Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Тихоненко, Олег Олегович

  • Тихоненко, Олег Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 131
Тихоненко, Олег Олегович. Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в.: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2013. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тихоненко, Олег Олегович

Оглавление

Введение

Глава 1. Роль протестантизма в социально-экономическом и духовном развитии российского общества (историко-философский

аспект)

1.1. Влияние протестантизма на процессы социально-экономической и политической трансформации российского

государства

1.2 Социальные позиции протестантских церквей об актуальных проблемах социально-экономического и духовного

развития современной России

Глава 2. Российский протестантизм в условиях современного финансово-экономического кризиса

2.1. Дискуссии о «Протестантской этике и духе капитализма» Макса Вебера в контексте мирового финансово- экономического кризиса

2.2. Природа и причины финансово-экономического кризиса

в понимании российских протестантов

2.3. Российские протестанты о преодолении и предупреждении кризисных явлений

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Исследование посвящено изучению роли протестантизма в социально-экономических процессах, проходящих в современной России. В диссертации даётся оценка социальных учений протестантских объединений России, рассматривается их отношение к финансово-экономическому кризису. В работе раскрывается содержаний дискуссий о значении труда Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» в понимании влияния нравственно-религиозных установок протестантизма на становление капитализма.

Мировые религии, крупные конфессии играли большую роль в истории народов и государств, в формировании и укреплении государственности, защите национальных интересов. Буддизм, ислам, направления в христианстве (католицизм, православие, протестантизм) и в наши дни занимают существенное место в культуре и менталитете сотен миллионов людей различных стран и континентов. Ведущие конфессии играли важную роль в переломные исторические периоды. Они активно влияли на перемены в формах хозяйствования, государственном устройстве, системе образования, модели государственно-конфессиональных отношений. Имеется обширная литература, в которой исследуется влияние религии на многие сферы общественно-политической жизни, формирование жизненного уклада и психологию различных слоёв населения.

Большое влияние на духовную, общественно-политическую и

экономическую жизнь многих стран мира оказал протестантизм. В

настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием

в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой

Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм

является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с

католицизмом). Без изучения роли протестантизма в становлении

буржуазной цивилизации трудно получить целостное представление о

з

промышленном перевороте и, тем более, реконструировать процесс перехода от традиционного общества к обществу современному. Реформация, неразрывно связанная с протестантизмом, была направлена не только на реформирование католической версии христианства, но и способствовала ослаблению основ феодального строя, становлению капиталистической экономики. Реформация содействовала развитию демократии не только в церковной, но общественно-политической и экономической жизни многих стран мира.

Существует множество подходов в трактовках вклада протестантизма в «цивилизационный скачок», в формирование буржуазного этоса. Широкое распространение имеет и отрицание позитивного влияния протестантизма на ход истории. Оно исходит не только от конфессий, не разделяющих вероучение протестантизма, но и от политических элит, придерживающихся негативной позиции по иным соображениям, например, геополитическим.

Потребность в специальном исследовании роли протестантизма в переломных исторических событиях актуализирует глобальный финансово-экономический кризис, вызвавший широкие дискуссии в общественно-политических, научных, религиозных кругах о его причинах, последствиях и путях их преодоления. Кризис вновь пробудил интерес к наследию Макса Вебера, прежде всего к его работе «Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим осмыслением учения Макса Вебера о ведущей роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма. Кризис стал и поводом переосмысления содержания социальных позиций основных протестантских объединений России, особенно разделов, трактующих отношение протестантизма к обществу и личности, государству, устройству хозяйственной жизни, образованию и воспитанию. Поэтому изучение роли протестантизма в переломные этапы российской истории представляется

чрезвычайно актуальной и важной задачей для современного религиоведения.

Актуальность теме исследования придаёт происходящий рост численности последователей протестантизма в современной России. Протестантизм стал значимым явлением в религиозно-духовной и социально-политической жизни российского общества. В российском протестантизме происходят процессы поиска идентичности и обновления содержания социальных концепций. Протестантские объединения России живо откликаются на заметные события социальной - политической жизни страны. Это наглядно проявилось в отношении протестантских объединений России к финансово- экономическому кризису. Лидерами протестантских организаций, теологами и публицистами выдвигались трактовки природы и причин кризиса, предлагались пути преодоления кризиса и его недопущения.

Хронологические рамки исследования охватывают период от появления протестантизма в России (XVI в.) до наших дней. Особенное внимание уделяется роли протестантизма в переломные эпохи истории страны. Относительно тематических рамок работы считаем необходимым отметить следующее: диссертант понимает, что более широкое использование материала, связанного с влиянием протестантизма на развитие социально-экономических процессов в Западной Европе и США, существенно обогатило бы теоретическую часть исследования, представило бы значительный сравнительный материал. Но, как представляется, это, с одной стороны, значительно расширило бы рамки диссертационного исследования, выведя его за пределы изначально заявленных, с другой, рассмотренные в первой главе вопросы, по мнению автора, в целом содержат в себе основные посылки для дальнейшего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В некоторых

исследованиях отечественных авторов протестантизм рассматривается как

социокультурная универсалия, обладающая всемирно-историческим

значением. Конкретной иллюстрацией подобного подхода выступает

5

Реформация, являющаяся специфическим отражением цивилизационных изменений. Такого подхода придерживаются и протестантские авторы, в их публикациях прослеживается связь протестантских движений, сопровождающих Реформацию, с процессами модернизации, вызванных реформами Петра I.

I

Влияние протестантизма на процессы модернизации в России отличалось от роли и места протестантизма в модернизационных процессах стран Европы. В России носителями протестантской веры были иностранцы, приезжавшие по приглашению верховной власти. И сама модернизация инициировалась сверху, участие в ней иностранцев, исповедовавших «чужую веру», наталкивалась на противодействие местных властей и православного духовенства 1.

Место и роль протестантизма в становлении капитализма отражены во многих публикациях и диссертационных исследованиях, как зарубежных, так и отечественных. Отечественными историками и философами, социологами и религиоведами нескольких поколений исследованы труды Макса Вебера, в том числе его работа «Протестантская этика и дух капитализма». В публикациях академика А.И.Неусыхина, члена-корреспондента РАН П.П.Гайденко, профессора Ю.Н.Давыдова и других ученых обстоятельно и глубоко исследуется содержание основного труда Макса Вебера, показывается влияние религиозно-этических наставлений протестантизма на становление капитализма, раскрывается содержание различных оценок труда «Протестантская этика и дух капитализма».

Зарубина H.H. в монографии «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации» видит методологическую плодотворность и актуальность «Протестантской этики и духа капитализма» в выявлении роли социокультурных предпосылок в существующей системе хозяйствования. Эти идеи были развиты

ч 1 Лавренов С.Э. Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-

философский анализ. Дисс. к. ф. н. Рос. гос. пед ун-т. СПб, 2008.http//www dissercat com./ content/postsovetskaya modrrnizatsya -i- protestantism-vsovremennost- rossit-sotsiano- filosofskii-an

Н.Н.Зарубиной в докторской диссертации «Хозяйственная культура как фактор модернизации»1.

Специфика российского протестантизма, его роль в жизни царской, советской и посткоммунистической России получила отражение во многих публикациях и диссертационных исследованиях. В них воссоздана история и обстоятельства появления и распространения протестантизма на территории России, участие протестантов в общественно-политической и экономической жизни, показано отношение властей к различным ответвлениям протестантизма и его последователям. Роль протестантизма в общественно-политической жизни России в XX веке раскрывается в монографии Т.К.Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах»2.

Протестантские авторы видят совпадение социальных программ протестантизма с целями проводимых политических реформ. Как считает протестантский пастор, кандидат философских наук С.Э.Лавренов, социальные программы протестантов России по многим параметрам совпадают с целями политических реформ3.

Отечественными религиоведами исследованы адаптации протестантских сообществ к изменениям социальных и политических условий из существования. О.А.Боковой анализируются предпосылки для развития теологии российских ЕХБ 4.

Современный российский протестантизм изучался в ходе полевых исследований, результаты которых были опубликованы в энциклопедии «Современная религиозная жизнь России». Большинство статей в этой

1 Зарубина н H Хозяйственная культура как факто модернизации Http/www dissland com catalog/hozyasvennaya kultura kak factor modernizatsii html

2 Никольская TK Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах СПб Изд- во Европейского университета, 2009,

3 Лавренов С Э Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России социально-философский анализ Дисс к ф н рос гос пед ун-т СПб, 2008.http//www dissercat com / content/postsovetskaya modrrnizatsya -i- protestantism-vsovremennost- rossit-sotsiano- filosofsku-an

4 Бокова О А Теология российских евангельских христиан - баптистов на рубеже XX и XXI веков dissercat com content evangelskish baptistov vekov

публикации принадлежат исследователям протестантизма в России С.Б.Филатову и Р.Н.Лункину.1

Предметом исследования отечественных авторов является социальной служение религиозных организаций, в том числе протестантских. Рассматриваются содержание и формы социального служения, специфические особенности этой формы деятельности у различных религиозных объединений.2

Ряд работ посвящен исследованию пятидесятничества - одного из наиболее распространённых направлений в современном российском протестантизме. При этом повышенное внимание учёных привлекает деятельность неопятидесятнических объединений, демонстрирующих не только количественный рост последователей, но и активно реагирующих на социальные и политические проблемы российского общества. Особенности вероучения и социальных позиций неопятидесятнических объединений рассматриваются в работах О.В.Куропаткиной и И.В.Скоробогатовой.

В кандидатской диссертации М.В.Рудакова «Протестантизм как феномен культуры XX века» показывается влияние Реформации на европейскую и мировую культуру, рассматривается трансформация идеалов протестантизма в социокультурном пространстве XX века.3

В работах российских исследователей раскрывается содержание кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений. Опыт реализации этой модели широко представлен в странах с преобладанием протестантского населения. Некоторые положения этой

1 Протестантизм// Современная религиозная жизнь России. М.: Логос. Т. II, 2003

2 Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. Дисс. к. культурологии. М, Российский государственный гуманитарный университет,2009, Скоробогатова И.В. Феномен « харизматизма» в христианстве: история и современность // Вестник христианской гуманитарной академии т. II, вып. 2. Изд- во РХГА, СПб, 2010

3 Рудаков М.В, Протестантизм как феномен культуры XX века. Автореф. дисс. к. культурологии. М.: Госакадемия славянской культуры, 2001.

модели, по мнению профессора Е.М Мирошниковой1, могли бы быть успешно использованы в России.

В то же время в отечественной литературе недостаточно исследованы роль и место протестантизма в переломные этапы истории России. Особую актуальность изучения этой проблеме придаёт многократное увеличение в России численности протестантских организаций, разработка и публикация ими Основ социальных позиций (концепций).

В религиоведении недостаточно внимания уделяется исследованию новых тенденций в социальных учениях и социальной деятельности российского протестантизма. В последнее десятилетие в социальных концепциях и реализуемых социальных проектах протестантских объединений России произошла заметная эволюция, требующая углублённого осмысления.

Отсутствуют работы, исследующие усилия российских протестантских объединений, направленные на придание социальным позициям протестантских организаций большей эффективности, гибкости, преодоления маргинальное™, невысокого социального статуса российских протестантов, их незначительного влияния на общественные процессы. В отечественном религиоведении не нашло отражение отношение российского протестантизма к финансово-экономическому кризису, его природе, причинам, последствиям и преодолению.

Объектом исследования являются современные российские

протестантские объединения, их институциональное взаимодействие с

*

гражданским обществом

Предмет исследования: влияние протестантизма на трансформации российского общества.

' Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. Москва, Изд-во Института Европы РАН,2007.

Цель исследования - посредством религиоведческого и исторического анализа выявить и концептуализировать роль протестантизма в социально-экономических процессах в современной России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

- определить базовые характеристики и основные особенности российского протестантизма на разных этапах истории российского государства;

- выявить направленность и содержание основных тенденций в развитии социального учения протестантских организаций России;

- раскрыть место наследия Макса Вебера, его работы « Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса;

выявить характер участия протестантов в трансформациях российского общества;

- проанализировать поиски идентичности российского протестантизма в историко-культурных условиях России;

- рассмотреть отношение протестантских объединений России к современному финансово-экономическому кризису.

оценить социально-экономический потенциал современного российского протестантизма и возможности его влияния на различные стороны жизни российского общества;

Теоретико - методологическая основа исследования.

Работа носит междисциплинарный характер и опирается на научные

подходы, классические положения отечественной и зарубежной

исторической, религиоведческой, социологической и культурологической

мысли. Изучение динамики трансформаций социокультурных и

организационных характеристик российского протестантизма опирается на

ю

публикации авторитетных исследователей протестантизма, в том числе и протестантских авторов.

Исследование тенденций развития современного российского протестантизма базируется на достижениях теоретического и практического религиоведения.

В решении сформулированных задач в данном исследовании применялись методы сравнительно-исторического анализа, а также классификация и типологизация.

Научная новизна

- предпринято комплексное исследование роли протестантизма в социально-экономических трансформациях в истории России

- осуществлен комплексный систематический анализ социальных концепций протестантских организаций современной России, выявлены основные направления и особенности их эволюции на основе собственно протестантских источников, отражающих внутриконфессиональные дискуссии,

исследованы подходы к поиску идентичности российского протестантизма в изменившихся условиях, выявлены недостатки и вектор развития социальных концепций в части поиска ответов на насущные вопросы современной российской жизни.

- раскрыты основные в отечественном религиоведении направления дискуссий о значении наследия Макса Вебера, в первую очередь его труда «Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса.

- проанализировано отношение протестантских организаций России к финансово-экономическому кризису, их понимание причин кризиса, путей его преодоления и предупреждения в дальнейшем.

Положения, выносимые на защиту.

1. Протестантизм играл заметную роль в общественных трансформациях, начиная с петровских реформ в России. Это участие в модернизационных процессах продолжилось и в последующем посредством

приобщения части российской элиты к протестантизму. Вместе с тем, протестантизм в России не сумел занять той ниши в обществе, которую он занял в Западной Европе в Новое время, где протестанты стали основой формирующегося третьего сословия - буржуазии. В России подобная роль принадлежала в большей степени старообрядчеству, выступавшему в качестве религиозного экономически активного меньшинства. В российских условиях протестанты в силу своей малочисленности и принадлежности к иной религиозно-культурной традиции не могли конкурировать с основными факторами строительства буржуазного общества в России. Несмотря на малочисленность, протестантизм в России был одним из каналов трансляции западноевропейских культурных инноваций в широком смысле этого слова, включая не только собственно духовную, но и политическую и социально-экономическую сферы жизни, тем самым стимулируя процессы дальнейшей трансформации общества. И в этом, как представляется, заключается основная роль протестантизма в развитии российского общества до начала XX в. Претерпев от советской власти репрессии и запреты протестанты, в настоящее время переживают стремительный рост численности, с одной стороны, а с другой, усиливается их влияния на социально-экономическую жизнь современной России.

2. В 2003 году ведущие протестантские организации России приняли и опубликовали «Основы социального учения», содержащие позицию протестантских церквей в отношении большого круга актуальных общественно-экономических проблем. В то же время в российском протестантизме идёт поиск более эффективной модели социального учения, соответствующей современным реалиям жизни общества и отражающей роль протестантских организаций в его развитии. В процессе такого поиска обнаруживаются серьёзные слабости, препятствующие протестантизму оказывать более заметное влияние на общественные процессы.

3. Финансово-экономический кризис актуализировал повышенный

интерес к наследию Макса Вебера, особенно к его труду

12

«Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим отношением к его учению о ведущей роли религиозно-нравственных ценностей в становлении и развитии капитализма. Провозглашение протестантизмом богоугодности продуктивного труда и его результатов теперь считается многими исследователями основной причиной, породившей начавшийся в 2008 году финансово-экономический кризис, хотя такой подход, как представляется, не является бесспорным.

4. Как и все крупные конфессии России, российские протестантские организации не остались безучастными к финансово-экономическому кризису, начавшемуся в 2008г. В выступлениях лидеров российских протестантов дается оценка природы и причин кризиса, предлагаются способы преодоления его последствий. Основными путями выхода из кризиса являются, по мнению российских протестантов, глубокое переосмысление духовно-нравственных основ современного общества и более активная включенность протестантов в духовную и социально-экономическую жизнь, расширение форм социального служения.

5. В условиях затянувшегося переходного периода новейшей истории России, на который в последние годы наложился мировой финансово-экономический кризис, российский протестантизм имеет исторический шанс занять более важное место в процессах социально-экономической модернизации страны по сравнению с предшествующими этапами российской истории. Этому способствуют следующие факторы:

- укоренённость в культурно-историческом пространстве России основной части российских протестантов;

- численный рост последователей протестантских церквей в России;

- экономическая активность в сочетании с выраженной идеей социального служения, проявляющаяся на фоне заметной маргинализации части российского общества;

отсутствие конфликтного измерения со стороны протестантских церквей в отношении к традиционным конфессиям России и государственным институтам.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что российские протестанты, если им удастся выработать эффективную модель внутренней консолидации, могут выступить в качестве социально и экономически активного религиозного меньшинства, способного ускорить развитие страны.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы постижения роли протестантизма в развитии российского общества. Результаты работы могут быть востребованы при разработке образовательных программ, учебных курсов, предназначенных для студентов вузов и переподготовки специалистов в области религиоведения и государственно- конфессиональных отношений.

Апробация результатов и выводов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры Государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях общим объёмом 1.1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.

Глава 1. Роль протестантизма в социально-экономическом и духовном развитии российского общества (историко-философский аспект)

1.1. Влияние протестантизма на процессы социально-экономической и политической трансформации российского государства

В эпохи крупных общественных перемен взаимодействие религиозного фактора с экономикой и политикой религия выступает как глубинный, более долговременный фактор.

Одним из ярких примеров влияния религии на цивилизационные процессы является протестантизм. Он оказал и оказывает большое влияние на духовную, общественно-политическую и экономическую жизнь многих стран мира. В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом). Протестантизм, по мысли известного отечественного исследователя Т.К.Никольской, в периоды общественного кризиса в трансформированном виде аккумулировал и отражал неудовлетворенность, как бедственным экономическим положением различных слоёв общества, так и официальной церковью, ставшей частью государственного аппарата и выразительницей государственной идеологии»1. Первоначальные импульсы Реформации не были чисто религиозными, религиозная форма отражала социальную и политическую борьбу немецкой знати за свою экономическую и политическую независимость от римско-католической церкви. Такой точки зрения придерживался Макс Вебер, и такой подход совпадал с марксистским. Реформация подрывала основы феодализма и в то же время была направлена против католицизма,

1 Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах. СПб. Изд- во Европейского университета, С. 132.

являвшегося духовно-религиозной опорой средневековых порядков1. Близость марксистского и веберовского понимания генезиса Реформации отмечает С.Э.Лавренов, указывающий на совпадение взглядов Вебера с марксистской трактовкой развития экономических процессов . Подобных взглядов придерживался и Э.Фромм, полагавший, что доктрина протестантизма отвечала прежде всего новым экономическим реалиям, разрушавшим привычные корпоративные связи между людьми, характерные для средневекового общества. По мнению Э.Фромма, успех протестантизма был вызван тем, что он явился своевременным психологическим средством защиты человека, почувствовавшего свою беспомощность, одиночество, изолированность и неуверенность в условиях зарождения капитализма3.

Протестантизм сыграл большую роль в формировании типа личности, олицетворявшего носителей буржуазных ценностей. В работе А.В.Царегородцева о роли протестантизм и становлении буржуазного этоса в Великобритании на обширном и оригинальном историческом материале анализируются причины глубокого социально- психологического кризиса, вызванного разрушением старой доиндустриальной системы. И неизбежным следствием «шока модернизации был поиск новых нравственных установок»4.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тихоненко, Олег Олегович, 2013 год

Список использованных источников и литературы

1. Аверинцев С.С. Христианство в истории европейской культуры //rumagic com u. zar/religion rel/averintsev/2.

2. Аделаджа С. С. Жизнь и смерть — во власти языка. Киев, 1998.

3. Аделаджа С. С. Непознанная сила радости. Киев, 2001.

4. Алакшин А. Э. Протестантские общины в Петербурге в XVIII в. Автореф. дисс. д. ист. н. Российская академия наук. Санкт- Петербургский институт истории. СПб., 2008.

5. Антее Петер. Религии современности. История и вера. М.: Изд - во Прогресс - Традиция, 2001. -302 с.

6. Банных О., Белимом В. Православие и дух капитализма // Эксперт. 2005. №3

7. Баркер Айлин. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного университета, 1997 - 282 с.

8. Бачинин. В. А. У истоков российского протестантизма // Вопросы истории. 2007. N3. С. 20-33.

9.Бачинин В. А. Византизм и евангелизм. Генеалогия русского протестантизма. СПб., 2003.

10. Белов А. В. Адвентизм. 2-е изд. М.: Политиздат, 1973. - 292 с.

11. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.- 357 с.

12. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М.: Школа «Язык русской культуры», 1998.- 712 с.

13. Боумэн P.M. Движение Веры. Искушение здоровьем и преуспеванием. СПб., 2007. 347 с.

14. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993. -

124с.

15. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика. 1995. - 464с.

16. Гайденко П.П., Ю.А.Давыдов История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс М.: Политиздат, 1991. 367с. Http//wwwalibi./ru/5 gaydenkop.p.p. davydov yu.a.istoria I racionalnost. Sociologiya maksa vebera I veberovskiy renessans. Wltl453 htl.

17. Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. Сост., общая редакция и послесловие Ю.Н.Давыдова; Предисловие П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

18. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист. 1994. - 704с.

19. Велькер М. Христианство и плюрализм. М.: Республика, 2001. -

203 с.

20. Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. - 200 с.

21.Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиск «новой теологии». М: Знание, 1974. - 64с.

22. Гарнак А. Сущность христианства. СПб., 1907.

23. Гегель Г. Позитивность христианской религии // Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х томах. Т. 1. М., 1970.

24.Гибсон С. Боги евангелия процветания. Киев, 2003.

25. Городцев П. Предшественники Реформации. Джон Виклеф: его жизнь и реформаторская деятельность. Петроград, 1917.

26.Григоренко А. Ю. Эсхатология. Милленаризм. Адвентизм. История и современность. СПб.: Европейский дом, 2004. - 392 с.

27. Джуссани J1. Сущность христианской нравственности. М.: Христианская Россия, 1980. - 137с.

28. Джуссани JI. Христианство как вызов. М., 1993. - 154с.

29. Доусон К. Г. Религия и культура. СПб.: Изд-во Алетейя, 2001. - 202

с.

30.Жиганков O.A. Еретики или люди, опередившие время. Заокский: «Источник жизни», 1996.

31. Зарубина H.H. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. -288с.

32.Захаров В., Черкасова М.С. Иностранные купцы и их дворы в Вологде в XVI-начале XVII века // Историческое краеведение и архивы. Вып. 4. Вологда, 1997.

33. Зайцев Е.В. Религиозно-культурная идентичность российского протестантизма // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах. М.: Институт социологии РАН, 2008.

34. Зиммель Г. Изменение форм культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.

35.3омбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. СПб.: Изд-во Владимир Даль, 2005. - 640 с.

36. История евангельских христиан-баптистов в СССР/ Под ред. А. М. Бычкова. М.: Изд-во ВСЕХБ, 1989. - 623 с.

37. Йонги Чо. Четвёртое измерение. М. : Изд- во Исход, 2008. - 168 с.

38. Ионги Чо. Успешная жизнь. М.: Изд-во Исход, 2012. - 212 с.

39. Казакова H.A., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV- начала XVI веков. M.-JL, 1955.

40. Казанкин А. Б. Буржуазная революция нового типа (этика пуританизма постепенно прокладывает путь в российском обществе)// НГ-Религии.2001. № 5.

41. Калиничева 3. И. Социальная сущность баптизма. Д.: Наука, 1972. - 140 с.

42. Капелюш Ф.Д. Религия раннего капитализма. М., 1931.

43. Карев А. В. Доктрины Библии // Сборник статей М.: Братский вестник, №6, 2009. - 928 с.

44. Керов B.JI. Современное звучание теории Макса Вебера и А.И. Неусыхина о протестантизме // Мир истории. 2000. № 4.

45. Кислова A.A. Идеология и политика американской баптисткой церкви. М.: Международные отношения, 1969. - 184 с.

46. Клибанов, А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX века - 1917). М.: Наука, 1965. - 348 с.

47. Корнилов Н. А. Евангельские христиане-баптисты на историческом переломе (1991-1997) // Диа-JIoroc. М.: Истина и Жизнь, 1997. С. 171-179.

48. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. Изд-во Библия для всех, 2005. - 291 с.

49.Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М.: Академический проект, 2002. - 230 с.

50. Красиков А. А. Религиозный фактор в европейской и российской политике (исторический аспект) // Доклады Института Европы РАН. № 62. М, 2000.

51. Кураев А. Протестантам о православии. М., 1999. - 264с.

52. Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников. Автореф. канд. культурологии. М.: РГГУ, 2009.

53. Лавренов С.Э. Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ. Дисс. канд. филос. н. СПб.: Российский государственный педагогический университет, 2008.

54. Лиценбергер O.A. Роль лютеран в Российской империи // Церковь Ингрии. СПб. 2004. №3-4.

55.Лопаткин P.A. Религиозная ситуация в современной России и место в ней протестантизма // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М.: Изд-во РАГС, 2010. №4.

56. Лункин Р. Пятидесятничество в России: опасности и достижения «нового» христианства // Религия и общество. М., 2002.

57.Лункин Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятничества в России. Дисс. канд. филос. н. М.: Институт философии РАН, 2005.

58. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Изд-во «Андреев и согласие», 1994. -425 с.

59. Макграт А. Богословская мысль Реформации / Пер. с англ. Одесса: Изд-во Богомыслие, 1994.- 315с.

60. Мартин Лютер реформатор, проповедник и педагог /Сост. Курило О.В. М.: РОУ, 1996. - 240с.

61. Мейендорф Иоанн, протоирей. Значение Реформации как события в истории христианства // Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. М., 1997. С. 129-148.

62. Митрохин Л.Н. Баптизм. М.: Политиздат, 1966. - 284 с.

63. Митрохин Л.Н. Религия и культура. Философские очерки. М., 2000.

- 318 с.

64. Миттер X. Г. Основные идеи кальвинизма. М.: Христианский мост, 1995. -223 с.

65. Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М.: Научная книга, 2005.

- 445 с.

66. Мюллер Фридрих Макс. Введение в науку о религии. М.: Изд-во Высшая школа, 2002. - 264 с.

67. Негров А. И. Кальвинизм и армиизм: сравнение доктрин // Богомыслие. 1967. Вып. 6. С. 67- 88.

68. Неволин М. Протестантизм и духовное возрождение в России // Мирт. 2007. № 4 (58 ). С. 8-9.

69. Неволин М. Самоидентификация российского протестантизма// Мирт. 2006. № 3 (53). С. 18- 19.

70. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах. СПб. : Изд-во Европейского университета, 2009. - 370 с.

71. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. М, 2009. - 276 с.

72. Очерки истории западного протестантизма. М..: Институт всеобщей истории РАН, 1995.- 256 с.

73. Подберёзский И.В. Быть протестантом в России. М.: Благовестник, 1996.-335 с.

74. Попов В. А. Евангельская миссия лорда Редстока // Путь богопознания. 1992. Вып. 2. С. 104 - 116.

75. Попов В. А. Сибирская утопия баптистов // НГ-Религии. 20.10.2010.

76. Порозовская Б. Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1997. - 175 с.

77. Порозовская Б.Д. Кальвин. Биографический очерк // Лютер. Кальвин. Паскаль. М.: Республика, 1995. - 320 с.

78. Проханов И. С. В котле России. М.: Протестант, 1992. - 263 с.

79. Протестантизм // Современная религиозная жизнь России. Т. II. М.: Логос, 2003.

80. Протестанты на службе России. СПб.: Русская гуманитарная академия, 2012. - 343 с.

81. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998. - 479 с.

82. Религия и российское многообразие. М.-СПб., 2011. - 687 с.

83. Религии мира: Энциклопедия в 6 томах. Т. 6. Протестантство. Реформация. М., 1998. С. 413-474.

84. Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999.-624 с.

85. Религиоведение: Энциклопедический проект. М.: Академический проект, 2006. - 1255 с.

86. Селиванский В. В. Движение веры в современном протестантизме. Дисс. канд. филос. н. СПб.: Российский государственный педагогический университет, 2012.

87. Смагин Ю.Е. Реформация: радикальная критика католицизма // Вестник РХГИ. 2001. №4.

88. Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.- 174.

89. Соколов И. Отношение протестантизма к России в XVI -XVII веках. М, 1880.-547 с.

90. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.-322 с.

91. Солодовников В. В. Евангельское движение и русская культура // Солодовников В. В. Христианская публицистика. М.: Библия для всех, 2001. С. 10-13.

92. Солодовников В. В. Интеллигентность: возвратят ли её себе русские баптисты? // Солодовников В. В. Право славить Бога. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 7- 16.

93. Социальная позиция протестантских церквей России. М, 2003. -

72с.

94. Социальная позиция протестантских Церквей России // Справочно-информационный портал «Религия и СМИ». htpp://www.religare.ш/article7724.htm

95. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.: Молодая гвардия, 1984. - 322с.

96. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Изд-во Юрист, 1995. - 479с.

97. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992. - 741с.

98. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.-560с.

99. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. - 719с.

100. Шамшурин В.И. « Гуманитарная» социология: новые ориентиры и стары проблемы // Социологические исследования. 1992. № 3.

101. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. - 568 с.

102. Хабермас Ю. Постсекулярное общество - что это? // Российская философская газета. 2008. № 4 (18).

103. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

104. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

105. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 3-27.

106. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

107. Царегородцев А. В. Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании. Дисс. канд. ист. наук. Челябинск, 2009.

108. Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890.

109. Черкасова М. О деятельности торговых иноземцев в Вологде в XVI- начале XVII веков //Русская культура на рубеже веков. Вологда, 2000.

110. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 116 с.

111.Элиаде М. Словарь религия и верований. М.-СПб, 1997. - 409 с.

/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.