Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте творчества писателя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сорокина, Наталия Владимировна

  • Сорокина, Наталия Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 156
Сорокина, Наталия Владимировна. Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте творчества писателя: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 1998. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сорокина, Наталия Владимировна

Оглавление

Введение

Глава I. Место романа "Пирамида" в прозе Л. Леонова

1. У истоков леоновского мастерства: рассказ "Петушихинский пролом"

2. Романы "Пирамида" и "Вор": проблематика, тематические и образные связи, композиционные особенности произведений

у

3. На пути к итоговой "Пирамиде": романы "Соть", "Скута-ревский", "Дорога на Океан", "Русский лес"

Глава И. "Изобретение по форме и открытие по содержанию": о некоторых художественных особенностях романа Л. Леонова "Пирамида"

1. "Пирамида" и Книга Еноха: писательская интерпретация апокрифа

2. От метафоры к образу-символу: эволюция заглавий произведений Леонова и смысл названия романа "Пирамида"

3. Жанровое своеобразие итогового произведения Л. Леонова

Заключение

Примечания

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте творчества писателя»

Введение

Роман Леонида Максимовича Леонова "Пирамида" (1994) явился произведением, во многом отразившим общие тенденции развития русской литературы конца двадцатого века. О. Овчаренко видит в произведении еще более глобальный итоговый смысл. "Роман Л.М. Леонова "Пирамида",- пишет она в предисловии к роману,- задуман как произведение, подводящее итоги нынешнего цикла человеческой истории. Итоговость является основной характеристикой романа не только в отношении творчества старейшего русского писателя, но и в отношении всей русской, а отчасти и мировой литерату-ры'71/.

Итоговый характер романа обусловлен не столько тем, что это последнее произведение Леонова, сколько завершенностью конкретных излюбленных авторских мотивов, образных характеристик; глубиной осмысления событий истории, культуры, литературы, соединением в одной книге художественных приемов отображения действительности, имевшихся в ранее созданных творениях художника.

Работа над романом велась Леоновым более пятидесяти лет. В одном из последних интервью писатель заметил, что замысел произведения возник у него еще до Великой Отечественной войны: "Мысль об ангеле, командированном Богом на землю в нашу жизнь, пришла ко мне полвека назад, поздней осенью предвоенного года. Пришла и потом уже больше не отпускала, заставляя все пятьдесят лет постоянно думать и думать об этом, работать и работать'72/.

Фрагменты нового произведения начали появляться в печати с 70-х годов: "Мироздание по Дымкову" (первая редакция) - в 1974 году, вторая - в 1984; "Последняя прогулка" - в 1979; "Спираль" - в 1987 /3/. Полностью книга была завершена и вышла приложением к журналу "Наш современник" в 1994 году. Отдельным изданием "Пирамида" была выпущена и в издательстве "Голос" (1994).

Каждый критик, приступающий к анализу романа Леонова "Пирамида", отмечает пока ещё очень малое число исследований об этом произведении. Основная причина этого видится в необычайной сложности, философской глубине,, жанровом своеобразии книги. Заметим, что Леонов во многом предвидел такую судьбу своего последнего творения. В "Пирамиде" как полноправный персонаж действует сам автор. В разговоре с ним студент Никанор Шамин, один из героев романа, замечает: "Судя по почерку, именно у вас получился бы вразумительный, в патмосском жанре репортаж об ожидающих нас бедах, если своевременно не принять мер самозащиты. Правда, ни подобающей шедеврам вечности, ни оваций читательских посулить автору не смогу..." (№ 1, 91).

Действительно, степень изученности романа не велика. Глубоких, серьезных исследований, даже рецензий мало. Тем более удивляет появляющиеся на страницах печати отклики читателей. Например, "Тамбовская жизнь" напечатала отзыв ветерана войны, лично знавшего Леонова, С. Федорова под названием "Нетрадиционные мысли'74/.

В первую очередь необходимо отметить статьи профессора О. Овчаренко, первого литературного редактора "Пирамиды": "Ума и рук не хватает обнять Россию...": Роман Леонида Леонова "Пирамида" и русская идея (Москва. 1994. № 9); "Роман Леонида Леонова "Пирамида" и мировая литература" (Наш современник. 1994. № 7). Прослеживается глубокое внимание к произведению исследователей из Петрозаводска, Новосибирска, Бирска 151.

Своеобразную трактовку основных образов и художественных особенностей романа дают А. Казинцев, Н. Корниенко, Ю. Оклянский на страницах центральных журналов 161.

Роман Леонова обсуждался на научных симпозиумах. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН провел три семинара и конференцию по "Пирамиде", на которых рассматривались различные стороны леоновского романа: от вопросов жанровой специфики

"Пирамиды", символики и философии книги до проблем изучения нового романа Леонова в школе и вузе. Резюме сделанных на семинарах докладов опубликованы в журнале "Русская литература"/7/. Итогом обсуждения нового произведения писателя на филологическом факультете Волгоградского государственного университета стала публикация под символичным названием "Нас объединила "Пирамида" /8/, подчеркивающим необходимость всестороннего анализа леоновского романа, привлечение к работе не только литературоведов, но и специалистов различных отраслей науки - социологов, историков, философов, математиков.

•Роман Л. Леонова "Пирамида" многими исследователями включается в контекст сложившейся литературной ситуации в России конца XX века.

На данный момент защищены две кандидатские дисертации, посвященные исследованию леоновского романа. В работе Богачевой О.В. "Роман Л.М. Леонова и нравственно - философские мотивы русской прозы 1980-х годов" (СПб, 1997) проводится анализ космогонического, нравственно-философского пластов "Пирамиды" в их соотнесенности с другими произведениями русской литературы 80-х годов, такими, как "Плаха" Ч. Айтматова, "Покушение на миражи" В. Тендрякова, "Фа-культет ненужных вещей" Ю. Домбровского и другие.

Варламов А.Н. посвящает отдельную главу диссертации "Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века" анализу "Пирамиды" Леонова как произведения, наиболее ярко отразившего тенденцию современной литературы к осмыслению настоящего периода как апокалиптической эпохи в жизни человечества. Разбор основных конфликтов романа ведется с параллельным рассмотрением произведений с ярко выраженной апокалиптической направленностью: "Прокляты и убиты" В. Астафьева, "Лаз" В. Маканина, "Экологический роман" С. Залыгина, "Тавро Кассандры" Ч. Айтматова, "Онлирия" А. Кима и другие.

Вопрос о роли и месте "Пирамиды" в творческой эволюции самого Л. Леонова до сих пор глубоко не рассмотрен. Именно такой подход способен обозначить новые пути для осмысления непростой структуры "Пирамиды", понимания авторской' позиции, трактовки основных тем и образов, чем и определяется актуальность проведенного диссертационного исследования "Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте творчества писателя".

Каждое ранее написанное произведение Л. Леонова значительно и оригинально по-своему. Но с выходом в свет "Пирамиды" все предшествующие романы писателя воспринимаются как отдельные этапы длившейся на протяжении десятилетий работы по освоению огромного материала - истории России XX века в контексте человеческой истории.

В диссертации прослеживается развитие основной проблематики творчества Л. Леонова, преемственность сюжетных линий, символов и метафор. Данная проблема принципиально важна, ибо ее решение способно высветить новый угол зрения в леоноведении, дополнить представление об уже изученных романах писателя. С вершины созданной Л. Леоновым "Пирамиды" несколько по-иному воспринимается все ранее написанное художником.

Материалом, объектом и предметом исследования является проза Л. Леонова. В центре внимания - роман "Пирамида" с привлечением предшествующих произведений писателя: рассказов 1920-х годов, романов "Барсуки", "Вор", "Соть", "Скутаревский", "Дорога на Океан", "Русский лес", публицистических выступлений и статей.

Основными целями и задачами диссертации являются следующие:

- используя сопоставительный метод анализа хронологически следующих друг за другом произведений Л. Леонова, проследить трансформацию тем, образов, художественных приемов в прозе писателя 20-90-х годов;

- аргументировать преемственность эстетических решений в творчестве JI. Леонова, до сих пор лишь констатирующуюся;

- сформулировать черты новизны художественной структуры ( "Пирамиды" в сравнении с предшествующими произведениями;

- определить жанровую специфику "Пирамиды";

- обосновать, опираясь на эволюцию заглавий в творчестве Л. Леонова, семантику символа пирамиды в романе;

- выявить особенности авторской интерпретации основных линий Книги Еноха, на связь которой с романом "Пирамида" указал Л. Леонов в авторском предисловии.

Целями и задачами исследования обусловлен выбор метода, в основе которого - синтез историко-культурного, сравнительно-типологического, структурно-семантического подходов.

Теоретико-методологической базой работы являются достижения отечественной науки в области теории и истории литературы с опорой на богатый опыт леоноведения, представленный в трудах H.A. Грозновой, В.А. Ковалева, В.П. Крылова, М.П. Лобанова, Т.М. Вахитовой и других.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Точкой отсчета, истоком цельной художественной системы Л.М. Леонова, своеобразно завершенной в "Пирамиде", является рассказ "Петушихинский пролом" (1922), дающий начало важнейшим темам творчества писателя. Начав повествовать о "великом проломе не в одном человеческом сердце" на примере маленького села Петушихи, Л. Леонов в последующем творчестве будет говорить о "проломе" в душе целой нации и цивилизации.

2. Роман Л. Леонова "Пирамида" представляет итог последовательного движения писательской мысли. Эскизы многих фрагментов "Пирамиды", лишь контурно созданные в романах 20-30-х годов, оформляются окончательно в "Пирамиде".

Большинство героев "Пирамиды" имеет предшественников в ранее написанных произведениях.

3. В жанровом отношении "Пирамида" Л. Леонова представляет собой социально-философский фантасмагорический роман с определенной ролью в нем элементов различных эпических форм: притчи, жанра житий и хождений, мениппеи, полифонического романа, семейно-бытового повествования и других.

4. Стремление автора найти "формулу" для объяснения трагических катаклизмов истории человечества приводит Леонова к использованию на идейно-образном уровне мотивов апокрифа Еноха, особенно в плане разработки проблемы нравственного и физического совершенствования человека.

5. Возведенное в ранг символа заглавие итогового романа Леонова отражает авторскую мысль о вечном стремлении человека ввысь, о незыблемости вечных приоритетов и непреходящем значении культурного наследия. Пирамида олицетворяет формулу пути человечества, пришедшую на смену спирали как диалектического принципа развития, и является одновременно оригинальной моделью мироздания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации приведен детальный сопоставительный анализ "Пирамиды" с рассказами 20-х годов, романами "Вор", "Соть", "Скутаревский", "Дорога на Океан", "Русский лес".

В диссертации впервые проводится развернутое сопоставление мотивов Книги Еноха с романом Леонова "Пирамида". В опубликованных ранее работах авторы не делали ссылок непосредственно на текст апокрифа, ограничиваясь цитатами из энциклопедии "Мифы народов мира". Приведенные многочисленные цитаты из первоисточника позволяют лучше понять, почему именно в апокрифе Еноха Леонов видит "уплотненное" выражение истории человечества. Связи различ-

ных вариантов апокрифа с художественной структурой "Пирамиды" прослеживаются на идейном, сюжетном, образном уровнях.

Определение специфики романного жанра и трактовка заглавия "Пирамиды" ведется с учетом публицистических выступлений писателя, а также имеющихся в современном литературоведении новых подходов к решению подобных задач.

Практическая значимость проведенной работы. Полученные результаты могут быть использованы в качестве комментариев при подготовке академического издания "Пирамиды", при разработке общей историко-литературной концепции, в создании научной эстетической системы Л.М. Леонова, в курсе лекций по истории русской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах на филологических факультетах.

Основные положения диссертации апробированы в шести публикациях. Материалы исследования докладывались и обсуждались на Третьих международных Замятинских чтениях (Тамбов, 1997), на конференциях преподавателей и молодых ученых Тамбовского университета (Тамбов, 1997, 1998), на заседаниях кафедры истории русской литературы Тамбовского университета. Результаты исследования использовались на семинарских занятиях по курсу "История русской литературы XX века", в спецкурсе "Концепция времени в романном творчестве Л. Леонова", на занятиях аспирантского семинара для студентов.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение и библиографию, состоящую из 193 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сорокина, Наталия Владимировна

Заключение.

1. Термин В.А. Ковалева. См.: Ковалев В.А. Леонид Леонов. Семинарий. М.: 1982. С. 37

2. Цит. по: Ковалев В.А. В ответе за будущее. М.: Современник, 1989. С. 45.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сорокина, Наталия Владимировна, 1998 год

Библиография.

I.

1. Леонов Л.М. Собр. соч.: В 10-ти т. М.: Художественная литература, 1982-1984.

2. Леонов Л.М. Пирамида: Роман-наваждение в 3-х частях. М.: Наш современник, 1994. Вып. 1-3.

3. Леонов Л.М. "Стремителен бег времени" //Литературная газета. 1957. 5 сентября.

4. Леонов Л.М. "По координатам жизни" //Вопросы литературы. 1966. №6. С. 95-106.

5. Леонов Л.М. "Разум всегда постигает только то, что уже знает душа" //Мастерская. Уроки литературного мастерства. Вып.1. М.: Молодая гвардия, 1975. С. 21-29.

6. Леонов Л.М. "Искать человека"//Литературная учеба. 1978. № 4. С. 146-151.

7. Леонов Л.М. Литература и время. М.: Советская Россия, 1983. -368 с.

8. Леонов Л.М. "Мысли, которые необходимо высказать" //Литературная газета. 1985. 20 ноября.

9. Леонов Л.М. "Для разрешения вопросов войны и мира одного оптимизма явно недостаточно": Раздумья писателя о человеке и человечестве// Советская Россия. 1987. 1 января.

10. Леонов Л.М. "Лоция, по которой идти" (Беседа с писателем. Записала Т.Земскова) // Литературная Россия. 1987. 5 июня.

11. Леонов Л.М. "Формула человека"//Литературная газета. 1987. 8 июля.

12. Леонов Л.М. "Человеческое, только человеческое" //Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 3-25.

13. Леонов Л.М. "Вслух о предстоящем" //Литературная газета. 1989. 31 мая.

14. Леонов Л.М. Предварительные итоги. Монолог середины 70-х //Литературная газета. 1994. 21 сентября.

II.

1. Библейская энциклопедия: В 2-х т. Репринтное воспроизведение издания. М.: ЫВ-ргеББ. Центурион. АПС, 1991.

2. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета: Канонические в 2-х т. Л.: Сев.-Зап. Библейская комиссия и др., 1990. Т. 1.- 573 е.; Т. 2. -621 с.

3. Материалы и заметки по старинной славянской литературе Матвея Соколова. Вып. 3. Славянская книга Еноха. Текст с латинским переводом //Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1899. Кн. 4. С. 1-1У+ 1-112.

4. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1982. С.435-436.

6. Памятники отреченной русской литературы. Собраны и изданы Н. Тихонравовым. Т.1. СПб, 1863.

7. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. - 309 с.

8. Смирнов А. Книга Еноха. Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифичческой книги Еноха. Казань, 1888.-487 с.

9. Соколов М.И. Славянская книга Еноха Праведного. Тексты, латинский перевод и исследование //Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1910. Кн. 4. С. 1-IV+109-182 + 1-167.

1. Авдеева О. Мироздание по Леонову //Советская Россия.-1995.8 августа.

2. Агеносов В.В. Советский философский роман. М.: Изд-во "Прометей" МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. - 300 с.

3. Алабин А. Леонид Леонов возвел себе "Пирамиду" //Коммерсантъ-Оайу.1994. 7 июля.

4. Алешкин П. Мой Леонид Леонов //Наш современник. 1995. № 6. С. 169-185.

5. Белая Г. Ранний Леонов (Эволюция метода) //Вопросы литературы. 1970. №7. С. 45-61.

6. Бенькович М.А. Эволюция форм авторской активности в романах Л. Леонова ("Вор", "Дорога на Океан", "Русский лес") //Ученые записки Московского гос. пед. института им. В.И. Ленина. № 222. Русская литература XX века. Советская литература. М., 1964. С. 173-196.

7. Бердников Г. О мироздании и судьбах человеческих //Литературная Россия. 1985. 31 мая. С. 14.

8. Богуславская 3. Леонид Леонов. М.: Сов. писатель, 1960.-240 с.

9. Болховитинов В. Талантлив на всю жизнь //Наука и жизнь. 1979. № 5 . С. 44-48.

10. Большой мир. Статьи о творчестве Леонида Леонова. М.: Московский рабочий, 1972. - 536 с.

11. Варламов А.Н. Наваждение Леонида Леонова //Москва. 1997. № 4. С. 140-149.

12. Варламов А.Н. "О дне же и часе том никто не знает..." Апокалиптические мотивы в русской прозе XX века //Литературная учеба. 1997. № 5-6. С. 69-77.

13. Варламов А.Н. Сумерки литературы //Книжное обозрение "Ех НЬш" НГ. 1997. 18 декабря. С. 3.

14. Верность человеческому. Нравственно-эстетическая и философская позиция J1. Леонова. М.: Наследие, 1992. - 143 с.

15. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.

16. Власов С. Леонов Леонид: "Чудо открывается только чистому человеку". Встречи с классиком русской литературы //Культура. 1994. 10 сентября.

17. Власов Ф. Поэзия жизни. М.: Советская Россия, 1961. - 344 с.

18. Воронский А.К. Библиографический указатель. Тамбов, 1984.-11 с.

19. Воронский А.К. Избранные статьи о литературе. М.: Худ. литература, 1982. - 527 с.

20. Воронский А.К. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи. М.: Советский писатель, 1987. - 704 с.

21. Воронский А.К. Литературные типы. Изд. 2-ое, доп. М.: Артель писателей "Круг", 1927. - 268 с.

22. В поисках "золотого иероглифа": Из беседы проф. А.И. Овчаренко с Л.М. Леоновым 19 ноября 1981 года /Публ. О.М. Соловьевой //Наш современник. 1994. № 8. С. 190-192.

23. Вьюгин В.Ю. Роман Л.Леонова "Пирамида". III научный семинар //Русская литература. 1998. № 2. С. 222-228.

24. Гей Н. Идеи, образы и конфликты романа Л. Леонова "Русский лес"//Октябрь. 1954. №6. С. 151-160.

25. Герасимова Л.Е. Прогностическое начало в романе как новая мера его эпичности ("Последняя прогулка" Л. Леонова, "И дольше века длится день" Ч. Айтматова) //Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли. Межвузовский научный сборник. Вып. 1. Саратов, 1984. С. 16-27.

26. Горбачев В. Собирайте духовные силы. К 100-летию Леонида Леонова //Литературная Россия. 1996. 29 марта.

27. Грознова H.A. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Очерки. Л.: Наука, 1982.

28. Грознова H.A. "Форму диктует практическая цель художника..." (Эстетические взгляды Л. Леонова) //Творческие взгляды советских писателей. Л.: Наука, 1981. С. 5-43.

29. Гусев В. О серьезности. Взгляд на русскую литературу на 1997 год //День литературы. Спец. выпуск газеты "Завтра". Октябрь. 1997. № 4.

30. Дементьев В. Смена календарей //Литературная Россия. 1997. № 4.

31. Десятников В. Леоновскими дорогами: К творческой биографии Л.М. Леонова //Молодая гвардия. 1990. № 4. С. 249-267 .

32. Десятников В. Леоновскими дорогами: К творческой биографии Л.М. Леонова //Молодая гвардия. 1992. № 10. С.236-252.

33. Десятников В. Нет дороже слова "Отчизна" (Леоновскими дорогами) //Молодая гвардия. 1996. № 12. С. 235-247.

/34. Ершов Л.Ф. Проблема войны и мира в современной советской прозе //Русская литература. 1985. № 1. С.7-21.

35. Ершов Л.Ф. Русский советский роман (Национальные традиции и новаторство). Л.: Наука, 1967. - 340 с.

36. Ершов Л.Ф. Социально-философский роман 70-80 годов //Литература в школе. 1987. № 5. С. 5-15.

37. Запевалов В.Н. Всесоюзная научная конференция "Леонид Леонов. Судьба цивилизации в XX веке и гуманистические ценности" //Русская литература. 1989. № 4. С. 231 -237.

38. Зюганов Г. "Россия - страна слова" (Беседа кандидата в президенты с писателем В. Бондаренко) //Советская Россия. 1996. 25 апреля.

39. Из творческого наследия русских писателей XX века. Шолохов, Платонов, Леонов. СПб: Наука, 1995. - 501 с.

40. Казинцев А. Свидетель (К 95-летию со дня рождения Л.М. Леонова) //Наш современник. 1994. № 6. С.182-189.

41. Как запрещали пьесу Л.М. Леонова "Метель". Публ. документов подготовил В. Дементьев и др. //Известия ЦК КПСС. 1991. № 8. С. 141-143.

42. Как Леонид Леонов клеветал на советскую действительность //Литературная газета. 1997. 8 октября.

43. Каназирска М."От.сердца, разума и гражданской совести". Беседы Л. Леонова с болгарскими писателями //Наш современник. 1979. №5. С. 181-184.

44. Карцов А. Пророчества Леонида Леонова //Российская газета. 1994. 28 мая.

45. Кедрина 3. Жизнь идеи в образе //Кедрина 3. Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1956. С.47-129.

46. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: 11ЕРЬ-Ьоок, 1994. - 608 с.

47. Ковалев В.А. В ответе за будущее: Леонид Леонов. Исследования и материалы. М.: Современник, 1989. -302 с.

48. Ковалев В.А. Из творческой истории романа "Русский лес" Л. Леонова //Вопросы советской литературы. Сб. 6. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 328-376.

49. Ковалев В.А. Леонид Леонов: Семинарий. М.: Просвещение, 1982. -192с.

50. Ковалев В.А. Проблемы изучения творчества Леонова //Русская литература. 1963. № 1. С. 215-226.

51. Ковалев В.А. Романы Леонида Леонова. М-Л: Изд-во АН СССР, 1954.-400 с.

52. Ковалев В.А. Творчество Леонида Леонова. К характеристике творческой индивидуальности писателя. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962.-320 с.

53. Ковалев В.А. Этюды о Леонове. М.: Современник, 1978. - 326 с.

54. "Когда погребают эпоху...": Светлой памяти Л.М. Леонова. Слова, произнесенные над гробом Л.М. Леонова 9 августа 1994 года //Наш современник. 1994. №9. С. 175-179.

55. Кожемяко В. Перед уходом в вечность. Часы и минуты из последних ста земных дней Л. Леонова //Правда. 1995. 9 августа.

56. Кожемяко В. "Успеть бы задержаться человечеству на крутом спуске" //Правда. 1994. 5 мая.

57. Кожинов В. Статьи о. современной литературе. М.: Советская Россия, 1990. - 544 с.

58. Комиссия по наследию Л.М. Леонова //Литературная Россия. 1995. 22 декабря.

59. Коничев К. Русский самородок. Повесть о Сытине. Лениздат, 1966. - 328 с.

60. Корниенко Н. "...Расстояние до истины" в целую жизнь. О последнем романе Леонида Леонова //Литературное обозрение. 1995. № 6. С. 42-48.

61. Краткая литературная энциклопедия : В 9-ти т. / Гл. ред. А. Сурков. М.: Сов. энциклопедия, 1964.

62. Крылов В.П. О Леониде Леонове на фоне "Пирамиды" //Север. 1995. № 8. С. 124-130.

63. Крылова Н.В. "Сомнений полон ваш ответ" (Размышления над страницами новых произведений Л. Леонова) //Север. 1988. № 6. С. 103-110.

64. Кузнецов М. Советский роман (Статьи, портреты). М.: Советский писатель, 1986. - 416 с.

65. Куренная Н.М. Природа - человек - культура в творчестве Л. Леонова //Натура и культура. 1997. С. 216-221.

66. Курова К.С. Сочинитель и его герой в романе Леонова "Вор" //Русская литература. 1970. №4. С. 165-172.

67. Куусберг П. Исследователь глубин человеческой души //Новый мир. 1979. №5. С. 250-251.

68. Ларионов А. Ему трудиться наравне с живыми //Слово. 1994. №1112. С. 2-6.

69. Лежнев А. Леонид Леонов //Печать и революция. 1926. № 7. С. 9098.

70. Лежнев А. Литературный обзор //Печать и революция. 1925. № 3. С. 119-125.

71. Леонид Леонов. Грани творчества. Сб. научных статей / Под ред. проф. А.А. Петишева. Бирск, 1995. -98 с.

72. Леонид Леонов и современность. Сб. статей / Под ред проф. П.А. Бугаенко и проф. В.А. Ковалева. Саратов, 1982. - 133 с.

73. Леонид Леонов. Творческая индивидуальность и литературный процесс. Л.: Наука, 1987. - 312 с.

74. Литературное наследство. Т.70. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

75. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и Л.А. Николаева. М.: Энциклопедия, 1987. -752 с.

76. Лобанов М. Блестинка наследия //Лобанов М. Надежда исканий. Литературно-критические статьи. М.: Современник, 1978. С. 241254.

77. Лобанов М. Бремя "Пирамиды" //Молодая гвардия. 1994. № 9. С. 137-150.

78. Лобанов М. Роман Л. Леонова "Русский лес". М.: Советский писатель, 1958. -216 с.

79. Лысов А. Апокриф XX века. Миф о "размолвке начал" в концепции творчества Л. Леонова (из бесед с писателем) //Русская литература. 1989. № 4. С. 53-69.

80. Лысов А. Леонид Леонов о Сергее Есенине (Из бесед с писателем) //Литературная учеба. 1996. № 3. С. 95-108.

81. Лысов А. О библейской культуре в творчестве Л. Леонова //Literatura. Вильнюс, 1980. Вып. ХХЩ2). С. 64-77.

82. "Люлька, в которой взлелеян..." Беседа с Леонидом Леоновым //Наука и жизнь. 1966. № 10. С. 44-49.

83. Матушкина В.И. Е.Замятин и Л. Леонов //Кредо. 1994. № 8. С. 4-16.

84. Матушкина В.И. Е.Замятин и Л.Леонов (к вопросу об эстетических взглядах) //Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: В VI кн. /Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Кн. II. Тамбов, 1994. С. 82-86.

85. Машбиц-Веров И. Л. Леонов. Рассказы. Барсуки //Известия. 1925. 24 сентября.

86. Мещерский М.А. К вопросу об источниках славянской книги Еноха //Краткие сообщения института народов Азии. 86. История и филология Ближнего Востока. Семитология. М.: Наука, 1965. С. 72-78.

87. Мещерский М.А. К истории текста славянской книги Еноха (Следы памятников Кумрана в византийской и старославянской литературе) //Византийский временник. Т. XXIV. М.: Наука, 1964. С. 91-108.

88. Мировое значение творчества Леонида Леонова. Сборник статей. М.: Современник, 1981. - 367 с.

89. Михайлов О.Н. Думая о Леонове //Литературная Россия. 1989. 26 мая.

90. Михайлов О.Н. Космология Леонова //Москва. 1979. № 5. С.75-83

91. Михайлов О.Н. Леонид Леонов. М.: Советская Россия, 1986. - 128 с.

92. Михайлов О.Н. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. Очерк. М.: Советский писатель. 1987. - 272 с.

93. Муриков Г. Огонь внутри //Наш современник. 1997. № 10. С. 241247.

94. Назаренко М. Утоли мои печали. Рассказы. М.: Вознесенский РИФ АОЗТ "Альянс", 1993. - 177 с.

95. Наказание временем: Философские идеи в современной русской литературе. М.: Роу, 1992.

96. Нас объединила "Пирамида" //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Филология. Вып. 1.Изд-во Волгоградского гос. университета, 1997. С. 108-110.

97. Негатив, проявленный вечностью. Беседа с писателем JT.M. Леоновым //Литературная газета. 1994. 2 июня.

98. Нечаева А. Автограф 70 лет спустя //Вечерняя Москва. 1994. 12 мая.

99. "...0 возлюбленное мое отечество!" Из писем Л. Леонова к Евг. Суркову //Москва. 1995. № 10. G. 178-184.

100.0 Леонове. Сборник / Ред.-сост. В. Чивилихин . М.: Современник,1979. - 272 с.

101.Овсянников И.И. "Мы шли покорять мир". Документальная повесть об Александре Воронском. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. издательство, 1992. - 215 с.

Ю2.0вчаренко O.A. Роман Леонида Леонова "Пирамида" и мировая литература //Наш современник. 1994. № 7. С. 185-192.

ЮЗ.Овчаренко O.A. "Ума и рук не хватает обнять Россию...": Роман Л. Леонова "Пирамида" и русская идея //Москва. 1994. № 9. С. 147150.

Ю4.0клянский Ю. Космос Леонида Леонова //Высшее образование в России. 1995 №4. С. 95-109.

105.Осипов А.Н. Основы фантастоведения. М., 1989. 128 с.

Юб.Перхин В. "Я хотел сказать о праве на Родину..." У истоков романа Л. Леонова "Пирамида" //Москва. 1994. № 9. С. 141-147.

Ю7.Петишев A.A. Изучение романов Леонида Леонова 20-30-х годов в вузе. Учебное пособие по спецкурсу. Бирск, 1991. - 70 с.

108.Платошкина Г.И. Легенды и притчи в произведениях Леонида Леонова //Русская литература. 1981. № 2. С. 45-47.

Ю9."Помпейские слепки". Леонид Леонов о проблемах культуры и культурного наследия. Запись беседы и комментарии к ней А.Г. Лы-сова//Москва. 1983. № 10. С. 183-191.

ПО.Порман Р.Н. Леонид Леонов. Проблемы метода и мастерства. Лекции спецкурса для студентов-филологов. Пермь, 1976. - 112 с.

Ш.Прокушев Ю. Дорога на океан //Прокушев Ю. Мир художника. М.: Просвещение, 1980. С. 193-203.

112.Проскурин П. Устремленность в будущее //Правда. 1974. 31 мая.

113.Ромов С. Встречи с Леонидом Леоновым //Литературная газета. 1930. 24 сентября.

114.Ростовцева И. "Здесь со своей болью обитаю я...": Из бесед с писателем Леонидом Леоновым //Российская провинция. 1995. №5. С. 65-73.

115.Ростовцева И. Прогулки с Леоновым, или Восхождение к "Пирамиде" //Труд. 1995. 7 апреля.

116.Саватеев В. Лес и пирамида Леонида Леонова: К 95-летию со дня рождения//Культура. 1994. 28 мая.

117.Селивановский А. "Дорога на Океан" Леонида Леонова //Литературный критик. 1936. № 3. С.96-109.

118.Сердюченко В. Могикане: Заметки о прозе "отцов" в постсоветской литературной ситуации //Новый мир. 1996. № 3. С. 217-224.

119.Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л.: Наука, 1987. С.40-41.

120.Словарь литературоведческих терминов /Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974.

121.Слово к молодым. М., 1985. -280 с.

122.Смирнов К. В защиту здравого смысла. Диалог с Леонидом Леоновым, не опубликованный 7 лет назад //Известия. 1994. 21 сентября.

123.Смирнова А.И. Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте "антологии предупреждений" //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Филология. Вып.1. Изд-во Волгоградского гос. университета, 1997. С. 94-100.

124.Советские писатели. Автобиографии. В 2-х т. T.l. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. С. 660-666.

125.Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978.-694 с.

126.Современный советский роман : философские аспекты. Сб. статей / Отв. ред В.А. Ковалев. М.: Наука, 1979. - 262 с.

127.Соловьева О. Встречи с Л. Леоновым //Москва. 1987. № 9. С.188-193.

128.Станиславлева В.Н. Л. Леонов - публицист (О своеобразии творческой индивидуальности художника). М.: Изд-во Московского университета, 1974. - 200 с.

129.Старикова Е.В. Леонид Леонов. Очерки творчества. М.: Художественная литература, 1972. - 336 с.

130.Старикова Е.В. Л. Леонов о писательском труде//Знамя. 1961. №4. С. 177-189.

Ш.Старцева А. Образы-символы в творчестве Леонида Леонова //Русская литература. 1961. № 1. С. 104-119.

132."Страна философов" Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 2. По материалам второй Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А. Платонова. 1719 октября 1994 года. М.: Наследие, 1995. - 336 с.

133.Стрелкова И. Читая "Пирамиду" //Литературная Россия. 1995. №1-2.

134.Соколов М. Феникс в апокрифах об Энохе и Варухе //Новый сборник статей по славяноведению /Сост. и изд. учениками В.И. Ламан-ского при участии их учеников по случаю 50-летия его ученой литературной деятельности. СПб, 1905. С. 395-405.

135.Сурков Е. Проблемы века - проблемы художника. О развитии и своеобразии леоновского гуманизма //Знамя. 1968. № 10. С. 219235; Знамя. 1968. № 11. С. 230-243.

136.Суровцев Ю. Возвращение к человечеству //Дружба народов. 1961. № 7. С. 230-236.

137.Тальников А. Литературные заметки //Красная новь. 1929. № 1. С. 234-250.

138.Творчество Леонида Леонова. Исследования и сообщения. Встречи с Леоновым / Под ред. В.А. Ковалева. Л.: Наука, 1969. - 548 с.

139.Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. Кн. 2. М.: Наука, 1964. - 486 с.

140.Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль произведения. Литературное развитие. Кн. 3. М.: Наука, 1965.-504 с.

141.Тихонов А. "...на всю жизнь талантливый" //Новый мир. 1979. № 5.- С. 249-250.

142.Трофимов А. Все благодарно вспомнится //Слово. 1994. № 11-12. С. 10-12.

143.Федоров С. Нетрадиционные мысли //Тамбовская жизнь. 1997. 11 сентября.

144.Федь Н. Диалектика русской литературы //Молодая гвардия. 1995. №9. С. 254-319.

145.Федь А. Есть ли сегодня литература? //Слово. 1996. № 9-10. С. 5361.

146.Финк Л. Уроки Леонида Леонова. Творческая эволюция. М.: Советский писатель, 1973. - 410 с.

147.Харитонов А. Второй семинар по роману Л.М. Леонова "Пирамида" в Пушкинском Доме //Русская литература. 1997. № 3. С. 223-227.

148.Харитонов А. Семинар по роману Л.М. Леонова "Пирамида" в Пушкинском Доме //Русская литература. 1996. № 4. С. 227-230.

149.Харламов С. Тайна света, идущего изнутри //Слово. 1994. № 11-12. С. 6-10.

150.Харчевников A.B. Роман Л. Леонова "Дорога на Океан". Алексей Курилов и концепция человека будущего //Русская литература. 1985. № 1.С. 126-139.

151.Haijan G. Leonid Leonov. A critical Study. Toronto, 1979. - 225 c.

152.холопов Б. Леонид Леонов: "He наступить пятой на лицо Бога..." Вспоминая разговор тридцатилетней давности //Дружба народов. 1994. №7. С. 160-168.

153.Хрулев В.И. Мысль и слово Л. Леонова. Саратов, 1989. - 187 с.

154.Хрулев В.И. Сопутствующие символы и знаки в прозе Л. Леонова //Поэтика русской прозы XX века. Уфа, 1995. С. 135-153.

155.Чалмаев В. Победы в пути. Характер и слово в современной прозе //Литературная Россия. 1975. 7 ноября.

156.Шуртаков С. Подводя итоги: О "Пирамиде" Леонида Леонова //Наш современник. 1997. № 2. С. 152-160.

157.Щеглов М. "Русский лес" Леонида Леонова //Новый мир. 1954. № 5. С. 220-241.

158.Якимова Л.П. Мотив блудного сына в романе Л. Леонова "Пирамида" //"Вечные" сюжеты русской литературы ("блудный сын" и другие). Новосибирск, 1996. С. 157-171.

159.Якимова Л.П. Мотив пирамиды и котлована в романе Л. Леонова "Пирамида" //Гуманитарные науки в Сибири. Серия филологическая. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1996. № 4. С. 3-12.

160.Якимова Л.П. Мотив сделки человека с дьяволом в романе Л. Леонова "Пирамида" //Роль традиции в литературной жизни эпохи. Новосибирск, 1995. С. 146-159.

161.Якимова Л.П. Проблемы, картина и образ искусства в романе Л. Леонова "Пирамида" //Гуманитарные науки в Сибири. Серия филологическая. Новосибирск, 1995. № 4. С. 3-10.

IV.

1. Бавинова И.Е. Проза A.A. Кима в контексте современного литературного процесса и культурных традиций. Дис. ...канд. филол. наук. М., 1997.-150 с.

2. Богачева O.B. Роман J1.M. Леонова "Пирамида" и нравственно-философские мотивы русской прозы 1980-х гг. Автореферат дис. ... канд. филол. наук. СПб, 1997. - 18 с.

3. Варламов А.Н. Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века. Дис.... канд. филол. наук. М., 1997. - 204 с.

4. Герасимчук В.А. Философские романы Л. Леонова 20-30-х годов

(Проблематика, жанр, поэтика). Автореферат дис.....канд. филол.

наук. Киев, 1989.-24 с.

5. Исаев Г.Г. Леонид Леонов - литературный критик, историк литературы и публицист: проблемы становления и развития. Дис. ... докт. филол. наук. Душанбе, 1991. 531 с.

6. Компанеец В.В. Русская социально-философская проза 1970-80 годов (нравственный и психологический аспекты изображения человека). Дис.... докт. филол. наук. Волгоград, 1994. - 325 с.

7. Петишев A.A. Человек и современный мир в романном искусстве Л. Леонова. Дис.... докт. филол. наук. Бирск, 1991. - 399 с.

8. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза 1960-1980 годов: философия, мифология, поэтика. Дис. ... докт. филол. наук. Уфа, 1995.-376 с.

9. Хрулев В.И. Художественное мышление Леонида Леонова. Дис. ... докт. филол. наук. Уфа, 1990. - 414 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.