Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века: изображение духовного состояния человека в кризисную эпоху тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Моторина Анна Александровна

  • Моторина Анна Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 168
Моторина Анна Александровна. Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века: изображение духовного состояния человека в кризисную эпоху: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2018. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Моторина Анна Александровна

Введение

Глава 1. Лирическое начало в биографических жанрах русской прозы рубежей ХХ и XXI веков

1.1. Взаимосвязь биографических и автобиографических очерков

в творчестве Б. Л. Пастернака и М. И. Цветаевой

1.2. Автобиография вымышленного лица в литературе начала XX века

1.2.1. Романное и исповедальное начало в книге В. П. Свенцицкого «Антихрист (Записки странного человека)»

1.2.2. Революционный апокалипсис в повести Б. В. Савинкова «Конь бледный»

1.3. Соотношение жанров биографии, автобиографии и жития

в жизнеописаниях святителя Луки Войно-Ясенецкого

1.4. Выражение авторского начала в православной прозе конца XX -начала XXI века

1.4.1. Поэтика духовного мировосприятия в книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы»

1.4.2. Лирическая проза священника Ярослава Шипова «"Райские хутора" и другие рассказы»

Глава 2. Поэтика интертекстуальности в изображении человека кризисной

эпохи

2.1. Авторская интерпретация сакральных христианских текстов в художественном пространстве

2.1.1. Диалектика зла в художественном мировосприятии русских писателей Серебряного века

2.1.2. «Второе распятие Xриста» В. П. Свенцицкого в контексте духовных исканий эпохи

2.1.3. Современная притчевость и христианское фэнтези в повести

протоиерея Александра Торика «Димон»

2.2. Специфика интертекстуального взаимодействия литературы и кино

2.2.1. Интерпретация самосознания русского человека начала XX века: идеи Ивана Бунина в режиссуре Никиты Михалкова

2.2.2. Рассказы Михаила Булгакова глазами кинорежиссеров

2.2.3. Исторические свидетельства и художественная правда о Великой Отечественной войне в романе А. Ю. Сегеня «Поп» и его экранизации режиссером В. И. Хотиненко

2.2.4. Кинематографический принцип восприятия действительности

в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка»

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века: изображение духовного состояния человека в кризисную эпоху»

Введение

Настоящая работа посвящена изображению духовного состояния человека в русской художественной прозе кризисных эпох XX - начала XXI века. Несмотря на широкое распространение словосочетания «кризисные эпохи» в гуманитарных науках, специального определения, терминологически закрепляющего данное выражение, сегодня не существует. В исследовании под кризисными эпохами понимаются переломные исторические периоды, отмеченные социальными, экономическими и культурными потрясениями. Такое время характеризуется быстрыми изменениями в аксиологических ориентирах общества, приводящими к смене культурных парадигм и типов художественного миросозерцания1.

Проблемы осмысления противоречий бытия в искусстве кризисных эпох получают преимущественно личностную трактовку: писатели, художники, философы стремятся раскрыть глубины человеческой души, определить значение отдельной личности, в том числе своей собственной, в составе общей жизни, подвергаемой историческим потрясениям. Применительно к поэзии мысль о возможности параллельного сопоставления эпох была высказана, например, В. Г. Бондаренко: «Смело можно сравнивать поэтическое начало XX века и его поэтический финал. Ни подбором имен, ни трагизмом, ни разнообразием стилистических манер и мировоззренческих направлений - ничем конец XX века не уступает его знаменитому началу»2.

В литературе данных периодов происходит бурное развитие лирических и лирико-биографических жанров, сложные переплетения которых позволяют говорить о возникновении нового синкретического жанра. Расцвет лирического

1 Эпоха Советской России не рассматривается в качестве кризисной, так как в данный период была создана устойчивая историко-экономическая формация, основанная на социалистических принципах, а духовно-философские искания, вынесенные за рамки официально поощряемого культурного процесса, хотя и имели место, но не были в центре всеобщего внимания. «Возвращенная литература» (творчество писателей-эмигрантов, «литература письменного стола») стала доступна широкому кругу отечественных читателей лишь с началом перестройки в 1990-е годы, - то есть, с наступлением нового социально-культурного кризиса в России.

2 Бондаренко В. Г. Последние поэты империи: Очерки литературных судеб. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 6.

синкретизма в кризисные эпохи был отмечен еще В. М. Жирмунским по отношению к русской романтической поэзии рубежа XVIII - XIX веков: «Мы наблюдаем новый синкретизм поэтических жанров <...>, обыкновенно - с преобладанием лирического элемента: лирическую поэму, лирическую драму, лирический роман, поэмы и романы в драматической форме»3.

На рубежах XIX - XX и XX - XXI веков характерным явлением литературного процесса становится развитие особого вида синкретической лирической прозы, объединившей черты различных эпических (биографической, автобиографической, мемуарной, очерковой прозы с преобладанием того или иного начала) и лирических жанров. По наблюдению В. И. Масловского, от эпоса в «лирической прозе» присутствует «определенная выраженность фабулы, персонажная многофигурность, элементы характерологии <...>. От лирики - <...> субъект повествования (автор, рассказчик, герой), резкая выделенность какой-либо детали, отдельного слова, а также особая значимость лейтмотива, которые <...> вносят в лирическую прозу структурирующее начало. Эпические моменты (события, характеры) растворяются в потоке ассоциаций, лирических отступлений, они как бы помещаются внутрь повествующего сознания, обрамляются им»4.

Писатели, отказавшиеся от лирического отображения собственного жизненного опыта, обращаются к наследию предшествующих поколений, осмысляя современность в диалоге со всей культурой. Лексико-семантические изменения, свойственные переходным эпохам, создают благоприятную почву для интертекстуального взаимодействия существующих в культуре текстов и предполагают смыслотворческую активность как у создателя произведения, так и у читателя.

3 Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 136.

4 Масловский В. И. Лирическая проза // Литературный энциклопедический словарь / Под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 184.

Усиление «интегративных процессов»5 в переломные культурно-исторические периоды отражается в интермедиальном взаимодействии различных видов искусства. В литературе «актуализируется экфрасис как тип текста»6: писатели обращаются не только к живописному, но архитектурному, религиозному, театральному, киноэкфрасису.

Актуальность исследования. Изучение поэтики русской художественной прозы XX - начала XXI века в аспекте кризисного духовного самосознания автора и героя входит в число первостепенных задач современной литературоведческой науки, дает возможность выявить взаимосвязь жанровых, композиционных, стилистических особенностей произведения с мировоззрением писателя, его отношением к сути творчества, установить закономерности влияния художественного слова на общественное сознание.

Степень изученности проблемы. Поэтика русской прозы начала XX века является широко изученным явлением как в плане художественно-образных средств языка, так и в духовно-идейном аспекте. Особенности литературного процесса Серебряного века представлены в трудах современных литературоведов: В. А. Келдыша, Л. А. Смирновой, Н. А. Богомолова, В. А. Сарычева, М. А. Воскресенской, М. В. Яковлева и других. Духовная проблематика литературы начала XX и XXI веков стала объектом исследований Л. Ф. Алексеевой, И. А. Есаулова, О. А. Бердниковой, И. С. Леонова, В. А. Корепановой, С. В. Крыловой, С. М. Червоненко, М. С. Красняковой и других.

В. И. Тюпа, Д. П. Бак, М. П. Абашева, М. А. Xатямова обращаются к проблеме литературной рефлексии как характерной черте кризисных эпох. Так, М. А. Xатямова пишет, что «в эпохи социально-исторических сломов и потрясений в культуре <... > вырабатываются механизмы самосохранения,

5 Седых Э. В. Творчество Уильяма Морриса в контексте эстетизации средневековья и взаимодействия литературы с другими видами искусства: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Элина Владимировна Седых. СПб.: Общество «Знание», 2009. С. 7.

6 Пузанкова С. Н. Жанр надписи в творчестве М. В. Ломоносова: поэтика экфрасиса: автореф. дисс. . канд. филол. наук / Светлана Николаевна Пузанкова. Екатеринбург: ИПЦ УрФУ, 2013. С. 6.

основанные на принципах переключения с референции как указания на реальность на автореференцию как указание на самих себя с одновременной актуализацией интенции к автономному существованию от внетекстовой реальности»7. Исследовательница, с одной стороны, указывает на усиление роли автобиографических жанров и мемуаристики в литературе переходных культурно-исторических периодов, с другой - выделяет рост интертекстуальных приемов в творчестве писателей как «форму самосознания литературы» (панэстетический неомифологизм символистов, центонная поэтика, метадискурс, метатекст)8. Предполагаемая «параллельность кризисных эпох рубежа Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 веков»9 остается для Xатямовой лишь тезисом ввиду ее обращения только к произведениям первой трети XX века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке концепции художественного осмысления духовного состояния человека в кризисную эпоху на материале русской прозы XX - начала XXI века. Выявление общих тенденций в творчестве писателей переходных культурно -исторических периодов на основании анализа духовно-нравственного содержания и жанровых особенностей художественных произведений является личным вкладом соискателя в изучение вопроса.

Объектом исследования являются избранные литературные произведения русской художественной прозы кризисных эпох XX - начала XXI века.

Предмет исследования - изображение духовного состояния человека в русской художественной прозе кризисных эпох XX - начала XXI века.

Материалом исследования стали: роман В. П. Свенцицкого «Антихрист (Записки странного человека)» (1907) и художественная фантазия «Второе распятие Xриста» (1908); повесть Б. В. Савинкова «Конь бледный» (1909); дневниковые записи И. А. Бунина «Окаянные дни» (1918-1920) и рассказ «Солнечный удар» (1925); рассказы М. А. Булгакова «Записки юного врача»

7 Xатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 8.

8 Там же.

9 Там же.

(1925 - 1926) и «Морфий» (1927); автобиографическая проза Б. Л. Пастернака «Охранная грамота» (1929), «Люди и положения» (1956 - 1957); автобиографическая проза М. И. Цветаевой; биографический очерк М. А. Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» (1979), автобиография святителя Луки «Я полюбил страдание...»; роман А. Ю. Сегеня «Поп» (2007); повесть протоиерея Александра Торика «Димон» (2009); книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы» (2011), священника Ярослава Шипова «"Райские хутора" и другие рассказы» (2012); цикл романов Д. И. Рубиной «Русская канарейка» (2014).

Цель диссертационной работы - определение принципов изображения духовного кризиса человека в русской художественной прозе периодов социально-экономических, политических и общекультурных потрясений XX -начала XXI века.

В соответствии с поставленной целью к исследованию привлекаются различные по роду и жанру художественные произведения (от сочинений признанных классиков до работ малоизвестных писателей), в которых выражаются значительные особенности поэтики художественной прозы двух кризисных эпох.

Задачи исследования:

• проанализировать взаимосвязь автора и героя в повествованиях биографического, лирико-автобиографического и квазибиографического типа;

• выявить соотношение жанровых особенностей биографии, автобиографии и жития в жизнеописаниях новоявленных святых;

• рассмотреть специфику художественного отображения писателями духовных истоков христианской истории;

• раскрыть особенности развития православной художественной прозы в начале XXI века;

• выявить роль интертекстуальности в поэтике произведений о кризисных эпохах XX - начала XXI века;

• исследовать интерпретацию творческого кредо писателей кризисных эпох в современном киноискусстве.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования служат литературоведческие труды Вл. Соловьева, Д. С. Мережковского, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Xализева, М. М. Дунаева, А. В. Моторина, А. Л. Казина.

Методы исследования. В основе настоящей работы лежит комплексное использование разработанных в литературоведении подходов: структурно -аналитического, аксиологического, сравнительно-типологического,

биографического, герменевтического.

Теоретическая значимость диссертации заключается в выявлении особенностей изображения духовного состояния человека в кризисные эпохи XX - начала XXI века, установлении роли лирических жанров в данные периоды, а также раскрытии характера интертекстуального взаимодействия литературных произведений и кинематографа.

Практическая значимость исследования. Результаты могут найти применение в дальнейшем научном изучении литературного процесса рубежей XX и XXI веков, практике вузовского и школьного преподавания русской литературы, культурологии, истории, других гуманитарных дисциплин, в воспитательной работе с молодежью.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В переломные исторические эпохи писатели, художники, философы стремятся осознать взаимоотношения человека с обществом, выявить истоки духовных противоречий в народном самосознании, что обусловливает поиск художественных форм, соответствующих творческому самовыражению, и, в частности, приводит к развитию жанров

синкретической лирической прозы, в которой ценностные позиции автора и героя сближаются в сложной повествовательной системе.

2. Писатели диалогически осмысляют современное духовное состояние общества в различных формах интертекстуальности. В процессе структурирования текста автор развертывает усложненное смысловое пространство, оставляя за читателем свободу интерпретации и возможность участия в порождении своей версии художественного содержания произведения.

3. В ходе решения общих для кризисных эпох вопросов о нравственных принципах человека, понимании природы зла, значения Истины в искусстве остро встает проблема духовного самоопределения писателя, его приверженности или противостояния традиционной для России православной культуре.

4. Художественные произведения, отражающие кризис личности в Серебряном веке и на рубеже ХХ - XXI веков, созвучны друг другу и в равной мере востребованы общественным сознанием, что находит выражение в интермедиальном взаимодействии различных областей культуры, в частности, в кинематографических интерпретациях художественных текстов обеих исторических эпох.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре русской литературы XX века Московского государственного областного университета, на заседании комиссии по государственной итоговой аттестации в связи с окончанием аспирантуры. Основные положения работы изложены в докладах на международных научных конференциях «Духовные начала русского искусства и просвещения: XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII «Никитские чтения» (Великий Новгород, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017), «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи» («Смирновские чтения», Москва, 2016); II, III международной научной конференции «Православный ученый в современном мире» (Воронеж, 2013; Москва, 2014); XX и XXI Ежегодной

научной конференции НовГУ «Дни науки» (Великий Новгород, 2013, 2014); I, II, III Архангельских Епархиальных образовательных чтениях (Выборг, 2013, 2014, 2015), IV и V Архангело-Михайловских Епархиальных международных образовательных чтениях (Выборг, 2016, 2017); V Международном конгрессе «Русская словесность в мировом культурном контексте» (Москва, 2014); научном семинаре «Методологические аспекты современной филологии и филологического образования» (Рязань, 2015); международной конференции «Художественный текст глазами молодых» (Ярославль, 2016); юбилейных XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917 - 2017: уроки столетия» (Москва, 2017).

Содержание работы отражено в 14 статьях, из которых 4 опубликованы в изданиях, рецензируемых ВАК РФ по специальности 10.01.01 - русская литература, 1 статья - по специальности 13.00.00 - педагогические науки.

Структура диссертации определяется последовательностью и логикой решения поставленных задач. Исследование состоит из введения, двух глав (каждая из которых состоит из нескольких разделов и параграфов), заключения, списка литературы, включающего 191 наименование, и списка иллюстративного материала.

Глава 1. Лирическое начало в биографических жанрах русской прозы

рубежей XX и XXI веков

Развитие биографических жанров неразрывно связано с воплощением в художественных произведениях образов автора и героя и является особенно актуальным в переломные эпохи. В такие периоды чуткие писатели, умеющие слышать музыку жизни (основу всякой лирики), обостренно ощущают ритмы быстро меняющегося бытия, пытаются постичь эти ритмы и воздействовать на них силою творческого воображения. Именно лирические жанры (не только поэзия, но и лирическая проза) оказываются на пике развития в условиях культурно-исторического кризиса. Расцветший в конце XIX - начале XX века феномен синкретической лирической прозы получает новое развитие на рубеже XXI столетия - то есть с наступлением в России очередного духовного и социального кризиса. По форме произведения данного синкретического жанра представляют сочетание биографических, автобиографических, мемуарных и очерковых заметок, выражающих личное отношение писателя к изображенному миру, читателям, Богу. В художественном миросозерцании писателей вымысел становится менее значимым, нежели прямой, живой, идущий из глубины души отклик на события быстро меняющейся действительности.

В литературе переходных периодов на первый план выходят малые художественные формы. Предвосхищая наступление Cеребряного века, в 1893 году Л. Н. Толстой отметил, что «форма романа <...> проходит»1: «...что-то не то. Форма ли эта художественная изжита, <...> или я отживаю?»2. Корифей крупных эпических полотен, к концу жизни Толстой решает отказаться от художественного вымысла: «Теперь совсем не могу писать беллетристики»3,

1 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбилейное издание (1828-1928). Серия 2: Дневники. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928 - 1964. Т. 46-58. Т. 52: Дневники и записные книжки, 1891 - 1894. 1952. С. 93.

2 Цит. по: Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1892 по 1899 год / АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Наука, 1998. С. 58.

3 Цит. по: Ковалев В. А. Некоторые проблемы поэтики Л. Н. Толстого // Очерки по стилистике русского языка и литературному редактированию. М.: Издательство Московского университета, 1961. С. 89.

«совестно писать неправду, что было то, чего не было»4. Позже А. А. Ахматова по-своему подтвердила наблюдение Толстого, записав в одной из рабочих тетрадей: «Невозможность беллетристики (роман, повесть, рассказ и в особ<енности> стих<отворение> в прозе)»5. Свое итоговое лиро-эпическое произведение поэтесса называет «Поэмой без героя», подчеркивая тем самым отказ от создания вымышленных литературных персонажей6. Ахматовой ближе художественная проза, представляющая собой «нечто среднее между зап<исными> книжками, дневниками. т. е. то, что так изящно делали мои милые современники. ("Шум времени", "Охранная грамота")»7. Помимо упомянутых Ахматовой работ О. Э. Мандельштама и Б. Л. Пастернака к разновидностям биографических и очерковых жанров обращались многие выдающиеся поэты начала XX века, в том числе З. Н. Гиппиус, Д. И. Мережковский, А. Белый, В. Ф. Xодасевич, М. А. Волошин, М. И. Цветаева.

Подводя итоги литературного развития XX столетия, А. С. Кушнер констатировал, что «эпические времена сменились лирическими. Этот процесс начался не сегодня, но приобрел гигантское ускорение на наших глазах»8. Л. Я. Гинзбург в качестве характерной черты переломных культурно-исторических периодов выделила «кризис вымысла»: «На наших глазах стирается грань между документальностью и художественностью, автор выходит из-за кулис и ведет прямой разговор с читателем, оставаясь при этом художником по способу мышления, характеру взгляда на мир»9. На эту же логику творческого развития во времена «стремительных и кардинальных перемен» указывает

4 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 52. С. 93.

5 Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2 - в двух книгах. Т. 7-8 - дополнительные. М.: Эллис Лак, 1998 - 2005. Т. 5. 2001. С. 217-218.

6 См.: Моторин А. В. «Колючий веночек» Анны Ахматовой // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX века - начала XXI века. 1917 - 2017: В 3 т. СПб.: ИД «Петрополис». Т. 2. 1935 - 1965. 2017. С. 181.

7 Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5. С. 217-218.

8 Кушнер А. С., Панченко А. М. Диалог с послесловием // Литературная газета. 1990. 21 марта. № 12 (5286). С. 3.

9 Гинзбург Л. Я. Кризис вымысла // Литературная газета. 4 июля 1990. № 27 (5301). С. 5.

А. И. Солженицын: «Сегодня в России просвещенный читательский интерес переместился к литературе факта: мемуары, биографии, документальная проза»10.

М. М. Бахтин, последовательно разработавший проблему соотношения «автора и героя в эстетической деятельности»11, указал на органическое единство жанров биографии и автобиографии в лирической прозе12. Исходя из терминологии исследователя, синкретический биографический жанр можно определить как особую форму, в которой писатель может «объективировать себя самого и свою жизнь художественно»13 (Бахтин обращается лишь к той форме биографии, которая «может служить для самообъективации»14, выступая одновременно и автобиографией15). «Биографическая художественная ценность», полагает исследователь, наименее «трансгредиентна» (вненаходима, внеположна) самосознанию, «поэтому автор в биографии наиболее близок к герою ее, <...> и возможно персональное совпадение героя и автора за пределами художественного целого. Биографическая ценность может организовывать не только рассказ о жизни другого, но <...> может быть формой осознания, видения и высказывания собственной жизни»16.

Лирическая биографическая проза (в частности, автобиографическая) стремится не к фотографическому снимку с жизни, но к субъективному воссозданию наиболее существенных для художника моментов действительности. Автор не дает синхронического взгляда на биографию: он раскрывает иерархические связи между разрозненными, отобранными для повествования

10 Солженицын А. И. Написано кровью: [интервью журналу «Der Spiegel»] // Профиль. 2007. 23 июля. № 28 (536). С. 81.

11 Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Издательство русские словари языки славянской культуры, 1997 -2012. Т. 1. 2003. С. 69.

12 Понятие «эстетического» занимает особое, систематизирующее место в теории М. М. Бахтина и трактуется исследователем как «антропологическая предпосылка всякого <...> и в особенности художественного мышления»; «"эстетическое" детерминирует сознание и мысль, <...> дает им жизнь, исторический вектор, направление» (см.: Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. С. 520).

13 Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. С. 216.

14 Там же.

15 Подобные биографии содержат «художественно-биографическое задание», а не «чисто научно-историческое» как в «научной форме биографии культурного деятеля». Автобиографию в качестве «сообщения сведений о себе, <...> не осуществляющего художественно-биографических ценностей и преследующего какие-либо объективные или практические цели», Бахтин также исключает из области исследования художественной литературы (см.: Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. С. 216).

16 Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. С. 216-217.

фактами, фиксируя «переход из одного состояния в другое» как некую «"формулу" жизни»17.

Определение особенностей лирического начала в биографических жанрах с вытекающим отсюда решением вопроса о сути художественной правды оказывается ключевым для понимания логики развития литературы XX - начала XXI века.

1.1. Взаимосвязь биографических и автобиографических очерков в творчестве Б. Л. Пастернака и М. И. Цветаевой

Переломные исторические рубежи начала XX и XXI веков отмечены бурным развитием лирических жанров (не только поэзии, но и лирической прозы). «Взаимопроникновение лирического и эпического» в данном виде прозы обусловлено «специфическою ролью <...> субъекта повествования, который, как правило, является композиционным центром произведения» и его единственным связующим звеном18. В стремлении запечатлеть действительные жизни окружающих людей автор раскрывает свое личное отношение к изображенному, в результате чего биографические очерки оказываются тесно переплетены с автобиографическими воспоминаниями писателя, его мыслями и суждениями.

Синтез автобиографических и биографических установок стал характерной чертой творчества многих художников Серебряного века, в том числе лирических очерков Б. Л. Пастернака и М. И. Цветаевой.

17 Рейтблат А. Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-abram-reytblat/93801-pisat-poperek-stati-po-biografike-sociologii-i-istorii-literatury-abram-reytblat/read/page-14.html (дата обращения: 04.10.2017).

18 Масловский В. И. Лирическая проза // Литературный энциклопедический словарь / Под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А Николаева. М: Советская энциклопедия, 1987. С. 184.

Свой первый «опыт автобиографии»19 - повесть «Охранную грамоту» (1930) - Пастернак задумывал как очерк, посвященный памяти Р. М. Рильке, «об удивительном лирике и об особом мире, который, как у всякого настоящего поэта, составляют его произведения» [Цит. по: Пастернак, т. 3, с. 552]. Между тем во время работы очерк постепенно переродился в автобиографические отрывки о том, как складывались представления самого Пастернака «об искусстве и в чем они коренятся» [Цит. по: Пастернак, т. 3, с. 552]. Подобные метаморфозы писатель объяснил тем, что наиболее правомерно жизнь поэта (в исконном греческом значении «творца, создателя»20) можно отобразить только через жизни людей, на которых он оказал влияние: «Ее нельзя найти под его именем и надо искать под чужим, в биографическом столбце его последователей. <...> Область подсознательного у гения <...> составляет все, что творится с его читателями и чего он не знает. Я не дарю своих воспоминаний памяти Рильке, - заключает Пастернак. - Наоборот, я сам получил их от него в подарок» [Пастернак, т. 3, с. 158].

Незадолго до смерти в очерке «Люди и положения» (1956 - 1957) писатель вновь обращается к автобиографическому жанру. Воскрешая на страницах воспоминаний образы современников, прослеживая их жизненные пути, Пастернак, в конечном счете, раскрывает перед читателем собственную жизнь, показывая хитросплетения его личной судьбы с судьбами окружающих (особое внимание автор уделяет лицам, намеренно забытым в 1950-е годы: своему отцу -художнику Л. О. Пастернаку, М. И. Цветаевой, грузинским поэтам Т. Ю. Табидзе, П. Д. Яшвили).

Затрагивая судьбы Маяковского, Есенина, Цветаевой, Пастернак сталкивается с проблемой добровольного ухода из жизни. «Приходя к мысли о самоубийстве, - размышляет он на страницах очерка, - ставят крест на себе, <...> объявляют себя банкротами, а свои воспоминания недействительными. Эти

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Моторина Анна Александровна, 2018 год

Список литературы

1. Gennete G. Palimsestes: literature in the second degree / translated by Channa Newman & Claude Doubinsky. - Lincoln, London: University of Nebraska Press, 1997. - 508 pp.

2. Heffernan J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. - Chicago, L.: University Chicago Press, 2004. - 249 pp.

3. Алексеев С. В. Фэнтези // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. -С.309-312.

4. Алексеева Л. Ф. Повесть Валентина Свенцицкого «Антихрист» (1908) в контексте литературного процесса // Вестник НовГУ имени Ярослава Мудрого. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 84 / Материалы XIV Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения». - С. 69-73.

5. Алексеева Л. Ф. Пророчества о ХХ веке в поэзии Александра Блока // Литература в школе. № 5. - М.: ООО «Редакция журнала «Уроки литературы», 2006. - С. 7-14.

6. Алексеева Л. Ф. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - прозрение о духовных реалиях ХХ века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2014. № 2. - С. 90-102.

7. Англо-русский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://translate.yandex.ru/?utm_source=slovari&lang=en-ru&text=fantasy (дата обращения: 28.03.17).

8. Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Художественная литература, 1990 - 1996. Т. 2. - 1990. - 559 с.

9. Аристотель и античная литература. - М.: Наука, 1978. - 233 с.

10.Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Великий инквизитор Достоевского [Электронный ресурс]. URL: http://afon-ru.com/Afon-

palomnichestvo.Neskuchnyj-Sad.Aleksandr-Dvorkin-Esli-gde-i-byli-nastoyashie-hippi-eto-byli-my-ved-schitali-sebya-zhalkimi-e#Legenda-o-velikom-inkvizitore (дата обращения: 3.09.15).

11.Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2 - в двух книгах. Т. 7-8 -дополнительные. - М.: Эллис Лак, 1998 - 2005.

12.Ахундова И. Владимир Лисичкин: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий -последний русский энциклопедист [Интервью с В. А. Лисичкиным] [Электронный ресурс] // Православие.Яи. 2013. 11 июня. ЦКЬ: http://www.pravoslavie.ru/62067.html (дата обращения: 21.01.2017).

13. Балабин В. В. Метатекстуальность и интертекстуальность в исследовании дискурса // Вестник МГИМО-Университета. Серия: Филология. 2008. № 2. -С.129-142.

14.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: «Прогресс», 1989. - 616 с.

15.Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. - М.: Издательство русские словари языки славянской культуры, 1997 - 2012. Т. 1. - 2003. - 958 с.

16.Безруков А. Н. Поэтика интертекстуальности. - Бирск: Бирская городская типография, 2005. - 73 с.

17.Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

18.Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (к десятилетию «Пути») // Путь. 1935. Октябрь-декабрь. № 49. - С. 3-22.

19.Бердяев Н. А. О русских классиках [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://profilib.com/chtenie/107901/nikolay-berdyaev-sub-specie-aeternitatis-88.php (дата обращения: 26.02.2017).

20.Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М.: «Книга», 1991. - 448 с.

21.Блок А. А. Собрание сочинений: В 8 т. - М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 - 1963.

22.Блок А. А. Записные книжки 1901 - 1920. - М.: Художественная литература, 1965. - 664 с.

23.Бондаренко В. Г. Последние поэты империи: Очерки литературных судеб. -М.: Молодая гвардия, 2005. - С. 6.

24.Бочкарева Н. С., Загороднева К. В. Экфрасис и иллюстрация в книге «Окна» Дины Рубиной и Бориса Карафелова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 3(23). - С. 172-181.

25.Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато -восточнославянские параллели: структура балканского текста / Сост. и отв. ред. Т. М. Судник, Т. В. Цивьян. - М.: Наука, 1977. - С. 259-283.

26.Брюсов В. Я. Собрание сочинений: В 7 т. - М.: Художественная литература, 1973 - 1975. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892 - 1909. - 1973. - 672 с.

27. Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т.- М.: Художественная литература, 1989-1990.

28.Булгаков М. А. Я хотел служить народу. Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. - М.: Педагогика, 1991. - 736 с.

29.Булгаков Макарий, митрополит. Православно-догматическое богословие: В 2 т. 4-е изд. Т. 2. - СПб.: Типография Р. Голике, 1883. - 689 с.

30.Бунин И. А. Полное собрание сочинений: В 13 (16) т. (т. 14-16 дополнительные). - М.: Воскресенье, 2006 - 2007.

31.В мире Божием. Книга «Несвятые святые» на ХХ^-й Московской международной книжной выставке-ярмарке [Электронный ресурс] // Завтра. №37 (930). 2011. 14 сентября. http://zavtra.ru/content/view/2011-09-2761/ (дата обращения: 18.04.13).

32.Валевский А. Л. Основания биографики. - Киев: Наукова думка, 1993. - 110 с.

33.Василик Владимир, диакон. О чем свидетельствует книга «Несвятые святые» [Электронный ресурс] // Православие и мир. 2011. 24 октября.

http://www.pravmir.ru/o-chem-svidetelstvuet-kniga-nesvyatye-svyatye/ (дата

обращения: 18.04.13).

34.Визель М. В наше время в прозе побеждает артист [Интервью с Диной Рубиной] [Электронный ресурс] // Известия. 2014. 26 марта. Ц^: http://izvestia.ru/news/568013 (дата обращения: 09.10.16).

35.Владимиров С. «Солнечный удар» Михалкова - это фильм паломничество [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 13 октября 2014. Ц^: http://www.kp.ru/daily/26294.5/3172010/ (дата обращения: 23.09.15).

36.Владимирова Е., Боголюбов Александр, иеромонах. Впечатления от книги рассказов архимандрита Тихона «Несвятые святые» [Электронный ресурс] // Решето. ЦКЬ: http://resheto.ru/users/krylovan/art/95070 (дата обращения: 18.04.13).

37.Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. Всеобщая история химии / Отв. ред. Ю. И. Соловьев. - М.: Наука, 1983. -399 с.

38. Воропаев В. В. Энциклопедия церковной жизни нашего времени // [Интернет-журнал Сретенского монастыря]. 2011. 9 ноября. ЦКЬ: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49744.htm (дата обращения: 18.04.13).

39.Гаген-Торн Н. И. Воспоминания об Александре Блоке // Блоковский сборник II. Труды второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока. - Тарту: Тартуский государственный университет, 1972. - С. 444-446.

40.Галанина Е. В., Батурин Д. А. Фэнтези как неомифологическая реальность // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2016. Вып. 39. № 3(385). - С. 41-45.

41.Гинзбург Л. Я. Кризис вымысла // Литературная газета. 4 июля 1990. № 27(5301). - С. 5.

42.Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 14. - 1952. - 487 с.

43.Голосова О. Тайна смерти [Вступ. ст.] // Вознесенская Ю. Мои посмертные приключения. - М.: Издательства Эксмо, Яуза, Лепта-Пресс, 2004. - С. 3-15.

44.Гость: писатель Дина Рубина // Ток-шоу «Действующие лица». 2012. 08 мая URL: http://www.cultradio.ru/brand/episode/id/57958/episode_id/1052568/ (дата обращения: 07.11.17).

45.Греческо-русский словарь / Сост. А. Д. Вейсман. Издание пятое. - СПб.: Издание автора, 1899. - 1370 стб.

46.Данилов А. Гибель империи. Урок еще не окончен [Электронный ресурс] // Еженедельник 2000. № 49 (633). 7 - 13 декабря 2012. URL: http ://2000.net.ua/is/1241/633 -a6.pdf (дата обращения: 18.04.13).

47. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Русский язык», 1976. - 1096 с.

48.Дорофеева Л. Г. Агиография о новомучениках и исповедниках российских ХХ - XXI вв. как явление русской словесности. Проблемы изучения [Электронный ресурс] // Доклад на секции «Русская литература и события 1917 года» в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917 - 2017: уроки столетия». URL: https://mroc.pravobraz.ru/dorofeeva-l-g-agiografiya-o-novomuchenikax-2017/ (дата обращения: 03.03.17).

49. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. - Л.: Наука, 1972 -1990.

50.Дунаев М. М. Православие и русская литература: В 6 ч. Издание второе, исправленное, дополненное. - М., Христианская литература, 2001-2004.

51. Елисеева А. В. Типы интертекстуальных связей при экранизации литературных произведений (на материале фильмов Р. В. Фасбиндера) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. 2014. № 172. -C. 13-23.

52.Есаулов И. А. Мистика позднего Блока и начало советской литературы // Проблемы исторической поэтики. 2005. Т. 7. - С. 491-512.

53.Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографический терминов. -М.: Гнозис, 1994. - 112 с.

54.Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. - 408 с.

55.Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц март - Козельск: Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993. Репринтное издание: М.: Издание Синодальной Типографии, 1906. - 752 с.

56.Жолобова Ю. С. Возможные подходы к определению понятия метатекстуальности // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1. - С. 131-133.

57.Жужгина-Аллахвердян Т. Н. Интертекст и множественность интертекстуальных кодов в художественном тексте (размышления по поводу «Структуры художественного текста» Ю. М. Лотмана и «Палимсеста» Ж. Женетта) // Вюник Дншропетровського ушверситету. Серiя: Мовознавство. 2015. № 11. Вип. 21(3). - С. 36-40.

58.Жуков Д. А. Вступительная статья // Савинков Б. В. (Ропшин В.). То, чего не было: роман, повести, рассказы, очерки, стихотворения. - М.: Современник, 1992. - 720 с.

59.Зенкин С. Н. Новые фигуры. Заметки о теории. 3 // НЛО. 2002. № 57. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2002/57/zenk.html (дата обращения: 01.12.2017).

60.Зыбин И. «Фильм "Поп" укрепил меня в православной вере» [Беседа с кинорежиссером Владимиром Хотиненко] [Электронный ресурс] // Православие.Ru. 2010. 20 апреля. URL:

http://www.pravoslavie.ru/guest/34932.htm (дата обращения: 14.10. 2015).

61.Иванов В. И. Собр. соч.: В 4 т. - Брюссель: Foyer Oriental Cretien, 1971 - 1987.

62. Игнатьева М., Ларинов Диодор, монах. Чудеса в решете [Электронный ресурс] // Континент. 2012. 2 квартал. URL: http://e-

continent.ru/electronic/kontingent/larionov-ignatyeva/2k1 s2012/ (дата обращения: 18.04.13).

63.Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: «Интрада», 1996. - 252 с.

64.Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин -Ремизов - Шмелев. - Мюнхен: Типография Обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене-Оберменцинге, 1959. - 196 с.

65.Ильин И. П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. - М.: ГБЛ, 1998. - 28 с.

66. Интервью и беседы с Львом Толстым. URL: http://www.azlib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0330.shtml (дата обращения: 08.03.17).

67.Искусство как ступень к постижению духовного. Беседа с иереем Ярославом Шиповым [Электронный ресурс] // Православие.Ru. 2010. 24 мая. URL: http://www.pravoslavie.ru/guest/35326.htm (дата обращения: 10.03.14).

68.Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. - Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1902. - 389 с.

69.Казин А. Л. Религия и культура в русской православной цивилизации // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX века - начала XXI века. 1917-2017: В 3 т. - СПб.: Алетейя. Т. 1. 1917-1934. - 2016. - С. 10-28.

70.Калинин Леонид, диакон. Предисловие [Электронный ресурс] // Свенцицкий Валентин, протоиерей. Диалоги. URL: http://pravbeseda.ru/library/index.php?id=148&page=book (дата обращения: 24.09.15).

71.Каплан В. М. Иерейская проза. Станет ли она литературным явлением? // Сайт «Фома.ру». №1(81). 2010. Январь. URL: http://www.foma.ru/artide/mdex.php?news=4080 (дата обращения: 16.04.14).

72.Клинг О. А. Топоэкфрасис: место действия как герой литературного произведения (возможности термина) // Экфрасис в русской литературе: труды Лозанского симпозиума / под ред. Л. Геллера. - М.: Издательство «МИК», 2002. - С. 97-110.

73.Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. 1987 - 1990. Т. 7. Специальные курсы (продолжение). - М.: Мысль, 1989. - 598 с.

74. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. -М.: Типография Грачева и Ко, 1871. - 472 с.

75. Книга Екклезиаста или Проповедника. [Электронный ресурс]. URL: http://days.pravoslavie.ru/bible/b_ekkl.htm (дата обращения: 23.10.16).

76.Книгу «Димон» оценили не только школьники, но и афонские монахи [Электронный источник] // 2012. 8 августа. СОБОР.Ьу. URL: http://www.sobor.by/videonews/Knigu_Dimon_otsenili_ne_tolko_shkolniki_no_i_a fonskie_monahi_Intervyu_s_pisatelem_protoiereem_Aleksandrom_Torikom (дата обращения: 28.03.14).

77.Ковалев В. А. Некоторые проблемы поэтики Л. Н. Толстого // Очерки по стилистике русского языка и литературному редактированию. - М.: Издательство Московского университета, 1961. - С. 77-124.

78.Козлов Максим, протоиерей. Патерик отца Тихона [Электронный ресурс] // Татьянин день. 2011. 7 сентября. URL: http://www.taday.ru/text/1197587.html (дата обращения: 18.04.13).

79.Колымагин Б. Ф. Тихон Второй [Электронный ресурс] // Ежедневный журнал. 2011. 6 октября. URL: http://ej.ru/?a=note&id=11383 (дата обращения: 18.04.13).

80. Корниенко С. Ю. Самоопределение в культуре модерна: Максимилиан Волошин - Марина Цветаева. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 424 с.

81.Краснова В. Православный хайтек [Электронный ресурс] // Эксперт. №48 (781). 2011. 5 декабря. URL: http://expert.ru/expert/2011/48/pravoslavnyij-hajtek/ (дата обращения: 18.04.13).

82.Крупин В. Н. Ангелы Господни [Электронный ресурс] // Русский дом. №12. 2011. Декабрь. иКЬ: http://www.russdom.ru/node/4522 (дата обращения: 18.04.13).

83. Крылова С. В. Новинки русской литературы XXI века. Материалы к лекциям: учебное пособие: В 3-х ч. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. Ч. 1 / под научн. ред. С. В. Овсянниковой. - 168 с.

84.Кушнер А. С., Панченко А. М. Диалог с послесловием // Литературная газета. 1990. 21 марта. № 12 (5286). - С. 3.

85.Левина Е. С. Беда или вина академика Вавилова? // Природа. 1992. № 8. -С.121-124.

86.Левицкий Л. Л. Мемуары // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 215-216.

87.Леонов И. С., Корепанова В. А. Поэтика православной прозы XXI века. - М.; Ярославль: Ремдер, 2011. - 121 с.

88.Леонов И. С. Изучение современной русской духовной прозы в рамках проекта «Русский язык, литература и культура сегодня» (Гуманитарный мир современной России) // Электронный научно-образовательный журнал «Studia Иитапка^» / КБК 2308-8079. №1, 2013. ШЕ: http://st-hum.ru/content/leonov-izuchenie-sovremennoy-russkoy-duhovnoy-prozy-v-ramkah-proekta-russkiy-yazyk (дата обращения: 16.04.14).

89.Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. - М.; Л.: Издательство АН СССР, 1954-1957. Т. 6. - 1957. - 900 с.

90. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. - М.: Правда, 1990. - 656 с.

91.Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн: «Александра», 1992 - 1993. Т. 1. - 1992. - 480 с.

92.Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб: «Искусство-СПБ», 1998. - 704 с.

93.Лученко К. Александр Сегень: При любых обстоятельствах нужно оставаться людьми [Интервью с А. Ю. Сегенем] [Электронный ресурс] // Татьянин день.

2010. 12 марта. ЦКЬ: http://www.taday.ru/text/343457.html (дата обращения: 14.04.15).

94.Любимов Б. Н., ректор Московского Театрального училища им. Щепкина о книге «Несвятые святые» [Электронный ресурс] // Православие и мир. 2011. 8 сентября. Ц^: http://www.pravoslavie.ru/48529.html (дата обращения: 18.04.13).

95.Макаренко Е. К. Агиография XX века. Проблема жанра и методов его исследования // Сибирский филологический журнал. 2011. Выпуск 1. -С. 95-102.

96. Мартьянова И. А. Кинометафора жизни современной русской прозы // Мир русского слова. 2016. № 1. - С. 113-118.

97.Масленикова З. А. Борис Пастернак. Встречи. - М.: Захаров, 2001. - 336 с.

98. Масловский В. И. Лирическая проза // Литературный энциклопедический словарь / Под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 184.

99.Мень Александр, протоиерей. Предисловие [Электронный ресурс] // Поповский М. А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. ЦЯЬ: https://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-zhitie-vojno-yaseneckogo-arxiepiskopa-i-х^^^М (дата обращения: 21.01.17).

100. Мережковский Д. С. Революция и религия // Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Д. Философов. Царь и революция. Сб. / Первое русское издание под редакцией М. А. Колерова. - М.: ОГИ, 1999. - С. 129-194.

101. Мережковский Д. С. Собрание сочинений: В 24 т. - М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1914.

102. Мережковский Д. С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. - М.: Кн. палата, 1991. - 352 с.

103. Мережковский Д. С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. - СПб.: Наука, 2007. - 907 с.

104. Минский М. Н. Избранные стихотворения [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://az.lib.ra/rn/minskij_n_m/text_0110.shtml (дата обращения: 25.03.16).

105. Михайлов О. Пленник культуры (О Д. С. Мережковском и его романах) [Электронный ресурс] // Д. С. Мережковский. Юлиан Отступник. иЯЬ: http://lib.ru/RUSSLIT/MEREZHKOWSKIJ/hostos.txt (дата обращения: 8.10.15).

106. Мокшина С. Р. Торжество духа и смирение плоти в цикле Марины Цветаевой «Жизни» // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-7. -С.1636-1638.

107. Москвина Т. В. Отец Тихон - но в меру [Электронный ресурс] // Аргументы Недели. № 38 (330). 4 октября 2012. ШЕ: http://argumenti.ru/culture/books/n359/205634 (дата обращения: 18.04.13).

108. Моторин А. В. Борьба Бориса Пастернака // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX века - начала XXI века. 1917 - 2017: В 3 т. - СПб.: ИД «Петрополис». Т. 2. 1935 - 1965. - 2017. -С. 78-110.

109. Моторин А. В. Духовное направление в творчестве И. А. Бунина // Исследовательский журнал русского языка и литературы (Вестник ИАРЯЛ) / Иранская ассоциация русского языка и литературы. Тегеран (Иран). 2015. Т. 2 (5). - С. 55-75.

110. Моторин А. В. «Колючий веночек» Анны Ахматовой // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX века - начала XXI века. 1917 - 2017: В 3 т. - СПб.: ИД «Петрополис». Т. 2. 1935 - 1965. -2017. - С. 162-183.

111. Моторин А. В. Теория русской словесности: монография / А. В. Моторин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2013. - 300 с.

112. Мочульский К. В. Александр Блок. - Париж: YMCA-PRESS, 1948. - 443 с.

113. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: Искусство, 1994. - 606 с.

114. Нагибин Ю. М. Любимый ученик. Ночь на 14 нисана [Электронный ресурс]. http://www.general-ebooks.com/read/126979102 (дата обращения: 23.09.15).

115. Нараленкова О. Жить по совести [Электронный ресурс] // Российская газета. 2010. 1 апреля. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2010/04/01/pop-site.html (дата обращения: 14.04.15).

116. Неёлов Е. М. Xристианская традиция в русской фантастической литературе XX - начала XXI века // Проблемы исторической поэтики. 2011. № 9. -С.379-388.

117. «Несвятые святые» архимандрита Тихона: рассказ автора о книге (+ видео) [Электронный ресурс] // Православие и мир. 2011. 8 сентября. http://www.pravmir.ru/nesvyatye-svyatye-arximandrita-tixona-rasskaz-avtora-o-knige-video/ (дата обращения: 18.04.13).

118. Нефедова Е. Солнечный удар: как все это случилось [Беседа с Н. Михалковым] [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2014. 1 октября. Ц^: http://www.kp.ru/daily/26289/3166876/ (дата обращения: 24.09.15).

119. Николаева О. А. Поцелуй Иуды. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. - 157 с.

120. Новикова Н. В. Театр и балаган в художественном составе повести В. Ропшина «Конь бледный» (1909) // Литература и театр: коллективная монография / редкол.: Д. В. Родионов и др. - М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2016. - «Бахрушинская серия». - С. 86-93.

121. О чем свидетельствует книга «Несвятые святые» [Электронный ресурс] // Православие и мир. 2011. 24 октября. Ц^: http://www.pravmir.ru/o-chem-svidetelstvuet-kniga-nesvyatye-svyatye/ (дата обращения: 18.04.13).

122. Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1892 по 1899 год / АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. -М.: Наука, 1998. - 408 с.

123. Осипцова Т. На разные голоса. Русская канарейка Дины Рубиной [Электронный ресурс] // Пиши-читай. 2015. 11 января. URL: http://write-read.ru/reviews/519b (дата обращения: 11.10.16).

124. Пастернак Б. Л. Шесть писем Джону Харрису / Вступление, публикация и комментарии Ел. В. Пастернак. Переводы писем с английского А. Акимовой и Ел. В. Пастернак // Знамя. 2015. № 12. - С. 129-137.

125. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: В 11 т. - М.: Слово, 2003 -2005.

126. Полякова К. Эксперты проголосовали за «Страну чудес» [Интервью с протоиереем Андреем Ткачевым] [Электронный ресурс] // Православие.Ru. 2013. 31 октября. URL: http://www.pravoslavie.ru/sm/65296.htm (дата обращения: 17.12.13).

127. Поповский М. А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-zhitie-vojno-yaseneckogo-arxiepiskopa-i-xirurga/#n4 (дата обращения: 21.01.17).

128. Пращерук Н. В. «Несвятые святые» и другие рассказы архимандрита Тихона (Шевкунова): открытие мира // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы XII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения». - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - С. 202-207.

129. Прообразом главного героя нового фильма Хотиненко «Поп» в исполнении Маковецкого стал старец Иоанн Крестьянкин [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2009. 27 августа. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=31758 (дата обращения: 14.04.15).

130. Протоиерей Андрей Ткачев стал лауреатом Книжной премии Рунета 2013 [Электронный ресурс] // Православие.Ru. 2013. 27 октября. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/65281.htm (дата обращения: 17.12.13).

131. Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Особенности повествовательной структуры романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Вестник ТГГПУ. Филология и культура. Philology and culture. 2014. № 2(36). - С. 160-165.

132. Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Экфрастичность как способ выявления мировидения героя-художника в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 6 (38). - С. 147-158.

133. Псаракис Давид, схиархимандрит. Я засиживался за этой книгой до ночи [Электронный ресурс] // Татьянин день. 2012. 1 октября / Перевод с греческого Ивана Блинова. URL: http://www.taday.ru/text/1839435.html (дата обращения: 18.04.13).

134. Пузанкова С. Н. Жанр надписи в творчестве М. В. Ломоносова: поэтика экфрасиса: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Светлана Николаевна Пузанкова. - Екатеринбург: ИПЦ УрФУ, 2013. - 24 с.

135. Растягаев А. В. Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в. (Кантемир, Тредиаковский, Фонвизин, Радищев). - Самара, 2007. - 410 с.

136. Рейтблат А. Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-abram-reytblat/93801-pisat-poperek-stati-po-biografike-sociologii-i-istorii-literatury-abram-reytblat/read/page-14.html (дата обращения: 04.10.2017).

137. Ремизов А. М. Собрание сочинений: В 10 т. - М.: Русская книга, 2000-2003. Т. 3. - 2000. - 672 с.

138. Розенфельд Б. Рассказ // Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929 -1939. Т. 9. -1935. - Стб. 538-542.

139. Рубина Д. И. Русская канарейка. Блудный сын [Кн. 3]. - М.: Эксмо, 2015. -448 с.

140. Рубина Д. И. Русская канарейка. Голос [Кн. 2]. - М.: Эксмо, 2014. - 512 с.

141. Рубина Д. И. Русская канарейка. Желтухин [Кн. 1]. - М.: Эксмо, 2014. -480 с.

142. Рубина Д. И. Синдром Петрушки. - М.: Издательство «Э», 2017. - 512 с.

143. Саакянц А. А., Мнухин Л. А. Комментарии. Проза поэта // Цветаева М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Эллис Лак, 1994 - 1995. [Т. 8, доп.]. Т. 4. Воспоминания о современниках. Дневниковая проза. - 1994. - 688 с.

144. Савинков Б. В. Конь бледный // Савинков Б. В. Избранное. - М.: Политиздат, 1990. - С. 307-374.

145. Сайт Дины Рубиной // Биография. URL: http://www.dinarubina.com/biography.html (дата обращения: 10.10.2016).

146. Саяпин В. О. Смысловые реалии гипертекста в виртуальной коммуникации // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2012. Выпуск 3(11). - С. 105-113.

147. Свенцицкий В. П., прот. Собрание сочинений. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917) / сост., послесл., коммент. С. В. Черткова. - М.: Дар, 2008. - 800 с.

148. Северянин И. Сочинения: В 5 т. - СПб.: Logos, 1995 -1996. Т. 2. - 1995. -703 с.

149. Сегень А. Ю. Поп: роман, очерки. - М.: Вече, 2010. - 336 с.

150. Седых Э. В. Творчество Уильяма Морриса в контексте эстетизации средневековья и взаимодействия литературы с другими видами искусства: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Элина Владимировна Седых. - СПб.: Общество «Знание», 2009. - 42 с.

151. Селиверстова Е. И. Текст из музыки или музыка в тексте? (Роман Д. Рубиной «Последний кабан из лесов Понтеведра») // Вестник ТГГПУ. Филология и культура. Philology and culture. 2016. № 2(44). - С. 131-136.

152. Сигутин А. Непридуманные истории священника Александра Торика [Электронный ресурс] // Православие и мир. 2011. 25 ноября. URL: http://www.pravmir.ru/nepridumannye-istorii-svyashhennika-aleksandra-torika/ (дата обращения: 19.03.14).

153. Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка): дисс. ... канд. филол. наук / Анна Геннадьевна Сидорова. - Барнаул, 2006. - 218 с.

154. Словарь русского языка XI - XVII вв.: В 28 т. - М.: Наука, 1975 - 2008. Выпуск 20. - 1995. - 288 с.

155. Словарь современного русского языка: В 17 т. М., Л.: Наука, 1950-1965.

156. Смирнов В. А. Операция «Послушники» [Электронный ресурс] // НГ Религии. 18 мая 2005. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2005-05-18/6_poslushniki.html (дата обращения: 14.04.15).

157. Смирнов И. П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). - СПб.: Издательский отдел Языкового центра СПбГУ, 1995. - 193 с.

158. Сокурова О. Б. Поэма А. Блока «Двенадцать» и путь России // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX века

- начала XXI века. 1917-2017: В 3 т. - СПб.: Алетейя. Т. 1. 1917-1934. - 2016.

- С. 29-66.

159. Солженицын А. И. Написано кровью: [интервью журналу «Der Spiegel»] // Профиль. 2007. 23 июля. № 28 (536). - С. 75-82.

160. Соловьев В. С. Собрание стихотворений [Электронный ресурс]. URL: http ://az.lib.ru/ s/solowxew_wladimir_sergeewich/text_0060. shtml (дата обращения: 26.02.17).

161. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. 2-е изд. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - 822 с.

162. Сорокина М. Солнечный удар Никиты Михалкова. Конец привычного мира [Электронный ресурс] // vtbrussia.ru. 8 октября 2014. URL: http://vtbrussia.ru/culture/konets-privychnogo-mira/ (дата обращения: 24.09.15).

163. Субботин М. М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техники: В 18 т. - М.: ВИНИТИ, 1976-1994. Т. 18. Сер. Информатика. - 1994. - 158 с.

164. Тан Мэн Вэй. Художественное своеобразие «Записок юного врача» Булгакова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 1. - С. 63-71.

165. Тарощина М. По характеру я страшный интроверт [Интервью с Диной Рубиной] [Электронный ресурс] // Wikers Weekly. 17 января 2013. URL: http://www.dinarubina.com/interview/wikers_weekly2013.html (дата обращения: 10.10.16).

166. Тимашков А. Ю. К истории понятия интермедиальности в зарубежной науке // Фундаментальные проблемы культурологии. Т. 3. Культурная динамика. - СПб: Алетейя, 2008. - С. 112-119.

167. Ткачев Андрей, протоиерей. «Страна чудес» и другие рассказы. - 2-е изд. -М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. - 256 с.

168. Ткачев Андрей, протоиерей. Нужна ли проповедь? // Православие и мир. 2013. 16 августа. URL: http://www.pravmir.ru/komu-nuzhna-i-nuzhna-li-propoved/ (дата обращения: 17.12.13).

169. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбилейное издание (1828—1928). Серия 2: Дневники. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1928 - 1964. -Т. 46-58. Т. 52: Дневники и записные книжки, 1891 - 1894. - 1952. - 426 с.

170. Торик Александр, протоиерей. Dimon. - М.: Сибирская благозвонница, 2008. - 237 с.

171. Торик Александр, протоиерей. Доклад на бердянских чтениях. Художественная литература - миссия сегодня [Электронный источник] // LIVEJOURNAL. Протоиерей Александр Торик. 2011. 3 октября. URL: http://prot-torik.livejournal.com/ (дата обращения: 30.03.14).

172. Торик Александр, протоиерей. Флавиан. - М.: Никея, 2010. - 224 с.

173. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. - М.: Моск. рабочий, 1990. - 269 с.

174. Феофан Затворник, святитель. Толкование на 118-й псалом [Электронный источник] // URL: http://biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/tolkovanie-na-118-psalom/ (дата обращения: 03.04.14).

175. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Флоренский П. А. Сочинения: В 2 т. Т. 1 (II). - М.: Правда, 1990. - 840 с.

176. Хаминова А. А., Зильберман Н. Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. Серия «Филология». 2014. № 389. - С. 38-45.

177. Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 328 с.

178. Хачатрян Тигрий, священник. Как вернуть отпавших от Церкви? [Электронный ресурс] // Православие и мир. Беседовала Елена Вербенина. 2010. 1 декабря. ЦКЬ: http://www.pravmir.ru/svyashhennik-tigrij-xachatryan/#ixzz2wKj7RVI1 (дата обращения: 19.03.14).

179. Ходасевич В. Ф. Некрополь: Воспоминания. - М.: Советский писатель. Олимп, 1991. - 192 с.

180. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Эллис Лак, 1994 - 1995. [Т. 8, доп.]. Цветаева М. Неизданное. Сводные тетради. - М.: Эллис лак, 1997.

181. Церковь по обе стороны фронта [Электронный ресурс] // Татьянин день. 2010. 24 марта. Ц^: http://www.taday.ru/text/357936.html (дата обращения: 14.10.15).

182. Червоненко С. М. Духовно-нравственные аспекты творчества писателей -священнослужителей: малые жанры русской прозы 1990-2000-х годов: дисс. ... канд. филол. наук / София Михайловна Червоненко - М., 2013. -194 с.

183. Черниенко Л. В. «Благоговение перед жизнью» как основа трагического мироощущения Марины Цветаевой. // Добро и зло в мире Марины Цветаевой: XIV Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9 - 12 октября 2006): сборник докладов. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006. -С.145-152.

184. Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. - Петроград: Издательство «А. Ф. Маркс», 1924. - 192 с.

185. Шаховской Иоанн, архиепископ Сан-Францисский. Великий инквизитор Достоевского [Электронный ресурс]. URL: http://afon-ru.com/Afon-palomnichestvo.Neskuchnyj-Sad.Aleksandr-Dvorkin-Esli-gde-i-byli-nastoyashie-hippi-eto-byli-my-ved-schitali-sebya-zhalkimi-e#Legenda-o-velikom-inkvizitore (дата обращения: 03.09.15).

186. Шевкунов Тихон, архимандрит. «Несвятые святые» и другие рассказы. 3-е изд. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - 640 с.

187. Шенталинский В. А. Свой среди своих. Савинков на Лубянке. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/7/shental.html (дата обращения: 01.12.16).

188. Шипов Ярослав, священник. «Райские хутора» и другие рассказы. 3-е изд.-М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. - 624 с.

189. Штутина Ю. Писатель, беспощадный к себе [Интервью с Д. Рубиной] [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Lenta.ru». 2006. 8 декабря. URL: https://lenta.ru/articles/2006/12/08/rubina (дата обращения: 07.11.17).

190. Щипков А. Просто святость. Просто вера. Просто Христос. О книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» [Электронный ресурс] // http://www.religare.ru/2_89937.html (дата обращения: 18.04.13).

191. Ямпольская Е. Автор романа «Поп» Александр Сегень: Не надо снимать много православного кино [Интервью с А. Ю. Сегенем] [Электронный ресурс] // Известия. 2010. 30 марта. URL: http://izvestia.ru/news/360092 (дата обращения: 14.04.15).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.