидетельствует, что эта направленность сказки выступает достаточно ясно и последовательно, начиная с ранних записей, восходящих к демократической сатире ХУП-ХУШ веков, до записей последних лет, в том числе в сюжетах, зафиксированных только в Сибири.

Бытование сатирической сказки как феномена духовной культуры русского народа в условиях Сибири, особенности исторических судеб жанра в отдельных частях региона раскрывают как глубинные корни традиционного скептического отношения народа к духовенству и религии в любнх ее проявлениях (например, творческая переработка в пределах фольклорного сознания сатирического сюжета "Любовник в виде черта" Е.И.Сороковиковым-Магаем), так и более позднее социально-критическое, сатирическое, протестанЪкое и бунтарское отношение к узаконенной системе несправедливой иерархии в обществе (например, в солдатских сказках Аксаментова и его последователей). Сказочники Магай и Аксаментов - это высшее, наиболее яркое выражение народного социального мировоззрения в его художественном проявлении. Сатирическое творчество народа в целом

- 185 представляет сплав как старинных глубинных связей народного мировоззрения с язычеством, с ересью, так и новых форм, диктовавшихся социальной историей и текущей социально-бытовой практикой.

Решение проблемы локального своеобразия русских сибирских сатирических сказок как части духовной культуры в рамках внутри-этнической локализации, как видим, зависит от учета двух этапов формирования социально-классового народного сознания. Первого -уходящего своими корнями в языческую древность, дожившую до наших дней в форме резко критического отношения к православному духовенству, которое ярко выражено не только в художественной, но и в бытовой культуре народа, чему приведено в работе немало свидетельств. Второго и основного - собственно исторического, определяемого реальностью социально-эксплуататорского строя. То же резко критическое отношение, обусловленное социальной действительностью, классовыми интересами трудового народа разных наций и народностей, можно отметить в фактах межэтнических культурных взаимосвязей в области народной социальной сатиры, когда сказки о русских церковнослужителях исполняются якутами, бурятами и другими сибирскими народами наряду с собственными сатирико-коми-ческими произведениями, обогащая сюжетный состав и общую художественную палитру национального сатирико-комического эпоса. Это показано в работе на ряде примеров.

Аналитическое рассмотрение бытовых сатирических сказок не только по функционированию в быту, но и как определенной поэтической системы раскрывает важные аспекты амбивалентности народного фольклорного сознания, в котором "обратная сторона медали"- скептическая и социально-критическая ипостась - находит объяснение, во-первых, в глубинном атеистическом неверии и сатирическом отрицании любых форм религии и мифотворчества и, во-вторых, в неудов

- 186 летворенности существовавшей системой социальных отношений. Трансформация обрядовых и мифологических элементов в факты художественного сатирико-комического творчества, реалистическое гротескное пародирование в полную меру раскрывают в сказке этот уровень коллективного народного сознания, эту сторону народного мировоззрения.

Сатирическая сказка как художественная система генетически, исторически и типологически тесно связана со всем комплексом традиционной культуры народа, особенно с той ее частью, которую сейчас принято называть смеховой культурой. Религиозные представления превратились в бытовой сказке в свою противоположность - в сатирическое разоблачение обмана и лжи. Отрицая, народ утверждал собственное отношение к миру и социально-общественным связям в нем. Сатирические сказки - яркое выражение тех демократических и социалистических элементов в общенациональной культуре, о которых писал В.И.Ленин. Народная сатира, оформленная образно в живом разговорном слове,- воплощение оптимистического настроения сильного духом, насмешливого, умного, талантливого и словом и делом народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Соболева, Нина Васильевна, 1984 год

1. Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.: Искусство, 1967.

2. Ленин В.И. Развитие капитализма в России.- Полн. собр. соч., т. 3.

3. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.-Полн. собр. соч., т. 24, с. II3-I50. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов.- Полн. собр. соч., т. 26, с. I06-II0.

4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1981. 223 с.

5. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном торжеств, заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлев. Дворце съездов 21 дек. 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 61 с.

6. Бонч-Бруевич В.Д. В.И.Ленин об устном народном творчестве.-В кн.: В.Д.Бонч-Бруевич. Избр. соч., т. III. М., 1963,с. 348-359.

7. Горький A.M. 0 литературе.- М.: Советская Россия, 1980. -479 с.

8. Азадовский М.К. Беседы собирателя. Изд. 2-ое.- Иркутск, 1925. 116 с.- 191

9. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре.- М.-Л.: Гослитиздат, I960. 547 с.

10. Азадовский М.К. Статьи и письма. Неизданное и забытое.-Новосибирск: Наука, 1978. 240 с.

11. Алексеев М.П. К анекдотам об Иване Грозном у С.Коллинза.-Советский фольклор, 1936, В 2-3, с. 325-330.

12. Андерсон В. Роман Апулея и народная сказка. Том I.- Казань, 1914. 655 с.

13. Андерсон В. Император и аббат. История одного народного анекдота. Т. I. Казань, 1916. - 519 с.1.- Андреев Н.Н. К обзору русских сказочных сюжетов.- Художественный фольклор, т. П-Ш.-Л., 1927, с. 59-70.

14. Аникин В.П. Русская народная сказка.- М.: Учпедгиз, 1959, -256 с.

15. Аникин В.П. Особенности стиля, мотивов и сюжета народной сказки как явления коллективного творчества.- В кн.: Литературные направления и стили. М., 1976, с. I68-I8I.

16. Астахова A.M. Народные сказки о богатырях русского эпоса.-М.-Л.: Наука, 1962. 120 с.

17. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Под ред. М.К.Азадовского, Н.П.Андреева, Ю.М.Соколова. В 3-х т. Т. 3. М.: Гослитиздат, 1940.

18. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Подготовка текста, предисл. и примеч. В.Я.Проппа. Т. 1-3. М.: Гослитиздат, 1957.

19. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3.- М., I865-1869.

20. Балтер Б.И. Русская сказка в устном творчестве хакасов.-Записки Хакасского н.-и, ин-та яз., лит. и.истории. Абакан, 1956, вып. 4, с. 33-46.- 192

21. Бараг Л.Р. Беларуская казка. Mi-нск, 1969. 256 с.

22. Бараг Л.Г. Межнациональные отношения прозаических жанров фольклора народов СССР.- В кн.: Прозаические жанры фольклора народов СССР. Минск, 1974, с. 57-71.

23. Бараг Л.Г. Сказочная фантастика и народные верования. (По материалам белорусского фольклора). Советская этнография, 1966, .£ 5, с. 15-27.

24. Бараг Л.Р. Сгожэты L матывы беларуск^х народных казак. С^стэ-матычны показалынк. Mlhck, 1978. 247 с.

25. Баранникова Е.В. Бурятская сатирическая сказка.- Улан-Удэ, 1963. 179 с.

26. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки.-Новосибирск; Наука, 1978. 354 с.

27. Барин и мужик. Русские народные сказки. Ред. и предисл. Ю.М.Соколова.- М.-Л.: Acaiemia, 1933. 189 с.

28. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.- М.: Художественная лит-ра, 1965. 527 с.

29. Бебель Генрих. Фацетии. Издание подготовила Ю.М.Каган.- М.: Наука, 1970. 328 с.

30. Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений: В 13 —ти т. Т.У. М. -Л. 1954.

31. Берков П.Н. Из истории русской пародии ХУП-ХХ вв.- В кн.: Вопросы советской литературы. Вып. У.- М.-Л., 1957, с. 220266.

32. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.- ГЛ.: Искусство, 1971. 544 с.

33. Богораз В.Г. Областной словарь колымского русского наречия. Сборник отделения русского языка и словесности АН, т. 68,4. СПб., 1901, с. 1-346.- 193

34. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья.-Новосибирск: Наука, 1978. 158 с.

35. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.- М.: Наука, 1982. 383 с.

36. Бурятские народные сказки. Бытовые. Под общ. ред. Е.В.Баранниковой.- Улан-Удэ, 1981. 448 с.

37. Вавилова М.А. История развития сюжета сказки о попе в козлиной шкуре.- В кн.: Вопросы жанра и стиля. Вологда, 1967, с. 182-206.

38. Вавилова М.А. Процесс циклизации сказок о ловком воре ХУШ в.- В кн.: Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах. Вологда, 1969, с. 14-17.

39. Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов.- М.: Наука, 1978. 339 с.

40. Веселовский А.Н. Собр. соч., т. ХУ1. Статьи о сказке.-М.-Л., 1938. 368 с.

41. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- Л., 1940. 648 с.

42. Воскобойников М.Г. О социальных противоречиях в сказках эвенков.- В кн.: Сборник трудов по филологии. Вып. Ш. Улан-Удэ, 1958, с. 258-266.

43. Гацак В.М. Сказочник и его текст. (К развитию экспериментального направления в фольклористике). В кн.: Проблемы фольклора. М., 1975, с. 44-53.

44. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (ХУШ первая половина XIX в.). - Новосибирск: Наука, 1975. - 351 с.

45. Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. Труды института этнографии игл. Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая Серия,• т. 89. М.: Наука, 1966. - 269 с.

46. Гурвич И.О. Этнокультурные процессы у народов Севера и Дальнего Востока.- В кн.: Расы и народы. Вып. 7. М., 1977,с. 143-164.

47. Державина О.А. Фацеции. Переводная новелла в русской литературе ХУП века.- М.: Наука, 1962. 190 с.

48. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Второе доп. изд. Подготовили А.П.Евгеньева и Б.Н.Путилов.- М.: Наука, 1977. 487 с.

49. Дунаевська Л.Ф. До питания про тематичну с сюжетну структуру новелсстично!' казки.- Вбсник Кисвського университету. Украшська фслология. Вип. 22. Киев, 1980, с. 42-46.

50. Дунаевська Л.Ф. Про iдейно-художню структуру украшськос народное.' новел£.стично1' казки.- Украснсько лстературознав-ство, Львlb, 1982, вип. 39, с. 25-32.

51. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды.- М.: Наука, 1977. 404 с.

52. Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы (на материале фольклора Забайкалья). Автореферат дис. . канд. филолос наук. Саратов, 1975. 30 с.

53. Изучение преемственности этнокультурных явлений.- ГЛ.: Наука, 1980. 224 с.

54. Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора. СПб., 1900. 240 с.

55. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности.

56. В кн.: Сборник музея"антропологии и этнографии АН СССР, У1И. .ТТ. Т929 п. T52-T9FL- 195

57. Календарнс-обрядовая поэзия сибиряков.- Новосибирск: Наука, 1981. 351 с.

58. Каргаподов Н.А. Особенности русских бытовых сатирических сказок в советскую эпоху.- В кн.: Вопросы творчества и языка русских писателей. Вып. 2. Новосибирск, I960, с. 3-19.

59. Каргаподов Н.А. О художественном своеобразии русской бытовой сатирической сказки.- Научные трудн Новосибирского гос. пед. ин-та, вып. 22. Новосибирск, 1969, с. 218-232.

60. Каргаподов Н.А. Художественные особенности русских бытовых сатирических сказок. Автореферат дис. . канд. филолог, наук. М., 1956. 12 с.

61. Каргаподов Н.А. Сказки А.С.Кожемякиной.- В кн.: Сибирский фольклор. Новосибирск, 1976, с. 69-81.

62. Колесницкая И.М. Сказки русских колымчан по записям В.Г.Бо-гораза.- В кн.: Прозаические жанры фольклора народов СССР. Минск, 1974, с. 153-155.

63. Колесницкая И.М. Взаимодействие русской и местной сказочной традиции на северо-востоке России в конце XIX века по материалам экспедиции В.Г.Богораза.- В кн.: Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1976, с. 37-44.

64. Колесницкая И.М. Загадка в сказке.- Ученые записки Ленинградского гос. ун-та, 1941, № 81. Серия филолог, наук, вып. 12, с. 98-142.

65. Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в ХУП -ХУ1П вв.- Новосибирск: Наука, 1968. 168 с.

66. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири ХУП начала XX в. Новосибирск: Наука, 1974. - 251 с.

67. Кошелев Я.Р. Русская фольклористика Сибири (XIX начала XX в.) - Томск: Изд-во ТГУ, 1962. - 349 с.- 196

68. Кошедев Я.Р. Вопросы русского фольклора Сибири (дооктябрьский период). Томск: Изд-во ТГУ, 1963. - 216 с.

69. Кошелев Я.Р. Из истории культуры Сибири. Вып. I. Томск: Изд-во ТГУ, 1966. - 115 с.

70. Красноженова М.В. Взятие "снежного городка" в Енисейской губернии.- Сибирская живая старина, 1924, вып. II, с. 21-37.

71. Крестьянство Сибири ХУШ начала XX вв. (Классовая борьба, общественное сознание и культура). - Новосибирск: Наука, 1975. - 219 с.

72. Кузьмина В.Д. Русский демократический театр ХУШ века.-М.: Наука (Изд-во АН СССР), 1958. 207 с.

73. Лапицкий И.П. Демократическая сатира Ш1 века и русское народное творчество (повесть "Шемякин суд"). Ученые записки Ленинградского гос. ун-та, № 173. Серия филолог, наук, вып. 20. Л., 1954, с. 328-374.

74. Леонова Т.Г. Традиции русской народной сказки в Сибири (на материалах Омской области). Диссертация . канд. филолог, наук. М., 1956.

75. Леонова Т.Г. Эволюция жанра сказки в условиях современности.- В кн.: Сибирский фольклор. Вып. I. Томск, 1965, с. 99-120.

76. Леонова Т.Г. Наблюдения над современным состоянием фольклора (по материалам фольклорных экспедиций 1963-1964 гг.). -В кн.: Современный русский фольклор. М., 1966, с. 24-42.

77. Леонова Т.Г. Обзор материалов фольклорных экспедиций Омского пединститута за 20 лет.- В кн.: Фольклор и литература Сибири. Омск, 1974, с. 69-98.

78. Леонова ТуГ. Взаимодействие фольклорных традиций в сибирских селах со смешанным населением.- В кн.: Фольклор и литература Сибири. Вып. I. Омск, 1974, с. 3-23.- 197

79. Леонова Т.Г. Фольклорный репертуар сибирских сел с разным составом населения.- Б кн.: Фольклор и литература Сибири. Вып. II. Омск, 1975, с. 23-44.

80. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3, доп. УЛ.: Наука, 1979. 359 с.

81. Лихачев Д.С. Панченко A.M. "Смеховой мир" Древней Руси. Л.: Наука, 1976. - 204 с.

82. Лотман Ю. Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси.- Вопросы литературы, 1977, Г? 3, с. 148-166.

83. Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. СПб., 1913.

84. Матвеева Р.П. Творчество сибирского сказителя Е.И.Сорокови-кова-Магая.- Новосибирск: Наука, 1976. 188 с.

85. Матвеева Р.П. Тункинская сказочная традиция.- В кн.: Современный русский фольклор Сибири. Новосибирск, 1979, с. 75-113.

86. Матвеева Р.П. Сатирические сказки Магая.- В кн.: Русский фольклор Сибири. Вып. II. Улан-Удэ, 1974, с. 78-91.

87. Матвеева Р.П. Русские сказки Сибири.- В кн.: Русские народные сказки Сибири о богатырях. Новосибирск, 1979, с. 3-32.

88. Мельников М.Н. К проблеме активного взаимодействия и локализации различных традиций в фольклоре сибиряков,- Известия Сибирского отделения АН СССР, tf II. Серия общественных наук. Вып. 2. Новосибирск, 1971, с. 134-140.

89. Мельников М.Н. Проблемы изучения межнациональных фольклорных связей в Сибири.- В кн.: Сибирский фольклор. Вып. 3. Новосибирск, 1976, с. 3-20.

90. Молдавский Д.М. Русская народная сатира.- М.: Просвещение, 1967. 246 с.- 198

91. Никифоров А.И. Чукотский сказочник и русская сказка. В кн.: Памяти В.Г.Богораза (1865-1936). М.-Л., 1937, с. 207-212.

92. Новиков Н.В. Сатира в русской волшебной сказке записи XIX -начала XX века.- В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования. II.-,М.-Л., 1957, с. 40-61.

93. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки.-Л.: Наука, 1974. 255 с.

94. Обряды и обрядовый фольклор.- М.: Наука, 1982. 279 с.

95. Ольденбург С.Ф. Странствование сказки.- В кн.: Избранные труды русских индологов-филологов. М., 1962, с. 240-245.

96. ЮЗ. Ончуков Н.Е. Сказки Тавдинского края.- В кн.: Сказочная комиссия в 1926 г. Л., 1927, с. 26-29.

97. Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб., 1906. 304 с.

98. Отражение межэтнических процессов в устной прозе.- М.: Наука, 1979. 173 с.

99. Пельтцер А.П. Происхождение анекдотов в русской народной словесности.- Сборник Харьковского историко-фидологического общества. Том XI. Харьков, 1899, с. 57-117.

100. Померанцева Э.В. Русская народная сказка.- М.: Наука, 1963. 128 с.

101. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки.- М.: Наука, 1964. -220 с.

102. Померанцева Э.В. Некоторые особенности русской пореформенной сказки.- Советская этнография, 1956, №4, с. 32-44.

103. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре.-. М.: Наука, 1975/ 192 с.

104. Померанцева Э.В. Специфика устной прозы в свете изучения современных этнических процессов.- Советская этнография, 1976, JS 2, с. 70-76.- 199

105. И2. Поп и мужик. Русские народные сказки. Под ред. и с предисл-г Ю.М.Соколова. М.-Л., 1931. 212 с.

106. ИЗ. Правда I кривда. Украснсыи народна соцсально-побутовс казки. Упорядкування, передмова та примьтки I. В.Хланти. Ужгород, 1981. 350 с.

107. И4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.- Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1946. 340 с.

108. Пропп В.Я. Фольклор и действительность.- М.: Наука, 1976. -325 с.

109. ИС. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. (Опыт историко-эт-нографического исследования).- Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. -143 с.

110. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха.- М.: Наука, 1976. -183 с.

111. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент.- В кн.: Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В.Я.Проппа.- М.: Наука, 1975, с. I4I-I55.

112. Пыпин А.Н. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. СПб., 1857. 360 с.

113. Русская демократическая сатира ХУП века. Подгот. текстов, статья и коммент. чл.-корр. В.П.Адриановой-Перетц. Изд. 2-ое, доп.- М.: Наука, 1977. 254 с.

114. Русская сатирическая сказка в записях середины XIX начала XX вв. Подгот. текстов, статья и коммент. Д.М.Молдавского.- М.-Л.: Наука, 1955. - 286 с.

115. Русское народно-поэтическое творчество против церкви и религии.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 292 с.

116. Русские героические сказки Сибири.- Новосибирск; Наука, 1980. 365 с.- 200 '

117. Русские волшебные сказки Сибири.- Новосибирск: Наука, 1981.- 333 с.

118. Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья.- Вопросы истории, 1974, J& I, с. 3-30.

119. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.: Наука, 1981. -607 с.

120. Сабурова Л.И. Культура и быт русского населения Дриангарья. Конец XIX XX вв.- Л.: Наука, 1967. - 280 с.

121. Савченко С.В. Русская народная сказка. (История собирания и изучения). Киев, 1914. - 543 с.

122. Савушкина Н.И. Идейно-художественные особенности бытовой сказки и ее общественно-воспитательная роль в современности. Автореферат дис. . канд. филолог, наук. М., 1956. 18 с.

123. Савушкина Н.И. Изображение внутреннего мира человека в русской социально-бытовой сказке.- В кн.: Фольклор как искус-ство/ГВып. 2. М., 1969, с. 68-84.

124. Савушкина Н.И. Русский народный театр.- М.: Наука, 1976. -151 с.

125. Сацыяльна-бытавыя казк£. Складальн^к тома С аутар уступнага артыкула А.С.Фядосск, складальнск каментарыяу Л.Р.Бараг. Рэдактор тома В.К.Бандарчык.- Mlhck, 1976. 520 с.

126. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Составила Г.М.Василевич. Л., 1936.

127. Соколов Б.М. Русский фольклор. Вып. II. Сказки. М., 1930.- 127 с.136137138139140141142143144145146147148149нгтя1- 201

128. Соколов 10. М. Русский фольклор.- М.: Учпедгиз, 1941. 557 с.i

129. Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представле-: и обрядами.- Л.: Наука, 1977. 200 с.- 202

130. Фольклористика Российской Федерации.- Л.: Наука, 1975. -208 с.

131. Фольклор народов РСФСР. Вып. 1-9. Уфа, 1974-1982.

132. Фольклорное наследие народов СССР и его роль в художественной культуре развитого социализма. Всесоюзная научная конференция (Кишинев, 26-27 мая 1981 г.). Тезисы докладов.1. М., 1981. 180 с.

133. Хланта И.В. Украинская социально-бытовая сказка. Автореферат дис. . канд. филолог, наук. Киев, 1976. 23 с.

134. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХУП-Х1Х вв. М.: Наука, 1967. - 341 с.

135. Чистов К.В. Русские сказители Карелии.- Петрозаводск, 1980. 256 с.

136. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря ХУ1-Х1Х вв. Труды института этнографии игл. Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия, т. XL .- М.: Наука, 1957, 236 с.

137. Шастина Е.И. Верхнеленская сказочная традиция (по записи 1966-1968 гг.). В кн.: Славянский фольклор: М., 1972, с. I8I-20I.

138. Шастина Е.И. Сказки, сказочники, современность.- Иркутск, 1981. 318 с.

139. Шувалова Л.П. Сатира русских народных сказок.- В кн.: Вопросы народно-поэтического творчества. Проблемы соотношения фольклора и действительности. М., I960, с. 107-126.

140. Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Часть I. Собиратели и исследователи русской народной поэзии Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1958. 182 с.

141. Элиасов Л.Е. Сказители и певцы Тункинской долины.- В кн.: Русский фольклор Тункинской долины. Улан-Удэ, 1966, с. 3-74.- 203

142. Элиасов Л.Е. Словарь русских говоров Забайкалья.- М.: Наука, 1980. 472 с.

143. Эргис Г.У. Сюжеты якутских сказок.- Б кн.: Якутские сказки, т. II. Приложения. Якутск, 1967.

144. Юдин 10.И. Бытовая русская народная сказка о мороке в этнографическом освещении.- Ученые записки Курского гос. пед. ин-та, т. 94. Курск, 1972, с. 172-203.

145. Юдин Ю.И. Своеобразие историко-художественной проблематики русских бытовых сказок о шутах.- Научные труды КурскопЛго гос.''ин-та, т. 41 (134). Курск, 1975, с. 3-30.

146. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка и история.

147. В кн.: Русский фольклор, ХУТ. Историческая жизнь народной поэзии. Л., 1976, с. 152-172.

148. Юдин Ю.И. Историческое и доисторическое в русских бытовых сказках о супругах.- В кн.: Русский фольклор, Л. Фольклор и историческая действительность. Л., 1981, с. 22-34.

149. Юдин Ю.И. Русская бытовая сказка. Автореферат дис. . доктора филолог, наук. Л., 1979. 32 с.169. Издания сказок1. ,

150. Использованные в работе сборники русских сибирских сказок см. в Списке сокращений.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.