Рождение профессионального театра в Севилье XVI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Артамонова, Екатерина Александровна

  • Артамонова, Екатерина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 193
Артамонова, Екатерина Александровна. Рождение профессионального театра в Севилье XVI века: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2014. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Артамонова, Екатерина Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СЕВИЛЬЕ XVI ВЕКА

1.1. К ПРОБЛЕМЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ИСПАНСКИХ ЗРЕЛИЩ

1.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИЧНЫХ ПРОЦЕССИЙ

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА ТЕЛА ГОСПОДНЯ

1.4. УЧАСТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРУПП НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ

ГЛАВА II. КОРРАЛЬ - ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА

2.1. КОРРАЛЬ - НОВЫЙ ТИП ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

2.2. СИСТЕМА АРЕНДЫ KOPP АЛЯ

ГЛАВА Ш. ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ СЕВИЛЬСКИХ КОРРАЛЕЙ

3.1. КОРРАЛЬ ДОНА ХУАНА

3.2. КОРРАЛЬ АТАРАСАН

3.3. КОРРАЛЬ ДОНЬИ ЭЛЬВИРЫ

3.4. ПЬЕСЫ ХУАНА ДЕ ЛА КУЭВЫ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ УСТРОЙСТВА СЦЕНЫ ПЕРВЫХ СЕВИЛЬСКИХ КОРРАЛЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРОЕНИЕ КОРРАЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ СЕВИЛЬСКИХ КОРРАЛЕЙ

3.1. КОРРАЛЬ ДОНА ХУАНА

3.2. КОРРАЛЬ АТАРАСАН

3.3. КОРРАЛЬ ДОНЬИ ЭЛЬВИРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПЕРЕВОДЫ ДОКУМЕНТОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рождение профессионального театра в Севилье XVI века»

ВВЕДЕНИЕ

История испанского театра последних десятилетий XVI века - период малоисследованный. Долгое время историки театра уделяли внимание лишь XVII веку, что можно объяснить большим количеством сохранившихся источников. Однако переходный период от средневековых религиозных представлений к возникновению профессионального театра в конце XVI века заслуживает более пристального внимания, потому что именно в это время определялись пути развития профессионального испанского театра, закладывались основы национальной драматургии, осваивалось новое сценическое пространство.

Актуальность исследования

Данное исследование посвящено рождению профессионального театра в Севилье XVI века. На протяжении долгого времени изучению заявленной темы препятствовали трудности поисков первоисточников, что в свою очередь было связано с поздним формированием системы рукописных архивов муниципальных библиотек Испании, так как значительная часть рукописей находилась, а в некоторых случаях и до настоящего времени находится в частных коллекциях.

Несмотря на сложившуюся во второй половине XX века систему разделения архивов на национальные, провинциальные, муниципальные, церковные и частные, до сих пор решающим фактором при поиске необходимого первоисточника является история его появления в архиве. Так, например, рукописи, касающиеся покупки и продажи земельной собственности до 1500 г., в настоящее врехмя находятся в архивах библиотек кафедральных соборов. Подобное обстоятельство связано с тем, что до конца XVI века не существовало городских нотариусов, их функции выполняли церковные секретари1. Сложность поиска необходимого первоисточника затрудняется и тем, что до начала XX века нередко при перемещении документа из одного архива в другой изменялся его предыдущий шифр. Помимо этого зачастую осуществлялась произвольная правка

1 Padro Rodrigues М Señores у Escribanos. El notario Andaluz entre los siglos XIV у XVI. Sevilla : Publicaciones Universidad Sevilla, 2002. P. 16.

текста, с целыо восстановления утраченных фрагментов, приводившая к уничтожению оригинала.

Процесс систематизации испанских рукописных архивов начался в 1950-е годы благодаря усилиям английского историка Дж. Варея. Вместе со своим учеником Н. Шергольдом он осуществил публикацию архивных материалов в серии «Источники по истории театра в Испании»2. В 1963 году Дж. Варрем было принято решение о включении в серию дополнительных рубрик. Так в ее структуре появились разделы: А - школьные монографии, В - публикация текстов, С - источники по истории театра, Б - факсимильные издания и прочие. Со временем к Варею и Шергольду присоединялись другие исследователи, что позволяло увеличивать скорость и качество работы. Серии книг «Источники по истории театра в Испании» издавали при крупных университетах Англии, Португалии и Америки. В общей сложности за двадцать семь лет было выпущено двадцать семь томов.

На базе собранных материалов в 1967 г. Н. Шергольд опубликовал фундаментальную монографию «История испанской сцены, начиная от средних веков и до конца XVII столетия»3, где подробно описал особенности каждого из обозначенных периодов развития театра, определил направления дальнейших научных поисков.

Парадоксальным образом именно иностранные исследователи своими трудами заложили современную систему организации архивного материала в муниципальных библиотеках Испании. В 1980-х годах появилась новая научная специальность - архивариус, в должностные функции которого ныне входит не только задача сохранения культурного наследия, но и расшифровка документов с целыо их доступности в сети общественных библиотек4.

2 Shergold N., VareyJ. Fuentas para la historia del teatro en España // The Modern Language Review.

1998. Vol. 93. №4. P. 997. 1 th Shergold N. A History of the Spanish stage from the Medieval times until the end of the 17 century.

London; Oxford : Clarendon Press, 1967.

4 Gómez P. La evolución de los estudios de archivística en el último cuarto de siglo // Documentación de las Ciencias de la Información. 2002. Vol. 25. P. 129-146.

Программа по систематизации, публикации и сохранению историко-театрального наследия Испании, разработанная Вареем и Шергольдом продолжает осуществляться немногочисленными научными коллективами. По результатам работы в статьях и сборниках публикуются откомментированные и дешифрованные документы.

С началом процесса оцифровки архивов, предпринятой в XXI веке, становятся доступными ранее неизвестные источники, дополняющие и уточняющие сведения по истории испанского театра.

В настоящее время благодаря значительному количеству конференций и театральных фестивалей, способствующих пропаганде культурного наследия Испании XVI века, формируется тенденция к переизданию произведений авторов указанного периода. Особое внимание уделяется редким, ранее не публиковавшимся работам. Так, в 2008 году группа ученых из университета Севильи при поддержке министерства культуры Испании и городского муниципалитета, опубликовала две пьесы испанского драматурга XVI века Хуана де ла Куэвы - «Комедию о принце тиране» и «Трагедию о принце тиране» с развернутыми комментариями5. Это была первая публикация пьес Куэвы со времени их издания в 1588 году. В 2013 году испанский исследователь Р. Фролди совместно с итальянским ученым М. Презотто опубликовал несколько трагедий Хуана де ла Куэвы, снабдив их обширными комментариями, включающими историю создания текстов6.

Интерес автора данной диссертации находится в сфере изучения как историко-социологического аспекта эпохи (выяснение обстоятельств, способствовавших процессу рождения профессионального театра в Испании, формирование особого типа среды, нуждающейся в массовой зрелищной культуре), так и театроведческого (уточнение театральной терминологии, театрализованные представления в рамках религиозных и светских праздников,

5 Cueva J. El principe tirano. Comedia y tragedia. Sevilla : Junto de Andalucía, 2008.

6 Presotio M, Froldi R. Juan de la Cueva. Tragedias. Valencia : Publicación de la Universidad de Valencia, 2013. P. 328.

появление стационарного театра, влияние итальянских актеров на развитие испанского театра). Обе сферы позволяют всесторонне рассмотреть и проанализировать театральные события, происходившие в Севилье в период между появлением профессиональных трупп Лопе де Руэды и «Золотым веком» испанского театра.

Диссертант предпринял попытку осветить процесс рождения профессионального театра в Севилье, основываясь на документах, хранящихся в Муниципальном архиве города Севильи, архиве кафедрального собора Севильи, библиотеке Севильского университета, Виртуальной библиотеке Мигеля Сервантеса.

Объект данной диссертации - обстоятельства рождения профессионального театра в Севилье XVI века.

Предмет исследования - театральные представления в рамках общегородских праздников и спектакли в Корралях7 как истоки процесса зарождения профессионального театра в Севилье XVI века. На основании сохранившихся первоисточников в качестве наиболее выразительных явлений этого процесса выбраны различные постановки во время праздника Тела Господня, карнавальных шествий, триумфальных въездов, а также отдельные комедии и трагедии Хуана де ла Куэвы, поставленные на сцене трех севильских Корралей {Корралъ Атарасан, Корраль Дола Хуана, Корраль Доньи Эльвиры).

Степень научной разработанности проблемы

Диссертантом была проведена работа по отбору наиболее важных библиографических материалов и первоисточников, большая часть которых ранее не привлекалась отечественными театроведами для изучения основных проблем испанского театра XVI века.

Зарубежные исследования

7 Поскольку понятие «корраль» в данной работе употребляется в двух разных смыслах: как внутренний двор городской постройки и как театральное пространство, автор предлагает в первом случае использовать строчное написание (корраль), а во втором курсив {Корраль или Корраль Доньи Эльвиры).

Первые шаги в направлении изучения испанского театрального наследия XVI века были предприняты западноевропейскими историками театра в XVIII веке, когда в связи с реорганизацией систем книгохранилищ, начали появляться каталожные списки редких пьес, привлекшие внимание исследователей. В 1735 г. испанский библиограф Медель Кастильо опубликовал «Алфавитный список всех названий старинных и современных комедий», где были указаны все известные на момент публикации названия комедий и имена их авторов8. Полвека спустя вышел уточненный и во многом дополненный каталог старинных пьес, составленный испанским библиографом Г. де ла Уэрты «Испанский театр. Алфавитный каталог комедий, трагедий, ауто, сарсуэл, энтремес и других произведений, относящихся к театру»9.

Следующий каталог подобного типа появился только в середине XIX века. В 1850 году был издан труд испанского библиографа Л. Фернандес де Моратина «Исторический и критический каталог драматических пьес до Лопе де Веги»10. С 1863 по 1889 г. испанский библиограф и писатель Б. Гайярдо опубликовал четырехтомное издание «Очерки редких и интересных книг испанской библиотеки»11.

Благодаря публикации каталогов стали появляться статьи и монографии, посвященные ярким страницам истории испанского театра, принадлежащие не только испанским исследователям. Так, например, в 1910 году вышел в свет труд немецкого ученого А. Хёмеля «Сид в испанской драме XVI-XVH вв.»12

Среди монографий, посвященных рассматриваемой теме, выделяются труды общего характера, освещающие большие периоды истории испанского театра,

*Medel del Castillo F. índice general alfabético de todos los títulos de comedias que se han escrito por varios antiguos y modernos. Madrid : Imprenta de Alfonso de Mora, 1725.

9 García de la Huerta V. Teatro español. Catálogo alfabético de las comedias, tragedias, autos, zarzuelas, entremeses, y otras obras correspondientes al teatro español. Madrid : Imprenta Real, 1785.

10 Fernández de Moratin L. Catálogo histórico y crítico de las piezas dramáticas anteriores a Lope de Vega. Madrid : BAE, 1850.

11 Gallardo B. Ensayo de una biblioteca española de libros raros y curiosos. Madid : Imprenta y Estereotipia de M. Rivadeneyra, 1863-1889. Vol. 4.

12 Hcimel A. Der Cid im spanischen Drama del XVI-XVII Jahrhunderts. Halle : Niemeyer, 1910.

таких исследователей как: О. Арронис13, М. Диес Борке14, Б. Вардруппер15 и др. Проблемам становления и развития севильского театра посвящены «Анналы по истории театра в Севилье XVI-XVII веков»16 X. Санчеса Архоны, изданные в конце XIX века и многократно переиздававшиеся при жизни автора. Он одним из первых подчеркнул значение корралей для развития профессионального испанского театра и заметил, что без комплексного подхода, учитывающего представления в дни религиозных праздников, спектакли в Корралях, деятельность странствующих трупп итальянских актеров, невозможно составить верное представление о развитии театрального дела в Севилье.

Большой интерес представляют труды, посвященные отдельным проблемам испанского театра XVI века. Например, работа П. Ричарда и П. Донована «Литургическая драма в средневековой Испании»17, содержит ценные сведения о постановочной практике средневекового религиозного театра. Отметим также исследование Л. Матлук «Танцы во время религиозных процессий в Севилье»18, где анализируется процесс эволюции религиозных процессий от средних веков до конца XVII века.

К числу фундаментальных исследований по истории испанского театра относятся монографии Ж. Санторана и X. Себриана, созданные в результате многолетней работы с первоисточниками. Ж. Санторан - автор единственной на данный момент монографии, где всесторонне представлена история становления театрального дела в Севилье от Средних веков до конца XVII века. X. Себриан -уникальный специалист, подробно проанализировавший творчество севильского драматурга и поэта Хуана де ла Куэвы, рассмотревший сквозь призму его

î Ч

Arroniz О. Teatros у escenarios del Siglo de Oro. Madrid : Gredos, 1978.

14 Diez Borque M Historia del teatro en España. T. 1 : Edad Media siglo XVI-XVII. Madrid : Taurus, 1983.

15 Wardropper B. Introducción al teatro religioso del Siglo de Oro : la evolución del auto sacramental: 1500-1648. Madrid : Revista de Occidente, 1953.

16 Sánchez-Arjona R. Anales del teatro en Sevilla desde Lope de Rueda hasta finales del XVII. Madrid : Imp. de E. Rasgo , 1898.

17 Richard P., Donovan В. The liturgical drama in medieval Spain. Toronto : Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1958.

Maduck L. The dances of the processions of Seville in Spanish golden age. Madrid : Edition Reichenberger, 1988.

биографии и творчества основные тенденции развития и становления театрального дела в Испании XVI века.

Отечественные исследования

История испанского театра в отечественном театроведении представлена трудами Д.К. Петрова, С.С. Игнатова, Т.Н. Томашевского, З.И. Плавскина, ВЛО. Сшпонаса.

Одним из первых к проблеме изучения испанского театра XVI века обратился в начале XX века филолог Д.К. Петров. В своей двухтомной монографии «Заметки по истории староиспанской комедии»19 он рассмотрел творчество испанского драматурга Лопе де Беги представил краткое содержание ранее неизвестных пьес Хуана де Энсины, Торреса Наарро, Лопе де Руэды и Хуана де ла Куэвы. Впервые на русском языке изложил сюжеты комедий и трагедий Хуана де л а Куэвы.

Вслед за Д.К. Петровым к истории испанского театра обратился С.С. Игнатов, опубликовавший монографию «Испанский театр XVI-XVII веков»20. Автор выделил значительные события в истории испанского театра указанного периода, проанализировал драматургию и постановочную практику эпохи, обозначил основные направления в развитии театральной культуры. Однако установка автора на максимально доходчивое изложение материала оставила труд С.С. Игнатова на уровне научно-популярной литературы.

В российском театроведении второй половины XX века произошел важный прорыв в изучении истории испанского театра: появились статьи и монографии ведущего отечественного испаниста ВЛО. Сшпонаса, совмещающего в своих исследованиях традиции отечественного театроведения с научно-теоретическим опытом, накопленным зарубежными историками театра. В своих работах, таких

19 Петров Д. К. Заметки по истории староиспанской комедии. СПб. : Типо- лит. А. Э. Винеке, 1907. Т. 1-2.

20 Игнатов С. С. Испанский театр ХУ1-ХУ11 столетий. М.; Л.: Искусство, 1939.

как «Испанский театр ХУ1-ХУП веков. От истоков до вершин»21, «Стили жизни и стили искусства»22, «Театр Золотого века»23 и др. В.Ю. Силюнас опирается на широкий круг первоисточников, принципиально важных для понимания процессов развития испанского театра в разные периоды его истории.

В настоящее время исследования по истории испанского театра разных периодов продолжаются благодаря созданному В. Силюнасом в 1988 году сектору ибероамериканского искусства при Государственном институте искусствознания.

При всем разнообразии и широте рассмотренной выше научной литературы, следует признать, что комплексный анализ основных проблем истории испанского театра XVI века до сих пор не получил подробной разработки ни в отечественном, ни в зарубежном театроведении.

Научная новизна диссертационной работы.

- восполнены пробелы в изучении истории испанского театра XVI века, существующие в современном отечественным театроведением, уточнены и дополнены первоисточниками сведения, связанные с рождением профессионального испанского театра и организацией театрального дела в Испании XVI века.

- впервые проблема рождения профессионального театра рассматривается локально на примере конкретного города - Севильи. В XVI веке этот город был важным политическим, экономическим и религиозным центром Испании, местом высокой социальной и культурной активности, способствовавшей развитию разного рода зрелищ;

- выявлен и подробно проанализирован переход от уличных представлений к стационарным театрам (.Корралям), что явилось важным этапом для развития профессионального театра в Испании XVI века;

21 Силюнас В. Ю. Испанский театр ХУ1-ХУ11 веков. От истоков до вершин. М. : РИК «Культура», 1995.

22 Силюнас В. Ю. Стиль жизни и стили искусства. М. : Дмитрий Буланин, 2000.

23 Силюнас В. Ю. Театр Золотого века. М. : РГГУ, 2012.

- впервые в диссертации расширена источниковедческая база по изучению севильского театра XVI века, предоставившая широкие возможности для дальнейших научных изысканий в этом направлении;

- впервые в отечественном театроведении автором диссертации приводится перевод с испанского на русский язык большого массива исторических документов, а также проанализированы тексты договоров на строительство корралей, позволившие наиболее детально воссоздать процесс рождения профессионального театра в Севилье XVI века;

- впервые автором диссертации осуществлен перевод на русский язык отдельных отрывков из пьес Хуана де л а Куэвы: «Разграбление Рима», «Освобождение Рима Муцием Сцеволой», «Старый влюбленный» и «Комедии о принце-тиране»;

- впервые автором предпринята попытка реконструкции отдельных сцен пьесы Хуана де ла Куэвы «Комедия о разграблении Рима» на сцене Корраля Доньи Эльвиры, где состоялось ее первое представление.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование сложного, многоступенчатого процесса рождения профессионального театра в Севилье XVI века.

Для достижения цели диссертантом были определены следующие задачи:

1) представить панораму зрелищной культуры Испании XVI века;

2) раскрыть особенности влияния итальянских гастролирующих трупп на развитие театрального дела в Севилье;

3) прояснить процесс возникновения нового театрального пространства - корраля;

4) рассмотреть способы организации представлений внутри стационарной театральной площадки;

5) осуществить реконструкцию отдельных сцен комедий и трагедий Хуана де ла Куэвы, которые были представлены в трех севильских Корралях;

6) прояснить и упорядочить основную терминологию религиозных и светских театральных зрелищ Испании XVI века.

Материалы исследования составили источники разного типа:

-отечественные и зарубежные исследования, включая публикации в периодической печати;

- архивные материалы:

1) контракты на организацию представлений;

2) жалобы участников представлений в органы городского управления;

3) контракты на строительство корралей;

4) контракты аренды;

5) схемы строения корралей;

6) иконографический материал, связанный со зрелищной культурой Севильи XVI века.

Методологические основы исследования

Диссертантом в качестве основного метода исследования был выбран метод исторической реконструкции, разработанный немецким историком театра, филологом, профессором Берлинского университета Максом Германом в первые десятилетия XX века. За основу было взято одно из принципиальных положений, которое он выдвинул в своем капитальном труде «Исследования по истории немецкого театра Средних веков и Возрождения»24, а именно, необходимость отделить историю театра от истории драмы, заняться воссозданием и пристальным изучением спектакля той или иной эпохи, театрального пространства, в котором он разыгрывался.

В начале XX века метод исторической реконструкции в отечественном театроведении разрабатывали представители ленинградской театроведческой школы, возглавляемой A.A. Гвоздевым. В последние десятилетия XX - в начале XXI века эта методология активно используется в московской школе театроведения благодаря уникальному семинару по реконструкции старинного

24 Hermann M. Forschungen zur deutschen Theatergeschichte des Mittelalters und der Renaissance. Berlin : Verlag der Kunst, 1914. Bd. 1-2.

спектакля под руководством A.B. Бартошевича и B.C. Сшнонаса, который они проводят более двадцати лет среди студентов театроведческого факультета Российского университета театрального искусства.

Наряду с методом исторической реконструкции автор опирался на метод сравнительного анализа и метод исторической аналогии, позволившие анализировать и сопоставлять различные явления испанской театральной культуры XVI века, тем самым укрепляя доказательную базу настоящего исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1) классификация театральных представлений в Севилье XVI века;

2) появление первых профессиональных трупп, способствовавших организационным изменениям в проведении религиозных праздников;

3) переход от уличных спектаклей к представлениям в стационарных театрах - Коррсшях, как важный этап развития испанского театра;

4) анализ пьес Хуана де ла Куэвы как источника сведений о сценическом пространстве, в котором они разыгрывались. Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-

исторической ценности процесса рождения профессионального театра в Севилье XVI века в общем контексте западноевропейского театрального искусства.

Анализ представлений во время религиозных праздников, торжественных шествий и спектаклей в Корралях XVI века позволяет наметить перспективу развития испанского театра в XVII веке, что в свою очередь может способствовать всестороннему изучению истории западноевропейского театра указанного периода.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обновлении источниковедческой базы отечественного театроведения и введении в научный обиход множества новых фактов истории испанского театра XVI века. Это позволяет более углубленно и во многом по-новому увидеть и оценить процессы, происходившие в период рождения профессионального театра Испании

в целом и Севильи в частности. Материалы и выводы данной работы могут быть использованы в курсах лекций и учебных пособиях по истории испанского театра.

Апробация исследования

Диссертация обсуждалась на заседаниях Сектора античного и средневекового искусства в Государственном институте искусствознания. Основные положения работы отражены в указанных публикациях по теме диссертации и в докладах, прочитанных на научных конференциях и круглых столах (конференция «Первоисточник в истории театра», ГИИ, Москва, декабрь 2010-2011 гг., круглый стол «Публика и организация театра в истории культуры», Государственный институт искусствознания, Москва, май 2013 г.). Материалы диссертации были использованы в курсе лекций и семинаров по испанскому языку на кафедре иностранного языка Московского Физико-технического института с 2009 по 2014 г. Статья диссертанта «Значение авторских ремарок в комедии Хуана де ла Куэвы "Разграбление Рима"» была удостоена премии в номинации «Работы молодых ученых» конкурса «Книги-2013» Государственного института искусствознания.

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В СЕВИЛЬЕ XVI ВЕКА

В XVI веке Севилья становится важным политическим и религиозным центром Испании, городом высокой социальной активности. Здесь размещался архиепископ Андалусии и Нового Света.

Высшим органом власти в Севилье был городской совет во главе с первым судьей - ассистенте, назначавшимся королем и осуществлявшим контроль за административной и судебной властью города.

В состав городского совета входили двадцать четыре кабальеро, уполномоченных следить за порядком на улицах города, и несколько хурадос -присяжных, избиравшихся жителями от каждого прихода, помогавшим кабальеро проводить инспекции и следить за охраной городских ворот. За исполнением решений городского совета и порядком в городе отвечал старший альгвасил -хранитель ключей и знамени города, обладавший значительными полномочиями и выбиравший себе в помощь двадцать конных альгвасилов из числа знатных горожан. Контроль за исполнением судебных решений, работой мировых судей и старшего альгвасила осуществлял алькаид.

С 1502 г. городским советом Севильи велась работа по составлению свода законов, нормативных актов и постановлений, которые были опубликованы в 1527 г. Свод законов регулировал функции и обязанности городских учреждений.

Благодаря наличию самого большого на территории Испании порта, и налаженному товарообороту, Севилья обеспечивала себе финансовую стабильность и процветание.

Севилья, многие столетия находившаяся под властью арабов, в XVI веке превратилась в многонациональный город, чему способствовали многочисленные торговые связи. Население Севильи за одно столетие (1500-1596) увеличилось б два раза, достигнув 121 ООО жителей25. В городе, большую часть которого

25 PerazaL. Historia de la ciudad de Sevilla. Sevilla : Ed. Ayuntamiento de Sevilla, 1997.

составляли ремесленники и торговцы, был значительный оборот денежного капитала, что позволяло поддерживать стабильную экономическую ситуацию.

В XVI веке в Севилье сложились весьма благоприятные условия для развития богатой зрелищной культуры, неотъемлемой частью которой стали общегородские процессии во время религиозных и светских праздников. (Рисунок 1-3)

Ответственность за организацию праздников делили между собой городской совет, капитул кафедрального собора Севильи и главы церковных братств26. Деньги на празднества выделялись из бюджета городской казны, в основном, из доходов от налогов и аренды земель.

Финансовые затраты на праздники фиксировали в книге расходов городские казначеи и два майордома, представлявшие интересы короля и контролировавшие казначеев.

26 Несмотря на то что в испанском языке слово «братство» обозначается двумя словами -«hermanidad» и «cofradía», по отношению к религиозным братствам закрепилось французское слово «confrérie» // Ortiz A. D. Sociedad у mentalidad en la Sevilla del antiguo régimen. Sevilla : Ayuntamiento, 1979.

1.1. К ПРОБЛЕМЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ИСПАНСКИХ ЗРЕЛИЩ

При попытке охарактеризовать театральные представления в рамках религиозных и светских праздников XVI века мы неизбежно сталкиваемся с проблемой терминологии. Сложность заключается в том, что используемые в первоисточниках термины разнятся в зависимости от места их употребления27. Кроме того, наблюдается несоответствие между аутентичными названиями и терминами, принятыми в современной науке о театре.

Согласно исследованию, проведенному Ж. Сантораном28, в Испании XVI века во время городских праздников устраивали театральные зрелища, имевшие следующие названия: representación (представление), écloga dramática (эклога), farsa (фарс), entremos (энтремес), auto или au cío (ауто), paso (naco), comedia (комедия), comedias de santos (комедии о святых) и tragedia (трагедия)29.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Артамонова, Екатерина Александровна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Арский, И. В. Могущество и упадок Испании в XVI-XVI1 вв. // Исторический журнал. - 1937. -№ 7. - С. 77-93.

2. Бояджиев, Г. Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия / Г. II. Бояджиев. - Л.: Искусство, 1973.-472 с.

3. Ваганова, Е. О. Ренессанс и контрреформация в испанской культуре XVI века // Культура эпохи Возрождения и Реформация. -М. : Наука. - 1981. - С. 243-249.

4. Варъяш, И. И., Варьяш, О. И. Праздники средневековой Испании и город // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. -М. : Паука. -2000. - С. 347353.

5. Вольф, Е. М., Челышева, И. И. Материалы по истории Испании и Португалии X-XVI веков в советских архивах // Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. - М. : Изд-во АН СССР. Ин-т всеобщей истории. - 1985. - С. 154-169.

6. Гвоздев, А. А. Очерки по истории европейского театра. / А. А. Гвоздев. - П. : Academia, 1923.-336 с.

7. Игнатов, С. С. Испанский театр XVI-XVII столетий. / С. С. Игнатов. - М. ; Л. : Искусство, 1939. - 150 с. : ил.

8. Менендес Пидаль, Р. Испанская литература Средних веков и эпохи Ренессанса. / Р. Менендес Пидаль ; [пер. с исп. Н. Д. Арутюновой]. - М. : Изд-во иностр. лит., 1961. - 772 с.

9. Петров, Д. К. Заметки по истории староиспанской комедии. / Д. К. Петров. -СПб.: Типо-лит. А. Э. Винеке, 1907. - Т. 1-2.-532 с.

10. Плавскгш, 3. И. Литература Испании от зарождения до наших дней. / 3. И. Плавскин. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - Т. 1. - 510 с.

11. Плавскин, 3. И. Политическая мысль Испании ХУ1-ХУН веков и драматургия эпохи Возрождения // Культура Возрождения и общество. - М. : Наука. - 1986. - С. 200-208.

12. Прокопенко, С. А. Население Испании в ХУ1-ХУН вв.: демографическая и социальная характеристика. Историографическое исследование / С. А. Прокопенко. - М. : Прометей, 2002. - 243 с.

13. Раевская, М. М. Испанское языковое сознание Золотого века (ХУГ-ХУП вв.). / М. М. Раевская. -М. : КомКнига, 2007. - 304 с.

14. Реконструкция старинного спектакля : сб. науч. тр. - М. : Гос. ин- т театр, искусства, 1990.-334 с.

15. Силюнас, В. Ю. Испанский театр ХУ1-ХУП веков. От истоков до вершин. / В. Ю. Силюнас. -М.: РИК «Культура», 1995. -282 с.

16. Силюнас, В. Ю. «Жизнь есть сон» - драма и спектакль // Проблемы ибероамериканского искусства : сб. статей / [отв. ред. Е. А. Козлова]. - М. : Едиториал УРРС, 2008. Вып. 2. - С. 11-44.

17. Силюнас, В. Ю. Придворный театр барокко: Рождение концепции неповторимого спектакля // Мир искусств : альманах ; [отв. ред. Б. И. Зингерман]. -М.: РИК Русанова, 1997. -С. 311-328.

18. Силюнас, В. Ю. Стиль жизни и стили искусства. / В. Ю. Силюнас. - М. : Дмитрий Буланин, 2000. - 525 с.

19. Силюнас, В. Ю. Театр Золотого века. / В. 10. Силюнас. - М. : РГГУ, 2012. -288 с.

20. Силюнас, В. Ю. Испанская культура ХУ1-ХУН столетий // Очерки истории Латиноамериканского искусства : сб. статей / [отв. ред. О. В. Лосев]. - М. : Культура, 1997. -Ч. 1. -С. 7-33.

21. Силюнас, В. Ю. Символический язык барочного театра на празднике Тела Господня // Проблемы ибероамериканского искусства : сб. статей / [отв. ред. Ю. Н. Гирин]. -М. : ГИИ, 2013. Вып. 3. - С. 11-42.

22. Смирнов, А. А. Испанская сцена в XVI-XVII вв. // Очерки по истории европейского театра : сб. статей / [под. ред. А. А. Гвоздев ; А. А. Смирнов]. -П. : Academia, 1923. - С. 193-205.

23. Федосов, Д. Г. Народное религиозное сознание и образы святых в Испании XVI - сер. XVII века // Проблемы ибер о американского искусства : сб. статей / [отв. ред. Е. А. Козлова]. -М. : Красанд, 2009. Вып. 2. - С. 264-296.

24. Федосов, Д. Г. Праздники в пространстве культуры // История Испании. -Т. 1. -: С древнейших времен до конца XVII века. - М. : «Индрик», 2012. -С. 591-596.

25. Федосов, Д. Г. Католическая церковь и народная религиозность: о некоторых аспектах культа мощей и священных реликвий в Испании XVI -середины XVII века // Проблемы ибероамериканского искусства : сб. статей / [отв. ред. Ю. Н. Гирин]. -М.: ГИИ, 2013. Вып. 3. - С. 43-62.

ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

26. Alien John, J. The Reconstruction of a Spanish Golden Age Playhouse : El Corral del Principe 1583-1744. Gainesville : University Presses of Florida, 1983. -129 p.: 111.

27. Alonso, J. La Tragedia de San Hermenegildo y otras obras del Teatro Español de Colegio. Sevilla : Universidad de Sevilla, 1995. Vol. 1-2. - 820 p.

28.Arbeau, T. Orchesography. London : Dover Publications, 2011.-272 p.

29. Avellano, /. Valores visuales de la palabra en el espacio escénico del Siglo de Oro // Revista Canadiense de Estudios Hispánicos. 1995. Vol. XDC. - pp. 411443.

30. Avellano, L, Arenas Cruz, M. E. Paraninfos, segundones y epígonos de la comedia del Siglo de Oro. Barcelona : Anthropos, 2004. - 220 p.

31 .Arjona, J. El teatro en Sevilla en los siglos XVI у XVII: estudios histéricos. Sevilla : Centro Andaluz de Teatro, 1990. - 319 p.

32. Arróniz, O. Teatros y escenarios del Siglo de Oro. Madrid : Gredos, 1977. - 272 P-

33. Aríehisíoria. Vida cotidiana en la España del Siglo de Oro // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artehistoria.jcvl.es/liistoria/contextos/19Q6.htiTi (дата обращения: 04.05.2014).

34. Artola, М. La Monarquía de España. Madrid : Alianza, 1999. - 641 p.

35.Asensio, E. Eglogas dramáticas y poesías desconocidas. Madrid : Joyas bibliográficas, 1950.-437 p.

36. Association For Hispanic Classical Theater // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trinitv.edu/mstroud/alict/ (дата обращения: 04.05.2014).

Ъ1.ВаПоИ Lamento, F. Ganassa con М. Stefanello Bottarga suo padrone sopra la morte di un pidocchio // Notizie istoriche de Comici italiani. Padova : Per li conzatti a S. Lorenzo, 1782. - pp. 240-250.

38. Batiste, J. La Escenografía // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nicolacomunale.eom/teoria.escenica/teorhistescenic/sigloro.html#241 (дата обращения: 04.05.2014).

39. Bernardo, J. G. El alquiler de hatos de comedia y danzas en Madrid a principios del s. XVII // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/7www.ucm.es/BUCM/revistas/ghi/02144018/articulos/CIIMQ8990110043A .PDF (дата обращения: 04.05.2014).

40. Bonald, J. М. Sevilla en tiempos de Cervantes. Sevilla : Fundación José Manuel Lara, 2003. -219 p.: ill.

41. Brooks L. The dances of the processions of Seville in Spanish Golden age. Madrid : Edition Reichenberger, 1988. - 409 p.

42. Carreter, F. Teatro medieval. Madrid : Castalia, 1965. - 211 p.

43. Castagno, P. Theatrical Spaces and Dramatic Places : The Reemergence of the Theatre Building in the Renaissance. Alabama : University of Alabama Press, 1996. Vol. 4.-151 p.

44. Cebrián, J. Estudios sobre Juan de la Cueva: «No tengo duda qué estrañéis mi nombre». Sevilla : Universidad de Sevilla, 1991. -214 p.: ill.

45. Cebrián, J. Juan de la Cueva y Nueva España: «Tú encendiste en amor el alma mía». Madrid : Edition Reichenberger, 2001. - 158 p.

46. Celestino, L. Teatro y comediantes sevillanos del siglo XVI. Madrid : Imprenta provincial, 1940. - 106 p.

47. Chambers, E.K. The Elizabethan Stage. Oxford : Clarendon Press, 1923. - 500 p.

48. Comedias, entremeses, autos y más // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.comedias.org/textlist.html (дата обращения: 04.05.2014).

49. Corbin, J. Shakespeare and the Plástic Stage // The Atlantic Monthy. 1906. - pp. 369-383.

50. Corominas, J. Diccionario crítico etimologico de la lengua castellana. Madrid : Gredos, 1955.- 1081 p.

51. Corral de Comedias : Espacio Escénico, Espacio Dramático // Actas de Las XXVII Jornadas de Teatro Clásico de Almagro. 2004. № 6- 8, julio. - 250 p.

52. Cotarelo y Mori, E. Bibliografía de las controversias sobre la licitud del teatro en España// Criticón. 1993. № 59. - pp. 127-159.

53. Cotarelo y Mori, E. Noticias biográficas de Albero Ganassa // Revista de Archivos, Bibliotecas y Museos. 1908. № 19. - pp. 42-61.

54. Cruz, J. P. El Madrid literario // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://html.rincondelvago.com/el-madrid-literario.html (дата обращения: 04.05.2014).

55. Cueva, J. Primera parte de las tragedias y comedias de Juan de la Cueva // [Электронный ресурс]: Cueva J. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.eom/nd/ark:/59851/bmcn87c4 (дата обращения: 04.05.2014).

56. Diez Borque, M. Historia del teatro en España. Vol. 1. : Edad Media siglo XVI-XVII. Madrid : Taurus, 1983. - 1020 p. : ill.

57. Donoso, Р. B. Acerca de la ubicación del corral de las Atarazanas // Edad de Oro. 1997. Vol. 16.-pp. 67-87.

58. Espina, A. Las mejores escenas del teatro español e hispanoamericano: desde sus orígenes hasta la época actual. Madrid : Aguilar, 1959. - 1172 p. : ill.

59. Farinelli, J. V. Historia de la commedia dell'arte en España // Rev. de Literatura. 1957. Vol. 11.-pp. 10-42.

60. Fernández de Moratín, L. Catálogo histórico y crítico de las piezas dramáticas anteriores a Lope de Vega. Madrid : BAE, 1850. - 184 p.

61. Fitzmaurice-Kelly, J. Ahistory of Spanish Literature. London : Heineman, 1898. -128 p.

62. Fothergill-Payne, L., Fothergill-Payne, P. Parallel Lives : Spanish and English National Drama 1580-1680. London : Bucknell University Press, 1991.-329 p.

63. Francisco, A. Comedias y tragedias de Juan de la Cueva. Madrid : Bibliófilos Españoles, 1917.-450 p.

64. Frappier, J., Gossart, A. Le theatre comique au Moyen Age. Paris : Librarie Larousse, 1935. - 120 p.

65. Fuente, R., Amezúa, J. Diccionario iberoamericano de teatro. Madrid : Ediciones Almar, 2002. -444 p.

66. Gallo, M., Ignacio, J. Teatro y parateatro en las fiestas religiosas y civiles de Burgos, 1550-1752 : estudio y documentos. Burgos : Ayuntamiento, 1994. -250 p.: ill.

67. García de la Huerta, V. Teatro español. Catálogo alfabético de las comedias, tragedias, autos, zarzuelas, entremeses, y otras obras correspondientes al teatro español. Madrid : Imprenta Real, 1785. - 290 p.

68. Gómez, P. La evolución de los estudios de archivística en el último cuarto de siglo // Documentación de las Ciencias de la Información. 2002. Vol. 25. - pp. 129-146.

69. González Gutiérrez, C. El teatro escolar de los jesuítas, 1555-1640. Su influencia en el teatro del Siglo de Oro. Edición de la Tragedia de San Hermenegildo. Oviedo : Universidad de Oviedo, 1997. - 188 p.: ill.

70. Goiilard de la Lama, M. Botargas un recuerdo de la comedia italiana // Mélanges de Philologie Romane offerts á M. Karl Michaelsson par ses amis et ses éléves. Göteborg : Université de Göteborg, 1952. - pp. 198-216.

71. Haza, J. M. Corral del Príncipe. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aixl.uottawa.ca/~imruano/Corral.html (дата обращения 01.05. 2014).

72. Haza, J. M., Allen, J. J. Los teatros comerciales del siglo XVII y la escenificación de la comedia. Madrid : Castalia, 1994.-260 p. : ill.

73. Herbert, В. The Boar's Ilead Playhouse. Washington : Folger Shakespeare Library, 1986.-257 p.

74. Hererrero, A. V. Comedia del sacode Roma de Juan de la Cueva : la defensa del orgullo nacional y los materiales historiográficos de Paolo Giovio // El Siglo de Oro en escena. Toulouse : Presses Universitaires du Mirail, 2006. - pp. 10711089.

Ib.llermann, M. Forschungen zur deutschen Theatergeschichte des Mittelalters und der Renaissance. Berlin : Verlag der Kunst, 1914. T. 1-2.

76. Herrero, A. V. Versos europeos del Saco de Roma : subgéneros y significados de una poesía noticiera // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.com/FichaObra.html?Ref:=18664 (дата обращения: 04.05.2014).

77. Herrero, J. La Semana Santa de Sevilla. Madrid : Silex Editiones, 2003. - 355 p.

78. Horozco, S. Entremés de la Representación de la historia evangélica del capítulo nono de San Juan // Criticón. 2005. № 94-95. - pp. 169-182.

79. Horror, y tragedia en el teatro del siglo de oro : actas del IV coloquio. Toulouse : Ibérie Recherche, 1983. № 27-29. - 263 p.

80. Houriez, S. Die Medienlandschaft und ihre Umbrüche im Spanien der Aufklärung : Das Theater im Spanien der Aufklärung. München : Grin Verlag, 2013.-40 p.

81. Instituto de Teatro Clasico de Almagro II [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.uclm.es/organos/Vic Investigacion/centros/ialmagro/actividades/teatr oAlmagro/iornadasXXXI.asp (дата обращения: 04.05.2014).

82. John, V. Falconieri. Historia de la commedia dell'arte en España // Revista de Literatura. Vol. 12, 1957. - pp. 2-4.

83. Kasten, C. The Cultural Politics of Twentieth-Century Spanish Theater : Representing the Auto Sacramental. Bucknell : Bucknell University Press, 2011. -220 p.

84. La iglesia de Sevilla. Mapa de Sevilla. H [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sevilla5.com/citv-map/indice.html (дата обращения: 04.05.2014).

85. Le théâtre a travers les ages. Le théâtre au XVII siecle // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. ddec. nc/blaise-pascal/theatre/salle espagne.htm (дата обращения: 04.05.2014).

86. Lleó Cañal, V. Arte y espectáculo : La fiesta del Corpus Christi en Sevilla en los siglos XVI у XVII. Sevilla. : Fundación Focus, 1975. - 128 p. : ill.

87. Lleó Cañal, V. Fiesta grande : El Corpus Christi en la historia de Sevilla. Sevilla : Servicio de Publicaciones del Ayuntamiento de Sevilla, 1980. - 250 p.

88. López, B. Notas sobre edición del teatro de Juan de la Cueva // Incipit. 20122013. №32-33.-pp. 19-44.

89. Mal Lara, J. Recibimiento que hizo la muy noble y muy leal ciudad de Sevilla a la C.R.M. del Rey don Felipe N.S. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.eom/nd/ark:/5985 l/bmcpc2w6 (дата обращения 01.05.2014).

90. Mariscal de Gante, J. Los autos sacramentales desde sus orígenes hasta mediados del S. XVIII. Madrid : Biblioteca Renacimiento, 1911. - 40 p.

91. Martínez, L. Notas para la historia del arte : desde Jerónimo Hernández hasta Martínez Montañés. Sevilla : Imprenta provincial, 1929.-281 p. : ill.

92. Martinez, L. Teatros y comediantes sevillanos del siglo XVI. Sevilla : Imprenta provincial, 1940. - 99 p.

93. Matluck, L. The dances of the processions of Seville in Spanish golden age. Madrid : Edition Reichenberger, 1988. - 411 p.: ill.

94. Medel del Castillo, F. índice general alfabético de todos los títulos de comedias que se han escrito por varios antiguos y modernos. Madrid : Imprenta de Alfonso de Mora, 1725.-310 p.

95. Milego, J. El teatro en Toledo durante los siglos XVI y XVII. Valencia : Estab. tip. deM. Pau, 1909.-210 p.

96. Mir, A. Sacrum Senatum. Las estancias Capitulares de la Catedral de Sevilla. Sevilla : Universidad de Sevilla, 1999. - 272 p.

97. Molinari, A. Pequeño Diccionario de Teatro Andaluz. Sevilla : Alfar, 1994. -297 p.

98. Moliner, M. Diccionario de uso del español. Madrid : Credos, 2007. - 1680 p.

99. Nicoll, A. The World of Harlequin. A critical Study of the Commedia dell'Arte. London ; Cambridge : Cambridge University Press, 1963. - 285 p.

100. Nieto, R., Cid, L. Diccionario de Teatro. Madrid : Acento, 2002. - 143 p.

101. Nuchera, P. Entre Castro del Río y México : correspondencia privada de Diego de la Cueva y su hermano Juan, emigrante en Indias (1601-1641). Córdoba : Universidad de Córdoba, 2006. - 290 p.

102. Ojeada Calvo, M. Nuevas aportaciones al estudio de la Commedia dell'arte en España el zibaldone de Stefanno Bottarga // Criticón. 1995. № 63. - pp. 115121.

103. Orejón, A. Los gremios sevillanos y la fiesta del Cuerpo de Dios // El correo de Andalucía. 1936. - pp. 40-61.

104. Ortiz, A. D. Sociedad y mentalidad en la Sevilla del antiguo régimen. Sevilla : Ayuntamiento, 1979. - 275 p.

105. Padro Rodrigues, M. Señores y Escribanos. El notario Andaluz entre los siglos XIV y XVI. Sevilla : Publicaciones Universidad Sevilla, 2002. - 204 p. : ill.

106. Pellicer, С. Tratado histórico sobre el origen y progresos de la comedia y del historismo en España. Madrid : La imprenta de la administración del Real arbitrio de beneficencia, 1804. - 99 p.

107. Peña, M. El teatro religioso del siglo XVI y sus distintas manifestaciones. Estado de la cuestión // Criticón. 2005. № 94-95. - pp. 119-136.

108. Peraza, L. Historia de la ciudad de Sevilla. Sevilla : Ed. Ayuntamiento de Sevilla, 1997.-520 р.: ill.

109. Perez Priego, M. A. Géneros y temas del teatro religioso en el siglo XVI // Criticón. 2005. №. 94-95. - pp. 137-146.

110. Pike, R. Aristocrats and Traders: Sevillian Society in the Sixteenth Century // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://libro.uca.edu/aristocrats/aristocrats.htm (дата обращения 04.05.2014).

111. Pike, R. New Light on the Biography of Juan de la Cueva // Romance Quarterly. 1994. - pp. 28-35.

112. Plaza de Doña Elvira. Barrio Santa Cruz // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.barriosantacruz.com/plaza/elvira.htm (дата обращения: 04.05.2014).

ИЗ. Presotto М., FroldiR. Juan de la Cueva. Tragedias. Valencia : Publicación de la Universidad de Valencia, 2013. - 510 p.

114. Ramírez de Arellano, R. El teatro en Córdoba. Ciudad Real: Diputación de Córdoba, 1997.-20 p.

115. Ramón, F. R. Historia del teatro español (desde su orígenes hasta 1900). Madrid : Alianza Ed., 1967. - 584 p. : ill.

116. Regueiro, José M. Espacios dramáticos en el teatro español medieval, renacentistad y barocco. Kassel: Edition Reichenberger, 1996. - 151 p.

117. Rennert, II. A. The Spanish Staige in the time of Lope de Vega. New York : Dover Publications, 1963. -250 p. : ill.

118. Reyes Peña, M. Cuaderno de teatro andaluz del siglo XVI. Sevilla : Consejería de cultura, 2004. - 193 p.

119. Richard, P., Donovan, B. The liturgieal Drama in Medieval Spain. Toronto : Pontifical Institute ofMediaeval Studies, 1958.-244 p.

120. Roldan, F. N. La Vida Cotidiana en la Sevilla Delsiglo de Oro. Madrid : Silex Editiones, 2004. - 248 p.

121. Roloff, V., Wentzlajf-Eggebert, H. Das Spanische Theater : vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Dusseldorf : Schwann Bagel, 1988. - 445 p.

122. Rutas del Teatro Clasico // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.juntadeandalucia.es/culturaydeporte/rutasteatro/es/02_02.html (дата обращения: 04.05.2014).

123. Ruth, M A. Hispanic costume 1480-1530. New York : Hispanic Society of America, 1979.-233 p.

124. Saco de Roma y otras campanas II [Электронный ресурс]. -Электронные данные. M., 2009. - Режим доступа: http://www.diomed2es.corn/carlosv 8.htm (дата обращения: 04.05.2014).

125. Salazar López, J. Diccionario legislativo de cinematografía y teatro. Madrid : Ed. Nacional, 1966. - 417 p.

126. Sánchez-Arjona, R. Anales del teatro en Sevilla desde Lope de Rueda hasta finales del siglo ХУП. Madrid : Imp. de E. Rasgo, 1898. - 350 p.

127. SanzAyán C., García García B.J. El «oficio de representar» en España y la influencia de la comedia dell'arte (1567-1587). Cuadernos de Historia Moderna // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://revistas.ucm.es/index.php/CHMO/article/download/CHMQ9595110475А/2 3666 (дата обращения: 04.05.2014).

128. Sentaurens, J. Séville et le théâtre, de la fin du Moyen Age à la fin du XVIIIe siècle. Bordeaux : Presses Universitaires, 1984. Vol. 1-2. - 1050 p. : ill.

129. Sentaurens, J. Sobre el público de los «corrales» sevillanos en el Siglo de Oro II Creación y público en la literatura española. Madrid : Castalia, 1974. P. 56-92.

130. Sepulveda, R. El corral de la Pacheca. Madrid : Librería de Femando Fé, 1888.-687 p.

131. Sevilla : iglesias y conventos II [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vAvw.red2000.com/spain/sevilla/liglesi.html (дата обращения: 04.05.2014).

132. Seville's тар, south-west zone II [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://photos-seville.com/south-west.php (дата обращения: 04.05.2014).

133. Shergold, N. D. A history of the Spanish stage from Medieval times until the end of the 17th century. London ; Oxford : Clarendon Press, 1967. - 350 p. : ill.

134. Shoemaker, W. H. Windows on the Spanish Stage in the Sixteenth Century // Hispanic Review. 1934. Vol. 2. № 4. - pp. 285-318.

135. Sperandeo, G. Some Aspects of Juan de la Cueva's Dramatic Art // Cuaderno de teatro andaluz del siglo XVI. Sevilla : Universidad de Sevilla, 1931. -193 p.

136. Thacker, J. A Companion to Golden Age Theatre. Woodbridge : Tamesis, 2007.-223 p.

137. Tourist map from the historic centre of Seville II [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://photos-seville.com/seville-map.php (дата обращения: 04.05.2014).

138. Ubersfeld, A., Córdoba, A. Diccionario de Términos Claves del Análisis Teatral. Madrid : Editorial Galerna, 2002. - 127 p.

139. Universidad de Cordoba. Mapas de los principales corrales peninsulares II [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uco.es/472gaagi/htxts locteat/loc inde.htm (дата обращения: 04.05.2014).

140. Varey, J., Davis, Ch. Los Corrales de Comedias y Los Hospitales de Madrid 1615-1849. Madrid : Thamesis, 1997. - 310 p.: ill.

141. Varey, J., Shergold, N. Teatros y comedias en Madrid : 1600-1650. Estudio y documentos. London : Tamesis, 1971.-205 p.

142. Varey, J., Shergold, N., Davis Ch. Los arriendos de los corrales de comedias de Madrid (1587-1719). Madrid : Thamesis, 1987.-204 p.

143. Wardropper, B. Introducción al teatro religioso del Siglo de Oro : la evolución del auto sacramental : 1500-1648. Madrid : Revista de Occidente, 1953.-234 p.

144. Watson, A. Juan de la Cueva and the Portuguese Sucession. Madrid : Tamesis Books, 1971. -280 p. : ill.

145. Weiditz, Ch. Authentic Everyday Dress of the Renaissance : All 154 Plates from the «Trachtenbuch». Mineóla: Dover Publications, 1994. - 144 p.

146. Yong, K. The drama of the Medieval Church. Oxford : University Press, 1933.-80 p.

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1) Муниципальный архив Севильи. (Archivo Municipal de Sevilla) Отдел рукописей.

a. Archivo Municipal de Sevilla. Actas Capitulares, 24 agosto 1478;

b. Archivo Municipal de Sevilla. Actas Capitulares, 23 jenero 1492;

c. Archivo Municipal de Sevilla. Actas Capitulares, 19 julio 1623;

d. Archivo Municipal de Sevilla. Libro de caja II, 1559-1604;

e. Archivo Municipal de Sevilla. Caja I. № 40-85. Procesiones f.l;

f. Archivo Municipal de Sevilla. Libro de propios II, 1599-1600;

g. Archivo Municipal de Sevilla. Mayordomazgo II. № 16, 1420;

h. Archivo Municipal de Sevilla. Archivo Catedral Fábrica, 1541;

i. Archivo Municipal Sevilla. Vol. VI. № 5, 1538;

j. Archivo Municipal de Sevilla. Vol. VI. Corpus Christi, 1580; k. Archivo Municipal de Sevilla. Varios. № 437; 1. Archivo Municipal de Sevilla. Papel, siglo XVI. Vol. 3. № 44; m. Archivo Municipal de Sevilla. Papeles importantes, siglo XVI. Vol. 4. № 1. Commission de Corpus, 1575;

n. Archivo Municipal de Sevilla. Papel, siglo XVI. Vol. 4. № 1. Corpus Christi, 1582;

o. Archivo Municipal de Sevilla Papeles, siglo XVI. Vol. 3, № 44.

Registro de comisión de Corpus, 1575; p. Archivo Municipal Sevilla Varios. № 68; q. Archivo Municipal de Sevilla IV. Vol. 37. № 7.

2) Архив Кафедрального собора Севильи (Archivo Catedtrál de Sevilla). Отдел рукописей.

a. Archivo Catedral de Sevilla. Fabrica, 1511-1652;

b. Archivo Catedral de Sevilla. Actas Capitulares, 12 avril 1532;

c. Archivo Catedral Sevilla. Actas Capitulares, 27 mai 1562;

d. Archivo Catedral Sevilla. Cajón 47. Légalo № 18, 1553.

3) Главный архив Севильи (Archivo Principal de Sevilla). Отдел рукописей.

a. Archivo Principal de Sevilla. Contratos. Vol. III. Libro 1,1526;

b. Archivo Principal de Sevilla. Ordenanzas de Sevilla, 1527;

c. Archivo Principal de Sevilla. Actas № 84-7-19, f. 37;

d. Archivo Principal de Sevilla. Discursos festivos, f. 24.

4) Региональный архив Севильи (Archivo Provincial de Sevilla). Отдел рукописей.

a. Archivo Provincial de Sevilla. Oficio XIII, Libro П, 1574.

5) Общий архив Севильи (Archivo General Sevilla). Отдел рукописей.

a. Archivo General Sevilla. Casa real. Obras y bosques. Légalo № 270-3;

b. Archivo General Sevilla. Casa real. Casas y sitios reales. Légalo № 276.

6) Архив королевского Алькасара (Archivo de Alcazar Sevilla). Отдел рукописей.

a. Archivo de Alcazar Sevilla. Légalo № 96;

b. Archivo de Alcazar Sevilla. Casa de la moneda. Légalo № 69.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рисунок 1. Худ. Браун Хогенберг. Севилья. Вид на город, 1572 г. Рисунок 2. Худ. Йорис Хофнагель. Карта Севильи, 1542 г. Рисунок 3. Худ. Йорис Хофнагель. Севилья, 1565 г.

Рисунок 4. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 1 // Haza J.M. Corral del Príncipe. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aixl.uottawa.ca/4mruano/Corral.htrnl (дата обращения 01.05. 2014).

Рисунок 5. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 2 // Haza J. М. Corral del Príncipe. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aix 1.uottawa.ca/~imruano/Corral.html (дата обращения 01.05. 2014).

Рисунок 6. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 3 // Haza J. М. Corral del Príncipe. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aixl.uottawa.ca/~iniruano/Corral.html (дата обращения 01.05. 2014).

Рисунок 7. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 4 // Haza J. М. Corral del Príncipe. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aixl.uottawa.ca/~imruano/Corral.html (дата обращения 01.05. 2014).

Рисунок 8. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 5 // Haza J. М. Corral del Príncipe. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aixl.uottawa.ca/~imruano/Corral.html (дата обращения 01.05. 2014).

Рисунок 9. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 6 // Haza J. М. Corral del Príncipe. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aixl.uottawa.ca/~imruano/Corral.html (дата обращения 01.05. 2014).

Рисунок 10. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 7 // Haza J. М. Corral del Príncipe. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aixl.uottawa.ca/~imruano/Corral.html (дата обращения 01.05. 2014).

Рисунок 11. Карта расположения испанских Корралей 1550-1580 гг. Сделана студентами университета Кордобы. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uco.es/~172gaagi/Iitxts locteat/corr550 580.htm (дата обращения: 04.05.2014).

Рисунок 12. Карта расположения испанских Корралей 1581-1610 гг. Сделана студентами университета Кордобы. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uco.es/~172gaagi/htxts locteat/corr581 610.htm (дата обращения: 04.05.2014).

Рисунок 13. Карта расположения испанских Корралей 1611-1640 гг. Сделана студентами университета Кордобы. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uco.es/~172gaagi/htxts locteat/corról l-640.htm (дата обращения: 04.05.2014).

Рисунок 14. График роста Корралей, построенный автором диссертации на основе трех карт расположения испанских Корралей XVI-XVII вв.

Рисунок 15. Расположение Корралей в Севилье XVI в. // Rutas del Teatro Clasico. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

httT>://www.iuntadeandalucia.es/culturavdeporte/rutasteatro/es/02 02.html (дата

обращения: 04.05.2014).

Рисунок 16. Расположение Корраля Дона Хуана в Севилье XVI века. // Rutas del Teatro Clásico. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iuntadeandalucia.es/culturavdeporte/rutasteatro/es/02 02.html (дата

обращения: 04.05.2014).

Рисунок 17. Контракт на постановку спектаклей труппой Дзана Ганассы в Коррале Дона Хуана 1575 г. //Archivo Histórico Provincial Sevilla. Leg. 16 721, f. 475r.

Рисунок 18. Контракт на постановку спектаклей труппой Педро Салданьи в Коррале Дона Хуана 1580 г. // Archivo Histórico Provincial Sevilla. Leg. 3498, f. 65Or, año 1581.

Рисунок 19. Контракт труппы «Усердные из Родамонте» на постановку спктаклей в Коррале Дона Хуана 1585 г. // Archivo Histórico Provincial Sevilla. Leg. 5408, f. 965r, año 1587.

Рисунок 20. Церковь Санта Крус, построенная в XVII веке на месте Корраля Дона Хуана // Rutas del Teatro Clásico. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.iuntadeandalucia.es/culturavdeporte/rutasteatro/es/02 02.html (дата

обращения: 04.05.2014).

Рисунок 21. Вид на церковь Санта Крус с колокольни кафедрального собора Севильи. Фото Артамоновой Е.А., 2011 г.

Рисунок 22. Расположение Корраля Атарасан в Севилье XVI века. // Rutas del Teatro Clásico. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iuntadeandalucia.es/culturavdeporte/rutasteatro/es/02 02.html (дата

обращения: 04.05.2014).

Рисунок 23. План территории Атарасан Кабальро в XVI века. // Rutas del Teatro Clásico. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iuntadeandalucia.es/culturavdeporte/rutasteatro/es/02 02.html (дата

обращения: 04.05.2014).

Рисунок 24. Контракт на строительство Корраля Атарасан, 1574 г. // Archivo Histórico Provincial Sevilla. Leg. 7778, s.f., año 1574.

Рисунок 25. Контракт, заключенный Диего де Верой и Алонсо де Кэро на строительство Корраля Атарасан, 1576 г. // Archivo Histórico Provincial Sevilla. Leg. 8405, 373v-375v.

Рисунок 26. Монетный двор, построенный на том месте, где в XVI веке находился Корраль Атарасан. Фото Артамоновой Е.А., 2011 г.

Рисунок 27. Башня из Серебра, располагавшаяся на территории Атарасан Кабальеро в XVI веке. Фото Артамоновой Е.А., 2011 г.

Рисунок 28. Расположение Корраля Доньи Эльвиры в Севилье XVI века. // Rutas del Teatro Clásico. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iuntadeandalucia.es/culturavdeporte/rutasteatro/es/02 02.html (дата

обращения: 04.05.2014).

Рисунок 29. Контракт на строительство Корраля Доньи Эльвиры, 1578 г. // Institución Colombina, 59-1-3.

Рисунок 30. Вход в здание музея Госпиталя де Лос-Венераблес, где в XVI веке располагался Корраль Доньи Эльвиры. Фото Артамоновой Е.А., 2011 г.

Рисунок 31. Внутренний двор музея Госпиталя де Лос-Венераблес. Фото Артамоновой Е.А., 2011 г.

Рисунок 32. Внутренний вид церкви Лос-Венераблес. Фото Артамоновой Е.А.,2011 г.

Рисунок 33. Фрагмент фасада церкви Лос-Венераблес. Фото Артамоновой Е.А.,2011 г.

Рисунок 34. Повозки появления (слева и справа) и повозка представления (в центре). Рисунок Ж. Санторана // Allen John J. The Reconstruction of a Spanish Golden Age Playhouse: El Corral del Principe 1583-1744. Gainesville: University Presses of Florida, 1983. P. 71.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рисунок 1. Худ. Браун Хогенберг. Севилья. Вид на город, 1572 г.

Рисунок 2. Худ. Йорис Хофнагель. Карта Севильи, 1542 г.

Рисунок 3. Худ. Йорис Хофнагель Севилья, 1565 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРОЕНИЕ КОРРЛЛЕЙ

Corral del Principe

Фасад корраля

Дсцьха лестниц

Маяли

Рисунок 4. Проект 3D реконструкции Корраля Приясипе. Вид 1

Calle del Prado

PHcyHOK 5. ripoeKT 3D peKOHCTpyKiiHH KoppariM Tlpuncune. 2

Рисунок 6. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 3

крыша - навес

комнаты

комнаты

комната

скамьи

Основание для столбов

Рисунок 7. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 4

подвал

Рисунок 8. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 5

окно

чердак

гримерки

сцена

подвал

Рисунок 9. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 6

Рисунок 10. Проект 3D реконструкции Корраля Принсипе. Вид 7

Рисунок 11. Карта расположения испанских Корралей 1550-1580

Рисунок 12. Карта расположения испанских Корралей 1581-1610

,

шшшуй

Ш "

1 : ; :

J ZAHORA

/

................./

........................./*

J

У

-vrw-ш fr,

..............

- .....■■

¿ 1

г

........

Patio de tat USB OA

¡a de! Alcázar

Рисунок 13. Карта расположения испанских Корралей 1611-1640 гг.

Рисунок 14. График роста Корралей, построенный автором диссертации на основе трех карт расположения испанских Корралей ХУ1-ХУП вв.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ СЕВИЛЬСКИХ КОРРАЛЕЙ

ф?

«W

\

i \

* i

С*"*»*

• к

Ц

\ i

i \

* .i

\

% \

V

С*

с**"14'

• * V4

Corral de <EÍ (Duque

" У ----j

Я \

< гл с*» и„*и*

I

4 i

rv

С********

X

С»*» Ser- f,

í

f

4

ft4.

4

: o*

/

/ ч ч, * i i f

■J \ ^ \ —I f I W\ A ; | * \

/ X У í

!

Corroí efe (Don Juan

\ > /

X

4

\ V*'

Ъ

\ / /

•5

¿r . s r.

'X

4

X-l" -

^ 4 **

y "Si 1 ^ »

\\ \

Corroí de (Doña 'Elvira

ч

/ , / /• /

í

í í i i j

I i

I Wti i

Corraí de Las Atarazanas •

V*

ч

4 \

Ш

Corroí cíe La flícoba

I

0 Г

1 ! < i

i

Рисунок 15. Расположение Корралей в Севилье XVI в.

3.1. КОРРЛЛЬ ДОНА ХУАНА

V*

'-Ъ

%

О

щ

\ Ч

с\

£

У; ^ £

.О *

V с?

с?

\ \\ /

с

\

¿г .

/V. \

4

%

О/

>

о*

> /

4

• ■4.

V

-Г.*1- ..

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.